Врач тибетской медицины. Г.Пекин: Тибетский центр традиционной медицины. Как сочетать лечение методами тибетской медицины и физическую нагрузку




1 561 0 Здравствуйте! Из статьи вы узнаете, на каких принципах основывается тибетская медицина, в чём её особенности и какие методы лечения она использует, с какими заболеваниями она помогает справляться, какого образа жизни рекомендует придерживаться. В статье вы также найдёте примеры рецептов для здоровья и информацию о типах конституций людей, выделяемых этим направлением медицины.

Что такое тибетское лечение

История возникновения тибетской медицины, несмотря на наличие документальных доказательств, находится под покровом тайн. По легенде наука исцеления берёт своё начало с божественного происхождения. Официально медицина Тибета сформировалась более двух тысяч лет назад с появлением письменности, когда накопленные знания и опыт были внесены в медицинские трактаты.

На Тибете соприкоснулись древние культуры Индии и Китая. Поэтому медицина включила в себя их традиции, дополнив собственным опытом. Так образовалась новая наука врачевания.

До сих пор это уникальное целительство до конца не изучено. Одно достоверно - наука опирается на то, что здоровье человека неразрывно связано с окружающим миром. Причиной болезней являются три виновника: ветер, жёлчь и слизь.

Классический трактат «Чжут-ши» учит тому, что человек - микрокосмос со всеми законами мироздания, а здоровье - не комфортное состояние, а выражение его гармонии и совершенства.

Книга даёт наставления по правильному образу жизни:

  • рассказывает, как приспособиться к смене сезонов;
  • узнать свой конституционный тип;
  • достичь долголетия;
  • предлагает методы диагностики, лечения;
  • даёт советы по изготовлению сборов, в состав которых входит до 60 наименований сырья растительного, животного и минерального происхождения.

Усилия тибетских врачевателей сводятся к выявлению, устранению источника заболевания, который кроется в неустойчивом психоэмоциональном состоянии. Они считают, что все остальные причины вторичны. В этом главное отличие тибетской медицины от западной, где врачи лечат конкретную болезнь и органы, в первую очередь устраняя симптоматику.

Тибетские методы лечения

Перед тем как приступить к лечению, проводится опрос, осмотр пациента. Далее диагностируется пульс. По полученным результатам врач способен определить заболевание даже на начальном бессимптомном этапе. В Тибете существуют тысячи целебных рецептов, более 100 практик нелекарственной терапии.

К методам лечения относятся:

1. Лекарства.

Особенность исцеления препаратами заключается в 100-процентной натуральности. Ошибочно считать их фитосборами, так как состав более обширный. Кроме всех частей растений, они включают минеральную соль, воду, драгоценные камни, металлы. А также смолы, глину, вещества животного происхождения, к которым относятся насекомые, пресмыкающиеся, рога, кости.

В зависимости от того, что является причиной заболевания - ветер, жёлчь или слизь, лекарства имеют определённый вкус. В первом случае препарат остро-солёный. Для жёлчи подойдут сборы, составленные из горьких, вяжущих и сладких ингредиентов. Слизь нормализует комбинация кислых, солёных, острых вкусов.

Большое количество компонентов в составе обусловлено разным влиянием и нивелировкой побочного явления одного средства другим.

Перед сбором сырья целители произносят молитвы, спрашивают разрешения у Бога на заготовку. Выбирается подходящее время суток, направление склона. На протяжении всех этапов приготовления препарата, читаются мантры, благословляются лекарства, их потребители.

Лечение проходит от нескольких месяцев до нескольких лет. При этом рекомендуется вести правильный образ жизни, соблюдать диету.

2. Травяные ванны.

В воду добавляют настои лечебных тибетских трав.

Ванны оказывают следующее действие:

  • улучшают кровообращение;
  • активизируют работу сальных и потовых желёз;
  • приводят в тонус мышечную ткань.

Основное действие - нормализация циркуляции энергии по каналам.

При процедуре, на которую отводится полчаса, возможно учащение сердцебиения, одышка, онемение конечностей. Вывод токсинов даёт побочные эффекты в виде слабости, головокружения.

Дискомфорт проходит после окончания приёма ванны.

3. Растирание.

Этот метод наложения мазей и кремов на кожные покровы популярен у местного населения. По учению тибетской медицины, процедура способствует успокоению, поднятию настроения. Мягкие движения целителя снимают накопленную усталость, нормализуют сон.

4. Прижигание полынью.

Воздействие происходит на определённые точки при болезнях желудка, эпилепсии, отёках, нервных расстройствах.

5. Бесконтактный массаж.

Особенность методики заключается во взаимодействии с больным посредством энергетических волн, исходящих из рук. Проникая через кожу, импульсы лечат внутренние органы.

Массаж является частью . Эффекта добиваются при полном доверии к мастеру, вхождении с ним в энергетический контакт.

6. Звуковой массаж.

Процедура приводит разум, душу и тело в гармонию посредством вибрации поющих чаш. В короткие сроки восстанавливается нервная система, проходит депрессия, повышенное кровяное давление. Массаж подходит для реабилитации после психических травм, а также здоровым людям, желающим поднять уровень жизненной энергии, восполнить силы. Звук, исходящий от чаш, открывает энергетические чакры, проясняет мышление.

К методам тибетской медицины относятся: практика наложения рук, коррекция психики, снятие блокировок. Популярно целительство взглядом, мыслью, минералами, рефлексотерапия.

Лечение исключает грубое вмешательство в функционирование организма. Оно направлено на мягкую коррекцию, стимуляцию жизненной энергии, зависящей от образа жизни, питания, психического равновесия пациента.

Тайны тибетской медицины

Скорректированное питание по тибетской медицине укрепляет организм, восстанавливает нарушенные функции:

  • Употребление ухи полезно ослабленным людям.
  • Цитрусовые снижают артериальное давление.
  • Курага влияет на мужскую силу.
  • Чтобы избавиться от одышки, нужно каждое утро пить парное молоко.
  • Яблоки лечат сосуды, клюква - гастрит, а ежедневное употребление земляники избавляет от камней в печени.

Народ Тибета каждое утро натощак выпивает чашку горячей воды. Она гасит огонь, уничтожает болезнетворные микроорганизмы. Этот незамысловатый приём приводит к увеличению продолжительности жизни минимум на 10 лет.

На этом тайны тибетской медицины не заканчиваются. Силы черпают не только из продуктов питания.

  1. Тибетская наука врачевания учит, что у каждого человека есть свой минерал, дерево, цветок, животное, число. Нужно избегать растений, вытягивающих энергию (клён, рябина, ольха). К магическим цветам относится герань, пион, вереск. Энергию дают дуб, кедр, сосна, пихта.
  2. Тибетские врачи учат пациентов расслабляться, ведь в этом состоянии в крови нейтрализуются токсины, реже случаются переломы и вывихи.
  3. Рекомендуется ложиться спать на голодный желудок. Нельзя поворачиваться на левый бок, так как дыхание через правую ноздрю приводит к нагреванию мозга, бессоннице.

Лечение тибетскими методами может продолжаться до пяти лет, при этом оздоровляются все системы организма, человек приобретает душевное равновесие.

Тибетская медицина имеет один существенный недостаток. Она не помогает при острых заболеваниях, требующих быстрого реагирования, и при оперативных вмешательствах.

Что говорит тибетская медицина о мирских законах

Теория медицины признаёт следование мирским законам за основу добродетели. Человек будет здоров, если:

  • думает, прежде чем что-то сделать;
  • отказывается от плохих дел, как бы к ним ни подталкивали;
  • совершает положительные поступки;
  • не даёт спуску врагам;
  • уважает старших, власть, родственников, учителей;
  • не таится от любящих людей;
  • бережёт дружбу;
  • делает выводы из услышанного;
  • не торопится, твёрд в убеждениях.

Если придерживаться этих правил, человека не будут мучить душевные терзания, он проживёт долго с ясным разумом, здоровым телом.

Восточно-тибетская медицина эффективна при исцелении от многих заболеваний, даже хронических, которые не лечат западные врачи. К ним относятся:

  • неврозы, депрессии, мигрени;
  • склероз, гипотония, вегетососудистая дистония;
  • болезни сердца, атеросклероз, варикоз;
  • тонзиллит, бронхит, туберкулёз, астма;
  • гепатиты, камни в жёлчном пузыре, холецистит;
  • цирроз печени;
  • заболевания желудочно-кишечного трактата;
  • разбалансировка эндокринной системы;
  • подагра, артрозы, артриты;
  • дерматиты;
  • болезни мочеполовой системы;
  • сахарный диабет второго типа.

Лечение сахарного диабета

Тибетская медицина при диабете направлена на восстановление работы лимфодренажной системы, поджелудочной железы. Болезнь чаще поражает людей с конституцией Жёлчь и Слизь. Первые страдают от лишнего веса, имеют неуравновешенный характер, вторые склонны к полноте, добродушны и медлительны. Нужно заметить, что лечению поддаётся только диабет второго типа.

Для избавления от болезни выполняют следующие рекомендации:

  • исключают из рациона пищу острую и жирную, уксус, хлеб;
  • не употребляют сладости из белого сахара;
  • кушают фрукты, сырые овощи.

Эти правила подходят для уменьшения жёлчи. Чтобы изменить слизь, нужно пить имбирный чай, применять сыроедение, готовить пищу на пару.

Лечение артрозов, артритов

Тибетская медицина для суставов незаменима. Она снимает боли при обострениях, восстанавливает ткани в стадии ремиссии.

Для лечения артритов, артрозов используются:

  • натуральные хондропротекторы;
  • моксотерапия (прогрев активных точек);
  • иглоукалывание;
  • точечный массаж;
  • очищение организма рисом;
  • растирание мазями;
  • стоунтерапия.

Лечение камней

От заболевания желчекаменной болезнью западная медицина избавляет оперативным вмешательством по удалению жёлчного пузыря. Тибетские врачи бережно и долго направляют усилия на размягчение, растворение камней, а также восстановление функции клеток печени.

Астма

При бронхиальной астме лечение европейских медиков ограничивается назначением гормональных препаратов, которые снимают спазмы, воспаление, но не устраняют причину заболевания. Тибетская медицина рассматривает астму как состояние организма, кровь которого недостаточно очищается из-за плохой работы печени.

На болезнь также влияет скопление слизи и нервное возбуждение. Поэтому лечение проходит комплексно, затрагивая нервную систему, печень, лёгкие. Назначаются натуральные сборы для улучшения пищеварения.

Принципы образа жизни, предлагаемые тибетской медициной

Тибетские врачи советуют умеренно проявлять такие чувства, как неведение, ненависть и страсть, так как их избыток является источником многих заболеваний. Также следует избегать неприятных, опасных ситуаций, быть осторожным и внимательным.

На основе этих моментов разработаны постулаты правильного образа жизни:

  1. Ночь создана для сна.
  2. Перед тем как отправиться в путь, изучите его.
  3. Держите в чистоте душу, тело.
  4. Не распускайте язык, не изводите собеседника пустой болтовнёй.
  5. Берегитесь стихий огня, воды, опасных мест.
  6. Старайтесь, чтобы желание исполнилось в течение месяца.
  7. Не увлекайтесь алкоголем.
  8. Имейте при себе лекарства от отравлений, простуд, кровотечений.
  9. Не давайте пустых обещаний.
  10. Осмотритесь, прежде чем сесть на землю.
  11. Искупайте плохие поступки хорошими делами.
  12. Расходуйте средства экономно.
  13. Не желайте чужого имущества.

Когда человеком руководит страсть, расстраивается питание клеток тканей, нарушается равновесие жизненной энергии в организме. Если нет доброты, то возникают заболевания сердца, печени и сосудов. От нежелания знать и учитывать особенности своей физиологии, появляются простудные инфекции.

Тибетские врачи считают, что заболеваниям в большей степени подвержены лжецы, убийцы, клеветники, чревоугодники.

Нельзя быть легкомысленным и грубым, красть, завидовать, жалеть о сделанном.

Предупреждение тибетской медицины

  • в ожидании ребёнка;
  • ослабленными, больными;
  • во время месячных.

Частота секса зависит напрямую от сезонности. Весной, осенью с периодичностью через два дня. Зимой количество интимных связей зависит от желания. А летом, во избежание головокружений, других более тяжёлых последствий, можно заниматься любовными утехами не чаще, чем два раза в месяц.

Типы конституций людей

Когда нарушается равновесие между тремя дошами, или конституциями: Ветер, Жёлчь, Слизь, возникают болезни. Наблюдая за людьми, тибетские целители пришли к выводу, что их можно объединить в три группы по характеру, образу жизни, предпочтениям в еде. Далее, тибетская медицина соединила психотипы с физиологией.

Рассмотрим подробнее характеристики типов людей Ветер, Жёлчь, Слизь :

1. Ветер.

Отличительная черта - энергичность и подвижность. Люди этой конституции не терпят однообразия, непредсказуемы в словах и поступках. Имеют хорошую реакцию, мышление, быстро устают и быстро восстанавливаются после непродолжительного отдыха. Частая смена настроения, эмоциональная нестабильность обусловлены тем, что Ветер регулирует нервную систему. Представители типа Ветер сохраняют юношеский вес до старости, склонны к нарушению сна, простудам, беспокойству.

2. Жёлчь.

В основе конституции - стихия огня. Люди этой группы решительны, легко впадают в гнев, сильно переживают неудачи. У них горячие конечности, плотное телосложение, кожа склонна к прыщам. Простудами практически не болеют. Людям Жёлчи всегда жарко, они потеют, их мучает жажда. Болезни, в связи склонностью к перееданиям, связаны с органами пищеварительного тракта. Из-за густой крови повышена склонность к инфарктам, инсультам.

3. Слизь.

К этой группе относятся люди спокойные, уравновешенные. У них полное рыхлое тело, они всё время мёрзнут. Это объясняется тем, что конституции Слизи соответствуют стихии земли и воды. Спят долго, работают медленно и монотонно, дружелюбны. Их болезни - простудные инфекционные заболевания, астма, сахарный диабет. Слизь отвечает за сопротивляемость инфекциям, баланс гормональной системы, метаболизм.

Чаще, человек совмещает 2-3 конституции, но при этом преобладает основная, которая переходит по наследству. В течение жизни из-за болезней, питания, образа жизни тип может поменяться.

Тибетские врачи при назначении лекарств, процедур учитывают психотип, физиологию каждого пациента индивидуально. В первую очередь, интересуются рационом и образом жизни, что позволяет быстрее диагностировать заболевание, эффективно его лечить.

Какие рецепты приводит тибетская медицина для лечения

Тибетская медицина учит, что для поддержания здоровья важен образ мыслей, жизни. Но, несмотря на это, рецепты долголетия, очищенияорганизма широко распространены как в самом Тибете, так и за его пределами.

Рассмотрим состав, технологию приготовления некоторых из них.

1. Травяной очищающий напиток.

Возьмите по 20 г зверобоя, бессмертника, ромашки и берёзовых почек. Залейте сбор 0,5 л кипятка, оставьте на 15–20 минут. Разделите полученный напиток на две части. Пейте в два приёма. Первый — вечером по окончании ужина, второй раз после завтрака на следующий день.

Настой очищает организм от гельминтов, активизирует метаболизм, способствует похудению.

2. Настойка из чистотела.

Свежий чистотел измельчите, выдавите сок. Нам понадобится 10 капель, которые смешивают с 70 мл спирта. Средство начинайте принимать с одной капли перед завтраком, увеличивая количество капель на одну с каждым следующим приёмом пищи. Как только капель станет 15, считайте в обратном порядке.

Целебное снадобье очищает лимфатическую систему.

3. Для чистки сосудов.

Измельчите по 8 лимонов и головок чеснока. В стеклянную банку поместите смесь, залитую водой, оставьте в тёмном месте на 3 дня. По истечении этого срока состав процедите, уберите на холод.

Принимайте напиток по полстакана перед каждым приёмом пищи (3 раза). Когда настойка закончится, сделайте ещё раз в тех же пропорциях.

Настой поддерживает нормальное функционирование кровеносной системы. Стенки сосудов становятся чистыми, увеличивается просвет, что способствует избавлению от гипертонии.

4. Омолаживающий эликсир.

Измельчённые деревянной ступкой 350 г чеснока перекладываются в стеклянную посуду. Туда же поместите 400 мл этилового спирта, закройте плотно ёмкость, уберите в шкаф на 10 суток. Употребляйте за четверть часа до каждого основного приёма пищи, добавив в капли небольшое количество молока. Первый приём - 1 капля, каждый последующий увеличивайте на одну, пока не досчитаете до 15. Далее ведите обратный отсчёт. Через 10 дней повторяйте, пока не закончится эликсир.

Причем часто, при детальном исследовании, информация изложенная в виде легенд подтверждается.

Основой теории тибетской медицины является Аюрведическая медицина. Исторически было принято, что мыслитель излагал знание не от своего имени, а как откровение или свое понимание древних источников. И структура медицинского знания в Аюрведе и тибетских источниках, как видно из первой главы Тантры Основ, приписывается божественному происхождению. В аюрведических сочинениях сообщается, что творцом медицины является Брахма, который передал секреты врачевания богу Праджапати, затем поочередно, Ашвинам, Индре, и, наконец, к мудрецу Бхаратвадже, который, в свою очередь, распространил знание среди индийских мудрецов.

В тибетских сочинениях, с целью передать приоритет буддизму источник знания описан в виде медицинской ипостаси будды Шакьямуни - Бхайшаджья-гуру (см. выше) или другими буддами.

Например, в трактате "Вайдурья-онбо" приводится миф, что раньше люди питались не материальной пищей самадхи. Но один человек сьел выступившее из земли вещество похожее на мед, и у него случилось несварение. Брахма услышав его стенания, посоветовал выпить кипяченой воды. Поэтому первой болезнью считается несварение, первым лекарем - Брахма, а первым лекарством - кипяченая вода. Но по мнению буддистов, Брахма не сам придумал, а вспомнил текст, изложенный ему буддой Шакья Тхубчен.

Аналогично, в другом мифе, раненый в сражении с асурой Раху Брахма вылечил себя, вспомнив медицинский текст изложенный буддой Кашьяпа.

Конкретные методы лечения описанные в "Чжуд-ши", согласно тексту трактата в основном были изложены соответственно: в Индии - лекарственные составы, в Китае - прижигание и лекарственные составы, в стране Дол - кровопускание, в Тибете - исследование пульса и мочи.

Исследование текста "Чжуд-ши" являющегося каноническим, то есть, не подлежащему изменению, показывает, что основными компонентами его являются трактат на санскрите "Аштанга-хридая-самхита" и трактат по исследованию пульса "Сомараджа", считающийся переводом с китайского на санскрит и затем на тибетский язык. Так думает автор "Вайдурья-онбо" - трактата, являющимся комментарием на "Чжуд-ши" и соответствует истории развития тибетской медицины.

Есть также версия, что "Чжуд-ши" был написан на санскрите врачом Дживака Кумара, современником будды Шакьямуни, и затем переведен на тибетский язык.

Однако, кроме этих двух основных источников в тексте "Чжуд-ши" обнаруживаются вставки и параллели из других медицин. В первую очередь это образ жизни и питания из народной тибетской медицины формализованной в структуру знаний "Чжуд-ши". Очевидно, что образ жизни и питания ориентированный на жаркий и влажный климат Индии и Китая не соответствует образу жизни и питания для сухого и холодного климата высокогорья Тибета и Гималаев. И в этом смысле рекомендации тибетской медицины для климата Сибири и России более правильны, чем йоговские и китайские. Например, часто рекомендуется невеждами "по системе йогов" перед сном выпивать большое количество воды. Для Индии с жарким климатом такая рекомендация может быть и полезна. Для сибирского и российского климата в целом вредна. Однако и в этом случае надо учитывать - какой больной, болезнь и время приема воды или лекарства.

Также находятся параллели с арабской медициной. Э.Г. Базарон указывает, что изображение одного из врачей в "Атласе тибетской медицины" похоже на портрет Авиценны. Надо сказать, что структура "Канона врачебной науки" Авиценны совпадает со структурой "Чжуд-ши". Здесь две версии. Либо был обмен медицинскими знаниями, либо в "Каноне врачебной науки" отражена часть знаний индоариев передвигавшихся во времена великого переселения народов из Европы в Азию 2.5 - 3 тысячи лет назад. В Индии эти знания известны как "Веды" - Аюрведа, Ригведа, Атхарваведа и др.

Другой след в тибетской культуре и медицине оставила религия бон. Это добуддийская религия Тибета близкая по методам к шаманизму. И, хотя в угоду буддизму в "Чжуд-ши" ругают бон и его учителя Шенраба, существенная часть ритуалов позаимствована из ритуалов бон.

Как указывает Намхай Норбу, исследование текста "Чжуд-ши" показывает наличие в нем фрагментов языка Шан-шун, который считается исчезнувшим языком Шамбалы. Исторически он связывает с существовавшим ранее на территории современного Афганистана государства Шамбала. С другой стороны, по легендам религии бон, Шамбалой называется некоторая закрытая область на границе Тибета, Непала и Китая. Вход в эту область охраняется богом огня (Мэ-лха). Согласно легенде, там находятся дворцы, сады, колонны с надписями на языке Шан-шун и главная башня, где содержится главная тайна нашей планеты. Считается, что это камень Чинтамани, три миллиона лет назад привезенный с Ориона. Кусочки этого камня путешествуют по планете, оказываясь в местах кардинального изменения человеческой истории.

Таким образом, корни "Чжуд-ши" теряются в тысячелетиях, исторически выявляемые только с приносом знаний в Азию индоариями около 3 тысяч лет назад. Эти знания (в том числе медицинские) в европейской части сохранялись народными лекарями, по русски - ведунами. Даже приписываемая Китаю иглотерапию нельзя считать достижением Китая. У древних славян существовал подобный метод лечения путем черчения и царапания на коже человека различных фигур золотыми, серебряными, медными и железными прутьями. Однако, с приходом веры, называвшей себя христианством, носители знаний - ведуны были уничтожены. Часть знаний все же перешла в систему христианства, так как психологические методы излечения в виде молитв не всегда были достаточно эффективны. Но остатки знаний были уничтожены при борьбе со староверами.

Развитие алхимии, химии, физики и особенно открытие молекулярной структуры вещества привело к абсолютизации взгляда, что структура полностью описывает свойства объекта, в частности человеческого тела. Поэтому, европейская медицина сделала уклон на изучение структур тела, лекарств и хирургии. И полностью потеряла тысячелетние традиции лечения. Традиция современной медицины насчитывает не более 200 лет со времени применения военно-полевой хирургии и наркоза Пироговым. И около 40-50 лет применения антибиотиков и подобных им бактерицидных препаратов. Ссылки на Гиппократа, Галена, Авиценну и других врачей древности являются некорректными, т.к. они использовали древние традиции (желтая желчь, черная желчь, воздух, вода, огонь и т.д.), непонятные врачам современной медицины. Разумеется, многие опытные современные врачи понимают ограниченность современной медицины и начинают изменять ее. Медицина становится уже структурно-функциональной. Еще несколько шагов развития и современная медицина приблизится к очередному изобретению тех знаний, которые известны уже тысячелетия. Но какой смысл изобретать давно известное, когда можно просто взять и применить известное тысячелетиями?

ТРАКТАТЫ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ
Одним из первых известных медицинских сочинений древней Индии является трактат "Чарака-самхита" (IX-X в. до н.э.). Этот трактат уже содержит 8 крупных разделов в основном обнаруживаемых в "Чжуд-ши". Разделы следующие:

1. лечение ран.
2. лечение болезней головы.
3. лечение болезней всего организма.
4. лечение психических заболеваний.
5. лечение детских болезней.
6. противоядия.
7. эликсиры против старческого одряхления.
8. средства, повышающие половую активность.

Эти восемь разделов включены в Аюрведу (Наука о жизни) и как дополнение к четвертой из Вед (Знания) - Атхарваведе.

Затем два индийских ученых Нагарджуна (I-II в н.э.) и Вагбхата написали толкования к трактату "Чарака-самхита". Эти комментарии впоследствии были переведены на тибетский язык и включены в буддийскую энциклопедию "Данчжур". Нагарджуне приписываются три медицинских сочинения: "Йога-шатака", "Дживасутра" и "Ава-бхешачжа-кальпа".

Из преемников Нагарджуны наиболее известен Вагбхата-младший, написавший обширный трактат "Аштанга-хридая-самхиту", куда включил дополнительные главы по болезням глаз, уха, носа. При сопоставлении "Аштанга-хридая-самхиты" и "Чжуд-ши" обнаруживается тождественность в большинстве примеров и классификации сырья.

На следующем этапе развития тибетской медицины она поднимается на более высокую ступень. Этот этап приходится на время правления царя Тисрондецена (790-845 г.). В Тибет приглашаются врачи различных стран, которые переводят свои сочинения на тибетский язык. Существует версия, что в это время с санскрита был переведен и трактат "Чжуд-ши".

По другой версии, авторство "Чжуд-ши" приписывается известному тибетскому врачу Ютогба-гомбо-младшему. Известно, что Ютогба- гомбо-младший написал несколько сочинений и дополнений к "Чжуд-ши" и, возможно, переработал сам трактат "Чжуд-ши". Наиболее известные сочинения и дополнения к "Чжуд-ши" Ютогбы-гомбо-младшего - "Сэр- шан", "Сонг-шан", "Ча-лаг-чжо-бжад".

После жизни буддийского реформатора Цзонкхапы (1357-1419 г.) в Тибете существовало две медицинских школы - Джангба и Сурхарба. Их основатели также являются авторами крупных сочинений написанных в русле комментариев на трактат "Чжуд-ши". Иерархи буддизма, желая избежать раскола религии старались унифицировать идеологию. Реформированию подверглась и тибетская медицина. За реформы взялся регент V Далай-ламы Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо, известный как врач и политический деятель. Он создал обширный комментарий на "Чжуд-ши", где, как он говорит, устранены двусмысленности и ошибки предыдущих лекарей и трактатов. Этот комментарий называется "Вайдурья-онбо".

После унифицирования медицинских знаний, предыдущие трактаты были опечатаны и фактически были запрещены для использования. Однако, "Вайдурья-онбо" представляет собой обширный трактат с множеством теоретических выкладок, что было не совсем удобно для практических врачей невысокого уровня. Поэтому, кроме "Вайдурья-онбо" был создан трактат для практических врачей "Лхантаб" содержащий вопросы общей и частной патологии. Основное внимание в нем уделено вопросам лечения болезней. Еще при жизни Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо поручил двум своим ученикам проиллюстрировать "Вайдурья-онбо". Таким образом, появился "Атлас тибетской медицины" содержащий 76 листов с более чем десятью тысячами рисунков. Он был закончен после смерти Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо.

Современником Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо был другой известный фармаколог и фармакогност Данзин Пунцог. Его труд "Шэлпрэнг" приравнивается по значимости к "Вайдурья-онбо". В "Шэлпрэнг" описывается 2294 вида лекарственного сырья растительного, животного и минерального происхождения со всеми подробностями (разъяснения, сбор, сушка, проверка и т.д.). Вторым его произведением является более краткий трактат по фармакологии "Шэлгонг". Кроме того, им написан трактат по технологии обработки лекарственного сырья "Кунсал-нанзод", трактат по кровопусканию "Дархи-Дамба" и руководство по прижиганию "Мэзан-дамба".

С XVIII в. тибетская медицина распространяется в Монголии. Переводятся на монгольский язык различные трактаты. Создается тибетско-монгольский терминологический словарь "Источник мудрецов" (1742 г.) с главой по медицинской терминологии. Появляется много трактатов на старомонгольском языке написанных монгольскими врачами. Основное направление работ монгольских врачей было направлено на поиск заменителей тибетского и китайского оригинального сырья. Надо сказать, иногда находились заменители более эффективные, чем оригинал.

Среди трактатов наиболее известны "Шэлгар-мэлон" врача Сумба-Хамбо-Ешей-Бальчжор и трактат "Дзэйцхар-мигчжан" врача Жамбал-Дорджэ.

Очередной толчок распространения тибетской медицины приходится на период после войны и оккупации Тибета Китаем в 1959 году. Много тибетских врачей уезжают на запад и создаются различные медицинские центры.

Наиболее крупным в настоящее время является Тибетский медицинский центр в Дармасале под эгидой Далай-ламы. Там проводится двухлетнее обучение врачей современной медицины из различных стран и выпускается журнал "Тибетская Медицина".

О ВРАЧАХ, БОЛЕЗНЯХ И ЛЕЧЕНИИ
Есть в трактате ”Чжуд-Ши” глава о врачах и их обязанностях по отношению к пациентам. Она состоит из шести частей: 1) врачебные традиции; 2) врачебное достоинство; 3) заслуги врачей; 4) знания; 5) обязанности врачей; 6) плоды врачебной деятельности.

По традициям врачебного сословия, врач должен обладать следующими качествами: способность к врачебной деятельности; гуманность; понимание своих обязанностей; доброжелательное отношение к больным; старательность и осведомленность в других науках. Быть гуманным – значит быть искренним и справедливым, при виде несчастья ближних оказывать им возможную помощь и одинаково относиться как к хорошим, так и к дурным людям. Гуманные врачи должны быть снисходительными, любить людей и приносить радость всем без исключения. Они должны стремиться к высшим идеалам, насколько последние достижимы для человека, быть ласковыми с лицами, которые в них нуждаются, не поддаваться похвалам, а также не мстить хулителям.

Лекарственные вещества в тибетской медицине делятся на восемь родов: 1)металлы (золото, серебро, медь, железо, олово, сталь, ртуть и др.); 2) минералы (малахит, жемчуг, жемчужная раковина, коралл, ляпис-лазурь, различного рода камни и др.); 3) землистые вещества (глина различных сортов, каменный мох, горная смола, разного рода соли и др.); 4) деревья и кустарники (камфарное и лимонное дерево, белый и красный кипарис, кокосовая пальма, кардамонное и мускусное дерево, гранат, барбарис, акация, самбук, виноград, яблоня, перец различных видов, груша, вишня и др.); 5) травы (шафран, горечавка, мята, ромашка, гвоздика и др.); 6) соки, добываемые из трав, деревьев и от животных; 7) отвары, полученные из кореньев, стволов, сучьев, листьев, сердцевины, из коры, цветов, из ягод и плодов; 8) вещества, добываемые из животных (мясо, кровь, жир, кожа, шерсть, рога, желчь, мускус и др.).

Лекарства составляют из лекарственных веществ по вкусу и по их действию. Существенной чертой лекарств тибетской медицины является их многокомпонентность. Многие лекарства составляются из 30-60 веществ в строгих пропорциях, что практически исключает понятие основного действующего вещества. Считается, что действует весь комплекс и отсутствие одного из компонентов снижает целительную эффективность лекарства. Сложным является и сам ритуал приготовления лекарства, поэтому их невозможно изготовить в домашних условиях.

Для появления в Вас болезни необходимо совпадение причин болезни и ее условий. Условия позволяют болезни созревать или проявляться. Причины болезни бывают двух видов: отдаленные и близкие. Близкие причины – это Ветер, Желчь и Слизь, три "доша" (жизненных начала). Отдаленные причины болезни перечислить труднее, так как в своей основе каждая болезнь происходит от определенного состояния ума в прошлом – от предшествующих влекущих за собой болезни омрачений, - и именно эти психические факторы в конечном счете ответственны за все виды болезней. Омрачая эмоции, они возбуждают действия (карму), зарождающие в сознании данные для появления в дальнейшем болезни. И поэтому невозможно определить все соответствующие той или иной болезни определенные причины, однако основной сутью этих причин являются три яда: страсть, ненависть и омрачение. Все эти три яда опираются на неведение. Неведение – это такое состояние ума, при котором не только нет знания о существовании вещей, но и имеются заблуждения относительно самой природы явлений. Неведение влечет за собой страсть, которая в свою очередь порождает ненависть, гордость, зависть, злословие, еще большую омраченность и так далее – по порочному кругу. От деятельности этих неблагих состояний ума человека возникают три вида нарушений жизненных начал: Ветра, Желчи и Слизи. Страсть обуславливает возникновение 42 видов болезней Ветра; факторами ненависти, такими, как гордость и зависть, обусловлены 26 видов болезней Желчи; и омрачением обусловлены 33 вида болезней Слизи. Итак, три яда, три основные вредоносные эмоции, - это страсть, ненависть и омраченность. У омраченности качества тяжесть, мутность и тупость, от нее возрастают болезни Слизи, ведь Слизь вязкая и тяжелая. От страсти, природа которой состоит в склонности ума увлекаться, возникают все виды болезни Ветра, потому что природа Ветра – легкость и подвижность. Ненависть подобна огню, от нее происходят болезни Желчи, а также Крови-Желчи. Корнем же всего этого является безначальное неведение. Его силой мы заключены в круг бытия, в бесконечный круговорот рождений, старения, болезни и смерти. Неведение всегда сопровождает нас, как наша тень; и поэтому даже если мы считаем что нет никаких причин для болезни, даже если думаем, что совершенно здоровы, в действительности с безначальных времен в каждом из нас коренится главная причина болезни.

Исключительно высокое диагностическое значение в тибетской медицине придается пульсу. Опытный тибетский врач может различать до 360 его разновидностей. При этом пульсовая волна исследуется не только на лучевой артерии, но и на многих других частях тела. Искусство пульсовой диагностики часто ставилось и ставится под сомнение многими европейскими врачами. Однако современные исследования с использованием чувствительных датчиков и последующей компьютерной обработкой результатов измерения показывают, что между структурой пульсовой волны и состоянием системы кровообращения, уровнем обменных процессов и органной патологией существует тесная взаимосвязь.

В традиции тибетской медицины целитель, проводящий обследование с точки зрения причины заболевания, будет также рассматривать, к какому из трех состояний существования относятся сновидения больного. Благодаря этой информации он может определить реальную ситуацию и состояние тела, энергии и ума больного человека. Иногда серьезная, трудно излечимая болезнь может оказаться следствием кармических причин, уходящих в юность или даже в прошлую жизнь человека. Болезнь также может иметь кармическую причину, появившуюся вследствие недавних действий. Таким образом, метод изучения сновидений становится одним из наиболее важных средств анализа и определения главных и вторичных причин проблемы

ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА В РОССИИ
В Россию сведения о тибетской медицине проникали вместе с буддизмом из Монголии. В начале прошлого века вопрос о необходимости изучения искусства тибетского врачевания обсуждался на правительственном уровне.

Доктор Реман, сопровождавший посольство Головина в Китай, познакомился с тибетским врачом Цультимом Цеденом и пригласил его в Петроград. Реман надеялся, что этот талантливый врач расскажет российским коллегам об основах тибетской медицины и переведет на русский язык важнейшие медицинские трактаты Тибета. Однако ранняя смерть Цультима Цедена помешала осуществлению этого плана.

Вторично вопрос о необходимости изучения тибетской медицины в России был поднят генерал-губернатором Восточной Сибири графом Муравьевым-Амурским. Поводом для этого послужила тифозная эпидемия в Чите, от которой погибли многие врачи. По приказанию графа в город был приглашен лама-врач Цультим Бадмаев, широко известный в Забайкалье. Он быстро добился успеха в прекращении эпидемии, что дало повод графу пригласить ламу Цультима Бадмаева в Петроград. Здесь лама-врач продемонстрировал высокую эффективность тибетской медицины при лечении многих тяжелых недугов.

Медицинский департамент военного министерства предложил ламе Бадмаеву лечить больных бугорчаткой и раком в Николаевском военном госпитале под наблюдением госпитальных врачей. Результаты врачевания ламы Бадмаева были столь поразительными, что по высочайшему повелению он был награжден чином с правом носить мундир военных врачей. Необходимо подчеркнуть, что эти почести были оказаны человеку, который плохо говорил по-русски и совершенно не знал русской грамоты.

Департамент народного просвещения вынес решение о необходимости перевода на русский язык четырехтомного тибетского лечебника. Для этого к профессору Петроградского университета К.Ф.Голстунскому – специалисту по восточным языкам – был прикомандирован врач. Однако профессор и его группа не справились с этой задачей. В 1860 г. лама Бадмаев открыл в Петербурге аптеку тибетских лекарств, занялся частной практикой с постепенно освоил разговорный русский язык. Он крестился и принял имя Александр. Отчество ему дали по существующей традиции в честь царствующего императора Александра II – так лама Бадмаев стал Александром Александровичем.

С 1863 по 1868 г. А.А.Бадмаев бесплатно читает в университете лекции по монгольскому языку. Позже ему было назначено лекторское жалование. Преподавательская деятельность, врачебная практика, доставка тибетских лекарств в открытую аптеку – все это требовало больших усилий, поэтому он обращается с просьбой к отцу прислать ему в помощники младшего брата, который только что окончил с золотой медалью читинскую гимназию. Отец дал согласие и в Петербург прибыл Жамсаран Бадмаев, который при крещении принял имя Петр в честь Петра Великого. Так в Петрограде оказались два брата Бадмаевых – Александр Александрович и Петр Александрович.

Петр углубился в теорию и практику тибетской медицины под руководством старшего брата и ученых эмчилан (лам-целителей). Одновременно он окончил курс на факультете восточных языков университета и поступил в Императорскую медико-хирургическую академию.

По высочайшему повелению в апреле 1878 г. П.А.Бадмаеву было разрешено открыть подписку по сбору средств на организацию путешествия в страны Тибета, Куку-Нора, Монголии и Китая для ознакомления с представителями тибетской медицины, чтобы сделать достижения древней тибетской и китайской медицины достоянием русской науки, а также на приобретение медикаментов и устройство физиолого-химического кабинета для исследования этих средств с европейской точки зрения, открытие лечебницы по методу тибетской медицины под надзором местного губернаторского медицинского управления.

Врачебная элита России, профессора Петроградского университета и медико-хирургическая академия в основном благожелательно относились к тибетской медицине и ее страстному приверженцу П.А.Бадмаеву. Однако нельзя не упомянуть и о том сопротивлении и элементарном непонимании, которое испытывали братья Бадмаевы на тернистом пути служения российской науке. Многие врачи продолжали считать медицинские системы Востока смесью религиозных догм с архаистическими представлениями о строении и функциях организма. Наталкиваясь на непонятные и, с их точки зрения, неверные положения тибетских медицинских трактатов, они не утруждали себя усилиями разобраться в существе проблемы, проявляли скептицизм или покровительственно-ироническое отношение к автору. Особое возражение вызывали методы внушения и психокоррекции, широко применяемые тибетскими врачевателями для лечения и профилактики болезни. Несмотря на поддержку царствующей фамилии, некоторые высокопоставленные особы двора допускали даже клеветнические выпады в адрес П.А.Бадмаева – человека огромной эрудиции, владевшего многими восточными и европейскими языками. Но все эти неприятности можно отнести к ”мелочам жизни” в сравнении с тем, что ожидало многочисленный род Бадмаевых после революции. Сам Петр Александрович умер в июле 1920 г., после арестов, тюрем и допросов.

В начале века в России существовали сильные медицинские школы. Они были при Ацагатском и Агинском дацанах. Их деятельность состояла в обучении врачей и печати книг. В то время появляется переведенный сейчас на русский язык трактат "Онцар-гадон-дэр-дзод".

После революции 1917 года Владимир Бадмаев создает тибетский медицинский центр в Швейцарии. Аналогичный перевод "Чжуд-ши" делает А. Позднеев под названием "Учебник тибетской медицины". Широкие исследования начались в институте востоковедения при Императорской Академии наук.

Советская власть не захотела официально признать тибетскую медицину (попытки ученых и врачей добиться этого были неоднократными). Тем не менее, сегодня тибетская медицина возрождается, и не только на востоке России – в Забайкалье. В 80-е годы благодаря усилиям единомышленников и наследников П.А.Бадмаева врачебная наука Тибета и заслуги Петра Александровича официально признаны многими авторитетными учеными мира.

Тибетская медицина

Есть две версии возникновения тибетской медицины. По одной, наиболее распространенной, тибетская медицина сложилась в цельную систему врачевания в шестом веке нашей эры, когда в Тибет пришел буддизм, а китайские и индийские трактаты по медицине начали переводить на тибетский язык. По второй версии тибетская медицина насчитывает не менее четырех тысяч лет и происходит из древнейшего государства Шанг-Шунг. Но несомненно одно, что многие сотни лет тибетская медицина впитывала в себя традиции древнеиндийской медицины (Аюрведы) и китайской, а также монгольской и персидской. Это заимствование из различных систем тибетские целители производили с простой и ясной целью, собственно, эта цель совпадает с главной целью буддизма – избавление человека от страданий.

Причиной всех страданий и болезней тибетская медицина называет неведение о том, что человек составляет единое целое со всем мирозданием, что он изначально обладает природой Будды и является просветленным. Из этого неведения рождается страсть (состояние привязанности), из привязанности возникает гнев , гнев порождает невежество (состояние помрачения). Эти три состояния выступают источниками трех виновников болезней – «ветра », «желчи » и «слизи ». И пока эти виновники находятся в равновесии в организме, болезнь себя никак не проявляет, но как только какой-то из них становится преобладающим, возникает болезнь, соответствующая этому виновнику. Каждая болезнь в тибетской медицине классифицируется в соответствии с принадлежностью к одному из трех виновников, каждый из которых бывает пяти видов. Каждый вид виновника имеет свое местоположение в организме и воздействует на определенные его части и органы.

Любая болезнь в тибетской медицине лечится четырьмя средствами: приведением в нужное соответствие образа жизни, специальным питанием , лекарствами и лечебными процедурами. Причем, сперва рекомендуется необходимое питание, затем, если результаты неудовлетворительны, советуют изменить образ жизни, потом назначают лекарство, а если и этого недостаточно, то назначают процедуры.

Особое внимание в тибетской медицине уделяется личности врача. Врач сам должен жить в соответствии с учением. Лучшим врачом считается тот, кто лечит не только сами болезни, но и их причины (виновники, в соответствии с терминологией тибетской медицины) – страсть, гнев и невежество.

Первоначально знания тибетской медицины накапливались в тибетских монастырях и были недоступны непосвященным. Сегодня в крупнейших университетах Тибета (Tibet University of Traditional Tibetan Medicine, the Qinghai University Medical School) желающие могут проходить курсы этой древнейшей и богатейшей сокровищницы знаний о человеке. В настоящее время тибетскую медицину практикуют в Индии, Китае, Монголии и России. А в последние десятилетия она становится всё более популярной в Европе и США.

Прием тибетского доктора

Тибетская медицина, лечит не симптомы, а главные причины – корни расстройств и заболеваний. Тело человека рассматривается как открытая система. При диагностике учитываются внешние условия измерения человека – особенности образа жизни, питания, место проживания, привычки поведения, характер и эмоциональная сфера человека и даже влияние астрологических и астрономических факторов.

На приеме доктор использует:

Пульсовую диагностику, осмотр и опрос.

Определение заболеваний

Назначение лекарства

Назначение внешних оздоровительных процедур: массаж, прижигание, мокса, компрессы, иглоукалывание

Тибетская медицина полезна при лечении:

Проблемы, связанные с дыханием, астма, бронхиты, гайморит, включая простудные заболевания и хронические

Гормональные нарушения, нарушения обмена веществ

Эмоциональные нарушения, депрессия, беспокойство. бессонница

Гинекология. Нарушение менструального цикла, болезненные менструации, бесплодие, симптомы менопаузы

Лечение почек и мочеполовой системы, энурезы, циститы. пилоенефриты

Болезни кровообращения сердце и сосудов, стенокардии, инсульты, инфаркты, вегето-сосудистая дистония

Болезни пищеварения. Печени и селезенки. Восстановление печени после гепатитов

Заболевание кожи

Нарушение опорно-двишательного аппарата, ревматизмы, артрозы, артириты

Избыточный вес

Зависимости: табакокурения и алкогольная

Лечение методами и лекарствами Тибетской медицины, может быть не таким быстрым, как прием антибиотиков и современных обезболивающих средств. Но зато лечение достигает КОРНЯ БОЛЕЗНИ, а не снимает поверхностные симптомы.

Тибетская медицина не является заменителем современной медицины, она является альтернативной медициной. Если Вы уже применяете лечения и препараты современной медицины, то не надо от них отказываться. Особенно если у Вас хроническое заболевание. Доктор подберет Вам лекарство и процедуры, совместимые с Вашим лечением.

И постепенно наблюдаясь у Доктора, сможете снизить прием лекарств и вовсе откажетесь от них. Однажды поняв, что Вы ЗДОРОВЫ!!!

Тибетская медицина - это восточная медицинская традиция с глубокими и точными знаниями о природе болезней и методах лечения. В современном мире тибетская медицина - надежный способ быть здоровым.

Чем лечит тибетская медицина?

Лекарственными составами, процедурами, диетой и здоровым режимом дня.

Какой эффект от тибетской медицины?

Существует 3 типа пациентов. Первые хотят быть здоровыми. Вторые хотят "подлечиться". Третьи смирились со своими заболеваниями и ждут новых. На первый тип людей тибетская медицина оказывает наилучший исцеляющий эффект. У них прибавляется сил, повышается уровень энергии, улучшается состояние внутренних органов, кожи и волос. Их ум становится более ясным и острым, эмоциональное состояние приходит в равновесие. Люди, желающие быть здоровыми, начинают внимательнее следить за собой, у них повышается осознанность. Что касается людей второго и третьего типа, их лечение проходит с гораздо большими трудностями и переменным успехом.

Из чего сделаны тибетские лекарства?

Тибетские лекарства готовятся из трав, минералов и животных компонентов. Тибетские лекарства полностью натуральны и не дают осложнений и побочных эффектов. Количество компонентов варьируется от 2х до 180ти. Большинство ингредиентов добываются в самом Тибете, некоторые собираются в Индии, Непале, Китае, Монголии и русском Забайкалье. Компоненты лекарственных препаратов не подвергаются процедурам экстрагирования или обработки химическими составами.

Какие есть противопоказания к лечению тибетскими лекарствами?

Глупость, лень и ожидание чудесного исцеления на следующий день после начала приема препаратов. Об индивидуальных противопоказаниях вам сообщит врач.

У меня аллергия на травы. Тибетские лекарства вызывают аллергию?

Нет. Состав тибетских лекарств тщательно выверен. Рецептура препаратов устроена таким образом, что каждый компонент не только оказывает благотворное влияние на организм человека, но и балансирует действие других компонентов состава.

Как быстро действуют лекарства?

Это зависит от лекарства. Препараты из группы "скорая помощь" с показаниями "головная боль", "удушье", "аритмия и стенокардия", "почечная колика", "печеночная колика", "бессонница", "обострение гастрита" и т.п. действуют в течении получаса. Препараты, направленные на лечение хронических заболеваний, имеют накапливающийся эффект, который проявляется в срок от нескольких дней до нескольких недель.

Детям можно принимать тибетские лекарства? Это не опасно?

В тибетской медицине есть специальный раздел, посвященный детским лекарствам. Эти лекарства готовятся с учетом детских дозировок и специфики детских заболеваний, таких как жар, инфекционные заболевания (грипп, ангина и пр.), бронхит, отит, диарея, вздутие живота, дифтерия и пр. Тибетские лекарства безопасны для детей с младенческого возраста.

Можно ли лечиться методами тибетской медицины в период беременности и лактации?

Да, можно и даже нужно. Во-первых, есть специальные лекарственные составы, помогающие женщине выносить плод, предотвращающие риск выкидыша, усиливающие иммунитет, улучшающие состояние почек и пищеварительной системы в период беременности. Во-вторых, есть лекарства, помогающие женщине восстановить силы тела после родов. В-третьих, через молоко матери можно воздействовать на здоровье ребенка: нормализовать пищеварение, улучшить сон.

Обязательно ли соблюдать диету и режим дня?

Лекарства и процедуры эффективнее всего действуют в совокупности со здоровым питанием и режимом сна и бодрствования. Если вы хотите быть здоровым, придется поработать над своим питанием и режимом дня. Если хотите "немножко полечиться", можете продолжать жить как жили раньше. В этом случае эффект от лекарств и процедур будет держаться максимум год.

Как сочетать прием обычных таблеток с тибетской медициной?

Тибетская медицина не приветствует употребление большинства химически синтезированных препаратов. Более того, лечение методами тибетской медицины позволяет отказаться от "жизни на таблетках": употребления синтетических гормональных, гипотензивных, болеутоляющих препаратов и антибиотиков. Тем не менее, заставлять вас тут же отказываться от приема привычных лекарств никто не будет. Просто эффект от тибетских лекарственных составов постепенно снимет необходимость их принимать.

Я смогу похудеть с тибетской медициной?

В большинстве случаев снижение веса - это нормальный побочный эффект лечения тибетскими лекарствами. Связан он не только с приемом препаратов, нормализующих работу желудочно-кишечного тракта, но и с тем, что человек менят свои обычные привычки в питании и режиме дня на здоровые. В случаях, когда излишний вес представляет сильные неудобства или угрозу здоровью пациента, назначаются препараты, целенаправленно снижающие вес.

Мне назначили операцию. Можно ли с помощью тибетской медицины избежать ее?

Здесь нужна конкретика по вашему диагнозу. Если у вас острый аппендицит, прободная язва желудка или разрыв кисты яичника, вам действительно нужно операционное вмешательство. В 70-80% случаев обострившихся хронических заболеваний операции удается избежать с помощью средств тибетской медицины.

Как сочетать лечение методами тибетской медицины и физическую нагрузку?

В большинстве случаев тибетская медицина прекрасно сочетается с физической нагрузкой - главное не впадать в спортивный фанатизм. В зависимости от вашего конституционального типа можно получить рекомендации по тому, какой тип физической активности предпочтителен.

Может тибетская медицина помочь бросить курить?

Если человек принял решение о том, чтобы бросить курить, то да. В этом случае эффективны аурикулотерапия (постановка акупунктурных игл в точки на ушной раковине) и воспитательные беседы с врачом на тему вреда от курения. Подробнее про вред от курения табака вы можете почитать здесь.

Тибетская медицина лечит алкоголизм?

Только если человек сам хочет бросить пить. В этом случае эффективны лекарственные составы, восстанавливающие работу печени и нервной системы, и воспитательные беседы с врачом на тему "формирование новой модели отношений человека и алкоголя". Если человек не готов отказаться от алкоголизма, лечить его средствами тибетской медицины бесполезно.

Справочник восточной медицины Коллектив авторов

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ В ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЕ

Основной принцип лечения в тибетской медицине – аллопатический, а также воздействие противоположным.

Врачу необходимо определить невидимые симптомы (три порока, пораженные органы и ткани), сезон, тип конституции больного, его возраст, проявления болезни, слабость и силу огня желудка, привычки.

Так как в основе всех заболеваний лежат расстройства 3-х регулирующих систем организма: ветра, желчи, слизи – определяют их. Расстройства из системы бывают 3-х разновидностей:

1) истощение;

2) накопление;

3) возбуждение.

В случае если в основе заболевания лежит нарушение системы регуляции типа накопления, в лечении болезни используются средства, угнетающие, подавляющие накопление системы, а при расстройствах системы регуляции типа истощения применяются средства, обладающие способностью стимулировать систему. Если в основе болезни лежит возбуждение, назначаются успокаивающие, а также очищающие средства.

Аллопатический принцип в тибетской медицине использует при лечении горячих болезней холодные лекарства, а при лечении холодных заболеваний – горячие лекарства. Лекарственные составы с нейтральными в плане тепла и холода свойствами применяются при лечении патологии без резкого нарушения тепла и холода.

Тибетская медицина рекомендует «на сильный жар лить четыре воды»: камфара и кровопускание из малого острия – вода лекарств и процедур, назначь подходящую пищу – это вода диеты, пусть больной пребывает в прохладе – это вода образа жизни.

Сильный холод уничтожь четырьмя огнями: составь десять согревающих – это огонь лекарств, прижигания – огонь процедур, огонь диеты – питательная горячая пища, огонь образа жизни – теплый дом и одежда.

Она включает:

1) пробное лечение;

2) при сильных болезнях назначают лекарства, процедуры, диету и режим;

3) при слабых болезнях начинают с диеты и упорядочения режима, затем переходят к лекарствам и процедурам постепенно;

4) при сложных болезнях сначала восстанавливается равновесие между ними, потом назначается лечение.

Болезни ветра

Болезни ветра лечатся:

1) отваром 3-х питательных костей;

2) отваром ферула-3;

3) порошком мускатного ореха и ферулы;

4) маслом вытяжки мяса, чеснока и вина;

5) маслом мускатного ореха, чеснока, костей, борща;

6) отваром 3-х плодов и 5-ти корней. Назначается лечебная клизма из старого масла.

Болезни ветра с сочетанием жара и холода. В качестве лечебной пищи используются:

1) кунжутное масло;

2) патока;

3) сушеная баранина;

Из этого следует, что лечебное действие при болезнях ветра оказывают средства, продукты, которые обладают сладким, кислым и соленым, а также вторичным вкусом: маслянистым и горячим.

1) растирания со старым маслом;

2) маслянистые компрессы на больное место, прижигания точек ветра на темени.

Болезни желчи

Болезни желчи лечатся:

1) смесью камфары, сандала;

2) лекарственными средствами со сладким, горьким и вяжущим вкусом и вторичными холодными свойствами. Кроме этого, назначаются слабительные клизмы с лекарственными средствами, обладающими вкусом.

1) потение;

2) купание;

3) кровопускание из набухших сосудов;

4) прохладные компрессы.

Болезни слизи

Лечебной пищей считается мед, рыба, мясо яка, горячая мука из старого зерна, выдержанный алкоголь, кипяток, вода с имбирем. Пища должна быть легкой и грубой. Ее принимают в небольших количествах.

Используются следующие лечебные средства:

1) сгущенный отвар горячительных лекарств с солью;

2) порошок из плодов гранатника и рододендрона;

3) обладающие жгучим и кислым вкусом, вещества с легким, грубым вторичным вкусом.

При болезнях слизи необходимы проживание в теплом помещении, физический и умственный труд, разрешается пребывать на солнце, у огня, тепло одеваться, ограничивать сон. Из лечебных процедур рекомендуются компрессы из соли, шерсти, прижигания по определенной схеме.

Критериями неэффективного лечения являются следующие симптомы:

1) повышенное слюноотделение;

2) увеличение выделени из носа;

3) появление чувства тяжести в теле;

4) исчезновение аппетита;

5) задержка кала и мочи;

6) уменьшение сил;

Пробное лечение назначается в тех случаях, когда имеется неуверенность в диагнозе. Для выявления болезни ветра используется отвар из лодыжек, для болезней слизи дают три вида соли (селитру, соду, поваренную соль). Часто в качестве пробного лекарства дают небольшую часть того лекарства, которое предполагается использовать для лечения. И если оно оказывает положительный лечебный эффект, считается, что лечение выбрано правильно. Неправильное лечение может быть причиной осложнений.

Из книги Женское счастье. От мечты к реальности за один год автора Елена Михайловна Малышева

Основные принципы лечения дисбактериоза Прежде всего необходимо восстановить нормальную двигательную и физиологическую активность желудочно-кишечного тракта. По возможности пролечиваются все имеющиеся нарушения деятельности органов пищеварения (хронический

Из книги Острые кишечные инфекции. Как с ними бороться автора Татьяна Васильевна Гитун

Основные принципы лечения острых кишечных инфекций Первый и главный принцип любого лечения – «Не навреди», и поэтому при обнаружении острой кишечной инфекции ни в коем случае не следует заниматься самолечением! Применять препараты и процедуры следует исключительно по

Из книги Худеть по-тибетски просто автора Светлана Чойжинимаева

О тибетской медицине Дорогой читатель! Перед вами – плод многолетних размышлений, наблюдения пересечений человеческих судеб, историй болезней и исцеления. Многолетний опыт работы в тибетской медицине позволяет мне утверждать, что восточная методика врачевания в

Из книги Незаменимая книга для диабетика. Всё, что нужно знать о сахарном диабете автора Ирина Станиславовна Пигулевская

Из книги Диабет. Есть – чтобы жить автора Татьяна Леонтьевна Рыжова

Из книги Имбирь. Золотой лекарь. Рецепты народной медицины автора Наталья Ольшевская

ИМБИРЬ В ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЕ В тибетской медицине считается, что имбирь проникает в меридианы легких, почек и желудка. Поэтому тибетские монахи издавна используют имбирь не только как овощ или специю, но и в качестве лекарства. На Тибете его применяют для лечения так

Из книги Чистые сосуды по Залманову и еще чище автора Ольга Калашникова

Основные причины болезней капилляров и принципы их лечения Болезнь – это драма в двух актах, из которых первый разыгрывается в угрюмой тишине наших тканей, при погашенных огнях. Когда появляется боль или другие неприятные явления, это почти всегда уже второй акт. Рене

Из книги 100 рецептов при диабете. Вкусно, полезно, душевно, целебно автора Ирина Вечерская

Из книги Справочник восточной медицины автора Коллектив авторов

ЛЕКАРСТВЕННОЕ ЛЕЧЕНИЕ В ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЕ Все лекарственные средства в тибетской медицине делятся на 8 групп.Металлы: медь, серебро, железо, олово, золото, сталь, ртуть и др. Вещества минерального происхождения: коралл, малахит, жемчуг, раковины, лазурь, различного рода

Из книги Исцеляющая сила мудр. Здоровье на кончиках пальцев автора Свами Брахмачари

ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ «ТЕПЛЫХ», «ХОЛОДНЫХ» И «ГОРЯЧИХ» БОЛЕЗНЕЙ В ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЕ, ИНЬ И ЯН В КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ При нарушении теплового баланса всего организма и его органов возникают благоприятные условия для ослабления организма и возникновения различных

Из книги Лечебное питание при хронических заболеваниях автора Борис Самуилович Каганов

Лечение питанием в тибетской медицине

Из книги Секреты людей, которые не болеют диабетом. Нормальная жизнь без инъекций и лекарств автора Светлана Галсановна Чойжинимаева

Из книги автора

О тибетской медицине Известно, что тибетская медицина за тысячелетия своего существования накопила богатый опыт и арсенал лечебных средств для восстановления здоровья. Ей поддаются ожирение и худоба, она снимает пагубную зависимость от курения. Основы ее просты, методы

Из книги автора

Определение диабета в тибетской медицине Мочеизнурение (тиб. гчин-снйи, симптоматический термин Чжуд-Ши для определения этого заболевания), незаметно выдвинувшееся в число самых распространенных недугов цивилизованного человечества, с точки зрения тибетской медицины

Из книги автора

Фитотерапия в тибетской медицине Цитата из «Чжуд-Ши»: «Когда наступят последние 500 лет, придется использовать то, что есть перед глазами», то есть составы из трав. Сила трав велика и нет на земле места, где бы они не росли. Лекарственные травы должны отвечать определенным

Из книги автора

Лекарства растительного происхождения в тибетской медицине Деятельностью растений была создана атмосфера Земли, их существованием она поддерживается в состоянии, пригодном для дыхания. Растительный покров обогащает атмосферу кислородом и является основным