Пульсовая диагностика. Пульсовая диагностика: прошлое и настоящее




Диагностика по пульсу дает врачу достоверную информацию о состоянии организма пациента. Ее данные не соотносятся с конкретными органами и заболеваниями, как в китайской или тибетской медицине. Правда, некоторые аюрведические врачи могут диагностировать болезнь по пульсу, но это происходит скорее благодаря их многолетнему личному опыту или в силу того, что они подключены к традиции, которая восходит к тибетским методам диагностики.

Диагностика по пульсу на санскрите - “нади парикша”. Термин «нади» обозначает трубкообразное образование, по которому течет какая-либо субстанция. Согласно Аюрведе, в нашем теле имеется свыше 3,5 миллиона «нади». По их состоянию можно сделать заключение о состоянии всего организма. Диагностика по пульсу требует высочайшей сосредоточенности и постоянной практики.
Шарангадхара был первым классиком, который упомянул о диагностике по пульсу. Именно он в ХII в. сделал ее частью классической Аюрведы. Однако считается, что в Южной Индии диагностика по пульсу вошла в обиход задолго до этого.

В целом можно утверждать следующее:
1) ритм и равномерность пульса определяется Ватой;
2) скорость и частота свидетельствуют о состоянии Питты;
3) объем и наполненность пульса связаны с Капхой.

Цель этой диагностики по пульсу заключается в том, чтобы определить одну или несколько дош, которые доминируют в организме:
1. если доминирует вата, пульс “ползет”;
2. если доминирует питта, пульс “скачет”;
3. если доминирует капха, пульс движется мощно и равномерно.
Тип пульса может быть выражен ярко или иметь смешанный характер.У женщин пульс следует измерять на левом запястье, а у мужчин - на правом.

Правила диагностики по пульсу, которые содержатся в “Шарангадхара-самхите”:

1. Если пульс прощупывается на запястье - это признак жизни. Врач должен уметь определять по нему факт здоровья или наличие различных патологических состояний.
2. При усилении ваты, пульс “ползет”.
3. При усилении питы, пульс “скачет”.
4. При усилении капхи, пульс бьется мощно и равномерно.
5. Если расстроены сразу все три доши, пульс движется очень не¬равномерно (быстро, туда-сюда).
6. Если расстроены сразу две доши, пульс попеременно становится то очень быстрым, то очень медленным.
7. Если пульс уходит из обычного места локализации, то приостанавливаясь, то возобновляясь, очень слаб и кажется холодным на ощупь, это значит, что пациенту осталось жить недолго.
8. При лихорадке и в таких эмоциональных состояниях, как интенсивное вожделение или ярость, пульс бьется быстрее и кажется теплым на ощупь.
9. В состоянии страха и озабоченности частота пульса снижается.
10. Когда имеет место слабость пищеварительного огня, вызванная усилением капхи, а также, когда какие-то ткани тела были утрачены, пульс становится очень слабым и медленным.
11. Если в организме достаточно кровяной ткани (рактадхату), пульс кажется теплым на ощупь.
12. Если в теле скопились токсины (ама), пульс кажется жестким и напряженным.
13. Если агни (пищеварительный огонь) силен, пульс становится легким и быстрым.
14. В состоянии голода пульс неустойчив, но после приема пищи снова обретает устойчивость.
15. У здорового человека пульс сильный и устойчивый.

Тема диагностики по пульсу изложена в труде Раваны в 96 стихах. Основные вопросы, изложенные в этом труде:

1. Анатомическая локализация пульса.
2. Пульс в физиологическом состоянии.
3. Пульс при различных психических состояниях.
4. Влияние определенных видов пищи на характер пульса.
5. Пульс при общих патологических состояниях организма, а также при определенных заболеваниях.
6. Пульс как инструмент прогнозирования.
7. Определение типа конституции по пульсу.

Согласно описанию Раваны, точка, где локализован пульс, расположена на ширину одного пальца ниже основания большого пальца руки, на артерии. Во время обследования врач с легким нажимом прикладывает к этому месту указательный палец и сразу вслед за ним средний и безымянный. Перед этим полезно чуть-чуть, без нажатия помассировать запястье пациента, а затем слегка повернуть его предплечье внутрь. Все три пальца должны нажимать на руку пациента с одинаковой силой. Вообще, чем легче нажим на запястье, тем проще понять, под каким из трех пальцев пульс бьется сильнее.

Итак:
1. Если пульс лучше всего ощущается под указательным пальцем, это свидетельствует о преобладании вата-доши.
2. Под средним пальцем вы ощущаете пульс, который определяет питта.
3. Под безымянным пальцем вы чувствуете пульс, который говорит о влиянии капхи.
4. Если усилены вата и питта, пульс ощущается под указательным и средним пальцами.
5. Если усилены вата и капха, пульс ощущается под указательным и безымянным пальцами.
6. Если усилены капха и питта, пульс ощущается под средним и указательным пальцами.
7. Если расстройство затронуло все три доши, пульс ощущается под всеми тремя пальцами.

Однако, каким бы специалистом по пульсовой диагностике не был аюрведический врач, он никогда не должен ставить диагноз только по пульсу

Материал сайта www.ayurvedaru.ru

Аюрведа является практической, клинической наукой. Присущая ей методология диагностики уникальна и имеет восемь составляющих - исследование пульса, мочи, кала, глаз, языка, речи, кожи и формы тела. Исследование пульса - это наиболее важное искусство, которым обладает клиницист и к которому в аюрведе прибегали на протяжении многих веков. Опытный врач, практикующий аюрведу, по пульсу оценит вашу пракрити и викрити, определит заболевания, возникшие в результате нарушения равновесия дош, и другие не бросающиеся в глаза симптомы и даже сделает прогноз развития болезни. Исследование пульса открывает двери восприятия для постижения скрытых секретов жизни.

Пульс - это проявление биения космического сознания в человеке. Как известно, кровь, проходя пульсовой волной по телу, несет питательные вещества всем клеткам тела. Существует непрерывный информационный поток, связывающий клетки между собой. Этот поток является ничем иным, как клеточным разумом, который проявляет себя определенным типом конституции человека и отражается в пульсе.

В литературе на санскрите встречается много слов, которые можно перевести как пульс. Наиболее часто употребляемое в этом значении слово «нади», что в переводе означает «река жизни, выраженная в пульсе». Другое слово, которое переводится как пульс, - «снайю», что буквально означает подкожная ткань, или фасция, а как известно, пульс прощупывается именно в пределах глубины залегания фасции, что и дало ему название снайю. Танту - третий синоним пульса, означающий струну музыкального инструмента, подразумевает, что с помощью пульса можно услышать музыку чувств и эмоций.

Хамси - еще один встречающийся в литературе синоним пульса. Вдыхании есть звук, который можно передать как «со-хам», «хам-са». На вдохе внутрь входит «со», а во время выдоха наружу выходит «хам». При повторении «хам-са», «хам-са», «хам-са» оно превращается в «Со-Хам». «Со-хам» - это Шива, «хам-са» - это Шакти. Шива и Шакти - это древние индийские боги, воплощающие мужское и женское начала. Они едины, и «со-хам» и «хам-са» едины. Это естественно - вдыхать «со» и выдыхать «хам». «Со» есть высшее сознание, которое входит внутрь. «Хам» - это эго, которое выходит наружу. «Со-хам» - это «хамса», что значит «лебедь». Хамса - лебедь мужского пола, хамси - женского. Эти звуковые вибрации дыхания движутся по нади, поэтому пульс также называют хамси.

Другой синоним слова «пульс» - «дхамани». «Дхамани» переводится как «артерия», «пульсирующий сосуд, уносящий кровь от сердца». В процессе работы сердце издает звук «дхум-дхум», и прана разносится по дхамани ко всем дхату, или тканям. Вот почему пульс называется дхамани.

Слово «дхарани» означает «держать» или «поддерживать». Пульсовая волна проходит по всем органам, это движение как бы связывает все органы воедино, и поэтому пульс называется дхарани - то, что поддерживает жизнь. Пульс также называют словом «дхара», что означает «непрерывный поток сознания». Другие синонимы: «джива», отражающий то, что в пульсе проявляется душа человека («джива» букв, означает «душа»), и «сарита» - «река повседневной жизни».

Слово «нади» используется и в других случаях. «Вишва» означает «вселенная», и «вишва нади» переводится как «поток энергии вселенной, который соединяет все индивидуальные жизни посредством праны (дыхания)».

Сядьте спокойно и сосредоточьте все свое внимание на дыхании. Постарайтесь определить, через какую ноздрю проходит больший поток воздуха. Затем ощутите легкое чувство касания воздушного потока внутренней поверхности ноздри. Через правую ноздрю происходит вдыхание мужской, солнечной энергии; через левую ноздрю входит женская, лунная энергия. Смена пути проникновения потоков через левую или правую половину носа происходит каждые полтора часа.

Когда при вдохе и выдохе есть ощущение более сильного касания воздушным потоком внутренней поверхности ноздрей ближе к небу, это означает преобладание вибраций элемента земли, что создает чувство приземленности и стабильности.

Когда же превалируют вибрации элемента воды, и при дыхании воздушный поток больше ощущается на внутренней поверхности ноздрей ближе к щекам, человек чувствует наплыв эмоций сострадания и любви. Если, однако, дыхание больше касается краев ноздрей, то преобладают вибрации элемента огня, и человек готов вспылить, настроен критически, осуждает все окружающее, в нем обостряется амбициозность и дух соперничества. При активизации элемента воздуха воздушный поток ощущается ближе к кончику носа, это сопровождается непостоянством, отсутствием ясности и гиперактивностью ума.

Когда же преобладает действие эфира, дыхание становится легким, не касающимся ни внешней, ни внутренней стороны ноздрей. Оно проходит по центральным осям ноздрей, принося покой и умиротворение. Таким путем можно на собственном опыте частично ощутить, как вселенские элементы эфира, воздуха, огоня, воды и земли связаны посредством вишва нади с индивидуальной жизнью.

Другая нади, встречающаяся в шастрах, называется гуру нади. Слово «гуру» означает «мастер», «учитель», «просвещенный». В момент посвящения гуру «всматривается» в третий глаз посвящаемого, делая при этом (определенные жесты, называемые мудрами, и большим пальцем руки дает шактипат, то есть передает энергию, которая пробуждает в человеке гуру нади, или интуицию. Когда гуру нади начинает пульсировать, пракрити и викрити приходят в равновесие. При таком состоянии раскрывается центральный канал в позвоночнике, вызывая процесс трансформации. Счастлив тот, чья гуру нади пробудилась. Это духовный опыт, который получают лишь с помощью гуру. Когда гуру нади включается в работу, происходит пробуждение кундалини шакти. Гуру нади является основой полярности вселенной, она уравновешивает противоположные начала в пределах индивидуума.

Когда гуру нади пробуждается, человек начинает ощущать свой собственный пульс и, «вглядываясь» посредством своего пульса в третий глаз другого человека, может чувствовать то, что происходит с этим человеком. «Смотрите» прямо в третий глаз человека, чье состояние вы пытаетесь оценить. Полностью освободите свой ум и в этой пустоте постарайтесь отчетливо увидеть все, что возникнет. Это состояние пассивного, не требующего усилий осознавания. Почувствуйте, что произойдет, если вы перенесете осознавание в кончики своих пальцев.

Искусство создавать пустоту - это искусство осознавания, и гуру нади задействуется в этом вневременном состоянии. Необходимо видеть целое, не выделяя фрагментов. Истина цельна, реальность фрагментарна. Охватите целое и войдите в коренную причину. Такой подход выглядит иррациональным. Однако аюрведа дает нам логику и затем помогает выйти за ее пределы. Слова-синонимы, о которых рассказывалось в этой главе, отражают различные стороны пульса.

Существуют еще слова на санскрите, относящиеся к пульсу и встречающиеся в литературе - Праначарья и Дханвантари, то есть тот, кто использует прану и высшие состояния сознания для исцеления людей. В ведической литературе на протяжении тысячелетий наиболее обычным словом для обозначения пульса был термин «нади», в этом значении он чаще других используется в аюрведе. В этой книге для обозначения пульса также используется слово «нади», а искусство или наука распознавания (прочтения) пульса называется нади виджнянам.

Нади Парикша – это древняя аюрведическая техника диагностики по пульсу. Помогает выявить текущее состояние тела, ума и дисбаланс дош – ваты, питты и капхи. Используется как инструмент диагностики и прогнозирования заболеваний.

История метода

В Индии верят, что нади парикшу создал Агастья, один из семи ведических мудрецов, посланных богами нести знания человечеству. В 13 веке ачарья Сарангадхара в Сарангадхара самхите описал знание о нади – системе каналов в теле человека, по которым двигается жизненная сила – прана. Позднее техника была доработана в таких трудах, как Йогаратнакара и Бхавапракаша.

Особенность метода

Нади Парикша открывает информацию о прошлом, настоящем и будущем человека. Многие болезни зависят от кармы и влияния планет. Благодаря Нади Парикше можно определить истинную причину заболевания и выбрать верный способ лечения.

В теле человека насчитывается 35 миллионов каналов нади, и только 8 из них подходят для диагностики. Наиболее часто используемый метод Нади Парикши называется Хаста Нади Парикша, или диагностика по артериальному пульсу.

Три доши

Доши образуются путем различных комбинаций 5 элементов – эфира, воздуха, огня, земли и воды.

Вата - эфир и воздух.

Питта - огонь.

Капха - земля и вода.

Любой дисбаланс в дошах приводит к недомоганию, которое в дальнейшем оборачивается болезнью. У каждой доши свои характеристики, а значит и индивидуальные показания и противопоказания. С помощью Нади Парикши можно определить, насколько текущее состояние дош соответствует истинной конституции человека.

Болезни тела напрямую связаны с ментальным и эмоциональным состоянием человека. Изменения в уме оказывают влияние на прану, а значит, и на баланс дош.

Как определить дошу

Положите три пальца (указательный, средний и безымянный) на кисть пациента чуть ниже основания большого пальца. Прикосновение должно быть мягким, но крепким, чтобы уловить даже небольшое движение пульса.

Таким образом, три пальца встают прямо на нади, который указывает на состояние трех дош:

Указательный палец - Вата доша;
средний палец - Питта доша;
безымянный палец - Капха доша.

Над каким пальцем терапевт ощутил наиболее сильное движение, та доша и преобладает в теле пациента.

Для диагностики у женщин используется левая рука. У мужчин - правая.

Самодиагностика по пульсу

Тем, кто только начинает изучать диагностику по пульсу, рекомендуется начать с самодиагностики, и лишь потом перейти к чтению пульса других людей.

Лучше всего считывать пульс ранним утром в спокойном месте. Ум должен быть свободен от каких-либо мыслей и сконцентрирован на пульсе. Поэтому необходима длительная и регулярная практика, в том числе, в пранаяме и медитации, о которых мы расскажем позже.

Ежедневная практика чтения собственного пульса благоприятно скажется на физическом и ментальном здоровье – постепенно вы научитесь слушать и слышать себя.

Важно помнить, начинающим диагностам следует избегать поспешных выводов и не заниматься самолечением, так как на первых этапах очень высока вероятность ошибки.

Ежедневная практика

Начинать практику следует с воздействия на марма-точки – нажатиями большим пальцем, около 2-3 минут на каждую точку:

1. Талахридайя – расположена в центре ладони (необходима для установления связи между доктором и пациентом).

2. Кшипра – расположена между большим и указательным пальцами (помогает настроить энергетический канал).

3. Манибанда – расположена в запястье (помогает увеличить чувствительность пальцев).

Самостоятельная стимуляция этих точек помогает наполнять жизненной энергией ваши каналы нади. Эта практика улучшает способность считывать пульс за счет повышения концентрации тела и ума.

Анулома Вилома пранаяма

Усмирить ум и настроить его на нужную вибрацию поможет Анулома Вилома пранаяма. Это самый важный вид пранаямы, данная техника напрямую связана с главными нади - Ида и Пингала. Для наилучших результатов пранаяму следует практиковать каждое утро, после марма-стимуляции. Техника: cложите руки в хаста мудру. Вдох через левую ноздрю, выдох через правую. Затем вдох через правую, выдох через левую.

Материал подготовлен на базе интервью с доктором аюрведы и марма-терапии Ниилом Венугопалом («Керала»).

Текст: Евгения Турецкая

Нарушения равновесия в работе организма, способные привести к заболеванию, проявляются в пульсе на самых ранних стадиях. Эти нарушения можно скорректировать с помощью Аюрведы и тем самым предотвратить болезнь

Пульсовая диагностика - это уникальный аюрведический методов диагностики по пульсу человека, который и применялся в древности, и актуален сегодня. Характер пульса отражает состояние отдельных органов и организма в целом, а также физическую и психическую конституцию человека. Нарушения равновесия в работе организма, способные привести к заболеванию, проявляются в пульсе на самых ранних стадиях. Эти нарушения можно скорректировать с помощью Аюрведы и тем самым предотвратить болезнь.

Диагностика по пульсу - великое искусство. Этот метод диагностики используется в Индии уже более пяти тысяч лет и органично связан с традиционной восточной медициной -- Аюрведой -- и её представлениями о природе болезней. С помощью пульса можно безошибочно поставить диагноз, услышать музыку чувств и эмоций человека.

В пульсе каждого человека видны не только уже начавшиеся болезни, но и те проблемы или дисбалансы, которые были или, наоборот, ещё только формируются. Это даёт возможность врачу лечить не только уже существующие заболевания, но и предотвращать развитие новых.

Специалист пульсовой диагностики проводит оценку следующих параметров пульса: частоту ударов в единицу времени, изменчивость (лабильность), наполнение, напряжение стенки артерии в период наполнения её пульсовой волной, ритмичность, равномерность, характер пульсовых волн, определяемый по скорости нарастания и спаду её, свойства стенки артерии. Врач прощупывает на запястье девять пульсов: три поверхностных, три средних и три глубоких. Оказывается, пульс человека зависит и от времени года, и от времени суток.

Пульсовая диагностика выделяет 28 основных разновидностей пульса. Наиболее важными являются следующие характеристики пульса, разбитые попарно: полный - пустой, частый - редкий, поверхностный - глубокий, шероховатый - скользкий, напряженный - мягкий. Места исследования основных меридианов расположены в трёх позициях на лучевых артериях. В каждой позиции оценка пульса проводится в трёх вариантах - поверхностном, среднем и глубоком. Таким образом, определяется состояние парных меридианов (шротов) и может быть выставлен точный диагноз.

Помимо данных, характеризующих работу отдельных органов в их взаимодействии, пульсодиагностика даёт картину внутренней энергетики организма. Она показывает, в каких системах энергии недостаточно, а в каких - избыток. Для врача это полная программа действий: он видит, как помочь пациенту перераспределить энергию, чтобы восстановить равновесие жизненных процессов, заставить активно работать защитные силы организма.

Пульсовая диагностика способна определить практически любые нарушения в функционировании систем Вашего организма, скорректировав которые, можно надолго укрепить своё здоровье. По мнению большинства докторов, главное в лечение больного - это своевременная и точная диагностика заболевания. опубликовано

15.07.2017

Диагностика по пульсу в аюрведе проводится путем измерения пульса лучевой артерии. Лучевой пульс проверяют тремя пальцами: указательным, средним и безымянным на правом и левом запястье пациента. Пульс на разных запястьях неодинаковый, поэтому рекомендуется проверять его на обоих запястьях. Также можно определять пульс по другим точкам на теле.

Вы можете проверить самостоятельно свой пульс, для этого держите свою руку, слегка согнув запястье. Положите три пальца легко на запястье, немного ниже лучевой кости (пястной кости), и ощутите точки пульса. Затем немного увеличьте давление пальцев, чтобы почувствовать различные движения пульса.

Определение типов пульса

1. Быстрый, затрудненный, слабый, холодный, нерегулярный. Темп: 80-100 ударов в минуту. Положение указательного пальца означает пульс вата. Когда этот пульс преобладает, указательный палец ощущает биение пульса очень сильно. При этом пульс ощущается как движение змеи — быстрое и скользящее.

2. Скачкообразный, возбужденный, рельефный, горячий, умеренный, регулярный. Темп: 70-80 ударов в минуту. Положение среднего пальца означает пульс питта. Когда этот пульс преобладает, средний палец это резко ощущает. Такой пульс активен и скачкообразен, подобно движению лягушки.

3. Спокойный, сильный, уравновешенный, мягкий, насыщенный, регулярный, теплый. Темп: 60-70 ударов в минуту. Положение безымянного пальца означает пульс капха. Когда этот пульс преобладает, безымянный палец это резко ощущает. Это спокойный пульс, напоминает плывущего лебедя.

Позиция указательного пальца указывает на место вата-доши. Когда в конституции преобладает вата, указательный палец резко ощущает пульс. Он будет нерегулярный и слабый волнообразного характера, наподобие движения змеи. Поэтому такой тип пульса называется «пульс змеи», и он указывает на ухудшение вата в организме.

Местоположение среднего пальца указывает на пульс питта-доши. Когда в конституции преобладает питта, пульс под средним пальцем будет очень силен. Он будет скачкообразен, активен, напоминающий движения прыгающей лягушки. Поэтому он называется «пульс лягушки» и указывает на ухудшение питта.

Когда в организме доминирует капха-доша, биение пульса под безымянным пальцем будет наиболее заметным. Ощущение этого пульса очень сильно, движение его напоминает движение плывущего лебедя. Он называется «пульс лебедя».

Исследование поверхностного и глубокого пульса может показать конституцию тела, а также состояние различных органов. Биение пульса связано не только с биением сердца, пульс может открыть кое-что о важных меридианах, связанных с течением пранической энергии в теле. Поток этой энергии циркулирует в крови, проходя через такие жизненно важные органы, как печень, почки, сердце и мозг. Профессиональный аюрведический врач, чувствуя поверхностную и глубокую пульсацию, может определить состояние этих органов.

Каждый палец расположен на отрезке меридиана, связанного в этом месте с . Например, указательный палец, находящийся на меридиане , указывает на воздух в теле, средний палец, соприкасающийся с , указывает на огонь и безымянный палец, ощущающий , указывает на воду.

Указательный палец, лежащий на правом запястье пациента в том месте, где при поверхностном касании можно ощутить деятельность толстой кишки, может почувствовать деятельность легких при сильном давлении. Если при поверхностном касании указательного пальца на правом запястье чувствуется очень сильная пульсация, значит в толстой кишке ухудшилась вата.

Если в той же позиции указательного пальца силен глубокий пульс, значит есть закупорка в легких. Средний палец, находящийся на правом запястье, может указать на состояние желчного пузыря (при поверхностном касании) и на печень (при сильном давлении пальца).

Безымянный палец чувствует перикардиум (сердечную сумку) при поверхностном касании, а при глубоком давлении он указывает на гармонию вата, питта, капха.

Указательный палец, поверхностно лежащий на левом запястье пациента, контролирует деятельность тонкой кишки, а сердце проверяется сильным давлением этого пальца. Поверхностное давление среднего пальца обнаруживает деятельность желудка, а сильное давление обнаруживает состояние селезенки.

Состояние мочевого пузыря обнаруживается поверхностным касанием безымянного пальца, а сильное давление этого пальца проверяет функции почек. Чтобы научиться технике исследований пульса, требуется внимание и повседневная практика.

Вы можете понаблюдать, как изменяется ваш пульс в разное время суток. Также изменения пульса наблюдаются после мочеиспускания, когда вы чувствуете голод или чем-то разгневаны. Наблюдая за этими изменениями регулярно, вы научитесь читать пульс.

Когда нельзя проверять пульс:

  • После массажа.
  • После принятия пищи или алкоголя.
  • После солнечной ванны.
  • После сидения около источника тепла.
  • После тяжелой физической работы.
  • После секса.
  • При голоде.
  • Во время купания.

Изменение частоты пульса в зависимости от возраста:

  • Ребенок в лоне матери - 160.
  • Ребенок после рождения - 140.
  • От рождения до года - 130.
  • От года до двух лет - 100.
  • От трех до семи лет - 95.
  • От 8 до 14 лет - 80.
  • Средний возраст - 72.
  • Преклонный возраст - 65.
  • При болезни-120.
  • Время смерти - 160.