Т коти добрый друг читать. Конспект НОД «Жизнь дана на добрые дела. Вы сокровища вашей души




Задачи уроков: обобщить знания о юмористических произведениях (знать особенности построения текстов рассказов; героев рассказов; основные отличительные черты их характера); учить составлять план текста; учить подробно, кратко, выборочно пересказывать текст;

учить составлять монологическое высказывание на тему (устное сочинение); определять смысл пословиц, соотносить пословицы с изучаемым материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме: «Жизнь дана на добрые дела».

Задачи уроков: обобщить знания о юмористических произведениях (знать особенности построения текстов рассказов; героев рассказов; основные отличительные черты их характера); учить составлять план текста; учить подробно, кратко, выборочно пересказывать текст;

учить составлять монологическое высказывание на тему (устное сочинение); определять смысл пословиц, соотносить пословицы с изучаемым материалом.

Планируемые результаты освоения темы:

осмысление особенностей повествовательного текста; умение характеризовать героя текста; умение сравнивать сюжеты, сравнивать героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; деление текста на смысловые части, составление плана; подробный, краткий, сжатый пересказ прочитанного; определение главной мысли, соотнесение пословицы с изучаемым материалом.

Ресурсы и оборудование:

Литературное чтение. Учебник. 3 класс. Часть 1.

Т. Коти. Творческая тетрадь. 3 класс.

Ход уроков

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, мои друзья!

Нашей встрече рада я!

Разрешите вас обнять,

Всем удачи пожелать.

выходят к доске, вывешивают пословицы и объясняют их значение.

2.Игра «Добро–зло»- мозговой штурм

Первый шаг к доброте – это доброе слово.

Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором – отвечать –добро или зло.

*Перебивать во время разговора?

*Обозвать обидным словом соседа?

*Извиниться за вынужденное опоздание?

*Уйти и не попрощаться?

*Помогать родителям?

*Не уступить место старшим в автобусе?

* Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

*Поздороваться при встрече?

*Толкнуть и не извиниться?

*Помочь поднять упавшую вещь?

*Не снять шапку, когда заходишь в школу?

*Говорить «Спасибо» за подарок?

*Громко разговаривать?

4.Притча (видео ролик)

Предварительная работа

5.Проверка домашнего задания

Работа с вопросом №2 учебника.

Прочитайте ещё раз тему изучаемого раздела. Соотнесите её с теми произведениями, которые прочитали.

Почему юмористические рассказы включены в тему «Жизнь дана на добрые дела»?

Как по-другому можно было озаглавить раздел?

Предложите свои варианты.

Все ли рассказы, прочитанные в этом разделе, можно назвать юмористическими?

Почему?

Работа с вопросом №5 учебника.

При выполнении этого задания требуется составить план выборочного пересказа:

определить фрагмент для выборочного пересказа (одно событие, портрет героя, характеристика героя, описание поступка, который совершил герой);

Памятка:

3.Пересказать текст;

Работа с вопросом №6 учебника .

Кому из героев могут быть адресованы слова «Жизнь дана на добрые дела». Замените это высказывание близкими по смыслу пословицами или поговорками.

Работа с вопросом №7 учебника.

Прочитайте все пословицы.

Прочитайте только те пословицы, которые вы слышали, знаете. В каких случаях употреблялись эти пословицы?

Какими пословицами можно заменить название нашего раздела?

Работа с вопросом №8 учебника.

Группа работает с одной пословицей и представляет произведения, соответствующие ей.

Установи соответствие: название произведения, автор, подсказка (пословица, цитата из текста, опорные слова)

Н. Носов

«Огурцы»

«Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала».

М.Зощенко

«Не надо врать»

«На обмане далеко не уедешь»?

«И я ничего не знал, что бывает в гимназиях. И первые три месяца ходил буквально как в тумане».

Л. Каминский

«Сочинение»

Так ладно врёт, что сам себе верит»?

«Через тридцать лет»

бильярд, шарик, подарки.

«Трудная задача»

радио, задачник, песня, блоха, колокольчик.

притча

«Что побеждает»

Самая трудная борьба - самого себя побороть.

«Что важнее»

В какой семье любовь да совет, в той и горя нет.

В.Драгунский

«Где это видано, где это слыхано…»

«Я стоял и смотрел, как он ест. Сам маленький, а сарделька толще его шеи. Он держал эту сардельку руками и ел прямо целой, не разрезал, и шкурка трещала и лопалась, когда он её кусал, и оттуда брызгал горячий пахучий сок».

6 Тестирование

2. К какому жанру относится произведение Л.Д. Каминского «Сочинение»?

а) «Фантазёры» б) «Мишкина каша» в) «Живая шляпа» г) «Огурцы»

4. Почему Лёля из произведения «Через тридцать лет» сказала, что проглотила шарик?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5. Что означает слово «сатирик»

б) Сатирическое произведение

в) Человек, написавший статью в газету

6. Какая пословица раскрывает суть притчи «Что важнее»?

а) Денег наживёшь - без нужды проживёшь.

б) В какой семье любовь да совет, в той и горя нет.

в) Друзья познаются в беде.

г) Сегодняшней работы назавтра не откладывай!

7. Узнайте произведение по ключевым словам: радио, задачник, песня, блоха, колокольчик.

а)«Где это видано, где это слыхано...» в) «Огурцы»

б) «Трудная задача» г) «Сочинение»

8. Какому произведению подходит пословица «На обмане далеко не уедешь»?

а) «Где это видано, где это слыхано...»

б) Притча «Что побеждает?»

в) «Не надо врать»

Проверочная работа № 2 «Жизнь дана на добрые дела»

2 вариант

2. К какому жанру относится произведение М.М. Зощенко «Через тридцать лет»?

а) быль б) рассказ в) сказка г) басня

3. Какое из произведений Н.Н. Носова включено в раздел «Жизнь дана на добрые дела»?

а) «Мишкина каша» б) «Трудная задача» в) «Затейники» г) «Заплатка»

4. Почему в произведении «Не надо врать» папа поднял Миньку на руки, поцеловал и пообещал ему фотоаппаратик после того, как узнал о двойке и о нескольких дневниках сына? __________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5. Что означает слово «сени»?

а) стог сена

б) входная часть (прихожая) традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение

в) горка, где катаются на санях

г) жилое помещение в доме

6. Какая пословица раскрывает суть притчи «Что побеждает»?

а) Самая трудная борьба - самого себя побороть.

б) Друга ищи, а нашёл - береги.

в) Здоровье дороже денег.

г) Кончил дело - гуляй смело.

7. Узнайте произведение по ключевым словам: бильярд, шарик, подарки.

а)« Трудная задача» в) «Сочинение»

б) «Через тридцать лет» г) «Огурцы»

8. Какому произведению подходит пословица «Так ладно врёт, что сам себе верит»?

а) «Сочинение»

б) Притча «Что побеждает?»

в) «где это видано, где это слыхано…»

7. Изготовление коллажа.

Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные чашечные часы? На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром”

- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки- в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

8. Рефлексия. Итог занятия.

Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Добрые сердца – сад

Прочитайте текст.

В. Железняков

История с азбукой

После уроков я зашёл в первый класс. Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмотреть за её сыном. Всё-таки первое сентября, первый школьный день. Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами ровно

в десять раз больше её головы. Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже

едят там бульоны и молочные кисели и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждёт.

Девочка, - говорю, - почему не идёшь домой?

Никакого внимания.

Может быть, потеряла что-нибудь?

Сидит как статуя, не шелохнётся.

Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно.

Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал первоклашку, который пришёл из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жуёт, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.

А мы с тобой, - говорю, - голодные. Не пора ли и нам домой?

Нет, - отвечает, - я домой не пойду.

Что же, ночевать здесь будешь?

тут меня совесть заела, и я вернулся.

Ты, - говорю, - если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он - раз два! - «скорая помощь», сирена - и ты в больнице.

Решил напугать её. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши», - и градусник суёт под мышку. Холодный, как сосулька.

Ну и хорошо. Поеду в больницу.

Честное слово, она была ненормальная.

Можешь ты сказать, - закричал я, - что у тебя случилось?

Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.

Я выглянул во двор. Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.

Ну и что же?

А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.

Сильна ты обещать! - сказал я. - В один день всю азбуку!

Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? Сильна врать!

Я не врала, я просто не знала.

Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.

Буквы учат целый год. Это непростое дело.

У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо,

а у неё всё нет свободного времени. Я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали. - Сейчас она должна была заплакать.

Палки, - говорю, - это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы. - Я подошёл к доске и написал букву «А». Печатную. - Это буква «А». Она из трёх палок. Буква шалашик. Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не

заплакала.

А теперь, - говорю, - пойдём к твоему брату, и я всё ему объясню.

Мы вышли во двор и направились к её брату. Шли, как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка и тёплая, а пальцы подушечками. Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит - засмеют. Но не бросишь же её руку - человек ведь...А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и болтает ногами. Делает вид, что нас не видит.

Слушай, - говорю, - старина. Как бы тебе это объяснить?

Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. Это не такое лёгкое дело.

Значит, не выучила? - Он вызывающе посмотрел на сестру. - Нечего было обещать.

Мы писали палки весь день, - с отчаянием сказала девочка. - А из палок складываются буквы.

Но он не стал её слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.

Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.

Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! - крикнула

девочка в спину брату. Но он даже не оглянулся.

Тогда я догнал его.

Слушай, - говорю, - ну чем она виновата? Наука - сложное дело. Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели! А у тебя и руки опустились.

Я весь день на память письмо маме сочинял, - сказал он.

У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.

Боже мой, какая трагедия! - говорю. - Я сегодня приду

к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.

Вот хорошо! - сказала девочка. - Мы живём в этом доме, за

железной изгородью... Правда, Серёжа, хорошо?

Ладно, - ответил Серёжа. - Я буду ждать.

Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос.

Серёжа, ну, что, выучила твоя сестра все буквы?

Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.

Выучить азбуку, знаешь, сколько надо учиться? - сказал Серёжа. - Надо учиться целый год.

Значит, плакали ваши письма, - сказал мальчишка. -

И плакала ваша Сибирь.

Ничего не плакала, - ответил Серёжа. - У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.

Все ты врёшь, - сказал мальчишка. - Ох, и силён ты заливать! Ну, как зовут твоего друга, как?

Наступило молчание.

Ещё минута, и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться. Нет, это было не в моём характере. Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьями.

Между прочим, его зовут Юркой, - крикнул я. - Есть такое всемирно известное имя.

У этого мальчишки от неожиданности открылся рот, как у гончей, когда она упускает зайца. А Серёжа ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих. А я спрыгнул на землю и пошёл домой. Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.

Выполните задания: (всему классу)

1.Определите жанр данного текста.

2.О чём рассказывается в тексте. Отметьте:

о дружбе Юры и маленькой девочки;

о том, как девочка пошла в школу;

о том, как девочка хотела помочь своему брату .

5.Какими качествами характера обладала девочка?

6.Ответьте на вопрос: хотел бы я дружить с такой девочкой

1 группа

2 группа

3 группа

3.Разделите текст на части. Составьте план этого текста.

4.Какой пересказ можно сделать по этому плану (краткий; выборочный; подробный)- памятка

Составить 5 вопросов в форме теста

Написать отзыв.

Памятка:

1.Подчеркнуть главные (ключевые) слова, на которых будет строиться пересказ текста;

2.Распространить эти слова, составив предложение;

3.Пересказать текст;

4.Определить, какие важные слова, словосочетания при пересказе упустили;

5.Повторно пересказать текст;

6.Самостоятельно оценить пересказ;

7.Получить оценку товарищей по классу.

Приложение:

Мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому дети я всегда стремился».

Ключ:1 вариант

Ключ:2 вариант

Сатира-это 1.Обличающая, бичующая ирония.

2.Литературное произведение, обличающее отрицательные явления действительности.


Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Данная разработка направлена на формирование компетентности в общении, чувства уважения друг к другу, внимательности, готовности прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Цель:

  • познакомить учащихся с такими понятиями как «благотворительность», «милосердие».
  • создать условия для развития у учащихся мотивации к совершению добрых дел и поступков.

Задачи:

  • формирование ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора;
  • формирование компетентности в общении, чувства уважения друг к другу, внимательности, готовности прийти на помощь тем, кто в ней нуждается;

Формы организации деятельности детей:

  • фронтальная
  • групповая
  • индивидуальная

Ход занятия

I. Вступительная часть (слайд №1, см. электронную презентацию).

Учитель: Ребята, что для Вас значит слово «добро»? (учащиеся высказывают свои различные мнения).

Учитель:

Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело –
Тем живём на земле

(учитель показывает и читает слайд №2 в презентации).

Добро – это то, что никогда не исчезает, а наоборот, приумножается с каждым новым добрым поступком. Важно думать о других, бескорыстно помогать, наполняя каждый свой день смыслом.

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать другим добро(из словаря Ожегова, слайд №3 ).

Мы порой не замечаем, сколько добрых дел делают люди вокруг нас

– Давайте с вами поработаем в группах (учащиеся делятся на 3 группы). Я Вам раздам «Цветок-Ромашку» и отдельно лепесточки, на этих лепестках, Вы напишите, какие добрые дела Вы совершали в своей жизни (учитель показывает слайд №4 ). Затем, мы все это прикрепим на доску и посмотрим на наши «добрые поступки» (дела).

Учащиеся вывешивают на доску свои ромашки с добрыми поступками (помогал маме убираться в квартире; помогала сестре делать уроки; кормил бездомных животных; отдавал в детские дома/приюты свои игрушки, покупал ручки, карандаши для этих детей вместе с мамой; помогала своей бабушке поливать огород и др.).

Учитель: Вот сколько добрых дел и поступков Вы совершили, какие же Вы молодцы! Доброе дело два века живёт! Кто может объяснить смысл этой пословицы?

(учащиеся высказывают свои мнения: человек, который совершает добрые дела, о нём помнят еще очень много времени и о его поступках).

II. Основная часть

Учитель: А теперь ребята, мы с Вами прочитаем рассказ «Девочка со спичками» Г.-Х. Андерсена (можно посмотреть мультфильм).

Учитель раздаёт детям текст рассказа о том, как бедная девочка со спичками зажигала одну за другой спички и наблюдала за причудливыми тенями – картинами. Она, то видела теплую печку, то восхитительного гуся, рождественскую ёлочку и даже свою бабушку. Нищая, голодная девочка всего лишь хотела погреться зимним вечером,… но многие люди, проходившие мимо неё, даже и не заметили горя этой девочки.

– Как вы думаете, как чувствовала себя эта девочка?

– Почему люди, так были безразличны к ее беде? Ведь если бы каждый помогал, то этот мир хоть на чуточку стал совершеннее, добрее и светлее. Добрые поступки, мы совершаем не ради славы или не ради благодарности, но как приятно в душе понимать, что ты в этом мире кому-то помог, осчастливил кого-то!!!

Учитель: В добрых делахмы можем помогать не только людям, но и животным. В нашей школе сейчас проходит благотворительная акция в помощь животным из приюта (учитель показывает слайд №5 презентации – фото), которую организовали девочки из 10 класса. А кто-нибудь знает, что такое «благотворительность»? (учитель выслушивает разные мнения учащихся). Хорошо, значит: это «творить благо», «делать добро».

Благотворительность – это оказание бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается. Вот как раз в этой помощи нуждаются и наши верные друзья – животные. Эта акция продлится с 11 по 25 октября. Если кто-то хочет помочь животным, то приносите и складывайте в коробку: сухой корм для кошек и собак, консервы, крупу, поводки, ошейники, лежанки, пледы, перевязочные материалы и др.

– А теперь мне бы хотелось Вам рассказать, как граждане нашей страны помогают другим людям, осуществляют акты милосердия и добра. Посмотрите на следующую схему (учитель показывает слайд-схема №6 ):


Добро нас окружает везде и всюду, только в повседневной жизни, мы этого иногда не замечаем. Но ведь столько людей, животных нуждаются в нашей помощи. Добро – это чудо, которое дано каждому человеку! Каждый добр по-своему. Нарисуйте, пожалуйста, с чем у Вас ассоциируется добро (учитель раздаёт детям листы белой бумаги и карандаши). Затем результаты работ вывешиваются на доску (обсуждаются). Варианты рисунков (сердце, руки человека, «волшебные слова»: здравствуйте, пожалуйста, спасибо; мама; улыбка; человек; солнце и др.). Можно организовать выставку работ!

Учитель: Давайте посмотрим на следующий слайд нашей презентации (учитель показывает слайд №7 ). Здесь необходимо соединить начало и конец пословицы про добрые дела и поступки.

Учитель: Ребята,милосердие начинается с Вас!

Милосердие – это добросердечие, сочувствие, готовность делать добро всякому и каждому! (учитель показывает слайд №8 ).

В нашей стране существуют множество благотворительных фондов:

1). Благотворительный фонд Константина Хабенского (слайд №9 ). Есть разные благотворительные программы: «Адресная помощь» (оказание адресной благотворительной помощи детям с онкологическими и другими заболеваниями головного мозга); «Терапия счастья» (повысить эффективность лечения и реабилитации у детей с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями мозга, добавив к ним положительные эмоции); «Знать и не бояться» (повышение качества проводимого в России лечения, развитие ранней диагностики онкологических и других тяжелых заболеваний головного мозга у детей и молодых взрослых в возрасте от 18 до 25 лет. Также одна из главных задач программы – изменение отношения общества к теме онкологии); «Помощь медицинским учреждениям» (улучшение качества медицинских услуг для пациентов с тяжелыми заболеваниями головного мозга и оптимизация финансовых затрат на их лечение).

2). Благотворительный фонд помощи тяжелобольным детям , сиротам и инвалидам «Русфонд» (слайд №10). Главная задача – помощь тяжелобольным детям.

3). Благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь» (слайд №11). Среди направлений его деятельности – сбор средств на закупку лекарств и оборудования для специализированных клиник, помощь детям, которым не удалось получить квоту на высокотехнологичное лечение, организация работы волонтеров в больницах, развитие безвозмездного донорства крови, обеспечение доступа к обезболиванию и т.п.

4). Фонд Валерия Гергиева (слайд №12). Задачи фонда: поддержка творческих проектов и гастролей Мариинского театра, помощь, в том числе адресная, молодым артистам, музыкальным коллективам, талантливым российским исполнителям.

5). Благотворительный фонд продовольствия «Русь» (слайд №13). Фонд принимает в виде пожертвований продукцию российских производителей продовольствия и распределяет с помощью некоммерческих организаций, социальных служб и приходов Русской Православной Церкви. Так, в 2015 году в 20 цехах было подготовлено множество бесплатных обедов для нуждающихся.

Существует множество и других фондов: Благотворительный фонд «АдВИТА», Фонд помощи хосписам «Вера», РОО «Милосердие» и др.

III. Заключительная часть

Учитель: Давайте послушаем песню «Делай добро!»

Слова песни: «Не жди, когда к тебе придут и скажут: – Помоги!

Иди навстречу, добрый друг,
И руку протяни!
Держи всегда распахнутым и сердце, и ладонь.
И согревая слабого,
Гори, сияй, огонь!

Припев:

Всем помогай.

Не забывай.

Твой мир наполнен красками,
А чей-то мир пустой.
Его наполнить сказкою
Ты сможешь, как герой.
Делись добром и радостью,
Не требуя наград.
Улыбку благодарную
Увидеть будешь рад.

Припев (2 раза):
Делай добро, если можешь это делать.
Всем помогай.
Ведь доброте нет конца и предела.
Не забывай.

IV. Рефлексия

Учитель: Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь, что сегодняшнее занятие поселило в Ваших сердцах еще больше доброты. Мы будем стараться с Вами быть более внимательным к тем, кто в этом нуждается. Нужно быть достойными людьми и уметь понять и принять боль другого человека и постараться подарить ему хоть маленькую капельку счастья, кто в этом нуждается!

Делай добро, если можешь это делать.
Всем помогай.
Ведь доброте нет конца и предела.
Не забывай (слайд №14 ).

Учитель: А сейчас, я Вам раздам сердечки (заранее подготовлены детьми на уроке «технологии» + плакат, слайд №15 ), на которых Вы напишите, какое бы доброе дело, Вы бы хотели совершить в ближайшее время.

– Мы оставим эти сердечки в классе, повесим на плакат и через некоторое время, посмотрим, какие же добрые поступки Вы воплотили в жизнь.

Учитель: Милосердный человек тот, кто отдает тепло своей души людям, которым трудно в этот период жизни. Милосердие – одно из лучших качеств человека. Я уверена, что доброта есть в каждом из нас, нужно только не забывать о ней. Радовать других – это редкий дар, он дан не каждому. Надо учиться радовать других. А сделать, это можно, делая добрые дела незаметно, искренне!

Варианты последействия: на следующий день ребята поучаствовали в школьной благотворительной акции в помощи животным из приюта (принесли корм, домики, лежанки, даже одежду для животных). Некоторые учащиеся предложили поучаствовать в акции «помочь дому-интернату детей-сирот», подключились так же и родители! Творите добро!

Ольга Грачева
Конспект НОД «Жизнь дана на добрые дела»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек» города Губкина Белгородской области

Жизнь дана на добрые дела

Конспект НОД по разделу «Социализация» в подготовительной группе по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» , авторы : Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова.

Грачева О. Ф., воспитатель,

МБДОУ «Детский сад комбинированного

вида №31 «Аленький цветочек»

Программное содержание :

1. Формировать у детей представления о добре и милосердии .

2. Формировать у детей осознанные отношения к социальным нормам поведения.

3. Продолжать учить детей различать добро и зло ; анализировать результаты своих мыслей и поступков.

5. Познакомить детей с житием преподобного Сергия Радонежского.

6. Воспитывать потребность детей проявлять доброту , отзывчивость, милосердие, чуткость по собственному побуждению.

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Познание» , «Художественное творчество» , «Чтение художественной литературы» .

Предварительная работа : беседы о добре и милосердии , о добрых поступках , чтение художественных произведений В. Осеевой, С. Маршака, Л. Толстого, В. Катаева и др.

Материал и оборудование : дидактические картинки к игре «Плохо – хорошо» ; икона Сергия Радонежского; дерево «Добрых поступков » ; мяч; цветная бумага, карандаши, ножницы, клей, салфетки, мольберт.

Ход мероприятия:

Воспитатель : Добрый день , дорогие ребята!

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться :

- Доброе утро !

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становится

Добрым , доверчивым.

Доброе утро пусть длится до вечера.

Давайте все вместе станем в круг, возьмемся за руки и пожелаем друг другу что-нибудь доброе .

Дети берутся за руки и говорят друг другу пожелания (здоровья, удачи, счастья, добра , терпения и т. д.)

Воспитатель : Дети, скажите, а что такое доброта ? Какого человека можно назвать добрым ?

Дети : Когда у человека доброе сердце , добрая душа , он заботится о других, говорит вежливые слова, любит животных.

Воспитатель : А как вы понимаете слово милосердие? Что оно подразумевает?

Дети : Когда человек готов прийти на помощь кому трудно, кто попал в беду.

Воспитатель : Милосердие – это милость сердца. Милость, идущая от сердца всегда бескорыстна. Милосердие – это готовность делать добро . Это сочувствие, сострадание. Доброта и милосердие способны творить чудеса. Я предлагаю поиграть в игру «Добрые слова » .

Дети берут мяч, называют добрые слова (внимательный, заботливый, отзывчивый, добрый , скромный, терпеливый, щедрый, душевный, милосердный, благородный, радушный и т. д.) и передают другому ребенку.

Воспитатель : Дети, а вы любите делать добро ? О каких добрых своих поступках вы можете рассказать?

Дети рассказывают : - Покормил бездомного котенка.

Помог маме нести сумку.

Уступил место в автобусе бабушке.

Вместе с папой сделал кормушку для птиц .

Успокоил плачущего малыша.

Поделился печеньем со своими друзьями.

Воспитатель : А почему вы так поступили?

Дети : Потому что делать добрые дела приятно .

Воспитатель : А теперь поиграем в игру «Плохо – хорошо» . У меня есть картинки на которых изображены дети, которые совершают хорошие и плохие поступки. Нужно выбрать картинки с хорошими поступками и положить их в зеленый обруч, а с плохими в красных.

Дети рассматривают картинки, рассказывают какие поступки совершили дети и выкладывают в нужный обруч.

Воспитатель : Дети, вспомните произведения, в которых герои совершали хорошие, добрые поступки .

Дети : «Цветик-семицветик» . Девочка Женя потратила последний волшебный лепесток, чтобы вылечить больного мальчика Витю.

«Просто старушка» . Мальчик помог незнакомой старушке, которая подскользнулась на льду подняться.

«Мешок яблок» . Заяц был очень добрый . Он угощал всех яблоками.

«Рассказ о неизвестном герое» . Парень вынес из огня девочку.

«Котенок» . Мальчик закрыл собой котенка и спас его от собак.

Воспитатель : Дети, а теперь поиграем в игру «Доскажи словечко»

Если ближний замерз… (согрей,

Если он не одет… (одень,

Если голоден… (накорми,

Если жаждет он… (напои,

Если он скорбит (утешай,

Заболел он… (навещай)

Ведь жизнь тебе дана

На добрые дела .

Воспитатель : Дети, вспомните пословицы и поговорки о добре .

Дети :

Не одежда красит человека, а добрые дела .

Жизнь дана на добрые дела .

Доброе слово лечит , а злое калечит.

Мир не без добрых людей .

Добрый человек добру учит .

За доброе дело всегда похвала .

Про доброе дело и говори смело .

Добрая слава лежит , а дурная бежит.

Воспитатель : С давних пор люди верили в добро . Они рассказывали об это в сказках, где добро всегда побеждало зло. В былинах, где могучие богатыри помогали своему народу, защищали их от врагов, совершая подвиги во имя любви к своей Родине, своим близким. Людей, которые прожили свою жизнь в вере и любви , были честными, справедливыми, милостливыми, терпеливыми, добрыми , смиренными называли преподобными, иначе говоря, подобными Богу. Сегодня я хочу вам рассказать о преподобном Сергии Радонежском (показывает икону) . С детства он рос скромным, молчаливым, послушным мальчиком. Был кроток, ласков, никогда не раздражался, всегда слушался своих родителей. С детства он помогал родителям, другим людям. Сергий никогда не обижал животных, заботился о них. Став священником, помогал людям, приходившим к нему за советом, благословением, помощью. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления. А иногда, чтобы просто увидеть его. Сергий мог «тихими и кроткими словами» действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца. Он часто примерял между собой людей. Он нес людям уроки нравственности, самоотверженности, любви к окружающим. Сергий Радонежский основал Троицкий монастырь под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра) . Образ преподобного Сергия Радонежского стал примером терпения, прилежания, душевной чистоты и доброты . Он жил так праведно, что его причислили к лику святых Русской Православной Церкви.

Воспитатель : Давайте с вами тоже будем милосердными и добрыми . Ведь только доброта может спасти мир от жестокости, злости, грубости. На Руси всегда считали дерево добрым . Подойдите сюда и посмотрите наше дерево.

Дети подходят к мольберту, на котором нарисовано дерево без листьев.

Воспитатель : Это дерево «Добрых поступков » . Подарите частичку своей доброты дереву . Для этого надо обвести свою ладошку, вырезать ее и наклеить на дерево.

Дети подходят к столам, берут цветную бумагу, обводят карандашом ладошку, вырезают её и наклеивают на дерево.

Воспитатель : Дети, как это прекрасно доставлять радость добрыми делами .

Отчего, скажи скорей,

Мир становится добрей ?

Оттого, что кто-то счастлив,

От простого слова «Здравствуй!»

И от смеха малышей

И от солнечных лучей.

И от запаха сирени

И от соловьиной трели.

Мир загадочный, огромный,

Посмотри, какой он добрый !

Так давай и я и ты

Ему добавим доброты !

Итог :

Воспитатель : Дети, о чем мы сегодня говорили, что узнали нового? Что вам больше всего запомнилось, понравилось?

Дети : Мы сегодня говори о добре и милосердии . Мы рассказывали о своих добрых поступках , вспоминали произведения, в которых герои совершали хорошие поступки, рассказывали пословицы и поговорки о добре , узнали о преподобном Сергии Радонежском, который стал для нас примером доброты и милосердия . А еще мы сделали дерево «Добрых поступков » и поняли, что как хорошо доставлять радость людям добрыми делами .

Это довольно бестолковая на взгляд многих учителей начальной школы творческая тетрадь, и потому большинство даже не закупают их к учебникам. Абсолютно тот же материал и почти те же вопросы есть в учебнике, а потому мы тоже пробежимся по этой творческой тетради кратенько, без остановок и особых разъяснений. Уточним, что творческая тетрадь эта к учебнику по литературному чтению за 3 класс по программе Перспектива, автор Т.Ю.Коти, которая половину заданий и стишков, видимо, сочинила тут же на ходу. Ну что же, она насочиняла, а мы все задания выполнили. Вам остается только списать ответы в нашем решебнике с готовыми домашними заданиями.

Мы будем рады, если наше ГДЗ вам все же пригодится.

Ответы на задания к творческой тетради по литературе за 3 класс

Страница 4-6. Книги - мои друзья

Книга, которую прочитал Ваня летом, называется "Приключения Бибигона", ее автор Чуковский К.И.

Еще мне знакомы произведения Чуковского: "Айболит"; "Бармалей"; "Краденое солнце"; "Мойдодыр"; "Путаница"; "Телефон"; "Федорино горе"; "Тараканище".

Книги, прочитанные за лето: перечислите книги, которые прочитали.

Сперва аз да буки, а там и науки. (Сначала человек изучает азбуку, а потом уже читает книги).
Азбука - наука, а ребятам - бука. (Иногда азбука тяжело даётся детям).
За аз да буки, так и указку в руки. (Тому, кто научился грамоте, доверяют руководство)

Пословицы, поговорки и загадки о книге

Выберите несколько понравившихся из списка ниже.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Кто больше знает, тому и книги в руки.
Книга - лучший товарищ.
Не красна книга письмом, красна умом.
Испокон веков книга растит человека.
Не на пользу книги читать, когда только вершки в них хватать.
Всем хорошим во мне я обязан книгам (М. Горький).
Любите книгу - источник знания (М. Горький).
Книга книгой, но и своим умом двигай.
Книга хороша, да начетчики плохи.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Книги читай, а дела не забывай.
Книги читать - не в ладушки играть.
Будешь книги читать - будешь все знать.
Выбирай книгу так, как выбираешь друга.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают.
Книга подобна воде: дорогу пробьет везде.
Книга поможет в труде, выручит и в беде.
Одна хорошая книга лучше всякого сокровища.
Хорошая книга - искренний друг.
Хорошая книга ярче звездочки светит.
Книга - пища ума.
Книга - твой друг, без нее как без рук.
Книга в два листа, а середка пуста.
Книга книге - рознь: одна учит, другая мучит.
Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
Книга не шапка, а выбирай по голове.
В книге ищи не буквы, а мысли.
За книгой - умом двигай.
Иная книга обогащает, а иная - с пути совращает.
Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет.
Иной глазами по книге водит, а разум у него стороной ходит.
Кому книга - развлечение, а кому - учение.
Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
Напрасный труд - удить без крючка и учиться без книги.
Одна книга тысячи людей учит.
С книгами знаться - ума набраться.
С книгой жить - век не тужить.
С книгой поведешься - ума наберешься.
Ум без книги, что птица без крыльев.
Умнее книги не скажешь.
Иное от книг, иное от ендовы.
В доме ни одной книжки - плохи у хозяина детишки.
Загадки о книгах

Русские загадки о книге:

Сама мала,
а ума придала.

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.

Не дерево, а с листами,
Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с корешком,
Не человек, а с разумом.

Кто говорит молча?

Ответ на загадки: КНИГА. Эта отгадка может стать заголовком стихотворения Т.Коти.

Стр. 6

  1. Иван Фёдоров
  2. Иван Грозный
  3. Друкарь
  4. Азбука

Страница 7-21. Жизнь дана на добрые дела

Добрый друг
Т. Коти

Жизнь дана на добрые дела,
Чтобы сердце к серрдцу потянулось,
Чтобы слово доброе вернулось
И дорога светлая вела.
Жизнь дана на добрые дела.
Есть у человека добрый друг.
Это совесть.
Всем она знакома.
У кого-то в сердце - она дома.
У кого-то вызовет испуг,
Если правду слушать недосуг.
Совесть учит нас как нужно жить.
Голос ты ее всегда узнаешь.
Не всегда услышишь, что желаешь.
Но поймешь, как лучше поступить.
Совесть учит нас, как нужно жить.
Жизнь дана на добрые дела,
Чтобы сердце к сердцу потянулось,
Чтобы слово доброе вернулось
И дорога светлая вела.
Жизнь дана на добрые дела.

Как вы думаете, почему автор выбрал именно эти слова для названия стихотворения? Может ли совесть быть добрым другом? Почему? Случались ли в вашей жизни такие ситуации, когда вы слышали голос совести? Прислушивались ли вы к её советам? Предложите свои варианты заголовков стихотворения. Запишите их.

Автор выбрал именно эти слова для названия стихотворения, потому что они выражают главную мысль этого произведения.
Совесть может быть добрым другом, потому что она учит людей, как нужно жить.
В моей жизни случались ситуации, когда я слышал(а) голос совести. Мне приходилось прислушиваться к её советам.
Мои варианты заголовков стихотворения: «Жизнь дана на добрые дела», «Голос совести всегда узнаешь», «Светлая дорога».

Прочитайте, что говорил о родном русском языке Владимир Иванович Даль в «Напутном слове». Не кажется ли вам, что его
слова, сказанные почти 150 лет назад, звучат сегодня очень современно?

В. Даль
Взгляните на Державина, на Карамзина, Крылова, на Жуковского, Пушкина... не ясно ли, что они избегали чужеречий; что старались, каждый по-своему, писать чистым русским языком? А как Пушкин ценил народную речь нашу, с каким жаром и усладою он к ней прислушивался... Говоря просто, русской речи предстоит одно из двух: либо испошлеть донельзя, либо, образумясь, своротить на иной путь, захватив притом с собою все покинутые второпях запасы. Объясните, как вы поняли слова чужеречие, испошлеть, образумясь. Посмотрите значения этих слов в толковом словаре. Как вы думаете, о каких запасах, покинутых второпях, ведёт речь В.Даль? Почему мы их должны беречь? Обсудите с другом, как вы сами относитесь к родному языку, бережёте ли, не засоряете ли свою речь ненужными некрасивыми словами.

Слова В.Даля, сказанные почти 150 лет назад, сегодня звучат очень современно, потому что русскую речь заполонили жаргонизмы, большое количество иностранных слов.

Чужеречие – это заимствованное из иностранного языка слова.
Испошлеть – опошлиться, стать пошлым.
Образумясь – одумавшись, образумившись.

Я думаю, что В.Даль ведёт речь об исконно русских словах, именно их он подразумевает под выражением «запасы, покинутые второпях». Мы их должны беречь, потому что они составляют богатство русского языка.

Иногда мы с друзьями употребляем жаргонные слова, но стараемся произносить их как можно реже. Родной язык нужно любить и беречь – это мы понимаем.

Стр. 9



Ответы к странице 22-28. Волшебная сказка

Страница 29-38. Люби все живое






Ответы на вопросы страницы 39-42. Картины русской природы

Страница 43-51. Великие русские писатели




Ответы на вопросы стр. 52-54. Литературная сказка

Страница 55-63. Картины родной природы



Всё, конец тетради!

краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Михайловская общеобразовательная школа-интернат»

Классный час «Жизнь дана на добрые дела»

Классный руководитель

Л.И.Дисенова

Анализируя современное состояние общественной жизни, считаю самым важным в своей работе - воспитание доброты в детях. Детским душам в настоящее время так не хватает милосердия.

Хочется, чтобы ребята росли отзывчивыми, умели радоваться успехам товарищей, достойно переживали свои неудачи и были рядом с теми, кто нуждается в помощи.

Кто-то считает, что эти качества должны развиваться сами по себе, в силу того, что мы живём в стране, где гуманность является важным принципом.

Но наша повседневная жизнь убедительно показывает: без специально организованного воспитания, без людей, которые владеют методикой такого воспитания, с этой задачей не справиться.

Воспитывать в ребёнке чувства доброты, отзывчивости, сострадания невозможно без комплексного подхода к каждой личности.

Педагогика предлагает нам множество разумных советов, но целостной научно обоснованной и методически разработанной системы формирования нравственных качеств до сих пор не существует.

Нравственное воспитание - одно из направлений моей работы. Считаю, что вношу свою скромную лепту в формирование нравственных качеств учащихся.

Цели:

1)расширить знания школьников о добре и применении его в жизненных ситуациях;

2)формирование у учащихся доброты и милосердия;

3) пробудить у ребят чуткое, заботливое отношение к окружающим, развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения.

Подготовительная работа:

подобрать и выучить пословицы о добре и доброте;

выучить стихотворения о добре.

Оформление.

1.Плакат с изображением яркого солнца со словами В. Гюго «Во внутреннем мире человека доброта - это солнце»

2.Высказывание русских писателей о доброте:

Делать людям хорошо - хорошеть самому.

(Л.Татьяничева)

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье.

Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям.

(Ж.Ж.Руссо)

Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе.

(В.Шекспир)

Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях.

(Б.Паскаль)

Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других.

(Л.Толстой)

3.Выставка книг

4.Выставка рисунков

Ход занятия.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня вы станете участниками беседы «Жизнь дана на добрые дела».

Эпиграфом к нашему общению станут следующие строки:

«Не иссякай святой исток добра,

Не иссякай отныне и вовеки,

Чтоб не настало время топора,

Чтоб человек остался в человеке».

Я думаю, вы все поняли, что разговор у нас с вами пойдет о таких человеческих качествах, как доброта, добросердечность - ведь они неразделимы.

Ребята, скажите, а как образовано слово «добросердечность»? Что оно означает?

Добросердечность - душевная чуткость, отзывчивость души, расположение к людям, ласка, участие, доброжелательность - в их основе лежит желание добра другому (по словарю).

Добросердечный человек - обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый. Добрый, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми.

Добросердечный (добрый) человек всегда вежливо говорит со своим собеседником.

Мы с вами тоже собеседники. А собеседники общаются. И для того, чтобы нам было комфортно, приятно общаться, я попрошу вас помочь мне создать атмосферу тепла и доброжелательности.

Этический заряд доброты

(упражнение выполняется в кругу)

Прошу детей потереть свои ладони, а затем левой рукой (сторона сердца) передать частицу своего тепла соседу слева.

Сейчас соседу слева

Пожмите руку смело

Тому, кто справа, подмигните,

Да не стесняйтесь!

Посмотрите,

Он улыбается в ответ.

Ребята, мне стало очень тепло от ваших взглядов, улыбок. Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.

Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас!

Ребята, подумайте, чем определяется человеколюбие?

Человеколюбие - это:

заботливое отношение к детям;

чуткое отношение к старикам;

стремление помогать людям в несчастье и др.

А мы всегда можем выполнить то, что назвали? Иногда мы не имеем возможности помочь, но к этому надо стремиться (помочь словом, делом). Отрадно, что возрождаются такие забытые понятия, как «доброта», «человечность», «милосердие», «доброжелательность», «внимание друг к другу». Сейчас многие организации, отдельные граждане осуществляют акции милосердия (берут в семью детей, инвалидов и заботятся о них).

Ребята, мне очень хочется, чтобы каждый из вас хоть однажды открыл в себе Звезду человечности.

Добрый благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми.

А. Экзюпери писал: «Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения».

Общаясь с другим человеком, проявляйте интерес, внимание к проблемам, заботам, сочувственно относитесь к его переживаниям. Ребята, редко встретишь человека, который бы никогда в жизни ни с кем не ссорился. По этому поводу, послушайте полезные советы.

Советы

1.Избегайте конфликтов, ссор, необдуманных поступков.

2. Если ссора состоялась, миритесь!

А сейчас я бы хотела познакомить вас с заповедями (правилами), по которым должен стремиться жить человек.

В.А.Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств».

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

Еще в IV до н.э. древнегреческий философ Платон рассуждает о человеколюбии, доброте, человеческом счастье. Эту мысль на протяжении многих веков развивают философы разных стран.

А сейчас прослушайте басню древнегреческого баснописца Эзопа

Солнце и ветер

Солнце и Ветер поспорили, кто сильнее, и Ветер сказал: «Я докажу, что сильнее. Видишь, там старик в плаще? Бьюсь об заклад, что смогу заставить его снять плащ быстрее, чем ты».
Солнце спряталось за тучу, а Ветер начал дуть все сильнее и сильнее, пока не превратился почти в ураган.

Но чем сильнее он дул, тем крепче закутывался старик в свой плащ. Наконец Ветер стих и прекратился; и тогда Солнце выглянуло из-за тучи и ласково улыбнулось путнику. Путник согрелся под жаркими лучами солнца, повеселел и снял плащ. И Солнце сказало Ветру, что ласка и дружелюбие всегда сильнее ярости и силы.

Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом при дворе царя Креза. Свои бессмертные басни он сочинил в XVI веке до н.э., но тем не менее, те истины, относительно человеческой натуры, которым он учил, остаются и в наши дни столь же справедливыми. Доброжелательный и дружеский подход в понимании людей скорее принесут пользу, чем грубость, насилие, негодование.

Вопросы

О чем говорится в басне? Каков ее смысл?

Какого принципа взаимодействия с окружающими придерживаетесь вы? Каких результатов достигаете?

Считаете ли вы себя добрым человеком? В чем проявляется ваша доброта?

Как к вам относятся люди? Чем они отвечают на вашу доброту? Отвечаете ли вы на их доброту?

Можно ли научиться доброте? Как это сделать?

Заповеди человека

Делай добро.

Бойся обидеть человека.

Люби и прощай людей.

Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступил по отношению к тебе (золотое правило нравственности).

Помогая другим, помогаешь себе.

Сейчас люди очень много говорят о добре, доброте. А что есть доброта? (Закройте глаза и представьте, что для вас означает «доброта»? Ответы детей).

Доброта - это, прежде всего, счастье всех людей. В жизни ценнее всего доброта. Ребята, а что же делать, чтобы не было на земле зла, чтобы не мучили люди друг друга, не убивали, чтобы всем было хорошо?

Варианты ответов

Собрать всех, кто делает зло, и посадить за решетку.

Избавиться от злых людей, чтобы остались на земле одни добрые люди.

(Ответы детей).

Если бы добрые люди решили извести злых, то сами бы перестали быть добрыми, потому что совершили страшный грех - сделали зло. Как можно отделить злых от добрых? Каждый человек может стать и добрым, и злым. Каждый человек может исправиться; некоторые святые раньше были грешниками.

А как измениться? Что же надо делать?

Надо становиться лучше !

И сейчас я попытаюсь показать вам это на одном примере из жизни.

(звучит отрывок о 2-х женщинах Т.В.Семевской).

Запомни!

Если ты хочешь уничтожить зло в других, старайся быть лучше сам.

Уничтожать зло злом - то же, что заливать огонь бензином.

Ребята, мы с вами уже много сказали о добре, доброте.

А как вы понимаете пословицу: «Добрых людей через добро получают?»

Какие пословицы и поговорки о добре, доброте знаете вы?

(Ответы детей).

В своих лучших пословицах народ передавал свои заветные правила жизни. Продолжая наш разговор, я хочу зачитать вам текст письма Л.Н. Толстого к семилетнему мальчику Захару Шевцову. Он писал:

«… Советую тебе, мой мальчик, всю жизнь с нынешнего дня и до самой смерти учиться изо всех сил тому, чтобы быть как можно добрее со всеми: с няней, с папой, с мамой, братьями, дворником - со всеми, с кем только сходишься.

Это не совсем легко, этому надо учиться так же, как учиться читать, писать, играть на фортепиано или скрипке. Только тем всем наукам выучишься - и конец, а этой науке конца нет. И главное, ни от каких наук нет такой радости, сколько от этой; что дальше учишься, то самому веселее и веселее, и все вокруг тебя всё больше и больше тебя любят.

Пожалуйста, сделай так. Всякую минуту помни, что тебе надо быть добрым».

Будьте добрыми. Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на нее. И добрым делом помочь.

Задание 1 «О чем говорят глаза»

Посмотрите на своего соседа по парте. Попробуйте определить, в каком настроении ваш товарищ, как он себя чувствует, о чём думает, чем озадачен. Обменяйтесь своими наблюдениями, выводами. Соответствуют ли они действительному состоянию товарища?

Вопросы для размышления

(домашнее задание)

Воспитывайте в себе доброту, начиная с близких людей.

Посмотрите внимательно на маму, бабушку, отца, дедушку. Что в их глазах вы видите: тревогу, покой, озабоченность?

Подумайте, как им помочь, чем можно поднять их настроение? Как выразить сочувствие, понимание?

Приглядитесь к родителям, пришедшим с работы. Расспросите о прошедшем дне, приготовьте или подогрейте ужин к их приходу, усадите удобнее, подайте домашние тапочки, газету и др.

Цветовой диктант

Для того чтобы выполнить это задание, вам необходимо:

вспомнить добрые слова (солнце, жизнь, любовь, мама, друг, улыбка и т.д.);

раскрасьте каждое слово тем цветом, с которым оно у вас ассоциируется.

То же самое проделайте со словами (ненависть, злоба, недруг, лицемерие и т. д.). Какие из получившихся оттенков приятнее вам? Почему?

Вывод:

Как от добрых слов, так и от добрых дел человеку спокойнее, приятнее на душе, чем от жестоких, злых.

Задание 2

Прослушайте стихотворение К. Бальмонта и мысленно нарисуйте спасенную мальчиком бабочку.

Бабочка

Вопросы:

Что на ваш взгляд, вносит в понимание доброты стихотворение К. Бальмонта?

Почему дети чаще всего не желают никому зла? Что происходит с человеком, когда он взрослеет? О чем он забывает?

Могут ли взрослые люди учиться доброте у детей? Чему можно научиться у детей?

Приходилось ли вам сталкиваться, когда - либо, с беззащитным уязвленным существом? Удалось ли вам сделать что-нибудь, чтобы облегчить его страдания? Опишите чувства, испытанные в этой ситуации.

Продолжая беседу, я хочу вас спросить:

Каким делает человека доброта?

Какой человек может быть добрым?

Как вы думаете, какие правила необходимо выполнять, чтобы быть добрым?

Ответы детей.

Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит. У него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.

Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе. Добрый человек всегда учитывает интересы других.

Любить людей, призывать окружающих к тёплым взаимоотношениям, делать добро для близких и друзей.

Заканчивая наш с вами разговор, мне очень хочется, чтобы вы в любой ситуации проявляли своё благородство, доброту, милосердие.

Круг добра

А сейчас соедините руки и образуйте круг - круг добра . Мне кажется, что сегодня вы все немного изменились, стали чуть-чуть добрее.

Ребята, я попрошу каждого из вас «вручить» словесный подарок, словесную премию своему товарищу слева. Это может быть предмет, рисунок, стихотворение и т.д.

(Дети берутся за руки, объясняют, за что присуждается награда.Учитель исполняет песню на стихи неизвестной монахини Новодевичьего монастыря).

Что бы в жизни ни ждало вас, дети, —
В жизни много есть горя и зла.
Есть соблазна коварные сети,
И отчаянья жгучего мгла.

Есть тоска невозможных желаний,
Безнадежный, нерадостный труд
И расплата годами страданий
За десяток счастливых минут.

Все же вы не слабейте душою,
Коль придет испытаний пора.
Человечество живо одною
Круговою порукой добра.

Где бы сердце вам жить ни велело —
В шумном свете иль в сельской тиши —
Расточайте без счёта и смело
Вы сокровища вашей души.

Не ищите, не ждите возврата,
Не смущайтесь насмешкою злой.
Человечество все же богато
Лишь порукой добра круговой

Эти стихи написаны душою. В этих строчках дано самое полное определение добра, которое когда-либо существовало: добра, как круговой поруки, и брошен самый беззлобный вызов злу, который когда-либо звучал на земле:

Где бы сердце вам жить ни велело,

В шумном свете иль сельской тиши,

Расточайте без счета - и смело

Вы сокровища вашей души!

Ребята, начните творить добро уже сегодня…