Возвратность постоянный признак. Что такое постоянные морфологические и непостоянные признаки глагола. Сказуемое и его виды




План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

Служебные и знаменательные части речи содержит русский язык. Глагол относится к самостоятельным частям речи. «Глаголить» в древнерусском языке обозначало «говорить». Таким образом, еще предками было доказано, что грамотная речь невозможна без динамики повествования, которая достигается использованием глаголов.

Что такое глагол: морфологические и синтаксические признаки

Глагол говорит о действии предмета. Определяют глагол по вопросам «что делать?», «что сделать?». Характеризуя глагол, обращают внимание на грамматическое его значение, морфологические признаки и функцию в предложении. Грамматические признаки глагола подразделяются на постоянные и непостоянные.

Точки зрения ученых по поводу выделения глагольных форм расходятся. До сих пор идут споры, выделять ли причастие и деепричастие в знаменательные части речи, или они являются лишь формами глагола. Будем рассматривать их как самостоятельные.

Грамматическое значение глагола

Грамматически глагол говорит о действии предмета. Выделяют несколько групп действий, которые выражаются глаголами:

  1. Работа, труд предмета речи: «точить», «водить», «строить», «копать».
  2. Речевая или умственная деятельность: «говорить», «предполагать», «думать», «выяснять».
  3. Движение предмета в пространстве, его положение: «ездить», «находиться», «сидеть», «располагаться».
  4. Эмоциональное состояние предмета речи: «грустить», «ненавидеть», «лелеять», «любить».
  5. Состояние окружающей среды: «вечереет», «морозит», «моросит».

Помимо общего грамматического значения глагола стоит сказать о его синтаксической функции. В предложении он является одним из главных членов, сказуемым. Глагол-сказуемое согласуется с подлежащим и образует с ним предикативную основу предложения. От глагола ставят вопросы к второстепенным членам группы сказуемого. Как правило, это дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, наречиями или деепричастиями.

Как изменяется глагол: постоянные и непостоянные признаки

Морфологические признаки глагола подразделяются на постоянные и непостоянные. Градация эта происходит с точки зрения изменения самого слова или только его формы. Например, «читать» и «прочитать» - это два разных слова. Разница в том, что «читать» - глагол несовершенного вида, а «прочитать» - совершенного. Они и изменяться будут по-разному: у глагола совершенного вида «прочитать» не предполагается наличие настоящего времени. А «читаю» - читаем лишь указывают на число глагола читать.

Постоянные признаки глагола:

  • вид (несовершенный, совершенный);
  • спряжение (I, II, разноспрягаемый);
  • возвратность (невозвратный, возвратный).
  • род (женский, средний, мужской);
  • наклонение (сослагательное, изъявительное, повелительное);
  • число (множественное, единственное)
  • время (настоящее, прошедшее, будущее);

Данные признаки являются формообразующими. Поэтому при разборе глагола говорят, что он стоит в форме определенного времени, наклонения, рода и числа.

Наклонения глагола

Грамматические признаки глагола содержат наклонение. Один глагол можно употреблять в форме изъявительного, сослагательного (условного) и повелительного наклонений. Таким образом, эта категория включается в непостоянные признаки глагола.

  • Изъявительное наклонение. Характеризуется тем, что глагол в данной форме возможно употреблять в настоящем, будущем и прошедшем временах: «ребенок играет» (настоящее время); «ребенок играл» (прошедшее время); «ребенок будет играть» (будущее время). Изъявительное наклонение позволяет изменять глагол по лицам и числам.
  • Условное (сослагательное) наклонение. Представляет собой действие, которое может случиться лишь при определенном условии. Образуется присоединением к основному глаголу частицы бы (б): «С твоей помощью я бы справился с трудностями». Возможно изменение глаголов условного наклонения по числам и родам, в этих формах они согласуются в предложении с подлежащим: «Она бы решила эту задачу сама»; «Они бы решили эту задачу сами»; «Он бы решил эту задачу сам»; «Большинство бы решило эту задачу самостоятельно». Важно отметить, что условное наклонение не предполагает изменение глагола по временам.
  • Повелительное наклонение. Обозначает побуждение собеседника к действию. В зависимости от эмоциональной окрашенности побуждение выражается как в форме пожелания: «Ответьте, пожалуйста, на вопрос», так и в форме приказа: «Перестаньте кричать!». Чтобы получить глагол повелительного наклонения в единственном числе необходимо присоединить к основе в настоящем времени суффикс -и: «спят - спи», возможно образование бессуффиксальным способом: «едят - ешь». Множественное число образуется с помощью суффикса -те: «рисуй - рисуйте!». Изменение глаголов повелительного наклонения происходит по числам: «ешь суп - ешьте суп». Если необходимо передать резкий приказ, используется инфинитив: «Я сказал, всем встать!».

Время глагола

Морфологические признаки глагола содержат категорию времени. Действительно, у любого действия можно выделить время, в которое оно происходит. Так как глагол изменяется по временам, эта категория будет непостоянной.

Спряжение глагола

Грамматические признаки глагола невозможно охарактеризовать в полной мере без категории спряжения - изменения их по лицам и числам.

Для наглядности приведем таблицу:

Другие признаки глагола: вид, переходность, возвратность

Помимо спряжения, постоянные грамматические признаки глагола содержат категории вида, переходности и возвратности.

  • Вид глагола. Различают совершенный и несовершенный. Вид совершенный предполагает вопросы «что сделать?», «что сделает?». Указывает на действие, которое достигло результата («выучить»), началось («запеть») или завершилось («спеть»). Для несовершенного характерны вопросы «что делать?», «что делает?». Предполагает действие, которое продолжается и многократно повторяется («прыгать»).
  • Возвратность глагола. Для нее характерно наличие суффикса -ся (-сь).
  • Переходность глагола. Определяется возможностью управлять без предлога именем существительным в винительном падеже («воображать будущее»), если у глагола значение отрицания - при переходности существительное будет стоять в родительном падеже: «Я его не наблюдаю».

Итак, признаки глагола как части речи разнообразны. Чтобы определить его постоянные признаки, необходимо поставить часть речи в начальную форму. Для определения непостоянных признаков необходимо работать с глаголом, взятым в контексте повествования.

Глагол, как часть речи, характеризуется признаками, которые могут быть непостоянными и постоянными. В первом случае грамматические категории меняются в зависимости от контекста, во втором – не меняются ни при каких условиях. В статье приведены оба признака с примерами.

Признаки глагола – это грамматические категории глагольных форм, которые присущи глаголу как части речи. В русском языке выделяют постоянные и непостоянные признаки глагола.

Постоянные признаки глагола

Постоянные признаки глагола – это грамматические категории, присущие всем глагольным формам (спрягаемым глаголам, инфинитиву, причастию, деепричастию). Данные признаки не изменяются в зависимости от контекста, в котором употребляется глагол.

  • Вид – признак, определяющий, как именно происходит действие.
    • Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?» (примеры: прочесть, умножить) ;
    • Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?» (передавать, делить) .
  • Возвратность – категория, определяющая потенциальное состояние (кусается) или действие субъекта (моется), направленное на себя, либо действия нескольких объектов, действия которых направлены друг на друга (мириться).
    • Возвратные глаголы (разобраться, обниматься) ;
    • Невозвратные глаголы (обнять, причесать) .
  • Переходность – признак, определяющий процесс или действие, переходящее на объект.
    • Переходные глаголы (выпить кофе, нарезать овощи) ;
    • Непереходные глаголы (верить, играть) .
  • Тип спряжения – категория, определяющая особенности спряжения глаголов по числам и лицам.
    • I спряжение (сшивать, плыть) ;
    • II спряжение (светить, чистить) ;
    • Разноспрягаемые (бежать, хотеть) .

Непостоянные признаки глагола

Непостоянные признаки глагола – это грамматические категории, свойственные спрягаемым глаголам и причастиям. Данные категории изменяются в зависимости от контекста, в котором используется слово.

  • Наклонение – категория, выражающее отношение действия либо процесса к реальности. Признак свойственен спрягаемым формам глаголов.
    • Изъявительное (примеры: переписываю, чувствуете) ;
    • Повелительное (переписывай, чувствуйте) ;
    • Условное (переписал бы, чувствовал бы) .
  • Число – категория, обозначающая количество субъектов, совершающих действие. Признак присущ спрягаемым формам и причастиям.
    • Множественное (посещали, заказанные) ;
    • Единственное (построила, оклеенный) .
  • Время – категория, указывающая на то, в какой момент осуществлялось действие по отношению к моменту речи. Признак присущ глаголам в изъявительном наклонении.
    • Будущее (соберу, будут ездить, украсим) ;
    • Настоящее (собирает, ездят, украшаю) ;
    • Прошлое (собирала, ездили, украсил) .
  • Лицо – категория, указывающая на то, кем осуществляется действие. Признак свойственен глаголам изъявительного наклонения (настоящего и будущего времени) и повелительного наклонения.
    • 1-е лицо (печатаю, играем, споемте) ;
    • 2-е лицо (устанавливаешь, строите, посмотри, напишите) ;
    • 3-е лицо (переводит, шагают) .
  • Род – категория, указывающая на половую принадлежность субъекта, совершаемого действие. Признак свойственен причастиям, глаголам прошедшего времени изъявительного наклонения и глаголам условного наклонения.
    • Мужской (заполненный, сметал, сварил бы) ;
    • Женский (сшитая, вымыла, переехала бы) ;
    • Средний (приготовленное, укатилось, пригодилось бы) .

Урок русского языка в 6-м классе по теме

" А действие стремится к результату» (постоянные и непостоянные признаки глагола) (слайд 1)

С применением отдельных приёмов технологии РКМЧП

При составлении разработки урока по русскому языку и в результате ее практической реализации используется трехступенчатая базовая модель технологии РКМЧП.

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:

  1. подготовительный - стадия вызова;
  2. собственно восприятие нового - смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
  3. присвоение информации - стадия рефлексии.

На данном уроке были поставлены и осуществлены следующие цели и задачи:

1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

2. Развивать умения учащихся

Самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;
- работать в парах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер.

3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Последующие уроки посвящены не теоретическому материалу, а практической его отработке.

На мой взгляд технология “Развитие критического мышления через чтение и письмо” является эффективной, имеет хорошие положительные результаты; разработана для ученика, чтобы максимально приблизить его к процессу познания русского языка и чтобы от этого он получил моральное удовлетворение.

Эпиграф: “Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова” - писал Н.Греч (слайд 2)

Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; прием “мозгового штурма”; «инсерт»,составление кластера.

Ход урока

I. Стадия вызова - целеполагание

Слово учителя: “Ребята, сегодня к нам на урок русского языка пришли гости из далекой старославянской школы, которая существовала в России много веков назад. Они расскажут нам очень интересные истории о важнейшей в русском языке части речи, без которой ничего в мире не могло бы существовать и развиваться.

Ученик: “На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова”. Высказывание Николая Греча вы видите на доске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.

Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить - говорить”.

Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”.

Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении “Пророк”: “Глаголом жги сердца людей”. Глагол - это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.”

Вопрос: Ребята, а как вы понимаете высказывание Николая Греча о русском языке?

Ученица: “Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что “глаголы - это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.

Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.

Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле - примерно 6% глаголов, в научном - около 10%. В художественной речи глагол употребляется гораздо чаще: до 15% всех слов художественного текста - глаголы. Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов.

Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы.”

Вопрос: Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно учиться пользоваться многообразием глагольной лексики?

2. А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?”(слайд 3)

Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..

Сделайте вывод.

3. А сейчас давайте перенесем свой взгляд на изображенные перед вами пиктограммы (на доске прикреплено 9 пиктограмм лиц с четко выраженным настроением радости, грусти, доброты и т. д.), и с помощью глаголов назовем настроение, которое вы видите на этих ярких “ лицах-пиктограммах”. (Радуется, смеётся, хмурится, плачет, улыбается, сердится и т. д.)

Сделайте вывод.

5. Сформулируйте и запишите самостоятельно тему урока.

6. Поставьте перед собой цель и запишите ее.

7. Вспомните все, что вы знали раньше о глаголе и запишите в первую колонку таблицы “Я знал…”.

8. Объединитесь в пары и обсудите свои списки. Информацию, с которой оба согласны, оставьте, с которой кто-то не согласен, обозначьте знаком вопроса.

(Одна - две пары зачитывают информацию, учитель записывает ее на доске.)

(На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах.)

Вопросы: (слайд 4)

1. На какие вопросы может отвечать глагол?

2. Что обозначает глагол как часть речи?

3. Какие морфологические признаки имеет глагол?

4. Как он изменяется?

5. Каким членом предложения обычно бывает?

II. Смысловая стадия

1. Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная информация. Маркировка текста используется для того, чтобы ученик узнал новое и отказался от неправильной информации. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков:

“ ! ” - Я это знал.

“ + ” - Новое для меня.

“ - “ - Вызывает у меня сомнение.

“?” - Вопрос.

2. Учащиеся коротко (слова и словосочетания) записывают новую информацию во второй столбик таблицы.

3. Учащиеся формулируют и записывают вопросы в третий столбик таблицы (только в том случае, если они возникают).

Физкультминутка.

III. Информационный текст

1. Название “Глагол” происходит от старославянского слова “глаголить”, что значит “говорить ”.

2. Глагол - это самостоятельная часть речи , которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

3. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие.

4. Глаголы имеют общее грамматическое значение “действие”.

5. Глагол имеет следующие морфологические признаки:

1) Постоянные признаки:(слайд 5)

а) вид : совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)

б) переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения);

в) возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ;

г) спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола. (Ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить , кроме брить, стелить; 7 глаголов на – еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть); 4 глагола на – ать (слышать, дышать, держать, гнать).

2) Непостоянные признаки(слайды 6-7)

а) наклонение : изъявительное (глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем), условное (Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса – л – и частицы бы; например, сделал бы, хотел бы…), повелительное (глаголы в повелительном наклонении, которые кто-то приказывает или просит выполнить; например, пиши, читай, учись…).;

б) время (по временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении): настоящее (что делает? что делают?), прошедшее (что делал (а,о)?), будущее (что будет (ут) делать? что сделает (ют)?;

в) число: единственное и множественное;

г) лицо : 1-е (Я - МЫ); 2 - е (ТЫ - ВЫ); 3 - е (ОН - ОНА - ОНО); однако, есть глаголы, для которых несвойственно изменение по лицам, и связано это с особенностями лексического значения этих глаголов. Такие глаголы называют действия, которые происходят сами по себе и называются безличными, то есть без лица. Они выражают: явления природы (морозит, вечереет); физические или психические состояния человека (лихорадит, знобит, нездоровится). Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего. (Смеркалось. Уж вечереет.)

д) род (только у глаголов прошедшего времени единственного числа)

6) В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего (“Учиться - всегда пригодится”), входит в грамматическую основу предложения.

7) Частица – НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без “не” не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливать.

8) В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит…

9) Глагол приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь….

IV. Стадия рефлексии (размышления)(8 слайд)

После ознакомления с текстом учащиеся должны запомнить ту информацию, которая оказалась актуальной для каждого из них; переосмысление собственных знаний; составление кластера (графического образа), чтобы информация отложилась в памяти.

Работа учащихся в парах. (Учащиеся обсуждают новую информацию в парах, опираясь на вопросы, записанные на доске.)

Вопросы:

1.Что из того, что вы прочитали вам было уже знакомо? Что оказалось новым? С чем вы не согласны? Что вызвало сомнение? Почему? Докажите свою точку зрения.

2. Составление кластера на доске и в тетради совместно с учителем «Непостоянные и постоянные морфологические признаки глагола».

Зарядка для мозгов “Кто что делает?” Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..

Вопросы: 1. На какие вопросы может отвечать глагол? 2. Что обозначает глагол как часть речи? 3. Какие морфологические признаки имеет глагол? 4. Как он изменяется? 5. Каким членом предложения обычно бывает?

Постоянные признаки глагола а) вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?) б) переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения); в) возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ; г) спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола. (Ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на – еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть); 4 глагола на – ать (слышать, дышать, держать, гнать).

Непостоянные признаки глагола а) наклонение: изъявительное (глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем), условное (Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса – л – и частицы бы; например, сделал бы, хотел бы…), повелительное (глаголы в повелительном наклонении, которые кто-то приказывает или просит выполнить; например, пиши, читай, учись…).; б) время (по временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении): настоящее (что делает? что делают?), прошедшее (что делал (а,о)?), будущее (что будет (ут) делать? что сделает (ют)?;

в) число: единственное и множественное; г) лицо: 1-е (Я - МЫ); 2 - е (ТЫ - ВЫ); 3 - е (ОН - ОНА - ОНО); однако, есть глаголы, для которых несвойственно изменение по лицам, и связано это с особенностями лексического значения этих глаголов. Такие глаголы называют действия, которые происходят сами по себе и называются безличными, то есть без лица. Они выражают: явления природы (морозит, вечереет); физические или психические состояния человека (лихорадит, знобит, нездоровится). Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего. (Смеркалось. Уж вечереет.) д) род (только у глаголов прошедшего времени единственного числа)

Вопросы: 1.Что из того, что вы прочитали вам было уже знакомо? Что оказалось новым? С чем вы не согласны? Что вызвало сомнение? Почему? Докажите свою точку зрения.


1. Наклонение глагола

1. 1 Изъявительное наклонение обозначает действие, которое происходило в прошлом, происходит в настоящем и будет происходить в будущем. Глаголы в форме изъяв. н. изменяются:

По временам;

В настоящем времени – по лицам и числам;

В прошедшем времени – по родам (только во ед. ч.) и числам;

В будущем времени – по лицам и числам.

Пример: На лугах блестят горошинки росы, что бывает только ранним утром.

1. 2 Сослагательное (условное) наклонение обозначает желаемое действие, которое может происходить при определённых условиях. Глаголы не изменяются по временам, но они имеют формы рода (только в ед. ч.) и числа.

Образуется: гл. прош. вр. изъяв. н. + частица БЫ (Б).

Примеры: Я сыграла бы теперь что-нибудь. Любому это показалось бы возможным.

1. 3 Повелительное наклонение выражает побуждение к действию, приказание, просьбу, совет. Действие может произойти или не произойти. Примеры: живи (живите), учись (учитесь), верь (верьте), читай (читайте), пусть приедет .

Образуется повелительное наклонение с помощью:

Иногда для смягчения формы приказа к глаголам повел. н. прибавляется частица КА: принеси-ка, дай-ка .

Внимание! Форма повел. н. может совпадать по звучанию с формой 2-го л., мн. ч., наст. или буд. вр. изъявит. н.: Вы говорите , что видели его?

2. Времена глагола

По временам изменяются глаголы только в изъявительном наклонении.

3. Число глаголов

Определяется по вопросу к глаголу.

4. Лицоглаголов

Лицо глагола указывает на того, кто участвует в речи. Лицо можно определить только у гл. в форме наст. и буд. вр. в изъявит. н. и у гл. повел. н.

Лицо 1-е 2-е 3-е
Ед. ч. Я радую сь Ты радуешь ся Он (она, оно) радует ся
Мн. ч. Мы радуем ся Вы радуете сь Они радуют ся

Безличные глаголы – это глаголы, обозначающие действие, которое протекает само по себе, называют явления природы, состояния человека. Они не изменяются по лица и числам, не сочетаются с Им.п. К безличным глаголам относят глаголы.