Надо ли делать прививку. Нужно ли делать прививки — мнение «против». А разве не бывает тяжелых реакций на прививку




Страх перед прививками сегодня сродни средневековому мракобесию. Распространяется он очень активно, основным источником становятся социальные сети и личное общение «заботливых мамочек». К сожалению, основная их часть о медицине знает только понаслышке или исходит из собственного опыта общения с местечковыми горе-врачами.

Да, прививки могут приносить определённые осложнения. Прежде всего, это аллергия на белки, на которых основано множество прививок. Когда иммунитет ребёнка ослаблен болезнью, возможно и проявление того заболевания, от которого малыш был привит. Однако даже в этом худшем случае болезнь будет иметь много меньшую силу, чем возможно, а значит, и меньшие последствия. С аллергией ещё проще: пробы у аллерголога позволят правильно подобрать вакцину и сопутствующую терапию.

El Alvi/Flickr

Хотя родителей обычно беспокоят не эти проблемы… Почему-то основное заблуждение связано с возможностью развития аутизма у детей, получивших вакцину. Однако в 2005 году исследовательская группа из США проанализировала данные о почти 100 тысячах детей и не нашла связи между вакцинациями от кори, краснухи и свинки и развитием аутических расстройств.

В статье, опубликованной в журнале The Journal of the American Medical Associations, были представлены результаты медицинского исследования детей разных возрастов, привитых тривакциной MMR от кори, краснухи и свинки. Дети были разделены на три группы: здоровые, ребята с расстройствами аутического характера и дети, имеющие брата или сестру с диагностированным аутизмом.

Проанализировав данные, учёные не нашли связи между вакцинацией и развитием расстройств аутического характера. Ни у здоровых детей, ни у детей из группы риска. То же показали и другие исследования.

Намного опаснее ребёнка не прививать. В последнее время из-за ухудшения качества медицинской помощи в странах СНГ участились вспышки смертельных заболеваний. Периодически случаются и локальные эпидемии. Корь, свинка и скарлатина стали повседневными. В некоторых странах до сих пор есть побеждённый практически во всём мире полиомиелит. А туберкулёз повсеместен даже в России, к тому же участились случаи запоздалой изоляции людей с открытой формой заболевания. Все эти болезни являются смертельно опасными для детей. Туберкулёз и полиомиелит оставляют ужасные следы: ребёнок становится инвалидом.

Стоит помнить и про, пожалуй, самое страшное заболевание - столбняк. Прививку от него делают буквально в первые дни жизни. И неспроста.

Возбудитель столбняка сродни газовой гангрене, способен жить в безвоздушном пространстве. А тонкая детская кожа и повсеместное распространение микроорганизмов, вызывающих столбняк, могут привести к смерти даже от небольшого ушиба, царапины, синяка, защемления.

Делать прививку в этот момент будет уже поздно - болезнь развивается очень быстро и не поддаётся лечению.

Конечно, решать, рисковать или нет, делать прививки или нет, может только родитель. Но если вы не сделали ребёнку прививку, не забудьте изолировать его от других детей. Ведь они могут являться переносчиками, поскольку обладают иммунитетом к смертельным заболеваниям.

А ещё лучше - увезите своих непривитых детей туда, где контакты с людьми исключены. Не повышайте эпидемиологический уровень. Не становитесь причиной массового заражения.

Если в семье появился малыш, рано или поздно возникнет вопрос с чего начинать прививки? Некоторые родители озадачиваются этим вопросом ещё до рождения ребенка. А прививки начинают в род. доме. Это самый правильный вариант. Но бывают и другие ситуации.

Если ребенок не привит С чего начинать прививки?

Когда родители точно знают что ребенок не привит С чего начинать прививки?

  • Это бывает, если у ребенка был длительный мед. отвод от прививок по состоянию здоровья, а затем состояние здоровья улучшилось и противопоказания к прививкам снялись.
  • Если родители сначала не желали делать ребенку прививки, а затем передумали.

Прививки ребенку можно начать делать с любого возраста

Более развернутое обследование, которое активно обсуждают родители в интернете, представляет собой иммунограмму: анализ крови на количество иммуноглобулинов разных групп и количество клеток - лимфоцитов, участвующих в иммунном ответе. Снижение отдельных показателей говорит о сниженном иммунитете. Это обследование позволяет исключить врожденные иммунодефицитные состояния у ребенка. Что является противопоказанием к введению живых вакцин. Этот анализ показывает также количество в крови ребенка иммуноглобулина Е. Если его уровень повышен — это говорит об аллергической настроенности организма.

Это обследование платное. Оно не является обязательным и даже рекомендуемым всем детям подряд. Если прививки начаты не с рождения, представление об иммунитете можно составить тому как часто ребенок болеет и насколько тяжело переносит заболевания. Дети с врожденными иммунодефицитными состояниями резко выделяются в этом отношении среди других детей. Они болеют с рождения практически непрерывно, тяжело, постоянно лечатся в стационаре. Их заболевания не поддаются стандартным методам лечения. Они с трудом выздоравливают. Таким детям, безусловно, до проведения прививки показана консультация иммунолога и иммунограмма.

Аллергическая настроенность организма также имеет клинические проявления. В период аллергических высыпаний, насморка, кашля или приступов удушья - прививки не проводятся.

Активно желающие родители вполне могут перед прививкой проконсультироваться у иммунолога и исследовать иммунный статус ребенка, это не препятствуется.

Ребенок в возрасте от 3х месяцев до 4х лет С чего начинать прививки?

  1. Далее через 1 месяц после БЦЖ проводится прививка от вирусного гепатита + , + . Затем не ранее чем через 45 дней 2-я такая же прививка. Еще через 45 дней - третья прививка от коклюша, дифтерии, столбняка + полиомиелита. А третья прививка от гепатита проводится через 5 месяцев после 2-й.
  2. Далее ребенку от 1 года и старше делается прививка от кори, свинки и краснухи.
  3. Затем детям от 18 месяцев и старше, при условии, что прошло 6 месяцев с момента последней 3-й прививки от полиомиелита, делается 1 ревакцинация полиомиелита. Еще через 2 месяца - 2-я ревакцинация.
  4. Ревакцинация АКДС делается не ранее чем через год после законченной вакцинации.
  5. Далее все идет в соответствии с

Интервал между двумя разными очередными прививками составляет не менее 1 месяца.

Ребенок старше 4х лет С чего начинать прививки?

Если ребенок старше 4х лет, прививки от коклюша ему не проводятся. Такая же схема прививок может быть у детей, переболевших коклюшем, имеющих противопоказания к вакцинации от коклюша, и у детей, которых родители не желают прививать от коклюша.

В отношении других прививок, в том числе полиомиелита, схема вакцинации та же, что для младших детей.

Детям от 4х до 6-ти лет прививки проводятся вакциной АДС

В этом случае курс вакцинации состоит из двух прививок с интервалом не менее 30 дней (на практике не менее 45 дней, т.к совмещается с полиомиелитом). Ревакцинация проводится через 6 -12 месяцев после законченной вакцинации. Далее ребенок прививается по календарю.

Детей старше 6-ти лет прививают вакциной АДС-М Этой же вакциной проводят прививки с тяжелыми реакциями на вакцину АКДС (повышение температуры до 40, выраженная местная реакция). Вакцинация состоит из 2х прививок с интервалом не менее 30-45 дней, ревакцинация проводится через 6-9 месяцев после законченной вакцинации.

Прививки по индивидуальному плану

Если у родителей есть свое личное мнение о прививках и они желают привить ребенка только от некоторых инфекций по своему желанию, после получения отрицательных результатов реакции Манту, без БЦЖ в течение 6 месяцев можно проводить ребенку прививки, начиная с любой, по индивидуальному плану. Можно проводить прививки раздельно: сначала от гепатита, затем от коклюша, дифтерии и столбняка, затем от полиомиелита и т. д. План составляется врачом совместно с родителями. Родители должны письменно выразить свое желание о проведении именно этой прививки. Через 6 месяцев, в случае, если ребенок не привит БЦЖ - Манту рекомендуется повторить.

Если отсутствуют сведения о прививках С чего начинать прививки?

Бывают случаи, когда родители не знают точно привит ребенок или нет и болел ли он детскими инфекциями. Это бывает, если ребенок в силу каких то обстоятельств меняет место жительства, например переезжает к бабушке, а сведений о прививках нет.

  1. В этом случае ребенок сначала осматривается на предмет рубца от БЦЖ. Если на левом плече есть рубец, значит ребенок привит БЦЖ, рубца нет - не привит.
  2. Далее проводится реакция Манту: если Манту положительная - требуется консультация фтизиатра, в этом случае скорее всего придется подождать 3 месяца и повторить Манту, чтобы определить нарастает она или нет, если Манту не увеличивается - прививки можно продолжить.
  3. Если Манту отрицательная, а рубца нет - проводится прививка БЦЖ. Если Манту отрицательная, рубец есть, а ребенок младше 7 лет - решается вопрос о проведении следующих прививок, в 7 лет и старше можно провести ревакцинацию БЦЖ.
  4. После того, как с реакцией Манту разобрались, БЦЖ сделали или она не требуется, нужно выяснить состояние иммунитета ребенка в отношении других инфекций.

РПГА

Для этого кровь ребенка исследуется на наличие в ней антител к вирусному гепатиту В, дифтерии, столбняку, полиомиелиту (в отношении 3х типов вируса), кори, краснухе, эпидемическому паротиту, для детей младше 4х лет к коклюшу. Для этого проводится реакция РПГА с соответствующим диагностикумом (дифтерия, столбняк, корь, паротит) или ИФА(коклюш, гепатит, краснуха). Имеет значение еще и сама цифра титра антител: чем титр выше, тем лучше защитные силы организма в отношении конкретной инфекции.

Так для дифтерии и полиомиелита защитный титр 1:40, для столбняка 1:20, для кори и паротита 1:10, по РПГА. Для полиомиелита должен быть защитным титр для всех трех вариантов вируса.

Для коклюша 0,03 МЕ/мл, для гепатита В 0,01 МЕ/мл, краснуха 25 МЕ/мл - по ИФА (1:400).

У не привитых и не болевших детей РПГА должна быть отрицательной

Если у ребенка в крови не обнаружены антитела к какой-либо инфекции - вакцинация от этого заболевания начинается с нуля, с учетом возраста, как у не привитых детей.

Если титр антител меньше защитного - проводится одна внеочередная прививка от этих инфекций, далее ребенок прививается в соответствии с национальным календарем. Если ребенку по возрасту требуется проведение очередной прививки - он прививается по национальному календарю.

Если у ребенка в крови обнаружен защитный титр антител - прививки ему проводятся по календарю в соответствии с возрастом, в дополнительных прививках он не нуждается.

Это всё, про то, с чего начинать прививки. Желаю Вам здоровья!

Детскими болезнями обычно называют корь, дифтерию, ветрянку и большинство болячек, от которых делают прививки. На самом деле они вовсе не детские - с возрастом ничего не меняется.

Просто все эти болезни легко подхватить. До начала массовой вакцинации люди заражались, как только сталкивались с возбудителями. Происходило это в раннем возрасте, а дальше заболевшие либо умирали, либо приобретали активный иммунитет, который защищал их. Вот и казалось, что болеют только дети.

Сейчас не надо рисковать жизнью ради иммунитета - есть . Но если вам их не делали или делали слишком давно, вы в группе риска.

В настоящее время никто не будет предупреждать человека о сроках иммунизации: необходимо самому узнать правильное время и возраст ревакцинации.

Ольга Владимировна Ширай, врач-эпидемиолог, начальник эпидемиологического отдела СПб ГБУЗ «Елизаветинская больница»

Многие взрослые не делают ревакцинацию, но всё равно не болеют благодаря иммунитету. У кого-то он остался после болезни, у кого-то после прививки (даже если о ней все забыли), других защищает коллективный иммунитет - эпидемиям просто негде разгуляться, если большинство привито. Ревакцинация нужна, чтобы не болеть и не провоцировать эпидемии.

Как узнать, какие прививки мне делали?

В теории все прививки записываются в карточку или прививочный сертификат, а карточки с данными кочуют с человеком из поликлиники в поликлинику.

На практике ничего этого нет. Даже если вы всю жизнь прикреплены к одной поликлинике, у вас не менялась прописка, все эти данные запросто могут потерять. Для всех остальных это квест «помню - не помню». Скорее всего, вы не помните.

Если это так, то для рождённых в России есть ориентир - национальный календарь прививок . Если прививка в нём есть, возможно, вы её получали. Тогда вам, скорее всего, нужна ревакцинация, ведь не все прививки действуют всю жизнь. Если прививки нет в национальном календаре, то нужно её сделать в любом случае.

Какие анализы покажут, что прививки были?

Если человек когда-то прививался, у него есть антитела к этому заболеванию. Это белки, которые атакуют бактерию или вирус, проникшие в организм. Они обозначаются как IgG. - иммуноглобулины типа G.

Проведите исследование крови на наличие антител к вирусному гепатиту В, дифтерии, столбняку, полиомиелиту (в отношении трёх типов вируса), кори, краснухе, эпидемическому паротиту, коклюшу. Для этого проводится реакция РПГА с соответствующим диагностикумом (дифтерия, столбняк, корь, паротит) или ИФА (коклюш, гепатит, краснуха).

Ольга Ширай

Чтобы иммунитет сработал, нужен определённый титр - количество этих самых иммуноглобулинов. Если титр маленький, надо вакцинироваться. Показатели для всех прививок свои, это обсуждается с врачом отдельно.

Но даже если вы сделаете прививку от болезни, к которой уже есть иммунитет, ничего особенного не произойдёт - введённые с вакциной агенты будут уничтожены.

Какими вакцинами можно прививаться?

В отношении вакцин действует правило «чем современнее, тем лучше», потому что исследователи постоянно работают над улучшениями. Новые вакцины хорошо переносятся, нередко защищают сразу от нескольких заболеваний.

Даже если вас прививали в детстве старыми вакцинами, смело можете делать ревакцинацию новыми - никакого конфликта не будет.

Мы перечислили вакцины, которые разрешено использовать в РоссииВакцины национального календаря прививок. . Чтобы узнать о них больше, нужно прочитать инструкцию и изучить противопоказания. Какие-то вакцины не встречаются в поликлиниках, а какие-то просто трудно найти.

Как прививаться от гепатита B?

Женщинам, которые не болели ветрянкой и планируют беременность, тоже следует сделать прививку от этого заболевания, так как заражение во время беременности (особенно на ранних сроках) может привести к развитию пороков у плода и даже выкидышу.

Ольга Ширай

Прививку от ветрянки можно сделать и для профилактики заболевания, если имел место контакт с заболевшим человеком. ВОЗ считает эту меру эффективной, если вакцинация проведена не позднее 72 часов после контакта здорового человека с больным.

Вакцина: «Варилрикс».

Как прививаться от полиомиелита?

Вирусы полиомиелита страшны осложнениями: один из 200 переболевших получает осложнения в виде параличей. Прививаться нужно, если нет иммунитета и вы собираетесь в страну, где болезнь встречается часто.

Прививка делается в три этапа. Лучше использовать инактивированную вакцину - ту, которая в уколах, она намного безопаснее капель в рот.

Вакцины: «Пентаксим», «Имовакс Полио», «Полиорикс», «Тетраксим», «Инфанрикс Гекса».

Как прививаться от гемофильной инфекции?

Гемофильная инфекция вызывает тяжёлые формы менингита, пневмонии, иногда приводит к сепсису. Инфекция плохо поддаётся антибиотикам.

Среди детей вакцинируют только тех, кто в группе риска по состоянию здоровья. Это относится и к взрослым: прививают пожилых, людей, контактирующих с больными, людей с хроническими заболеваниями.

Вакцины: «Акт-ХИБ», «Хиберикс Пентаксим», «Инфанрикс Гекса».

Как прививаться от папилломавируса?

Некоторые типы папилломавируса (ВПЧ) представляют опасность для женского здоровья, вызывая рак шейки матки, остроконечные кондиломы и некоторые другие заболевания.

Рекомендуется вакцинация девочкам и женщинам в возрасте от 9 до 26 лет, желательно до начала половой жизни (потому что с её началом резко увеличивается риск заразиться от партнёра). Прививку можно сделать и в более позднем возрасте до 45 лет.

Ольга Ширай

Мужчинам тоже можно делать эту прививку, чтобы не дразнить вирус, вызывающий рак (не только шейки матки, но и других органов), и не мучиться с кондиломами. Прививка делается в три этапа по инструкции.

Вакцины: «Гардасил», «Церварикс».

Как прививаться от пневмококка?

Взрослым прививка делается по желанию. Пневмококковая инфекция, как правило, присоединяется к другим болезням и является осложнением. Она вызывает менингит, средний отит, синусит, .

  • взрослым старше 65 лет;
  • людям, часто контактирующим с возможными носителями инфекции;
  • работникам детских дошкольных, школьных учреждений, домов-интернатов;
  • тем, у кого есть хронические заболевания органов дыхания, печени, сахарный диабет;
  • людям, страдающим иммунодефицитами;
  • больным, у которых повышен риск возникновения менингита (после черепно-мозговых травм, нейрохирургических вмешательств на позвоночнике).

Вакцины: «Пневмо-23», «Превенар 13».

Как прививаться от менингококка?

Менингококк вызывает менингит, но особенный. Это всегда стремительная инфекция, потенциально смертельно опасная. Каждый случай заболевания - это чрезвычайная ситуация.

В России вакцинация проводится, если есть вспышка заболевания, а также среди тех, кто подлежит призыву на военную службу, и тех, кто выезжает в Африку и Азию.

Современные вакцины защищают сразу от нескольких подтипов заболевания. Достаточно одной прививки во взрослом возрасте.

Вакцины: «Менактра», «Менцевакс ACWY».

Какие ещё прививки стоит сделать?

Кроме перечисленных, есть ещё прививки по эпидемическим показаниям. Их делают в том случае, если где-то началась эпидемия или если человек в работе часто сталкивается с редкими заболеваниями. Это дело специалистов, но есть несколько прививок, которые стоит сделать, не дожидаясь эпидемий.

  • Клещевой энцефалит . Мы уже писали, кому, как и когда прививаться от клещевого (начинайте заниматься вопросом в феврале, чтобы успеть сделать полный курс и выработать иммунитет до того, как проснутся клещи).
  • Грипп. Подробно про прививку от гриппа мы тоже уже . Прочитайте всё, что хотите узнать. Прививка - лучшая защита от гриппа. Стоит привиться до середины октября, чтобы встретить эпидемию во всеоружии.
  • Прививки для путешественников. Если вы собираетесь в страну, где часто возникают вспышки инфекций, то нужно перед поездкой сделать прививки. Обычно это гепатит А (от него можно привиться и просто для профилактики), жёлтая лихорадка. Всё зависит от страны, в которую вы решите ехать.

Что сделать прямо сейчас?

Чтобы гарантированно не болеть:

  1. Зайдите в поликлинику по месту жительства и спросите у терапевта, отметки о каких вакцинах есть в вашей карте.
  2. Сдайте анализы на антитела к тем заболеваниям, к которым это требуется.
  3. Уточните, есть ли в поликлинике вакцины, а также их названия.
  4. Найдите частный медицинский центр, у которого есть лицензия на проведение вакцинации.
  5. Узнайте, в каких аптеках продаются вакцины.
  6. Составьте вместе с врачом график вакцинации. Несколько вакцин можно вводить одновременно, вовсе не обязательно делать перерывы между разными препаратами. Всё зависит от инструкции к каждой конкретной вакцине.
  7. Сделайте прививки по этому графику.
  8. Не болейте.

Открытое письмо онкоиммунолога

Профессора В.В. Городиловой

Давно следовало серьезно подумать о нарастающем детском лейкозе, о котором говорил уже в начале 60-х академик Зильбер, о разбалансированной иммунной системе в результате неугасающего "поствакцинального состояния", начинающегося у нас с роддомов и активно продолжающегося в детском и подростковом периодах.

Доказано, что у младенцев иммунная система незрелая, она начинает функционировать в пределах "нормы" через 6 месяцев. Какая может быть БЦЖ в неонатальном периоде? Неонатология обязывает наблюдать за новорожденными в первый месяц после рождения. За это время должна быть проведена не вакцинация, а скрининг новорожденных на иммунодефициты, исследования с целью установления наследственных заболеваний, прогноза предпосылок к патологиям. Западные страны не прививают крох живыми вакцинами. Но там уже несколько десятилетий проводят оценки иммунного статуса сразу после рождения.

После БЦЖ начинается перестройка иммунной системы, в первую очередь - макрофагальной составляющей на живые микобактерии туберкулёза. Готова ли иммунная система младенца бороться со столь сильной нагрузкой?

Грубое нарушение защитного механизма "иммунотерапией" вызывает ускоренную потерю "иммуносилы", допускаю - инволюцию тимуса, не успевшего приступить к своим обязанностям, открывает дорогу к онкозаболеваниям...

Кровь, как известно, состоит из жидкой плазмы, эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. Можно думать, при интенсивной подолжительной иммуностимуляции в крови накапливаются факторы, воздействующие на клетки иммунной системы, нарушающие условия функционирования лимфоцитов, повышаюшие "расход" определённых типов клеток белой крови. Истощение их приведёт к изменению кроветворения, аналогично тому, как при длительной анемии активизируется эритропоэз. Хочу напомнить о работах Н. П. Шабалова, указывающих на провоцирующую роль вакцин в латентно протекающем лейкозе у детей, а также о тяжёлых обострениях лейкоза под влиянием прививок, о чем упоминается в педиатрической литературе, но меры не принимаются.

Допускаю, что БЦЖ, живые микобактерии туберкулёза, подавляют активность Т-системы новорожденных, вызывая вторичную иммунологическую недостаточность. Это следует расценивать как результат функционального расстройства иммунной системы детей.

Полностью разделяю требования Галины Червонской - прививки должны быть индивидуальными и рациональными. Необходимо иммунологическое обследование до и после этого небезобидного вмешательства. Нельзя беспредельно накапливать антитела - их избыток приводит к аутоиммунным процессам. Отсюда и "помолодевшие" аутоиммунные заболевания у молодёжи: ревматоидный артрит, системная красная волчанка, заболевания почек, щитовидной железы, расстройство нервной, эндокринной систем, онкозаболевания, а среди них - детский лейкоз.

Считаю, что Минздрав обязан разработать план по организации иммунологического обследования-скрининга детей на иммунодефициты. Он должен отвечать запросам детской эко- и эндопатологии и определять более серьёзные показания к прививкам, особенно живыми вакцинами.

На собственном горьком опыте знаю, что насильственная вакцинация приносит вред. Моей внучке была сделана прививка АКДС. Возникло тяжелейшее осложнение - отёк мозговых оболочек.

Каждый человек - индивидуальность. Любая вакцина ослабляет организм: сколько процесс продлится - предсказать невозможно. Следовая патология на вакцинальное повреждение обязательно остаётся.

Добавлю к этому что реакция Манту - тоже серьёзная иммунологическая перестройка. Вы только подумайте: организм "обязан" выдать реакцию с местными проявлениями в месте введения аллергена - туберкулина, на крохотное количество биологической диагностической пробы. И организм реагирует воспалительным процессом - покраснением разной величины. Эта диагностическая проба - ничуть не менее опасное вмешательство, чем вакцина, постольку тоже - чужеродный белок, аллерген.

Конечно же, прививки не должны быть обязательными, тем более плановыми. Как всякое медицинское вмешательство, вакцинация не может быть массовой и должна быть добровольной. Ведь с возбудителем инфекционной болезни ребенок то ли встретится, то ли нет, а вакцина обязательно нарушит естественный ход событий. Да и кто просчитал, что в наше время опаснее: дифтерит, туберкулёз или осложнения от прививок против них?

Думаю, мы занимаемся не "той" вакцинацией в век сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, патологии органов дыхания, почек, распространённого диабета, опорно-двигательной патологии, нарушения психического здоровья детей. Прививки следует рассматривать как меру чрезвычайную, тщательно учитывая динамику заболеваемости конкретной инфекционной болезнью, чтобы проводить строго селективную вакцинацию.

Иммунная система не выдерживает "планового натиска", она ломается, функции её извращаются, она "сбивается с курса", предписанного природой, человек становится более уязвимым к простуде, аллергенам, онкозаболеваниям... Растёт аллергия среди малышей - есть ли теперь такие дети, которые бы не страдали аллергическими заболеваниями?! В первое полугодие дети страдают желудочно-кишечной дистрофией и изменениями на коже, вызываемыми пищевыми аллергенами разной этиологии. Со второго полугодия присоединяются астматические бронхиты (кстати, одно из осложнений на АКДС, АДС). Ну, а к 3-4 годам начинают проявляться клинические симптомы сенсибилизации пыльцой - по этим проблемам публикации неисчислимы.

Разбалансированная иммунная система "не замечает" неповинующихся клеток, вышедших из-под её контроля, перерождающихся в опухолевые из-за искажённых функций макрофагального звена и, в целом, лимфоцитов. Я не встретила ни одной работы отечественных авторов, которая бы ответила на вопрос: что происходит с тимусом после БЦЖ, после "поствакцинального напряжения" во время полового созревания подростков? Зато известно: нельзя пользоваться живыми вакцинами при иммунодефицитах и ферментопатиях, они способствуют развитию инфекционного процесса среди восприимчивых детей.

Иммунная система - тонкий сбалансированный механизм, она подвержена расстройству. В результате постоянного раздражения - стимуляции вакцинами, имунная система вместо того чтобы охранять организм, губит собственные клетки за счет накопления антител, за счет аутоиммунных процессов и функционального изменения свойств клеток.

Какими бы временными ни были формы иммунопатологии, все они сводятся к нарушению баланса Т-клеточных систем, приводя функционально и структурно к многочисленным расстройствам в здоровье ребенка. Запас лимфоцитов истощается, организм оказывается беззащитен перед антропогенными факторами. Человек стареет раньше времени. Физиологическое старение - процесс постепенного увядания звеньев иммунной системы. Вакцины подстёгивает процесс "расходования" лимфоцитов, искусственно приводя организм к преждевременному старению, отсюда cтарческие болезни у молодёжи. В онкологии основополагающим является дисбаланс между скоростью иммунного ответа и опухолевым ростом. Нарастание онкозаболевания опережает скорость размножения реагирующих на него лимфоидных клеток, направленных на борьбу с непристанно поступающими антигенами - вакцинами.

Известный хирург, академик Амосов в своей книге "Раздумья о здоровье", утверждает, что практически невозможно провести границу между вроде бы противоположными понятиями "здоровье" и "болезнь". К похожим рассуждениям был склонен и Авиценна, живший свыше тысячи лет назад: он различал между этими двумя понятиями различные переходные стадии. А где "переходные стадии" между здоровьем и "малой болезнью" - прививкой?

Я абсолютно убеждена, что вся онкология начинается с негативной перестройки иммунной системы с последующим угнетением её функций как результата "сверхнагрузки". Именно при врождённых и приобретённых иммунодефицитах отмечается более частое развитие злокачественных новообразований...

Как человек, достаточно много времени проработавший в инфекционной больнице, с уверенностью заявляю: в отношении всех болезней, против которых прививки делаются, вероятность заболевания остается весьма реальной. Дети этими болезнями болеют, а исходы бывают, мягко говоря, разные. Поэтому для нормальных, здравомыслящих и благоразумных родителей нет и не может быть никакой дискуссии по поводу того, надо прививки делать или не надо.

Делать обязательно!

Совершенно другой вопрос состоит в том, что ответные реакции на прививки самым существенным образом зависят от состояния организма ребенка. И если вы очень боитесь, то логика не в том, чтобы прививки не делать. Логика - в целенаправленной подготовке организма: нормальном образе жизни, естественном вскармливании, закаливании, устранении контактов с источниками аллергии и т. п.
Прививки необходимо проводить в назначенные педиатром сроки, и чем более вы точны, тем выше профилактическая эффективность. Это обязательно следует учитывать при планировании, например, летнего отпуска; неплохо бы и самим поинтересоваться, когда и какую прививку необходимо делать.
Каждая страна мира имеет свой, утвержденный соответствующим государственным органом календарь профилактических прививок. Этот календарь учитывает возраст ребенка, интервал между прививками и перечень конкретных болезней, для предупреждения которых прививки, собственно говоря, и делают.
В чем же состоит суть профилактических прививок?
В организм вводится медицинский препарат - вакцина. В ответ на введение вакцины организм вырабатывает особые клетки - специфические антитела, которые и защищают человека от соответствующей болезни.
Каждая из вакцин имеет свои строго определенные показания, противопоказания и сроки применения, свою схему и свои пути введения (через рот, внутримышечно, подкожно, внутрикожно).
На каждую вакцину организм реагирует по-разному. В некоторых случаях одной прививки вполне достаточно для выработки длительного иммунитета. В других - необходимы многократные введения. Отсюда возникли два медицинских слова - вакцинация и ревакцинация . Суть вакцинации - добиться выработки специфических антител в количестве, достаточном для профилактики конкретной болезни. Но этот стартовый (защитный) уровень антител постепенно снижается, и необходимы повторные введения для поддержания их (антител) нужного количества. Вот эти повторные введения вакцины и есть ревакцинация.
Упомянутое нами выражение «реагирует по-разному» относится не только к качеству и срокам формирования иммунитета, но и непосредственно к ответным реакциям организма ребенка. К реакциям, которые и врачи, и родители могут непосредственно наблюдать (нарушение общего состояния повышение температуры тела и т. д.).

Выраженность и вероятность этих реакций определяются тремя факторами .
Первый - о нем мы уже говорили - состояние здоровья конкретного прививаемого дитяти .
Второй - качество и свойства конкретной вакцины . Все вакцины, разрешенные к применению (сертифицированные) Всемирной организацией здравоохранения (а в нашей стране применяются только такие вакцины), обладают высокой профилактической эффективностью, и нет среди них ни одной заведомо плохой и некачественной. Тем не менее вакцины разных производителей могут вмещать разные дозы антигенов, отличаться по степени очистки, по виду используемых консервирующих субстанций. Кроме этого, вакцины, даже предназначенные для профилактики одной и той же болезни, могут отличаться одна от другой самым принципиальным образом - например, могут представлять собой препарат, созданный на основе живого, но ослабленного микроба, или препарат на основе микроба убитого (или даже части этого убитого микроба). Понятно, что если микроб хоть и ослабленный, но живой, всегда есть вероятность развития болезни (той самой болезни, от которой прививку делали), а с убитым микробом такой вероятности нет.
Третий фактор - действия медицинских работников . Вакцинация - это не рядовой стандартный процесс, по принципу «в три месяца всех уколоть», а индивидуальные, совершенно конкретные и очень ответственные действия, которые конкретный врач осуществляет в отношении конкретного дитя. И действия эти вовсе не так просты, как может показаться на первый взгляд. Необходимо оценить состояние здоровья ребенка, подобрать вакцинный препарат, дать родственникам малыша четкие и доступные рекомендации касательно того, как подготовить дитя к прививке и как обращаться с ним после нее (питание, питье, воздух, гуляние, купание, лекарства). А еще очень важно скрупулезно соблюсти множество прививочных тонкостей: как вакцину правильно хранить, как перед использованием нагреть, в какое место сделать укол и т. п.

Теперь несколько слов про конкретные прививки от конкретных болезней.
Самая первая прививка - это прививка против туберкулеза (знаменитая противотуберкулезная вакцина называется БЦЖ).
Она, как правило, делается непосредственно в роддоме на 4-7 день после рождения, однократно. В дальнейшем, теоретически, ревакцинация осуществляется в 7, 12 и 16-17 лет. Почему теоретически? Да потому, что вопрос о том, делать или не делать ревакцинацию против туберкулеза, во многом зависит от реакции Манту . Эту реакцию делают детям ежегодно, но подавляющее большинство родителей понятия не имеют, что это и для чего это.
Дело в том, что практически каждый человек рано или поздно инфицируется бактерией туберкулеза, то есть микроб попадает в человеческий организм. Но сам факт инфицирования вовсе не свидетельствует о том, что человек заболел туберкулезом. Допустим, микроб попал, а организм, благодаря все той же прививке, имеет защитное количество антител - вот болезнь и не развивается, хотя туберкулезная бактерия присутствует. Реакция Манту - это не прививка , это проба на инфицирование туберкулезом . Выражение "не прививка, а проба " весьма принципиально. После проб не бывает общих реакций - не повышается температура, не изменяется самочувствие. Местная реакция, т. е. непосредственно в том месте, куда укололи, вполне может быть, собственно для этого проба и делается.
Если в организме туберкулезных бактерий нет - проба отрицательная, а после инфицирования она становится положительной.
Как же все это осуществляется на практике? Ребенку ежегодно делают реакцию Манту, она, разумеется, отрицательная, но вот, в один не очень прекрасный момент, из отрицательной проба становится положительной. Медики называют это вираж туберкулиновой пробы, и этот самый вираж рано или поздно имеет место практически у всех людей, но у одного в 3 года, а у другого - в 12 или 19. И вот тут-то возникает весьма ответственная ситуация. Необходимо получить ответ на очень принципиальный вопрос: человек инфицировался, но не заболел, естественно потому, что имел иммунитет , или заражение привело к возникновению заболевания - защитных антител не хватило.
Отвечают на этот вопрос врачи, специалисты по туберкулезу (фтизиатры). Для этого ребенок осматривается, берутся определенные анализы, при необходимости делается рентгенография органов грудной клетки. В зависимости от результатов врач делает соответствующее заключение. Выявлен туберкулез - лечим туберкулез, сомнительные результаты - курс профилактического лечения особыми противотуберкулезными антибиотиками, все в порядке - все в порядке, но ревакцинации теперь уже делать не надо - противотуберкулезный иммунитет будет поддерживаться уже не вакциной , а непосредственно попавшим в организм микробом. А задача медиков - не упускать такого ребенка из поля зрения, поставить на учет и регулярно осматривать, дабы вовремя выявить ситуацию, когда организм не справится и таки придется лечить.
В возрасте около 3 месяцев начинаются прививки непосредственно в поликлинике. За три введения с интервалом в 1-1,5 месяца осуществляют вакцинацию сразу от четырех болезней - полиомиелита (вакцина жидкая, ее капают в рот) и коклюша, дифтерии, столбняка - тут уже укол. Используется вакцина , которая называется АКДС: один препарат и сразу от трех заболеваний (К - коклюш, Д - дифтерия, С - столбняк). На втором году жизни проводится ревакцинация от всех этих болезней.
В годовалом возрасте делается прививка от кори, в 15-18 месяцев - от паротита (свинки).
Календарь профилактических прививок постоянно пересматривается. Это зависит от эпидемической ситуации, появления новых вакцин , наличия средств у государства. Современный календарь предусматривает, например, прививки против гепатита В, но их почти нигде не делают - нет денег на вакцину. Конкретно сроки проведения конкретных прививок вы всегда можете уточнить у вашего педиатра.

После любой прививки (любой!) может иметь место реакция организма - повышение температуры тела, отказ от еды, вялость. Это нормально: организм вырабатывает иммунитет (защиту) к конкретной болезни. Одни вакцины переносятся очень легко и почти никогда не дают серьезных реакций - типичный пример - вакцина против полиомиелита. Введение других препаратов, напротив, часто сопровождается выраженным повышением температуры и существенным нарушением общего состояния ребенка - опять-таки, типичный пример - коклюшный компонент вакцины АКДС.
Для родителей очень важно осознавать принципиальную разницу между реакцией на прививку и осложнением после прививки.
Реакции на вакцинацию , в той или иной степени выраженности, просто обязаны быть и это, как мы уже отметили, абсолютно нормально.
Что же такое осложнения? Вот это, как раз то, чего быть не должно, что бывает крайне редко. Не должно быть ни судорог, ни потери сознания, ни температуры выше 40 °С. Не должен ребенок покрываться с ног до головы сыпью, а в том месте, куда укололи, не должно быть никаких нагноений.
Осложнения после прививок - это всегда серьезно. Каждый такой случай подробно анализируется, целая врачебная комиссия решает - почему так получилось и что же делать дальше? Прививать или нет, если да, то каким препаратом и от каких болезней.
Когда можно и когда нельзя делать прививки?
Прежде всего, помнить, что любая прививка делается ребенку, у которого в этот момент нет никакой острой инфекционной болезни - ни насморка, ни поноса, ни сыпи, ни повышения температуры тела. Почему важно именно отсутствие инфекционной болезни? Да потому, что любая . Для того, чтобы отреагировать на прививку правильно и выработать достаточное количество антител, организм должен быть более менее свободен от других дел, в свою очередь связанных с выработкой иммунитета . Отсюда два вывода: если у ребенка нога в гипсе, то это не противопоказание к прививке . Если любая, пусть даже инфекционная болезнь, протекает с нормальной температурой и с ненарушенным общим состоянием - понятно, что такая болезнь не несет в себе существенной нагрузки на иммунитет и не является противопоказанием к вакцинации .
Из приведенного правила есть исключения. Некоторые инфекционные болезни специфически поражают именно те клетки человеческого организма, которые ответственны за выработку иммунитета . Это, к примеру, ветряная оспа и инфекционный мононуклеоз. Т. е. если у ребенка ветрянка, то нормальная температура и удовлетворительное общее состояние все равно не являются поводом к тому, чтобы делать прививки . Но исключения лишь подтверждают правила - умеренное шмыганье носом при общем бодром состоянии вполне позволяет прививки делать.
Некоторые перенесенные ребенком инфекционные болезни вызывают длительное ослабление защитных сил организма и это, в свою очередь, является противопоказанием к проведению прививок на определенный срок (около 6 месяцев после выздоровления). К таким болезням относят менингит, вирусный гепатит, уже упомянутый нами инфекционный мононуклеоз.
В то же время делать или не делать прививку - вопрос, относящийся исключительно к компетенции врача. Для каждой болезни - аллергической, врожденной, неврологической и т. п. - разработаны соответствующие правила: как, когда и чем прививать .

Как подготовиться к прививке?

Специально ничего делать не надо. Ну разве что всячески избегать экспериментов в отношении еды - никаких новых продуктов не давать.
Помните: подготовить здорового ребенка к вакцинации какими бы то ни было лекарствами невозможно . Любые препараты, якобы облегчающие переносимость прививки: «витаминчики», гомеопатические средства, травки «для сосудов», полезные бактерии, капельки «для иммунитета» и т. д. и т. п. - все это популярные способы психотерапии мамы и папы, попытка реализации распространенного ментального принципа «ну надо же что-то делать» и бизнес производителей (распространителей) этих лекарств.

И еще несколько советов:

  • чем меньше нагрузка на систему пищеварения, тем легче переносится прививка . Ни в коем случае не заставляйте ребенка есть. Не предлагайте еду, пока не попросит. За сутки до вакцинации по возможности ограничивайте объем и концентрацию съедаемой пищи;
  • не кормите (ничем) минимум час до прививки;
  • собираясь в поликлинику на прививку, очень-очень постарайтесь не переусердствовать с одеждой . Будет крайне нежелательно, если прививку сделают сильно пропотевшему малышу с дефицитом жидкости в организме. Если в поликлинику все-таки попали потные, подождите, переоденьте, хорошо напоите;
  • 3-4 дня перед прививкой максимально ограничьте общение ребенка с людьми (детьми). Не ищите инфекций: по возможности избегайте многолюдных мероприятий, магазинов, общественного транспорта и т. д.;
  • находясь в поликлинике, сдерживайте свою общительность . Постойте (посидите) в сторонке, сократите контакты. В идеале посадите в очередь папу, а сами погуляйте с малышом на свежем воздухе.

Действия после прививки

  1. Гулять!!!
  2. Стараться немного недокармливать (при наличии аппетита) или кормить только по аппетиту (если аппетит снижен или отсутствует).

    Побольше пить - минеральная вода, компот из сухофруктов, зеленый, фруктовый, ягодный чай.

    Чистый прохладный влажный воздух.

    Максимально ограничить общение с людьми - ребенок вырабатывает иммунитет , его организм занят. Другие микробы нам сейчас нежелательны. А источник этих других микробов - другие люди.

    При повышении температуры тела и существенном нарушении общего состояния - осмотр врача, но парацетамол в любом виде (свечи, таблетки, сироп) вполне можно дать. Чем выше температура тела, тем актуальнее правила, изложенные в пунктах 2,3 и 4.

Если ребенок после прививки заболел

В пятницу Пете сделали прививку , в понедельник он начал кашлять, а в среду врач поставил диагноз "воспаление легких". Вечные вопросы: почему это произошло и, разумеется, кто виноват?
С точки зрения родителей, виновата прививка - этот факт очевиден и лежит на поверхности - углубляться не очень то и хочется. На самом деле вероятных причины три:

    Неправильные действия непосредственно после прививки .

    Дополнительное инфицирование, чаще всего, острая респираторная вирусная инфекция на фоне "занятого" иммунитета.

    Снижение иммунитета вообще - "благодаря" соответствующему воспитанию.

Так кто виноват и что делать, дабы этого не произошло? Вопрос риторический, ведь очевидно, что способность ребенка нормально реагировать на прививки во многом зависит от системы ухода и воспитания. А это уже полностью в компетенции родителей.