Изменения в познавательной сфере пожилого человека. Поздняя зрелость. Психологические особенности возраста. Особенности развития познавательных процессов на разных возрастных этапах




Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Диагностика познавательных процессов в зрелом возрасте

1.1 Возрастной подход к изучению взрослого человека

1.2 Особенности познавательных процессов в зрелом возрасте

2. Особенности нарушений познавательной деятельности при различных психических заболеваниях

3. Психодиагностические методики

3.1 Исследования познавательных процессов в зрелом возрасте, описание методик

3.2 Результаты психодиагностического исследования познавательных процессов личности в зрелом возрасте

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы курсовой работы связана с широким внедрением психологии в практику, деятельность человека как сознательная активность формируется и развивается в связи с формированием и развитием его сознания. Она же служит основой формирования и развития сознания, источником его содержания.

Деятельность всегда осуществляется в определенной системе отношений человека с другими людьми. Она требует помощи и участия других людей, т.е. приобретает характер совместной деятельности. Её результаты оказывают определенное влияние на окружающий мир, на жизнь и судьбы других людей. Поэтому в деятельности всегда находит своё выражение не только отношение человека к вещам, но и отношение его к другим людям.

Возникновение и развитие различных видов деятельности у человека представляет собой сложный и длительный процесс. Активность ребёнка только постепенно в ходе развития, под влиянием воспитания и обучения принимает формы сознательной целенаправленной деятельности.

В познавательной деятельности человек изучает не только окружающий его мир, но и самого себя, процесс, протекающий в его психике и физике. Особенно актуальна тема мыслительной деятельности, которая отвечает за умственное развитие человека. Поток информации, идущий на человека постоянно растет с развитием научно-технического прогресса, и чтобы получить наиболее обширные и глубокие знания, надо использовать наиболее эффективные методики преподавания научных знаний. А чтобы создать такую методику, необходимо изучить мыслительный процесс так, чтобы знать его слабые и сильные стороны, и выявить направления, по которым лучше развивать умственную деятельность человека. А это лучше делать тогда, когда ребёнок растёт и формируется в личность, используя его задатки и интерес к окружающему миру.

Цель: анализ системы познавательной деятельности взрослого человека.

Объект: познавательная деятельность взрослого человека испытуемые 5 человек.

Предмет: исследование формирование познавательной деятельности взрослого человека.

Гипотеза: в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу, что с возрастом познавательная способность снижается в связи с физиологическими изменениями.

Задачи:

1. Изучение литературы по данной теме.

2. Раскрыть особенности строения и развития познавательной деятельности взрослого человека.

3. Подбор психодиагностического инструментария и проведения исследования.

4. Обработка, интерпретация и сопоставление данных полученных в ходе исследования.

5. Формулирование выводов.

Методы исследования:

Теоретические: анализ научных разработок по патопсихологии и психодиагностике относительно исследуемой проблематики.

Эмпирические: с помощью методик: тест Мюнстенберга, таблица Шульта, метод Пиктограмм.

возрастной психодиагностический человек познавательный

1. Диагностика познавательных процессов в зрелом возрасте

1.1 Возрастной подход к изучению взрослого человека

В истории развития возрастной психологии как отрасли психологической науки характеристики взрослых людей выполняли функции эталонов по отношению к различным периодам роста, созревания и формирования личности в годы детства, отрочества и юности. Взрослость рассматривалась как стабильный период. Так, например, французский психолог Э. Клапаред характеризовал зрелость в качестве состояния психической «окаменелости», когда прекращается процесс развития. Э. Эббингауз, выделяя в развитии памяти три периода, определял возраст 25--50 лет как неизменяемый в отношении данной психической функции. В. Джемс писал о том, что после 25 лет взрослые не могут приобрести новые идеи. Бескорыстная любознательность проходит, умственные «связи установлены, способность к ассимиляции исчерпана». Определяя основные стадии в становлении интеллекта человека, Ж. Пиаже ограничивал их рамками от рождения до юношеского периода включительно.

Психологические характеристики взрослого человека выступали в качестве эталонов и при выявлении инволюционных процессов в период старения. С возникновением геронтологии (конец XIX--начало XX в.) данные о молодых людях использовались для определения величины снижения функций или их сохранности в общем инволюционном процессе. По мере открытия многомерного характера этого процесса и разновременности старения поиск норм и эталонов развития значительно усложняется и сохраняет свою проблематичность вплоть до настоящего времени.

Проблема построения единой научной теории индивидуального развития не может быть разрешена без разработки ее основного раздела -- возрастной психологии зрелости. Впервые эта задача была поставлена в 1928г. Н. Н. Рыбниковым, предложившим назвать данный раздел возрастной психологии «акмеологией» или наукой о периоде расцвета всех жизненных сил человека.

Так, в результате многочисленных попыток создания возрастной периодизации появилось множество различных классификаций,

но и на сегодняшний день единой классификации так и не существует. Ниже приведены наиболее распространенные из современных классификаций возрастных периодов:

Периодизация, принятая международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве (1965г.):

Новорожденный - до 10 дней

Грудной возраст - 10 дней- 1 год

Раннее детство - 1-2 года

Первый период детства - 3-7 лет

Второй период детства - 8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек

Подростковый возраст - 13-16 лет для мальчиков, 12-15 лет для девочек

Юношеский возраст - 17-21 для юношей, 16-20 для девушек

Средний (зрелый) возраст: первый период - 22-35 лет для мужчин, 21-35 лет для женщин. Второй период - 36-60 лет для мужчин, 36-55 лет для женщин.

Пожилой возраст - 61-74 лет для мужчин, 56-74 лет для женщин.

Старческий возраст - 75-90 лет для мужчин и женщин

Долгожители - старше 90 лет.

Периодизация ДЖ. Биррена (Birren, 1980г) :

Первая фаза - младенчество, до двух лет

Вторая фаза - дошкольный возраст, 2-5 лет

Третья фаза - детство, 5-12лет

Четвертая фаза - юность, 12-17 лет

Пятая фаза - ранняя взрослость, 17-25 лет

Шестая фаза - зрелость, 25-50 лет

Седьмая фаза - поздняя зрелость, 50-75 лет

В своей работе мы опираемся на Международную классификацию (Квинн,2000) :

Младенческий возраст от рождения до трех лет

Раннее детство 3-6 лет

Детство 6-12 лет

Подростковый (юношеский) возраст 12-18 лет

Молодость 18-40

Зрелый возраст 40-65

Таким образом, в нашей работе будут изучаться особенности познавательных процессов людей в возрасте от 40 до 65 лет.

1.2 Особенности познавательных процессов в зрелом возрасте

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление).

Ощущение - психофизический процесс непосредственно чувственного отражения отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, то есть процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств.

Восприятие - субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.

Память - процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и переработки человеком разнообразной информации.

Воображение - универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

Мышление - психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.

Когнитивные процессы -- совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания.

Сенсомоторные процессы -- комплекс ответных реакций организма на воздействие внешних раздражителей. К их числу относятся: простая сенсомоторная реакция, сложная сенсомоторная реакция, сенсомоторная координация.

Моторные процессы -- совокупность процессов, обеспечивающих двигательные акты индивида.

Психофизические функции -- взаимодействие физиологических и психических процессов, определяющее уровень чувствительности (пороги ощущений) сенсорной системы.

Период взрослости отличается от предыдущего, юношеского, тем, что в нем заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. Этот период является годами интеллектуальных достижений. Особое значение для понимания умственной деятельности взрослых имеют экспериментальные данные об онтогенетической эволюции психофизиологических функций, поскольку последние, согласно Б. Г. Ананьеву, «являются собственно онтогенетическими феноменами».

Выявлены следующие особенности механизмов развития психических функций:

Развитие психофизиологических функций носит двухфазный характер. Первая фаза - фронтальный прогресс в развитии функций - наблюдается от рождения до ранней и средней зрелости. Вторая фаза - специализация психофизиологических функций - начинает активно проявляться после 26 лет. С 30 лет специализация доминирует, что связано с приобретением жизненного опыта и профессионального мастерства.

Динамика познавательных функций в зрелом возрасте:

Проведенное экспериментальное исследование показало, что фактор возраста имеет разное значение для зрительно-пространственных функции. Для остроты зрения и глазомера он составляет всего 25% от общего числа факторов. В то же время для поля зрения возрастной фактор составляет 70%. Это значит, что обусловленное структурой проводящих путей и корковыми проекциями поле зрения в наибольшей степени зависит от процесса созревания мозга, от его общего состояния. В результате экспериментальных исследований чувствительности различных модальностей (периферическое зрение, слух, кинестезия) у людей разных возрастов П. П. Лазарев пришел к выводу о том, что она зависит от возраста, описывается кривой возрастных изменений ее средних значений. Сходная картина возрастной эволюции обнаруживается и в показателях сенсомоторных реакций при сравнительно-возрастном сопоставлении данных об изменении времени реакций различных видов (непроизвольных и произвольных, двигательных, речевых, простых реакций и реакций выбора на различные сигналы). Общая закономерность состоит в постепенном сокращении времени реакции, на различные стимулы с возрастом.

Так, зрение человека практически не меняется с юношеского возраста и до перехода им 50-летнего возраста, когда острота зрения начинает снижаться более быстро. Исследования И. Устиновой, изучавшей чувствительность 185 командиров и вторых пилотов самолетов по многим параметрам, характеризующим зрение индивида (цветоощущение, ночное зрение, глубинный глазомер), показали следующее: у пилотов в возрасте 25-54 лет наблюдается достаточная устойчивость функционального состояния коркового отдела зрительного анализатора. Из всего комплекса сенсорных функций ею было обнаружено постепенное снижение с возрастом лишь остроты зрения из-за аномалий рефракции и ослабления аккомодации в старших возрастах.

Рефракция -- преломление светового луча. У лиц пожилого возраста происходят аномальные изменения рефракции глаза, в результате чего происходит общее снижение чувствительности зрительного анализатора.

Аккомодация -- изменение формы хрусталика глаза при приближении или удалении предмета, на который смотрит человек.

Это частичное снижение зрения не сказывается на уровне трудоспособности пилотов. Поэтому можно говорить о том, что изменения психофизических функций зрения у людей, достигших зрелого возраста, никак не отражаются на функционировании их когнитивной сферы.

Слух в целом становится менее острым после 20-летнего возраста, продолжая ухудшаться и далее, что вызывает у человека определенные трудности при восприятии звуков высокой частоты. В целом снижение слуха в зрелом возрасте редко бывает настолько заметным, чтобы не позволять человеку вести обычный разговор.

Проводимые экспериментальные исследования показывают, что вкусовая, обонятельная и болевая чувствительность человека также снижается в разных периодах зрелого возраста, хотя эти изменения происходят более плавно и не столь заметны, как снижение зрения и слуха. При этом чувствительность к температурным изменениям практически остается высокой.

Кроме того, в зрелом возрасте изменяются и другие биологические функции человека, такие, как время реакции и сенсомоторные навыки. Увеличение времени реакции в период взрослости происходит довольно медленными темпами, начиная ускоряться в годы старости. Двигательные навыки могут ухудшаться, но показываемые результаты остаются на прежнем уровне, благодаря длительной практике и опыту.

Так, человек, который каждый день выполняет одну и ту же работу, с возрастом будет по-прежнему показывать в этой деятельности одни и те же результаты, но осваивать новые навыки ему становится все труднее.

Таким образом, на протяжении периода от 17 до 50 лет обнаруживается неравномерность в развитии познавательных процессов, вербально-невербальных компонентов интеллекта, изменяется структура их соотношения.

Для ранней зрелости (от 18 до 25 лет) свойственно усиленное развитие психических функций (фронтальный прогресс). Характерны конструктивные, положительные сдвиги - «пики», или «оптимумы», внимания, памяти, мышления. В этом возрасте обнаруживается большее число «оптимумов» в развитии мышления и памяти. Достигнутый уровень развития функций сказывается на второй фазе и времени ее наступления.

Стабилизация наблюдается в микропериод 33-35 лет. До 35 лет продолжается становление целостности функциональной основы интеллектуальной деятельности человека. В период 30-33 года наблюдается высокое развитие внимания, мышления, которое снижается к 40 годам. После 35 лет уменьшается возможность новообразований под влиянием усиливающейся жесткости связей между функциями. В микропериод 41-50 лет отмечается статистически значимое снижение уровней оценки мышления по сравнению с 36-40 годами.

Средний максимум творческой активности для многих специальностей наблюдается в 35-39 лет. Однако в таких науках, как математика, физика, химия, пик творческих достижений зафиксирован до 30-34-летнего возраста, у медиков - в 35-39 лет а для философии, психологии - несколько позже, между 40 и 55 годами.

В возрасте 41--46 лет наивысшего уровня развития достигает функция внимания.

Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации взрослых. Такая обобщенная личностная установка, как активное стремление к новому в самых различных областях жизнедеятельности, поиск информации, желание не останавливаться на достигнутом. Положительно сказываются на уровне развития образного мышления. Установка на совершенствование своей профессиональной квалификации, систематическое обращение к специальной литературе способствует развитию преимущественно вербально-логического мышления, а также образного и практического.

В микропериод 51-55 лет, еще в большей степени, чем в предыдущий период, на уровень развития различных видов мышления, качества внимания и памяти, особенно смысловой, влияют активные познавательные устремления в профессиональной сфере и вне ее, восприимчивость к новому в самом широком смысле, в том числе и в досуговой деятельности.

Важнейшими факторами оптимизации интеллектуального потенциала взрослых выступают: уровень образования (высшее, техническое или гуманитарное; средне-специальное или другое); образование как процесс, индивидуальная и организованная активность, вид профессиональной деятельности; характер трудовой деятельности (наличие компонентов творчества, потребность в умственном напряжении) и другое.

Объем вербального запечатления долговременной памяти во многом остается неизменным до старости, но ослабляется кратковременная память, скорость реакции. Между тем совершенствование профессиональной памяти может не совпадать с общим ухудшением мнемической функции, то есть специализация функции поддерживает ее общий уровень.

Помимо сохранения, происходит качественное преобразование структуры интеллекта взрослого человека. Доминирующее место занимает обобщение на словесном материале. Новая возможная стадия развития интеллекта - способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений. Новое решение старых задач обнаруживается в более широком контексте отношения к себе с позиции общества, судеб человечества, характеризуется способностью к собственным рассуждениям и умением выбирать линию поведения, то есть развитой индивидуальностью.

Глава 2. Особенности нарушений познавательной деятельности при различных психических заболеваниях

При олигофрении познавательная деятельность характеризуется замедленностью ориентировки в окружающем, плохой обучаемостью, что обусловлено неполноценностью коры головного мозга.

Экспериментально-психологическое исследование обнаруживает и другие признаки умственного недоразвития, обусловленные трудностью ориентировки и низкой обучаемостью. Больным сложно строить операции обобщения, отвлечения, абстрагирования. Уровень обобщения снижается до конкретного. У больных бедный словарный запас, резко снижен объем опосредованной памяти.

Состояние этих признаков «культурного недоразвития» во многом зависит от своевременной лечебной помощи, специального обучения, начатого с дошкольного возраста, и т. п.

Олигофрению следует отграничивать от «педагогической запущенности», при которой отмечается высокая обучаемость и хорошая ориентировка в новом материале. Дети с «педагогической запущенностью» при адекватном обучении быстро догоняют сверстников в умственном развитии.

При эпилепсии обнаруживается снижение продуктивности познавательной деятельности, коррелирующее с давностью и злокачественностью болезни, уменьшение объема памяти, конкретность мышления (снижается уровень обобщения). Отмечаются изменения в динамике познавательных процессов - их характеризует инертность, тугоподвижность. Больные даже в доступных заданиях допускают ошибки, если в процессе деятельности им приходится переключаться с одного способа выполнения на другой. Инертность психических процессов, затруднения при необходимости оттормозить конкретные связи данного понятия приводят к детализации в мышлении больных, что закрепляется в виде характерологической черты. Помощь, обучение помогают больным при решении данной задачи, но при переходе к новому материалу они вновь используют конкретные признаки понятий. При длительных ремиссиях и правильном лечении подобные изменения познавательной деятельности могут стать менее выраженными.

При поражении сосудов головного мозга и черепно-мозговых травмах (отдаленный период), интоксикациях основным, что характеризует состояние познавательной деятельности у больных, является нарушение динамики (неустойчивость умственной работоспособности, истощаемость). У больных с поражением сосудов головного мозга отмечаются колебания продуктивности мнестической деятельности, она носит как бы прерывистый характер. Больной может вдруг забыть название какого-либо предмета, а потом спонтанно вспомнить его. Может подробно и точно воспроизвести басню, а потом не вспомнить более легкий текст. Воспроизведение в методике «Заучивание 10 слов» тоже носит колебательный характер. Больной может после 3-го воспроизведения вспомнить 6 слов, после 5-го - только 3, а после 6-го повторения -- опять 6 слов.

Важно, что при нарушении динамики мнестической деятельности опосредование, осмысление материала помогают больным. Обычно больные в повседневной жизни начинают усиленно пользоваться записными книжками. Эту особенность познавательной деятельности больных можно использовать в качестве диагностического критерия степени выраженности поражения, тяжести страдания. Так, сравнивая объем воспроизведения в методике «Заучивание 10 слов» и в «Пиктограмме», у больных со средней тяжестью заболевания можно отметить увеличение количества воспроизводимых слов в смысловом запоминании.

Колебательный характер динамики познавательных процессов проявляется и в нестойкости умственной продукции больных. Характерно, что уровень обобщений в основном бывает не снижен. Больным доступны операции отвлечения, обобщения при решении кратковременных, одноразовых задач.

В тяжелых случаях отмечается значительное ухудшение смысловой памяти. Стараясь как можно точнее передать смысл запоминаемого слова, больные рисуют очень подробные рисунки. Важно, что излишнее стремление застраховать себя от случайности приводит к парадоксальному явлению: воспроизведение становится неточным, приблизительным, его объем резко снижается. Часто больные вспоминают рисунок, но слово, которое они хотели запомнить, не могут вспомнить вообще.

При необходимости длительно удерживать инструкцию отмечается «непоследовательность суждений» - вид патологии мышления, при котором правильные (обобщенные) и ошибочные (конкретные) решения чередуются. Операции абстрагирования в таких заданиях больные заменяют установлением сугубо конкретных связей, подменяя логические связи совершенно случайными. В методике «Предметная классификация» объединяют картинки только потому, что они лежат рядом, кроме того, отмечаются «одноименные» группы (больной, собрав, например, группу картинок с людьми, через какое-то время собирает такую же группу, не замечая, что она у него уже есть).

Принципиально важно, что больные с достаточной критикой относятся к своим ошибкам, активно ищут помощи экспериментатора. Организующей помощи, отдыха бывает достаточно для того, чтобы больные могли исправить свои ошибки, но при переходе к новому материалу они вновь используют в решениях конкретные признаки понятий.

При старческом слабоумии ведущим является стойкое нарушение памяти. Прежде всего отмечается снижение активности запоминания. Во время эксперимента больной утверждает, что ничего не сможет запомнить, и действительно не вспоминает ни одного слова. После достаточно длительной организующей помощи больные запоминают слова, но объем механической памяти у них очень низкий (2-4 слова). Процесс заучивания носит характер плато: 4-5-5-4-5-5-5-4 (методика «Заучивание 10 слов»).

При отсроченном воспроизведении больные не могут ничего вспомнить.

В связи с повышенной отвлекаемостью ухудшается процесс воспроизведения. Во время воспроизведения любой посторонний шум, разговор способствуют забыванию. Больной может сказать, что вообще ничего не запомнил.

Продуктивность мышления в связи с этим у данной группы больных резко снижена и неравномерна. Только кратковременные задания больные могут решить с элементами обобщения. При выполнении заданий, требующих длительного удержания инструкции, больные используют конкретные связи понятий, отвлекаются, забывают о цели обследования. Организующая и направляющая помощь фактически не помогает, хотя больные послушно исправляют ошибки.

При шизофрении характерная патология познавательной деятельности обусловливается такими изменениями личности, как нарушение смыслообразующей функции мотивов, переход мотивов побудительных в «знаемые». Подобная патология личности находит свое выражение в изменении мышления: разноплановости, резонерстве, недостаточности актуализации прошлого опыта, что делает мышление больных шизофренией непродуктивным. Псевдоабстрактность, отсутствие направленности на разрешение поставленной задачи приводят к потере связи между обобщающим понятием и конкретным содержанием задания. Непродуктивность мышления больных может быть также вызвана ухудшением избирательности актуализации знаний из памяти на основе прошлого опыта. При этом облегчается актуализация маловероятных по прошлому опыту «латентных» связей понятия, что также затрудняет мыслительную деятельность.

Вместе с тем объем механической памяти (методика «Заучивание 10 слов»), запас знаний больных могут оставаться на достаточно высоком уровне.

Обучение больных затруднено, помощь экспериментатора принимается формально.

При пограничных психических заболеваниях (психопатии, неврозы) ведущим в патологии психической деятельности больных является изменение личности, которое приводит к различной личностной окраске познавательных процессов, снижающей их продуктивность. При пограничных заболеваниях изменения личности и соответственно личностная окраска мышления неодинаковы.

Так, при психопатиях нарушается отношение к себе (самооценка) и основанные на этом притязания больных. Самооценки больных бывают, как правило, крайними (например, больная истерией оценивает себя как очень умную; внешность свою считает настолько яркой, что хотела бы стать менее привлекательной, так как «это мешает спокойно жить»; в то же время оценивает очень низко свое здоровье: считает себя «самой больной и самой несчастной на всем земном шаре»). Такие крайние самооценки обусловливают и неустойчивые, излишне лабильные притязания больных. Например, больной берется выполнять самую трудную из возможных задач, а после неудачи переходит к самым легким. Подобная лабильность притязаний снижает продуктивность познавательной деятельности (больные чаще всего решают задачи, не соответствующие их возможностям: либо слишком трудные, либо слишком легкие).

Решая мыслительные задачи, больные часто сопровождают выполнение операций обобщения, отвлечения оценочными суждениями, иногда подменяя решение задачи оценкой ее. Так, в методике «Пиктограмма», запоминая слова «ядовитый вопрос», больная отказывается подобрать рисунок для запоминания, так как ей никаких ядовитых вопросов никто не задавал, после долгих раздумий рисует свою знакомую: «Она меня спрашивала, почему я замуж не вышла».

При неврозах мы часто встречаемся с расхождением жалоб больных и объективных оценок их состояния. Так, больной с неврастенией жалуется на резкое ослабление памяти. Однако при экспериментально-психологическом обследовании никаких изменений памяти не обнаруживается.

Характерно, что ознакомление больного с результатами обследования не меняет его отношения к своей памяти. Только в ходе длительного лечения, которое сочетается с динамическим обследованием психолога, у больных снимается чувство неуверенности в себе.

Личностная окраска мышления при реактивных состояниях связана с травмирующей ситуацией, которая, так или иначе, отражается в рисунках и высказываниях больных.

Важно, что помощь психолога больные принимают, но исправить могут только конкретно-ситуационные решения, скорректировать личностную окраску мышления не удается.

3 . Психодиагностические методики

3 .1 Психодиагностические методики исследования познавательных процессов в зрелом возрасте, описание методик

Методики для диагностики познавательных процессов личности в зрелом возрасте:

Исследование Восприятия:

1. Методика исследования восприятия времени.

2. Тест Мюнстерберга на восприятие

Исследование Внимания:

1. Методика таблицы Шульте

2. Корректурная проба

3. Перепутанные линии

4. Отыскивание чисел с переключением

5 Методика интеллектуальная лабильность

Методики направлены на выявление особенностей основных характеристик внимания человека: переключаемости, устойчивости, объёма, избирательности.

Исследование Памяти:

1. Методика «Пиктограмма» (пиктограмма - рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания) - экспериментально-психологическая методика для изучения опосредованного запоминания, которое доминирует у взрослого культурного человека. Пиктограмма - рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания.

2. Методика «Память на числа» позволяет оценить объём непосредственной наглядно-образной памяти и степень удержания материала в памяти.

3. Методика «Воспроизведение текстов» помогает исследовать смысловую память и предоставляет материал для суждения о сообразительности человека, об особенностях его речи, внимания, уровне его общего развития.

Исследование Мышления:

1. Методика толкование пословиц

2. Методика простые аналогии

3. Методика сложные аналогии

4. Методика сравнение понятий

Методики, направленные на исследование мышления, особенностей мыслительных процессов человека - их подвижность или шаблонность, скорость, глубину, позволяют оценить характеристики основных операций мышления и процесс мышления в целом.

3 .2 Результаты психодиагностического исследования, познавательных процессов личности в зрелом возрасте

Объект исследования: личность зрелого возраста.

Предмет исследования: особенности познавательных процессов личности в зрелом возрасте.

Цель исследования: исследование познавательных процессов (восприятия, мышления) личности в зрелом возрасте.

Задачи исследования:

1) анализ подходов к исследованию проблемы познавательных процессов в зрелом возрасте в научно-психологической литературе;

2) выявление и описание особенностей развития познавательных процессов в зрелом возрасте;

3) проведение психодиагностического исследования познавательных процессов личности в зрелом возрасте;

Исходя из поставленных целей и задач в исследовании, нами были использованы следующие методики:

Тест Мюнстерберга на восприятие

Методика таблицы Шульте

1. Тест Мюнстерберга на восприятие

Цель исследования: определение избирательности внимания.

Оборудование: бланк с заданием.

Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте. Время выполнения задания - 2 мин.

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментрочягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицыфцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщхэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырплослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародшлджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурсйфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлжэзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэхьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэнтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

Оценка результатов: Методика направлена на определение избирательности внимания. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных слов. В тексте содержится 25 слов.

Ключ: бсолнце втргщоц район згучновостьхэьгчя факт уек экзамен троч ягшгцк прокурор гурстабюе теория ентсджэбьам хоккей трсицы фцуйгзх телевиз орсолджщзхюэлгщьба память шогхеюжпждргщ хэнзд восприятие йцукенгшщзхъвафыапролдб любовь авфырпл ослдс пектакль ячсмитьбюжюе радость вуфцпэждлорпк народ ш лджьхэшщ гиена куыфйш репортаж эждорлафывюефбь конкурс йфячыцувскапр личность зхжэьеюдшщглоджэпр плавание дтлж эзбьтрдщшжнпркыв комедия шлдкцуйф отчаяние йфоячвтлджэ хьфтасен лаборатория гщдщнруцтргшщтлр основание зщдэркэ нтаопрукгвсмтр психиатрия бплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

2. Методика сложные аналогии

Цель. Методика используется для выяснения того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.

Описание. Методика состоит из 20 пар слов -- логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача -- определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «Шифр» -- таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е. Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «Шифр» -- пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «Шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Материал. Бланк методики, бланк протокола регистрации ответов.

Инструкция: «На бланке перед вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «Шифр». Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «Шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «Шифр» аналогу. Время выполнения задания -- 3 минуты».

А. Овца -- стадо

Б. Малина -- ягода

В. Море -- океан

Г. Свет -- темнота

Д. Отравление -- смерть

Е. Враг -- неприятель

Материал к методике

1 Испуг -- бегство АБВГДЕ

2 Физика -- наука АБВГДЕ

3 Правильно -- верно АБВГДЕ

4 Грядка -- огород АБВГДЕ

5 Пара-два АБВГДЕ

6 Слово -- фраза АБВГДЕ

7. Бодрый -- вялый АБВГДЕ

8 Свобода -- воля АБВГДЕ

9 Страна -- город АБВГДЕ

10 Похвала --брань АБВГДЕ

11. Месть -- поджог АБВГДЕ

12. Десять -- число АБВГДЕ

13. Плакать -- реветь АБВГДЕ

14. Глава --роман АБВГДЕ

15. Покой -- движение АБВГДЕ

16. Смелость -- геройство АБВГДЕ

17. Прохлада -- мороз АБВГДЕ

18. Обман -- недоверие АБВГДЕ

19. Пение -- искусство АБВГДЕ

20. Тумбочка -- шкаф АБВГДЕ

Анализ результатов:

Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логически объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении (только после тщательного анализа ошибок и рассуждений), можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей. Наиболее информативное значение имеют рассуждения испытуемого.

Характеристика выборки:

Объем выборки - 5 человек

Возраст испытуемых - от 30 до 50 лет.

Пол: в исследовании приняли участие 2 мужчины и 3 женщины.

Результаты психодиагностического исследования:

Женщина 1,3. Справились с задание хорошо, женщина 2 показала средний результат, что свидетельствует о нормалном восприятии испытуемых.

Методика сложные аналогии:

Все женщины справились с заданием, и результаты соответствуют среднему уровню определению отношений между словами.

Тест Мюнстерберга на восприятие:

Один мужчина справился на отлично, другой не уложился во время. Справились с выполнением оба.

Методика сложные аналогии:

Мужчина 2, возникли трудности это свидетельствует о том, что в целом ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей, но характерна также диффузность, расплывчатость мысли на фоне понимания логических связей, ложное понимание аналогии некоторых логических связей. Мужчина 1, справился с заданием и уложился во время, разобрав и поняв все логические связи.

Заключение: В ходе исследования были получены результаты, свидетельствующие о том, что полученные результаты не подтвердили поставленную гипотезу и исследуемые познавательные функции с возрастом остаются на достаточном уровне.

Заключение

Обобщив накопленные научные данные о классификациях взрослого периода жизни, изучив разнообразие подходов к возрастной периодизации развития взрослого человека, можно сделать вывод, что возрастные пределы взрослости определяются комплексом социальных и биологических причин и зависят от конкретных социально-экономических условий индивидуального развития человека. Поэтому в настоящее время границы этого периода в условиях нашего общества, согласно Международной классификации (Квинн, 2000), составляют 40 лет -- нижняя и 64 года -- верхняя.

Предметом нашего исследования являются особенности познавательных процессов личности в зрелом возрасте. Поэтому важно отметить особенности механизмов развития психических функций:

1 Развитие психических функций носит двухфазный характер. Первая фаза - фронтальный прогресс в развитии функций - наблюдается от рождения до ранней и средней зрелости. Вторая фаза - специализация функций - начинает активно проявляться после 26 лет. С 30 лет специализация доминирует, что связано с приобретением жизненного опыта и профессионального мастерства.

Сложная, противоречивая структура развития психофизиологических и психологических функций взрослого человека включает совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных функций и познавательных способностей. Выявленная закономерность относится и к нейродинамическим, психомоторным характеристикам, и к высшим психическим функциям, таким как вербальный и невербальный интеллект, память.

2 Гетерохронность (неравномерность) развития - несовпадающий темп развития и уровня достижений человека как индивида, личности и субъекта деятельности, в том числе и внутри каждой из сторон в отдельности.

Таким образом, наиболее характерными особенностями психического развития личности в зрелом возрасте являются:

1 Гетерохронность развития отдельных функций, взаимная их компенсация, рост устойчивости и произвольной регуляции индивидом внимания, памяти и мышления.

2 Уровень функционального развития интеллекта остается достаточно высоким на всех этапах возрастной эволюции взрослого человека. Это свидетельствует, прежде всего о высоких потенциалах обучаемости взрослого человека, способность индивида получать, сохранять и перерабатывать информацию для решения различного рода задач.

3 Сохранение достаточно высокого уровня развития психических функций является необходимым условием дальнейшего (но уже не функционального) развития интеллекта взрослого человека. Развитие процессов качественно иного уровня, концептуально-личностного, динамики смысловых образований личности, установок и ценностных ориентации, взглядов и убеждений, категориального строя мышления, методологии решения теоретических и практических проблем.

Результаты проведенного психодиагностического исследования познавательных процессов личности в зрелом возрасте согласуются с теоретическими положениями.

Список использованных источников

1) Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е. Ф. Рыбалко.-- Л. : Издательство Ленинградского ун-та, 2010. -- 256 с.

2) Малкина - Пых, И. Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога / И. Г. Малкина - Пых. - М. : Эксмо, 2005. - 896 с.

3) Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков; под общ. ред. В. П. Зинченко. - СПб. : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. - 672 с.

4) Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. - СПб. : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009. - 656 с.

5) Шаповаленко, И. В. Возрастная психология / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2008. - 349 с.

6) Анциферова, Л. И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л. И. Анциферова // Психологический журнал. - 2006. - № 2. - С. 52--60.

7) Ретер, Д. Способность к обучению у взрослых / Д. Ретер // Вопросы психологии. - 2013. - № 1. - С. 57 - 66.

8) Кулагина, И. Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.,2011. - 436 с.

9) Римская, Р. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других / Р. Римская, С. Римский. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2009.-376 с.

10) Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология, М.:Просвещение.- 2007.

11) Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Издание второе, дополненное и переработанное. - М.: Издательская корпорация Логос, 2009.

12) Краткий психологический словарь. /Сост. А.А. Карпенко: Под ред. А.В. Петровского, М.П. Ярошевского. - М.: Политиздат, 2012.

13) Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. - М.: Издательство УРАО, 2007.

14) Леви В.Л. Охота за мыслью - М.: Молодая гвардия, 2007.

15) Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: «Просвещение», 2011.

16) Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды - М., Педагогика, -

18) Немов Р.С.Психология. Т.1. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007-кн.З. Психодиагностика.

19) Немов Р.С.Психология. Т.2. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010-кн.З. Психодиагностика.

20) Немов Р.С. Психология. Т.З. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008-кн.З. Психодиагностика.

21) Петровский А.В. Психология, М.: Издательский центр - Академия.

22) Петровский А.В. Общая психология - М.: Просвещение, 2007.

23) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2010.

24) Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2011.

25) Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2012.

26) Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д, издательство «Феникс», 2006.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Отличительные черты диагностики познавательных процессов в зрелом возрасте. Особенности возрастного подхода к изучению взрослого человека. Обобщение психодиагностических методик для исследования восприятия, внимания, памяти, мышления лиц зрелого возраста.

    контрольная работа , добавлен 22.11.2010

    Понятие и внутренняя структура личности, ее генетические и средовые детерминанты. Основные периоды жизни человека. Принципы возрастной психологии. Исследование влияния социально-психологических особенностей на развитие личности в зрелом возрасте.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2013

    Психодинамические, темпераментальные особенности личности. Методологические подходы к исследованию темперамента. Проблема общения в зрелом возрасте. Исследование влияния психодинамической особенности личности на стилевые характеристики в зрелом возрасте.

    дипломная работа , добавлен 03.11.2008

    Характеристика познавательных процессов, особенности их развития в подростковом возрасте. Практические аспекты изучения познавательных процессов у подростков, диагностика уровня их развития. Основные положения по развитию познавательных процессов.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2015

    Факторы и подходы к изучению дезадаптации. Особенности познавательных процессов в школьном возрасте. Исследование корреляционной зависимости между уровнем развития познавательных процессов и социально–психологической адаптацией младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 22.11.2012

    Предмет, задачи, методы и проблемы возрастной психологии. Зрелость как психологический период. Психофизиологические функции в зрелом возрасте. Нравственность, духовность, социальность, межличностные отношения в зрелом возрасте. Кризис середины жизни.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2011

    Теоретические и методические аспекты развития познавательных процессов у детей с помощью игры. Определение игры и ее роль в развитии познавательных процессов ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Уровни развития познавательных процессов.

    реферат , добавлен 27.04.2009

    Методы исследования возрастной психологии. Психологические особенности личности в дошкольный период. Характеристика познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Специфика подросткового общения. Психология ранней юности, формирование идентичности.

    учебное пособие , добавлен 13.01.2012

    Проблема развития познавательных процессов у детей. Характеристика познавательной сферы. Методы диагностики памяти, речи и мышления. Развитие игровой деятельности и нравственно-волевой сферы. Анализ методик по развитию психических процессов дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2014

    Понятие, составные элементы и причины развития застенчивости как личного свойства. Определение ее взаимосвязи с общением. Особенности психофизиологической эволюции человека. Исследование гендерных различий в проявлении смущения в зрелом возрасте.

По данным американских исследователей (системных отечественных исследований в этой области очень мало), существуют некоторые разногласия по поводу степени снижения интеллектуальной деятельности при нормальном старении. Как бы там ни было, большинство умственных навыков остаются относительно сохранными. Широкомасштабные исследования памяти показали, что связанное со старением ухудшение памяти не является настолько общим и настолько серьезным, как считалось ранее. Многие проблемы с памятью, от которых страдают пожилые люди, нельзя считать неизбежными последствиями старения. Их провоцируют другие факторы, такие, как депрессия, прекращение активной деятельности или побочное действие лекарственных препаратов. Но когда когнитивное снижение действительно происходит, например, снижение скорости обработки информации в процессе познания, имеют место и соответствующие компенсации, так что любая потеря почти не влияет на повседневную жизнь.

Скорость выполнения операций. Одно из главных изменений познавательной способности в поздней взрослости - это снижение скорости выполнения физических и умственных операций. Многие исследования подтверждают, что те интеллектуальные функции, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, обнаруживают спад в период поздней взрослости. У пожилых людей возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Отчасти эта медлительность может объясняться тем, что пожилые больше молодых ценят точность. При тестировании пожилые люди стараются правильно ответить на каждый вопрос и реже пытаются угадать нужный ответ. Пожилые люди могут иногда действовать медленнее потому, что в последнее время не пользовались каким-то конкретным навыком. Анализ результатов выполнения стандартизованных заданий на проверку памяти показывает, что 30- и 70-летние выполняют их с разной скоростью. Однако у старых людей есть возможности компенсировать потери в скорости - и они их активно используют.



Память

Сенсорное хранилище. Сенсорное хранилище - это очень кратковременная зрительная или слуховая память, удерживающая поступающую на вход сенсорную информацию в течение нескольких секунд до начала ее обработки. По-видимому, пожилые люди способны принимать и удерживать все же чуть меньше информации, чем молодые. В среднем их объем восприятия несколько меньше, особенно когда два события происходят одновременно. Причины этого еще не вполне ясны. Возможно, у пожилых людей хуже работают зрительная и слуховая системы. Может быть, у них снижается избирательность внимания или способность к распознаванию. А может быть, у них просто ниже мотивация, необходимая для успешного выполнения задач, требующих повышенной точности. В любом случае, незначительная утрата сенсорной памяти, наблюдаемая в старости, вряд ли будет очень заметна в повседневной жизни. Исключения составляют дорожные знаки, распознавание которых может вызывать некоторые сложности у пожилых водителей.

Первичная память (кратковременная память). Первичная память - хранилище с ограниченным объемом. В ней находится только то, что у человека в настоящий момент «в мыслях». Большинство исследований не обнаружило существенных различий между первичной памятью молодых и пожилых людей.

Вторичная память (долговременная память). По сравнению с сенсорной и первичной памятью во вторичной памяти, как показывают исследования, наблюдаются очевидные возрастные различия. Согласно работам, посвященным изучению процессов заучивания и воспроизведения, пожилые люди часто запоминают меньше слов из списка и меньше деталей рисунка. Но что является причиной этих различий: уменьшение объемов памяти или изменение процессов запоминания и припоминания? В некоторых исследованиях памяти указывается, что у пожилых людей, по-видимому, ниже эффективность организации, повторения и кодирования запоминаемого материала. Однако после тщательного инструктирования и небольшой практики они справляются с этими операциями существенно лучше. Даже самые старые (те, кому около восьмидесяти) выигрывают от такой тренировки.

Эффективность обучения, однако, не безгранична. Даже после тренировки людям за 70 не всегда удается достичь уровня молодых взрослых. Согласно некоторым исследованиям, в которых сравнивалась память старых и молодых людей, обучение на самом деле только увеличивает разрыв в результатах, потому что молодым обучение дает больше, чем старикам. Это позволяет заключить, что резервные возможности развития у пожилых людей меньше, чем у молодых взрослых, по крайней мере в том, что касается определенных навыков. Короче говоря, старые люди имеют меньше возможностей для совершенствования, или, по-другому, обладают меньшей пластичностью.

Третичная память. Третичная память, или память на отдельные события, по всей видимости, сохраняется у пожилых людей практически полностью. В самом деле, согласно некоторым исследованиям, пожилые люди лучше припоминают подробности исторических событий, чем люди более молодые. Это особенно касается исторических событии, в которых старики непосредственно участвовали, а молодые взрослые узнали о них только из вторых рук. Следует также отметить, что пожилые люди, как и все остальные, различаются по уровню мнемических способностей. Более образованные люди обычно лучше выполняют тесты памяти. А люди, активно занимающиеся интеллектуальным трудом, выполняют эти тесты лучше тех, кто им не занимается.

В общем в таких видах памяти, как сенсорная, первичная (кратковременная) и третичная (на отдаленные события), сколько-нибудь существенных возрастных различий у взрослых людей не обнаружено. Такие различия обнаружены во вторичной (долговременной) памяти, но и они зависят от ряда факторов, не связанных с возрастом. Пожилые люди, действительно, могут показать плохие результаты в тестах памяти, если для выполнения заданий требуется применение непривычных приемов организации и повторения запоминаемого материала. Большинство из них, однако, улучшит свои результаты после обучения этим приемам. Кроме того, память пожилых людей избирательна: более интенсивный и значимый материал они запоминают легче.

Исследования изменений в поздней старости (70-90 лет) по типам памяти обнаружили следующие закономерности: особенно страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняется логическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом запоминание сохраняется лучше, чем при механическом запечатлении; основой прочности памяти в старческом возрасте являются внутренние смысловые связи; ведущим видом памяти становится логическая память.

Хотя в использовании возможностей памяти молодые явно превосходят пожилых, в том, что касается мудрости, часто верно обратное. Мудрость - это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам.

Одно из главных из­менений познавательной способности в поздней взрос­лости - это снижение скорости выполнения физиче­ских и умственных операций. У по­жилых людей возрастает время реакции, замедляется об­работка перцептивной информации и снижается ско­рость когнитивных процессов. Отчасти эта медлитель­ность может объясняться тем, что пожилые больше молодых ценят точность. При тестировании пожилые люди стараются правильно ответить на каждый вопрос и реже пытаются угадать нужный ответ. Немного потренировавшись, пожилые люди часто в со­стоянии компенсировать потерю скорости, а во многих случаях почти восстановить прежнюю скорость.

Память По-видимому, пожилые люди способны принимать и удерживать все же чуть меньше информа­ции, чем молодые. В среднем, их объем восприятия не­сколько меньше, особенно когда два события происхо­дят одновременно. Согласно работам, по­священным изучению процессов заучивания и воспро­изведения, пожилые люди часто запоминают меньше слов из списка и меньше деталей рисунка В некоторых исследованиях памяти указывается, что у пожилых людей, по-видимому, ниже эффектив­ность организации, повторения и кодирования запоми­наемого материала. Однако после тщательного инструк­тирования и небольшой практики они справляются с этими операциями существенно лучше.

Эффективность обучения, однако, не безгранична. Даже после тренировки людям за 70 не всегда удается до­стичь уровня молодых взрослых

Исследования изменений в поздней старости (70-90 лет) по типам памяти обнаружили следующие за­кономерности: особенно страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняется логическая память;образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом запоминание сохраняется лучше, чем при ме­ханическом запечатлении; основой прочности памяти в старческом возрасте являются внутренние смысловые связи; ведущим видом памяти становится логическая память.

У стариков проявляется жизненная мудрость. Согласно Балтесу, можно выделить пять основ­ных свойств мудрости. Во-первых, мудрость связана, главным образом, с решением важных и сложных вопро­сов. Часто это вопросы, касающиеся смысла жизни. Во-вторых, уровень знаний, суждений и советов, отра­жаемый в мудрости, исключительно высок. В-третьих, знания, связанные с мудростью, необычайно широки, глубоки и сбалансированы и могут применяться в осо­бых ситуациях. В-четвертых, мудрость сочетает в себе ум и добродетель (характер) и используется как ради лично­го благополучия, так и для пользы человечества. В-пя­тых, хотя достичь мудрости нелегко, большинство лю­дей распознают ее без труда.

Психологические характеристики и особенности личностного самоопреде­ления отдельных периодов старости по Н.С. Пряжникову:

Пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пен­сию) - это, прежде всего, ожидание, а в лучшем случае - подготовка к пенсии. В целом период характеризуется следующими положениями.

1)

Ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как возмож­ность «поскорее начать отдыхать», для кого-то - как прекращение ак­тивной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией.

Основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорее ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой сторо­ны, человека не хотят отпускать, и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников.

Отношения с родственниками, когда, с одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он «полезен» и «интересен»), а с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию».

/Стремление воспитать, подготовить себе «достойную замену» на работе.

2) Ведущая деятельность:

Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профес­сиональном плане), а также стремление оставить о себе «добрую па­мять» на работе.

Стремление передать свой опыт ученикам и последователям.

При появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «раз­рываются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны (это ведь тоже продолжение их рода).

концу предпенсионого периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь.

Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) - это, прежде всего, освоение новой социальной роли, нового статуса. В целом этот период характеризуется следующим:

1) Социальная ситуация развития:

Старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраня­ются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными.

В основном контакты с близкими людьми и родственниками (соответ­ственно со стороны родственников требуется особая тактичность и внимание к еще «неопытным» пенсионерам).

Постепенно появляются друзья-пенсионеры или даже другие, более молодые люди (в зависимости от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться, например, пенсионеры-общественни­ки сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обза­водятся новыми «деловыми» контактами).

Обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, «у кото­рого и так много времени», больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей ха­рактеристикой социальной ситуации пенсионеров.

2) Ведущая деятельность:

Прежде всего, это «поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах действительности (в воспитании внуков, домаш­нем хозяйстве, хобби, новых отношениях, общественной деятельности и т. п.) - это самоопределение методом «проб и ошибок»; фактически у пенсионера времени много, и он может себе позволить это (правда, все это происходит на фоне ощущения того, что «жизнь с каждым днем все уменьшается и уменьшается»).

Для части пенсионеров первое время на пенсии - это продолжение ра­боты по своей основной профессии (особенно когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе); в этом случае у работа­ющего пенсионера значительно повышается чувство собственной зна­чимости.

Все более усиливающееся стремление «поучать» или даже «стыдить» людей более молодого возраста.

Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус, характеризуется примерно следующим:

1) Социальная ситуация развития:

  • Общение в основном с такими же старцами.
  • Общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свобод­ное время старика, либо просто «опекают» его.
  • Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в об­щественной деятельности (или даже в продолжающейся профессио­нальной деятельности).
  • Для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми, например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика связи постепенно «теряют свою прежнюю интим­ность и становятся более обобщенными».

2) Ведущая деятельность:

Досуговое увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их «ригидности»; они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях). Главная проблема такого поиска - «несоразмерность» всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей («настоящей») работой.

Стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственно­го достоинства, согласно принципу: «Пока я делаю хоть что-то полез­ное для окружающих, я существую и требую к себе уважения».

Для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью») ведущей дея­тельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приоб­щении к религии, к частому хождению на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании».


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Переход человека в старости сопровождается изменениями в ее познавательной сфере, зависит от многих факторов и проявляется по-разному всего влияют на познавательную сферу объективные физиологические и факторы, прежде разрушения клеток головного мозга. Например, до 80-90 лет человек может потерять почти 40% кортикальных (лат cortex - кора) клеток. В головном мозге снижается содержание воды и повышенной уеться содержание жиреирів.

В процессе старения наблюдается ухудшение большинства сенсорных функций (зрительная, слуховая чувствительность и т.д.), характер и степень которого могут сильно отличаться у разных людей, зависит от индивидуал ных особенностей и деятельности, которой занимались они в течение жизни. Так, у музыкантов изменения слуховой чувствительности менее выражены, чем у большинства других людий.

Старые люди воспринимают и сохраняют меньше информации, медленнее заучивают словесный материал, чем молодые. Лучше запоминают они только важную для них информацию. Улучшение показателей скорости заучув ния и продолжительности запоминания возможно в результате использования способов опосредованного запоминанияня.

С возрастом ухудшается механическое запоминание. Ослабление долговременной памяти в основном связано с нарушениями процесса поиска в ней информации. Если задача требует распределения внимания, могут возник. Кнуты проблемы и с функционированием кратковременной памяти. На высоком уровне функционирует в старости логическая память. Поскольку она связана с мышлением, можно предположить, что оно в этом возрасте существенно не ухудшаетсяться.

На этапе старости претерпевает трансформации когнитивная сфера, ослабляются интеллектуальные функции. Ухудшение функционирования центральной нервной системы снижает скорость реагирования при выполнении ин ектуальних задач. Все эти изменения вызывает сенильной деменция (слабоумие) - органическое заболевание мозга, которое проявляется в неадекватности мышления. Симптомами ее является ограниченная способность к пониманию абстракции, слабая фантазия, замедленное мышление, безразличие к происходящему вокруг. У таких людей возникают проблемы с памятью, иногда они не могут вспомнить недавние события, помня сут ре события детствества.

Снижение познавательных функций может быть вызвано и болезнью. Альцгеймера первым симптомом которой является забывчивость. Сначала человек забывает мелочи, а дальше перестает помнить места, где бывала, имена, события, которые только что произошли. Ослабление памяти сопровождается потерей н необходимых навыков, больному трудно планировать и выполнять даже простые повседневные делви.

Ослабление интеллектуальных функций старого человека может быть и следствием ухудшения общего состояния здоровья, недостаточного питания, злоупотребление алкоголем, постоянного приема лекарств, низким уровнем ния образованности, отсутствия мотивации к познавательной активности.

Однако часто взрослые сохраняют когнитивную активность даже после достижения 70-летнего возраста. Важным фактором, противостоит инволюции пожилого человека, есть творческая деятельность. Хотя существует мнение, что бильшис во творческих достижений в искусстве, науке приходятся на ранние этапы жизни, однако многие факты свидетельствуют о высокой производительности на этом поприще и в период старости. Например, после 70 лет успешно работали французские естествоиспытатель. Жан-Батист. Ламарк (1744-1829), математики, физики, астрономы. Леонардо. Бйлер (1707 - 1783) и. Пьер-Симон. Лаплас (1749-1827), итальянский естествоиспытатель. Галилео. Галилей (1564-1642), немецкий философ. Иммануил. Кант (1724-1804). Российский и украинский психолог, физиолог. Иван. Павлов (1849-1936) написал"Лекции о работе больших полушарий головного мозга"в 77 лет. Пот ужним творческим потенциалом в старости отличались писатели. Виктор-Мари. Гюго (1802-1885),. Джордж-Бернард. Шоу (1856-1950),. Лев. Толстой (1828-1910),. Иван. Бунин (1870-1953нін (1870-1953).

На динамику интеллектуальной активности в старости влияют объективные (наследственность, которая предопределяет большинство болезней) и субъективные (физические, социальные, психологические) факторы

физическими факторами интеллектуальной активности человека в старом возрасте является состояние соматического (уровень функционирования органов тела, различные заболевания, в частности полиартриты, искривления позвоночника) и психического здоровья

. К социальным факторам интеллектуальной активности человека в старости относятся уровень образования и специфика деятельности, которой занималась человек в течение жизни. Высшее образование, высокий уровень культуры дают больше шансов сохранить когнитивную активность в пожилом возрасте,. Оскол ькы и после выхода на пенсию обусловливают потребность в постоянном познании. Привычка и сформирована познавательная направленность людей интеллектуального и творческого труда побуждают их к саморазвитию и после оконча ния официальной деятельноститі.

психологический фактор интеллектуальной активности человека в старом возрасте является широта интересов, стремление к самореализации, передачи следующим поколениям жизненного опыта. Разносторонностью интересов и способностей отличался, например, индийский писатель, педагог, обще ький и политический деятель. Рабиндранат. Тагор (1861-1941), который после 60 лет начал заниматься живописью и создал ряд замечательных полотен. Интеллектуально активная, творческая личность ориентирована на то, чтобы бут и полезной не только отдельным людям, но и обществву.

Поддержание активной интеллектуальной деятельности на склоне лет связано с чтением. Пожилые люди читают много, поскольку имеют много свободного времени и эта деятельность не требует особой подвижности захватят люються чтением, как правило, те, кто ненасытно читал и в молодости основном они охотно читают простые тексты (газеты, журналы, детективы). Считать такое чтение абсолютно полезным для летней люди ни нет оснований, поскольку оно не препятствует ухудшению способностей к чтениюання.

Причина выбора для чтения несложной литературы не достаточно выяснена. Очевидно, снижение интеллектуальной активности в старости приводит неспособность воспринимать, например, философские произведения. Еще одни ией причиной, вероятно, является потеря мотивы самосовершенствованияня.

Итак, в период старости происходит снижение интеллектуальной активности человека. Это обусловлено ухудшением сенсорных функций, физическими, социальными и психологическими факторами. Способствует поддержанию акти ной интеллектуальной деятельности пожилого возраста ее активная жизненная позиция, занятия творчеством и чтенияям.

ОТВЕТ. Закономерные изменения мозга являются частью нормально­го процесса старения. Следствием таких изменений являются изменения интеллектуальной активности. Д. Векслер, приме­нивший свою шкалу интеллекта к представителям разных возра­стов, сделал вывод о том, что поздняя зрелость характеризуется снижением общей интеллектуальной деятельности, обусловлен­ным закономерными процессами старения. Однако в своих более поздних исследованиях он обнаружил, что вербальные навы­ки поддерживаются на относительно хорошем уровне в поздних возрастах, в то время как результаты тестов на сообразительность оказались ниже, чем у представителей других возрастов. Дж. Хорн выдвинул предположение, что этот факт является результатом различного вклада биологических возрастных изме­нений в выполнение вербальных и невербальных тестов. Он сформулировал свою теорию текучего и кристаллизованного интеллекта. Текучий интеллект - это широкая область интел­лектуального функционирования, ассоциируемая со способнос­тями, с помощью которых мы обретаем новые знания и навыки. Этот тип интеллекта постепенно снижается на протяжении всего периода зрелости, что особенно заметно в поздней зрелости. В отличие от текучего, кристаллизованный интеллект ассоции­руется со способностями, которые приходят с опытом и образо­ванием, и включает вербальные навыки, осведомленность, а также весь объем знаний, накопленных в течение жизни. Кристаллизо­ванный интеллект включает также способность устанавливать отношения, формулировать суждения, анализировать проблемы и использовать усвоенные стратегии для решения задач. В отли­чие от текучего интеллекта кристаллизованный интеллект часто улучшается в течение всей жизни, пока люди способны получать и сохранять информацию. П. Балтес и К. Шайн показали, что у людей с высоким образо­вательным уровнем многие интеллектуальные способности про­должают нарастать с возрастом, по крайней мере до семидесяти­летнего возраста. Причем эти способности относятся как к те кучему, так и к кристаллизованному интеллекту. Анализируя по­лученные данные, К. Шайн высказал предположение, что изме­нения в поздних возрастах затрагивают не саму природу интеллек­та, а его функцию. С наступлением пожилого возраста изменяет­ся использование знаний: люди возвращаются к собственным ценностям и установкам, их занимают не абстрактные рассужде­ния, а реальные вопросы, они способны мыслить абстрактно, но в отличие от молодых людей не склонны заниматься решением задач ради них самих и могут противиться решению заданий типа тестов IQ. Наиболее очевидно проявляют себя механизмы компенсации возрастных интеллектуальных изменений при исследовании тех функций, которые обнаруживают очевидное ухудшение с возрас­том. Американскими психологами было убедительно показано, что скорость переработки информации, скорость извлечения информации из долговременной памяти, скорость оперирова­ния образами, скорость всех умственных и физических операций однозначно снижаются к старости. При этом те интеллектуаль­ные функции, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, проявляют спад в старости. Компенсация снижения скорости реакции со стороны возрастающего опыта представля­ет собой тот механизм, с помощью которого пожилые люди под­держивают свои когнитивные функции в разных видах умствен­ной деятельности, включая память и принятие решения. Боль­шинство тестов памяти и способности к принятию решений измеряют абстрактную и тривиальную деятельность, которая на­поминает испытание на школьных экзаменах. В ней пожилые люди чувствуют себя непривычно. При тестировании пожилые люди стараются правильно ответить на каждый вопрос и реже пытаются угадать нужный ответ. Пожилые люди могут иногда действовать медленно потому, что в последнее время не пользо­вались конкретными проверяемыми навыками.

011. КАКОВЫ МЕХАНИЗМЫ КОМПЕНСАЦИИ ВОЗМОЖНОГО СНИЖЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРОСТИ?

ОТВЕТ. В исследовании П. Балтеса особое внимание уделялось меха­низмам компенсации тех структур интеллекта, которые наибо­лее уязвимы под влиянием возрастного фактора, - скорость и точность интеллектуальных процессов, логические операции и др. Эти исследования помогли структурно описать то понятие, которое обобщенно именуется «опыт», и разработать модель адаптационного механизма, поддерживающего интеллектуаль­ную активность в старости, которую П. Балтес назвал «селектив­ной оптимизацией с компенсацией». Эта модель предполагает, что по мере того, как пожилые люди осознают потери своего интеллекта, у них происходит изменение их умственной деятельности в трех направлениях: по линии селекции (отбора) - снижение объема функциони­рования с возрастом побуждает пожилых людей отбирать только те виды активности, с которыми они справляются наилучшим образом; по линии оптимизации - она предполагает возможность под­держания уровня выполнения деятельности в некоторых областях в результате увеличения объема практики, более тщательной под­готовки к деятельности и использования новых технологий; по линии компенсации - она становится необходимой, когда задачи, которые возникают в ходе выполнения деятельности, значительно превышают тот актуальный потенциал, которым обладает старый человек, и возникает необходимость переструк­турирования ситуации в целом. П. Балтес неоднократно подчеркивал, что процесс селектив­ной оптимизации с компенсацией особенно эффективен тогда, когда человек прекращает участие в производительной жизни общества, что обусловливает потерю важного компонента чело­веческой жизни. В зарубежных исследованиях интеллектуальной деятельности пожилых людей особое внимание уделяется роли тренировки интеллектуальных функций для поддержания общего уровня когнитивной активности. Практически все исследователи схо­дятся на том, что когнитивные навыки тренируются. Проведен­ные западными психологами многочисленные исследования общей интеллектуальной функции в старости обнаружили сле­дующее. Эта функция значительно ослабевает не столько под влиянием собственно возрастного фактора, сколько ввиду нетре­нированности, незадейственности интеллектуальных способно­стей в жизни и деятельности, а также под влиянием ухудшения здоровья. Однако на любом временном отрезке старости имеют место индивидуальные различия во времени начала ухудшения интеллектуальных функций и скорости этого процесса.

Данные, полученные П. Балтесом, показали, что на обшую картину динамики познавательных функций в старости большой отпечаток откладывают образование, здоровье, работа и когни­тивная тренировка. Совместное изучение этих факторов указы­вает на необходимость принятия во внимание когортного эф­фекта при изучении когнитивной активности в старости. Опыт работы существенно влияет на когнитивную сохранность в старости, но прежде всего в том случае, если профессиональная деятельность в зрелости была когнитивно ориентирована. Здоровье непосредственно и напрямую влияет на качество и способность к интеллектуальной деятельности в старости. Некоторые медицинские препараты, необходимые для лечения соматических заболеваний, ослабляют функцию памяти и при­нятия решений.

012.КАКИМ ОБРАЗОМ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ В СТАРОСТИ?

ОТВЕТ. Восприятие. В старости острота зрительного и слухового вос­приятия связана с ослаблением интеллектуальной деятельности. Эта связь предполагает наличие общего механизма, посредством которого снижение мозговой активности влияет как на сенсор­ные способности, так и на когнитивные процессы. Существует, однако, и альтернативное объяснение, согласно которому зат­руднение восприятия влечет за собой перегрузку процессов вни­мания и, как следствие, ухудшение выполнения различных ког­нитивных заданий. Н. Ф. Шахматов отмечал, что восприятие в старости становит­ся все менее четким, и пожилой человек вынужден прибегать к во­ображению, чтобы расшифровать искаженное и неадекватное восприятие. Большое значение при расстройствах восприятия в старости имеет фактор так называемой сенсорной депривации (ограничения количества и качества информации, поступающей в организм извне). Нормальное функционирование нервной систе­мы требует постоянной подачи чувствительных раздражителей. Внимание. Согласно Э. Я. Штернбергу основное, что характе­ризует старение, - это снижение психической активности, выражающееся в сужении объема внимания, затруднении сосре­доточения и переключения внимания. По мнению Э. Д. Смит, в процессе старения поле внимания становится уже и «затуманивается», периферия практически совсем ослабевает, поэтому то, что находится в центре внима­ния, у пожилых людей все меньше связывается с другими впечат­лениями, мыслями и ощущениями, становится самодовлеющим и замкнутым. Он также указывает, что типичным изменением функции внимания в старости является ослабление контроля за привычными, механическими действиями, утрата внешних раз­дражителей, указывающих на необходимость учитывать окружаю­щую обстановку.

Возрастное изменение внимания к окружающей обстановке снижает также подсознательный контроль за последовательнос­тью раздражителей, что лишает пожилых людей былой ловкости.

013.КАКОВЫ ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПАМЯТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ?

ОТВЕТ. Память. Воспоминания занимают особое место в психиче­ском статусе пожилого человека. Положительная эмоциональная окраска воспоминаний прожитой жизни - это важнейший мо­мент аффективной жизни пожилых людей. Резкое ухудшение памяти является показателем сенильных деменций. Концепции ухудшения памяти обычно опираются на клинические данные, и специалист должен различать мягкие изменения, характерные для нормального старения, и более грубые и обширные проблемы, связанные с деменциями. В старости ухудшение может иметь место в любом виде памя­ти. Информация может быть пропущена в сенсорном регистре, может оказаться не переработанной в рабочей памяти, может не достичь хранилища, может разложиться в хранилище, или могут возникнуть проблемы с извлечением следов информации. Возрастные изменения кратковременной памяти и ее объема не были выявлены. Однако в случаях нормального старения была обнаружена дефицитарность в области оперативной (рабочей) памяти. Эта дефицитарность коснулась проблемы переработки информации. Исследования оперативной памяти рядом авторов позволили сделать вывод о том, что серьезные возрастные изме­нения проявляют себя тогда, когда требуется значительная пере­работка информации на входе, когда пожилому человеку одно­моментно предъявляется большой объем информации, когда материал сложен и им необходимо манипулировать. Авторы предположили, что старые люди имеют ухудшение не в утилизации новой информации, а в извлечении следов из долго­временной памяти. По-видимому, пожилые люди способны принимать и удер­живать все же чуть меньше информации, чем молодые. В сред­нем их объем восприятия несколько меньше, особенно когда два события происходят одновременно. Большинство исследований все же не обнаружили существен­ных различий между первичной (кратковременной) памятью мо­лодых и пожилых людей. По сравнению с сенсорной и первич­ной памятью во вторичной (долговременной) памяти, как пока­зывают исследования, наблюдаются очевидные возрастные различия. Третичная память, или память на отдельные события, по всей видимости, сохраняется у пожилых людей практически полностью. Согласно некоторым исследованиям, пожилые люди лучше припоминают подробности исторических событий, чем люди более молодые. Исследования изменений в поздней старости (70-90 лет) по типам памяти обнаружили следующие закономерности: особен­но страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняет­ся логическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом запоминание сохраняется лучше, чем при механическом запечатлении. Основой прочности памяти в старческом возрасте являются внутренние смысловые связи. Ведущим видом памяти становится логическая память.