Плюсы и минусы вакцинации детей. Страшно делать прививки ребенку? Плюсы и минусы прививок для детей. Описание препаратов для прививки




Появилась еще два с половиной века тому назад. С тех пор прошло немало времени, новые вакцины выпускаются постоянно, однако до сих пор непонятна одна единственная вещь – нужно ли вообще ставить прививки?
На самом деле споры относительно вакцинации ведутся во всех странах мира. Одни врачи утверждают, что прививки нужно ставить, другие же категорически отрицают данный факт, утверждая, что без вакцин можно и обойтись. Вакцинация имеет как свои плюсы, так и свои минусы..сайт) расскажет Вам прямо сейчас.

Плюсы и минусы прививок

Если Вы хотите знать чего больше в прививках плюсов или минусов, мы скажем Вам, что минусов в данном случае намного больше. Начнем с самого простого. Вы поставили ребенку прививку. Плюсом данной прививки является то, что Вы оградили его от воздействия того или иного вируса . Может быть и не полностью, однако серьезных осложнений при данном заболевании у него точно не будет. Однако поставленная прививка имеет и свои минусы. Самым главным ее минусом принято считать то, что у ребенка сразу же ослабевает иммунная система. В результате, он может достаточно легко подхватить какую-нибудь другую инфекцию либо вирус. Немаловажно отметить еще и то, что многие прививки сами вызывают осложнения, то есть у ребенка возникает на них реакция. В результате, Вы можете всю ночь провести не сомкнув глаз только потому, что у ребенка очень сильно повысилась температура либо его общее состояние далеко от нормального.

Против прививок выступают и те родители, чьи дети имеют какие-либо противопоказания к вакцинации. К примеру, если ребенок родился с асфиксией , то есть в состоянии удушья, тогда ему ни в коем случае нельзя ставить прививку. От вакцинации стоит отказаться и при черепно-мозговой травме , которая была получена при родах . Категорически запрещено ставить прививки и тем детям, у которых отмечаются серьезные отклонения в работе центральной нервной системы. В случае наличия у ребенка какого-либо наследственного заболевания ему также нельзя ставить прививку. Очень важно, чтобы родители запомнили все противопоказания к вакцинации. Это поможет защитить Вашего малыша от беды.

Имеются и другие ситуации, когда от прививок лучше всего отказаться. Вакцины желательно не ставить детям с аллергическими реакциями. Если малыш болеет ОРВИ , тогда дату введения прививки лучше всего перенести. Рассудите сами, иммунная система при острых респираторно-вирусных заболеваниях и так ослаблена. Если Вы введете в его организм еще и другой вирус, это может очень плохо закончиться. К другим противопоказаниям к прививкам можно причислить: повышенную потливость, увеличение аденоиды либо миндалин, низкое артериальное давление , частые простудные заболевания , большая масса тела при рождении, а также светлые волосы, белую кожу и голубые глаза.

Делать прививку или нет?

Повторяем еще раз, сколько людей, столько и мнений. Достаточно большое количество населения уверено в том, что вакцины все же нужно ставить, так как именно с их помощью смертность человечества из-за вирусных заболеваний за последние годы значительно снизилась. На самом деле споры о том, нужны ли вакцины или нет, будут существовать вечно. Хотя многие ученые уверены в том, что очень скоро вакцин вообще не будет.

Вести разговоры относительно вакцин можно долго и нудно. Мы же хотим сказать Вам только лишь одно – никто не в праве заставлять Вас делать вакцины. Вакцинация – это строго индивидуальный выбор. Если Вы выступаете за вакцины, тогда вперед. Если же Вы против вакцин, тогда пишите отказ. Вот и все. Самое главное не забывайте о здоровом образе жизни , так как именно он способен предупредить развитие огромного количества заболеваний.

Сезон гриппа-2018 приближается. О том, какие вакцины помогут уберечься от болезни, кому они противопоказаны и сколько прививок нужно делать, выяснили журналисты 24 канала.

Что такое грипп?

Это – острое респираторное заболевание, вызванное вирусом. Легко передается от человека к человеку преимущественно через кашель, чихание или же близкий контакт. Заболеть гриппом может любой и в любом возрасте.

Симптомы гриппа возникают внезапно и могут длиться от нескольких дней до нескольких недель. При первых симптомах обращайтесь к врачу.

Каковы симптомы гриппа?

Заметные:

  • высокая температура, которая держится минимум пять дней;
  • лихорадка;
  • головная боль;
  • ломота в мышцах и суставах;
  • астения;
  • потеря аппетита, возможно, тошнота;
  • кашель, который может длиться более двух недель.

Как от него уберечься?

Лучший способ – ежегодное вакцинирование от гриппа. Вакцинация снижает риск заболеть гриппом и предупреждает возникновение тяжелых осложнений болезни.

Когда нужно делать вакцинацию?

Уже можно. В Министерстве здравоохранения Украины объясняют: вакцинироваться желательно в сентябре-октябре, до того, как начнется циркуляция вирусов гриппа. Тогда у организма успеет выработаться иммунитет и достаточное количество защитных антител.

Прививки можно делать и позже, даже если в вашем регионе уже зафиксированы сезонные вспышки гриппа.

Какие существуют вакцины?

В этом году украинцам будут доступны две вакцины против гриппа: "Джиси Флю" (Южная Корея) и "Ваксигрип Тетра" (Франция). Обе качественные и безопасные.

В чем между ними разница 24 каналу объяснил доцент кафедры детских инфекционных болезней и детской иммунологии НМАПО имени П. Шупика Федор Лапий.

По его словам, обе вакцины – это так называемые сплит-вакцины, что означает расщепленный вирус. Чем они отличаются? Первая вакцина защищает от трех вирусов гриппа, так называемая трехвалентная вакцина. Она южнокорейская. Вторая – впервые появилась в этом году в Украине, но такие вакцины ранее использовались и в США, и во Франции, во многих других странах мира, это не какая-то новая вакцина. Она защищает от четырех вирусов гриппа, то есть является квадривалентной.

Первая вакцина, которая защищает от трех вирусов гриппа, в Украине зарегистрирована для детей, начиная с 6 месяцев жизни. Вторая вакцина, от четырех вирусов, – с трех лет жизни. Но. Эта вакцина в Евросоюзе Европейским агентством по лекарственным средствам зарегистрирована от 6 месяцев и, насколько я знаю, эти изменения в инструкции будут у нас в Украине в 2019 году. Это процедурные вопросы, ибо Украина автоматически не принимает инструкции утвержденные или переутвержденные Европейским агентством лекарственных средств, процедура подачи заявки о внесении изменений в инструкции, поэтому есть такая разница,
– пояснил Лапий.

Сколько прививок нужно делать?

Как отметил иммунолог, в этом вопросе врач должен руководствоваться указаниями, приведенными в инструкции. "Производитель проводит исследования своей вакцины, как отвечают на вакцинацию дети и взрослые в различные возрастные периоды, и предоставляет рекомендации относительно того, вводить одну дозу или две дозы. В данном случае, когда речь идет о вакцине против гриппа, действовать нужно согласно указаний, приведенных в инструкциях", – отметил он.

Каковы противопоказания к вакцинации?

  • Вакцинация не проводится при острой болезни, простуде, которая протекает с температурой тела выше 38-38,5 градусов. "Если мы говорим о простуде без температуры, то оценивается тяжесть течения болезни. Среднее или тяжелое течение является противопоказанием. Если мы говорим о легком течении простуды, незначительный насморк без высокой температуры – то вакцинация может быть проведена", – отметил Лапий.
  • Вакцинация не проводится, если есть основания полагать, что не будет сформирован иммунный ответ. Например, если пациент принимает иммуносупрессивную терапию, которая подавляет иммунный ответ. Или если человек имеет тяжелый иммунодефицит – вакцина безопасна, но в этом случае на нее не будет сформировано иммунного ответа.
  • Вакцинация не проводится, если у пациента есть тяжелая аллергическая реакция на вакцину. "Подчеркиваю, что именно тяжелая аллергическая реакция к вакцине, если она ранее применялась, или к компонентам вакцины является противопоказанием", – отметил Лапий.

Как сочетать вакцину от гриппа с другими вакцинами?

Вакцина против гриппа может быть введена с любой другой вакциной как в один день, так и с любым интервалом.

Как правильно делать прививку?

1. Обратиться к врачу (то ли семейному, то ли терапевту, то ли педиатру). Врач осмотрит вас, определит, нет ли противопоказаний, а также предоставит советы по транспортировке вакцины, ведь она требует сохранения холодовой цепи.

2. Купить вакцину в аптеке вашего города или непосредственно в клинике.

Вакцина, как и антибиотики, относится к рецептурным препаратам, они должны отпускаться по рецепту. Провожу параллель с антибиотиками, потому что они (вакцины – "24"), увы, так же, как и антибиотики, продаются без рецептов. Кроме того что нужно иметь рецепт, нужно еще иметь договоренность с врачом, относительно осмотра, консультирования и проведения вакцинации,
– отметил Лапий.

С того момента, как вы купили вакцину, до момента ее введения должно пройти не более двух часов. Иначе вакцина может потерять свои защитные свойства. Поэтому в Минздраве например, настоятельно советуют сохранить чек для определения точной даты и времени приобретения вакцины.

Важно также соблюдать условия хранения и транспортировки вакцины. Важно не нарушить холодовой цепи. Иначе вакцина может потерять свои качества. С этим поможет справиться специальная сумка с холодовым элементом, которую можно приобрести или же получить под залог в аптеке. Также некоторые аптеки предоставляют услугу бесплатной доставки вакцины.

3. Получите прививки. Вакцинацию осуществляют в кабинетах прививок или кабинете семейного врача, если он оборудован для этого. Также можно обратиться в частные медицинские учреждения.

По словам Лапия, в процессе прививки возможны "подводные камни". "Если вы приобрели вакцину в аптеке, не посоветовавшись с врачом, то врач может сказать, что он вам ее не назначал, и отказаться вводить. Бывает, что медицинские работники отказываются, чтобы пациент приходил со своей вакциной, даже если она приобретена по рецепту, даже если были соблюдены условия хранения и транспортировки вакцин и вакцина имеет все необходимые документы, предусмотренные в Украине. Тогда стоит сменить медицинское учреждение. В частных медицинских центрах из "подводных камней" может вылезти такое: за ваши деньги вас попросят сделать большое количество дополнительных анализов. Это не нужно делать, но предложить могут", – объяснил иммунолог.

Долго ли действует вакцина?

Одна прививка защищает на протяжении всего сезона гриппа от наиболее распространенных и опасных штаммов.

Мы живем во время парадоксов. Несмотря на то, что современная наука и медицина сделали большой рывок вперед, все чаще стали появляться движения, отрицающие достижения человечества и пропагандирующие возвращение к средневековью. Например, большое распространение получает явление так называемого , при котором группа людей отрицает существование ВИЧ и призывает к этому остальных. Отрицание очевидного приводит к тому, что слабохарактерные люди оказываются втянуты в западню, из которой без последствий для себя и близких выбраться удается весьма редко.

Еще один бич современности – так называемое движение антивакцинаторства, или просто противников против прививок для детей, а также взрослых. Как и в случае со СПИДом, большинство аргументов сторонников антивакцинаторства не имеют под собой научных оснований, и пропаганда подобного движения становится в ряд с гомеопатией и зарядкой воды через экраны телевизоров.

Ежегодно от инфекционных заболеваний в мире умирают сотни тысяч детей. Столбняк, коклюш и корь не щадят жизни новорожденных, и ограничить количество погибших удается только с помощью вакцинации. Несмотря на то, что многие видят в прививках исключительное зло, они помогли победить оспу, тиф, некоторые виды гепатита и другие болезни, которые до изобретения вакцины уносили бесчисленное множество жизней на протяжении столетий.

Сможем ли мы когда-нибудь получить идеальную вакцину от всех болезней? История убеждает нас, что вакцинации бояться не стоит.

Невидимые убийцы

Самая большая угроза для человека всегда таилась в микроорганизмах, вызывающих инфекционные заболевания. Опасность эпидемии сопоставима с падением метеорита на Землю. Тема распространения вирусов невероятно популярна у голливудских режиссеров, ведь она вызывает страх и благоговение перед неотвратимостью конца. Сценаристы изящно спекулируют на страхах людей, и у этого есть исторические основания.

История знает много случаев , которые уносили тысячи и миллионы человеческих жизней. Упоминание самых опасных из них вызывает неприятный холодок на спине даже сейчас.

В повседневной жизни человек окружен невидимыми для невооруженного глаза микроорганизмами. Мы постоянно с ними контактируем, не всегда без последствий, но активное сопротивление развитию микробов в организме оказывает уникальный механизм защиты, которым нас наделила природа – иммунитет. И врожденный, и адаптивный иммунитет ежедневно отсекают тысячи контактов с микроорганизмами, которые, в случае его отсутствия, могли бы привести к печальным последствиям.

Иммунитет – это способность организма противостоять воздействию различных веществ и микроорганизмов, которые каким-либо образом влияют на его ткани и клетки. Это настоящий интеллектуальный механизм, который способен вычислять чужеродные организмы в теле человека и вырабатывать к ним антитела, уничтожающие их.
Иммунитет бывает врожденным, который человек получает от матери, и приобретенным (адаптивным), когда защита от инфекций вырабатывается в ходе заболевания или вакцинации .

Первые пробы вакцинации и первые победы

Первые случаи попыток «игр» с иммунитетом упоминаются еще в древних летописях из Индии и Китая. Аптекари и лекари тех времен активно практиковали процедуру инокуляции – прививали своим пациентам легкую форму оспы с помощью особой жидкости, которую собирали с больных. Впрочем, такой способ мог привести и к смертельному исходу, ведь процесс не контролировался и прививка шла «на глаз».

Чуть позже в Англии заметили интересный факт: доярки, которые переболели коровьей оспой, не являющейся смертельной для человека, после этого никогда не заболевали натуральной оспой. Этим наблюдением решил воспользоваться английский аптекарь и врач Эдвард Энтони Дженнер в 1796 году. Он собрал жидкость из гнойных пузырьков с руки доярки, которая болела коровьей оспой, и ввел ее 8-летнему мальчику по имени Джеймс Фипс. Звучит жутко, но когда Дженнер, спустя полтора месяца, ввел мальчику вирус натуральной человеческой оспы, его догадки полностью подтвердились – мальчик не заболел.

Новости о новом способе избавления от смертельного на тот момент заболевания быстро разлетелись по Европе. В 1801 году в России прогрессивная императрица Екатерина II ввела указ, согласно которому все жители страны обязаны привиться от оспы по эффективному методу доктора Дженнера. Такое решение вызвало массу недовольства у населения, которое не блистало образованностью в те времена, поэтому люди просто не понимали, как фактически смертельная болезнь может защитить здорового человека от заражения в будущем. Люди «косили» от прививок активнее, чем сейчас это делает молодежь от армии. Глядя на творящийся в стране хаос, Екатерина пошла на беспрецедентный шаг: она сама публично привилась от оспы на глазах у своих подданных, однако и это не помогло. Согласно указу, стражам правопорядка приходилось насильно тащить в пункты прививания толпы людей, которые считали, что их просто хотят убить.

Несмотря на трудности, прививание оспы на территории России шло относительно успешно, и в ближайшие несколько лет эта процедура распространилась в ближайших странах, однако смертность от оспы была по-прежнему высока. Это было обусловлено невозможностью привить всех по физическим и территориальным причинам, а также недостаточной эффективностью и опасностью самой вакцины. К началу двадцатого века оспа продолжала уничтожать людей. Некоторые источники утверждают, что за первые несколько десятилетий в 20 веке от оспы умерло более трехсот миллионов человек.

После открытия метода ослабления прививаемой болезни, оспопрививание возобновилось с новыми силами. В СССР всеобщая вакцинация возобновилась в 1919 году, и всего через 17 лет оспу признали побежденной на территории Советской России. Несмотря на это, прививки от оспы продолжали делать на протяжении нескольких десятков лет.

Решение о всеобщей вакцинации мирового населения ВОЗ приняла в 1967 году. Столь глобальный шаг привел к тому, что к 1980 году натуральная оспа была признана полностью уничтоженной. Об этом заявили медики на докладе в Женеве на Всемирной Ассамблее Здравоохранения. Несмотря на это, в холодильниках биологических лабораторий до сих пор хранятся опасные штаммы оспы и других заболеваний, которые могут когда-нибудь попасть не в те руки. Оспа стала первым полностью побежденным заболеванием с помощью метода вакцинации.

К сожалению, такими громкими успехами относительно других болезней похвастаться медикам не удалось. Еще одно заболевание, которое удалось уничтожить с помощью прививок – чума крупного рогатого скота. После этого потенциал медиков иссяк, и в наших реалиях с помощью прививок мы можем лишь уберечь человека от заболевания, но не стереть саму болезнь с лица земли.

Идея искусственных прививок пришла в голову химику из Франции Луи Пастеру в 1872 году. Согласно истории, Пастер торопился уехать в отпуск и второпях забыл на столе колбу с куриной холерой. По возвращению, химик с удивлением обнаружил, что бактерии в колбе совсем ослабли, но при этом сохранили свою способность прививать иммунитет. Метод Пастера стал революционным в борьбе с заболеваниями, а также позволил значительно снизить риски серьезных осложнений при введении вакцины пациенту. Спустя несколько лет, Луи Пастер смог синтезировать еще две вакцины на основе ослабленных бактерий – против бешенства и сибирской язвы. К слову, процесс пастеризации был создан именно этим ученым, за что и получил название в честь своего первооткрывателя.

Развитие вакцинации и борьба с бешенством

Убедившись в эффективности прививания оспы, врачи 19 века продолжили исследования ослабленных бактерий основываясь на методе Пастера. Следующей болезнью, которую медики решили массово прививать, стало бешенство. В 1886 году в Одессе была открыта лаборатория, в которой начали делать вакцинацию от этого недуга. Желающих было не много, однако страх у укушенных дикими животными превозмогал опаску перед прививкой.

Метод Пастера использовался на протяжении достаточно длительного времени и лишь к восьмидесятым годам 20 века биологи разделили способы вакцинации на три вида: живыми вакцинами, «мертвыми» и химически активными.

Живая вакцина основана на методе Пастера, когда микроорганизмы искусственно ослабляют, чтобы они не несли значимой опасности для организма пациента.

«Мертвые» вакцины изготавливают из «деактивированных» микроорганизмов, которые убивают с помощью температурной обработки, радиоактивным или ультрафиолетовым излучением и т.д. При этом вакцина сохраняет свои свойства и может быть использована в качестве полноценной прививки против болезни.

Сложнее всего дела обстоят с химически активными вакцинами. Их получают искусственным путем на клеточном уровне с помощью сложных манипуляций. Фактически они создаются не из микробов, а из отдельных элементов, называемых антигенами.

Наибольшее внимание в современной медицине уделяется вакцинации новорожденных детей. Организм младенца при рождении подвергается резкой атаке различных инфекций и вирусов, многие из которых смертельны. Укреплению иммунитета новорожденного способствует много факторов, среди которых и кормление грудью, ведь с молоком матери ребенок получает необходимые антигены, помогающие бороться с болезнями. Но иногда случается так, что кормление невозможно, или мать не совсем здорова. В таких случаях очень важно довериться лечащему врачу и рассмотреть необходимость вакцинации.

Решение о массовой вакцинации новорожденных в СССР было принято лишь в 1962 году, но, к счастью, стало распространенной практикой и, на данный момент, принято на законодательном уровне.

Лечение туберкулеза

С древних времени туберкулез уносил миллионы человеческих жизней. Чахотки боялись не меньше, чем тифа и чумы. Больные туберкулезом считались обреченными и такой диагноз был равносилен смертному приговору. Глядя на успех в борьбе с другими болезнями с помощью вакцинации, врачи решили попробовать выделить вакцину из крови больного туберкулезом человека.

Живой и ослабленный штамм туберкулезной палочки был получен в 1921 году учеными из института Пастера биологами Альбером Шарлем Кальметтом и Камилем Герреном. Новый штамм получил название в честь своих первооткрывателей – BCG (Bacillus Calmette–Guérin). Первые испытания прошли в этом же году. Пациенткой стала новорожденная девочка, чья мать скончалась при родах от осложнений, вызванных туберкулезом. У ребенка были все шансы умереть, однако прививка спасла ему жизнь.

Спустя несколько лет, Альбер Кальметт отправил образец своей ослабленной бактерии в Россию, в институт народного здравоохранения имени Пастера. Наши врачи не торопились распространять вакцину среди новорожденных, решив заняться предварительными исследованиями. Лишь в 1925 году российские иммунологи разрешили использовать прививку. В первую очередь ее применение было рекомендовано в регионах, где происходили вспышки эпидемии туберкулеза.

Стоит отметить, что эта вакцина не является стопроцентной гарантией для пациента, что он не заразится при контакте с какими-либо формами туберкулеза. Чтобы такая прививка давала стопроцентный эффект и надежно укрепляла иммунитет, нужно вмешиваться в строение бактерии на таких микроуровнях, которые не доступны человеку на данном этапе развития технологий. Впрочем, на безрыбье и рак рыба. Лучше лишний раз перестраховаться и сделать прививку, чтобы оградить себя хотя бы частично.

Борьба с полиомиелитом

Немного лучше складывалась борьба врачей с полиомиелитом – чрезвычайно опасным инфекционным заболеванием, которое поражает спинной мозг, отчего ребенок становится инвалидом или погибает. Угроза полиомиелита всерьез озаботила врачей в первой половине 20 века, что спровоцировало срочную разработку вакцины против этого недуга, который поражал детей.

Учитывая заразность и опасность полиомиелита, врачи приняли решение использовать «мертвый» вид вакцины. В 1954 году американский врач Джонас Солк придумал способ, при котором бактерии полиомиелита убиваются формалином – водным раствором формальдегида, повсеместно распространенного химиката, использующегося в медицине и промышленности. Ученый испытал прививку на своем сыне, однако, когда вакцина поступила в клинические заведения, в лабораторию начали поступать сведения о тяжелых осложнениях и даже случаях смерти, поэтому «мертвая» вакцина от этой болезни была признана несостоятельной.

Вторую попытку победить опасную болезнь сделал американец Альберт Сэйбин в 1957 году. В отличие от своего коллеги Солка, Сэйбин решил использовать метод Пастера и изготовить живую вакцину. Она оказалась эффективнее, и ученый решился испытать ее на своих детях. Несмотря на положительный результат, департамент здравоохранения США отверг этот вид вакцины, помня о неудачной попытке экспериментов с «мертвым» вирусом полиомиелита. Альберт Сэйбин оказался подавлен бюрократией, и чтобы спасти результаты своих исследований, он передал их в СССР для дальнейших исследований.

Работу Сэйбина принял советский микробиолог Михаил Чумаков, который придумал совершенно новый вид вакцинации пациентов – оральный. Чумаков вместе со своим коллегой, доктором Анатолием Смородинцевым, изобрели самые настоящие конфеты с ослабленным вирусом, которые дети с удовольствием принимали как обычные леденцы. Как и их американские коллеги, Чумаков и Смородинцев испытали вакцину на своих внуках, и она позитивный результат.

Успех Чумакова был одобрен в верхушке советской власти, и профессору дали разрешение на массовое производство вакцины в драже. Эффективность такого метода была столь высока, что всего за пару лет в СССР удалось почти полностью уничтожить полиомиелит. К сожалению, успех на этом ограничился, и стереть болезнь с лица земли не удалось.

Ежегодно в малоимущих странах тысячи детей заболевают полиомиелитом. ВОЗ прилагает все усилия, чтобы остановить заражение, однако антисанитарные условия жизни и нищета стран третьего мира одерживает верх.

Профилактика гепатита

Одно из самых коварных заболеваний на сегодняшний день – гепатит. Как известно, гепатит бывает нескольких видов, и один из них – вид С – плохо поддается лечению. Однако Гепатит А и В были побеждены с помощью вакцин.

Разработка вакцины от гепатита В стала возможной благодаря развитию генной инженерии. Чтобы получить ослабленный вирус, ученым уже недостаточно просто поставить его в некомфортные условия. Лишь при определенных манипуляциях с ДНК вируса ученым удалось сформировать его молекулы, которые не оказывают патогенного влияния на организм пациента, при этом укрепляя его иммунитет. Разработка такой вакцины обходится невероятно дорого, однако ее преимущества затмевают все плюсы живых и мертвых вакцин.

В 1986 году профессор биохимии Пабло Валенсуэла из Калифорнийского университета смог создать уникальную вакцину против гепатита В в виде обычных драже, как это, в свое время, сделали Чумаков и Смородинцев для победы над полиомиелитом. Безопасность генно-модифицированной вакцины была сразу же отмечена ВОЗ. Чуть позже ученые научились культивировать подобные вакцины с высокой эффективность, что снизило их стоимость в разы.

Спустя некоторое время выяснился один из «побочных» эффектов вакцины от гепатита В – она косвенно снижала риск заболевания раком печени. Таким образом, на сегодняшний день угрозой для человека является вирус гепатита С, однако все чаще в научной литературе появляются статьи, которые позволяют поверить в то, что изобретение вакцины от этого вида гепатита произойдет в ближайшие годы.

Профилактика гриппа

Грипп – одно из самых распространенных сезонных заболеваний, которое не щадит никого. По статистике, ежегодно этот вирус переносят с разного вида последствиями около 1/7 населения земного шара. У многих пациентов грипп вызывает столь сильные осложнения, что организм человека не в состоянии справиться с болезнью, что приводит к смерти больного.

Самой страшной пандемией для человечества стала вспышка «испанки» в начале 20 века. По некоторым данным, испанский грипп убил 5% населения планеты всего за полтора года. Эпидемия унесла больше жизней, чем Первая мировая война, которая шла в эти же годы.

В наше время с экранов телевизоров также появляются сообщения о вспышках гриппа разных видов, который всегда идет на шаг впереди вирусологов. В плане изготовления вакцин, вирусы гораздо сложнее, нежели микробы. Они постоянно мутируют и только у одного гриппа насчитывается до двух тысяч разных штаммов. Поскольку для каждого из них изготовить вакцину нереально, вирусологам приходится предугадывать, какой из штаммов поразит людей в предстоящем году, после чего прививки распространяются по клиникам для всех желающих.

Каждая мама уже с первых дней рождения малыша сталкивается с такой проблемой, как детские прививки. С одной стороны, вакцинация детей необходима, ведь указанный способ профилактики позволяет защитить организм от целого ряда опасных инфекционных заболеваний. Но, с другой стороны, вещества, используемые при изготовлении вакцин, в некоторых (хотя и редких) случаях могут вызвать серьезные осложнения.

Итак, что же делать маме, которая боится делать прививки своему малышу? Разумеется, указанную манипуляцию выполняет медицинский работник, но ведь маме приходится переживать за результат. Да и современное законодательство предусматривает возможность родителям отказаться от вакцинопрофилактики, поэтому перед ними возникает вопрос: прививать или не прививать малыша?

Какие действия предпринять маме, которая боится прививок?

В первую очередь необходимо успокоиться и проанализировать все моменты, связанные с проведением вакцинации или отказом от нее. Мама, которая говорит себе и окружающим: «Боюсь делать прививки ребенку», должна ответить на следующие вопросы:

  • является ли заболевание, от которого врач рекомендуется привиться, смертельно опасным? Каким является риск заражения у ребенка, с одной стороны, и риск появления серьезных осложнений от прививки – с другой;
  • здоров ли ребенок в данный момент, готов ли его организм справиться с нагрузкой, связанной с введением вакцины;
  • качественным ли является препарат?Где он был закуплен? Эту информацию можно получить в медицинском учреждении у специалиста;
  • примут ли ребенка в дошкольное детское учреждение без документа о прививках? Не возникнет ли впоследствии необходимость купить справку (ссылка откроется в новом окне) для этой цели?

Положительные и отрицательные стороны прививок

Плюсы прививок – общеизвестны. К ним относят:

  • применение вакцин зачастую является единственной возможностью защититься от таких серьезных заболеваний, как столбняк или полиомиелит;
  • даже если привитый ребенок заболеет, к примеру, краснухой, болезнь у него будет протекать в более легкой форме;
  • современные вакцины являются менее токсичными, чем препараты предыдущих поколений. Антибиотики, которыми пришлось бы лечить, например, коклюш, имеют намного больше побочных эффектов;
  • массовый отказ от прививок может спровоцировать возникновение эпидемий тех болезней, о которых все уже давно забыли;
  • риск осложнений от прививок – в разы меньше, чем от тех заболеваний, от которых они защищают.

Минусы у прививок тоже есть. К ним можно отнести:

  • вакцинация в некоторой степени снижает естественный иммунитет малыша;
  • препарат не дает стопроцентной гарантии того, что человек никогда не заболеет в будущем. В противном случае такое заболевание, как туберкулез, было бы давно побеждено;
  • в течение всего периода грудного вскармливания ребенок защищен от подавляющего числа болезней благодаря иммунитету матери, который передается ему с молоком;
  • любая вакцина содержит консерванты, которые могут отрицательно воздействовать на организм.

Таким образом, если мама говорит: «Боюсь делать ребенку прививки», ее слова не следует воспринимать как проявление слабости или излишней боязливости. При появлении подобных сомнений следует задуматься о том, прививать ли малыша в данный момент от какого-либо заболевания и не причинит ли это вреда растущему организму.

Видеогалерея


  • 16. Морфология простейших.
  • 20. Ферменты бактерий. Использование ферментативной активности бак­терий при их идентификации
  • 27. Питательные среды и их классификация.
  • 28. Требования, предъявляемые к питательным средам.
  • 23. Рост и размножение бактерий. Фазы размножения.
  • 29. Особенности биологии вирусов.
  • 30. Типы взаимодействия вируса с клеткой. Репродукция вирусов. Вирогения.
  • 31. Бактериофаги. Типы взаимодействия фага с бактериальной клеткой. Умеренные и вирулентные бактериофага. Лизогения.
  • 36. Плазмиды бактерий и их значение.
  • 34. Изменчивость бактерий. Генотип. Фенотип.
  • 40. Нормальная микрофлора организма человека и ее значение. Дисбиозы. Дисбактериозы.
  • 41. Препараты, применяемые для восстановления нормальной микро­флоры (пробиотики, эубиотики).
  • 42. Микрофлора воды. Санитарно-бактериологическое исследование во­ды: определение микробного числа, коли-индекса. 43. Микрофлора воздуха.
  • 55-58 Антибиотики
  • 60. Понятие об инфекции. Условия возникновения инфекционного про­цесса.
  • 62. Токсины бактерий, их свойства.
  • 63. Получение эндотоксинов и экзотоксинов.
  • 102. Характеристика возбудителей дизентерии. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфического лечения и профилак­тика.
  • 103. Характеристика возбудителя холеры. Принципы лабораторной диаг­ностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 104. Характеристика возбудителей брюшного тифа и паратифов. Прин­ципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 107. Характеристика возбудителя ботулизма. Принципы микробиологи­ческой диагностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 120. Характеристика возбудителя столбняка. Принципы микробиологи­ческой диагностики столбняка. Распространение в окружающей сре­де. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 121. Характеристика возбудителей газовой гангрены. Принципы лабора­торной диагностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 111. Характеристика возбудителя дифтерии. Принципы микробиологи­ческой диагностики. Выявление антитоксического иммунитета. Спе­цифическая профилактика и лечение.
  • 112. Характеристика возбудителя коклюша. Принципы микробиологичес­кой диагностики. Препараты для специфической профилактики и ле­чения.
  • 110. Характеристика возбудителей туберкулеза. Принципы микробиологической диагностики туберкулеза. Туберкулин и его использование. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 105. Кишечная палочка и ее значение для микроорганизма. Принципы микробиологической диагностики заболеваний, вызываемых кишеч­ной палочкой.
  • 122. Характеристика возбудителя сибирской язвы. Принципы лаборатор­ной диагностики сибирской язвы. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 108. Характеристика возбудителей бруцеллеза. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилактики и лече­ния.
  • 115. Характеристика возбудителя чумы. Принципы лабораторной диаг­ностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 117. Характеристика возбудителя сифилиса. Принципы микробиологи­ческой диагностики. Препараты для лечения сифилиса.
  • 123. Возбудители хламидиоза. Принципы лабораторной диагностики. Профилактика и лечения.
  • 131. Характеристика вирусов гриппа. Принципы лабораторной диагнос­тики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 132. Характеристика возбудителя кори. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 130. Характеристика возбудителя полиомиелита. Принципы лаборатор­ной диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
  • 129. Характеристика возбудителя вирусного гепатита а, е. Механизм заражения. Принципы лабораторной диагностики.
  • 138. Характеристика возбудителей гепатитов в, с, d. Механизм заражения. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для профилактики.
  • 137. Характеристика возбудителя вич-инфекции. Принципы лаборатор­ной диагностики. Препарата для лечения.
  • 135. Характеристика возбудителя краснухи. Осложнения при краснухе. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфичес­кой профилактики и лечения.
  • 127. Характеристика грибов возбудителей микозов человека. Микотоксикозы.
  • 128. Кандидозы, условия их возникновения. Профилактика. Специфичес­кое лечение кандидозов.
  • 136. Характеристика возбудителя клещевого энцефалита. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилак­тики и лечения.
  • 139. Характеристика возбудителя бешенства. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилактики.
  • 114. Характеристика возбудителей.Эпидемического сыпного тифа. Бо­лезнь Брилля-Цинссера. Принципы микробиологической диагности­ки. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 69. Антигены. Свойства. Антигенная структура бактериальной клетки.
  • 71. Иммуноглобулины, структура, свойства.
  • 72. Классы иммуноглобулинов, их характеристика.
  • 73. Динамика антителообразования. Первичный и вторичный иммунный ответ. Иммунологическая память.
  • 75. Гиперчувствительность немедленного и замедленного типов.
  • 85. Диагностикумы (бактериальные, вирусные, эритроцитарные), полу­чение и использование.
  • 88. Вакцины. Определение. Классификация. Требования, предъявляе­мые к вакцинным препаратам.
  • 89. Живые вакцины. Получение, применение: достоинства и недостатки.
  • 90. Инактивированные, корпускулярные вакцины. Приготовление и при­менение. Достоинства и недостатки.
  • 91. Химические (субклеточные) вакцины. Получение. Преимущества. Применение. Роль адъювантов.
  • 92. Анатоксины, их получение, титрование и практическое применение.
  • 94. Антимикробные сыворотки (иммуноглобулины). Получение, приме­нение.
  • 95. Антитоксические сыворотки. Получение, очистка, титрование, при­менение.
  • 54. Понятие о химиотерапии и химиотерапевтических препаратах. Синтетические противомикробные химиопрепараты.
  • 97. Методы микробиологической диагностики инфекционных заболева­ний.
  • 78. Иммунологическая толерантность.
  • 22. Дыхание бактерий. Типы дыхания бактерий.
  • 89. Живые вакцины. Получение, применение: достоинства и недостатки.

    Живые вакцины представляют собой мутанты, то есть вакцинные штаммы микроорганизмов с остаточной вирулентностью, не способные вызывать специфические заболевания, но сохранившие способность размножаться и находиться в организме, приводя к развитию бессимптомной вакцинной инфекции. Вакцинные штаммы для приготовления живых вакцин были получены различными путями: методом отбора (селекции)мутантов с ослабленной вирулентностью, методом экспериментального направленного изменения вирулентных свойств озбудителя, длительным пассированием в организме животных, методом генетического скрещивания (получения рекомбинантов). В последние годы был применен еще один метод для получения вакцинных штаммов, основанный на использовании генетических скрещиваний, результатом которых являются рекомбинанты со сниженной вирулентностью. Так был получен акцинный штамм вируса гриппа А при взаимодействии авирулентного исходного штамма (содержащего гемагглютинин Н? и нейраминидазу N2) и вирулентного штамма Гонконг H3N2). Рекомбинант содержал гемагглютинин Н3 вирулентного вируса Гонконг и сохранил авирулентность исходного вакцинного штамма.Живые вакцины имеют целый ряд преимуществ в сравнении с другими видами вакцин, и связано это свойство с тем, что пребывание и размножение в организме человека и животных аттенуированных вакцинных штаммов приводит к развитию вакцинной инфекции (специфического инфекционного заболевания без выраженных клинических симптомов).Вакцинная инфекция, проявляясь ли в виде местного воспалительного процесса или сопровождаемая общей реакцией организма, всегда влечет за собой перестройку иммунобиологических свойств организма и выражается в выработке специфического иммунитета. Живые вакцины, как правило, вводятся однократно и более простыми способами (перорально, интраназально, накожно, реже подкожно). Способность вакцинного штамма размножаться и присутствие в организме постоянного антигенного раздражителя обеспечивает напряженный, прочный и довольно длительный иммунитет.К вакцинным штаммам предъявляются следующие основные требования:а) наличие остаточной вирулентности;б) достаточная иммуногенность;в) отсутствие возможности реверсии к исходным свойствам.Таким образом, вакцинные штаммы должны обладать стойкими, наследственно закрепленными аттенуированными свойствами. Для сохранения жизнеспособности и стабильности свойств

    большинство живых вакцин выпускают в сухом виде, что достигается методом лиофилизации - высушивание из-за мороженного состояния под глубоким вакуумом. Сухие вакцины могут сохраняться в течение года и более при температуре холодильника (не выше 4°-8°С).

    90. Инактивированные, корпускулярные вакцины. Приготовление и при­менение. Достоинства и недостатки.

    Убитые - корпускулярные вакцины содержат взвеси бактерий, вирусов или риккетсий, инактивированных повышенной температурой или различными химическими веществами. Убитые вакцины применяются для профилактики инфекционных заболеваний, а также с лечебной целью (для стимуляции защитных свойств организма при хронических процессах). Для получения убитых вакцин используют высокопатогенные штаммы, полноценные в отношении вирулентности и антигенного строения, отобранные после тщательного изучения. Бактериальные культуры при приготовлении вакцин выращивают в специальных реакторах с жидкой питательной средой, позволяющих получать одновременно сотни литров бактериальной взвеси. Инактивация бактериальной массы проводится так, чтобы надежно убить бактерии с минимальным повреждением антигенных свойств. Так, гретые вакцины получают при прогревании бактерийной взвеси при 56°С, не более. При воздействии химических веществ соответственно готовят формалиновые, феноловые, спиртовые, ацетоновые вакцины. Преимуществом убитых вакцин является относительная простота их получения, не требующая длительного выделения и изучения штаммов, большая устойчивость при хранении и более длительный срок пригодности. К недостаткам вакцин из убитых бактерий следует отнести их меньшую иммуногенность и необходимость двух или трехкратных прививок. А такие вакцины как формалинизнрованные еще и достаточно реактогенны, вызывая местную реакцию (боль, чувство жжения на месте введения) и общие явления с повышением температуры тела. Иммунитет после введения убитых вакцин менее продолжителен в сравнении с иммунитетом, развивающимся после вакцинации живыми вакцинами. Вакцины из убитых бактерий с успехом применяются и для лечения инфекционных заболеваний, имеющих характер хронического процесса (бруцеллез, хроническая дизентерия, хроническая гонорея, стафилококковые инфекции). Вакцины из убитых бактерий вводятся при недостаточной эффективности лекарственных препаратов, часто связанной со снижением антибиотикочувствительности возбудителен. Действующим началом таких вакцин является микробная клетка с входящими в ее состав антигенами, которые стимулируют иммуногенез. При лечении убитыми вакцинами активируются фагоцитарные свойства лейкоцитов и клеток макрофагальной системы, усиливается иммуногенез. Действие вакцин строго специфично, применение индивидуально. Это связано с тем, что вакцинотерапия вызывает у больных,

    как правило, обострение инфекционного процесса.