Стала рассеянной и забывчивой причины. Ухудшение памяти: причины и лечение. Сосредоточьтесь на запоминании




Для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. Ее можно изготовить и самому. Лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). В каждое отделение записывают двухзначное число.
Человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. Недостаточный объем – менее 5ти.

Методика «Изучение непроизвольной и произвольной памяти»

Для исследования необходимы 2 набора картинок по 10 штук в каждом.

Исследование непроизвольной памят и. Человека просят посмотреть на картинки. каждую демонстрируют на протяжение 2-х секунд. после просмотра просят припомнить те картинки, которые он видел.

Исследование произвольной памяти . Перед тестом человека просят запомнить изображения. Метод запоминания не указывают. Демонстрируют второй набор картинок по 3 секунды каждую, затем просят вспомнить их в любой последовательности.

После исследования сравнивают эффективность двух видов памяти.

Память – свойство нервной системы запоминать, сохранять и в нужный момент воспроизводить информацию, умения и навыки. Суть памяти – способность получать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Таким образом, память – основа обучения, поэтому ее относят к познавательным процессам.

Когда говорят о плохой памяти, имеют в виду, что на одном или нескольких этапах возникают трудности: человеку сложно запомнить данные, В памяти информация не хранится достаточно долго или вытесняется новыми фактами.
Чаще всего ухудшение памяти связано со снижением внимания, переутомлением и спешкой. Это легко можно исправить с помощью тренировок. Более серьезную проблему составляет резкое ухудшение памяти, связанное с болезнью или травмой. В этом случае требуется помощь невролога.

Виды памяти по органам чувств

  1. словесно-логическая – запоминание смысла речи;
  2. эмоциональная – память на пережитые эмоции и связанные с ними события;
  3. двигательная – запоминание и воспроизведение сложных;
  4. образная – память на образы, которые сформировались на основе данных полученных от различных органов чувств;
  • зрительная – сохранение зрительных образов, иллюстраций, схем таблиц;
  • слуховая – помогает сохранять и точно воспроизводить звуки, речь;
  • обонятельная – запоминание запахов;
  • тактильная – память на информацию, полученную путем осязания.

По времени хранения

мгновенная (иконическая) – до 0,5 секунд. хранит в памяти только что воспринятое органами чувств;
кратковременная – до 20 секунд. объем очень ограничен (7 предметов), информация быстро замещается новыми данными. На этом этапе отсеивается бесполезная информация, что позволяет не перегружать долговременную память. Кратковременную память считают фильтром и перевалочным пунктом для долговременной памяти, следовательно, чем больше объем кратковременной памяти, тем лучше долговременная память.
оперативная – хранение на определенный срок до нескольких дней (удержать в памяти, пока не запишу, пока не сдам экзамен)
долговременная – хранит информацию на неограниченный срок. Считается что объем этой памяти неограничен, трудности возникают не с хранением, а с припоминанием нужной информации.
генетическая – сохраняется на генном уровне и передается по наследству.
по участию воли в процессе запоминания:
непроизвольная – информация запоминается автоматически, без усилий человека. часто это интересный материал, имеющий большое значение для человека, вызывающий положительные эмоции или необходимый в работе. Очень Часто бывает, что непроизвольная память работает лучше произвольной – запоминание проходит быстрее и информация сохраняется дольше.
произвольная – запоминание обязательно требует волевых усилий. Для того, чтобы Выучить стихотворение, новый материал или иностранные слова необходимо заставить себя, что вызывает дополнительные сложности.

От чего зависит память? (анатомия и физиология ЦНС)

За память отвечают различные структуры мозга:
  • за оперативную и кратковременную память - медиобазальная система (гиппокамп и прилежащая кора височной доли);
  • за процедурную память миндалевидное тело, мозжечок и кора;
  • за долговременную память – кора головного мозга.
кроме того в функционировании памяти важную роль играют холинэргические, норадренэргические, серотонинэргические, дофаминэргические системы мозга. Они представляют собой совокупность связанных между собой нервных клеток, секретирующих один из нейромедиаторов (гормонов) – ацетилхолин, норадреналин, серотонин или дофамин.

Разделяют множество видов памяти, которые работают слаженно, составляя единую систему.

Образно объясним, как работает память. Представьте машину, посыпающую улицу песком – это информация, которую предстоит запомнить. Она едет, оставляя след, от объекта к объекту (это нейроны – клетки головного мозга). Некоторое время этот след сохраняется – информация хранится в памяти. Но если машина не пройдет повторно по этому же маршруту, то скоро на дороге не останется следа. Так же и с памятью, если информацию не повторять, не пользоватья ею, то постепенно она вытесняется другими раздражителями.

Информация (впечатления, навыки) проходят от ожной нервной клетке к жругой, образуя допожку. Новая информация проходит другим путем, оставляя новый след.

Память включает в себя 4 процесса:

  • запечатление;
  • сохранение;
  • воспроизведение;
  • забывание.
они обеспечиваются 4-мя механизмами памяти:
  • образование нервных связей;
  • закрепление нервных связей;
  • возбуждение нервных связей;
  • торможение нервных связей.
каждому процессу памяти соответствует свой механизм. Например: запечатление информации происходит через образование нервных связей между группой нейронов. процесс запечатления проходит две стадии. Первая – нервные клетки удерживают возбуждение, что обеспечивает кратковременную память.

Вторая фаза запоминания – закрепление возбуждения за счет биохимических изменений в клетках головного мозга и синапсах (межклеточных образованиях, обеспечивающих передачу нервного импульса между нейронами). Биохимические изменения формируются не мгновенно, поэтому на запоминание информации необходимо некоторое время. оптимально запоминание происходит, если информация повторяется несколько раз. Тогда нервное возбуждение повторно проходит один и тот же путь. Это обеспечивает значительные биохимические изменения, в результате такая информация хорошо запоминается, длительно хранится в памяти и легче воспроизводится. Еще один важный фактор насколько новый материал взаимосвязан с имеющимися знаниями. Проще говоря, легче запоминается то с чем мозгу уже приходилось иметь дело.

сохранение информации в памяти возможно благодаря закреплению нервных связей. согласно последним исследованиям, информация, относящаяся к оперативной памяти кодируется в виде изменений в молекулах РНК (рибонуклеиновой кислоты). Каждая нервная клетка более 1000 измененных рнк. Долговременная память обеспечивается изменениями в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), находящихся в соответствующих нервных клетках, которые принимали участие в запоминании.

воспроизведение информации , когда необходимо припомнить нужное, осуществляется путем возбуждения тех нейронов, которые запоминали информацию. При этом в мозге устанавливаются связи с другими смысловыми компонентами. Другими словами, чем больше в мозге взаимосвязанного материала, касающегося данной информации, тем легче будет его припомнить.

Забыванию информации соответствует торможение нервных связей. это происходит в том случае, когда следы вытесняются новыми впечатлениями. Происходит замещение старых данных более актуальной информацией. забывание считается защитным механизмом, предохраняющим мозг от перегрузок.

Вся информация, содержащаяся в памяти, хранится в различных зонах коры головного мозга. Например, словесно-логическая информация преимущественно локализуется в лобных долях. В запоминании одного события может принимать участие один нейрон или целая сеть нервных клеток. Хорошая память возможна при слаженной работе коры обоих полушарий.

Действия, доведенные до автоматизма (умывание, чистка зубов, закрывание двери) откладываются не в коре полушарий.

Хорошая память возможна при высоком тонусе коры головного мозга. Он в свою очередь зависит от работы подкорковых структур и общего состояния организма. а ретикулярная формация и лимбический отдел мозга повышают тонус коры и ориентируют внимание человека, создавая предпосылку для запоминания.

Как определить, что память плохая?

для определения объема памяти используют тесты

кратковременная память

для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. ее можно изготовить и самому. лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). в каждое отделение записывают двухзначное число.
человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. недостаточный объем – менее 5ти.

1. проблемы с запоминанием
сложности с заучиванием на память;
сложности с освоением новой информации;
2. проблемы с сохранением информации

3. проблемы с воспроизведением (припоминанием) информации

Слово «крутится на языке»
провалы в памяти

Основные причины ухудшения памяти (причина – механизм развития патологии)

Хроническая усталость . Длительные изнуряющие умственные нагрузки приводят к нарушению работы высшей нервной системы, в том числе и ухудшению памяти. Особенно ухудшают память обилие информации, необходимость быстро принимать решения, высокая степень ответственности за них, многозадачность.

Стрессы . часто повторяющиеся и длительные стрессовые ситуации крайне негативно сказываются на состоянии памяти и высшей нервной деятельности в целом. Особенно страдает сохранение информации

Недосыпание . учеными доказано, что постоянное недосыпание на 30% снижает эффективность мыслительных процессов и памяти. Больше всего страдает запоминание и воспроизведение информации.

Злоупотребление энергетическими и стимулирующими напитками- постоянная стимуляция приводит к тому, что мозг в конечном итоге истощается.

Курение и злоупотребление алкоголем . никотин вызывает резкое сужение сосудов головного мозга и этот эффект может сохраняться на протяжении нескольких часов. потребление алкоголя (более 40 г в день) вызывает интоксикацию нервной системы. любопытно, что полный отказ от алкоголя (менее 20г в день) также негативно сказывается на состоянии памяти.

Интоксикация организма вредными веществами . наиболее негативное воздействие на память оказывают алюминий, свинец, медь, марганец, ртуть. эти вещества способны накапливаться в организме. это часто случается у людей, работающих на вредных производствах.

Недостаточное питание . дефицит белка, незаменимых жирных кислот и химических элементов ухудшает протекание процессов в мозге и ухудшает его работу.

Дефицит витаминов Е и группы В . Эти вещества участвуют в кислородном обмене и синтезе нейромедиаторов, обеспечивающих прохождение импульсов между нервными клетками.

Возрастные изменения связанны со снижением мозговой активности, ухудшением кровообращения головного мозга. Если не принимать профилактических мер, то даже У здоровых людей возрастное ухудшение памяти происходит после 55 лет.

Беременность и кормление грудью . установлено, что гормон окситоцин негативно влияет на память. Тестостерон и эстроген способствуют запоминанию новой информации.

Прием некоторых медикаментов – антидепрессантов, нейролептиков, обезболивающих, холинолитиков, барбитуратов, антигистаминных препаратов. Кроме того при приеме различных групп медикаментов их действие способно кумулироваться.

Гипоксия мозга . кислородное голодание нервных клеток связано с отравлением угарным газом, нарушении кровообращения, удушении,

Заболевания внутренних органов:

Как улучшить память?

В последние годы набирает популярность теория, что мозг, как и мышца, поддается тренировке. чем чаще вы будете тренировать память, тем лучше она будет. Причем это правило работает в любом возрасте. Этот способ улучшения памяти работает, будь то Плохая память у ребенка или возрастные изменения.

Повторение . повторение на протяжении 20 секунд после поступления информации позволяет дольше сохранить ее в кратковременной памяти и
тренировка памяти

1. в столбик запишите цифры от 1-го до 20-ти. свяжите каждое число с предметом, человеком или явлением. Например: 1-яблоко, 5-магазин. На следующий день попытайтесь вспомнить какой предмет какому номеру соответствовал. Повторяйте ежедневно, меняя предметы. Записывайте количество правильных ответов.
2. запишите 20 двузначных чисел, присвойте им порядковые номера. Лучше, если это сделает кто-то другой. Например: 1. 89; 2. 66… посмотрите на таблицу 40 секунд. воспроизведите все, что запомнили.
3. прочитайте отрывок текста, состоящий из 10-ти предложений. текст должен быть не художественный, а научно публицистический. через 1 минуту необходимо воспроизвести все, что удалось запомнить.
4. запоминание лиц и фамилий. для упражнения необходимо 10 фотографий незнакомых людей. требуется запомнить 10 лиц, а также имена, отчества и фамилии. На запоминание выделяется 30 секунд. Затем фотографии подаются в другом порядке, требуется вспомнить ФИО людей.
5.

  • Медикаменты для улучшения памяти
Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта
Группа препаратов представители Действие Способ применения
Препараты гинкго билоба Билобил, мемоплант, гингогинк, билобил форте, гинкго билоба Улучшают текучесть крови, воздействуют на сосудистую систему мозга. препараты улучшают питание нервных клеток и их кислородом. Взрослым – по 1 капсуле 3 раза в день. курс лечения 3 месяца.
Детям до 18 лет препараты противопоказаны.
Аминокислоты Глицин, глицисед, глицирам Улучшает обменные процессы в нейронах. Улучшает запоминание в периоды интеллектуального напряжения (Экзаменационная сессия). Таблетки для рассасывания под языком. взрослым по 2 таблетки 3 раза в день. детям по 1-й таблетке 3 раза в день. длительность приема от 2-х недель до 2-х месяцев.
Ноотропные лекарственные средства. препараты гамма-аминомасляной кислоты Аминалон, ноофен Препараты улучшают мозговое кровообращение, метаболизм нервных клеток, повышают усвоение глюкозы. Улучшается память, слабое антидепрессивное и психостимулирующее действие.

Лекарственные средства, применяемые по назначению врача
Группа препаратов представители Действие Способ применения
Ноотропные средства Пирацетам, луцетам, мемотропил, ноотропил, церебрил Усиливает синтез дофамина. улучшает передачу нервных импульсов между нервными клетками. Улучшают кровообращение и обменные процессы в мозге. Повышают усвоение глюкозы нейронами. Внутрь по 150-250 мг 3 раза в день. В стационарах препараты вводят внутривенно. длительность лечения от 2-х недель до 3-х месяцев.
Ноотропные и гамкергические лекарственные средства Энцефабол, пиритинол Улучшает захват и усвоение глюкозы нервными клетками. Повышает обмен нуклеиновых кислот и высвобождение нейромедиаторов в синапсах. Таблетки или суспензию принимают 3 раза в день после еды. Средняя разовая доза для взрослых 2 таблетки или 10 мл суспензии. последний прием не позднее, чем за 3 часа до сна во избежание бессонницы.
Психостимулирующие и ноотропные средства Фенопропил, Активируют деятельность головного мозга, улучшая внимание и память. Регулируют процессы взбуждения и торможения. Улучшают обменные процессы и кровообращение. Принимают по 100-200 мг 2 раза в день после еды. Длительность приема врач устанавливает индивидуально (в среднем 30 дней).
Данные препараты назначаются только после консультации с врачом! они имеют противопоказания и побочные эффекты.

Продукты для улучшения памяти

  • Витамины группы В – мясо и суппродукты (печень, сердце)
  • Витамин Е – Семечки, орехи, авокадо, растительное масло
  • полифенолы – красные и черные ягоды (смородина, вишня, ежевика, виноград), зеленый чай
  • Холин – яичный желток
  • Йод – морская капуста, фейхоа, хурма, морская рыба
  • глюкоза – Мед, шоколад, сахар

Тренировка памяти

  • ассоциации. прочтите или попросите кого-нибудь сказать вам 10 пар слов обеденных ассоциативной связью. дом - уют; блондинка – краска для волос. через 20-30 минут прочитайте первоые слова в
  • заучивание стихов на память. учите на память стихи. при заучивании 2-х четверостиший в день память заметно улучшится уже через 1-2 месяца.
  • запоминание последовательности игральных карт. Вытяните из колоды 6 карт попытайтесь запомнить последовательность, в которой они лежат.
  • создание образов

Лечение причин плохой памяти

При появлении признаков ухудшения памяти необходимо обратиться к неврологу и терапевту, чтобы установить причины нарушений. Далее на основе результатов обследования назначается лечение. Отметим, что у людей с ослаблением памяти (кроме провалов в памяти) неврологические нарушения встречаются редко.
  • активный образ жизни. достаточная физическая активность – условие нормального кровообращения мышц и мозга. Отдых на природе, пешие прогулки, занятия спортом помогают восстановить полноценную работу мозга.
  • новые впечатления. яркие, эмоционально-окрашенные события активируют большое количество нейронов коры головного мозга. которые затем принимают участие в запоминании.
  • не допускайте автоматизма. выполняйте действия осознанно. для этого выполняйте действия (закрывание двери, выключение электроприборов) левой рукой если вы правша. Такой прием заставит напрячься дополнительные отделы мозга и действие запомнится.
  • задачи, кроссворды, головоломки, устный счет.
  • сосредоточить внимание на объекте действия. концентрация внимания позволяет задействовать для запоминания целую сеть нейронов. это облегчит процесс запоминания, улучшит сохранность информации и ее припоминание в нужный момент.
  • задействовать ассоциации. Мозг лучше помнит информацию, которая связана с уже имеющимися данными. Поэтому легче запоминается человек, похожий на знакомого.
  • поддерживать позитивный настрой. То, что вызывает смех и радость запоминается хорошо. А когда человек испытывает депрессию, то память дает сбой. поэтому необходимо сознательно поддерживать положительный настрой – общаться с позитивными людьми, смотреть юмористические передачи.
  • изучать иностранный язык. активирует работу мозга.
  • развивать мелкую моторику. рекомендовано освоить новый вид рукоделия, различать монеты разного достоинства, лепить из каолиновой глины и пластилина.
  • спички бросить 7-10 спичек. посмотреть 1-5 секунд, затем зарисовать как упали спички.
  • освойте метод печатанья на клавиатуре 10-ю пальцами. это помогает задействовать новые ассоциативные связи и дополнительные отделы коры.

Почему плохая память у ребенка? (основные причины)

  • Асфиксия плода во время беременности, сязанная с токсикозом, ранним старением плаценты.
  • невроз. может развиться на фоне переутомления в школе, частых ссор в семье.
  • несобранность
  • выборочная память. только то, что интересно
  • регулярные упражнения
  • игровые тренировки в интернете викиум
  • ейдетика

Как улучшить память ребенка?

Лучше запоминается
  • значимый материал – ребенок понимает, что это важно и почему;
  • материал вызывающий эмоции;
  • регулярно используемый, включенный в постоянную деятельность;
  • материал, связанный с тем, что ребенок хорошо знает;
  • образное мышление – представь себе.
  • факты, на которые обращалось пристальное внимание
  • материал, который удалось воспроизвести, повторить в уме
  • осмысленный, структурированный материал
  • группированный материал
  • запоминание картинок дошкольникам до 10. каждый образ последовательно связывают в.
  • стих. пиктограммы. пересказал. повтор через 2 часа. повтор 3 раза перед сном повтор с утра.
  • слуховая память. произнести 15 словосочетаний – история. специфичная и абсурдная.
  • цифры – образы. 3-х значные диктовать числа – короткие истории.
  • даты рождения, даты событий пушкин
что делать
  • определить какой вид памяти является ведущим (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная). необходимо использовать данный вид памяти при запоминании нового материала. Дети со звуковой памятью лучше запомнят прочитанное вслух. ребенок с двигательной памятью – запомнит то, что он записал. те у кого зрительная память, легче запоминают то, то они увидят. при этом желательно пользоваться текстовыделителем, схемами, таблицами. дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо запоминают иллюстрированный материал. определить к какому типу относится.
  • для определения ведущего типа памяти предложите ребенку несколько отрывков текста одного размера. Первый необходимо прочитать «про себя», второй вслух, третий переписать, четвертый прочтите ребенку вы. затем ребенок должен пересказать отрывки. тот, который запомнился лучше, тот вид восприятия у ребенка более развит.
  • тренировать память. учить наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к более длинным стихам. результатом тренировок становится задействование для запоминания большого количества нейронов.
  • расширять кругозор. с раннего детства читать ребенку. также помогают развивающие мультфильмы, игры, телевизионные передачи. Чем больше информации отложится у ребенка за первые годы жизни, тем легче будет запоминаться в школьные годы.
  • отдых от умственных нагрузок. хотя дети намного легче взрослых воспринимают информацию, но они также страдают от переутомления. Особенно, если оно сопровождается стрессами. Это состояние значительно снижает память и сказывается на других познавательных процессов. Необходимо учитывать, что память ухудшается на 4-6 уроке, в четверг и пятницу. Это особенно заметно в последние недели четверти. в такие периоды важно обеспедить ребенку полноценный отдых. наилучшим вариантом будут активные игры на свежем воздухе.
  • улучшать слаженность работы полущарий мозга. пальчиковая гимнастика. Упражнение «палец – кулачок»
  • больше материала по данной теме. чем больше ребенок будет знать о животных, тем легче ему будет запомнить новые факты о них.
  • игра «кулачек - пальчик»
  • тактильная память. прощупывание игрушек с закрытыми глазами.
  • расставить игрушки на столе, посмотреть 10 секунд, затем забрать один предмет. дошколники 5-7.
  • устный счет
  • развивать двигательную память.
  • метод ассоциаций
  • подключение эмоций –
  • создание образов. помогает запомнить фразы, цифры.

Приемы легкого запоминания

  1. запоминание иностранных слов в виде нелепых образов
  2. запомнить список или номер телефона – расставить предметы по порядку на хорошо известном маршруте запомнить,
  3. запомнить фамилию человека легче, если связать ее с внешними особенностями. Также запоминанию способствует повторение несколько раз про себя. Затем обратитесь к новому знакомому по имени под любым предлогом: «Иван Петрович, если я Вас правильно понял». ассоциировать со знакомым человеком с таким же именем.
  4. текст. записи, пиктограммы – основное в предложении
  5. Память подобна мышце – она нуждается в тренировке. пока вы ее тренируете – она улучшается. В том случае, если нет необходимости задействовать память, то она ослабляется.

По статистике проблемы с памятью возникают у каждого третьего жителя планеты, однако для каждого порог памяти индивидуален. Кому-то достаточно не забыть выполнить свои домашние дела, сходить в магазин, а кто-то каждый день запоминает и хранит в голове большие объемы информации. Поэтому понятие «ухудшение памяти» довольно субъективное. Считается, что предела памяти не существует, и человеческий мозг запоминает только 7-10% увиденного, а все мелкое и ненужное стирается и забывается.

Если ослабление памяти не мешает профессиональной и домашней деятельности, люди не обращают на это внимания. И действительно, в большинстве случаев легкая забывчивость, особенно в пожилом возрасте, — закономерный процесс старения головного мозга и сосудов, связанный с атеросклеротическим поражением сосудистой стенки и гибелью некоторых нейронов. Однако иногда, особенно если подобные симптомы наблюдаются в молодом возрасте либо совсем у детей, это может служить грозным признаком наличия заболеваний головного мозга или нарушения обменных процессов.

Ухудшение памяти и внимания в пожилом возрасте

Практически каждый человек старше 65 лет жалуется на ухудшение памяти той или иной степени. Обычно процесс этот происходит постепенно — таким образом, человек успевает привыкнуть и приспособиться к происходящим в его организме изменениям. Всем известно об ухудшении памяти с возрастом, поэтому симптом этот не вызывает особой настороженности у врачей и родственников больного. Основные причины снижения памяти в пожилом возрасте:

1. Нарушение кровообращения головного мозга :

  • хроническое . Происходит в результате в результате накопления холестериновых отложений, снижения эластичности сосудистой стенки с возрастом. Также имеют значение частые перепады кровяного давления, ведь большинство пожилых людей страдает артериальной гипертензией.
  • острое . Это инсульты, кровоизлияния, транзиторные ишемические атаки. При этом потеря памяти развивается быстро.

2. Последствия повреждений вещества мозга. Это могут быть травмы, менингит, сосудистые катастрофы, перенесенные пациентом в молодом возрасте. При этом сразу все восстанавливается хорошо, человек возвращается к нормальной жизни. Но для мозга ничего не проходит бесследно, и когда резервы истощаются, что закономерно происходит с возрастом, перенесенные ранее заболевания дают о себе знать обычно в виде прогрессирующего снижения памяти.

3. Нарушения обмена веществ при :

При этом токсичные продукты начинают буквально «отравлять» мозговые клетки, что непременно сказывается на их работе.

4. Болезнь Альцгеймера . Заболевание, которое возникает у людей после 70 лет, однако известны случаи и более раннего начала. При этом ухудшение памяти более серьезное и прогрессирует очень быстро, прямо на глазах. За несколько месяцев человек может потерять память не только на происходящие с ним события, но и утратить возможность к самообслуживанию. Больные просто не помнят, как ходить в туалет, принимать пищу, одеваться. Они становятся абсолютно беспомощными.

Ухудшение памяти у молодых

Ослабление памяти в молодом возрасте должно насторожить и доктора, и самого пациента, ведь причины этого могут быть довольно серьезными и опасными не только для здоровья, но и для жизни:

1. Органические заболевания головного мозга :

  • опухоль;
  • воспалительный процесс;
  • аневризма;
  • киста.

2. Соблюдение жестких диет , что особенно актуально в современном обществе. При этом в результате недостаточного поступления питательных веществ снижается работоспособность мозговых клеток.

3. Злоупотребление алкоголем, никотином .

4. Психофизиологические причины :

  • частые стрессы;
  • повышенные нагрузки (в школе, на работе);
  • перенесенное сильное переживание, которые человек старается «стереть» из памяти;
  • хроническое недосыпание, когда клетки не имеют достаточно времени для восстановления своих запасов;
  • неправильный режим труда и отдыха.

5. Черепно-мозговые травмы.

6. Повреждения головного мозга во время родов или недостаточное поступление кислорода в период внутриутробного развития.

Лечение и профилактика ухудшения памяти

1. Пересмотр режима дня , нормализация периодов труда и отдыха.

2. Полноценный 8-9-часовой ночной сон . 3. Правильный рацион питания с достаточным содержанием разнообразных веществ , витаминов и микроэлементов – он также поможет улучшить память.

4. Отказ от вредных привычек .

5. Тренировка памяти — разгадывание кроссвордов и головоломок, чтение книг, настольные игры постоянная умственная активность.

При неэффективности вышеперечисленных мер следует обратиться к врачу для исключения заболеваний головного мозга и организма в целом. Если после обследования патология не выявлена, доктор может назначить препараты, улучшающие обменные процессы в мозговых клетках:

  • пирацетам;
  • глицин;
  • билобил;
  • холин;
  • фолиевая кислота;
  • витамины группы В.

Дозировка и продолжительность приема строго по назначению врача.

Процесс старения в нашем мозге начинается сразу после двадцати лет , когда мы начинаем терять клетки головного мозга и производить меньше химических веществ, необходимых для оптимальной работы головного мозга.

В то время как процесс старения продолжается, информация может стать более трудной для запоминания, поскольку мозг изменяет сам способ, которым он обрабатывает наши запоминания (воспоминания).

Куда же девается информация из памяти и почему у пожилых она исчезает быстрее?

Немецкие психологи утверждают, что проблемы забывчивости основаны на том, что с возрастом мозг становится неспособным отделять второстепенные события от важных.

Мозг молодых людей способен управлять памятью, отбрасывать в сторону второстепенное и «записывать» главное. С возрастом же эта способность пропадает. Но почему именно она утрачивается?

Старческая потеря памяти не только возрастная проблема; это - также причина нашего беспокойного образа жизни .

В окружающем нас мире сегодня, мы окружены огромным количеством информации, и как следствие, не можем уделить в нашем мозгу внимание всему. В цифровой век с высоким информационным давлением неудивительно, что многие из ежедневных деталей проносятся относительно незамеченные: у них просто нет времени быть сохраненными безопасно в нашем мозгу для воспоминания позже.

«Любого человека, обладающего памятью 20-летнего юноши в возрасте 70 лет, можно считать не совсем нормальным»,

Еще один плюс здорового сна

Именно во время нашего сна память сортирует информацию - стирает ненужное, раскладывает по ячейкам важное. Если же человек недосыпает, память не справляется с объемом информации, в результате чего появляются сбои в нервной системе - раздражительность, рассеянность.

Для полноценного сна человеку требуется не менее 6 часов . За это время и память способна справиться со своей работой, и нервная система отдохнет от стрессов.

Память любит витамины

Витамин В12 - важнейший для нас витамин, он необходим для усвоения железа. Кишечная микрофлора человека, увы, не способна полностью обеспечить организм В12, сам по себе он в тканях не образуется. Организму требуется помощь. Если помощи нет - длительная нехватка витамина может привести к повреждению клеток головного мозга.

Помощь организму в В12 оказать очень просто. Основной источник витамина - продукты животного происхождения (печень, почки, говядина, свинина, яйца, молоко, сыр). Вегетарианцам же следует обязательно принимать В12 в виде специальных препаратов. Иначе амнезия ждать себя не заставит.

С годами накапливается усталость и все меньше людей, предметов и событий вызывают любопытство. Отсутствие интереса - верная дорога к увяданию памяти.

Признав неизбежное, вы тем самым преодолели уже половину пути. Раздражение по поводу забытого слова или имени лишь усложняет процесс вспоминания.

Кроме того, нереалистичные ожидания делают нас добычей процесса коммерциализации старения. утверждает Доуве Драйсма (Douwe Draaisma) в книге «Фабрика ностальгии», высмеивает «рынок забывчивости» и разоблачает представление о том, что память якобы похожа на мышцу, показатели которой могут быть улучшены с помощью упражнений по тренировке мозга.

Он считает, что человеку не нужны готовые к применению стимулы для того, чтобы достать немного больше из этого резервуара. «Хорошая новость состоит в том, что социальной активности достаточно. Она включает в себя все разнообразие и все вызовы, необходимые для того, чтобы поддерживать память в надлежащем виде».

Что касается остального, то некоторые простые приемы способны творить чудеса: обращайте внимание на то, что вы делаете, отведите место для предметов и держите их там, а также записывайте необходимые вещи .

Драйсма напоминает нам о приписываемом Конфуцию изречении: «Самые бледные чернила надежнее самой крепкой памяти».

Память пожилого человека обладает даже некоторыми преимуществами . Поразительная особенность памяти состоит в том, что, по мере старения наши ранние воспоминания становятся более отчетливыми. Это так называемый эффект воспоминания (reminiscence effect) был зафиксирован в ходе нескольких экспериментов, и их результаты свидетельствуют о том, что наиболее живые и ценные воспоминания пожилых людей относятся к их детству и к началу взрослой жизни, а пик этого процесса приходится на период в районе 25 лет.

Причины подобного явления предстоит еще обсудить, однако Драйсма поддерживает идею о том, что после 60 лет ранняя память начинает занимать непропорционально большое место. И она становится более интригующей. «Когда эффект воспоминаний достигает своей полной силы, память возвращает человека в те свои места, доступ к которым раньше был закрыт», — подчеркивает автор. Какие открытия приготовила нам наша память? Мне уже не терпится узнать.

Причины ухудшения памяти.
Чтобы их было проще понять, причины ухудшения памяти разделили на несколько составляющих:

Те, которые связаны с поражением головного мозга, например черепно-мозговая травма, его онкологические заболевания и инсульт;
Связанные с ухудшением работоспособности других не менее важных органов;
Другие неблагоприятные факторы, такие, как нарушение сна, постоянные стрессы, резкий переход к другому образу жизни, повышение нагрузок на работу головного мозга, особенно на память.
Хроническое злоупотребление алкоголем, табакокурением, седативными лекарственными препаратами и тяжелыми наркотиками.
Изменения, связанные с возрастом.

Видов нашей памяти очень много : есть зрительная, двигательная, слуховая и другие. Кто-то хорошо запоминает, если слышит материал, а кто-то, если видит. Кому-то проще написать и запомнить, а кому-то представить.

Одной из самых распространенных причин нарушения функциональности памяти является нарушение кровообращения головного мозга . При атеросклерозе сосудов возникает уменьшение притока крови ко всем отделам мозга, что является основным провокатором развития острого нарушения мозгового кровообращения. Любой из видов инсульта развивается в зонах головного мозга, и, поэтому к ней полностью прекращается приток крови, что очень сильно нарушает их функционирование.

Похожие симптомы ухудшения памяти, проявляются и при сахарном диабете , одним из осложнений которого является поражение сосудов, их уплотнение и закрытие. Все эти факторы в дальнейшем приводят к поражению не только головного мозга, но и остальных немаловажных органов.

Такие очень известные заболевания, как воспаление оболочек мозга - менингит и воспаление вещества мозга - энцефалит, отражаются на всей работе этого органа. А возникают они из-за поражения нервной системы различными вирусами и бактериями.

Правда, такое не скажешь о заболеваниях, передающихся по наследству , одним из которых является болезнь Альцгеймера . Чаще всего она встречается у людей пожилого возраста 70-80 лет и характеризуется снижением интеллекта и потеря памяти вплоть до потери ориентации на местности.

Начинается она незаметно, но как только вы заметите, что ухудшается память и внимание начало снижаться - обратитесь к врачу, ведь это может быть именно она. Человек не помнит последних событий, начинает грезить прошлым, становится трудным и эгоистичным человеком, над ним царит апатия.

Если ему не предоставить нужное лечение, то он полностью перестанет ориентироваться, не узнает свою семью и даже не сможет произнести какое сегодня число. По медицинским исследованиям установлено, что в основном Альцгеймер передается по наследству. Она не излечима, но если пациенту предоставить нужное лечение и уход, то её процесс будет протекать без последствий и осложнений, тихо и ровно.

Ухудшиться память может и из-за заболевания щитовидной железы , то есть из-за нехватки йода в организме. У человека появится склонность к полноте, апатии, депрессивному состоянию, раздражительности и отекам мышц. Чтобы этого избежать, нужно правильно питаться, употреблять больше йодсодержащих продуктов, морепродукты, хурму, морскую капусту, твердый сыр и, конечно, молочные продукты и орехи.

Понятия нормальной памяти не существует. Под нормой здесь может подразумеваться совокупность информации, которую в нормальных условиях конкретный человек способен держать в голове. Не существует верхних границ памяти, хотя и существуют люди с суперпамятью, которая способна фиксировать мельчайшие нюансы всех событий и вещей, однако это встречается довольно редко.

Память – это способность получения, хранения и воспроизведения информации, которую конкретный человек получает на протяжении жизни. При этом необходимо понимать, что в понятие памяти вкладывается как физиологическая, так и культурная основа.

Человеческая память может делиться на долговременную или кратковременную. Соотношение данных разновидностей памяти у всех людей индивидуально, при преимущественной долговременной памяти человеку сложно дается обучение, но зато выученная информация остается с ним навсегда, а при краткосрочном варианте все наоборот – выученное на лету после воспроизведения мгновенно забывается.

Все это не вызывает каких-то вопросов на протяжении жизни, если в какой-то определенный момент память не начинает ухудшаться. Забывчивость также бывает различных видов, каждый из которых по-разному воздействует на запоминание различной информации.

Причины ухудшения

Причин ухудшения памяти множество, однако все они подразделяются на возрастные изменения, те причины, которые связываются с поражением мозга, такие, которые возникают из-за различных болезней других органов, последствия интоксикационных процессов и те, что возникают, благодаря внешним негативным факторам.

К причинам, связанным с непосредственным поражением самого мозга как органа человека, причисляют черепно-мозговые травмы, острое нарушение кровообращения или инсульт, различные онкологические проблемы в данном органе. К внешним факторам, неблагоприятно сказывающимся на состоянии памяти, относятся недостаточный сон, различные стрессы, перемены в жизненных условиях, усиление мозговой нагрузки. Под хроническими интоксикационными процессами, вызывающими забывчивость, следует понимать состояния, которые провоцируются в человеческом организме алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, злоупотреблением транквилизаторами и прочими фармакологическими препаратами.

Человеческая память напрямую зависима от различных модальностей. Модальность может быть зрительной, слуховой, двигательной. Модальности также могут сочетаться в разных пропорциях между собой. Это определяет то, каким образом конкретному человеку проще запоминать информацию. Кто-то предпочитает учить что-либо, произнося информацию вслух, кому-то проще запоминать прочитанное, кто-то обязательно должен увидеть страницу с текстом или графикой, в которой заключен материал. Различные отделы человеческого мозга ответственны за разные функции, связанные с запоминанием. Отделы в области висков отвечают за слуховое восприятие речи или звуков, затылочно-теменная зона – за пространственное и зрительное восприятие. В левом полушарии зрительное восприятие акцентируется на буквенном и предметном, а в правом – на оптико-пространственном, цветовом и лицевом. Нижнетеменная зона ответственна за функциональность рук и речевого аппарата, что приводит при ее поражении к астереогнозии, то есть невозможности определения предмета наощупь. Таким образом, можно сделать вывод о том, что нарушается именно тот вид памяти, который свойственен определенной пострадавшей зоне человеческого мозга.

Современные исследования обладают множеством доказательных фактов в отношении теории о том, что гормональный фон во многом воздействует на мыслительный процесс и запоминание. Положительно на данные процессы могут влиять такие гормоны, как тестостерон, вазопрессин, эстроген, пролактин. Гормоны способствуют преобразованию краткосрочной памяти в долгосрочную, однако не все. Например, окситоцин, наоборот, значительно ослабляет процесс запоминания информации, вызывая возникновение забывчивости у женщин при грудном вскармливании и после родов.

Патологии, ухудшающие память

Наиболее частыми заболеваниями, которые значительно ослабляют процесс запоминания, являются черепно-мозговые травмы. Более опасны глубокие и обширные травмы, поскольку их тяжесть прямо пропорциональна процессу запоминания. При черепно-мозговых травмах у людей частыми явлениями выступают ретроградная и антероградная амнезия, характеризующиеся забыванием не только события, при котором произошла травма, но и тех, что предшествовали либо последовали следом за ней. Также черепно-мозговым травмам свойственно возникновение галлюцинаций и конфабуляций. Под галлюцинациями понимаются ложные события и образы, которых в реальной жизни быть не могло (естественно, и не было). Конфабуляции представляют собой ложные воспоминания, которые подкидывает память больного человека. Так, при возникновении конфабуляций, пациент может на вопрос о действиях в прошедшем дне ответить, что посещал театр, а на самом деле он лежал в больничной палате, поскольку был травмирован.

Ухудшение памяти очень часто происходит и по причине нарушенного кровообращения в головном мозге пациента. При атеросклеротических сосудистых изменениях в мозге уменьшается поток крови к различным мозговым отделам, что и провоцирует ослабление памяти. В современном мире атеросклероз перестал быть заболеванием престарелых людей и все чаще диагностируется у достаточно молодого населения. Атеросклероз также провоцирует развитие острого нарушения кровообращения в мозге. Данное заболевание, известное как инсульт, может затрагивать различные мозговые зоны, перекрывая кровяной ток к ним частично либо в полном объеме. Функционал таких зон грубо нарушается, страдает все, в том числе и память.

Сахарный диабет обладает аналогичными воздействиями на процессы запоминания информации. Осложнением сахарного диабета может выступать ангиопатия – заболевание, проявляющееся в утолщении сосудистых стенок до того уровня, когда мелкие сосуды полностью перестают функционировать из-за перекрытия, а крупные значительно сужаются, замедляя кровоток. Кровообращение в данном случае нарушается в каждом органе и системе человеческого организма, включая и головной мозг. А любое нарушение кровообращения в мозге приводит к нарушению функции памяти.

При нарушении функции запоминания можно делать вывод о возможном возникновении заболеваний в щитовидной железе, которые характеризуются недостаточным количеством вырабатываемых ею гормонов – гипотиреозом. Гормоны щитовидной железы содержат в себе до 65% йода. При данном заболевании наряду с ухудшением памяти происходит увеличение веса, возникает депрессия, отечность, апатия, раздражительность, мышечный тонус становится очень слабым. Профилактировать йододефицит необходимо соответствующей диетой, содержащей обязательно йодированную соль, молочные продукты, морскую рыбу, морскую капусту, орехи, хурму, твердые сорта сыров.

Воспалительный процесс в мозговых оболочках (менингит) и в веществе головного мозга (энцефалит) значительно влияет на работу всего мозга в целом. Наиболее частыми причинами энцефалитов и менингитов являются нейротропные вирусы и бактерии. Терапия данных заболеваний весьма успешна, если они своевременно выявлены, однако ухудшение памяти может остаться у человека в качестве последствий заболевания.

Хуже всего поддаются терапевтическим методикам дегенеративные болезни головного мозга, например, болезнь Альцгеймера. При данной патологии память постепенно, но уверенно снижается, приводя, в итоге, и к снижению интеллектуальных способностей пациента. Худшей ситуацией является состояние, когда человек перестает ориентироваться в пространстве, не способен заниматься самообслуживанием. Болезнь Альцгеймера свойственна пожилым людям после 70-80 лет. Протекает она медленно, постепенно, и на начальных этапах совершенно незаметно. Признаками патологии выступают пониженное внимание и сбои памяти. Последние произошедшие с ним события пациент начинает забывать, а если о них настойчиво спрашивать, он начнет их подменять воспоминаниями из прошлого. Все это накладывает отпечаток и на характер пациента, приводя к усилению эгоизма, возникновению повышенной требовательности, капризности, апатичности.

Если такие заболевания своевременно не начать лечить, человек перестает ориентироваться во времени и пространстве, он не знает текущей даты, места, где он находится, не понимает, что нужно делать при возникновении естественных потребностей. Современная медицина считает болезнь Альцгеймера наследственной, при отсутствии лечения она в определенный момент резко прогрессирует, однако если ее лечить, протекание ее замедляется и является достаточно легким.

Однако ухудшение памяти далеко не всегда связано с поражением мозга, очень часто человек сам пытается забыть неприятности и страхи, применяя психологические механизмы защиты, которых очень много. При частом применении данных механизмов со стороны может создаться впечатление, что человек страдает расстройствами памяти, однако это не так. Такие «забытые» эмоции и состояния плохо воздействуют на нервную систему, приводя к агрессивности, неврозам и прочему.

Лечение ухудшения памяти

Лечить ухудшение памяти можно только после того, как будет установлена причина данного процесса. Лекарственные средства должны назначаться исключительно врачами, как правило, это некоторые ноотропные средства, такие как:

  • Глицин;
  • Пирацетам;
  • Билобил;
  • Пантогам;
  • Аминалон.

Курсовое лечение данными средствами достаточно длительное, оно всегда закрепляется приемом мультивитаминных комплексов. Иногда врачи назначают пациентам и физиопроцедуры. При снижении памяти эффективно работает процедура электрофореза с интраназальным введением глютаминовой кислоты (препаратов на ее основе). Педагогико-психологические корректировочные методики также эффективно влияют на восстановление памяти при ее снижении – педагоги учат пациентов запоминать, тренируя непораженную функциональность мозга. При невозможности запоминать пациентом произнесенные вслух слова, его учат представлять зрительный образ того, о чем было сказано, и тогда запоминание становится реальным. Сложность и длительность процесса обучения кроется в том, что важно не просто научить человека прибегать к неповрежденным связям и параллелям головного мозга, но и довести данный процесс до автоматизма.

Ухудшение памяти снижает социальные навыки человека, может свидетельствовать о развитии других патологий, являясь плохим прогностическим симптомом. Занимаются лечением патологий, связанных с ухудшением памяти, неврологи, нейропсихологи, терапевты. Однако важно понимать, что очень часто в случаях, когда пациенты жалуются на ухудшение памяти, они на самом деле страдают ухудшением внимания. Такое положение вещей характерно для школьников и людей пожилого возраста. Происходит это по причине недооценивания повседневной информации, поступающей человеку. Справиться с рассеянностью и нарушениями внимания достаточно сложно, поскольку люди редко осознают, что в этом кроется проблема, даже если говорить им об этом прямо. Выходом из данной ситуации является постоянная работа над собственным восприятием информации – тренировка внимания и памяти путем фиксации на бумаге сведений, записи их в электронные устройства и прочее.

Тренировать функционирование мозга можно по американской методике профессора Лоуренса Катца, способствующей активизации мозговой деятельности, созданию ассоциативных новых связей, задействующей различные мозговые отделы. Упражнения данной методики включают в себя несколько практик. Специалист говорит о том, что необходимо стараться выполнять привычные работы с закрытыми глазами. Правшам рекомендуется начать выполнять ряд повседневных задач (чистить зубы, расчесывать волосы, пользоваться наручными часами) левой рукой, левшам – наоборот. Важно освоить хотя бы азы языка жестов и шрифта Брайля (письмо и чтение для людей с патологиями зрения), научиться работать на клавиатуре компьютера при помощи всех 10 пальцев на руках. Рекомендуется изучить с нуля любой прикладной вид рукоделия, чтобы развивать моторику пальцев. Наощупь необходимо тренироваться различать монеты различного номинала. Важно постоянно познавать что-то новое и пытаться приложить это к собственной жизни – учить новые языки, читать статьи на непонятные для себя темы, знакомиться с разными людьми, путешествовать, открывать новые места. Все эти нехитрые упражнения отлично тренируют мозговую деятельность, а значит, и память, поэтому обеспечат нормальное самосознание на долгое время.

Профилактические меры

Профилактировать нарушения памяти также можно довольно эффективно. Не стоит ждать, когда забывчивость начнет докучать и придется искать причины ее возникновения среди различных заболеваний. Лучше с молодого возраста вести определенный образ жизни, чтобы даже в глубокой старости оставаться в «твердой памяти». Все рекомендации, приведенные ниже, помогут сохранить не только память, но и здоровье в целом в отличном состоянии, о чем организм отблагодарит своего хозяина не раз за жизнь.

Правильное и полноценное питание является залогом не только долголетия, прекрасного самочувствия, но и отличной памяти. Наиболее нежелательными продуктами в данном контексте можно считать жирные, сладкие и соленые. Положительное влияние на психику и работу мозга в целом оказывает потребление корицы, имбиря, настойки гинкго билоба и витамина Е.

Регулярные занятия спортом отлично сказываются не только на фигуре. При этом тренажерный зал, таскание тяжестей и изнурительные тренировки совершенно не способствуют сохранению функциональности мозга. Для его активной многолетней работы, а значит, и для памяти, рекомендованы неспешные прогулки на свежем воздухе, повышающие скорость циркуляции крови и ее поступления в головной мозг, а также ежедневная утренняя гимнастика, запускающая процессы метаболизма в организме.

Отказ от вредных привычек – алкоголя и сигарет – влечет за собой укрепление защитных функций организма, предотвращает возможности токсических отравлений, поэтому в итоге приводит к сохранению памяти. Также для тренировки запоминания важно постоянно пытаться что-то разучивать, играть в логические игры – шашки или шахматы, учить языки.

Независимо от причин, из-за которых память начала страдать и ухудшаться, важно обязательно обратиться за медицинской помощью при первых симптомах такого процесса. Иногда забывчивость является ситуативной и не несет в себе угрозы амнезии, иногда необходимы занятия у психолога, иногда – медикаментозная терапия. Ежегодно диагностических методик становится все больше, главное при этом – не терять времени и заниматься собственной памятью с самых ранних лет.

Причины ухудшения памяти можно разделить на пять групп.

1. Поражения головного мозга

Все знают, что память «живет» в мозге. Но где именно?
Это, смотря, что мы ищем. Если долговременную память, то за нее отвечает кора. А вот в гиппокампе, расположенном глубоко в височных отделах, «сидят» механизмы перевода информации из кратковременной в долговременную память. Вообще, центров памяти в мозгу очень много, поэтому любое поражение этого органа может привести к ухудшению памяти. Поэтому наиболее частыми причинными в этой группе являются:
а) черепно-мозговая травма . Тут все просто: куда бы ни пришелся удар, вероятность его отрицательного влияния на какой-либо из центров памяти очень велика.
б) инсульт (нарушение мозгового кровообращения ). Кровь не поступает, центры памяти перестают полноценно функционировать. Более того, исследование голландских ученых из медицинского центра St Radboud показало, что память может ухудшиться, даже если именно ее зона – как правило, височная доля, – не была повреждена.
в) онкология . Сформировавшееся новообразование (даже доброкачественное) оказывает давление на смежные с ним области головного мозга. Кроме того, нередки случаи метастазирования в другие части органа.
г) инфекционные заболевания (энцефалит, менингит ). Воспалительные процессы, протекающие в головном мозге, отрицательно влияют как на отдельные центры памяти, так и на весь мозг в целом.

2. Заболевания других органов

Память может ухудшиться и в результате заболеваний других органов:
а) Заболевания сердца и сердечно-сосудистой системы в целом (даже если это «всего лишь» повышение артериального давления). Кровоснабжение головного мозга ухудшается, следственно, он перестает выполнять свои функции полноценно.
б) Заболевания внутренних органов (почки, печень, лёгкие и т.д. ) На всех органах останавливаться не станем, поговорим лишь о почках. Ученые из США обнаружили, что заболевания почек являются причиной снижения когнитивных функций, в т.ч. ухудшения вербальной памяти.
Исследование проводилось на основании измерения скорости клубочковой фильтрации (GFR – определяет очистительную способность почек ) и уровня креатинина (конечного продукта обмена белков ) в крови. После пяти лет наблюдения была отмечена закономерность: память добровольцев ухудшалась прямо пропорционально увеличению уровня креатинина в крови и снижению скорости клубочковой фильтрации, т.е. при прогрессировании почечных заболеваний.
в) Нарушение обмена веществ . Для хорошей работы мозга необходимо, чтобы он получал все необходимые вещества. Как только обмен веществ всего организма нарушается, мозг начинает испытывать дефицит в них и перераспределять свои «ресурсы», причем центры памяти стоят далеко не в начале «очереди».

3. Неблагоприятные факторы внешней среды

К таким факторам относятся:
а) информационные перегрузки . У каждого человека есть свой «предел», и как только мозг получает бОльший объем информации, чем может переработать, он «зависает». Причем информация может быть не целенаправленно получаемой, а «хаотично бомбящей»: окружающая среда сейчас насквозь пронизана информационными потоками.
б) нехватка витаминов . Для отличной работы мозга важны, безусловно, многие витамины, но главенство занимает группа В. Эти витамины:
поддерживают работу ЦНС;
защищают клетки головного мозга от стрессов, перегрузки и преждевременного старения;
участвуют в кислородном обмене;
снижают показатели свертываемости крови;
участвуют в синтезе некоторых нейромедиаторов, запускающих нервные импульсы между нейронами.
И если все это обеспечивает функционирование головного мозга в целом, то последнее связано с памятью напрямую: нет импульса, нет работы мозга, нет памяти.
в) стрессовые ситуации . В университетах Калгари и Эксетера доказали, что стресс (но не легкий, а именно предельный ) блокирует физиологические процессы, связанные с памятью. Несмотря на то, что исследование проводилось на улитках Lymnaea stagnalis, результат довольно показателен: выдержав огромное количество раздражающих факторов, подопытные забыли абсолютно все, чему их научили ранее. Кроме того, если один стрессовый момент всего лишь понижает качество памяти, то «массированная» стрессовая атака создает кумулятивный эффект, и информация вообще перестает задерживаться в памяти.
г) недостаток, неполноценность сна . Во сне организм, в т.ч. мозг, восстанавливается: взамен погибших растут новые клетки. Соответственно, чем качественнее и продолжительнее сон, тем дольше и результативнее осуществляется восстановление. В противном случае мозг не успевает «отдохнуть», теряет способность как запоминать, так и вспоминать.
д) вредная пища . Многие продукты питания хранятся, готовятся в алюминиевой посуде. Пищевые красители также содержат алюминий. В итоге, потребляя продукты «алюминизированной» промышленности, человек обеспечивает своему организму избыток алюминия, который, кстати, крайне медленно и трудно выводится. Как следствие, появляются головные боли, мышление становится вялым, а память ухудшается.
Свой вклад вносят и «стимуляторы» вроде энергетических и тонизирующих напитков. Стимуляция, конечно, дает краткосрочный эффект, но при регулярном употреблении мозг становится «ленивым».

4. Хронические интоксикации

К причинам этой группы относятся:
а) курение . Оно практически «разлагает» мозг, нарушает способность к рассуждению, обучению, ухудшает память. Причем пагубно влияет не только активное, но и пассивное курение. Ученые из Нортумбрийского университета, проводившие исследование на трех группах добровольцев (курильщики, постоянно дышащие дымом, редко контактирующие с дымом ), доказали, что нормальные характеристики памяти наблюдались лишь в самой здоровой группе, в то время как у курильщиков этот показатель снижен на 30% , а у пассивно курящих – на 25% .
б) злоупотребление алкоголем или полный отказ от него . Специалисты University College London доказали, что употребление более 36 г чистого спирта в день ведет к раннему ухудшению памяти, а вот употребление до 20 г спирта в день такие изменения не провоцирует. Любопытно и то, что для памяти вреден полный отказ от алкоголя. Таким образом, оптимальным «графиком» употребления спиртного являются 2-4 бокала вина в неделю.
в) наркомания . Даже при однократном приеме наркотики могут нанести непоправимый вред мозгу. Например, после разового приема «безобидного» экстази – самого нейротоксичного синтетического наркотика – серотониновая система мозга повреждается настолько, что уже никогда не сможет восстановиться полностью. Некоторые наркотики действуют и после прекращения их употребления. В любом случае эти вещества нарушают саму систему передачи импульсов, вмешиваются в порядок получения, отправления и обработки информации нервными клетками.
г) интоксикация тяжелыми металлами (свинец, ртуть, талий, медь, марганец ).
Свинец занимает лидирующую позицию среди причин промышленных отравлений, ведь мест его применения очень много: свинцово-плавильные заводы, производство аккумуляторов, типографии, изготовление свинцовых красок, этилированного бензина, керамических изделий, хрустального стекла и др. Кроме того, угроза поражения свинцом есть и вблизи крупных автодорог.

У ртути же есть три основных источника:
Амальгама (в зубных пломбах ). Пломба среднего размера содержит 750 000 мкг ртути, из них 10 мкг высвобождается ежедневно. Плюс ртуть выделяется быстрее, если амальгаму нагреть до температуры горячего чая.
Вакцины. Мертиолят – органическое соединение ртути – имеется в вакцинах против гриппа, гепатита В, АКДС и является более опасным, чем ее пары.
Рыба. Содержащаяся в ней ртуть уже прореагировала с защитными молекулами, и существенной опасности для здоровья не представляет. Но все-таки переедать тунца не стоит.
Кроме того, потенциальными источниками ртути в доме являются термометры, термостаты, ртутные переключатели и барометры.
д) злоупотребление лекарственными препаратами . Ухудшение памяти является побочным действием множества препаратов. Если же данными лекарствами злоупотреблять, создастся кумулятивный эффект, что особенно сильно проявляется после приема транквилизаторов, седативных препаратов.
В список таких фармгрупп также входят нейролептики, холинолитики, «сердечные» капли, барбитураты, холинолитики, антидепрессанты, антигистаминные препараты.

5. Возрастные изменения организма

Основные изменения, влияющие на ухудшение памяти в пожилом возрасте, – склеротические: стенки сосудов мозга, прочих тканей и органов постепенно лишаются эластичности, становятся жесткими. Кроме того, сужается просвет сосуда, развиваются микроинсульты (кровоизлияния, хоть и мелкоточечные, в разных долях мозга). Дополнительной причиной является изменение мозга, нарушающие качество сна: префронтальная кора теряет свой объем. Если добавить к этому множество заболеваний мозга, называемых «старческими» (болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз, болезнь Паркинсона ), ухудшение памяти с возрастом становится очевидным.