Профилактика болезней дыхательной системы. Профилактика заболеваний органов дыхания у детей и подростков. Профилактика дыхательных осложнений после операции




Заболевания органов дыхания традиционно являются одними из наиболее массовых: их доля в общей заболеваемости составляет до 24,5 % (1 место), а в причинах смертности занимает 5 место.
Выделяют следующие факторы, влияющие на здоровье органов дыхания:
I. Неустранимые (наследственные факторы)
аномалии и пороки развития;
генетически обусловленные заболевания (муковисцидоз, дефицит α1-химотрипсина)
II. Устранимые
1. Инфекционные факторы (вирусы, бактерии)
2. Курение. Причем как активное, так и пассивное. У курящих людей риск возникновения хронической обструктивной болезни легких превышает 80-90%. Курение провоцирует не только развитие заболеваний органов дыхания, но и снижает эффективность многих лекарственных препаратов. Хочется отметить, что данная медико-социальная проблема очень актуально, так как по данным мировых экспертов здравоохранения, больше всего курящих людей проживает именно в РФ. Согласно статистике, более 60% мужчин и 30% женщин в государстве регулярно употребляют табак. Иными словами, из 10 представителей мужского пола курит 7 человек, а из женского – 1.
3. Воздействие аллергенов. Увеличение перечня и фактического присутствия аллергенов в окружающей среде приводит к тому, что каждые 10 лет заболеваемость бронхиальной астмой увеличивается в полтора раза и больше.
4. Воздействие профессиональных вредностей (пыль, пары кислот, щелочей и др.). Риск заболеваний дыхательной системы при работе на производствах, связанных с работой с веществами, потенциально вредными для дыхания (угольная, асбестовая, горнорудная, машиностроительная промышленность, деревообрабатывающее и текстильное производство), значительно повышен.
5. Загрязнение воздуха. Бытовое загрязнение воздуха (пыль, дым, смог, волокна, чистящие средства, микрочастицы различных материалов) вызывает развитие заболеваний дыхательной системы и способствует более тяжелому их протеканию.
6. Избыточный вес и ожирение. Избыточный вес вызывает одышку, требует усиленной работы не только сердца, но и легких, и, кроме того, является одной из основных причин ночного апноэ.
7. Неправильное питание. Недостаток или острый дефицит таких полезных элементов, как витамины С и Е, бета-каротин, флавоноиды, магний, селен и омега-3 жирные кислоты, может быть одним из катализаторов заболевания астмой.
8. Ослабление иммунитета. Слабый организм, не защищенный мощным иммунитетом, более подвержен воздействию инфекций. Риск заболеть всегда выше у тех, чей иммунитет слаб.
ПРОФИЛАКТИКА
Профилактика болезней дыхательной системы заключается в предупреждении развития данных патологий. Однако на этом задачи профилактики не заканчиваются, ведь даже в том случае, когда заболевание органов дыхания уже возникло, необходимо сделать все, чтобы оно протекало как можно легче, избежать развития осложнений.
В связи с таким множеством задач выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику заболеваний органов дыхания.
Первичная профилактика
Первичная профилактика болезней органов дыхания – синоним здорового образа жизни. Отказ от вредных привычек, таких как курение или злоупотребление спиртными напитками, регулярная физическая активность, закаливание, избегание стрессов, профессиональных вредностей, связанных с вдыханием различных вредных веществ, проживание в экологически чистых районах – все это способствует предупреждению развития болезней органов дыхания.
Если говорить о первичной профилактике болезней органов дыхания, нельзя не упомянуть о полноценном сбалансированном питании. Доказана роль микроорганизмов в развитии многих заболеваний органов дыхательной системы. Если человек употребляет достаточное количества белка, витаминов и микроэлементов, тогда его иммунная система будет в норме и сможет противостоять болезнетворным микроорганизмам.
Для профилактики инфекционных заболеваний органов дыхания рекомендовано вакцинация против вируса гриппа и вакцинация пневмо-вакциной (так как возбудителем пневмонии чаще всего является пневмококк).
Вторичная профилактика
Вторичная профилактика заключается в раннем выявлении болезней и их лечении.
Многие заболевания развиваются на фоне других патологий. Так, почвой для развития бронхиальной астмы может стать аллергия. И если у вас уже имеется повышенная чувствительность к каким-либо веществам, например, к шерсти животных, пыльце растений, бытовой химии, тогда необходимо максимально уменьшить, а по возможности и совсем прекратить контакт с веществами, провоцирующими появление аллергических реакций.
Проявления аллергии не нужно терпеть или надеяться, что они пройдут сами по себе, так не будет. Наоборот, если не лечить аллергию, то она может осложниться бронхиальной астмой.
Третичная профилактика
Задача третичной профилактики болезней органов дыхания – не допустить ухудшения течения заболевания, возникновения осложнений. И основные помощники такой профилактики – реабилитация и правильно подобранное лечение, которому больной будет неукоснительно следовать.

Зав. пульм. отд.ГУЗ «Елецкая горбольница №1 им.Н.А.Семашко»
Лихоносова Н.А.

Заболевания органов дыхания у детей раннего и дошкольного возраста занимают одно из ведущих мест в структуре общей заболеваемости, что во многом обусловлено анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания у детей, функциональной незрелостью их защитных механизмов.

У ребенка раннего возраста нос, носовые ходы, носоглоточное пространство малы и узкие. Слизистая оболочка носа нежная, богата сосудами, вследствие чего даже незначительные раздражения (изменение температуры воздуха, попадание пыли) вызывают ее набухание и гиперемию, приводят к закупорке носовых ходов, затрудняют сосание у детей грудного возраста, вызывают одышку.

При прохождении струи воздуха через преддверие носа крупные частицы пыли задерживаются достаточно густыми волосками слизистой преддверия. Более мелкая пыль, которая прошла через первый фильтр, вместе с микроорганизмами осаждается на слизистой оболочке, покрытой слизистым секретом. Осаждению пыли способствуют узость и изогнутость носовых ходов.

Около 40- 50 % пылевых частиц и микроорганизмов вдыхаемого воздуха задерживается и удаляется вместе со слизью. Эту функцию выполняет мерцательный эпителий, колебательные движения ресничек которого продвигают слизь в сторону носоглотки. У детей большое влияние на скорость движения эпителия оказывает температура окружающей среды. Как при низкой, так и при высокой температуре воздуха значительно снижается скорость движения реснитчатого эпителия, при этом снижается самоочищение слизистой оболочки дыхательных путей от микроорганизмов и возникает опасность развития воспалительных изменений. Именно этим обстоятельством можно объяснить наличие «простудных» заболеваний у детей в жаркое время года.

Следует учитывать, что любое введение капель в нос, особенно длительное, наряду с лечебным эффектом может оказать отрицательное влияние на дренажную функцию мерцательного эпителия. Именно поэтому необходимо избегать продолжительного введения в нос масляных, содовых, сосудосуживающих и других капель. Выраженным обеззараживающим эффектом обладает также лизоцим, который содержится в секрете слезных желез и носовой слизи.

Добавочные полости носа (пазухи) - верхнечелюстная (гайморова) и решетчатая - малоразвиты, а основная и лобная пазухи у детей грудного возраста отсутствуют, начало их формирования относится к 3 - 4-му году жизни. Вместе с тем слуховая (евстахиева) труба, соединяющая ухо с носом, короткая и широкая, что способствует проникновению инфекции в область среднего уха. Гортань ребенка в раннем возрасте относительно длиннее и уже, чем у детей старшего возраста, и в сочетании с узкой голосовой щелью вызывает частое развитие стеноза (сужения) гортани.

Близкое прилежание кровеносных сосудов к слизистой оболочке, относительная ее сухость из-за небольшого количества слизистых желез, влияние неблагоприятных изменений в экологической обстановке, несоблюдение гигиенических требований к воздушному и температурному режиму, игнорирование эффективных методов закаливания и др. - все это способствует развитию воспалительных явлений верхних дыхательных путей. В связи с этим работники дошкольных учреждений должны иметь представление об основных причинах возникновения тех или иных заболеваний органов дыхания, чтобы уметь предупреждать и своевременно выявлять их. Следует учитывать, что некоторые заболевания органов дыхания относятся к числу первых проявлений ряда детских инфекционных заболеваний (грипп, ОРВИ, корь, краснуха, дифтерия).

Все заболевания органов дыхания подразделяются на болезни верхних дыхательных путей (ринит, синусит, аденоидит, тонзиллит, фарингит) и нижележащих отделов органов дыхания (трахеит, бронхит, пневмония).

Острые и хронические заболевания полости носа у детей

Насморк , илиринит , относится к числу наиболее частых форм поражения верхних дыхательных путей и характеризуется воспалением (острым или хроническим) слизистых оболочек полостей носа. В патологический процесс вовлекается также слизистая оболочка носоглотки, а иногда гортани и бронхов.

Различают ринит инфекционной и неинфекционной природы. В первом случае он возникает как самостоятельное заболевание в результате влияния болезнетворных (патогенных) микроорганизмов и является симптомом таких заболеваний, как грипп, ОРЗ, ОРВИ, корь, дифтерия и др. Причиной ринита неинфекционной природы могут быть различные термические (переохлаждение), химические или аллергические факторы.

К числу веществ, которые могут вызватьаллергический насморк , относятся аллергены ингаляционного типа (пыльца растений, домашняя пыль, шерсть домашних животных и др.), а также пищевые продукты, к которым наблюдается повышенная чувствительность (ягоды, фрукты, овощи, имеющие оранжевую, желтую или красную окраску, шоколад, кофе и др.).

Риниты подразделяются на острые и хронические. Максимальная продолжительность острых ринитов составляет в среднем 7- 10 дней, а хронические длятся значительно дольше и могут наблюдаться годами.

Острый насморк вI стадии заболевания сопровождается чувством напряжения, сухостью и зудом в полости носа, рефлекторным чиханьем, иногда на фоне незначительного повышения температуры тела. Во II стадии болезни появляются жидкие прозрачные выделения из носа, затруднение дыхания, гнусавость, снижается обоняние. Слизистая оболочка носа становится гиперемированной и отечной. ВIII стадии выделения из носа принимают слизисто-гнойный характер, их количество уменьшается.

Вследствие набухания слизистых оболочек ребенок не может дышать через нос, при этом нарушается процесс приема пищи: ребенок недоедает, плохо спит, снижается масса тела.

К числу осложнений острого ринита относятся катаральный или гнойный отит, фарингит, ларингит, синусит, бронхит. Возможен переход в хроническую форму заболевания.Хроническийринит может развиться при аденоидах, частых воспалениях слизистых оболочек носа, воздействиях неблагоприятных факторов внешней среды. Очень часто он является одной из причин заболеваний слезных путей и конъюнктивы, что сопровождается головной болью. Вследствие нарушения функции дыхания у детей может наблюдаться нарушение памяти, процессов концентрации внимания.При остром рините ребенка изолируют от окружающих детей и проводят лечение: сухое тепло на область носаПри лечении хронического насморка прежде всего необходимо устранить причины, вызывающие его (хронические очаги инфекции, аденоиды, синуситы, аллергены).

Острый ларингит чаще встречается у детей старшего дошкольного возраста. Как правило, острое воспаление гортани сочетается с поражением выше- и нижележащих дыхательных путей, нередко является следствием острого ринофарингита и возникает при инфекционных заболеваниях: кори, гриппе, а также при респираторных вирусных инфекциях. Способствуют развитию заболевания перенапряжение голоса, вдыхание холодного, пыльного воздуха через рот, холодное питье во время подвижных игр. Основным симптомом болезни является охриплость голоса, иногда афония (отсутствие голосаЛожный круп - одна из форм острого ларингита, характеризующаяся периодически наступающими спазмами в области гортани, отеком слизистой оболочки и подслизистой основы, подсвязочного пространства. Наиболее часто возникает в первые 5 лет жизни, как правило, у детей, страдающих атопическим дерматитом, а также на фоне ОРЗ различной этиологии, гриппа, кори. Провоцирующими круп факторами являются сухой воздух, табачный дым, загрязненный воздух, резкие колебания погоды.

Ложный круп начинается чаще всего ночью, внезапно, в виде приступа удушья (асфиксии). Ребенка беспокоит першение, а затем наступает нарушение дыхания: оно становится поверхностным, учащенным (30-40 вдохов и выдохов в мин). На фоне этих явлений усиливается беспокойство ребенка, появляется бледность, испарина на кожных покровах, цвет губ и кончиков пальцев становится синюшным. Приступ сопровождается напряжением мышц шеи, груди, живота. Голос при ложном крупе в отличие от истинного при дифтерии не пропадает. Нередко отмечается повышение температуры тела на фоне возбуждения ребенка. При оказании первой доврачебной помощи следует обеспечить приток свежего воздуха с его увлажнением (развешивание мокрых простынь), провести отвлекающие процедуры (теплые ванны)использовать ножные горячие ванны.

Аденоиды - патологическое увеличение глоточной миндалины, которая располагается на своде глотки, позади носовых отверстий. Она развивается раньше остальных образований, входящих в состав лимфоденоидного глоточного кольца (рис. 14). Наиболее часто ее разрастание (гиперплазия) наблюдается у детей дошкольного возраста начиная с первых лет жизни. Аденоиды обычно располагаются в своде носоглотки на широком основании, распространяясь до устья слуховых труб.

К числу причин аденоидов относятся частые и длительные воспалительные процессы верхних дыхательных путей, однообразное питание. Аденоиды в зависимости от размеров подразделяются на 3 степени. ПриI степени они закрывают 1/3 задненосовых отверстий, приII - 2/3, при III степени - выход из полости носа почти полностью закрыт разрастаниями лимфоидной ткани.

Наиболее ранним симптомом заболевания является затруднение носового дыхания, преимущественно в ночные часы. Дети обычно спят с открытым ртом. При значительном увеличении размеров аденоидов носовое дыхание затрудняется и в дневные часы, часто сопровождается выделениями из носа, которые приводят к раздражению кожных покровов преддверия носа и верхней губы. Постоянное проглатывание детьми отделяемого из носа может привести к неблагоприятным изменениям в работе желудочно-кишечного тракта.

Длительное нарушение носового дыхания ведет к изменению формирования лицевого черепа. У детей наблюдаетсяаденоидное лицо , при котором нижняя челюсть как бы отвисает, рот постоянно полуоткрыт, носогубные складки сглажены. Верхняя челюсть удлинена, клинообразва, твердое небо становится высоким и узким, У детей затрудняется формирование правильного прикуса, наблюдается беспорядочное расположение верхних резцов.

Аденоиды, закрывая устья слуховых труб, способствуют развитию воспаления среднего уха (отита). Инфицирование аденоидного разрастания вызывает в ряде случаев частые респираторные заболевания, конъюнктивиты, болезни почек и других органов (рис. 15). Иногда аденоиды являются одной из причин, вызывающих ночное недержание мочи.

Лечение аденоидов консервативное и хирургическое, Оперативное вмешательство в большинстве случаев проводится у детей в возрасте от 3 до 5 лет.

Острые и хронические воспаления миндалин у детей

Миндалины представляют собой скопление лимфоидной ткани. Они участвуют в запщтной реакции организма в глотке.

Различаютнебные миндалины , которые расположены между двумя складками слизистой оболочки (передняя и задняя небные дужки). Они обычно бледно-розовые, а по форме напоминают миндальный орех. Видимая часть миндалины имеет обычно неровную, как бы складчатую или изрытую поверхность, что также придает им сходство со скорлупой миндального ореха. Кроме небных миндалин, у человека есть другие аналогичные образования. Одно из таких образований находится в верхнем отделе глотки - носоглотке. Этоносоглоточная миндалина . У корня языка расположенаязычная миндалина . Вместе с лимфатическими фолликулами, находящимися в гортани, они образуют барьер, называемый глоточным кольцом. Все, что поступает в организм: воздух, пища, микроорганизмы - в той или иной степени входит в контакт с миндалинами.

При возникновении неблагоприятных условий, ослабляющих защитные свойства организма ребенка, микроорганизмы и вирусы, попавшие в небные миндалины, могут вызвать болезненную реакцию с воспалительными изменениями в них, т. е. разовьется острый тонзиллит , или ангина. Наиболее распространены следующие формы острого тонзиллита: катаральная, фолликулярная, лакунарная и флегмонозная.Катаральная форма развивается обычно внезапно. Человек чувствует некоторое недомогание, ощущает небольшую боль при глотании, чаще с обеих сторон горла, тяжесть в голове (рис. 16). Температура тела повышается до 37,5°С, реже до 38°С. По сравнению с другими видами тонзиллитов общее состояние больного при этой форме изменяется меньше.

При осмотре полости рта видно, что миндалины и окружающие части мягкого неба гипермированы. Проявления катарального тонзиллита, как общие, так и местные, обычно проходят на 4-5-й день от начала заболевания. Если не проводить назначенного врачом лечения, то болезнь может перейти в другую, более тяжелую форму.

Фолликулярная форма по своим симптомам, как правило, не отличается от катарального тонзиллита, однако общие проявления болезни: высокая температура тела, головная боль, общая слабость, разбитость, тянущие или болевые ощущения в пояснице и ногах - бывают более выраженными (рис. 17).

Часто уже на 2-й день болезни на покрасневшей поверхности небных миндалин появляются многочисленные беловато-желтые налеты величиной с просяное зерно При правильном лечении все болезненные явления, в том числе и налеты, обычно проходят к 5-6-му дню.

Лакунарная форма проявляется недомоганием, головной болью, болями в суставах. Эти общие явления бывают весьма выраженными. Температура тела часто повышается до 39-40 ºC. На небных миндалинах, в устьях щелей (лакун), имеются беловато-желтые налеты в виде точек или пятен, отсюда название формы «лакунарная». В таких случаях обязательно исследуют под микроскопом мазок, взятый с налетов (рис. 18).

Флегмонозная форма часто возникает в случаях, если болеющий ангиной не выполнял указаний врача, преждевременно прекратил прием лекарственных средств, вышел на улицу и вновь подвергся общему или местному переохлаждению Флегмонозный тонзиллит - это не только воспалительное поражение ткани самой миндалины, но главным образом воспаление окружающих миндалину тканей вследствие проникновения в них инфекции из миндалин (рис. 19). Возникающий около миндалины воспалительный процесс часто приводит к образованию гнойника - околоминдаликового абсцесса (нарыва). Для флегмонозной формы тонзиллита, кроме быстро нарастающей боли в горле при глотании на стороне поражения, высокой температуры тела и общего плохого самочувствия (плохой сон, отсутствие аппетита, общая слабость), характерны более или менее резкое затруднение при открывании рта и особая болезненность увеличенных шейных лимфатических узлов.

Необходимо помнить, что тонзиллит может сопровождать ряд детских инфекционных заболеваний (скарлатина, дифтерия и др.). Во всех случаях при подозрении на ангину заболевшего ребенка необходимо изолировать и направить к врачу для назначения своевременного и правильного лечения.

Для профилактики осложнений и рецидивов заболевания ребенок в среднем в течение месяца после заболевания - период реконвалесценции - должен находиться в дошкольном учреждении на индивидуальном режиме, о чем врач или старшая медицинская сестра информирует воспитателя группы. В период реконвалесценции при уменьшенной физической нагрузке дети могут заниматься в обычной одежде и обуви, а не в спортивной форме, так как у них нарушена функция терморегуляции и понижен иммунитет. Это будет способствовать предупреждению рецидива болезни. Вопрос о переходе на спортивную форму одежды решает врач в каждом конкретном случае.

У детей дошкольного возраста в период выздоровления может наблюдаться повышенная утомляемость на занятиях, связанных с обучением чтению, грамматике, счету и др. Важно вовремя заметить ухудшение состояния ребенка и переключить его внимание на другой вид деятельности или дать ребенку поиграть; нельзя настаивать на продолжении обязательных занятий в этот период.

Хронический тонзиллит чаще диагностируется у детей, проживающих в семьях, в которых есть носители стрептококковой инфекции. Появляется хронический тонзиллит у часто болеющих детей, с хроническим воспалением носоглотки, наличием кариозных зубов и т.д. Течение болезни может сопровождаться увеличением миндалин (гипертрофия) различной степени.

Различают две формы хронического тонзиллита - компенсированную и декомпенсированную . При первой наблюдаются лишь местные признаки хронического воспаления миндалин, барьерная функция которых и реактивность организма таковы, что уравновешивают, выравнивают состояние местного воспаления, т. е. компенсируют его, и поэтому выраженной общей реакции не возникает.

Декомпенсированная форма характеризуется не только местными признаками хронического воспаления, но и проявлениями декомпенсации в виде рецидивирующих острых тонзиллитов (ангин), паратонзиллитов, заболеваний отдаленных органов и систем. Дети, страдающие хроническим тонзиллитом, вялые, быстро утомляются, у них периодически повышается температура тела. К наиболее достоверным визуальным признакам хронического тонзиллита относятся гиперемия и валикообразное утолщение краев небных дужек, рубцовые спайки между миндалинами и небными дужками, разрыхленные или рубцово-измененные и уплотненные миндалины. На поверхности миндалин можно увидеть гнойные пробки, а в расширение щелей (лакун) в толще миндалин - жидкий гной. В лакунах, как правило, обнаруживается большое количество микроорганизмов.

Наличие хронического тонзиллита является своего рода «пороховой бочкой», которая подлежит удалению Вопрос об оперативном вмешательстве (тонзиллэктомия) при хроническом тонзиллите решается строго индивидуально, только при неэффективности консервативного лечения, с учетом возраста ребенка и частоты рецидивов заболевания в течение года.

Дети с хроническим тонзиллитом находятся на диспансерном учете у отоларинголога, вне обострения болезни могут посещать дошкольное учреждениеТаким детям 2 раза в год назначают курсы противорецидивного лечения, которые можно проводить в детской поликлинике или в дошкольном учреждении.

Острый бронхит представляет собой острое воспаление слизистой оболочки бронхов. Чаще всего он развивается одновременно с острым ринофарингитом, трахеитом, ларингитом или как осложнение одного из них, является одним из симптомов острой респираторной вирусной инфекции. Бронхиты могут иметь астматический характер и быть одним из проявлений бронхиальной астмы.

По происхождению различают бронхиты: 1) инфекционные а) вирусные, б) бактериальные, в) вируснобактериальные 2) обусловленные воздействием физических и химических вредных факторов; 3) смешанные (сочетание

Острый бронхит может развиться в течение нескольких часов или нескольких дней, что обычно наблюдают воспитатели у детей ясельного и дошкольного возраста. Чаще всего этому предшествуют симптомы ОРЗ. При бронхите самочувствие ребенка ухудшается, развивается слабость, появляются озноб и лихорадочное состояние Основной симптом, определяющий развитие острого бронхита, - стойкий сухой кашель, который появляется в начале и держится в течение всей болезни, исчезает последним при выздоровлении ребенка.. Дети раннего возраста не могут откашливать мокроту и заглатывают ее, а обилие мокроты вызывает у них рвоту. Через несколько дней с начала заболевания сухой кашель сменяется более мягким и влажным вследствие отделения мокроты слизистого или слизисто-гнойного характера. Приступы кашля, как правило, становятся болезненными из-за напряжения мышц верхней части брюшной стенки, нижних отделов грудной клетки и диафрагмы.

При тяжелой интоксикации и угрозе осложнения острой пневмонией больного целесообразно госпитализировать. В зависимости от происхождения заболевания назначают медикаментозные средства: жаропонижающие, противовоспалительные, болеутоляющие, антибактериальные и пр. Очень важно обеспечить обильное питье: горячий чай с лимоном, медом, малиновым вареньем, чай из липового цвета, сухой малины, теплые щелочные минеральные воды.

В период восстановления проводятся общеукрепляющие, оздоровительные, закаливающие процедуры, дыхательная гимнастика и общее облучение ультрафиолетовыми лучами.

Острая пневмония у детей

У детей острая пневмония развивается, как правило, на фоне острых респираторных вирусных инфекций и в большинстве случаев имеет вирусно-бактериальное происхождение, что позволяет рассматривать это заболевание как инфекционное.

Острую пневмонию разделяют по типу, тяжести и течению.

Потипу различают очаговые, сегментарные (сегмент как анатомо-физиологическая единица легкого), интерстициальные. Потяжести выделяют три формы: легкую, средней тяжести и тяжелую.Течение болезни бывает острым, затяжным, рецидивирующим, с осложнениями или без них. Тяжесть заболевания определяется выраженностью токсикоза, дыхательной, сердечно-сосудистой недостаточностью, нарушением обменных процессов, функциональными расстройствами нервной системы (возможны судороги вследствие токсикоза нервной системы). Возникают иногда расстройства эндокринной и пищеварительной систем. Тяжесть болезни определяется распространенностью воспалительного процесса в легких.

Особое внимание необходимо уделять детям, которые входят в группу повышенного риска по развитию инфекционно-воспалительных заболеваний.

Как правило, детей с острой пневмонией госпитализируют. Очень важно начать лечение в ранние сроки, так как от этого зависят эффективность последующего лечения и дальнейшее течение болезни.

Задача воспитателей состоит в том, чтобы вовремя заметить первые признаки заболевания у ребенка и как можно скорее организовать врачебную помощь. Запоздалое и неполноценное лечение больных даже с легкой степенью течения болезни может привести к затяжному течению и развитию хронической формы. Важно правильно выбрать лечебный режим, рациональное питание, лекарственную терапию, физиотерапию и в период восстановления - санаторно-курортное лечение.

Восстановление нарушенных функций после болезни длится от 4 до 8 недель. У детей в этот период остаются симптомы астении, раздражительность, повышенная утомляемость. Часто нарушается сон, снижается аппетит, наблюдается кашель.

Профилактика заболеваний органов дыхания

Для профилактики заболеваний органов дыхания необходим комплекс организационных, эпидемиологических, санитарно-гигиенических и медицинских мероприятий. Прежде всего - стимуляция неспецифических защитиых свойств организма, сезонное воздействие ультрафиолетовым излучением, витаминизация организма, систематическое закаливание, повышающее сопротивляемость организма детей как к низким температурам, так и к инфекционным заболеваниям. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Закаливающие процедуры важно проводить комплексно, сочетая воздействие природных факторов с физическими упражнениями, подвижными играми и физической работой.

В помещениях дошкольных учреждений важно следить за чистотой воздуха, строго соблюдать режим проветривания. Детям необходимо правильно подбирать одежду, которая не вызывала бы ни перегревания, ни охлаждения тела как в помещении, так и на прогулках в разное время года. Рекомендуется регулярно проводить гигиеническую и лечебную гимнастику в зависимости от состояния здоровья ребенка. Очень важно для предупреждения острых заболеваний органов дыхания своевременно устранять аденоидные разрастания, так как в них скапливаются попавшие в организм возбудители инфекции, лечить скрыто протекающие заболевания придаточных пазух носа, верхних дыхательных путей, кариозные зубы, холециститы и другие очаги инфекции в организме ребенка. Необходимо строго выполнять противоэпидемические мероприятия (своевременное правильное лечение острых респираторных заболеваний, трахеитов, бронхитов, изоляция больных с острыми респираторно-вирусными заболеваниями).

Система органов дыхания человека состоит из носовых ходов , гортани , трахеи , гортани , бронхов и легких . Легкие человека окружает тонкая соединительная оболочка, которую называют плеврой . Правое и левое легкое находятся в грудной клетке. Легкие – очень важный орган, так как от его работы напрямую зависит и кровоток. Поэтому при болезнях легких, при которых поражается легочная ткань, нарушаются не только дыхательные функции, но и происходят патологические изменения в кровотоке человека.

Деятельность органов дыхания регулирует дыхательный центр , который находится в продолговатом мозге.

Причины заболеваний органов дыхания

В некоторых случаях болезнь вызывает единственный тип возбудителя. В таком случае речь идет о моноинфекции , которую диагностируют чаще. Реже у человека имеют место микстинфекции , вызванные несколькими типами возбудителей.

Кроме указанных причин, факторами, которые провоцируют болезни органов дыхания, могут стать внешние аллергены . В данном случае речь идет о бытовых аллергенах, которыми является пыль, а также домашние клещи, которые часто становятся причиной бронхиальной астмы. Также органы дыхания человека могут пострадать от аллергенов животных, спор дрожжевых и плесневых и грибов, от пыльцы целого ряда растений, а также от аллергенов насекомых.

Негативно влияют на состояние этих органов некоторые профессиональные факторы. В частности, в процессе электросварки выделяются испарения стали, соли никеля. Кроме того, болезни органов дыхания провоцируют некоторые медикаментозные препараты, пищевые аллергены.

Негативное влияние на органы дыхания человека оказывает загрязненный воздух, в котором фиксируется высокое содержание некоторых химических соединений; бытовые загрязнения в жилых помещениях, климатические условия, которые плохо подходят человеку; активное и пассивное курение.

В качестве провоцирующих факторов выделяется также слишком частое употребление алкоголя, другие хронические недуги человека, очаги хронической инфекции в организме, генетический фактор.

При каждом конкретном заболевании органов дыхания проявляются определенные симптомы. Однако специалисты выделяют некоторые признаки, которые являются характерными для нескольких заболеваний.

Одним из таких признаков считается . Ее подразделяют на субъективную (в данном случае человек жалуется на затрудненное дыхание при приступах истерии или неврозов), объективную (у человека изменяется ритм дыхания, а также продолжительность выдоха и вдоха) и сочетанную (наблюдается объективная одышка с присоединением субъективного компонента, где частота дыхания увеличивается при некоторых заболеваниях). При болезнях трахеи и гортани проявляется инспираторная одышка, при которой затруднен вдох. Если поражаются бронхи, отмечается экспираторная одышка, при которой затрудняется уже выдох. Смешанная одышка характерна для .

Тяжелейшей формой одышки считается , происходящее при остром отеке легких . Внезапные приступы удушья характерны для астмы.

Кашель – второй из наиболее характерных признаков болезней органов дыхания. Кашель возникает у человека как рефлекторная реакция на наличие слизи в гортани, трахее или бронхах. Также кашель проявляется, если в дыхательную систему попадает инородное тело. При разных недугах проявляется кашель разных типов. При сухом плеврите или ларингите человек страдает от приступов сухого кашля, во время которого мокрота не выделяется.

Влажный кашель, при котором выделяется разное количество мокроты, характерен для хронического , пневмонии , онкологических болезней дыхательной системы .

При воспалительных процессах в бронхах или гортани кашель, как правило, постоянный. Если человек болен , или пневмонией , то кашель беспокоит его периодически.

При некоторых заболеваниях органов дыхания у больного проявляется кровохарканье , при котором вместе с мокротой при кашле выделяется кровь. Такой симптом может иметь место и при некоторых тяжелых болезнях дыхательной системы, и при недугах сердечнососудистой системы.

Кроме описанных выше симптомов пациенты с заболеваниями органов дыхания могут жаловаться на боль. Боль может локализироваться в разных местах, иногда она связана непосредственно с дыханием, приступами кашля или определенным положением тела.

Диагностика

Чтобы диагноз был поставлен больному правильно, врачу следует ознакомиться с жалобами пациента, провести осмотр и обследовать с применением пальпации, аускультации, перкуссии. Эти методы позволяют определить дополнительные симптомы, позволяющие точно поставить диагноз.

При осмотре можно определить патологию формы грудной клетки, а также характеристики дыхания – частоту, тип, глубину, ритм.

В процессе пальпации можно оценить степень голосового дрожания, которое при может быть усиленным, а при плеврите – ослабленным.

При исследовании с помощью перкуссии можно определить уменьшение количества воздуха в легких при отеке или фиброзе. При абсцессе в доле или части доли легких отсутствует воздух; у больных эмфиземой содержание воздуха увеличивается. Кроме того, перкуссия позволяет определить границы легких пациента.

С помощью аускультации можно дать оценку дыханию, а также выслушать хрипы, характер которых отличается при разных заболеваниях.

Кроме указанных методов исследования применяются также методы лабораторные и инструментальные. Наиболее информативными являются разные виды рентгенологических методов.

С помощью эндоскопических методов, которыми являются бронхоскопия, торакоскопия, можно определить некоторые гнойные заболевания, а также обнаружить опухоли. Также с помощью бронхоскопии можно удалить инородные тела, которые попадают внутрь.

Кроме того, применяются методы функциональной диагностики, с помощью которых можно определить наличие дыхательной недостаточности. Причем, иногда ее определяют еще до того, как появляются первые симптомы заболевания. С этой целью измеряется объем легких с помощью метода, который называется спирография. Исследуется также интенсивность легочной вентиляции.

Применение в процессе диагностики лабораторных методов исследования позволяет определить состав мокроты, что, в свою очередь, является информативным для диагностики болезни. При остром бронхите мокрота вязкая, без цвета, имеет слизистый характер. При отеке легких мокрота пенистая, без цвета, имеет серозный характер. При туберкулезе , хроническом бронхите мокрота зеленоватая и вязкая, имеет слизисто-гнойный характер. При абсцессе легкого мокрота чисто гнойная, зеленоватая, полужидкая. При тяжелых заболеваниях легких в мокроте наблюдается примесь крови.

В процессе микроскопического исследования мокроты определяется ее клеточный состав. Также практикуется исследование мочи и крови. Все эти методы исследования позволяют диагностировать недуги, которые поражают органы дыхания, и назначить необходимое лечение.

Лечение

Учитывая тот факт, что заболевания органов дыхания являются одними из наиболее распространенных болезней, как у детей, так и у взрослых, их лечение и профилактика должны быть максимально четкими и адекватными. Если болезни органов дыхания не диагностировать своевременно, то впоследствии лечить органы дыхания человека приходится намного дольше, а система терапии становится более сложной.

В качестве медикаментозных методов терапии применяется ряд средств, которые назначаются комплексно. В данном случае практикуется этиотропная терапия (лекарства, которые устраняют причину болезни), симптоматическое лечение (устраняет основные симптомы), поддерживающая терапия (средства для восстановления функций, которые были нарушены в процессе развития заболевания). Но любые медикаменты должен назначать только врач после комплексного обследования. В большинстве случаев практикуется применение , эффективных против конкретного возбудителя.

Кроме того, в процессе лечения заболеваний применяется другие методы: физиотерапия, ингаляции, мануальная терапия, лфк, рефлексотерапия, массаж грудной клетки, дыхательная гимнастика и др.

Для профилактики заболевания органов дыхания, учитывая их строение и особенности передачи возбудителей, используются средства защиты органов дыхания. Очень важно применять средства индивидуальной защиты (ватно-марлевые повязки), пребывая в прямом контакте с человеком, у которого диагностирована вирусная инфекция.

Рассмотрим более подробно некоторые распространенные заболевания органов дыхания, их лечение и методы профилактики.

Бронхит

При развитии этой болезни происходит острый воспалительный процесс слизистой оболочки бронхов, в более редких случаях воспаляются все слои стенок бронхов. Развитие недуга провоцируют аденовирусы, вирусы гриппа, парагриппа, ряд бактерий и микоплазм. Иногда в качестве причин бронхита выступают некоторые физические факторы. Бронхит может развиваться как на фоне острого респираторного заболевания, так и параллельно с ним. Развитие острого бронхита происходит при нарушении способности фильтровать воздух верхними дыхательными путями. Кроме того, бронхит часто поражает курильщиков, людей с хроническими воспалениями носоглотки, а также при наличии деформации грудной клетки.

Симптомы острого бронхита , как правило, возникают на фоне ларингита или насморка . Больной жалуется на дискомфортные ощущения за грудиной, его беспокоят приступы сухого или влажного кашля, слабость. Возрастает температура тела, и если течение болезни очень тяжелое, то температура бывает очень высокой. Дыхание затруднено, присутствует одышка. Ввиду постоянного напряжения при кашле может проявляться боль в грудине и в брюшной стенке. Спустя некоторое время кашель становится влажным, и начинается отделение мокроты. Как правило, острые симптомы болезни начинают стихать примерно к четвертому дню, а если течение болезни благоприятное, то излечение возможно уже к 10 дню. Но если к недугу присоединяется бронхоспазм , то бронхит может прейти в хроническую форму.

Трахеит

При остром трахеите у больного происходит воспалительный процесс слизистой оболочки трахеи. Он развивается под воздействием бактериальных, вирусных, или вирусно-бактериальных инфекций. Также воспаление может развиваться под действием физических и химических факторов. У больного наблюдается отек слизистой оболочки трахеи, хриплый голос, затрудненное дыхание. Беспокоят приступы кашля, вследствие которых развивается головная боль. Кашель проявляется утром и ночью, незначительно повышается температура, общее недомогание выражено слабо. Острый трахеит иногда переходит в хронический.

Ларингит

При ларингите воспаление поражает слизистую гортани и голосовых связок. Врачи подразделяют ларингит на хронический катаральный и хронический гипертрофический . В зависимости от интенсивности и распространенности патологического процесса проявляется определенная клиническая картина. Пациенты жалуются на охриплость, першение и сухость в горле, постоянное ощущение в горле инородного тела, кашель, при котором мокрота отделяется трудно.

Гайморит

При развивается воспалительный процесс верхнечелюстной придаточной пазухи носа. Как правило, так проявляется осложнение при некоторых инфекционных болезнях. Гайморит проявляется под воздействием вирусов или бактерий, которые попадают через кровь или полость носа в гайморову пазуху. При гайморите больного беспокоит постоянно нарастающий дискомфорт в носу и области около носа. Боль становится более интенсивной в вечернее время, постепенно переходя в общую головную боль. Иногда гайморит развивается с одной стороны. Носовое дыхание затрудняется, меняется голос, становясь гнусавым. Иногда пациент отмечает, что ноздри заложены попеременно. Выделения из носа могут быть либо прозрачными и слизистыми, либо гнойными, имеющими зеленоватый оттенок. Но если нос сильно заложен, слизь может не выделяться. Температура тела иногда возрастает до 38 градусов, иногда еще выше. Кроме того, у человека отмечается общее недомогание.

Ринит

Ринит , то есть насморк, — это воспалительный процесс слизистой оболочки носовой полости, при котором наблюдается заложенность носа, выделения, зуд в носу. Ринит, как правило, проявляется как последствие сильного переохлаждения под воздействием бактерий или вирусов. Отдельно выделяется , проявляющийся у людей, которые склонны к аллергическим реакциям. Болезнь развивается под воздействием разнообразных аллергенов — пыльцы растений, клещей, шерсти животных и др. Выделяется острая и хроническая форма недуга. Хронический ринит – последствие внешних воздействий, которые нарушают питание слизистой оболочки носа. Также болезнь может перейти в хроническую форму при частых воспалениях, возникающих в полости. Лечить этот недуг должен только врач, так как хронический ринит может перейти в гайморит или синусит .

Ангина

Острое заболевание инфекционного характера, при котором развивается воспалительный процесс небных миндалин и , регионарных к ним. Возбудитель размножается на миндалинах, после чего иногда распространяется в другие органы, вызывая осложнения болезни. После стрептококковой ангины у человека не развивается . Заболевание начинается с общего ощущения слабости, озноба, головной боли. Отмечается , ломота в суставах. Температура тела может подняться до 39С. Постепенно болевые ощущения в горле становятся более интенсивными. Подчелюстные лимфоузлы увеличиваются, присутствует их болезненность. Отмечается краснота небных дужек, язычка, миндалин. Также на миндалинах иногда есть или места, где скапливается гной.

Пневмония

При пневмонии происходит воспаление легких под воздействием инфекции. Поражаются альвеолы, которые отвечают за насыщение кислородом крови. Болезнь вызывает достаточно широкий спектр возбудителей. Пневмония часто проявляется как осложнение других болезней органов дыхания. Чаще всего болезнь отмечается у детей, пожилых людей, а также у людей с ослабленными защитными силами организма. Возбудители болезни оказываются в легких, попадая туда через дыхательные пути. Симптомы болезни проявляются резко: температура растет до 39-40 градусов, развивается боль в груди и кашель с гнойной мокротой. Ночью пациента беспокоит сильное потоотделение, а днем – слабость. Если не предпринять своевременного лечения болезни, вероятен летальный исход.

Туберкулез

Инфекционный недуг, который вызывают микобактерии туберкулеза. При туберкулезе у больного развивается клеточная аллергия, специфические гранулемы в разных органах и тканях. Постепенно поражаются легкие, кости, суставы, лимфоузлы, кожа и другие органы и системы. Если не практикуется адекватное лечение, болезнь заканчивается летально. Следует отметить устойчивость микобактерии туберкулеза к разным воздействиям. Заражение происходит воздушно-капельным путем. Если у человека выявляют туберкулезную инфекцию, то ему назначается полный курс терапии препаратами против туберкулеза. Лечение длительное, оно занимает до 8 месяцев. В запущенных случаях практикуется хирургическое лечение – удаляется часть легкого.

Профилактика болезней органов дыхания

Наиболее простым, но при этом очень важным методом профилактики болезней этого типа считается увеличение времени, которое человек проводит на свежем воздухе. Не менее важно часто проветривать помещение.

Следует отказаться от курения, а также регулярного употребления спиртного, так как на дыхательной системе эти привычки сказываются особенно негативно. Ведь вредные вещества, которые присутствуют как в табаке, так и в алкоголе, попадают в легкие и травмируют их, а также влияют негативно на слизистые оболочки. У злостных курильщиков значительно чаще диагностируется рак легкого , а также легких , хронический бронхит .

В качестве других методов профилактики практикуется специальная дыхательная гимнастика, профилактические ингаляции из лекарственных трав, а также с использованием эфирных масел . Людям, склонным к болезням органов дыхания, рекомендуется выращивать в доме как можно больше комнатных цветов, которые вырабатывают кислород .

В целом профилактика болезней органов дыхания состоит в здоровом и активном повседневном образе жизни.

Заголовки

Своевременная профилактика заболеваний органов дыхания может стать защитой от довольно серьезных проблем, недооценивать которые весьма опасно. Ведь болезнями этой важной системы организма являются не только простудные заболевания, к которым большинство людей относятся незаслуженно легкомысленно.

Болезни дыхательной системы

Недуги, поражающие бронхи или легкие, бывают тяжелым, иногда даже смертельно опасным испытанием для человека.

К большому сожалению, существует довольно высокая вероятность столкнуться с такими проблемами, как:

  1. Туберкулез легких. Инфекция передается в момент личного контакта воздушно-капельным путем.
  2. Плеврит. Гной, который накапливается в тканях, поражает легкие. Это может вызывать кровотечения. Процесс дыхания существенно затрудняется. Лечебными мерами является оперативное вмешательство.
  3. Пневмония (воспаление легких). Инфекция поражает дыхательную систему, вызывая отек слизистых оболочек. В организм не поступает необходимое количество кислорода, развивается анемия.
  4. Круп - это налет гноя в горле, гортани и на слизистых оболочках. Дыхательные процессы сильно затруднены, иногда становятся невозможными.

Все эти заболевания могут стать смертельно опасными. Но если даже к обыкновенной простуде, сопровождающейся кашлем и чиханием, относиться недостаточно серьезно, переносить болезнь «на ногах», пренебрегать назначениями врача, тяжелые последствия в виде осложненных форм заболевания не заставят себя ждать. Кроме того, инфекция может поразить и другие органы. Человек слабеет, защитные силы организма не справляются с проблемами. Чтобы не усугублять болезненную ситуацию, необходимо вовремя и правильно лечить заболевание.

Вернуться к оглавлению

Профилактические меры - разумное решение проблемы

Предупреждение проблемы всегда разумнее, чем последующая тяжелая борьба с ней.

Все системы организма, в том числе и органы дыхания, снабжены серьезными возможностями для защиты. Это и иммунитет (общий и местный), и специфические способы избавления от нежелательных «вторжений». Для органов дыхания, к примеру, такой защитой служит рефлекс кашля и чихания. Это помогает организму избавляться от излишков слизи, пыли и других веществ, попадающих в носоглотку. Само устройство носовой полости является природным барьером для болезнетворных микроорганизмов.

Однако то, насколько качественно работают «охранные устройства», как система справляется с предотвращением разрушительного воздействия инфекций, зависит от ее тренированности и общих условий, в которых находится организм человека.

Профилактика заболеваний органов дыхания может быть трех видов:

  1. Укрепление всего организма, усиление его защитных качеств.
  2. Специфические процедуры, направленные на улучшение работы носоглотки, бронхов и легких.
  3. Создание условий для полноценной и здоровой работы дыхательной системы.

Процесс укрепления организма и его защитной системы (иммунитет) известен всем: это определенный образ жизни. Физическая активность, закаливающие процедуры, правильное питание и отказ от вредных привычек - все это делает человека сильным и помогает противостоять любым болезням. Но эти общие рекомендации являются в то же время конкретными инструкциями по предотвращению болезней бронхов, легких и других органов дыхания.

Тренированная иммунная система поможет бороться с попадающими в организм микробами. Но физическая активность укрепляет и сердечную мышцу, а объем легких напрямую зависит от ее тренированности. Избавление от вредных привычек - это отказ от курения, которое разрушает непосредственно органы дыхания и усугубляет любое их заболевание. Прогулки на свежем воздухе и своевременное проветривание помещений - это один из способов избежать бронхитов и воспаления легких и в то же время тренированная иммунная система. Правильное и полноценное питание является одним из методов предотвращения заболевания туберкулезом.

В качестве методов, предотвращающих болезни дыхательных органов, можно назвать:

  1. Дыхательную гимнастику.
  2. Ингаляции с лекарственными веществами.
  3. Профилактические лечебные мероприятия.

Умение дышать правильно стимулирует нервные окончания носоглотки, позволяет природным «фильтрам» задерживать болезнетворные микробы, создает условия для прогревания воздуха перед тем, как он попадает в бронхи и легкие. Необходимо приучаться дышать только через нос.

Строение этого органа делает его прекрасным барьером для пыли, других инородных частиц и инфицирующих организм микробов. А многочисленные кровеносные сосуды согревают вдыхаемый воздух. Избавление от привычки дышать через рот является полезной профилактической мерой, предотвращающей недуги.

Специальные комплексы упражнений дыхательной гимнастики известны во многих лечебных и оздоровительных методиках. Разучив подходящий комплекс, можно тренировать дыхательные органы, стимулировать их питание. При этом нужно соблюдать должную осторожность: чрезмерное усердие не полезно, может привести к головокружениям и обморочным состояниям. Лучше всего предварительно проконсультироваться со специалистами.

Ингаляции - попадание пара, который насыщен полезными для органов дыхания веществами, в дыхательные пути человека. Для ингаляций применяются отвары и эфирные масла растений, обладающих антисептическими, тонизирующими, заживляющими свойствами. Выпускаются модели ингаляторов, компактные и удобные для использования. Многие из них позволяют производить процедуру с «холодным паром». Такие методы являются хорошей профилактикой заболеваний и могут применяться в лечебных учреждениях и в домашних условиях. Подбирая лекарственные травы, важно помнить о противопоказаниях, возможном развитии аллергических реакций, которые приводят к удушью.

Профилактика заболеваний органов дыхания

Проблемы с дыханием у детей волнуют каждого родителя. Остановки в дыхании у новорожденных, хрипы, кашель, удушье – признаки разных заболеваний, но меры профилактики могут быть одинаковыми во многих случаях:
1) Воздух в комнате ребенка должен быть чистым, свежим и увлажненным. Поэтому при проведении уборки лучше всего купить и использовать, который увлажняет пыль, не дает ей возможности снова быть выброшенной со струй воздуха. Дополнительно следует прочистить кондиционеры в квартире, фильтры которых обладают способностью накапливать пыль и забрасывать ее и плесень внутрь квартиры.
2) Для увлажнения воздуха можно использовать специальные приборы или завести рыбок в аквариуме, посадить зеленые комнатные насаждения. Контроль уровня воды в аквариуме или влажность почвы в цветочных горшках позволяют поддерживать нужный уровень влажности.
3) Психологи отмечают проблемы с дыханием у тех детей, которые воспитываются в атмосфере подавления, или когда опека родителей «душит» их, не дает возможности проявить свою индивидуальность.
4) Кашель детей в психосоматике часто означает потребность детей «кричать» о своих проблемах, ведь кашель слышно бывает даже в соседней квартире, поэтому реакция родителей наступает незамедлительно. Следует разобраться, о чем же хочет сказать ребенок своим кашлем.
5) Клинические психологи и психоаналитики часто используют интерпретации отсутствия или затруднения дыхания как потребность ребенка вернуться в лоно матери, где не нужно было дышать, где он находился под ее защитой. По всей видимости, малыш испытывает незащищенность и недоверие к окружающим, одиночество или отверженность родителями.
Создание хороших гигиенических условий, эмоциональная поддержка и проявление любви к малышу могут стать комплексной профилактикой заболеваний органов дыхания.

Укрепляем иммунитет ребенка: проветриваем, увлажняем, закаляемся

с реди современных детей вряд ли найдешь хотя бы одного, кто не болел бы ни разу. И ведь болезни в подавляющей массе простудные, повторяющиеся из года в год, а то и в течение года. Мы привычно ссылаемся на плохую экологическую обстановку, некачественные продукты, вредные для здоровья материалы. Однако только ли в этом дело?

Никакая простуда не будет мучить человека с хорошим иммунитетом. Во всяком случае, он перенесет ее гораздо легче. Однако всегда ли родители понимают, что предметом их основного внимания, если они хотят вырастить здорового человека, должно быть укрепление природного иммунитета.

Очень распространена типичная родительская ошибка – ребенка надо оберегать от негативного влияния окружающей среды. Каково же удивление родителей, когда ребенок, несмотря на все меры предосторожности, заболевает, и болеет тяжело, с осложнениями, причем в виде аллергии на самые неожиданные факторы.

А все дело в том, что родители сами открыли дверь аллергии: организм ребенка, выросшего практически в стерильной среде, не способен различить вредоносные микроорганизмы и бороться с ними.

Прежде всего, надо позаботиться о качестве воздуха в доме: ведь в сухом и застоявшемся воздухе опасные микробы размножаются с гигантской скоростью. Можно завести дома аквариум: испаряющаяся вода насытит воздух влагой. Именно увлажненный воздух способствует правильному дыханию. Если вы очень занятые люди, и вам некогда ухаживать за рыбками, вас выручит увлажнитель воздуха. Иногда только увлажнения бывает достаточно, чтобы аллергия отступила.

Приучите ребенка спать с открытой форточкой: естественная вентиляция угнетает развитие микроорганизмов. Разрешайте ему ходить босиком. Можно купить специальные коврики, а можно использовать и более интересные варианты, например. Емкости с крупным песком или галькой.

Не используйте для уборки слишком много средств бытовой химии: они сами по себе являются причиной аллергии. Ни в коем случае не давайте ребенку никаких лекарств без назначения врача.

Для профилактики заболеваний органов дыхания,

предлагаем использовать комплексы дыхательной гимнастики

в соответствии с возрастными особенностями

Упражнения, которые всегда можно комплектовать и чередовать по своему усмотрению для детей I и II младшей группы

Часики.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
Каша кипит.
Сесть, одна рука на животе, другая - на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Паровозик .
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.
Летят мячи .
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.
Насос.
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону - выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону
Регулировщик.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
Вырасти большой .
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».
Маятник.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.
Гуси летят.
Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны - вдох, опустить вниз - выдох, произносить «г-у-у-у».
Семафор.
Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны - вдох, медленно опустить вниз - длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.

Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет малыша

Чтобы не болеть, надо научиться правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые рекомендации научат вас и вашего малыша дыхательной самозащите.

1. Большой и маленький
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький

2. Паровоз
Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

3. Летят гуси
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося "г-у-у". Повторите с ребенком восемь-десять раз.

4. Аист

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

5. Дровосек
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

6. Мельница
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р". Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз


7. Конькобежец
Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося "к-р-р". Повторите с ребенком пять-шесть раз.


8. Сердитый ежик
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

9. Лягушонок
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

10. В лесу
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.


С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!

Примеры комплексных дыхательных гимнастик для средней группы

Комплекс №1

1. «Послушаем своё дыхание»

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

И.п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

  • куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
  • какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);
  • какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;
  • какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой);
  • тихое, неслышное дыхание или шумное.

2. «Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

3. «Подыши одной ноздрёй»

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

  1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
  1. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох – выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

4. «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И.и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

1. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар

2. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

5. «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, рёберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межрёберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.

1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер.

Повторить 6-10 раз.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.

6. «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.

Повторить 4-8 раз.

7. «Ветер» (очистительное полное дыхание).

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

И.п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.

2. Задержать дыхание на 3-4 с.

3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

8. «Радуга, обними меня»

Цель: та же.

И.п.: стоя или в движении.

1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

2. Задержать дыхание на 3-4 с.

3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза.

9. «Дышим тихо, спокойно и плавно». Повторить 3-5 раз упражнение

Комплекс №2

Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и лёгкие с напряжением тонуса определённых групп мышц.

Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.

1. «Подыши одной ноздрёй».

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрёй» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

2. «Ёжик».

Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

3. «Губы «трубкой».

1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные

Мышцы.

2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все

Лёгкие до отказа.

3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

4. Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и

Выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Повторить 4-6 раз.

4. «Ушки».

Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.

Повторить 4-5 раз.

5. «Пускаем мыльные пузыри».

1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы

Носоглотки.

2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как

Бы пуская мыльные пузыри.

3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы

Носоглотки.

4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой.

Повторить 3-5 раз.

6. «Язык «трубкой».

1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык

Высунуть и тоже сложить «трубкой».

2. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все

Лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки.

3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы

Подбородок коснулся груди. Пауза – 3-5 секунд. 4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.Повторить 4-8 раз.

7. «Насос».

1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

2. Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом

Наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как

При накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и

Вдохов).

3. Выдох произвольный.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Усложнение. Повторит 3 раза упражнение, затем наклоны вперёд – назад (большой маятник), делая при этом вдох – выдох. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.

При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.

Повторить 3-5 раз.

8. «Дышим тихо, спокойно и плавно».

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

Старшая и подготовительная группы

ДЫХАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ А.Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

«Разминка». И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в. локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу. Присесть, скрестив руки навстречу друг другу, вдох носом - активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в и.п. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд 8 раз без пауз. Темп 1-2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

«Наклоны» Частъ первая. И. п. - стоя, нога на ширине плеч, туловище прямое, руки опущены («по швам»). Наклониться вперед, руки произвольно опустить, слегка скрестив, вдох носом - быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение не полностью - и снова вдох во время наклона вперед. О выдохе не думать, не мешать, но и не помогать ему. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, наклоняться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

Часть вторая. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки на уровне плеч, согнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернуты друг к другу. Отклониться назад, руки резко скрестить перед грудью; вдох носом - быстрый, активный, ясно слышимый (но не шумный). Вернуться в и. п. не полностью - и снова вдох при наклоне назад. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, движения ритмичные, о выдохе не думать (не мешать и не помогать выдоху). Повторить 10-20 раз.

«Маятник». И. п. - стоя, наклоняясь вперед, руки опущены вниз, Покачиваться вперед-назад. При наклоне вперед и вдохе руки скрещиваются. Вдох через нос, быстрый, активный, хорошо слышный (но он не должен быть нарочито шумным). Темп 1-2 вдоха в секунду. Повторить 10-20 раз.

При выполнении указанных упражнений не надо стараться вдохнуть как можно больше воздуха - наоборот, вдох должен быть по объему меньше, чем возможно. Во время движений следует стараться освободиться от напряжения, установить индивидуальный естественный, но энергичный темп. Руки далеко от тела не уводить! Не помогать выдоху! Надо стараться сделать его незаметным, бесшумным. Следует помнить, что цель организация дыхания, а движение - лишь средство для этого. Каждое упражнение повторять с паузами в 1,2,3 секунды - так, чтобы получилось не менее 128-160 дыханий, а всего 600-640 дыхательных движений на четыре

упражнения.

Освоенные движения в последующем рекомендуется сочетать со звуковыми упражнениями.

В старшем дошкольном возрасте постепенно возрастает нагрузка на опорно-двигательный аппарат и другие системы организма за счет большей интенсивности и повышения дозировки упражнений. Вводятся круговые движения рук (вперед и назад), рывковые движения прямых и согнутых рук. В упражнениях для туловища делаются повороты и наклоны в стороны, повороты вокруг себя стоя и лежа. Больше внимания уделяется специальным дыхательным упражнениям. Широко используются различные индивидуальные пособия, кроме того, даются имитационные упражнения. Дыхательные упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6-8 раз.

Упражнения на удлинение выдоха

«Наклоны вперед». И.п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

Спокойный вдох в и.п. 1-2-3 - пружинистые наклоны вперед с тройным выдохом. Руки за спину, смотреть вперед. 4 - вернуться в и.п.

«Наклоны в сторону» («Наклоны с зонтиком»). И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Спокойный вдох в и.п. 1-2-3 - тройной наклон в сторону, поднять разноименную руку над головой - «накрылись зонтиком» - выдох. 4 - вернуться в и.п.

«У кого дольше колышется ленточка». Каждый ребенок берет в руку узкую ленточку из тонкой цветной бумаги. Ноги на ширине плеч, руки внизу, слегка отведены назад. Спокойный вдох. На выдохе поднести ленточку ко рту, сделать небольшой наклон.

Специальные дыхательные упражнения

«Задуй свечку». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.

«Полное дыхание». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться.

Упражнения на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей.

Упражнения можно выполнять стоя или в движении.

«Ёжик». Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напряжена); выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

«Ушки». Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следить, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось.

Вдохи выполняются с напряжением мышц носоглотки. Выдох произвольный.

Дыхательная гимнастика по методу Б. С. Толкачёва.

Комплекс 1

1. «Качалка».

И.п. – сидя на стуле, руки на коленях. Раскачивать туловище вперёд-назад, произнося на выдохе «Ф-р-оо-хх!». Повторить 6-8 раз.

2. «Ёлочка растёт».

И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая, произносить: «Страх-х!». Повторить 2-3 раза.

3. «Зайчик».

И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Приседая, сгибать руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся на задние лапки. Произносить на выдохе: «Фр!». Повторить медленно 5-7 раз.

4. «Как гуси шипят».

И.п. – встать, ноги врозь, ступни параллельно, держа палку на сгибе рук. Наклониться вперёд, смотря перед собой и вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш…». Повторить в среднем темпе 3-4 раза.

5. «Прижми колени».

И.п. – сесть, ноги вытянуть, палку опустить. Притянуть ноги к себе, прижать колени палкой к груди, произнося: «Уф-ф!». Выпрямить ноги, руки опустить. Повторить медленно 5-7 раз.

6. «Гребцы».

И.п. – сесть, ноги врозь, палку держать у груди. Наклониться вперёд, коснуться палкой носков ног, произнести: «Гу!». Выпрямиться, палку притянуть к груди. Повторить медленно 3-5 раз.

7. «Скрещивание рук внизу».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Опуская прямые руки вниз и скрещивая их перед собой, произносить: «Та-ак!» - и поднимать их в стороны. Повторить в среднем темпе 4-6 раз.

8. «Достань пол».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки вперёд. Наклониться вперёд и достать ладонями пол со словами: «Бак». Повторить медленно 2-4-раза.

9. «Постучи кулачками».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Присесть и 3 раза постучать кулачками о пол, приговаривая: «Тук-тук-тук».Повторить в среднем темпе 2-3 раза.

10. «Прыжки».

Прыгать на обеих ногах, произнося на каждый прыжок: «Ха». Каждые 12-16 прыжков чередовать с ходьбой.

Комплекс 2 «На улице».

1. «Погрейся».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произнося: «Ух-х-х!». Разводить руки в стороны – назад. Повторить 8-10 раз.

2. «Конькобежец».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки заложить за спину. Сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны (подражая движениям конькобежца) и произнося: «Кр-р-р!». Повторить в среднем темпе 5-8 раз.

3. «Заблудился».

И.п. – поставить ноги вместе, руки сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А-у-у-у!». Повторить 8-10 раз.

4. «Снежный ком».

И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперёд, обхватить руками голени, голову опустить. При этом произносить: «Хр-р-р!». Повторить медленно 3-5 раз.

5. «Снеговик веселится».

И.п. – поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося: «Ха!». Повторить 6-8 раз.

6. «Вырасти большим».

И.п. – встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося: «У-х-х-х!». Повторить 4-5 раз.

Материал подготовила Шарипова Г.В.

инструктор по физической культуре