Минимальная мозговая дисфункция у детей лечение. Синдром минимальной мозговой дисфункции у детей. Причины появления и развития мозговой дисфункции




Минимальная мозговая дисфункция - заболевание психоэмоциональной и поведенческой сфер. Эта патология возникает из-за нарушений в головном мозге ребенка, которые появились во время родов или беременности, а также вследствие неправильного воспитания. Заболевание характеризуется ухудшением внимания, поведения, памяти и двигательной активности. Коррекция болезни осуществляется при помощи препаратов, психотерапии, работы психологов, педагогов и логопедов.

Минимальная мозговая дисфункция: описание заболевания

Минимальная мозговая дисфункция (ММД , МЦД) - комплекс нарушений психоэмоциональной сферы, который возникает по причине недостаточности ЦНС (центральной нервной системы). Этот недуг появляется у детей и характеризуется расстройствами поведения и эмоций, а также вегетативных функций. Причинами возникновения этого заболевания считаются поражение участков коры головного мозга и аномалии центральной нервной системы. Факторами развития этого недуга являются острые вирусные болезни и обострения различных соматических патологий матери, которые сопровождаются длительной интоксикацией организма.

К причинам возникновения относятся плохое питание, нарушения обменных процессов. Патологии беременности, неблагоприятная экологическая обстановка, вредные привычки, недоношенность плода также влияют на развитие ММД. Спровоцировать это заболевание могут стремительные роды, нейроинфекции. В возрасте 3-6 лет ММД может быть следствием воспитания в неблагополучной семье.

Основные клинические проявления

Первые симптомы этого синдрома у детей могут развиваться после родов, в дошкольном и школьном возрасте. Для каждой категории существуют свои специфические клинические проявления. Признаки ММД в первый год жизни ребенка характеризуются неврологическими симптомами. При заболевании нарушения происходят в следующих сферах:

  • внимание;
  • речь;
  • память;
  • двигательная сфера;
  • поведение;
  • эмоции;
  • ориентировка в пространстве.

У новорожденных отмечается нарушение тонуса скелетных мышц - тремор и гиперкинезия (внезапно возникающие непроизвольные движения в одной или группе мышц). Симптомы проявляются спонтанным образом. Они не связаны с эмоциональным фоном ребенка, в некоторых случаях усиливаются при плаче. Отмечаются нарушения сна и аппетита. У детей возникают патологии зрительной координации и задержка в психическом развитии. В 8-12 месяцев появляются нарушения манипуляции с предметами. Развиваются патологии функций черепно-мозговых нервов и повышение внутричерепного давления.

По причине чрезмерной возбудимости стенок желудочно-кишечного тракта отмечается чередование диареи и запоров. Обнаруживаются частые срыгивания и рвота. В возрасте 1-3 лет ММД характеризуется высокой активностью и возбудимостью. Отмечаются резкое снижение и потеря аппетита, а также нарушение сна, которое характеризуется долгим засыпанием, беспокойным поведением и ранним пробуждением.

У таких детей наблюдаются медленная прибавка в весе, запоздалое развитие речи, нарушение чтения и энурез. В возрасте 3 лет пациенты отличаются неуклюжестью, высокой утомляемостью, импульсивностью и негативизмом. Такие дети могут долго находиться в неподвижном состоянии и концентрироваться на каком-то задании или игре. Они легко отвлекаются и совершают большое количество бесполезных и хаотичных движений. Дети с трудом переносят яркий свет, сильный шум, духоту в помещениях и жаркую погоду. Их укачивает в транспорте, быстро возникает тошнота с рвотой. У детей отмечаются проблемы в школе из-за их поведения.

Наибольшая выраженность минимальной мозговой дисфункции отмечается у пациентов при их первом попадании в коллектив (4-6 лет). У таких детей наблюдаются высокая возбудимость, повышенная двигательная активность или заторможенность. У них рассеянное внимание и нарушения памяти. Они с трудом осваивают школьную или детсадовскую программу. Дети не могут полностью сформировать навыки письма, чтения. Отмечаются нарушения счета (акалькулия). Ребенок акцентирует внимание на своих неудачах, развиваются заниженная самооценка и неуверенность в себе. Дети растут эгоистами и склонны к уединению. Отмечается предрасположенность к конфликтам. Дети часто отказываются от обещаний, которые дают. В коллективе ребенок стремится занять позицию лидера или полностью отстраниться от других. В результате этого могут появиться нарушения социальной адаптации, психические отклонения и ВСД (вегетососудистая дистония).

У больных детей отмечается лабильность (перепады) настроения, вспышки агрессии и гнева. В большинстве случаев они путают «право» и «лево», пишут буквы зеркально. Отмечаются сложности механического запоминания.

У детей наблюдаются нарушения мелкой моторики и артикуляции. Они плохо воспринимают чужую речь и не усваивают информацию на слух. У грудничков отмечаются повышенная капризность, заболевания желудочно-кишечного тракта и судороги. Следствием минимальной мозговой дисфункции у детей школьного возраста является синдром дефицита внимания и гиперактивности. Последствиями ММД у взрослых людей является раздражительность, резкая смена настроения, импульсивность в поведении. Отмечаются трудности в усвоении навыков. Пациенты жалуются на неловкость движений.


Диагностика

Диагноз ММД устанавливается на основе анамнеза, лабораторных и инструментальных способов исследования. Сведения, полученные от пациента, позволяют выявить возможные причины и определить первичные симптомы, а в возрасте от 3 до 6 лет - динамику клинических проявлений и их выраженность. Для верного установления диагноза существуют определенные критерии:

  • первое появление симптомов до 7 лет;
  • сохранение на протяжении полугода (минимум);
  • возникновение симптомов как минимум в двух социальных сферах.

При обследовании новорожденного большое внимание уделяется проверке рефлексов. Детям школьного возраста для установления диагноза рекомендуется осуществить осмотр психолога и пройти психодиагностические методики, такие как тест Векслера, «Лурия - 90 ». Общие лабораторные исследования результатов не дают.

Для оценки состояния головного мозга, центральной нервной системы и мозгового кровообращения проводятся электро-, рео-, эхоэнцефалография, компьютерная и магнитно-резонансная томографии. Последние два метода помогают определить снижение объема коры головного мозга в лобной и теменной области, уменьшение размеров мозжечка. Чтобы исключить переломы, необходим рентген костей черепа.

Нужна дифференциальная диагностика. Этот вид исследования зависит от возраста ребенка и дебюта заболевания. Он осуществляется с такими заболеваниями, как:

  • черепно-мозговые травмы;
  • нейроинфекции;
  • детский церебральный паралич;
  • шизофрения.

   Внешне ММД у детей может проявляться по-разному (в зависимости от особенностей психики ребёнка), но в основе этих проявлений лежит кое-что общее: ребёнок не способен регулировать своё поведение и управлять своим вниманием.

   Для ребёнка с данным нарушением характерны следующие особенности:

   1. Невнимательность:

    - слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;

    - не может долго сосредоточиться даже на интересном занятии;

    - с энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его;

    - имеет трудности в организации (игры, учёбы, занятий);

    - избегает скучных и требующих умственных усилий занятий;

    - часто теряет вещи;

    - очень забывчив.

   2. Сверхактивность:

    - мало спит, даже в младенчестве;

    - находится в постоянном движении;

    - ёрзает, не может усидеть на месте;

    - проявляет беспокойство;

    - очень говорлив.

   3. Импульсивность:

    - отличается резкими сменами настроения;

    - отвечает до того, как его спросят;

    - не способен дождаться своей очереди;

    - часто вмешивается, прерывает;

    - не может ждать вознаграждения (требует его здесь и сейчас);

    - не подчиняется правилам (поведения, игры);

    - по-разному ведёт себя при выполнении заданий (иногда спокоен, а иногда - нет).

   Специалисты полагают, что причины ММД у детей весьма разнообразны: перинатальная патология , недоношенность, токсические поражения нервной системы, черепно-мозговая травма и так далее. Однако до конца так и не установлено, как именно эти факторы приводят к различным ММД.

   Парадокс заключается в том, что малыш с ММД, по большому счёту, здоров. Потому что это не болезнь. ММД - это функциональное расстройство, возникающее из-за задержки развития отдельных структур мозга (некоторые структуры формируются медленнее других, из-за чего нарушается давление в сосудах мозга).

   Всё лечение при ММД у детей (хоть годовалый ребёнок, хоть в возрасте 7-ми лет) сводится к трём назначениям: ноотропные препараты и витамины (для улучшения работы мозга), настои трав на ночь (чтобы сон малыша был спокойным) и терпение (это совет родителям). А ещё наблюдение и функциональное обследование у невропатолога (раз в год или чаще).

   Все эти назначения не лечат, но предохраняют от воспаления, то есть от более серьёзных последствий для организма, которые уже действительно придётся лечить.

   В 90% случаев ММД у детей примерно к 12-ти годам проходит сама, даже без медикаментозной поддержки, однако без неё у малыша с вероятностью 99% останутся приобретённые нарушения поведения как привычка и однозначное представление о себе как о трудном и плохом ребёнке.

   Часто на фоне назначений невропатолога родители видят явный прогресс у крохи и решают, что можно отменить применение лекарственных трав. И всего через месяц ситуация может вернуться в изначальное состояние.

Диагностика ММД у детей

   Диагноз поставить легко только в случае высокой выраженности симптомов - чрезмерной и постоянной гиперактивности у ребёнка (реактивный тип ММД). Для таких детишек есть чёткие диагностические критерии, на основании которых делают заключение о наличии СНВГ или СДВГ. Остальные типы ММД (их всего пять) трудно распознать, пока ребёнку не исполнится 6,5 лет.

   В действительности разные типы ММД отличаются следующим:

   1. Активный тип.

   Активный тип быстро включается в работу, в начале очень внимателен, но так же быстро выключается и теряет концентрацию внимания. Такой ребёнок может казаться лентяем - на самом деле ему просто трудно удерживать внимание.

   2. Ригидный тип.

   Ригидный тип, наоборот, очень тяжело включается в новую игру или занятие, активность и внимание у него появляются только в конце. Этот ребёнок обычно получает ярлык "тугодум" или "тупой", а ему всего лишь сложно включаться в работу.

   3. Астеничный тип.

   Астеничный тип очень медлителен и при этом невнимателен и рассеян. Такие дети очень недолго способны концентрировать внимание, поэтому им просто не хватает времени, чтобы услышать всё, что необходимо.

   4. Реактивный тип.

   Реактивный тип, наоборот, слишком активен. Но также быстро теряет работоспособность и трудно усваивает новые знания.

   5. Субнормальный тип.

   Субнормальный тип характерен для детей, у которых концентрация внимания наиболее выражена в середине занятия или игры. Работоспособность у них падает медленно. Они создают впечатление нормальных здоровых детишек, но с низкой мотивацией. На самом деле такие дети настолько стараются и выкладываются, что их мозг периодически сам себя выключает - чтобы избежать излишней нагрузки.

   Все дети с ММД по типам распределяются примерно так: активный - 10%, ригидный - 20%, астеничный - 15%, реактивный - 25%, субнормальный - 30%. К сожалению, определить, к какому типу относится нарушение ребёнка, можно только перед поступлением в школу.

   Если невропатолог поставил вашему ребёнку диагноз ММД, то следует прислушаться к следующим советам:

   1. Не стоит пугать себя тем, что написано про детей в статьях про ММД и гиперактивность. Помните: организм ребёнка способен компенсировать очень многие дисфункции.

   2. Не ругайте ребёнка за то, что он не может исправить в себе - чрезмерную подвижность, невнимательность и так далее. Это ничего не изменит, только понизит его самооценку.

   3. Вы очень поможете малышу, если не будете создавать дополнительные трудности для его мозга. Как этого избежать, подскажет психолог с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - комплекс относительно легких нарушений и заболеваний центральной нервной системы, которые проявляются в форме девиантного поведения, речевых расстройств, проблем с обучением. К ММД также относятся: синдром дефицита внимания, гиперактивность, замедленное психомоторное развитие, детские психозы и т.д.

Признаки нарушений в работе ЦНС, которые и приводят в дальнейшем к возникновению различных мозговых дисфункций у детей, наблюдаются примерно у 20% новорожденных. С возрастом почти у половины наблюдаемых нарушение корректируется либо самостоятельно, либо под воздействием внешних факторов (воспитания, обучения и т.д.). Среди школьников симптомы ММД регистрируются у 5–15% - в зависимости от социального положения и региона проживания. Чаще всего заболевание проявляется у детей, которым родители не уделяют должного внимания, в неблагополучных семьях и, наоборот, в семьях с большим достатком, где ребенку предоставляется огромная свобода действий и он воспитывается в обстановке вседозволенности.

Хотя термин «легкие нарушения» может показаться родителям не представляющим опасности, это не так. Последствиями вовремя не исправленной мозговой дисфункции могут стать серьезные проблемы в психологическом, умственном и физическом развитии ребенка. Например, нарушения личностного развития: частые депрессивные и угнетенные состояния; отставание в учебе, связанные со сложностями в усвоении точных и творческих предметов; вегетососудистые заболевания. Нередко во взрослом возрасте дети с ММД проявляют признаки социальной неадекватности, выражающиеся в склонности к алкоголизму и наркомании, отсутствии профессиональных навыков, невозможности адаптации в обществе.

Мозговая дисфункция у детей или подозрения на нее должны стать для родителей первым сигналом к тому, чтобы обратиться за помощью к специалисту-остеопату.

Причины появления и развития мозговой дисфункции

Основной и самой частой причиной появления ММД у детей становится родовая травма, полученная как в период течения беременности, так и во время родов. Позвоночник ребенка и особенно его шейный отдел испытывают огромные нагрузки во время движения по родовым путям. Протискиваясь между костями таза, дети совершают поворот почти на 360 градусов, что нередко отражается на положении шейных позвонков, вызывает их смещение, а впоследствии - нарушение кровоснабжения.

Не менее распространено и опасно сдавливание, деформация и повреждение костей черепа, которые могут быть вызваны неправильными и неаккуратными действиями акушерки. Все это напрямую отражается на кровообращении и снабжении мозга кислородом.

Еще одна важная и распространенная причина - несоблюдение режима матерью в период вынашивания ребенка. Несбалансированное питание, недостаточный сон, стрессы, лечение с использованием сильнодействующих фармакологических препаратов, токсикозы - все это становится причиной нарушения обмена веществ в организме и может вызвать продолжительную гипоксию плода. Поэтому важно, чтобы в период беременности женщина все время была под наблюдением не только терапевта и гинеколога, но и опытного врача-остеопата, который сможет оперативно скорректировать любые нарушения в организме, вызванные неблагоприятным воздействием внешних факторов.

Симптомы и диагностика ММД

Симптоматика ММД детей очень обширна и разнообразна. Отслеживать возможные отклонения в развитии ребенка следует с самых первых дней его жизни. Вместе с тем, проявление одного или нескольких симптомов еще не означает, что ваш малыш нуждается в лечении, но показать его специалисту и подробно рассказать о наблюдаемых вами отклонениях надо обязательно. Возможно это поможет обнаружить и скорректировать течение заболевания, избавить вашего ребенка от проблем и сделать его счастливым.

Симптомы минимальных мозговых нарушений могут проявляться в различном возрасте. Обычно с годами они становятся более выраженными и сложнее поддаются коррекции. Поэтому лучше, если вы или специалист-остеопат обнаружите их на самых ранних стадиях. К наиболее выраженным и распространенным симптомам расстройства ЦНС относятся:

  • повышенная обеспокоенность в младенческом возрасте. Малыш часто кричит и плачет без причины, ворочается во сне, плохо засыпает и часто просыпается, демонстрирует неадекватную реакцию на окружающий мир, людей;
  • замедленное развитие. Ребенок позже сверстников переворачивается, садится, встает на ножки, начинает ходить, разговаривать. Иногда отставание у детей может проявляться в том, что они долгое время продолжают ходить на цыпочках, плохо координируют свои движения при ходьбе и беге;
  • нестандартная форма головы. Она может быть непропорционально большой или маленькой, иметь неровную форму. У ребенка может быть несимметричное лицо или излишне оттопыренные уши;
  • проблемы со зрением. Обычно начинают проявляться еще в раннем возрасте в форме косоглазия, близорукости или астигматизма и прогрессируют с возрастом, особенно после начала обучения в школе;
  • гипер- или гиподинамия. Нарушения проявляются в постоянной суете и нервозности или, наоборот, слишком спокойной реакции на внешние раздражители;
  • беспокойный сон. Может наблюдаться у детей в любом возрасте. Малыш может просыпаться во сне, беспокоиться из-за кошмаров, часто вставать ночью в туалет. Нередко ребенку сложно уснуть из-за перевозбуждения, перед контрольными и/или экзаменами, в ожидании дня рождения или Нового года, каких-то иных событий. Типичные проявления характера «совы» в детском возрасте - позднее засыпание и невозможность рано проснуться - также относятся к симптомам ММД;
  • частые заболевания. Это могут быть банальные ОРЗ и ОРВИ или «безобидные», на взгляд родителей, «шмыгания» носом, аллергические реакции на цветение и пищевая аллергия, повышенная усталость и частые головные боли, а также беспричинная психологическая опустошенность, депрессивные состояния;
  • проблемы с пищеварением. Могут проявляться в тошноте после еды, невозможности контролировать насыщение, приводящее к постоянному перееданию, поносах и запорах, повышенном метеоризме;
  • проблемы с осанкой и походкой. Обычно выражаются в появлении плоскостопия, косолапости, начальных признаков сколиоза;
  • метеозависимость. Ребенок неважно чувствует себя при резкой перемене погоды, испытывает боли в суставах перед дождем, головные боли из-за солнечной активности и т.д.;
  • проблемы с речью. У детей с ММД наблюдается не только более позднее развитие речи, но и заикание, неспособность произнести сложные слова, путаница с ударениями, окончаниями, проблемы с запоминанием стихов, пересказом прочитанных книжек;
  • проблемы с координацией движений. Выражаются в неспособности быстро освоить спортивные игры, научиться ездить на велосипеде, контролировать мяч, прыгать через скакалку и т.д.;
  • нарушение мелкой моторики. Детям с минимальной мозговой дисфункцией сложно выполнять мелкие движения - застегивать пуговицы, завязывать шнурки, вдевать нитку в иголку, подстригать себе ногти.

Перечень симптомов достаточно широк и наличие большого количества из них говорит о возможных проблемах в развитии ребенка. Если вы наблюдаете не просто единичные признаки, которые могут быть результатом индивидуальных особенностей личности, а целый ряд симптомов, следует обратиться за помощью к специалисту. Для точной и надежной диагностики заболевания необходимо пройти ряд обследований у окулиста, невропатолога, психолога, остеопата. Только комплексное обследование ребенка позволит уверенно говорить о наличии у него мозговой дисфункции. Это даст возможность предпринять дальнейшие меры для лечения заболевания и коррекции уже сложившихся в поведении отклонений.

Лечение минимальной мозговой дисфункции методами остеопатии

Ошибочно считать, что остеопатия является панацеей от всех болезней и врач легко избавит вашего ребенка от всех симптомов ММД, сделает его отличником в школе и успешным человеком в жизни. Эффективное лечение должно быть комплексным. Остеопат при этом лишь вносит коррективы, направленно и точечно воздействуя на ЦНС ребенка, его внутренние органы, систему кровообращения. Именно активизация последней чаще всего и является тем толчком, который остеопат дает детскому организму, позволяя ему развиваться в нужном направлении.

Для назначения грамотного лечения у специалиста должна быть полная картина заболевания, что невозможно без анализов и составления анамнеза. Немалую роль в развитии ребенка играет наследственность, поэтому пусть вас не удивляют вопросы специалиста о здоровье мамы и папы, бабушек и дедушек.

Исходя из характера заболевания и проявления симптомов, назначается лечение, первой ступенью которого обычно становится коррекция микротравм и нарушений, ставших первоочередными причинами отклонений. Параллельно идет воздействие на мозговые оболочки и кости черепа. Ведь именно от их равновесного положения и возможности свободных микроколебаний зависит кровоснабжение мозга. Недополучение отдельными участками коры головного мозга кислорода, витаминов и микроэлементов приводит к тому, что участки центральной и периферийной нервных систем работают неправильно, что и оборачивается косоглазием, нарушением моторики, отклонениям в речевом аппарате.

Следует помнить, что изменение происходят далеко не сразу и даже не после нескольких сеансов. Остеопат работает с очень тонкими материями и не столько излечивает, сколько направляет организм ребенка к самостоятельно адаптации к изменившимся внешним условиям и исправлению врожденных и приобретенных отклонений.

Остеопатическое воздействие должно сочетаться с комплексом других лечебных и профилактических мероприятий, включающих лечебную физкультуру, постоянные занятия и упражнения с ребенком, работой по его воспитанию и т.д. То есть если ребенок в силу нарушения речевых участков головного мозга (гипоксии) неправильно произносит слова, восстановление кровоснабжения еще не «научит» его говорить правильно. Мозг должен восстановить нейронные связи, а речевой аппарат приспособиться к новым внутренним условиям организма - с ребенком необходимо заниматься, прививая ему правильное произношение. Со временем это войдет у него в привычку, и он научится грамотно говорить и мыслить уже без посторонней помощи. То же касается и иных отклонений - в физическом развитии, психологическом состоянии и т.д.

Минимальная мозговая дисфункция детей требует особого внимания от родителей и учителей. Параллельно с лечением у остеопата, занятий у психолога, лингвиста и других специалистов необходимо постоянно работать с ребенком, учить его и воспитывать. Все нижеперечисленные рекомендации специалиста-остеопата равным образом применимы и к здоровым детям. Но именно для тех, кто страдает ММД, эти советы являются важными на пути к полному выздоровлению:

  • соблюдение режима дня. Это позволит не только дисциплинировать ребенка, но и путем прививания регулярных привычных действий синхронизирует работу его нервной системы и организма;
  • здоровый сон. Для детей дошкольного возраста необходимо спать не менее 10 часов в сутки. Желательно разбивать период сна на два промежутка, например, 8 часов ночного и 2 часа послеобеденного сна. Если у ребенка наблюдается бессонница, постарайтесь больше увлекать его физическими занятиями, спортивными играми, прогулками на свежем воздухе;
  • дозирование учебного материала. Пусть вас не смущает неспособность ребенка освоить весь учебный материал сразу. Постарайтесь преподносить его маленькими порциями с небольшими перерывами. Требуйте от ребенка частого повторения уже пройденной информации. Многим детям проще усвоить новые знания через игры, фильмы, книги;
  • движение. Не заставляйте ребенка часами просиживать неподвижно на одном месте, усваивая учебный материал. Минимальная дисфункция мозга у детей может выражаться в недоразвитии мышц диафрагмы, из-за чего их организм испытывает кислородное голодание при отсутствии движения. То есть ребенку буквально «трудно дышать», когда он долгое время находится в неподвижности;
  • творческое развитие. Занятия на фантазию, творческие задания стимулируют образное мышление у детей, что приводит к активации и соседних участков мозга. Практика показывает, что зачастую с развитием творческих способностей школьники начинают лучше усваивать и точные науки;
  • доброжелательная домашняя атмосфера. Ребенок не должен переживать стрессовых ситуаций, психологического давления, оскорблений со стороны сверстников из-за того, что у него проявляется минимальная мозговая дисфункция, лечение будет эффективным только в том случае, если организм ребенка сам начнет работать над исправлением отклонений. А для этого необходима благоприятная психологическая атмосфера как дома, так и в школе.


Для цитирования: Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Овчинникова А.А., Румянцева М.В. Лечение минимальных мозговых дисфункций у детей: терапевтические возможности Инстенона // РМЖ. 2005. №12. С. 828

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) у детей представляют собой наиболее распространенную форму нервно–психических нарушений в детском возрасте. По данным отечественных и зарубежных исследований, частота встречаемости ММД среди детей дошкольного и школьного возраста достигает 5–20% .
В настоящее время ММД рассматриваются, как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). По–видимому, наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Термин «минимальная мозговая дисфункция» получил распространение в 1960–е годы, когда его начали использовать применительно к группе различных по этиологии и патогенезу состояний, сопровождающихся расстройствами поведения и трудностями обучения, не связанными с общим отставанием в интеллектуальном развитии. Применение нейропсихологических методов при изучении отмечавшихся у детей с ММД поведенческих, познавательных и речевых расстройств позволило установить определенную взаимосвязь между характером нарушений и локализацией очагового поражения ЦНС . Важное значение принадлежит исследованиям, в которых была подтверждена роль механизмов наследственности в возникновении ММД .
В связи с многообразием клинических проявлений, неоднородностью факторов, лежащих в основе этиологии и патогенеза ММД, для последнего пересмотра Международной классификации болезней МКБ–10 , рекомендованной Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ, 1994), были разработаны диагностические критерии для ряда состояний, ранее рассматривавшихся в рамках ММД (табл. 1). Таким образом, по мере научного изучения ММД все более отчетливо прослеживается тенденция к их разграничению на отдельные формы. Однако следует отметить то, что в клинической практике нередко приходится наблюдать у детей сочетание симптомов, которые относятся не к одной, а к нескольким диагностическим рубрикам для ММД по классификации МКБ–10.
Возрастная динамика
минимальных мозговых дисфункций
Изучение анамнеза показывает, что в раннем возрасте у многих детей с ММД обнаруживается синдром гипервозбудимости. Проявления гипервозбудимости возникают чаще в первые месяцы жизни, в 20% случаев они отставлены на более поздние сроки (старше 6–8 месяцев) . Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, дети беспокойны, у них отмечается беспричинный крик. Он сопровождается избыточной двигательной активностью, вегетативными реакциями в виде покраснения или мраморности кожных покровов, акроцианоза, усиленной потливости, тахикардии, учащения дыхания. Во время крика можно наблюдать повышение мышечного тонуса, тремор подбородка, рук, клонусы стоп и голеней, спонтанный рефлекс Моро. Также характерны нарушения сна (затрудненное длительное засыпание, частое спонтанное пробуждение, раннее пробуждение, вздрагивания), трудности с кормлением и желудочно–кишечные нарушения. Дети плохо берут грудь, беспокойны во время кормления. Наряду с нарушением сосания отмечается предрасположенность к срыгиванию, а при наличии функционального неврогенного пилороспазма – рвота. Склонность к жидкому стулу связана с повышенной возбудимостью кишечной стенки, приводящей к усилению перистальтики кишечника под влиянием даже незначительных раздражителей. Поносы нередко чередуются с запорами .
В возрасте от одного года до трех лет детей с ММД отличают повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения сна и аппетита, слабая прибавка в массе тела, некоторое отставание в психоречевом и двигательном развитии. К трем годам обращают на себя внимание такие особенности, как моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. В младшем возрасте у них нередко наблюдаются задержка в формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез).
Как правило, нарастание симптомов ММД приурочено к началу посещения детского сада (в возрасте 3–х лет) или школы (6–7 лет). Подобная закономерность может быть объяснена неспособностью ЦНС справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Увеличение нагрузок на ЦНС в этом возрасте могут приводить к нарушениям поведения в виде упрямства, непослушания, негативизма, а также к невротическим расстройствам, замедлению психоречевого развития.
Кроме того, максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития . К первому периоду относят возраст 1–2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходится на возраст 3–х лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас активно используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у многих детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушения артикуляции. Третий критический период относится к возрасту 6–7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД этого возраста характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения. Значительные трудности психологического характера нередко обусловливают различные психосоматические нарушения, проявления вегетативно–сосудистой дистонии.
Таким образом, если в дошкольном возрасте среди детей с ММД преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность или, наоборот, медлительность, а также моторная неловкость, рассеянность, отвлекаемость, непоседливость, повышенная утомляемость, особенности поведения (незрелость, инфантилизм, импульсивность), то у школьников на первый план выступают трудности в обучении и нарушения поведения. Детям с ММД свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Нередко у них также наблюдаются простые и социальные фобии, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение. В подростковом возрасте у ряда детей с ММД нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость, появляется тяга к употреблению алкоголя и наркотиков. Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию ММД.
Лечение ММД
Медикаментозная терапия занимает важное место в лечении ММД наряду с методами психолого–педагогической коррекции. Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения когнитивных функций и проблемы поведения у ребенка с ММД выражены настолько, что не могут быть преодолены лишь с помощью психолого–педагогических мер. В настоящее время при лечении ММД находят применение различные группы препаратов, в том числе стимуляторы ЦНС (метилфенидат, декстроамфетамин, пемолин), ноотропные препараты (церебролизин, энцефабол и др.).
В клинических испытаниях показана высокая клиническая эффективность Инстенона в лечении энцефалопатий различного генеза и нарушений мозгового кровообращения. Поэтому в настоящее время основными показаниями к его назначению считаются ишемический инсульт, церебральные сосудистые кризы, последствия нарушений мозгового кровобращения, дисциркуляторная, посттравматическая, постгипоксическая энцефалопатии. Следует отметить, что приводимые показания относятся главным образом к психоневрологической патологии взрослого и пожилого возраста .
Между тем применение Инстенона имеет широкие перспективы в детской психоневрологии, и прежде всего при лечении ММД. Так, показана высокая эффективность Инстенона в лечении СДВГ и последствий закрытой черепно–мозговой травмы у детей .
Характеристика Инстенона
Инстенон – комбинированный нейрометаболический препарат, в состав которого входят три компонента: этамиван, гексобендин, этофилин. Этамиван оказывает выраженное активирующее действие на лимбико–ретикулярный комплекс. Расстройства функционального состояния лимбико–ретикулярного комплекса рассматриваются в качестве одного из механизмов в патогенезе ММД у детей. Этамиван улучшает интегративную деятельность головного мозга за счет повышения активности восходящего отдела ретикулярной формации. Активация ретикулярной формации ствола мозга служит при этом пусковым механизмом для поддержания адекватного функционирования нейронных комплексов коры и подкорково–стволовых структур, а также их взаимодействия.
Гексобендин повышает «энергетический статус» нервной клетки, увеличивает транспорт и потребление глюкозы и кислорода клетками мозга за счет анаэробного гликолиза и активизации пентозных циклов. Стимуляция анаэробного окисления дает энергетический субстрат для синтеза и обмена нейромедиаторов и активизации синаптической передачи. По современным представлениям важную роль в патогенезе ММД играет функциональная недостаточность ряда нейромедиаторных систем мозга. Кроме того, гексобендин поддерживает адекватную регуляцию церебрального кровотока.
Этофиллин активирует метаболизм миокарда с увеличением минутного объема сердца, что способствует улучшению перфузионного давления и микроциркуляции в нервной ткани. При этом системное артериальное давление существенно не меняется. Его активизирующее действие на ЦНС проявляется в стимуляции подкорковых образований, структур среднего мозга и ствола.
По данным литературы, аллергические реакции при назначении Инстенона встречаются крайне редко. Побочные действия встречаются в отдельных случаях, в основном при недоучете возможных противопоказаний (эпилептические синдромы, повышенное внутричерепное давление), а также при быстром внутривенном введении препарата.
Характеристика исследования
и группы больных
На клинических базах кафедры нервных болезней педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета и кафедры нервных болезней и нейрохирургии Владивостокского государственного медицинского университета было проведено комплексное обследование 86 детей (73 мальчика и 13 девочек) в возрасте от 4 до 12 лет с различными формами ММД. Обследование и лечение детей с ММД проводились в амбулаторных условиях.
В ходе открытого контролированного исследования все пациенты были распределены на две группы:
1–я группа – 59 детей с ММД (50 мальчиков, 9 девочек), которым проводился курс лечения Инстеноном;
2–я группа (контрольная) – 27 детей с ММД (23 мальчика, 4 девочки), которым назначались низкие дозы поливитаминов.
Продолжительность курса лечения для всех пациентов составляла 1 месяц. При отборе пациентов в изучаемые группы использовались следующие критерии.
Критерии включения:
1. Дети с ММД в возрасте от 4 до 12 лет (мальчики и девочки).
2. Имеющаяся у пациента симптоматика соответствует диагностическим критериям для следующих состояний (по классификации МКБ–10, ВОЗ, Санкт–Петербург, 1994), рассматриваемых в рамках ММД:
F90.0 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
F80 Задержка речевого развития
F81 Расстройства развития школьных навыков:
– задержка формирования навыков чтения (дислексия),
– задержка формирования навыков письма (дисграфия),
– задержка формирования навыков счета (дискалькулия).
F82 Расстройства развития двигательных навыков (диспраксия).
3. Симптомы постоянно сохраняются на протяжении, как минимум, 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптации ребенка.
4. Недостаточная адаптация проявляется в различных ситуациях и видах окружающей обстановки (дома и в школе или дошкольном учреждении), несмотря на соответствие уровня общего уровня интеллектуального развития ребенка нормальным возрастным показателям.
5. Согласие родителей и самого ребенка на участие в исследовании.
Критерии исключения из исследования:
1. Возраст детей менее 4 и старше 12 лет.
2. Наличие выраженных очаговых неврологических симптомов и/или признаков внутричерепной гипертензии.
3. Значительное снижение зрения и слуха.
4. Наличие в анамнезе тяжелых нейроинфекций (менингита, энцефалита), эпилептических приступов.
5. Присутствие симптомов хронических соматических заболеваний, анемии, эндокринных заболеваний (в частности, гипер– и гипотиреоза, сахарного диабета).
6. Психические нарушения, обусловленные умственной отсталостью, аутизмом, аффективными расстройствами, психопатией, шизофренией.
7. Сложности семейной обстановки, как основная причина имеющихся у ребенка нарушений поведения и трудностей обучения (конфликты между родителями, частые наказания, гиперопека и т.д.).
8. Применение на протяжении трех месяцев, предшествовавших настоящему исследованию, каких–либо психотропных препаратов (седативных, ноотропных, антидепрессантов и др.).
Дети с ММД были распределены на три возрастные группы: 4–6 лет, 7–9 лет, 10–12 лет (табл. 1). Основные клинические проявления ММД в обследованной группе детей представлены в таблице 2. Кроме того, в этой таблице дана характеристика патологических состояний, сопутствовавших ММД, среди пациентов различных возрастных групп. Как видно из представленных данных, у абсолютного большинства пациентов наблюдалось сочетание нескольких клинических вариантов ММД. Так, задержка речевого развития у детей 4–6 лет часто сопровождалась СДВГ. Среди детей 7–9 и 10–12 лет СДВГ, как правило, сочетался с трудностями школьного обучения (дисграфией, дислексией, дискалькулией). Часто у детей с ММД также обнаруживалась диспраксия развития (23–30% случаев) и нарушения поведения (21–24%).
Поскольку распределение детей с ММД по трем возрастным группам оказалось неравномерным, представленная частота встречаемости основных и сопутствующих клинических проявлений в этих группах лишь отчасти отражает возрастную динамику симптоматики ММД. Тем не менее при переходе от младшей группы детей к старшим можно проследить определенные закономерности в эволюции клинических проявлений ММД. Прежде всего, это касается СДВГ: среди детей 4–6 и 7–9 лет преобладала его сочетанная форма с гиперактивностью и нарушениями внимания, тогда как у детей 10–12 лет признаки гиперактивности были значительно менее выраженными и наблюдались гораздо реже, в связи с чем среди них чаще встречался вариант СДВГ с преобладанием нарушений внимания. В возрасте 4–6 лет характерным вариантом ММД была задержка речевого развития, у некоторых детей наблюдалось заикание, а после 7 лет на смену нарушениям устной речи приходили трудности формирования письменной речи в виде дислексии и дисграфии.
Довольно часто среди детей с ММД наблюдались такие сопутствующие нарушения, как энурез (как правило, первичный ночной, в отдельных случаях дневной или сочетанный дневной и ночной), энкопрез, головные боли, тревожное расстройство в виде простых и социальных фобий, навязчивости и тики. В связи с этим при оценке эффективности проводившегося лечения нами принималась во внимание динамика не только основных, но и сопутствующих клинических проявлений ММД.
Инстенон назначался в таблетированной форме перорально, 2 раза в день после завтрака и обеда; состав 1 таблетки: гексобендин – 20 мг, этамиван – 50 мг, этофиллин – 60 мг. Подбор дозы осуществлялся индивидуально в зависимости от возраста пациента с постепенным ее повышением по приведенной в таблице 3 схеме. Медленное наращивание дозы Инстенона рекомендовалось с целью снижения вероятности возникновения побочных эффектов препарата. При появлении побочных эффектов рекомендовалось вернуться к предыдущей дозе (при этом врач должен был сделать в соответствующей форме запись о характере побочных эффектов, дате их возникновения и применявшейся дозе препарата).
Детям с ММД, входящим в контрольную группу назначается раствор поливитаминов для приема внутрь в низкой дозе по 1 чайной ложке 1 раз в день утром.
Инстенон применялся в виде монотерапии, сопутствующая терапия не назначалась. Детям контрольной группы сопутствующая терапия также не рекомендовалась.
Накануне начала курса лечения (день 0) и в конце его (день 30) дети с ММД проходили комплексное обследование, включавшее:
1. Анкетирование родителей с помощью структурированного опросника.
2. Общий осмотр с детальным анализом жалоб и исследованием неврологического статуса.
3. Психологическое исследование: исследование сферы внимания, слухо–речевой и зрительной памяти (с применением различных модификаций методик, подобранных для трех возрастных групп).
Клинические и психологические методы: качественная и количественная оценка анализируемых показателей
1. Структурированный опросник предназначен для анкетирования родителей и позволяет подробно охарактеризовать общее состояние и поведение ребенка с ММД. Заполнение опросника предусматривает не только фиксацию тех или иных симптомов, но и условную оценку степени их выраженности в баллах. Данный подход не только позволяет дать количественную характеристику имеющихся расстройств наряду с качественной, но также дает возможность прослеживать динамику состояния. Опросник содержит перечень вопросов по 72 симптомам, которые могут наблюдаться при ММД. После того, как один или совместно оба родителя завершат заполнение таблицы, специалист анализирует полученные данные. Ответы оцениваются следующим образом: симптом отсутствует – 0 баллов, выражен мало – 1 балл, выражен значительно – 2 балла, выражен очень сильно – 3 балла. Все вопросы сгруппированы по специальным шкалам, которые включают перечень сочетающихся друг с другом симптомов. Оценки характеристик поведения по шкалам вычисляются путем суммирования оценок по отдельным симптомам с последующим делением полученной суммы на число полученных ответов. По результатам заполнения опросника для каждого пациента определялись оценки по следующим шкалам: церебрастенические симптомы; психосоматические нарушения; тревожность, страхи и навязчивости; двигательные нарушения; нарушения устной речи; внимание; эмоционально–волевые нарушения; нарушения поведения; агрессивность и реакции оппозиции; трудности школьного обучения (у детей от 7 лет); нарушения чтения и письма (у детей от 7 лет).
2. Общий и неврологический осмотр. Дополнительно к неврологическому осмотру, который проводился по общепринятой схеме, использовались основные задания из методики M.B. Denckla для исследования моторики и координаторной сферы. Эта методика состоит из двух разделов: пробы на ходьбу по линии, пробы на удерживание равновесия; задания на чередование движений конечностей. Качество выполнения оценивается по балльной системе, при этом учитывается число ошибок, наличие непроизвольных движений и синкинезий. Во втором разделе производится также оценка времени выполнения двадцати последовательных движений.
3. Психологическое исследование основывалось на оценке функций внимания и памяти. Особое место оценке функций внимания и памяти у детей с ММД отводилось не случайно. Внимание и память представляют собой сложные интегративные процессы, которые опираются на ряд структур мозга и широко представлены в различных отделах ЦНС. Именно это делает их весьма ранимыми и объясняет значительную распространенность нарушений внимания и памяти среди детей с ММД.
Исследование внимания. Внимание представляет собой самостоятельную целостную составляющую среди других когнитивных функций. Но вместе с тем, внимание – многомерное понятие, включающее в себя такие компоненты, как поддерживаемое внимание и избирательное внимание, торможение импульсивных действий, выбор необходимых реакций с контролем за их осуществлением. Испытуемым предлагался ряд заданий, предназначенных для оценки различных характеристик внимания: корректурная проба, субтест «кодирование» из методики исследования интеллекта у детей Д. Векслера и фрагмент теста Равена. Для трех возрастных групп были подобраны тесты различной сложности.
Следует отметить, что выполнение заданий во всех перечисленных методиках помимо внимания требует также участия других высших психических функций и когнитивных процессов, в частности памяти, зрительно–пространственного восприятия, пространственного (конструктивного) мышления, зрительно–моторной координации, и, следовательно, может рассматриваться и в качестве характеристики последних, что особенно важно при обследовании детей с различными вариантами ММД.
Исследование памяти. Для исследования памяти применялся адаптированный вариант нейропсихологической методики «Лурия–90» , позволяющей оценить состояние слухо–речевой и зрительной памяти у детей в условиях непосредственного и отсроченного воспроизведения. Исследование слухо–речевой памяти осуществлялось с помощью традиционных тестов на запоминание двух групп по три слова и группы из пяти слов в заданном порядке. Для исследования зрительной памяти использовались тесты на запоминание пяти букв и пяти фигур.
Оценка терапевтической
эффективности инстенона
Анализ эффективности Инстенона в исследуемых группах больных с ММД осуществлялся в два этапа: 1. Индивидуальная оценка эффективности терапии для каждого больного; 2. Статистическая обработка данных исследования. Статистический анализ динамики всех количественных характеристик в исследуемых группах больных с ММД до и после проведения лечения Инстеноном проводился с использованием непараметрического теста Вилкоксона для попарно связанных выборок.
В ходе индивидуальной оценки результатов лечения у каждого больного за критерии положительного эффекта принимались:
регресс жалоб, отмечавшихся при первом обследовании;
улучшение характеристик поведения по данным опросника для родителей и школьной успеваемости;
положительная динамика в неврологическом статусе по результатам исследования моторики и координаторной сферы по методике M.B. Denckla;
положительная динамика показателей психологического тестирования.
Полученные результаты
и их обсуждение
В группе детей, получивших курс Инстенона, результаты лечения оказались следующими (табл. 4): отчетливый положительный эффект был достигнут в 71% случаев, в остальных 29% существенная динамика в состоянии пациентов отсутствовала. В контрольной группе положительный эффект наблюдался лишь в 15% случаев, динамика отсутствовала – в 85%.
В таблице 5 характеризуется динамика общего состояния и поведения детей с ММД, получивших курс лечения Инстеноном, по данным анкетирования их родителей. Представленные результаты свидетельствуют о достоверном улучшении показателей по 8 из 11 анализировавшихся шкал. В то же время в контрольной группе детей с ММД не определялось существенной динамики оценок по всем 11 шкалам.
На фоне лечения Инстеноном у большинства обследованных детей отмечалось уменьшение выраженности церебрастенических симптомов: повышенной утомляемости, капризности, плаксивости, колебаний настроения, плохого аппетита, головных болей, нарушений сна в виде трудностей засыпания, беспокойного поверхностного сна с тревожными сновидениями. В ряде случаев это сопровождалось регрессом психосоматических нарушений: беспричинных болей в животе или в различных частях тела, энуреза, энкопреза, парасомний (ночных страхов, снохождения, сноговорения).
Одним из важных аспектов действия Инстенона явилась его эффективность в преодолении тревожности, страхов и навязчивостей у детей с ММД, в том числе боязни оставаться одному, боязни незнакомых людей, новых ситуаций, отказов посещать детский сад или школу из–за опасений неудач в обучении и общении, а также тиков и навязчивых действий (сосет пальцы, грызет ногти, кусает губы, ковыряет пальцем в носу, теребит волосы, одежду и т.д.).
При оценке родителями двигательных нарушений у детей с ММД было отмечено уменьшение неуклюжести, неловкости, плохой координации движений и трудностей мелкой моторики (плохо застегивает пуговицы, завязывает шнурки на ботинках, плохо рисует).
Улучшались характеристики внимания, нарушения которого до лечения обычно проявлялись в виде трудностей его концентрации при выполнении домашних и школьных заданий, во время игр, быстрой отвлекаемости, неспособности выполнять задания самостоятельно, доводить дело до конца, а также в том, что дети отвечали на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца, часто теряли свои вещи в детском саду (школе) или дома. Одновременно с этим у многих детей с ММД наблюдался регресс эмоционально–волевых нарушений (ребенок ведет себя несоответственно возрасту, как маленький, стеснителен, боится не понравиться окружающим, чрезмерно обидчив, не может постоять за себя, считает себя несчастным).
Особого внимания заслуживает уменьшение в группе детей с ММД, прошедших курс Инстенона, выраженности нарушений поведения (дразнится, поясничает, бывает неряшливым, неопрятным, шумным, непослушен дома, не слушает воспитателя или учителя, хулиганит в детском саду или в школе, обманывает взрослых) и проявлений агрессивности и реакций оппозиции (вспыльчив, поведение непредсказуемо, ссорится с детьми, угрожает им, дерется с детьми, дерзит и открыто не подчиняется взрослым, отказывается выполнять их просьбы, намеренно совершает поступки, раздражающие других людей, сознательно ломает и портит вещи, жестоко обращается с домашними животными).
Несмотря на то, что в группе детей, лечившихся Инстеноном, при анализе результатов анкетирования родителей не было установлено достоверной динамики оценок по шкалам «нарушения устной речи», «трудности школьного обучения», «нарушения чтения и письма», у некоторых пациентов к концу курса лечения улучшились речь (в подгруппе детей 4–6 лет) и школьная успеваемость (среди детей 7–12 лет). По–видимому, целесообразно проведение отдельных исследований, направленных на оценку влияния Инстенона на речевые функции у детей с задержками речевого развития, а также показатели чтения, письма и счета у детей с дислексией, дисграфией и дискалькулией с применением специальных методов тестирования.
При исследовании неврологического статуса у детей с ММД обычно не удается обнаружить характерной очаговой неврологической симптоматики. Но вместе с тем они выделяются своей моторной неловкостью, которой соответствует «мягкая» неврологическая симптоматика в виде дискоординации движений по типу элементов статико–локомоторной и динамической атаксии, дисдиадохокинеза, недостаточности мелкой моторики, наличия синкинезий. Как следует из данных, представленных в таблице 6, в группе детей, получивших лечение Инстеноном, при исследование моторики по методике M.B. Denckla было зарегистрировано достоверное улучшение балльных оценок как за выполнение проб на ходьбу и равновесие, так и в заданиях на чередование движений. Это свидетельствовало об уменьшении выраженности нарушений координации движений и праксиса.
При выполнении заданий на ходьбу и равновесие уменьшались число ошибок (отклонений от линии при ходьбе), выраженность пошатывания, использование вспомогательных установок рук. В пробах на чередование движений конечностей регистрировалось уменьшение гиперметрии, дизритмии, зеркальных движений, синкинезий. В контрольной группе не наблюдалось значимых изменений соответствующих балльных оценок, а следовательно, и улучшения двигательных функций.
Поскольку для детей с ММД характерно отставание от сверстников в скорости выполнения мелких движений конечностей, особое внимание уделялось оценке времени выполнения проб на 20 последовательных движений в правых и левых конечностях (постукивания носком стопы, хлопки по колену, удары указательным пальцем кисти о большой, последовательные удары 2–5 пальцев кисти о большой – всего 8 заданий). На 30–й день у детей с СДВГ, получивших лечение Инстеноном, наблюдалось достоверное уменьшение времени выполнения в 4 из 8 предлагавшихся заданий, тогда как в контрольной группе – лишь в одном задании.
Результаты исследования сферы внимания у детей с ММД до и после лечения приводятся в таблице 7. Поддерживаемое внимание (способность сохранять необходимую реакцию во время продолжительной и повторяющейся деятельности) оценивалось у обследованных нами пациентов с помощью корректурной пробы. Направленное внимание (способность реагировать на специфические стимулы дискретно, по–разному) исследовалось посредством субтеста «кодирование». Из представленных данных следует, что Инстенон оказывал выраженное положительное действие на показатели как поддерживаемого, так и направленного внимания у детей с ММД. В то же время прием поливитаминов практически не оказывал влияния на сферу внимания в контрольной группе пациентов.
При выполнении корректурной пробы учитывалось число допущенных ошибок (пропусков) в трех ее последовательных частях и общее число ошибок (рис. 1). После лечения Инстеноном число ошибок, допущенных детьми с ММД, значительно уменьшилось, тогда как в контрольной группе этот показатель достоверно не изменился. Представленные на рисунке 1 графики, демонстрирующие количество ошибок у детей с ММД в 1–й, 2–й и 3–й частях задания, можно рассматривать как своеобразные «кривые работоспособности», отражающие изменения концентрации внимания в трех его последовательных частях, равноценных по сложности. Терапия Инстеноном способствовала улучшению работоспособности у детей с ММД и ее сохранению на стабильном уровне при переходе от 1–й части корректурной пробы ко 2–й и 3–й, о чем свидетельствует выравнивание кривой вследствие исчезновения колебаний качества выполнения задания. В контрольной группе динамика показателей поддерживаемого внимания практически отсутствовала (две кривые на графике для Дня 0 и Дня 30 почти совпадают). Что касается времени выполнения корректурной пробы, то оно уменьшилось в обеих группах.
Важное значение при решении вопросов клинической диагностики ММД у детей имеет нейропсихологическое обследование, и прежде всего – оценка состояния слухо–речевой и зрительной памяти. Как показали нейропсихологические исследования, среди детей с ММД часто встречаются расстройства как слухо–речевой памяти, так и зрительной памяти .
На основании показанных результатов рассчитывались балльные оценки для ряда параметров памяти, а затем суммарные баллы для слухо–речевой и зрительной памяти. Для слухо–речевой памяти оценивались объем, тормозимость слуховых следов, прочность слуховых следов, воспроизведение порядка стимулов, воспроизведение звуковой структуры слов, регуляция и контроль, для зрительной памяти – объем, воспроизведение порядка зрительных стимулов, воспроизведение пространственной конфигурации, феномен зеркальных движений, прочность зрительных следов, регуляция и контроль зрительной памяти. Чем выше суммарные баллы, тем значительнее выраженность нарушений памяти и число допущенных испытуемыми ошибок.
Как видно из таблицы 8, на фоне лечения Инстеноном у детей с ММД достоверно улучшались характеристики слухо–речевой памяти, а показатели зрительной памяти оставались стабильными. С другой стороны, в контрольной группе обращает на себя внимание тенденция к ухудшению показателей как слухо–речевой, так и зрительной памяти при повторном обследовании. Таким образом, Инстенон оказывал значительное положительное действие на состояние слухо–речевой памяти у детей с ММД.
Побочные эффекты
Важно отметить то, что нежелательные побочные эффекты в группе обследованных детей с ММД на фоне лечения Инстеноном наблюдались редко, не были стойкими и значительно выраженными. Их возникновение относилось к 1–2 неделям лечения и требовало более медленного и постепенного наращивания дозы, либо они регрессировали самостоятельно без изменений дозы препарата. Часто они возникали при неточном соблюдении родителями схемы назначения с постепенным увеличением дозы, приемом препарата в утренние и дневные часы. Всего при лечении Инстеноном побочные эффекты были зафиксированы у 12 (20%) пациентов, у которых были отмечены появление возбудимости, раздражительности, плаксивости (8 человек), головные боли (4) или боли в животе (2) незначительной интенсивности, тошнота (2), сноговорение (1), преходящий кожный зуд (1). У 2 детей с ММД родители отмечали снижение аппетита после 1–й недели лечения и до конца курса Инстенона.
Выводы
На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что проведенное детям с различными вариантами ММД лечение Инстеноном в 71% случаев сопровождалось положительным эффектом, который проявлялся в улучшении характеристик поведения, а также показателей моторики, внимания и памяти, функций организации, программирования и контроля психической деятельности. При точном соблюдении схемы назначения Инстенона (постепенное увеличение дозы, назначение в утренние и дневные часы) риск возникновения нежелательных побочных эффектов минимален.
Учитывая основные механизмы генеза ММД, следует отметить, что применение Инстенона, как одного из наиболее эффективных препаратов ноотропного ряда, благотворно влияющего на недостаточно сформированные у пациентов с ММД высшие психические и двигательные функции, имеет особенно важное значение в детском возрасте, когда процессы морфофункционального развития ЦНС продолжаются, велики ее пластичность и резервные возможности.

Литература
1. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М., Гриншпун Б.М. и др. Логопедия. Москва, 1995.– Т. 1.– 384 с.
2. Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. Москва, 1983, 239 с.
3. Журба Л.С., О.В.Тимонина, Т.Н.Строганова, И.Н.Посикера. Клинико–генетические, ультразвуковые и электроэнцефалографические исследования синдрома гипервозбудимости центральной нервной системы у детей раннего возраста. Москва, Министерство Здравоохранения РФ, 2001, 27 с.
4. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. Москва, 2000, 112 с.
5. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Григорьева Н.В. Гиперактивность с дефицитом внимания у детей: современные подходы к фармакотерапии. Психиатрия и психофармакотерапия, 2000, том 2, № 2, с. 59–62
6. Кемалов А.И., Заваденко Н.Н., Петрухин А.С. Применение Инстенона в ленчении последствий закрытой черепно–мозговой травмы у детей. Педиатрия и детская хируртгия Казахстана, 2000, № 3, с.52–56
7. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Москва, 1997, 123 с.
8. Котов С.В., Исакова Е.В., Лобов М.А. и соавт. Комплексная терапия хронической ишемии мозга. Москва, 2001, 96 с.
9. Международная классификация болезней (10–й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств.– Санкт–Петербург, 1994.– 300 с.
10. Равич–Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.К. Психогенетика. Москва, 1999, 447 с.
11. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс–диагностики «Лурия–90». Москва, 1991, 48 с.
12. Филимоненко Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера.– Санкт–Петербург, 1993.– 57 с.
13. Яхно Н.Н., Дамулин И.В., Захаров В.В. Дисциркуляторная энцефалопатия. Москва, 2001, 32 с.
14. Denckla M.B. Revised neurological examination for subtle signs. Psychopharm. Bull., 1985, Vol.21, p.773–789
15. Gaddes W.H., Edgell D. Learning disabilities and brain function. A neuropsychological approach. New York et al, 1994, 3rd ed., 594 p.