Человеческое зрение. Норма зрения и какие бывают отклонения, методы восстановления и профилактики




Глаза помогают нам видеть окружающий мир, но как устроено зрение человека? Статья научит вас отличать центральное зрение от периферического, расскажет о строении слезных органов и . Вы узнаете много нового о цветовой передаче, поймете, что глаза дошкольников и стариков имеют ряд отличий. Что такое сетчатка, слепое пятно и ? Ответы находятся ниже.

Как устроен человеческий глаз

Чтобы воспринимать окружающее, глаз настраивается на солнечные лучи. Оптический диапазон зависит от падающих на роговицу лучей — они проходят сквозь переднюю камеру органа. Дальнейший путь свет проделывает через хрусталик, стекловидное тело и сетчатку — там обрабатываются поступающие образы. Внутриглазная жидкость питает хрусталик, циркулируя между двумя глазными камерами. Мозг воспринимает готовую информацию, поступающую по зрительному нерву. Ведущий глаз видит картинку наиболее четко — за это отвечает желтое пятно, расположенное в середине сетчатки.

Чтобы зрение человека не ослабевало, требуются постоянные «чистки». Роль чистильщиков, являющихся слезными фильтрами, выполняют ресницы. Веки защищают орган чувств от повреждений. Конъюнктива покрывает внутреннюю поверхность век и склеры. Научное определение гласит, что конъюнктива — это слизистая оболочка, препятствующая попаданию внутрь глаза инородных тел. Защитной реакцией служит выделение слезной жидкости.

Известный в психологии факт — человек рождается с недостаточно развитыми глазами. Этот орган чувств окончательно формируется у девятимесячных младенцев.

Особенности зрительного восприятия таковы, что мы наблюдаем не сам объект, а свет, отражающийся от его поверхности. Преломление света называется рефракцией . После того, как свет проецируется на сетчатку, происходит вот что:

  1. свет превращается в электроэнергию;
  2. формируется химический сигнал;
  3. этот сигнал попадает в зрительный нерв;
  4. мозг получает информацию.

Строение глазного яблока

Наш орган чувств крайне восприимчив к свету. Прочность и упругость — главные характеристики глаза. У младенцев, дошкольников и стариков цветовое зрение (и его острота) существенно различаются. Дело не только в строении, но и в этапах развития, которые мы преодолеваем за свою жизнь. Но об этом позже. Итак, глазное яблоко состоит из:

  • стекловидного тела;
  • конъюнктивы;
  • роговицы;
  • хрусталика;
  • зрачка;
  • внутренней камеры;
  • внутриглазного канала.

Само яблоко помещено в костную воронку, имеющую защитную функцию. Воронка называется глазницей. Орган чувств окутан жировым слоем, мышцами и волокнистой тканью. Яблоко окружено склерой, сетчаткой, сосудистой оболочкой, мышцами, связками и кровеносными сосудами. Особенности зрительного восприятия зависят от состояния всех перечисленных органов.

Центральное зрение

У дошкольников и взрослых центральное зрение играет ведущую роль. Центральная ямка отвечает за формы, поэтому мы различаем мелкие детали и очертания предметов. Цветовое зрение тут не играет роли, главная характеристика — острота.

Острота напрямую зависит от угла восприятия. Чем шире угол, тем острота ниже.

Пространственные точки в психологии имеют важное значение. Рассматривая особенности зрения с позиции углов и диапазонов, можно выявлять различные патологии. Ведущий глаз человека предоставляет хороший обзор, но идеальным считается бинокулярное восприятие действительности.

Периферическое зрение

Цветное зрение периферического плана связано с пространственной ориентацией человека. Определение своего местоположения возможно благодаря полю зрения. Вещи расположены в пределах координатной системы, которую наш мозг способен выстраивать.

Особенности зрительного восприятия не позволяют четко видеть все предметы, окружающие нас в пространстве, но при этом мы фиксируем их положение. Если периферическое восприятие пропадает, оптический диапазон резко сужается, и мы не можем свободно ориентироваться в окружающей среде. Такое бывает нечасто, но иногда случается. Поэтому медики разработали ряд тестов для проверки периферического мировосприятия и выявления патологий.

Восприятие цвета

Цветовое зрение человека настолько совершенно, что наши глаза способны воспринимать около 150 тысяч тонов и оттенков. Определение цвета происходит благодаря колбочкам — специальным светочувствительным клеткам, локализующимся в человеческом мозгу. Видеть ночью нам помогают палочки.

Каждый из трех типов колбочек «отвечает» за свой участок спектра, поэтому цветное зрение неоднородно. Первый тип колбочек более восприимчив к синим участкам спектра, второй — к зеленым, третий специализируется на красных оттенках. В психологии адекватное восприятие цветовой гаммы играет значимую роль. Особенно это касается дошкольников.

Мужское и женское зрение

У мужчин и женщин доминирующими являются разные виды зрения. Девушки различают больше оттенков и цветов, зато мужчины лучше концентрируются на отдельных предметах. У мужчин развитие зрительного восприятия тяготеет к центральному типу, у женщин — к периферическому.

Подобные различия обусловлены историческим развитием нашего общество. В древние времена мужчины были охотниками, а женщины заботились о домашнем очаге. Поэтому ведущий глаз мужчины должен выслеживать и поражать добычу на расстоянии. Историческая задача женщины — отслеживать изменения в среде обитания и быстро реагировать на них. К примеру, убить змею, проникшую в пещеру.

В темноте цветовое зрение женщин более эффективно. Ширина обзора помогает девушкам фиксировать большее количество мелких деталей. Зато мужчины хорошо отслеживают движущиеся объекты. На близких дистанциях дамы также чувствуют себя увереннее мужчин.

Как меняется зрение с годами

Острота колеблется в зависимости от возраста. Развитие зрительного восприятия может отнимать до 15 лет нашей жизни. У четырехмесячного младенца параметр остроты составляет 0,06, у годовалого — максимум 0,3 от нормы. Стопроцентное мировосприятие достигается нами в пятилетнем возрасте, иногда — в пятнадцатилетнем.

Приближение старости означает ухудшение зрительной остроты. Мышцы слабеют, размеры зрачков уменьшаются. Отсюда — плохое восприятие светового потока. Старики нуждаются в большем количестве света, чем молодые люди. Перепады яркости ощущаются болезненно, цвета распознаются хуже, снижается контрастность изображений.

В 65-летнем возрасте периферическое цветное зрение резко ухудшается. Поле восприятия образов сужено, боковой обзор размыт. Тут ничего не поделаешь — все человеческие органы подвержены механизмам старения.

Как определяются ведущие глаза

Функциональные особенности зрения человека позволяют утверждать, что наши глаза видят мир по-разному. Ведущий глаз воспринимает реальность лучше ведомого — это проявляется особенно сильно у тех, кто носит контактные линзы. В случае неподвижности зрительной оси ведущий глаз нацеливается на изображение лучше — это происходит благодаря явлению аккомодации. Когда объект надежно «зафиксирован», к процессу подключается ведомый глаз.

Чтобы выяснить, какое глазное яблоко является у вас ведущим, можно провести эксперимент с бумажным листом. Вам потребуются ножницы, лист и предмет для наблюдений. Порядок действий следующий:

  1. в бумаге прорезается небольшое отверстие;
  2. лист удерживается перед глазами на дистанции около 30 сантиметров;
  3. объект фиксируется глазами через вырезанное отверстие;
  4. глаза поочередно закрываются;
  5. если перед одним глазом (правым либо левым) после закрытия века объект продолжает наблюдаться, глазное яблоко считается ведущим.

Согласно данным психологов, у 30% земного населения ведущим является левый глаз.

Эта особенность свидетельствует о слабом психосоциальном здоровье. Такие люди излишне эмоциональны, они не выдерживают борьбу за важные административные должности. Как видите, на человеческое мировосприятие влияет множество факторов — возрастных, психосоциальных и даже гендерных. Тренировки и правильное питание помогут замедлить ослабление глаз, но в целом этот процесс неизбежен.

ИСПОЛНИТЕЛИ: ШАГАПОВА АЛИНА (4 КЛАСС), ШАГАПОВА Н.М.

РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТЫ: СОЗОНОВА Е. В.

Выбор темы: Зрение - способность воспринимать свет, цвет и пространственное расположение объектов в виде изображения. Потеря зрения, особенно в детском возрасте - это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрению должно быть уделено особое внимание.

Цель работы: подробно изучить и проанализировать причины возникновения нарушения зрения у детей.

Задачи:

  • Определить причины нарушения зрения у детей младшего школьного возраста.
  • Определить, как влияет нарушение зрения на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.
  • Доказать, что нарушение школьных условий гигиены зрения вредит здоровью ребенка и предложить свои способы решения проблемы.

Объект, предмет и база исследования:

1. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: человек.

2. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: зрение, как основа здоровья человека.

3. УЧАСТНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ: учащиеся 1-4 классов.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • Мы предполагаем, что нарушение домашних и школьных условий гигиены зрения вредит здоровью ребенка.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент; работа с интернет-ресурсами; практические методы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ВВЕДЕНИЕ.

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Над изучением зрения, его тончайших механизмов работают сотни исследователей во многих лабораториях мира.

Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Потеря зрения, особенно в детском возрасте - это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрению должно быть уделено особое внимание.

Дефицит движений современного человека неизбежно пагубно отражается и на наших глазах. С другой стороны, чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным нарушениям и заболеваниям. В развитых странах каждый четвертый - близорукий. Нарастают и возрастные изменения глаза, приводящие к дальнозоркости. И особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение. Одна из главных причин такого роста глазных нарушений состоит в недостаточном внимании со стороны родителей, врачей и педагогов к вопросам гигиены зрения и освещения.

I. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Хорошее зрение у ребенка играет важную роль в его обучении. Согласно статистике, проблемы со зрением выявляются у одного ребенка из 20 детей дошкольного возраста и у одного из четырех школьников. В связи с тем, что многие неприятности со зрением как раз и начинаются в раннем возрасте, очень важно, чтобы ребенок получал должный уход за своими глазами. Запущенные проблемы с глазами могут иметь серьезные последствия, равно как отрицательно влиять на способности к обучению, успеваемость в школе, и даже на особенности характера.

Рассматривая строение глаза (Рис.1) мы видим, что глаз имеет сложную структуру, в которой все части взаимосвязаны и повреждение одной из них ведет к развитию заболеваний глаз.

Рис.1. Строение глаза

Как работает наш глаз? Глазное яблоко, когда мы рассматриваем близко расположенный предмет, вытягивается, а когда мы переводим взгляд вдаль, возвращается к первоначальной круглой форме. Тогда изображение все время фокусируется на сетчатке, независимо от того, далеко оно расположено от глаза или близко (рис.2)

Рис.2. Так видит мир здоровый человек.

Но у части людей склера – оболочка, которая обтягивает глазное яблоко, как чулок, слабая, со временем она перестает возвращать глазному яблоку круглую форму, и человек видит то, что удалено от него, неточно.

Ниже приведем ряд проблем со зрением, с которыми родители могут столкнуться на практике: - врожденная слепота;

- косоглазие (стробизм) – это состояние, когда глаза смотрят в разные стороны и не фокусируются на одном предмете;

- неспособность различать цвета (дальтонизм) – это состояние, когда глаза реагируют на цвет, но имеют сложности с определением отдельно взятого цвета;

- близорукость (миопия) – когда изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней, в результате чего отдаленные предметы расплываются;

- дальнозоркость (гиперметропия) – изображение фокусируется за сетчаткой глаза, а не на сетчатке, в результате чего человек плохо видит вблизи. У детей глазной хрусталик приспосабливается к возникшей проблеме и прилагает большие усилия для обеспечения четкого изображения как вдали, так и вблизи, но эти усилия организма часто приводят к утомляемости глаз, и даже к косоглазию;

- дефокусировка (астигматизм) - как правило, является результатом неправильной формы роговицы. Люди с астигматизмом обычно видят вертикальные линии четче, чем горизонтальные, а иногда бывает и наоборот;

- глаукома – повышение внутриглазного давления;

- катаракта - помутнение хрусталика (“живой” природной линзы внутри человеческого глаза);

- воспаление глаз (конъюнктивит) – характеризуется характерными выделениями, слезоточивостью, раздражением глаз;

- слабое ночное зрение (куриная слепота) – человек хорошо видит днем, но в ночное время или в сумерки глаз плохо воспринимает предметы;

- повреждения глаз, связанные с некоторыми видами спорта.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

Рассмотрим эти формы нарушения зрения более подробно.

Близорукость (миопия). Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению.

В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко (рис. 3). Так видит мир близорукий человек (рис.4)

Рис.3. Вытянутое глазное яблоко при близорукости.

Рис.4. Так видит мир близорукий человек.

Различают следующие типы миопии (близорукости). Рис.5.

Рис. 5. Типы миопии.

Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Дальнозоркость – нарушение, при котором световые лучи фокусируются за сетчаткой. (Рис. 6)

Рис. 6. Дальнозоркость.

Первые признаки появления дальнозоркости - ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой. Так видит мир дальнозоркий человек (рис.7).

Рис.7. Так видит мир дальнозоркий человек.

Астигматизм - это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы. (Рис.8)

Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

Рис. 8. Астигматизм.

Косоглазие - положение глаз (чаще врожденное), при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого - отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску - расходящимся, вверх или вниз - вертикальным. (Рис. 9)

Рис.9. Косоглазие.

Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.

Наиболее ужасающих размеров среди нарушений зрения у школьников занимает близорукость. (Рис. 10)

Рис. 10. Близорукость.

Степень участия зрительного анализатора в процессе школьных занятий очень велика. А в школе дети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, достаточно длительную, с годами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения.

Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза. Между тем, к сожалению, именно в школьном возрасте у детей появляются зрительные расстройства и в первую очередь, близорукость.

Зрение школьников является предметом широких и всесторонних исследований. При этом все исследователи обнаруживают общую закономерность - увеличение числа учащихся с близорукостью от младших классов к старшим.

С возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости . Это имеет особое значение при рассмотрении всей проблемы в целом, особенно с профилактических позиций.

В офтальмологии принято все случаи близорукости делить по их степени на 3 группы: слабую до 3,0 D (диоптрий), среднюю до 6,0 D и высокую (сильную) - от 6,0 D и выше. Наблюдения показывают, что в школьном возрасте чаще наблюдаются случаи миопии слабой и средней степени.

Факторы, стимулирующие возникновению близорукости у школьников.

Развитие близорукости у школьников определяется переплетением множества самых разных условий и отдельных факторов.

По обобщенным данным, близорукость среди детей школьного возраста колеблется в пределах 2,3 - 13,8 %, а среди выпускников школ - 3,5 - 32,2 %.

В городских школах “близорукость”, как правило, встречается чаще, чем в сельских. Очевидно, здесь играет роль меньшая зрительная нагрузка учащихся сельских школ. Помимо того, сельские школьники больше бывают на свежем воздухе и занимаются физическим трудом, что способствует закаливанию организма и повышению его сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

К основным факторам, стимулирующим миопию у школьников, считается (Рис.11,12,13):

  1. Недостаточное освещение рабочего места в школе (особенно при искусственном освещении). Неизменный вред приносит недостаточная освещенность рабочего места в домашних условиях во время приготовления уроков и чтения.
  2. Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Очень важно, чтобы и в школе, и дома размеры мебели соответствовали росту детей.
  3. Неправильная посадка за рабочим столом. Вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении способствует ослаблению зрения.
  4. Увеличение интенсивности зрительных нагрузок.
  5. Доступность электронных средств обучения.

Рис.13.

Вывод: наше зрение зависит от нас самих!!!

Профилактические мероприятия по предупреждению развития заболеваний органов зрения в школе.

Учитывая тот факт, что дети с нарушениями зрения есть в каждом классе любой школы необходимо объединить усилия врачей, учителей, медицинских сестер, педиатров, родителей в борьбе с возникновением зрительных заболеваний и их прогрессированием.

Все основные гигиенические вопросы режима для школьника в обычных школах имеют прямое отношение к работе учителя, а именно:

1. Построение учебного дня в школе.

2. Организация уроков и перемен.

3. Организация занятий и отдыха во внешкольное время.

В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период. Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения.

Вот почему для учащихся первых классов, впервые приступивших к занятиям, четыре урока ежедневно - это непосильная нагрузка, в том числе и для органов зрения. Поэтому учителю следует увеличивать число уроков в день постепенно. Несколько раз в неделю делать не по 4, а по 3 и даже по 2 урока в день. Это должно сопровождаться и сменой одного вида деятельности другим.

Исследования офтальмологов показали, что учащиеся 1-х классов при обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно 4-го урока наблюдалось значительное понижение остроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций, общей работоспособности. Таким образом, количество уроков и их чередование по трудности и степени зрительного напряжения заметно уменьшает зрительную утомляемость.

Следует остановиться и на распределении учащихся по сменам. Учебные занятия в 2 смены еще имеют место в наших школах. С позиции гигиены детского зрения все учащиеся с 1 по 4 класс должны заниматься только в первую смену. Первая смена позволяет значительно легче организовать правильный режим дня, что обеспечивает меньшее утомление детей. У них остается больше времени для отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий спортом и т.д. Отдых же улучшает и состояние зрительных функций. Занятия в первую смену проходят и в более благоприятных условиях освещения.

Врачами доказано, что все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности. Основные гигиенические требования, предъявляются к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи.

В осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 часов. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.

На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20 % световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50 %.

Чтобы у школьников не развивалась близорукость, нужно улучшить гигиенические условия освещения рабочих мест и в школе, и дома. Стены в классах и поверхности столов следует окрашивать в светлые тона. Оконные стекла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы, закрывающие доступ света, например, высокие цветы. Обязательно надо учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждую четверть пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.

Учителя должны регулярно проводить беседы с родителями об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1 – 2 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому, дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими занятиями, когда зрение напрягается меньше. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий.

Большое значение имеет и правильное устройство рабочего места школьника в домашних условиях.

Особая проблема это - ДЕТИ У ТЕЛЕВИЗОРА и компьютера .

Одним из частных компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Однако, они должны быть ограничены с позиции гигиены, так как являются дополнительной нагрузкой для нервной системы и конечно для глаз школьников (Рис.14). Все рекомендации по просмотру телевизионных передач должен давать врач - офтальмолог, но в обязанность учителя следует включить как необходимость, во время беседы с родителями и детьми, еще раз напоминать, что наибольшее утомление и напряжение зрения возникает при слишком близком расстоянии к экрану телевизора. Это усугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах.

Рис.14. Правила гигиены при просмотре телевизора.

Особую опасность в жизни современного школьника представляет компьютер.

Работа за компьютером – это, как правило, длительная сидячая работа, которая может привести к различным проблемам со здоровьем, таким как снижение зрения, боли в спине и мышцах кистей рук. Чтобы значительно уменьшить риск получения серьезных заболеваний соблюдайте правила работы за компьютером (Рис.15). Немаловажное значение имеет посадка за компьютером (Рис.16).

Рис.15. Правила работы за компьютером.

Рис.16. Как правильно сидеть при работе на компьютере.

При выполнении домашних заданий особенно важно соблюдать ряд правил (Рис.17)

Рис.17.Правила гигиены при выполнении домашних заданий.

Наш эксперимент:

1. Изучение различной литературы.

2. абота с детьми.

3. Исследование состояния зрения у детей начальной школы с 2005 по 2012гг.

4. Исследование условий гигиены зрения в школе и дома.

План эксперимента:

1. Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии зрения, опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят начальных классов.

2. Проверить соответствие нормам СанПиНа требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

3. Провести опрос-анкету среди учащихся 1-4 классов.

4. Подвести итоги о выполнении условий гигиены зрения в школе и дома.

Результаты исследований

Для определения % детей с дефектом зрения (миопия) в младших классах нашей школы был проведен анализ результатов диспансеризации учащихся 1-4 классов за период с 2005 по 2012гг. Было определено, что % близорукости у детей в 1 классах практически не наблюдался.

Уже к 4 классу % близоруких детей увеличился с 0 до 12%, что подтверждается результатами обобщенных данных, освещенных в литературе.

Мы считаем, что диагноз “миопия” и диагноз “нарушение осанки” тесно взаимосвязаны. Для подтверждения наших предположений, было подсчитано количество детей с диагнозом “нарушение осанки” и сопоставили с количеством близоруких детей. (Рис 18)

Рис. 18. Результаты изучения медицинских карт детей 1-4 классов.

Из вышесказанного видно, что к 4 классу: семеро детей из 58 имеют диагноз “миопия” и трое из них с диагнозом “нарушение осанки”, тогда как из 51 ребенка со 100% зрением всего двое детей имеют диагноз “нарушение осанки”.

Мы решили узнать, все ли дети понимают важность сохранения зрения, знают ли болезни глаз и причины его ухудшения, выполняются ли необходимые требования гигиены зрения у них дома. Для этого мы провели опрос-анкету в 1-4 классах (Приложение 1 ) . Результаты опроса показали, что:

1) 100% опрошенных детей знают, зачем человеку зрение.

2) Только 22% детей знают основные болезни глаз.

3) 90% детей указали, что причиной ухудшения зрения, они считают компьютер и телевизор, неправильное положение спины во время занятий.

4) Практически все (97%) знают, что нельзя долго находиться у телевизора и компьютера – это может привести к потере зрения.

5) 67,3% указали, что для того чтобы не потерять зрение надо поменьше сидеть за компьютером, правильно питаться (15%), сидеть прямо при выполнении школьных заданий (18%), ходить к врачу (4%).

6) 92% детей делают уроки за столом, остальные, где придется (даже на подоконнике).

7) У 94% детей дома есть свое рабочее место.

8) Только 67,5% пользуются настольной лампой при выполнении домашних заданий.

9) 63% детей хотят сидеть за 1-ой партой, потому что хорошо видно.

Мы решили выяснить причины ухудшения зрения у детей младшего школьного возраста в период обучения в школе. Для этого мы произвели необходимые замеры и согласовали их с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях по СанПиНу (табл.1).

Табл.1 Результаты замеров (приложение 3 ).

Как видно из таблицы, не все требования согласно СанПиНу выполняются, что частично способствует ухудшению здоровья детей, в общем, и зрения в частности.

Исходя из всего, можем дать следующие рекомендации:

1. Почаще давайте глазам отдых.

Если у ребенка хорошее зрение, он должен делать перерыв в занятиях каждые 40 мин.

Если уже слабая близорукость - через каждые 30 мин

2. Отдых для глаз - это когда ты бегаешь, прыгаешь, смотришь вдаль. Выполняйте с ребенком физкультминутки, направленные на улучшение зрения (приложение 2 ).

3. Ограничьте компьютер и телевизор.

4. Книжку или тетрадку держите на расстоянии 35-40 см.

5. Закаляйтесь, занимайтесь спортом.

6. Ешьте полезные для глаз продукты (творог, кефир, отварная рыба, говядина, морковь, капуста, чернику, зелень), принимайте витамины.

7. Систематически посещайте врача-окулиста.

Список используемой литературы.

1. СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”

2. Интернет-ресурсы

3. “Семейный медицинский справочник” Л.Хахалин

4. “ Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы” Л.А.Обухова

5 . Газета “ Ключи к здоровью” № 2011г.

6. Брошюры Центра микрохирургии глаза “Прозрение” г. Набережные Челны

Именно с помощью зрения человек воспринимает большую часть информации из окружающего мира, поэтому все факты, связанные с глазами, интересны человеку. На сегодняшний день их существует огромное количество.

Строение глаза

Интересные факты о глазах начинаются с того, что человек является единственным существом на планете, имеющим белки глаз. В остальном глаза заполнено колбочками и палочками, как и у некоторых животных. Эти клетки находятся в глазу в количестве сотни миллионов и являются светочувствительными. Колбочки реагируют на смену освещенности и цветов больше, чем палочки.

У всех взрослых людей размер глазного яблока практически идентичен и составляет 24 мм в диаметре, в то время как новорожденный ребенок имеет диаметр яблока в 18 мм, а вес почти в три раза меньше.

Интересно, что иногда человек может видеть перед глазами различные плавающие помутнения, которые в действительности являются нитями белка.

Роговица глаза покрывает всю его видимую поверхность и является единственной частью тела человека, которая не снабжается кислородом из крови.

Хрусталик глаза, обеспечивающий четкость зрения, постоянно фокусируется на окружающей обстановке со скоростью 50 предметов в секунду. Движется глаз с помощью всего лишь 6 глазных мышц, являющихся самыми активными во всем организме.

Интересные факты о глазах включают в себя информацию о том, что чихнуть с открытыми глазами невозможно. Ученые объясняют это двумя гипотезами - рефлекторным сокращением мышц лица и защитой глаза от попадания микробов из слизистой носа.

Мозговое зрение

Интересные факты о зрении и глазах часто имеют данные о том, что на самом деле человек видит мозгом, а не глазом. Данное утверждение было научно установлено еще в 1897 году, подтвердив, что глаз человека воспринимает окружающую информацию в перевернутом виде. Переходя через оптический нерв к центру нервной системы, картинка переворачивается в привычное положение именно в коре головного мозга.

Особенности радужной оболочки

Они включают в себя тот факт, что радужка каждого человека имеет 256 отличительных характеристик, в то время как отпечатки пальцев отличаются лишь по сорока. Вероятность найти человека с такой же радужной оболочкой практически равна нулю.

Нарушение цветовосприятия

Чаще всего данная патология проявляется как дальтонизм. Интересно, что при рождении дальтониками являются все дети, но с возрастом у большинства приходит в норму. Чаще всего от данного нарушения страдают мужчины, не способные видеть определенные цвета.

В норме человек должен разделять семь основных цветов и до 100 тысяч их оттенков. В отличие от мужчин 2 % женщин страдают от генетической мутации, которая наоборот расширяет спектр их восприятия цветов до сотен миллионов оттенков.

Нетрадиционная медицина

Учитывая интересные факты о нем породили иридодиагностику. Она представляет собой нетрадиционный метод диагностирования заболеваний всего организма при помощи исследования радужной

Затемнение глаза

Интересно, что пираты носили повязки на глаза не для того, чтобы скрыть свои повреждения. Они закрывали один глаз, чтобы тот быстро смог адаптироваться к плохому освещению в трюмах корабля. Поочередно используя один глаз для помещений с тусклым освещением и палубы с ярким светом, пираты могли более эффективно вести бой.

Первые затемненные очки для обоих глаз появились не для защиты от яркого света, а для скрытия взгляда от посторонних лиц. Использовались они сначала только китайскими судьями, чтобы не демонстрировать окружающим личные эмоции к рассматриваемым делам.

Голубой или карий?

Цвет глаз человека определяется количеством концентрации в организме пигмента меланина.

Находится между роговицей и хрусталиком глаза и состоит из двух слоев:

  • переднего;
  • заднего.

Медицинскими терминами они определяются как мезодермальный и эктодермальный соответственно. Именно в переднем слое и распределяется красящий пигмент, определяя цвет глаз человека. Интересные факты о глазах подтверждают, что окраску радужке обеспечивает только меланин, независимо от того, какого цвета глаза. Оттенок меняется только за счет смены концентрации красящего вещества.

При рождении практически у всех детей данный пигмент полностью отсутствует, поэтому глаза новорожденных голубые. С возрастом они меняют свой цвет, который полностью устанавливается только к 12 годам.

Интересные факты про глаза человека также утверждают, что цвет может меняться в зависимости от некоторых обстоятельств. Учеными на данный момент установлено такое явление, как хамелеон. Оно представляет собой смену цвета глаза при длительном нахождении на холоде или при длительном ярком освещении. Некоторые люди утверждают, что цвет их глаз зависит не только от погоды, а и от личного настроения.

Самые интересные факты о строении глаза человека содержат данные о том, что на самом деле все люди на свете голубоглазые. Высокая концентрация пигмента в радужной оболочке обеспечивает поглощение световых лучей высоких и низких частот, за счет чего их отражение приводит к появлению коричневого или черного цвета глаз.

Цвет глаз во многом зависит от географической местности. Так в северных регионах преобладает население с голубым цветом глаз. Ближе к югу насчитывается большое количество кареглазых, а на экваторе практически все население имеет черный цвет радужной оболочки.

Более полувека назад ученые установили интересный факт - при рождении мы все дальнозоркие. Только к достижению шестимесячного возраста зрение нормализуется. Интересные факты о глазах и зрении человека также подтверждают, что полностью формируется глаз по физиологическим параметрам к семилетнему возрасту.

Зрение может сказываться и на общем состоянии организма, так при превышенных нагрузках на глаза наблюдается общее переутомление, головные боли, усталость и стрессовое состояние.

Интересно, что научно не доказана связь между качеством зрения и витамином моркови каротином. На самом деле этот миф взял свое начало со времен войны, когда англичане решили скрыть изобретение авиационного радара. Они объясняли быстрое обнаружение вражеских самолетов острым зрением своих летчиков, которые ели морковь.

Чтобы самостоятельно проверить остроту зрения, следует взглянуть на ночное небо. Если возле средней звезды ручки большого ковша (Большой Медведицы) удается разглядеть маленькую звезду, то все в норме.

Разные глаза

Чаще всего такое нарушения является генетическим и никак не сказывается на общем здоровье. Разный цвет глаз носит название гетерохромия и может быть полным или частичным. В первом случае каждый глаз окрашен своим цветом, а во втором одна радужка поделена на две части с разной окраской.

Негативные факторы

Больше всего на качество зрения и здоровье глаз в целом влияет косметика. Также негативно сказывается и ношение узкой одежды, поскольку она затрудняет кровообращение всех органов, в том числе и глаз.

Интересные факты о строении и работе глаза подтверждают, что ребенок не способен плакать в первый месяц жизни. Точнее при этом совершенно не выделяются слезы.

Состав слезы имеет три компонента:

  • воду;
  • слизь;

Если пропорции данных веществ на поверхности глаза не соблюдаются, появляется сухость и человек начинает плакать. При обильном течении слезы могут напрямую поступать в носоглотку.

Статистические исследования утверждают, что в год каждый мужчина плачет в среднем 7 раз, а женщина 47.

О моргании

Интересно, что в среднем человек моргает 1 раз в 6 секунд в большей степени рефлекторно. Данный процесс обеспечивает глазу достаточное увлажнение и своевременное очищение от загрязнений. По статистическим данным, женщины моргают в два раза чаще мужчин.

Японские исследователи установили, что процесс моргания действует еще и как перезагрузка для концентрации внимания. Именно в момент закрытия век падает активность нейросети внимания, поэтому и наблюдается моргание чаще всего после завершения определенного действия.

Чтение

Интересные факты про глаза не упустили такой процесс, как чтение. По данным ученых, при быстром чтении глаза утомляются намного меньше. При этом чтение бумажных книг всегда осуществляется на четверть быстрее, чем электронных носителей.

Ошибочные мнения

Многие считают, что курение никак не сказывается на здоровье глаз, но на самом деле табачный дым приводит к закупорке сосудов сетчатки глаза и приводит к развитию множества заболеваний зрительного нерва. Курение, как активное, так и пассивное, может привести к помутнению хрусталика, хроническим конъюнктивитам, желтым пятнам сетчатки, слепоте. Также при курении становится вредным ликопин.

В обычных случаях данное вещество оказывает благотворное влияние на организм, улучшая зрение, замедляя развитие катаракты, возрастные изменения и защищая глаз от ультрафиолетового излучения.

Интересные факты о глазах опровергают мнение о том, что излучение монитора негативно сказывается на зрении. На самом деле вред глазам приносит избыточное напряжение при частой фокусировке на мелких деталях.

Также многие уверены в необходимости осуществлять роды только кесаревым путем при наличии у женщины плохого зрения. В некоторых случаях это действительно так, но при близорукости можно пройти курс лазерной коагуляции и предупредить риск разрыва или отслоения сетчатки во время родов. Данная процедура осуществляется даже на 30-й неделе вынашивания плода и занимает всего несколько минут, совершенно не оказывая негативного влияния на здоровье и матери, и ребенка. Но как бы там ни было, старайтесь регулярно посещать специалиста и проверять свое зрение.

Глаза - один из самых важных органов восприятия человеком окружающего мира. В повседневной жизни мы часто забываем об этом и не придаем этому значения. И напрасно. Ведь «глаз и зрение» - тема не только важная, но еще и очень интересная. Именно о ней мы и поговорим.

Глаз - это зрительный орган, которым обладает человек и животное. Человеческий глаз имеет свои особенности.

Он состоит из:
Глазного яблока.
Зрительного нерва - связующего звена между глазным яблоком и головным мозгом.
Дополнительных частей. Сюда относятся мышцы, помогающие яблоку вращаться, веки, а также слезные органы.

Одной из вспомогательных составляющих глаза является склера - оболочка, которая защищает глазное яблоко. К таковым относится и роговица - наиболее чувствительная зона тела человека в целом. За ней находится радужная оболочка. У каждого человека радужка обладает своим оттенком. Между ней и роговицей «полость» для водянистой жидкости, а в самой оболочке располагается зрачок. Он являет собой отверстие маленького размера, его диаметр варьируется в пределах 2-8 мм. При свете он уменьшается, в темноте наоборот - увеличивается.

За зрачком находится хрусталик. Такое название он получил из-за своей схожести с прозрачной двояковыпуклой линзой. Наружная часть хрусталика мягкая, напоминающая студень, внутренняя - более упругая и твердая. Вокруг хрусталика расположены мышцы, которые крепят его к уже упомянутой склере.
За хрусталиком, в свою очередь, находится стеклообразное тело. Его структура также схожа со студенистой массой.
И, наконец, задняя область склеры называется глазным дном. Оно покрыто сетчатой оболочкой, которое очень часто называют просто «сетчатка». Это - тончайшие волокна, которые являют собою разветвленные окончания зрительного нерва.

Теперь, когда мы знаем, из чего состоит наш орган зрения, перейдем к следующему секрету – каким образом происходит процесс восприятия глазами окружающих предметов?

Особенности глаз как органа зрения

Каким образом мы воспринимаем картинку

Глаза - один из самых важных органов восприятия человеком окружающего мира

Восприятие зрением окружающих предметов - многосложный процесс.

Происходит он таким образом:
Световой луч, попадая в глаз, преломляется в, так называемой, оптической системе, состоящей из роговицы, хрусталика и стеклообразного тела.
С помощью преломленного луча сетчатка создает реальную, уменьшенную, а также обратную картинку, на которой сосредоточен взгляд.
Световой луч становится раздражителем для окончаний зрительного нерва.
С помощью нервных волокон эти раздражители поступают в мозг. Так возникают зрительные ощущения - вырисовывается цельная картинка.

Интересный факт : картинка, появляющаяся на сетчатке, на самом деле, обратная, то есть, перевернутая. Первооткрывателем данного факта стал И. Кеплер. А ученый Р. Декарт (Франция), желая убедиться, так ли это, провел эксперимент с бычьим глазом. Он снял с задней части глаза слой и разместил в щели у окна. Буквально сразу ученый обнаружил следующее: полупрозрачная стенка дна глаза «показывала» изображение, наблюдаемое из окна, в перевернутом виде.

Почему глаза воспринимают картинку в неперевернутом виде

На фото: именно так происходит преобразование картинки, воспринимаемой глазом

Зрение - процесс, беспрестанно корректирующийся мозгом, который получает как посредством глаз, так и с помощью других органов чувств.
Интересный опыт был проведен Дж. Стреттоном - психологом из Америки (1896 г.). Ученый надел на себя очки, которые действовали на сетчатку так, что окружающая картинка на ней становилась не перевернутой, а «нормальной».

Вследствие произошло следующее: мир перевернулся в прямом смысле слова, предметы расположились вверх тормашками. Это вызвало дисбаланс в функционировании органов зрения и иных органов чувств. Будучи в этих очках, Дж. Стреттон три дня испытывал тошноту.

И только на четвертый день ученый пришел в себя - его мозг принял новые нестандартные условия и картинка нормализовалась.

Однако, когда он снял очки, изображение снова перевернулось. Восстановилось нормальное восприятие уже по истечения полтора часа.

Интересно то, что приспособиться подобным образом может лишь мозг человека. Когда такой эксперимент проводили на обезьяне, животное получило мощнейший психологический улар и впало в кому.

Глаза и

На фото: объяснение особенностей аккомодации

Когда человек переводит взгляд с далеко находящегося на близко расположенный предмет - изображение не теряет свою четкость. Почему это происходит? Потому, что мышцы, которым окружен хрусталик, влияют на кривизну поверхностей хрусталика, а, соответственно, и на оптическую силу органа.

При сосредоточенности взгляда наотдаленных объектах, мышцы расслабляются, а искривление хрусталика - относительно небольшое. Когда же человек переводит глаза на близлежащие предметы, те самые мышцы сжимают хрусталик, отчего кривизна увеличивается, а вместе с ней и оптическая сила.

Навык такого приспособления носит название «аккомодация».

Важно помнить: слишком близкое рассматривание объекта усиливает работу мышц и деформацию хрусталика, глаза утомляются. Потому оптимальным расстоянием от глаза до предмета (книга, компьютер) считается не менее 25 см.

Функции наших глаз

Благодаря тому, что человек имеет два, а не один орган зрения, он может давать оценку расположению предметов: насколько близко или далеко наблюдаемый объект.
А все потому, что сетчатки обеих глаз воспринимают одно и то же изображение по-разному (с разных сторон).

Чем ближе объект, тем более явственны различия. Такая способность глаз дает возможность воспринимать объемную (а не плоскую) картинку.

И еще одно преимущество двух глаз - увеличение поля зрения, то есть, возможность видеть больше вокруг себя.

Описание основных функций глаз

Можно ли видеть и при этом быть невидимым

Зрение - процесс, беспрестанно корректирующийся мозгом, который получает как посредством глаз, так и с помощью других органов чувств

Это, пожалуй, самый интересный вопрос, касающийся глаз и зрения. Первым на него попытался дать ответ Герберт Уэлс - английский писатель, произведший на свет роман «Человек-невидимка». Какова же суть ответа?

Человек может стать невидимым при условии, что его вещество превратится в прозрачную оптическую плоскость, такую же, как воздух. Так, световое отражение и преломление, которое возникает на границах абриса человека с воздухом, исчезнет. Появится человек-невидимка.
Чтобы было понятней, приведем пример: толченое стекло, похожее на белый порошок, моментально исчезает из поля зрения при помещении в воду. Почему? Потому, что вода имеет аналогичную стеклу оптическую плотность.

Еще один интересный эксперимент провел ученый Шпальтегольц (Германия). Он взял препарат мертвой ткани животного и напитал ее специальным веществом собственного приготовления. Затем опустил препарат в емкость, наполненную таким же веществом. Препарат стал невидимым.

Но с человеком такой эксперимент будет невозможен. Ведь ему необходимо быть незаметным на воздухе, но не находясь в емкости с каким-то веществом.

И даже если представить, что человек стал прозрачным, все равно возникнет вопрос: сможет ли видеть этот человек других? По всей видимости, нет, поскольку его органы зрения не смогут больше преломлять лучи света. Таким образом, сетчатка не воспринимет никаких картинок.

К тому же, чтобы в человеческом сознании сформировывались зримые образы, сетчатка должна поглощать свет, питаясь его энергией. Последняя нужна, чтобы возникали сигналы, доставляемые зрительным нервом в мозг. А поскольку невидимка станет обладателем прозрачных глаз, вышеописанный процесс не произойдет, он лишится восприятия через органы зрения - попросту ослепнет.

Этого факта писатель не учел, потому герой романа - обладатель вполне видящих глаз, и зрение остается с ним, даже несмотря на то, что сам он невидимый.

Итак, теперь мы знаем о глазах и зрении все. И совсем необязательно стремиться быть невидимкой. Ведь самой важной особенностью человек уже обладает - он может видеть и воспринимать окружающую красоту. Главное условие сохранения зрения: посещение окулиста для проведения и .

Из-за большого числа этапов процесса зрительного восприятия его отдельные характеристики рассматриваются с точки зрения разных наук - оптики (в том числе биофизики), психологии , физиологии , химии (биохимии). На каждом этапе восприятия возникают искажения, ошибки, сбои, но мозг человека обрабатывает полученную информацию и вносит необходимые коррективы. Эти процессы носят неосознаваемый характер и реализуются в многоуровневой автономной корректировке искажений. Так устраняются сферическая и хроматическая аберрации, эффекты слепого пятна , проводится цветокоррекция , формируется стереоскопическое изображение и т. д. В тех случаях, когда подсознательная обработка информации недостаточна, или же избыточна, возникают оптические иллюзии .

Физиология зрения человека

Цветовое зрение

В глазу человека содержатся два типа светочувствительных клеток (фоторецепторов): высоко чувствительные палочки , отвечающие за ночное зрение , и менее чувствительные колбочки , отвечающие за цветное зрение.

Свет с разной длиной волны по-разному стимулирует разные типы колбочек. Например, желто-зелёный свет в равной степени стимулирует колбочки L и M-типов, но слабее стимулирует колбочки S-типа. Красный свет стимулирует колбочки L-типа намного сильнее, чем колбочки M-типа, а S-типа не стимулирует почти совсем; зелено-голубой свет стимулирует рецепторы M-типа сильнее, чем L-типа, а рецепторы S-типа - ещё немного сильнее; свет с этой длиной волны наиболее сильно стимулирует также палочки. Фиолетовый свет стимулирует почти исключительно колбочки S-типа. Мозг воспринимает комбинированную информацию от разных рецепторов, что обеспечивает различное восприятие света с разной длиной волны.

За цветовое зрение человека и обезьян отвечают гены, кодирующие светочувствительные белки опсины . По мнению сторонников трёхкомпонентной теории, наличие трёх разных белков, реагирующих на разные длины волн, является достаточным для цветового восприятия. У большинства млекопитающих таких генов только два, поэтому они имеют двухцветное зрение. В том случае, если у человека два белка, кодируемые разными генами, оказываются слишком схожи или один из белков не синтезируется, развивается дальтонизм . Н. Н. Миклухо-Маклай установил, что у папуасов Новой Гвинеи , живущих в гуще зелёных джунглей, отсутствует способность различать зелёный цвет.

Чувствительный к красному свету опсин кодируется у человека геном OPN1LW .

Другие опсины человека кодируют гены OPN1MW, OPN1MW2 и OPN1SW, первые два из них кодируют белки, чувствительные к свету со средними длинами волны, а третий отвечает за опсин, чувствительный к коротковолновой части спектра.

Необходимость трех типов опсинов для цветового зрения недавно была доказана в опытах на беличьей обезьяне (саймири), самцов которых удалось излечить от врожденного дальтонизма путем введения в их сетчатку гена человеческого опсина OPN1LW . Эта работа (вместе с аналогичными опытами на мышах) показала, что зрелый мозг способен приспособиться к новым сенсорным возможностям глаза.

Ген OPN1LW, который кодирует пигмент, отвечающий за воcприятие красного цвета, высоко полиморфен (в недавней работе Виррелли и Тишкова было найдено 85 аллелей в выборке из 256 человек ), и около 10% женщин , имеющих два разных аллеля этого гена, фактически имеют дополнительный тип цветовых рецепторов и некоторую степень четырёхкомпонентного цветового зрения. Вариации гена OPN1MW, который кодирует «желто-зеленый» пигмент, встречаются редко и не влияют на спектральную чувствительность рецепторов.

Ген OPN1LW и гены, отвечающие за восприятие света со средней длиной волны, расположены в Х-хромосоме тандемно, и между ними часто происходит негомологичная рекомбинация или генная конверсия. При этом может происходить слияние генов или увеличение числа их копий в хромосоме. Дефекты гена OPN1LW - причина частичной цветовой слепоты, протанопии .

Трёхсоставную теорию цветового зрения впервые высказал в 1756 году М. В. Ломоносов , когда он писал «о трёх материях дна ока». Сто лет спустя её развил немецкий учёный Г. Гельмгольц , который не упоминает известной работы Ломоносова «О происхождении света», хотя она была опубликована и кратко изложена на немецком языке.

Параллельно существовала оппонентная теория цвета Эвальда Геринга. Её развили Дэвид Хьюбел (David H. Hubel) и Торстен Визел (Torsten N. Wiesel). Они получили Нобелевскую премию 1981 года за своё открытие.

Они предположили, что в мозг поступает информация вовсе не о красном (R), зелёном (G) и синем (B) цветах (теория цвета Юнга -Гельмгольца). Мозг получает информацию о разнице яркости - о разнице яркости белого (Y мах) и чёрного (Y мин), о разнице зелёного и красного цветов (G - R), о разнице синего и жёлтого цветов (B - yellow), а жёлтый цвет (yellow = R + G) есть сумма красного и зелёного цветов, где R, G и B - яркости цветовых составляющих - красного, R, зелёного, G, и синего, B.

Имеем систему уравнений - К ч-б = Y мах - Y мин; K gr = G - R; K brg = B - R - G, где К ч-б, K gr , K brg - функции коэффициентов баланса белого для любого освещения. Практически это выражается в том, что люди воспринимают цвет предметов одинаково при разных источниках освещения (цветовая адаптация). Оппонентная теория в целом лучше объясняет тот факт, что люди воспринимают цвет предметов одинаково при чрезвычайно разных источниках освещения (цветовая адаптация), в том числе при различном цвете источников света в одной сцене.

Эти две теории не вполне согласованы друг с другом. Но несмотря на это, до сих пор предполагают, что на уровне сетчатки действует трёхстимульная теория, однако информация обрабатывается и в мозг поступают данные, уже согласующиеся с оппонентной теорией.

Бинокулярное и Стереоскопическое зрение

Вклад зрачка в регулировку чувствительности глаза крайне незначителен. Весь диапазон яркостей, которые наш зрительный механизм способен воспринять, огромен: от 10 −6 кд·м² для глаза, полностью адаптированного к темноте, до 10 6 кд·м² для глаза, полностью адаптированного к свету Механизм такого широкого диапазона чувствительности кроется в разложении и восстановлении фоточувствительных пигментов в фоторецепторах сетчатки - колбочках и палочках .

Чувствительность глаза зависит от полноты адаптации , от интенсивности источника света, длины волны и угловых размеров источника, а также от времени действия раздражителя. Чувствительность глаза понижается с возрастом из-за ухудшения оптических свойств склеры и зрачка, а также рецепторного звена восприятия.

Максимум чувствительности при дневном освещении лежит при 555-556 нм, а при слабом вечернем/ночном смещается в сторону фиолетового края видимого спектра и равен 510 нм (в течение суток колеблется в пределах 500-560 нм). Объясняется это (зависимость зрения человека от условий освещённости при восприятии им разноцветных объектов, соотношение их кажущейся яркости - эффект Пуркинье) двумя типами светочувствительных элементов глаза - при ярком свете зрение осуществляется преимущественно колбочками, а при слабом задействуются предпочтительно только палочки.

Острота зрения

Способность различных людей видеть большие или меньшие детали предмета с одного и того же расстояния при одинаковой форме глазного яблока и одинаковой преломляющей силе диоптрической глазной системы обусловливается различием в расстоянии между чувствительными элементами сетчатки и называется остротой зрения .

Острота зрения - способность глаза воспринимать раздельно две точки, расположенные друг от друга на некотором расстоянии (детализация, мелкозернистость, разрешётка ). Мерилом остроты зрения является угол зрения, то есть угол, образованный лучами, исходящими от краёв рассматриваемого предмета (или от двух точек A и B ) к узловой точке (K ) глаза. Острота зрения обратно-пропорциональна углу зрения, то есть, чем он меньше, тем острота зрения выше. В норме глаз человека способен раздельно воспринимать объекты, угловое расстояние между которыми не меньше 1′ (1 минута).

Острота зрения - одна из важнейших функций зрения. Острота зрения человека ограничена его строением. Глаз человека в отличие от глаз головоногих, например, это обращённый орган, то есть, светочувствительные клетки находятся под слоем нервов и кровеносных сосудов.

Острота зрения зависит от размеров колбочек, находящихся в области жёлтого пятна, сетчатки, а также от ряда факторов: рефракции глаза, ширины зрачка, прозрачности роговицы, хрусталика (и его эластичности), стекловидного тела (кои составляют светопреломляющий аппарат), состояния сетчатой оболочки и зрительного нерва, возраста.

Остроту зрения и/или Световую чувствительность часто также называют разрешающей способностью простого(невооруженного) глаза (resolving power ).

Поле зрения

Периферическое зрение (поле зрения) - определяют границы поля зрения при проекции их на сферическую поверхность (при помощи периметра). Поле зрения - пространство, воспринимаемое глазом при неподвижном взгляде. Зрительное поле является функцией периферических отделов сетчатки; его состоянием в значительной мере определяется возможность человека свободно ориентироваться в пространстве.

Изменения поля зрения обуславливаются органическими и/или функциональными заболеваниями зрительного анализатора: сетчатки, зрительного нерва, зрительного пути, ЦНС . Нарушения поля зрения проявляются либо сужением его границ (выражают в градусах или линейных величинах), либо выпадением отдельных его участков (Гемианопсия), появлением скотомы.

Бинокулярность

Рассматривая предмет обоими глазами, мы видим его только тогда одиночным, когда оси зрения глаз образуют такой угол сходимости (конвергенцию), при котором симметричные отчётливые изображения на сетчатках получаются в определённых соответственных местах чувствительного жёлтого пятна (fovea centralis). Благодаря такому бинокулярному зрению, мы не только судим об относительном положении и расстоянии предметов, но и воспринимаем рельеф и объём.

Основными характеристиками бинокулярного зрения являются наличие элементарного бинокулярного, глубинного и стереоскопического зрения, острота стереозрения и фузионные резервы.

Наличие элементарного бинокулярного зрения проверяется посредством разбиения некоторого изображения на фрагменты, часть которых предъявляется левому, а часть - правому глазу . Наблюдатель обладает элементарным бинокулярным зрением, если он способен составить из фрагментов единое исходное изображение.

Наличие глубинного зрения проверяется путём предъявления силуэтных, а стереоскопического - случайно-точечных стереограмм , которые должны вызывать у наблюдателя специфическое переживание глубины, отличающееся от впечатления пространственности, основанного на монокулярных признаках.

Острота стереозрения - это величина, обратная порогу стереоскопического восприятия. Порог стереоскопического восприятия - это минимальная обнаруживаемая диспаратность (угловое смещение) между частями стереограммы. Для его измерения используется принцип, который заключается в следующем. Три пары фигур предъявляются раздельно левому и правому глазу наблюдателя. В одной из пар положение фигур совпадает, в двух других одна из фигур смещена по горизонтали на определённое расстояние. Испытуемого просят указать фигуры, расположенные в порядке возрастания относительного расстояния. Если фигуры указаны в правильной последовательности, то уровень теста увеличивается (диспаратность уменьшается), если нет - диспаратность увеличивается.

Фузионные резервы - условия, при которых существует возможность моторной фузии стереограммы. Фузионные резервы определяются максимальной диспаратностью между частями стереограммы, при которых она ещё воспринимается в качестве объемного изображения. Для измерения фузионных резервов используется принцип, обратный применяемому при исследовании остроты стереозрения. Например, испытуемого просят соединить в одно изображение две вертикальных полосы, одна из которых видна левому, а другая - правому глазу . Экспериментатор при этом начинает медленно разводить полосы сначала при конвергентной, а затем при дивергентной диспаратности . Изображение начинает раздваиваться при значении диспаратности , характеризующей фузионный резерв наблюдателя.

Бинокулярость может нарушаться при косоглазии и некоторых других заболеваниях глаз . При сильной усталости может наблюдаться временное косоглазие, вызванное отключением ведомого глаза.

Контрастная чувствительность

Контрастная чувствительность - способность человека видеть объекты, слабо отличающиеся по яркости от фона. Оценка контрастной чувствительности производится по синусоидальным решеткам. Повышение порога контрастной чувствительности может быть признаком ряда глазных заболеваний, в связи с чем его исследование может применяться в диагностике.

Адаптация зрения

Приведенные выше свойства зрения тесно связаны со способностью глаза к адаптации. Адаптация глаза - приспособление зрения к различным условиям освещения. Адаптация происходит к изменениям освещённости (различают адаптацию к свету и темноте), цветовой характеристики освещения (способность воспринимать белые предметы белыми даже при значительном изменении спектра падающего света).

Адаптация к свету наступает быстро и заканчивается в течение 5 мин., адаптация глаза к темноте - процесс более медленный. Минимальная яркость, вызывающая ощущение света, определяет световую чувствительность глаза. Последняя быстро нарастает в первые 30 мин. пребывания в темноте, её повышение практически заканчивается через 50-60 мин. Адаптацию глаза к темноте исследуют при помощи специальных приборов - адаптометров .

Понижение адаптации глаза к темноте наблюдают при некоторых глазных (пигментная дистрофия сетчатки, глаукома) и общих (A-авитаминоз) заболеваниях.

Адаптация проявляется также в способности зрения частично компенсировать дефекты самого зрительного аппарата (оптические дефекты хрусталика , дефекты сетчатки , скотомы и пр.)

Психология зрительного восприятия

Дефекты зрения

Самый массовый недостаток - нечёткая, неясная видимость близких или удалённых предметов.

Дефекты хрусталика

Дальнозоркость

Дальнозоркостью называется такая аномалия рефракции, при которой лучи света, попадающие в глаз, фокусируются не на сетчатке, а позади неё. В легких формах глаз с хорошим запасом аккомодации компенсирует зрительный недостаток с помощью увеличения кривизны хрусталика цилиарной мышцой.

При более сильной дальнозоркости (3 дптр и выше) зрение плохое не только вблизи, но и вдаль, причем глаз не способен скомпенсировать дефект самостоятельно. Дальнозоркость обычно бывает врожденной и не прогрессирует (обычно уменьшается к школьному возрасту).

При дальнозоркости назначают очки для чтения или постоянного ношения. Для очков подбираются собирающие линзы (перемещают фокус вперед на сетчатку), при использовании которых зрение пациента становится наилучшим.

Несколько отличается от дальнозоркости пресбиопия , или старческая дальнозоркость. Пресбиопия развивается вследствие утраты хрусталиком эластичности (что является нормальным результатом его развития). Этот процесс начинается ещё в школьном возрасте, но человек обычно замечает ослабление зрения вблизи после 40 лет. (Хотя в 10 лет дети-эмметропы могут читать на расстоянии 7 см, в 20 лет - уже минимум 10 см, а в 30 - 14 см и так далее.) Старческая дальнозоркость развивается постепенно, и к 65-70 годам человек уже полностью теряет способность аккомодировать, развитие пресбиопии завершено.

Близорукость

Близорукость - аномалия рефракции глаза, при которой фокус перемещается вперед, а на сетчатку попадает уже расфокусированное изображение. При близорукости дальнейшая точка ясного зрения лежит в пределах 5 метров (в норме она лежит в бесконечности). Близорукость бывает ложной (когда из-за перенапряжения цилиарной мышцы происходит её спазм, в результате чего кривизна хрусталика остается слишком большой при зрении вдаль) и истинной (когда глазное яблоко увеличивается в передне-задней оси). В легких случаях далекие объекты размыты, в то время как близкие остаются четкими (дальнейшая точка ясного зрения лежит достаточно далеко от глаз). В случаях высокой близорукости происходит значительное снижение зрения. Начиная приблизительно с −4 дптр, человеку необходимы очки и для дали, и для близкого расстоянияпротивном случае рассматриваемый предмет нужно подносить очень близко к глазам).

В подростковом возрасте близорукость часто прогрессирует (глаза постоянно напрягаются для работы вблизи, из-за чего глаз компенсаторно растет в длину). Прогрессия близорукости иногда принимает злокачественную форму, при которой зрение падает на 2-3 диоптрии в год, наблюдается растяжение склеры, происходят дистрофические изменения сетчатки. В тяжелых случаях возникает опасность отслойки перерастянутой сетчатки при физической нагрузке или внезапном ударе. Остановка прогрессии близорукости обычно наступает к 22-25 годам, когда перестает расти организм. При стремительной прогрессии зрение к тому времени падает до −25 диоптрий и ниже, очень сильно калеча глаза и резко нарушая качество зрения вдаль и вблизи (все, что человек видит, - это мутные очертания без какого-либо детализированного зрения), причем такие отклонения очень тяжело поддаются полноценному исправлению оптикой: толстые очковые стекла создают сильные искажения и уменьшают предметы визуально, отчего человек не видит достаточно хорошо даже в очках. В таких случаях лучшего эффекта можно добиться с помощью контактной коррекции.

Несмотря на то, что вопросу остановки прогрессирования близорукости посвящены сотни научно-медицинских работ, до сих пор нет доказательств эффективности ни одного метода лечения прогрессирующей близорукости, включая операции (склеропластика). Есть доказательства небольшого, но статистически значимого уменьшения темпов роста близорукости у детей при применении глазных капель атропина и (отсутствующего в России) глазного геля пирензипина.

При близорукости часто прибегают к лазерной коррекции зрения (воздействие на роговицу с помощью лазерного луча с целью уменьшения её кривизны). Этот метод коррекции не до конца безопасный, но в большинстве случаев удается добиться значительного улучшения зрения после операции.

Дефекты близорукости и дальнозоркости могут быть преодолены с помощью очков или восстановительных курсов гимнастики как и другие нарушения рефракции.

Астигматизм

Астигматизм - дефект оптики глаза, вызванный неправильной формой роговицы и (или) хрусталика. У всех людей формы роговицы и хрусталика отличаются от идеального тела вращения (то есть все люди имеют астигматизм той или иной степени). В тяжелых случаях вытягивание по одной из осей может быть очень сильным, кроме того, роговица может иметь дефекты кривизны, вызванные другими причинами (ранениями, перенесенными инфекционными заболеваниями и т. д.). При астигматизме лучи света преломляются с разной силой в разных меридианах, в результате чего изображение получается искривленным и местами нечетким. В тяжелых случаях искажения настолько сильны, что значительно снижают качество зрения.

Астигматизм легко диагностировать, рассматривая одним глазом лист бумаги с тёмными параллельными линиями - вращая такой лист, астигматик заметит, что тёмные линии то размываются, то становятся чётче. У большинства людей встречается врождённый астигматизм до 0,5 диоптрий, не приносящий дискомфорта.

Данный дефект компенсируется очками с цилиндрическими линзами , имеющими различную кривизну по горизонтали и вертикали и контактными линзами, (жёсткими или мягкими торическими), также, как и очковыми линзами, имеющими разную оптическую силу в разных меридианах.

Дефекты сетчатки

Дальтонизм

Если в сетчатке глаза выпадает или ослаблено восприятие одного из трёх основных цветов , то человек не воспринимает какой-то цвет. Есть «цветнослепые» на красный, зелёный и сине-фиолетовый цвет. Редко встречается парная, или даже полная цветовая слепота. Чаще встречаются люди, которые не могут отличить красный цвет от зелёного. Эти цвета они воспринимают как серые. Такой недостаток зрения был назван дальтонизмом - по имени английского учёного Д. Дальтона , который сам страдал таким расстройством цветного зрения и впервые описал его.

Дальтонизм неизлечим, передаётся по наследству (сцеплен с Х-хромосомой). Иногда он возникает после некоторых глазных и нервных болезней.

Дальтоников не допускают к работам связанным с вождением транспорта на дорогах общего пользования. Очень важно хорошее цветоощущение для моряков, лётчиков, химиков, художников, поэтому для некоторых профессий цветовое зрение проверяют с помощью специальных таблиц.

Скотома

Скотома (греч. skotos - темнота) - пятнообразный дефект в поле зрения глаза, вызванный заболеванием в сетчатке, болезнями зрительного нерва, глаукомой . Это участки (в пределах поля зрения), в которых зрение существенно ослаблено, или отсутствует. Иногда скотомой называют слепое пятно - область на сетчатке , соответствующая диску зрительного нерва (т. н. физиологическая скотома).

Абсолютная скотома (англ. absolute scotomata ) - участок, в котором зрение отсутствует. Относительная скотома (англ. relative scotoma ) - участок, в котором зрение значительно снижено.

Предположить наличие скотомы можно самостоятельно проведя исследование с помощью теста Амслера.

Прочие дефекты

Способы улучшения зрения

Стремление улучшить зрение связано с попыткой преодолеть как дефекты зрения, так и его естественные ограничения.