Сопровождение детей с нарушениями зрения. Программа индивидуального сопровождения ребёнка с нарушением зрения, младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы




вера Торгунакова
Психолого-педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения

Научная статья.

Психолого – педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения

Аннотация

Статья посвящена апробации модели сопровождения восприятия детей с нарушением зрения в условиях ДОУ .

Ключевые слова : дети дошкольного возраста с нарушением зрения , восприятие , сопровождение восприятия детей , личностно – ориентированное взаимодействие в детском саду.

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования . Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования » внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования . Одной из задач стандарта является "обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ." Признание ребенка главной действующей фигурой образовательного процесса, признание уникальности его субъектного опыта - это направление личностно – ориентированного подхода, которое обосновывалась и развивалась : Ананьевым Б. Г., Выготским Б. Г., Леонтьевым А. Н., Бодалевым А. А., Давыдовым В. В., Божович Л. И., Занковым Л. В., Зинченко В. П. В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого - педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения

Впервые термин «сопровождение » появился в работе Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т. Чередниковой (1993) в сочетании со словом «развитие» - «сопровождение развития » . В словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее определение : "Сопровождение - следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь".

На сегодняшний день осуществление психолого - педагогического сопровождения детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является одной из актуальных задач.

Проблемы психолого - педагогического сопровождения , его организация и содержание раскрыли в своих исследованиях М. Р. Битянова, Б. С. Братусь, Е. В. Бурмистрова, О. С. Газман, И. В. Дубровина, Е. И. Исаев, Е. И. Казакова, А. И. Красило, В. Е. Летунова, Н. Н. Михайлова, А. В. Мудрик, С. Д. Поляков, М. И. Роговцева, К. Роджерс, Н. Ю. Синягина, В. И. Слободчиков, Ф. М. Фрумин, А. Т. Цукерман, Л. М. Шипицына, И. С. Якиманская и др. Они отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку естественных реакций, процессов и состояний личности.

Таким образом, в каждом дошкольном учреждении необходимо выстроить правильную траекторию психолога – педагогического сопровождения , направленную на развитие дошкольников .

Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов :

Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.

Сопровождение опирается на те , психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.

Ориентация деятельности на создание условий , позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

Цель сопровождения в ДОУ - создать психолого – педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Задачи психолого – педагогического сопровождения :

Охрана и укрепление психического здоровья детей , в том числе их эмоционального благополучия;

Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей ;

Обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей .

Основная структура психолого – педагогического сопровождения ДО :

Диагностический;

Уточнение выявленных затруднений или одаренности ребенка;

Коррекционной – развивающей;

Анализ промежуточных результатов сопровождения развития ребенка .

Для детей с нарушениями зрения характерно большое отставание в сроках развития восприятия . Поэтому первой специальной, коррекционной задачей является обеспечение как можно более раннего начала развития восприятия .

Наряду с поздними сроками начала развития у детей с нарушениями зрения наблюдается замедленный темп развития восприятия . Следовательно, второй задачей будет ускорение темпа развития восприятия , его интенсификация.

Аномальное развитие характеризуется не только отставанием, но и наличием отклонений. Следовательно, третья задача - преодоление имеющихся отклонений, в одних случаях - коррекция, в других - компенсация.

Проблема психолого - педагогического сопровождения восприятия детей с нарушением зрения в условиях ДОУ остается не только малоизученной, но даже не поставленной.

1. Гипотеза исследования : Специально организованное психолого - педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения создает условия для коррекции и развития процесса зрительного восприятия . А именно : регулярное ношение очков, соблюдение требований к предъявляемому на занятиях наглядному материалу, коррекционно-развивающие упражнения в течение дня.

2. Гипотеза исследования : предполагает, что развивается не только зрительное восприятие , но и другие его модальности и свойства. В целом развиваются познавательные процессы (внимание, память, мышление, изменяется игровая деятельность ребенка.

Зрение - это самый важный сенсорный канал для получения информации об окружающем. При неправильном функционировании зрения или его отсутствии ребенок знакомится с миром и получает информацию, опираясь на слух, осязание, движения, обоняние и вкус. Такая информация не формируют целостного образа. Развитие ребенка с нарушением зрения отличается от развития других детей , что позволяет говорить о том, что такой ребенок нуждается в повышенном внимании со стороны близких и специалистов. Данным вопросом занимались такие специалисты, как Савина Е. А., Плаксина Л. И., Максименко О. В., Ремезова Л. А., Курицина О. В., Семаго М. М., Семаго Н. Я и др. Многолетний опыт работы с такими детьми позволяет говорить о том, что чем раньше ребенок будет получать специализированную помощь, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие , благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каждом ребенке. Развитие незрячего ребенка, безусловно , отличается от развития других детей , но это означает только то, что такой ребенок нуждается в повышенном внимании со стороны родителей и специалистов в области детского развития. Опыт работы показывает, что чем раньше ребенок будет получать специализированную помощь, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие , благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каждом ребенке. Первым этапом в организации комплексного сопровождения ребенка с нарушениями зрения является комплексная диагностика особенностей его развития. Диагностика осуществляется командой специалистов, работающих в составе психолого - медико - педагогических комиссий различного уровня (региональных и муниципальных) .

Восприятие у таких детей характеризуется замедленностью, малым разнообразием образов, отсутствием цельности. У них отмечаются трудности формирования образного мышления.

Работа по комплексному психолого - педагогическому сопровождению начинается с первых дней пребывания ребенка с нарушением зрения в ДОУ . Успешность работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, зависит от обеспечения комплексной диагностики, лечения, профилактической и коррекционно - педагогической помощи.

Важной задачей, стоящей перед специалистами, является научить детей общаться , взаимодействовать друг с другом, так, чтобы ребенок с нарушением зрения не считал себя лишним, а стал полноценным членом детского коллектива. Необходимо учить детей относиться к ребенку с нарушениями зрения как равному , только нуждающемуся в помощи. Большая роль в организации обучения детей с нарушением зрения отводится музыкальному работнику. Разнообразный мир звуков помогает знакомить детей с окружающим миром . На занятиях дети знакомятся с музыкальными инструментами, овладевают возможностями собственного голоса. При работе с детьми с ОВЗ необходимо уделить особое внимание разнообразной предметной среде в группе. Ребенку необходимо предоставить возможность исследовать и взаимодействовать с различными материалами с целью получения разнообразных сенсорных ощущений и выработки представлений об окружающем мире. Необходимо обеспечить ребенку безопасное пространство, чтобы он мог научиться передвигаться самостоятельно. Игрушки, созданные из разнообразных материалов, музыкальные игрушки, сенсорный уголок, аудиокниги и многое другое является неотъемлемой частью организации образовательного процесса для детей с нарушением зрения . Особое значение для успешного инклюзивного обучения детей с нарушением зрения имеет взаимодействие с семьей ребенка. Сопровождение семьи , имеющей ребенка с нарушением зрения , становится одним из важнейших направлений комплексной психолого - педагогической и медико - социальной помощи. В рамках сопровождения организуются индивидуальные консультации для родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития, а также совместные детско - родительские занятия, мастер - классы, способствующие освоению родителями методов и приемов воспитания . Опыт работы показывает, что специально организованные занятия для детей с проблемами в развитии и их родителей дают хорошие результаты, способствуют гармоничному развитию воспитанников и положительно влияют на сопровождение детей с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования.

Литература

1. Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.

2. Савина Е. А., Максименко О. В. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития . - В.: ВЛАДОС, 2008.

3. Малофеев Н. Н. Образование как институт социализации лиц с ОВЗ в современном обществе. - М.

4. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения . - М., 1998.

5. Ремезова Л. А., Курицина О. В. Инклюзивное дошкольное образование детей с нарушением зрения // Инклюзивное образование : методология, практика,технологии.

6. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования /Под общ. ред. М,М, Семаго, Н. Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2014.

Лариса Леонидовна Часовитина
Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения

Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения в условиях дошкольного и начального образования.

Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу в последнее время называют кризисным. Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают большие трудности в адаптационный период, который связан с привыканием к режиму, новыми системами требований, новыми социальными контактами, стилем общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.).

К условиям организации инклюзивной образовательной среды мы относим преемственность дошкольного и школьного образования на уровне дидактических технологий, образовательных программ, воспитательного пространства учреждений. Совместная деятельность специалистов детского сада и школы должна осуществляться на основе сотрудничества по выработке совместных решений в сфере создания педагогических условий инклюзии в следующих формах : совместное проведение педагогических советов и совещаний, родительских собраний, воспитательных мероприятий, занятий в школе будущего первоклассника; комплексное и многоуровневое сопровождение участников образовательного процесса : педагог (научный руководитель, администрация, обучение детей (дефектолог, психолог , родители) и социализация детей (психолог , родители) .

Все особые дети нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками , однако каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель образования . Следовательно, главной целью является самореализация выпускников в социальном включении. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения. Это достижимо, если в ближайшие годы строить учебно-воспитательный процесс на основе всестороннего изучения личности школьника путем активизации деятельности социальной и психолого -педагогической службы в школе, научно обоснованного диагностирования, анализа динамики развития каждого ребенка , создания соответствующих условий для удовлетворения его растущих потребностей и активного участия в жизни социума.

Сопровождение участников образовательного процесса реализуется посредством следующих инновационных технологий : технология адаптации ребенка к новому образовательному уровню; технология сопровождения педагога ; технология помощи ребенку в процессе обучения; технология взаимодействия с семьей; технология воспитания личности.

На уровне начального общего образования предусматривается больше уделять внимания сенсорному развитию ребенка , отработке двигательных навыков, пространственной ориентировке, развитию коммуникативных качеств личности, мышления, навыков культурного поведения, укреплению физического и психического здоровья , продолжается работа с учетом индивидуальных особенностей детей и под контролем медико-психологической и социально-педагогической служб вводится вариативность обучения.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает три взаимосвязанных компонента :

Изучение личности учащегося;

Создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности , успешности обучения;

Непосредственную психолого -педагогическую помощь ребенку.

Исходя из этого, мы предлагаем разработанную нами модель (см. рисунок 1) .

Рисунок 1

Модель психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Субъекты системы сопровождения :

СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННЫЙ РЕБЁНОК

Целью работы по психологическому сопровождению является создание психолого -педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

Задачами для достижения данной цели являются следующие действия :

Систематическое отслеживание психолого -педагогического статуса ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;

Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению ;

Повышение уровня психологической готовности : детей к обучению , познавательному развитию , общению и учителей к работе с новым контингентом детей ;

Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в школе , обеспечивающего проживание возрастного кризиса и кризиса, обусловленного резкими изменениями педагогических условий, без стрессов и негативных явлений;

Установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями;

Выработка единых и последовательных требований;

Адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям первоклассников с ОВЗ;

Формирование и сплочение классного коллектива.

Очевидно, что все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности всех организаторов образовательного процесса : педагогов, администрации школы, психологов , специалистов школы и родителей учащихся. В связи с этим выделяются основные направления работы :

1. Психологическая диагностика адаптационного периода.

2. Исследование мотивационной сферы : школьная мотивация.

3. Исследование эмоционально-волевой сферы : самооценка, эмоционально-психологическое состояние , школьная тревожность, произвольность деятельности и саморегуляции.

4. Аналитическая работа.

5. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса – проведение школьных психолого -медико-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

6. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.

7. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

8. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения младшего школьного возраста при поступлении ребенка в школу начинается в ноябре-декабре месяце одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается :

1. Проведение психолого -педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. Как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Она направлена на выявление причин низких результатов.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей , рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.

4. Проведение психолого -педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов , показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1,2 классе.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей , позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

Система работы педагогов с детьми с ОВЗ младшего школьного возраста представлена по следующим направлениям :

1. Диагностико-коррекционная (развивающая ) работа - выявление особенностей психического развития ребенка , сформированности определенных психологических новообразований , соответствия уровня развития умений , знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества :

Изучение обращения к психологу , поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования) ;

Формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза ) ;

2. Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей :

Разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

Выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии ;

Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

3. Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя , учащиеся, родители.

Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре .

В основу модели психолого-педагогического сопровождения положены следующие принципы :

1. Гуманизации – предполагающего веру в возможности ребенка и его силы.

2. Системного подхода – основанного на понимании человека как целостной системы.

3. Комплексного подхода к сопровождению развития ребенка .

4. Целостность сопровождения ребенка в процессе жизнедеятельности, а именно преемственность и последовательность сопровождения .

Обозначенные принципы имеют следующее практическое выражение :

Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и способностей ребенка;

Составление и реализация программ сопровождения , участие специалистов в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям воспитанников;

Реабилитация психического и физического здоровья.

Конкретные ожидаемые результаты и механизм оценки результатов :

В результате работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с нарушением зрения младшего школьного возраста предполагается сформировать психически здорового , личностно-развитого человека , способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

Планируемыми результатами программы будут являться :

Создание банка данных учащихся образовательного учреждения, имеющих трудности в общении и эмоционально-волевой сферы;

Нормализация детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей , имеющих страхи и эмоционально-волевые нарушения ;

Выработка умения контролировать своё поведение в новой незнакомой обстановке;

Снижение психо -эмоционального напряжения;

Формирование способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё.

Эта практическая помощь в конечном итоге обеспечивает защиту личности учеников, психологическую и физическую безопасность, педагогическую поддержку и содействие ребенку в решении проблемных ситуаций.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Лицей Соль-Илецкого района»

психолог

МОБУ «Лицей Соль-Илецкого района», Оренбургская область

Программа индивидуального сопровождения ребенка с нарушением зрения как часть адаптированной образовательной программы

Введение

Психолого –педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения

1.1. Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями зрения в условиях образовательного учреждения

1.2. Психолого – педагогические особенности детей с нарушениями зрения

Опыт деятельности по разработке программы индивидуального сопровождения для детей с нарушениями зрения

2.1. Особенности контингента детей с нарушения зрения в образовательном учреждении

2.2. Программа индивидуального сопровождения для детей с нарушением зрения

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Категория таких детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии.

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день существует серьезная проблема обучения детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей развития, а также соматических заболеваний. Но, несмотря на это, такие дети могут учиться по специальным программам и со специально подготовленными педагогами, знающими, как с ними работать. Такое право детей с ОВЗ возможно при инклюзивном образовании. Существенная роль в изменении ситуации для детей с ограниченными возможностями здоровья играет выявление и ранняя комплексная помощь детям , внедрение в практику научно обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых школьников, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, принципиально новых подходов и технологий их воспитания и обучения.

Вследствие этого часть детей с ограниченными возможностями здоровья, наиболее близких по своему развитию к нормативному, закономерно перераспределяется из специального образовательного пространства – специальных (коррекционных) школ – в общеобразовательное пространство массовой школы. Основная причина – общеобразовательное учреждение является основным институтом социализации. В этих условиях общеобразовательное учреждение должно быть адаптивным к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ограниченными возможностями здоровья.

Дети и подростки, относящиеся к категории «детей с ограниченными возможностями», заслуживают пристального внимания и целенаправленной помощи целого ряда специалистов – психологов, педагогов, врачей, социальных работников. Дети с наличием дефекта имеют много общих черт, что определяет основные подходы для их обучения и воспитания. И, тем не менее, каждая составляющая указанной категории детей (с нарушениями слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью) отличается особыми психологическими характеристиками, особенностями развития и социализации . Их личности находятся в процессе формирования, и неудовлетворительное качество жизни в это время может иметь серьезные последствия для их будущего.

Наличие нарушений зрения (врожденных аномалий зрительного анализатора, амблиопии, нистагма и т. п.) является одним из вариантов нарушенного онтогенеза, может ограничивать познавательные, учебные, социальные и поведенческие возможности у детей и подростков .

Сегодня дети с отклонениями в развитии могут получить психолого-педагогическую помощь в общеобразовательных учреждениях, но особую актуальность приобретает опыт оказания общеобразовательных услуг для детей с нарушением зрения в условиях обычных общеобразовательных учреждений.

Целью данной работы является разработка программа индивидуального сопровождения ребенка с нарушением зрения.

Задачи:
1. Изучить психолого-педагогический особенности детей с нарушением зрения;
2. Обобщить опыт деятельности по разработке программы индивидуального сопровождения для ребенка с нарушениями зрения

Глава 1. Психолого –педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения

1.1. Основные направления психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения в условиях образовательного учреждения.

Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде.

Психологическое сопровождение ребенка с нарушением зрения можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Задачи психолого-педагогического сопровождения: 1. Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе сверстников и педагогическом составе.. 2. Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления. 3. Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности. 4. Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии. 5. Повышать психологическую компетентность учителей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

Среди условий организации инклюзивной деятельности ОУ по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с нарушением зрения необходимо: 1. Сотрудничество с ПМСС центром и, созданными в них, психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК); 2. Взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями вертикали или сети (детский сад, школа, и т. п.), в том числе взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и документами; 3. Наличие подготовленных для реализации задач инклюзивного образования кадров; 4. Разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной компетентности специалистов; 5. Наличие команды специалистов сопровождения: координатор (завуч) по инклюзии, психолог, специальный педагог, логопед , социальный педагог, помощник учителя (тьютор) и др.; 6. Организация деятельности этих специалистов как психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения с соответствующими выделенными задачами; 7. Архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду; 8. Наличие специальное оборудования и средства, модулирующих образовательное пространство класса /группы .

Для полноценного включения ребенка в инклюзивное образование необходим индивидуальный подход и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка. Достигнуть таких результатов поможет разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения.

Обязательными направлениями для организации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения, которые должны быть отражены в программе, являются:

1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление психолого-педагогических особенностей развития детей с нарушением зрения, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятий и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

2. Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с нарушением зрения в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушением зрения и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Такая работа является трудоемкой, но дает полную картину динамики и результатов психолого-педагогической коррекции .

Таким образом, психолого-педагогическая сопровождение ребенка с нарушением зрения должно осуществляться как методическая помощь педагогам образовательного учреждения по вопросу создания условий для работы с детьми с нарушением зрения (риском нарушения), а так же родителям, чьи дети имеют отклонения в развитии зрительного анализатора. В психолого-педагогическое сопровождение ребенка с нарушением зрения, включена работа по эффективной помощи ребенку в адаптации к новому социальному пространству, формированию коммуникативных навыков и навыков саморегуляции, повышении родительской компетенции и психологической грамотности, повышению профессионального уровня педагогического коллектива в области гигиены и охраны зрения детей.

1.2. Психолого – педагогические особенности детей с нарушениями зрения.

Зрение - самый мощный источник информации о внешнем мире. 85-90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка. Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций. Принято различать пять основных зрительных функций:

1) центрального зрения;

2) периферического зрения;

3) бинокулярного зрения;

4) светоощущения;

5) цветоощущения.

Зрение, при котором глаз различает две точки под углом зрения в одну минуту, принято считать нормальным, равным единице (1,0).

Особенности психофизического развития

При отсутствии зрения возникают значительные особенности развития, хотя общие закономерности развития, характерные для нормальных детей, сохраняются. Так в развитии слабовидящего ребенка можно отметить три характерные особенности.

Первая заключается в некотором общем отставании развития слабовидящего ребенка по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития. Кроме того, многие слабовидящие дети могут иметь психиатрические проблемы. Отмечается безынициативность, пассивность слепого ребенка. «Чем позже произошла потеря зрения, тем сильнее связанная с ней психологическая травма. Потеря или нарушение зрения нередко порождают равнодушие не только к общественной, но и к личной жизни». .

Вторая особенность раз­вития слабовидящего ребенка состоит в том, что перио­ды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока слабовидящий ребенок не выработает способов компенса­ции слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.

Третьей особенностью развития слабовидящего ре­бенка является диспропорциональность . Она проявляет­ся в том, что функции и стороны личности, которые ме­нее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т. д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие более медленно (движения, овладение пространством). Следует отметить, что неравномерность развития слабовидящего ребенка проявляется более резко в дошкольном возрасте, чем в школьном.

Дети с проблемами зрения имеют нарушения речи . Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка. У детей с нарушениями зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения пространственной координации, плохо развитая мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере.

Наименее выраженные дефекты на первом уровне сформированности речи, отмечаются лишь единичные нарушения звукопроизношения.

На втором уровне у ребенка ограничен активный словарный запас, есть некоторые затруднения в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, в составлении предложений и развернутых рассказов. Нарушения звукопроизношения на втором уровне более выражены и разнообразны. Фонематический анализ не сформирован.

На третьем уровне отмечается недостаточность активного и пассивного словаря. Не сформирована предметная соотнесенность слов, не развиты обобщающие понятия. Связная речь аграмматична, ребенок пользуется одно-двухсловными предложениями. Звукопроизношение нарушено. Фонематический анализ и синтез не сформированы.

На четвертом, самом низком уровне, ребенок говорит отдельными словами, фонема тический анализ и синтез не сформированы. .

Таким образом, у детей с нарушениями зрения часто не сформирована речевая функциональная система, ограничен словарный запас, искажено понимание смысловой стороны речи.

Нечеткость, узость восприятия затрудняет узнавание предметов, их форм, характерных внешних признаков. Дети не видят строки, путают сходные по начертанию буквы, теряют и повторяют строчки при чтении, не замечают знаков препинания, неправильно произносят слова. У слабовидящих детей отмечаются трудности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка. Часто возникают проблемы лексико-граматического свойства. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность.

Особенности поведения

Отсутствие зрительного контроля за движениями осложняет формирование координации движений. Вследст­вие этого движения слепых скованны, некрасивы, неуверенны, нет точности в их выполнении. Существуют проблемы коммуникации.

Обучение слабовидящих совместно со зрячими детьми

Рассмотрим особенности обучения ребенка с нарушением зрения в условиях коллектива зрячих сверстников. Лучше, если с такими детьми еще будет заниматься логопед. В работе необходимо учитывать следующее:

1. В классе, где находится такой ребенок, желательно, чтобы было не более 15 учеников с тем, чтобы обеспечить индивидуальный подход к ребенку.

2. Прежде всего, необходимо создание психологического настроя слабовидящего учащегося на преодоление трудностей. Остальных же учащихся следует познакомить с особенностями слабовидящего, создать доброжелательную обстановку и сформировать доброе отношение к такому ученику. Однако действия, направленные на достижение этой цели, должны быть обдуманны и тактичны, так как излишняя опека нового ученика может развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей – снисходительное отношение.

Дети порой бывают, жестоки и могут дразнить и издеваться над слабовидящим ребенком. В тактичной форме учитель должен объяснить ученикам, что нельзя сосредотачивать внимание на дефекте больного ребенка, тем более дразнить и обижать его. Учителю следует показать многие положительные стороны своих незрячих учеников, например, знание большого количества стихов, рассказов, умение петь, с тем, чтобы вызвать уважение к ним со стороны зрячих учащихся. Объективность оценки также должны стать нормой работы учителя, что позволит детям с нарушениями зрения чувствовать себя на равных со зрячими детьми.

3. Принимая ребенка с нарушением зрения в свой класс, учитель должен тщательно обдумать, где посадить нового ученика. Если ребенок сохранил частичное зрение или он слабовидящий, т. е. острота зрения более 0,05, и он не имеет выраженной светобоязни, его следует посадить на первую парту, желательно в среднем ряду.

Ребенок с глубоким снижением зрения, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать за любой партой с учетом степени слышимости в этом месте. В случае, если у ребенка нет светобоязни и он нуждается в дополнительном освещении, рабочее место должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени освещенности.

Если у учащегося наблюдается сильная светобоязнь, его нужно посадить спиной к окну или закрыть окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу ребенку следует сидеть так, чтобы свет падал с противоположной стороны.

4. Оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15-20 минут непрерывной работы. Для учеников с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10-20 минут. В классе должны быть обеспечены повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте не менее 400-500 люкс. Обязательно использовать физминутки.

5. Если слабовидящий ребенок работает с опорой на зрение, то при использовании доски записи должны быть насыщенными и контрастными, буквы крупными. При записи он должен использовать цветные маркеры для наиболее важных моментов в записываемом материале, тогда не придется дополнительно напрягать зрение для прочтения всей записи в тетради. Использование специальной наглядности, крупной фронтальной (до 15-20 см) и дифференцированной индивидуальной (от 1 до 5 см); использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении;

6. Одна из важных задач учителя – включение слабовидящего ученика в работу класса. При этом учителю и ученикам следует помнить, что темп письма и чтения слабовидящего ниже. Он не сможет успевать за классом. В связи с этим наряду с прибором Брайля используются диктофоны, на которые записываются фрагменты урока.

7. Следующий момент – это ограничение времени зрительной работы. Учитель должен помнить об этом и учить слабовидящего ребенка анализировать литературные произведения на слух, выделяя лишь опорные слова и предложения. Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет или рисует.

8. Учитывая, что многие объекты слабовидящие дети никогда не держали в руках или видели лишь смутно, и потому непонятны им, необходимо использовать реальные объекты, направляя на них руки и взгляд детей.

9. Во время перерывов и после занятий дети с нарушениями зрения должны иметь возможность познакомиться поближе с одноклассниками, может быть даже ощупать их. К сожалению, многие слабовидящие не умеют общаться, они не слушают собеседника, и диалога в общении не получается. Говорящий хочет показать, что он много знает, но такое поведение не вызывает ответного эмоционального отклика у слушателя.

В новом коллективе зрячих ребенку с нарушением зрения приходится преодолевать ряд комплексов, таких как боязнь пространства и новых людей, неуверенность в себе. В этом ему надо помочь, предоставив возможность побыть лидером, например капитаном команды по шашкам или шахматам, ведущим литературной композиции, викторины и т. п.

Необходимо включать его в различные походы и экскурсии. Если подготовить незрячего ребенка в качестве гида, то это послужит и его самоутверждению, и признанию со стороны одноклассников. При этом он должен соблюдать те же нормы и правила поведения, что и остальные дети. Однако его следует поощрять при успешном следовании этим правилам.

10. Улыбка или кивок головы как способ поощрения не всегда доступны ребенку с нарушением зрения. Лучше всего положить руку на плечо или погладить его, но словесная похвала еще важнее, так как ее слышат и другие дети.

11. Наиболее сложная проблема для незрячего – это ориентирование в пространстве. Ребенок должен знать основные ориентиры комнаты, где проводятся занятия, путь к своему месту. В связи с этим не следует менять обстановку и место ребенка, особенно на первых порах, пока он не выработает автоматизма движения в знакомом помещении.

12. Дети любят смотреть фильмы и видеозаписи . Слабовидящих также необходимо привлекать к их просмотру. Однако показ следует сопровождать словесными объяснениями ситуации, обстановки, поведения героев.

13. Некоторые дети с нарушением зрения из-за имеющихся комплексов стараются не привлекать внимания к своим проблемам и стесняются попросить помощи у взрослого или у одноклассников. В таких случаях нужно постоянно держать ребенка в поле своего зрения и постараться увидеть и почувствовать, когда ему нужна помощь. Ребенок должен научиться спрашивать и принимать помощь от сверстников. Очень важно, чтобы в этой ситуации ребенок сохранял чувство собственного достоинства и стремился сам оказывать помощь в соответствующей его возможностям ситуации.

У человека нет более надежного, верного помощника и защитника, чем глаз.

Недаром народная пословица гласит "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

Поэтому очень важно для детей с нарушением зрения организовывать на первоначальном этапе школьного обучения индивидуальную психолого-педагогическую работу, своевременное лечение, диспансерное наблюдение – это единственно реальный путь борьбы с причинами, вызывающими понижение зрения в детские годы.

Глава 2. Опыт деятельности по разработке программы индивидуального сопровождения для детей с нарушениями зрения

2.1. Особенности контингента детей с нарушения зрения в образовательном учреждении

Анализ статистических данных и результатов профилактических осмотров, проведенных в 2013-2014 году офтальмологами , показывает, что заболеваемость органов зрения у детей остается на высоком уровне.

В нашем лицее 1 ребёнок-инвалид по зрению, 80 учащихся имеют проблемы со зрением.

Глаз является одним из самых драгоценных органов человека, (он дает нам тысячи ощущений в минуту); зрение - одно из удивительных даров природы. У человека нет более надежного, верного помощника и защитника, чем глаз.

Недаром народная пословица гласит "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", "... береги..., как зеницу ока".

Работа глаз в среднем продолжается 15-18 часов в сутки. Чтобы сохранить хорошее зрение, надо с раннего детского возраста, и особенно в годы школьного обучения, бережно относиться к глазам. Известно, что количество детей с пониженным зрением увеличивается по мере перехода из класса в класс. У школьников чаще всего развивается близорукость , которая, как правило, не бывает высокой, но у некоторых детей при неблагоприятных условиях внешней среды, близорукость продолжает прогрессировать и может достигнуть такой степени, при которой обучение в массовых школах становится невозможным.

Рассмотрим изменения остроты зрения обучающихся лицея за три последних года:

На диаграмме видно, что количество обучающихся с нарушениями зрения в лицее с каждым годом увеличивается:

При этом одна ученица обучается в лицее с диагнозом амблиопия высокой степени обоих глаз.

Из диаграммы и таблицы видно, что с каждым годом идет увеличение детей с нарушением зрения, и ученица лицея имеет серьезный диагноз. Таким образом, органический дефект нарушения зрительного анализатора может привести к целому ряду отклонений в формировании и развитии личности слабовидящих детей в целом. Поэтому для детей с патологией зрения необходимо уделять особое внимание со стороны как узких специалистов, педагогов и конечно родителей. Для этого необходимо разработать программу индивидуального сопровождения для детей с нарушением зрения.

2.2. Программа индивидуального сопровождения для детей с нарушением зрения.

В программу психолого-педагогического сопровождения, включена работа по эффективной помощи ребенку в адаптации к новому социальному пространству, формированию коммуникативных навыков и навыков саморегуляции, повышении родительской компетенции и психологической грамотности, повышению профессионального уровня педагогического коллектива в области гигиены и охраны зрения детей.

Программа индивидуального сопровождения с нарушением зрения для ученицы 6 класса Ангелины М. МОБУ «Лицей Соль-Илецкого района»

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением зрения (амблиопия), обучающегося в МОБУ «Лицей Соль-Илецкого района», является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.

Задачи программы:

§ развивать и совершенствовать предметность восприятия ребенка через уточнение их зрительных предметных представлений;

§ совершенствовать зрительно-моторную координацию ребенка с нарушениями зрения.

§ формирование навыков социальной адаптации среди сверстников.

Основные этапы организации работы:

1. Предварительный этап:

§ заполнение карты развития ребенка.

2. Диагностический этап:

§ выявление уровня развития зрительного восприятия ученицы;

§ получение объективных данных о состоянии зрительного восприятия и зрительных функций, которые подлежат в дальнейшем коррекционно-развивающему воздействию.

3. Коррекционно-развивающий этап:

§ осуществление коррекционно-развивающей работы с применением специальных психолого-педагогических средств и оборудования для коррекционных занятий по развитию и коррекции зрительного восприятия через индивидуально-групповую работу;

§ динамическое наблюдение ученицы специалистами психолого-педагогического сопровождения.

4. Заключительный этап:

§ отслеживание динамики развития зрительного восприятия школьницы.

Прием в лицей Ангелины М. ученицы с нарушением зрения осуществлён на основе заключения медицинской комиссии, в котором указано, что ребенок может учиться в МОБУ «Лицей Соль-Илецкого района»

Основными направлениями работы психолого-педагогического сопровождения ученицы 6 класса Ангелинв М. в течение учебного года являются:

1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности ученицы.

2. Аналитическая работа.

3. Организационная работа. Создание единого информационного поля школы,

ориентированного на всех участников образовательного процесса - проведение школьного психолого-педагогического консилиума, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями.

4. Консультативная работа со всеми участниками образовательного процесса.

5. Профилактическая работа. Реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия.

6. Коррекционно-развивающая работа.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с нарушением зрения можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям (законным представителям) в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий , обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребёнка с нарушением зрения и освоение им основной образовательной программы школы.

Вопрос о выборе образовательного и индивидуального маршрута ребенка с нарушением зрения решается на школьном психолого-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для него выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение ученицы на практическую деятельность или на другие облегченные задания, подкрепляющие его веру в собственные силы.

План МЕРОПРИЯТИЙ

Мероприятие

Сроки исполнения

Ответственный

Организационные

Проведение информационно-

просветительской, разъяснительной работы по

вопросам, связанным с особенностями

образовательного процесса для ребёнка

В течение года

Педагог-психолог

Совершенствование уровня социальной реабилитации

Контроль мероприятий по реабилитации

Психолого-педагогическая реабилитация

(коррекционные занятия с педагогом - психологом, учителями-предметниками)

Социально-бытовая реабилитация

Творческая реабилитация (занятия в студиях, клубах, кружках)

Мероприятия по плану работы психолого-

педагогического консилиума школы

Декабрь - июнь

Рабочая группа

Проведение обучающих семинаров для

педагогов, участников программы

В течение года

Заместитель директора по УВР

Педагог-психолог

Обеспечение разноуровневого, вариативного обучения и воспитания ребёнка с нарушением зрения

Составление расписания

Сентябрь

Заместитель директора по УВР

В течение года

Учителя-предметники

Участие ребёнка с нарушением зрения в досугово - массовых мероприятиях

В течение года

Классный руководитель

Педагог-психолог

Содействие в преодолении информационного барьера

Обучение основам работы на персональном

компьютере ребёнка с нарушением зрения

В течение года

Заместитель директора по ИКТ

Учитель информатики

Организация сетевого взаимодействия посредством школьной электронной почты

В течение года

Заместитель директора по ИКТ

Классный руководитель

Проведение индивидуальных консультаций для родителей и тестирования ребёнка с нарушением зрения по вопросам

профориентации

В течение года

Педагог-психолог

Классный руководитель

Психолого-педагогическая работа

Проведение индивидуальных, групповых занятий

В течение года

Педагог-психолог

Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника.

В течение года

Рабочая группа

Профилактическая работа по сохранению здоровья

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового, безопасного образа жизни.

В течение года

Педагог-психолог

Учителя-предметники

Классный руководитель

Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения ученицы Ангелины М. включает 10 занятий, направленных на коррекцию и развитие зрительного восприятия. Первое и последнее занятия – диагностические.

Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность занятия 30-40 мин, через каждые 10 мин проводится зрительная гимнастика или физминутка.

На каждом занятии упражнения повторяются с использованием более сложного материала и в новых условиях с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Примерная структура занятия:

1. Организационная часть. Игры и упражнения, помогающие снять психоэмоциональное напряжение, развить коммуникативные способности.

§ игры, упражнения, задания на восприятие признаков и свойств предметного мира;

§ задания, развивающие активность, целостность, константность, дифференцированность восприятия на основе наглядно-практических, наглядно-образных действий с использованием оборудования кабинета психолога

3. Заключительная часть. Подведение итогов.

Предполагаемый результат . Обеспечение максимального развития и автоматизации всех зрительных функций ребенка со зрительной патологией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Систематизация работы с детьми с нарушением зрения в нашем лицее станет необходимой и найдет положительный отклик педагогов и родителей.

Целью начального этапа программы было создание базы данных на детей с нарушением зрения, привлечение всех имеющихся ресурсов для сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с нарушением зрения.

Задачи, которые мы поставили перед собой, а именно:

Изучить психолого-педагогический особенности детей с нарушением зрения;
- Обобщить опыт деятельности по разработке программы индивидуального сопровождения для ребенка с нарушениями зрения

Дети с нарушением зрения нуждаются в своевременном выявлении необходимости индивидуального сопровождения учебно-воспитательного процесса, в реализации потенциальных возможностей и создании условий для развития.

Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с нарушением зрения не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Очень важно в этой ситуации педагогу иметь специальные профессиональные навыки , плотно консультировать родителей, советоваться с ними. А самое важное - это выявление недостатков в развитии детей и организация индивидуальной работы с детьми на максимально раннем этапе. Это позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка и подготовить его к обучению в среднем и старшем звене общеобразовательного учреждения.

Необходимо чтобы в тесном сотрудничестве работали учителя - предметники, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог и медицинские работники для успешной профессиональной деятельности в психолого – педагогическом сопровождении ребенка с нарушением зрения.

Правильный образ жизни, соблюдение научно-обоснованного режима зрительной работы, полноценное сбалансированное питания, регулярные занятия физкультурой и спортом, специальные физические упражнения для глаз обеспечат хорошее здоровье детям и нормальную функцию глаз. Практика подсказывают, что особенно на первых порах самые простые упражнения и есть самые эффективные.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Башмакова, нарушенного развития с основами организации коррекционной помощи: учебное пособие / . – Киров., 2007. – 270 с.

Могильная психология: учебное пособие /Под общ. ред. .- Владивосток., 2003.

2. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ , ; Под ред. - М., 2002.

3. Дементьева работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. –М.: Институт социальной работы, 1996. – 140 с.

4. Жигорева с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.

5. , Браткова индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. - № 2. – 150 с.

6. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие - М., 2012.

7. , Кукушкина федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции.//Дефектология.-2009.-№1-стр.5-19.

8. Плаксина -педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. –– М.: РАОИКП, 1999.

9. , Кузнецова -педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Практические материалы для психологов и родителей / , . - М., 2013. (Пособие для психологов и педагогов).

10. Солодянкина ребенка с ограниченными возможностями здоровья всемье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.

В статье обозначены некоторые проблемы в развитии личности дошкольника со зрительной депривацией и пути их решения в ДОУ компенсирующего вида.

Личностную структуру человека составляют различные интегративные психические образования, которые развиваются прижизненно, и каждое из которых в жизнедеятельности ассимилируется в качества личности.

На становление всех психических образований оказывает влияние целый ряд факторов:

  • биологические (генетическая обусловленность, тип нервной деятельности, соматическое здоровье)
  • аномальные (поражения анализаторной системы, головного мозга, ЦНС, физический дефект)
  • социальные (социум ребенка, семья и детско-родительские отношения, образовательно-воспитательная среда в ДОУ) .

Рассмотрим основные психические образования и особенности их развития у детей с нарушением зрения.

1. Мотивационные психические образования: потребности, мотивы, влечения, желания, склонности, интересы, намерения и установки. Эти психологические компоненты мотивации ассимилируются в такие качества личности, как решительность, убежденность, любознательность, широта и устойчивость интересов.

Психологические компоненты мотивации начинают формироваться с рождения. Безусловно, ребенок испытывает в первые месяцы своей жизни преимущественно физиологические потребности, существенные для физического выживания (пища, воздух, физическая активность, сенсорная стимуляция) . И нет возможности говорить о существовании у него каких-либо мотивов. Однако, именно период младенчества исключительно важен для формирования дальнейшего развития всего мотивационного комплекса человека. До двух лет ребенок испытывает не только базовые физиологические потребности, но и ярко выраженные потребности в аффилиации, в безопасности, новых впечатлениях. Исследователи говорят о том, что в этот период появляются первые предвестники мотива достижения. А развиваться он начинает с 2,5-3, 5 лет. Примерно к 4-м годам появляются доминирующие установки: у одних - престижные (эгоистические) , у других - альтруистические, у 3-х, направленные на достижение успеха. С 5-6 лет начинают проявляться гендорные и индивидуальные различия в мотивации достижения. С этого возраста зарождаются истинно-мотивационные формы поведения направленные на достижения. Разнообразные интересы ребенка начинают приобретать относительную устойчивость. Вследствие чего начинает складываться мотивационная сфера ребенка. У детей с нарушением зрения могут быть некоторые изменения в динамике потребностей, например, недоразвитие перцептивных потребностей, связанных с затруднением их удовлетворения. Также присутствует сужение круга интересов, обусловленное ограничением в сфере чувственного отражения. Спонтанное развитие потребностей у слепых и слабовидящих ведет к доминированию органических потребностей. Как наиболее легко удовлетворяемых. Неблагоприятное влияние на формирование характера имеет чрезмерная оценка и недостаток внимания со стороны родителей и окружающих

(могут формироваться такие качества, как боязнь нового отсутствие любознательности, решительности) . Позиция воспитателя, предлагающего себя в качестве единственного образца для подражания, гасит детскую любознательность.

2. Аффективные психические образования - это отражение переживаний субъективной значимости и оценка внешней и внутренней среды организма. Аффективные психические образования проявляются в форме эмоциональных реакций, чувств, настроений, аффектов, стрессов и фрустрации, ассимилируются в жизнерадостность, впечатлительность, эмоциональную устойчивость, эмпатию: гуманистическую (сострадание, сочувствие, жалость) , эгоцентрическую (переживание за себя, например, печаль в ответ на радость или же равнодушие) .

На развитие эмоциональной сферы детей с нарушением зрения негативное влияние оказывает ряд факторов. Первичные эмоциональные нарушения обусловлены нарушением деятельности нервной системы вследствие ее перинатальной патологии. К расстройствам эмоционально-волевой сферы в виде морально-этических отклонений (грубость, злобность, жестокость) приводят синдромы поражения ВНС; В виде устойчивых поведенческих реакций: капризности, эмоциональной неустойчивости, взрывчатости, злобности и др. приводит астенический синдром. Вторичные эмоциональные нарушения связаны с суженной сферой чувственного отражения и познания. Они проявляются в бедности эмоций, в слабости проявления отдельных эмоций, в трудности их внешнего выражения (у слепых и слабовидящих может быть отсутствие или резкая ограниченность внешнего проявления внутренних состояний) , дети не всегда правильно воспринимают мимику партнера и т. д. Такие эмоциональные нарушения чаще всего проявляются в трудностях установления межличностных отношений, в самореализации и др. А при неправильном воспитании формируются отрицательные качества: равнодушие к окружающим, душевная черствость.

3. Темпераментные психические образования. Темперамент - это интегрированное психическое образование нейродинамических и психодинамических свойств. Он биологически обусловлен, является врожденным. Следовательно, в коррекционной работе надо опираться на сильные стороны темперамента и предотвращать появление нежелательных качеств: неуверенность, тревожность, боязливость, замкнутость, несдержанность и др. При крайней дисгармонии воспитательных воздействий и особенностей темперамента дело может дойти до серьезных расстройств поведения, приводящих к нервным срывам и заболеваниям. Например, постоянная «гонка» в ускорении темпов деятельности на занятиях (или в повседневной деятельности) , может вызвать у него отрицательное отношение к обучению. Снижению познавательных интересов. негативизм, упрямство. Другой пример: в процессе обучения при благоприятных условиях психологическая тревожность может стать основой развития у ребенка ответственности и организованной деятельности Взрослым важно от простого приспособления к индивидуальным особенностям ребенка перейти к тактике развития его саморегуляции, самоуправления динамической поведенческой деятельности ребенка.

4. Регуляторные психические образования: саморегуляция, самоконтроль, воля и внимание ассимилируются в такие качества личности, как внимательность, настойчивость, сила воли, смелость, целеустремленность, уверенность, самостоятельность, ответственность. На развитие регуляторных психических образований негативное влияние могут оказывать нарушение деятельности ЦНС, речевое недоразвитие (усвоение языка является средством организации произвольных действий, например, ребенок, протягивая руку к запрещенному предмету сам себе говорит «нельзя» и убирает руку.) , трудности зрительного отражения и бедность чувственного опыта, а также социальная среда, не практикующая ребенка в волевом преодолении трудностей. В частности, это гиперопека и гипоопека со стороны взрослых, следствием чего становятся: импульсивность поведения, внушаемость, негативизм, упрямство, отсутствие самостоятельности.

5. Сенсорные перцептивные психические образования – это ощущения и восприятие ассимилируются в сензитивность, ранимость, наблюдательность, восприимчивость. По данным тифлопсихологических исследований ощущения и восприятие, находясь в жесткой зависимости от глубины и характера дефекта, времени его появления в тоже время развиваются на основе идентичных со зрячими нервных механизмов. Нарушения восприятия могут быть обусловлены трудностями развития других интегральных психических образований, возникающих на фоне аномалий развития или неблагоприятных условий жизнедеятельности.

6. Мнемические психические образования могут ассимилироваться в забывчивость или памятливость, легкость или затрудненность в воспроизведении материала. Индивидуальные особенности памяти детей завися от особенностей ВНД, уровня развития отдельных процессов памяти, от особенностей воспитания и обучения. Трудности зрительной отражательной деятельности на фоне нарушения зрения обуславливают снижение объема оперативной кратковременной памяти и замедляют развитие процессов запоминания. На запоминание оказывают влияние степень выраженности проявления эмоций (их слабость или их чрезмерное проявление, как положительных, так и отрицательных) . Заболевания ЦНС (церебро-астенический синдром, ВСД, церебральная органическая недостаточность и др.) негативно сказываются на процессах памяти.

7. Интеллектуальные психические образования: мышление (базовый компонент интеллекта) и воображение ассимилируются в понятливость, рассудительность, дальновидность, рудированность или же глупость. На развитие интеллектуальных психических образований негативное влияние, безусловно, оказывают поражения головного мозга, речевые нарушения. Зрительные сенсорно-перцептивные нарушения замедляют и осложняют развитие мыслительных операций. На формирование интеллектуальных качеств неблагоприятное влияние может оказать семья. При доминирующей гиперопек или заброшенности ребенка могут сформироваться в отсутствие любознательности, чувства нового. Также, если воспитатель предлагает себя в качестве единственного образца для подражания, это отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, ослабляет проявления интеллектуальных психических образований.

8. Рефлексивные психические образования предполагают особое направление внимания на деятельность собственной души и могут ассимилироваться в советливость, духовность, душевность, терпимость, убежденность, самоотверженность, порядочность, эгоизм. У детей и у взрослого рефлексия не разовьется, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы. Одним из проявлений рефлексивного психологического образования является: Я-концепция, как базовый компонент индивидуального сознания. Формирование Я-концепции у ребенка на самом раннем этапе его развития происходит под влиянием общения со взрослыми. Обозначу коротко формирование Я-концепции в детстве: сознание своего тела (3-8месяцев) , выражение отношения к другим людям (7-8м.) , внешний образ (узнает себя в зеркале-8 м.) , узнает о принадлежности к конкретному полу (1, 5 года) , ориентация на социальные нормы в своем поведении (около 2-ух лет) . Негативное влияние на Я-концепцию оказывают такие неврозы, как невроастения, истерический невроз (страх быть не тем, никем) . При неправильном воспитании формируются отрицательные качества - згоизм, душевная черствость, эгоцентричность, равнодушие к окружающим.

9. Психомоторные психические образования: двигательные способности, моторика и речь, схема тела. Зрительно-моторная координация ассимилируются в координированность, пластичность, ловкость. Нарушение зрительных функций оказывает серьезное влияние на развитие психомоторики. Затрудняется пространственная ориентировка, задерживается формирование двигательных навыков, снижается двигательная и познавательная активность. В связи с трудностями зрительного подражания, овладения пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, естественных движениях, в подвижных играх нарушается координация и точность движений. Существенное влияние на психомоторное развитие оказывают неправильные стили воспитания: гиперопека, при которой подавляются инициатива. Стремление к самостоятельности; и гипоопека, проявляющаяся в равнодушии, безучастности к потребностям; напоминаниях о физической неполноценности.

10. Креативные психические образования: интеллект, дивергентное мышление. Одаренность, талант. гениальность, а также специальные способности на личностном уровне ассимилируются в оригинальность, находчивость, инициативность. Развитие креативности зависит от уровня когнитивной сферы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности (проявляется в: инициативности: ребенок сам ищет способы достижения цели, сам выбирает средства) , осведомленности. На развитие креативности большое влияние оказывает семья. Высокие показатели креативности у детей отнюдь не гарантируют их творческих достижений. Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления выделяют: ситуации незавершенности, поощрение множества вопросов, стимулирование ответственности и независимости и др. Отрицательное влияние оказывают те воспитатели, которые для достижения своих целей (воспитание послушных умных исполнителей) используют способы воздействия как окрик, диктат, наказание. Тогда у детей блокируется развитие способностей.

11. Коммуникативные психические образования - это социально-психологический компонент в структуре психики, формирующийся в процессе взаимодействия людей друг с другом. Речь и язык-это основа коммуникативных речевых психических образований, которые ассимилируются в общительность, тактичность, понятливость, грамотность. Аномальный фактор в виде нарушения зрения также влияет на коммуникативную сферу ребенка. Такой ребенок не всегда правильно может понять мимику партнера, что может вызвать непонимание друг друга. Дети, часто испытывающие фрустрацию, уходят от общения. При глубоких дефектах зрения у детей в условиях ограничения контактов у детей наблюдается пониженный фон настроения, астенические черты (нередко с явлениями ипохондричности) , замкнутость, тенденция к аутизации, как следствие затруднения контактов.

Основным негативным фактором развития коммуникативно-психических образований выступает нарушение детско-родительских отношений, проявляющихся в стилях воспитания: неприятия (дети становятся «забитыми» , замкнутыми, робкими, обидчивыми, либо агрессивными) , гиперсоциальное воспитание, тогда возможна бурная агрессия, либо замкнутость, отгороженность, эмоциональная холодность, тревожно-мнительное воспитание (ребенок с недоверием относится к окружающим) . Неврологический фактор также оказывает негативное влияние на коммуникативную сферу (речевые нарушения, синдром дефицита внимания, гиперактивность и так далее)

12. Нравственные психические образования - это продукт социально-психологического взаимодействия людей, отражение субъективных отношений человека к людям и другим объектам внешнего мира. Из них формируются личностные качества, связанные с отношением к людям: справедливость, доброта, ответственность, сотрудничество, великодушие, самоотверженность. Из тифлопсихологии известно, что патология зрения не оказывает прямого влияния на формирование нравственных качеств. При неправильном же воспитании, как чрезмерной опеке, так и отсутствия внимания, заброшенности ребенка формируются такие отрицательные качества как эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества. Если воспитатель использует для достижения своих целей такие методы как окрик, диктат, наказание, то это приводит не только к подавлению развития способностей, но и к возникновению у детей двойной морали. Первостепенное значение в формировании личностных качеств первостепенное значение имеет семья и социальный фактор.

Таким образом, все вышеизложенное, позволяет выделить следующие направления сопрвождения личностного развития ребенка с нарушением зрения в ДОУ:

  • психокоррекция
  • педагогическая коррекция
  • социализация
  • взаимодействие с семьей

Психокоррекция позволяет устранить нарушения и расстройства поведения, аффективных психологических образований, грубые нарушения в познавательной сфере, а также нарушения в коммуникативной сфере. Психолог должен корректировать проблемное развитие данных психических образований посредством отработки с детьми конкретных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развития дефицитарных функций, воспитания саморегуляции с помощью тренинговых упражнений, релаксации, а также за счет обучения родителей и педагогов поведенческим программам. Педагог при этом должен создавать условия нивелирования проблемного поведения ребенка, условия востребованности в его жизни скорректированных психических образований и формирующихся личностных качеств.

Педагогическая коррекция призвана скорректировать нарушения сенсорно-перцептивные, психомоторных, коммуникативно-психических образований, также нарушения речи. Педагогическую коррекцию должны одновременно осуществлять: учитель-дефектолог (тифлопедагог) , логопед и воспитатель. При этом целью деятельности учителя-дефектолога является коррекция и профилактика вторичных нарушений, социализация детей с нарушением зрения за счет развития дефицитарных функций. Обучения перцептивным, познавательным, предметно-практическим, коммуникативным действиям и умениям, формирования компенсаторных механизмов. Целью деятельности логопеда является коррекция и развитие речи, ее функций и видов, целью работы воспитателя- автоматизация и совершенствование скорректированных психических образования в условиях частых совместных игр с детьми, в условиях соблюдения режима двигательной активности и создании предметно-пространственной среды для продуктивной творческой деятельности.

Социализация в образовательном процессе оказывает прямое влияние на нравственные, креативные, рефлексивные, регуляторные, коммуникативно-речевые и психомотрные психические образования. Педагоги и другие специалисты должны способствовать индивидуализации личностного проявления ребенка. Обеспечить это можно с помощью создания образовательной среды, удовлетворяющей личностным потребностям детей в познании, с помощью позиции сотрудничества и взаимодействия с ребенком, с помощью привлечения детей к преобразовательной деятельности и к общечеловеческим ценностям. Необходимо также при взаимодействии с детьми использовать приемы обогащения и сохранения жизненного опыта, приемы развития произвольного внимания и координированности движений, создавать ситуации преодоления препятствий и приложения усилий, ситуации выбора ребенком альтернатив, а также поддерживать моторную активность.

Взаимодействие с семьей позволяет корректировать мотивационные, аффективные, интеллектуальные и рефлексивные психические образования. Для этого необходимо силами специалистов ДОУ повышать воспитательную функцию семьи с помощью изучения воспитательного потенциала конкретных семей, просвещение родителей по методам воспитательных воздействий и обучения их поведенческим программам в рамках консультаций специалистов.

Итак, исходя из вышеизложенного, можно заметить, что многокомпонентная структура личности требует комплексного подхода специалистов к сопровождению личностного развития ребенка с нарушением зрения. Только благодаря совместным действиям педагогов и специалистов ДОУ можно обеспечить нормальное становление и развитие каждого психического образования у детей с нарушением зрения и их последующую ассимиляцию в позитивные качества личности.

Наталья Ефимова
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с нарушением зрения.

На сегодняшний день в России, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) .

Каждый год в России прибавляется 4 300 детей - инвалидов по зрению . О трудностях, испытываемых в жизни и этими детьми, и семьями , в которых они воспитываются, здоровому человеку даже догадаться непросто. Как правильно сориентироваться в ситуации родителям слепого или слабовидящего малыша, какими принципами руководствоваться при его воспитании? Времени на эксперименты нет : ведь вся будущая жизнь этого человека и его окружения зависит от того, какой фундамент личности сумеют родители и педагоги заложить сейчас.

У специалистов есть термин «правильное отношение к дефекту» , под которым понимается комплекс отношений, включающий и понимание негативных последствий дефекта вместе с признанием особенностей, которые он нередко вызывает в развитии человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ; и веру в потенциальные возможности лиц с ОВЗ с посильным участием в создании условий для раскрытия этих возможностей; и признание прав лиц с ОВЗ на образование и реабилитацию с учетом особенностей психофизического развития ; и отношение социума к лицам с ОВЗ как к равным субъектам открытого общества.

Очень важно вырабатывать правильное отношение к дефекту у всех членов общества, прежде всего у самих детей, их родителей и педагогов.

Квалифицированные специалисты могут формировать правильное отношение к дефекту у лиц с ОВЗ, их родителей и близких, а все вместе они (тифлопедагоги, реабилитологи, сами лица с ОВЗ, их родители, волонтеры) способны формировать у общества адекватное отношение к лицам с ОВЗ.

До 4–5 лет ребенок вообще не осознаёт своего отличия от окружающих. Однако ко времени поступления в школу он постепенно начинает осознавать свой дефект и связывать с ним личный негативный опыт общения со зрячими сверстниками, а также неумение выполнить то, что другие могут сделать очень быстро (вдеть нитку в иголку, найти упавшую вещь, налить сок из пакета в стакан, рассказать, что нарисовано на картинке и т. д.).

Осознав свою «неполноценность» , многие дети начинают стесняться дефекта и переживать настолько, что, находясь в среде нормально видящих, часто доводят себя до крайней нервозности. Без целенаправленной работы педагогов и психологов по формированию адекватного отношения слепых и слабовидящих к своему дефекту, без адекватной позиции родителей к окончанию школы переживания по поводу неполноценности могут принять стойкий характер и, естественно, затруднить жизнь в обществе.

Необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.

Психолого-педагогическое сопровождение -это целостная система в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения.

Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого -педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.

Соответственно, субъектом сопровождения являются дети , их родители, педагоги учреждения, участвующие в процессе обучения и воспитания ребенка.

Сопровождение осуществляется следующими специалистами : социальные педагоги, учителя-дефектологи, логопеды, психологи и педагоги .

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются :

Оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;

Создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;

Своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии ;

Повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;

Изучение индивидуальных особенностей детей

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задача людей, воспитывающих детей с глубоким нарушением зрения , состоит в том, чтобы педагогическими средствами помочь им осознать, чем они отличаются от нормально видящих, раскрыть способы преодоления трудностей, являющихся следствием поражения зрения , а также показать пути и условия успешной интеграции в открытое общество.

Результатом совместной работы

специалистов и родителей должно стать формирование адекватной позиции родителей в отношении ребенка и его дефекта. В системе воспитания должны учитываться индивидуально-возрастные и психофизические особенности , характер поражения и степень сохранности зрительных функций и т. д. При этом необходимо помнить, что развитие ребенка со зрительными нарушениями протекает по тем же закономерностям, что и в норме, но со своими специфическими особенностями и во взаимодействии с физической и социальной средой. Этапы работы с семьей плохо видящего ребенка должны быть строго продуманы и подчинены определенным требованиям : ориентация родителей и специалистов на долгосрочное сотрудничество, активное включение родителей в коррекционно-развивающую работу, создание атмосферы доверия и взаимопонимания, расширение круга общения семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения и т . д.

В настоящее время в России начинает складываться модель инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, но не стихийно, а при создании в образовательной организации специальной программы сопровождения . В социально-педагогическом сопровождении нуждаются дети с нарушеием зрении , выраженными интеллектуальными нарушениями , тяжелой двигательной патологией, сложными нарушениями развития .

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам : ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.

Помощь детям с ОВЗ требует и социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка-инвалида в значительной степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от участия родителей в его физическом и нравственном развитии, правильности педагогических воздействий. Семья , воспитывающая ребенка с ОВЗ, переживает стресс, который может приводить к депрессии одного или обоих супругов, что неизбежно отражается на внутрисемейных отношениях.

Социальные педагоги, классные руководители призваны решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации. Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта , окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.

Литература :

1. Анисимова Н. Л. Совместная работа семьи и детского сада по воспитанию и развитию детей с нарушением зрения

2. Бондаренко М. П. Советы тифлопедагогу по работе с семьей , воспитывающей ребенка с нарушением зрения

3. Брамбринг М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье

4. Венедиктова М. В., Куракина Е. А., Сумарокова И. Г. Рекомендации для родителей мультипроблемных детей.

5. Витковская А. М. Основные направления работы с родителями детей раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения

Публикации по теме:

Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников У воспитателей детского сада существует устойчивый термин «руководство игрой». Давайте задумаемся, насколько он правомерен? Игра - по своей.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребёнка с задержкой психического развития (В помощь педагогам-психологам) Задержка психического развития (ЗПР) относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место.

Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении. Добиться успеха не означает,.

Педагогическое сопровождение семьи в духовно - нравственном воспитании дошкольников. Как бы много ни говорили сегодня о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи как одна из инновационных форм работы ДОО. Психолого-педагогическое сопровождение семьи как одна из инновационных форм работы ДОО. Подготовила Концевая С. С. воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар.