Спинальный наркоз или эпидуральная анестезия что лучше. Спинальная и эпидуральная анестезия, противопоказания, отличия, показания, побочные эффекты, осложнения. Какой вид анестезии лучше




Развитие социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Нарушения двигательного и психического развития, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, чрезмерная опека со стороны родителей - все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально-бытовой ориентировки. Отсутствие мотивации к самообслуживанию может стать причиной бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками.

При формировании навыков самообслуживания и бытовой ориентации необходимо учитывать наличие у детей с церебральным параличом целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений. Обучение должно быть максимально индивидуальным в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками. Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно-активной форме (с помощью воспитателя или родителей), постепенно роль взрослого уменьшается и, наконец, ребенок, по возможности, овладевает самостоятельным выполнением различных действий, например, берет в руки ложку, пытается надеть шапку.

Родители должны быть предельно внимательны к ребенку и часто хвалить его даже за самые небольшие достижения. Не следует постоянно указывать ребенку на его ошибки и неправильные движения. Если взрослый, пытаясь обучить ребенка, нервничает, спешит, тот быстро теряет интерес к деятельности, которая вызывает у него затруднения, и долго будет требовать, чтобы его кормили, одевали, причесывали, умывали.

Прием пищи.

Важной задачей при развитии навыков самообслуживания является обучение самостоятельному приему пищи. Одной из главных причин, затрудняющих формирование этого навыка, является недостаточное развитие у детей зрительно-моторной координации, схемы движения «глаз-рука» и «рука-рот». Эти схемы движения необходимо развивать, начиная работу еще на первом году жизни. Для того чтобы у ребенка развивались необходимые предпосылки для формирования навыка самостоятельного приема пищи, уже на первом году жизни в момент кормления надо тянуть руки ребенка к бутылочке с молоком, помогать направлять свои руки ко рту, препятствуя только сосанию большого пальца. Если взрослый поит ребенка из чашки, надо класть его руки на (или под) руки взрослого, держащего чашку.

Во время кормления ребенку необходимо надевать фартук или нагрудник с глубоким карманом внизу. Если у ребенка еще слабо развиты реакции равновесия, обучать навыкам самостоятельного приема пищи надо, посадив его на специальный стул так, чтобы обе руки были свободны. Для большей устойчивости этого положения его можно фиксировать поясом. Если у ребенка сильно выражены непроизвольные движения и он с трудом сохраняет равновесие в положении сидя, необходимо фиксировать его стопы. Однако все приспособления для фиксации должны использоваться как временные средства в начале обучения.

Как показывает опыт работы с такими детьми, начинать обучение рекомендуется с приема твердой пищи. Затем используют густую и полужидкую пищу (каши, пюре). Вначале прививают навык подносить свою руку ко рту, затем брать кусок хлеба, бублик, сухарь, ложку и подносить их ко рту. На первых занятиях лучше использовать небьющиеся чашки и тарелки. Желательно, чтобы ложки, а позже вилки, которыми пользуется ребенок, имели пластмассовые рукоятки, так как такие приборы меньше скользят по поверхности стола. Для начального обучения приему пищи лучше использовать десертную ложку. Для более удобного захвата ручку ложки можно изменить (изогнуть, подобрать толщину, длину). При сильно выраженных гиперкинезах, атаксии тарелку нужно закрепить.

Важно научить ребенка брать кружку или чашку, удерживать ее в одной или двух руках и пить из нее. При обучении питью можно сначала использовать резиновую трубку, соломинку, поильник с носиком, кружку с двумя ручками, пластмассовый стакан с вырезанным краем.

Детей с нарушением опорно-двигательного аппарата надо обязательно приучать есть за общим столом с другими членами семьи. При обучении ребенка самостоятельному приему пищи важно помнить и о развитии общегигиенических навыков: мытье рук до и после еды (с мылом и без), вытирание рта и рук салфеткой.

Умывание.

Обучая ребенка правильно умываться, нужно прививать ему умение совершать действия в определенной последовательности. На первых этапах можно показать и объяснить самые простые действия (засучить рукава, смочить руки водой, потереть ладони). Позже, когда у ребенка образуются отдельные умения, нужно усложнить требования - учить открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем. Постепенно нужно научить детей чистить зубы, умываться, вытираться, причесываться.

Навыки одевания, раздевания.

Формируя навыки самообслуживания, важно обучить ребенка действиям, которые требуется выполнять во время раздевания и одевания. Начинать учить снимать и надевать одежду лучше с майки, трусов, шапки, т. е. с одежды, не требующей застегивания. Позднее применяются различные приспособления для тренировки таких тонких движений, как расстегивание и застегивание пуговиц (сначала больших, потом мелких), расшнуровывание и шнурование ботинок. Эти же навыки тренируются при раздевании и одевании больших кукол. После закрепления в играх на кукле они переносятся на самого ребенка. Для упражнений на развитие мелкой моторики используем различные игры и пособия: пристежки, шнуровки, прищепки, бусы и т. д.

Социально-бытовые навыки.

При развитии навыков социально-бытовой ориентации важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними: открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, радио, регулировать силу звука; снимать телефонную трубку, вести разговор по телефону, правильно набирать номер.

Обязательно нужно стимулировать и поощрять стремление ребенка к самостоятельной деятельности. Если ему хочется все делать самому, воспитатели и родители должны оказывать лишь необходимую помощь. В дальнейшем по мере усвоения навыка потребность в непосредственной помощи взрослого при выполнении определенных движений постепенно снижается. При этом важно учитывать возможности ребенка и четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме. Все занятия лучше проводить в игровой форме и обязательно поощрять ребенка за правильное выполнение действий, результаты которых он всегда должен видеть.

Вывод.

Таким образом, из всего изложенного хотелось бы добавить: положительная динамика в освоении навыков самообслуживания будет достигнута только при успешном взаимодействии воспитателей и родителей.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, поступающий в школу, должен уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки и молнии, снимать и надевать обувь, не путая правую и левую ногу, расшнуровывать и зашнуровывать ботинки; самостоятельно есть, пить из чашки, уметь пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой) и салфеткой, носовым платком, зубной щеткой, расческой, уметь мыть руки, умываться, вытираться.

Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней, школьной и общественной среде, снижает степень его инвалидности, что очень важно для социальной адаптации ребенка и дает возможность подготовить его к овладению профессией.

Государственное Автономное Учреждение Саратовской области

«Марксовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».

«Развитие социально – бытовых умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Подготовила воспитатель:

Саранча Надежда Алексеевна.

г.Маркс

2015г

– два вида местного обезболивания, которые используются при проведении операций на нижних конечностях, а также во время кесарева сечения. И хотя эти два метода похожи, у них есть некоторые отличия.

Обычно пациент сам не может выбрать, какой именно метод для него более предпочтителен. Сделать это может врач, основываясь на общем состоянии, а также на показаниях и противопоказаниях для каждой процедуры.

Особенности

Основное отличие спинальной и эпидуральной анестезии в том, что лекарство для них, а это чаще всего лидокаин, вводится в два разных места.

В первом случае лидокаин вводится в так называемое субарахноидальное пространство, которое ещё называют подпаутинным. Это полость, которая находится между мягкой мозговой оболочкой и той, что называется паутинной. Здесь же содержится спинномозговая жидкость, которая называется ликвором.

Эпидуральное пространство, куда проводится второй вид обезболивания — это оболочка, окружающая спинной мозг и его корешки вдоль всей спины. То есть иглу при этом методе не придётся проталкивать так глубоко, как при первом методе.

Проводится это обезболивание сегодня намного чаще, чем общий наркоз. Переносится данная процедура пациентом хорошо, осложнений практически никаких не вызывает, не возникает тошноты и рвоты, что бывает после общего наркоза. Длительность потери чувствительности может составлять от 2-х до 4-х часов, чего вполне хватит для проведения плановой операции и даже с запасом, что позволяет отсрочить использование наркотических препаратов на некоторое время.

Противопоказания

Чем отличается спинальная анестезия от эпидуральной? Некоторые отличия могут быть при выполнении самой процедуры. А вот противопоказания у данных методов одинаковы. К ним относятся:

  1. Отказ пациента.
  2. Нарушения свёртываемости крови, например, гемофилия.
  3. Инфекционное поражение кожи в том месте, куда планируется делать укол.
  4. Наличие татуировки.
  5. Повышенное внутричерепное давление.

Существуют и относительные противопоказания, к которым можно отнести нарушения интеллекта, аномалии позвоночника, заболевания сердца.

Чаще всего данный вид обезболивания используется при родах, как естественных, так и выполненных посредством кесарева сечения. Что касается операций на конечностях, например, при переломах, то здесь применяется только эпидуральный метод.

Как выполняется

Разница между эпидуральной и спинальной анестезией в процессе проведения процедуры не отмечается. Выполняется прокол, когда пациент сидит или лёжит – положение выбирается на усмотрение врача.

Прокалывается пространство, которое не содержит собственно нервную ткань, а имеет только конский хвост – окончание спинного мозга с несколькими нервными корешками. Это значит, что навредить самому мозгу данный вид обезболивания не может.

Проводится процедура более тонкой иглой, чем используются для инъекций — она специально предназначена для данного типа манипуляций. При этом лидокаина используется в несколько раз меньше, чем для первого варианта обезболивания.

Онемение и потеря чувствительности развиваются быстро, что особенно важно при экстренных операциях.

Осложнения

Спинальная анестезия и эпидуральная имеют различия и в появлении осложнений. При первом варианте они будут выражены не так сильно, да и проявляться будут значительно реже. В ходе исследований было выявлено, что тяжёлые осложнения встречаются крайне редко.

Так, например, остановка сердца произошла только в одном случае на 10 тысяч операций с использованием этого метода. А такое относительно частое осложнение, как головная боль, наблюдается всего в 3% всех случаев. Причём страдают ею в основном женщины. У мужчин же крайне редко возникает другая проблема – невозможность опорожнить мочевой пузырь.

Что лучше – эпидуральная или спинальная анестезия? Ответить на этот простой, казалось бы, вопрос, может только врач. Предпочтение зависит от множества факторов, и в первую очередь от показаний для проведения данных процедур, а также от возможностей медицинского учреждения и уровня профессионализма анестезиолога.

Кстати, вас также могут заинтересовать следующие БЕСПЛАТНЫЕ материалы:

  • Бесплатные книги: "ТОП-7 вредных упражнений для утренней зарядки, которых вам следует избегать" | «6 правил эффективной и безопасной растяжки»
  • Восстановление коленных и тазобедренных суставов при артрозе - бесплатная видеозапись вебинара, который проводил врач ЛФК и спортивной медицины - Александра Бонина
  • Бесплатные уроки по лечению болей в пояснице от дипломированного врача ЛФК . Этот врач разработал уникальную систему восстановления всех отделов позвоночника и помог уже более 2000 клиентам с различными проблемами со спиной и шеей!
  • Хотите узнать, как лечить защемление седалищного нерва? Тогда внимательно посмотрите видео по этой ссылке .
  • 10 необходимых компонентов питания для здорового позвоночника - в этом отчете вы узнаете, каким должен быть ежедневный рацион, чтобы вы и ваш позвоночник всегда были в здоровом теле и духе. Очень полезная информация!
  • У вас остеохондроз? Тогда рекомендуем изучить эффективные методы лечения поясничного , шейного и грудного остеохондроза без лекарств.

Обезболивание (анестезия) в медицинской практике имеет самое гуманное назначение – облегчить страдания больного, или же сделать безболезненным оперативное вмешательство или какую-либо процедуру и манипуляцию. Ведь боль заключается не только в неприятных субъективных ощущениях. Возникновение боли включает механизм нейро-эндокринно-вегетативной системы, приводя к различным расстройствам, иногда к довольно тяжелым – падению давления, потере сознания, даже болевому шоку. Кроме того, различные лечебные процедуры и вмешательства сопровождаются отнюдь не приятными ощущениями. И здесь также необходимо обезболивание, чтобы не вызвать негативное отношение у пациента, особенно у детей.

Понятие о местном и общем обезболивании

Все способы обезболивания делятся по механизму проведения и действия на 2 вида:

  • общая анестезия;
  • местная анестезия.

Первый вид – общее обезболивание есть не что иное как наркоз, то есть такое воздействие наркотических веществ на головной мозг, которое вызывает его глубокое торможение с потерей сознания, рефлексов и всех видов чувствительности, в том числе и болевой. Наркоз не может быть общим или местным, эти определения не корректны. Наркоз – есть наркоз, глубокий наркотический сон, и это всегда общее обезболивание. Под наркозом можно выполнять вмешательства на любом органе и участке тела, не вызывая болевых ощущений. Ведь ощущение боли возникает в определенном участке мозга – анализаторе, и когда он «отключается» наступает общая, тотальная анестезия.

Местное обезболивание - это создание определенной ограниченной, не чувствительной к боли зоны тела путем введения специальных препаратов, блокирующих восприятие болевыми рецепторами воздействия на них или блокирующих проведение болевого импульса по нервным волокнам к анализатору боли головного мозга. Местная анестезия может быть нескольких видов: терминальная, регионарная, проводниковая. Последний вид наиболее надежен, и к нему относится спинально-эпидуральная анестезия.

Назначение и преимущества спинально-эпидуральной анестезии

Этот вид обезболивания базируется на особенностях иннервации органов и всего тела. Она имеет сегментарный характер, то есть нервные волокна от всех органов и тканей в конечном итоге, укрупняясь от мелких ветвей до крупных нервных стволов, идут к корешкам спинного мозга, которые выходят из межпозвонковых пространств. Например, к поясничному сегменту идут болевые импульсы от нижних конечностей, органов таза, нижних отделов живота, к верхнепоясничному и нижнегрудному – от печени, поджелудочной железы, почек и так далее, по сегментарному анатомическому принципу строения тела.


Далее болевой импульс с нервных корешков передается на проводящие пути спинного мозга, а они передают его в анализатор боли головного мозга. Спинально-перидуральная анестезия (или при операциях) и блокирует болевые импульсы на уровне корешков или проводящих путей спинного мозга. Преимущества ее по сравнению с наркозом состоят в следующем:

  • не отключается сознание пациента, врач может общаться с ним во время операции;
  • нет опасности нарушения работы внутренних органов (сердца, легких, почек);
  • более быстрое выхождение из анестезии, чем после наркоза;
  • нет токсического воздействия на печень и другие органы;
  • нет противопоказаний по возрасту или состоянию здоровья;
  • нет необходимости в специальной медикаментозной реабилитации.

Единственным противопоказанием для ее выполнения является аллергия на анестезирующие вещества (лидокаин, тримекаин, наропин и другие препараты).

Совет: если предстоит полостная операция, и врач планирует спинальную или , не следует от нее отказываться, опасаясь повреждения спинного мозга или предпочитая наркоз, чтобы «заснуть и ничего не слышать». Наркоз гораздо более опасен и чреват осложнениями по сравнение с местным обезболиванием.

Эпидуральная анестезия

Спинной мозг, проходящий в позвоночном канале, покрыт тремя оболочками. Самая наружная из них – твердая мозговая оболочка, называемая по латыни duramaterspinalis (dura – твердая, mater – покрытие, оболочка, spinalis – спинальная). Под ней находится щелевидное субдуральное пространство, а кнаружи между нею и надкостницей позвоночника – эпидуральное или перидуральное пространство. Затем идет паутинная оболочка – arachnoidea (от слова arachnos – паук). Под ней также имеется щель – субарахноидальное пространство. Затем идет мягкая мозговая оболочка piamater, которая плотно прилегает к спинному мозгу.

Эпидуральная анестезия – это введение анестезирующего раствора в одноименное пространство, то есть без прокола твердой оболочки. Технически она выполняется введением пункционной иглы между остистыми отростками позвонков, которые накладываются друг на друга наподобие черепицы. Для этого позвоночнику придают специальное положение сгибания, чтобы увеличить расстояние между отростками и легче проникнуть в эпидуральное пространство, проколов лишь связки позвоночника.

Выходящие из спинного мозга корешки проходят через это пространство, омываются анестетиком и блокируются на нужном участке. Другое название этого вида обезболивания – перидуральная анестезия, то есть введение анестетика вокруг твердой оболочки, сверху. Разновидностью перидуральной анестезии является сакральная анестезия – введение раствора в области крестца.

Спинномозговая анестезия

Видео

Внимание! Информация на сайте представлена специалистами, но носит ознакомительный характер и не может быть использована для самостоятельного лечения. Обязательно проконсультируйтесь врачом!

Вопрос анестезии при родах - один из наиболее обсуждаемых. Многие беременные, опасаясь сильных болевых ощущений, договариваются заранее об обезболивании. В случае кесарева сечения, анестезия является обязательным условием. В этой статье редакция Полезных Советов расскажет Вам больше об этой процедуре и о том, каких типов она бывает.

Эпидуральная и спинномозговая анестезии

Обе анестезии, эпидуральная и спинномозговая, производятся в поясничной области позвоночника.

Эпидуральная анестезия вводится в область, по которой циркулирует спинномозговая жидкость, или ликвор. К ее функциям относят предохранение головного и спинного мозга от механического повреждения, регулирование внутричерепного давления, поддержку обменных процессов между кровью и мозгом и выделение продуктов метаболизма.

Во время действия эпидуральной анестезии «пациент теряет чувствительность к боли, но сохраняет тактильную чувствительность и может передвигать ноги, хотя и с некоторыми трудностями. Обезболивающий эффект чувствуется не сразу, но длится дольше, в том числе и послеоперационный период.» - разъяснил доктор медицинских наук Грегориу Лорензу Акасиу (Gregório Lorenzo Acácio) из Университета Уникамп из Сан-Паулу (Unicamp-SP).

Отличие спинномозговой (или спинальной ) от эпидуральной анестезии заключается в том, что пациент теряется не только болевую, но и тактильную чувствительность, и полностью теряет контроль над своими ногами. К тому эффект обезболивания наступает быстрее и длится меньше.

Какую анестезию выбрать для родов?

Для многих рожениц выбор анестезии - это очень сложный вопрос. По мнению доктора Грегориу Лорензу, «это решение должно быть принято совместно анестезиологом и акушером с учетом анатомических характеристик позвоночника, предполагаемое время операции и прогноз необходимости контроля боли в постоперационный период.»

Когда роженица поступает в роддом с сильными схватками и со значительным расширением шейки матки, предполагается, что роды будут быстрыми. Поэтому применяется спинномозговая анестезия.

Когда же наблюдается лишь частичное расширение, предпочтение отдается эпидуральной анестезии не только потому, что предполагаются роды более затяжные, но и потому, что она позволяет оставить катетер в позвоночнике беременной женщины на случай, если потребуется ввести дополнительную дозу анестезии при кесареве.

Анестезия - это больно?

Гинеколог, акушер и преподаватель университета Грегориу Лорензу уверен, что в случае анестезии следует применять местное обезболивание.

Анестезия производится в положении сидя с вытянутыми по горизонтали ногами. При эпидуральной анестезии, пациентки ощущают ввод жидкости в позвоночник, а для спинномозговой анестезии характерно чувствовать жар в ногах.

Хотя каждая женщина - индивидуальна, мы нашли 2 реальных отзыва об двух типах анестезии, наиболее часто применяемых при родах. Ведь нам всегда интересно мнение тех, кто уже прошел через это. Единственный Полезный Совет, который мы можем дать напоследок - не стесняйтесь обсуждать свои страхи и сомнения с близкими людьми и медицинскими работниками, которые наблюдают за Вашей беременностью. Вместе Вы сможете справиться с проблемой.

Всем здравствуйте!

Не могу пройти мимо данной темы. Ещё недавно, я была уверена, что эпидуралка и спинно-мозговая анестезии это одно и тоже. Оказывается нет.

Спинно-мозговая анестезия

В 2015 году у меня была операция кесарево сечения, анестезия спинно-мозговая. В позвоночник делается укол, не особо больно, немного щипет и буквально через 10 минут я уже ничего не чувствую ниже груди.

Как делали операцию, доставали ребёнка я вообще не чувствовала, состояние полусна. Да всё вижу, отвечаю на вопросы, но ощущение, будто я пьяная немного. Ребенка достали уже минут через 10 после начала операции, провели необходимые процедуры и принесли, показали, дали поцеловать, приложили к груди, потом унесли. Дальше началось самое неприятное, у меня вдруг заложило нос, я вообще не могу дышать, мне говорят дыши ртом, а во рту пересохло так, что дышать трудно, не приятно, я попросила намочить хотя-бы губы, намочили и вдруг у меня начинается рвотный позыв, я поворачиваю голову набок, медсестра как отскочит со словами: "только не на меня")) Анестезиолог быстро что-то вколол в катетор и рвотных позывов больше не было. Но дальше ощущение, что меня усыпили, смутно помню как меня переложили на каталку и увезли. Во время операции врача хирурга помню очень смутно, вся операция как во сне.

Дальше самое тяжёлое, сначала я долго спала, сквозь сон ощущаю, что очень болит шов и вообще всё дико болит, каждый орган, меня дико трясёт. Мне кажется я никогда не испытывала такой боли.. Медсестра ставит капельницы и уколы в бедро, обезболивающее, но оно слабо помогает. Часов через 6, когда принесли малышку, мне кажется я на боль стала не обращать внимание. Первые сутки не разрешили поднимать голову вообще. Ночью по немногу поворачивалась с боку на бок, на следующий день медсестра помогла подняться.

Через день начались очень сильные головные боли, просто не стерпимые, ставили капельницы, боли были два дня подряд, потом вроде прошли.

Через дня три сильно отекли ноги, но я не могу с уверенностью сказать, что это от анестезии, второй раз такого не было.

В целом конечно всё забылось, никаких болей в спине потом не было. И если выбирать между общим наркозом и спинальной анестезией, именно на кесарево сечение я бы выбрала второе, всё таки видеть первые моменты жизни ребёнка, прикладывание к груди - это стоит того, плюс общий наркоз вреден для ребёнка. Поэтому я всё таки рекомендую этот вид анестезии, если нет других вариантов, например эпидуральная анестезия. Вот про неё отдельный отзыв, ибо это ветка про спинно-мозговую, а отличие есть и большие! Совсем недавно у меня было второе кесарево и уже с