Что представляет собой анамнез. Что такое анамнез, виды анамнеза, методы его получения




Отличительной характеристикой медицины является большое число терминов из латыни и греческого языка. Из-за этого многие люди не понимают, о чем идет речь. Одним из неизвестных и загадочных слов является «анамнез». Что такое обозначает этот термин? Какие виды бывают? Об этом и будет рассказано в данной статье.

Анамнез - что такое?

Для того чтобы правильно поставить диагноз, врач задает ряд вопросов пациенту. Вот этот процесс именуется анамнезом.

Если пациентом является ребенок или психически больной человек, то в этом случае опрашивают соответственно родителей детей или родственников, окружающих. Тогда речь идет уже о гетероанамнезе.

В ходе обследования полученные жалобы составляют симптомы заболевания.

Анамнез больного может различаться по длительности. Это зависит от ситуации. Так, врачи скорой помощи расспрашивают пациента о его персональных данных и конкретных жалобах.

В свою очередь, психиатрическая практика отличается тем, что анамнестическое исследование может длиться несколько часов.

А терапевт может потратить на опрос больного около 15 минут.

После информации, которая получена путем анамнеза, жалоб пациента, а также физической экспертизы, формируется план лечения. Если ситуация является спорной, то ставится предварительный диагноз.

Какая есть классификация анамнезов?

Выделяют две большие группы этого исследования. Первым является анамнез жизни. Он, в свою очередь, делится на 10 видов. Следующей большой группой считается анамнез заболевания. Исходя из названия классификации, можно предположить, о чем примерно идет речь. Более подробно каждый из них будет рассмотрен в следующих разделах статьи.

Что включает в себя анамнестическое исследование жизни?

Для того чтобы поставить правильный диагноз, нужно выявить индивидуальные особенности пациента. Данная информация и включена в анамнез жизни. Здесь специалист получает сведения о психологическом, социальном, физическом развитии больного.

Если же ситуация является таковой, что необходима неотложная помощь, то тогда задается ряд вопросов, которые помогут получить информацию для постановки диагноза и назначения правильной терапии.

Как и говорилось ранее, анамнестическое исследование жизни делится на несколько видов, таких как гинекологический и акушерский, социальный и педиатрический, профессиональный и климатический, эндемический и эпидемиологический, генеалогический и аллергологический.

О некоторых из них более подробно будет рассказано в следующих разделах.

Что такое анамнестическое исследование болезни?

Для того чтобы поставить предварительный диагноз, важной является информация о начальных признаках патологического состояния и особенностях его течения. Анамнестическое исследование заболевания необходимо для выяснения факторов. Последние способствуют разворачиванию клинической картины болезни. Также данные, которые будут получены в ходе беседы, помогут специалисту дифференцировать острое состояние от рецидивирующего.

Как проводится анамнестическое исследование?

Основы составления истории заболевания были созданы уже в XIX веке. На сегодня ничего практически не изменилось.

Итак, в предыдущем разделе был дан ответ на вопрос «Анамнез - что такое?», далее рассмотрим порядок его проведения.

Вначале врач должен спросить у пациента его персональные данные. А именно в этом случае имеется в виду его фамилия, имя, отчество, возраст, место проживания и работы. После этого специалист интересуется причинами посещения данной больницы. Как правило, больной описывает симптомы, которые его беспокоят, и время их появления.

После этого врачом оцениваются условия жизни и работы пациента, в условиях которых начала развиваться болезнь. Затем задается ряд вопросов о попытках самолечения и наличии хронических заболеваний.

В некоторых странах для сбора анамнеза используют компьютеризованные технологии, поскольку пациент иногда стесняется говорить откровенно о своих недугах. Тогда этот метод очень нужен. Но недостатком является то, что компьютер не может уловить невербальную информацию, например, тревогу.

В настоящее время в России практически не практикуется такой метод. Специалист проводит подобное исследование при помощи беседы и задает ряд вопросов.

Немного об аллергологическом анамнезе

При помощи расспросов специалист выясняет наличие у пациента реакций гиперчувствительности. Данный вид анамнеза больного необходим для того, чтобы предотвратить возможные последствия при приеме некоторых медикаментов. Если же у пациента имеется реакция сенсибилизации на лекарственные препараты, то врач выясняет, на какие именно. Также уточняются симптомы, которые возникают после употребления данных медикаментозных средств.

Что такое гинекологическое анамнестическое исследование?

Для того чтобы оценить состояние женской половой системы, на помощь приходят факты. Они, в свою очередь, должны соотноситься с эндокринной и репродуктивной системой организма. Гинекологический анамнез помогает специалисту сделать предварительные заключения. После они или опровергаются, или подтверждаются при помощи других диагностических методов обследования.

Для сбора анамнеза в гинекологии специалист задает ряд вопросов пациентке о характере менструаций, половой функции и состоянии органов репродукции. Затем врач выясняет, какие есть перенесенные инфекционные и воспалительные болезни женской половой системы.

Далее задается ряд вопросов о детородной функции. Сюда включается информация о количестве абортов, беременностей, выкидышей и родов. Кроме того, при данном исследовании в последнюю очередь специалист спрашивает о хирургических вмешательствах.

Отягощенный гинекологический анамнез: о чем идет речь?

Часть болезней являются опасными для здоровья женщины и представляют собой угрозу для нормального функционирования женской половой системы. Данный диагноз ставится пациентке, если раньше у нее были перенесены патологические состояния. Этот вид сбора анамнестического исследования помогает врачу сделать анализ причин заболевания.

Отягощенный гинекологический анамнез при беременности также бывает. О нем говорят, когда есть поздний токсикоз, который известен еще как гестоз, гипертонус, аномалии прикрепления плаценты и ранее перенесенные заболевания гинекологического характера, инфекции мочеполовой системы. Также об отягощенном анамнезе свидетельствует родоразрешение при помощи кесарева сечения, рождение детей с пороками развития и мертворождение, аборты и невынашиваемость беременности.

Анамнез ребенка

Данный вид информации собирается со слов родителей или близких родственников. Часть вопросов специалист может задать ребенку, который находится в дошкольном или школьном возрасте. Врач должен знать, что его ответы следует учитывать с осторожностью.

При выяснении анамнеза ребенка нужно получить информацию о том, каким по счету он является в семье, о степени развития в раннем возрасте, об общении со сверстниками.

Кроме всего этого, специалист выясняет наличие всех необходимых прививок и туберкулиновых проб. После задает ряд вопросов о возможных контактах с возбудителями инфекционных болезней.

Анамнез - что такое? На данный вопрос ответ был дан в самом начале статьи. Не следует к данному исследованию относиться несерьезно, поскольку именно из него специалист делает выводы по постановке верного диагноза и назначению лечения.

До проведения диагностических мероприятий врачи стараются получить максимум информации от самого пациента. Это помогает не только предположить возможный диагноз, его и установить масштаб предстоящих обследований. Совокупность полученных данных обозначают термином «анамнез». Что это такое, для чего он нужен – многим пациентам неизвестно.

Анамнез – что это такое в медицине?

Чтобы понять, что означает слово «анамнез» в медицине, можно обратиться к словарю медицинской терминологии. Этим определением принято обозначать совокупности всех сведений о пациенте, его заболеваниях, которые получены путем опроса самого больного и его родственников, близких. Получаемая в результате информация используется для установления причины заболевания, постановки диагноза и с целью дальнейшего выбора метода лечения и профилактики.

Метод опроса пациентов целенаправленно разрабатывали и внедряли в клиническую практику следующие известные деятели медицины: Захарьин, Мудров, Остроумов. Даже в современной медицине анамнез продолжает занимать ведущее положение в процессе получения информации о болезни и состояния здоровья пациента. Ему присваивают первостепенное значение в процессе диагностики заболеваний психики и целого ряда соматических болезней.

Неотягощенный анамнез

Разобравшись с термином анамнез, что это такое, необходимо выделить его основные формы. При сборе информации о пациенте, дальнейшей постановке диагноза врачи обращают внимание на особенности анамнеза. О такой разновидности, как неотягощенный анамнез, медики говорят, если у пациента отсутствуют .

Хронические воспалительные и инфекционные процессы в организме, водно-солевой баланс у пациента в норме. Другими словами, неотягощенный анамнез – это полное отсутствие предпосылок для развития предполагаемой патологии. В клинической практике такое встречается нечасто, так как заболевание практически всегда является следствием нарушения или сбоя в организме человека.

Отягощенный анамнез

Термин «отягощенный анамнез» медики используют, когда история больного содержит информацию о наличии других патологий, влияющих на исход основного заболевания. Нередко используют термин «отягощенный акушерский анамнез» – он применим к ситуации, когда есть серьезная угроза для процесса внутриутробного развития плода и нормального родоразрешения. В акушерской практике данный анамнез используется, исходя из наличия сопутствующих проблем, которые имели место в процессе предыдущих гестаций:


Анамнез жизни

Анамнез данного типа – это практически вся история жизни больного. Анамнез жизни включает в себя сведения о физическом, психическом и социальном развитии обследуемого. Объем получаемых сведений варьируется и зависит непосредственно от условий, в которых оказывают медицинскую помощь. В случае неотложных состояний медики выясняют только основные моменты, которые необходимы для постановки диагноза и лечения. Чем больше подробностей содержит анамнез жизни, тем лучше врач может понять пациента, его индивидуальные особенности.

Владея этой информацией, врачи способны точно выставить диагноз, сделать прогноз относительно выявленного заболевания, дать индивидуальные рекомендации относительно профилактики осложнений. Среди основной информации, получаемой в ходе сбора анамнеза жизни:

Семейный анамнез

Семейный или генеалогический анамнез – информация о пациенте, касающаяся состава его семьи, обстановки в ней, заболеваний отдельных ее членов. Семейный анамнез содержит сведения о возрасте родителей пациента, особенностях их профессии, материальном состоянии семьи. Подробно собирается информация о каждом представителе семьи:

  • когда и какими детскими заболеваниями он болел;
  • сколько детей в семье;
  • особенности развития каждого ребенка.

Такой анамнез может содержать и информацию о посещении дошкольных учреждений, школы, особенностях режима дня, успеваемости и дополнительных нагрузках. Полная картина помогает выявить все предрасполагающие факторы к развитию той или иной патологии. Отдельное внимание уделяют выявлению наследственных заболеваний.

Анамнез болезни

Когда врачами составляется история болезни, анамнез всегда является одним из первых ее составных частей. Специалисты собирают сведения о возникновении и течении болезни. Установлены случаи, когда патология после появления первой симптоматики никак себя не проявляет, но затем развивается осложнение, которое специалисты ошибочно принимают за начало заболевания. Отдельно устанавливают:

  • последовательность возникновения жалоб;
  • особенности начала заболевания.

Получаемая информация дает основание подозревать, злокачественный ли процесс наблюдается, острое заболевание или хронический патологический процесс. Учитывая такой вариант, врачи сначала стараются установить причинные факторы и обстоятельства, способствующие развитию болезни. Затем обращают внимание на причину, послужившую основанием для обращения к медикам. В анамнезе болезни подробно указывается:

  • последовательность течения болезни;
  • изменение субъективных и объективных сведений заболевания;
  • наличие периодов ремиссии и их продолжительность.

Гинекологический анамнез

Девушкам, впервые обращающимся к гинекологу, незнаком термин анамнез: что это такое в гинекологии, для чего используется – им неизвестно. Данного типа информация получается непосредственно от самой пациентки. Задаваемые врачом вопросы касаются детородной функции женщины. Специалист устанавливает характер менструаций, их периодичность, объем выделений. Также он обращает внимание на наличие абортов или выкидышей в прошлом. Гинекологический анамнез содержит информацию о перенесенных гинекологических заболеваниях, времени наступления менопаузы и климакса.


Акушерский анамнез

Акушерский медицинский анамнез – составная часть анамнеза жизни, которая содержит информацию, касающуюся генеративной функции женского организма. Врачи устанавливают количество беременностей, особенности их течения и процесса родоразрешения, характер возникших осложнений. Обращают внимание на:

  • режим беременной женщины;
  • количество родов в прошлом;
  • от чего и на каких сроках проводилось лечение.

Позже выясняют:

  • закончилась ли беременность в срок;
  • был ли ребенок не доношен или родился позже положенного срока;
  • какое пособие при родах использовалось.

Аллергологический анамнез

Данный вид анамнеза включает сведения о выявленных аллергических заболеваниях у пациента и его родственников. Аллергические реакции могут развиваться при воздействии на организм широкого спектра аллергенов. Так, фармакологический и аллергологический анамнез содержит информацию о наличии у пациента непереносимости отдельных групп лекарств. По возможности устанавливают тип аллергена. При составлении анамнеза уточняют наблюдавшиеся проявления аллергии:

  • крапивница;
  • отек слизистых оболочек носа.

Психологический анамнез

Психологический анамнез содержит полную информацию относительно особенностей психического развития пациента, его наследственности. Специалисты обращают внимание на:

Отдельное внимание уделяют семейным взаимоотношениям – непонимание, отсутствие постоянного контакта с близкими может привести к развитию серьезных патологий психики. Стоит отметить, что психологический анамнез может быть субъективным и объективным.

Большое внимание врачи уделяют второму типу анамнеза. Связано это с особенностями развития патологии: пациент из-за своего заболевания не может нормально интерпретировать происходящее с ним в прошлом. В ходе опроса врачи должны тщательно исследовать наследственную отягощенность:

  • состояние матери в период беременности;
  • особенности процесса родов;
  • раннее родоразрешение;
  • физические и .

Как собирают анамнез?

Молодые специалисты, которые знают практически все про анамнез: что это такое, для чего нужен, не всегда умеют правильно собирать его. Сбор анамнеза производится с учетом правил деонтологии. Во время данной процедуры врач должен постараться достигнуть взаимопонимания в общении с пациентом.

Диалог должен строиться на доверии – так специалисту удастся собрать больше ценной информации, которой пациенты не всегда готовы делиться. Специалисты должны гарантировать соблюдение врачебной тайны, поэтому сбор анамнеза проводится в отсутствие других пациентов. Сперва врач выслушивает больного, фиксируя все, что сообщает, а после этого начинает задавать вопросы.

Данные анамнеза

Перед тем как собрать анамнез, врачи проводят тщательный осмотр пациента. Это позволяет предположить тип возможной патологии, который обуславливает характер и количество вопросов, адресованных больному. Перечень уточняемых параметров может изменяться. Однако существует ряд вопросов, которые специалист задает всем пациентам. Полученная информация вносится в историю болезни.

История болезни – пример

Правильно собранный анамнез (что это такое, мы уже выяснили) помогает выставить предварительный диагноз. Анамнез больного вносится в его историю болезни.

Во врачебном документе указывают следующие данные:

  1. ФИО пациента, дата рождения.
  2. Его домашний адрес.
  3. Название организации и место работы.
  4. Кем направлен и предполагаемый диагноз.
  5. Анамнез болезни: жалобы на момент обращения, время начала заболевания, наблюдаемые симптомы, проводимое лечение и его эффективность.
  6. Анамнез жизни: наличие хронических заболеваний и воспалительных процессов, операций, условия работы.
  7. Эпидемиологический анамнез: перенесенные инфекции, с указанием возраста, проведенные прививки (тип вакцины, дата введения).
  8. Генетический анамнез: информация об имеющихся генетических патологиях у членов семьи и родных.
  9. Функциональный анамнез: сбор информации о работе внутренних органов, опираясь на характерные симптомы (кашель, насморк, сердцебиение, беспокойство, боли в области сердца, в животе, характер мочеиспусканий, кала).

Анамнез (от греч. anamnesis - воспоминание) - это сумма сведений, которые обследуемый - больной или здоровый человек (при диспансеризации) - сообщает о состоянии своего здоровья, о своем заболевании, о своих переживаниях и ощущениях в связи с заболеванием, о реакциях своего организма на внешние воздействия. Эти сведения врач использует при установлении диагноза и прогноза, а также и при назначении лечения. Расспрос о возможных (с точки зрения больного) причинах заболевания, его начале, развитии и течении - исторический метод изучения заболевания, имеющий целью установить правильный диагноз. В настоящее время этот метод продолжает приобретать все более широкий характер, включая также данные о реактивности организма, его компенсаторных способностях и т. д. Сюда относятся данные, имеющие большое практическое значение, об аллергических реакциях, индивидуальной непереносимости, осложнениях, гематологических и других проявлениях при применении антибиотиков, кортикостероидов и др.

Важнейшим условием правильного распознавания заболевания является тщательное методическое обследование больного, состоящее из двух разделов: изучения проявлений болезни, ощущаемых только больным (субъективных симптомов заболевания, выявляемых при собирании анамнеза, расспросе), и изучения признаков заболевания, доступных врачебному наблюдению (объективного обследования больного при помощи физических, а также различных лабораторных, инструментальных и других методов исследования).

Собирание анамнеза больного предшествует объективному его обследованию (см. Диагноз). Противопоставление этих методов обследования, как и недооценка одного из них, ошибочно, так как они дополняют друг друга и обеспечивают изучение организма в целом. В каждом отдельном случае в зависимости от индивидуальных особенностей больного и характера заболевания любой из этих методов может иметь то большее, то меньшее значение. Анамнестический метод позволяет изучать личность больного, характер нервных процессов, что приближает к пониманию типа высшей нервной деятельности. Совокупность всех методов обследования позволяет сделать заключение о диагнозе заболевания, прогнозе и лечении.

Выдающимся русским врачам М. Я. Мудрову, С. П. Боткину и особенно Г. А. Захарьину принадлежит важнейшая роль в разработке и развитии анамнестического метода.

Анамнез имеет большое значение для изучения болезни в развитии, в динамике. На основании анамнеза можно установить более или менее точно происхождение, причины и условия возникновения заболевания; изучить перенесенные в прошлом заболевания (а также реакции организма на те или иные воздействия), условия жизни обследуемого, наличие проф. вредностей, вредных привычек и т. д. При помощи анамнеза возможно распознавание функциональных нарушений, проявляющихся в субъективных ощущениях больного в период болезни, когда нет органических изменений, доступных объективному обследованию. При собирании анамнеза и расспросе важно обращать внимание не только на то, о чем сообщает больной, но и на то, как сообщает, на его манеру держаться, манеру разговора, его реакции на вопросы и т. д. Это позволяет изучить личность больного, особенности его характера, поведения, нервно-психического состояния. Собеседование между врачом и больным способствует возникновению между ними контакта, доверия к врачу, что помогает в распознавании болезни и особенно в лечении, в частности в психотерапии. Одной из важных задач при обследовании больного, установлении диагноза и лечении является выяснение тех индивидуальных особенностей, которые характеризуют проявления данного заболевания у данного больного. Одна и та же болезнь у разных людей протекает по-разному, со своими особенностями, что зависит от возраста, наследственных признаков, реактивности и других свойств организма больного. Выяснению этих особенностей наряду с объективным обследованием способствуют данные анамнеза. Как и все методы обследования, собирание анамнеза должно проводиться в определенной последовательности и по четкому плану. Чем больше фактов - признаков, симптомов - на основании расспроса и объективного обследования сумеет собрать врач, тем точнее будет диагноз заболевания.

Принято различать анамнез данного заболевания - анамнез болезни (anamnesis morbi) и анамнез жизни больного, или общий анамнез (anamnesis vitae).

Анамнез болезни включает сведения, касающиеся настоящего заболевания. Он является первым этапом в обследовании больного, на основании которого у врача создается первоначальное представление, гипотеза о характере заболевания.

Анамнез болезни должен дать ответ на следующие вопросы.
1. На что жалуется больной? Больной сообщает свои ощущения и переживания, а также и другие сведения о проявлениях болезни (например, боли в области сердца, сердцебиения, рвота, черный стул). Жалобы больного дают возможность врачу предполагать нарушения в той или иной системе организма (сердечно-сосудистой, пищеварения) и, не отступая от исследования организма в целом, обратить особое внимание на эту систему.

2. Когда больной заболел, когда появились первые признаки заболевания? Этот вопрос позволяет со значительной долей точности решить, является ли данное заболевание острым или хроническим.

3. Как возникло заболевание, каковы первые его признаки, что им предшествовало? Диагностическое значение этого вопроса заключается в том, что некоторые болезни имеют характерное начало с последовательным развитием клинической картины (например, внезапное начало при крупозном воспалении легких и постепенное, более медленное развитие при бронхопневмонии).

4. Течение заболевания, его развитие с момента возникновения до настоящего времени. Выяснение этого вопроса дает возможность выявить динамику заболевания, постепенное развитие симптомов и различных проявлений болезни, смену периодов улучшения и ухудшения, обострения болезни, какое проводилось лечение и какой был при этом эффект.

При собирании анамнеза необходимо критически оценивать жалобы больного. Собирание анамнеза - это творческий акт изучения субъективных симптомов заболевания, их осмысливания, сопоставления, научной и логической интерпретации. Выслушивая рассказ больного и расспрашивая его, обследующий врач всегда должен при этом помнить важнейшее положение И. П. Павлова о целостности организма, о единстве организма и среды. За жалобами больного и субъективными симптомами врач должен видеть патологический процесс, происходящий в организме, значение повреждения и степень участия тех или иных органов и систем в развитии картины болезни.

При собирании анамнеза жизни больного отмечают те особенности биографии и условий его жизни, которые, возможно, имели значение в формировании конституционального типа и типа нервной системы и могли играть роль в возникновении данного заболевания. Тип высшей нервной деятельности формируется под влиянием внешней среды на унаследованные особенности организма. В связи с этим при собирании анамнеза необходимо обратить внимание на наследственные особенности больного, на состояние здоровья ближайших родственников и перенесение ими заболевания.

В формировании типовых особенностей организма особенно важную роль играют факторы социальные. Поэтому при расспросе подробно выясняются материально-бытовые условия, условия труда, наличие профессиональных вредностей, условия отдыха и т. д. Важное место занимает выяснение перенесенных в прошлом заболеваний, поскольку каждое заболевание может быть следствием, осложнением или обострением либо перенесенных в прошлом, либо хронически протекающих заболеваний. Необходимо помнить, что собирание анамнеза является лишь частью той работы, которая предшествует установлению диагноза, и что даже очень подробно и тщательно собранный анамнез не дает права ставить окончательный диагноз без данных объективного исследования.

Расспрос должен быть подробным и систематическим, особенно при хронических заболеваниях. При острых заболеваниях, особенно при состояниях, угрожающих жизни больного, он бывает кратким. В этих случаях у врача нет времени на собирание подробного анамнеза, а требуются срочные, немедленные действия для спасения жизни больного. О больных, находящихся в бессознательном состоянии, анамнестические сведения получают у родственников или окружающих лиц.

Анамнез (от греческого слова Anamnesko – вспоминать, изучение анамнеза) представляет собой комплекс информации о развитии болезни и непосредственно пациенте. Изучение анамнеза проводят путем опроса самого пациента, а также лиц, которые его знают, и применяют для установления прогноза и диагноза болезни, а также подбоа оптимальных методов и способов терапии и профилактики. В некоторых случаях при изучении анамнеза используется документация. Опрос родственников и близких больного проводят при сборе анамнезе маленьких детей, пациентов, домашних животных в бессознательном состоянии или очень тяжелом течении болезни, а также у глухонемых и психически больных. Умело собранные данные анамнеза помогают правильно интерпретировать данные объективного клинического исследования и составить представление о характере и локализации патологического процесса в организме больного.

Изучение анамнеза проводят по определенному, четкому плану. Есть необходимость сначала собирать анамнез болезни (по латыни - anamnesis morbi ), а затем анамнез жизни (по латыни - anamnesis vitae ).

Изучение анамнеза болезни

При составлении анамнеза болезни выясняют жалобы пациента, анализируют временную последовательность формирования, возникновения, развития патологии и взаимосвязь отдельных симптомов и клинических признаков заболевания, динамику болезни в целом. Выявляют причинные факторы и те, что вызывают развитие заболевания. Узнают о ранее поставленном диагнозе и проведенном курсе лечение. Изучение динамики болезни представляет собой сбор сведений о работоспособности и состоянии здоровья пациента, наличие различных заболеваний, о продолжительности болезни и характеристик начального периода, о последовательности возникновения различных клинических проявлений болезни. Выясняют, были ли периоды ухудшения или улучшения общего состояния, чем они интерпретировались, наличие ремиссий и рецидивов, как менялась работоспособность.

Изучение анамнеза жизни

Изучение анамнеза жизни дает возможность более полного и общего анализа индивидуальных особенностей организма, что является очень важным для обеспечения индивидуализации способов терапии и профилактики возможных обострений. Изучение анамнеза жизни можно провести по такой схеме:

  • вакцинации
  • перенесенные заболевания
  • операции
  • общие биографические характеристики по периодам жизни
  • травмы
  • вредные привычки
  • наследственность
  • семейная жизнь
  • условия быта и труда

Перенесенные заболевания приводят в хронологическую последовательность, причем нельзя ограничиваться только выяснением факта заболевания, нужно уточнять наличие осложнений, особенности течения патологии и схемы терапии в тех случаях, когда это в той или иной степени мало влиять на особенности данной болезни. Важно иметь информацию, не болел ли пациент туберкулезом, не обнаружено у него злокачественной неоплазии. Иногда пациент может отрицать перенесенные болезни (например, сифилис, туберкулез и др.). Что касается гипотетического влияния условий труда на здоровье и работоспособность, особенностей профессии у испытуемого, информацию получают по следующей схеме: режим работы и трудовой процесс; химические, физические и бактериологические вредные факторы; санитарное состояние и организация мероприятий по борьбе с профессиональными заболеваниями на месте работы. Необходимо также собрать информацию о семейной жизни пациента: выясняют состояние здоровья супругов, а также детей. Нужно получит информацию о состоянии здоровья родителей пациента и ближайших кровных родственников, имея в виду наличие отягощенной наследственности относительно тех или иных болезней. Анализ данных следует проводить при учете личностных особенностей пациента, а достоверность их проверять путем сопоставления с данными физикального, инструментального и лабораторного обследования, а также по наличию отчетной медицинской документации.

Учебное время: 2 часа.

Цель занятия: знать: схему сбора анамнеза болезни и жизни; уметь: собирать анамнез болезни и жизни и построить предположение о поражении системы органов на основании полученных данных; быть ознакомленным: с методикой собирания анамнеза болезни и жизни.

План организационная структура занятия:

Контроль исходного уровня знаний — 10 мин.

Демонстрация преподавателем на больном методики сбора анамнеза болезни и жизни — 15 мин.

Самостоятельная работа студентов по сбору анамнестических данных и их разбор — 60 мин.

Подведение итогов, задание на дом — 5 мин.

Вопросы для теоретической подготовки:

Анамнез болезни его значение в диагностике. Значение анамнеза жизни. Роль сведений, касающихся детского возраста. Роль сведений о трудовой деятельности. Влияние профессиональных вредностей и специфических условий работы. Влияние условий быта на состояние больного (жилище, питание, одежда). Значение сведений о перенесенных в прошлом заболеваниях. Влияние вредных привычек на течение заболевания. Значение семейного анамнеза.

Анамнез болезни (anamnesis morbi) должен отражать развитие заболевания от его начала до настоящего момента. Необходимо выяснить время появления первых симптомов заболевания и детально их описать. Охарактеризовать начало болезни (острое, постепенное). С чем связано, по мнению больного, данное заболевание. Выяснить время первого обращения к врачу, назначалось ли лечение (амбулаторное, стационарное), какое и его результаты. Подробно выяс­нить течение заболевания: наблюдалось ли улучшение или ухудшение состояния за время болезни. Появились ли новые симптомы (какие, время их появления). Предполагаемая причина последнего ухудшения состояния здоровья, что явилось причиной госпитализации.

Важное значение придается истории жизни (anamnesis vitae) больного, поскольку она дает возможность выявить ряд индивидуа­льных особенностей больного (как приобретенных, так и наследственных), условия быта и его труда, перенесенные заболевания и т.д. Собирая сведения, касающиеся детского возраста, обращают внимание на место рождения больного, ибо известно, что некоторые болезни (например эндемический зоб, малярия) больше распространены в одних местностях и редко встречаются в других; кроме того, климат местности иногда оказывает влияние на состояние здоровья и изменяет восприимчивость к некоторым болезням. Далее выясняют возраст родителей больного при его рождении, каким по счету ребенком был в семье, как развивался в детстве, не отставал ли в физической или умственном развитии от сверстников, как учился. Эти сведения позволяют оценить состояние здоровья больного при рождении в детском возрасте.

Большое значение имеет расспрос больного о его трудовой деятельности — трудовой анамнез. Выяснение наличия даже в прошлом профессиональных вредностей может способствовать правильному распознаванию заболевания. Обстановка и характер работы могут быть прямой причиной некоторых заболеваний, а также влияют на восприимчивость к самым разнообразным болезням, предрасполагая к ним, и накладывал отпечаток на их течение.

Большое значение для состояния здоровья имеют жилищно-бытовые условия в различные периоды жизни больного (отдельная квартира или общежитие, комната в полуподвале и прочие санитарные условия). Нужно установить семейное положение больного, сколько человек живет вместе с ним, состояние их здоровья; какова материальная обеспеченность семьи. Нужно выяснить режим питания больного, сбалансирован ли его пищевой рацион по основным питательным веществам — белкам, жирам, углеводам, витаминам.

Необходимо также установить, какие болезни перенес больной. Нередко заболевание, по поводу которого обратился больной к врачу, может быть следствием или осложнением ранее перенесенной болезни. Некоторые инфекционные заболевания (корь, скарлатина), сопровождаются выработкой стойкого иммунитета к данной инфекции; после других инфекционных заболеваний (рожа, ревматизм) остается склонность к их повторению.

Выявляют также вредные привычки: курение (с каких лет начал курить, сколько сигарет в день); употребление спиртных напитков (частота и количество), наркотиков.

Наследственная предрасположенность играет в ряде случаев немаловажную роль в диагностике заболеваний. Поэтому необходимо выяснить состояние здоровья родителей и ближайших родственников. Такие заболевания, как, например, гемофилия, гемолитическая анемия, сахарный диабет, психические заболевания могут передаваться по наследству. Необходимо также принимать во внимание возможность семейных заболеваний, зависящих от условий быта, питания, образа жизни (склонность к ожирению, подагре, туберкулезу).

План самостоятельной работы:

Самостоятельно собрать жалобы и анамнез у курируемого больного. При собирании анамнеза необходимо помнить о таких правилах деонтологии, как уважительное обращение к больному по имени и отчеству, умении внимательно выслушать рассказ больного, необходимо, прощаясь, пожелать доброго здоровья.

В беседе с больными, необходимо соблюдать «стерильность слова», учитывать психику больного, особенно впервые заболевшего, который обеспокоен исходом заболевания. Полученные данные представить преподавателю в письменном виде.

Пример записи полученных результатов: см. схему истории болезни.

Контрольные задания:

  1. Если больной выписался из стационара с улучшением, то о чем нуж­но спросить его, собирая анамнез болезни?
  2. Больной отмечает появление высыпаний на коже и зуд после при­ема медикаментов. Чем нужно поинтересоваться у данного больного?
  3. При собирании анамнеза жизни выяснилось, что больного еще в детстве беспокоила одышка, из-за которой он не мог играть со сверстниками и был вынужден часто отдыхать во время игры. О поражении какой системы организма можно думать?
Литература

Основная:

Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней. Москва, Медицина, 1995. Схема истории болезни для студентов.

Лекция по теме занятия.

Дополнительная:

Пропедевтика внутренних болезней (под ред. В.Х.Василенко) Москва, Медицина, 1989.

Руководство к практическим занятиям по пропедевтике внутренних болезней.

Минск, 1986.

Шелагуров А.А. Пропедевтика внутренних болезней. Москва, Медицина, 1975. Шкляр Б.С. Диагностика внутренних болезней. -Киев, «Вища школа», 1972.