Возможности мозга: что делать, чтобы достичь совершенства. Способности мозга человека: интересные факты и сверхвозможности




Ученые уже далеко не один раз брались за задачу определить потенциальные способности человеческого мозга, но раз за разом все ученые сталкиваются с недостатком своих знаний и несовершенством самых современным технологий для изучения такого сложнейшего механизма. В действительности ученые уже доказали что этот, с первого взгляда простой кусок серого вещества способен работать намного быстрее любого современного супер компьютера.

И кто знает что может подарить нам наука, когда она наконец раскроит все тайны человеческого мозга. Возможно скоро мы научимся читать в тысячу раз быстрее, спать намного меньше, управлять скоростью биения своего сердца или даже летать, как некоторые святые из легенд и мифов . Но до этого еще к сожалению ох как далеко.

И поэтому естественно самыми не исследованными и сложными в человеке остаются самые главные вопросы, о которых наука реально не знает почти ничего определенного, это способности мозга человека. Современные ученые даже не могут назвать более менее вероятный процент использования ресурсов мозга современным человеком .

На сколько работает мозг человека

Еще каких-то пару десятков лет назад гениальные ученые называли ошеломляющие цифры , якобы человек использует от 1 до 4% своего мозга , но вот как научиться использовать остальные проценты человеческого мозга пока к сожалению тайна.

Но уже более современные научные исследования на тему того, насколько работает мозг человека уточнили эту цифру до 0,1- 0,4%. А самые последние данные способности работы мозга, составляют уже до 0,01%. Научный прогресс знаний о человеческом мозге явно не стоит на месте , ученые постоянно меняют свое мнение чаще чем девушки перед свиданием, так что вполне возможно что через пару лет мы узнаем совершенно другие цифры.

Но уже сейчас большинство ученых и профессоров Московских вузов настаивают на том, что любой человек легко мог бы запомнить информацию из всех книг находящихся во всех библиотеках мира . Это все просто замечательно, только вот почему-то нам с такими поразительными способностями мозга, так сложно запомнить даже несколько листов из одной книги, но это не волнует ученых.

Но для нас, людей неученых, конечно же более важно понять, как запомнить большие объемы информации, а затем конечно использовать это для своего саморазвития. Но для ученых видимо более важная задач, высчитывать бесполезные для нашего самосовершенствования проценты , а то, что необходимо обычным людям им не интересно.

А тем временем, кто-то не ждущий этот скучный и медлительный научный прогресс, уже во всю занимается различными техниками по прокачке своего мозгов, типо скоромышления, многозадачности и скорочтения. Но ученых почему-то обычно не интересует практика, а только сухие цифры , а ведь уже сейчас с помощью обычного скорочтения можно было бы поднять скорость обучаемости тем же самым официальным наукам.

Но практика развития способностей мозга человека, как я уже сказал современным ученым почему-то совсем неинтересно. А ведь какую пользу могло бы дать например чтение не 200 слов в минуту в лучшем случае, а 2000 или даже 20, а может и 200 тысяч слов в минуту. Представляете какие бы возможности открыло это для саморазвития.

Да что там, я ведь недавно видел интервью с одним мальчиком лет 12ти, который уже сейчас читает с невероятной скоростью, более 2 000 000 слов в минуту. И это с 90% пониманием и запоминанием смысла текста, лично у меня при 200-300 словах в минуту куда более плохой показатель запоминания, а он читает в страшно сказать даже, в 20 тысяч раз быстрее.

И это за довольно быстрый срок обучения, менее чем за полтора года тренировок, по специальным программам, но ученым видимо и это неинтересно. Хотя существует еще огромное количество способов подымать способности своего мозга и конечно свою производительность, начиная от банального управления своим сном.

Но у ученых познания и в этом очень далеки от практики, а ведь многие люди уже сейчас заявляют что способны обучаться во сне или использовать этот процесс для всевозможного саморазвития . А другие и вовсе научились минимизировать время своего сна до 2 часов в сутки, и даже меньше, направляя освободившееся время в более конструктивное русло.

Хотя да ведь сами ученые в своем большинстве этого всего не умеют, наверно эти способности их мозга еще не одобрены министерством образования и науки . Поэтому им приходиться изучать ничего не умеющих и не добившихся в саморазвитии, да и жизни людей, таких как и они сами.

Хотя ладно, все-таки иногда безнадежно запутавшиеся в своих исследованиях ученых, таки посещает редкая искорка озарения, и они даже приглашают в свои лаборатории различных буддистов, йогов и прочих сильно ненаучных личностей. Которые легко демонстрируют необычные возможности и способности человеческого мозга да и вообще человека, которые иногда наталкивают ученых на некоторые полезные размышления и даже открытия.

Так например, в результате посещения научного института Гарварда и некоторых других в США самим Йонге Мингьюр Ринпоче и другими людьми долгое время регулярно практикующими медитацию. Где были проведены исследования их мозговой активности, ученым удалось доказать или даже открыть существование одной из способностей мозга , так называемой «нейропластичности» , которой для науки просто не существовало еще каких-то лет 10-15 назад.

Оказывается мозг человека настолько совершенная вещь, что он даже обладает способностью меняться физически , но конечно со временем, и от наличия в нем разных мыслей и установок. Естественно сами Буддисты утверждают что самое лучшее средство для позитивного изменения мозга это медитация .

Что говорит религия о депрессии

И даже настаивают, что такие психические проблемы современного человека, как апатии, депрессия, фобии и заниженная самооценка достаточно легко поддаются лечению медитацией . И даже более того, эти болезни или отклонения после этого больше никогда не возвращаются , в отличие от воздействия недолговечных и вредных для здоровья антидепрессантов.

Но в той же Америке например, до сих пор большинство населения принимает не эффективные антидепрессанты и считает себя научно просвещенными в этом вопросе. А ведь уже также доказано что плохое настроение снижает природный иммунитет и даже способствует появлению различных болезней у человека .

Скрытые способности мозга

Да что там это даже один мне лично знакомый буддийский лама ездил в Америку где демонстрировал ученым скрытые для обычных людей способности своего мозга . А именно он показывал возможность осознанного управления ритмом своего сердца . Причем даже до самых экстремальных значений сердечного ритма, которые бывают у человека только во время эпилептического припадка .

При этом он конечно же сидел улыбаясь на стуле, в то время как у нормального человека при таком ритме буквально через пару десятков секунд просто не выдерживает сердце, что в итоге приводит к смерти.

А сколько еще тайн и секретов хранят у себя в голове различные религиозные деятели и мистики только одному Богу известно. Например я этим летом встречал в Крыму одного из самых известных йогов Пайлота Баба Джи. И если не врут люди, то он не раз показывал публичное самадхи вплоть до остановки своего сердца на многие дни .

Невероятные способности мозга

А как-то раз Баба джи пользуясь невероятными способностями мозга и управления своим телом, просидел 9 дней под водой в состоянии самадхи под наблюдением ученых. А кто знает на что еще способен только этот отдельно взятый человек. А таких людей открывших скрытые, тайные, и любые другие возможности своего мозга не так мало как нам кажется.

Да и например сам Далай-лама недавно, в сентябре 2011 года принимал активное участие в конференции в городе Сан Пауло, где ученые пытались объединить древние науки о способностях мозга с современной нейрологией .

Конечно чудесно, что даже такие редкие, но полезные исследования иногда приводят к открытиям, но естественно не секрет, что чаще всего они просто откладываются на потом. На то время, когда наука наберется мужества начать исследовать подобные, пока антинаучные вещи и даже настоящие чудеса.

Да вообще известно много других случаев, когда известных буддистов и йогов приглашали для обучения космонавтов и подобных профессионалов, которым срочно нужны были возможности выходящие за рамки научного познания. Но и это делается обычно не надолго, и только при очень крайней насущной необходимости .

Ученые мало знают о мозге человека

Вообще интересна статистика сколько ученых могут делать подобное со своим телом, и уж тем более, так использовать возможности и способности человеческого мозга. Особенно если учитывать что эти же ученые считают , в теории конечно, что они куда умнее всех этих постоянно саморазвивающихся личностей , но развивающихся не по науке. Видно они считают что быть несчастной посредственностью, но по науке лучше, чем успешным и счастливым, даже вопреки ей.

И конечно в результате на практике, все эти «гениальные» ученые не могут показать и десятой части того, что умеют эти люди ни по способностям, ни по здоровью . Но это абсолютно не мешает этим ученым доказывать то, что они впереди планеты всей, причем во всем что касается знаний о человеке.

Поэтому я думаю, что ученые либо до сих пор мало знают о человеческом мозге, либо уже так сильно запутались в своей науке и графиках, что совсем забыли о главном назначении способностей мозга . А именно делать человека успешным и счастливым .

А о счастье в жизни этих ученых и вообще говорить смешно, интересно почему ученые не используют силу своего самого передового научного знания всей планеты в этом однозначно важном для каждого направлении.

А все также по старой привычке, как и остальные подсаживаются на антидепрессанты, снотворное, обезболивающие и другие позорные и примитивные чудеса современной науки о человеке. Что бы хоть как-то заглушить тихий голос своего разума о том, что счастье и успех все-таки существуют, и они совсем рядом, но все-таки так далеко от всех книжных знаний и таблиц современной науки о человеке .

А как обстоят дела у современных ученых в области других знаний о человеке кроме изучения возможностей и способностей человеческого мозга, мы поговорим уже в следующей части рассказа . Ну и конечно читайте на нашем портале саморазвития множество других полезных и интересных статей , и даже просто .

Самая большая загадка для ученых - не безграничность космоса или образование Земли, а человеческий мозг. Его возможности превышают способности любого современного компьютера. Мышление, прогнозирование и планирование, эмоции и чувства, наконец, сознание — все эти присущие человеку процессы, так или иначе, протекают в пределах небольшого пространства черепной коробки. Работа человеческого мозга и ее изучение связаны гораздо сильнее, чем любые другие объекты и способы исследования. В данном случае они практически совпадают. Мозг человека изучается при помощи мозга человека. Возможность понять протекающие в голове процессы фактически зависит от способностей «мыслительной машины» познавать саму себя.

Структура

Сегодня довольно много известно о строении головного мозга. Он состоит из двух полушарий, напоминающих половинки грецкого ореха, покрытых тонкой серой оболочкой. Это кора больших полушарий. Каждая из половинок условно поделена на несколько долей. Самые древние в эволюционном плане отделы мозга, лимбическая система и ствол, находятся под мозолистым телом, соединяющим два полушария.

Человеческий мозг состоит из клеток нескольких разновидностей. Большая часть из них — это глиальные клетки. Они выполняют функцию соединения остальных элементов в единое целое, а также принимают участие в усилении и синхронизации электрической активности. Примерно десятая часть клеток мозга — это нейроны различных форм. Они передают и принимают электрические импульсы при помощи отростков: длинных аксонов, транслирующих информацию от тела нейрона дальше, и коротких дендритов, принимающих сигнал от других клеток. Соприкасающиеся аксоны и дендриты образуют синапсы, места передачи информации. Длинный отросток выделяет в полость синапса нейромедиатор, химическое вещество, влияющее на работу клетки, оно попадает на дендрит и приводит к торможению или возбуждению нейрона. Сигнал передается по всем связанным клеткам. В результате очень быстро возбуждается или тормозится работа большого числа нейронов.

Некоторые особенности развития

Человеческий мозг, как и любой другой орган тела, проходит определенные стадии своего формирования. Ребенок появляется на свет, так сказать, не в полной боевой готовности: процесс развития мозга на этом не завершается. Наиболее активные его отделы в этот период находятся в древних структурах, отвечающих за рефлексы и инстинкты. Кора функционирует хуже, поскольку состоит из большого числа незрелых нейронов. С возрастом человеческий головной мозг утрачивает часть из этих клеток, зато приобретает множество прочных и упорядоченных связей между оставшимися. Погибают «лишние» нейроны, не нашедшие себе места в образовавшихся структурах. На сколько работает человеческий мозг, по-видимому, зависит от качества связей, а не от количества клеток.

Распространенный миф

Понимание особенностей развития головного мозга помогает определить несоответствие реальности некоторых привычных представлений о работе этого органа. Бытует мнение, что человеческий мозг работает на процентов 90-95 меньше, чем может, то есть используется примерно его десятая часть, а остальная таинственно дремлет. Если перечитать вышеизложенное, становится понятно, что не использующиеся нейроны не могут долго существовать — они погибают. Скорее всего, подобная ошибка — результат бытовавших некоторое время назад представлений, что работают только те нейроны, которые передают импульс. Однако в единицу времени в подобном состоянии находится лишь некоторые клетки, связанные с необходимыми сейчас человеку действиями: движением, речью, мышлением. Спустя несколько минут или часов им на смену приходят другие, ранее «молчавшие».

Таким образом, в течение определенного времени в работе тела участвует весь мозг, сначала одними своими частями, затем другими. Одновременная активация всех нейронов, которая подразумевает столь желанную многими 100% работу мозга, может привести к своеобразному короткому замыканию: человек будет галлюцинировать, испытывать боль и все возможные ощущения, содрогаться всем телом.

Связи

Получается, нельзя говорить, что какая-то часть мозга не работает. Однако способности человеческого мозга используются, действительно, не полностью. Дело, правда, не в «спящих» нейронах, а в количестве и качестве связей между клетками. Любое повторяющееся действие, ощущение или мысль закрепляются на уровне нейронов. Чем больше повторений, тем прочнее связь. Соответственно, более полноценное использование мозга предполагает построение новых связей. На этом построено обучение. Детский мозг еще не имеет стойких связей, они формируются и закрепляются в процессе знакомства ребенка с миром. С возрастом внести изменения в сложившуюся структуру становится все сложнее, поэтому дети легче обучаются. Тем не менее, при желании развить способности человеческого мозга можно в любом возрасте.

Невероятно, но факт

Способность образовывать новые связи и переобучаться дает поразительные результаты. Известны случаи, когда она преодолевала все грани возможного. Человеческий мозг — структура нелинейная. Со всей определенностью в нем нельзя выделить зоны, которые выполняют одну конкретную функцию и никакую больше. Более того, при необходимости части головного мозга могут брать на себя «обязанности» травмированных зон.

Так произошло с Говардом Рокетом, в результате инсульта обреченным на инвалидное кресло. Он не пожелал сдаваться и с помощью ряда упражнений пытался разрабатывать парализованные руку и ногу. В результате каждодневного упорного труда через 12 лет он смог не только нормально ходить, но и танцевать. Его головной мозг очень медленно и постепенно перенастроился таким образом, чтобы непострадавшие его части смогли выполнять функции, необходимые для нормального движения.

Паранормальные способности

Пластичность головного мозга - не единственная его особенность, поражающая ученых. Нейробиологи не обходят своим вниманием и такие явления, как телепатия или ясновидение. В лабораториях ставятся эксперименты, призванные доказать или опровергнуть возможность таких способностей. Исследования американских и английских ученых дают интересные результаты, позволяющие предположить, что их существование - не миф. Однако окончательного решения нейробиологи пока не вынесли: для официальной науки по-прежнему есть определенные грани возможного, человеческий мозг через них переступить, как считается, не может.

Работа над собой

В детстве по мере отмирания не нашедших себе «места» нейронов исчезает способность помнить все и сразу. Так называемая эйдетическая память встречается у малышей достаточно часто, у взрослых — это крайне редкий феномен. Однако человеческий мозг представляет собой орган и, как любая другая часть тела, он поддается тренировке. А значит, можно и память улучшить, и интеллект подтянуть, и творческое мышление развить. Важно только помнить, что развитие человеческого мозга — дело не одного дня. Тренировки должны быть регулярными независимо от поставленных целей.

Непривычно

Новые связи образуются в тот момент, когда человек делает что-то не как обычно. Простейший пример: на работу можно добраться несколькими путями, но по привычке мы всегда выбираем один и тот же. Задача — выбирать каждый день новую дорогу. Это элементарное действие принесет плоды: мозг будет вынужден не только определять путь, но и регистрировать новые визуальные сигналы, идущие от неизвестных ранее улиц и домов.

В число подобных тренировок можно отнести и использование левой руки там, где привычна правая (и наоборот, для левшей). Писать, печатать, держать мышку так неудобно, зато, как показывают эксперименты, уже спустя месяц таких тренировок значительно усилится творческое мышление и фантазия.

Чтение

О пользе книг нам говорят с самого детства. И это не пустые слова: чтение способствует повышению активности мозга в противоположность просмотру телевизора. Книги помогают развиваться фантазии. Под стать им действуют кроссворды, ребусы, игры на логику, шахматы. Они стимулируют мышление, заставляют нас пользоваться теми возможностями головного мозга, которые обычно не востребованы.

Физические упражнения

На сколько работает человеческий мозг, на всю мощность или нет, зависит и от нагрузки на все тело. Доказано, что физические тренировки за счет обогащения крови кислородом положительно сказываются на активности мозга. Кроме того, удовольствие, которое получает тело в процессе регулярных упражнений, улучшает общее состояние и настроение.

Существует большое число способов повысить активность головного мозга. Среди них есть и специально разработанные, и крайне простые, к которым мы, сами того не зная, прибегаем каждый день. Главное — это последовательность и регулярность. Если сделать каждое упражнение по разу, существенного эффекта не последует. Ощущение дискомфорта, возникающее вначале - не повод бросать, а сигнал, что это упражнение заставляет мозг работать.

Автор данной книги постарался представить все современные достижения науки о мозге, его возможностях, патологиях, перспективах изучения. И его неразрешимых (по крайней мере, пока) загадках. Читатели узнают: что можно потерять вместе с мозжечком; можно ли жить с «размазанным» мозгом; три барьера защиты: панацея или смертный приговор; кора больших полушарий мозга: чем обязано ей человечество; где хранится память; как определить грань между нормой и психопатологией; почему многие болезни мозга и расстройства по-прежнему не излечимы. Книга адресована широкому кругу читателей.

Из серии: Особый взгляд: Наука

* * *

компанией ЛитРес .

«Я знаю, что ничего не знаю…»

Головной мозг человека – это не просто самый малоизученный орган тела. В настоящее время он представляет собой сплошную загадку для науки.

В среднем около полутора килограммов нервной ткани находится в черепе каждого из живущих в мире homo sapiens, и кило четыреста из них составляют «вес» загадки!

Науке известно, из чего состоит мозг. Наука даже частично выяснила уже примерное расположение большинства активных зон, отвечающих за тот или иной процесс. Вернее, она знает, где в основном сосредоточены нервные отростки, которые регулируют отдельные компоненты – поведение человека, его движения, мышление и речь. А вот собрать эти разрозненные кусочки мозаики в единую понятную картину ученым все никак не удается.

Например, такой элементарный вопрос: как вообще простая фактическая информация, поступающая от органов чувств, может превращаться в сложнейшее образование – психику? Ничего из того, что мы знаем об устройстве нервных клеток, не способно объяснить, каким образом они не только передают сигнал в обоих направлениях, но и «усваивают» его смысл.

Физиология клетки, все эти дендриты, аксоны и прочие подробности не имеют никакого касательства к процессу осознания самого значения импульсов. Импульсов, которые через них проходят. Это же совершенно разные вещи!

Или, к примеру, механизмы компенсации. Те самые, которые мозг задействует при восстановлении своей работы после травм. Правое полушарие может почти полностью взять на себя функции еще и левого, если последнее серьезно повреждено или погибло полностью. И наоборот, левое способно компенсировать большинство функций правого. А каким образом такое происходит, совершенно непонятно – ведь сами органы тела, если они не были травмированы, сигналов к подобным действиям не подают. И потом, из способности мозга менять естественное назначение каких-то своих участков следует, что ни один из этих участков изначально не создан выполнять одну функцию. Логично или нет? Пусть в процессе нормальной работы один конкретный участок мозга и отвечает за некий единственный процесс. Пусть каждый отдел мозга на протяжении жизни человека отвечает вообще за один рефлекс или действие. Более того, пусть даже у большинства людей одни и те же области мозга отвечают за одни и те же функции остального тела…

Эти знания мало чем могут помочь, поскольку на свете есть люди, у которых за два-три года то же самое «научились» делать совсем другие части того же органа.

Разумеется, вопросы еще и расстройств работы головного мозга выглядят чащей дремучего леса в самую глухую полночь. И это тоже логично. На фоне таких масштабных пробелов в определении нормы работы этого органа нет никакой возможности разобраться, где начинается патология. Эпилепсия, шизофрения, неврозы…

Да и большинство расстройств психики – чем их считать и как предотвратить, если неизвестно, откуда психика взялась?

Так ли уж правы врачи, когда относят все виды галлюцинаций к каким-либо заболеваниям или действию химических веществ?

Откуда у эпилептиков берется эта «аура» – последние перед началом припадка видения или запахи, которые сам больной помнит и которые повторяются из раза в раз?

В большинстве случаев видения эпилептической ауры носят довольно мрачный характер – причем даже у пациентов, не склонных к пессимизму или меланхолии. Редко у кого признаком близкого припадка является эйфория…

А касательно шизофрении мнения вообще расходятся принципиальнее уже просто некуда. Что по поводу этого заболевания сказал бы Зигмунд Фрейд, может догадаться каждый – и пусть догадывается в меру изощренности собственной фантазии.

А вот остальная, не слишком подверженная влиянию фрейдизма, часть научного мира, «подозревает» в шизофрении даже инфекционное заболевание. Любопытный ход научной мысли? А почему бы нет, если такую симптоматику в былые времена вызывало, например, сифилитическое поражение мозга?

Да, это венерическое заболевание стало известно гораздо раньше, чем появились антибиотики для его лечения. А запущенная стадия этой болезни может проходить и с галлюцинациями, и с маниями, и с припадками – в зависимости от того, какая область мозга затронута инфекцией. Сифилис и с проказой путали частенько, так что факт почти полного отсутствия последних его стадий в наше время – это просто прекрасная новость…

Таким образом, с головным мозгом человека ситуация в современной науке складывается парадоксальная.

С одной стороны, его нормальная или ненормальная работа способна сказаться на работе абсолютно любого органа тела куда заметнее, чем даже очень обширная инфекция или травма. С другой стороны, медицине практически ничего не известно ни о механизме самонастройки мозга, ни о принципах регулирования им деятельности органов. Ни о методах, которыми он определяет, что и как нужно регулировать.

А между тем вопросы накапливаются. И меняющиеся чуть ли не ежедневно условия жизни диктуют новые ее правила – то есть ставят перед «начинкой» человеческого черепа все новые задачи и обнаруживают, естественно, новые проблемы.

В свете таких реалий хорошо бы, конечно, каждому человеку досконально знать, что науке про мозг уже известно, что было открыто лишь недавно и что только предполагается вскоре открыть. Загадки, которые таит в себе этот сгусток нервных волокон, могут содержать ключ и к грандиозным открытиям, и к феноменальным способностям. Тем, которые на данный момент считаются чем-то из области фантастики и вообще продукта не в меру развитого воображения.

Человеческий мозг нужно продолжать изучать – и нужно, пожалуй, даже больше, чем другие органы тела. Пускай мы в итоге и не станем все подряд телепатами, экстрасенсами или волшебниками. Зачем человеку волшебство, если он и безо всякой магии способен сделать столь много? Знания – это ведь тоже своего рода магия… В сверхспособностях можно усматривать определенное преимущество, только если ими не обладает более никто. А если все станут чародеями одновременно, ничего хорошего из этого точно не выйдет. Сколько на Земле сейчас живет миллиардов? А ведь среди них еще есть дети, сумасшедшие, люди с отклонениями в развитии и социопаты!..

Нет, раскрывать секреты собственного тела нужно не для развития телепатии. Но для того, чтобы стало меньше этих самых отклонений – разного рода, вида и ближайших последствий. Чтобы уменьшилось число парализованных после операций и несчастных случаев. Чтобы эпилепсия и шизофрения остались в прошлом подобно тому, как ушли из нашей жизни сифилис и закрытые для посторонних, густо населенные лепрозории… Вот причины, по которым действительно стоит этим заниматься.

Степень, в которой современный человек способен использовать свой мозг во благо себе же, – это необходимый минимум, и не более того. Во благо – то есть не для переделки мира по собственному хотению, а хотя бы для овладения элементарными процессами, проходящими в теле. В особенности теми, которые проходят отнюдь не лучшим образом.

Вопреки расхожему мнению, далеко не каждый человек хочет жить вечно. Хронически или тяжело больные люди редко этого хотят – и их желания понятны. Поэтому, возможно, слова о вечной жизни перестанут быть абстрактным понятием и обретут смысл лишь после того, как человек научится проживать полноценно хотя бы отпущенные ему пока 65–80 лет? Сейчас подобное удовольствие не доступно никому – даже самым влиятельным и богатым представителям человечества, которые болеют наравне со всеми и умирают ничуть не позже остальных людей. Разве не допустимо рассматривать подобное достижение как чудо, вполне сравнимое с переделкой мира? Вполне допустимо!

Для этого чуда нужно не столь уж много: научиться не конфликтовать с собственным организмом, а сотрудничать с ним. Граничащие с маниакальными желания обрести комплекцию мумии Тутанхамона, попробовать все торты на свете или нарастить сверхъестественные (в прямом смысле, ибо естественными они кажутся редко – обычно в темноте) формы там, где их просто быть не должно… Да, все это – очень распространенные виды борьбы против самого себя. Но есть и еще одна роскошная, хитро закрученная, выросшая на вековой путанице и обычных бытовых заблуждениях ветвь наступления по этому фронту. Зовется она недопониманием. В данном случае недопониманием истинных требований и нужд организма. А ведь они у него есть, и их немало. В том числе у головного мозга. Этот орган является в теле человека главнокомандующим, способным отдать любому другому органу приказ не только об активизации, но и об отказе. И орган ему беспрекословно подчинится. А мы не знаем о том, что нужно этому главнокомандующему, ровным счетом ничего. Это риск, и риск большой.

Хотелось бы сказать, что мы сейчас намерены осветить данный вопрос в полной мере, рассмотреть все, на что способно содержимое человеческого черепа, прояснить уйму спорных мест и самых распространенных заблуждений… Однако ничего подобного не произойдет.

Такого никто на данный момент сделать не может – ни ученые, ни публицисты, ни экстрасенсы.

Зато рассказать хотя бы о тех удивительных и одновременно доказанных механизмах, которые заложены и ежедневно работают прямо у каждого из людей под (то есть буквально над) носом, уже можно попытаться. Темных мест и провалов в знаниях о головном мозге от этого меньше, конечно же, не станет. Но, как было отмечено выше, даже просто лучше понять, что он такое и каким образом его обладатель мог бы выразить ему «признательность» за неустанные труды, будет немалым достижением.

Тем паче что при отсутствии единой научной концепции на данную тему единственным, кто хотя бы потенциально способен на такой диалог, остается действительно только сам человек.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Скрытые возможности нашего мозга (М. Г. Вейсман, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром -

В образовательных учреждениях нам стараются дать общие знания из разных сфер жизни, однако не учат непосредственно мыслить. Во время учебы дети запоминают определенные формулы, факты, причинно-следственные связи, но самостоятельной продуктивной работы мозга почти не происходит. А умение нестандартно, креативно мыслить является как раз тем инструментом, который помогает миллионерам становиться миллионерами, изобретателям – продуцировать новые идеи, ученым – совершенствовать технологии и т.д. Для прогресса всего общества отдельным личностям необходимо использовать свои скрытые возможности. А представьте, если бы каждый из нас стал использовать свои способности по полной? Мы бы и природу смогли сохранить, и новые источники энергии нашли, и лекарства от всех болезней изобрели, и жили бы без войн и катастроф.

Как работает наш мозг?

В стандартных бытовых ситуациях от человека не требуется каких-то сверхъестественных действий или знаний, потому мозг и не продуцирует никаких новых идей и не использует скрытые возможности. В нестандартных, экстренных ситуациях, наоборот, мозг «включается» на полную и предлагает определенное решение с целью снятия психоэмоционального напряжения. Все ограничения по поводу того, что мы можем или не можем делать, только в нашей голове. Все могут запоминать огромные объемы информации, решать сложные задачи, вспоминать то, что казалось давно забыто.

Способы развития нестандартного мышления

Чтобы использовать те возможности, которые не очень нужны в повседневной жизни, надо предлагать своему мозгу нестандартные задачи. Это и ежедневное заучивание 5-7 иностранных слов, и решение логических головоломок, и осуществление в уме сложных математических операций с трехзначными числами. Методика развития своего скрытого потенциала и развития умственных способностей может быть любой.

Чтобы начать развивать свой мозг, наладить межполушарные связи в нем, дать мозгу и себе некий импульс для работы, можно использовать следующие техники и упражнения:

1) Выполняйте перекрестные движения, например, махи, когда правая нога, согнутая в колене, должна коснуться левого локтя и наоборот. Эти упражнения активизируют оба полушария головного мозга и снимают умственную усталость.

2) Попробуйте одновременно выполнять вращение двумя руками в противоположных направлениях: прямая правая рука вращается по часовой стрелке, а левая – против часовой стрелки.

3) Соединяйте пальцы в колечки: на правой руке – от указательного до мизинца, соединяя их по очереди с большим пальцем, а на левой – в обратном направлении.

4) Выберите какой-то предмет, имеющийся в вашей квартире, и придумайте ему 5-10 способов применения в быту.

5) На чистом листе напишите своей ведущей рукой одно слово. Затем постарайтесь написать это слово второй рукой. Далее возьмите ручки или карандаши в обе руки и постарайтесь сразу писать двумя руками: одной – прямо, а другой – в зеркальном отражении. Если писать сложно – можно сначала рисовать фигуры: от квадрата до звездочки.

6) Произносите длинные слова наоборот, не записывая их при этом. Например, курица – ацирук.

7) Купив очередную книгу любимого автора, не заглядывайте в аннотацию, а начинайте читать. Когда дойдете до какого-то захватывающего момента, закройте книгу и постарайтесь представить, что будет дальше. Затем сравните свои представления. Так вы сможете развить способность предвосхищать события.

8) Учитесь наблюдать и припоминать. Сначала можно сосредоточиться на одном предмете, бросив на него взгляд и стараясь воспроизвести как можно больше деталей, его характеризующих. Затем сосредоточьте внимание на окружающей обстановке в доме или на улице и также как можно более полно воспроизводите детали. Самым сложным упражнением является припоминание вечером всех событий, случившихся за день: с кем общались, кого встречали, какие машины проезжали мимо, что ели на обед и т.д.

Таких способов очень много. Можно развивать мозг с помощью игр с друзьями: придумывать ассоциации, составлять новые названия давно знакомым предметам, сочинять стихи. Важно лишь не давать своему мозгу застаиваться, а постоянно подкидывать ему новые задачки.

Считается, что все люди в той или иной степени наделены способностями, но далеко не каждому удается их проявить. Чтобы использовать свой потенциал на все сто процентов, нужно научиться распознавать скрытые возможности и развивать их, следуя несложным рекомендациям.

Инструкция

Постарайтесь понять, что удается вам лучше всего. Не спешите с ответом. Возможно, вы совершенствовали не самые сильные свои стороны. Так бывает, когда, например, ребенок исполняет пожелания родителей и усиленно занимается математикой, чтобы поступить в институт, забросив занятия живописью, которые очень любил.

Пройдите простейшие тесты на профориентацию, даже если не планируете менять основной род занятий. Результаты тестов могут быть совершенно неожиданными, но не следуйте им буквально. Скажем, если вам рекомендуют занятия ландшафтным дизайном, это означает общую склонность к творческому мышлению, которое способно проявиться и в других сферах.

Если вы не можете сразу определиться с тем, в какой области лежат ваши таланты, попробуйте дело, которым вы раньше не занимались, но всегда мечтали попробовать. Например, вы с детства обожали лошадей, но так и не решились записаться в конную секцию. Дерзните сделать это сейчас! Есть вероятность, что в вас пропадает талантливый наездник.

Возможно, ваш талант не столь очевиден для окружающих. Первые шаги даже в сфере, которая вам близка, редко бывают удачными. Успех приходит с опытом. Не отчаивайтесь, если вам никак не даются гаммы на фортепиано, которое вы решили освоить в надежде стать выдающимся музыкантом. Смело идите вперед, и помните, что талант, не подкрепленный трудом, не сможет прорасти.

Не ищите в себе скрытые способности слишком напряженно. В этой тонкой сфере излишние усилия могут испортить дело. При этом не занижайте свою самооценку, верьте, что рано или поздно найдете то, что пока не проявилось.

Талантливый человек вовсе не обязан быть талантливым буквально во всем. Но хотя бы одно редкое умение у вас есть наверняка. Даже если вам не удается его сразу обнаружить, не отчаивайтесь. Рано или поздно оно отыщется само. Делайте то, что вам нравится, творите, и талант не замедлит проявить себя.

Видео по теме

Источники:

  • как открыть скрытые возможности в 2019

Работа мозга представляет собой электрические разряды между нейронами, а частота разрядов определяет настроение человека и его физиологическую активность (спокойствие или тревога, сон или состояние медитации). Также возникающие волны отвечают за мышление, познание, творчество, сновидение.

Инструкция

Мозг человека состоит из трех элементов: нейронов, дендритов и глиальных клеток. Глиальные клетки не имеют нервных окончаний, основная их функция заключается в питании клеток головного и спинного мозга, очищении центральной нервной системы от продуктов распада, в поддержании нервных связей коры головного мозга, а также в производстве энзимов, связанных с памятью.

Нейроны - это , образующие серое вещество. Их особенностью является то, что нейроны могут отмирать в той части мозга, которую человек меньше всего задействует.

Дендриты служат связующим звеном нейронов и возникают благодаря мыслительным процессам под воздействием опыта и обучения.

В обычной жизни человек не задействует все ресурсы мозга, а сам мозг подключается для решения проблем только на короткое время и только в случае крайней необходимости. Прежде всего, это связано с тем, что для активной работы мозгу требуется большое количество энергии, а процессы восстановления очень сложны. Поэтому человек после умственной нагрузки чувствует усталость и дискомфорт. Но при этом мозг получает, хранит и обрабатывает любую полученную информацию. На основе этого создается жизненный опыт, который позволяет анализировать происходящие события.

При разной нагрузке и разных процессах мозг активирует только определенную зону, которая напрямую связана с текущей задачей. Таким образом, для полноценной реализации возможностей мозгу необходимо участие всех центров (сенсорного, двигательного и ассоциативного), т.е. необходимо совмещать физические и умственные нагрузки. Базовая активность мозга есть всегда, поскольку нейроны постоянно передают информацию. В случае, если какой-либо опыт становится невостребованным, то передачи информации не происходит, а, следовательно, со временем информация теряется. Поэтому основной причиной ограниченных возможностей мозга человека можно считать именно неравномерное и неумелое использование ресурсов мозга.

В период медитации вырабатываются медленные волны, приводящие организм с состояние покоя. В моменты мозговой активности такие волны сводятся к минимуму. Когда же их количество возрастает, улучшаются сон, иммунные функции, успеваемость и производительность. Человек ощущает гармонию, благополучие, снижается стрессовое состояние и тревожность. Считается, что большинство известных гениев (таких, как Эйнштейн) постоянно пребывали под воздействием этих волн.

Видео по теме

Человеческий мозг давно является загадкой для ученых. Каждый раз открываются все новые и новые особенности и возможности его, но причинно-следственные связи расплывчаты и неоднозначны. В данной статье мы познакомимся с шестью утвержденными фактами работы мозга человека.

  1. Как вы думаете, почему таблетки-пустышки (плацебо) иногда действуют на организм человека, как мощный препарат? Все дело в мировосприятии мозга. Он не разграничивает воображение . Этот же процесс происходит и в обратную сторону. Когда мы думаем о поездке в другую страну, нам попадаются на глаза определенные культурные атрибуты. Наши навязчивые мысли становятся постепенно материальными. Если хотите изменить свою жизнь, меняйте мысли.
  2. Когда мы долго читаем, анализируем, пишем, то через несколько часов чувствуем усталость. Выясняя причину, ученые пришли к выводу, что это происходит не из-за умственного труда. Во всем виноваты наши эмоции, которые возникают при обработке информации или размышлении о насущных проблемах. Мозг же неутомим. Через него стабильно идет поток крови. Другое дело, какого она качества и сосуды. Но это уже вопрос здоровья.
  3. Мозг, по мнению большинства ученых, подобен мышцам и нуждается в тренировке. Такие развивающие занятия включают равномерную смену труда и отдыха: здоровое питание, сон, спорт на свежем воздухе, чтение, на , изучение языков, путешествия, ведение дневника и др. При регулярном соблюдении перечисленного человек становится более устойчивым к стрессам, коммуникабельным, успешным в любых делах.
  4. Наш мозг хранит целые тонны информации. Такое накопительство заметно затрудняет его работу, перегружает, гнетет человека. В качестве человеческий мозг использует функцию замены. Наполняясь новыми впечатлениями, он вытесняет старые воспоминания. Таким образом, поддерживает работу нервной и иммунной системы на должном уровне. Поэтому для избавления от плохого настроения и негативных мыслей, человеку требуется смена обстановки, .
  5. Мозг не чувствует боли. Он считывает информацию с нервных рецепторов и сосудов, которыми окружен. Но сам ничего не ощущает.
  6. Человек способен изменить свой мозг с помощью правильных установок. Последние формируют определенные нейронные связи, которые, в свою очередь, влияют на поведение. Если человек сомневается или вовсе отрицает возможность повышения на работе, то он его и не получит. Потому как уже запускает неправильный, негативный процесс. При оптимистичном настрое ситуация может повернуться выгодной стороной. Только не стоит оптимизм путать с самоуверенностью. Результатом последней является лень и поспешные решения.

P.S.

Человеку подвластно многое. Главное, верить и уметь правильно задать команду мозгу. А уж он точно найдет верный путь к развитию и успеху.

Головной мозг человека – это не просто самый малоизученный орган тела. В настоящее время он представляет собой сплошную загадку для науки.

В среднем около полутора килограммов нервной ткани находится в черепе каждого из живущих в мире homo sapiens, и кило четыреста из них составляют «вес» загадки!

Науке известно, из чего состоит мозг. Наука даже частично выяснила уже примерное расположение большинства активных зон, отвечающих за тот или иной процесс. Вернее, она знает, где в основном сосредоточены нервные отростки, которые регулируют отдельные компоненты – поведение человека, его движения, мышление и речь. А вот собрать эти разрозненные кусочки мозаики в единую понятную картину ученым все никак не удается.

Например, такой элементарный вопрос: как вообще простая фактическая информация, поступающая от органов чувств, может превращаться в сложнейшее образование – психику? Ничего из того, что мы знаем об устройстве нервных клеток, не способно объяснить, каким образом они не только передают сигнал в обоих направлениях, но и «усваивают» его смысл.

Физиология клетки, все эти дендриты, аксоны и прочие подробности не имеют никакого касательства к процессу осознания самого значения импульсов. Импульсов, которые через них проходят. Это же совершенно разные вещи!

Или, к примеру, механизмы компенсации. Те самые, которые мозг задействует при восстановлении своей работы после травм. Правое полушарие может почти полностью взять на себя функции еще и левого, если последнее серьезно повреждено или погибло полностью. И наоборот, левое способно компенсировать большинство функций правого. А каким образом такое происходит, совершенно непонятно – ведь сами органы тела, если они не были травмированы, сигналов к подобным действиям не подают. И потом, из способности мозга менять естественное назначение каких-то своих участков следует, что ни один из этих участков изначально не создан выполнять одну функцию. Логично или нет? Пусть в процессе нормальной работы один конкретный участок мозга и отвечает за некий единственный процесс. Пусть каждый отдел мозга на протяжении жизни человека отвечает вообще за один рефлекс или действие. Более того, пусть даже у большинства людей одни и те же области мозга отвечают за одни и те же функции остального тела…

Эти знания мало чем могут помочь, поскольку на свете есть люди, у которых за два-три года то же самое «научились» делать совсем другие части того же органа.

Разумеется, вопросы еще и расстройств работы головного мозга выглядят чащей дремучего леса в самую глухую полночь. И это тоже логично. На фоне таких масштабных пробелов в определении нормы работы этого органа нет никакой возможности разобраться, где начинается патология. Эпилепсия, шизофрения, неврозы…

Да и большинство расстройств психики – чем их считать и как предотвратить, если неизвестно, откуда психика взялась?

Так ли уж правы врачи, когда относят все виды галлюцинаций к каким-либо заболеваниям или действию химических веществ?

Откуда у эпилептиков берется эта «аура» – последние перед началом припадка видения или запахи, которые сам больной помнит и которые повторяются из раза в раз?

В большинстве случаев видения эпилептической ауры носят довольно мрачный характер – причем даже у пациентов, не склонных к пессимизму или меланхолии.

Редко у кого признаком близкого припадка является эйфория…

А касательно шизофрении мнения вообще расходятся принципиальнее уже просто некуда. Что по поводу этого заболевания сказал бы Зигмунд Фрейд, может догадаться каждый – и пусть догадывается в меру изощренности собственной фантазии.

А вот остальная, не слишком подверженная влиянию фрейдизма, часть научного мира, «подозревает» в шизофрении даже инфекционное заболевание. Любопытный ход научной мысли? А почему бы нет, если такую симптоматику в былые времена вызывало, например, сифилитическое поражение мозга?

Да, это венерическое заболевание стало известно гораздо раньше, чем появились антибиотики для его лечения. А запущенная стадия этой болезни может проходить и с галлюцинациями, и с маниями, и с припадками – в зависимости от того, какая область мозга затронута инфекцией. Сифилис и с проказой путали частенько, так что факт почти полного отсутствия последних его стадий в наше время – это просто прекрасная новость…

Таким образом, с головным мозгом человека ситуация в современной науке складывается парадоксальная.

С одной стороны, его нормальная или ненормальная работа способна сказаться на работе абсолютно любого органа тела куда заметнее, чем даже очень обширная инфекция или травма. С другой стороны, медицине практически ничего не известно ни о механизме самонастройки мозга, ни о принципах регулирования им деятельности органов. Ни о методах, которыми он определяет, что и как нужно регулировать.

А между тем вопросы накапливаются. И меняющиеся чуть ли не ежедневно условия жизни диктуют новые ее правила – то есть ставят перед «начинкой» человеческого черепа все новые задачи и обнаруживают, естественно, новые проблемы.

В свете таких реалий хорошо бы, конечно, каждому человеку досконально знать, что науке про мозг уже известно, что было открыто лишь недавно и что только предполагается вскоре открыть. Загадки, которые таит в себе этот сгусток нервных волокон, могут содержать ключ и к грандиозным открытиям, и к феноменальным способностям. Тем, которые на данный момент считаются чем-то из области фантастики и вообще продукта не в меру развитого воображения.

Человеческий мозг нужно продолжать изучать – и нужно, пожалуй, даже больше, чем другие органы тела. Пускай мы в итоге и не станем все подряд телепатами, экстрасенсами или волшебниками. Зачем человеку волшебство, если он и безо всякой магии способен сделать столь много? Знания – это ведь тоже своего рода магия… В сверхспособностях можно усматривать определенное преимущество, только если ими не обладает более никто. А если все станут чародеями одновременно, ничего хорошего из этого точно не выйдет. Сколько на Земле сейчас живет миллиардов? А ведь среди них еще есть дети, сумасшедшие, люди с отклонениями в развитии и социопаты!..

Нет, раскрывать секреты собственного тела нужно не для развития телепатии. Но для того, чтобы стало меньше этих самых отклонений – разного рода, вида и ближайших последствий. Чтобы уменьшилось число парализованных после операций и несчастных случаев. Чтобы эпилепсия и шизофрения остались в прошлом подобно тому, как ушли из нашей жизни сифилис и закрытые для посторонних, густо населенные лепрозории… Вот причины, по которым действительно стоит этим заниматься.

Степень, в которой современный человек способен использовать свой мозг во благо себе же, – это необходимый минимум, и не более того. Во благо – то есть не для переделки мира по собственному хотению, а хотя бы для овладения элементарными процессами, проходящими в теле. В особенности теми, которые проходят отнюдь не лучшим образом.

Вопреки расхожему мнению, далеко не каждый человек хочет жить вечно. Хронически или тяжело больные люди редко этого хотят – и их желания понятны. Поэтому, возможно, слова о вечной жизни перестанут быть абстрактным понятием и обретут смысл лишь после того, как человек научится проживать полноценно хотя бы отпущенные ему пока 65–80 лет? Сейчас подобное удовольствие не доступно никому – даже самым влиятельным и богатым представителям человечества, которые болеют наравне со всеми и умирают ничуть не позже остальных людей. Разве не допустимо рассматривать подобное достижение как чудо, вполне сравнимое с переделкой мира? Вполне допустимо!

Для этого чуда нужно не столь уж много: научиться не конфликтовать с собственным организмом, а сотрудничать с ним. Граничащие с маниакальными желания обрести комплекцию мумии Тутанхамона, попробовать все торты на свете или нарастить сверхъестественные (в прямом смысле, ибо естественными они кажутся редко – обычно в темноте) формы там, где их просто быть не должно… Да, все это – очень распространенные виды борьбы против самого себя. Но есть и еще одна роскошная, хитро закрученная, выросшая на вековой путанице и обычных бытовых заблуждениях ветвь наступления по этому фронту. Зовется она недопониманием. В данном случае недопониманием истинных требований и нужд организма. А ведь они у него есть, и их немало. В том числе у головного мозга. Этот орган является в теле человека главнокомандующим, способным отдать любому другому органу приказ не только об активизации, но и об отказе. И орган ему беспрекословно подчинится. А мы не знаем о том, что нужно этому главнокомандующему, ровным счетом ничего. Это риск, и риск большой.

Хотелось бы сказать, что мы сейчас намерены осветить данный вопрос в полной мере, рассмотреть все, на что способно содержимое человеческого черепа, прояснить уйму спорных мест и самых распространенных заблуждений… Однако ничего подобного не произойдет.

Такого никто на данный момент сделать не может – ни ученые, ни публицисты, ни экстрасенсы.

Зато рассказать хотя бы о тех удивительных и одновременно доказанных механизмах, которые заложены и ежедневно работают прямо у каждого из людей под (то есть буквально над) носом, уже можно попытаться. Темных мест и провалов в знаниях о головном мозге от этого меньше, конечно же, не станет. Но, как было отмечено выше, даже просто лучше понять, что он такое и каким образом его обладатель мог бы выразить ему «признательность» за неустанные труды, будет немалым достижением.

Тем паче что при отсутствии единой научной концепции на данную тему единственным, кто хотя бы потенциально способен на такой диалог, остается действительно только сам человек.

Мозжечок: что мы можем потерять вместе с ним?

Состоит мозг из белого вещества и серого - это знают все. И одно и второе является нервной тканью. Только белое вещество образуется в основном нейронами, проводящими сигнал в одном направлении, а серое вещество состоит из нейронов мультиполярных. То есть способных пропускать множество сигналов в различных направлениях.

Полностью из серого вещества состоит кора головного мозга, а полностью из белого – внутренняя, как бы базовая часть полушарий.

На всех снимках этого органа нам первыми бросаются в глаза сами полушария. И если попросить любого человека навскидку, утрированно нарисовать мозг на бумаге по памяти, он обязательно нарисует – опять-таки их, родимых. На самом же деле при чисто внешнем осмотре невооруженным глазом можно увидеть сразу три большие части головного мозга – запоминающегося вида полушария, мозжечок (см. рис. 3, с. 36) и мозговой ствол (см. рис. 2, с. 25). Чтобы увидеть множество прочих деталей, мозг необходимо либо перевернуть, либо разрезать вдоль разделяющей полушария борозды, так как эти два самых крупных и самых развитых отдела накрывают собой остальные, словно шапка.

Рис. 1. Мозжечок (М) отвечает за координацию наших движений: I – кора больших полушарий; II – таламус; III – варолиев мост; IV – продолговатый мозг; V – спинной мозг

Мозжечок находится под «куполом» полушарий. Если говорить о его местонахождении, ориентируясь на собственную голову, то мозжечок расположен в области затылка. Он соединен тремя парами ножек с соответствующими отделами основного мозга и тоже состоит из двух полушарий (правда, выраженных чуть менее явно) и так называемого червя. Червь отвечает за поддержание нужного положения туловища, в то время как полушария больше «заняты» точными и плавными движениями конечностей.

Иными словами, мозжечок отвечает за координацию движений человеческого тела и соответствующую работу его мышц (см. рис. 1). А еще – за их общий тонус и поддержание равновесия туловища. Всего-то? Да, если учесть, что каждый шаг человека требует участия около 300 мышц… И это – на ровной поверхности, без учета нужды балансировать или приплясывать на ходу! И потом, есть ли необходимость напоминать, что говорим и смотрим мы тоже мышцами? То есть сама-то речь формируется, естественно, в другом «месте» головного мозга, да и обработка зрительных сигналов происходит не в мозжечке. Но для элементарной артикуляции – проговаривания того, что мы только что придумали сказать, – нужны мышцы рта и глотки, не правда ли? Равно как и для того, чтобы скосить глаза или подстроить хрусталик для рассмотрения ближних и дальних объектов…

Так что работенка у мозжечка совсем не из легких, особенно если учесть, что большинство процессов жизнедеятельности организма человека связано с механическими движениями.

Когда желудок переваривает пищу, он сокращается. Когда кишечник допереваривает оставшуюся часть, всасывает вещества и проталкивает неусвояемый остаток дальше, к прямому кишечнику, он тоже сокращается, и называется это перистальтикой. Сердце сокращается при работе – как и легкие, и диафрагма (эластичная перегородка, отделяющая полость желудка от грудной клетки)… И лабораторные опыты на вечных мученицах науки собаках неоднократно подтверждали наступление расстройств всех этих функций, стоило ученым только нарушить работу мозжечка или удалить его.

Нет, полное прекращение не наступит даже при полном его удалении, однако сформируется ряд комплексных нарушений. Прежде всего, в корне изменится работа желудочно-кишечного тракта – появится диарея, отсутствие аппетита и комплекс симптомов сахарного диабета. Возникнет затруднение дыхания, глотания, нарушится (станет как бы скандирующей по слогам) речь. Жестикуляция человека с поражениями мозжечка станет избыточной или, напротив, неполной – впрочем, обычно наблюдаются оба эффекта одновременно. Изменится до шатающейся походка, явятся головокружения, неспособность выполнить даже самую простую последовательность движений – и т. д. и т. п.

Говоря точнее, человек после полного удаления мозжечка все равно едва ли проживет дольше суток. Процессы-то не прекратятся, однако сила и масштабы дисбаланса будут наверняка таковы, что даже узконаправленная интенсивная терапия не поможет. Во всяком случае, подобных экспериментов на людях никто пока проводить не пробовал, и оценка выживаемости здесь выведена чисто математически. В то же время известно и доказано, что частичное удаление мозжечка провоцирует соответствующий «букет» симптомов, однако лишь в течение первых 7-10 дней. Впоследствии же они ослабевают и изредка исчезают полностью. Срабатывает компенсационный механизм головного мозга, и утраченные функции берет на себя кора лобных долей больших полушарий. Но для этого головному мозгу необходимо ощущать хотя бы частичную связь с мозжечком (или тем, что от него осталось).

Дело в том, что мозжечок служит своего рода переходным мостом, связывающим головной мозг со спинным. И связь этого узла именно со спинным мозгом даже гораздо более прочная, чем с головным. Именно поэтому полное разрушение такого моста приведет в лучшем случае к полному же параличу вплоть до невозможности моргнуть или пошевелить губами. А в худшем – прогрессирующая аритмия сердечной мышцы быстро спровоцирует летальный исход. От частичных же травм мозжечка сильнее всего страдает работа мышц-разгибателей.

В общем, жизнь без мозжечка покажется нелегкой даже самому оптимистически настроенному человеку. Есть такое заболевание – атаксия (от греч. «беспорядок», «путаница»), при котором не образуется или гибнет большинство необходимых для нормальной работы мозжечка нейронов. Чаще всего атаксия передается по наследству. И для таких больных элементарные движения составляют немалую сложность. Необходимость налить воду из чайника в стакан, подняться по лестнице, удерживать тело в вертикальном положении – все эти наполняющие наш ежедневный быт ритуалы для них составляют предмет специальных тренировок и упорного труда. Так что заболевание это крайне серьезное. Пусть оно не смертельно само по себе, зато в нем содержится зародыш массы смертельных несчастных случаев и бытовых травм в самых тривиальных для здорового человека обстоятельствах.

В итоге в определении роли мозжечка современная наука остановилась на взглядах Л. А. Орбели. Именно этот отечественный физиолог еще в 1949 году первым предположил, что мозжечок выполняет функцию как бы регулятора взаимоотношений между различными частями нервной системы. Просто на основе того факта, что большинство двигательных программ организма нарушается, однако не прекращается полностью. Из чего и был сделан вывод, что, выражаясь научно, мозжечок является интегративной системой головного мозга. То есть участвует в составлении программ движения организма для каждой конкретной ситуации. И регулирует активность тех или иных органов (тканей), которые должны быть задействованы в намеченном событии – будь то утренняя пробежка, прием пищи или научная лекция.

Впоследствии же данная теория была дополнена еще одним немаловажным наблюдением. А именно: травмы мозжечка провоцируют расстройство в том числе двигательных навыков, полученных человеком в результате специального обучения. То есть навыка, допустим, как у спортсменов или пациентов, занятых в отдельных сферах физического труда. Так и возникло предположение, что само обучение человека подобным специфичным, не свойственным большинству других людей, движениям проходило тоже с участием мозжечка.

В остальном же мозжечок считается одной из наиболее изученных частей головного мозга. Изученной настолько хорошо, что недавно был даже создан и продемонстрирован в действии первый простейший чип – компьютерный аналог естественного мозжечка.

Эксперимент был поставлен командой израильских ученых под руководством проф. М. Минца из университета Тель-Авива. Полностью парализованную белую крысу заново научили моргать с помощью электродов, вживленных на место разрушенного мозжечка. Импульсы от неповрежденных отделов мозга грызуна поступали в ходе опыта на микроскопический компьютерный чип. Тот, в свою очередь, расшифровывал их и передавал дальше – центральной нервной системе животного. Устройство, продемонстрированное в Израиле, представляет собой пока что самую примитивную из возможных конструкцию такого рода. Однако впоследствии проф. М. Минц предполагает «обучить» микрочип распознаванию и других сигналов мозга, чтобы расширить его функциональность.

Впрочем, исследователи из Тель-Авива – не первые, кто проводит эксперименты такого рода.

В журнале, издаваемом центром нейроинженерии (Centre of Neural Engineering) при университете Южной Калифорнии (University of Southern California) 1
Отчетную статью калифорнийской группы можно прочесть, соответственно, в Neural Engineering Journal: Berger Т. W., Hampson ft E., Song D., Goonawardena A., Marmarelis V. Z., Deadwyler S. A. A cortical neural prosthesis for restoring and enhancing memory//J. Neural Eng. 2011. Vol. 8. № 4

Д-р Т. У. Бергер с соавторами представил статью – отчет об уже проведенной работе. Она стала результатом опытов его группы по восполнению функций другой части мозга – гиппокампа. Эта область отвечает за перенос новой информации из краткосрочной в долгосрочную память – как у людей, так и у животных. Оборудование, разработанное в университете Калифорнии, представляет собой гораздо более сложную по функционалу конструкцию. Лабораторных мышей в этих опытах обучали нажимать две педали. При этом лишь нажатие одной из них сопровождалось вознаграждением. Без чипа и при «выключенном» анестезией гиппокампе мыши запоминали нужную педаль лишь на несколько минут. Зато с помощью компьютера и его способности правильно распознавать сигналы памяти ученым удалось выработать у мышей требуемый навык. Более того, оказалось, что вживление такого чипа в здоровый гиппокамп грызуна существенно улучшало и скорость запоминания им педалей, и общие свойства его памяти.

Если необходимо еще более наглядное сравнение роли мозжечка в деятельности центральной нервной системы, то ни для кого не секрет, что изначально по образу и подобию человеческого мозга создавался компьютер. Равно как и большинство программ, которыми оперирует современная цифровая техника. Так вот, одной из служебных программ любого компьютера является так называемый менеджер процессов. Он распределяет очередность выполнения основных программ, процессорное время и системные ресурсы, которые они могут задействовать. Более всего работа мозжечка напоминает функции такого менеджера процессов. Только его быстродействие неизмеримо превышает возможности любого самого мощного менеджера, установленного в разветвленной корпоративной сети. Высоким технологиям такой совершенный баланс точности и скорости пока даже «не снился»!

Ствол головного мозга – что он такое?

Мозговой ствол по сути исполняемых им функций близок к мозжечку. Более того, именно он напрямую соединяет полушария большого мозга с мозгом спинным. Как и мозжечок, он состоит из нескольких частей, имеющих свою специализацию. Обычно в нем выделяют продолговатый мозг, варолиев мост, средний мозг и промежуточный мозг (см. рис. 3, с. 36). Собственно, некоторые исследователи и склонны на основании сходства функций считать мозжечок не отдельной формацией, а еще одной частью мозгового ствола. Ну хоть так, хоть этак, а ствол тоже отвечает за координацию движений. Вернее, за положение тела в пространстве. Как это работает, нужно объяснять на примере.

Допустим, когда человек сидит с завязанными глазами на стуле, он тем не менее чувствует, какое положение занимает его тело в пространстве, верно? Он не видит ни стен, ни пола, ни самого стула. Однако, если его, не развязывая глаз, уложить на пол или, скажем, перевернуть вверх ногами несколько раз подряд, он после прекращения манипуляций все равно уверенно определит, стоит ли он сейчас или лежит, или вообще висит вниз головой… Вот за ощущение человеком положения своего тела даже при отсутствии зрительных ориентиров отвечает мозговой ствол.