Почему некоторые люди левши и правда ли, что они имеют больший потенциал, чем правши. Загадка эволюции: почему большинство людей — правши




анна основа

За развитие и мышление человека отвечает ведущее полушарие головного мозга: у левшей – правое, и левое у правшей. Однако рабочая рука еще не определяет главное полушарие. Есть абсолютные и парциальные левши и правши. У первых одно из полушарий сильно доминирует над другим, у вторых такого явного различия нет. Если у человека развиты оба полушария, то он амбидекстр.

Левое полушарие отвечает за речь, а так же рациональное и конструктивное мышление, восприятие вербальных сигналов. Оно стремится к постоянности и конкретности. Правшам проще концентрировать внимание, в отличие от рассеянных левшей.

Правое полушарие «ассоциативное». У левшей развита интуиция. Они постоянно тесно контактируют со своим подсознанием, поэтому у них развиты творческие способности, ведь именно бессознательное обрабатывают всю воспринимаемую человеком информацию. Если уметь к нему прислушиваться, оно точно подкинет самую невообразимую и гениальную идею. Это ответ на вопрос, почему среди левшей было так много .

Немного статистики

Левши в мире правшей

Ученые выдвигают несколько гипотез о том, почему же правшей больше, чем левшей: это и естественный отбор, и изначальная предрасположенность. Вот самая убедительная из них: левая половина мозга стала резко преобладать над правой в тот момент, когда человек овладел речью и мышлением. Случилось это в незапамятные времена, когда первобытные люди жили в пещерах, охотились на диких зверей и выживали любыми способами. На древних рисунках времен позднего палеолита человек уже изображается с копьем-металкой или дубинкой в правой руке.

Естественно, что орудия труда изготавливались под нужды большинства. Хозяйство и быт формировались таким образом, чтобы им занималась основная часть человечества — праворукая. Так строился жестокий мир правшей. Для леворуких детей он был суров и беспощаден. В Средние века матери из страха пеленали и фиксировали левую руку младенца, пока занимались кормлением грудью. Леворукий ребенок становился не только бесполезным для общества, но и опасным. Во время покоса пшеницы крестьянин–левша мог ранить другого работника серпом или сломать пилу, работая в паре. Девушкам–рукодельницам тоже приходилось несладко, многие навыки требовали активного использования правой руки.

Слово «левый» ассоциировалось с чем-то плохим, негативным. В Испании Дьявола считали левшой. На иконах с изображением страшного суда грешники обязательно рисовались с левой стороны от Христа. При Петре Первом свидетелями в суде не допускали кривых, рыжих и леворуких.

В XXI веке в цивилизованных странах создают удобные условия для жизни леворуких людей. Выпускаются предметы бытового назначения для левшей, и даже изготавливаются рабочие станки, машины и прочая серьезная техника.

Исторические исключения

На греческих вазах встречаются изображения воинов-левшей: они держат щит правой рукой, а меч – левой.
В армии Александра Македонского существовал отряд блестящих воинов из 700 человек. Все они были левшами и назывались «Левой дивизией».
У египтян войти в дом с левой ноги было хорошей приметой.
Леворукость считалась большим счастьем у инков.
У эскимосов принято с почтением относиться к каждому левше, потому что он носитель колдовской силы.

Как определить главное полушарие

Определить, левша или правша ребенок, можно только с 1,5-2 лет. До этого возраста детям свойственна «оберукость». Они используют то одну, то другую руку в разные промежутки развития, их длительность от 1 до 3 месяцев. С двух лет понять, какая рука будет ведущей, уже несложно. Понаблюдайте за ребенком, какой рукой он рисует, играет, причесывается, одевается, кушает.

Для детей старшего возраста и взрослых подойдут следующие тесты, которые помогут определить главное полушарие:

Сложите руки на груди в позе Наполеона. Какая из них сверху? Левая рука — преобладает правое полушарие, а если правая – левое.
Переплетите пальцы рук. Большой палец, оказавшийся сверху, покажет, какое полушарие доминирует. Закономерность та же, что и в предыдущем тесте.
При прыжке человек отталкивается от земли ведущей ногой. Попрыгайте.
Чтобы определить ведущий глаз, выберите предмет и укажите на него карандашом или ручкой. Сфокусируйтесь на цели двумя глазами. Закройте левый, затем правый. Ведущий глаз тот, при зажмуривании которого цель смещается сильнее.

Левши и правши различия

Леворукие люди впечатлительны и эмоционально возбудимы, они сильно и глубоко переживают негативные события в своей жизни, легко обижаются. Левшам свойственна повышенная капризность.
Левши подвержены влиянию и настроению окружающих больше, чем правши.
Левшам свойственна затрудненность в произношении некоторых звуков и сложности с речью. Часто у них возникают проблемы с написанием букв, иногда целых слов и даже фраз: они пишут зеркально (феномен да Винчи). Правши с подобным не сталкиваются.
Правши более практичны и стабильны, в отличие от непостоянных, чувствительных и переменчивых левшей.
Праворуким детям проще концентрироваться на учебе, чем их леворуким одноклассникам с рассеянным вниманием.

Выдающиеся левши

Многие известные деятели изобразительного искусства, писатели, музыканты и ученые обладали правосторонним мышлением: Леонардо да Винчи, В.И. Даль, Н.Л. Павлов, Наполеон Бонапарт, Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Альберт Эйнштейн, М.В. Ломоносов, Юлий Цезарь, Моцарт, Билл Гейтс, Льюис Кэрролл…И это далеко не полный список.

15 февраля 2014, 09:53

Узнав, что вы левша, люди начинают проявлять к вам несколько повышенный интерес, нежели к привычным представителям праворукого мира. По статистике, левши составляют примерно 20% населения планеты. До сих пор ученые не могут дать точного объяснения, почему одни люди владеют лучше правой рукой, а другие - левой.

Отмечается, что левшам жить труднее, так как все в мире рассчитано на правшей, и потому левшам часто приходится учиться владеть и правой рукой. Именно поэтому левши чаще попадают в неприятные ситуации, а вовсе не потому, что это люди с какой-то аномалией , как почему-то считают некоторые люди.

Как работают полушария мозга.
Если бы мы могли извлечь мозг из черепной коробки, мы бы увидели, что он состоит из двух почти одинаковых полусфер. Эти полусферы связаны мостом, состоящим из миллионов нервных волокон, - так называемым «корпус коллосум»- Этот мост позволяет полушариям мозга общаться друг с другом.

Чтобы работать в полную силу, каждое полушарие должно иметь возможность в первую очередь анализировать свой собственный вклад. Обмен информацией со вторым полушарием через этот самый мост происходит только тогда, когда большая часть процесса обработки информации уже проведена.

Так как каждое полушарие может работать самостоятельно, человек способен обрабатывать два потока информации одновременно. А затем мозг сравнивает и объединяет эту информацию, чтобы обрести более широкое и глубокое понимание изучаемого материала.

В начале 1960-х годов американский психиатр Роджер Сперри продемонстрировал, сначала на животных, чей «корпус коллосум» был поврежден, а потом и на пациентах (которым повреждали «корпус коллосум» для того, чтобы попытаться излечить их от эпилепсии), что каждое полушарие мозга приобрело в процессе эволюции специфические функции и совершенно независимо от противоположного полушария обладает своими собственными ощущениями, восприятием, идеями и мыслями.

Сперри продолжал свои эксперименты и в 1981 году получил за свои работы в этом направлении Нобелевскую премию по медицине. Его группа смогла установить еще многое относительно того, как каждое полушарие специализируется на выполнении определенных задач.

У большинства людей левое полушарие мозга занимается анализом, работает в режиме последовательности и логики и управляет языковыми функциями, приобретением академических знаний и рациональностью.
Правому же полушарию свойственны творческое мышление и интуиция, именно в нем, как правило, рождаются идеи произведений искусства и музыкальных произведений.
Функции левого полушария мозга.
- логика
- сознательное мышление
- внешнее осознание
- методы, правила
- письменная речь
- работа с числами
- рассуждения
- способности к науке
- агрессивность
- последовательность
- словесное мышление
- интеллект
- анализ

Функции правого полушария мозга.
- целостность
- интуиция
- подсознательное мышление
- внутреннее осознание
- творчество
- идеи
- трехмерные формы
- воображение
- музыка, искусство
- пассивность
- параллельность
- практическое мышление
- сенсорика
- синтез

Следует помнить, правое полушарие головного мозга управляет левой стороной тела и наоборот. То есть у левшей преобладает правое полушарие мозга, а не левое, как ошибочно принято считать.

Хотя у тех или иных людей одно полушарие может заметно превалировать над другим, это не значит, что у этих людей доминируют все функции данного полушария, потому что никто не является полностью только «правомозговым» или «левомозговым» существом.

Почему правшей больше.
Любопытную гипотезу о том, почему большинство из нас пользуется преимущественно правой рукой, выдвинул швейцарский доктор П. Ирвин. Изучая действие различных психоактивных медикаментов на энцефалограмму, Ирвин обнаружил, что у левшей, входивших в число его подопытных добровольцев, эти средства действовали на мозг сильнее, чем у правшей.

Отсюда и гипотеза Ирвина. Он предположил, что среди наших далеких предков были поровну представлены особи, предпочитавшие действовать левой или правой рукой. Человек тогда еще только начинал познавать окружающий его мир диких растений. Среди этих растений было немало ядовитых, токсины которых действуют на центральную нервную систему. Левша, съевший дозу ядовитых плодов или корней, погибал, так как его мозг больше подвержен действию нервных ядов. Правши выживали. Таким образом, наша праворукость - результат естественного отбора, действовавшего на заре истории человека, а никак не признак «нормальности».

Надо ли переучивать левшей.
Ошибочное мнение о том, что левша не совсем «нормален», иногда толкает родителей на насильственное «переделывание» ребенка-левши. Еще не так давно во многих школах детей-левшей переучивали писать правой рукой. Нужно понимать, что идти против природы, вмешиваясь в деятельность мозга, очень опасно. Это не только травмирует психику ребенка, но и может привести к следующим печальным последствиям:
- капризности;
- негативизму (восприятию окружающего мира в «мрачных тонах»);
- энурезу;
- трудностям произношения;
- нелюбви к чтению;
- заиканию;
- задержке навыков рисования, двигательной пластики.

Cтоит упомянуть, что левшами были: Тиберий, Юлий Цезарь, Александр Македонский, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Жанна Д"Арк, Наполеон, А.С. Пушкин, Лев Толстой, Ф. Шопен, Чарли Чаплин, Пабло Пикассо, Льюис Кэрролл и многие другие великие люди. Кстати, именно Левша подковал блоху!

Существуют и люди, между обоими полушариями мозга которых существует тот благодатный паритет, когда ни одно из них явно не превалирует над другим.
Но, хотя это, несомненно, большое преимущество, это не значит, что такие люди могут полностью успокоиться. Одним из побочных эффектов равновесия между полушариями является тот факт, что такой человек сильнее других может конфликтовать с определенно установленным доминированием. Иногда будет возникать конфликт между тем, что он чувствует, и тем, что думает, и этот конфликт может сказаться на его подходе к проблемам и его интерпретации информации.
Но тут есть и положительные стороны. Одно из преимуществ баланса между обоими полушариями со стоит в том, что, решая какую-либо задачу, можно одновременно и видеть картину целиком, и рассматривать ее основные детали. Например, архитектору, для того чтобы превратить идею в воспроизводимую реальность, необходим баланс между творчеством и логикой и детализированием.
Люди, чьи полушария работают сбалансированно, пользуются тем преимуществом, что благодаря огромной лабильности своего мозга обладают способностью добиваться успеха во многих областях деятельности. Если оба полушария головного мозга человека работают в унисон, мыслительный и познавательный процессы идут значительно легче и результативнее.

Как синхронизировать работу полушарий.
Для нас очень важно, чтобы полноценно работали оба полушария мозга. И логика, и интуиция, имеют одинаковое значение для жизни человека. Однако система образования западного мира в общем и целом направлена на развитие аналитических способностей левого полушария за счет недоразвития творческих способностей правого.

Пройдите простой тест:
Сложите кисти рук в «замок». Теперь посмотрите внимательно,: пальцы какой руки у вас сверху? Вы сейчас проделали это автоматически - так, как вам удобно, привычно. А теперь сложите руки наоборот: если сверху были пальцы правой кисти, то теперь, пусть будут левой. Ощущение появившегося неудобства и дискомфорта говорит о том, что одно из полушарий несколько более развито, чем другое.

Каждая рука связана со своим полушарием мозга и служит индикатором его деятельности.

Развить функции «отстающего» полушария можно с помощью простого упражнения.
Если вы правша, старайтесь делать все повседневные дела с помощью левой руки: держите вилку, чистите зубы, расчесывайтесь и, конечно, учитесь писать. Сначала обычные действия будут даваться вам с трудом, и правая рука будет перехватывать инициативу. Но постепенно навыки улучшатся, что положительно скажется на ваших способностях в целом. Включая левую руку в работу, вы будете активизировать работу правого полушария и, соответственно, его творческие функции.

» статьёй «Почему существуют правши » Где постараемся подробно ответить — с иллюстрациями, примерами и объяснениями. Кстати, правшей-левшей мы уже затрагивали на сайте в статье «Право- и леволапые коты и кошки «

Почему существуют правши? На превый взгляд, странный вопрос — существуют и всё. Как и левши, в общем-то. Но если присмотреться детальнее… Действительно, почему люди в основном правши? ПОЧЕМУ — в чём причина доминанты правой руки? Ведь обычно в природе случайностей не бывает…

И действительно, существование правшей отнюдь не случайно. Об закономерностях возникновения праворукости читаем дальше.

И начнём рассказ с азбучной истины: существует правая и левая половинки мозга. Они соответствуют правой и левой половинкам тела.

Переходим к менее известному и более загадочному: левое полушарие мозга управляет правой половиной тела, а правое полушарие – левой.

Нервные пути от каждого полушария перекрещиваются. В чём смысл?? Кажется, что прямой контроль: правое полушарие – правая половина тела – более логичен. Хороший вопрос, и подробный ответ скоро выйдет — в статье «Почему двусторонняя симметрия?».

Также считается, что две половины мозга в ответе за разные способности.

Правое полушарие:

  • пространственно-зрительное восприятие
  • создает целостную визуальную картину;
  • оно контролирует грубые движения,
  • отвечает за интуицию,
  • за эмоциональное восприятие,
  • с его помощью мы воспринимаем музыку.

Левое полушарие заведует

  • смысловым восприятием,
  • речью,
  • письмом,
  • счетом,
  • аналитическими способностями,
  • абстрактным мышлением,
  • оно способно к созданию ложных высказываний.

И опять же, вопрос: в чем смысл такого разделения? Снова таки, ответ связан с существованием правшей.

У правшей больше развита левая половина мозга, а у левшей — правая. Это называется «асимметрия полушарий». Причина асимметрии — особенности действия, а не строения. То есть, первична именно деятельность — а уже потом полушария становятся асимметричными.

Мозг, обеспечивающий координацию процессов в теле, должен выполнять две задачи:

  • хранить информацию о накопленных навыках
  • и постепенно осваивать новые функции.

Так получилось, что роль сохранения играет правое полушарие, а роль освоения новых задач – левое (у правшей). Иначе говоря, контроль за любым новым навыком сначала отрабатывается левым полушарием. После отшлифовки и закрепления его «мозговой поддержки» левое полушарие передает этот контроль правому.

То есть, когда вы учитесь делать сальто назад (играть на пианино, ездить на машине и т.д.), то, пока вы не научитесь, работает одно полушарие. А когда научитесь — другое.

Замечено, что новые смысловые звуки у человека лучше воспринимаются именно правым ухом, а мелькающие написанные слова и числа (новые понятия!) лучше различает правый глаз. Можно сказать: левое полушарие — «питомник новых функций».

Докажем теорию о разных функциях полураший на обезьянах.

Щимпанзе предлагали откинуть крючок с крышки ящика и достать лакомство. Так вот, оказывается, крючок откидывался чаще правой рукой (дело-то новое, в джунглях крючков нет), а пища чаще бралась левой (дело привычное, веками отработанное).

Похожие результаты при наблюдениях за гориллами . Оказалось, что, принимая вертикальное положение и начиная двигаться на задних конечностях, эти обезьяны чаще опираются на землю именно правой рукой. Прямохождение – навык новый, следовательно, помогать его осваивать должна правая рука!

Именно поэтому у людей появляется феномен праворукости. Мы ведь выполняем огромный набор действий, которого не было у предков. Шимпанзе не фехтуют, а гориллы не печатают на машинке. Все это поздние эволюционные приобретения – и, значит, в первую очередь, с ними разбирается правая рука и левая половинка мозга.

Почему у большинства позвоночных нет правшей-левшей?

Потому что праворукость человека связана с нагрузкой на левое полушарие — обработка новых навыков примерно с палеолита (начало орудий труда), которые для животных не свойственны.

Пара важных слов про левшей

В нескольких процентах случаев на свет рождаются дети, у которых изменен генетический контроль над разными функциями полушарий. Говоря проще, их полушария как бы меняются ролями. Правое становится «революционным», а левое – «оппозиционным». В результате ребенок становится левшой. Переучивать его быть праворуким в этой ситуации не просто педагогическая ошибка, а преступление , поскольку при выполнении навязанных свыше, несвойственных полушариям функций, у детей часто развиваются тяжелые неврозы.

Итак, все новые особенности и навыки прежде всего обрабатываются левым полушарием, а затем закрепляются правым.

Вы можете спросить: «Да, почему доминирует одно полушарие, это понятно — разные задачи»

«Но почему именно ПРАВШИ?»

«Почему не наоборот, почему доминируют не левши?»

Всё очень просто — по той же причине, что и необходимость трогать оголённые провода правой рукой: правая рука дальше от сердца, и если человек сунет её в какую-то гадость, то умрёт с меньшей долей вероятности 🙂

Возвращаясь к разным задачам полушарий: просмотрите ещё раз «способности» двух полушарий. И обратите внимание: доминирующее полушарие отвечает за «недавние» навыки — речь, письмо, логика. А подчинённое полушарие — за более древние — эмоции, интуиция.

Вот так вот оно бывает…

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Левши - «любимчики» святой инквизиции, дизайнеров приложений, бейсболистов и учителей в течение всей истории человечества вплоть до середины ХХ века. Последние особенно часто задавались вопросом: откуда появились эти 10 % «левых» людей и почему они никак не хотят быть как «правые»?

Собственно, сайт и решил поискать ответ на этот хороший вопрос.

Почему правый - правильный?

Заметьте, даже в языке - не только в русском, а в большинстве языков - прилагательное «правый» помимо стороны обозначает также «правильный, справедливый, праведный, честный», даже законодательная дисциплина называется право, лучший помощник - правая рука, и вообще человек право имеет. А что значит «левый»? Поддельный, краденый, чужой. Революции свершают левые. Изменщики ходят налево.

Почему так произошло - доподлинно неизвестно. Существуют разные теории о «происхождении» левшей, но ни одна из них пока не воспринимается серьезно.

  • Романтическая версия - «теория щита и меча». Главное, что должны были защитить в бою древние воины, - это сердце. Сердце находится слева, следовательно, щитом его необходимо прикрывать слева. Если в левой руке щит, правая вполне логично развивается и становится сильной и доминирующей благодаря мечу.
  • Конспирологическая версия. Леворукой раньше была лишь высшая каста. То есть это был символ некоего подобия масонской ложи. Но потом все как-то перемешались, переженились, и такой удивительный «масонский» ген леворукости вышел в мир, поэтому его мало, но относительно много (еще раз напомним: 10 % от всего населения Земли).
  • Воодушевляющая всех леворуких версия. Леворукими рождаются особо выдающиеся и творческие деятели (см. картинку выше). А все потому, что левая рука связана с правой частью мозга, которая отвечает за креатив. Эх, красиво звучит, но, во-первых, ученые это уже опровергли , во-вторых, среди праворуких, так уж вышло, тоже есть великие творцы. Но все же эта версия остается самой популярной из предложенных.
  • Недоказанная генетическая версия. В 2008 году ученые нашли «ген левшей» - LRRTM1 , но мировое сообщество ученых официально его пока не признает. Правда, в поддержку этой версии может послужить следующий любопытный факт: люди - это не единственный вид на земле, у которого одна сторона превалирует над другой... Недосказанность и таинственность этой фразы разрешит следующий пункт.

Левши есть и среди животных

Двигательная асимметрия (то есть разделение на левшей и правшей) присуща и разным видам животных . Например, некоторые птицы спят только на определенной ведущей ноге (например, аисты или фламинго); по-разному складывают крылья: птицы-правши накладывают правое на левое, левши - левое на правое; обезьяны при их, казалось бы, абсолютной ловкости тоже в основном правши; несмотря на то что 40 % кошек пользуются обеими лапами одинаково, остальные 60 % играют, защищаются или придерживают еду в основном либо только правой (40 %), либо левой (20 %). В общем, список можно продолжать бесконечно, логика та же.

Перейдем к научным причинам леворукости:

  • Травма правой руки в раннем возрасте.
  • Родовые травмы или патологии при беременности, которые повлияли на развитие мозга ребенка.
  • Генетическая особенность (еще раз напомним: точно не доказанная). Но то, что у левшей чаще рождаются левши, это факт .
  • Подражание родителям. Как следствие, праворукий ребенок может просто взять в привычку писать и есть левой рукой.

Тоже самое можно сказать и о людях с доминирующей правой рукой: многие современные правши являются латентными левшами, даже не подозревая об этом, просто потому что их приучили писать правой.

Но, если рассматривать проблему более глобально, приблизительно лишь половина населения - чистые правши. Даже если вы пишете правой рукой, ведущий глаз у вас может быть левым, так же как и нога. Это означает, что вы парциальный левша . Яркий тому пример - Чарли Чаплин, который писал правой рукой, но на скрипке играл левой.

Мы живем в обществе, в котором доминирует правши. Если верить статистике, то приблизительно 85-90% населения активно используют правую руку. Ручки на дверях, переключатель скорости в автомобиле, дверцы в шифоньерах – все сделано для удобства правши. Меньшинству приходится подстраиваться, единицы используют специальные приспособления, основная масса прекрасно обходятся без них.

Почему большинство людей – правши? На сегодняшний день нет определенного ответа на этот вопрос. Есть несколько версий, объясняющих это явление.

Одной из версий называют асимметричность нашего тела. Левая рука длиннее правой, стопа правой ноги больше по размеру, чем левая. Или наоборот. Такая асимметрия наблюдается по всему телу человека, такая же ситуация происходит и внутри его организма. Давно не опровержимым является факт, что ведущую руку определяет мозг. Левое полушарие управляет правой частью нашего тела, левая часть управляема правым полушарием. У левши больше развито правое полушарие, у правши – левое. Ученые предполагают, что в большинстве случаев левое полушарие головного мозга доминирует над правым. Раз левая сторона мозга доминирует, значит, правая сторона нашего тела более совершенная и развитая. Этим фактом можно и объяснить, почему большинство из нас правши. Если же у человека больше развито правое полушарие, то ему удобнее работать левой стороной тела. Он – левша.

Следующая версия – внутриутробное развитие. Был проведен эксперимент, в ходе которого наблюдали за течением беременности женщин. С помощью ультразвука фотографировали не родившихся малышей и рассматривали изображение. Если кроха сосал или активно шевелил правой рукой, строили предположение, что он правша. И напротив, левша использовал левую ручку. После рождения дети подтвердили догадки ученых. Был сделан вывод, что на 3-4 месяце внутриутробного развития, у будущих левшей происходят некоторые изменения в мозге. Как результат – правое полушарие начинает доминировать над левым. Со временем изменения закрепляются, и правое полушарие теперь отвечает за речь и письмо. Левая рука становится ведущей. Если подобная «перестройка» произошла не полностью, то человек может одинаково владеть и левой и правой стороной тела. Их называют амбидекстрами, в общей массе населения они составляют всего 1%.

Еще одно предположение – генетическая наследственность. Дети с доминирующим правым полушарием мозга рождаются в семьях, в которых по линии матери были левши.

Левое полушарие мозга отвечает за абстрактное и логическое мышление, правое - за пространственное и образное. Полушария имеют разный энергетический уровень, в правом происходит интенсивный обмен веществ, оно более возбудимое. В левом энергетика снижена, возбуждения происходят реже и слабее. Поэтому левша и правша – абсолютно разные по своей сути люди. У правшей выше интеллект, им проще найти общий язык в коллективе, они общительные. Левши хуже учатся в школе, зато им дано отличать тончайшие цветовые оттенки, слышать малейшие колебания звуков и интонаций. Это творческие люди.

В былые времена детям в школе привязывали левую руку к телу, пытаясь переучить ребенка на правшу. Как результат – дети теряли навыки владения левой, а приобретаемый опыт работы правой давался с трудом и не в полной мере. Сегодня авторитетные психологи выступают против таких радикальных мер. Если ребенку легче управлять левой рукой, то не стоит ему в этом препятствовать. И не смотря на то, что левша и правша по-разному мыслят и воспринимают мир, они прекрасно существуют друг с другом, и это замечательно!