Необычные возможности мозга. Финеас Гейдж: «человек с дырой в голове». Мозг собирает «паззлы»




Природа сделала всё возможное, чтобы защитить человеческий мозг от вредных внешних воздействий. Она поместила его в очень крепкую черепную коробку, а сверху укрыла ещё и копной волос. Окружила спинномозговой жидкостью, чтобы та омывала серое вещество и оберегала его от чрезмерных сотрясений. Выглядят эти защитные меры очень продуманно, рационально и практично.

Но в любом случае, как бы надёжно не был «упакован» мозг, его оборона имеет свой предел прочности. Она не может устоять под натиском очень больших нагрузок и вынуждена сдавать свои позиции. Отсюда бывают различные сотрясения, гематомы, разрушения костей черепа. Всё это ведёт к печальным последствиям. В лучшем случае можно отделаться эпилепсией или каким-нибудь иным неприятным, но не смертельным заболеванием. Худший же вариант - это летальный исход.

Однако и в критических ситуациях не всегда всё складывается печально и трагически. Медицине известны случаи, когда повреждённое и истерзанный серое вещество проявляло поразительную живучесть и выходило победителем в схватке с внешними агрессивными факторами. Таких примеров немного, но так как все они не поддаются объяснению с точки зрения медицинской науки, то смело можно сказать, что это самые настоящие тайны человеческого мозга .

Трагические случаи

Первый трагический случай

Одна такая тайна имела место в Англии в конце XIX века. На одном из заводов произошёл трагический случай. Во вращающийся механизм случайно упал большой болт. Он не заклинил редуктор, а был отброшен им с огромной силой. Тяжёлый кусок металла со свистом пролетел в воздухе и попал своим узким концом в лоб молодого инженера, который стоял совсем недалеко от работающего оборудования.

Болт пробил лобовую кость черепа и вошёл в мозг выше правого глаза, как раз на уровне кромки волос. Пропитанная машинным маслом сталь погрузилась в нежное серое вещество на глубину в десять сантиметров. Дело усугублялось тем, что осколки кости также проникли внутрь и нещадно изрезали переплетённые тысячами сосудов ткани мозга.

К упавшему мужчине бросились окружающие. Тот тяжело дышал, вращал глазами, не говорил ни слова, но самое главное - он был жив. Пострадавшего доставили в хирургическое отделение ближайшей больницы, где ему незамедлительно сделали сложнейшую операцию.

Врачи извлекли болт, осколки костей, вместе с ними удалили и приличную часть мозгового вещества. Зияющую дыру заделали костным фрагментом, взятым из черепа убитой собаки. Надежда на то, что человек выживет, была ничтожна. Прооперированного поместили в палату и стали ждать закономерного печального исхода.

Сначала шли часы, потом потянулись дни. Пострадавший отнюдь не собирался покидать бренный мир. Он чувствовал себя очень хорошо. Уже на следующий день после операции мужчина с аппетитом поел. Его речь, мысли, суждения, координация движений ничуть не нарушились. Перенёсшего тяжелейшую травму человека даже не мучили головные боли.

Вскоре он был выписан из больницы, но в течении года находился под присмотром врачей. Через два года его тщательно обследовали, но никаких отклонений в физическом здоровье и психике не нашли. Мужчина продемонстрировал поразительные возможности человеческого мозга . Он вырастил детей, пережил мировую войну и умер в глубокой старости, не испытав ни разу никакого дискомфорта после перенесённой страшной травмы. Единственным напоминанием о ней служил большой шрам на лбу.

Второй трагический случай

Ещё более поразительный случай, лишний раз указывающий на тайны человеческого мозга, произошёл в 1887 году в штате Массачусетс (США). Здесь несчастье случилось с мастером железнодорожных путей, принимавшим участие в прокладывании новой ветки.

Человек отвечал за взрывные работы. Ему необходимо было разрушить большой участок каменистых пород, находящихся как раз на пути строящейся железнодорожной магистрали.

В скалистой круче подручные высверлили длинное узкое отверстие (шпур). Мастер стал закладывать в него порох. Чтобы взрывчатого вещества вошло как можно больше, мужчина утрамбовывал порох длинным железным ломом. С одной стороны тот имел плоский конец, с другой заострённый. Именно плоским концом мастер и прессовал серый порошок, уменьшал его объём и подсыпал новую порцию.

В какой-то момент, железное основание лома чиркнуло по камню. Вылетевшая искра попала в порох. Тот мгновенно вспыхнул, и произошёл сильный взрыв. Лом, с огромной силой, был выброшен из узкого отверстия. Его острый конец вонзился под нижнюю челюсть мастера. Металл прошёл сквозь голову и вышел в затылочной части черепа. Удар имел такую силу, что левое глазное яблоко вылезло из глазницы.

К удивлению свидетелей трагического случая, пострадавший даже не потерял сознание. Он самостоятельно сел на повозку, которая и доставили его в ближайшее отделение больницы. К врачу он также зашёл на своих ногах, отказавшись от помощи.

Операция была очень трудной. Эскулапы вытащили лом, удалили часть мозга и большой кусок затылочных костей черепа. Поразительным было то, что все эти манипуляции никак не повлияли на состояние здоровья несчастного. Он ни на минуту не терял сознание, не бредил и, судя по всему, вообще не собирался покидать этот мир в самом расцвете сил.

Уже через несколько дней состояние здоровья пострадавшего заметно улучшилось. Казалось, он совсем забыл о страшной ране. Единственное, что огорчало человека, так это потеря левого глаза. Все остальные органы его тела работали просто на отлично.

Незадачливый мастер полностью поправился, выздоровел и прожил ещё много лет, лишний раз продемонстрировав окружающим, можно сказать, фантастические возможности человеческого мозга. История сохранила имя этого человека. Звали его Файниз Гейдж.

Третий трагический случай

В середине 50-х годов XX века сенсацией стало поразительное выздоровление пациента одной из немецких клиник. В результате опухоли мозга, человеку удалили всё правое полушарие. Скальпель хирурга безжалостно вклинился в серое вещество, вырезал половину его массы.

Больной обладал хорошей физической формой, имел высокий уровень интеллектуального развития. Его умственные способности, да и общее состояние организма, по идее, должны были необратимо нарушиться. Но человек не оправдал вполне естественных ожиданий врачей.

После операции, он некоторое время чувствовал слабость и недомогание, но очень быстро пошёл на поправку. Уже через несколько месяцев прооперированный напрочь забыл о том, что когда-то находился на грани смерти из-за опухоли в мозгу. Его здоровье нормализовалось, а интеллект никак не пострадал. Этот поразительный случай, опять же, лишний раз доказывает, что в сером веществе существуют какие-то скрытые механизмы саморегуляции, которые смело можно отнести к непознанным тайнам человеческого мозга.

Жизнь без сна

Первый случай

Но не травмами едиными с благополучным концом поражает нас загадочный мир серого вещества. Есть и иные таинственные случаи и явления, ждущие своей разгадки. До сих пор не находят объяснения поистине удивительные возможности некоторых людей обходиться без сна , то есть не спать ни по ночам, ни днём, никогда.

В историю медицины вошёл человек по имени Ал Херпин, житель штата Нью-Джерси (США). В 40-е годы XX века он перешагнул 90-летний рубеж. За всю свою долгую жизнь этот мужчина никогда не спал и даже понятия не имел, что такое сон.

Как отдыхал его мозг, как восстанавливался организм? В те далёкие годы врачи не смогли дать ответ на этот вопрос. В наши дни ситуация аналогичная. Медицина не способна объяснить такое явление, как жизнь без сна .

Ал Херпин был бедным человеком. Жил он в скромной лачуге, примечательным в которой было то, что в ней отсутствовала кровать или какая-либо иная мебель, на которую можно было лечь.

В углу стояло кресло-качалка. Именно сидя в нём, мужчина и коротал свои ночи. Когда весь окружающий мир засыпал, Ал Херпин брал в руки книгу, усаживался поудобнее в кресле и читал. Его тело отдыхало, мозг прояснялся. Когда первые солнечные лучи касались земли, удивительный человек покидал место отдыха и шёл зарабатывать себе на жизнь.

Врачи, естественно, вначале не верили в такие поразительные способности организма этого старого мужчины. Они даже устраивали ночные дежурства у его кресла. Но такая деятельность только подтвердила поразительный феномен.

Ал Херпин прожил 96 лет. Повлияло ли отсутствие сна на продолжительность его жизни или нет - тут никто ничего определённого сказать не может. Сам же он объяснял столь необычное явление тем, что в то время, когда его мать была им беременна, она сильно ударилась животом.

Данный пример, демонстрируя подобные возможности человеческого мозга, лишний раз доказывает, что о сером веществе люди знают очень и очень мало. Об этом свидетельствует также то, что медицине известны имена и других людей, прекрасно обходящихся без сна. Причины их круглосуточных бдений также не поддаётся никакому мало-мальски приемлемому объяснению.

Второй случай

В самом конце XIX века, в штате Индиана, жил господин по имени Дэвид Джонс. В отличии от Ала Херпина, он не полностью отвергал такой целительный эликсир здоровья как глубокий и спокойный сон. Периоды бессонницы у него чередовались с нормальными периодами жизни, когда мужчина ничем не отличался от других людей.

Дэвид Джонс сам не мог объяснить, что служило причиной того, что он вдруг переставал спать. Круглосуточные бдения у него продолжались по три-четыре месяца, примерно раз в два года. На состоянии здоровья это никак не отражалось. Мужчина чувствовал себя бодрым и свежим все 24 часа в сутки. Он позволял себе только 6-ти часовой отдых в ночное время. Тело его отдыхало, набиралось сил, но мозг не погружался в сладкую дрёму, а продолжал бодрствовать.

Что служило причиной периодов бессонницы - этого человек объяснить не мог. Единственное, он за две недели начинал чувствовать приближение очередного 3-х или 4-х месячного цикла. Где-то в глубинах его подсознания рождалось предчувствие, которое никогда не обманывало.

Третий случай

Не менее интересна и история жительницы Венгрии Рэчел Саги, имевшая место незадолго до Первой мировой войны. Достигнув 40-летнего возраста, женщина начала испытывать сильные головные боли. Она не относилась к аристократкам, для которых мигрень - обычное дело. Её окружение составляли торговцы средней руки. То есть люди, которым болеть просто некогда.

Рэчел Саги также никогда не обращала внимание на отдельные неполадки в организме, но в данном случае ей пришлось обратиться к врачу, так как головные боли стали просто нестерпимыми. Доктор же никаких опасных симптомов у неё не нашёл. Порекомендовал побольше спать, не волноваться, вести размеренный образ жизни, прописал успокаивающее и снотворное.

Однако рекомендации эскулапа никак не помогли бедной женщине. Однажды она легла в постель и не смогла уснуть. Не помогло даже снотворное. Самое же интересное то, что Рэчел Саги больше уже никогда не спала. Она прожила ещё четверть века, но так ни разу и не смогла испытать сладостных объятий Морфея.

Математические способности

Тайны человеческого мозга не кончаются на отсутствии сна у некоторых людей. Они подкидывают озадаченному человечеству ещё одну загадку. Таковой является поразительная способность некоторых лиц мужского и женского пола производить в уме сложнейшие математические вычисления и выдавать правильные ответы потрясённой аудитории практически за секунды.

Так в 50-е годы XX века в США прогремело имя Шакунтали Дэви . Эта простая и очень скромная девушка из Индии пересекла океан, чтобы потрясти пресыщенных американцев своими необычными способностями. До этого, она вначале зарекомендовала себя с лучшей стороны в Индии, затем в Англии.

Девушка проявила свой необычный дар, когда ей было всего 6 лет. В этом возрасте она уже легко складывала, отнимала, умножала и делила десятизначные числа. Для того, чтобы произвести подобные арифметические действия, ей требовалась пара секунд. Она больше времени тратила не на само вычисление, а на проговаривание готового результата.

Уже в семь лет Шакунтали Дэви взялась за извлечение квадратных и кубических корней из двенадцатизначных чисел. Чуть позже осилила извлечение корней четвёртой, пятой и шестой степеней. Легко возводила в квадрат, в куб, в четвёртую, пятую степень многозначные числа. Практически, это была ходячая логарифмическая линейка, которая в те годы пользовалась огромной популярностью.

Но девушка показывала блестящие способности только в математике. В остальных же науках она ничем не отличалась от своих сверстников. В некоторых гуманитарных дисциплинах была так неуспешна, что ей приходилось перездавать экзамены по два раза.

Не менее знаменит и обычный пастух из Сицилии Вито Мангиамеле . В десятилетнем возрасте, когда на него обратил внимание местный священник, мальчик не имел даже статуса пастуха, а считался подпаском.

Церковь с пониманием отнеслась к необычному дару ребёнка, который с поразительной лёгкостью оперировал огромными многозначными числами. Святые отцы посодействовали тому, чтобы паренёк из бедной семьи попал в Париж и предстал перед пытливыми и строгими взорами членов Академии наук.

Маститые, убелённые сединами мужи с недоверием смотрели на опрятного хрупкого юношу, который почтительно застыл перед ними. Последовали каверзные вопросы, касающиеся сложных математических вычислений. Мальчик легко складывал, умножал, делил. Он мгновенно возводил в третью, четвёртую, пятую степень, извлекал кубические корни из десятизначных чисел. Всё это произвело неизгладимое впечатление на людей науки.

К сожалению, дальнейшая судьба юного вундеркинда покрыта мраком. Как сложился его жизненный путь - об этом нет достоверных исторических данных. Но скорее всего мальчику нашли применение. Это была первая половина XIX века, когда наука только набирала мощные обороты. Она нуждалась в молодых незаурядных людях, способных оказать любое содействие её развитию.

Свой след в истории оставило и множество других необыкновенных людей, обладавших блестящими математическими способностями. Они были «на ты» с миром цифр. Правда здесь нужно отметить, что некоторые из них, кто в детстве поражал окружающих быстротой расчётов, утратили этот поразительный дар в зрелом возрасте. Они превратились в обычных граждан, не способных производить мгновенные вычисления в уме.

Другие же пронесли эту поразительную возможность человеческого мозга через всю свою жизнь. Они не достигли высот в каких-то иных областях знаний, некоторые дисциплины им вообще не давались. Но что касается мгновенных вычислений огромных чисел, то здесь равных этим людям не было.

Зрячие слепые

Нельзя не остановиться ещё на одной тайне человеческого мозга. Разговор пойдёт о «зрячих слепых » - людях, которые, лишившись зрения, всё равно продолжали видеть. Но видели они уже не глазами, а иными участками тела. Именно мозг и передал этот величайшим дар другим органам, постаравшись, по мере сил, облегчить существование несчастных в окружающем мире.

Впервые этим вопросом вплотную занялся французский доктор Жюль Ромэн в 20-х годах прошлого столетия. Он заинтересовался слухами о «зрячих слепых», нашёл нескольких таких людей и постарался как можно тщательнее исследовать данный интересный феномен.

Выводы, к которым пришёл врач, были просто потрясающими. Все эти люди действительно обладали определёнными зачатками зрения. Органом же, который воспринимал световые волны, являлась кожа. Именно через неё, лишённый главного божьего дара человек различал оттенки цветов, силуэты фигур, в некоторых случаях даже отдельные предметы и черты лица.

Данные способности во многом зависели от эмоционального состояния больного. В хорошем приподнятом настроении, человек видел гораздо лучше, нежели когда пребывал в плохом расположении духа. То есть подобный дар напрямую зависел от психики, а значит и от мозга, который, производя на свет мысли, формировал общий душевный настрой.

Но как кожа могла воспринимать световые волны - этот вопрос не давал Жюль Ромэну ни минуты покоя. В конце концов он пришёл к заключению, что виной всему осязательные рецепторы, присутствующие в огромном количестве на кожном покрове. Именно через них люди воспринимают окружающую температуру, ощущают дуновение ветра, испытывают пощипывание, покалывание, жжение от различных внешних факторов.

Часть этих чутких нервных окончаний мозг и перепрофилирует на восприятие световых волн. Человек же видит не глазами - он видит именно серым веществом, которое преобразует поступающие сигналы от сетчатки в чёткие и ясные зрительные образы. Так какая разница, откуда идти этим сигналам и по каким нервным каналам проходить, чтобы попасть в зрительный центр мозгового вещества.

Как заметил исследователь, у разных людей существовали и разные участки кожи, отвечающие за зрение. У кого-то подобные нервные окончания располагались на лбу, у кого-то на кончике носа. Кто-то видел щеками, а кто-то воспринимал красоту окружающего мира подбородком.

Жюль Ромэн ознакомил мировую медицинскую общественность со своими выводами. Надо сразу сказать, учёные мужи отнеслись к его довольно смелым и необычным выкладкам довольно скептически. Глядя на взволнованного доктора, горячо доказывающего свою правоту, они видели в нём не серьёзного учёного, а писателя-фантаста.

Впрочем, уважаемый французский врач был отнюдь не первым, кто обратил внимание на столь поразительный феномен. За 80 лет до него, итальянский коллега, имя которого не сохранила история, также вплотную занимался подобным вопросом. Под его пристальным наблюдением находилась 14-летняя деревенская девушка. Она ослепла в детстве, но окружающий мир видела ладонями рук. Ей вполне было по силам различать цвета, узнавать людей, не слыша их голосов и не касаясь лиц руками. Об этой девушке писала итальянская пресса в 1840 году.

Не обошёл своим вниманием этот вопрос и знаменитый невропатолог и психиатр Чезаре Ломброзо . В своё время он описал случай с девочкой, которая ослепла после внезапной и тяжёлой непонятной болезни. Однако дар созерцать окружающий мир у неё не пропал. Зрение у несчастной переместилось в кончик носа и мочку левого уха. Естественно, эти участки тела значительно уступали глазам по своим возможностям, но человек вполне сносно ориентировался в пространстве и узнавал близких людей.

Но не только у незрячих людей возникают подобные особенности организма. Оказывается и человек с нормальным зрением может развить в себе дар видеть другими участками тела .

Тому примером может служить поразительная история 16-летней девушки по имени Маргарет Фус из штата Вирджиния (США). Её обследовала целая группа врачей в 1960 году и пришла к выводу, что столкнулась с необъяснимым и загадочным случаем.

Девушке накладывали на глаза плотную повязку и просили прочитать вслух статью из газеты. Та прекрасно справлялась с заданием, причём различала любой шрифт, даже самый мелкий и неразборчивый.

Всё это сбивало с толку присутствующих. Они подозревали, что Маргарет как-то умудряется подглядывать из-под завязанных глаз. Повязку делали более плотной, подкладывали под неё ватные тампоны - результат был тем же самым. Тогда веки девочки заклеили светонепроницаемой изолентой, но и в этом случае она оказалась на высоте.

Потрясённые врачи в конце концов сдались и спросили у Маргарет, как ей такое удаётся. Девушка сказала, что всему этому научил её отец. Он обратил внимание, что играя в жмурки со своими сверстниками, дочь прекрасно ориентируется с повязкой на глазах. Мужчина стал заниматься с Маргарет, внушая ей, что она всё прекрасно видит с завязанными глазами.

Такие упражнения пошли девушке на пользу. Она внутренне настраивала себя на то, что сможет рассмотреть какой-то предмет или прочитать фразу без помощи глаз. Подобные тренировки скоро дали положительные результаты. Маргарет стала видеть без зрительных органов, причём заменил их ей лоб. Именно с помощью лба девушка читала, писала, узнавала лица людей и даже свободно могла гулять по городу с закрытыми глазами.

Маргарет прославилась. В те годы о ней часто писали в газетах, показывали по телевидению. Поразительные способности девушки лишний раз доказали, что тайны человеческого мозга - это вполне осязаемая и в то же время, для большинства людей, недосягаемая реальность.

Человек соприкасается с этой загадочной сущностью очень часто, но не может объяснить истинную природу данного поразительного явления. Видимо пройдёт ещё много-много лет прежде чем медицина сможет докопаться до истины и в полной мере познать глубинные возможности серого вещества. Это даст возможность каждому из нас значительно улучшить свою жизнь. Ведь она напрямую зависит от того, что находится под черепной коробкой .

Статью написал ridar-shakin

Удивительны и пока ещё до конца не изучены. Чем объясняются интеллектуальные качества и другие чудесные способности человеческого мозга, давайте попробуем разобраться. Книга — Думай и Богатей!

Человек - чудо

Из всех чудесных вещей на земле ничто не является более удивительным, чем человеческий мозг. Например, каждую секунду благодаря различным органам чувств в мозг поступает приблизительно 100 миллионов единиц информации. Каким же образом он не перегружается такой лавиной?

Если мы в один прием охватываем только одну мысль, то как разум справляется с миллионами одновременных сообщений? Очевидно, что разум не только
выдерживает этот поток, но и с легкостью управляет им.

Тот способ, каким он это делает, является одним из многочисленных чудес человеческого мозга. Здесь играют роль два фактора. Во-первых, в стволе
мозга находится сеть нервов величиной с мизинец руки.

Эта сеть называется ретикулярной формацией. Действуя как своего рода центр регуляции движения, она следит за миллионами сообщений, поступающих в мозг, отсеивает все незначительное и отбирает существенное для внимания мозговой коры. Каждую секунду эта маленькая сеть нервов пропускает в сознание самое большее несколько сотен сообщений.

Во-вторых, дальнейшее сосредоточение нашего внимания происходит, по-видимому, благодаря волнам, которые проносятся через мозг от 8 до 12 раз в
секунду. Эти волны вызывают периоды повышенной чувствительности, в течение которых мозг отмечает наиболее сильные сигналы и соответственно реагирует.

Полагают, что мозг посредством этих волн тщательно просматривает сам себя, тем самым концентрируясь на главном. Таким образом в наших головах каждую секунду кипит поразительная деятельность!

Нечто, «вызывающее удивление»

За последние годы ученые сделали огромные успехи в исследовании мозга. Тем не менее, то, что они узнали, - ничто по сравнению с тем, что остаётся неизвестным.

Один исследователь сказал, что после тысячелетий предположений и последних десятилетий интенсивной научно-исследовательской работы наш мозг, как и вселенная, остается «в основном тайной».

Человеческий мозг является, несомненно, самой таинственной частью чуда человека - «чуда» в смысле чего-то, что «вызывает удивление».

Чудо берет свое начало в матке. Три недели спустя после зачатия начинают формироваться клетки мозга. Они растут рывками, иногда до 250 000 клеток в
минуту. После рождения мозг продолжает расти и формировать свою систему связей.

Пропасть, отделяющая человеческий мозг от мозга любого животного, вскоре становится очевидной: «В отличие от мозга любого животного, мозг человеческого ребёнка в продолжение первого года жизни увеличивается втрое», - констатируется в книге The Universe Within (Космос внутри).

Со временем человеческий мозг, помимо клеток другого типа, вмещает около 100 миллиардов нервных клеток, так называемых нейронов, несмотря на то, что он составляет всего лишь 2 процента веса тела.

Основные клетки мозга - нейроны - на самом деле не прикасаются друг ко другу. Они отделены синапсами - крошечными промежутками шириной менее
одной десятитысячной миллиметра. Эти щели перекрываются химическими передатчиками, так называемыми медиаторами.

Пока известно 30 разных медиаторов, но в мозгу их может быть гораздо больше. На одном конце нейрона эти химические сигналы принимаются крошечными ветвящимися волосками - дендритами. Затем сигналы переходят к другому концу нейрона по нервному волокну, так называемому аксону.

В самих нейронах сигналы передаются электрическим путем, а через щели - химическим, так что передача нервных сигналов носит электрохимический
характер. Все импульсы одинаковы по силе, но интенсивность сигнала зависит от частоты импульсов, которая может достигать тысячи импульсов в секунду.

Какие именно физиологические изменения происходят в мозгу, когда мы учимся, точно не известно. Однако экспериментальные данные говорят о том, что у нас, в то время как мы учимся, особенно в ранние годы жизни, формируются лучшие связи и выделяется больше химических веществ, которые перекрывают щели между нейронами.

Постоянным употреблением связи укрепляются, благодаря чему повышается способность учиться. «Пути, которые часто активируются вместе, каким-то
образом укрепляются», - сообщает журнал Scientific American (Сайентифик америкэн).

В этом отношении интересно библейское высказывание о том, что более глубокие мысли легче усваиваются зрелыми лицами, «у которых чувства навыком приучены» (Евреям 5:14).

Исследования показывают, что неиспользуемые умственные способности постепенно утрачиваются. Следовательно, мозг, подобно мышце, укрепляется
применением и слабеет от бездействия.

Огромное число микроскопических нервных волокон, которые образуют эти связи внутри мозга, часто называют мозговой «проводкой». Волокна четко размещены в поразительно сложном лабиринте.

Но как они располагаются по своим соответствующим местам, заданным «монтажными схемами», является тайной. Один ученый сказал: «Несомненно,
важнейший предмет обсуждений относительно развития мозга - это вопрос, как именно нейроны образуют специфические структуры связей…

Большинство связей, по-видимому, четко устанавливается на ранней стадии развития».

Другой исследователь добавляет, что эти специфически спланированные участки мозга «встречаются по всей нервной системе, а способ, каким эта четкая проводка укладывается, остается одним из главных неразрешенных вопросов».

Число этих связей астрономическое! Каждый нейрон может иметь тысячи связей с другими нейронами. Связи существуют не только между нейронами, но имеются также микросхемы, которые устанавливаются непосредственно между самими дендритами.

«Эти „микросхемы“, - говорит один невролог, - придают нашей уже самой по себе поражающей воображение концепции о работе мозга совершенно новый масштаб». По мнению некоторых исследователей, «миллиарды миллиардов нервных клеток в человеческом мозгу насчитывают, может быть, один квадриллион связей».

С какой емкостью? Карл Сейган утверждает, что мозг в состоянии вмещать информацию, которая «заполнила бы приблизительно двадцать миллионов
томов - столько, сколько находится в крупнейших библиотеках мира».

Что существенно отличает человека от любого животного, так это кора головного мозга. Толщиной приблизительно в 3 миллиметра, она образует складчатый слой, прилегающий к черепу. В разостланном состоянии кора заняла бы площадь приблизительно в 3 400 квадратных сантиметров.

Каждый кубический сантиметр коры вмещает около тысячи километров соединительных волокон. Кора головного мозга человека не только намного
больше коры любого животного, но она обладает также гораздо бо́льшими не загруженными участками, то есть участками, которые не заняты управлением
физическими функциями организма, но свободны для высших умственных процессов, отличающих людей от животных.

«Мы не являемся просто более сообразительными обезьянами», - сказал один исследователь. Наш разум «существенно отличает нас от всех остальных форм жизни».

Наши гораздо большие способности

«Человеческий мозг отличается разнообразием более специализированных действий, которым он способен научиться», - сказал один ученый.

В вычислительной технике термин «аппаратный» применяется ко встроенным свойствам, которые заданы установленной схемой, в отличие от функций,
которые вводятся в компьютер программистом.

«В применении к человеку, „аппаратные средства“ обозначают врожденные способности или, по крайней мере, предрасположенности», - пишет один эксперт. У людей заложены способности приобретать обширные знания в разных областях, но не сами знания.

Животные, в отличие от человека, имеют «аппаратную» инстинктивную мудрость, но зато их способность учиться чему-нибудь новому ограничена.

В книге The Universe Within отмечается, что самое смышленое животное «никогда не обнаруживает разума, подобного человеческому. Потому что ему недостает того, что есть у нас: наш предварительно запрограммированный невральный аппарат, позволяющий нам формировать понятия из того, что мы видим, язык - из того, что мы слышим, и мысли - из наших переживаний».

Однако мы должны программировать мозг, вводя информацию из окружающей среды, иначе, как говорится в той же книге, «ничто, напоминающее человеческий разум, не смогло бы развиться… Без этого огромного потока впечатлений вряд ли появился бы и намек на интеллект».

Следовательно, встроенная в человеческий мозг способность позволяет нам развивать свой интеллект. К тому же, в отличие от животных, мы обладаем
свободой воли, позволяющей нам программировать наш интеллект по своему усмотрению, основываясь на собственных знаниях, ценностях, возможностях
и целях.

Язык - особенность только человека

Выдающимся примером «аппаратных» способностей с большой гибкостью в отношении программирования нами же самими является язык. Специалисты
единодушны в том, что «человеческий мозг генетически запрограммирован для языкового развития» и что речь «можно объяснить только на основании врожденной способности к обработке языка в нашем мозгу».

В отличие от неизменности, проявляющейся в инстинктивном поведении животных, человек использует эту «аппаратную» языковую способность с
потрясающей гибкостью.

В нашем мозгу не «вмонтирован» какой-либо определенный язык, а предварительно запрограммирована способность учиться языкам. Если дома говорят на двух языках, то ребенок может научиться обоим.

Если в окружении ребенка говорят на третьем языке, то он может научиться и ему. Одна девочка с раннего детства имела дело с несколькими языками.
К возрасту пяти лет она свободно говорила на восьми языках.

Ввиду таких врожденных способностей, не удивительно, что один языковед сказал, что опыты с шимпанзе и языком жестов «на самом деле доказывают,
что шимпанзе неспособны даже к самым элементарным формам человеческого языка».

Могла ли такая удивительная способность развиться из хрюканья и рычания животных? Исследования наиболее древних языков исключают подобную
эволюцию языка.

Один специалист сказал, что «примитивных языков нет». Антрополог Эшли Монтегю согласен с этим, объясняя, что так называемые примитивные языки
«часто гораздо более сложные и выразительные, чем языки так называемых высших цивилизаций».

Один невролог приходит к следующему заключению: «Чем больше мы пытаемся расследовать механизм языка, тем таинственнее становится процесс его развития».

Другой исследователь говорит: «Возникновение синтаксической речи до сих пор остается тайной».

А третий констатирует: «Способность речи, которая приводит в движение людей и народы, как никакая другая сила, исключительным образом обособляет людей от животных. И все же истоки языка остаются одной из самых озадачивающих тайн мозга». Но для тех, кто видит в этом руку Создателя, который «вмонтировал» в мозгу участки языковых способностей, это не является тайной.

Вещи, объяснимые только сотворением

В Encyclopædia Britannica (Британская энциклопедия) говорится, что мозг человека «наделен значительно бо́льшим потенциалом, чем можно использовать в течение одной человеческой жизни».

Кроме того, утверждается, что человеческий мозг в состоянии вынести любую нагрузку процессов обучения и запоминания и мог бы осилить даже в миллиард раз больше! Но зачем было бы эволюции производить такой излишек?

«Это эволюция мозга действительно единственный имеющийся пример того, что вид был снабжен органом, которым он до сих пор не научился пользоваться», - признал один ученый.

Затем он спросил: «Как это можно совместить с самым фундаментальным тезисом эволюции: естественный отбор происходит небольшими шагами, из которых каждый должен давать его носителю минимальную, но все же измеримую пользу?».

Развитие человеческого мозга «остается самым необъяснимым аспектом эволюции», - добавил он. Поскольку появление и передачу по наследству такой
излишней, никогда не используемой до конца емкости мозга нельзя объяснить эволюционным процессом, то не разумнее ли вывод, что человек со своей
способностью бесконечно учиться был сконструирован для того, чтобы жить вечно?

Карл Сейган, пораженный тем фактом, что человеческий мозг может вмещать информацию, которая «заполнила бы приблизительно двадцать миллионов
томов», сказал: «Удивительно, сколько помещается в столь тесном пространстве нашего мозга».

А то, что происходит в этом тесном пространстве, не поддается человеческому пониманию. Например, представь себе, что должно происходить в мозгу пианиста, когда все его пальцы летают по клавишам, в то время как он играет сложную музыкальную композицию.

Каким изумительным чувством движения должен обладать его мозг, чтобы пальцы в нужный момент с определенной силой ударяли именно по тем
клавишам, которые соответствуют нотам в его памяти!

И когда он берет неправильную ноту, мозг немедленно сообщает ему об этом! Все эти невероятно сложные операции были запрограммированы в его мозгу
в результате многолетней практики. Но это возможно только благодаря тому, что музыкальные способности были предварительно запрограммированы в
человеческом мозгу с самого рождения.

Ни одно животное не может постичь своим мозгом такие вещи, не говоря уже о том, чтобы осуществить их. И никакая эволюционная теория не дает этому
объяснения. Не очевидно ли, что интеллектуальные качества человека отражают интеллектуальные качества Высшего Разума?

Это находится в согласии с заявлением в Бытие 1:27, где говорится: «И сотворил Бог человека по образу Своему». Животные не были сотворены по образу Бога.

Поэтому они не имеют тех способностей, которые имеет человек. Хотя животные совершают удивительные вещи благодаря заранее установленным, неизменным инстинктам, но они не выдерживают никакого сравнения с людьми, обладающими гибкостью в мышлении и в действиях и способностью постоянно расширять приобретенные знания.

Другую проблему для эволюции создает способность человека проявлять альтруизм - бескорыстную заботу о благе других. Один эволюционист заметил:
«Все, что эволюционировало путем естественного отбора, должно быть эгоистичным».

Конечно, многие люди эгоистичны. Но позже он признал: «Возможно, что еще одним уникальным качеством человека является способность к искреннему,
бескорыстному, неподдельному альтруизму».

Ценить чудо человека

Подумай только: человек начинает абстрактно мыслить, сознательно ставит перед собой цели, строит планы, чтобы достичь их, затем приступает к работе,
чтобы реализовать их, и находит удовлетворение в их осуществлении.

Созданный со способностью ценить прекрасное, с музыкальным слухом, с чутьем и любовью к искусству, со стремлением учиться, с неутолимым
любопытством и с изобретательным, творческим воображением, человек получает радость и удовлетворение от использования этих даров.

Он охотно принимает вызов проблем и с удовольствием использует свои умственные и физические способности, чтобы разрешить их.

Чувство нравственности, позволяющее различать добро и зло, и совесть, которая укоряет его, когда он заблуждается, - и этим также обладает человек.

Он находит счастье в дарении, и радость - когда он любит и любим. Все это увеличивает его радость жизни и придает его жизни смысл и значение.

Человек может созерцать растения и животных, великолепие гор и океанов или простор звездного неба и ощущать свою незначительность. У него есть чувство времени и вечности, он интересуется тем, как он появился на свет и куда он идет, и хочет понять, что стоит за всем этим.

Ни одно животное не предается таким раздумьям. Человек же ищет причины и основания. Все это является результатом того, что человек одарен дивным мозгом и несет «образ» того, кто его создал.

С удивительной проницательностью древний псалмопевец Давид воздал похвалу тому, кто сконструировал мозг и кому он приписывал чудо рождения
человека.

Он сказал: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни все части его, НМ» (Псалом 138:14-16).

Действительно, можно сказать, что оплодотворенное яйцо во чреве матери содержит «запись» всех частей формирующегося человеческого организма.

Сердце, легкие, почки, глаза и уши, руки и ноги, и удивительный мозг - эти и все остальные части организма были «записаны» в генетическом коде оплодотворенного яйца во чреве матери.

Этот код содержит внутреннее расписание, согласно которому все эти части появляются в должном порядке. был записан в Библии почти за три
тысячи лет до того, как современная наука вообще обнаружила генетический код!

Не является ли существование человека с его изумительным мозгом действительным чудом и основанием для удивления? Не очевидно ли также, что такое чудо может быть объяснено только сотворением, а не эволюцией?

Человеческий мозг - не разгаданная тайна?

«Человеческий мозг - самый чудесный и самый таинственный объект во всей вселенной» (Антрополог Генри Ф. Осборн).

«Каким образом мозг порождает мысли? Это является центральным вопросом, и у нас все еще нет на него ответа» (Физиолог Чарлз Шеррингтон).

«Несмотря на постоянное умножение детальных познаний, образ действия человеческого мозга все еще остается глубокой тайной» (Биолог Фрэнсис Крик).

«Каждый, кто говорит о компьютере как об „электронном мозге“, никогда не видел мозга» (Научный редактор д-р Эрвин С. Бенгельсдорф).

«В нашей активной памяти содержится в несколько миллиардов раз больше информации, чем в большом современном исследовательском компьютере»
(Научный писатель Мортон Хант).

«Поскольку мозг нельзя ни с чем сравнить и он неизмеримо сложнее всего другого в известной нам вселенной, нам, может быть, придется изменить
некоторые из наших наиболее страстно защищаемых взглядов, прежде чем удастся постичь загадочное строение мозга» (Невролог Ричард М. Рестак).

Относительно огромной пропасти между людьми и животными Алфред Р. Уоллес, один из «первооткрывателей эволюции», писал Дарвину:

«Естественный отбор мог бы одарить дикаря только мозгом, который ненамного превосходил бы мозг обезьяны, тогда как он обладает мозгом, который очень ненамного отстает от мозга заурядного члена нашего ученого общества».

Встревоженный этим признанием, Дарвин писал в ответ: «Я надеюсь, Вы не убили полностью нашего общего ребенка».

Говорить, что человеческий мозг развился из мозга какого-либо животного, - это значит пренебрегать доводами и фактами. Гораздо логичнее следующий вывод: «Я не могу не признать существование Высшего Интеллекта, который является автором целесообразного строения и развития невероятной взаимосвязи между мозгом и разумом - феномена, совершенно непостижимого для человека…

Я вынужден верить, что все это имело разумный источник, что Кто-то привел все это в действие» (Нейрохирург д-р Роберт Дж. Уайт).

Возможности человеческого мозга до сих пор полностью не изучены, хотя, согласно библейскому учению, человек создан по образу и подобию Бога. В обыденной жизни люди практически не пользуются способностями, которые в каждого заложены генетически.

Как работает головной мозг

Сама Природа постаралась надежно защитить главный орган человека, без которого невозможна жизнь:

  • вещество головного мозга спрятано в прочную черепную коробку, кости которой могут выдержать достаточно сильный удар кулаком;
  • волосяной покров надежно оберегает от холода и зноя;
  • насыщенность кровяными сосудами обеспечивает питание мозга;
  • жидкостная прослойка защищает орган от колебаний во время движения.

Головной мозг человека обеспечивает возможность говорить, слышать, видеть, думать, осязать, двигаться. Человеческий орган, в отличие от животного, способен оперировать логическими, нравственными, моральными категориями. Управляет всеми мышцами тела сознательно и бессознательно. Левая часть мозга управляет движениями правой стороны тела, а правая управляет противоположной частью. Больше развитая левая сторона головного мозга задает человеку техническую форму мышления. Правое полушарие соответствует гуманитарной ориентации. Если добиться одновременной работы обоих полушарий, то способность запоминать информацию возрастет во много раз.

Кора головного органа занимает площадь 2000-2500 кв. см, если считать в расправленном от извилин состоянии. Каждый участок ее отвечает за определенные функции.

Объем головного мозга составляет всего 2% от тела человека, но без его управления организм не сможет работать и жить.

Как тренировать память

Обыкновенный человек использует возможности мозга всего на 5-10% заданного природой. Как любой другой орган человеческого тела, мозг снабжен защитным механизмом, позволяющим использовать свои возможности ровно на такую величину, которая требуется в настоящий момент. Люди, перестающие тренировать умственные способности после окончания учебы в школе, институте, постепенно деградируют.

Плохая память – первый признак мозговой усталости.

Научные эксперименты доказали, что лучше функционирует мозг при постоянных умственных нагрузках:

  • решение математических задач с повышающейся сложностью;
  • разгадывание кроссвордов;
  • изучение иностранных языков;
  • запоминание определенного количества информации;
  • чтение книг;
  • компьютерные игры и находчивость.

Регулярное напряжение умственных способностей даже в течение получаса в день способно продлить разумную жизнь человека до самой старости.

Тренировки обеспечивают всестороннее развитие головного мозга:

  • увеличивается масса органа;
  • лучше осуществляется капиллярное кровяное снабжение;
  • уменьшается риск поражения мозга возрастными заболеваниями.

Простейшие упражнения для тренировки головного мозга даются еще в школе:

  • заучивание наизусть больших кусков прозаического текста, лучше на иностранном языке;
  • многократное переписывание домашнего или классного задания, добиваясь оформления текста без ошибок и помарок;
  • устный счет вслух.

Такие несложные тренировки памяти образуют основу интеллектуального воспитания человека.

Как стимулировать мозговую деятельность

Отлично воздействует на мозг техника скорочтения:

  • регулярные занятия на протяжении 3-4 месяцев с соблюдением определенного эмоционального состояния;
  • понимание сути прочитанного текста;
  • расширение поля, обхватываемого взглядом;
  • аутогенные тренировки памяти благоприятно воздействуют на состояние головного органа.

Тренировать мозг можно так же, как мышцы, добиваясь хороших результатов практически в любом возрасте:

  • чтение книг любого жанра развивает логическое мышление, проработку жизненных ситуаций с различных точек зрения;
  • при занятиях спортом вырабатывается гормон эндорфин, способствующий стимуляции мозговой активности;
  • часовая передышка в середине дня, отведенная под сон, помогает мозгу расслабиться для лучшего усвоения информации;
  • искусственная стимуляция мозговой деятельности наркотиками, алкоголем, никотином ведет к отмиранию мозговых клеток;
  • гормон эстроген, в большом объеме выделяемый организмом при сексе, помогает справиться с нервными перегрузками и стрессом. Особенно это актуально для женщин.

Необходимо каждый день изучать что-то новое, чтобы ликвидировать застой мозговой активности, но в большинстве случаев люди практически не используют возможности мозга, так как гораздо проще жить, как все.

Как развить сверхспособности

М. С. Норбеков построил свою оздоровительную систему, на принципе, что мозг можно «убедить» в физическом здоровье одного или нескольких органов. Тогда организм сам инициирует восстановительную «перенастройку» всего тела, подобно компьютерной программе.

Однако заниматься изо дня в день, пусть и несложными, но регулярными упражнениями, многим просто лень.
Лучшим временем для восприятия и запоминания информации считается детский возраст с 2 до 11 лет. Именно этот период следует использовать для закладывания в головной мозг ребенка основ фундаментальных знаний.

Новейший метод обучения – суггестология – заключается в запоминании большого объема информации в короткое время. Ученик, находясь в расслабленном состоянии, воспринимает обучающую программу под звуки музыки. Не надо напрягаться, стараясь запомнить материал, организм сам откладывает услышанное в уголки памяти. Таким способом можно увеличить объем информации примерно на 50% в сравнении с обычными обучающими программами.

Все большее распространение получают профессиональные тренинги, способствующие обучению молодых специалистов таинству мастерства в кратчайшие сроки.

Повышенное внимание уделяется паранормальным способностям головного мозга. Ясновидящие, экстрасенсы, гипнотизеры, предсказатели всех мастей заполонили рекламой страницы СМИ. Развить интуицию или другие экстрасенсорные способности можно, совмещая трудолюбие с воображением. Однако следует при этом учесть, что такие знания и возможности не каждому придутся по душе.

Часто сверхвозможности проявляются во время опасности, стресса или под воздействием несчастного случая: удар электротоком, падение с высоты, травма головного мозга. Таким образом, мозг замещает потерянные качества другими. У людей, потерявших зрение, развивается слух, осязание. Люди, не смирившиеся со своим положением вечной темноты, изыскивают необычные способы ориентироваться в пространстве, которые не может объяснить сегодняшняя наука.

Метод плацебо или веру в чудо не могут объяснить современные ученые. Распространенные случаи мгновенного исцеления от опасных заболеваний, в том числе и рака, так и остаются без вразумительного ответа.

Человек будущего

Ученые предполагают, что в настоящее время происходит формирование человека будущего, обладающего супервозможностями:

  • ухудшающаяся экологическая обстановка приводит к мутации генов, благодаря которым в мозгу открываются ранее незадействованные каналы;
  • новый человек, ощущая единство с космической базой информации, перестанет лгать и ценить материальный достаток, возродятся новые приоритеты;
  • усилием воли будущее поколение научится воздействовать на организм, способствуя очищению его и оздоровлению.

Людям необходимо научиться пользоваться возможностями своего мозга, чтобы приносить в мир любовь к ближнему, сострадание, мудрость, взаимопонимание. Развивая свои таланты, надо стремиться расширить рамки своего восприятия окружающей действительности, чтобы соответствовать высокому званию Человека.
Человеческому мозгу можно, как компьютеру, задать любую программу, целью которой должно быть созидание, а не войны с себе подобными. Если человек искренне захочет изменить окружающий мир и себя самого к лучшему, у него это обязательно получится.

Головной мозг человека – это не просто самый малоизученный орган тела. В настоящее время он представляет собой сплошную загадку для науки.

В среднем около полутора килограммов нервной ткани находится в черепе каждого из живущих в мире homo sapiens, и кило четыреста из них составляют «вес» загадки!

Науке известно, из чего состоит мозг. Наука даже частично выяснила уже примерное расположение большинства активных зон, отвечающих за тот или иной процесс. Вернее, она знает, где в основном сосредоточены нервные отростки, которые регулируют отдельные компоненты – поведение человека, его движения, мышление и речь. А вот собрать эти разрозненные кусочки мозаики в единую понятную картину ученым все никак не удается.

Например, такой элементарный вопрос: как вообще простая фактическая информация, поступающая от органов чувств, может превращаться в сложнейшее образование – психику? Ничего из того, что мы знаем об устройстве нервных клеток, не способно объяснить, каким образом они не только передают сигнал в обоих направлениях, но и «усваивают» его смысл.

Физиология клетки, все эти дендриты, аксоны и прочие подробности не имеют никакого касательства к процессу осознания самого значения импульсов. Импульсов, которые через них проходят. Это же совершенно разные вещи!

Или, к примеру, механизмы компенсации. Те самые, которые мозг задействует при восстановлении своей работы после травм. Правое полушарие может почти полностью взять на себя функции еще и левого, если последнее серьезно повреждено или погибло полностью. И наоборот, левое способно компенсировать большинство функций правого. А каким образом такое происходит, совершенно непонятно – ведь сами органы тела, если они не были травмированы, сигналов к подобным действиям не подают. И потом, из способности мозга менять естественное назначение каких-то своих участков следует, что ни один из этих участков изначально не создан выполнять одну функцию. Логично или нет? Пусть в процессе нормальной работы один конкретный участок мозга и отвечает за некий единственный процесс. Пусть каждый отдел мозга на протяжении жизни человека отвечает вообще за один рефлекс или действие. Более того, пусть даже у большинства людей одни и те же области мозга отвечают за одни и те же функции остального тела…

Эти знания мало чем могут помочь, поскольку на свете есть люди, у которых за два-три года то же самое «научились» делать совсем другие части того же органа.

Разумеется, вопросы еще и расстройств работы головного мозга выглядят чащей дремучего леса в самую глухую полночь. И это тоже логично. На фоне таких масштабных пробелов в определении нормы работы этого органа нет никакой возможности разобраться, где начинается патология. Эпилепсия, шизофрения, неврозы…

Да и большинство расстройств психики – чем их считать и как предотвратить, если неизвестно, откуда психика взялась?

Так ли уж правы врачи, когда относят все виды галлюцинаций к каким-либо заболеваниям или действию химических веществ?

Откуда у эпилептиков берется эта «аура» – последние перед началом припадка видения или запахи, которые сам больной помнит и которые повторяются из раза в раз?

В большинстве случаев видения эпилептической ауры носят довольно мрачный характер – причем даже у пациентов, не склонных к пессимизму или меланхолии.

Редко у кого признаком близкого припадка является эйфория…

А касательно шизофрении мнения вообще расходятся принципиальнее уже просто некуда. Что по поводу этого заболевания сказал бы Зигмунд Фрейд, может догадаться каждый – и пусть догадывается в меру изощренности собственной фантазии.

А вот остальная, не слишком подверженная влиянию фрейдизма, часть научного мира, «подозревает» в шизофрении даже инфекционное заболевание. Любопытный ход научной мысли? А почему бы нет, если такую симптоматику в былые времена вызывало, например, сифилитическое поражение мозга?

Да, это венерическое заболевание стало известно гораздо раньше, чем появились антибиотики для его лечения. А запущенная стадия этой болезни может проходить и с галлюцинациями, и с маниями, и с припадками – в зависимости от того, какая область мозга затронута инфекцией. Сифилис и с проказой путали частенько, так что факт почти полного отсутствия последних его стадий в наше время – это просто прекрасная новость…

Таким образом, с головным мозгом человека ситуация в современной науке складывается парадоксальная.

С одной стороны, его нормальная или ненормальная работа способна сказаться на работе абсолютно любого органа тела куда заметнее, чем даже очень обширная инфекция или травма. С другой стороны, медицине практически ничего не известно ни о механизме самонастройки мозга, ни о принципах регулирования им деятельности органов. Ни о методах, которыми он определяет, что и как нужно регулировать.

А между тем вопросы накапливаются. И меняющиеся чуть ли не ежедневно условия жизни диктуют новые ее правила – то есть ставят перед «начинкой» человеческого черепа все новые задачи и обнаруживают, естественно, новые проблемы.

В свете таких реалий хорошо бы, конечно, каждому человеку досконально знать, что науке про мозг уже известно, что было открыто лишь недавно и что только предполагается вскоре открыть. Загадки, которые таит в себе этот сгусток нервных волокон, могут содержать ключ и к грандиозным открытиям, и к феноменальным способностям. Тем, которые на данный момент считаются чем-то из области фантастики и вообще продукта не в меру развитого воображения.

Человеческий мозг нужно продолжать изучать – и нужно, пожалуй, даже больше, чем другие органы тела. Пускай мы в итоге и не станем все подряд телепатами, экстрасенсами или волшебниками. Зачем человеку волшебство, если он и безо всякой магии способен сделать столь много? Знания – это ведь тоже своего рода магия… В сверхспособностях можно усматривать определенное преимущество, только если ими не обладает более никто. А если все станут чародеями одновременно, ничего хорошего из этого точно не выйдет. Сколько на Земле сейчас живет миллиардов? А ведь среди них еще есть дети, сумасшедшие, люди с отклонениями в развитии и социопаты!..

Нет, раскрывать секреты собственного тела нужно не для развития телепатии. Но для того, чтобы стало меньше этих самых отклонений – разного рода, вида и ближайших последствий. Чтобы уменьшилось число парализованных после операций и несчастных случаев. Чтобы эпилепсия и шизофрения остались в прошлом подобно тому, как ушли из нашей жизни сифилис и закрытые для посторонних, густо населенные лепрозории… Вот причины, по которым действительно стоит этим заниматься.

Степень, в которой современный человек способен использовать свой мозг во благо себе же, – это необходимый минимум, и не более того. Во благо – то есть не для переделки мира по собственному хотению, а хотя бы для овладения элементарными процессами, проходящими в теле. В особенности теми, которые проходят отнюдь не лучшим образом.

Вопреки расхожему мнению, далеко не каждый человек хочет жить вечно. Хронически или тяжело больные люди редко этого хотят – и их желания понятны. Поэтому, возможно, слова о вечной жизни перестанут быть абстрактным понятием и обретут смысл лишь после того, как человек научится проживать полноценно хотя бы отпущенные ему пока 65–80 лет? Сейчас подобное удовольствие не доступно никому – даже самым влиятельным и богатым представителям человечества, которые болеют наравне со всеми и умирают ничуть не позже остальных людей. Разве не допустимо рассматривать подобное достижение как чудо, вполне сравнимое с переделкой мира? Вполне допустимо!

Для этого чуда нужно не столь уж много: научиться не конфликтовать с собственным организмом, а сотрудничать с ним. Граничащие с маниакальными желания обрести комплекцию мумии Тутанхамона, попробовать все торты на свете или нарастить сверхъестественные (в прямом смысле, ибо естественными они кажутся редко – обычно в темноте) формы там, где их просто быть не должно… Да, все это – очень распространенные виды борьбы против самого себя. Но есть и еще одна роскошная, хитро закрученная, выросшая на вековой путанице и обычных бытовых заблуждениях ветвь наступления по этому фронту. Зовется она недопониманием. В данном случае недопониманием истинных требований и нужд организма. А ведь они у него есть, и их немало. В том числе у головного мозга. Этот орган является в теле человека главнокомандующим, способным отдать любому другому органу приказ не только об активизации, но и об отказе. И орган ему беспрекословно подчинится. А мы не знаем о том, что нужно этому главнокомандующему, ровным счетом ничего. Это риск, и риск большой.

Хотелось бы сказать, что мы сейчас намерены осветить данный вопрос в полной мере, рассмотреть все, на что способно содержимое человеческого черепа, прояснить уйму спорных мест и самых распространенных заблуждений… Однако ничего подобного не произойдет.

Такого никто на данный момент сделать не может – ни ученые, ни публицисты, ни экстрасенсы.

Зато рассказать хотя бы о тех удивительных и одновременно доказанных механизмах, которые заложены и ежедневно работают прямо у каждого из людей под (то есть буквально над) носом, уже можно попытаться. Темных мест и провалов в знаниях о головном мозге от этого меньше, конечно же, не станет. Но, как было отмечено выше, даже просто лучше понять, что он такое и каким образом его обладатель мог бы выразить ему «признательность» за неустанные труды, будет немалым достижением.

Тем паче что при отсутствии единой научной концепции на данную тему единственным, кто хотя бы потенциально способен на такой диалог, остается действительно только сам человек.

Мозжечок: что мы можем потерять вместе с ним?

Состоит мозг из белого вещества и серого - это знают все. И одно и второе является нервной тканью. Только белое вещество образуется в основном нейронами, проводящими сигнал в одном направлении, а серое вещество состоит из нейронов мультиполярных. То есть способных пропускать множество сигналов в различных направлениях.

Полностью из серого вещества состоит кора головного мозга, а полностью из белого – внутренняя, как бы базовая часть полушарий.

На всех снимках этого органа нам первыми бросаются в глаза сами полушария. И если попросить любого человека навскидку, утрированно нарисовать мозг на бумаге по памяти, он обязательно нарисует – опять-таки их, родимых. На самом же деле при чисто внешнем осмотре невооруженным глазом можно увидеть сразу три большие части головного мозга – запоминающегося вида полушария, мозжечок (см. рис. 3, с. 36) и мозговой ствол (см. рис. 2, с. 25). Чтобы увидеть множество прочих деталей, мозг необходимо либо перевернуть, либо разрезать вдоль разделяющей полушария борозды, так как эти два самых крупных и самых развитых отдела накрывают собой остальные, словно шапка.

Рис. 1. Мозжечок (М) отвечает за координацию наших движений: I – кора больших полушарий; II – таламус; III – варолиев мост; IV – продолговатый мозг; V – спинной мозг

Мозжечок находится под «куполом» полушарий. Если говорить о его местонахождении, ориентируясь на собственную голову, то мозжечок расположен в области затылка. Он соединен тремя парами ножек с соответствующими отделами основного мозга и тоже состоит из двух полушарий (правда, выраженных чуть менее явно) и так называемого червя. Червь отвечает за поддержание нужного положения туловища, в то время как полушария больше «заняты» точными и плавными движениями конечностей.

Иными словами, мозжечок отвечает за координацию движений человеческого тела и соответствующую работу его мышц (см. рис. 1). А еще – за их общий тонус и поддержание равновесия туловища. Всего-то? Да, если учесть, что каждый шаг человека требует участия около 300 мышц… И это – на ровной поверхности, без учета нужды балансировать или приплясывать на ходу! И потом, есть ли необходимость напоминать, что говорим и смотрим мы тоже мышцами? То есть сама-то речь формируется, естественно, в другом «месте» головного мозга, да и обработка зрительных сигналов происходит не в мозжечке. Но для элементарной артикуляции – проговаривания того, что мы только что придумали сказать, – нужны мышцы рта и глотки, не правда ли? Равно как и для того, чтобы скосить глаза или подстроить хрусталик для рассмотрения ближних и дальних объектов…

Так что работенка у мозжечка совсем не из легких, особенно если учесть, что большинство процессов жизнедеятельности организма человека связано с механическими движениями.

Когда желудок переваривает пищу, он сокращается. Когда кишечник допереваривает оставшуюся часть, всасывает вещества и проталкивает неусвояемый остаток дальше, к прямому кишечнику, он тоже сокращается, и называется это перистальтикой. Сердце сокращается при работе – как и легкие, и диафрагма (эластичная перегородка, отделяющая полость желудка от грудной клетки)… И лабораторные опыты на вечных мученицах науки собаках неоднократно подтверждали наступление расстройств всех этих функций, стоило ученым только нарушить работу мозжечка или удалить его.

Нет, полное прекращение не наступит даже при полном его удалении, однако сформируется ряд комплексных нарушений. Прежде всего, в корне изменится работа желудочно-кишечного тракта – появится диарея, отсутствие аппетита и комплекс симптомов сахарного диабета. Возникнет затруднение дыхания, глотания, нарушится (станет как бы скандирующей по слогам) речь. Жестикуляция человека с поражениями мозжечка станет избыточной или, напротив, неполной – впрочем, обычно наблюдаются оба эффекта одновременно. Изменится до шатающейся походка, явятся головокружения, неспособность выполнить даже самую простую последовательность движений – и т. д. и т. п.

Говоря точнее, человек после полного удаления мозжечка все равно едва ли проживет дольше суток. Процессы-то не прекратятся, однако сила и масштабы дисбаланса будут наверняка таковы, что даже узконаправленная интенсивная терапия не поможет. Во всяком случае, подобных экспериментов на людях никто пока проводить не пробовал, и оценка выживаемости здесь выведена чисто математически. В то же время известно и доказано, что частичное удаление мозжечка провоцирует соответствующий «букет» симптомов, однако лишь в течение первых 7-10 дней. Впоследствии же они ослабевают и изредка исчезают полностью. Срабатывает компенсационный механизм головного мозга, и утраченные функции берет на себя кора лобных долей больших полушарий. Но для этого головному мозгу необходимо ощущать хотя бы частичную связь с мозжечком (или тем, что от него осталось).

Дело в том, что мозжечок служит своего рода переходным мостом, связывающим головной мозг со спинным. И связь этого узла именно со спинным мозгом даже гораздо более прочная, чем с головным. Именно поэтому полное разрушение такого моста приведет в лучшем случае к полному же параличу вплоть до невозможности моргнуть или пошевелить губами. А в худшем – прогрессирующая аритмия сердечной мышцы быстро спровоцирует летальный исход. От частичных же травм мозжечка сильнее всего страдает работа мышц-разгибателей.

В общем, жизнь без мозжечка покажется нелегкой даже самому оптимистически настроенному человеку. Есть такое заболевание – атаксия (от греч. «беспорядок», «путаница»), при котором не образуется или гибнет большинство необходимых для нормальной работы мозжечка нейронов. Чаще всего атаксия передается по наследству. И для таких больных элементарные движения составляют немалую сложность. Необходимость налить воду из чайника в стакан, подняться по лестнице, удерживать тело в вертикальном положении – все эти наполняющие наш ежедневный быт ритуалы для них составляют предмет специальных тренировок и упорного труда. Так что заболевание это крайне серьезное. Пусть оно не смертельно само по себе, зато в нем содержится зародыш массы смертельных несчастных случаев и бытовых травм в самых тривиальных для здорового человека обстоятельствах.

В итоге в определении роли мозжечка современная наука остановилась на взглядах Л. А. Орбели. Именно этот отечественный физиолог еще в 1949 году первым предположил, что мозжечок выполняет функцию как бы регулятора взаимоотношений между различными частями нервной системы. Просто на основе того факта, что большинство двигательных программ организма нарушается, однако не прекращается полностью. Из чего и был сделан вывод, что, выражаясь научно, мозжечок является интегративной системой головного мозга. То есть участвует в составлении программ движения организма для каждой конкретной ситуации. И регулирует активность тех или иных органов (тканей), которые должны быть задействованы в намеченном событии – будь то утренняя пробежка, прием пищи или научная лекция.

Впоследствии же данная теория была дополнена еще одним немаловажным наблюдением. А именно: травмы мозжечка провоцируют расстройство в том числе двигательных навыков, полученных человеком в результате специального обучения. То есть навыка, допустим, как у спортсменов или пациентов, занятых в отдельных сферах физического труда. Так и возникло предположение, что само обучение человека подобным специфичным, не свойственным большинству других людей, движениям проходило тоже с участием мозжечка.

В остальном же мозжечок считается одной из наиболее изученных частей головного мозга. Изученной настолько хорошо, что недавно был даже создан и продемонстрирован в действии первый простейший чип – компьютерный аналог естественного мозжечка.

Эксперимент был поставлен командой израильских ученых под руководством проф. М. Минца из университета Тель-Авива. Полностью парализованную белую крысу заново научили моргать с помощью электродов, вживленных на место разрушенного мозжечка. Импульсы от неповрежденных отделов мозга грызуна поступали в ходе опыта на микроскопический компьютерный чип. Тот, в свою очередь, расшифровывал их и передавал дальше – центральной нервной системе животного. Устройство, продемонстрированное в Израиле, представляет собой пока что самую примитивную из возможных конструкцию такого рода. Однако впоследствии проф. М. Минц предполагает «обучить» микрочип распознаванию и других сигналов мозга, чтобы расширить его функциональность.

Впрочем, исследователи из Тель-Авива – не первые, кто проводит эксперименты такого рода.

В журнале, издаваемом центром нейроинженерии (Centre of Neural Engineering) при университете Южной Калифорнии (University of Southern California) 1
Отчетную статью калифорнийской группы можно прочесть, соответственно, в Neural Engineering Journal: Berger Т. W., Hampson ft E., Song D., Goonawardena A., Marmarelis V. Z., Deadwyler S. A. A cortical neural prosthesis for restoring and enhancing memory//J. Neural Eng. 2011. Vol. 8. № 4

Д-р Т. У. Бергер с соавторами представил статью – отчет об уже проведенной работе. Она стала результатом опытов его группы по восполнению функций другой части мозга – гиппокампа. Эта область отвечает за перенос новой информации из краткосрочной в долгосрочную память – как у людей, так и у животных. Оборудование, разработанное в университете Калифорнии, представляет собой гораздо более сложную по функционалу конструкцию. Лабораторных мышей в этих опытах обучали нажимать две педали. При этом лишь нажатие одной из них сопровождалось вознаграждением. Без чипа и при «выключенном» анестезией гиппокампе мыши запоминали нужную педаль лишь на несколько минут. Зато с помощью компьютера и его способности правильно распознавать сигналы памяти ученым удалось выработать у мышей требуемый навык. Более того, оказалось, что вживление такого чипа в здоровый гиппокамп грызуна существенно улучшало и скорость запоминания им педалей, и общие свойства его памяти.

Если необходимо еще более наглядное сравнение роли мозжечка в деятельности центральной нервной системы, то ни для кого не секрет, что изначально по образу и подобию человеческого мозга создавался компьютер. Равно как и большинство программ, которыми оперирует современная цифровая техника. Так вот, одной из служебных программ любого компьютера является так называемый менеджер процессов. Он распределяет очередность выполнения основных программ, процессорное время и системные ресурсы, которые они могут задействовать. Более всего работа мозжечка напоминает функции такого менеджера процессов. Только его быстродействие неизмеримо превышает возможности любого самого мощного менеджера, установленного в разветвленной корпоративной сети. Высоким технологиям такой совершенный баланс точности и скорости пока даже «не снился»!

Ствол головного мозга – что он такое?

Мозговой ствол по сути исполняемых им функций близок к мозжечку. Более того, именно он напрямую соединяет полушария большого мозга с мозгом спинным. Как и мозжечок, он состоит из нескольких частей, имеющих свою специализацию. Обычно в нем выделяют продолговатый мозг, варолиев мост, средний мозг и промежуточный мозг (см. рис. 3, с. 36). Собственно, некоторые исследователи и склонны на основании сходства функций считать мозжечок не отдельной формацией, а еще одной частью мозгового ствола. Ну хоть так, хоть этак, а ствол тоже отвечает за координацию движений. Вернее, за положение тела в пространстве. Как это работает, нужно объяснять на примере.

Допустим, когда человек сидит с завязанными глазами на стуле, он тем не менее чувствует, какое положение занимает его тело в пространстве, верно? Он не видит ни стен, ни пола, ни самого стула. Однако, если его, не развязывая глаз, уложить на пол или, скажем, перевернуть вверх ногами несколько раз подряд, он после прекращения манипуляций все равно уверенно определит, стоит ли он сейчас или лежит, или вообще висит вниз головой… Вот за ощущение человеком положения своего тела даже при отсутствии зрительных ориентиров отвечает мозговой ствол.

Самая большая загадка для ученых - не безграничность космоса или образование Земли, а человеческий мозг. Его возможности превышают способности любого современного компьютера. Мышление, прогнозирование и планирование, эмоции и чувства, наконец, сознание — все эти присущие человеку процессы, так или иначе, протекают в пределах небольшого пространства черепной коробки. Работа человеческого мозга и ее изучение связаны гораздо сильнее, чем любые другие объекты и способы исследования. В данном случае они практически совпадают. Мозг человека изучается при помощи мозга человека. Возможность понять протекающие в голове процессы фактически зависит от способностей «мыслительной машины» познавать саму себя.

Структура

Сегодня довольно много известно о строении головного мозга. Он состоит из двух полушарий, напоминающих половинки грецкого ореха, покрытых тонкой серой оболочкой. Это кора больших полушарий. Каждая из половинок условно поделена на несколько долей. Самые древние в эволюционном плане отделы мозга, лимбическая система и ствол, находятся под мозолистым телом, соединяющим два полушария.

Человеческий мозг состоит из клеток нескольких разновидностей. Большая часть из них — это глиальные клетки. Они выполняют функцию соединения остальных элементов в единое целое, а также принимают участие в усилении и синхронизации электрической активности. Примерно десятая часть клеток мозга — это нейроны различных форм. Они передают и принимают электрические импульсы при помощи отростков: длинных аксонов, транслирующих информацию от тела нейрона дальше, и коротких дендритов, принимающих сигнал от других клеток. Соприкасающиеся аксоны и дендриты образуют синапсы, места передачи информации. Длинный отросток выделяет в полость синапса нейромедиатор, химическое вещество, влияющее на работу клетки, оно попадает на дендрит и приводит к торможению или возбуждению нейрона. Сигнал передается по всем связанным клеткам. В результате очень быстро возбуждается или тормозится работа большого числа нейронов.

Некоторые особенности развития

Человеческий мозг, как и любой другой орган тела, проходит определенные стадии своего формирования. Ребенок появляется на свет, так сказать, не в полной боевой готовности: процесс развития мозга на этом не завершается. Наиболее активные его отделы в этот период находятся в древних структурах, отвечающих за рефлексы и инстинкты. Кора функционирует хуже, поскольку состоит из большого числа незрелых нейронов. С возрастом человеческий головной мозг утрачивает часть из этих клеток, зато приобретает множество прочных и упорядоченных связей между оставшимися. Погибают «лишние» нейроны, не нашедшие себе места в образовавшихся структурах. На сколько работает человеческий мозг, по-видимому, зависит от качества связей, а не от количества клеток.

Распространенный миф

Понимание особенностей развития головного мозга помогает определить несоответствие реальности некоторых привычных представлений о работе этого органа. Бытует мнение, что человеческий мозг работает на процентов 90-95 меньше, чем может, то есть используется примерно его десятая часть, а остальная таинственно дремлет. Если перечитать вышеизложенное, становится понятно, что не использующиеся нейроны не могут долго существовать — они погибают. Скорее всего, подобная ошибка — результат бытовавших некоторое время назад представлений, что работают только те нейроны, которые передают импульс. Однако в единицу времени в подобном состоянии находится лишь некоторые клетки, связанные с необходимыми сейчас человеку действиями: движением, речью, мышлением. Спустя несколько минут или часов им на смену приходят другие, ранее «молчавшие».

Таким образом, в течение определенного времени в работе тела участвует весь мозг, сначала одними своими частями, затем другими. Одновременная активация всех нейронов, которая подразумевает столь желанную многими 100% работу мозга, может привести к своеобразному короткому замыканию: человек будет галлюцинировать, испытывать боль и все возможные ощущения, содрогаться всем телом.

Связи

Получается, нельзя говорить, что какая-то часть мозга не работает. Однако способности человеческого мозга используются, действительно, не полностью. Дело, правда, не в «спящих» нейронах, а в количестве и качестве связей между клетками. Любое повторяющееся действие, ощущение или мысль закрепляются на уровне нейронов. Чем больше повторений, тем прочнее связь. Соответственно, более полноценное использование мозга предполагает построение новых связей. На этом построено обучение. Детский мозг еще не имеет стойких связей, они формируются и закрепляются в процессе знакомства ребенка с миром. С возрастом внести изменения в сложившуюся структуру становится все сложнее, поэтому дети легче обучаются. Тем не менее, при желании развить способности человеческого мозга можно в любом возрасте.

Невероятно, но факт

Способность образовывать новые связи и переобучаться дает поразительные результаты. Известны случаи, когда она преодолевала все грани возможного. Человеческий мозг — структура нелинейная. Со всей определенностью в нем нельзя выделить зоны, которые выполняют одну конкретную функцию и никакую больше. Более того, при необходимости части головного мозга могут брать на себя «обязанности» травмированных зон.

Так произошло с Говардом Рокетом, в результате инсульта обреченным на инвалидное кресло. Он не пожелал сдаваться и с помощью ряда упражнений пытался разрабатывать парализованные руку и ногу. В результате каждодневного упорного труда через 12 лет он смог не только нормально ходить, но и танцевать. Его головной мозг очень медленно и постепенно перенастроился таким образом, чтобы непострадавшие его части смогли выполнять функции, необходимые для нормального движения.

Паранормальные способности

Пластичность головного мозга - не единственная его особенность, поражающая ученых. Нейробиологи не обходят своим вниманием и такие явления, как телепатия или ясновидение. В лабораториях ставятся эксперименты, призванные доказать или опровергнуть возможность таких способностей. Исследования американских и английских ученых дают интересные результаты, позволяющие предположить, что их существование - не миф. Однако окончательного решения нейробиологи пока не вынесли: для официальной науки по-прежнему есть определенные грани возможного, человеческий мозг через них переступить, как считается, не может.

Работа над собой

В детстве по мере отмирания не нашедших себе «места» нейронов исчезает способность помнить все и сразу. Так называемая эйдетическая память встречается у малышей достаточно часто, у взрослых — это крайне редкий феномен. Однако человеческий мозг представляет собой орган и, как любая другая часть тела, он поддается тренировке. А значит, можно и память улучшить, и интеллект подтянуть, и творческое мышление развить. Важно только помнить, что развитие человеческого мозга — дело не одного дня. Тренировки должны быть регулярными независимо от поставленных целей.

Непривычно

Новые связи образуются в тот момент, когда человек делает что-то не как обычно. Простейший пример: на работу можно добраться несколькими путями, но по привычке мы всегда выбираем один и тот же. Задача — выбирать каждый день новую дорогу. Это элементарное действие принесет плоды: мозг будет вынужден не только определять путь, но и регистрировать новые визуальные сигналы, идущие от неизвестных ранее улиц и домов.

В число подобных тренировок можно отнести и использование левой руки там, где привычна правая (и наоборот, для левшей). Писать, печатать, держать мышку так неудобно, зато, как показывают эксперименты, уже спустя месяц таких тренировок значительно усилится творческое мышление и фантазия.

Чтение

О пользе книг нам говорят с самого детства. И это не пустые слова: чтение способствует повышению активности мозга в противоположность просмотру телевизора. Книги помогают развиваться фантазии. Под стать им действуют кроссворды, ребусы, игры на логику, шахматы. Они стимулируют мышление, заставляют нас пользоваться теми возможностями головного мозга, которые обычно не востребованы.

Физические упражнения

На сколько работает человеческий мозг, на всю мощность или нет, зависит и от нагрузки на все тело. Доказано, что физические тренировки за счет обогащения крови кислородом положительно сказываются на активности мозга. Кроме того, удовольствие, которое получает тело в процессе регулярных упражнений, улучшает общее состояние и настроение.

Существует большое число способов повысить активность головного мозга. Среди них есть и специально разработанные, и крайне простые, к которым мы, сами того не зная, прибегаем каждый день. Главное — это последовательность и регулярность. Если сделать каждое упражнение по разу, существенного эффекта не последует. Ощущение дискомфорта, возникающее вначале - не повод бросать, а сигнал, что это упражнение заставляет мозг работать.