Статус мигранта во Франции - что изменит новый закон? Льготы для инвалидов иностранцев в Париже, какие нужны документы




В социальной практике идея равенства прав граждан начала широко реализовываться только в XX столетии и прежде всего через защиту равных с другими прав для отдельных слоев общества.

Инвалиды оказались последними в ряду тех, кто обрел на Западе равные со всеми права. Общество не сразу осознало, что нет смысла в демократии, если существует социальная изоляция инвалидов. Нигде благополучие инвалидов не пришло само по себе. За него боролись пикетами и митингами. Борьба шла по двум направлениям: за право иметь равные условия и возможности с другими людьми и за право на развитие

врожденных способностей личности, право жить независимо, осмысленно, активно.

Сложившиеся в развитых странах системы социальной защиты инвалидов включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, представленных нормативным закреплением прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.

Конституционное и иное нормативное закрепление принципа равных прав инвалидов и неинвалидов, запрещение дискриминации человека по ряду признаков, в том числе по причине инвалидности, типично для законодательства ряда зарубежных стран.

Высказанная и обоснованная просветителями XVII века в концепции естественных прав человека идея о равенстве всех людей на Земле, как юридический принцип, была закреплена в Декларации независимости СИТА 1776 года, В дальнейшем она нашла отражение в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 года, в других актах.

Достижением мировой цивилизации в гуманитарной сфере явилось принятие ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека. В нее не были непосредственно включены разделы об отношении к инвалидам, но она провозглашала равенство прав "всех людей без исключения".

Затем последовало принятие ООН в 1975 году Декларации прав инвалида. "Инвалиды, - говорится в ней, - каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной".

Принцип равных прав инвалидов и неинвалидов предполагает, что потребности всех без исключения индивидов имеют одинаково важное значение. Имеющиеся в обществе средства следует использовать таким образом, чтобы создать для инвалидов условия жизни, при которых они могли бы осуществлять все человеческие формы деятельности, характерные для каждого человека данного общества.

В Соединенных Штатах Америки права инвалидов закреплены законодательно и включены в общую систему гражданских прав, запрещающую дискриминацию человека. Базовым нормативно-правовым актом в данном вопросе является Закон 1990 года "Об инвалидах", защищающий на федеральном уровне права этой социальной группы и запрещающий ее дискриминацию в трудовых отношениях, в государственных органах власти, в местах общественного пользования, торговле, на транспорте. Закон предписывает органам власти всех уровней обеспечивать для инвалидов "равный доступ к получению преимуществ от различного вида деятельности, программ и услуг". Это включает пользование государственными системами образования, здравоохранения, социальных услуг, нахождение в судах, на избирательных участках и городских собраниях. Закон обязывает предпринимать "разумные изменения политики, практики и процедур для избежания дискриминации в отношении инвалидов". Кроме того, соответствующие государственные службы и строительные компании должны учитывать особенности инвалидов при возведении новых и реконструкции имеющихся зданий и строений, чтобы облегчить доступ в них людям, пользующимся инвалидными колясками. Администрация общественного транспорта не должна допускать дискриминации инвалидов при предоставлении своих услуг. Ей полагается обеспечивать инвалидам надлежащие удобства при посадке - высадке и проезде или предоставлять специальные транспортные средства тем инвалидам, которые не в состоянии самостоятельно пользоваться обычными видами общественного транспорта. Законом США "О трудоустройстве инвалидов" запрещается их дискриминация при приеме на работу, продвижении по службе, профессиональном обучении, оплате труда.


Конституция Канады также закрепляет принцип равноправия инвалидов и невозможности дискриминации их по принципу физической или умственной неполноценности.

В Основной Закон ФРГ в 1994 году внесена поправка следующего содержания: "Никто не должен ущемляться из-за своих недостатков (умственных или физических)". В настоящее время в ФРГ завершена процедура принятия IX раздела Кодекса социального законодательства (Реабилитация и участие инвалидов в жизни общества), в котором обобщены юридические предписания, касающиеся вопросов реабилита1щи и обеспечения прав инвалидов. Дополнение, внесенное в Кодекс, вступило в силу 1 июля 2001 г.

Закон Великобритании "О недискриминации инвалидов" 1995 года также включает принцип равных прав инвалидов и неинвалидов.

В Венгрии принцип равных прав закреплен в законе "О правах инвалидов и обеспечении для них равных возможностей" 1998 года.

В 36 законах Китая имеются нормы, гарантирующие права и интересы инвалидов.

Наличие статистических данных о количестве инвалидов в стране, прогнозирование и выявление динамики роста численности инвалидов, причин инвалидности, разработка системы мер по ее предупреждению, определение возможных затрат государства на эти цели имеют важное значение.

В третьем тысячелетии население планеты должно осознать наличие инвалидов и необходимость создания для них нормальных условий жизни, Согласно статистике, в среднем 10% жителей нашей планеты (более 500 млн. чел) имеют врожденные или приобретенные ограничения жизнедеятельности, один из десяти человек страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения страдают расстройствами здоровья. Примерно одна семья из четырех имеет в своем составе инвалида.

Эти цифры красноречиво говорят о масштабности проблемы и, помимо ее всеобщего характера, свидетельствуют о широком распространении этого явления в любой стране, особенно в странах с большой численностью населения. Согласно информационно-справочному материалу Министерства иностранных дел Российской Федерации (исх. №.653/дгпч от 25 апреля 2001 г) в Китае насчитывается более 60 млн. инвалидов, что составляет 5% от численности населения, в США - 54 млн. инвалидов, что составляет 19%.

Настораживающими являются прогнозы динамики роста численности инвалидов в мире, особенно активного трудового возраста, например, в Канаде в течение ближайших 15 лет их число может увеличиться более чем в 2 раза. Самой неблагоприятной оценивается ситуация среди коренного населения, где умственными и физическими недостатками страдают почти 30% взрослого населения - показатель, более чем в 2 раза превышающий средние цифры по стране (информация МИД России от 25 апреля 2001 г).1 ()

Рост инвалидов в международном масштабе объясняется как ростом самого показателя, свидетельствующего об ухудшении здоровья жителей планеты, так и расширением критериев определения инвалидности, прежде всего по отношению к лицам пожилого возраста и в особенности к детям. В общем контингенте инвалидов мужчины составляют более 50%, женщины - более 44%, 65-80% составляют люди пожилого возраста.

Причинами наступления инвалидности в мире считаются:

болезни сердечно-сосудистой системы (более 25%);

злокачественные новообразования (более 22%);

травмы (более 14%);

болезни органов дыхания и туберкулез (около 8%);

психические расстройства (около 3%).

Из класса болезней органов кровообращения ведущее место занимают цереброваскулярные болезни (более 35%) и ишемическая болезнь сердца (более 37%), уровень которых составляет 15,1 и 14,8 случаев на 10 тыс. населения.

Распространенность инвалидности в целом выше среди городского населения по сравнению с сельскими жителями.

Увеличение общего числа инвалидов во всех развитых странах мира и особенно числа детей-инвалидов (насчитывается от 0,12% в Великобритании до 18% в Канаде от общего числа инвалидов) поставило в число национальных приоритетов этих стран проблему предупреждения инвалидности и профилактики детской инвалидности (информация МИД России от 25 апреля 2001 г)."

Термин "предупреждение инвалидности", согласно Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов, означает осуществление комплекса мер, направленных на предупреждение возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня).

В Федеративной Республике Германии, согласно Кодексу социального законодательства, особое внимание со стороны государства уделяется реабилитации инвалидов и мерам раннего обнаружения болезни с использованием всех доступных средств для максимально возможного вовлечения их в полноценную жизнь общества, устранения или уменьшения последствий заболевания.

На начальном этапе, как правило, оказываются услуги медицинского характера; лечение в больницах, курортно-санаторных организациях и 19-ти специальных реабилитационных центрах (на 3200 койко-мест) посредством лечебной гимнастики и спорта, массажа, особой терапии с учетом характера инвалидности. В центрах изготавливаются протезы, предоставляются ортопедические и другие вспомогательные средства. При этом предпочтение отдается, по возможности, амбулаторному способу лечения.

На втором этапе реабилитационных мероприятий оказывается содействие (с учетом физических возможностей, склонностей, профпригодности и опыта) в получении необходимых навыков для последующей трудовой деятельности на рынке труда, профессиональной подготовке и переподготовке. Этим целям служат 28 заведений профтехобразования для взрослых (на 15 тыс. мест), учебный план которых включает приобретение профессий в сфере торговли, управления, промышленности, техники, а также в области здравоохранения и социальных услуг. При необходимости возможно проживание в интернате.

Для инвалидов с психическими отклонениями образовано 8 особых тренировочных центров со сходными задачами (на 457 мест).

Молодые люди, которые находятся под наблюдением врачей, психологов и педагогов и которым по состоянию здоровья противопоказано производственное обучение, постигают основы подходящих для них профессий в одном из 46 специальных учебных заведений (всего 12,3 тыс. мест).

В США, Великобритании, Канаде, Германии в результате реализации национальных программ по профилактике детской инвалидности почти 100% новорожденных обследуются на наследственные заболевания - фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, что позволяет своевременно выявлять эти заболевания, целенаправленно проводить лечение и избежать отставания в психическом развитии ребенка. За счет использования цитогенетических и перинатальных исследований предупреждается

рождение детей с генетическими и врожденными заболеваниями. Ранняя аудиологическая диагностика позволяет выявлять детей, страдающих врожденной глухотой, и проводить раннюю реабилитацию.

Положителен опыт этих государств в вопросе определения возможных затрат и реального выделения средств на осуществление реабилитационных мероприятий. По данным за 1999 год, в ФРГ (6,6 млн. инвалидов) только на эти цели было выделено 53 млрд. марок (около 675,2млрд. российских руб), в Канаде (4,2 млн. инвалидов) - около 1,5 млрд. канад. долл. (около 27 млрд. руб), в Великобритании (5 млн. инвалидов) - около 1 млрд. ф. ст., что составляет 41 млрд. руб. (информация МИД России от 25 апреля 2001 г).13

Законодательством зарубежных стран закрепляются институты социальной защиты инвалидов, определяется круг государственных органов, участвующих в реализации программ защиты этих граждан и ответственных за них или координирующих вопросы социальной защиты инвалидов.

С середины 70-х годов в ряде государств мира были приняты специальные законодательные акты но проблемам инвалидов. Они представляют практический интерес для России.

В Германии, например, выделяются три формы социальной защиты инвалидов, а именно социальное страхование, компенсация и помощь.

Вопросы социальной защиты инвалидов регулируются законами:

Об инвалидах 1974 года;

Об единообразии мер по реабилитации 1974 года;

О содействии инвалидам в пользовании общественным транспортом 1979 года;

О борьбе с безработицей среди инвалидов 2000 года;

Кодексом социального законодательства.

В указанных актах содержатся юридические предписания, касающиеся вопросов обеспечения прав и реабилитации инвалидов, в том числе гарантий их избирательного права, обучения, образования, пользования общественным транспортом, специального оборудования рабочих мест, улучшения их положения на рынке труда, снижения безработицы этой категории населения.

Законодательной основой системы защиты прав инвалидов в Великобритании являются законы:

О национальной помощи 1948 года;

Об инвалидах 1986 года;

О пособиях по пожизненной инвалидности и для работающих инвалидов 1991 года;

О социальном обеспечении 1994 года;

о недискриминации инвалидов 1995 года и др.

Данные законы, наряду с конституционными правами; провозглашают права инвалидов на обучение и образование, более легкий и удобный доступ к товарам широкого потребления, социальным службам, учебным заведениям и жилью, на получение работы. Законы и подзаконные акты требуют, чтобы все вводимые в эксплуатацию железнодорожные поезда были полностью обустроены для перевозки инвалидов, включая удобный въезд инвалидных колясок, С конца 2000 года эти правила распространяются на новые городские автобусы и автобусы дальнего следования.

В реализации программ социальной защиты инвалидов в развитых странах мира участвуют, наряду с государственными органами, общественные организации и благотворительные союзы.

В США общий надзор за соблюдением федерального законодательства по делам инвалидов и недопущением в отношении их какой-либо дискриминации возложен на министерство юстиции.

Контрольными функциями по обеспечению прав инвалидов в различных областях наделены и другие федеральные ведомства;

министерство образования (отдел специальных образовательных программ);

министерство здравоохранения и социальных служб (управление по гражданским правам);

министерство жилищного строительства и городского развития (отделы по правам инвалидов и по обеспечению равных возможностей при строительстве жилья);

министерство труда (управление программ по заключению трудовых соглашений);

министерство транспорта (федеральная администрация городского транспорта при министерстве);

министерство по делам ветеранов (по вопросам инвалидов-ветеранов);

министерство сельского хозяйства (отдел распределения талонов бесплатной продовольственной помощи инвалидам, обмениваемых в магазинах на продукты питания);

комиссия по гражданским правам;

комиссия по соблюдению равных возможностей при трудоустройстве и др.

В Канаде программы, направленные на решение проблем инвалидов, существуют более чем в 30 министерствах, агентствах и других государственных органах. Общую координацию социальной адаптации инвалидов осуществляет министерство развития людских ресурсов (бюро по делам инвалидов). Бюро сотрудничает с другими государственными институтами, занимается мониторингом научных исследований в данной области. Главными направлениями деятельности бюро являются;

обеспечение соблюдения гражданских прав, обучение, трудоустройство, улучшение жилищных условий, решение проблем транспортировки инвалидов, их доступ к всевозможным источникам информации. Под эгидой Министерства развития людских ресурсов существуют Фонд возможностей, Федерально-провинциальная программа содействия трудоустройству инвалидов, программа "Социальное развитие в партнерстве".

Министерство канадского наследия вовлечено в работу с инвалидами через управление по делам спорта, координирующее параолимпийский спорт, а также строительство специально оборудованных спортивно-оздоровительных центров по всей стране, а также через управление национальных парков, осуществляющее программу усовершенствования доступа инвалидов в парки и рекреационные зоны.

Министерство транспорта занимается вопросами доступности и безопасности транспортной системы Канады для инвалидов.

Министерство иностранных дел и международной торговли Канады предоставляет бесплатную и доступную информацию различным категориям инвалидов о путешествиях, приемлемых для людей с ограниченными возможностями, и оказывает им консульские услуги.

Опыт США, Великобритании, Канады и других стран свидетельствует о том, что выплата предусмотренных их законодательством пособий по инвалидности осуществляется посредством реализации ряда программ социальной защиты инвалидов.

В США выплата пособий по инвалидности осуществляется по линии программы дополнительных пособий малоимущим (ПДГТМ). Она финансируется и контролируется федеральным ведомством - администрацией по остальному страхованию. ПДПМ представляет собой программу помощи, гарантирующую минимальный уровень доходов нуждающимся инвалидам. Система расчета выплат довольна сложна, определяется рядом факторов (степенью утраты трудоспособности, семейным положением, количеством иждивенцев, уровнем получаемых доходов) и составляется таким образом, что при росте дохода снижается размер пособия. В частности, вводится понятие "существенная зарплата", которая в настоящее время для большинства инвалидов определяется в 740 долл. (около 21460 руб), а для потерявших зрение - в 1240 долл. (около 36 тыс. руб) в месяц. Если заработок превышает данный уровень, это рассматривается как показатель достаточных возможностей инвалида к труду и способность самостоятельно обеспечить себя материально.

Суммы пособий регулярно пересматриваются и на январь 2001 года составляли на человека 530 долл. (около 15 тыс. руб.) в месяц, на супружескую пару - 796 долл. (около 23 тыс. руб.).

Для инвалидов-ветеранов сумма пособий постоянно меняется и в настоящее время колеблется от 101 долл. (для лиц с 10% инвалидности) до 2100 долл. (от 3 до 60 тыс. руб.) в месяц для ветеранов, признанных полными инвалидами.

В Канаде программой содействия трудоустройству инвалидов предусматривается возможность получения молодежью специального или высшего образования, а также учитывается их опыт работы для последующего трудоустройства. В рамках специальной программы "Стратегия трудоустройства молодежи" существуют определенные льготы для работодателей, трудоустраивающих инвалидов в возрасте до 30 лет, а также компенсируется стоимость специального, необходимого для них оборудования, В соответствии с программой "Социальное развитие в партнерстве" учебным заведениям, социальным советам, добровольным организациям, неправительственным организациям и агентствам, созданным не с целью получения прибыли, работающим с инвалидами, оказывается помощь в организации и финансировании специальных проектов.

Непосредственные организации инвалидов также могут пользоваться этой программой,

Инвалид-студент пользуется рядом финансовых льгот и привилегий в соответствии с канадской программой студенческих - займов. Ему выделяется дополнительная субсидия в размере 5000 канад. долл. (около 90 тыс. руб.) на расходы, связанные с обучением (например, на приобретение специального записывающего устройства или оплату услуг помощника).

Лица, вносившие в процессе своей трудовой деятельности отчисления в канадский пенсионный фонд и прекратившие работать по инвалидности, имеют право на получение льготной (до достижения 65 - летнего возраста) пенсии.

Большинство социальных программ и выплат, касающихся инвалидов, находится в ведении органов власти субъектов канадской федератцвд (провинций). Однако после 1996 года федеральное и провинтщальные правительства провозгласили вопросы обеспечения инвалидов своим коллективным приоритетом, и в 1998 году правительство Канады и правительства провинций и территорий подписали план "Вместе. Канадский подход к проблемам инвалидов", в котором отражены основные направления долгосрочной политики в этой области, которая строится на базе трех идей:

1) инвалиды являются полноценными членами канадского общества;

2) инвалиды должны иметь возможность участвовать во всех сферах жизни общества;

3) необходимо создавать условия для превращения инвалидов в максимально независимых членов общества. Акцент сделан на то, что вне зависимости от характера принимаемых в дальнейшем программ инвалиды становятся их участниками, а не полностью зависимыми, пассивными получателями государственных дотаций.

Представляет интерес и правительственная национальная программа Великобритании "Новая профессия для инвалидов", созданная в апреле 2000 года Общественной комиссией по правам инвалидов во взаимодействии с государственными органами и ассоциациями работодателей и устанавливающая, что главным доходом для людей, не имеющих работы по причине своей инвалидности, является пособие по нетрудоспособности.

С апреля 2000 года действуют три вида пособий:

1. Еженедельные пособия в течение первых 28 недель с момента болезни (для инвалидов и тех, кто не получает пособие по болезни) в размере 50.90 ф. ст. (более 2 тыс. руб.);

2. Еженедельные пособия в размере 60.20 ф. ст. (около 2,5 тыс. руб.) с 29 по 52 неделю болезни;

3. Еженедельные пособия в размере 67.50 ф. ст. (около 3 тыс. руб.), выплачиваемые после 52 педель болезни.

В дополнение к этому базовому пособию различным категориям инвалидов выплачиваются следующие виды пособий: пособие по пожизненной инвалидности - оно рассчитано на оказание дополнительной материальной помощи гражданам с тяжелой формой инвалидности старше 65 лет, а также получившим инвалидность в раннем возрасте и не успевшим заработать и скопить себе капитал. Право на получение этого пособия зависит от степени инвалидности заявителя, необходимости оказания помощи по уходу за ним и назначается, если заявитель нуждается в посторонней помощи в течение трех месяцев. Та часть пособия, которая предназначена для оплаты помощи по уходу, зависит от степени инвалидности и составляет соответственно 53.55, 35.80 и 14.20 ф. ст. (что равно 2200, 1500, 600 руб.) в неделю. Часть пособия, предназначенная для оплаты расходов по передвижению, составляет либо 37.40 ф. ст. (более 1500 руб.), либо 14.20 ф. ст. (около 600 руб.) в неделю; пособие по тяжелой инвалидности выплачивается гражданам Великобритании в возрасте 16 - 65 лет по прошествии первых 28 недель инвалидности, не имеющим возможности получать пособие по нетрудоспособности по причине недостаточных вкладов в систему Национального страхования. Пособие не зависит от размера заработной платы, не облагается налогом, составляет 40.80 ф. ст. (более 1,6 тыс. руб.) в неделю и в зависимости от возраста получателя может увеличиваться на сумму до 14 ф. ст. (более 560 руб.); пособие "гарантия дохода по инвалидности" действует с 6 апреля

2001 г. для людей с тяжелой формой инвалидности в возрасте до 60 лет, которое зависит от доходов, выплачивается в виде дополнения к другим пособиям и составляет 134 ф. ст. (около 5,5 тыс. руб.) в неделю (информация МИД России от 25 апреля 2001 г).

С октября 1999 года введен налоговый кредит (по сути - пособие) инвалидам, заменивший ранее выплачиваемое пособие работающим инвалидам, в целях повышения уровня их доходов. Размер кредита с апреля 2001 года для одного человека в неделю стал составлять 160 ф. ст. (более 6,5 тыс. руб.) и 246 ф. ст. (более 10,0 тыс. руб.) в неделю для семьи с одним ребенком.

С 2001 года британское правительство предоставило единовременный фант (денежную ссуду) на работу в размере 100 ф. ст. (более 4,0 тыс. руб.) для инвалидов в возрасте от 25 лет, получающим пособие по нетрудоспособности в течение одного года и желающим перейти от системы пособий к работе. Инвалиды имеют право работать, если труд идет на пользу их общему состоянию и на него тратится не менее 16 часов в неделю. Заработная плата в таком случае не должна превышать 59.50 ф. ст. (около 2,5 тыс. руб.) в неделю.

Пособия за увечья, полученные на производстве, либо производственные болезни зависят от размера доходов. Выплаты за производственные травмы производятся в случае, если с работником случилось несчастье на рабочем месте и если он выплачивал подоходный налог. Представители свободных профессий и британские военнослужащие исключаются из этой схемы. К пособиям этой категории относятся: пособие по инвалидности, полученной в результате производственного увечья; выплачивается еженедельно в течение 90 дней с момента увечья. Размер его зависит от степени инвалидности. При 100 - процентной инвалидности выплачивается 109.30 ф. ст. (около 4,5 тыс. руб.), при 90% - 98,37 ф. ст. (более 4,0 тыс. руб), 80% - 87.44 ф. ст. (более 3,5 тыс. руб), 70% - 76.51 ф. ст. (более 3,1 тыс. руб), 60% - 65.58 ф. ст. (более 2,6 тыс. руб), 50% - 54.65 ф. ст. (более 2,2 тыс. руб), 40% - 43.72 ф. ст. (более 1,7 тыс. руб), 30% - 32.79 ф. ст. (более 1,3 тыс. руб); доплата к сокращенному заработку (в дополнение к главному пособию по инвалидности, максимальный размер - 43.72 ф. ст., или около 1,8"тыс. руб); пособие на ребенка (22.25 ф. ст., или более 900 руб);

пособие по уходу за инвалидом, если возраст заявителя от 16 до 6^ лет, исключая студентов дневного обучения, зарплата которых не превышает 50 ф. ст. (более 2,0 тыс. руб) в неделю. С апреля 2001 года еженедельный размер составляет 72 ф. ст. (около 3,0 тыс. руб).

Международный опыт организации социальной защиты граждан свидетельствует о том, что расходы на эти цели в основном покрываются взносами работодателей или финансируются от страховых премий. К тому же, из. государственного бюджета ежегодно выделяется определенная сумма, которая покрывает в среднем до 10% расходов.

В Великобритании взносы с добавлением из бюджета хранятся в национальном Фонде страхования.

Расходы в рамках безвзносовых пособий, пособий, подлежащих проверке нуждаемости, и пособий детям полностью покрываются общей налоговой системой Великобритании.

Согласно законодательству ФРГ, расходы социальной защиты в основном финансируются от страховых премий. Основа взноса образуется от зарплаты и трудовых доходов. Доход от взносов совместно с другим доходом, например от капитала, достаточен для покрытия расходов текущего года. Исключая обязательный резерв, данная система функционирует по принципу текущего финансирования.

В основном взносы платит только работник, поскольку работодатель за внесенную им сумму взносов впоследствии удерживает эту сумму из заработной платы работников. Работодатель оплачивает взносы в счет своих расходов только за рабочих с очень маленьким доходом и по страховым выплатам за травмы.

Кроме доходов от взносов, определенную роль в реализации схем страхования по инвалидности играют и субсидии государства. Все пособия социальной защиты за пределами схем страхования финансирует также государство. Источником этого финансирования является общее налогообложение.

Изучение опыта социальной защиты инвалидов в передовых странах Европы, Азии, а также Канады и США; в которых положение инвалидов позволяет им максимально реализовать возможность вести полноценную жизнь, обладать равными правами наряду с другими гражданами, представляется полезным для России, находящейся в данном вопросе на начальном этапе своего развития.

Теория и методика социальной работы, часть-1, Москва, 1999, С.139.

Жить во Франции - это мечта большого количества людей, которые хотят выбрать для себя цивилизованную жизнь в благополучной европейской стране. По этой причине очень многие хотят приехать во Францию на ПМЖ . Для самой страны это, конечно же, неоднозначный процесс. С одной стороны, приток новых людей в страну - это дополнительные кадры. С другой стороны, во Франции и так высокий уровень безработицы. По этой причине дополнительные полмиллиона мигрантов становятся проблемой для страны. Новый закон, впрочем, является достаточно противоречивым, так что кто от него больше выиграет - не однозначно. Но прежде чем начинать говорить о новом законе, посмотрим на то, какова текущая ситуация во Франции, какими правами обладают мигранты и что они обязаны делать для того, чтобы интегрироваться во французское общество.

Как приехать жить во Франции

Если вы хотите приехать жить во Франции, то вам нужно начать с того, чтобы . На сегодняшний день получить такую визу - это обязательно, если вы хотите въехать в страну легально. Правда, многие выбирают нелегальный въезд во Францию, хотя это и создаёт большие проблемы. Почему же не у всех получается выполнить все те правила, которые необходимы, чтобы приехать во Францию на ПМЖ?

Во-первых, нужно На такой счёт кладётся необходимое количество денег, чтобы можно было тратить деньги с этого счёта на своё проживание в этой стране. К сожалению, не у всех имеется достаточное количество финансов для того, чтобы выполнить это правило, что и приводит к вынужденной необходимости мигрировать нелегально.

Во-вторых, нужно решить, где именно вы будете . Вопрос определения места проживания во Франции - крайне важный вопрос. Кому-то хочется купить дом во Франции, но не всегда это доступно по деньгам. И даже снять квартиру во Франции получается не у всех, потому что это тоже требует некоторых затрат. Мало того, при аренде жилья во Франции во всех случаях составляется договор. Это значит, что проживание во Франции становится легализовано, а также документально закреплённым. Это всё создаёт дополнительные сложности, которые далеко не всегда легко преодолимы теми, кто приезжает. Не говоря уже о том, что чтобы снять квартиру в Париже , заключить договор и легально проживать во Франции благодаря этому, требуется сначала найти недвижимость с соответствующим статусом, то есть со статусом жилого помещения. Что же касается цены на квартиры в Париже в аренду, то такая цена обычно очень высока. Получается, что решение квартирного вопроса во Франции - это довольно сложно для мигрантов. Тем более что требуется в полной мере решить этот вопрос ещё до того, как вы въедете в страну.

В-третьих, необходимо оформление целого ряда других документов, например получение страхового медицинского полиса во Франции . Также требуется перевод и апостилирование всех документов, которые могут потребоваться, если вы обращаетесь во французское консульство.

В итоге мы видим, что процесс въезда в такую страну, как Франция, для многих оказывается затруднён. А вот желающих въехать во Францию на сегодняшний день очень много. Это обусловлено следующими факторами:

  • вполне понятное желание граждан приехать во Францию на ПМЖ связано с тем, что в этой стране более высокий уровень жизни. Естественно, что каждому хочется жить самому и растить своих детей именно в такой стране, где присутствуют европейские стандарты и уровень цивилизации.
  • в настоящее время по причине нестабильности в странах Африки и в других странах многие вынуждены покидать свою родину и отправляться за границу в поисках лучшей доли. Но при этом, конечно же, всё равно каждому хочется въехать в максимально приспособленную для счастливой жизни страну, в такую как Франция.

В итоге эта страна каждый месяц принимает огромное количество мигрантов. Это не только те, кто въезжают нелегально, но и те, кто желает получить статус беженца во Франции. Такой статус позволяет легально проживать во Франции, не являясь гражданином этой страны и даже не имея вида на жительство. Достаточно подать заявление на получение статуса беженца, чтобы любой гражданин мог претендовать на жильё, небольшое пособие и соблюдение всех его человеческих прав в то время, пока заявка будет рассматриваться. Всё возрастающий поток беженцев и мигрантов по-разному воспринимается французами, но в основном, конечно же, негативно. Действующий президент Франсуа Олланд ещё три года назад обещал, что разберётся с этой ситуацией, но на практике дело до этого пока не дошло.

Сущность нового закона

Закон, который на сегодняшний день собирается рассмотреть правительство Франции, не является таким законом, сущность которого можно передать одной фразой, например "повышение налогов" или "повышение штрафов". Закон охватывает сразу несколько важных сфер, которые сопряжены с проблемой миграции во Францию.

Первое - закон устанавливает более простой порядок для оформления пребывания во Франции.

Второе - закон упрощает порядок высылки из страны нелегалов.

Третье - нелегальным мигрантам предоставляются более мягкие условия содержания.

Четвёртое - увеличивается объём медицинской помощи для мигрантов и беженцев.

Пятое - мигранты делятся на полезные и не полезные для страны рабочие резервы, разрыв в правах и возможностях между этими категориями граждан становится очень существенным.

В настоящее время закон ещё не принят и не вступил в действие, а потому многие детали, естественно, ещё не отработаны. В то же время, данный закон уже активно обсуждается как среди населения, так и политическими партиями, и СМИ. Разберём подробно все пункты этого закона, который если будет принят, то сильно изменит жизнь во Франции - как коренным французам, так и мигрантам.

1. Упрощение порядка оформления пребывания во Франции

Такое решение гарантирует тем гражданам, которые прожили уже во Франции не менее 12 месяцев, возможность в более простом порядке получить вид на жительство во Франции на срок от двух до четырёх лет.

Удивительно то, что данная мера никем не воспринята позитивно.

Те, кто противятся потоку мигрантов во Францию, считают, что упрощение порядка оформления их пребывания ещё больше увеличит поток мигрантов.

Сами мигранты недовольны тем, что власти Франции словно готовятся "отделаться" от них видом на жительство на 2-4 года, вместо того, чтобы выдать сразу карту резидента сроком на 10 лет, как это происходит на данное время.

Образно говоря, данный закон заменяет дорогую сладкую булочку для мигрантов на дешёвую и несладкую. Сложно сказать, хорошо это или плохо, однако большие разногласия по этому поводу, чувствуется, ещё впереди.

2. Упрощение порядка высылки нелегалов

Франция является правовой страной, так что даже к категориям лиц, которые в принципе здесь не должны находиться, применяются правовые нормы, процедура высылки таких лиц из страны является достаточно сложной. Другими словами, чтобы добиться полной и окончательной (хотя окончательной ли) высылки нелегала с территории Франции, властям и специальным органам приходится потратить большое количество усилий. Предполагается, что после принятия такого закона процедура высылки упростится. Однако можно не сомневаться, что все правовые стандарты продолжат действовать, потому что для правового государства, каковым является Франция, это абсолютная норма.

3. Более мягкие условия содержания для выявленных мигрантов

То есть, для тех мигрантов, которых удалось задержать. В настоящее время такие мигранты содержатся под стражей. Планируется, что если закон был принят, то они будут отпущены под расписку о том, что они не будут менять место своего жительства. Это похоже на расписку о невыезде, чтобы власти в случае необходимости могли найти данного человека. Парадокс в том, что мигранты-нелегалы часто не имеют никакого постоянного жилья, либо часто меняют его на другое, да и проживают порой в помещениях, которые вообще не входят в жилой фонд. Так что добиться от них чёткого соблюдения взятых на себя обязательств, по всей видимости, будет непросто. Это одна из причин, почему данный закон вызвал волну критики со стороны многих оппозиционных партий во Франции. Другими словами, есть опасение, что эта правовая норма будет выполняться только на бумаге. А на практике - те нелегалы, которых не всегда легко поймать, получат снова свободу, подписав бумажку, после чего нужно будет их ловить вновь. По крайней мере, такая правовая норма очень негативно воспринимается всеми противниками мигрантов во Франции, которых становится тем больше, чем больше становится и этих самых мигрантов, которые приезжают и уже не хотят уезжать.

4. Увеличение объёма медицинской помощи для беженцев и мигрантов

Это один из пунктов, который вызывает наибольшую критику. Уже на сегодняшний день недопустимое, по мнению многих, количество денег тратится на медицинское обслуживание мигрантов во Франции. Согласно некоторым подсчётам, около миллиарда евро каждый год Франция тратит на то, чтобы обслуживать мигрантов и оказывать им медицинские услуги, которые не всегда доступны в полном объёме и для самих французов. Что ещё интереснее - некоторые мигранты умудряются получать медицинские услуги со льготами и по сниженной цене, а для добропорядочных французов это недоступно. Получается, что в каких-то смыслах в стране более выгодно быть мигрантом или получить статус беженца, чем быть коренным французом. Не говоря уже про те меры по поддержке безработных, когда во Франции может быть более выгодно годами не работать и жить на пособие по безработице, чем трудиться. Парадокс, но в менее правовых странах, где сумма пособий по безработице равна стоимости нескольких буханок хлеба, вопрос безработицы и не стоит так остро, потому что каждый трудоустраивается по собственной инициативе, чтобы не умереть с голода, не ждёт содержания от государства и не ищет "работу своей мечты" годами, а берёт первое, что попадётся. Но тем не менее, то, что Франция является правовым государством и реально обеспечивает всестороннюю поддержку своих граждан, привлекает очень многих. В том числе, и мигрантов.

5. Паспорт таланта и деление мигрантов

Пятый пункт достаточно откровенен для французского правительства, которое составляло документ. В нём чётко говорится, что мигранты делятся на "талантливых" и "неталантливых". А если ещё проще, то на желательных и нежелательных, хотя такие слова, конечно, не фигурируют в тексте закона. Но логика очень проста. Часть мигрантов получат так называемые "паспорта таланта". Это, в первую очередь, мигранты из цивилизованных стран, которые имеют редкие и ценные профессии: известные врачи, писатели, актёры, учёные. Естественно, таких кадров много не бывает, и чем больше их приедет в страну, тем больше станет её потенциал. В законе даже упомянуто про то, что привлечение таких кадров из-за рубежа сможет повысить мировой вес Франции как государства. Правда, люди упомянутых профессий, как правило, имеют возможность жить в любой стране мира, где им захочется, и не остро нуждаются в льготах, так что эффективность подобного предложения от французского правительства несколько сомнительна. Но в то же время, сам факт того, что таланты поощряются подобным образом и страна пытается аккумулировать творческих и интеллектуальных людей - это неплохой ход.

В то же время, другая часть мигрантов такие паспорта таланта, конечно, не получит, и таких будет больше 90%. Это те люди, которые приезжают жить во Франции с тем, чтобы, по факту, воровать рабочие места у французов. А этих рабочих мест и так не хватает. Хотя, как уже говорилось, многие французы просто не хотят работать и живут на пособия. Поэтому к таким мигрантам будут приниматься более суровые меры, у них не будет льгот, а основное внимание станет направляться на то, чтобы их депортировать из страны и не допустить их повторного въезда, если у них что-то не в порядке с документами.

Возможные последствия данного закона

Будет ли принят данный закон и с какими поправками - узнаем в ближайшее время. На данный момент не подлежит сомнению, что если закон будет принят, то ситуация во французском обществе может поменяться кардинально. И в то же время, нельзя определённо сказать, направлен ли закон на благо мигрантам или против них. Скорее, по общей своей концепции он скорее усложняет жизнь мигрантам. Но те, кто сопротивляется массовой миграции во Францию иностранцев, также будет недоволен, так как им бы хотелось более жёстких мер против нелегалов.

Если вы собираетесь приехать , обращайте внимание на то, чтобы соблюдать все французские законы в этой области и верно оформить все документы. Тогда вы сможете точно знать, что жизнь во Франции станет для вас счастливой.

Примерно десятая часть - (5 миллионов 350 тысяч) всех жителей Франции - люди с инвалидностью. Эта проблема имеет много аспектов - экономический, социальный, медицинский, морально-этический. По тому, как общество относится к своим согражданам с особенностями здоровья, можно судить о степени его цивилизованности и гуманности. В этом смысле Франция может служить хорошим примером.

Начнём с того, что Франция - единственная страна, где с недавних пор (по инициативе президента Франсуа Миттерана) существует специальное министерство, занимающееся проблемами людей с тяжкой жизненной судьбой. Это ведомство возглавляет государственный секретарь по делам инвалидов при министерстве солидарности, здравоохранения и социального обеспечения. Его зовут Мишель Жиллибер, он - личный друг президента и… передвигается в кресле-каталке (следствие авиакатастрофы). За полтора года своего существования министерство месье Жиллибера, знающего, как вы понимаете, нужды инвалидов отнюдь не понаслышке, добилось очень многого. Одно из свидетельств тому - опросы общественного мнения, согласно которым этот министр по уровню популярности занимает третье место среди членов правительства.

Чем же конкретно занимается столь необычное министерство? Прежде всего это экстренные меры, которые призваны дать реальные улучшения в положении инвалидов.

Под руководством Мишеля Жиллибера и его сотрудников на ряде государственных предприятий созданы специальные рабочие места для людей с физическими и умственными недостатками, а в центрах трудовой помощи инвалидам число таких мест стало ежегодно увеличиваться на 1700. Принято решение, что 5 процентов всего нового жилья в стране должны составлять квартиры, специально оборудованные для инвалидов. В обязательном порядке должны быть приспособлены для них все общественные здания, построенные или реконструированные после 1979 года.

Оборудованы пандусы (съезды) на тротуарах, автостоянках, у входов в дома, а также специальные лифты для колясок. Немало сделано в области транспорта. Так, многие линии метро в Париже, Марселе, Лионе и Лилле уже полностью или частично доступны для инвалидов. Этого, правда, пока нельзя еще сказать об автобусном парке. Но вот на 60 железнодорожных вокзалах страны оборудуются комнаты отдыха для инвалидов, приспособленные для них туалеты и эскалаторы, а в ряде аэропортов сооружаются лифты и движущиеся тротуары. Добавлю, что по инициативе ассоциаций инвалидов (а таких ассоциаций во Франции более 2 тысяч) во многих городах создана сеть автотранспорта, который доставляет больных людей на работу и домой.

К 1983 году, говорит он, энергетический и экологический кризисы заставили нас всерьёз заняться проблемой перевозок пассажиров. О метро речи не было, ибо его строительство оправдало бы себя при населении не менее 800 тысяч человек, а в нашем городе насчитывалось 157 тысяч жителей. Тогда мы разработали проект «гренобльского трамвая», который был одобрен на общегородском референдуме. По заказу мэрии компания «Альстом» осуществила проект, создав модель, которая отличается от прежних — не только современным видом и очень небольшим шумом, но и крайне легким доступом инвалидных колясок в вагон. Его пол лишь на 35 сантиметров возвышается над рельсами, а на остановках тротуар поднят таким образом, что отпала необходимость в ступеньках. Кстати, это стало удобно не только для инвалидов, но и для мам с колясками, для детей и стариков…

Вторая часть «плана Жиллибера» - теоретическая, то есть принципы правительственной политики в данной области. Я прошу самого министра рассказать об этом.

Мы исходим из того, что проблема инвалидов имеет не только медицинский, но прежде всего социальный аспект, - говорит месье Жиллибер. - Ведь все люди без исключения имеют право на работу, досуг, доступ к культурным ценностям. Именно поэтому более половины ассигнований, выделяемых у нас в стране на социальное обеспечение, идет на нужды инвалидов. По размеру этих пособий (государственных) Франция занимает одно из первых мест в Европе. Собеседник напоминает, что нынешняя французская система образования, профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов формировалась отнюдь не в последние годы, а на протяжении десятилетий. Закон об обязательном среднем образовании, принятый более ста лет назад - ещё в 1882 году, распространялся на всех детей, в том числе и с различными недостатками (последние в зависимости от способностей должны учиться в обычной школе либо специализированной). Их профориентацией занимаются соответствующие комиссии, которые есть в каждом департаменте. Именно они, изучив документы ребёнка, принимают решение о степени его инвалидности, а также о пособии на его дальнейшую учебу. При министерстве просвещения действует национальный центр заочного обучения инвалидов, организующий для них различного рода бесплатные курсы. В эту деятельность включаются и университеты, которые также бесплатно рассылают в видеозаписях свои учебные пособия для инвалидов. Занятия с теми, кто прикован к постели, проводит ассоциация «Школа у вас дома». Разумеется, учебные классы есть и в больницах.

И ещё одно: по закону все инвалиды имеют право на обучение в вузах страны, и также на особо оборудованное жильё в студенческих общежития или в специализированных домах для людей с физическими недостатками. Существует и сеть средних учебных заведений для детей-инвалидов. При незначительной или средней умственной отсталости они учатся в спецклассах при обычных школах (программа - та же, но времени на нее отведено больше); есть и много учреждений, где обучают детей с тяжелой инвалидностью.

Министр Мишель Жиллибер рассказал и о системе учреждений, занимающихся предоставлением работы больным гражданам. В госсекторе это прежде всего - национальное агентство по трудоустройству, в частном - специальные службы подготовки инвалидов. Вот как они взаимодействуют. К примеру, власти оказывают предпринимателям денежную помощь при переоборудовании рабочего места для инвалида (дотация может составлять до 80 процентов расходов), а хозяин обязан соблюдать установленную законом квоту - инвалиды составляют от 2 до 6 процентов всего персонала. Правда, после решения соответствующих инстанций он может снизить зарплату тому, чья трудоспособность ограниченна, но, если состояние здоровья не влияет на производительность труда, инвалид должен получать жалованье наравне со всеми другими коллегами. Вообще же, минимальная зарплата во Франции опять-таки гарантирована законом. Стоит рассказать о предприятиях и мастерских, где используется только труд инвалидов. Им предлагается выполнять функции обычных рабочих не менее чем на одну треть, а те, кто на~это не способен, заняты в центрах трудовой помощи, получая до 70 процентов минимальной зарплаты.

Шампиньи - сонный городок минутах в двадцати от Парижа. У входа в центр трудовой помощи меня встретил его директор, доктор психологии Жерар Збири. Мы прошли по двум небольшим зданиям, где размещено несколько мастерских. Нехитрые операции по производству вешалок, шурупов и прочей мелочи здесь выполняют вчерашние пациенты психиатрических лечебниц.

За 50 инвалидами, собранными сюда из двух департаментов Франции, постоянно присматривают 10 врачей, воспитателей и техников. Средств, вырученных от продажи простеньких изделий, конечно же, не хватает для нормальной зарплаты больным, и потому для обеспечения хотя бы ее минимального размера государство выделяет подобным центрам немалые ассигнования.

Наша главная задача - адаптировать инвалидов к нормальной жизни, - говорит доктор Збири. - Человек трудится в специализированной мастерской до тех пор, пока мы не сочтем возможным перевести его на обычное предприятие, хотя, быть может, и на приспособленное для него рабочей место. В идеале мы стремимся к тому, чтобы наши сограждане, обделенные в физическом или умственном отношении, не были отгорожены от нормальной жизни, более того - имели бы возможность как-то вписаться в неё. Конечно, такая цель не всегда достижима в силу объективных причин, но всё же наша деятельность, которая координируется министерством по делам инвалидов, направлена именно на это.

Директор продемонстрировал 15-минутную видеокассету, которая подробно рассказывает о жилищных условиях и досуге его пациентов. Вот, например, несколько квартир, построенных на средства муниципалитета для умственно отсталых людей. Обычно такая квартира состоит из четырех комнат: в трёх живут (по двое) инвалиды, в четвёртой - воспитатель. Ежедневно жильцов посещает врач-психиатр. Когда медики приходят к выводу, что их подопечные уже получили навыки нормальной жизни (скажем, научились пользоваться общественным транспортом), их переселяют в квартиры поменьше: они по-прежнему живут по двое в комнате, но уже без воспитателя, который лишь навещает их раз в день.

Предвижу читательский вопрос: очевидно, в Шампиньи потому так возятся с инвалидами, что речь идет о состоятельных людях? Во-первых, центр в Шампиньи - отнюдь не исключение, а правило. Во-вторых, все деньги на это (вот уж поистине щедрое милосердие, а не жалкая милостыня!) выделяются из бюджетов мэрии и министерства Мишеля Жиллибера.

О положении инвалидов во Франции можно писать бесконечно. Забота о них видна с первых же минут пребывания в стране. Представьте себе человека, катящегося в инвалидной коляске по Эрмитажу или Музею имени Пушкина в Москве… А вот в Лувре таких посетителей видишь очень часто. Специальные места в театрах и кино, соревнования, организуемые Французской федерацией инвалидного спорта, социальные гарантии (пенсии по старости, оплата медобслуживания), как и здоровым гражданам, плюс пособия в зависимости от недуга. Всё это имеют инвалиды. Впрочем, сами французы считают ситуацию в этой сфере очень, далёкой от идеала…

Для российских инвалидов Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ», который был принят двенадцать лет назад, был настоящим прорывом, прогрессивным шагом, дающим им право на реальные государственные гарантии. Однако во многих странах мира законодательство, защищающее права инвалидов, существует не одно десятилетие. Предлагаемый нами обзор особенностей национального законодательства некоторых стран мира интересен тем, что отражает определенный исторический опыт формирования правовых и организационных аспектов реабилитации инвалидов, учитывающий условиях политико-экономического развития, активности социальных процессов, менталитета того или иного государства.

В некоторых странах в высшем законодательстве (в том числе в конституциях) нашла отражение так называемая позитивная дискриминация инвалидов. Она состоит в том, что эта социальная категория получает некоторые льготы по сравнению с остальным обществом по причине особых обстоятельств, в которых она находится. Такая концепция позволяет законодательно усилить позиции социальной защиты инвалидов.

В Канаде

Канада является первой страной, включившей в свою Конституцию положение о равенстве инвалидов: «Каждый индивидуум равен перед законом без всякой дискриминации, в том числе по признаку расы, национальности, религии, пола, возраста, умственных или физических недостатков». В Канаде существует обширное законодательство, направленное на защиту прав и интересов инвалидов. В частности, это Акт о слепых, Акт об инвалидах, Акт о профессиональной реабилитации инвалидов, Закон о правах человека в Канаде, Закон о труде, Закон о компенсации наемным работникам и ряд других.

Законы запрещают дискриминацию инвалидов и поощряют развитие защиты от дискриминации при предоставлении инвалидам товаров и услуг, жилья, работы и т. д. В этих законах отражены вопросы создания информационной службы реабилитации инвалидов, службы по профессиональной подготовке, коррективно-медицинской службы, обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

Вопросами организации социальной защиты и реабилитации инвалидов в Канаде занимается Министерство здравоохранения и социального развития. В стране действуют службы экспертизы трудоспособности, консультации, профориентации, реабилитации, информации, профподготовки и трудоустройства инвалидов. Существует множество федеральных, провинциальных и локальных целевых программ по различным аспектам реабилитации инвалидов. Система образования в Канаде законодательно предусматривает возможность обучения инвалидов на всех уровнях от школы до университета. Преобладает форма интеграционного образования, применяются специальные технические средства и индивидуальные программы.

Среди студентов канадских университетов не менее 1 процента составляют инвалиды.

В Германии

В Германии в Конституцию внесены слова: «Никто не может быть ущемлен по причине своей инвалидности». Она предоставляет всем гражданам «право на реабилитацию и интеграцию в нормальную жизнь». Она обязывает законодательную, исполнительную власть и судебные органы как на федеральном уровне, так и на уровне земель и общин, а также прочие учреждения и организации общественной власти использовать все возможности для введения инвалидов всех групп «насколько это возможно, в нормальную жизнь». В гражданском праве предусмотрен запрет на причинение ущерба инвалидам при отношениях между частными лицами. Однако в Конституции Германии нет требования отдавать предпочтение или оказывать содействие инвалидам для установления одинаковых условий жизни или предоставления одинаковых шансов. Эти вопросы отнесены к компетенции «простого» законодателя, которому надлежит решать их «в рамках своих возможностей и с учетом принципа социального государства».

Существует свод норм и правил, целью которых является интеграция в жизнь общества инвалидов и лиц, которым угрожает инвалидность. В нем подчеркнуто, что понятийное выделение инвалидности не должно способствовать идеологической или социальной дискриминации инвалидов, оно лишь призвано подчеркнуть индивидуальность их проблем и шансов. В Германии существует специальное законодательство «О труде лиц с пониженной физической способностью». Для них организовано квотирование рабочих мест, предусмотрены особые льготы при трудоустройстве.

Согласно закону «О содействии в трудоустройстве» инвалид получает такую же помощь, что и физически здоровый человек, однако если переподготовка требуется именно из-за инвалидности, она будет входить в комплекс мероприятий по профессиональной реабилитации и предоставляться на более выгодных условиях и в значительно большем объеме.

В Германии в основе законодательства об инвалидах лежит идея о том, что реабилитация и последующее трудоустройство инвалидов экономически выгоднее, чем постоянное обеспечение их пенсиями и пособиями. Здесь действует Федеральная программа занятости лиц с тяжелой степенью инвалидности, предусматривающая различные льготы и субсидии
предпринимателям, трудоустраивающим инвалидов.

Существует «Кодекс социального права», являющийся, по сути, руководящим положением при определении политики и помощи инвалидам в Германии. Основными принципами «Кодекса социального права» являются: оказание всех видов необходимой помощи любому инвалиду или лицу, которому угрожает инвалидность, независимо от причины; интеграция инвалидов в общество; вмешательство на самой ранней стадии, когда должны быть приняты все меры для уменьшения масштабов последствий инвалидности; принцип оказания индивидуальной помощи, ориентированной на потребности конкретного инвалида.

Существуют законы «О выравнивании услуг по реабилитации», «О социальной помощи», нормы которых направлены на реабилитацию инвалидов с применением механизмов страхования. Согласно этим законам, финансирование процесса интеграции инвалида в трудовую жизнь имеет приоритет перед пенсионным финансированием. Здесь действует принцип «реабилитация до назначения пенсии».

Вопросами социальной защиты инвалидов ведает Министерство труда и социальных дел, а также Федеральный институт страхования. Они осуществляют контроль за выполнением законов и обеспечением финансовых средств на их реализацию. Вопросы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации решаются комплексно, в возможно ранние сроки, с последовательным переходом от одних мероприятий к другим, рекомендуемым на более позднем этапе. Четко определены показания для проведения реабилитации инвалидов в определенных учреждениях и клиниках. В процессе реабилитации выражено стремление к тому, чтобы инвалид как можно раньше стал самостоятельным.

Законодательно определены меры поощрения профессиональной реабилитации инвалидов. Работающим инвалидам предусмотрена выплата специальной компенсации транспортных расходов на дорогу до работы и обратно.

Однако в соответствии с законодательством социальная защита инвалидов в Германии распространяется лишь на лиц, у которых степень утраты трудоспособности составляет не менее 50 процентов. На основании отдельных причин к ним могут быть приравнены лица со степенью инвалидности 30-50 процентов, которые без такого приравнивания не могут рассчитывать на получение пособия и сохранение рабочего места. Инвалиды с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности получают компенсацию ущерба и имеют много льгот (снижение налогов, защита от увольнений и другие).

В Австралии

В Австралии Акт о дискриминации инвалидов предполагает, что федеральное правительство, правительства штатов и местных органов власти разрабатывают особые меры в защиту инвалидов. В Австралии законодательство уделяет особое внимание инвалидам со сложными функциональными нарушениями. Предусмотрена реализация мер для возвращения их к обычной, повседневной жизни. Всем инвалидам, проходящим реабилитацию, положено предоставление протезов и
других видов вспомогательных средств. При необходимости инвалидам оборудуются дома, где они могут работать на предоставляемых машинах и станках.

В Америке

В Конституции США инвалиды особо не упоминаются. Тем не менее, там сказано: «ни один штат не может отказать ни одному индивидууму в равной защите законов». Права инвалидов установлены в других документах, как специализированных, так и общих. К первым можно отнести: Акт об инвалидах, Акт об устранении архитектурных барьеров, Акт о реабилитации. Американский Акт об инвалидах предусматривает, что предприниматели не могут прибегать к дискриминации квалифицированных работников
лишь по причине их инвалидности.

В США существует Национальный совет по инвалидам, представляющий собой правительственный орган, члены которого назначаются президентом. В обязанности совета входит рассмотрение федеральной политики, законов и программ в плане их влияния на лиц с инвалидностью.

Совет представляет рекомендации президенту, конгрессу, Администрации реабилитационных служб по проблемам инвалидов. Он является единственным федеральным органом, имеющим полномочия по разработке политики в интересах инвалидов. Совет тесно взаимодействует с Национальным научно-исследовательским институтом по проблемам инвалидности. Среди 45 специальных законодательных рекомендаций, разработанных советом, почти все связаны с обеспечением равных возможностей для инвалидов. Цель совета состоит в том, чтобы сделать американских инвалидов полноценными членами их семей, местных сообществ, страны в целом.

В США принят Акт об образовании детей-инвалидов. Он установил, что ни одному ребенку-инвалиду не может быть отказано в приеме в государственную школу по причине инвалидности. Он также расширил полномочия федеральной власти в организации специальных программ обучения, расширил права родителей по обучению детей-инвалидов.

В США имеется и Акт о профессиональной подготовке, который обязывает правительства штатов резервировать не менее 10 процентов федеральных грантов, получаемых на нужды профессионального образования, для обучения студентов-инвалидов.. В стране существует разветвленная сеть по профессиональной подготовке и трудоустройству инвалидов. Они осуществляют деятельность по консультированию, физической и психологической реабилитации, обеспечению вспомогательными техническими средствами, профессиональной подготовке, трудоустройству. Профессиональная подготовка инвалидов предусмотрена как на предприятиях со щадящими условиями труда, так и на крупных предприятиях.

В США в соответствии с законодательством компании, отказывающиеся предоставить работу инвалиду, облагаются значительным штрафом. Компании, принимающие инвалидов, имеют льготы по налогообложению. Однако в США нет закона об обязанности предпринимателей предоставлять определенный процент рабочих мест инвалидам, то есть отсутствует законодательство о квотировании рабочих мест для инвалидов. Каждое предприятие имеет возможность определить собственную тактику в этом отношении.

Деятельность по профессиональной реабилитации инвалидов контролируется Президентским комитетом по трудоустройству инвалидов. Президент ежегодно отчитывается по вопросам обучения и трудоустройства инвалидов, а также размеров их заработной платы. В США активно функционируют целевые программы по сотрудничеству центров специальной подготовки инвалидов и университетов с предприятиями. Финансирование программ осуществляется из госбюджета.

В Австрии

В Австрии имеется обширная законодательная база по социальной защите и реабилитации инвалидов. Так, существует акт об интеграции инвалидов, Акт о попечении инвалидов, Акт о медицинском обслуживании жертв войны, Акт о туберкулезе, Общий закон о социальном обеспечении, Общий закон о социальном страховании, Закон об оказании помощи при трудоустройстве.

В Австрии организатором деятельности по социальной защите инвалидов являются Министерство социальных дел и провинциальные агентства по делам инвалидов. Кроме того, действуют два координирующих органа, членами которых являются представители федеральных и региональных правительств, профессиональных ассоциаций, страховых организаций, общественных организаций инвалидов. Основная сфера их деятельности – консультативные услуги аппарату министерства. Каждое провинциальное управление имеет комиссию по реабилитации инвалидов.

Для трудоустройства инвалидов существует система квот и субсидий, поощряется создание специальных цехов и предприятий. Организованы центры по профориентации инвалидов.

В Великобритании

В Великобритании законодательство об инвалидах существует с 1944 года. Акт о дискриминации инвалидов возлагает на общество серьезные обязанности по отношению к людям с ограничениями в здоровье.. Так, обязанности работодателя состоят в создании благоприятных условий по приему на работу, адаптированию рабочего места инвалида, обучению и повышению уровня профессиональной квалификации, продвижению по службе. При заключении договора о трудоустройстве необходимо предусмотреть, чтобы инвалид не оказался в невыгодном положении по сравнению с лицами, не имеющими инвалидности.
Государственные службы и коммерческие структуры обязаны обеспечить доступ инвалидов к товарам, средствам и услугам, предоставляемым всему населению. Им запрещено отказывать инвалидам в обслуживании или предлагать услуги более низкого качества.

В Англии определена нормативная база для широкого развития негосударственного сектора в сфере предоставления инвалидам услуг по медицинской и социальной реабилитации. Реабилитационные службы хорошо снабжены техническими средствами и оборудованием..

В соответствии с законодательными актами об инвалидах 1944-1958 годов, Департамент труда регламентирует оборудование рабочих мест для инвалидов по зрению и предоставление им специальных технических приспособлений. Контроль осуществляет Министерство здравоохранения и социального обеспечения.

Предусмотрено создание национального совета и местных комитетов для оказания помощи правительству в вопросах реабилитации инвалидов. Службой профессиональной реабилитации инвалидов непосредственно руководит Агентство по трудоустройству.

Серьезное значение придается организации профессиональной реабилитации инвалидов в специализированных центрах. Эффективность профессиональной реабилитации и процент возврата инвалидов к профессиональной деятельности достаточно велики. Предусмотрена организация предприятий с щадящим режимом труда для инвалидов, на которых они осваивают новые профессии и переходят затем на обычные предприятия. Для «тяжелых» инвалидов могут быть созданы условия обучения и трудоустройства на дому.

Узаконено квотирование и резервирование рабочих мест для инвалидов.

ВО Франции

Во Франции законодательство защищает права инвалидов наравне с правами других граждан. Только о трудоустройстве инвалидов принято 7 законов. Этими законами утверждены права инвалидов на профессиональную подготовку и переобучение, на трудоустройство в счет квотирования рабочих мест, на преимущества в трудовом договоре, содействие в самозанятости. Организация деятельности по социальной защите и реабилитации инвалидов возложена на Министерство здравоохранения и социального обеспечения.

Для инвалидов создана сеть центров реабилитации, приоритетным направлением которой считается профессиональная реабилитация. Эти же центры организуют трудоустройство инвалидов.. Развита сеть предприятий с щадящим режимом труда для инвалидов.

В Бельгии

В Бельгии законодательством утверждено создание обширной системы социального страхования, в рамках которой осуществляется медицинская и социальная реабилитация инвалидов. Учреждения, оказывающие разные виды медицинских реабилитационных услуг, относятся в основном к частному сектору. Оплата услуг частично (примерно 10-15 процентов) осуществляется за счет инвалидов, остальная сумма выплачивается за счет страховых средств. Закон о социальном трудоустройстве инвалидов предусматривает создание национального фонда социальной реабилитации инвалидов. Фонд должен представлять субсидии для создания центров и служб профессиональной реабилитации. Профессиональное обучение проводится как по общим, так и по специальным программам. Законодательством предусмотрен принцип обязательного найма на работу инвалидов. Предприятиям, трудоустраивающим инвалидов, предоставляются льготы. Также законом предусмотрено трудоустройство лиц, страдающих тяжелой степенью инвалидности, в специальных цехах. Контроль за деятельностью в этой сфере осуществляют Министерство здравоохранения, Министерство благосостояния, Министерство труда и занятости и Национальный институт страхования по болезни и инвалидности.

В Швеции

В Швеции в течение последних десятилетий принят ряд законов о трудоустройстве и сохранении рабочих мест на рынке труда для инвалидов.

В Швеции и некоторых других государствах правительства стимулируют работодателей не предоставлением налоговых льгот предприятиям, а выплатой индивидуальных дотаций на каждого работающего инвалида. Сам инвалид получает пособие по инвалидности и заработную плату, но сумма выплат не превышает определенного предела.

В Швеции законодательно определено предоставление инвалиду технических средств для передвижения, занятий спортом. Кроме того, предусмотрено оборудование квартир для проживания инвалидов специальными адаптационными устройствами.

В Финляндии

В Финляндии разработана обширная законодательная база, обеспечивающая организацию системы реабилитации инвалидов. На законодательном уровне закреплена интеграция реабилитационной деятельности в сферу социальной защиты населения, здравоохранения, занятости, социального страхования, образования, а также сформированы механизмы их сотрудничества и кооперирования.

Особое внимание в законодательстве Финляндии уделено профессиональной реабилитации инвалидов, которая представлена трехуровневой системой с интеграцией обучения, профессионального образования, переподготовки инвалидов, обучения на рабочем месте, а также профессиональной ориентации и обеспечению занятости, профессиональному развитию и оценке результатов реабилитации.

Законодательно обеспечена поддержка занятости инвалидов: субсидирование нанимателя при приеме на работу инвалида, специально организованные муниципальными службами и государством места для инвалидов.

Особыми нормативными актами обеспечены такие важные аспекты реабилитации инвалидов, как планирование зданий, организация движения, перевозка инвалидов, их домашнее обслуживание, обеспечение переводчиком, адаптационное обучение, меры поддержки рабочего места, субсидирование занятости инвалидов.

В соответствии с Актом национальных пенсий финансирование реабилитации в Финляндии осуществляется за счет института социального страхования. Застрахованные получают реабилитацию в соответствии с актом реабилитационных услуг.
Акт о страховой компенсации реабилитации предусматривает страхование от несчастного случая на работе и на транспорте. В страховании предусмотрена социальная, медицинская и профессиональная реабилитация.

Органом, обеспечивающим реализацию законодательства в сфере реабилитации инвалидов, в Финляндии является Министерство социальных дел и здоровья. Для координации деятельности на разных уровнях созданы Национальный согласительный комитет по реабилитации. Национальный совет по реабилитации, муниципальные советы, группы сотрудничества – на провинциальном уровне.

Согласно основному закону страны, вопросы социального обслуживания, реабилитации инвалидов и оказания им медицинской помощи находятся в компетенции местных органов власти, однако государство компенсирует им значительную часть затрат. Для инвалидов многие услуги бесплатны или оплачиваются на льготных условиях. Создана правовая база и для развития частных реабилитационных структур, которые нередко используются для размещения государственных заказов.

В период прохождения реабилитации инвалидам выплачивается специальное реабилитационное пособие за счет средств социального страхования.

Отдельными нормативными актами регламентировано оказание особых реабилитационных услуг отдельным категориям инвалидов – инвалидам войны, инвалидам с физическими нарушениями, инвалидам с поражением слуха и зрения. Особое внимание уделено мерам, повышающим социальную активность инвалидов, в частности предоставляется право на получение оплаченного проезда к месту учебы или работы, специального оборудования для бытовой независимости.

В Израиле

В Израиле законодательством предусмотрены меры, стимулирующие инвалидов к трудовой деятельности. К ним можно отнести право инвалида на получение компенсаций или дотаций на приобретение личных транспортных средств, которые для работающих инвалидов вдвое выше, чем для неработающих. Предусмотрено переоборудование автомобиля с
учетом возможностей владельца.

В Болгарии

Законодательство Болгарии по реабилитации инвалидов представлено следующими нормативно-правовыми актами: «Закон за защита, рехабилитация и социална интеграция на инвалидите» 1997 года, «Закон за интеграция на хората с увреждания» от 1 января 2005, разработан план занятости граждан с инвалидностью «План за заетост на хората с увреждания през 2003 – 2005 година», национальная стратегия и план действий и за равные возможности инвалидов «Национална стратегия за равни възможности на хората с увреждания», «План за действие за равните възможности за хората с увреждания през 2003 – 2005 година».

В Индии

В Индии существует Билль об инвалидах, который также предусматривает позитивную дискриминацию инвалидов, предоставляя им особые права в образовании, занятости, налоговые льготы, субсидии, гранты. Так, детям-инвалидам предоставляется право бесплатного и обязательного образования путем организации разных форм обучения (специальное, интегрированное, неформальное). Указанный Билль предусматривает также финансовую поддержку в виде предоставления бесплатного или частично платного оборудования, осуществления научных работ с целью создания технологий обучения инвалидов, модификации и адаптации учебных программ, чтобы облегчить доступ детей-инвалидов к образованию.

В большинстве развитых стран мира законодательство подчеркивает равенство инвалидов со всеми членами общества и способствует созданию условий для реального осуществления ими своих человеческих прав и интеграции инвалидов в семью, производство и общество. Однако нельзя сказать, что в зарубежных странах в полной мере решены все проблемы, связанные с инвалидностью и реабилитацией инвалидов. Всему мировому сообществу еще предстоит очень многое сделать в этом направлении.

В реализации программ социальной защиты инвалидов в развитых странах мира участвуют практически все ведомства и государственные органы, общественные организации и благотворительные союзы.

В США общий надзор за соблюдением федерального законодательства по делам инвалидов и недопущением в отношении их какой-либо дискриминации возложен на министерство юстиции. Контрольные функции по обеспечению прав инвалидов в различных областях имеют и другие федеральные ведомства: министерство образования (отдел специальных образовательных программ); министерство здравоохранения и социальных служб (управление по гражданским правам); министерство жилищного строительства и городского развития (отделы по правам инвалидов и по обеспечению равных возможностей при строительстве жилья); министерство труда (управление программ по заключению трудовых соглашений); министерство транспорта (федеральная администрация городского транспорта при министерстве); министерство по делам ветеранов (по вопросам инвалидов-ветеранов); министерство сельского хозяйства (отдел распределения талонов бесплатной продовольственной помощи инвалидам, обмениваемых в магазинах на продукты питания); комиссия по гражданским правам; комиссия по соблюдению равных возможностей при трудоустройстве.

В Канаде программы, направленные на решение проблем инвалидов, существуют более чем в 30 министерствах, агентствах и других государственных органах. Общую координацию социальной адаптации инвалидов осуществляет министерство развития людских ресурсов (бюро по делам инвалидов). Министерство канадского наследия вовлечено в работу с инвалидами через управление по делам спорта, координирующее параолимпийский спорт, а также строительство специально оборудованных спортивно-оздоровительных центров по всей стране, а также через управление национальных парков, осуществляющее программу усовершенствования доступа инвалидов в парки и рекреационные зоны.

Министерство транспорта занимается вопросами доступности и безопасности транспортной системы Канады для инвалидов. Министерство иностранных дел и международной торговли Канады предоставляет бесплатную и доступную информацию различным категориям инвалидов о путешествиях, приемлемых для людей с ограниченными возможностями, и оказывает им консульские услуги.

Marie-Louise Cros-Courtial, Marc Vericel

Неоднородный характер проблемы инвалидности отражен в многообразии юридических норм и льгот, которые большинство стран ввели и законодательно закрепили в течение последних ста лет. Франция выбрана в качестве модели в связи с тем, что она обладает, возможно, одной из наиболее разработанных систем законодательства относительно классификации инвалидности. Хотя французская система может и не выглядеть типичной при сопоставлении с аналогичными системами других стран, у нее присутствуют - с точки зрения темы данной статьи - все характерные элементы исторически сформировавшейся системы. Следовательно, изучение данного вопроса показывает основные моменты, которые должны учитываться любой системой, предоставляющей инвалидам права и нормы, подлежащие выполнению согласно закону.

Двадцатая годовщина принятия Закона от 30 июня 1975 года в отношении инвалидов вновь возбудила интерес к судьбе инвалидов во Франции. По оценкам число инвалидов среди французов составляет от 1,5 млн. до 6 млн. человек (приблизительно 10% всего населения), хотя эти оценки являются неточными в определении инвалидности. Эта группа населения очень часто отбрасывается на нижние ступени общественной лестницы и, несмотря на прогрессивное развитие в данной сфере, их положение остается серьезной проблемой для общества, характеризующейся болезненными человеческими, моральными и эмоциональными издержками, которые раскалывают коллективную идею национальной солидарности.

По французскому законодательству инвалиды пользуются такими же правами и свободами, как и все остальные, и им также гарантированы равные возможности и отношение. Однако до тех пор, пока не вступает в действие конкретный механизм помощи, это равенство является чисто теоретическим: инвалидам может, например, потребоваться специальный транспорт и планировка города таким образом, чтобы они могли передвигаться как другие граждане. Такого рода шаги, благодаря которым инвалиды могут пользоваться равными возможностями, на деле направлены не на то, чтобы обеспечивать благоприятные условия, а на то, чтобы сводить на нет отрицательные моменты, связанные с инвалидностью. Сюда входят законодательные и другие меры, принятые по инициативе правительства, которые гарантируют равные возможности в получении образования, обучении, приеме на работу и в быту. Равные возможности и смягчение проблем инвалидности составляют основную цель социальной политики по отношению к инвалидам.

В большинстве случаев, однако, различные мероприятия (как правило, их называют дифференцированные политические мероприятия), предписанные французским законодательством, не охватывают всех лиц, страдающих от данной формы инвалидности, а лишь некоторые подгруппы: например, конкретные пособия или программы в целях профессиональной реинтеграции предоставляются только конкретной категории инвалидов. Разнообразие форм инвалидности и многочисленные сферы, в которых эти формы могут возникать, потребовали разработки классификационных систем, которые должны были бы учитывать официальный статус человека, а также и степень его инвалидности.

Разнообразие форм инвалидности и определение официального статуса
Во Франции условия, в которых возникают формы инвалидности, составляют основную базу для классификации. Классификация, основанная на природных факторах (физических, умственных или рецепторных) и степени инвалидности, также касается, разумеется, обращения с инвалидами и принимается во внимание. Другие системы классификаций особенно важны в определении, является ли охрана здоровья и трудотерапия наилучшим решением, и приемлем ли институт опекунства (лица, страдающие умственными отклонениями, могут находиться под опекой государства). Тем не менее, классификация, построенная на основании природных факторов инвалидности, является главным показателем при определении официального статуса данного инвалида, его прав и права на льготы.

Анализ основ французского законодательства, которое применяется по отношению к инвалидам, доказывает многообразие и комплексный характер систем по оказанию помощи. Эта организационная неуклюжесть сложилась исторически, однако сохраняется по сей день и несет в себе массу проблем.

Разработка понятия «официального статуса»
До конца девятнадцатого века забота об инвалидах в основном выглядела как форма «благотворительности» и, как правило, осуществлялась в богадельнях. Только в начале двадцатого века идеи реабилитации и финансовой помощи получили развитие на фоне нового взгляда на инвалидность со стороны культуры и общества. Согласно этой точке зрения к инвалидам стали относиться как к больным людям, нуждающимся в реабилитации - если не до статус-кво, то, по крайней мере, до равноправного положения. Это изменение в сознании стало возможно в результате развития механизации и сопутствующих ей травм на производстве, а также огромного числа ветеранов Первой мировой войны, ставших пожизненными инвалидами.

Закон от 8 апреля 1898 года усовершенствовал систему компенсаций за производственный травматизм, когда перестали требовать доказательства об ответственности работодателя, и была установлена система немедленных компенсационных выплат. В 1946 году контроль за опасными ситуациями, связанными с производственным травматизмом и профзаболеваниями, был передан системе социального обеспечения.

С целью избавления от предрассудков, отрицательное влияние которых испытывали на себе раненые или инвалиды из числа ветеранов Первой мировой войны, был принят ряд законов. Среди них были следующие:

· В 1915 году был принят Закон, который установил систему профессиональной переподготовки
· В 1916 году был принят Закон (дополнен Законом от 1923 года), согласно которому инвалиды войны получили приоритет при приеме на работу в государственный сектор
· 31 марта 1918 года был принят Закон, дающий право на фиксированный размер пенсии исходя из степени инвалидности
· 26 апреля 1924 года был принят закон, предписывающий организациям частного сектора принимать на работу определенный процент инвалидов войны

В период между двумя войнами наблюдался рост большого числа первых крупных ассоциаций инвалидов из гражданского населения. Наиболее известными стали: «Федерация инвалидов труда» (1921), «Лига по адаптации физических инвалидов труда» (ЛАФИТ, 1929) и «Французская ассоциация больных параличом» (ФАБП, 1933). Под давлением этих ассоциаций и союзов жертвы травм на производстве, а в итоге и все инвалиды стали постоянно пользоваться программами помощи, в основе которых лежали программы, созданные для ветеранов войны.

В 1930 году для рабочих была выработана система страхования по инвалидности, которую подкрепил Декрет 1945 года о создании системы социального страхования. Согласно этой системе рабочие получают пенсию, если их способность работать, или зарабатывать себе на жизнь значительно утрачена в результате заболевания или несчастного случая. Законом 1930 года было признано право жертв несчастных случаев на производстве проходить переподготовку. Система обучения и переподготовки для слепых была создана в 1945 году, а с 1949 года начала охватывать всех лиц с серьезными формами инвалидности. С 1955 году обязательство нанимать на работу определенный минимальный процент инвалидов войны включила в себя остальных граждан-инвалидов.