Социальная модель инвалидности: что это такое? Модели инвалидности. Движение независимой жизни





СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНВАЛИДНОСТИ: В ДВУХ СЛОВАХ

Социальная модель была разработана при активном участии инвалидов. При этом был проанализирован огромный опыт самих инвалидов — что значит быть инвалидом в современном обществе.

Социальная модель была создана в противовес медицинской модели. Социальная модель провела черту, отделив дефекты, которые могут иметь люди, от инвалидности — ограничений, возведенных в отношении инвалидов современным социальным устройством общества.

Другими словами, социальная модель определила, что инвалиды не есть проблема! Проблема есть то, каким способом устроено !

Для более наглядного представления, что же принесло новое понимание инвалидности, выделим некоторые аспекты медицинской и социальной моделей.

Медицинская модель инвалидности утверждает следующее:

  • Если Вы являетесь инвалидом, то Вы и есть проблема!
  • Ваша требует лечения!
  • Если Вы являетесь инвалидом, то Вы не можете принимать решения, касающиеся вашей жизни!
  • Если Вы являетесь инвалидом, то Вам требуются специалисты, чтобы ухаживать за вами!
  • Если Вы являетесь инвалидом, то Вы никогда не сможете быть равным неинвалиду!

Социальная модель инвалидности утверждает следующее:

  • «Инвалидность» не есть индивидуальная проблема!
  • Инвалиды не могут состязаться в равенстве с неинвалидами из-за наличия слишком большого числа барьеров, возведенных для них обществом!
  • Необходимо признание того, что «общество» (посредством правительства и его служб) имеют обязанность по устранению этих барьеров!
  • Инвалиды имеют все те же права на полное равенство, как имеют их все остальные граждане!

Социальная модель предлагает способ думать об инвалидности в соответствии с опытом самих инвалидов быть инвалидами. Это означает, что инвалидность порождается предубеждениями и негативными стереотипами, а также физическими и коммуникационными барьерами, искусственно возведенными в отношении инвалидов, но никак не последствиями дефектов, которыми они обладают.

СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНВАЛИДНОСТИ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Для тех, кто не знает, что означает «социальная модель инвалидности», рекомендуется ознакомиться со статьей «Социальная модель инвалидности: в двух словах», чтобы получить общее представление.

Для тех, кто желает ознакомиться с темой более основательно, рекомендуется прочитать статью «Социальная модель инвалидности: что это такое?»

Истоки

Истоки того, что впоследствии было названо «социальной моделью инвалидности», могут быть прослежены до эссе, которое было написано британским инвалидом Полом Хантом (Paul Hunt). Называлось это эссе – «Критическое условие» («A Critical Condition»), и было опубликовано в 1966 году.

Хант, в своем труде приводил доводы, по которым люди с дефектами являли собой прямой вызов обычным западным ценностям, поскольку воспринимались как «несчастные, бесполезные, непохожие на остальных, угнетенные и больные».

Анализ, сделанный Хантом, показал, что люди с дефектами воспринимались как:

  • «несчастные» – потому что они не могут пользоваться материальными и социальными выгодами современного общества;
  • «бесполезные» – потому что они рассматриваются как люди, которые не способны вносить вклад в экономическое благосостояние общества;
  • члены «угнетенного меньшинства» – потому что, как чернокожие и гомосексуалисты, они воспринимаются как «отклоняющиеся от нормы» и «не похожие на других».

Данный анализ привел Ханта к выводу, что инвалиды сталкиваются с «предубеждениями, которые выражаются в дискриминации и угнетении». Он определил взаимосвязь между экономическими и культурными отношениями и инвалидами, что является очень важной частью понимания опыта жизни с дефектами и инвалидностью в западном обществе.

Десять лет спустя, в 1976 году, организация под названием «Союз людей с физическими дефектами против изоляции» (UPIAS – Union of the Physically Impaired Against Segregation) развил идеи, высказанные Полом Хантом, несколько дальше. UPIAS выдвинула собственное определение инвалидности. А именно:

«Инвалидность – это препятствие или ограничение активности, вызванное современным социальным устройством, которое уделяет незначительное или не уделяет вообще никакого внимания людям, имеющим физические дефекты, и таким образом исключает их участие в основной социальной деятельности общества».

Тот факт, что определение UPIAS имело отношение лишь к людям, имеющим только физические дефекты, вызвал тогда множество нареканий и претензий к подобному представлению проблемы. Хотя UPIAS можно было понять, эта организация действовала в рамках своей компетенции: по определению членство UPIAS составляли люди только с физическими дефектами, поэтому UPIAS могла делать заявления от имени только этой группы инвалидов.

Данный этап развития социальной модели можно охарактеризовать тем, что впервые инвалидность была описана как ограничения, возведенные в отношении инвалидов социальным устройством общества.

Рождение социальной модели

Лишь в 1983 году ученый Майк Оливер (Mike Oliver) дал определение как «социальной модели инвалидности» идеям, выраженным в работе Ханта и определении UPIAS.

Социальная модель расширялась и дорабатывалась учеными из Британии такими, как Вик Финкельштейн (Vic Finkelstein), Майк Оливер (Mike Oliver) и Колин Барнс (Colin Barnes), из США такими, как Гербен ДиДжонг (Gerben DeJong), а также другими учеными.

Значительный вклад в доработку идеи, дабы включить в новую модель всех инвалидов, независимо от типа их дефектов, был внесен организацией «Дисейблд Пиплз Интернейшинал» (DPI – Disabled Peoples’ International).

Однако и по сей день окончательной точки в ответе на вопрос «Что же такое социальная модель инвалидности?» не поставлено. По-прежнему ведутся жаркие дискуссии, проводятся семинары, в результате которых расширяются рамки охвата модели, вносятся коррективы в уже существующие определения. Идет полным ходом обычный процесс доработки и развития идеи, в котором каждый желающий может принять участие.

СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНВАЛИДНОСТИ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Чтобы получить общее представление о том, что такое социальная модель инвалидности, рекомендуется прочитать статью «Социальная модель инвалидности: в двух словах». В настоящей же статье эта тема рассматривается более детально.

Узнать об истории создания социальной модели инвалидности, ее истоках, вы можете в статье «Социальная модель инвалидности: история создания».

Вряд ли кто станет возражать против утверждения, что инвалиды обычно имеют меньше возможностей и более низкий уровень жизни, чем неинвалиды. Это особенно очевидно для Казахстана, впрочем, как и для остальных теперь независимых государств бывшего Советского Союза.

Успех любых акций, цель которых – улучшение жизни инвалидов, напрямую зависит от того, что считать проблемой. Существует два подхода для описания проблем, связанных с инвалидностью, так сказать – две модели. А именно:

  • медицинская (или индивидуальная) модель инвалидности;
  • социальная модель инвалидности.

Медицинская модель способствует тому, чтобы проблемы, связанные с инвалидностью, описывались в терминах функциональных особенностей человеческого организма, тогда как социальная модель способствует описанию в терминах характерных особенностей социального устройства общества, его организации.

Медицинская модель инвалидности

В соответствии с этой моделью, неспособность инвалида быть полноправным членом общества рассматривается как прямой результат наличия у этого человека дефекта.

Когда люди думают об инвалидах в таком (индивидуальном) ключе, решение всех проблем инвалидности представляется в том, чтобы сконцентрировать свои усилия на компенсации инвалидам за то, что «не так» с их организмом. Для этого им устанавливаются специальные социальные , специальные пособия, предоставляются специальные услуги.

Среди негативных последствий медицинской модели инвалидности можно выделить следующие.

Во-первых , поскольку медицинская модель определяет, что человек является инвалидом, если его дефект оказывает влияние на его деятельность. При этом не принимаются в расчет многие социальные факторы, которые могут также оказывать влияние на повседневную деятельность человека.

Например, несмотря на то, что дефект может оказывать неблагоприятное влияние на способность человека ходить, другие социальные факторы, как, например, дизайн системы общественного транспорта, будут оказывать такое же, если не большее, неблагоприятное влияние на его способность к передвижению.

Во-вторых , медицинская модель придает особое значение деятельности. Например, утверждая, что слышать, говорить, видеть или ходить это нормально, тем самым подразумевается, что использование брайля, языка жестов или костылей и инвалидных колясок это ненормально.

Я считаю, что самым серьезным пороком медицинской модели инвалидности является то, что эта модель способствует созданию и укреплению негативного образа инвалидов в сознании людей. Особенный вред это наносит самим инвалидам, поскольку негативный образ создается и укрепляется в сознании самих инвалидов. Ведь по-прежнему остается фактом, что многие инвалиды искренне полагают, что все их проблемы от того, что у них нет нормального тела. Кроме того, подавляющее большинство инвалидов убеждено, что дефекты, которыми они обладают, автоматически исключают их участие в социальной деятельности.

Социальная модель инвалидности

Социальная модель была создана инвалидами, которые чувствовали, что индивидуальная (медицинская) модель не дает адекватного объяснения тому, что они, инвалиды, отстранены от основной деятельности общества. Собственный опыт показал инвалидам, что в действительности большинство проблем появляются не благодаря их дефектами, а являются последствиями того, как устроено общество, или другими словами – являются последствиями социальной организации. Отсюда и фраза – «социальная модель».

Рассмотрим пример. У вас не работают уши, и вы не можете слышать – это дефект. Но вы не смогли принять участие в собрании (прослушать лекцию и т.п.), потому что вам не был предоставлен переводчик на язык жестов. Таким образом, вы стали инвалидом из-за несостоятельности социального устройства.

Социальная модель инвалидности делает важное различие между дефектом и инвалидностью. Приведенный выше пример есть яркая этому иллюстрация. Вот два ключевых определения социальной модели инвалидности:

Дефект

Травма, заболевание или врожденный недуг, который вызывает или потенциально может вызвать продолжительное воздействие на появление функциональных ограничений организма индивидуума, которые отличаются от общепринятых стандартов.

Инвалидность

Потеря или ограничение возможностей принимать участие в обществе наравне с другими из-за социальных барьеров, а также барьеров окружающей среды.

В этой модели, определения дефекта и инвалидности медицинской модели объединены как «дефект». Это означает, что и причина функционального ограничения, и само функциональное ограничение инвалида отделяются от внешних факторов.

Инвалидность в социальной модели показана как нечто, что вызывается «барьерами» или элементами социального устройства, которые не принимают (а если и принимают, то в совсем незначительной степени) во внимание людей, имеющих дефекты.

Общество представлено как нечто, что делает инвалидами людей, у которых есть дефекты, потому что тот образ, каким оно устроено лишает возможности инвалидов принимать участие в его обычной, повседневной жизни. Из этого следует, что если инвалид не может принимать участие в обычной деятельности общества, то метод, каким организовано общество, должен быть изменен. К такому изменению может привести устранение барьеров, которые исключают из общества человека, имеющего дефекты.

Барьерами могут быть:

  • предрассудки и стереотипы в отношении инвалидов;
  • отсутствие доступа к информации;
  • отсутствие доступного жилья;
  • отсутствие доступного транспорта;
  • отсутствие доступа к объектам социальной сферы и др.

Эти барьеры создавались политиками и писателями, религиозными деятелями и архитекторами, инженерами и дизайнерами, а также обычными людьми. Это означает, что все эти барьеры могут быть устранены.

Социальная модель не отрицает наличие дефектов и физиологических отличий, а сдвигает акцент в направлении тех аспектов нашего мира, которые могут быть изменены. Беспокойство же о телах инвалидов, их лечении и исправлении их дефектов, следует оставить медикам. Причем результат работы медиков не должен влиять на то, останется ли человек полноправным членом общества или будет из него исключен.

Социальный подход к инвалидности может эффективно использоваться для того, чтобы идентифицировать барьеры, которые приводят к инвалидности, а затем и полностью их устранять. В результате, становится возможным создать общество, в котором будут учитываться потребности всех его участников, то есть – СОЗДАТЬ ОБЩЕСТВО ДЛЯ ВСЕХ!

А в заключении, я бы хотела привести слова Л.Н.Толстого: «Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним».

Марина Фёдорова

Подготовлено по материалам сайта «За равные возможности!»

Сегодня в теории и практике социальной работы остается открытым вопрос, является ли инвалидность личным несчастьем или это общественный феномен. Существующие медицинская, экономическая, функциональная, психосоциальная, политико-правовая модели инвалидности обусловливают различное понимание ее причин, последствий для инвалидов, а также способов их социальной адаптации.

Медицинская модель инвалидности акцентирует внимание на имеющейся у человека патологии, врожденной или приобретенной, отличающей его от других, «нормальных» людей. При этом инвалид рассматривается как человек неполноценный в физическом или умственном отношении. Степень неполноценности определяется тем, насколько он ограничен в различных областях человеческой деятельности, и, в конечном счете, его способностями к независимому существованию (к самообслуживанию, передвижению, восприятию мира и т.д.). Реабилитация инвалида достигается за счет восстановления физического или умственного здоровья медицинскими средствами.

Таким образом, медицинский подход к инвалидам превращает их в пассивных пациентов, лишенных социальной значимости, приводя к тому, что инвалиды не имеют права выбора и не могут в силу своей «неполноценности» влиять на решение собственных проблем.

Медицинская модель инвалидности многие годы была доминирующей в России, в соответствии с чем, социальная политика в отношении инвалидов носила сегрегирующий, дискриминационный характер. Существовавшая долгое время система закрытых специальных учреждений привела к разделению инвалидов на нормальных и ненормальных, и, как следствие, - к изоляции последних от общества.

Логическим продолжением медицинской модели выступает модель функциональной ограниченности, описывающая неполноценность как неспособность лица выполнять те или иные функции по сравнению со здоровыми людьми. В Декларации о правах инвалидов, принятой Генеральной ассамблеей ООН 9 декабря 1971 года, дано определение понятия «инвалид» именно с позиций функционального подхода: «инвалид - лицо, которое не может самостоятельно обеспечивать полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных возможностей ».

Согласно экономической модели неполноценными являются лица, работающие с меньшей нагрузкой, чем здоровые люди, или неспособные работать вообще. Инвалиды рассматриваются изначально как менее производительные и экономически ущербные. Экономическая модель - следствие концепции социальной полезности, порождающей в конечном счете социальную дискриминацию.

Официальное определение инвалидности, принятое в нашей стране, отражает именно экономический подход к этой проблеме: «Инвалидность – это длительная или постоянная, полная или частичная потеря трудоспособности вследствие стойких или трудно обратимых нарушений функций организма в связи с заболеванием, увечьем или дефектом развития».

Все перечисленные выше концепции носят дискриминационный характер, они акцентируют внимание на том, что у данного лица отсутствует: медицинская модель обращает внимание на нездоровье, экономическая – на неспособности к производительному труду, модель функциональной ограниченности – на неспособности в широком смысле этого слова. Причем в этих трех моделях инвалидность остается индивидуальной проблемой ее носителей. А помощь государства сводится к выплате пособий, предоставлению льгот, в том числе бесплатному медицинскому обслуживанию, обеспечению занятости малоквалифицированными формами труда. Эти меры не могут существенно улучшить жизнь инвалидов, а только порождают в них иждивенческие настроения, культивируют низкую самооценку «людей второго сорта».

Психосоциальный подход к определению инвалидности переводит эту проблему в плоскость взаимоотношений между личностью и различными элементами общественной системы. Согласно этому подходу, инвалиды, действительно, в физическом или психическом отношении отличаются от здоровых людей, но источники их беспомощности - не только в их особенностях, но и в реакции на них социального окружения. Трудности инвалидов обусловлены не только чувством физического ограничения и дискомфорта, переживанием чувства утраты своих возможностей, но и грузом того негативного отношения, с которым сталкиваются они в своем ближайшем окружении.

В современном индустриальном мире всеобщего потребления здоровье и физическое совершенство имеют практическую ценность, как некий капитал, помогающий достичь богатства и благополучия. Отсутствие этого капитала снижает потенциальные возможности человека, а, значит, порождает его неравенство в сравнении со здоровыми, «нормальными» людьми.

Представление об инвалиде как о человеке, не способном занять достойное место в обществе, влачащем жалкое существование, нуждающемся в посторонней помощи, общение с которым тягостно, ведет к отчуждению этих людей, мешает им входить в социальное взаимодействие.

Показательно, что кроме функциональной недостаточности причиной инвалидности, если не в юридическом смысле, то в оценке окружающих, выступают дефекты внешних покровов, которые исходя из традиционных эстетических представлений воспринимаются как уродство. Послеожоговые рубцы, гемангиомы, обезображивающие тело и лицо человека, осложняют его жизнь, несмотря на то, что не влияют непосредственно на его трудоспособность. Инвалиды могут не быть слабыми или немощными, но из-за своего несоответствия внешним стандартам в той же мере испытывают психологическое и экономическое притеснение, что и люди с функциональными недостатками. Это означает, что понятие «инвалид» в реальных условиях шире понятий «немощный», «нетрудоспособный» и включает всех, кто не соответствует современным представлениям о норме анатомо-физиологических параметров человека (1, с.9).

Сторонники психосоциальной модели полагают, что если от клеймящего признака невозможно избавиться или тщательно скрыть его, то необходимо научиться безболезненно относиться к негативной реакции окружающих либо общаться с себе подобными. Помощь в этом случае предполагает коррекционную психологическую работу с самим инвалидом, а также объединение инвалидов в относительно замкнутые изолированные сообщества.

Таким образом, психосоциальная модель, признавая негативное влияние общества на положение инвалидов, делает шаг вперед по сравнению с медицинской, экономической и функциональной моделями, но по-прежнему остается дискриминационной, предполагая в качестве помощи своеобразную сегрегацию (отделение) инвалидов.

Существует принципиально иной, политико-правовой подход к пониманию инвалидности. Он основывается на идее, впервые выдвинутой в 1975 году в Великобритании Союзом людей с физическими недостатками, что инвалидность – это не индивидуальная проблема человека, а особая форма социальной дискриминации. А так как любая форма дискриминации – порождение общества, то и преодолеть ее возможно социальными механизмами. Важность политико-правовой модели в том, что она не рассматривает инвалидов как людей, с которыми что-то не в порядке, а видит причины недееспособности, низкого уровня жизни в неподходящей архитектурной среде, несовершенных законах и т.п. Общество не стремится использовать возможности людей с анатомо-физиологическими особенностями. Именно общество изолирует их от полноправного участия в жизни, наделяя особым статусом, умаляющим человеческое достоинство, и именно общество может при желании создать более благоприятные условия для личностного роста этих людей.

Ограничения, санкционированные обществом, затрудняют социализацию человека «с особенностями» и в конечном итоге могут привести к действительной неполноценности, ущербности его личности.

М.А.Беляева и И.Е.Кузнецова дают такое определение: инвалидность – общественное явление, результат взаимодействия личности и социума, налагающего на нее определенные запреты или ограничения в связи с несоответствием норме ее физических, психических, функциональных параметров (1, с.10) .

Признание политико-правовой модели инвалидности означает, что социальные работники должны быть вовлечены в преобразование общества, его принципов и предрассудков; в деятельность по изменению отношения к людям с ограниченными возможностями, по повышению их социального статуса. Это новое понимание предполагает формирование в обществе норм культурного плюрализма , а также идей независимой жизни . Если общество будет жить по нормам культурного плюрализма, то функциональные ограничения будут отнесены в ряд культурных различий (как цвет кожи, например).

Сторонникимодели независимой жизни считают, что инвалиды должны быть независимы в выборе своего поведения и места в жизни, но при этом общество обязано предоставить возможность такого выбора. Общественное устройство, общественная инфраструктура должны быть нацелены на то, чтобы люди с различным состоянием здоровья , а также физическим, физиологическим и психологическим состоянием могли беспрепятственно реализовывать свои права. Окружающие, в том числе и работники социальной сферы, играют больше роль консультантов, как для самих инвалидов, так и для организаций, определяющих их жилую среду и жизненные условия. Другими словами, инвалиды в этой модели выступают не только как объекты оказания социальной помощи, но и как субъекты социально защитной деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 года №965 утверждены Положение о признании лица инвалидом и Примерное положение об учреждениях государственной службымедико-социальной экспертизы , определены порядок и условия признания лица инвалидом, осуществляемые этими новыми учреждениями.

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности.

Медико-социальная экспертиза может проводиться:

· в учреждениях по месту жительства или по месту прикрепления к государственному (муниципальному) лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения,

· на дому (если лицо не может явиться в учреждение по состоянию здоровья),

· в стационаре (если гражданин находится там на лечении).

Допускается и заочная медико-социальная экспертиза на основании предъявляемых документов. Для этого требуется либо согласие гражданина, проходящего экспертизу, либо его законного представителя. Они же имеют право привлекать любого специалиста для участия в МСЭ с правом совещательного голоса, разумеется, за свой счет.

Медико-социальная экспертиза любого гражданина проводится по его письменному заявлению, к которому должны быть приложены либо направление учреждения здравоохранения, либо органа социальной защиты, а также медицинские документы, подтверждающие нарушения его здоровья. Но, прежде чем получить направление на медико-социальную экспертизу, гражданину предстоит пройти в медицинском учреждении ряд необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий. И лишь при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма (обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами), он направляется на медико-социальную экспертизу.

В качестве необходимых оснований для признания гражданина инвалидом выделено три признака:

1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма;

2) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

3) необходимость осуществления мер социальной защиты.

Причем наличие только одного из этих признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.

В случае признания лица инвалидом для него разрабатывается индивидуальная программа реабилитации .

Елена Анатольевна Тарасенко (Россия) – аспирантка Института социологии РАН

Мы должны трудиться над универсализацией условий доступа для всех.
Пьер Бурдье. Мужское доминирование (2000)

Введение

В настоящее время поиск адекватной модели социальной политики для России приобретает особую актуальность.

Как будет строиться эта новая модель социальной политики, отвечающая современным российским реалиям? Какие приоритеты и концепции будут положены в ее основания? Насколько эта политика должна быть уникально российской или формироваться в рамках глобальных тенденций, существующих в экономически развитых странах мира?

Ответы на эти вопросы уже сегодня должны стать предметом специального рассмотрения исследователей и аналитиков, работающих в данной профессиональной области, так как нельзя признать достаточными только усилия политиков в этом направлении.

Цель настоящей статьи – рассмотреть существующие подходы к социальной политике, проводимой по отношению к инвалидам, в экономически развитых странах, наметить основные тенденции, идущие в этом направлении и попытаться оценить реалистичность использования данных моделей для российских реалий, переосмыслив действующие здесь подходы и практики.

Модель социального обеспечения или модель гражданских прав: поиск оптимальных подходов

Ознакомление с зарубежными подходами по формированию национальных концепций социальной политики по отношению к инвалидам необходимо для того, чтобы:

во-первых, понимать международный контекст, в плоскости которого наша страна будет выстраивать свою концепцию социальной политики. По сути, это представление о каналах и механизмах принятия решений, касающихся инвалидов и границ социального пространства власти лиц с ограниченными возможностями в различных странах;

во-вторых, иметь возможность критически проанализировать различные модели социальной политики и подходы к управлению социальной сферой в интересах как самих инвалидов, так и общества в целом. В основе этих подходов, что очень важно, лежат различные понятия о том, что есть "инвалидность" и кто такой "инвалид" как в смысле философско-методологического понятия, так и с точки зрения роли лиц с ограниченными возможностями в современном мире. Экспансия либо редукция базового понятия оказывают почти прямое воздействие на способ "социального использования" потенциальных ресурсов инвалидов;

в-третьих, связать принципы государственно-политического устройства территории с проводимой ею социальной политикой и практикой, касающейся лиц с ограниченными возможностями, исходя из анализа моделей реализации социальной политики в отношении инвалидов. Иными словами, параметры управления социальной сферой выводят нас на более общие вопросы развития общества;

в-четвертых, попробовать в контексте актуальных на сегодняшний день глобальных процессов идентифицировать себя как участника мирового или хотя бы европейского пространства развитых стран, с теми требованиями к управленческой, профессиональной и этической компетенции, которые это пространство предъявляет к своим членам. "Быть в Европе" – не в последнюю очередь означает быть политически, социально, технологично и интеллектуально подготовленным к процессам европейской интеграции и одновременно стратификации;

в-пятых, ознакомиться с зарубежными подходами по формированию национальных концепций социальных политик в области, связанной с жизнедеятельностью инвалидов, поскольку это важно не только в политическом, но и в методологическом плане, так как позволяет разработать универсальную модель российской социальной политики, направленной на содействие инвалидам, с учетом мирового опыта расширить ее концептуальные основания и развить тематическое поле современной российской социальной политики и социологии медицины.

Конструирование концепции социальной политики в рассматриваемой области прежде всего зависит от принятой в данном обществе идеологии, поддерживающей экономическую рациональность выбора концепции, и ценностей, в основе которых лежат предположения о природе инвалидности, степени приоритетности решения проблем людей с ограниченными возможностями и взаимообязательств как общества в целом и его социальных институтов, так и инвалидов, о возможной их занятости.

Дискуссия о том, как определять инвалидность, является скорее дискуссией о смысловом пространстве, в которое помещают ее:

а) пространство аномалии;

б) пространство, в котором инвалидность – одна из многих индивидуальных моделей стиля жизни.

Соответственно, инвалидность может быть рассмотрена либо как частный случай медицинской патологии, отличной от "нормы" ("Теория персональной трагедии" Тома Шекспира <1>), либо как потенциальный опыт всех людей, так как потенциально у каждого индивида некоторое время (возможно, даже перед своей кончиной) могут наблюдаться стойкие нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности.

Степень приоритетности решения проблем инвалидов может зависеть от их численности и активности их движения. Так, в последние десятилетия в мире происходит постоянный рост удельного веса людей со стойкими нарушениями здоровья: в европейских странах их доля составляет от 12 до 17% <2>, а в США в 2000 г. она равнялась 20% (!) численности всего населения страны <3>. Эксперты отмечают, что движение за соблюдение прав инвалидов в западных странах находится в начале своего пути и развивается по схеме феминистского движения, отставая от него на 15–20 лет по достигнутым результатам. Поэтому активность этого движения будет только возрастать, добиваясь принятия антидискриминационных законов и изменяя социальную политику в данной области прежде всего в интересах людей с ограниченными возможностями. Активность этого движения приводит, с одной стороны, к сильнейшей трансформации самосознания инвалидов и формированию у них жизнеутверждающей позиции по отстаиванию своих прав, а с другой – реально толкает государство к реконструкции структуры общества в сторону большего равенства прав, возможностей и статуса инвалидов и перераспределения финансовой поддержки.

Поэтому не случайно выбор национальной концепции социальной политики, касающейся проблем инвалидов, в западных странах зависит от отношения общества к занятости людей с ограниченными возможностями <4>.

Выбор обычно делается в пользу либо стратегии эксклюзии, согласно которой инвалидность – оправдание и основание для отказа от обязательства трудиться, либо стратегии инклюзии – люди с ограниченными возможностями рассматриваются как потенциальная рабочая сила и работодатели обязаны предоставлять им работу, не дискриминируя по признаку "инвалидность". Ни одна из этих полярных стратегий полностью не отражает всего комплекса социальных представлений о проблеме инвалидности и занятости и не предлагает законченного и удовлетворяющего ее решения. Не удивительно, что и США, и страны Западной Европы сталкиваются со сложностями выбора концепций социальной политики по отношению к инвалидам и с частыми неудачами в их реализации. Как работодатели, так и люди со стойкими повреждениями здоровья получают часто смешанные сигналы относительно социальных ожиданий о месте людей с ограниченными возможностями в структуре общества. Например, инвалидам говорят, что они могут работать, но в то же время "скрытая" программа способствует тому, чтобы они оставались дома. Работодателям предлагается принимать лиц с ограниченными возможностями на работу, но одновременно им позволяют не делать этого.

В зависимости от отношения к проблеме занятости лиц, имеющих инвалидность, и предположениях о природе инвалидности (моделях инвалидности) все возможные современные западные национальные концепции социальной политики в данной области можно согласно выбранным стратегиям условно разделить на две модели:

– патерналистская модель, или модель социального обеспечения;

– инновационная модель, или модель гражданских прав.

Поскольку эти две концепции социальной политики, касающейся проблем инвалидов, отличаются друг от друга по принципиальным вопросам, можно говорить не только об их нелегком сосуществовании, но и об определенном напряжении, которое возникает между ними на национальном и международном уровнях.

На концепцию социальной политики, проводимой по отношению к инвалидам, условно называемую модель социального обеспечения, большое влияние оказали:

а) моральная (религиозная) модель инвалидности <5>;

б) медицинская модель инвалидности;

в) реабилитационная модель.

Моральная (религиозная) модель инвалидности – исторически самая древняя и мало использующаяся в наши дни, определяла инвалидность как позор и религиозное наказание за грехи. Так, английское слово "больной" ("ill") первоначально означало "нравственно вредный" <6>. Стоит, однако, отметить, что и в наши дни в мире существуют многие культуры и субкультуры, особенно в традиционных обществах, которые часто ассоциируют инвалидность с чувствами вины, стыда и низким социальным статусом всей семьи инвалида, даже если подобные чувства уже не базируются на религиозной доктрине. Для людей с ограниченными возможностями данная модель особенно тягостна. Как правило, она порождала социальный остракизм и самоненависть у инвалидов, поскольку, согласно моральной модели инвалидности, позор распространялся на всю семью, в которой был инвалид. Вместе с тем, чтобы избавиться от стигмы, семьи пытались дистанцироваться от своего члена со стойкими поражениями здоровья, помещая его в изолированные стационарные учреждения и лишая всякого шанса играть когда-либо значимую роль в обществе <7>. Таким образом, моральная модель инвалидности косвенно способствовала появлению и развитию институциональных форм ухода за людьми с ограниченными возможностями. В качестве теоретической базы для концепции социальной политики, проводимой по отношению к инвалидам, она в настоящее время не используется.

Медицинская модель инвалидности, возникшая в связи с бурным развитием медицины в XIX в., рассматривает физические и психические отличия между людьми в терминах патологических отклонений и дефектов, т.е. "неполноценности" <8>. Согласно этой модели, инвалиды вынуждены исполнять традиционную роль больного (концепция Парсонса), по сути дела, роль социального аутсайдера, заключающуюся, с одной стороны, в неспособности к независимой жизни и отказе от ответственности и обязательств перед обществом, а с другой – в ожидании повышения своего статуса после медицинского излечения. Однако наивно было ожидать, что инвалиды и люди со стойкими нарушениями здоровья полностью излечатся, соответственно, роль больного закрепляется за ними навсегда. Медицинская модель инвалидности способствовала тому, чтобы все проблемы, включая социальные, связанные с инвалидностью, описывались в терминах функциональных особенностей человеческого организма. В соответствии с этой моделью, неспособность человека с ограниченными возможностями быть полноправным членом общества рассматривалась как прямой результат наличия у него дефекта.

При таком подходе дефекты, которыми обладают инвалиды, автоматически исключают их из участия в традиционной социальной деятельности. Такие индивиды определяются прежде всего как непригодные к работе или функционированию и социальной коммуникации в "обычном" обществе. Для них существует специально созданная сеть изолированных специализированных интернатов и коррекционных школ. Данный подход способствует понижению социального статуса людей с ограниченными возможностями и усиливает социальные стереотипы об их некомпетенции <9>. Инвалиды рассматриваются как объект социальной политики, но не как ее субъект.

Решение всех проблем инвалидов в медицинской модели сводится к тому, чтобы все усилия сконцентрировать на различного рода компенсациях инвалидам за то, что с их организмом что-то "не так". В связи с этим для них устанавливаются специальные социальные льготы, пособия, им предоставляются социальные пенсии по нетрудоспособности, удовлетворяющие, как правило, только минимальный уровень их материального благополучия <10>. Стоит отметить, что медицинская модель инвалидности является источником проблем для тех инвалидов, которые идентифицировались как нетрудоспособные, но хотели бы работать, однако рискуют лишиться пособия, поскольку сразу теряют статус инвалида.

Главная проблема инвалида с точки зрения реабилитационной модели – это наличие у больного не соответствующего норме тела или психики и нуждающегося в медицинском лечении и реабилитации, чтобы устранить или компенсировать возникшие функциональные расстройства. Реабилитационная модель инвалидности возникла в США после Второй мировой войны, когда множество ветеранов-инвалидов нуждались в медицинском лечении, психологической терапии по интеграции в социум и специальных государственных мерах по вхождению в трудовую деятельность <11>, включая квотирование рабочих мест на предприятиях для инвалидов, что некоторые исследователи склонны рассматривать как дискриминирующую меру.

Подразумевалось, что такие социальные институты, как институт занятости и госслужбы, созданы прежде всего только для нужд здоровых людей. Предполагалось, что такая сторона нормальной жизни, как работа, большинству представителей инвалидов совершенно недоступна.

Вместо того, чтобы адаптировать данные институты к нуждам инвалидов, общество отделяет большую их часть в специально созданное параллельное пространство, мало пересекаемое с "мейнстримом" неинвалидов, где люди с ограниченными возможностями в своем большинстве являются либо неработающими пенсионерами, либо занимают сегрегированные, как правило, малооплачиваемые и непрестижные "специальные" рабочие места для инвалидов.

Суть реабилитационной модели состоит в том, чтобы адаптировать инвалида к социуму, задача же изменения социума в интересах инвалида и поднятие его социального статуса не рассматривалась.

Стоит отметить родственную связь между медицинской и реабилитационной моделями инвалидности, поскольку многие исследователи, говоря о медицинской модели инвалидности, подразумевают смешанный характер этих двух моделей.

Отсюда можно сделать вывод, что модель социального обеспечения как концепция социальной политики, проводимой по отношению к инвалидам, в качестве основной методологической базы использует соединение медицинской и реабилитационной моделей инвалидности и, соответственно, построена на идее сепарации инвалидов.

По мнению некоторых исследователей, модель социального обеспечения была доминирующей в качестве концепции социальной политики по отношению к инвалидам в западных странах до 1970–1990-х годов, поскольку поддерживала сохранение социальных институтов в интересах здорового большинства, осуществляя функции социального контроля по эксклюзии инвалидов. Но в то же время люди с ограниченными возможностями не были лишены внимания и заботы со стороны государства. Напротив, социальная политика и программы помощи развивались в направлении, которое здоровое большинство идентифицировало как базисные потребности. Инвалидам могла быть предложена соответствующая поддержка в виде социальных пособий и пенсий, различных форм обслуживания, включая медицинское, специального образования и обучения профессиям, но, как правило, в специально созданном для этого параллельном пространстве. Степень участия государства в решении проблем инвалидов была велика, неуклонно соблюдался принцип общедоступности медицинского и социального обслуживания.

Однако в связи с кризисом модели государства всеобщего благосостояния, которая господствовала в промышленно развитых странах Запада, произошло разочарование в ее эффективности и наметился переход к инновационной модели, или модели гражданских прав.

Инновационная модель, или модель гражданских прав, как антидискриминационная концепция социальной политики, проводимой по отношению к инвалидам, в настоящий момент получает широкое распространение в странах Запада в связи с принятием в США в 1990 г. "Акта об американцах-инвалидах". Некоторые из профессионалов уже говорят о конвергенции национальных политик в области инвалидности таких государств, как Великобритания, Мексика, Канада, США, Германия, Австралия, Израиль, Новая Зеландия, Япония и др. <12> Причем разработанная в США модель гражданских прав рассматривается не как особый продукт американского "импорта" или заимствования, а как международный эталон социальной политики, не только наиболее полно защищающей гражданские права, способствующей повышению социального статуса и интеграции инвалидов в общество и создающей предпосылки для дальнейшей гуманизации общества в целом, но и экономически выгодной для государства моделью, за счет снижения ассигнований в результате практики деинституционализации, т.е. свертывания сети специализированных интернатов и учреждений стационарного типа и развития обслуживания инвалидов по месту жительства.

Некоторые исследователи отмечают трудности и даже неуспешность адаптирования антидискриминационной концепции социальной политики по отношению к инвалидам в условиях других стран, диссонанс между идеологией модели гражданских прави ценностями, свойственный и данному обществу, экономическую подоплеку становления новой идеологии. Поскольку инициатива принятия данной концепции социальной политики исходила от политических элит и небольших групп профессионалов, модель гражданских правпорой вызывает психологическое сопротивление у профессионалов и сотрудников стационарных учреждений, сомневающихся в целесообразности проводимых реформ и склонных ожидать как ухудшения положения для самих людей с ограниченными возможностями, так и отрицательных последствий для функционирования государственной системы социальной защиты в целом <13>.

Модель гражданских прав является инновационной в том смысле, что впервые в истории в ней инвалиды рассматриваются как равноправные члены общества и его активные участники, и создает предпосылки для их возвращения в обычную среду, используя стратегию деизоляции. Это происходит потому, что модель гражданских прав в своей сердцевине содержит идею социальной модели инвалидности.

Социальная модель инвалидности не отрицает наличия дефектов и физиологических отличий, определяя инвалидность как нормальный аспект жизни индивида, а не девиацию, и указывает на социальную дискриминацию как на наиболее значительную проблему, связанную с инвалидностью <14>. Социальная модель инвалидности сдвигает акцент в направлении тех аспектов жизни социума, которые могут быть изменены. Существуют три главных типа ограничительных барьеров, которые могут и должны быть устранены, чтобы интегрировать инвалидов в общество:

1) негативные аттитьюды по отношению к инвалидам, превалирующие до сих пор в социуме и функционирующие как на микро-, так и на макроуровне, включая язык повседневных практик, навешивающий ярлыки и формирующий оскорбительные стереотипы;

2) институциональные барьеры, резко уменьшающие "жизненные шансы" людей с ограниченными возможностями;

3) архитектурные и транспортные барьеры, мешающие созданию комфортной жизненной среды.

На концепцию социальной политики в области инвалидности, условно называемую модель гражданских прав, большое влияние оказали три версии социальной модели инвалидности:

а) социальная модель инвалидности, вытекающая из теории Маркса и использующая в качестве методологической базы марксистскую социологию;

б) социальная модель инвалидности, вытекающая из учения Гофмана и использующая в качестве методологической базы социологию символического интеракционализма и постмодернизм;

в) социальная модель инвалидности, вытекающая из идей нормализации и социальной валоризации и использующая в качестве методологического основания функционалистскую социологию и социологию символического интеракционализма.

Социальная модель инвалидности, вытекающая из учения Маркса, впервые была открыта в Великобритании, однако успешно используется и учеными других стран <15>. Причем многие прогрессивно настроенные исследователи считают, что именно марксистская теория не только дает наиболее адекватный методологический базис для описания и объяснения социального положения инвалидов, но и обладает гораздо большим трансформирующим потенциалом для преодоления угнетения людей с ограниченными возможностями, чем функционалистская социология и интеракционализм, вооружая инвалидов стратегиями по освобождению от дискриминации.

При этом отмечается, что именно политэкономия марксизма дает удовлетворяющие объяснения, почему инвалиды являются социальными "проигравшими" ("social losers"). Согласно этой версии, социальной модели инвалидности, угнетение, с которым сталкиваются инвалиды, вытекает из экономической и социальной структуры капитализма и структурируется всяческими "-измами": расизм, сексизм, ксенофобия, эйджизм и пр. (концепция синхронного угнетения Стюарда). Сама организация общества продуцирует институциональную сепарацию инвалидов, а значит, и их тотальную дискриминацию.

Общество, его социальные институты представлены как нечто, что делает инвалидами людей, у которых есть проблемы со здоровьем, потому что тот образ, как общество устроено, лишает возможности инвалидов принимать участие в его обычной, повседневной жизни. Причем экономике принадлежит ключевая роль в продуцировании категории "инвалидность" через действия на рынке труда и социальную организацию работы. Поскольку главная цель капиталистического производства – получение прибыли, то оно мало заинтересовано в более медленных и менее продуктивных темпах работы лиц со стойкими поражениями здоровья, определяя их как инвалидов.

Из этого следует, что для того, чтобы покончить с дискриминацией, базирующейся на инвалидности, надо сначала проанализировать социальные институты и их влияние на положение и сепарацию людей с ограниченными возможностями, а затем изменить принципы организации самого общества. К такому изменению может привести устранение институциональных барьеров и барьеров окружающей среды, включая архитектурные и транспортные барьеры. Несомненной положительной стороной этой теории является то, что во всем мире она вовлекает в борьбу за улучшение своего положения самих инвалидов, которые становятся активными акторами, субъектами формирования социальной политики. В рамках этой версии социальной модели инвалидности люди с ограниченными возможностями могут артикулировать свой взгляд на общество, не пытаясь "совершенствовать" и "улучшать" себя.

Социальная модель инвалидности, базирующаяся на учении Гофмана, близкого к символическому интеракционизму, и исследованная сначала в США, также получила широкое распространение в научном сообществе. Согласно этой версии, инвалидность определяется как выявление неожидаемых различий или нетипичности. Таким образом, граница между здоровыми и инвалидами, т.е. между "нормой" и "аномалией", является социальной конструкцией. Причем стоит отметить нестатичный характер этой границы, она меняется в двух плоскостях – в пространстве и времени. Данная граница существует везде и всегда, но ее содержание, суть ее механизмов имеют конкретно-исторический характер. Содержание ценностно-нормативных комплексов "здорового человека" и "инвалида" в разных обществах и в разные эпохи значительно варьируется.

А поскольку существует множественность точек зрения на инвалидность, которая является свободно плавающей моделью, можно говорить о постмодернизме как одном из методологических оснований данной версии социальной модели инвалидности. Цель состоит в том, чтобы проанализировав социальные роли и аттитьюды в отношении инвалидов и их стигматизирующий эффект, расширить понятие "нормы", включив в него людей с ограниченными возможностями, сформировать в общественном сознании позитивный образ инвалидности и донести до людей, что инвалидность – как пол и старение – это всеобщий эксперимент, с которым столкнется каждый.

Стоит упомянуть и о теории (принципе) нормализации и социальной валоризации, вносящей определенный вклад в развитие третьей версии социальной модели инвалидности, активно реализующейся в конце 1990-х – начале 2000-х годов в западных странах и оказывающей значительное влияние на формирование модели гражданских прав как одной из концепций социальной политики по отношению к инвалидам. Одним из факторов перехода к данной теории явилось повышение стоимости институционального обслуживания инвалидов, поскольку считается, что ее реализация обойдется дешевле.

Суть данной теории заключается в курсе на деинституциализацию и декарцерацию, предполагающем существенное реформирование системы здравоохранения и социального обслуживания инвалидов. Декарцерация и деинституциализация предполагают сокращение институциональных стационарных форм обслуживания инвалидов и развитие самопомощи и сервисного обслуживания на уровне местного сообщества для нормализации условий и повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями. Причем вновь созданные сервисы для инвалидов позиционируются как кардинально отличные от институциональных форм обслуживания, рассматриваемых как недостаточно эффективные и как часть довольно жесткого социального контроля.

Считается, что данное сервисное обслуживание позволяет инвалидам полнее удовлетворять индивидуальные нужды потребителей, вести самостоятельную жизнь "обычного", "нормального" человека и быть менее подверженным социальному контролю. Нормальные условия жизни людей с ограниченными возможностями подразумевают: обладание собственным жильем, образование, трудоустройство, досуг, средства к существованию, возможности пользоваться разнообразными социальными благами, навыки самообслуживания и общения <16>.

Теория нормализации и социальной валоризации была весьма притягательна для многих людей с ограниченными возможностями, поскольку позволяла перейти от весьма специфических закрытых условий проживания в интернатах и стационарах к самостоятельному существованию в открытом социуме и ощущать себя менее дискриминируемыми.

Однако некоторые исследователи отмечают внутренние противоречия, расплывчатость и ограниченные рамки теории нормализации, поскольку она базируется на функционалистской социологии и социологии символического интеракционализма, чьи дефекты хорошо известны. Парадокс состоит в том, что практика по нормализации людей и нормализации услуг на самом деле только укрепляет дихотомию нормы/аномалии, так как эта практика формируется социумом, соответственно, является исключительно социальной конструкцией, границы которой изменяются в пространстве и во времени, и то, что сегодня считается нормой, завтра будет восприниматься уже как анормальность. Причем инвалиды пытаются жить в "нормальном" обществе, где существует социальное неравенство, и в котором все позиции индивидов оцениваются и ранжируются по степени важности, статусности. Следовательно, положение инвалида всегда будет оцениваться по сравнению с окружающими как неравное, низкостатусное. Можно говорить только о некотором повышении статуса инвалидов, но, без кардинального изменения устройства общества невозможно изменить низкий статус лиц с ограниченными возможностями на средне- или высокостатусную позицию.

Отрицательная сторона – инвалиды здесь выступают как объект социальной политики, а не как ее активный актор, поскольку другие – политики, профессионалы – решают, что будет лучше для лиц с ограниченными возможностями и для общества, и определяют критерии "нормы" и "нормальной" жизни. Получается, что изменение происходит через других.

Модель гражданских прав сфокусирована на идее интеграции инвалидов в общество и предполагает активное включение их в политический процесс, т.е. они рассматриваются как полноправные акторы, субъекты социальной политики, а не только как ее объекты <17>.

Модель гражданских прав отбрасывает предположение, что социальная эксклюзия – неизбежное последствие инвалидности. С этой точки зрения люди с ограниченными возможностями были исторически исключены из социальных институтов, поскольку не были адаптированы к нуждам инвалидов.

Согласно этой концепции социальной политики в данной области, проблемы инвалидов описываются как ограничения, возведенные по отношению к ним социальным устройством общества, т.е. сама организация общества продуцирует институциональную сепарацию инвалидов, а значит, и их тотальную дискриминацию. В связи с этим взят курс на деинституционализацию, т.е. на свертывание сети специализированных интернатов для людей с ограниченными возможностями и на развитие разнообразных форм обслуживания и поддержки их непосредственно по месту жительства.

Цель модели гражданских прав – скорее реформирование основных социальных институтов по включению в них инвалидов, чем создание параллельного пространства, где могли бы существовать люди с ограниченными возможностями.

Более того, считается, что в общественном сознании необходимо сформировать позитивный образ инвалидности. Здоровое большинство общества должно изменить свое отношение к инвалидности, расстаться с дискриминирующими стереотипами и больше общаться с людьми с ограниченными возможностями.

Данная концепция инвалидности предполагает изменение самовосприятия людей с ограниченными возможностями, которое раньше выражалось в пассивности и функциональной зависимости, своеобразной "культуре молчания" (термин Рауло Фрейра) <18>.

Инвалиды должны расширять свой ролевой потенциал и идентифицировать себя не только как получателей пенсий и пособий, но и как полноправных членов социума, имеющих не только права, но и обязательства перед обществом. По концепции Гидденса, в обществе постмодерна, каковым сейчас является западное общество, традиционные конструкты поведения могут резко меняться, образуя феномен детрадиционализации <19>. Таким образом, личностная идентичность становится скорее психологической конструкцией самого индивида, чем социальной конструкцией, и, соответственно, инвалиды, используя потенциал максимилизации, могут конструировать собственную жизнь в позитивном ключе, принося пользу обществу, значительно улучшая качество жизни и повышая свой социальный статус, отказываясь от традиционной виктимизирующей роли больного <20>. Потенциал максимилизации инвалидов заключается прежде всего в отказе рассматривать свою инвалидность как базовый элемент личной идентичности.

На практике бывает очень сложно осознать модель социального обеспеченияи модель гражданских прав как различные концепции социальной политики по отношению к инвалидам, так как считается, что вместе они не могут существовать, являясь антагонистическими по своей природе <21>. Однако есть государства, которые в реальных условиях сочетают эти две модели политики, например, Великобритания, официально провозгласившая модель гражданских прав в качестве основы своей социальной политики в данной области, и имеющая некоторые законы, относящиеся к модели социального обеспечения, а ценности и идеологию, относящиеся к медицинской модели инвалидности. Обычно совмещение этих двух моделей происходит тогда, когда к существующим политическим инструментам и программам в рамках модели социального обеспечения, добавляются антидискриминационные законы, существующие в пространстве модели гражданских прав.

Так в какой же модели социальной политики нуждается Россия?

Если обратиться к российской действительности, то нашей стране стоило бы также отказаться от антагонизма между этими двумя концепциями социальной политики по отношению к инвалидам и попытаться преодолеть или уменьшить противоречия этих двух подходов путем совмещения политического курса и социальных программ, исходящих из разных концепций социальной политики в данной области. Можно выделить три методологических подхода по уменьшению напряжений между этими двумя моделями.

Во-первых, обе модели социальной политики могут мирно соседствовать хотя бы потому, что эти концепции обслуживают различные группы людей с ограниченными возможностями. Согласно этой точки зрения, некоторые субкатегории инвалидов могут рассматриваться в теоретических рамках модели социального обеспечения, другие – в теоретических рамках модели гражданских прав. Отдельные индивиды могут быть классифицированы как имеющие глубокую степень инвалидности и постоянно нуждающиеся в медицинской помощи и социальном обслуживании, а также потенциально опасные как для общества, так и для себя. Они могут существовать только в условиях специализированных интернатов и учреждений стационарного типа. Другие – как имеющие меньшую степень инвалидности и способные к интегрированию в социальный "мейнстрим" <22>. Сочетание этих двух подходов позволяет дифференцировать группы инвалидов, рассматривая их не как единое целое, а как различные группы, нуждающиеся в разной помощи со стороны государства.

Во-вторых, люди с ограниченными возможностями в этом случае могут сами выбирать для себя в пространстве каких возможностей, реализуемых в рамках различных концепций социальной политики в области инвалидности, они будут существовать. Преимущество этого подхода заключается в отсутствии требования формального перехода от одной модели к другой. Более того, он является наиболее эффективным в том плане, что позволяет признать индивидуальную природу инвалидности и с уважением относиться к автономии и пожеланиям самого инвалида.

В-третьих, не стоит рассматривать эти обе модели социальной политики как антагонистические, лучше позиционировать их как концепции социальной политики, имеющие право на сосуществование, но не предлагающие законченного и полностью удовлетворяющего решения проблем лиц с ограниченными возможностями. Их следует рассматривать как развивающиеся модели, которые не отрицают возможностей постоянного развития и видоизменения в соответствии с запросами реальности. В настоящее время, в большинстве случаев, модель гражданских правв отличие от модели социального обеспеченияпозиционируется как совершенно иное революционное явление, причем модель социального обеспечения, как правило, рассматривается только в негативном ключе. Имеющиеся позитивные моменты недооцениваются, в то время как модель гражданских правидеализируется. Это приводит к тому, что возможные отрицательные черты данной модели даже не артикулируются.

В России существует двойственное отношение к тому, какое место в обществе должны занимать инвалиды. Сейчас Россия находится на стадии перехода к рыночной экономике и пытается формировать национальную концепцию социальной политики в этой области. С одной стороны, в качестве приоритетной концепции социальной политики предпринимается слабая попытка выбрать модели гражданских прав. Это связано с известным переосмыслением инвалидности как социальной конструкции социального неравенства. Модель гражданских прав действительно дает возможность усилить степень участия граждан-инвалидов в обществе и в формировании своей судьбы. Это хорошо видно на примере мирового опыта. Не случайно эта модель стала базовой в концепции глобальной политики в отношении инвалидов, проводимой ООН, и явилась экономически выгодной для стран, взявших ее на вооружение. С другой стороны, существует реальная опасность того, что политические элиты, избрав в качестве приоритетной модель гражданских прав, на самом деле будут проводить недопустимый сегодня курс на деинституционализацию, сворачивание государственной системы бесплатного медицинского и социального обслуживания инвалидов, сокращение и так весьма скудных расходов на их лечение и содержание, чего нельзя ни в коем случае делать. Именно в России существует объективная необходимость сохранения большого сектора бесплатных услуг для людей с ограниченными возможностями из-за их бедственного экономического положения.

Российская социальная политика в отношении инвалидов скорее ориентирована на отличия, базируясь на разделении, чем на интеграцию и равные права. Ее можно назвать экстенсивной политикой социального обеспечения, но не политикой равных прав и возможностей. Многие льготы и права для инвалидов заявлены декларативно, механизм их реализации отсутствует, например, право на внеконкурсное получение высшего образования не работает без создания соответствующей безбарьерной среды, ужесточены критерии признания человека инвалидом, в результате чего реальная численность инвалидов значительно превышает их официальную численность и пр. Стоит также указать и на неоднозначное отношение политиков и профессионалов к идее более активного включения людей с ограниченными возможностями в политический процесс, на формирование национальной концепции, касающейся проблем инвалидов. Все эти вопросы требуют решения.

Поэтому сегодня вопрос о национальной политике в данной области требует концептуальной проработки, а не популистских шагов, рассчитанных на короткую перспективу политического цикла. Понятно, что поиск концептуальной модели социальной политики для России должен идти не по принципу "усвоения" современных западных теорий, а по принципу их "осмысления". Причем конструирование этих новых моделей должно осуществляться не за счет отказа от ранее достигнутых социальных завоеваний, а на основе анализа и обобщения работающих и адекватных схем реализации социальной политики, которые предпринимались на протяжении последних десятилетий. В связи с этим интегративная методология, при разработке новой социальной политики, отражающая одновременно глобальные тенденции, получает наибольшие шансы быть востребованной в России сегодня.

Этика взаимодействия с людьми, имеющими инвалидность

10 общих правил этикета.
1. Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, который присутствует при разговоре.
2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку - даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо.
3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя.
4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока её примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
5. Общайтесь со взрослыми инвалидами именно как со взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на «ты», только если Вы хорошо знакомы.
6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске - то же самое, что опираться или повиснуть на её обладателе. Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который её использует.
7. Когда Вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что Вы понимаете, если на самом деле это не так.
8. Кода Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне, тогда Вам будет легче разговаривать.
9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите чётко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало.
10. Расслабьтесь. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность.
И последнее: не нужно проявлять излишнюю сердобольность и навязчивое сочувствие. То, что Вы изначально не видите в инвалиде равного себе – оскорбительно

Психическое выгорание как синдром нарушения профессионального здоровья

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально – энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный преходящий эпизод, а долговременный процесс «сгорания дотла». Выгорающий человек начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность личной жизнью. Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, он старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой, осложненная напряженными эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям. Поэтому трудоголики, готовые выкладываться по 24 часа в сутки, отдаваться работе без остатка, без перерывов, входных и отпусков, - первые кандидаты на полное психологическое выгорание, приводящее в результате к ранней смертности.



Модель синдрома может быть представлена как трехкомпонентная структура, включающая в себя:

Эмоциональное истощение;

Деперсонализация;

Редукция персональных достижений.

Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.

Медицинская и социальная модели инвалидности

Медицинская модель инвалидности определяет инвалидность как медицинский феномен («больной человек», «человек с тяжелыми физическими увечьями», «человек с недостаточным интеллектуальным развитием» и т.д.). Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Медицинская модель определяет методику работы с инвалидами, которая имеет патерналистский характер (т.е. ограничительно-покровительственная позиция общества) и предполагает лечение, трудотерапию, создание специальных служб, помогающих человеку выживать (например, в случае получения ребенком образования в учреждениях интернатного типа или вынужденного длительного пребывания инвалида в медицинском учреждении). Медицинская модель инвалидности утверждает следующее:



Если Вы являетесь инвалидом, то Вы и есть проблема!

Ваша инвалидность требует лечения!

Если Вы являетесь инвалидом, то Вы не можете принимать решения, касающиеся вашей жизни!

Если Вы являетесь инвалидом, то Вам требуются специалисты, чтобы ухаживать за вами!

Если Вы являетесь инвалидом, то Вы никогда не сможете быть равным не инвалиду!

Социальная модель инвалидности не отрицает наличие дефектов и физиологических отличий, определяя инвалидность как нормальный аспект жизни индивида, а не девиацию, и указывает на социальную дискриминацию как наиболее значимую проблему, связанную с инвалидностью. Социальная модель сдвигает акцент в направлении тех аспектов жизни социума, которые могут быть изменены и предполагает первоочередную реализацию гражданских прав инвалидов. В данном случае речь идет о социальных условиях жизнедеятельности инвалида. Таким образом, инвалидность можно рассматривать как одну из форм социального неравенства. Она социальное, а не медицинское понятие.

Социальная модель инвалидности утверждает следующее:

"Инвалидность" не есть индивидуальная проблема!

Инвалиды не могут состязаться в равенстве с неинвалидами из-за наличия слишком большого числа барьеров, возведенных для них обществом!

Необходимо признание того, что "общество" (посредством правительства и его служб) имеют обязанность по устранению этих барьеров!

Инвалиды имеют все те же права на полное равенство, как имеют их все остальные граждане!

2 Понятия интегрированного и инклюзивного образования

Инклюзивное или включенное образование - подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что при этом обеспечивает доступ к образованию всех детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта наиболее современная модель образования, но есть и классическая, привычная педагогическая модель. Где между инвалидами и миром стоит непреодолимая преграда из неблагоустроенного жилья и неприспособленных для них учебных заведений. Благоустройство для инвалидов помогает не только им, но и облегчает жизнь и здоровым гражданам. Изолированность инвалидов во многих населенных пунктах является непреодолимой проблемой. Эта стена имеет не только физический, но и социальный смысл. Возникновение этой стены мешают многие объективные причины. Как раз взгляд на человека как на личность способствует этому. Дружеские отношения помогают преодоления социальной преграды. Это полезно обоим сторонам. Здоровый преодолевает психологическую преграду, а инвалид становится лучше.

3 Законодательство, обеспечивающее право людей с инвалидностью на инклюзивное (включено) образование

Права инвалидов делятся на 2 группы: Как равноправного члена общества, Как представителя одной из групп этого общества

Источниками права могут быть как внутренние нормативные акты, Федеральные законы, указы президента, постановления правительства, закрепленные в различных договорах и декларациях.

Международное право и российская правовая система включают следующие законодательные акты: Конвенция о правах ребенка, где рассматривается отсутствие дискриминации и равное развитие каждого ребенка. ЮНЕСКО выступают за поддержку, равенство возможностей для людей инвалидов.

В РФ 24 сентября 2008г. Подписана конвенция о правах инвалидов, одобренная ООН. Гарантия прав детей с огр. здоровьем на получение образования закреплены в Конституции РФ в законе «об образовании», а также в федеральном законе « о высшем и послевузовском профессиональном образовании»Закон о социальной защите инвалидов

Сегодня в теории и практике социальной работы остается открытым вопрос, является ли инвалидность личным несчастьем или это общественный феномен. Существующие медицинская, экономическая, функциональная, психосоциальная, политико-правовая модели инвалидности обусловливают различное понимание ее причин, последствий для инвалидов, а также способов их социальной адаптации.

Медицинская модель (инвалидности акцентирует внимание на имеющейся у человека патологии, врожденной или приобретенной, отличающей его от других, «нормальных» людей. При этом инвалид рассматривается как человек неполноценный в физическом или умственном отношении. Степень неполноценности определяется тем, насколько он ограничен в различных областях человеческой деятельности, и, в конечном счете, его способностями к независимому существованию (к самообслуживанию, передвижению, восприятию мира и т.д.). Реабилитация инвалида достигается заснет восстановления физического или умственного здоровья медицинскими средствами.

Таким образом, медицинский подход к инвалидам превращает их в пассивных пациентов, лишенных социальной значимости, приводя к тому, что инвалиды не имеют права выбора и не могут в силу своей «неполноценности» влиять на решение собственных проблем.

Медицинская модель инвалидности многие годы была доминирующей в России, в соответствии с чем, социальная политика в отношении инвалидов носила сегрегирующий, дискриминационный характер. Существовавшая долгое время система закрытых специальных учреждений привела к разделению инвалидов на нормальных и ненормальных, и, как следствие, - к изоляции последних от общества.

Логическим продолжением медицинской модели выступает модель функциональной ограниченности, описывающая неполноценность как неспособность лица выполнять те или иные функции по сравнению со здоровыми людьми. В Декларации о правах инвалидов, принятой Генеральной ассамблеей ООН 9 декабря 1971 года, дано определение понятия «инвалид» именно с позиций функционального подхода: «инвалид - лицо, которое не может самостоятельно обеспечивать полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных возможностей».

Согласно экономической модели неполноценными являются лица, работающие с меньшей нагрузкой, чем здоровые люди, или неспособные работать вообще. Инвалиды рассматриваются изначально как менее производительные и экономически ущербные. Экономическая модель - следствие концепции социальной полезности, порождающей в конечном счете социальную дискриминацию.

Официальное определение инвалидности, принятое в нашей стране, отражает именно экономический подход к этой проблеме: «Инвалидность - это длительная или постоянная, полная или частичная потеря трудоспособности, вследствие стойких или трудно обратимых нарушений функций организма в связи с заболеванием, увечьем или дефектом развития».

Все перечисленные выше концепции носят дискриминационный характер, они акцентируют внимание на том, что у данного лица отсутствует: медицинская модель обращает внимание на нездоровье, экономическая - на неспособности к производительному труду, модель функциональной ограниченности - на неспособности в широком смысле этого слова. Причем в этих трех моделях инвалидность остается индивидуальной проблемой ее носителей. А помощь государства сводится к выплате пособий, предоставлению льгот в том числе бесплатному медицинскому обслуживанию, обеспечению занятости малоквалифицированными формами труда. Эти меры не могут существенно улучшить жизнь инвалидов, а только порождают в них иждивенческие настроения, культивируют низкую самооценку «людей второго сорта».

Психосоциальный подход к определению инвалидности переводит эту проблему в плоскость взаимоотношений между личностью и различными элементами общественной системы. Согласно этому подходу, инвалиды, действительно, в физическом или психическом отношении отличаются от здоровых людей, но источники их беспомощности - не только в их особенностях, но и в реакции на них социального окружения. Трудности инвалидов обусловлены не только чувством физического ограничения и дискомфорта, переживанием чувства утраты своих возможностей, но и грузом того негативного отношения, с которым сталкиваются они в своем ближайшем окружении.

В современном индустриальном мире всеобщего потребления здоровье и физическое совершенство имеют практическую ценность, как некий капитал, помогающий достичь богатства и благополучия. Отсутствие этого капитала снижает потенциальные возможности человека, а, значит, порождает его неравенство в сравнении со здоровыми, «нормальными» людьми.

Представление об инвалиде как о человеке, не способном занять достойное место в обществе, влачащем жалкое существование, нуждающемся в посторонней помощи, общение с которым тягостно, ведет к отчуждению этих людей, мешает им входить в социальное взаимодействие.

Показательно, что кроме функциональной недостаточности причиной инвалидности, если не в юридическом смысле, то в оценке окружающих, выступают дефекты внешних покровов, которые исходя из традиционных эстетических представлений воспринимаются как уродство. Послеожоговые рубцы, гемангиомы, обезображивающие тело и лицо человека, осложняют его жизнь, несмотря на то, что не влияют непосредственно на его трудоспособность. Инвалиды могут не быть слабыми или немощными, но из-за своего несоответствия внешним стандартам в той же мере испытывают психологическое и экономическое притеснение, что и люди с функциональными недостатками. Это означает, что понятие «инвалид» в реальных условиях шире понятий «немощный», «нетрудоспособный» и включает всех, кто не соответствует современным представлениям о норме анатомо-физиологических параметров человека.

Сторонники психосоциальной модели полагают, что если от клеймящего признака невозможно избавиться или тщательно скрыть его, то необходимо научиться безболезненно относиться к негативной реакции окружающих либо общаться с себе подобными. Помощь в этом случае предполагает коррекционную психологическую работу с самим инвалидом, а также объединение инвалидов в относительно замкнутые изолированные сообщества.

Таким образом, психосоциальная модель, признавая негативное влияние общества на положение инвалидов, делает шаг вперед по сравнению с медицинской, экономической и функциональной моделями, но по-прежнему остается дискриминационной, предполагая в качестве помощи своеобразную сегрегацию (отделение) инвалидов,

Существует принципиально иной, политико-правовой подход к пониманию инвалидности. Он основывается на идее, впервые выдвинутой в 1975 году в Великобритании Союзом людей с физическими недостатками, что инвалидность - это не индивидуальная проблема человека, а особая форма социальной дискриминации. А так как любая форма дискриминации - порождение общества, то и преодолеть ее возможно социальными механизмами. Важность политико-правовой модели в том, что она не рассматривает инвалидов как людей, с которыми что-то не в порядке, а видит причины недееспособности, низкого уровня жизни в неподходящей архитектурной среде, несовершенных законах и т.п. Общество не стремится использовать возможности людей с анатомо-физиологическими особенностями. Именно общество изолирует их от полноправного участия в жизни, наделяя особым статусом, умаляющим человеческое достоинство, и именно общество может при желании создать более благоприятные условия для личностного роста этих людей.

Ограничения, санкционированные обществом, затрудняют социализацию человека «с особенностями» и в конечном итоге могут привести к действительной неполноценности, ущербности его личности.

М.А.Беляева и И.Е.Кузнецова дают такое определение: инвалидность -общественное явление, результат взаимодействия личности и социума, налагающего на нее определенные запреты или ограничения в связи с несоответствием норме ее физических, психических, функциональных параметров.

Признание политике-правовой модели инвалидности означает, что социальные работники должны быть вовлечены в преобразование общества, его принципов и предрассудков; в деятельность по изменению отношения к людям с ограниченными возможностями, по повышению их социального статуса. Это новое понимание предполагает формирование в обществе норм культурного плюрализма, а также идей независимой жизни. Если общество будет жить по нормам культурного плюрализма, то функциональные ограничения будут отнесены в ряд культурных различий (как цвет кожи, например).

Сторонники модели независимой жизни считают, что инвалиды должны быть независимы в выборе своего поведения и места в жизни, но при этом общество обязано предоставь возможность такого выбора. Общественное Устройство, общественная инфраструктура должны быть нацелены на то, чтобы люди с различным состоянием здоровья, а также физическим, физиологическим и психологическим состоянием могли беспрепятственно реализовывать свои права. Окружающие, в том числе и работники социальной сферы, играют больше роль консультантов, как для самих инвалидов, так и Для организаций, определяющих их жилую среду и жизненные условия. Другими словами, инвалиды в этой модели выступают не только как объекты оказания социальной помощи, но и как субъекты социально защитной деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 года №965 утверждены Положение о признании лица инвалидом и Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, определены порядок и условия признания лица инвалидом, осуществляемые этими новыми учреждениями.

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности.

Медико-социальная экспертиза может проводиться:

В учреждениях по месту жительства или по месту прикрепления к государственному (муниципальному) лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения,

На дому (если лицо не может явиться в учреждение по состоянию здоровья),

В стационаре (если гражданин находится там на лечении). Допускается и заочная медико-социальная экспертиза на основании предъявляемых документов. Для этого требуется либо согласие гражданина, проходящего экспертизу, либо его законного представителя. Они же имеют право привлекать любого специалиста для участия в МСЭс правом совещательного голоса, разумеется, за свой счет.

Медико-социальная экспертиза любого гражданина проводится по его письменному заявлению, к которому должны быть приложены либо направление учреждения здравоохранения, либо органа социальной защиты, а также медицинские документы, подтверждающие нарушения его здоровья. Но, прежде чем получить направление на медико-социальную экспертизу, гражданину предстоит пройти в медицинском учреждении ряд необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий. И лишь при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма (обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами), он направляется на медико-социальную экспертизу.

В качестве необходимых оснований для признания гражданина инвалидом выделено три признака:

1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма;

2) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

3) необходимость осуществления мер социальной защиты.

Причем наличие только одного из этих признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.