Обычный герой. «Для детей-инвалидов спорт — это возможность вырваться. Спорт для людей с ограниченными возможностями




Намойлик Екатерина ученица 9 А класса

Процесс роста числа инвалидов является характерным для всего населения нашей планеты. Эксперты Организации Объединенных Наций и Всемирной Организации Здравоохранения придерживаются мнения, что 10% населения земного шара имеют инвалидность либо физического, либо психического характера - каждый десятый из них, более 120 миллионов - это дети и подростки. В нашей стране, как показывают исследования, практически все медико-биологические параметры состояния здоровья детей, подростков и молодежи ухудшились. В последние годы в России отмечается значительное увеличение числа детей-инвалидов. Ежегодно в России рождается более 30000 детей с аномалиями, 70-75% из них являются инвалидами. По данным Госкомстата России число детей-инвалидов возросло почти в пять раз и составило 426,3 тысячи человек.

В настоящее время явно выявилась проблема социализации инвалидов, особенно детей – инвалидов. На мой взгляд, процесс социализации детей-инвалидов должен проходить именно через вовлечение их в спорт и через занятия физической культурой. Ещё в глубокой давности Сократ сказал: «В каждом человеке - солнце . Только дайте ему светить ».А спорт, как известно,является тем направлением, где человек может проявить себя в полную силу, т.е. даёт возможность «светить».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. Дети-инвалиды и занятия физической культурой и спортом…………………….….………………………………………...5

1.1. Понятие «инвалид», «дети с ограниченными физическими возможностями здоровья»…………………………………………………..5

1.2. Роль физической культуры в жизни детей-инвалидов……………6

1.3. Физические возможности детей-инвалидов. В овлечение детей-инвалидов в систематические занятия физической культурой и спортом в ЗАТО Углегорск………………………………………………….7

1.4. Государственная политика по предоставлению доступности занятий физической культурой и спортом детей-инвалидов. Паралимпийское движение………………………………………………………...…10

Заключение………………………………………………………………12

Список литературы……………………………………………...………13

Приложение 1…………………………………………………….……..14

Приложение 2…………………………………………………….……..16

Введение

Процесс роста числа инвалидов является характерным для всего населения нашей планеты. Эксперты Организации Объединенных Наций и Всемирной Организации Здравоохранения придерживаются мнения, что 10% населения земного шара имеют инвалидность либо физического, либо психического характера - каждый десятый из них, более 120 миллионов - это дети и подростки. В нашей стране, как показывают исследования, практически все медико-биологические параметры состояния здоровья детей, подростков и молодежи ухудшились. В последние годы в России отмечается значительное увеличение числа детей-инвалидов. Ежегодно в России рождается более 30000 детей с аномалиями, 70-75% из них являются инвалидами. По данным Госкомстата России число детей-инвалидов возросло почти в пять раз и составило 426,3 тысячи человек.

В настоящее время явно выявилась проблема социализации инвалидов, особенно детей – инвалидов. На мой взгляд, процесс социализации детей-инвалидов должен проходить именно через вовлечение их в спорт и через занятия физической культурой. Ещё в глубокой давности Сократ сказал: « В каждом человеке - солнце . Только дайте ему светить ». А спорт, как известно, является тем направлением, где человек может проявить себя в полную силу, т.е. даёт возможность «светить».

Целью моего исследования является изучение физических возможностей детей-инвалидов для занятий физической культурой и спортом.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить и провести анализ научной, методической и медицинской литературы, интернет-источников о физических возможностях детей-инвалидов для занятий физической культурой и спортом.
  2. Изучить понятия «инвалид», «инвалидность», «дети-инвалиды», «дети с ограниченными физическими возможностями здоровья» и провести сравнительный анализ понятий «инвалид» и «человек с ограниченными физическими возможностями».

3. Изучить возможности для занятий спортом и физической культурой для детей-инвалидов, проживающих в ЗАТО Углегорск.

Методы исследования:

  1. Анализ научной, методической и медицинской литературы по проблеме исследования и интернет-источников.

2. Изучение статистики ЗАТО Углегорск о детях-инвалидах и анализ, полученных данных.

Глава 1. Дети-инвалиды и занятия физической культурой и спортом

  1. Понятие «инвалид», «человек с ограниченными физическими возможностями здоровья»

Для начала я решила разобраться в понятиях, которые предстоит исследовать, это «инвалид», «инвалидность» и «человек с ограниченными возможностями здоровья». Мне понадобилось обратиться к медицинской энциклопедии, в которой даны следующие определения:

Инвалид - лицо, навсегда или на длительное время потерявшее трудоспособность (частично или полностью) в результате болезни или травмы.

Инвалидность – (от лат. invalidus - слабый, немощный) состояние организма человека, возникающее в результате болезни или увечья, которое характеризуется стойкими, необратимыми функциональными нарушениями, приводящими к постоянной или длительной, полной или частичной потере трудоспособности.

В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дано следующее определение:

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория "ребенок - инвалид".

Часто мы слышим понятие «человек с ограниченным физическими возможностям здоровья». Отсутствие четкого определения понятия «человек с ограниченными возможностями здоровья» приводит к тому, что, зачастую, этот термин воспринимается как равнозначный термину «инвалиды», в то время как, согласно данным официальной статистики, в 2012 году было зарегистрировано 593 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, а по прогнозам специалистов, детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, намного больше – 1,6 млн. чел.

Понятие "человек с ограниченными возможностями" позволяет рассматривать данную категорию лиц, как имеющих функциональные ограничения, неспособных к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.

  1. Роль физической культуры в жизни детей-инвалидов

Цель физкультуры и спорта - развитие самодисциплины, самоуважения, духа соревнования и дружбы, т.е. тех характерных качеств, которые имеют существенное значение для ребенка-инвалида.

Роль физической культуры и спорта в жизни детей-инвалидов состоит в следующем:

  • терапевтическое значение: занятия оздоровительной физкультурой и спортом - естественная форма лечебных упражнений, которую можно использовать в качестве дополнения к обычным методам физической реабилитации. Трудно переоценить их значение для восстановления сил инвалида, способности координировать свои действия, развития скорости и выносливости. Вступая в соревнование с самим собой, стремясь улучшить свою работоспособность, инвалид учится преодолевать усталость - основной симптом в ранних стадиях восстановления;
  • психологическое значение спорта как отдыха: инвалид должен рассматривать каждую тренировку не только как победу, мышечную борьбу за восстановление силы, но и как источник радости. У спорта есть значительное преимущество перед формальными физическими упражнениями - это фактор отдыха. Спорт как образец игровой деятельности восполняет потребность выражать жизненную радость и удовлетворение, заложенные в каждом человеке;
  • физкультура и спорт - средство социализации инвалидов, мощный стимул восстановления или установления контакта с окружающим миром.

1.3. Физические возможности детей-инвалидов.

В овлечение детей-инвалидов в систематические занятия физической культурой и спортом в ЗАТО Углегорск

Сегодня у нас в стране по статистике около 1 % детей-инвалидов с детства.

Причинами инвалидности является следующие: инвалидность в следствие врожденных травм, в результате полученных аварий и травм, перинатальная патология, в следствие перенесенных болезней, врожденная.

Для восстановления социального статуса детей-инвалидов и социальной адаптации необходима реабилитация.

Реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально - экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Реабилитация инвалидов включает в себя:

1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;

2) профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально - производственной адаптации и трудоустройства;

3) социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально - средовой ориентации и социально - бытовой адаптации.

Социальная реабилитация предполагает занятия физической культурой, адаптивной физической культурой.

Адаптивная физическая культура – физическая культура для лиц с отклонениями состояния здоровья.

Существуют определённые условия, с позволения которых, данная категория детей может заниматься адаптивной физической культурой или спортом. Исходными условиями для начала занятий являются следующие:

  • наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний;
  • устойчивая мотивация, интерес и функциональные предпосылки;
  • стабилизация, достигнутая в результате восстановительного лечения и реабилитационных мероприятий после травмы или заболевания.

К регулярным занятиям физкультурой и спортом могут быть допущены инвалиды:

Основные факторы, определяющие возможность занятий физкультурой и спортом инвалидов по зрению:

  • состояние здоровья;
  • характер глазной патологии;
  • общая физическая подготовленность;
  • уровень психологической подготовленности.

Тренировка физическими упражнениями совершенствует организм, значительно повышает его возможности. Отличительные особенности тренированного организма в состоянии покоя:

  • устойчивость
  • сопротивляемость
  • переносимость

Локомоторный аппарат инвалида, занимающегося спортом, претерпевает изменения - отмечается ряд положительных сдвигов в костно-суставной и мышечной системах. Основа развития тренированности - совершенствования нервного управления всеми органами, в том числе и сердцем. В результате тренировки увеличиваются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, что ведет к улучшению регуляции функций организма. Одновременно совершенствуется и координируется взаимодействие моторных и вегетативных функций. Физические упражнения в той или иной форме показаны практически всем инвалидам молодого и среднего возраста с двигательными нарушениями.

  1. Государственная политика по предоставлению доступности занятий физической культурой и спортом детей-инвалидов.

Паралимпийское движение.

В России начало преобразованию окружающего мира инвалидов с учетом их потребностей положено 2 октября 1992 года Указом Президента «О мерах по оформлению доступной для инвалидов среды жизнедеятельности » .

В России разработаны стандартные правила, учитывающие потребности инвалидов при строительстве жилья, устройстве социальной инфраструктуры. Однако самым важным препятствием для реализации этого направления остается отсутствие механизма, обязывающего принимать соответствующие меры.

В России законодательно закреплены государственные обязательства по обеспечению прав инвалидов с ограниченными возможностями на занятиях физической культурой и спортом.

В Конституции РФ эти права поставлены в один ряд с основными правами человека и гражданина. В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ предусмотрено обеспечение доступа инвалидов к спортивным сооружениям (ст.15), участие учреждений физкультуры и спорта в воспитании и обучении детей -инвалидов (ст.18), государственная поддержка предприятий и организаций, содействующих инвалидам в занятиях физической культурой и спортом, производящих спортивные технические средства для инвалидов (ст.26), предоставление инвалидам льгот при посещении спортивно-оздоровительных учреждений (ст. 31).

В настоящее время работают с инвалидами три международные спортивные организации:

  • Международная спортивная организация для лиц с физическими недостатками (ISOD) объединяет инвалидов после ампутации конечностей и отнесенных к категории «Прочие».
  • Международная спортивная организация для лиц с травмами позвоночника и спинного мозга (ISMWSF).
  • Международная спортивная организация для спортсменов с нарушением мозговой двигательной деятельности (СР-ICRA).

В настоящее время в развитии спорта среди инвалидов в России отмечается возрастание роли государства. Это проявляется, прежде всего, в государственной поддержке спорта среди людей с ограниченными возможностями, финансировании системы подготовки спортсменов-инвалидов, формировании социальной политики в области спорта инвалидов, в частности, социальной защищенности спортсменов, тренеров, специалистов.

Приоритетным для Госкомспорта России является решение вопроса о приравнивании статуса инвалидов-спортсменов к статусу здоровых спортсменов, статуса паралимпийцев - к статусу олимпийцев.

Первые Паралимпийские летние игры состоялись в 1960 году в Риме, а зимние игры прошли в 1976 году в шведском городе Орнсколддсвик. Но только в 1988 году Россия впервые приняла участие в Паралимпийских играх в Сеуле. Более 15 лет существует в России Паралимпийское движение, действует Паралимпийский комитет и Федерация физической культуры и спорта инвалидов России. Российские спортсмены участвуют в чемпионатах Европы, мира, зимних и летних паралимпийских играх. Информация об участии российских спортсменов в Паралимпийских играх представлена в Приложении 1.

После изучения понятия «дети-инвалиды», роли физической культуры в жизни детей-инвалидов и основ законодательства по поддержки детей-инвалидов я решила провести исследование «Условия для занятия физической культурой и спортом в ЗАТО Углегорск», которое представлено в Приложении 2.

Заключение

Завершая свою работу, я пришла к выводу, что спорт для детей-инвалидов имеет колоссальную значимость в его жизни, а именно то, что спорт помогает адаптироваться в обществе, обеспечивает хорошее личностное становление, даёт почувствовать свою независимость и самостоятельность в любых ситуациях. В итоге, во взрослую жизнь входит по-настоящему сильная личность. Для этого имеются физические возможности.

Список литературы

  1. http://aupam.narod.ru
  2. http://doktorland.ru
  3. http://ru.wikipedia. ru
  4. http://rudocs.exdat.com
  5. http://www.it-med.ru
  6. http://www.medlinks.ru
  7. http://www.ns-sport.ru
  8. www.atexnik.ru
  9. www.eurolab.ru
  10. www.neinvalid.ru
  11. www.sochi2014.com
  12. Малая медицинская энциклопедия.-М.: Медицинская энциклопедия.-1991.
  13. Первая медицинская помощь.-М.: Большая Российская Энциклопедия.-1994.
  14. Энциклопедический словарь медицинских терминов.-М.: Советская энциклопедия.-1982.
  15. Толковый словарь великорусского языка: современное написание/ В.И.Даль. -М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ».-2003.
  16. Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 года «О мерах по оформлению доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».
  17. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Приложение 1

На Х Паралимпийских играх в Атланте в 1996 году команда России завоевала 27 медалей, в том числе 9 золотых, 7 серебряных и 11 бронзовых и заняла 16-е место. Всего завоевали медали (с учетом командных видов) 52 спортсмена-инвалида из 13 регионов России, 85 российских спортсменов показали результаты, превышающие личные достижения.

Выступление сборных команд России на XI Паралимпийских играх 2000 года в г. Сиднее (Австралия) показало некоторый прогресс в подготовке спортсменов-инвалидов к соревнованиям самого высокого ранга. Спортивная делегация России, представленная 90 спортсменами, завоевала 35 медалей, в том числе 12 золотых, 11 серебряных и 12 бронзовых наград, выступая в 10 видах программы из 20, и заняла 14-е общекомандное место. Возрастной диапазон российских спортсменов на Паралимпийских играх в Сиднее колебался от 17 до 53 лет.

На зимних Паралимпийских играх в Солт-Лейк-Сити в 2002 году россияне завоевали 7 золотых, 9 серебряных и 5 бронзовых медалей.

Паралимпийские игры 2004 года в Афинах были пятыми по счету летними Играми, в которых участвовали россияне - 113 спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата и нарушением зрения по 10 видам спорта: легкая атлетика - 23 чел., плавание - 17 чел., футбол - 14 чел., дзюдо - 13 чел., волейбол (мужчины) - 14 чел., пулевая стрельба - 8 чел., пауэрлифтинг - 11 чел., настольный теннис - 6 чел., конный спорт - 6 чел., теннис – 1 чел.

В последнее время паралимпийский спорт стал очень популярен. Паралимпийцы из России делают достаточно высокие достижения, например в летних паралимпийских играх 2012 года в Лондоне русские спортсмены завоевали 36 золотых, 38 серебряных и 28 бронзовых медалей.

Также, в этом же году в Южной Корее в городе Пьёнчхан с 29 января по 5 февраля прошли Всемирные зимние игры Специальной Олимпиады. Российские спортсмены наибольших успехов добились в шорт-треке (Алексей Семенчиков – три золотые и одна серебряная медали; Екатерина Зубова – золотая, две серебряные и бронзовая медали; Аннели Нийт – золотая, серебряная и бронзовая медали), горнолыжном спорте (Надежда Ерохина и Екатерина Сазонова – по три золотые медали), снегоступинге (Инна Иванникова – две золотые и серебряная медали, Вероника Балабонкина – две золотые и серебряная медали), сноуборде (Елена Сагалаева – две золотые медали; Равиль Хасанов – две золотые медали) и лыжных гонках (Станислав Черенков – золотая, серебряная и бронзовая медали; Алёна Колесник – золотая и серебряная медали).

Все эти достижения показывают, что человеческие возможности безграничны. Необходимо вовлекать подрастающее поколение с ограниченными возможностями здоровья в спорт, занятия физической культурой, паралимпийский спорт.

Известно, что в 2014 году в Сочи будут проходить олимпийские, а следом и паралимпийские игры.

Соревнования Паралимпийских зимних игр в Сочи 2014 года пройдут по пяти зимним видам спорта: горные лыжи, биатлон, лыжные гонки, следж-хоккей на льду, керлинг на колясках.

Приложение 2

Хочу сразу отметить, что личные (персональные) данные о детях – инвалидах предоставить отдел социальной защиты населения отказался, ссылаясь на ФЗ «О защите персональных данных». По данным опроса руководителей образовательных учреждений ЗАТО Углегорск выяснила:

  1. Статистика детей-инвалидов, проживающих на территории ЗАТО Углегорск и обучающихся в образовательных учреждениях в 2010 – 2012 гг. следующая:
  1. Количество детей - инвалидов, обучающихся в образовательных учреждениях ЗАТО Углегорск, из них посещающих уроки физической культуры, занятия, спортивные кружки и секции в этом же учреждении:

    Наличие специалистов, имеющих образование, дающее право работать с детьми-инвалидами

    Ведется ли адаптивная физкультура∕Имеется ли специальная программа

    МБОУ СОШ №7 ЗАТО Углегорск

    - ∕+

    МБДОУ д/c №1 ЗАТО Углегорск

    - ∕-

    МБДОУ д/c №2 ЗАТО Углегорск

    - ∕-

    МБУ ДОД «ЦДТ «Созвездие»

    ЗАТО Углегорск

    - ∕+

    МАОУ ДОД ДШИ ЗАТО Углегорск

    - ∕-

    МБУ ДОД ДЮСШ ЗАТО Углегорск

    - ∕+

    Вывод: В ходе моего исследования выяснила, что из 3 детей-инвалидов, обучающихся в 2010 году в МБОУ СОШ №7 ЗАТО Углегорск всего 1 посещал уроки физической культуры, 2 человека – обучались на дому, в 2011 году – 1 ребенок-инвалид с 9 класса ушел учиться в учебное заведение, а 2 ребенка –инвалида – обучаются на дому и не посещают уроки физической культуры. Воспитанники дошкольных учреждений - посещают спортивные занятия, но как сообщили заведующие - по облегченной программе. Дети-инвалиды также посещают учреждения дополнительного образования, но в них не занимаются в спортивных кружках и секциях.

    На сегодняшний день в ЗАТО Углегорск на сегодня проживает 10 детей-инвалидов, 6 человек посещают школу, из них 2 – обучаются на дому, 4 – посещают уроки физической культуры, но занимаются на них по специальной программе, потому что по состоянию своего здоровья и по медицинским показаниям они могут это делать.

    Специальные условия для доступа в учреждение имеется лишь в МБОУ СОШ №7 ЗАТО Углегорск. Также в МБОУ СОШ №7 ЗАТО Углегорск, а также в ЦДТ и ДЮСШ имеются обученные кадры и разработаны специальные программы для обучения детей-инвалидов, но преподавание адаптивной физической культуры как предмета не ведется ни в одном учебном учреждении.

К сожалению, сейчас очень много детей рождается с врожденными патологиями: глухонемые, ДЦП, лишенные конечностей и др. Им надо как-то развиваться, как-то осваивать окружающий мир. В специальных школах их обучают говорить, соответственно, чтобы они в дальнейшем могли общаться друг с другом. Они проходят «особенную» школьную программу, где они постигают азы науки, учатся читать, писать, считать. Иметь такого ребенка тяжело для семьи. Воспитание ребенка-инвалида - очень непростой процесс. Многие отказываются от таких малышей еще в роддоме, ведь чтобы воспитать такого ребенка, требуется очень много терпения и очень много сил. Но все равно есть такие родители, которые, не жалея себя, воспитывают «особенных» детей. Зачастую их отдают в спорт. У них есть огромная внутренняя энергия и спортивный дух. Именно занятия спортом помогают ребенку постепенно адаптироваться в жизни.

Сейчас наше государство много внимания уделяет развитию спорта в стране именно для детей инвалидов. Открываются специализированные школы и учреждения, проводятся соревнования для детей с ограниченными возможностями. В зависимости от предпочтений и заболевания ребенка следует определить, каким видом спорта ему заняться. Для детей-инвалидов больше всего подойдет: плавание, тяжелая атлетика, мини-футбол, легкая атлетика, шахматы, шашки, конный спорт и многое другое.

Трудно не оценить пользу спортивной занятости для детей-инвалидов. Кроме развития мышц, поддержки хорошей формы, воспитания внутренней дисциплины и самоусовершенствования для ребенка-инвалида это еще и возможность общаться с другими детьми, что очень для них важно, почувствовать свою значимость в обществе.

Сейчас правительство не отворачивается от этой проблемы. Существуют программы, которые позволяют проводить занятия совместно со здоровыми детьми, изготавливается специальный спортивный инвентарь, специализированные коляски и др.

Если нет возможности отдать ребенка в специальную школу или учреждение - это не причина отказаться от физического развития ребенка. Чтобы постепенно начать заниматься с ребенком спортом можно начать с таких видов, которые не требуют больших денежных затрат и специализированных заведений. Это может быть настольный теннис, дартс, шахматы, бадминтон, шашки. Даже маленькие победы принесут положительные результаты и придадут ребенку уверенность в себе.

Занятие спортом на только разовьет физические и умственные способности, это и даст возможность ребенку-инвалиду получить положительные эмоции и найти свое место в жизни.

Похожие статьи:

Грудное молоко – эликсир жизни для вашего малыша (8355 Просмотров)

Грудной возраст > Питание

Как долго надо кормить своего ребенка грудным молоком? Этот вопрос звучит все более актуально в связи с появлением широкого спектра различных искусственных комплексов питания для малышей. Любой из микроорганизмов,...

Развитие речи на первом году жизни ребенка (5731 Просмотров)

Грудной возраст > Общение с малышом

Как только малыш появляется на свет, он сразу же умеет сообщить всем о своих насущных потребностях, хотя и не умеет произносить звуки. Для того чтобы передавать свои желания окружающим новорожденный использует плач.

В жизни всякое случается (3047 Просмотров)

Дошколята > Воспитание ребенка

Вы поженились. И у вас образовалась семья, родился ребенок, а может и двое детей. И все было хорошо. Но (по разным причинам, все очень индивидуально) вы разошлись со своим избранником. Как же объяснить все детям? Как себя...

В новой серии спецпроекта заслуженный тренер РФ Борис Дворников рассказал, как сделать из человека с ограниченными возможностями чемпиона и помочь ему справиться с комплексом неполноценности.

Среди его учеников - четырехкратный паралимпийский чемпион Артем Арефьев, на счету которого несколько золотых и серебряных медалей, и Дарья Гайнетдинова - чемпионка в беге на 3 тысячи метров XXII Сурдлимпийских игр, которые прошли этим летом в Болгарии. Мы могли бы никогда не узнать имена этих ребят, если бы не их тренер. У Артема ДЦП, Дарья - инвалид по слуху. Взять их в группу, а потом тренировать для большого спорта решится не каждый. Борис Геннадьевич Дворников взял. Ему удалось доказать, что спортсмены с инвалидностью могут выступать и побеждать даже на соревнованиях среди здоровых людей.

Мой папа (Геннадий Дворников, первый чемпион из Свердловской области Сурдлимпийских игр, - прим. 66.ru) с детства был инвалидом по слуху. Потом он работал тренером в секции при доме глухих. Я тоже занимался легкой атлетикой и думал: почему слышащие дети могут заниматься с любого возраста в любой секции, а глухих туда просто не возьмут. И решил сам этим заниматься, - рассказывает Борис Геннадьевич.

Мы встретились с ним на спортплощадке Специальной общеобразовательной школы-интерната №126 на окраине Уралмаша. Здесь мы поговорили о том, как спорт может помочь инвалиду преодолеть комплекс неполноценности, каким должен быть хороший тренер и почему вышло так, что на студенческой Универсиаде в Казани за Россию выступали профессиональные спортсмены.

Инвалидов нельзя заставлять заниматься

Я беру всех подряд. Это первый принцип работы с инвалидами. Второе - занятия должны быть ежедневными. При этом я никогда не ругаю, если дети пропускают. Заставлять инвалидов заниматься нельзя. Человек сам должен понять, его это или нет. Третье - сделать так, чтобы ребята полюбили бег. Как человек не может без завтрака, не может без сладкого - должна быть такая же потребность в беге. Потом, когда они уже полюбили бег, когда они все могут, мы начинаем руководствоваться спортивными принципами и тренироваться по-настоящему.

Спорт может помочь инвалидам вырваться из четырех стен и избавиться от комплекса неполноценности. Например, до 14 лет ребятам не разрешают выходить за территорию школы одним. Эти комплексы нужно разрушать. Моих учеников допускают на соревнования среди здоровых. А чем мы хуже их? Главное - найти тот уровень, который будет соответствовать им, чтобы не убить в них желание заниматься дальше. Я всегда говорю: вы боретесь не с ними, а с секундомером. Вам нужно побить свои результаты, свои рекорды. Результат нужно улучшать в борьбе. Не надо соревноваться со слабыми.

Мне говорили: «Что ты с ними возишься, это же никто!». А потом Даша (Гайнетдинова, - прим. 66.ru) становится чемпионом Свердловской области среди здоровых женщин и мужчин в забеге на десять тысяч метров. Она взяла и всех обыграла! Стала чемпионкой Свердловской области среди здоровых, слышащих женщин и мужчин! Когда Артем бежит в забеге со здоровыми, то все здоровые стараются обогнать его. Они не хотят, чтобы их обогнал инвалид. Убегают от него. «Лишь бы меня этот инвалид не достал!» Артем бежит по второму взрослому разряду среди здоровых, а ведь не все студенты по второму разряду бегают. Приходит в забеге в серединке, проигрывая только явным лидерам.

Тренер должен быть хорошим менеджером

Тренер должен быть не только профессионалом, но и хорошим психологом. Должен создать условия для появления спортсмена с большой буквы. У него должны быть средства на экипировку, на сборы и на соревнования. Если тренер не обладает такими возможностями, то спортсмен старается найти такого человека, который сможет ему все это дать. Мне не нравятся спортсмены, которые уходят от своего тренера только потому, что тот не может проявить в полной мере свои менеджерские способности. Такие спортсмены могут предать своего тренера в любую минуту.

Результаты наших спортсменов на соревнованиях снижают такие вещи, как отсутствие хорошего зала или экипировки. В 80-х годах была проблема у общества глухих. У них не было денег, чтобы арендовать стадион. Теперь эти вопросы решены. Система наладилась. Мы стали посещать стадионы, и у нас появились результаты.

«Меня постоянно напрягали наши врачи. Они уверены: если у тебя детский церебральный паралич, то бегать нельзя. Мне говорили: «Когда ты бегаешь, на тебя действуют определенные вибрационные нагрузки, они противопоказаны больным ДЦП». Но мы на своем примере доказываем обратное», - рассказывал Артем Арефьев в интервью Порталу 66.ru в январе этого года .

Тренер должен сделать так, чтобы спортсмен ему поверил. Для этого нужно работать и знать его сильные и слабые стороны. Где-то похвалить, где-то, наоборот, пожурить. Ребята не в каждом соревновании устанавливают рекорды. После неудачного выступления я говорю, что мы потом встретимся, поговорим, один на один. Сколько у того же Артема Арефьева было неудачных стартов! Он тоже переживает, волнуется. Мы потом ходим с ним и болтаем о том о сем, о жизни. Как купить квартиру, как решать примеры, как питаться, как ухаживать за девушкой. Многие из них ведь даже этого не знают. Нужно переживать вместе с ними все их праздники, неудачи и радости. Если думать только о том, как достать кроссовки, купить билет, прийти почикать секундомером - это уже не тренер.

В России не развит студенческий спорт

Мне не кажется странным, что в играх Универсиады в Казани от нашей страны участвовали профессиональные спортсмены. Скоро большой спорт для них закончится. Каждый начинает искать себя, они поступают в университеты, чтобы потом найти работу. Если это спортсмен с большой буквы, но еще к тому же и учится, то почему нет? Другое дело, если тебя подставили. Мол, ты олимпийский чемпион - мы тебе сейчас дадим зачетку, зачислим задним числом, лишь бы нам потом отчитаться по количеству медалей и сказать, что у нас великая страна.

В России студенческий спорт пока не развит. Когда спортсмену исполняется 17–18 лет, он должен уйти из детской спортивной школы, но идти ему некуда. Наша проблема в том, что мы готовим спортсменов до 18 лет, а потом они никому не нужны. Что делать? Мы теряем талантливых спортсменов. Раньше при университетах были свои спортклубы. Мы готовили детей для них. В некоторых вузах даже два-три места давали для способных спортсменов, чтобы они могли учиться и защищать честь университета. Сейчас спортклуб есть только в УПИ.

Больницы - это достаточно частое «развлечение» мам детей-инвалидов. Но в первый раз мне почему-то было сложно собраться на плановую операцию. У меня возникло такое количество вопросов, на которые ответ получить было невозможно, что я просто растерялась. В той бумажке, которая называется «вызовом» были перечислены необходимые справки и анализы, но о…

Утвержден перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2019 год

Пенсии детям-инвалидам повысят в России в апреле 2019 года

Профессиональное выгорание врачей приняло в США характер национальной проблемы

Ученые заявили о связи между вирусом герпеса и болезнью Альцгеймера

Как подготовиться к МРТ

Могут ли воспалительные заболевания кишечника повлиять на ваш мозг

Многие люди с ВЗК испытывают некоторые когнитивные нарушения, и новейшие исследования объясняют причины этого. Большинству людей подходят занятия, которые помогают поддерживать столь же высокий уровень когнитивной деятельности. То, что происходит в кишечнике, действительно может повлиять на ваш мозг. Исследования, опубликованные в августе 2016 года…

В России, согласно официальной статистике, 12,5 млн людей с ограниченными возможностями здоровья, многим из них инвалидность диагностирована с детства. При этом более 7 млн инвалидов доступны занятия физической культурой и спортом. Все это ставит особые задачи перед государством и обществом по адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями в социум.

Одним из важных инструментов реабилитации инвалидов является спорт. Для кого-то это возможность расширить свои функциональные возможности, улучшить здоровье, а для кого-то - шанс овладеть высоким спортивным мастерством и даже пополнить ряды паралимпийской сборной страны.

Согласно подпрограмме "Развитие физической культуры и массового спорта" государственной программы РФ "Развитие физической культуры и спорта", доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физкультурой и спортом, должна увеличиться до 20% к 2020 году. По состоянию на 2017 год этот показатель достиг 14%, при этом еще в 2012 году он составлял 3,5%.

Все новые спортивные объекты доступны инвалидам

"Возможности заниматься спортом сегодня есть у всех инвалидов в России", - считает 13-кратная паралимпийская чемпионка, депутат Госдумы Рима Баталова. При этом, отметила она, нужно также поработать над тем, чтобы в большем количестве институтов появились отделения адаптивной физкультуры, которые готовили бы специалистов для работы с инвалидами.

"Во всем мире спортивные объекты изначально строятся с учетом того, что в них будут тренироваться люди с инвалидностью, - подчеркнула Баталова. - Мы тоже к этому сейчас пришли, теперь по закону все новые спортивные объекты в России должны быть доступны для занятий спортом инвалидов".

Раньше в нашей стране этого не было, но теперь мы ни в чем не уступаем западным странам

Рима Баталова

13-кратная паралимпийская чемпионка, депутат Госдумы

За последние пять лет доля доступных для инвалидов спортивных сооружений увеличилась в 1,5 раза. К примеру, в 2011 году их было 32,1 тыс. (12,6%). В 2016 году этот показатель составил уже 60,7 тыс. объектов (21,1%).

"После Паралимпиады в Сочи произошел скачок"

Известный спортсмен, четырехкратный паралимпийский чемпион по легкой атлетике Алексей Ашапатов считает, что процесс создания безбарьерной среды в стране значительно шагнул вперед после блестящего выступления российских спортсменов на Паралимпийских играх-2014 в Сочи, где те заняли первое место в медальном зачете (80 медалей - 30 золотых, 28 серебряных, 22 бронзовых).

"После Паралимпийских игр в Сочи у нас произошел скачок в развитии условий безбарьерной среды, которые с каждым годом продолжают улучшаться, - подчеркнул Ашапатов. - Сейчас люди с инвалидностью, которые испытывают трудности с перемещением, во многих городах России имеют возможность жить полноценно - посещать те же культурные и спортивные объекты, что и обычные люди".

Четырехкратный паралимпийский чемпион согласен с мнением Римы Баталовой - люди с ограниченными возможностями здоровья должны иметь все условия для занятий спортом на тех же объектах, что и рядовые граждане.

"На данный момент большинство спортивных объектов, где занимаются здоровые люди, пригодны и для людей с инвалидностью, - отметил Ашапатов. - По крайней мере, могу гарантировать, что в моем регионе - Ханты-Мансийском автономном округе - 90% спортивных залов оборудованы для занятий физкультурой и спортом людей с ограниченными возможностями".

Не нужно разделять инвалидов со здоровыми людьми, просто все спортивные объекты, уже построенные и строящиеся, должны быть приспособлены для всех

Алексей Ашапатов

четырехкратный паралимпийский чемпион по легкой атлетике

Ашапатов добавил, что обычный тренер может за короткий промежуток времени получить навыки для работы с инвалидами. "Главное, чтобы все оборудование было приспособлено, а в большинстве спортзалов так оно и есть", - сказал спортсмен.

Уже с 2018 года в России планируется начать полноценное внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Со следующего года инвалид, успешно сдавший нормативы комплекса, сможет получить соответствующий знак отличия. Внедрение комплекса ГТО для инвалидов будет проходить на базе уже созданных центров тестирования, количество которых в стране превышает уже 2,5 тысячи. В настоящее время в 14 регионах России проходит тестирование нормативов ГТО для инвалидов.

"Люди должны чувствовать себя как дома"

С прошлого года в стране действует Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы" (ФЦП). Она является продолжением той ФЦП, которая реализовывалась в стране с 2006 года. В основном, новая программа ориентирована на развитие инфраструктуры массового спорта, строительство малобюджетных спортивных сооружений шаговой доступности.

Одним из обязательных условий выделения средств из федерального бюджета региону на строительство или реконструкцию того или иного спортсооружения является обеспечение доступности объекта для инвалидов и других маломобильных групп населения.

В ближайшем будущем при поддержке федерального бюджета уникальный объект может быть построен в Дзержинске (Нижегородская область). Власти региона приняли решение подать заявку на получение федеральной субсидии в рамках ФЦП на строительство регионального центра параолимпийской подготовки.

Согласно проекту центр будет полностью адаптирован для подготовки паралимпийцев, а также занятий спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья. При всем этом на базе спортивного центра смогут тренироваться и рядовые граждане. В частности, уникальный центр планируется использовать для реабилитации инвалидов, восстановления людей с тяжелыми травмами, адаптации к протезам.

"Если бы объекты, подобные тому, что планируется построить в Дзержинске, появлялись по всей стране, то всем было бы хорошо. Необходимо, чтобы люди с ограниченными возможностями чувствовали себя в спортивных объектах комфортно, как дома", - считает Рима Баталова.

"В Уфе тоже строится крупный спортивный объект, предназначенный для развития паралимпийского спорта, - продолжила собеседница ТАСС. - Но там будут заниматься не только инвалиды, но и все остальные. Мне кажется, что любой объект должен быть готов принять людей с ограниченными возможностями, нам нужно над этим работать. Если регион строит какой-либо комплекс, то он по своим параметрам должен быть готов к тому, чтобы там также тренировались инвалиды".

Строительство центра спортивной подготовки в Уфе началось в 2010 году после блестящего выступления башкирских спортсменов на Паралимпийских играх в Ванкувере, однако вскоре было заморожено. Строительство объекта было возобновлено в 2016 году.

Завершить возведение центра планируется в 2019 году. Общая площадь центра будет превышать 37 тыс. кв. м. На базе центра будут созданы условия для тренировок спортсменов-паралимпийцев с любыми формами инвалидности.

"Любой может дойти до сборной России"

В последние годы человеку с ограниченными возможностями, по мнению Алексея Ашапатова, стало проще найти свой путь в жизни при помощи спорта. "Любой инвалид может от обычного спортзала дойти до сборной России, это зависит от его желания, стремления, - отметил он. - У нас в стране большое внимание уделяется паралимпийцам, они всегда на виду и являются примером для остальных. Сейчас человеку с ограниченными возможностями стало проще найти себя в спорте, для таких людей открыты все границы: берите и занимайтесь".

Что касается паралимпийского спорта высших достижений, то главным его центром в России является учебно-тренировочная база "Ока" (г. Алексин, Тульская область). Спортивное учреждение было создано в 90-е годы и в течение длительного срока успешно решало задачи спорта высших достижений. В 2006-2012 гг. "Ока" была реконструирована в рамках Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" и стала первой в стране специализированной спортивной базой для подготовки спортсменов-паралимпийцев.

Наряду с "Окой" российские паралимпийцы проходят сборы и на других федеральных базах страны - все они оборудованы с учетом людей с ограниченными возможностями здоровья. В числе этих объектов подмосковные базы "Озеро Круглое" и "Новогорск", сочинский центр "Юг Спорт" и другие.

"Все крупнейшие тренировочные центры, которые созданы в России для спорта высших достижений, адаптированы для занятий инвалидов, - уточнила Баталова. - Особенно выделяются базы в Московской области, а также в Сочи". Они находятся под юрисдикцией Министерства спорта и проблем не имеют. На сегодняшний день многие спортсмены-паралимпийцы находятся там на сборах".

"При этом "Ока" - это передовой, образцовый объект для российских паралимпийцев, - добавила она. - Там расположены и бассейны, и стадионы, полностью оборудованы условия для проживания. "Ока" - это показатель наших объектов для паралимпийцев. К этой же категории можно отнести и базу в Сочи".

В настоящее время российские паралимпийцы отстранены от участия в международных соревнованиях в связи с временной приостановкой членства Паралимпийского комитета России (ПКР) в составе Международного паралимпийского комитета.

"Учитывая сложившуюся ситуацию на мировой арене, ПКР старается проводить больше соревнований внутри страны, - отметила Баталова. - Наше отстранение - явление временное, которое нужно пережить".

"Благодаря наличию хороших спортивных объектов есть все возможности поддерживать российских паралимпийцев в хорошей форме, а эта ситуация только сделает их злее. У нас продолжают проводиться чемпионаты России, так что жизнь не остановилась, но, безусловно, остается большое желание показать, что мы сильны и доказать свою силу на международных стартах", - подчеркнула многократная паралимпийская чемпионка.

Екатерина Мухлынина