Головной мозг: функции, строение. Строение головного мозга человека. Психология и психотерапия




ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА
орган, координирующий и регулирующий все жизненные функции организма и контролирующий поведение. Все наши мысли, чувства, ощущения, желания и движения связаны с работой мозга, и если он не функционирует, человек переходит в вегетативное состояние: утрачивается способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия. Данная статья посвящена мозгу человека, более сложному и высокоорганизованному, чем мозг животных. Однако существует значительное сходство в устройстве мозга человека и других млекопитающих, как, впрочем, и большинства видов позвоночных. Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Она связана с различными частями тела периферическими нервами - двигательными и чувствительными.
См. также НЕРВНАЯ СИСТЕМА . Головной мозг - симметричная структура, как и большинство других частей тела. При рождении его вес составляет примерно 0,3 кг, тогда как у взрослого он - ок. 1,5 кг. При внешнем осмотре мозга внимание прежде всего привлекают два больших полушария, скрывающие под собой более глубинные образования. Поверхность полушарий покрыта бороздами и извилинами, увеличивающими поверхность коры (наружного слоя мозга). Сзади помещается мозжечок, поверхность которого более тонко изрезана. Ниже больших полушарий расположен ствол мозга, переходящий в спинной мозг. От ствола и спинного мозга отходят нервы, по которым к мозгу стекается информация от внутренних и наружных рецепторов, а в обратном направлении идут сигналы к мышцам и железам. От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов. Внутри мозга различают серое вещество, состоящее преимущественно из тел нервных клеток и образующее кору, и белое вещество - нервные волокна, которые формируют проводящие пути (тракты), связывающие между собой различные отделы мозга, а также образуют нервы, выходящие за пределы ЦНС и идущие к различным органам. Головной и спинной мозг защищены костными футлярами - черепом и позвоночником. Между веществом мозга и костными стенками располагаются три оболочки: наружная - твердая мозговая оболочка, внутренняя - мягкая, а между ними - тонкая паутинная оболочка. Пространство между оболочками заполнено спинномозговой (цереброспинальной) жидкостью, которая по составу сходна с плазмой крови, вырабатывается во внутримозговых полостях (желудочках мозга) и циркулирует в головном и спинном мозгу, снабжая его питательными веществами и другими необходимыми для жизнедеятельности факторами. Кровоснабжение головного мозга обеспечивают в первую очередь сонные артерии; у основания мозга они разделяются на крупные ветви, идущие к различным его отделам. Хотя вес мозга составляет всего 2,5% веса тела, к нему постоянно, днем и ночью, поступает 20% циркулирующей в организме крови и соответственно кислорода. Энергетические запасы самого мозга крайне невелики, так что он чрезвычайно зависим от снабжения кислородом. Существуют защитные механизмы, способные поддержать мозговой кровоток в случае кровотечения или травмы. Особенностью мозгового кровообращения является также наличие т.н. гематоэнцефалического барьера. Он состоит из нескольких мембран, ограничивающих проницаемость сосудистых стенок и поступление многих соединений из крови в вещество мозга; таким образом, этот барьер выполняет защитные функции. Через него не проникают, например, многие лекарственные вещества.
КЛЕТКИ МОЗГА
Клетки ЦНС называются нейронами; их функция - обработка информации. В мозгу человека от 5 до 20 млрд. нейронов. В состав мозга входят также глиальные клетки, их примерно в 10 раз больше, чем нейронов. Глия заполняет пространство между нейронами, образуя несущий каркас нервной ткани, а также выполняет метаболические и другие функции.

Нейрон, как и все другие клетки, окружен полупроницаемой (плазматической) мембраной. От тела клетки отходят два типа отростков - дендриты и аксоны. У большинства нейронов много ветвящихся дендритов, но лишь один аксон. Дендриты обычно очень короткие, тогда как длина аксона колеблется от нескольких сантиметров до нескольких метров. Тело нейрона содержит ядро и другие органеллы, такие же, как и в других клетках тела (см. также КЛЕТКА).
Нервные импульсы. Передача информации в мозгу, как и нервной системе в целом, осуществляется посредством нервных импульсов. Они распространяются в направлении от тела клетки к концевому отделу аксона, который может ветвиться, образуя множество окончаний, контактирующих с другими нейронами через узкую щель - синапс; передача импульсов через синапс опосредована химическими веществами - нейромедиаторами. Нервный импульс обычно зарождается в дендритах - тонких ветвящихся отростках нейрона, специализирующихся на получении информации от других нейронов и передаче ее телу нейрона. На дендритах и, в меньшем числе, на теле клетки имеются тысячи синапсов; именно через синапсы аксон, несущий информацию от тела нейрона, передает ее дендритам других нейронов. В окончании аксона, которое образует пресинаптическую часть синапса, содержатся маленькие пузырьки с нейромедиатором. Когда импульс достигает пресинаптической мембраны, нейромедиатор из пузырька высвобождается в синаптическую щель. Окончание аксона содержит только один тип нейромедиатора, часто в сочетании с одним или несколькими типами нейромодуляторов (см. ниже Нейрохимия мозга). Нейромедиатор, выделившийся из пресинаптической мембраны аксона, связывается с рецепторами на дендритах постсинаптического нейрона. Мозг использует разнообразные нейромедиаторы, каждый из которых связывается со своим особым рецептором. С рецепторами на дендритах соединены каналы в полупроницаемой постсинаптической мембране, которые контролируют движение ионов через мембрану. В покое нейрон обладает электрическим потенциалом в 70 милливольт (потенциал покоя), при этом внутренняя сторона мембраны заряжена отрицательно по отношению к наружной. Хотя существуют различные медиаторы, все они оказывают на постсинаптический нейрон либо возбуждающее, либо тормозное действие. Возбуждающее влияние реализуется через усиление потока определенных ионов, главным образом натрия и калия, через мембрану. В результате отрицательный заряд внутренней поверхности уменьшается - происходит деполяризация. Тормозное влияние осуществляется в основном через изменение потока калия и хлоридов, в результате отрицательный заряд внутренней поверхности становится больше, чем в покое, и происходит гиперполяризация. Функция нейрона состоит в интеграции всех воздействий, воспринимаемых через синапсы на его теле и дендритах. Поскольку эти влияния могут быть возбуждающими или тормозными и не совпадать по времени, нейрон должен исчислять общий эффект синаптической активности как функцию времени. Если возбуждающее действие преобладает над тормозным и деполяризация мембраны превышает пороговую величину, происходит активация определенной части мембраны нейрона - в области основания его аксона (аксонного бугорка). Здесь в результате открытия каналов для ионов натрия и калия возникает потенциал действия (нервный импульс). Этот потенциал распространяется далее по аксону к его окончанию со скоростью от 0,1 м/с до 100 м/с (чем толще аксон, тем выше скорость проведения). Когда потенциал действия достигает окончания аксона, активируется еще один тип ионных каналов, зависящий от разности потенциалов, - кальциевые каналы. По ним кальций входит внутрь аксона, что приводит к мобилизации пузырьков с нейромедиатором, которые приближаются к пресинаптической мембране, сливаются с ней и высвобождают нейромедиатор в синапс.
Миелин и глиальные клетки. Многие аксоны покрыты миелиновой оболочкой, которая образована многократно закрученной мембраной глиальных клеток. Миелин состоит преимущественно из липидов, что и придает характерный вид белому веществу головного и спинного мозга. Благодаря миелиновой оболочке скорость проведения потенциала действия по аксону увеличивается, так как ионы могут перемещаться через мембрану аксона лишь в местах, не покрытых миелином, - т.н. перехватах Ранвье. Между перехватами импульсы проводятся по миелиновой оболочке как по электрическому кабелю. Поскольку открытие канала и прохождение по нему ионов занимает какое-то время, устранение постоянного открывания каналов и ограничение их сферы действия небольшими зонами мембраны, не покрытыми миелином, ускоряет проведение импульсов по аксону примерно в 10 раз. Только часть глиальных клеток участвует в формировании миелиновой оболочки нервов (шванновские клетки) или нервных трактов (олигодендроциты). Гораздо более многочисленные глиальные клетки (астроциты, микроглиоциты) выполняют иные функции: образуют несущий каркас нервной ткани, обеспечивают ее метаболические потребности и восстановление после травм и инфекций.
КАК РАБОТАЕТ МОЗГ
Рассмотрим простой пример. Что происходит, когда мы берем в руку карандаш, лежащий на столе? Свет, отраженный от карандаша, фокусируется в глазу хрусталиком и направляется на сетчатку, где возникает изображение карандаша; оно воспринимается соответствующими клетками, от которых сигнал идет в основные чувствительные передающие ядра головного мозга, расположенные в таламусе (зрительном бугре), преимущественно в той его части, которую называют латеральным коленчатым телом. Там активируются многочисленные нейроны, которые реагируют на распределение света и темноты. Аксоны нейронов латерального коленчатого тела идут к первичной зрительной коре, расположенной в затылочной доле больших полушарий. Импульсы, пришедшие из таламуса в эту часть коры, преобразуются в ней в сложную последовательность разрядов корковых нейронов, одни из которых реагируют на границу между карандашом и столом, другие - на углы в изображении карандаша и т.д. Из первичной зрительной коры информация по аксонам поступает в ассоциативную зрительную кору, где происходит распознавание образов, в данном случае карандаша. Распознавание в этой части коры основано на предварительно накопленных знаниях о внешних очертаниях предметов. Планирование движения (т.е. взятия карандаша) происходит, вероятно, в коре лобных долей больших полушарий. В этой же области коры расположены двигательные нейроны, которые отдают команды мышцам руки и пальцев. Приближение руки к карандашу контролируется зрительной системой и интерорецепторами, воспринимающими положение мышц и суставов, информация от которых поступает в ЦНС. Когда мы берем карандаш в руку, рецепторы в кончиках пальцев, воспринимающие давление, сообщают, хорошо ли пальцы обхватили карандаш и каким должно быть усилие, чтобы его удержать. Если мы захотим написать карандашом свое имя, потребуется активация другой хранящейся в мозге информации, обеспечивающей это более сложное движение, а зрительный контроль будет способствовать повышению его точности. На приведенном примере видно, что выполнение довольно простого действия вовлекает обширные области мозга, простирающиеся от коры до подкорковых отделов. При более сложных формах поведения, связанных с речью или мышлением, активируются другие нейронные цепи, охватывающие еще более обширные области мозга.
ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Головной мозг можно условно разделить на три основные части: передний мозг, ствол мозга и мозжечок. В переднем мозгу выделяют большие полушария, таламус, гипоталамус и гипофиз (одну из важнейших нейроэндокринных желез). Ствол мозга состоит из продолговатого мозга, моста (варолиева моста) и среднего мозга. Большие полушария - самая большая часть мозга, составляющая у взрослых примерно 70% его веса. В норме полушария симметричны. Они соединены между собой массивным пучком аксонов (мозолистым телом), обеспечивающим обмен информацией.



Каждое полушарие состоит из четырех долей: лобной, теменной, височной и затылочной. В коре лобных долей содержатся центры, регулирующие двигательную активность, а также, вероятно, центры планирования и предвидения. В коре теменных долей, расположенных позади лобных, находятся зоны телесных ощущений, в том числе осязания и суставно-мышечного чувства. Сбоку к теменной доле примыкает височная, в которой расположены первичная слуховая кора, а также центры речи и других высших функций. Задние отделы мозга занимает затылочная доля, расположенная над мозжечком; ее кора содержит зоны зрительных ощущений.



Области коры, непосредственно не связанные с регуляцией движений или анализом сенсорной информации, именуются ассоциативной корой. В этих специализированных зонах образуются ассоциативные связи между различными областями и отделами мозга и интегрируется поступающая от них информация. Ассоциативная кора обеспечивает такие сложные функции, как научение, память, речь и мышление.
Подкорковые структуры. Ниже коры залегает ряд важных мозговых структур, или ядер, представляющих собой скопление нейронов. К их числу относятся таламус, базальные ганглии и гипоталамус. Таламус - это основное сенсорное передающее ядро; он получает информацию от органов чувств и, в свою очередь, переадресует ее соответствующим отделам сенсорной коры. В нем имеются также неспецифические зоны, которые связаны практически со всей корой и, вероятно, обеспечивают процессы ее активации и поддержания бодрствования и внимания. Базальные ганглии - это совокупность ядер (т.н. скорлупа, бледный шар и хвостатое ядро), которые участвуют в регуляции координированных движений (запускают и прекращают их). Гипоталамус - маленькая область в основании мозга, лежащая под таламусом. Богато снабжаемый кровью, гипоталамус - важный центр, контролирующий гомеостатические функции организма. Он вырабатывает вещества, регулирующие синтез и высвобождение гормонов гипофиза (см. также ГИПОФИЗ). В гипоталамусе расположены многие ядра, выполняющие специфические функции, такие, как регуляция водного обмена, распределения запасаемого жира, температуры тела, полового поведения, сна и бодрствования. Ствол мозга расположен у основания черепа. Он соединяет спинной мозг с передним мозгом и состоит из продолговатого мозга, моста, среднего и промежуточного мозга. Через средний и промежуточный мозг, как и через весь ствол, проходят двигательные пути, идущие к спинному мозгу, а также некоторые чувствительные пути от спинного мозга к вышележащим отделам головного мозга. Ниже среднего мозга расположен мост, связанный нервными волокнами с мозжечком. Самая нижняя часть ствола - продолговатый мозг - непосредственно переходит в спинной. В продолговатом мозгу расположены центры, регулирующие деятельность сердца и дыхание в зависимости от внешних обстоятельств, а также контролирующие кровяное давление, перистальтику желудка и кишечника. На уровне ствола проводящие пути, связывающие каждое из больших полушарий с мозжечком, перекрещиваются. Поэтому каждое из полушарий управляет противоположной стороной тела и связано с противоположным полушарием мозжечка. Мозжечок расположен под затылочными долями больших полушарий. Через проводящие пути моста он связан с вышележащими отделами мозга. Мозжечок осуществляет регуляцию тонких автоматических движений, координируя активность различных мышечных групп при выполнении стереотипных поведенческих актов; он также постоянно контролирует положение головы, туловища и конечностей, т.е. участвует в поддержании равновесия. Согласно последним данным, мозжечок играет весьма существенную роль в формировании двигательных навыков, способствуя запоминанию последовательности движений.
Другие системы. Лимбическая система - широкая сеть связанных между собой областей мозга, которые регулируют эмоциональные состояния, а также обеспечивают научение и память. К ядрам, образующим лимбическую систему, относятся миндалевидные тела и гиппокамп (входящие в состав височной доли), а также гипоталамус и ядра т.н. прозрачной перегородки (расположенные в подкорковых отделах мозга). Ретикулярная формация - сеть нейронов, протянувшаяся через весь ствол к таламусу и далее связанная с обширными областями коры. Она участвует в регуляции сна и бодрствования, поддерживает активное состояние коры и способствует фокусированию внимания на определенных объектах.
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МОЗГА
С помощью электродов, размещенных на поверхности головы или введенных в вещество мозга, можно зафиксировать электрическую активность мозга, обусловленную разрядами его клеток. Запись электрической активности мозга с помощью электродов на поверхности головы называется электроэнцефалограммой (ЭЭГ). Она не позволяет записать разряд отдельного нейрона. Только в результате синхронизированной активности тысяч или миллионов нейронов появляются заметные колебания (волны) на записываемой кривой.



При постоянной регистрации на ЭЭГ выявляются циклические изменения, отражающие общий уровень активности индивида. В состоянии активного бодрствования ЭЭГ фиксирует низкоамплитудные неритмичные бета-волны. В состоянии расслабленного бодрствования с закрытыми глазами преобладают альфа-волны частотой 7-12 циклов в секунду. О наступлении сна свидетельствует появление высокоамплитудных медленных волн (дельта-волн). В периоды сна со сновидениями на ЭЭГ вновь появляются бета-волны, и на основании ЭЭГ может создаться ложное впечатление, что человек бодрствует (отсюда термин "парадоксальный сон"). Сновидения часто сопровождаются быстрыми движениями глаз (при закрытых веках). Поэтому сон со сновидениями называют также сном с быстрыми движениями глаз (см. также СОН). ЭЭГ позволяет диагностировать некоторые заболевания мозга, в частности эпилепсию
(см. ЭПИЛЕПСИЯ). Если регистрировать электрическую активность мозга во время действия определенного стимула (зрительного, слухового или тактильного), то можно выявить т.н. вызванные потенциалы - синхронные разряды определенной группы нейронов, возникающие в ответ на специфический внешний стимул. Исследование вызванных потенциалов позволило уточнить локализацию мозговых функций, в частности связать функцию речи с определенными зонами височной и лобной долей. Это исследование помогает также оценить состояние сенсорных систем у больных с нарушением чувствительности.
НЕЙРОХИМИЯ МОЗГА
К числу самых важных нейромедиаторов мозга относятся ацетилхолин, норадреналин, серотонин, дофамин, глутамат, гамма-аминомасляная кислота (ГАМК), эндорфины и энкефалины. Помимо этих хорошо известных веществ, в мозге, вероятно, функционирует большое количество других, пока не изученных. Некоторые нейромедиаторы действуют только в определенных областях мозга. Так, эндорфины и энкефалины обнаружены лишь в путях, проводящих болевые импульсы. Другие медиаторы, такие, как глутамат или ГАМК, более широко распространены.
Действие нейромедиаторов. Как уже отмечалось, нейромедиаторы, воздействуя на постсинаптическую мембрану, изменяют ее проводимость для ионов. Часто это происходит через активацию в постсинаптическом нейроне системы второго "посредника", например циклического аденозинмонофосфата (цАМФ). Действие нейромедиаторов может видоизменяться под влиянием другого класса нейрохимических веществ - пептидных нейромодуляторов. Высвобождаемые пресинаптической мембраной одновременно с медиатором, они обладают способностью усиливать или иным образом изменять эффект медиаторов на постсинаптическую мембрану. Важное значение имеет недавно открытая эндорфин-энкефалиновая система. Энкефалины и эндорфины - небольшие пептиды, которые тормозят проведение болевых импульсов, связываясь с рецепторами в ЦНС, в том числе в высших зонах коры. Это семейство нейромедиаторов подавляет субъективное восприятие боли. Психоактивные средства - вещества, способные специфически связываться с определенными рецепторами в мозгу и вызывать изменение поведения. Выявлено несколько механизмов их действия. Одни влияют на синтез нейромедиаторов, другие - на их накопление и высвобождение из синаптических пузырьков (например, амфетамин вызывает быстрое высвобождение норадреналина). Третий механизм состоит в связывании с рецепторами и имитации действия естественного нейромедиатора, например эффект ЛСД (диэтиламида лизергиновой кислоты) объясняют его способностью связываться с серотониновыми рецепторами. Четвертый тип действия препаратов - блокада рецепторов, т.е. антагонизм с нейромедиаторами. Такие широко используемые антипсихотические средства, как фенотиазины (например, хлорпромазин, или аминазин), блокируют дофаминовые рецепторы и тем самым снижают эффект дофамина на постсинаптические нейроны. Наконец, последний из распространенных механизмов действия - торможение инактивации нейромедиаторов (многие пестициды препятствуют инактивации ацетилхолина). Давно известно, что морфин (очищенный продукт опийного мака) обладает не только выраженным обезболивающим (анальгетическим) действием, но и свойством вызывать эйфорию. Именно поэтому его и используют как наркотик. Действие морфина связано с его способностью связываться с рецепторами эндорфин-энкефалиновой системы человека (см. также НАРКОТИК). Это лишь один из многих примеров того, что химическое вещество иного биологического происхождения (в данном случае растительного) способно влиять на работу мозга животных и человека, взаимодействуя со специфическими нейромедиаторными системами. Другой хорошо известный пример - кураре, получаемое из тропического растения и способное блокировать ацетилхолиновые рецепторы. Индейцы Южной Америки смазывали кураре наконечники стрел, используя его парализующее действие, связанное с блокадой нервно-мышечной передачи.
ИССЛЕДОВАНИЯ МОЗГА
Исследования мозга затруднены по двум основным причинам. Во-первых, к мозгу, надежно защищенному черепом, невозможен прямой доступ. Во-вторых, нейроны мозга не регенерируют, поэтому любое вмешательство может привести к необратимому повреждению. Несмотря на эти трудности, исследования мозга и некоторые формы его лечения (прежде всего нейрохирургическое вмешательство) известны с древних времен. Археологические находки показывают, что уже в древности человек производил трепанацию черепа, чтобы получить доступ к мозгу. Особенно интенсивные исследования мозга проводились в периоды войн, когда можно было наблюдать разнообразные черепно-мозговые травмы. Повреждение мозга в результате ранения на фронте или травмы, полученной в мирное время, - своеобразный аналог эксперимента, при котором разрушают определенные участки мозга. Поскольку это единственно возможная форма "эксперимента" на мозге человека, другим важным методом исследований стали опыты на лабораторных животных. Наблюдая поведенческие или физиологические последствия повреждения определенной мозговой структуры, можно судить о ее функции. Электрическую активность мозга у экспериментальных животных регистрируют с помощью электродов, размещенных на поверхности головы или мозга либо введенных в вещество мозга. Таким образом удается определить активность небольших групп нейронов или отдельных нейронов, а также выявить изменения ионных потоков через мембрану. С помощью стереотаксического прибора, позволяющего ввести электрод в определенную точку мозга, исследуют его малодоступные глубинные отделы. Другой подход состоит в том, что извлекают небольшие участки живой мозговой ткани, после чего ее существование поддерживают в виде среза, помещенного в питательную среду, или же клетки разобщают и изучают в клеточных культурах. В первом случае можно исследовать взаимодействие нейронов, во втором - жизнедеятельность отдельных клеток. При изучении электрической активности отдельных нейронов или их групп в различных областях мозга вначале обычно регистрируют исходную активность, затем определяют эффект того или иного воздействия на функцию клеток. Согласно другому методу, через имплантированный электрод подается электрический импульс, с тем чтобы искусственно активировать ближайшие нейроны. Так можно изучать воздействие определенных зон мозга на другие его области. Этот метод электрической стимуляции оказался полезен при исследовании стволовых активирующих систем, проходящих через средний мозг; к нему прибегают также и при попытках понять, как протекают процессы научения и памяти на синаптическом уровне. Уже сто лет назад стало ясно, что функции левого и правого полушарий различны. Французский хирург П.Брока, наблюдая за больными с нарушением мозгового кровообращения (инсультом), обнаружил, что расстройством речи страдали только больные с повреждением левого полушария. В дальнейшем исследования специализации полушарий были продолжены с помощью иных методов, например регистрации ЭЭГ и вызванных потенциалов. В последние годы для получения изображения (визуализации) мозга используют сложные технологии. Так, компьютерная томография (КТ) произвела революцию в клинической неврологии, позволив получать прижизненное детальное (послойное) изображение структур мозга. Другой метод визуализации - позитронная эмиссионная томография (ПЭТ) - дает картину метаболической активности мозга. В этом случае человеку вводится короткоживущий радиоизотоп, который накапливается в различных отделах мозга, причем тем больше, чем выше их метаболическая активность. С помощью ПЭТ было также показано, что речевые функции у большинства обследованных связаны с левым полушарием. Поскольку мозг работает с использованием огромного числа параллельных структур, ПЭТ дает такую информацию о функциях мозга, которая не может быть получена с помощью одиночных электродов. Как правило, исследования мозга проводятся с применением комплекса методов. Например, американский нейробиолог Р.Сперри с сотрудниками в качестве лечебной процедуры производил перерезку мозолистого тела (пучка аксонов, связывающих оба полушария) у некоторых больных эпилепсией. В последующем у этих больных с "расщепленным" мозгом исследовалась специализация полушарий. Было выявлено, что за речь и другие логические и аналитические функции ответственно преимущественно доминантное (обычно левое) полушарие, тогда как недоминантное полушарие анализирует пространственно-временные параметры внешней среды. Так, оно активируется, когда мы слушаем музыку. Мозаичная картина активности мозга свидетельствует о том, что внутри коры и подкорковых структур существуют многочисленные специализированные области; одновременная активность этих областей подтверждает концепцию мозга как вычислительного устройства с параллельной обработкой данных. С появлением новых методов исследования представления о функциях мозга, вероятно, будут видоизменяться. Применение аппаратов, позволяющих получать "карту" метаболической активности различных отделов мозга, а также использование молекулярно-генетических подходов должны углубить наши знания о протекающих в мозгу процессах.
См. также НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ .
СРАВНИТЕЛЬНАЯ АНАТОМИЯ
У различных видов позвоночных устройство мозга удивительно схоже. Если проводить сопоставление на уровне нейронов, то обнаруживается отчетливое сходство таких характеристик, как используемые нейромедиаторы, колебания концентраций ионов, типы клеток и физиологические функции. Фундаментальные различия выявляются лишь при сравнении с беспозвоночными. Нейроны беспозвоночных значительно крупнее; часто они связаны друг с другом не химическими, а электрическими синапсами, редко встречающимися в мозгу человека. В нервной системе беспозвоночных выявляются некоторые нейромедиаторы, не свойственные позвоночным. Среди позвоночных различия в устройстве мозга касаются главным образом соотношения отдельных его структур. Оценивая сходство и различия мозга рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих (в том числе человека), можно вывести несколько общих закономерностей. Во-первых, у всех этих животных строение и функции нейронов одни и те же. Во-вторых, весьма сходны устройство и функции спинного мозга и ствола головного мозга. В-третьих, эволюция млекопитающих сопровождается ярко выраженным увеличением корковых структур, которые достигают максимального развития у приматов. У земноводных кора составляет лишь малую часть мозга, тогда как у человека - это доминирующая структура. Считается, однако, что принципы функционирования мозга всех позвоночных практически одинаковы. Различия же определяются числом межнейронных связей и взаимодействий, которое тем выше, чем более сложно организован мозг. См. также

Человек летает в космос и погружается в морские глубины, создал цифровое телевидение и сверхмощные компьютеры. Однако сам механизм мыслительного процесса и орган, в котором происходит умственная деятельность, как и причины, побуждающие нейроны взаимодействовать, до сих пор остаются загадкой.

Головной мозг – важнейший орган человеческого организма, материальный субстрат высшей нервной деятельности. От него зависит, что человек чувствует, делает, о чем думает. Мы слышим не ушами и видим не глазами, а соответствующими участками коры головного мозга. Он же вырабатывает гормоны удовольствия, вызывает прилив сил и утоляет боль. В основе нервной деятельности лежат рефлексы, инстинкты, эмоции и другие психические явления. Научное понимание работы мозга все еще отстает от понимания функционирования всего организма в целом. Это, безусловно, связано с тем, что мозг – гораздо более сложный орган по сравнению с любым другим. Мозг – самый сложный объект в известной нам вселенной.

Справка

У человека отношение массы головного мозга к массе тела в среднем равно 2%. А если поверхность этого органа разгладить, получится примерно 22 кв. метра органики. Мозг содержит около 100 миллиардов нервных клеток (нейронов). Чтобы вы могли представить себе это количество, напомним: 100 миллиардов секунд – это примерно 3 тысячи лет. Каждый нейрон контактирует с 10 тысячами других. И каждый из них способен к высокоскоростной передаче импульсов, поступающих от одной клетки к другой химическим путем. Нейроны могут одновременно взаимодействовать с несколькими другими нейронами, в том числе находящимися в удаленных отделах мозга.

Только факты

  • Мозг – лидер по энергопотреблению в организме. На него работает 15% сердца, и он потребляет около 25% кислорода, захватываемого легкими. Для доставки кислорода к мозгу работают три крупные артерии, которые предназначены для его постоянной подпитки.
  • Около 95% тканей мозга окончательно формируются к 17 годам. К концу пубертатного периода мозг человека составляет полноценный орган.
  • Головной мозг не чувствует боли. В мозге нет болевых рецепторов: зачем они, если разрушение мозга приводит к смерти организма? Дискомфорт может чувствовать оболочка, в которую заключен наш мозг, – так мы испытываем головную боль.
  • У мужчин мозг обычно больше, чем у женщин. Средний вес головного мозга взрослого мужчины – 1375 г, взрослой женщины – 1275 г. Они также различаются размерами различных областей. Однако учеными доказано, что это не имеет отношения к интеллектуальным способностям, а самый большой и тяжелый мозг (2850 г), который описывали исследователи, принадлежал пациенту психиатрической больницы, страдающему идиотизмом.
  • Человек использует практически все ресурсы своего мозга. То, что мозг работает всего на 10%, – миф. Ученые доказали, что имеющиеся резервы мозга человек задействует в критических ситуациях. Например, когда кто-то убегает от злой собаки, он может перепрыгнуть через высокий забор, который в обычных условиях он ни за что не преодолел бы. В экстренный момент в мозг вливаются определенные вещества, которые стимулируют действия того, кто оказался в критической ситуации. По сути, это допинг. Однако проделывать такое постоянно опасно – человек может умереть, потому что исчерпает все свои резервные возможности.
  • Мозг можно целенаправленно развивать, тренировать. Например, полезно заучивать тексты наизусть, решать логические и математические задачи, изучать иностранные языки, познавать новое. Также психологи советуют правшам периодически «главной» рукой делать левую, а левшам – правую.
  • Мозг обладает свойством пластичности. Если поражен один из отделов нашего важнейшего органа, другие через некоторое время смогут компенсировать его утраченную функцию. Именно пластичность мозга играет исключительно важную роль в овладении новыми навыками.
  • Клетки головного мозга восстанавливаются. Синапсы, связывающие нейроны, и сами нервные клетки важнейшего из органов регенерируются, но не так быстро, как клетки других органов. Пример тому – реабилитация людей после черепно-мозговых травм. Ученые обнаружили, что в отделе мозга, отвечающего за обоняние, из клеток-предшественниц образуются зрелые нейроны. В нужный момент они помогают «починить» травмированный мозг. Ежедневно в его коре могут образовываться десятки тысяч новых нейронов, однако впоследствии может прижиться не больше десяти тысяч. Сегодня известны две области активного прироста нейронов: зона памяти и зона, ответственная за движения.
  • Мозг активно работает во время сна. Человеку важно иметь память. Она бывает долгосрочная и краткосрочная. Перевод информации из краткосрочной в долгосрочную память, запоминание, «раскладывание по полочкам», осмысление информации, которую человек получает в течение дня, происходит именно во сне. А чтобы тело не повторяло в реальности движения из сна, мозг выделяет особый гормон.

Мозг способен значительно ускорять свою работу. Люди, пережившие ситуации угрозы для жизни, говорят, что за миг перед их глазами «пролетела вся жизнь». Ученые считают, что мозг в момент опасности и осознания грозящей смерти в сотни раз ускоряет работу: ищет в памяти аналогичные обстоятельства и способ помочь человеку успеть себя спасти.

Всестороннее изучение

Проблема исследования мозга человека – одна из самых захватывающих задач науки. Поставлена цель познать нечто, равное по сложности самому инструменту познания. Ведь все, что до сих пор исследовалось: и атом, и галактика, и мозг животного – было проще мозга человека. С философской точки зрения неизвестно, возможно ли в принципе решение этой задачи. Ведь главное средство познания не приборы и не методы, им остается наш человеческий мозг.

Существуют различные методы исследования. В первую очередь в практику ввели клинико-анатомическое сопоставление – смотрели, какая функция «выпадает» при повреждении определенной области мозга. Так, французский ученый Поль Брока 150 лет назад обнаружил центр речи. Он заметил, что у всех больных, которые не могут говорить, поражена определенная область мозга. Электроэнцефалография изучает электрические свойства мозга – исследователи смотрят, как электрическая активность разных участков мозга меняется в соответствии с тем, что делает человек.

Электрофизиологи регистрируют электрическую активность «мыслительного центра» организма с помощью электродов, позволяющих записывать разряды отдельных нейронов, или с помощью электроэнцефалографии. При тяжелейших заболеваниях мозга тонкие электроды могут вживляться в ткань органа. Это позволило получить важную информацию о механизмах работы мозга по обеспечению высших видов деятельности, были получены данные о соотношении коры и подкорки, о компенсаторных возможностях. Еще один метод изучения мозговых функций – электрическая стимуляция отдельных областей. Так канадским нейрохирургом Уайлдером Пенфилдом был исследован «моторный гомункулус». Было показано, что, стимулируя определенные точки в моторной коре, можно вызвать движение разных частей тела, и установлено представительство различных мышц и органов. В 1970-е годы, после изобретения компьютеров, представилась возможность еще более полно исследовать внутренний мир нервной клетки, появились новые методы интроскопии: магнитоэнцефалография, функциональная магниторезонансная томография и позитронно-эмиссионная томография. В последние десятилетия активно развивается метод нейровизуализации (наблюдение за реакцией отдельных частей мозга после введения определенных веществ).

Детектор ошибок

Очень важное открытие было сделано в 1968 году – ученые обнаружили детектор ошибок. Это механизм, который дает нам возможность производить рутинные действия, не задумываясь: например, умываться, одеваться и одновременно думать о своих делах. Детектор ошибок в подобных обстоятельствах все время следит, правильно ли вы действуете. Или, например, человек внезапно начинает чувствовать себя некомфортно – он возвращается домой и обнаруживает, что забыл выключить газ. Детектор ошибок позволяет нам даже не задумываться о десятках задач и решать их «на автомате», сходу отметая недопустимые варианты действий. За последние десятилетия наука узнала, как устроены многие внутренние механизмы человеческого организма. Например, путь, по которому зрительный сигнал доходит от сетчатки до мозга. Для решения более сложной задачи – мышления, опознания сигнала – задействована большая система, которая распространена по всему мозгу. Однако «центр управления» пока не найден и даже неизвестно, есть ли он.

Гениальный мозг

С середины XIX века ученые делали попытки изучения анатомических особенностей мозга людей с выдающимися способностями. На многих медицинских факультетах Европы хранились соответствующие препараты, в том числе и профессоров медицины, которые еще при жизни завещали свой мозг науке. От них не отставали русские ученые. В 1867 году на Всероссийской этнографической выставке, устроенной Императорским обществом любителей естествознания, было представлено 500 черепов и препаратов их содержимого. В 1887 году анатом Дмитрий Зернов опубликовал результаты исследования мозга легендарного генерала Михаила Скобелева. В 1908 году академик Владимир Бехтерев и профессор Рихард Вейнберг исследовали подобные препараты покойного Дмитрия Менделеева. Аналогичные препараты органов Бородина, Рубинштейна, математика Пафнутия Чебышева сохранены в анатомическом музее Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. В 1915 году нейрохирург Борис Смирнов подробно описал мозг химика Николая Зинина, патолога Виктора Пашутина и писателя Михаила Салтыкова-Щедрина. В Париже был исследован мозг Ивана Тургенева, вес которого достигал рекордных 2012 г. В Стокгольме работали с соответствующими препаратами знаменитых ученых, в том числе Софьи Ковалевской. Специалисты Московского института мозга тщательно исследовали «мыслительные центры» вождей пролетариата: Ленина и Сталина, Кирова и Калинина, изучали извилины великого тенора Леонида Собинова, писателя Максима Горького, поэта Владимира Маяковского, режиссера Сергея Эйзенштейна... Сегодня ученые убеждены в том, что, на первый взгляд, мозг талантливых людей ничем не выделяется из ряда среднестатистических. Эти органы различаются структурой, размерами, формой, однако от этого ничего не зависит. Мы до сих пор не знаем, что именно делает человека талантливым. Можем только предполагать, что мозг таких людей немножко «сломан». Он может делать то, чего не могут нормальные, а значит, он не такой, как все.



Мозг

сущ. , м. , употр. часто

Морфология: (нет) чего? мо́зга , чему? мо́згу , (вижу) что? мо́зг , чем? мо́згом , о чём? о мо́зге и в мозгу́ ; мн. что? мозги́ , (нет) чего? мозго́в , чему? мозга́м , (вижу) что? мозги́ , чем? мозга́ми , о чём? о мозга́х

1. Мозг - это орган внутри вашей головы, который контролирует работу вашего тела и обеспечивает мыслительную деятельность.

Головной мозг. | Он попал в больницу с сильным сотрясением мозга.

2. Мозгом , а в разговорной речи также мозгами называют сознание, ум.

Эта мысль прочно засела у него в мозгу. | Мозги от усталости не работали.

об умственных способностях человека

3. Если о ком-либо говорят, что он человек с мозгами , то имеют в виду, что он умный, сообразительный.

При легкомысленном, озорном характере он был человек с мозгами. | Ей нужен мужчина хозяйственный и с мозгами.

4. Если про кого-либо говорят, что у него нет мозгов , то имеют в виду, что этот человек лишён ума и сообразительности; выражает презрение.

5. Если о ком-либо пренебрежительно говорят, что у него куриные мозги , то имеют в виду, что это глупый, недалёкий человек.

Как она, с её куриными мозгами, может понять его высокие идеалы?

6. Мозгами в разговорной речи называют людей интеллектуального труда.

Молодые свежие мозги сейчас особенно нужны. | В ближайшие несколько лет страна может остаться без мозгов, а точнее - без специалистов, которые могли бы стать реальной опорой для возрождения отечественной экономики.

7. Когда говорят об утечке мозгов , то имеют в виду переезд большого количества учёных, ведущих специалистов в другие страны.

Сегодня много приходится слышать об утечке мозгов - эмиграции высококвалифицированных специалистов за границу.

8. Мозгом кого-либо или чего-либо называют главную часть, руководящий центр этого.

Его можно было смело назвать мозгом преступного мира. | Микропроцессор внутри компьютера - это его мозг.

9. Мозгами называют блюдо, которое готовят из мозга некоторых домашних животных.

Мозги с горошком. | Жареные мозги.

10. Костным мозгом называют мягкую ткань, которая заполняет полость костей некоторых животных и человека и является органом кроветворения.

11. Спинным мозгом называют мягкую ткань, которая находится в позвоночнике человека или животных.

12. О человеке говорят, что у него мозги набекрень , если его слова и поступки выглядят глупо, нелепо.

13. Если кто-либо шевелит мозгами , значит, он думает, рассуждает о чём-либо; разговорное выражение.

Он тяжело шевелил мозгами, оценивая ситуацию. | Ну же, пошевелите мозгами.

14. Если вы раскидываете мозгами , значит, вы думаете, как лучше поступить в какой-либо ситуации; разговорное выражение.

Мы пораскинули мозгами и решили не говорить ей о случившемся. | Ты раскинь мозгами: какой тебе прок от меня?

15. Если кто-то капает или давит вам на мозги , значит, он долго и упорно пытается доказать вам что-либо или убедить вас в чём-либо; просторечное выражение.

Не нужно давить мне на мозги. | Оставьте этот разговор и перестаньте капать нам на мозги!

Докучать, надоедать

16. Если кто-либо пудрит вам мозги , значит, он сознательно обманывает вас, вводит вас в заблуждение; просторечное выражение.

Пудрить мозги избирателям. | Он мне все мозги запудрил.

17. Если вы вправляете или прочищаете кому-либо мозги , значит, вы пытаетесь убедить этого человека в том, что он не прав в чём-либо, придерживается ошибочных взглядов; просторечное выражение.

Ему давно пора вправить мозги. | Он хорошо прочистил нам мозги.

Вразумлять

18. Если вы замёрзли до мозга костей , значит, вы очень сильно замёрзли.

Я промёрз вчера до мозга костей.

19. Если кто-либо обладает каким-либо качеством, свойством до мозга костей , значит, он обладает им в очень сильной степени.

Они испорчены до мозга костей. | Он врун до мозга костей. | Джон был ирландцем до мозга костей.

мозгово́й прил.

Мозговой штурм.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "мозг" в других словарях:

    мозг - мозг/ … Морфемно-орфографический словарь

    МОЗГ - МОЗГ, cerebrum, объединяющее понятие для всей центральной нервной системы. М. делится на два главных отдела: головной.мозг и спинной мозг (см.); первый находится в полости черепа, второй в позвоночном канале; граница между ними проходит через… … Большая медицинская энциклопедия

    мозг - центральный отдел нервной системы человека и животных, главный орган психики. У позвоночных и человека анатомически различают спинной М. (находится в позвоночном канале) и головной М. (в черепной коробке). М. покрыт тремя оболочками твердой,… … Большая психологическая энциклопедия

    МОЗГ, массив нервной ткани, регулирующий всю физическую и умственную деятельность; соединен со спинным мозгом. Вес мозга взрослого человека около 1,5 кг (около 2% общего веса тела). Мозг подразделяется на три отдела: ПЕРЕДНИЕ ДОЛИ, СРЕДНИЙ МОЗГ и … Научно-технический энциклопедический словарь

    МОЗГ, мозга, мн. мозги, муж. 1. только ед. Важнейший орган центральной нервной системы, вещество, состоящее из нервных волокон и клеток, заполняющее череп и канал позвоночника у человека и высших животных (анат.). Белое и серое вещество мозга.… … Толковый словарь Ушакова

    А, предл. о мозге, в мозгу; мн. мозги, ов; м. 1. Центральный отдел нервной системы человека и животных, состоящий из нервной ткани, заполняющей череп и канал позвоночника. Головной м. Спинной м. Вытяжка мозга. // О головном мозге. Сотрясение… … Энциклопедический словарь

    Муж. вещество, наполняющее череп человека и высших животных. Пучки мозговых нитей, от мозга к разным частям тела, нервы или беложилье. Черепной мозг состоит из двух половин большого мозга и мозжечка, в черепном затылке. Спинный, хребтовый или… … Толковый словарь Даля

    Мозг - человека (разрез). МОЗГ, центральный отдел нервной системы животных и человека. Состоит из нервной ткани: серого вещества (скопление главным образом нервных клеток) и белого вещества (скопление главным образом нервных волокон). У позвоночных… … Иллюстрированный энциклопедический словарь


На протяжении долгого времени, ученые исследуют структуру, развитие и деятельность головного мозга человека. Головной мозг - это орган человеческой системы жизнедеятельности, являющийся ключевым органом в теле человека.

Именно он координирует все основные процессы, происходящие в организме. На сегодняшний день существует множество открытий, которые раскрыли особенности его нейронов и их связей, однако как происходит взаимодействие этих клеток и функционирование головного мозга, до сих пор до конца не изучено.

Рассмотрим подробнее строение и функции этого органа.

Масса головного мозга занимает практически все черепное пространство. Кости черепа позволяют дополнительно защитить мозговое вещество от механических повреждений. Цвет головного мозга имеет розоватый оттенок, а его структура гелеобразную консистенцию. Сам мозг образован нервными и глиальными клетками, а также сосудами.

Состав головного мозга главным образом составляют нервные клетки мозга, которые выполняют функции генерирования и передачи импульсов.

Внутри мозга локализуются желудочковые полости. Также от него в различные отделы отходят парные нервы. Функции, которые выполняют отделы, различны, так как каждая область обладает своей структурной характерностью.

Масса мозга у взрослых мужчин составляет в среднем 1350 г, а женщин – 1225г. Показатели веса редко превышают отметку в 2000г. Однако известны случаи, когда вес достигал 2850г. Также ученым не удалось обнаружить зависимость размера головы и мозга между интеллектуальными способностями человека. Поэтому чаще всего, если весовая отметка снижается ниже 1000 г или превышает 2000г, то это говорит о наличии патологического процесса в мозговых отделах.

Оболочки и основные отделы

Система мозга окружается 3 оболочками – твердой, паутинной и сосудистой. Каждая оболочка выделяется определенным назначением и исходя из выполняемых ими функций. Выделяют следующие виды оболочек мозга:

  • Твердая оболочка срастается с костью черепа и выполняет дополнительную защитную роль головного мозга. Ее прочность обуславливается тем, что в ее состав входят особенные клетки и также коллагеновые волокна
  • Паутинная. Эта оболочка имеет в своем составе ликвор, который обеспечивает амортизирующий эффект, сохраняя мозговое тело от незначительных травм
  • Сосудистая. Характеризуется наличием плотного скопления сосудистых сплетений, которые обеспечивают мозг и окружающие его ткани питательными веществами

В целях доступного понимания из чего состоит головной мозг, принято выделять 5 отделов:

  • Продолговатый
  • Задний
  • Средний
  • Промежуточный
  • Конечный (большие полушария)

Продолговатый

Данный отдел головы и мозга является продолжением спинномозгового отдела. Функции и структуры данных тканей во многом схожи, единственное явное отличие наблюдается в сером веществе.

Продолговатый отдел выступает посредником, который организует передачу данных с организма в ЦНС и наоборот. Кроме данной функции отдел отвечает за ряд рефлексов, например, кашель, чихание, а регулирует дыхание и пищеварительные функции.

Задний

Задний отдел головы и мозга включает в себя 2 основные части:

  • Варолиев мост
  • Мозжечок

Варолиев мост является продолжением проводниковой части и позволяет сформировать связь между отделами. Кроме того, что мост выполняет функции передатчика, он также участвует в регуляции артериального давления, а также контролирует рефлексы.

Мозжечок располагается с боковой стороны от продолговатого участка и моста. Мозжечок имеет практически идентичную анатомическую структуру, что и головной мозг. То есть его структура составляет 2 маленьких полушария, которая покрывается корой. Выполняет такие функции, как:

  • Координация двигательных возможностей
  • Регулирование последовательности функционирования мышечных групп

Средний

Этот отдел головы и мозга представляется скоплением специфических ядер, именующиеся буграми четверохолмия. Данные маленькие холмики отвечают за возможность первичного восприятия от органов слуха и зрения.

Также выделяют передние бугры, которые связываются со зрительными рецепторами и задние бугры, перенаправляющие информацию в слуховой и зрительный отделы, где она впоследствии перерабатывается в характерные сигналы.

Также существует прямая связь между средним мозгом и мышечным тонусом, реакциями двигательной активности глаз, а также средний отдел отвечает за возможность ориентироваться в пространстве.

Промежуточный

Данный отдел головы и мозга характеризуется наличием нескольких ключевых частей, а именно:

  • Таламус. Является ключевым посредником передачи информации в другие мозговые отделы. Его ядра обрабатывают и передают сигналы, получаемые от различных чувствительных органов, исключение составляет обонятельная система. Слуховые, тактильные и другие ощущения перерабатываются данной частью промежуточного участка и направляются в полушария
  • Гипоталамус. В этой области сконцентрирован ряд рефлекторных систем, регулирующих чувства жажды и голода. Сигнал о том, что необходимо успокоить свой организм, информация о наступлении сна или бодрствования полностью ложиться на плечи гипоталамуса
  • Гипофиз. Занимает ключевое значение в формировании и регуляции эндокринной системы, а также его деятельность влияет на репродуктивные функции и обменные процессы

Большие полушария

Данные крупные полушария представляются тканями, с расположением серого вещества внутри белого. Эти полушария занимают 80% всего черепного пространства. Анатомическое устройство головного мозга выделяется сложной (послойной) структурной тканью – корой, которая обволакивает большие полушария. Скопление нервных клеток в этой коре составляет примерно 18 млрд.

Многочисленные исследования показывают, что большие полушария и кора являются наиболее развитыми частями головного мозга. Выделяют следующие виды мозга, а именно его корковой части:

  • Древняя
  • Старая
  • Новая

Первые 2 типа отвечают за инстинкты, эмоции, врожденные поведенческие качества, гомеостаз. Именно такие реакции, как радость, испуг и ряд других чувств исходит из этих корковых частей. Новая кора главным образом формирует типичные отличия человеческого мозга от других живых существ, у которых данный тип коры не развивается. Речь, интеллект, а также сознательное мышление формируются новой корой.

Кора конечного мозга ограничивается тремя бороздами, которые подразделяют кору на зоны и доли.

Вследствие этого специалисты выделяют доли, которые входят в корковый состав мозга, головного мозга:

  • Затылочная. Выступает как главный зрительный анализирующий центр. Также принимает поступающие сведения, которые перерабатываются и незамедлительно посылаются в гиппокамп, где образовывается в память. Благодаря этому процессу мы запоминаем увиденное и происходящее вокруг
  • Височная. Этот участок ответственен за преобразование слуховой информации, а ее внутреннее устройство мозга позволяет ориентироваться во вкусе
  • Теменная. Область, находящаяся рядом с теменной бороздой. Регулирует кожную чувствительность, а также осязание и вкусовую восприимчивость
  • Лобная. Данная область отвечает за возможность усвоения новых навыков и запоминанию. Умственные способности образованы именно в этой доле

Головной мозг, конечно, является основной частью центральной нервной системы человека.

Учёные считают, что он используется всего на 8%.

Поэтому скрытые возможности его безграничны и не изучены. Также не обнаружено отношения между талантами и возможностями человека. Строение и функции головного мозга предполагают контроль над всей жизнедеятельностью организма.

Расположение отделов головного мозга под защитой прочных костей черепной коробки обеспечивает нормальное функционирование организма.

Строение

Головной мозг человека надёжно защищён прочными костями черепа, и занимает почти всё пространство черепной коробки. Анатомы условно выделяют следующие отделы мозга: два полушария, ствол и мозжечок.

Также принято и другое разделение. Части головного мозга - это височные, лобные доли, а также темя и затылок.

Структура его составлена более чем ста миллиардами нейронов. Масса его в норме очень разнится, но достигает 1800 граммов, у женщин средний показатель чуть ниже.

Головной мозг состоит из серого вещества. Кора состоит из того самого серого вещества, образованного практически всей массой нервных клеток, приходящихся на долю этого органа.

Под ней скрыто белое вещество, состоящее из отростков нейронов, которые являются проводниками, по ним передаются нервные импульсы из тела в подкорку для анализирования, а также команды из коры к частям организма.

Области ответственности головного мозга за управлением расположены в коре, но есть они также в белом веществе. Глубинные центры называются ядерными.

Представляет головной мозг строение, в глубине его полая область, состоящая из 4 желудочков, разделённых протоками, где циркулирует выполняющая защитные функции жидкость. Снаружи он имеет защиту из трёх оболочек.

Функции


Головной мозг человека является управителем всей жизнью организма от самых мелких движений до высокой функции мышления.

Отделы мозга и их функции включают обработку сигналов, получаемых от рецепторных механизмов. Многие учёные полагают, что его функции включают ответственность также за эмоции, чувства, память.

Полезно узнать: Функции и строение моста головного мозга, его описание

Подробно следует рассмотреть базовые функции мозга, а также конкретную ответственность его участков.

Движение

Вся двигательная активность организма относится к ведению центральной извилины, проходящей по передней части теменной доли. За координацию движений и способность удерживать равновесие отвечают центры, расположенные в затылочном отделе.

Помимо затылка такие центры располагаются непосредственно в мозжечке, также этот орган отвечает за мышечную память. Поэтому сбои в работе мозжечка приводят к нарушениям в функционировании опорно-двигательного аппарата.

Чувствительность

Все сенсорные функции находятся под контролем центральной извилины, проходящей по задней части теменной доли. Здесь также расположен центр управления положением тела, его членов.

Органы чувств


За аудиальные ощущения отвечают центры, расположенные в височных долях. Визуальные ощущения человеку обеспечивают центры, находящиеся в затылочной части. Их работу наглядно показывает таблица проверки зрения.

Переплетение извилин на стыке височной и лобной долей скрывает в себе центры, ответственные за обонятельные, вкусовые, осязательные ощущения.

Речевая функция

Этот функционал принято разделять на способность производить речь и способность понимать речь.

Первая функция называется моторной, а вторая сенсорной. Участки, отвечающие за них, многочисленны и расположены в извилинах правого и левого полушария.

Рефлекторная функция

Так называемый продолговатый отдел, включает участки, отвечающие за жизненно важные процессы, не контролируемые сознанием.

К ним относятся сокращения сердечной мышцы, дыхание, сужение и расширение кровеносных сосудов, защитные рефлексы, такие как слезоотделение, чихание, рвотные позывы, а также контроль состояния гладкой мускулатуры внутренних органов.

Функции оболочек


Головной мозг имеет три оболочки.

Строение мозга таково, что помимо защиты, каждая из оболочек выполняет определённые функции.

Мягкая оболочка предназначена для обеспечения нормального кровоснабжения, постоянного притока кислорода для его бесперебойного функционирования. Также мельчайшие кровеносные сосуды, относящиеся к мягкой оболочке, производят спинномозговую жидкость в желудочках.

Полезно узнать: За что отвечает правое полушарие головного мозга

Паутинная оболочка представляет собой область, где происходит циркуляция ликвора, выполняет работу, которую в остальных частях организма выполняет лимфа. То есть обеспечивает защиту от проникновения в центральную нервную систему патологических агентов.

Твёрдая оболочка прилегает к костям черепа, вместе с ними обеспечивает стабильность серого и белого мозгового вещества, защищает его от сотрясений, сдвигов при механических воздействиях на голову. Также твёрдая оболочка разделяет его отделы.

Отделы


Из чего состоит головной мозг?

Строения и основные функции головного мозга осуществляются его разными частями. С точки зрения анатомии орган из пяти отделов, которые сформировались в процессе онтогенеза.

Различные отделы головного мозга контролируют и отвечают за работу отдельных систем и органов человека. Мозг это главный орган человеческого организма, конкретные его отделы отвечают за функционирование человеческого тела в целом.

Продолговатый

Этот отдел головного мозга является естественной частью спинного. Он был сформирован в процессе онтогенеза первым из всех, и именно здесь расположены центры, отвечающие за безусловные рефлекторные функции, а также дыхание, кровообращение, метаболизм, другие процессы, не контролируемые сознанием.

Задний мозг


За что отвечает задний мозг?

В этой области располагается мозжечок, представляющий из себя уменьшенную модель органа. Именно задний мозг ответственен за координацию движений, способность удерживать равновесие.

И именно задний мозг это участок, где через нейроны мозжечка передаются нервные импульсы, поступающие как от конечностей и других частей тела, так и обратно, то есть контролируется вся двигательная активность человека.

Средний

Эта часть мозга до конца не изучена. Средний мозг, его строение и функции изучены не полностью. Известно, что здесь располагаются центры, отвечающие за периферическое зрение, реакцию на резкие шумы. Также известно, что здесь располагаются части мозга, отвечающие за нормальную работу органов восприятия.

Промежуточный

Здесь расположен отдел, именуемый таламус. Через него проходят все нервные импульсы, посылаемые разными частями организма в центры, находящиеся в полушариях. Роль таламуса заключается в контроле за адаптацией организма, обеспечивает реакцию на внешние раздражители, поддерживает в норме сенсорное восприятие.

Полезно узнать: Как улучшить кровообращение головного мозга: рекомендации, препараты, упражнения и народные средства

В промежуточном отделе находится гипоталамус. Этот отдел мозга стабилизирует работу периферической нервной системы, а также контролирует функционирование всех внутренних органов. Здесь происходит включение-выключение организма.

Именно гипоталамус регулирует температуру тела, тонус кровеносных сосудов, сокращение гладкой мускулатуры внутренних органов (перистальтику), а также формирует чувство голода и насыщения. Гипоталамус контролирует работу гипофиза. То есть отвечает за функционирование эндокринной системы, контролирует синтез гормонов.

Конечный


Конечный мозг, является одним из самых молодых отделов мозга. Мозолистое тело обеспечивает сообщение между правым и левым полушариями. В процессе онтогенеза он был сформирован последним из всех составных частей, он составляет основную часть органа.

Участки конечного головного мозга осуществляют всю высшую нервную деятельность. Здесь находится подавляющее число извилин, он тесно связан с подкоркой, через него контролируется вся жизнь организма.

Мозг, его строение и функции во многом остаются непонятными для учёных.

Его изучением занимается множество учёных, но они всё ещё далеки от разгадки всех тайн. Особенность этого органа в том, что его правое полушарие контролирует работу левой стороны тела, а также отвечает за общие процессы в организме, а левое полушарие координирует правую сторону тела, а отвечает за таланты, способности, мышление, эмоции, память.