Упражнения для развития периферического зрения. Что такое периферическое зрение? Развитие внимания расширение периферийного зрения




Боковое зрение (его еще называют периферическим) – это способность воспринимать предметы, находящиеся в стороне от прямого взгляда. Объекты, воспринимаемые боковым зрением, отбрасывают свет на периферию сетчатки, поэтому человек способен определить наиболее ярко выраженные их свойства, хотя и не видит их четко.

Для чего нужно тренировать боковое зрение? Во-первых, это повышает общую работоспособность мозга, во-вторых, помогает лучше ориентироваться в пространстве, в-третьих, способствует формированию навыка скорочтения. Кроме того, хорошее боковое зрение необходимо для водителей, спортсменов, работников силовых структур, военных и т.д. Даже если природа не наградила вас возможностью хорошо различать предметы вне поля прямого взгляда, комплекс специальных упражнений поможет исправить ситуацию.

  1. Зафиксируйте взгляд на определенной точке, находящейся на уровне Ваших глаз. Теперь постарайтесь различить предметы, находящиеся по сторонам от нее.
  2. Возьмите в руки по карандашу и выберите на стене предмет, находящийся на расстоянии 3 м от глаз. Зафиксируйте взглядом центральный предмет, карандаши расположите по бокам от него. Далее постепенно разводите карандаши в стороны, при этом их изображение будет раздваиваться. Продолжайте упражнение, перемещая карандаши произвольно и продолжая фокусироваться.
  3. Возьмите в руки карандаши, фокусируя на них взгляд, медленно разведите их в стороны, насколько сможете. Далее поднимайте правый карандаш вверх и следите за ним правым глазом. А левый опускайте вниз, наблюдая за ним периферическим зрением левого глаза. Затем снова сведите карандаши в центр. После этого карандаш, находящийся в правой руке, ведите по диагонали вверх и влево, а карандаш левой руки – вниз и вправо, следите за ними периферическим зрением. Затем так же медленно сведите карандаши обратно в центр.
  4. Распечатайте или нарисуйте разными цветами на листах бумаги крупные цифры или буквы. Сядьте на стул и положите листы возле себя, поочередно поднимайте их так, чтобы они были расположены в поле бокового зрения, попытайтесь различить, что на них нарисовано. Постепенно увеличивайте угол обзора. После того, как Вы научитесь различать разноцветные цифры или буквы, сделайте карточки меньшего размера и проделывайте это упражнение до тех пор, пока не научитесь различать достаточно мелкие шрифты.
  5. Следующее упражнение лучше всего выполнять вне дома, например, в общественном транспорте. Зафиксируйте в центральном поле зрения предмет, расположенный на уровне глаз. Далее, продолжая удерживать его в поле зрения, выберете еще одну точку и зафиксируйте ее боковым зрением. Далее – еще одну, и т.д. Развивайте навык до тех пор, пока одновременно сможете концентрироваться на 6-8 предметах, часть из них при этом может двигаться.
  6. Два карандаша расположите на уровне глаз на расстоянии 30 см. Рисуем в воздухе воображаемые круги сначала в одну, потом в другую сторону. Взгляд должен быть расфокусирован вдаль.
  7. Стоя на ногах, взгляд прямой, расфокусированный. Постарайтесь уловить боковым зрением объекты, расположенные справа и слева от вас, переводите периферический взгляд (не двигая зрачками) из стороны в сторону.
  8. Найдите в газете узкую колонку и прочертите сверху вниз яркую линию по центру. Постарайтесь прочитать текст по диагонали, не двигая зрачками.
  9. Сядьте в кресло или на диван, ладонь поместите над носом так, чтобы закрыть центральную область для обзора. Для большей эффективности упражнения можно сделать специальную маску из подручных средств. Время, необходимое для этого упражнения – 1 час. Первые 20 минут проведите в маске, вторые – без нее, и последние 20 минут – снова в маске, занимайтесь при этом своими обычными домашними делами.
  10. Прогуливаясь по улице, старайтесь сконцентрировать снимание на трещинах и объектах на асфальте, взгляд при этом направлен вперед, на дорогу.

В первое время выполнение упражнений по развитию бокового зрения может показаться вам слишком утомительным. Приучать глаза к упражнениям следует постепенно, начиная с 15 минут в день. Между упражнениями делайте паузы, если чувствуете, что глаза болят, поморгайте, сделайте передышку.

Если вы ходили по городским улицам, вы почти наверняка ощущали «смену шага», которую тело, как кажется, делает почти автоматически, когда приближается к бордюру.

Автор новой книги о тренинге зрения описывает упражнение на основе метода Фельденкрайза, которое может не только расширить диапазон вашего периферического зрения, но и странным образом также расширить прочие ощущения.

Тело движется в ответ на зрительные ориентиры

Рассмотрим способ, с помощью которого мы тестируем использование глаз путём «чтения проверочной таблицы»: Если вы можете прочесть таблицу (то есть, с определённого расстояния способны распознать знакомые очертания букв на строках), то ваши глаза в порядке.

Если нет, обращайтесь к доктору за очками. Конечно, ортодоксальный офтальмолог проведёт более всестороннее обследование, но большей частью он будет тестировать вашу способность читать.

Глаза, вероятно, наиболее важные и вместе с тем наименее понятные из сенсорных органов человека.

Это всё, что касается зрения?

Сейчас найдены новые факты относительно того, что чтение (то есть распознавание запомненных ранее образов) - это только малая часть того, что делают глаза, и, с позиции хорошего использования тела и ума, оно является менее важным, чем другие функции глаз.

Что ещё делают глаза?

Для многих наших действий глаза - инициатор движения. В процессе ловли или удара по мячу, при проходе по забитой мебелью комнате, управлении машиной или самолетом, ходьбе на лыжах или занятиях боевыми искусствами, тело движется в ответ на зрительные ориентиры.

На самом деле, эта функция так важна, и я верю, что обеспечение движений тела - основная функция зрительной системы. Есть значимые доказательства того, что чтение и указанное другое использование глаз организовано различными подсистемами внутри зрительной системы. В редких случаях повреждений возможна работа одной подсистемы, даже если другая подсистема разрушена.

Доктор Карл Прибрам (Karl Pribram), нейропсихолог из университета Стэнфорд, описывает случаи того, что он называет «специфической слепотой», когда человек с повреждением центральной нервной системы, не может «видеть» объект (то есть, не может назвать его), но может указать на него.

Он назвал это инструментальным осознаванием в противоположность своего рода вербального осознавания, которое позволяет нам читать.

Рассмотрим два интересных использования глаз, которые большинство из нас испытывали, но мало кто осознавал:

Если вы ходили по городским улицам, вы почти наверняка ощущали «смену шага», которую тело, как кажется, делает почти автоматически, когда приближается к бордюру. Каким-то образом, на расстоянии 10 шагов от обочины, глаза судят, могут ли ступни быть расположены правильно, чтобы ступить на обочину, и если нет, ноги переходят на быстрые полшага, чтобы достичь правильного расположения.

Мы все делаем это, не задумываясь, но если вы обратите особое внимание, вы можете заметить, как делаете это. Также, если вы когда-то ехали верхом на лошади на неровной местности, вы должны были ощутить, как лошадь делает эту "смену шага", приближаясь к преграде.

В качестве другого примера, подумайте о ходьбе по комнате, полной мебели. Едва бросив взгляд, глаза замечают расположение мебели, и затем мы идём, не врезаясь ни во что. Это использование глаз сильно отличается от того, что мы делаем при чтении.

Это другое использование глаз очень важно для хорошего самочувствия человека и хорошего использования тела и ума вообще, но практически не осознаётся в нашем обществе.

Чтение считается таким важным - и правда, написанная информация это основа нашей культуры, - что служебно-вспомогательное использование глаз, фактически, игнорируется.

Если зрение не очень хорошее (то есть, мы не можем прочесть проверочную таблицу), мы носим очки, чтобы быть способными читать лучше, но это серьёзно ущемляет наше служебно-вспомогательное зрение.

Как мы увидим далее, обучение чтению без знания этой двойственной функции глаз, может привести к выключению этой двойной фукнции периферического зрения и последующему уменьшению способности двигаться в ответ на зрительные ориентиры.

Большая часть нашей способности двигаться, плюс наша способность реагировать на другие сенсорные сигналы, в результате страдает.


Если у нас проблемы с тем, чтобы отбить теннисный мячик, или мы постоянно врезаемся в мебель, что мы должны делать?

Очки, которые позволяют нам читать, на самом деле, делают объекты более близко расположенными, чем они есть, и мешают служебно-вспомогательному зрению, хотя громадная способность человека к обучению и адаптации, позволяет нам справляться с этим более-менее хорошо.

Вот простое, но удивительно эффективное, упражнение, на основе уроков «Осознавание через движение» метода Фельденкрайза и упражнений для глаз метода Бейтса, которое поможет улучшить служебно-вспомогательное использование глаз.

  • Для начала, снимите очки или контактные линзы.
  • Затем, определите доминантный глаз. Держите правый большой палец на расстоянии вытянутой руки и смотрите через него на некоторый объект по меньшей мере в 3 метрах от вас. Затем закрывайте и открывайте один глаз, затем другой. Когда вы открываете и закрываете доминантный глаз: большой палец, кажется, прыгает в одну сторону, наружу от линии к целевому объекту. Когда вы открываете и закрываете другой глаз, большой палец кажется стоящим неподвижно.
  • Большинство правшей также имеют правый доминантный глаз, то есть он используется для прицеливания в винтовку или для телескопа. Также, большинство левшей имеют ведущий левый глаз. Если доминантная рука и глаз у вас на противоположных сторонах тела, вас называют кросс-доминантным.
  • Чтобы начать упражнение, ложитесь на спину, ноги согнуты в коленях, обе стопы плоско стоят на полу, если вам это удобно. Закройте глаза и прикройте каждый из них ладонью соответствующей руки от света. Экспериментируйте с положением кистей. Если вы поместите мизинцы к носу, а первый сустав этого пальца (где палец подходит к ладони) попадёт на спинку носа, и позволите кончикам пальцев слегка перекрещиваться на лбу, вы обнаружите, что кисти устроены на лице так, будто эти части тела специально предназначены для этого.
  • Несколько минут отмечайте, что вы видите каждым глазом - или скорее, что не видите, так как свет в глаза не поступает. В особенности, сравните левое и правое поле зрения. Они простираются в стороны на равное расстояние? А вверх и вниз? Оба поля зрения одинаково черны?
  • Теперь встаньте, глядя на стену в трёх метрах от вас, и закройте не ведущий глаз (можете закрыть его повязкой). Начните поворачивать всё тело влево и вправо лёгким скручивающим движением. Поворачиваясь, представляйте, что есть что-то слева, что вы хотите увидеть, затем справа, затем слева и т.д. Поворачивайте глаза в сторону и позволяйте телу следовать за глазами, так чтобы глаза вели всё движение. Продолжайте и, обращая внимание на поле зрения, сканируйте тело. Начните со стоп, отмечая как давление смещается влево и вправо, когда вы поворачиваетесь; затем отметьте лодыжки, икры, колени, бедра, позвоночник, грудь, плечи, голову и глаза. Перемещение вашего внимания меняет движение? 3-4 минуты на это сканирование.
  • Теперь сместите весь свой вес на правую стопу и продолжайте поворачиваться влево и вправо, позволяя глазам вести движения. Снова сканируйте тело, от стоп к голове, отмечая, что вы видите. После нескольких минут, сместите вес на левую ногу и повторите весь процесс.
  • Продолжайте поворачиваться влево и вправо, теперь смещая вес на левую стопу при повороте налево, и на правую стопу при повороте направо. Затем, после нескольких минут, измените наоборот смещение веса: чтобы вес уходил на правую стопу при повороте налево, и на левую стопу при повороте направо. Не забывайте отмечать, что вы видите, поворачиваясь, и давать глазам вести движение. Остановитесь и отдохните минуту.
  • Теперь найдите объект прямо перед собой на уровне глаз, на расстоянии в 3 метра. Цветная кнопка идеально подойдёт. Продолжайте поворачиваться влево и вправо, как ранее, но теперь фиксируйте глаз на объекте, чтобы он оставался неподвижным. Это требование ограничит способность головы и тела поворачиваться.
  • Отметьте, как глаз остаётся на месте и голова поворачивается вокруг него - прямо противоположно способу обычного движения головы и глаз. Продолжайте поворачиваться влево и вправо и, поворачиваясь, начните выбирать объекты с краю, слева и справа, сверху и снизу, поля зрения. Глаз остаётся фиксированным на цели, когда вы это делаете. Вы должны обнаружить, что после нескольких минут, вы можете видеть довольно мало объектов без деталей. ​​​​​​​ Продолжайте поворачиваться, отмечая всё поле зрения и сканируя тело от стоп к голове. Вы можете обнаружить, что довольно сложно обращать внимание на ощущения в теле и визуальные образы одновременно поначалу, но если вы будете упорны без напряжения, это может стать легко. Что ещё вы можете видеть, поворачиваясь? Как насчет вашего носа?
  • Продолжайте это движение и смещайте вес на правую стопу, как ранее, на несколько минут, и затем на левую стопу. Затем смещайте вес направо, качаясь вправо, и налево, качаясь влево. Наконец, смещайте вес вправо, качаясь налево, и влево, качаясь направо, всё время сохраняя глаз зафиксированным на цели и сканируя тело своим вниманием.

​​​​​​​

  • Отметьте, как это специфическое движение, позволяет вам двигать глазные мышцы и остальное тело, в то же время сохраняя постоянный зрительный образ. Это позволяет вам проверять и улучшать использование периферического зрения при движении. Вы можете обнаружить, что это очень отличается от статичной проверки, которую вы можете сделать, когда кто-то колеблет светящийся или цветной объект в одну сторону, пока вы стоите неподвижно и смотрите прямо вперёд.
  • Теперь расслабьте глаза и качайтесь влево и вправо самым простым способом, как в начале. Отметьте, как увеличился угол поворота тела. Можете ощутить, что изменилось в вашем теле, что позволяет вам поворачиваться дальше без увеличения усилия? Снова остановитесь и отдохните.
  • Возобновите поворот влево и вправо, но теперь фиксируйте и голову, и глаз на цели. Голова и глаз остаются неподвижными, а тело поворачивается влево и вправо под ними. Снова обратите внимание на всё поле зрения, отмечая объекты с краю, и медленно сканируйте тело. После нескольких минут сместите вес на правую стопу, затем на левую стопу, и затем налево и направо двумя способами, которые вы изучили.

​​​​​​​

  • Если вы внимательно обратите внимание на себя, то будете способны обнаружить интересную связь между осознаванием периферического поля зрения и чем-то, что происходит у вас в уме. Что происходит, когда вы забываете о периферическом поле зрения, и затем, когда вы вспоминаете и обращаете на него внимание снова? Можете вы отметить изменение в слухе, когда делаете это?

​​​​​​​

  • Расслабьте голову и глаза и позвольте всему поворачиваться влево и вправо, как ранее. Отметьте, как угол поворота ещё больше увеличился.
  • Лягте на спину, закройте глаза и покройте их ладонями. Сравните левое и правое поле зрения и отметьте большую разницу в покрытом зрении глаза, который вы сохраняли открытым, с глазом, который вы закрывали. Какой глаз лучше чувствует себя? Откройте глаза и осмотритесь. Что вы видите? Теперь встаньте, закройте доминантный глаз и проделайте всё упражнение снова сначала. Старайтесь делать всё так, чтобы по времени всё упражнение заняло примерно 45-60 минут.
  • Когда закончите, встаньте и посмотрите вокруг. Обращайте внимание не только на то, что вы видите, но и на ощущения в самих глазах, и на мышцы лица вокруг глаз. Посмотрите в зеркало. Как выглядит ваше лицо?

Если вы носите очки или линзы, наденьте их, сравните ощущения вокруг глаз. Как это ощущается теперь?

Подумайте о том, как маленький ребенок учится читать.

Его родители, или учителя, говорили ему, что есть кое-что, что он должен научиться делать, и, вероятно, его естественное любопытство было задето.

Взрослые проводят много часов, читая книги, журналы и газеты; они приходят со странными историями - и проводят много часов, рассуждая между собой о том, что прочитали. Как замечательно должно быть уметь читать!

С книгой в руке ребенок начинает стараться связать незнакомые образы букв с определёнными звуками. Это не так просто, и он концентрируется, фокусируя всё своё внимание на буквах, отметая все мешающие периферические зрительные ощущения, звуки...

Концентрироваться так - очень важный навык, но возможно застрять, когда всё внимание сосредоточено в одной точке, и забыть, что внимание можно расширить.

Один из механизмов сужения внимания - выключение периферического зрения, и это может ассоциироваться с выключением звуков и также ощущений от тела .

Так, если вы обратите внимание на упражнение выше, вы будете способны заметить, что слух "раскрывается", когда вы осознаёте периферическое зрение.

Когда вы начинаете ощущать это улучшенное использование глаз, вы можете попробовать его в разных ситуациях - когда подписываете чек, идёте на прогулку, в кино или в шумный ресторан. Эффект может быть поразительным.

Со временем, если вы активно занимаетесь спортом, вы начнёте замечать, что вы можете привносить и туда улучшенное применение глаз.

Многие люди приходят к ассоциированию идеи концентрации или «попытки концентрироваться» с этим сужением зрительного внимания: на спортивном поле и когда «пытаются концентрироваться на игре», они заглушают большинство зрительных сигналов - и, в особенности, периферическое зрительное поле, которое является частью зрения, вроде бы наиболее связанной с игрой.

Чем больше они стараются, тем больше ограничивают свои ощущения, и тем хуже становится их игра. Это разочаровывающая ситуация, по меньшей мере.

Однако, когда вы начинаете ясно осознавать ощущение этого процесса и как он влияет на вашу жизнь, можно довольно легко начать поворачивать его вспять понемногу.

Вознаграждение в улучшении зрения, лёгкости движений и общем самочувствии, безусловно, стоит того. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Когда человек смотрит прямо перед собой, он все равно улавливает то, что происходит сбоку. В просторечии это называют «уловить краем глаза». Научное же название — периферическое зрение. Оно есть у всех без исключения позвоночных, является важным аспектом зрения. Его еще называют «боковым».

В литературе часто можно найти еще и понятие «периферийное зрение». Возникают споры, а какое все же у нас зрение, периферическое или периферийное? Правильно и так, и так. Это по разному названо одно и то же явление.

Периферическим зрением лучше всего воспринимается белый свет, а дальше, в порядке убывания все цвета спектра, начиная от красного. также оно слабо воспринимает форму предметов, но зато чувствительно к движению, мельканию предметов. И чем это мелькание быстрее, тем лучше его воспримет глаз.

Есть еще центральное зрение — в него попадают все объекты, когда мы смотрим непосредственно вперед. Значит, в «зону ответственности» периферического попадает большая часть того, что мы видим. А сколько мы видим, зависит от нашего поля зрения. Так что при проверке у окулиста обязательно будет проведено и исследование периферического зрения.

Поле зрения

Когда мы в расслабленном состоянии смотрим вперед, то помимо находящихся там объектов замечаем и то, что находится по бокам. Все, что таким образом захватывает глаз, и есть поле зрения. Чем выше острота зрения человека, тем он видит дальше, но от этого практически не зависит боковое зрение.

Под «полем зрения» понимают не только то, что человек видит по горизонтали, но и по вертикали тоже.

Исследование состояния этого зрения очень важно при диагностике заболеваний сетчатки, глазных нервов и остроты зрения. При заболеваниях сетчатки врач исследует поле зрения больного в динамике, на протяжении длительного времени. И именно состояние периферического зрения может указать на особенности протекания патологического процесса в глазу, помогает подобрать эффективное лечение.

В определенной степени поле зрения сужено из-за выступающих частей лица — носа, скул, бровей. Если человек носит очки, то и их оправа может несколько ограничивать обзор.

Исследование поля зрения — главный способ диагностики периферического зрения. И самый простой из всех — контрольный способ. При нем не нужно никаких приборов, врач со здоровым и полным полем обзора сравнивает таковое у обследуемого со своим.

Для более точного определения проводится компьютерная диагностика — пациент смотрит в окуляры, врач демонстрирует различные предметы, которые возникают по бокам и приближаются к середине обзора. Чуть только пациент их замечает, он нажимает на кнопку, компьютер фиксирует.

Исследование периферического зрения проводят на каждом глазу отдельно.

Зачем нам нужно периферическое зрение

Этот вид зрения есть у всех позвоночных и у птиц. Только у разных видов живых организмов оно охватывает разный радиус. У человека со здоровым зрением этот угол составляет 120 градусов каждым глазом. по вертикали и горизонтали. При некоторых глазных заболеваниях этот угол сужается. Ухудшится периферическое зрение может и в случае травмы самого глаза — его сотрясения, ожога, ушиба, либо перенапряжения самого глаза.

Сужение периферического зрения может быть следствием и болезней головного мозга.

Строение сетчатки глаза: палочки и колбочки

Человеческий глаз — сложный оптический инструмент. Он воспринимает, анализирует и передает информацию на сетчатку, дает представление о цвете, расстоянии, и т.д. В различное время суток за все это отвечают различные области сетчатки, ее различные рецепторы. Эти рецепторы преображают световое раздражение в нервное. Другими словами, свет преобразуется в электрические импульсы, а зрительный нерв передает их в мозг. Благодаря сходности формы, их назвали

  • палочки — те, которые отвечают за восприятие в темное время суток
  • колбочки — ответственны за остроту зрения и

И именно палочки больше всего участвуют в работе периферического зрения.

В глазу здорового человека находится около 120 млн палочек, и всего 7 млн. колбочек.

Палочки очень светочувствительны, им достаточно лишь 1 фотона света, чтобы они отреагировали, но они не могут различить цвет предмета. Так как палочек несоизмеримо больше, они располагаются в основном «на периферии» сетчатки, тогда как колбочки — в основном в ее центре. Благодаря большому количеству палочек на периферии глаза, человек и замечает в темноте окружающие его предметы.

Периферийное зрение хорошо действует в темноте, когда цветовосприятие неактуально, поэтому оно черно-белое. То, что мы в светлое время суток воспринимаем боковым зрением цвета, обусловлено работой колбочек.

Функции

Оно нам необходимо, чтобы лучше ориентироваться в пространстве. Его осуществляет большей частью палочковый аппарат, поэтому это еще и . Благодаря ему мы можем двигаться в темное время суток, различать предметы даже в практически полной темноте, ведь палочки реагируют на мельчайшие световые излучения.

У травоядных млекопитающих глаза всегда расположены по бокам, и угол их обзора составляет практически полную окружность. Зато центральное зрение у них не очень хорошее, его острота довольно низкая.

Развитие периферического зрения

Глаза у эмбриона человека начинают развиваться еще в первый месяц после зачатия, такой это сложный орган и столько времени надо на его формирование. Тогда же закладывается сетчатка, палочки и колбочки.

У новорожденного ребенка оно развито очень слабо, малыш им практически не пользуется. Ограничивается оно в это время только реагированием на свет. Ребенок может поворачивать голову в сторону источника, но еще не следить глазами.

С возрастом ребенка зрительная функция возрастает, уже к трем годам малышу не нужно поворачивать голову к заинтересовавшему его изображению, а к 6 годам периферическое зрение практически полностью сформировано. Теперь оно только развивается и укрепляется — до пубертатного возраста. Угол зрения подростка уже ничем не отличается от такового у взрослого.

Однако уже сформировавшееся периферическое зрение можно улучшать и укреплять. Этому способствуют специальные упражнения для развития широты зрения.

Чтобы не перепутать, какие рецепторы сетчатки за что отвечают, можно запомнить — днем ученые работают с колбочками, ночью, чтобы не упасть, пользуются палочкой.

Зачем развивать

Боковое зрение возникло у человека еще в доисторические времена, когда человека на каждом шагу подстерегала опасность, надо было ее вовремя выявлять.

Периферическое зрение физиологически слабее центрального, оно имеет свойство сужаться с возрастом. Но его можно развить при помощи нескольких довольно несложных упражнений.

Вполне резонно будет звучать вопрос — а зачем его развивать?

В том-то и дело, что это необходимо, во многих случаях хорошо развитое периферическое зрение может спасти жизнь.

  • Ситуации на дороге. Самая распространенная ситуация в городе — человек переходит дорогу, из-за поворота на большой скорости появляется машина. Боковым зрением человек замечает ее и успевает среагировать, остановиться. То же самое и с водителями — надо перестроиться в соседний ряд, но появляется другая машина, которую лучше пропустить. Боковым зрением ее успели уловить, оценить ситуацию. Да и просто идя по дороге видеть других участников движения.
  • В спорте. В групповых видах спорта это зрение помогает замечать то, что происходит рядом, лучше взаимодействовать с командой, видеть соперника. Во время встреч единоборств спортсмены также улавливают любые движения соперника.
  • Скорочтение. Основным принципом скорочтения является умение «захватывать» большие объемы текста при расширении угла зрения. Таким образом тренируется навык «чтения по диагонали».

И еще в очень многих жизненных ситуациях невозможно обойтись без периферического зрения.

Нарушения периферического зрения

Нарушения периферического зрения довольно часто носят временный характер, например, поле зрения сужается при сильном алкогольном опьянении. Оно восстанавливается, когда человек приходит в норму.

При сильной кровопотере, при травмах, шоковом состоянии, стрессе, азотном отравлении — все это приводит к кратковременному нарушению периферического зрения.

Бывает органическое повреждение сетчатки, когда проблема практически неразрешима, и течение болезни можно только замедлить, вылечить невозможно, например, как при глаукоме.

  • Случается отсутствие периферического зрения, когда есть только центральное. В таком случае человек видит все предметы, как будто бы через трубу. Такое нарушение называется . Если подобное состояние вызвано глаукомой или дегенерацией сетчатки, возможно назначение лечения. Такое же состояние зачастую возникает у людей в экстремальных ситуациях, когда есть перегрузка зрительного нерва — у космонавтов, военных летчиков, водолазов, альпинистов на большой высоте, при прочих случаях кислородного голодания. Но в таком случае туннельное зрение долго не держится и глаза быстро приходят в норму без лечения. Им просто надо дать отдохнуть.
  • Случается и обратное — периферическое зрение присутствует, а центрального нет. Это состояние носит название центральная скотома. Их существует несколько видов, часто скотома обусловлена угнетением коры головного мозга. Тогда человек в центральной части глаза видит мерцание, тогда как по периферии изображение четкое.

В обоих случаях функции зрения нарушены.

Ишемическая нейропатия зрительного нерва

Это поражение зрительного нерва, случающееся при внезапном ухудшении его кровоснабжения. Тогда внезапно и резко сужается поле и острота зрения, страдает периферическое зрение. Подвержены ей в основном мужчины после 40 лет, и это не самостоятельное заболевание глаз — оно сопутствующее другим системным заболеваниям. Это очень серьезное состояние, при отсутствии лечения чаще всего приводит к полной необратимой слепоте.

Чаще всего приступ бывает на одном только глазу, но у трети пациентов бывает и двусторонние нарушения. Обычно второй глаз подвергается атаке спустя несколько дней, но бывает, что проходит от двух до пяти лет. Приступ развивается внезапно и стремительно — после сна, физического напряжения, сауны, горячей ванны, стресса. Сразу же наступает ухудшение зрения, вплоть до десятых долей. Может наступить полная потеря светоощущения, тотальная слепота. Причем болезнь может развиться в течение нескольких минут, так что при обращении к врачу больной с точностью до нескольких минут укажет время начала приступа.
Часто случаются так называемые симптомы-предвестники — кратковременное помутнение в глазах, боли «за глазом», резкие головные боли. При таких признаках нельзя откладывать консультацию у врачей.

При первых же симптомах немедленно начинают лечение периферической нейропатии — сразу назначают противоотечные препараты, антикоагулянты, витамины, проводится тромболитическая, спазмолитическая терапия, магнитотерапия, электро- и лазерстимуляция зрительного нерва.

Прогноз, чаще всего, неблагоприятен, так как происходит быстрая атрофия зрительного нерва. В редких случаях удается поднять зрение на 0,1 единицу.

Для профилактики этого заболевания проводят общую сосудистую терапию, лечение остальных системных заболеваний организма. Пациентов, перенесших это заболевание на одном глазу, ставят на учет у офтальмолога, они находятся на пожизненном диспансерном учете, им прописывается соответствующая профилактическая терапия.

Упражнения для развития периферического зрения

Эти упражнения хороши тем, что многие из них можно выполнять, не привлекая ничьего внимания, даже идя по улице или сидя в транспорте. Для других понадобится спокойная обстановка, чуть больше места. Но в любом случае, их выполнение не потребует от вас большого количества времени, и научиться правильно их делать можно за один день. Общее у этих упражнений то, что выполнять их надо без напряжения, находясь в расслабленном состоянии.

  1. Сосредоточьтесь на одной точке впереди себя. Старайтесь не двигать зрачками. При этом фиксируйте все, что вы видите вокруг, вне поля прямого взгляда — по бокам, сверху, снизу. Сначала выполняйте это упражнение сидя и дома, через какое-то время можно потренировать его и на природе. Не беда, если при этом некоторые объекты будут двигаться, например, самолет.
  2. Возьмите в руки карандаши. Смотрите прямо перед собой. Выдвиньте вперед руки, начинайте их разводить в стороны, пока не перестанете их видеть. Сначала это будет совсем небольшое расстояние, затем угол зрения значительно увеличится. В дальнейшем двигайте руки с карандашами в разных плоскостях, важно только не двигать зрачками.
  3. Нарисуйте на листке А3 квадрат с цифрами от 1 до 9, в центре поставьте большую точку. Читайте цифры, глядя только на точку. В дальнейшем цифр можно сделать мельче, а их количество увеличить.

Приложение: | Бесплатно | Универсальное приложение | Установить

Если вы имеете проблемы со скоростью чтения, основная причина этого заключается в том, что у вас слабо развито периферическое зрение, которое также отвечает за общий уровень внимательности и концентрации. Сегодня очень хороший день для того, чтобы исправить этот недочет, так как лучшее приложение для развития периферического зрения в App Store доступно абсолютно бесплатно. Речь идет о приложении с названием "Таблица Шульте - Тренировка периферического зрения и развитие способностей мозга".

Говоря простым языком, периферическое зрение отвечает за все то пространство, которое находится вне точки нашего внимания. К примеру, если вы неподвижны и смотрите на какой-нибудь объект, вы отчетливо видите его форму, цвет, размеры и так далее — все это возможно человеку благодаря центральному зрению. Но, помимо этого объекта, в поле зрения находятся и другие предметы, которые мы видим не так четко, но все же способны улавливать их и реагировать на их движение — именно эта возможность и достигается при помощи периферического зрения.


Развить периферическое зрение можно при помощи приложения «Таблица Шульте», которое имеет простой и понятный принцип работы. Нашему вниманию предоставляется таблица, состоящая из 25 ячеек. В каждой ячейке в хаотичном порядке расположены цифры от 1 до 25. Упражнение требует сфокусировать взгляд в центре таблицы, далее, используя лишь периферическое зрение, находить цифры в порядке их возрастания и нажимать на них.


Если данная задача слишком сложна для вас, советую зайти в настройки приложения и выбрать наиболее удобный для вас шрифт. В день необходимо практиковать не больше 10 таблиц. После того как вы заметите, что ваши показатели скорости прохождения таблицы значительно возросли, опять зайдите в настройки для того, чтобы выбрать таблицу с большим количеством ячеек.


«Таблица Шульте — Тренировка периферического зрения и развитие способностей мозга» — это удобное приложение, которое имеет понятный интерфейс, подходящие звуковые эффекты, которые нам приходится слышать при нажатии на ячейки таблицы, а также широкие возможности настроек: мы можем цифры переключить на буквы, изменить количество ячеек в таблице, шрифт, цвета, размеры. Использование бесплатной версии приложения омрачает только наличие рекламы, платная версия обойдется вам в 59 рублей.

Периферическое зрение человека обеспечивает более широкий обзор окружающего мира. Способность различать предметы, расположенные вне поля прямого зрения, в минуты опасности может спасти человеку жизнь.

Как можно развить периферическое зрение человека

Человек при восприятии окружающего мира пользуется двумя видами зрения: прямым и периферическим (боковым). Нормальные границы бокового обзора составляют 120°, но у женщин в силу векового отбора порой видимость расширяется до 180°. Развитие периферического зрения можно осуществить с помощью специальных тренировок и упражнений.

С помощью глаз человек ориентируется в пространстве, оценивая 90% поступающей информации. Полная или частичная потеря зрения изменяет уровень жизни людей, повышая риск возникновения травматизма в быту или на производстве.

Как определить стандарт бокового обзора
При фиксации взгляда на определенной точке нормой считается различие предметов, их окраски, формы, предназначения в сторонах, считая от центра глаза:

  • снаружи нормальный угол обзора составляет 90°;
  • снаружи с уклоном вверх – 70°;
  • снаружи с уклоном вниз – 90°;
  • внизу нормальный человек может рассмотреть предметы под углом в 65°.

С внутренней стороны взгляд ограничивается переносицей, поэтому периферическое зрение определяется параметрами, которые составляют 55°, 55°, 50° соответственно.

Как проверить величину поля бокового зрения самостоятельно

Периферийное зрение призвано различать изменения положения объектов, их движение. При этом в сравнении с центральным восприятием предметы видятся не достаточно четко, чем дальше они расположены, тем хуже различаются их цвет и форма.

Простейшая проверка периферического зрения:

  1. взять в обе руки по какому-нибудь яркому предмету;
  2. сфокусировать взгляд прямо перед собой;
  3. развести руки в стороны горизонтально;
  4. если предметы видны в обеих руках, то периферический обзор нормальный;допускается сужение видимой области на 30° (по 15° с каждой стороны).

Если обзор составляет намного меньшую величину, следует обратиться к врачу. Нарушение может свидетельствовать о заболевании глазной сетчатки, недостаточности витаминов в питании, пораженных тканях зрительного нерва, сбое работы центральной нервной системы.

Почему нарушается периферийный обзор

Последствие после различных глазных заболеваний, травмы головного мозга – значительное сужение периферического зрения, характеризуемое в локальном или концентрическом уменьшении видимых участков, возникновении «слепых пятен», на которых видимость отсутствует вообще. Также в сетчатке глаза существуют физиологические ангиоскотомы, образованные по ходу крупных сосудов, препятствующих отражению света.

При значительных патологиях у человека отмечается полная потеря периферического зрения, остается только трубочное восприятие, при котором можно читать, но трудно ориентироваться в пространстве.

Характеристика видов нарушения зрения:

  • Органические нарушения возникают вследствие структурных изменений в тканях глаза, сопровождаются ограничением его функции (катаракта, опухолевые поражения, конъюнктивит, атрофия зрительного нерва, блефарит).
  • Функциональные изменения характеризуются изменением хода поступления световых лучей, которые формируют изображение предметов на сетчатке (дальнозоркость, близорукость, косоглазие, астигматизм, амблиопия).
  • Если утрачивается четкость восприятия окружающих предметов, происходит значительное сужение периферического зрения, ухудшается возможность видеть в темноте.

Как видят предметы на периферии женщины и мужчины

Боковое зрение у мужчин и женщин значительно отличается по причине, заложенной генетически:наследственная информация, трансформирующая работу периферических клеток сетчатки (колбочек) откладывается в Х хромосоме, которых в женском организме две, а в мужском – одна.Поэтому одну и ту же картинку представители обоих полов видят по-разному:

  • женщина отмечает мелкие детали, характеризующие сам объект и то, что расположено вокруг, обращает внимание и запоминает цветовую гамму окружающих предметов;
  • мужчина обращает внимание только на центральную фигуру, не акцентируя внимания на мелочах;
  • сильный пол лучше различает предметы в темноте, но глаза его быстрее устают;
  • женский пол намного аккуратнее водит машину в дневное время, благодаря более развитому периферическому зрению, замечая практически все происходящее вокруг;
  • при работе за компьютером женские глаза устают меньше.

Периферическое зрение у обоих полов резко снижается к 65 годам.Возрастные особенности затрагивают и возможность владеть боковым зрением, достаточно сильно сужая обзор.

Тренировка бокового обзора

Периферическое поле зрения влияет на работу мозга, стимулируя его функциональность. Размер поля может изменяться в большую сторону, если регулярно тренировать свои способности.

Как развить периферическое зрение с помощью гимнастики:

  • Сфокусировать взгляд на определенном месте противоположной стены, расстояние до которой не меньше 3 метров. Вокруг выбранного объекта следует развесить цветные картинки на разном расстоянии от центрального предмета. Стараться четко разглядеть, что нарисовано на картинках, не переставая фокусироваться на выбранном первоначально предмете.
  • Взять в обе руки цветные карандаши и разводить их в разных пространственных направлениях, стараясь разглядеть предметы одновременно.
  • Во время езды в общественном транспорте следует выбрать точку обзора вдалеке. Не отрывая центральный взгляд, рекомендуется рассматривать с помощью бокового зрения окружающие предметы, которые находятся в движении. Постепенно их количество необходимо увеличивать.
  • Найти в газете или журнале вертикально расположенную статью. Разделить ее яркой линией примерно пополам. Пробовать прочитать статью по диагонали, не переводя взгляд на отдельные строчки.
  • Сделать маску на лицо, закрывающую центральную его часть. Заниматься домашними делами, одевая и снимая маску через 20 минут в течение 1 часа.
  • Во время пеших прогулок смотреть вперед, одновременно замечая дефекты дороги под ногами.
    Рекомендуется увеличивать время нагрузки при упражнениях для развития периферического зрения постепенно, начиная с 15 минут. Если глаза устают, следует делать небольшие паузы. Можно поморгать, чтобы снять излишнее напряжение.