Значение снов с точки зрения духовности. Сочинение на тему мое самое сильное впечатление детства





Мамин-Сибиряк Д.Н. Отрывок из произведения "О книге"

(1)На меня самое сильное впечатление производят сны, в которых поднимается далёкое детство и в неясном тумане встают уже не существующие лица, тем более дорогие, как всё безвозвратно утраченное. (2)Я долго не могу проснуться от такого сна и долго вижу живыми тех, кто давно уже в могиле. (3)И какие всё милые, дорогие лица! (4)Кажется, чего бы не дал, чтобы хоть издали взглянуть на них, услышать знакомый голос, пожать их руки и ещё раз вернуться к далёкому-далёкому прошлому. (5)Мне начинает казаться, что эти молчаливые тени чего-то требуют от меня. (6)Ведь я стольким обязан этим бесконечно дорогим для меня людям...
(7)Но в радужной перспективе детских воспоминаний живыми являются не одни люди, а и те неодушевлённые предметы, которые так или иначе были связаны с маленькой жизнью начинающего маленького человека. (8)И сейчас я думаю о них, снова переживая впечатления и ощущения детства.
(9)В этих немых участниках детской жизни на первом плане всегда, конечно, стоит детская книжка с картинками... (10)И это была та живая нить, которая выводила из детской комнаты и соединяла с остальным миром. (11)Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то живым, поскольку она пробуждает детскую душу, направляет детские мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец. (12)Детская книга - весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодарную почву семян. (13)Дети, благодаря этой книжке, сливаются в одну громадную духовную семью, которая не знает этнографических и географических границ.
(14)3десь мне придётся сделать небольшое отступление именно по поводу современных детей, у которых приходится сплошь и рядом наблюдать полное неуважение к книге. (15)Растрёпанные переплёты, следы грязных пальцев, загнутые углы листов, всевозможные каракули на полях -одним словом, в результате получается книга-калека.
(16)Трудно понять причины всего этого, и можно допустить только одно объяснение: нынче выходит слишком много книг, они значительно дешевле и как будто потеряли настоящую цену среди других предметов домашнего обихода. (17)У нашего поколения, которое помнит дорогую книгу, сохранилось особенное уважение к ней как к предмету высшего духовного порядка, несущего в себе яркую печать таланта и святого труда.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович (1852-1912) - писатель-этнограф, в своих произведениях изображал жизнь Урала и Сибири 2-й половины XIX века, автор рассказов и сказок для детей.

Основные проблемы:

1. Проблема памяти (В чём заключается долг памяти перед теми, кого уже нет с нами?)
2. Проблема детских воспоминаний (Какие чувства вызывают у человека воспоминания о детстве?)
3. Проблема роли книги в становлении личности ребёнка (Какую роль играет книга в становлении личности ребёнка?)
4. Проблема бережного отношения к книгам (Почему книги требуют бережного к себе отношения?)

1. Близкие люди, которых уже нет с нами, всегда живы в нашей памяти; мы благодарны им за всё, что они для нас сделали; долг памяти перед ними заключается в стремлении стать лучше.
2. Воспоминания о детстве пробуждают в человеке самые сильные и яркие чувства.
3. Детская книга пробуждает душу ребёнка, соединяет его со всем миром, воспитывает бережное отношение к духовным ценностям.
4. Книга – это предмет высшего духовного порядка, и поэтому она требует к себе особого уважения.

1. Формулировка проблемы исходного текста (К1-1балл).

Проблема текста - это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое красота? Чем определяется формирование личности человека? Проблемой может быть некоторое противоречие; конфликт между какими-либо группами людей, их взглядами на жизнь, как, например, проблема «отцов» и «детей».Поэтому проблему можно формулироватьдвумя способами: в виде вопроса или называя ее(при формулировки следует избегать "оценивания" проблемы).
Выявление проблематики(несколько проблем)исходного текста - важнейший этап работы над сочинением, поскольку выбор проблемы определяет структуру сочинения, намечает логику развития мысли.
Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем, а в критериях оценивания части С экзаменуемый получает 1 балл, если верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Какую из них положить в основу сочинения? Следует сосредоточиться на проблеме, которая
- находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно;
- дает больший простор для выражения мысли, т.е. соответствует знаниям, жизненному и читательскому опыту ученика.

Особую трудность представляет выявление проблем в тексте художественного стиля, в котором описываются взаимоотношения героев, их поступки и т.п. В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. От ученика требуется умение обобщать, абстрагироваться от частностей, конкретных деталей данного текста. Можно предложить учащимся следующие вопросы:
- Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? Социальный (человек и общество); политический (человек и государственная власть), экологический человек и окружающая среда); нравственный или этический(взаимоотношения людей, нравственные ценности.)
- Какие аналогичные ситуации, случаи известны учащимся?
- Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (Сострадание, милосердие, благородство/грубость, эгоизм, жестокость и т.п.)
- Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (Понимание/ непонимание, дружба/предательство, героизм/трусость, любовь/ненависть и т.п.). В художественном тексте нельзя смешивать понятия героя повествования и автора текста.

Типичные проблемы текстов ЕГЭ

Человек и общество

Проблема несправедливости социального устройства общества.
Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Значимость труда в жизни человека.

Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?
Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм?

Проблема выбора профессии.

Человек и природа

Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.
Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

Человек и человек

Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми).

Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?

Проблема любви/ревности, дружбы/предательства.

Проблема взаимоотношений подростков.

Человек и культура/искусство

Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искус­стве.
Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры?

Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека?
Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно ско­рочтение?

Человек и язык/речь

Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Про­блема канцелярита. В чем опасность штампов в нашей речи?

Человек н нравственные ценности

Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство? Какие поступки мож­но назвать благородными? Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство"? Что такое интелли­гентность? Какого человека можно назвать интеллигентным?

Помочь ученику грамотно включить формулировку в текст сочинения могут типовые конструкции .
Например:
Автор рассматривает (обсуждает, изучает) проблему,.. Автора текста волнует проблема...
Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что... Текст... заставил меня задуматься над проблемой.. Волнующую всех нас проблему... поднимает писатель... Проблема, поднимаемая..., -это...
Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и автор.
Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет... ?) Это и есть проблема, которую рассматривает автор.

Следует осторожно использовать подобного рода клише, поскольку сочинение порой превращается в набор шаблонных фраз, слабо связанных между собой и ничего не говорящих о содержании текста.
Ошибки при определении проблемы могут быть связаны с неверным пониманием текста, когда ученик не может выделить главные и второстепенные мысли автора, не видит подтекстовой информации, неправильно интерпретирует авторские метафоры, не замечает иронии и т.п.
Например, довольно часто ученики пытаются сформулировать проблему, опираясь только на первый абзац (а то и первое предложение), в котором содержится вводная информация, мало связанная с основной проблемой. Текст требует вдумчивого чтения, выделения в нем смысловых частей, которые обычно отражены в абзацном членении.
Как показывает опыт подготовки к сочинению на ЕГЭ, ученикам часто проще выявить авторскую позицию, чем сформулировать проблему текста. Поэтому при выявлении проблемы можно использовать следующий прием:
1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.
3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше понимать события современности. Значит, соответствующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему человеку необходимо знать историю?

Типичные ошибки» связанные с формулированием проблемы текста из работ учащихся:

У автора есть проблема, которая его очень волнует. Это проблема смысла жизни. (Важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни.)
- Автора данного текста беспокоит проблема о равнодушии человека... (Перед нами очень распространенная грамматическая ошибка - нарушение управления: существительное проблема требует от зависимого слова родительного падежа: проблема равнодушия человека.)
- Главная проблема этого текста - это умение «отзываться на чужую беду». (Неудачная формулировка с использованием цитаты. Лучше: Автор поднимает проблему сострадания или Как воспитать в человеке умение сочувствовать, сострадать?)
- Проблема, которую поднимает автор, носит социальный характер... (Громоздкая, часто встречающаяся фраза. Лучше: ...автор поднимает важную социальную проблему...)
- Одна из проблем данного текста заключается в том, что нужно быть смелым и не идти на сделку с совестью. (Вместо проблемы формулируется позиция автора.)
- В прочитанном мною тексте автор высказывает такую проблему, как угасание у людей интереса к чтению. Эта тема очень актуальна сегодня. (Нарушена сочетаемость «высказывает проблему», происходит подмена понятий: тема и проблема - это не одно и то же.)
- Писатель затрагивает проблему нравственности, которая разделяется на несколько частей и заключается в проблемах чести, добра и порядочности. (Крайне неудачная формулировка. Можно говорить о различных аспектах проблемы, но не о ее «частях». Видимо, автор сочинения хотел подчеркнуть, что в тексте затронута нравственная проблема, например: какую роль играет понятие «честь» в жизни современного человека?)

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста(К2-2 балла).

Комментарий показывает, насколько глубоко и полно ученик понял эту проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить заходом авторской мысли- не допустил ли фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста. Иначе говоря, комментирование проблемы должно показать, насколько правильно экзаменуемый понял текст.

Известны два типа комментария.

1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
- Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
- На чем заостряет внимание? Почему?
- Какие имена (факты, события)упоминает автор?Для чего?
- Какие эмоции автора выражены в тексте?
- Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?
Комментарий к проблеме - это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста.

2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п.
Можно порекомендовать ученикам найти ответы на следующие вопросы:
- К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.)
- Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?
- Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?
- Почему эта проблема привлекла внимание автора?
- Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?
- К каким выводам автор подводит читателя?
Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст. Важно, что комментировать нужно ту проблему, которую сформулировал ученик, а не все, которые есть в тексте.

Позиция автора - это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.
Самый эффективный способ - это нахождение в тексте предложения (-ий], в которых четко выражена точка зрения автора.
Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т.д.
Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам морали, то автор скорее всего не одобряет такого героя и его отношение к жизни.

- Цитата, а затем: в этом и заключается позиция автора...
- Автор считает, что...
- Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...
- Автор убеждает нас в том, что...
- В тексте доказывается мысль о том, что...
- Основная мысль текста заключается в том, что...
- Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что...

Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логический переход: Таким образом, позиция автора заключается в том, что...

Чтобы избежать типичных ошибок, необходимо:

1) пересказывать не весь текст, а только ту часть, которая необходима для анализа проблемы,
2) сначала сформулировать проблему, а потом комментировать ее (то есть не размышлять над несформулированным вопросом),
3) умеренно использовать цитирование текста (в подтверждение своей мысли достаточно привести одно или два предложения).

Самый эффективный способ – это нахождение в тексте предложения (-ий), в которых четко выражена точка зрения автора.

Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скры­тый смысл, понимать иронию, раскрывать слож­ные метафоры и т.д.

Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепри­знанным нормам морали, то автор скорее всего не одобряет такого героя и его отношение к жизни.

В тексте доказывается мысль о том, что...

Основная мысль текста заключается в том, что...

Рассмотрим предложенный текст.

Стоит закрыть глаза - и весь зримый мир исче­зает. Стоит заткнуть уши - и все вокруг немеют: подобно рыбам, они открывают рот, но ни единого звука не долетает до вас. Стоит зажать нос - и ни единый аромат уже не щекочет ваших ноздрей..

В отличие от зрения, слуха и обоняния, чувст­во равновесия не отключается никогда: его нечем закрыть, заткнуть, зажать. Что бы мы ни делали, наши органы равновесия (их два: по одному внут­ри каждого уха) бесперебойно сообщают нам о том, какое положение принимают все части наше­го тела. Мы ловко перебираем руками, командуем всеми подвластными нам частями (от левого ми­зинца до правого глаза), держимся на ногах в са­мое скользкое время года и даже не задумываемся при этом, что нам делать. Все это происходит бес­сознательно: чувство равновесия правит нами, а не мы распоряжаемся им.

Приученные своим организмом к согласию и точности чувств, мы и все вокруг себя стараемся привести к равновесию. Не случайно это понятие проникает в самые разные сферы жизни человека и природы. Экологи хлопочут о равновесии на на­шей планете, подбивая баланс природных стихий и человеческих усилий; демографы добиваются необходимого равновесия смертности и рождае­мости; политики говорят о равновесии интересов разных государств; химики добиваются химиче­ского равновесия при проведении реакций; аст­рофизики восхищаются равновесием в звездных системах; механики добиваются равновесия внут­ри сотворенных ими машин...


Любой живой организм стремится к гармонии и равновесию, только тогда он чувствует себя бла­гополучно, и этот баланс внутренних и внешних сил помогает нам выжить. Нужно стремиться и к равновесию в сфере духовного и душевного. Недаром в трудную пору жизни, когда нас охваты­вает смятение чувств, мы жаждем обрести внут­реннее равновесие.

(По Я.Катину)

Фрагмент сочинения

Человечество на протяжении многих веков волновало множество «вечных» вопросов. Один из них - вопрос о гармонии. Итак, что такое гар­мония и какова роль этого понятия в жизни чело­века и общества? Над этой сложной проблемой размышляет Я.Катин.

Казалось бы, автор всего один раз употре­бил слово гармония. Гораздо чаще в тексте используется существительное равновесие. Од­нако если в начале отрывка речь идет о чувстве равновесия в организме, то в конце автор пишет именно о гармонии - в духовной жизни человека, в обществе, в природе, во Вселенной: «Экологи хлопочут о равновесии на нашей планете... аст­рофизики восхищаются равновесием в звездных системах...».

Катин с восхищением пишет о равновесии как всеобъемлющем понятии. И мы с горестным удив­лением замечаем, что хотя в жизни природы че­ловек видит стройность и согласованность, но в нашей духовной и душевной жизни далеко не всег­да царит гармония. А как не хватает гармонии в сегодняшнем мире, сотрясаемом политическими кризисами и военными конфликтами!

Я думаю, что позицию автора можно сформули­ровать так: все живое стремится к равновесию - «балансу внутренних и внешних сил», который помогает выжить. Человек, как и любой живой ор­ганизм, - часть природы, и природное стремление к гармонии должно направлять человека и общество на путь истины, справедливости и добра.

Тренировочное задание для учащихся

Прочитайте текст, прокомментируйте поднятые в нем проблемы и определите позицию автора.

(1) На меня самое сильное впечатление производят сны, в которых поднимается далёкое детство и в неясном тумане встают уже сейчас несуществующие лица, тем более дорогие, как всё безвозвратно утраченное. (2) Я долго не могу проснуться от такого сна и долго вижу живыми тех, кто давно уже в могиле. (3) И какие всё милые, дорогие лица! (4) Кажется, чего бы не дал, чтобы хоть издали взглянуть на них, услышать знакомый голос, пожать их руки и ещё раз вернуться к далёкому-далёкому прошлому. (5) Мне начинает казаться, что эти молчаливые тени чего-то требуют от меня. (6) Ведь я стольким обязан этим бесконечно дорогим для меня людям...

(7) Но в радужной перспективе детских воспоминаний живыми являются не одни люди, а и те неодушевлённые предметы, которые так или иначе были связаны с маленькой жизнью начинающего маленького человека. (8) И сейчас я думаю о них, снова переживая впечатления и ощущения детства.

(9) В этих немых участниках детской жизни на первом плане всегда, конечно, стоит детская книжка с картинками... (10) Это была та живая нить, которая выводила из детской комнаты и соединяла с остальным миром. (11) Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то живым, поскольку она пробуждает детскую душу, направляет детские мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец. (12) Детская книга - это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодарную почву семян. (13) Дети, благодаря этой книжке, сливаются в одну громадную духовную семью, которая не знает этнографических и географических границ.

(14) 3десь мне придётся сделать небольшое отступление именно по поводу современных детей, у которых приходится сплошь и рядом наблюдать полное неуважение к книге. (15) Растрёпанные переплёты, следы грязных пальцев, загнутые углы листов, всевозможные каракули на полях - одним словом, в результате получается книга-калека.

(16) Трудно понять причины всего этого, и можно допустить только одно объяснение: нынче выходит слишком много книг, они значительно дешевле и как будто потеряли настоящую цену среди других предметов домашнего обихода. (17) У нашего поколения, которое помнит дорогую книгу, сохранилось особенное уважение к ней как к предмету высшего духовного порядка, несущего в себе яркую печать таланта и святого труда.

(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)

Работу по выявлению проблем эффективнее всего начинать с анализа структуры теста.

Данный текст имеет 4 абзаца. В каждом из них рассматривает определенная проблема.

Видишь ли, чудесные вещи предпочитают случаться, пока человек спит, так уж все устроено…

Макс Фрай «Путешествие в Кеттари»

Каждую ночь мы спим, и каждую ночь видим сны (даже если не помним об этом).

Время сна занимает, в среднем, треть нашей жизни. А многие «ночные картины» порой врезаются в память и производят на нас сильное впечатление .

Проснувшись, многие из нас начинают искать значение снов в сонниках. Но, наверняка, вы уже заметили – они почти не дают внятного результата.

Это устаревшие символы, пришедшие из старой энергии.

К тому же, составленные людьми, которые никак не могли знать вас и вашу конкретную ситуацию.

Когда вы ложитесь спать, спит только ваше тело, а сознание бодрствует и при этом перемещается по разным параллельным реальностям - ваше сознание отправляется туда, куда хочет отправится.

Современные духовные источники дают свежую информацию о наших снах и их смысле.

В этой статье мы предлагаем вам новый взгляд на значение снов с точки зрения духовности. При подготовке мы опирались на тематическую литературу (ченнелинги и др.) и личный опыт.

Для чего человеку сны

Самое важное, что нужно понять – сны – это сложное и таинственное явление, часть многомерной реальности .

И постичь это чудо целиком невозможно. Чаще всего, достаточно просто радоваться, что сны у нас есть.

Вне зависимости от того, понимаем мы их, или нет, они выполняют несколько важнейших для нас функций.

Биологическая роль снов

Отдых тела и разгрузка мозга (мозг в это время работает на более медленных частотах, чем наше повседневное сознание). Систематизация памяти.

«Сны фактически являются высвобождением и переписыванием памяти .

Они представляют собой разновидность ментальной очистки, которую должно выполнять тело, чтобы фактически реорганизовать мозг во время состояния сна. При этом ячейки памяти перемещаются и выстраиваются иерархически.»

Если вы к концу дня вы чувствуете себя разбитыми, «выжатыми как лимон», это значит, что вы израсходовали все свои жизненные силы и превратились в энергетического «банкрота». В таком случае ночной сон не приносит облегчения, вы…

Психологическая роль снов

Эмоциональное освобождение, доступ к значимым моментам прошлого, подсказки подсознания о текущей ситуации.

«Перемещение воспоминаний с места на место часто выполняется в порядке, который диктуется вашими страхами, предпочтениями, желаниями и даже зависимостями. Эта иерархия дает много информации для анализа и не сильно изменилась за время существования Человека.»

Крайон. Действовать или ждать.

Духовная роль снов

Энергетическое изменение ваших вибраций и тела .

Во время сна обыденная ограниченность сознания отключается и не мешает происходить поистине удивительным вещам.

«Теперь сновидения — это фактически переписывание прошлого внутри вашей ДНК!

Теперь вы, «поднимая» свои воспоминания и оценки прошлого, можете переписать эмоции и энергии, стоящие за ними, при помощи своего нового просветленного разума.

Подход к толкованию снов действительно изменился. Наблюдайте гораздо более нелинейные вещи в состоянии сна. Определенные виды снов - это окно к вашей душе на Земле. »

Крайон. Действовать или ждать.

Какое бывает значение у снов

Еще раз обращаю ваше внимание:

Значение снов – это не толкование каждого образа сновидения.

Это общая классификация, которая позволит вам найти самостоятельный и творческий подход к анализу своих снов.

Перечислю несколько видов снов, опираясь на книгу Стива Ротера «Духовная психология».

Он считает, что все сны обеспечивают нам здоровье , подсказки в жизненных ситуациях, связь с многомерным пространством и альтернативными реальностями.

1. Омолаживающие сны

Обновляют и восстанавливают наши мыслительные процессы и способствуют оздоровлению тела.

Это чрезвычайно образные сновидения, которые заставляют нас размышлять, приспосабливаться к новой информации , искать реальные переживания, которые помогут «усвоить» этот сон.

2. Перспективные сновидения

Их цель – изменить наш взгляд на привычные вещи , «нашу перспективу». Считается, что эти сновидения направляет наше Высшее Я.

Это яркие и подробные сновидения, часто связанные с путешествиями и перемещениями в другую реальность, а также парадоксальным взглядом на вещи. Также, они бывают очень эмоциональны.

Также, это часто сны, показывающие вроде бы вашу обычную жизнь, но происходящую «в других декорациях». Какие-то незнакомые люди вдруг кажутся вам там родными и близкими, и так далее.

Есть версия, что в таких снах мы сталкиваемся с «кусочками» своих жизней в параллельных реальностях .

Каждый многомерный сон включает в себя пакет информации, который раскроется, когда вы будете готовы к этому.

3. Пророческие сновидения

Это подсказки и идеи, которые приходят от высших аспектов вас. Их значение в предупреждении или предостережении в ваших ближайших выборах и поступках.

Они снятся наиболее часто. Как правило, они не буквальны, а достаточно метафоричны .

Даже если мы не помним их в подробностях, они оставляют сильное «послевкусие», отпечаток ощущения того, что должно произойти.

Когда нам предстоит принимать очередное решение в своей жизни, мы можем на него опираться.

Особые сны: повторения, магия, кошмары — это самый бережный способ до вас «докричаться». Еще пока ничего не происходит на физическом плане, лишь в психической сфере. Все, что вы вытесняете, прорывается в ваши сны.

4. Эмоционально-пророческие сновидения

Это разновидность пророческих снов, с существенным дополнением – они готовят нас не просто к выбору, а к эмоциональному переживанию. А также развивают нашу чуткость и эмпатию, сверхспособность «чувствовать людей».

В этих снах вы получаете не просто информацию. У вас словно изнутри раскрывается характер, энергетика, эмоции значимого персонажа сна.

Эти сны обладают наиболее сильным «ощущением», вы можете находиться под впечатлением не один день.

5. Сновидения, уравновешивающие энергию

Один из наиболее полезных для нас видов снов. Он позволяет сбалансировать наши энергетические поля . То есть, уложить по местам мысли, эмоции, энергетику, наполнить нас гармонией.

Эти сны, как правило, хаотичны, или вовсе не вспоминаются после пробуждения.

В них происходит укладывание кусочков нашей памяти и переживаний дня. Также они помогают перенести болезненные ситуации, тогда после сна вы наполнены чем-то вроде утешения.

И, наоборот, при зашкаливающих позитивных чувствах сон может восприниматься как плохой или «унылый» — таким образом также проявляется уравновешивание .

6. Осознанные сновидения

Осознанные сны (Стив Ротер называет их «направленными на себя») считаются признаком духовного пробуждения .

Это сны, в которых мы понимаем, что спим. Что позволяет нам управлять своим сознанием, расширяя его и решая некоторые духовные задачи.

Например, считается, что осознанные сновидения станут для нас средством перемещения в другие миры и альтернативные реальности.

Осознанные сны изредка происходят спонтанно. Но, как правило, они требуют волевой тренировки и настроя по особой методике. Кроме того, все время видеть осознанные сны невозможно (как призывают к этому фанаты практики) – нам жизненно необходимы и все прочие виды снов.

Осознанные сновидения позволяют вам перемещаться в прекраснейшие места, общаться с существами, которые могут ответить на любой вопрос.

Итак, вы узнали, каково же значение снов с точки зрения духовности.

Конечно, это лишь попытка прикоснуться к тому, чем на самом деле являются наши, поистине волшебные, сны. И множество «открытий чудных» еще ожидает нас на этом пути!

Какие бывают сны, и как научиться вызывать сновидения на заказ? Как вспомнить сон, который наутро начисто стерт из памяти, и как трактовать те образы, что посетили ваше сознание, пока мозг отдыхал? Как бороться с кошмарами во и сне, и сделать так, чтобы плохие сновидения вас больше не посещали? Эти вопросы – одни из наиболее часто задаваемых психологам. И на многие из них можно получить научно обоснованные ответы.

Зигмунд Фрейд говорил, что сны - царский путь к бессознательному. Килтон Стюарт называл не получивший объяснения сон «нераспечатанным письмом от Бога». Так что же такое сновидение на самом деле?

Большинство исследователей полагает (и не без оснований), что сон - это экзистенциальное послание человека самому себе, сообщение о том, кто он такой и какова его жизненная ситуация.

Значение сновидений жизни человека очень велико, и с древнейших времен люди интересовались снами и считали их значимыми. Достаточно вспомнить историю библейского Иосифа, который был освобожден из тюрьмы и стал управлять землями фараона благодаря тому, что успешно раскрыл смысл снов - сначала виночерпия и хлебодара, а потом и самого фараона.

Однако, несмотря на то, что сны вызывали у людей значительный интерес на протяжении всей истории, научные данные о них были получены лишь во второй половине XX в. В 1953 г. американские физиологи Ю. Азерински и Н. Клейтман обнаружили у спящих испытуемых периоды быстрых глазных движений, названные периодами быстрого сна (ПБС). Эти периоды связаны со сновидениями.

Дальнейшими исследованиями Уильяма Димента было установлено, что все видят сны (хотя не все их помнят), что у взрослого человека обычно бывает четыре-пять периодов сновидений в течение ночи (это 20 % времени сна), что люди, принимающие барбитураты в качестве снотворного, слабоумные и старики видят сны значительно реже, а у недоношенных младенцев периоды быстрого сна составляют 75 % общего времени сна.

Для чего нужны сновидения, и что они дают человеку? Сновидения необходимы организму. В лабораторном эксперименте испытуемых будили в начале каждого периода быстрого сна, давая им потом снова заснуть, так что в течение ночи они спали достаточное время, однако были лишены сновидений. К пятой ночи их приходилось будить 20 или 30 раз за ночь. Они становились раздражительными, тревожными, напряженными, не могли сосредоточиться. У испытуемых контрольной группы, которых будили так же часто, но не во время периода быстрого сна, подобные симптомы не развивались. Как только испытуемым давали нормально спать, эти симптомы пропадали, причем в первые несколько ночей после эксперимента у них было в четыре раза больше периодов быстрого сна за ночь.

Таким образом, экспериментальные данные показывают, зачем нужны сновидения – это необходимая для организма функция, а значит, сны снятся всем. Встречаются, однако, люди, которые убеждены, что не видят снов. Есть и такие, которые редко вспоминают свои сны, полагая, что сны им снятся намного реже, чем другим людям.

Как можно вспомнить сон, который забыл

Интересны сравнительные данные тех, кто помнит сны (не меньше одного за месяц), с теми, кто их не помнит. Психофизиологи обнаружили, что у тех, кто не помнит снов, период быстрого сна короче, а движения глаз такие, будто они отводят взгляд, не желая смотреть на то, что происходит в их сне. В жизни эти люди более замкнуты, конформны, сдержанны и склонны избегать конфронтации и неприятностей или отрицать их, чем люди, которые помнят свои сны.

Если вы принадлежите к тем, кто не помнит своих снов, и хотите перейти в ряд «сновидцев», это совсем нетрудно. Но вспомнить сон, который забыл, можно лишь при условии, что вы действительно хотите помнить свои сновидения.

Как можно вспомнить сон, не прибегая к помощи гипноза? Договоритесь сами с собой записывать свои сны в специальный или в общий дневник (если вы такой ведете). Скажите себе прямо перед сном: «Первое, что я сделаю, когда проснусь, - запишу то, что видел(а) во сне».

И выполните это. Приготовьте ручку или карандаш, положите дневник рядом с постелью и откройте его на нужной странице. Если вам нужны очки - приготовьте и очки. Как только проснетесь, запишите все, что только сможете вспомнить. Даже если это всего лишь ускользающее ощущение или чувство или лишь короткая фраза, например: «Я на лужайке». Не слушайте голос, который будет говорить: «Ты помнишь слишком мало, чтобы это стоило записывать». Это говорит ваш внутренний Саботажник. Возможно, в тот момент, когда ваша рука будет выводить фразу «Я на лужайке», сами собой всплывут какие-то воспоминания об этом луге и о том, что там происходило. И пусть даже не вспомнится больше ни слова, не браните свое бессознательное - наоборот, поблагодарите его и попросите, чтобы в следующий раз вам удалось запомнить больше.

Даже если у вас не осталось никаких воспоминаний, спокойно садитесь и начинайте писать: «Я проснулся (лась). Я не помню никаких снов. Я чувствую то-то и то-то…» Рано или поздно, если вы будете придерживаться этого правила, что-то обязательно начнет вспоминаться.

Пока вы не приобрели опыта вспоминания снов, лучше давать себе перед сном только эту установку. Если же вы одновременно с этим настроитесь сразу же по пробуждении позвонить кому-то, или проверить, дома ли сын-подросток, или вынести мусорное ведро, - скорее всего, проснувшись, вы выполните именно эти необходимые и полезные действия, а ваши сны быстро растворятся.

Большинство людей, впрочем, помнят некоторые из своих снов - может быть, один сон за ночь, или один сон в неделю, или, возможно, один сон в месяц. Как же можно их использовать?

Как научиться правильно толковать сны: символика сновидений по Фрейду

Какого же значение сновидений и как корректно их расшифровывать? Некоторые психологи рекомендуют начинать толкование снов исходя из обычного здравого смысла. Часто сон напоминает нам о событиях дня, на которые мы почти не обратили внимания на фоне более сильных впечатлений. Если сон касается какой-либо пищи или ваших частей тела, то это может быть сообщением о том, что организм нуждается в определенной пище (или, наоборот, должен ее избегать) или что вам нужно обратить особое внимание на определенную часть тела (или отдельный орган). Человек может бессознательно знать о начинающейся болезни до проявления ее симптомов, так что правильное понимание такого рода снов может превратиться для вас в систему раннего выявления возможных заболеваний.

Однако если после попытки обнаружить буквальное значение сна вы ни к чему не придете, тогда следует поискать его метафорическое значение.

Символика сновидений по Фрейду - это попытка провести какие-то скрытые мысли через цензуру сознания. Другие психологи утверждают, что символика сна – это стенограмма в рисунках, которой пользуется наша психика. Такая стенограмма всегда индивидуальна и уникальна. И потому остерегайтесь психотерапевтов, друзей, супругов и профессиональных толкователей снов, которые пытаются (пусть даже искренне) вам объяснить, что для вас означают ваши сновидения. Безусловно, выслушивайте всех, кто-то, возможно, и натолкнет вас на верный путь. Но отвергайте любой вариант, который не будет созвучен вашей душе. Символика сновидений для каждого индивидуальна, и только вы сами можете расшифровать собственные сны.

1. Каждая часть сна является отражением какой-то, возможно, отвергаемой вами части личности. Поэтому примерьте на себя роль каждого человека, каждого предмета, каждого элемента вашего сна.

Проигрывая каждую роль, обращайте внимание на все ассоциации из вашей повседневной жизни, из прочитанной книги, телепрограммы или вчерашнего разговора, который вы не успели «продумать». Какие из этих ассоциаций дают ключ к правильному пониманию сна, обычно можно узнать по специфическому внутреннему ощущению: «Ага! Это оно…»

  • станьте пейзажем или всем, что вокруг - домом, воздухом, дождем, пустыней, лесом, морем;
  • побудьте всеми людьми, которых вы видели во сне. Если это были незнакомые люди, подумайте, не напоминают ли они какого-нибудь важного для вас человека;
  • станьте любым предметом, который что-то соединяет, - мостом, телефоном, дорогой, грузовиком, самолетом;
  • побудьте любым необычным предметом, появившимся в вашем сне, - ремнем безопасности, который приделан почему-то с наружной стороны вашей машины; летающей кошкой; предметом, волшебно исчезающим и вновь появляющимся;
  • превратитесь в любой интригующий или таинственный предмет - запакованный сверток, нераспечатанное письмо, непрочитанную книгу;
  • побудьте любым предметом или явлением природы, обладающим мощной энергией, например, приливной волной, автомобилем, электрическим генератором;
  • побудьте любым появившимся во сне предметом культа - от распятия до статуи Будды;
  • побудьте предметом (или человеком), у которого правая часть отличается от левой. Станьте сначала правой половиной, затем левой. Попробуйте провести диалог между этими половинами;
  • станьте двумя резко отличающимися предметами (или людьми), например, новым ковром и потертым, молодой женщиной и старухой;
  • побудьте любым утраченным предметом или недостающей деталью. Это может быть что-то, что вы потеряли во сне и что упорно ищете. Это может быть недостающая часть дорожного указателя, недописанная фраза или слово без окончания.

2. Если вы не знаете, как правильно толковать сны, обращайте внимание на все устойчивые словосочетания и каламбуры. Если вы видели во сне хлеб, то, может быть, это мечта о новой хорошо оплачиваемой работе, которая дала бы вам надежный «кусок хлеба». А может быть, вы просто соскучились по друзьям, с которыми в былые годы делили «хлеба горбушку и ту пополам».

3. Замечайте любые цифры, которые появляются во сне. Это может быть номер дома, цифра на круге рулетки, чей-то возраст, цена вещи и т. д. Проанализируйте ассоциации, которые возникают у вас в связи с этими цифрами.

4. Отмечайте чувство, с которым вы просыпаетесь. Это эмоциональное состояние - будь то страх или радость, грусть или гнев, безысходность или озадаченность - может оказаться лучшей подсказкой к разгадыванию смысла сновидений.

5. Обращайте внимание на цвета в ваших снах. Вспоминается ли что-то особенное, что связано для вас с тем или иным цветом? Может быть, вам захочется зарисовать некоторые фрагменты вашего сна. Если во сне был какой-то необычный цвет, попробуйте поточнее подобрать для него краски.

6. Если после такой работы над сном не прояснился смысл сновидения, советуем вам вступить с ним в прямой разговор. Спросите у сновидения (или у Источника Снов, находящегося внутри вас), в чем смысл заключенного в нем послания для развития вашей личности. Затем поменяйтесь местами с вашим собеседником, станьте Источником Снов и ответьте самому себе.

Если ответ оказался очень длинным и маловразумительным, значит, вы сами избегаете услышать какую-то более сжатую и энергичную формулу, способную побудить вас к действию. Чаще всего это бывает при необходимости совершить какие-то активные, решительные, но рискованные или не очень привлекательные поступки.

7. Когда вы закончили работу над сном, попытайтесь перевести ее результаты в конкретное действие, которое можно предпринять сейчас. Как и в работе с фантазиями, необходимо «заземлить» все возникшие при толковании сна идеи.

Если сон говорит вам: «Дай себе время подумать», выделите в своем распорядке дня час, когда вы сможете спокойно поразмыслить. Если он побуждает вас, не откладывая, перейти реку (вместо того, чтобы спускаться вниз по реке в поисках более удобной переправы), спланируйте, когда и какие вы предпримете действия, на которые метафорически указывает сон. Если ваш сон говорит вам, что «свет клином не сошелся», а вы - управляющий банком и понимаете, что, в самом деле, нельзя полагаться на одного, пусть и богатого вкладчика, то подумайте, что реально вы можете сделать, чтобы расширить круг своих клиентов. И сделайте это обязательно.

Какие сны называют вещими и их научное объяснение

Какие сны называют вещими, и как объясняют такие явления ученые? Человеку приснилось, что его за ногу больно укусила собака. Об этом сне он рассказал своим родным и знакомым. А через некоторое время место «укуса» стало болеть, здесь образовалась злокачественная опухоль. Этот пример – научно достоверный факт.

Подобные случаи производят столь сильное впечатление, что нет ни одного народа, в сказках, легендах и суевериях которого не фигурировали бы вещие сны, предсказывающие будущее.

Объяснение таких вещих снов довольно простое. Начинающееся заболевание часто бывает незаметно днем, потому что в это время кора головного мозга испытывает большое число возбуждений различной силы. Ночью же, когда раздражителей нет или, по крайней мере, значительно меньше, эти болевые ощущения доходят до сознания и принимают форму ситуационных сновидений.

Научное объяснение вещих снов дал невропатолог М. И. Аствацатуров. Он писал: «Если тревожные сновидения с элементами страха смерти сочетаются с внезапным пробуждением, то это может возбуждать подозрение о заболеваниях сердца в таком периоде, когда никаких других субъективных жалоб, указывающих на такое заболевание, не имеется».

Содержание сновидения нередко дает психологам весьма ценный материал для исследования. Ни один авиационный врач, например, не допустит к полету летчика, которому после перенесенной лично или хотя бы виденной аварии все время снятся катастрофы. Врач обязан принять меры, чтобы летчик хорошо отдохнул, отвлекся, а может быть, и полечился, поскольку такие навязчивые сновидения являются у него симптомом невроза.

Нередко анализ характера сновидений помогает врачу понять причину нервного заболевания, выяснить природу психической травмы, т. е. сильного и длительного переживания, вызвавшего болезнь.

У крестьян сложилось поверье, что если приснятся давно умершие родители, значит, быть дурной погоде. В этом, пожалуй, есть свой смысл, так как перед ненастьем бывает состояние глубокой сонливости, которая характеризуется образами, всплывающими во сне из давно пережитого. Так известный физиолог Н. Е. Введенский объяснил механизм вещего сна.

Как человек видит сон и сновидения в состоянии сознания

Как человек видит сон, и какие бывают сновидения? Люди видят сны не только разные, но и по-разному. Проведите опыт, который поможет понять сущность сновидений. Для этого нужны несколько человек. Попросите их сесть поудобней, закрыть глаза и представить себе, что они куда-то едут в поезде, слышат стук колес, смотрят в окно на мелькающие деревья и поля. А потом предложите им по-прежнему сидеть спокойно, с закрытыми глазами и думать обо всем, что только придет в голову. Минут через пять спросите каждого, о чем он думал. Вы убедитесь, что за это время мысли у всех были самые разные, далеко ушедшие от образа поезда, который вы вначале создали своими словами. Вероятнее всего у большинства из них размышления сменялись одно другим. Это так называемое «нецеленаправленное течение мысли». Если бы кора головного мозга участников этого опыта была почти вся заторможена, то мысли, связанные с работой отдельных незаторможенных участков коры мозга, и явились бы сновидениями.

Из основных видов снов, какие бывают у человека, особо выделяют так называемые просветленные сновидения. Просветленным называется сон, когда человек точно знает, что ему снится сон. Он имеет доступ к памяти своей реальной жизни, может трезво оценивать ситуацию и принимать сознательные решения. Многие намеренно развивают в себе такую способность сознательного сна и обнаруживают, как и люди племени сенои, что если ты во сне овладеваешь ситуацией, то добиваешься того же и в реальной жизни.

Умение оставаться в состоянии сознания во время сна представляется частью программы, направленной на полное овладение собственным сознанием и приобретение способности постоянного самонаблюдения. Истинно свободный человек тот, кто достиг полного овладения собственным сознанием и способен мыслить во сне так же свободно, как и во время бодрствования.

Сны на заказ: как вызвать осознанный творческий сон

Вы можете научиться не только запоминать сны, но и вызывать сновидения по заказу. Если, положим, вам не удалось разгадать смысл какого-то сна, то вы можете попросить у Источника Снов, чтобы он послал вам другой сон, объясняющий первый. Чтобы ввызвать осознанный сон, как и при запоминании сновидения, нужно дать себе следующую установку: «Мой сегодняшний сон объяснит мне значение вчерашнего. Как только проснусь, сразу запишу его». Вы также можете попросить у Источника Снов, чтобы он повторно послал вам какой-то важный или приятный сон.

К Источнику Снов можно обращаться и с просьбой дать ответ на определенный вопрос или помочь принять какое-то решение.

Ваш Источник Снов - очень творческая натура, он может помочь вам в самых разных делах. Во время таких «снов на заказ» людей озаряли идеи многих изобретений, открытий и художественных произведений.

Элиас Хау, создавая конструкцию швейной машины, уже готов был отчаяться, и вот однажды во сне он увидел иголку с ушком внизу, а не вверху или в середине, как в тех моделях, которые работали плохо.

Во сне «увидел» способ классификации химических элементов Д. И. Менделеев, построивший периодическую систему, известную каждому, кто изучал химию.

Примеров творческих снов - великое множество. Нильс Бор «увидел» свою знаменитую модель атома в сновидении о планетах, вращающихся вокруг Солнца. «Божественная комедия» Данте, вторая часть «Фауста» Гете, «Горе от ума» Грибоедова были навеяны снами. Под влиянием снов творили Моцарт, Шуман, Вагнер, Толстой, По, Сен-Санс, Ван Гог, Гейне, Вольтер, Пушкин, Фет, Маяковский.

Отто Леви получил Нобелевскую премию за открытие, которое было результатом двойного сна. Он бился над загадкой механизма, с помощью которого нервная система регулирует сердечные сокращения. Ему приснилось, что он открыл принцип воздействия химических веществ на нервную систему. Ученый очнулся от сна, сделал некоторые записи и опять заснул. Но увы! Утром он не смог разобрать то, что записал. На следующую ночь он спал тревожно, но в середине ночи ему начал сниться тот же самый сон. На этот раз ученый не стал полагаться на записи, а встал и прямиком отправился в лабораторию, чтобы начать эксперимент.

«Сном пользовались боги, чтобы сообщать людям свою волю», - говорил Гомер. В Древней Спарте особые чиновники - эфоры - при обсуждении трудных государственных дел ложились спать в храмах, чтобы во сне к ним пришло правильное решение.

Народная пословица «Утро вечера мудренее» верна потому, что вечером усталому мозгу свойственна инертность нервных процессов.

Оказывается, чем глубже сон, тем из более ранней поры приходят ассоциации и толкования впечатлений.

Как бороться с частыми кошмарами и избавиться от плохих снов

Особенно важно поработать над плохими снами и кошмарами, которые могут быть вызваны враждой между разными вашими субличностями. Если вы обнаружите такой конфликт и сумеете отыскать пути примирения и удовлетворения потребностей противоборствующих сторон, произойдет высвобождение огромной энергии, которая поступит в ваше распоряжение.

Часто человек пробуждается от кошмара во сне в самую последнюю секунду, когда он находится на краю обрыва и камни летят у него из-под ног; или когда он связанный лежит на рельсах и на него с грохотом надвигается скорый поезд; или когда он несется в машине с отказавшими тормозами с крутого холма. Если частые кошмары во сне посещают и вас, можно попробовать такой гештальттерапевтический прием: досмотрите сон до конца, продолжив в своем воображении происходившие в нем события, и доведите их до логического завершения. Вы сделаете то, что делают со своими сновидениями в племени Сенои. Как избавиться от плохих снов и кошмаров, используя сенойскую технику?

Если вам снится кошмар и вы каким-то образом осознаете, что это лишь сон, обязательно продлите его действие. Не говорите себе: «Слава Богу, это всего лишь сон». Не просыпайтесь. Посмотрите прямо в лицо опасности: грабителю ли, приливной волне, тигру, кому бы то ни было.

Не убегайте. Если ваш противник увидит вас исполненным силы и стойкости, он может отступить и превратиться в «бумажного тигра». А может, вам придется вступить с ним в смертельную схватку. И если такое случится, знайте, что вы можете призвать себе на помощь друзей или сказочную фею. В конце концов, во сне все возможно. Еще лучше, если вы сумеете обратить вашего врага в вашего союзника. Очень важно, чтобы вы остались целы и невредимы. Из опыта такой борьбы, на которую вы пошли, зная, что реально вам ничто не угрожает, можно извлечь очень ценные уроки.

Данная техника работы над снами получила название «сенойской» по названию племени в Малайзии, изучавшегося К. Стюартом и X. Д. Нуном. Для племени была характерна жизненная философия сотрудничества, отсутствие душевнобольных и огромное внимание, которое они уделяли снам. Каждый день за завтраком взрослые поощряли детей рассказывать о своих снах. Если детям снились кошмары, родители давали им советы, как противостоять нападающим демонам в следующую ночь. При этом подчеркивалось, что нужно всегда идти вперед и не сдаваться, призывая в случае необходимости на помощь своих друзей. Считалось, что если спящему не удавалось победить злого духа и превратить его в союзника, то тот объединялся с еще более злобными духами, и тогда несчастный оказывался перед липом несметных полчищ враждебных сил.

Если ребенку снилось, что он падает, и он в испуге просыпался еще до окончания падения, ему советовали в следующий раз при подобных обстоятельствах расслабиться и постараться получить от полета максимум удовольствия: «Духи падения любят тебя. Они зовут тебя с собой в страну духов».

Ребенка учили, что он должен постараться открыть в этой стране что-то прекрасное или полезное и принести это своему племени. Это мог быть новый танец, музыка, инструмент. Таким образом, сон, который начинался с тревоги падения, превращался в чудесный полет, во время которого ребенок делал открытие. Сенойская техника работы над снами оставалась практически неизвестной до тех пор, пока в 1969 г. К. Т. Тарт повторно не опубликовал статью К. Стюарта. Только после этого психотерапевты начали экспериментировать с этим методом и обнаружили его эффективность.