Сенсорная интеграция детей с рас в учебном процессе. "интеграция детей с аутизмом в педагогической среде". Плюсы метода сенсорной интеграции




Дошкольный период привносит существенные изменения в жизни детей, в том чис­ле и тех, кто страдают серьезными и множественными умственными расстройства­ми (аутизм, синдром Дауна, детский церебральный паралич и пр.), которые прохо­дят реабилитационное воспитание в Пилот-комплексе лечебной педагогики «Orfeu». Корекционно-терапевтическая работа показала, что ребенок преодолевает разные препятствия, в том числе и благодаря тому, что выходит за узкие семейные рамки.

Известно, что люди при рож­дении не наделены одинако­выми способностями, у них нет одинаковых условий для разви­тия и проявления. Каждый че­ловек рождается и развивается таким образом, что у него появ­ляются некоторые относительно общие психофизические особен­ности, но и некие индивидуаль­ные психофизические, и, в час­тности, психические особеннос­ти, составляющие его личность. Психофизическое неравенство не приводит к неравенству шан­сов на развитие, а дифференци­рованное и индивидуальное ле­чение могут благотворно повли­ять на развитие личности ребен­ка.

Принцип дифференцирован­ного и индивидуального лече­ния детей призван обеспечить единство между частным и об­щим в воспитании, между субъ­ектом и объектом, между страте­гиями группового и индивиду­ального воспитания. Особенно это относится к детям, у которых аутизм, синдром Дауна, детский церебральный паралич.

Аутизм является первазив­ным нарушением развития. Он характеризуется снижением способности социального взаи­модействия и общения. Симпто­мы, как правило, проявляются до трех лет. По мнению многих ученых, около 75% страдающих аутизмом отличаются и умствен­ной отсталостью. Порой малыш кажется не таким как остальные еще с рождения: он не реагиру­ет на людей или на игрушки, надолго фиксирует взгляд на опре­деленном предмете.

Другая важная и постоянная особенность детского аутизма – нарушение речи, малыш издает странные звуки, значение кото­рых сложно понять.

Эксперты считают, что ау­тизм проявляется главным об­разом в первые три года жизни ребенка. Его причина – невро­логические нарушения, кото­рые отрицательно сказываются на работе мозга, а также на об­щении и на способности вести жизнь в рамках социума.

В поиске формулы успеха

Реабилитационный воспи­тательный процесс детей, име­ющих проявления аутизма или расстройства аутистического спектра (РАС), включает разра­ботку и установление задач, ко­торые содержат два главных те­рапевтических направления:

Нацеленные на проблемати­ку первазивных нарушений раз­вития;

Процесс реабилитации, пред­полагающий ранее терапевти­ческое вмешательство и интег­рацию ребенка с РАС в адекват­ную воспитательную програм­му.

Терапевтическая деятель­ность в случае детей-аутистов предполагает развитие и стиму­лирование навыков социальной интеграции, самообслуживания, речевых навыков, поведения.

Опыт показал, что все попыт­ки интегрировать ребенка, име­ющего проявления аутизма, в обычное учреждение свидетель­ствуют о том, что формулу успе­ха еще не нашли. Одним из ва­риантов интеграции и специа­лизированной психопедагоги­ческой и медицинской помощи для детей с аутизмом дошколь­ного и школьного возраста яв­ляется Комплекс лечебной педа­гогики «Orfeu».

Психологические, педагоги­ческие, социологические и ме­дицинские перспективы отно­сятся к числу наиболее главных в процессе школьной интегра­ции /детский сад-школа/. Про­цесс интеграции детей с аутиз­мом в дошкольные группы дол­жен происходить в соответствии с хорошо продуманной програм­мой, которая будет иметь чет­кую структуру и которая будет учитывать поведение детей. Как показали исследования, прове­денные учеными Дору-Владом Поповичем и Ралукой-Сильви­ей Матей (2007 г.), с точки зре­ния методологии воспитания и реабилитации аутистов ставятся несколько важных проблем, сре­ди которых контакт с детьми-ау­тистами. Прежде всего, следует найти место, в котором ребенок-аутист может избежать прямого контакта.

Общение с ребенком-аутис­том следует осуществлять, учи­тывая несколько существенных моментов:

— избегать смотреть ребенку прямо в глаза;

— психопедагог, воспитатель должен говорить на понижен­ных тонах и добродушно;

— избегать приказов.

Лучше всего двусторон­ние отношения между ре­бенком и взрослым поддерживаются в следующих условиях:

1. Приближаться к ребенку нужно спереди, а не со стороны или сзади.

2. Стараться приближаться к ребенку на уровне его глаз.

3. Прикосновение к ребенку следует предварять объяснения­ми, используя различные мето­ды общения – слова, знаки, ри­сунки.

4. Тактильным занятиям должны предшествовать посте­пенные прикосновения.

5. Психопедагог/воспитатель должен сначала иллюстриро­вать действия на своем приме­ре.

6. Сложность занятий должна возрастать постепенно, чтобы стимулировать доверие ребенка (также как и тактильная стиму­ляция).

7. Объятия должны использо­ваться для положительного закрепления достигнутых ребенком результатов.

Основные терапевтические методы, чаще всего используе­мые при работе с ребенком-ау­тистом:

— методы сенсорной стимуля­ции (в основном тактильной);

— игровая терапия – лудотера­пия;

— арт-терапия – музыка, рисо­вание, драматизация;

— техники организации воспи­тательной среды.

Вместе с познавательно-учеб­ными занятиями в рамках до­школьного учреждения, с ре­бенком нужно также проводить мероприятия по формированию личной автономии, познанию окружающей среды, по социа­лизации, логопедии, кинетоте­рапии, эрготерапии.

Указанные занятия должны сосредотачиваться, в зависимос­ти от ряда физических и психи­ческих качеств ребенка с аутиз­мом, на:

Способности и готовности общаться;

Осуществлении действий, способствующих личной авто­номии;

Наличии адекватных ситуа­ционных поведений;

Наличии способности пра­вильно соотносить себя с груп­пой и правильно сообщать поз­навательное и психомоторное послание;

Наличии возможности ана­лизировать, оценивать индиви­дуальную деятельность и реали­зованные работы.

Ментальный возраст и тя­жесть симптомов аутизма – ос­новные показатели, на базе ко­торых можно сделать прогнозы интегрирования в дошкольные/школьные учреждения.

Важным условием интегри­рования ребенка-аутиста в до­школьные группы является и консультация с семьей.

Инклюзия и реабилитация аутичного ребенка в дошколь­ные группы это комплексный междисциплинарный процесс и основывается он на обучении различных поведенческих на­выков в рамках комплексного и индивидуализированного кур­рикулума. Если дошкольному учреждению не удается осущест­влять вышеуказанные действия, создавать ребенку-аутисту опти­мальные воспитательные и аф­фективные условия, зачастую интеграция становится сложной задачей и приводит к усилению и возникновению нежелатель­ных поведений.

Так, педагоги и медицинский персонал Пилот-комплекса ле­чебной педагогики «Orfeu» учи­тывают психические и физичес­кие особенности каждого ребен­ка-аутиста, а также тяжесть не­достатком. Двусторонние отно­шения взрослый-ребенок осу­ществляются с учетом указан­ных особенностей и условий, в целях повышения эффектив­ности терапевтическо-оздорови­тельного занятия. Также, следу­ет отметить, что прогресс ребен­ка возможен только с помощью партнерства между специалис­тами, семьей и сообществом.

A. Даний, преподаватель, доктор специальной психопедагогики;

И. Тэрыцэ, заместитель директора Пилот-комплекса лечебной педагогики «Orfeu»

Консультация для родителей «Использование метода сенсорной интеграции в работе с детьми с аутизмом»

Цель: Ознакомить родителей детей с аутизмом с методом сенсорной интеграции.
Задача : Помочь родителям организовать пространство и время детей с аутизмом.

Сенсорная интеграция - это организация ощущений для дальнейшего использования. Этот процесс включает превращение ощущений в восприятие.
Жизненное пространство детей с эмоционально-волевыми нарушениями требует особой заботы и специальной организации, рациональной организации пространства и времени, насыщенной разнообразными предметами, игровыми и дидактическими материалами.
преодоления негативизма, сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов;
преодоления отрицательных аффективных форм поведения (влечений, агрессии);
установления контакта с ребенком
Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции.
Мягкая среда: маты напольные и настенные; мягкие игровые модули; подушки, пуфик-кресло, трапеция с гранулами пенопластовой крошкой; сухой бассейн; надувные матрацы, круги, валики и мячи; одеяла; гамак; водяная кровать.
Зрительная среда: зеркальный и цветной шары; аквалампы пузырьковые колонны; проектор направленного света; прибор динамической заливки цвета; интерактивные панели; светящиеся нити; зеркало; светильники пламя, переливающиеся цветы, кристаллическая лампа, фонтан света; подвески; световые картины; фотообои с изображением природного ландшафта.
Звуковая среда: музыкальный центр с набором кассет или CD дисков; висячая система Мелодичный звон; музыкальные инструменты мерцающий металлофон, ложки, треугольник, бубен, маракасы; музыкальные игрушки музыкальные шкатулки и карусели, звенящие мячи, детский телефон.
Тактильная среда: сухой душ из лент; тактильные панно из разнообразных материалов фольги, наждачной шкурки, кожи, меха, шерсти, обоев, поролона, дерева; стенды с различными видами застежек пуговицами, молниями, пряжками,
крючками, шнуровкой, бантами, кнопками, липучками; сенсорная тропа для ног; ребристый мостик; стол-ванна для песка и воды; подвесная груша из мешковины; пальчиковые бассейны наполнители - горох, фасоль, каштаны, крупы; массажный коврик.
Воздушная среда: вентилятор; установка для ароматерапии; ароматические масла; ароматические палочки; ароматические мешочки саше; комнатные растения. Степень эффективности СК можно значительно усилить, применяя дополнительные материалы. В специальных сенсорных банках можно собрать разнообразную коллекцию визуальных, тактильных, звуковых и др. стимулов.
Идеи для обонятельной системы

- применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов
-ароматерапия.

- использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей
Банк зрительных ощущений: неоновые палочки; карманные фонарики; цветные стёклышки, пластинки и камешки; бусы; пуговицы; калейдоскоп; фольга; елочные мишура и дождик; газовые и шелковые платки различных цветов; разноцветные перья; мыльные пузыри; цветные прищепки; зеркальце.
Идеи для зрительной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
- увеличивайте применение визуальной стимуляции,терапия Снузьелен. При высокой сенсорной чувствительности.
- избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы
- солнцезащитные очки
- создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам
- используйте непроницаемые шторы
Банк тактильных и двигательных ощущений: различные по форме и степени жесткости кисточки, щётки, губки; вибрирующие игрушки; массажные варежки; пемза; мячики из меха, с шипами, колючками и другой контрастной фактурой; тактильные мешочки с разными наполнителями рис, горох, пуговицы, кусочки поролона, шарики пенопласта; резиновые шары с сыпучими веществами песок, мука, крахмала, крупа.
Идеи для тактильной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
- тяжелые одеяла,спальные мешки, массажные коврики,растирание жёсткой мочалкой,развитие мелкой моторики,работа с материалами разной фактуры и плотности.
При высокой сенсорной чувствительности.
- всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди
- помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими
- постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами
- учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье)
Банк слуховых ощущений: погремушки; шумовые банки; звучащие коробочки; свистки; колокольчики; музыкально-дидактические игры. Банк обонятельных ощущений: флакончики с запахами; пакетики со специями; тряпичные куклы, набитые сухими травами.
Идеи для слуховой системы
Музыкальная терапия. Метод Томатис.
Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.
При низкой сенсорной чувствительности.
- закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки
- готовьте ребёнка к тому, что придется посетить шумное или людное место
- беруши
- аудиоплеер
- создание огороженного рабочего места

Способность к сенсорной интеграции позволяет ребёнку с аутизмом синтезировать целостную картину окружающего мира и адекватно взаимодействовать с ним.
Сенсорная интеграционная терапия
Сенсорная интеграционная терапия включает мягкие контакты с различными сенсорными стимулами. Цель этой терапии – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.
При низкой сенсорной чувствительности необходимо поощрять занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.
Стратегии помощи.
Лучшее понимание сенсорного мира людей аутичного спектра позволяет помочь им в создании более комфортабельной окружающей среды и избежать сенсорных перегрузок.
Помните, что причиной той или иной проблемы может быть сенсорная дисфункция, и всегда изучайте окружающую среду.
Используйте свое воображение, чтобы придумать позитивный сенсорный опыт и стратегии.
Всегда предупреждайте о возможных сенсорных стимулах, с которыми ваш ребёнок может столкнуться, например, о громких людных местах.

Сенсорная интеграция – процесс, во время которого происходит получение информации нервной системой от рецепторов всех чувств. Сегодня все больше рождается детей с отклонениями в развитии. Сенсорные нарушения могут выглядеть как деструктивное поведение с избыточными эмоциональными реакциями (капризы, ).

Метод сенсорной интеграции

Сенсорная интеграция теория и практика берут свое начало с 90-х гг. XX в., впервые метод начал разрабатываться калифорнийским трудотерапевтом Э. Д. Айрис, работавшей с детьми и взрослыми, имеющими различные неврологические нарушения. Метод представляет собой упорядочивание ощущений полученных из окружающего мира посредством игр, с использованием специального оборудования воздействующего на аудиальную, визуальную, кинестетическую, вестибулярную сферы ребенка или взрослого.

Цель метода сенсорной интеграции

Сенсорная интеграция для детей помогает дать мозгу нужные знания об окружающей обстановке и внешних стимулах воздействующих на сенсорные системы человека. игры использующиеся в сенсорной терапии дарят ребенку новые чувственные ощущения, происходит балансировка и развивается эффективная обработка сенсорных стимулов центральной нервной системой.

Плюсы метода сенсорной интеграции

Перед тем, как рассмотреть положительные аспекты метода нужно понять принципы сенсорной интеграции:

  1. Адекватная сенсорная активность важна для развития и обучения ребенка.
  2. Высокая мотивация ребенка, освоение им сложных навыков через преодоление трудностей, заинтересованность в занятиях – дают высокий шанс успеха при использование метода.
  3. Терапевт следует за ребенком в его развитии.
  4. Тщательный выбор занятий и воздействия на сенсорную систему.
  5. Задачи, которые терапевт предлагает решить ребенку должны быть ему по силам.

Плюсы метода:

  • целостность подхода в терапии (задействуются все сенсорные системы);
  • происходит налаживание эффективного контакта между родителями и ребенком;
  • ребенок становится более самостоятельным в действиях и манипуляциях с предметами;
  • подходит для детей с тяжелыми когнитивными и нейрофизиологическими отклонениями;
  • в комплексном лечении ДЦП без метода нельзя обойтись, помогает дозреванию сенсорных систем.

Минусы метода сенсорной интеграции

Специалист по сенсорной интеграции на первоначальном этапе ведет ребенка, отмечает все изменения, но в дальнейшем, это длительный процесс, который должен поддерживаться родителями, поэтому им важно обучиться азам методики и продолжать заниматься с ребенком. Сенсорная интеграция – минусы метода:

  • не рекомендуется для детей с небольшими интеллектуальными нарушениями;
  • не всегда ребенок осваивает в процессе желаемый навык;
  • ребенок, получив знания о взаимодействии с предметами, своим телом должен самостоятельно связать это все воедино, научиться делать выводы, что тоже не всегда получается.

Применение сенсорной интеграции

«Сенсорная интеграция в диалоге» – книга немецкого психо-энерготерапевта У. Кислинг помогает распознать проблему ребенка, понять ее причины и вовремя скорректировать сенсорные нарушения. Сенсорная интеграция – многофункциональный метод, решающий сразу несколько задач, поэтому он с успехом может применяться в следующих областях:

  • дефектологии;
  • нейрофизиологии;
  • логопедии;
  • психотерапии;
  • неврологии;
  • реабилитологии;
  • педагогической деятельности.

Метод сенсорной интеграции в логопедии

Нарушение сенсорной интеграции у детей, проявляющееся дефектами речи логопеды и дефектологи успешно корректируют при помощи метода сенсорной интеграции. Для этого используются занимательные планшеты и решетки с картинками. Логопед просит ребенка найти среди картинок пары соответствий, назвать из вслух, или найти животных в названии которых встречаются согласные С, Ш, Р. Использование сенсорного материала благоприятно отражается на ребенке вызывая у него интерес и является профилактикой вторичных сенсорных нарушений.


Сенсорная интеграция при аутизме

Сенсорная стимуляция и интеграция при аутизме – это один из многочисленных методов, эффективность его еще недостаточно изучена при применении в лечении расстройств аутистического спектра. Сенсорная интеграция для аутистов должна проводится лишь после того, как выявлены основные причины заболевания или эффект будет сведен на нет. Задачей метода сенсорной интеграции является снижение гипервозбудимости и релаксация.

Сенсорная интеграция для детей с ДЦП

Дисфункция сенсорной интеграции у детей с ДЦП заключается в недозрелости всех сенсорных систем и неспособности эффективно использовать ощущения адекватно реагировать на входящие сенсорные сигналы, поэтому специалистам приходится решать когнитивные, поведенческие и нейрофизиологические проблемы. Эффективным решением является сенсорная интегративная терапия с применением оборудования, позволяющего получить максимальные сенсорные реакции:

  • гамаки;
  • подвешенные валики;
  • наклонные доски;
  • тоннели;
  • бассейн с шариками.

Сенсорная интеграция – упражнения

Дисфункция сенсорной интеграции ребенка часто воспринимается родителями и близкими как чудачества, капризы и избалованность не подозревая, что их чаду нужна помощь. Легкую дисфункцию можно исправить, выполняя упражнения, направленные на развитие конкретной сенсорной системы или сразу нескольких, важна системность и контроль специалиста, что есть улучшения.

Сенсорная интеграция – упражнения на развитие обоняния:

  1. Для упражнения понадобятся пустые пластиковые емкости, ватные диски, аромомасла, ягоды и кусочки фруктов. Аромомасла берутся с учетом наличия фруктов и ягод, например, масло апельсина и кусочек апельсина, масло лимона и долька лимона – ароматы должны быть знакомы ребенку. На ватный диск накапать пару капель масла и положить в контейнер, проделать это с каждым аромамаслом, также выложить на стол фрукты и ягоды соответствующие аромату мала. Ребенку завязывают глаза, садят за стол и дают понюхать контейнер с маслом, а потом найти съедобный аналог на столе ориентируясь на запах.
  2. «Помоги обезьянке!». В стаканы помещают продукты питания: кусочки хлеба, овощей, фруктов и в другие стаканы предметы (мыло, духи, зубная паста, пластилин). Детям завязывают глаза и предлагают помочь обезьянке с помощью только «нюха» определить в каких стаканчиках еда, а в каких несъедобные предметы, и определить, что есть что.

Упражнения на развитие зрения:

  • обведение контуров предмета;
  • срисовывание предмета (копирование);
  • смешивание красок;
  • рисование пальчиковыми красками.

Сенсорная интеграция и речь – упражнения:

  • имитация звуков насекомых (пчела, комар);
  • щелкание языком (громко, тихо);
  • чмокающие движения губами;
  • пропевание гласного А-А-А-А-А с открытым ртом, протяжно и М-М-М-М-М с плотно сомкнутыми губами.

Сенсорная интеграция - упражнения для развития слуха:

  • выстукивание ритма (взрослый стучит, ребенок повторяет), можно использовать деревянные ложки, фломастеры, пластиковые бутылки;
  • пропевание мелодии. Начиная с простых и знакомых ребенку, взрослый поет небольшой отрывок песни, ребенок повторяет.

Упражнения для развития кинестетики:

  • игра с крупами и сыпучими продуктами (макароны, фасоль);
  • песочная терапия;
  • хождение босиком по камушкам, специальным массажным коврикам.

Оборудование для сенсорной интеграции

Занятия по сенсорной интеграции проводятся на специальном оборудовании, которое должно быть безопасным для ребенка, привлекательным и ярким. Сенсорная терапия и интеграция включает в себя использование следующего оборудования:

  • тренажер для мозжечковой стимуляции (балансировка) – предназначен для детей, у которых есть проблемы с координацией, моторикой;
  • тактильные дорожки – разная поверхность дорожек развивает чувство равновесия;
  • сенсорные световые игрушки разных цветов – они светятся в темноте и способствуют стимуляции аудиальной, визуальной и тактильной систем ребенка.
  • Бизиборды – разработаны по системе Монтессори, представляют собой доски с множеством разных кнопочек, замочков, прищепок, шнурков очень привлекательны для малышей, развивают воображение, мелкую моторику и сообразительность.
  • утяжеленные одеяла и подушки для релаксации – помогают гиперактивным детям успокоиться и заснуть, ребенок чувствует эффект, что его обнимают.

Сенсорная интеграция – обучение

Курсы по сенсорной интеграции проводятся от Австрийской ассоциации и Южно-калифорнийского университета в Москве и Санкт-Петербурге. Обучение состоит из 3-х модулей, продолжительностью 144 часа. Курсы рекомендованы для логопедов, дефектологов, и психотерапевтов. Продолжительность обучения 144 часа, и при успешном окончании выдается сертификат о повышении квалификации.

В данном материале представлен опыт работы по сенсорной интеграции детей с расстройством аутистического спектра. Разработки упражнений для развития сенсорных эталонов.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 46 Калининского района г. Санкт – Петербурга «Центр Реабилитации и Милосердия»

Методическая тема:
«Сенсорная интеграция детей с расстройством аутистического спектра в учебном процессе»

Разработчик: Учитель: Пыринец Людмила Владимировна.

Санкт – Петербург

2012 - 2015г

Оглавление:

Глава 1. Сенсорная интеграция и её дисфункция .........................

1.1. Введение…………………………………… ………………………………………. стр.3-5

1.2.Зарубежный опыт работы по сенсорной интеграции детей с расстройством аутистического спектра…………………………………………… стр.6

1.3. Российский опыт работы по сенсорной интеграции……………. стр.7-8

Глава 2. Сенсорная интеграция.

2.1. Характеристика сенсорных систем………………………………………. стр. 9-12

2.2. Симптомы нарушения сенсорной интеграции……………………… стр. 13
Глава 3.

3.1. Сенсорная интеграция детей с расстройством аутистического спектра в учебном процессе…………………………………………………………………………… стр. 14-19

3.2. Анализ результатов работы по сенсорной интеграции……….. стр. 21-22

Заключение……………………………………………………………………………………стр. 23

Список литературы………………………………………………………………………. стр. 24

Приложение 1………………………………………………………………………………. стр. 25-29

Приложение 2 ……………………………………………………… стр. 30-44

Приложение 3………………………………………………………………………………. .стр. 45-47

Глава 1. Сенсорная интеграция и её дисфункция.

1.1. Введение.

Актуальность выбора методической темы «Сенсорная интеграция детей с РАС в образовательном процессе» обусловлена, прежде всего, тем, что в специальной литературе не достаточно освещена тема помощи детям с нарушением обработки и интеграции сенсорных сигналов. А между тем нарушение сенсорного восприятия окружающего мира является одной из главных особенностей развития детей с расстройством аутистического спектра. Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий. Именно дисфункцией сенсорной интеграции объясняется «странное» поведение ребенка с расстройством аутистического спектра: стереотипии, ритуалы, самостимуляции, аутоагрессия, эхолалия. С помощью такой защиты, ребенок старается снизить болезненно-травмирующие ощущения, успокоить себя, почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность в своем уникальном мире.

Восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности ряда сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вестибулярной, вкусовой и обонятельной. Многоканальный характер восприятия позволяет человеку использовать несколько органов чувств одновременно: ощущения различных модальностей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга объединяются в целостный образ предмета явления, ситуации и интерпретируются в соответствии с прежним сенсорным опытом. Например, при условии нормального развития, ребёнок способен видеть какой-либо предмет, одновременно с этим ощупывать его, слышать название и понимать, о чём идёт речь. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией. Многие проблемы обучения и поведения детей с ТМНР являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для них характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. Например, для некоторых детей понять, что им говорят, если к ним в это же время прикасаются, невозможно: они либо понимают, что им говорят, но не чувствуют прикосновения, либо чувствуют прикосновение, но не понимают, о чем идет речь Д. Вильямс. В данной ситуации мы имеем дело с дисфункцией сенсорной интеграции или нарушением процесса переработки информации, поступающей от органов чувств. Люди с дисфункцией сенсорной интеграции имеют моноканальный характер восприятия: они вычленяют их широкого спектра сенсорных сигналов отдельные аффективно значимые для них раздражители цвета, формы, звуки, запахи и пр., поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.

Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами:

В первом случае свойственна повышенная чувствительность к сенсорным стимулам, проявляющаяся как непереносимость ярких цветов, бытовых шумов, неприятие зрительного, тактильного контактов, боязнь запахов, высоты, осторожность в движениях и т.д. С целью избегания дискомфортных впечатлений ребёнок пытается оградить себя от направленных воздействий, выстраивая систему пассивных отрешённость или активных сопротивление защит от внешнего вмешательства и формируя отрицательную избирательность к сенсорным стимулам: в центре его внимания оказывается то, что он не любит, не принимает, боится. Например, ребёнок избегает зрительного контакта, боится большого скопления людей, не переносит некоторые звуки и прикосновения, отказывается от ношения определённой одежды, скован и осторожен в движениях и др. Во втором случае, при дефиците активных положительных контактов с окружающей действительностью, имеет место снижение чувствительности к сенсорным раздражителям. У ребёнка наблюдается особая захваченность отдельными стимулирующими впечатлениями, связанными с рассматриванием, соприкосновением, изменением положения тела в пространстве, ощущением своих мышечных связок и суставов. Это могут быть однообразные манипуляции с предметами, взмахи рук, застывания в определенных странных позах, избирательное напряжение отдельных мышц и суставов, бег по кругу, прыжки, кружение, раскачивание и другие действия с целью воспроизведения одного и того же приятного впечатления. Таким образом, дисфункция сенсорной интеграции проявляется через ограничения поведенческого спектра: гиперфункция - в виде сенсорных защит, гипофункция - в виде сенсорной аутостимуляции.

Обычно дисфункция сенсорной интеграции проявляется в дефицитарности нескольких сенсорных систем, поскольку они взаимосвязаны, и нарушения одной приводят к проблемам в развитии других. Причём каждая сенсорная система может быть поражена различно, например, ребенок может иметь гипочувствительность к зрительным, обонятельным, вкусовым раздражителям и гиперчувствительность к слуховым, тактильным стимулам. Основой диагностики дисфункции сенсорной интеграции является наблюдение за поведением ребёнка, которое осуществляется либо непосредственно, либо опосредованно с помощью опроса его ближайшего окружения. Очевидно, что дети с дисфункцией сенсорной интеграции не могут самостоятельно справиться с перечисленными проблемами. Их профилактика и преодоление сопряжены с проведением специальных коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на улучшение интеграции между различными сенсорными системами.

Целью нашей работы является обогащение чувственного опыта детей, создание связей в головном мозге, путем экспериментирования, игр, продуктивной деятельности с песком, сыпучими, природными материалами, знакомство со свойствами предметов, снижение двигательного беспокойства.

Цель – решение задач сенсорной интеграции детей подготовительного класса в условиях образовательного процесса.

Были поставлены следующие задачи:
1. Развивать осознание ребенком положение собственного тела в пространстве

2. развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт
3. развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, мелкую и крупную моторику детей

4. повышать уровень знаний родителей о сенсорном воспитании

1.2. Зарубежный опыт работы по сенсорной интеграции детей с расстройством аутистического спектра

В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР активно используется метод сенсорной интеграции. Этот метод был разработан американским трудотерапевтом Джин Айрес Jean Ayres, 1923-1988 г, и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Он также нашёл своё применение в работе с детьми, имеющими трудности в обучении, гиперактивность; в лечении неврологических и дементных взрослых больных. После смерти д-ра Ayres в начале 90-х годов метод продолжали совершенствовать другие специалисты. Методы оценки и вмешательства были разработаны, чтобы помочь семьям и педагогам в исправлении и учете недостатков органов чувств. Сфера сенсорной интеграции - это прежде всего лечебный метод, используемый трудотерапевтами, однако он может эффективно применяться и с другими дисциплинами - такими, как логопедия, а также на занятиях в классе. Однако не прошедшие специальной подготовки родители и педагоги не должны стимулировать органы чувств без предварительной консультации со специалистами по данному методу.
Дети, страдающие аутизмом, часто испытывают трудности с чувствами. Они могут быть слишком или недостаточно чувствительными, а также не уметь интегрировать свои чувства. Терапия сенсорной интеграции, проводимая обычно специалистами по трудотерапии, физиотерапевтами или логопедами, фокусируется на снижении чувствительности ребенка и оказании ему помощи в реорганизации чувственной информации. Например, если ребенок испытывает трудности с осязанием, терапия может включать обращение с большим количеством разных на ощупь предметов. Сенсорная интеграция занимается, как можно догадаться, проблемами связанными с интерпретацией мозгом сигналов от всей нервной системы тела. Также над этой проблемой работали последователи Джин Айрес, такие как: У. Кислинг, Хейди М. Сандерс и многие другие, они разрабатывали новые и усовершенствовали уже известные методы помощи при сенсорных нарушениях.

1.3. Российский опыт работы по сенсорной интеграции.

В России проблема сенсорной интеграции детей с нарушением аутистического спектра стала изучаться сравнительно недавно. Многие специалисты в области коррекционной работы с детьми опирались в основном на зарубежную литературу, посвященную этой проблеме. Сейчас, у нас в стране проводится много семинаров, направленных на изучение данной проблемы и подготовку специалистов для работы с детьми с РДА. Во многих коррекционных учреждениях открываются сенсорные комнаты и сенсорные уголки, направленные на реализацию методов сенсорной интеграции. Сенсорная комната представляет собой искусственно созданное окружение, где ребенок с ТМНР, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует среду. Каждая сенсорная комната предлагает гораздо больше различных впечатлений, чем традиционное окружение и позволяет их использовать более длительное время. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждую сенсорную систему. Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции.

Также упражнения для преодоления сенсорных нарушений проводятся непосредственно во время уроков. К сожалению, в нашей стране ещё очень мало лицензированных специалистов, эрготерапевтов работающих над проблемой помощи в сенсорной интеграции детям с расстройством аутистического спектра.

В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро, дети ограничены в получении взаимодействия с окружающим миром, тактильного взаимодействия (мы ходим в обуви, одежде, на машине). Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения - слуха и сенсорный голод всего остального. Примерами могут послужить телевизор, компьютер. Поэтому, для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Глава 2. Сенсорная интеграция.

2.1. Характеристика сенсорных систем.

Сенсорные системы можно разделить на шесть областей. Трудности в каждой из них из них можно разделить на две части: очень высокая (ОВЧ) и очень низкая чувствительность (ОНЧ). Тем не менее, важно помнить, что отличия, проблемы некоторых людей могут включать и очень высокую и очень низкую сенсорную чувствительность одновременно. Итак, рассмотрим отдельно каждую область сенсорной системы, а также узнаем, какого рода дисфункции испытывает человек с аутизмом в каждой из этих систем.

Баланс (вестибулярная система)

Она расположена во внутреннем ухе и предоставляет информацию о положении нашего тела в пространстве и его скорости, направлении и движениях по отношению к действию гравитации. Она является фундаментальной для сохранения баланса и положения тела. У человека аутичного спектра отличия, проблемы этой системы включают:

ОНЧ

Потребность раскачиваться, качаться, вращаться, бег и «мотание» туда-сюда без определённой направленности.

ОВЧ

Проблемы с деятельностью, которая связана с движением, например, с участием в спорте

Проблемы с тем, чтобы остановиться быстро или во время движения

Укачивание в машине, самолёте.

Проблемы с деятельностью, во время которой голова не смотрит прямо или ноги не стоят на земле

Ощущение собственного тела (проприоцептивная система).

Расположенная в мышцах и суставах наша проприоцептивная система сообщает нам, где находится наше тело. Она также информирует нас о том, где находится каждая часть нашего тела, и какие движения она совершает. У человека аутичного спектра отличия, проблемы этой системы включают:

ОНЧ

Чрезмерная близость – человек постоянно встает слишком близко к другим людям, плохо понимает концепцию личного телесного пространства

Проблемы с навигацией по помещению и избеганием препятствий; «натыкается» на мебель, не может достаточно опустить голову, чтобы избежать удара о ветку дерева и т.д.

Часто сталкивается с другими людьми.

ОВЧ

Проблемы с мелкими моторными навыками и манипуляцией маленькими предметами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков)

Двигает все тело, чтобы посмотреть на что-то, несодружественное движение руками при ходьбе.

Запах (обонятельная система)

Мы ощущаем запах при помощи химических рецепторов в носу, которые сообщают о запахах в нашем окружении. Запах – это чувство, которым часто пренебрегают, и про которое часто забывают. Тем не менее, это первое чувство, на которое мы полагаемся. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ

Некоторые люди вообще не чувствуют запахов, не замечают даже сильную вонь

Некоторые люди могут лизать вещи

ОВЧ

Повышенная чувствительность и сильные реакции на запахи

Проблемы с тем, чтобы воспользоваться туалетом

Неприязнь к животным и людям, которые используют духи, шампуни с сильным запахом и т. п.

Зрение (зрительная система)

Расположенное на сетчатке наших глаз и реагирующее на свет, наше зрение помогает нам различать предметы, людей, цвета, контраст и расположение в пространстве. У человека аутичного спектра отличия, проблемы этой системы включают:

ОНЧ

Могут воспринимать предметы как более темные, чем на самом деле, плохо распознают линии и очертания предметов

Некоторые могут концентрироваться на периферическом зрении, потому что зрение в центре кажется размытым; другие говорят, что предметы в центре зрения выглядят преувеличенными, а предметы на периферии – размытыми

Проблемы с восприятием глубины – трудности с тем, чтобы бросать и ловить предметы, неуклюжесть

ОВЧ

Случаи искаженного зрительного восприятия, кажется, что предметы и яркий свет «скачут» вокруг, «режут» глаза.

Фрагментация зрительных образов вследствие слишком большого количества источников

Фокусирование на мелких деталях (например, песчинках) кажется более приятным, чем рассматривание картины в целом

Слух (слуховая система)

Расположенная во внутреннем ухе, эта система информирует нас о звуках в окружающем мире. Это наиболее широко известный аспект сенсорных нарушений. У человека аутичного спектра отличия, проблемы этой системы включают:

ОНЧ

Только одно ухо слышит звуки, другое ухо слышит только частично или вообще не слышит

Человек не распознает определенные звуки

Наслаждается шумными местами, кухнями, специально стучит дверью или предметами

ОВЧ

Громкость шума преувеличивается, окружающие звуки воспринимаются как искаженные и спутанные

Неспособность «отключаться» от окружающего шума – трудности с концентрацией

У некоторых пониженный порог слышимости, что делает их крайне чувствительными к слуховой стимуляции, например, они могут прекрасно расслышать разговор на большом расстоянии

Подобные слуховые ограничения могут непосредственно влиять на способность к коммуникации, а также сохранение баланса.

Прикосновение (тактильная система)

Расположенная в коже, самом большом органе тела, эта система распознает прикосновения, виды давления, уровень боли и помогает различать температуру (горячо или холодно).

Прикосновения являются значимым компонентом социального развития. Они помогают нам оценить окружающую среду, в которой мы находимся, и помогают нам реагировать соответственно. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ

Сильно сжимает других людей

Очень высокий порог боли – плохо чувствует температуру, боль

Практикует самоповреждения (аутоагрессия)

Получает удовольствие, если на нем лежат тяжелые вещи

ОВЧ

Прикосновения могут быть болезненными или дискомфортными, часто это приводит к полному избеганию любых прикосновений, что может оказать разрушительное влияние на отношения с другими людьми

Не любит надевать что-либо на руки или стопы

Проблемы с расчесыванием и мытьем головы

Предпочитает строго определенные виды одежды или ткани

Вкус (вкусовая система)

С помощью химических рецепторов в языке эта система сообщает нам о различных вкусах – сладком, кислом, горьком, соленом и остром. Люди часто начинают сильно ограничивать себя в питании, если их вкусовые сосочки слишком чувствительны. У человека аутичного спектра отличия, проблемы этой системы включают:

ОНЧ

Любит очень острую еду

Ест буквально все – землю, траву, ткань, зубную пасту и т.п.

ОВЧ

Некоторые виды вкуса и продукты воспринимаются как слишком интенсивные и невыносимые

Определенная структура еды вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются, есть только совсем мягкую еду, например, картофельное пюре или мороженое

2.2. Симптомы нарушения сенсорной интеграции.
1. Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша) ; избегание занятий с пластилином, рисования пальцами; проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц; неправильный захват карандаша; сверхчувствительность к звукам, к свету; трудности в обучении письму и чтению; трудности с пониманием и выполнением инструкций; избегание катания на качелях, каруселях, или чрезмерное увлечение этими играми; затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов; трудности в различении правой и левой сторон, особенно, когда у ребенка нет времени, чтобы задуматься; низкий порог толерантности к близости другого лица.
2. Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности
3. Расстройства мышечного тонуса
4. Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики)
5. Двигательная неуклюжесть
6. Трудности в концентрации, импульсивность
7. Быстрая утомляемость
8. Отказ от социальных контактов
9. Задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении
10. Слабая организация поведения, отсутствие планирования

Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции, т. е. то, как ребенок воспринимает окружающий мир, насколько он совершенно слышит, видит и осязает окружающее.
Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Сейчас в коррекционных школах много детей, у которых какая-либо связь или несколько выпадает.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

Глава 3.

3.1. Сенсорная интеграция детей с расстройством аутистического спектра в учебном процессе.

В нашем опыте представлена система работы, помогающая развивать сенсорную сферу ребенка на учебных занятиях.
На базе нашей школы открыта сенсорная комната, в которой представлено оборудование, направленное на обогащение чувственного опыта детей, развития тактильных ощущений.
Если у ребёнка отмечается трудности с распознаванием тактильной информации, то в школе могут возникнуть проблемы в продуктивной деятельности. Эти дети не любят рисовать, боятся брать в руки пластилин, неловко действуют с ножницами. В связи с этим могут возникнуть проблемы с поведением, так как такой ребенок может отвечать на взаимодействие с другими детьми - агрессивно.
Практика показывает, что нарушения в эмоционально-волевой сфере и поведении также часто оказываются, связаны с пониженной или повышенной кожной чувствительностью.
Таким детям свойственна:
- раздражительность, нервозность
- трудно принимать даже малейшие изменения, долгая адаптация
- не переносит прикосновений, не смотрит в глаза
- сложности в общении, предпочитает играть один и т. д.


Свою работу по сенсорной интеграции у детей мы осуществляли по нескольким направлениям, а именно:

3. В продуктивной деятельности – рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде.

4. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.

5. На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), по музыкальному воспитанию, развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития.

  • Нами было апробировано включение сенсорного компонента в структуру комплексной деятельности детей. Благодаря интеграции видов деятельности, форм и методов работы с детьми мы достигли высокий уровень в работе по сенсорному воспитанию, организации и построению познавательного процесса, формированию коммуникативной и эмоциональной сферы детей. Как известно, внимание детей раннего возраста кратковременное, неустойчивое, с наглядно-действенным мышлением, поэтому нами был сделан акцент на игровую форму деятельности. Именно игра с движением, элементами новизны, яркости, динамизма, неожиданности стала для детей тем средством, которое стимулирует их активность, способствует развитию сенсомоторики и интеллекта. Главным приоритетом является деятельность детей, которая направлена на изучение и обследование окружающего мира.
    Нами были усовершенствованы многие игровые и сенсорные материалы в классе; дополнены мелким игровым материалом наборы для экспериментирования с водой, емкости разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания предметов;
  • вкладыши с основными формами; рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4-х цветов;
  • ящик с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел;
  • сенсомоторные коврики с различными деталями шнуровки;
  • разработаны и изготовлены различные пособия для развития математических представлений, восприятия цвета, формы, количественных представлений;
  • разработаны пособия на развитие тактильной сферы, развитие мелкой моторики;
  • созданы различные материалы для расширения представлений об окружающем мире;
  • изготовлены пособия для развития речи, составления слов из разрезной азбуки, слоговое лото;
  • использование различных утяжелителей для рук, ног, плечевого пояса;

Все эти игры и пособия направлены на развитие сенсорных систем ребенка, имеющего нарушения сенсорной интеграции. Взаимодействуя вместе с педагогом, ребенок выполняет специально подобранные упражнения на зрительно-моторную координацию, ориентацию тела в пространстве, тактильную, слуховую чувствительность. Тем самым стимулируется работа органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.

Игры и пособия для вестибулярной системы:

1.Терапевтические мячи.

У ребенка улучшается координация движений, стимулируется вестибулярный аппарат, повышается концентрация внимания, уменьшается двигательное беспокойство. Занятие можно проводить как во время нахождения ребенка на мяче, так и после.

2. Игра «лошадки».

Посадите ребенка к себе на колени и поиграйте в «лошадок». После нескольких минут игры можно начинать занятие с ребенком. Эта игра так же направлена на стимулирование вестибулярного аппарата и на повышение концентрации внимания, а кроме того повысит эмоциональный фон ребенка.

1.Необходимо разделять активную деятельность на маленькие шаги, использовать визуальные подсказки, поощрения.

Игры и пособия для проприоцептивной системы:

При низкой сенсорной чувствительности:

1. «Резиновые коврики».

Мягкими надавливающими движениями руками ребенка проводится легкий массаж ладоней. Так же скользящими движениями руки по коврику проводится стимуляция поверхности ладоней.

2. «Резиновые мячики».

Используются мячики с различными поверхностями: гладкие, мягкие, шершавые, игольчатые, с присосками и т.д. Мячики можно аккуратно раскатывать между ладоней, по столу, вылавливать из воды.

3. «Утяжелители» для рук, ног, плечевого отдела.

Одеваются на ребенка на короткое время, на 10-15 минут, во время занятий.

4. «Пластиковые бутылки» с различными наполнителями, для переноски ребенком с места на место.

5. «Прищепки». Помимо воздействия на проприоцептивную систему используются для стимулирования тактильной и зрительной систем.

При высокой сенсорной чувствительности:

1. «Шнуровки» различных видов.

2. «Мозаика»

3. «Рисование»

4. «Сенсорные дорожки» с различной структурой материалов.

5. «Застёжки»

6. «Собери бусы» и т.д., подойдут все занятия для развития мелкой моторики.

Все эти игры и материалы используются для регулирования мышечного тонуса, стимуляции проприоцептивной системы, позволяют ребенку лучше контролировать свои части тела, улучшить общую и мелкую моторику, улучшить координацию движений, способствуют повышению концентрации внимания.

Игры и пособия для зрительной системы:

При низкой сенсорной чувствительности:

1. «Цветная мозаика»

2. «Разноцветные шнуровки»

3. «Разноцветные прищепки»

4. «Цветные кубики»

5. « Забавные зверята»

6. «Подбери по цвету»

7. «Подбери по форме»

8. «Звериный огород»

9. «Волшебные тарелочки»

9. «Найди гараж» и т.д.

При высокой сенсорной чувствительности:

1. Проводить занятия в отдельно отведённом уголке, за ширмой. Избегать излишней зрительной стимуляции, яркого света. Не предъявлять ребенку сразу много предметов, задание давать дозированно.

Все эти игры и материалы используются для улучшения зрительного восприятия свойств и качеств предметов, цвета, формы, размера. Развивают зрительно-моторную координацию глаз-рука, глаз-нога. Значительно улучшают пространственные представления, осознание себя в пространстве и окружающем мире.

Игры и пособия для тактильной системы:

При низкой сенсорной чувствительности:

  1. «Утяжелители для рук»
  2. «Утяжелители для ног»
  3. «Утяжелитель для плечевого отдела»
  4. «Массажные коврики»
  5. «Игольчатые мячики»
  6. «Жёсткие и мягкие мочалки»
  7. «Сенсорные дорожки»
  8. «Мозаика»
  9. «Прищепки»
  10. «Шнуровки»
  11. «Застёжки»
  12. «Водяной бассейн» с различными предметами
  13. «Лото»
  14. «Вкладыши»
  15. Крупа, горох, фасоль.
  16. «Волшебный мешочек» и т.д.

При высокой сенсорной чувствительности:

1. «Мягкие мочалки»

2. «Сенсорные дорожки»

3. «Водяной бассейн»

4. «Мягкие кисточки»

Необходимо всегда предупреждать ребёнка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди, постепенно, аккуратно познакомьте ребёнка с различной текстурой материалов.

Все эти игры и материалы используются для регулирования тактильной чувствительности ребенка и способствуют улучшению координации движений, лучшему осознанию собственного тела в пространстве, значительному развитию мелкой и крупной моторики, пониманию свойств и качеств предметов, осознанию себя в окружающем мире.

Игры и пособия для слуховой системы:

При низкой сенсорной чувствительности:

1. Разговаривайте с ребенком тихо, не повышая голос.

2. Старайтесь уменьшить внешние звуки (закрыть окно, дверь)

3. Используйте только тихую музыку

4. Создайте ребенку специальное место, для занятий отгородив его, например, ширмой.

5. Можно использовать беруши, наушники при попадании в шумные места.

6. Использование визуальных подсказок при перемещении.

При высокой сенсорной чувствительности:

1. Использование визуальных подсказок.

2. Использование карточек.

3. Использование ритмических, музыкальных произведений в сопровождении движений.

4. Пропевание логоритмических цепочек.

5. Имитация звуков окружающего мира.

6. Занятия на соотнесение слова с изображением.

7. Выполнение словесных инструкций и т.д.

Обычно дисфункция сенсорной интеграции проявляется в дефицитарности нескольких сенсорных систем, поскольку они взаимосвязаны, и нарушения одной приводят к проблемам в развитии других. Причём каждая сенсорная система может быть поражена различно, например, ребенок может иметь гипочувствительность к зрительным, обонятельным, вкусовым раздражителям и гиперчувствительность к слуховым, тактильным стимулам. Основой диагностики дисфункции сенсорной интеграции является наблюдение за поведением ребёнка, и с помощью опроса его ближайшего окружения. Дети с дисфункцией сенсорной интеграции не могут самостоятельно справиться с перечисленными проблемами. Их профилактика и преодоление сопряжены с проведением специальных коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на улучшение интеграции между различными сенсорными системами. Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами:

1. ребёнок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен;

2. ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает ее жаждать.

Метод сенсорной интеграции предполагает стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Он реализуется в двух глобальных направлениях.

1. Создание специальных средовых условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними адаптация среды с учётом потребностей ребёнка с дисфункцией сенсорной интеграции.

2. Развитие способов полисенсорного восприятия предполагают, во-первых, совершенствование отдельных перцептивных умений зрительных, слуховых, тактильных и др. во-вторых, обучение комплексному использованию этих умений синтез информации, поступающих от различных органов чувств.

Работа над улучшением сенсорной интеграции осуществляется по нескольким направлениям, а именно:

1.В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий.

2.В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе мимических и экспрессивных, восприятие самого себя и окружающих его сверстников.

3. В продуктивной деятельности – рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде, играх с водой.

4. Использование в занятиях различных утяжелителей, игольчатых мячей, массажных рукавичек, губок и других материалов с различной текстурой.

5. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.

6. На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), по музыкальному воспитанию, развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития.

7. Работа по развитию сенсорного восприятия осуществляется, как в процессе уроков, так и на внеурочных занятиях.

3.2. Анализ результатов работы по сенсорной интеграции.

Для анализа результатов работы по сенсорной интеграции детей подготовительного класса, нами было проведено тестирование развития сенсорной сферы детей до начала работы по сенсорному воспитанию и после. . Для проведения тестирования были разработаны критерии оценки развития сенсорной сферы детей и подобраны тестовые задания.

Уровень сформированности сенсорных процессов оценивается в баллах:

0 баллов – задание не выполнено

0,5 баллов – задание выполнено с помощью

1 балл – задание выполнено самостоятельно

Тестовые задания:

Развитие общей и мелкой моторики:

1. Мозаика, вкладыши.

2. Обводки, штриховки.

3. Нанизывание бус.

Тактильно-двигательное восприятие:

1. Волшебный мешочек.

2. Шнуровка.

3. Прищепки.

Слуховое восприятие:

1. Различение звуков окружающего мира.

2. Называние, показ картинок по заданию.

3. Выполнение простых инструкций (встань, подойди ко мне, подними руки)

Восприятие форм, цвета, величины:

1. Называние показ основных цветов.

2. Называние, показ основных геометрических форм.

3. Соотнесение предметов по размеру.

Зрительное восприятие:

1. Нахождение предмета по образцу.

2. Нахождение предмета по контуру.

3. Разрезные картинки.

Восприятие пространства:

1. Ориентация в схеме своего тела.

2. ориентация в помещении класса.

3. Ориентация на листе бумаги.

Основываясь на результатах проделанной работы, можно сделать вывод о том, что благодаря интеграции видов деятельности, форм и методов работы с детьми достигается высокий уровень в работе по сенсорному воспитанию, организации и построению познавательного процесса, формированию коммуникативной и эмоциональной сферы детей . Сенсорная интеграция позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуации, в которых мы находимся, и формирует базу для обучения и социального поведения. Нами было апробировано на практике включение сенсорного компонента в структуру комплексной деятельности детей. В структуру каждого урока и занятия были включены игры на развитие сенсорного воспитания. Каждому ребенку подбирались индивидуальные задания, в зависимости от структуры сенсорной дисфункции. Так, например, детям с нарушением тактильной сферы и нарушением координации движений, были предложены игры с массажным оборудованием, игры с прищепками, утяжелители для рук, что помогло им освоить навык письма. Детям с нарушениями двигательной сферы, были предложены занятия на терапевтическом мяче, использование во время занятий плечевого утяжелителя, что помогло им стать усидчивыми на занятии, повысило уровень концентрации внимания, снизило двигательное беспокойство. Детям с недостаточной зрительной чувствительностью, были предложены игры с яркими зрительными стимулами и т.д.

В результате проведенной работы были достигнуты следующие результаты:

  1. Значительно улучшилась чувствительность к тактильным, зрительным, звуковым, слуховым стимулам.
  2. Улучшилось осознание своего тела в пространстве
  3. Снизился уровень двигательного беспокойства.
  4. Улучшился мышечный тонус.
  5. Значительно улучшилась двигательная координация.
  6. Значительно улучшилась концентрация внимания.
  7. Улучшилась способность к обучению и коммуникации.
  8. Значительно улучшился эмоциональный фон.

Список литературы:

  1. Айрес Э.Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф» Москва 2012г.
  2. Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г.
  3. Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.
  4. Мери Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014
  5. Нуриева Л.Г. «Развитие речи у аутичных детей» Изд. «Теревинф» Москва 2013г.
  6. Роберт Шрам «Детский аутизм и АВА» Изд.«Рама Паблишинг» Екатеринбург 2013
  7. Тара Делани « Развитие основных навыков у детей с аутизмом» Изд.«Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014
  8. Составители: Битова А.Л., Борисовская О.Б. «Педагогика, которая лечит» Изд. «Теревинф», Москва 2013г.

О.А. Аверина, учитель-дефектолог

М.Н. Томилова, учитель-дефектолог

Многие исследователи в области психологии и педагогике подчеркивают важность развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста.

Как известно, первоэлементами психической жизни человека служат сенсорные образы. Термин «сенсус» в переводе с латинского означает «чувственное восприятие».

Многочисленные исследования и наблюдения показали, что нарушение притока информации в раннем детстве приводит к задержке психического развития. Можно сделать вывод, что ощущения являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития.

Мозг и умственная деятельность чрезвычайно переплетены. Наши чувства, мысли и действия могут проявляться только при помощи сложной работы мозга, но если эта работа затруднена, то мы можем сказать, что у ребенка наблюдается нарушение процесса обработки сенсорной интеграции.

Что такое интеграция?

Интеграция - это вид организации чего-либо . Интегрировать - значит собрать или организовать разные части в единое целое. Когда нечто интегрировано, его части работают слаженно, как одна система. Центральная нервная система, и особенно головной мозг, устроены так, что они могут организовывать бесчисленные кусочки сенсорной информации в целостную систему.

Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Они текут в мозг подобно ручейкам, впадающим в озеро. Каждую миллисекунду в наш мозг поступают бесчисленные кусочки сенсорной информации - и не только от глаз или ушей, но от всего тела. Мы обладаем также особым чувством, которое фиксирует действие силы тяжести и перемещения нашего тела по отношению к земле.

Сенсорная интеграция:

  • является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании);
  • организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);
  • наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать учителя и не обращать внимания на уличный шум);
    • позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ);
    • формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.

Работая с аутичными детьми вопрос сенсорного развития такого ребенка встает особенно актуально.

Ранний детский аутизм или РДА , что это? Болезнь или особенности психического развития? В отечественной и зарубежной психологии и педагогике аутизм рассматривается, как «экстремальное одиночество». Современная методика изучения аутизма не ограничивается каким – либо одним направлением. Огромное значение имеет комплексный подход – исследования психологов, дефектологов и других специалистов.Аутизм – это нарушение работы мозга, которое всегда ставило родителей и специалистов в тупик.Для аутизма характерны многие симптомы нарушения обработки сен­сорной информации, которые наблюдаются и у других де­тей с проблемами сенсорной интеграции. Взаимодействуя с физическим миром, та­кие дети испытывают значительные трудности: их спо­собность взаимодействовать с окружающей средой очень слаба. Однако ребенок с аутизмом сталкивается с допол­нительными сенсомоторными трудностями и с проблема­ми в других областях.

Диагноз «Аутизм» ставится детям, имеющим следующие трудности:

  • Трудности, связанные с социальным взаимодействием;
  • Трудности, связанные с социальной коммуникацией;
  • Нарушения воображения и символической игры.

Данные трудности называют «триадой нарушений». Этот диагноз ставится при наличии трудностей во всех областях, но при этом он не отражает умственную сторону развития, а описывает то, насколько у ребёнка проявляется аутичное поведение.

Наряду с проблемами в общении, языковом развитии и поведении у детей с аутизмом нередко наблюдаются признаки серьезной дисфункции сенсорной интеграции.

Из года в год терапевты, занимающиеся сенсорной интеграцией, отмечают, что в их клинической практике возрастает число детей с аутизмом.Детям с аутизмом, трудно локализовать тактильные стимулы и уразуметь, где находятся их руки, если они их не видят. Двигательное планирование тоже дает сбои. Постуральные ответы (реакции) у ребенка с аутизмом развиты не очень хорошо, но все же лучше, чем у других детей с нарушениями сенсорной интеграции. Это означает, что ствол - мозга нормально обрабатывает проприоцептивные и вестибулярные ощущения, необходимые для многих постуральных ответов. Также вероятно, что нормально функционируют нервные пути, несущие информацию к сенсорным зонам коры головного мозга. Проблема коренится в чем-то ином, неполадки происходят в какой-то другой части мозга.

Существует три вида плохой обработки сенсорных сигналов, которые часто встречаются у детей с аутизмом. Во – первых, сенсорный сигнал «не регистрируется» мозгом должным образом. Во – вторых, встречается плохая модуляция сенсорных сигналов, особенно вестибулярных и тактильных. В – третьих, даёт сбои область мозга, отвечающая за побуждение к действиям, особенно новым, или же к смене действий.

В мозгу (в лимбической системе) есть область, которая «решает», какой сенсорный импульс регистрировать и предлагать нашему вниманию. У детей с аутизмом она функционирует плохо, поэтому они не фиксируют многое из того, что замечают остальные. Чем хуже работает эта зона мозга, тем труднее помочь ребёнку с аутизмом приобрести навыки, необходимые в ежедневной жизни.

Кроме того, что при аутизме мозг обычно не только не регистрирует, но и в некоторых случаях, и не модулирует сенсорные сигналы, особенно вестибулярные и тактильные. Отказ двигаться и гравитационная неуверенность здесь далеко не редкость – в силу отсутствия модуляции вестибулярных ощущений. Одни дети с аутизмом любят качаться, вращаться, прыгать или карабкаться, другие же наоборот, боятся и избегают подвижного или неустойчивого игрового оборудования.

Неспособность улавливать ощущения из окружающей среды не позволяет их интегрировать, чтобы создать чёткий «образ» окружающего пространства и своих с ним взаимоотношений. Процесс объединения всех ощущений в единое и формирование зрительного образа окружающей среды занимают много времени, но даже если этот процесс идёт, «образ» всё равно может получитсяразмытым. Вот почему ребёнок с аутизмом отказывается носить новый свитер: привычный «образ» свитера у него ещё не сложился.

При некачественной «записи» звуковых импульсов распознавание речи тоже ограничено. Нечто похожее происходит и при неадекватной регистрации сенсорных сигналов, поступающих от кожи, мышц, суставов и вестибулярной системы: в этом случае выходит нечёткая схема тела. Отсутствие надёжных нейронных моделей как себя самого, так и окружающего мира мешает развитию взаимоотношений с внешней средой. Страдает двигательное планирование, так как человек не ощущает своего тела и того, что делает. Если нарушение сенсорной интеграции серьёзно ограничивает физическую и социальную активность, эмоциональное развитие тоже идёт по неверному пути.

Одна из зон человеческого мозга отвечает за желания инициировать действие, отреагировать на сенсорный стимул, приняться за что – то новое сменить вид деятельности. У детей с аутизмом собственное «хочу» развито столь же слабо, как и система, регистрирующая ощущения. Не то чтобы ребёнок ничего не делает,- он, не в состоянии приняться за что – либо осмысленное и конструктивное. Игра сводится к набору простейших, повторяющихся действий: подержать игрушку, выстроить в ряд или долго вертеть в руках предметы. Выполнять более сложные действия ему не приходит в голову, а копировать чужие не хочется. При наличии достаточной мотивации ему под силу «включить» систему «хотения», и тогда сложные действия, требующие двигательного планирования, например преодоления полосы препятствий, становятся ему доступны. Тем не менее, эта система почти всегда неактивна, и мозг лишь иногда решает сделать то, на что он способен.

Предлагая что – либо ребёнку с аутизмом, не стоит забывать, что, хотя у него есть двигательная способность воспользоваться предложенным, его система «хотения» может блокировать новое или поменять вид деятельности. Пока вестибулярные сигналы не станут комфортными и приятными, логично ожидать, что ребёнок будет сопротивляться любой попытке вовлечь его в игры, требующие изменения положения тела и активных движений.

Неудовлетворительная обработка сенсорной информации мешает развитию двигательного планирования в разных его аспектах. На её «совести» неспособность понять значение объекта, воспринятого визуально, отсутствие надёжной внутренней «карты» тела, необходимой для планирования движений, неумение определить возможную пользу объекта, сопротивление участию в целенаправленной деятельности, смене действий, выполнению непривычных задач, отсутствие положительных эмоций от игр и занятий. Дети, чей мозг хорошо обрабатывает ощущения и планирует действия, могут делать что – либо ради чистого удовольствия, а для ребёнка с аутизмом это нехарактерно.

В случае аутизма целью занятий, основанных на сенсорной интеграции, является улучшение обработки сенсорной информации ради более эффективной «регистрации» и модуляции ощущений, а также помощь в формировании простых адаптивных ответов как средства организовать поведение. Если эти занятия окажутся эффективные, то это значительно улучшит жизнь ребёнка, но на сегодняшний день ни один вид занятий не может «вылечить» аутизм. Работая с такими детьми, мы накапливаем знания о том, как они обрабатывают нервные импульсы, и находить новые пути, способы «достучаться» до них.

Литература:

  1. Крановиц, К.С. Разбалансированный ребенок / К.С. Крановиц – Санкт – Петербург: Редактор, 2012. – 396 с.
  2. Нищева, Н.В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста / Сост. Н.В. Нищева. - Санкт – Петербург: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2011. – 128 с.
  3. Исханова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками / С.В. Исханова - Санкт – Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 208 с.
  4. Айрес, Э.Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. / Э.Д. Айрес [пер. с англ. Юлии Даре]. – Москва: Теревинф, 2009. – 272 с.