Как быстро пополнить словарный запас английского языка? Как быстро увеличить словарный запас русского языка




Происходившие в обществе перемены в первую очередь затронули сферы политики и экономики. Появились новые политические и экономические термины: «новое политическое мышление», «открытое гражданское общество», «единое экономическое пространство» и т.п.

Для неологизмов последних лет более продуктивным способом образования явился описательный (открытое акционерное общество, сетевой маркетинг и т.д.) в отличие от активно функционирующей ранее тенденции к экономии языковых средств и способов словообразования:

1. образования слов из словосочетаний: электричка, зачетка, прогрессивка;

2. образования слов с помощью нулевого суффикса: подогрев, пошив, обжиг;

3. словосочетания: автопарк, шлакобетон, рельсоукладчик.

Однако по-прежнему частотным остается способ аббревиации: ЗАО (закрытое акционерное общество), ЦАО (центральный административный округ).

Споры о пользе и вреде заимствованных слов не стихают уже многие десятилетия. С одной стороны, выступления языковедов против применения иностранных слов без надобности вызывают живой отклик и сочувствие большинства людей. С другой стороны, появление новых слов вызвано появлением новых жизненных реалий, которых ранее не было и которым нет языкового аналога в русском языке (см. те же названия профессий: логистик, маркетолог, офис-менеджер; или: миксер, тостер, мобильный (сотовый) телефон, факс, пейджер).

Отношение к заимствованным словам – это не только лингвистическая, но и общественная проблема, требующая вдумчивого и осторожного подхода.

Наряду с актуализацией части устаревшей лексики, вновь вернувшейся в активный словарь (гимназия, лицей, банкир, губернатор, кадеты, либеральные демократы), в словарном составе русского языка происходит процесс деактуализации части лексики. Причиной деактуализации целых лексических групп стал демонтаж существовавших политической и экономической систем. Потеряли актуальность слова и словосочетания: пятилетка, колхозник, звеньевой, пионер, комсомолец, ударник коммунистического труда, победитель социалистического соревнования и др.

Сочетаемость слов

Особую трудность, с точки зрения словоупотребления, представляет сочетаемость слов. Возможности сочетания слов друг с другом весьма различны. Наибольшей способностью вступать в сочетания с другими словами обладают служебные части речи (союзы, предлоги). Знаменательные части речи условно можно разделить на две группы. Одним свойственна сочетаемость, практически не ограниченная в пределах их предметно-логических связей: конкретным существительным (человек, дом, книга ), глаголам (жить, знать, идти ), особенно – вспомогательным глаголам (быть, стать, начать ), оценочным прилагательным (хороший, большой ). Другим словам присуща ограниченная сочетаемость (одержать, щекотливый, синева ).


Ограничения в сочетаемости слов могут быть смысловыми: в соединяемых понятиях не должно быть противоречий (нельзя употреблять выражения типа огромный домик, квадратный круг, цветущий январь ).

Объединение некоторых слов в словосочетания становится невозможным из-за их грамматической природы (быстро – грустный, пять – смеяться ). И, наконец, ограничения в сочетаемости могут быть вызваны лексическими особенностями слов (принято говорить одержать победу , не принято – одержать поражение ; принято – смех, зло, страх берет, не принято – радость берет ).

Ошибки в сочетаемости слов часто допускаются в сочинениях школьников и абитуриентов, в устных ответах студентов на экзаменах. Например: «Ребенок рождается с чистой доской в голове, и на ней нужно написать что-то правильное»; «Характер у него не нордический, а хилый, и, может быть, даже квелый, но он это пристально скрывает»; «Комплексная программа образования состоит из кусочков разных предметов и труда, который тоже учится как предмет».

Избежать подобных ошибок поможет обращение к специальным словарям, в которых приводятся типичные примеры сочетаемости тех или иных слов с другими, например, к «Словарю сочетаемости слов русского языка» / Под ред. П.Н. Денисова и В.В. Морковкина.

Нормы сочетаемости слов не могут быть слишком жесткими, раз и навсегда заданными.

В языке происходит перераспределение связей между словами. Многое из того, что было общепринято в языке ранее, устаревает и становится необычным для настоящего времени. Например: зачинщик повести (сейчас значение слова «зачинщик» сужается), рассадник просвещения, продвигать процессы, прийти из комсомола . В то же время появляется и оказывается узаконенным речевой практикой множество новых словосочетаний: комплекс проблем, горящая путевка, компьютерный вирус, сотовая связь, телефон доверия, поезд повышенной комфортности .

Контрольные вопросы:

1. Обозначьте роль изобразительно-выразительных средств языка в речевом общении.

2. Назовите тропы, охарактеризуйте их.

3. Перечислите стилистические фигуры, дайте им характеристику.

4. Каковы условия успешного выбора слова?

5. За счет чего происходит пополнение русской лексики?

6. Что может служить ограничением в сочетании слов?

6.7. Семинарское занятие*.

Считается, что богатый язык помогает зарабатывать на жизнь журналистам, копирайтерам, редакторам и переводчикам. Во всяком случае, он имеет прямое отношение к их профессионализму. О расширении лексикона речь заходит и в том случае, когда мы хотим выступать публично и производить впечатление на слушателей. Какие способы увеличения активного словаря наиболее эффективны?

Вопрос об увеличении словарного запаса встает обычно при изучении иностранных языков. Когда мы говорим на английском, испанском, немецком или любом другом неродном языке, мы регулярно сталкиваемся с тем, что не знаем некоторых слов. В этом случае на помощь приходят словари. С русским проще: если нужное выражение вылетело из головы, мы всегда можем подобрать синоним или объяснить, что имеем в виду, описательно.

Лексикон русского языка

Условно лексикон делится на активный, пассивный и внешний. К первой группе можно отнести ту часть словарного запаса, которую человек не только знает, но и активно использует в повседневной речи. Для его употребления не требуется дополнительных усилий.

К пассивному относятся те слова, которые мы понимаем, но не применяем постоянно. В случае необходимости их, скорее всего, придется вспоминать. Внешний лексикон включает в себя специальные, профессиональные и научные термины, а также неологизмы. Провести четкую грань между этими группами практически невозможно.

По мере взросления, умственного развития и расширения круга общения словарный запас ребенка растет.

Считается, что первоклассник в среднем владеет 2 000 слов, и этого достаточно, чтобы объясняться на бытовом уровне.

За время обучения в школе эта цифра увеличивается в 5 раз или больше. В лексикон начинают входить термины, которые звучат на уроках, а также слова, встречающиеся в произведениях классической литературы. При этом большая часть новых знаний уходит в пассивный запас.

Многие преподаватели ораторского искусства уверены, что образованному человеку необходимо обогащать лексикон в целом. Однако если необходимо сделать речь более выразительной, насыщенной и убедительной, стоит обращать внимание в первую очередь на расширение активного запаса, а также на перевод части лексики из пассивного словаря в активный.

Подготовительная работа

Выявить словесный «мусор» в своей речи не так сложно: достаточно почитать переписки с друзьями и родственниками в социальных сетях. Все находки надо выписать в блокнот и попросить коллегу или друга одергивать вас каждый раз, когда вы произносите что-то из запрещенного списка. Можно даже поспорить с приятелем и пообещать за определенное количество «осечек» угощать его кофе или обедом.

Такая мотивация поможет в кратчайшие сроки избавиться от лишних и ненужных слов, а память тем временем будет сама подкидывать вам литературные синонимы из пассивного запаса.

Вспоминайте синонимы

Русский язык настолько богат, что к одному слову можно подобрать десяток синонимов для разных контекстов и стилей речи. В повседневной жизни мы используем всего пару-тройку из них, поэтому и появляются так называемые универсальные слова, делающие наш язык примитивным и небогатым.

Один из самых популярных способов изменить эту ситуацию - вести собственный словарь синонимов или выписывать новые выражения на карточки.

Этот же метод используется и при изучении иностранных языков, но у него есть большой минус: заучивать слова по отдельности практически бессмысленно, поскольку они, скорее всего, попадут в пассивный запас и не будут широко использоваться. Поэтому полезнее и целесообразнее будет не бездумно зазубривать, а сразу применять слова на практике - сочинять предложения с ними или целые диалоги.

Для тренировки можно делать несколько упражнений. Сочините небольшой текст или возьмите уже готовый и несколько раз перепишите его другими словами. При этом нужно следить, чтобы по возможности каждый раз в нем были разные слова, старайтесь избегать повторов. При постоянном выполнении этого упражнения выражения надежно закрепятся в активном словаре и будут чаще приходить в голову при разговоре.

Выделяйте каждый день время на то, чтобы писать в социальных сетях по три небольшие заметки о том, что происходит вокруг вас.

Задача заключается в том, что вы должны использовать максимально нетипичный для вас словарный запас, чтобы ваши друзья и подписчики решили, будто вашу страницу взломали и текст писали не вы, а кто-то другой.

Большинство сайтов и блогов, которые учат, как пополнить словарный запас русского языка, предлагают всегда держать под рукой словарь синонимов и почаще в него заглядывать. Но это правило скорее полезно для тех, кто много пишет. Человек ищет альтернативу в тот момент, когда она ему действительно нужна, и сразу же ее использует. Это не гарантирует, что найденное слово будет использоваться и впредь. Таким образом, новые слова окажутся в пассиве и обогащению языка способствовать не будут.

Польза от чтения книг

Чтение книг является очевидным способом увеличения словарного запаса. Но возникает вопрос: какую именно литературу надо читать и что делать, чтобы выражения остались в памяти?

Проблема заключается лишь в том, что во время чтения художественных произведений мы увлекаемся сюжетом и забываем про лексику. С этим можно справиться, если читать медленно и вдумчиво, возможно, даже выписывать отдельные слова и выражения. Использовать полученные знания нужно как можно скорее, чтобы они не ушли в пассивный запас.

Многие отмечают особую пользу заучивания наизусть стихотворений для расширения словарного запаса. Таким образом можно усвоить не только лексику, но и синтаксис. В русском языке отсутствует строго фиксированный порядок слов в предложениях, что дает нам огромную свободу. Правда, мы редко ею пользуемся.

У каждого человека есть любимые конструкции и выражения, которые он использует раз за разом.

Для увеличения лексического диапазона стоит проявить более творческий подход при построении фраз. Достаточно заменить безличные предложения («Мне хочется») на личные («Я хочу»). Если вы используете и подлежащее, и сказуемое, то синонимический ряд и пространство для маневров будет значительно шире.

Можно ли заменить чтение прослушиванием аудиокниг? Такой способ восприятия информации, конечно, заметно экономит время, ведь можно включить запись в машине или на кухне. Но в этом случае есть риск отвлечься от языка и воспринимать аудио исключительно как фон. Кроме того, нужно учитывать, что далеко не все хорошо воспринимают информацию на слух.

Живое общение

Самый простой способ увеличить словарный запас - это общение с разными людьми. Главное, чтобы собеседники как можно больше отличались друг от друга: по возрасту, образованию, профессии. Так вы сможете почерпнуть новые для себя слова и сразу начать их использовать.

Кроме того, устная практика признается многими преподавателями ораторского искусства наиболее действенной для пополнения лексикона. Даже если вы не намерены собирать залы и произносить продолжительные монологи для большой аудитории, этот опыт будет полезным. Почаще пересказывайте истории и фильмы или просто рассказывайте о своей жизни друзьям, знакомым, родственникам или самому себе.

Богатейший и красивейший русский язык дает возможность людям, разговаривающим на нем, излагаться разнообразно. Точность формулировок и красивая речь зависят от словарного запаса, которым владеет человек. Чем больше слов он употребляет, тем развитым интеллектуальнее считается. Поэтому важным становится увеличение количества употребляемых слов.

По научному словарный запас носит название лексикон, означающий слова, знакомые индивиду, группе или входящие в язык. Его условно подразделяют на;

  • Активный. К первой группе относятся слова, используемые каждый день. Они входят и в письменную, и в устную речь. Признак активного лексикона - свободное употребление, не требующее дополнительного приложения усилий.
  • Пассивный. К пассивным относятся понятные слова, встречающиеся в различных источниках, но не используемые в речи, или применяемые, но крайне редко. При необходимости их применяют, но требуются усилия, чтобы вспомнить.
  • Внешний. Внешним лексиконом обозначаются неизвестные слова, относящиеся к специфическим областям знаний. Это профессиональные термины, неологизмы и прочее. Вряд ли возможно сделать четкие границы между названными группами. Они скорее шаткие и колеблются в одну или другую стороны. При взрослении и умственном развитии лексикон растет.

Так, если ребенок, идущий в первый класс, владеет двумя тысячами слов, то в последнем это количество уже дорастает пяти тысяч. Тем, кто учится и развивается дальше, словарный запас достигает 10000 слов и более. Тогда большинство из них относятся к пассивному запасу.

Эрудированные люди иногда владеют даже 50000 слов. Но, только малая часть употребляется ежедневно при общении. Остальной лексикон задействуют уже лишь с подобными ему интеллектуалами.

Упражнения для расширения словарного запаса

Следующие упражнения выполняются в письменном или устном виде.

  • Существительные. Рассказывают маленькую историю с применением одних только существительных. «День. Труд. Конец. Выход. Дверь. Ключ. Подъезд. Машина. Ключ. Зажигание» и так далее.
  • Глаголы. То же, что рассказывалось с использованием существительных, повторяется, только с глаголами.
  • Прилагательные и наречия. Затем наступает черед и других частей речи.
  • Алфавит. Придумывают связанные слова, которые последовательно начинаются с букв алфавита по порядку. «Алена беседует вечером, гуляя до ели заветной, жестикулируя и красноречиво лелея милые нежные одуванчики. Паша рядом следует, тащит удобный фонарь хромированный, часто цепляя шустрое щебетание экстравагантным юмористическим языком».
  • Монофон. Придумывают свою речь, слова которой начинаются на одну букву. Каждое из них связывают между собой, даже если смысл при этом страдает.

Непросто выполнить каждое из упражнений. Зато слова постепенно переходят из пассивного лексикона в активный и происходит его пополнение.

Приемы расширения лексикона без дополнительного времени

Развитие словарного запаса, по сути, необходимо для озвучивания своих мыслей, намерений, анализа и выводов. Умение это подкрепляется практикой и ослабляется при ее отсутствии. Поэтому, чтобы развивать свою речь, следует постоянно общаться. Рост словарного запаса обеспечивается: при изучении новых слов, которые мы слышим от собеседников; точных определений, когда слова переводятся из пассивного лексикона в активный.

  • Поэтому общаться желательно с непохожими людьми. Это друзья, соседи, сокурсники, товарищи в спортивном зале. Люди, встречающиеся в интернете на форумах и страничках социальных сетей, попутчики и продавцы тоже служат возможностью для общения и как способ расширить свою речь.
  • Другой действенный способ пополнить запас слов, на который не требуется уделять специального времени - слушание аудио книг. Это актуально, когда приходится много времени проводить в дороге, за рулем своей машины, идеально для аудиалов (для людей, лучше воспринимающих информацию на слух). В таком формате продаются разнообразные книги: и романы, и афоризмы, и философские учения. Записав на флэшку, можно теперь не скучать в пробке, а слушать увлекательный рассказ. Удобно послушать аудио книги и перед сном.

Пополнение лексикона с выделением времени

Следующие занятия помогут увеличить словарный запас.

  • Чтение. Чтение - богатейший источник информации. Книги, газеты, интернет-издания, журналы - везде находятся неисчерпаемые запасы пополнения лексикона. Желательно выделять по часу в день на это увлекательное занятие. Иногда хорошо проговаривать слова вслух.
  • Изучение иностранного языка. Не ограничивайте словарный запас знанием одного русского языка. Другие изучать также полезно. Чем больше человек обогащает свою речь, тем лучше обеспечиваются связи, и легче вызывать слова из памяти.
  • Игры. Существуют интересные увлекательные лингвистические игры: шарады, головоломки и тому подобное. Когда их угадывают, поневоле интересуются словами и смыслом.
  • Дневник. Еще одно полезное занятие - ведение дневника. Когда на курсы иностранного языка ходить невозможно, пишут для себя. Это хороший способ улучшить лексикон, так как делая записи, формулируют мысли, находящиеся в эмоциональной и побудительной сферах.
  • Запоминание. Запоминание делает возможным привнесение новых слов в активный запас. Для этого служит способ пересказывания услышанного, заучивание стихов и определений. Он является одним из самых действенных приемов усвоения новых знаний.

Для этого важно:

  • ежедневно включать новые слова в речь;
  • применять записную книжку, занося туда замысловатые высказывания, слова, фразы с умными выражениями;
  • изучать суть новых слов, добавляя прием визуализации;
  • запоминать наизусть стихи, цитаты, поговорки и прочее.

Чтобы улучшить лексикон, необходимы осознанные действия. Для достижения красивой речи необходимы постоянные тренировки. Игнорирование новых слов не даст шанс им попасть в активный или пассивный словарный запас. Получается, что тем, кто хочет расширить запас слов и обогатить свой язык, следует предпринимать для этого регулярные волевые усилия.

Людмила Матвеевна Пересыпкина
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Кустовская СОШ
Яковлевского района
Белгородской области»

Словарный состав языка, его лексико-семантическая система находятся в состоянии постоянного изменения, причем новых слов и новых значений слов появляется значительно больше, чем выпадает из употребления слов и их значений. Постоянное обогащение словарного состава языка, его лексико-семантической системы является одним из законов исторического развития языка как общественного явления.

Существуют три основных способа пополнения словарного состава языка - его слов и значений:

  1. семантический путь;
  2. заимствование;
  3. морфологическое словообразование.

Семантический путь и заимствование свойственны всем языкам без исключения; морфологическое словообразование как путь обогащения словарного состава языка и индивидуальной речи характерно только для флективных и агглютинативных языков. Однако если основосложение считать морфологическим способом образования слов, то его можно обнаружить также в безаффиксных языках, где сложение корней образует номинативную единицу, напоминающую наше сложное слово и составное наименование.

Семантический способ обогащения словарного состава языка

Семантический путь обогащения словарного состава состоит не столько в образовании новых лексем, сколько в образовании новых значений уже существующих слов. Поэтому семантический способ обогащения лексики охватывает правила образования новых значений и правила образования новых слов (это лексико-семантический способ).

Лексико-семантический способ словообразования слов состоит в том, что на базе разных значений слов образуются разные слова. Если при морфологическом способе в новой лексеме развиваются новые значения слов, то при семантическом способе новое слово возникает в результате распада полисемии.

Отмечаются три вида этого лексико-семантического процесса:

  1. образование омонимов
  2. распределение значений слов по разным периодам развития языка - живот (желудок и часть тела, где он расположен) и живот (устар.)-животный мир (фауна); позор - бесчестье и позор (устар.) - зрелище;
  3. соотношение между именами собственными и нарицательными: Любовь - любовь. При расширении значения имя собственное превращается в нарицательное (так возникли слова галифе, герц, донкихот и многие другие). Известно, что имена собственные возникли на основе имен нарицательных - путем сужения их значения и забвения внутренней формы. Так, имя Виктор восходит к лат. victor - победитель, название города Новгород-к сочетанию новъ городъ (новый город, ср. Белгород).

Особым видом семантико-грамматического словообразования является переход одной части речи в другую - конверсия.

Конверсией называется образование слов путем изменения состава форм слова, т. е. его парадигмы: слово переходит в другую часть речи и меняет свое грамматическое и лексическое значение. Основными видами конверсии являются субстантивация, адъективация и адвербиализация, т. е. образование существительных, прилагательных и наречий на базе форм других частей речи.

Основанием конверсии является употребление слова во вторичной функции. Так, прилагательное употребляется в синтаксической функции подлежащего и дополнения, предложно-падежная форма - в функции обстоятельства. Однако конверсия наблюдается лишь тогда, когда происходит изменение грамматического и лексического значения слова, словоформа отрывается от прежней парадигмы, утрачивая ее или приобретая новую.

Например, столовая и столовый - это и формы прилагательного (столовая мебель, столовый нож), это и два слова: прилагательное столовый и существительное столовая. Хотя существительное столовая сохраняет форму прилагательного женского рода, оно не изменяется по родам, имеет значение предметности и новое лексическое значение, получает разговорный вариант в виде имени существительного столовка, изменяется, как существительное, по падежам и числам. Следовательно, произошла конверсия.

Заимствования.

Второй способ пополнения словарного состава языка - заимствования слов из других языков.

Заимствование лексики является следствием сближения народов на почве экономических, политических, научных и культурных связей.

В большинстве случаев заимствованные слова попадают в язык как средство называния новых вещей и выражения ранее неизвестных понятий. Заимствованные слова могут также явиться вторичными наименованиями уже известных предметов и явлений. Это происходит, если заимствованное слово как-то по-другому характеризует предмет, если оно является общепринятым интернациональным термином или внедряется в язык насильственно (при военной оккупации).

Многозначные слова обычно заимствуются в одном из своих значений, объем значения при этом, как правило, сужается.

Большую роль в развитии словарного состава английского языка сыграли заимствования из латинского и французского языков. Также некоторое влияние на словарь английского языка оказали скандинавские языки.

Заимствование латинской лексики:

  • I-V вв. н.э. - римское господство: kettle, wine, cheese, butter, cheap
  • VI-VII вв. - введение христианства в Англии: angel, candle, priest, school, church
  • XV-XVI вв. - развитие культуры в эпоху Возрождения.

Заимствования французской лексики:

  • XI-XV вв. - 1066г. - нормандское завоевание: французское господство в стране, фр. Яз. - государственный язык в Англии, в стране существовало двуязычие.

Заимствование скандинавской лексики:

  • IX в. - скандинавское завоевание, Англия входит в державу датского короля. Из скандинавских диалектов в английский язык вошли общеупотребительные слова широкой семантики: they, their, take, give, call, get, raise, want.

Полагают, что скандинавское влияние поспособствовало отпадению окончаний в английских словах, и, в конечном счете - становлению аналитического строя английского языка.

Периоды истории английского языка:

  • Древнеанглийский - 5-11вв. (с момента переселения германских племен англов, саксов и др. на Британские острова и до начала интенсивного влияния французского языка и установления в стране двуязычия).
  • Среднеанглийский - 11-15вв. (до прекращения двуязычия и образования национального английского языка)
  • Новоанглийский - с 15в.

Морфологическое словообразование

Наиболее продуктивным в обогащении лексики современного русского языка является морфологическое словообразование, то есть создание новых слов на базе имеющегося в языке строительного материала путём закономерного сочетания морфем в слове. Основные виды морфологического словообразования, действующие в современном русском языке, - это сложение, безаффиксный способ словообразования и аффиксация.

Сложение - это такой способ морфологического словообразования, при котором путём объединения двух и более основ образуется новое слово, например: кинотеатр, самолетостроение, совхоз, теплоход и др.

Безаффиксный способ словообразования, то есть лишённый словообразовательных элементов, наименее распространён. Этот способ применяется только при образовании имён существительных (от некоторых глаголов) и имён прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (изменяется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не меняется (ср.: глубокий - глубь, тихий - тишь, бегать - бег и т.п.).

Аффиксация - это наиболее продуктивный способ образования слов, при котором новое слово создается присоединением к основе того или иного словообразовательного элемента. Возможны три вида аффиксации - суффиксальный, префиксальный и суффиксально-префиксальный. Разновидностью суффиксального является способ постфиксальный (лат. post - после и fixus - прикреплённый).

Разные виды аффиксации имеют и различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы - посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен.

Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы - от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).

Словообразовательные возможности аффиксов различаются и с точки зрения грамматической. Префиксы образуют слова только того лексико-грамматического разряда, к которому принадлежит производящее слово; суффиксы же могут образовывать слова и иного лексико-грамматического разряда; при суффиксально-префиксальном способе образуются и слова того же лексико-грамматического разряда и иного, например: от имён образуются и существительные, и прилагательные, и слова, относящиеся к другим частям речи, а от глаголов - исключительно глаголы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Березин Ф.М. , Головин Б.Н. Общее языкознание: Учеб. пособие для вузов. М.: Просвещение, 1979.
  2. Виноградов В.А, Слово и значение как предмет историко- лексикологического исследования. / Вопросы языкознания, №1, 1995.
  3. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов. - М.: Высш. школа., 1984.
  4. Реформатский А.А. Введение в языковедение / Под ред. В.А. Виноградова. М.: Аспект Пресс, 1996.
  5. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: 1974.

Происхождение лексики современного российского языка

Словарный состав современного российского языка прошел долгий путь становления: он состоит не только лишь из извечно российских слов, да и слов, взятых из других языков. Иноязычные источники пополняли и обогащали российский язык в протяжении всего процесса его исторического развития. Одни заимствования были изготовлены еще в древности, другие - сравнимо не так давно.

Пополнение российской лексики шло по двум фронтам:

1. Новые слова создавались из имеющихся в языке словообразовательных частей (корней, суффиксов, приставок). Так расширялась и развивалась извечно российская лексика: голова, горло, сердечко, ладонь, добрый, юный, собака, белка, ковш, рубль, кинуть, очень, смородина, необходимо .

2. Новые слова вливались в российский язык из других языков в итоге экономических, политических и культурных связей российского народа с другими народами: бутерброд (нем.), паштет (нем.), павильон (фран.), макароны (итал.), сопрано (итал.).

Состав российской лексики исходя из убеждений ее происхождения есть возможность схематично представить в таблице:

Извечно российские слова

Взятые слова

  • индоевропеизмы
  • общеславянская лексика
  • восточнославянская лексика
  • фактически российская лексика
  • из славянских языков
  • из неславянских языков:
  • латинские,

    греческие,

    скандинавские,

    германские,

    французские,

    английские и др. заимствования

    А. Извечно российская лексика

    Извечно российская лексика по собственному происхождению неоднородна: она состоит из нескольких напластований, которые различаются временем их образования.

    1. Самыми древними посреди извечно российских слов являются индоевропеизмы - слова, сохранившиеся от эры индоевропейского языкового единства. По догадкам ученых, в V-IV тысячелетиях до н.э. была древная индоевропейская цивилизация, объединявшая племена, жившие на широкой местности. Так, по исследованиям одних языковедов, она простиралась от Волги до Енисея, другие считают, что это была балкано-дунайская, либо южно-русская, локализация. Индоевропейская языковая общность отдала начало европейским и неким азиатским языкам (к примеру, бенгальскому, санскриту).

  • К индоевропейскому праязыку-основе всходят слова, обозначающие растения, животных, металлы и минералы, орудия труда, формы хозяйствования, виды родства и т д.: дуб, лосось, гусь, волк, овца, медь, бронза, мед, мама, отпрыск, дочь, ночь, луна, снег, вода, новый, шить и др.
  • 2. Иной пласт извечно российской лексики составляют слова общеславянские , унаследованные нашим языком из общеславянского (праславянского) языка, послужившего источником для всех славянских языков. Этот язык-основа существовал в доисторическую эру на местности междуречья Днепра, Буга и Вислы, заселенной древними славянскими племенами. К VI-VII вв. н.э. общеславянский язык распался, открыв путь к развитию славянских языков, в том числе и древнерусского. Общеславянские слова просто выделяются во всех славянских языках, общность происхождения которых явна и в наше время.

    Посреди общеславянских слов есть слова различных частей речи:

  • определенные существительные: голова, горло, борода, сердечко, ладонь; поле, гора, лес, береза, клен, вол, скотина, свинья; серп, вилы, ножик, невод, сосед, гость, слуга, друг; пастух, пряха, гончар ; отвлеченные существительные (их меньше): вера, воля, вина, грех, счастье, слава, злость, идея ;
  • глаголы: видеть, слышать, расти, лгать и др.;
  • прилагательные: добрый, юный, старенькый, мудрейший, хитрецкий и др.;
  • числительные: один, два, три и др.;
  • местоимения: я, ты, мы, вы и др.;
  • местоименные наречия: там, где, как и др.;
  • служебные части речи: над, а, и, да, однако и др.
  • Общеславянская лексика насчитывает около 2-ух тыщ слов, все же, это ядро российского словаря, в него входят более употребительные, стилистически нейтральные слова, применяемые как в устной, так и в письменной речи.

    3. 3-ий пласт извечно российских слов состоит из восточнославянской (древнерусской) лексики, которая развилась на базе языка восточных славян, одной из 3-х групп древних славянских языков (славянские языки, имевшие своим источником древний общеславянский (праславянский) язык, по звуковым, грамматическим и лексическим особенностям обособились в три группы: южную, западную и восточную).

    Восточнославянская языковая общность сложилась к VII-IX вв. н.э. на местности Восточной Европы. К племенным союзам, обитавшим тут, всходят российская, украинская и белорусская народности. Потому слова, оставшиеся в нашем языке от этого периода, известны, чаше всего, и в российском, и в украинском, и в белорусском языках, однако отсутствуют в языках западных и южных славян.

    В составе восточнославянской лексики есть возможность выделить:

  • наименования животных, птиц: собака, белка, галка, селезень, снегирь и др.;
  • наименования орудий труда: топор, клинок и др.;
  • наименования предметов домашнего обихода: сапог, ковш, ларец, рубль и др.;
  • наименования людей по профессии: плотник, повар, сапожник, мельник и др.;
  • наименования поселений: деревня, слобода и др.,
  • также другие лексико-семантические группы.

    4. 4-ый пласт извечно российских слов составляет фактически российская лексика , сформировавшаяся после XIV в., т.е. в эру самостоятельного развития российского, украинского и белорусского языков. В языке этого периода уже есть свои слова, принадлежащие фактически российской лексике.

    Фактически российские слова выделяются, чаше всего, производной основой: каменщик, листовка, раздевалка, общность, вмешательство и под.

    В составе фактически российской лексики есть и слова с иноязычными корнями, прошедшие путь российского словообразования и «обросшие» русскими суффиксами, приставками: партийность, беспартийный, злость; линейка, рюмка, чайник ; слова со сложной основой: радиоузел, паровоз , также огромное количество сложносокращенных слов, пополнивших язык в XX в.: МХАТ, леспромхоз, стенгазета и др.

    Извечно российская лексика и на данный момент продолжает пополняться словами, которые создаются на базе словообразовательных ресурсов языка, в итоге самых различных процессов, соответствующих для российского словообразования.

    Б. Заимствования из славянских языков

    1. Особенное место в составе российской лексики посреди славянских заимствований занимают старославянские слова , либо старославянизмы (церковнославянизмы). Это слова древнего славянского языка, отлично известного на Руси со времени распространения христианства (988 г.).

    Будучи языком богослужебных книжек, старославянский язык сначала был далек от разговорной речи, но с течением времени он испытал приметное воздействие восточнославянского языка и сам, в свою очередь, наложил отпечаток на язык народа. Российские летописи отражают бессчетные случаи смешения этих схожих языков.

    Воздействие старославянского языка было очень плодотворным, оно обогатило российский язык, сделало его более выразительным, гибким. А именно, в российской лексике стали употребляться старославянизмы, обозначавшие отвлеченные понятия, для которых еще не было собственных заглавий.

    В составе старославянизмов, пополнивших русскую лексику, есть возможность выделить немного групп:

  • слова, восходящие к общеславянскому языку, имеющие восточнославянские варианты другого звучания либо аффиксального дизайна: злато, нощь, рыбарь, ладья ;
  • старославянизмы, у каких нет созвучных российских слов: перст, уста, ланиты, перси (ср. российские: палец, губки, щеки, грудь );
  • семантические старославянизмы, т.е. общеславянские слова, получившие в старославянском языке новое значение, связанное с христианством: бог, грех, жертва, блуд .
  • Старославянские заимствования имеют соответствующие фонетические, словообразовательные и семантические приметы .

    К фонетическим признакам старославянизмов относятся:

  • неполногласие, т.е. сочетания -ра-, -ла-, -ре-, -ле- меж согласными на месте полногласных российских -оро-, -оло-, -ере-, -еле, -ело- в составе одной морфемы: брада - борода, младость - юность, чреда - вереница, шлем - шелом, млеко - молоко ;
  • сочетания ра-, ла- сначала слова на месте российских ро-, ло-: раб, ладья робить, лодка ;
  • сочетание жд на месте российского ж: одежка, надежда, меж ; ср. восточнославянские слова: одежа, надежа, меж ;
  • согласный щ на месте российского ч: нощь, дщерь ; ср. восточнославянские слова: ночь, дочь ;
  • гласный е сначала слова на месте российского о: елень, един , ср. восточнославянские слова: олень, один ;
  • гласный е под ударением перед жестким согласным на месте российского о (ё): крест, небо ; ср. крёстный, нёбо .
  • Старославянизмы сохраняют старославянские приставки, суффиксы, сложную базу, соответствующие для старославянского словообразования:

  • приставки воз-, из-, низ-, чрез-, пре-, пред- : воспеть, изгнание, ниспослать, чрезвычайный, преступить, предсказать ;
  • суффиксы -стви(е), -ени(е), -ани(е), -знь, -тв(а), -ч(ий), -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- : пришествие, моление, терзание, казнь, молитва, кормчий, ведущий, понимающий, кричащий, разящий ;
  • сложные базы с обычными для старославянизмов элементами: богобоязненный, благонравие, злоумышление, суеверие, чревоугодие .
  • Вероятна и систематизация старославянизмов, основанная на их семантико-стилистических различиях от российских слов:

  • большая часть старославянизмов выделяются книжной расцветкой, праздничным, приподнятым звучанием : младость, брег, ладонь, воспеть, священный, вечный, всесущий и под.;
  • от подобных старославянизмов резко отличаются те, которые стилистически не выделяются на фоне остальной лексики (многие из их вытеснили надлежащие восточнославянские варианты, продублировав их значение ): шлем, сладкий, работа, влага ; ср. устаревшие древнерусские слова: шелом, солодкий, волога ;
  • необыкновенную группу составляют старославянизмы, употребляемые вместе с русскими вариациями, получившими в языке другое значение : останки - порох, предать - передать, глава (правительства) - голова, гражданин - городской житель и т. д.
  • Старославянизмы 2-ой и третьей группы не воспринимаются носителями современного российского языка как чужеродные, - они так обрусели, что фактически не отличаются от извечно российских слов. В отличие от подобных, генетических, старославянизмов, слова первой группы сохраняют связь со старославянским, книжным языком; многие из их в прошедшем веке были неотъемлемой частью поэтической лексики: перси, ланиты, уста, сладостный, голос, власы, златой, младой и под. Сейчас они воспринимаются как поэтизмы, а языковед Г.О. Винокур именовал их стилистическими славянизмами.

    2. Из других близкородственных славянских языков в российский язык пришли отдельные слова, которые фактически не выделяются посреди извечно российской лексики. Из украинского и белорусского языков заимствовались наименования бытовых предметов, к примеру, украинизмы: борщ, галушки, вареники, гопак . Много слов пришло к нам из польского языка : местечко, вензель, сбруя, зразы, шляхта . Через польский язык заимствовались чешские и другие славянские слова : прапор, нахальный, угол и т.д.

    Источник - главы из пособия Розенталя Д.Э., Голуб И.Б., Теленковой М.А. «Современный российский язык»:

  • Происхождение лексики современного российского языка
  • Извечно российская лексика
  • Заимствования из славянских языков
  • Заимствования из неславянских языков
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое лексика?
  • Что такое лексическое значение слова?
  • Что такое лексика ограниченного потребления?
  • Какой метод переноса значения слова именуется метафорой?
  • Какой метод переноса значения слова именуется синекдохой?
  • Какой метод переноса значения слова именуется метонимией?
  • Где отыскать примеры переноса значения слова по сходству функций?
  • Где отыскать упражнения к теме «Способы переноса значений слова: метафора, метонимия, синекдоха»?