Психические процессы, обуславливающие процесс восприятия рекламы. Язык, речь, мысль, мышление Понятие о характере




По горизонтали :

    Совместная деятельность, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду.

    Система взглядов, воззрений на природу и общество

    Выражение представлений человека об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания

5. Постижение действительности сознанием

6. Существо, противостоящее внешнему миру, как объект познания

7. Древнее народное сказание о легендарных героях, о происхождении явлений природы

9. Совокупность достижений человека в производственном, общественном и духовном отношении

11. Совокупность людей, объединенных способом материальных благ на определенной ступени исторического развития

12. Поступательно движение вперед, улучшение в процессе развития

15. Ступень общественного развития и материальной культуры

16. Развитие, процесс постепенного непрерывного количественного изменения кого(чего)-нибудь, подготавливающий качественные изменения

18. Человеческая общность как результат исторически сложившихся форм деятельности людей

20. Человек, сосредоточенный на собственном внутреннем мире

22. Умение одного человека увлечь делом или идеей многих

23. Социальный пол, определяющий человека в обществе и то, как это поведение воспринимается

24. Процесс объединения частей в целое

27. Философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания

29. Способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях

31. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда

32. Упадок в развитии чего-либо; движение назад

По вертикали :

3. Способность мыслить, рассуждать и определять своё отношение к действительности как свойство высшей нервной деятельности человека

    Взаимоотношение между людьми, характеризующееся явной или скрытой борьбой

8. Совокупность значений, придаваемых, так или иначе, элементам какой-либо естественнонаучной или абстрактной дедуктивной теории

10. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления

13. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений

14. Отдельно взятый человек, представитель человеческого рода

17. Относительно устоявшийся шаблон мышления

19. Право и возможность распоряжаться кем(чем)-либо, подчинять своей воле

21. Целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения

25. Преобразование, изменение чего-либо

28. Человечность в общественной деятельности, в отношении к людям

30. Система взглядов, идей, представлений, выражающих интересы того или иного общества или социальной общности

Ответы :

1. сотрудничество

2. мировоззрение

3. субъективность

5. знание

6. субъект

7. миф

9. культура

11. общество

12. прогресс

15. цивилизация

16. эволюция

18. социум

20. интроверт

22. лидерство

23. гендер

24. интеграция

26. харизма

27. эмпиризм

29. мышление

31. человек

32. регресс

3. сознание

4. соперничество

8. интерпретация

10. философия

13. гипотеза

14. индивид

17. стереотип

19. власть

21. труд

25. реформа

28. гуманизм

30. идеология

МЫШЛЕ́НИЕ

1. Способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

"Мозг - орган мышления"

Основные операции мышления

Основные виды умственных операций:

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.

Понятийное мышление - это такое мышление, в котором используются опре­деленные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обра­щаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информа­ции, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выражен­ными в форме понятий, суждений умозаключений.

Образное мышление - это вид мыслительного процесса, в котором используют­ся образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы

Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидно­стями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимо­действии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение дей­ствительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас дей­ствительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.

Наглядно-образное мышление - это вид мыслительного процесса, который осу­ществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к дей­ствительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и опера­тивной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей до­школьного и младшего школьного возраста.

Наглядно-действенное мышление - это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, заня­тых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

Основные формы мышления

Понятие - это отражение общих и существенных свойств предметов или явле­ний. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах или явлениях. При­нято различать общие и единичные понятия.

Общими понятиями называют те, которые охватывают целый класс однород­ных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Например, понятия «стул», «здание», «болезнь», «человек» и др. В общих понятиях отражаются при­знаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим по­нятием.

Единичными называются понятия, обозначающие какой-либо один предмет. Например, «Енисей», «Венера», «Саратов» и др. Единичные понятия представля­ют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом от­ражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. Например, в понятие «Енисей» входит то, что это река, которая течет по террито­рии России.

Другой существенной особенностью понимания является обоснованность, т. е. осознание оснований, в силу которых наше понимание предмета или явления надо считать правильным. Следует отметить, что не всякое понимание мы можем обо­сновать. Бывают случаи, когда мы не можем доказать истинность наших суж­дений.

Существует несколько видов понимания. Во-первых, это непосредственное по­нимание. Для него характерно то, что оно достигается сразу, почти моментально, не требуя значительных усилий. Во-вторых, это опосредованное, или дискурсивное понимание. Данный вид понимания характеризуется наличием значительных уси­лий, которые мы прилагаем к тому, чтобы достичь понимания какого-либо пред­мета или явления. Такой вид понимания предполагает наличие ряда умственных операций, в числе которых сравнение, различение, анализ, синтез и др.

Однако в процессе нашего оперирования разнообразными суждениями с ис­пользованием определенных умственных операций может возникнуть еще одна форма мышления - умозаключение. Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой\

Основные виды умственных операций

К основным видам умственных операций относятся: сравнение, анализ и син­тез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция.

Сравнение. Операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира называется сравнением. Когда мы смотрим на два пред­мета, мы всегда замечаем, в чем они похожи или в чем они различаются.

Признание сходства или различия между предметами зависит от того, какие свойства сравниваемых предметов для нас являются существенными. Следует отметить, что именно из-за этого одни и те же предметы в одном случае мы счита­ем похожими друг на друга, а в другом случае мы не видим между ними никакого сходства. Например, если раскладывать предметы гардероба по признаку цвета и по признаку назначения, то в каждом из этих случаев набор вещей на одной полке будет другим.

Операцию сравнения мы всегда можем осуществить двумя путями; непосредственно или опосредованно. Когда мы можем сравнить два предмета или явления, воспринимая их одновременно, мы используем непосредственное сравнение. В тех случаях, когда мы осуществляем сравнение путем умозаключения, мы использу­ем опосредованное сравнение. При опосредованном сравнении для построения нашего умозаключения мы используем косвенные признаки. Например, ребенок для того чтобы определить, насколько он вырос, сопоставляет свой рост с отмет­ками на косяке двери.

Абстракция и конкретизация. Абстракция - это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных при­знаков. Суть абстракции как мыслительной операции состоит в том, что, воспри­нимая какой-либо предмет и выделяя в нем определенную часть, мы должны рас­сматривать выделенную часть или свойство независимо от других частей и свойств

Индукция и дедукция. В мыслительных операциях принято различать два ос­новных вида умозаключений: индуктивные, или индукцию, и дедуктивные, или дедукцию.

Индукция - это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи. что в процессе индукции мы можем допустить определен­ные ошибки и сделанное нами умозаключение может оказаться недостаточно до­стоверным. Достоверность индуктивного умозаключения достигается не только за счет увеличения количества случаев, на котором оно строится, но и за счет ис­пользования разнообразных примеров, в которых варьируют несущественные признаки предметов и явлений

Дедукция - это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего поло­жения. Например, зная то, что на три делятся все числа, сумма цифр которых крат­на трем, мы можем утверждать, что число 412815 разделится на три. В то же вре­мя зная, что все березы сбрасывают листву на зиму, мы можем быть уверены в том, что какая-либо отдельная береза зимой также будет без листвы. . Благодаря дедукции мы можем использовать знание общих закономерностей для предвидения конкретных фактов. Например, опираясь на знание причин, вы­зывающих ту или иную болезнь, медицина строит свои профилактические меро­приятия по предупреждению данного заболевания.

Учитель добивается не понимания смысла задачи учеником и формирования путей поиска самостоятельного решения, а обу­чает его тому, как использовать на практике уже имеющиеся пути решения. В ре­зультате этого у ученика формируются навыки практического мышления.

Однако бывают случаи, когда человек с высокоразвитым мышлением пытает­ся решить задачи, не похожие ни на одну из известных, не имеющие готового пути решения. Для решения подобных задач мы должны обратиться к возможностям нашего творческого мышления.

Мыслительные процессы

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация . Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ и синтез

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений.

Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней - поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления.

Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.

Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение , таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Психические процессы и свойства личности: язык и речь

1. Речь и язык. Этапы развития и и физиологические основы речи.

Слово и речь являются важнейшими содержательными и струк­турными компонентами психики. Исследования психологов и физиоло­гов показали,что слово связано со всеми проявлениями психики че­ловека. На уровне ощущений речь влияет на пороги чувствительнос­ти, т. е. определяет условия прохождения стимула. Структура язы­ка откладывает отпечаток на структуру восприятия. Выделение предмета из фона, образование целостного образа зависит от зада­чи восприятия, поставленной словесно. Представление вызывается словом и тесно с ним связано. Чувства человека вызываются не только объектами материального мира: слово может ободрить чело­века и уязвить, унизить и возвысить. Намерения как компонент личности и воли выражаются в слове. Особенно тесная связь су­ществует между мышлением и речью. Мысль существует в слове.

Понятие о языке и речи.

Язык - это система знаков, функционирующих в качестве средс­тва общения и орудия мысли.

Язык включает слова с их значениями и синтаксис (набор пра­вил, по которым строятся предложения). Средствами, из которых строится языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь). Из них строятся слова и предложения, закрепляющие опыт человечества.

В словарном запасе языка сохранены знания о мире данной общности людей, которые пользуются ими.

Язык, который не употребляется для живого речевого общения, но который сохранился в письменных источниках, называют мертвым.

Язык может пережить создавшее его общество и выступать цен­нейшим памятником культуры исчезнувшей цивилизации.

Речь - процесс общения посредством языка. Предметом психо­логического изучения является речь.

Отличие языка и речи следующие:

Язык -объективное явление жизни общества,он, един для всего народа и охватывает все многообразие явлений, познанных людьми.

Существуют нормативные правила произношения и грамматики, сти­листики данного языка.

(Кстати, в общении человек использует незначительную часть язы­кового богатства. Даже в языке великих писателей насчитывают от 10000 до 20000 слов, в то время как язык заключает несколько сот тысяч слов. Речь отдельного человека обладает особенностями про­изношения, лексики, структуры предложений. По этим признакам ре­чи можно идентифицировать личность).

Этапы развития речи

Развитие речи шло по линии:

Комплексная кинетическая речь (около 0,5 млн. лет тому на­зад) - передача информации с использованием движения тела; при этом движения общения и движения, связанные с трудом не диффе­ренцируются друг от друга;

Ручная кинетическая речь (язык жестов) - более дифферен­цирован (и сечас им активно пользуются глухонемые);

Звуковая речь (более 100 000 л. назад) - в виде отдельных слов;

Создание письменности.

В свою очередь, этапы развития письменности следующие:

Рисуночное пиктографическое письмо (ок. 4000 лет до н.э.)

Рассказ в картинках;

Идеаграфическое письмо (посредством иероглифов) (так, ки­тайский иероглиф, означающий "кризис", состоит из двух символов: один означает"опасность", другой - "удобный случай";

Собственно буквенное письмо (Оно было изобретено древними финикийцами и получило название алфабетического письма и тесно связано с устной речью: графемой (буквой) обозначается фонема (звук речи).

Небольшим количеством графем можно выразить письменно любую мысль.

Физиологические основы речи.

Системы обеспечения речи подразделяются на периферические и центральные.

К центральным относятся структуры г.м., а к периферическим

Раздражителем этой сигнальной системы выступают не предметы и их свойства, а слова. Как раздражитель слово существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое слово.

Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. На­рушение взаимодействия ведет к тому, что речь превращается в бессодержательный поток слов.

В коре головного мозга выделяют слуховой центр речи (центр Вернике) (левое полушарие, височная доля). При его поражении больной слышит слова, но не понимает их смысла (сенсорная афа­зия).

Существует и двигательный центр (центр Брока) (левое полу­шарие, лобная доля). При его поражении больной понимает речь, но не может говорить при полной сохранности периферического аппара­та производства речи (моторная афазия). Понимание смысла речи связано с функционированием ассоциативных зон коры, поражение которых приводит к непониманию смысла речи при понимании ее от­дельных слов.

2. Классификация видов речи.

В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутрен­нюю. Внешняя речь подразделяется на устную (диалогическую и мо­нологическую) и письменную.

Диалогическая речь. Диалог - это непосредственное общение двух или нескольких человек.

Особенности диалога.

Во-первых, диалог-речь поддерживаемая.

Во-вторых, диалог ведется при непосредственном контакте го­ворящих. (Разговаривающие воздействуют друг на друга жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса, часто совместно наблюдают за обсуждаемым предметом).

В-третьих, в диалоге обсуждается наличная ситуация. (Пред­мет, который обсуждают, нередко дан в восприятии или существует в совместной деятельности).

Тематически направленный диалог называется беседой.

Целью беседы может быть выяснение уровня знаний, воздейс­твие на слушателей: убеждение, внушающее воздействие.

Монологическая речь. Разговор одного лица. Его особенности:

Он непрерывен (поэтому активное экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие осуществляется выступающим);

Он должен быть последователен и доказателен;

В нем должна правильно употребляться грамматика.

В диалогической речи не так заметны обмолвки, незаконченные фразы, неточное употребление слов. Ситуация взаимного общения сглаживает перечисленные недочеты.

Виды монолога:

Устный рассказ (Наиболее древней, первоначальной формой монолога является устный рассказ. В рассказе говорящий передает в описательной форме виденное, слышанное или познанное им, неиз­вестное для слушателей).

Лекция. (в ней дается не только описание явлений, но и ведется доказательство тех или иных научных положений).

Доклад и речь (выступление). (Доклад-продуманное устное сообщение по определенному вопросу, основанное на сообщении фак­тического материала и его обобщении. Например, доклад директора школы об" итогах учебного года, доклад о результатах проведенно­го научного эксперимента и т. д. Задача речи иная - она должна пробуждать определенную, мысль и доходить до сердца слушателей. В речи объясняется, разъясняется что-либо по поводу события, случая, торжества. Это, например, речь директора школы в связи с началом учебного года, речь при открытии памятника).

Развитие таких средств массовой коммуникации, как радио и телевидение, создало наиболее трудную форму монологической речи

Выступление перед микрофоном и телевизионной камерой.

Монологическая речь во всех ее формах требует подготовки.

Письменная речь.

Письменная речь появилась позже устной и была связана с потребностью закрепить на более долгий срок, передать потомкам сведения о тех или иных событиях.

Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего ее, кроме самого слова и организующих предложение знаков препинания.

Письменная речь обращена к самому широкому кругу читателей.

Письменная речь позволяет приобщиться к мировой культуре.

Внутренняя речь.

Внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Внутренняя речь - разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются

действия.

Основным признаком внутренней речи является ее непроизносимость, она беззвучна. Внутреннюю речь разделяют на внутреннеепроговорившие и собственно внутреннюю речь.

Внутренняя речь отличается по структуре от внешней речи тем, что она свернута, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения.

Внутренняя речь, как и внешняя, существует как кинестези­ческий, слуховой или зрительный образ.

В отличие от собственно внутренней речи внутреннее прогова­ривание совпадает по структуре с внешней речью. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Функции речи.

Выражение (отношение к тому, о чем говорится);

Воздействие (побуждение других людей к определенному действию (приказ, призыв, убеждение));

Сообщения (обмен мыслями и информацией при помощи слов)

Обозначение (название предмета, действия, состояния) - эта функция отличает речь человека от животных;

Обобщение (слово обозначает не только данный предмет, но и и группу сходных преметов и то общее, что присуще им). Если функция обозначения устанавливает связь слова со всеми образами сознания, то обобщение выражает тесную связь речи с мышлением. Речь является формой, существования мысли, наиболее адекватной для абстрактно-логического мышления.

(Результат речи зависит от того, как это было сказано. Так, в древности одному правителю приснился сон: один за другим у не­го выпали зубы. Он призвал толкователя сновидений. Тот сказал, "Я должен сообщить тебе дурную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких". Правитель разгневался и пригласил другого толкователя. Тот сказал "У меня для тебя хорошие вести. Ты будешь жить долго, дольше, чем все другие члены твоей семьи. Ты переживешь их всех. Правитель наградил толкователя. Дело не только в том, чтобы понять и сказать, но и удобным образом представить содержание).

3. Речевые свойства личности.

Направленность личности и стиль речи.

В речи раскрывается направленность личности: ее интересы, потребности, убеждения. Во-первых, направленность личности опре­деляет содержание, предмет разговоров человека. Во-вторых, к предмету своих интересов человек возвращается многократно и в мыслях и в общении.

Для характеристики культурного уровня человека используется понятие стиль речи.

Самым низшим стилем является неорганизованный разговорный стиль речи, в котором говорящий употребляет неточные слова и вы­ражения, много междометий и слов-сорняков.

На основе разговорной диалогической речи возникает образ­но-эмоциональный стиль. Для него характерны чистота языка, об­разность выражений, точная передача мысли и слова без использо­вания научной терминологии.

Научно-деловой стиль речи сложился в процессе научного об­щения. Этот стиль речи более сух, менее богат образными выраже­ниями. Для него характерно включение большого количества научной терминологии.

Во всех трех речевых стилях выражается профессиональная деятельность человека. Это сказывается в подборе слов (лексике),характере сравнений, образов.

Речь не только общение, но и процесс взаимного воздействия людей, принимающих участие в процессе общения.

Морально-волевые качества личности, темперамент и речь.

В речи проявляются морально-волевые качества личности. В ней также проявляются уверенность, убежденность, робость,

почтительность, наглость, уважение. В содержании высказываний человека проявляются черты характера.

Важным моментом является волевая саморегуляция речи. На речь влияют чувства человека.

Еще в "Книге занимательных историй", написанной Абуль-Фа­раджем в 13 в., даются советы, как распознать человека по речи:

"Тот, кто разговаривает, постепенно понижая голос, несомен­но, чем-то глубоко опечален; кто всегда говорит слабым голосом - робок, как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно, глуп, как коза".

Температмент и характер

1. ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ. Под темпераментом понимаются природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.

Т. (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение черт) - х-ка индивида со стороны динамических особенностей его психики (темп, быстрота, ритм, интенсивность).

Ведущими компонентами т. являются:

Общая психическая активность индивида (стремление личнос­ти к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внеш­ней действительности; она колеблется от вялости, инертности, со­зерцательности - до энергичности, стремительности действий, пос­тоянного подъема);

Двигательный (моторный компонент (быстрота, резкость, ритм, сила, амплитуда иышечных движений и особенностей речи);

Эмоциональность (х-ся особенностями возникновения, про­текания и прекращения разнообразных эмоций); к ней в первую оче­редь относятся впечатлительность (эмоциональная чувствитель­ность), импульсивность (быстрота возникновения и проявления эмо­ций без взвешивания их последствий) и эмоциаональная лабильность (скорость переключения с одного вида переживаний на другие).

Особенности т.:

Обусловлен биологической организацией индивида;

Влияет на х-р психических проявлений индивида (эмоцио­нальные проявления, мыслительные процессы, темп и ритм речи);

От т. не зависят социально обусловленные х-ки человека (интересы, установки, увлечения).

Учение о темпераменте.

Гуморальная теория Родоначальником учения о темпераменте является древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). Он считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Одна из жидкостей преобладает, что и определяет темперамент че­ловека. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней. Так, холерический темперамент проис­ходит от слова chole (желчь), сангвинический-от sanguis (кровь), флегматический - от phlegma (слизь), меланхолический - от melan chole (черная желчь).

Конституциональные типологии (зависимость темперамента от х-ра телосложения):

- Э.Кречмер (его учение приобрело особую популярность в Ев-

ропе).

Нейродинамическая теория

Теория темперамента И.П. Павлова (в зависимости от соотно­шения основных нервных процессов - силы, уравновешенности и под­вижности выделял следующие типы:

Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный);

Холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный);

Флегматик (сильный, уравновешенный, малоподвижный);

Меланхолик (слабый, неуравновешенный, слабоподвижный)

Но кроме них существует еще множество промежуточных типов.

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная систе­ма выдерживает большую и длительную нагрузку.

Уравновешенность - это баланс процессов возбуждения и торможе­ния. Эти процессы могут быть уравновешены друг с другом по силе, а могут быть неуравновешенными- один из них может быть более сильным, чем другой.

Подвижность-это быстрота смены одного процесса другим. Он обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств.

Темперамент не определяет способности и одаренность челове­ка.

Так, у А.С.Пушкина был холерический темперамент, у А.И.Гер­цена - сангвинический, у И.В.Гоголя и В.А.Жуковского - меланхо­лический, у И.А.Крылова и И.А.Гончарова - флегматический. А.В.Суворов - холерик, М.И.Кутузов - флегматик.

2. Краткая х-ка темпераментов (по И.П.Павлову):

Павлов отождествлял тип нервной деятельности и темпера­мент. Однако тип нервной деятельности не всегда совпадает с ти­пом темперамента. Тип нервной деятельности следует рассматривать в качестве задатка темперамента. Так, установлено, что при про­чих равных условиях пассивно-оборонительное поведение преиму­щественно наблюдается у животных со слабым типом нервной систе­мы, а агрессивное поведение - у сильных неуравновешенных особей.

Темперамент проявляется в эмоциональных, мыслительных и воле­вых процессах. Когда говорят о темпераменте человека, то имеют в виду не динамику изолированных психологических процессов, а весь синдром (систему) динамических особенностей целостного поведения личности.

Холерический темперамент. Представители этого типа отличают­ся повышенной возбудимостью, неуравновешенностью поведения, вспыльчивостью, агрессивеностью, энергичностью в деятельности. Для них характерна цикличность в работе. Они со всей страстью способны отдаваться делу, увлечься им. В это время они готовы преодолеть любые трудности и препятствия на пути к цели. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности и они ничего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешен­ности их нервной деятельности.

Сангвинический темперамент. Горячие, продуктивные, но лишь тогда, когда у него есть интересное дело. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым.

Для сангвиника характерна большая подвижность, легкая приспо­собляемость к изменяющимся условиям жизни. Он быстро находит контакт с людьми, общителен, не чувствует скованности в новой обстановке. В коллективе сангвиник весел, жизнерадостен, с охо­той берется за живое дело, способен к увлечению. Однако, разви­вая кипучую деятельность, он может так же быстро остыть, как и быстро увлечься, если дело его перестает интересовать, если оно требует кропотливости и терпения, если оно имеет будничный ха­рактер.

У сангвиника эмоции легко возникают, легко сменяются. Сангвиник склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко

переключает внимание. Продуктивен при динамической и разнообраз­ной работе. Работа, требующая быстрой реакции, а вместе с тем уравновешенности, больше всего подходит ему.

Флегматический темперамент.

Флегматик-спокойный, уравновешенный, всегда ровный; настой­чивый и упорный труженик жизни. Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяют флегматику легко оста­ваться спокойным в любых условиях.

Флегматик солиден, он не тратит напрасно сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать.

Недостатком флегматика является его инертность, малоподвиж­ность. Ему нужно время для раскачки, он недостаточно гибкий. Флегматики особенно подходят к работе, требующей методичности, хладнокровия и длительной работоспособности.

Меланхолический темперамент. Представители этого типа отли­чаются высокой эмоциональной чувствительностью, повышенной рани­мостью. Меланхолики замкнуты, особенно если встречаются с новыми людьми, нерешительны в трудных обстоятельствах, испытывают силь­ный страх в опасных ситуациях.

Слабость нервных процессов приводит к тому, что всякое сильное воздействие затормаживает деятельность меланхолика, и у него возникает запредельное торможение. И слабое раздражение субъек­тивно переживается им как сильное воздействие, а потому меланхо­лик склонен отдаваться переживанию по незначительному поводу.

В привычной обстановке, и в особенности в хорошем, дружеском коллективе, меланхолик может быть довольно контактным человеком, успешно вести порученное дело, проявлять настойчивость и преодолевать трудности.

3. Взаимосвязь темперамента с другими характеристиками лич­ности.

Спокойный, ровный флегматик при из­вестных обстоятельствах проявляет эмоциональный взрыв и ведет себя как холерик, а холерик в определенных условиях проявляет себя как меланхолик: переживает чувство подавленности, неуверен­ности и т. п. Подобные наблюдения привели некоторых психологов к выводам, что имеются промежуточне типы.

Для холерика типично состояние подъема или аффективности, для флегматика - спокойной сдержанности, для меланхолика - неу­веренности и т. п.

Темперамент и деятельность.

В одних случаях деятельность требует сильных и быстрых реак­ций, в других-плавных и медленных действий. Каждый род деятель­ности имеет свой темп и динамику, и человек, включаясь в ту или иную деятельность, неизбежно развивает у себя требуемые ею ка­чества.

Формирование индивидуальных стилей деятельности позволяет человеку с любым типом темперамента работать по любой профессии, не относящейся к экстремальной деятельности.

Темперамент и отношения.

Картина поведения человека часто определяется отношениями че­ловека к задаче или к другому лицу, предъявляющему требования, зависят от интересов, потребностей и ориентации личности.

При положительном отношении к делу ускоряются темп и ритм ра­боты, человек трудится с большей энергией, долго не утомляется. И наоборот, при отрицательном отношении наблюдается замедленный темп работы, быстро наступает ощущение утомления, тонус деятель­ности падает. Особенно ярко обнаруживается зависимость динамики и тонуса эмоциональной жизни от отношений личности к различным событиям жизни.

На проявления темперамента накладывает отпечаток культура поведения.

Так, есть люди, которые не только не хотят сдерживать себя, и специально вызывают у себя вспышки гнева, радости, отчаяния и т. д.

Культура состоит в том, что человек строит свое поведение в соответствии с принятой в обществе моралью.

Кроме моральных качеств, огромное значение в регуляции по­ведения имеет воля.

Темперамент накладывает отпечаток и на волю. На основе флег­матического темперамента скорее может сформироваться методичес­кая, интеллектуальная форма воли; на основе холерического-эмоци­онально-порывистая воля. Волевые качества характера позволяют овладеть свойствами темперамента и регулировать его проявление в процессе деятельности.

Твердая воля позволяет человеку сдерживать и даже "снимать" импульсивность, овладевать своими эмоциями.

Способы выявления темперамента:

По характеру активности и эмоциональности (внешние прояв­ления);

При помощи специальных опросников.

Характер, его структура. Индивидуальное и типи­ческое в характере.

ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ.

Характер (от греческого charakter - пе­чать, чеканка) - совокупность ярко выраженных и относительно ус­тойчивых черт человека, накладывающие отпечаток на его поведение и поступки.

В жизни человека обычно характеризуют как эгоиста или как коллективиста, доброго или скупого, деликатного или грубого, ре­шительного или нерешительного, настойчивого, внушаемого или са­мостоятельного, мужественного или паникера, скромного или хваст­ливого, горячего или холодного и т. п.

Характер - это целостное образование, включающее самые разно­образные свойства психического склада личности.

Х. отражает как те условия, в которых человек живет, так и направленность воспитания.

На формирование особенностей Х. влияют:

Условия жизни и деятельности (в настоящем или прошлом);

Особенности воспитания;

Состояние здоровья человека;

Тип ВНД.

Х. проявляется в:

Поступках и действиях;

В речи (ее особенностях);

Мимике (внешний облик, прежде всего особенности лица);

Пантомимике (поза, походка).

- в одежде и т.п.

Значение х.:

Он влияет на успешность проф. деятельности;

На жизнь малых соц. групп (семья, коллектив);

На состояние здоровья

К основным группам черт характера относят:

Моральные (чуткость, внимание, деликатность);

Волевые (решительность, настойчивость, твердость);

Эмоциональные (вспыльчивость, страстность, нежность).

Свойства положительного характера:

Моральная воспитанность характера. Она характеризует че­ловека со стороны направленностй и формы поведения.

Полнота характера. Она свидетельствует о разносторонности стремлений и увлечений человека, разнообразии деятельности.

Определенность характера. Она выражается в устойчивости поведения.

Сила характера. Это энергия, с какой человек преследует поставленные перед собой цели

Твердость характера. Она проявляется в последовательности действий и упорстве человека, в сознательном отстаивании взгля­дов и принятых решений.

Уравновешенность характера. Это наиболее оптимальное для

деятельности и общения с людьми соотношение сдержанности и ак­тивности.

Характер формируется в процессе познания и практической де­ятельности.

От круга впечатлений и разнообразия деятельности зависят пол­нота и сила характера.

Характер конкретного человека отражает как те общественно-ис­торические условия, в которых он живет, так и направленность воспитания, поскольку и первое и второе условия детерминируют определенные черты характера личности.

Пути изменения характера:

Самовоспитание

Воспитание (конструктивная критика, стимулирование пове­дения моральными и материальными средствами и т.п.)

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ТИПИЧЕСКОЕ В ХАРАКТЕРЕ

Характер - общественно-историческое явление. Не может быть характеров вне времени и пространства.

Есть определенные характеры определенных исторических эпох, характеры конкретных личностей.

Личность как носитель характера является членом общества и связана с ним различными отношениями. Являясь членом общества, а в классовом обществе-членом класса, личность находится в опреде­ленных экономических, политическйх и культурных условиях, общих как для нее, так и для многих других людей - членов этого об­щества, класса. Эти условия формируют общие типические черты ха­рактера.

Так, люди одной нации в известной мере разделяют сложившиеся на протяжении поколений национальные условия жизни, испытывают на себе специфические особенности национального быта, развивают­ся под влиянием сложившейся национальной культуры, языка. Поэто­му люди одной нации по образу жизни, по привычкам, нравам и ха­рактеру отличаются от людей другой нации.

Индивидуальное в характере человека.

Наряду с общими условиями, имеются и своеобразно индивидуаль­ные условия жизни и воспитании каждого отдельного человека.

Существуют различия в быте семьи, интересах различных семей, важное значение имеют профессионально-трудовые различия. Все это не может не отражаться на характере человека.

Различия в быту, а тем самым и различия в потребностях, вкусах определяют индивидуальные особенности у людей одного и того же общества, одной и той же прослойки населения.

Типическое и типы характера. Совокупность отличительных су­щественных, типических черт образует тип характера, который от­ражает типичные условия жизни людей.

Каждая социальная эпоха выдвигает на арену общественной деятельности определенный "типический характер". Феодализм, нап­ример, выдвигает тип характера рыцаря, торговца, крестьянина; капитаизм-типические характеры буржуа и рабочего.

Тип характера - относительно устойчивое образование, но он вместе с тем и пластичен. Под влиянием обстоятельств жизни,

воспитания, требований общества и требований человека к самому

себе тип характера развивается и изменяется.

Способности. Социальные роли личности. Субъект и ситуация.

ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ. Когда говорят о способностях челове­ка, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности.

При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические уси­лия) способный человек получает максимальные результаты по срав­нению с менее способными людьми.

В отечественной психологии используется третий подход.

Так Б.М.Теплов выделил следующие три основные признака по­нятия "способность".

Во-первых, под способностями понимаются индвд.-психолог. особенности, отличающие одного чел. от другого (никто не станет говорить способностях там, где речь идет о свойствах, в отноше­нии которых все люди равны);

Во-вторых, к способностям относят лишь те индивидуаль­но-психологические особенности, которые обеспечивают успешность деятельности;

В-третьих, способности не сводятся к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Способности существуют только в развитии.

Успешное выполнение деятельности зависит как правило от комплекса способностей (возможна компенсация слабо выраженных способностей другими).

Классификация способностей

Естественные (те, что общие для человека и животных) - восприятие, память, возможность к элементарной коммуникации;

Специфически человеческие (имеющие социально-историческое происхождение). Они подразделяются на общие и специальные.

Под общими способностями понимается такая система индивидуаль­новолевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например ли­тературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.

К специальным способностям следует отнести и способности к практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности.

Специальные способности органически связаны с общими. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь развитие специальных способностей, при известных условиях, поло­жительно влияет на развитие интеллекта.

Кроме того есть подразделения специфических способностей на практические и теоретические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Четыре подхода к определению репродуктивных и творческих спо­собностей.

1. Все зависит от мотивации, ценности, личностных черт (А.Маслоу и др.). Основными чертами творческой личности являют­ся:

Когнитивная одаренность;

Чувствительность к проблемам;

Независимость суждений.

2. Креативность является самостоятельным фактором, незави­симым от интеллекта (Гилфорд, Тейлор, Я.А.Пономарев).

3. Теория интеллектуального порога Е.Торранса: взаимосвязь между уровнем интеллекта и творческими способностями следующая:

если ИК ниже 115-120, то интеллект и креативность образуют один фактор,

если более 120 - то креативность явлется отдельным факто­ром. Т.е., нет творческих личностей с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

4. Высокий уровень развития иинтеллекта предполагает высо­кий уровень развития творческих способностей и наоборот ((Д.Векслер, Г.Айзенк, А.Термен).

Наиболее общепринятой является третья точка зрения.

Уровни развития способностей:

Задатки (анатомо-физиологические предпосылки к деятельнос­ти);

Одаренность (своеобразное сочетание способностей, обеспечи­вающее быстрое и успешное овладение деятельностью);

Талант (деятельность талантливого человека отличается но­визной и оригинальностью; талант всегда связан с группой способ­ностей);

Гениальность. О ней говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Считается, что за 5000 лет цивилизации гениальных лю­дей было не более 400 человек (Аристотель, М.В.Ломоносов. Р.Де­карт. Леонардо да Винчи. Г.В.Лейбниц).

Творческие способности и помешательство.

Первые работы в области соотношения гениальности и помеша­тельства принадлежат итальянскому психиатру Чезаре Ломброзо. Он собрал многочисленные сведения о психопатологических проявлениях выдающихся людей. В его списках гениев было много эпилептиков, меланхоликов, эксцентричных личностей, самоубийц, наркоманов и алкоголиков.

Так, 3 наиболее великих полководца прошлого - Ал. Македонс­кий, Юлий Цезарь и Наполеон Боннапарт страдали эпилепсией.

Среди крупных писателей эпилептиками были Достоевский, Пет­рарка, Мольер, Флобер.

Д.Карсон считает, что гений - носитель рецессивного гена шизофрении. Один ген не вызывает патологии, но в ряде случаев может привести к развитию выдающихся способностей. Доказательст­во тому - наличие шизофреников среди родственников выдающихся

людей. Так, сын Эйнштейна, родственники Декарта, Паскаля, Ньюто­на, Фарадея, Дарвина, Платона, Канта, Ницше страдали шизофрени­ей. Это были в основном люди науки.

Люди, достигшие высот в искусстве чаще страдают маниакаль­но-депрессивным психозом. Среди представителей творческих про­фессий им чаще страдают поэты, затем музыканты, художники, скульпторы и архитекторы.

Однако о связи гения с безумностью следует говорить с осто­рожностью. Гениальность может быть связана с помешательством, хотя отнюдь не всегда.

Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать дея­тельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригиналь­ное.

Самый высокий уровень развития и проявления способностей обоз­начают терминами талант и гений . Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имею­щих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающее новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек также творит, вносит свое, но в пределах уже определив­шихся идей, направлений, способов исследования.

2. Природа способностей и их развитие

Три точки зрения:

С - врожденные, биологически обусловленны (френология);

С - приобретенные (соц. обусловленные - путем обучения, воспитания - Гельвеций);

С - биосоциальны (на уровень их развития влияет и то и другое - Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын, А.Н.Леонтьев и др.).

(КОНЦЕПЦИИ СПОСОБНОСТЕЙ Теория наследственности способнос­тей. В психологии сложились три концепции способностей. Одна из

них утверждает, что способности - биологически детерминированные

свойства личности, их проявление и развитие всецело зависят от

наследованного фонда.

Так, например, Гальтон в XIX веке пытался обосновать нас­ледственность таланта, анализируя биографические данные выдаю­щихся деятелей. Продолжая линию Гальтона в XX веке Коте опреде­лял степень одаренности по количеству места, отведенного в эн­циклопедических словарях известным людям. Гальтон и Коте пришли к выводу, что талант наследуется.

Жизнь опровергает взгляды о наследственной предопределен­ности способностей. Кроме того, объективный анализ биографий вы­дающихся людей говорит о другом: в подавляющем большинстве слу­чаев выдающиеся люди вышли из семей, не проявлявших особых даро­ваний, с другой стороны, дети, внуки и правнуки знаменитых людей выдающихся дарований не проявляли. Исключение составляют нес­колько семей музыкантов и ученых,

Теория приобретенных способностей.

В противоположность первой концепции способностей вторая на­ходит, что способности всецело определяются средой и воспитани­ем. Так, в XVIII веке Гельвеций провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность.

В новейшее время видный американский ученый У. Эшби утвержда­ет, что способности и даже гениальность определяются приобретен­ными свойствами и, в частности, тем, какая программа интеллекту­альной деятельности была сформирована у человека стихийно и соз­нательно в процессе обучения в детстве и в последующей жизни. У одного программа позволяет решать творческие задачи, а у другого

Только репродуктивные. Вторым фактором способностей Эшби счи­тает работоспособность. Способный тот, кто после тысячи неудач­ных попыток делает тысяча первую и приходит к открытию; неспо­собный тот, кто после второй попытки оставляет задачу нерешен­ной.

Диалектика приобретенного и природного в способностях.

Более правильную позицию занимают представители третьей кон­цепции способностей.

Эта концепция способностей устанавливает, что человек име­ет от природы присущие всем людям возможности человеческого раз­вития. Вместе с тем признается наличие индивидуальных природных задатков, благоприятствующих становлению и развитию тех или иных способностей. Способности формируются в деятельности при благоп­риятных социальных условиях жизни).

Развитие способностей человека в процессе индивидуального развития (в онтогенезе).

Созревание ЦНС;

Развитие общих и специальных способностей в процессе вос­питания, обучения, влияния микро и макроокружения;

Профориентационные мероприятия.

ЗАДАТКИ И СКЛОННОСТИ

Понятие о задатках.

Под задатками следует усматривать не столько анатомо-физио­логические, сколько психофизиологические свойства, в первую оче­редь те, которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овла­дения деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимающийся систематически определенной деятельностью.

Под задатками понимают первичную природную основу способнос­ти, еще не развитую, но дающую себя знать при первых пробах дея­тельности.

Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности. Вот поче­му так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем чтобы целенаправленно формировать их способности.

Склонности.

Задатки проявляются в склонностях к определенному виду дея­тельности (специальные способности) или в повышенной любозна­тельности ко всему (общая способность) .

Склонности - это первый и наиболее ранний признак зарождающей­ся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка (или взрослого) к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Нередко это стремление замечается довольно ра­но, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Очевидно, склонность свидетельствует о наличии определенных природных предпосылок к развитию способностей.

Наряду с истинной склонностью имеется и ложная, или мнимая.

При истинной склонности можно наблюдать не только неодолимое тя­готение к деятельности, но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значительных результатов. При ложной, или мнимой, склонности этого не отмечается.

Задатки проявляются в легкой восприимчивости и запечатлевае­мости того материала, который привлекает, и, главное, в умении конструировать новое, что особенно характерно для большого даро­вания.

На развитие способностей влияют условия жизни и деятельнос­ти, психические особенности человека.

Так, значимые социальные побуждения активизируют личность. На проявление и развитие способностей влияют

Любовь к делу, страстная увлеченность им;

Положительное отношение к избранной деятельности Способствуют развитию способностей такие качества личности,

как трудолюбие, воля, решительность, целеустремленность, высокая

работоспособность.

Так Вовенарг говорил "Усердие и посредственность достигают большего, чем талант без усердия".

На развитие способностей существенное влияние оказывают обу­чение и воспитание.

Способности могут развиваться стихийно в процессе деятельнос­ти, но для этого требуется и больше времени и больше сил. Обуче­ние и воспитание ускоряют этот процесс, так как устраняют обра­зование ненужных звеньев в механизме деятельности.

Способности развиваются неравномерно: одни - раньше, дру­гие-позже, по мере накопления знаний и опыта. Раньше всех начи­нают развиваться музыкальные (так, у Моцарта, одаренность начала проявляться в 3 года, у Гайдна - в 4), затем изобразительные способности (Рафаэль - в 8 лет, Ван-Дейк - в 10 лет). Поэтичес­кое дарование бурно развивается в подростковом возрасте, из спо­собностей к наукам наиболее рано развиваются математические спо­собности. У великих математиков математическая зрелость наступа­ет в 20 лет.

Неблагоприятно сказывается на развитии способностей чрез­мерная умственная или физическая перегрузка, приводящая к переу­томлению и к снижению уровня трудоспособности.

Восприятие представляет собой целостное отражение в коре головного мозга предметов и явлений. Это отражение обозначается словом, названием того, что человек воспринимает.

Существует три типа восприятия действительности:

  • · Визуальный, зрительный. Человек визуального типа воспринимает и организует свой опыт и мышление в основном с помощью зрительных образов. Ему лучше “один раз увидеть, чем сто раз услышать”. В его лексике представлены слова зрительного ряда, это имена существительные, глаголы, наречия и прилагательные, которые как бы описывают картину увиденного.
  • · Аудиальный, слуховой. Он представляет и описывает мир в аудиальных, слуховых образах. В лексике это представлено соответствующим рядом слов. Например, глухой вопрос, кричащая идея, немой намек.
  • · Кинестетический, то есть воспринимающий и оценивающий мир прежде всего с помощью ощущений и чувств. Ему свойственна своя лексика: тяжелый или легкий вопрос, мощная идея, жесткий намек.

Попытки использовать все три типа восприятия находят все большее распространение в рекламе. Восприятие осуществляется чаще всего осмысленно.

Способы осмысленного восприятия:

  • 1. Узнавание. Люди часто используют не товар, а образ, создаваемый рекламой этого товара, то есть люди узнают сначала образ, а потом уже товар. Первичен образ, имидж, индивидуальное восприятие.
  • 2. Привычка. Люди зачастую преданны своему сорту шоколада или марке духов, хотя ассортимент этих товаров чрезвычайно высок.
  • 3. Лучше воспринимаются визуальные образы. Они не требуют огромных умственных усилий со стороны зрителя.
  • 4. Эффект краткости. Чтобы воспринять новую информацию, мозг человека разбивает ее на массу простейших образов и форм. То есть чем проще и ярче отдельный образ в целостной картинке, тем легче и с большим удовольствием она будет воспринята человеком.

Внимание - одна из форм восприятия. Чтобы начать воспринимать, человек должен направить свое внимание на что-либо и удержать его (внимание) достаточное время. Привлечение внимание - первый шаг в воздействии рекламы на потребителя. Именно внимание определяет, на что нужно тратить время, а от чего следует отказаться, ведь «сосредоточение психической деятельности человека на одном объекте влечет за собой отключение внимание от других объектов» (5; 33).

Факторы привлечения внимания:

  • 1. Ассоциации. Чем больше приятных ассоциаций возникает с данным предметом, тем дольше человек будет уделять ему внимание.
  • 2. Образы знакомых людей, чувств, эмоций. Человек чаще испытывает симпатию к тем новым людям, которые напоминают ему старых знакомых, друзей, приятелей.
  • 3. Воздействие на органы чувств. Чем интенсивнее раздражитель воздействует на органы чувств человека (зрение, слух, обоняние), тем выше степень внимания к нему.
  • 4. Необычность, уникальность, новизна образа также способствует удержанию внимания на нем.

Для удержания внимания на определенное время необходимо привлечения не одного фактора, а нескольких; они должны дополнять или заменять друг друга.

Память - процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек раньше воспринимал, переживал или делал. Запоминание может быть как сознательным, когда человек запоминает путем приложения усилий (учит),так и бессознательным, когда информация откладывается в коре головного мозга без специальных усилий. Задача рекламы - воздействовать на человека таким образом, чтобы запоминание шло на бессознательном уровне. Есть ряд приемов, обусловивших бессознательное запоминание:

  • 1. Связь с повседневной и профессиональной деятельностью. Человек запомнит то, что его волнует, что, по его собственному убеждению, пригодится ему в дальнейшей работе или повседневной жизни.
  • 2. Повторение. Не зря говорится, что «повторение - мать учения». Лучше и дольше запоминается то, что было повторено неоднократно. Нужно соблюдать тонкую грань, после которой повторение начинает вызывать не только раздражение, но и активное сопротивление и неприятие повторяемого материала.
  • 3. Эффект края. Лучше запоминаются те сведения и факты, которые располагаются в конце.

Мышление - важный психический процесс, имеющий непосредственное отношение к восприятию рекламы. Мышление - способность человека рассуждать, представляющая собой процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях (11; 358)

Объект (в нашем случае реклама) в процессе мышления включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычленяется все новое содержание: он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства.

В процессе мышления человеческий мозг проделывает ряд операций:

· Анализ - метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь, всесторонний разбор, рассмотрение (11; 26).

При анализе человек, рассматривая отдельные части чего-либо способен сделать проекцию на «невидимые» для себя качества и свойства этого объекта, додумать.

  • · Синтез - метод научного исследования какого-нибудь явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом (11; 661). Рассмотрев части объекта, человек делает вывод о его свойствах и качествах в целом, прогнозирует его (объекта) будущее.
  • · Индукция - рассуждения от частного к общему. На примере частного случая человек может сделать глобальные выводы.
  • · Дедукция - рассуждения от общего к частному. Зная основные законы и закономерности, человек может предсказать частный случай.

Мыслительные процессы

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза. Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение. Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней - поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности. Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления. Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Особенности мышления младших школьников

Современный уровень развития общества и соответственно сведения, почерпнутые из различных источников информации, вызывают потребность уже у младших школьников вскрыть причины и сущность явлений, объяснить их, т.е. отвлеченно мыслить.

Вопрос об умственных возможностях младшего школьника в разное время решался по-разному.

В результате ряда исследований выяснилось, что умственные возможности ребенка шире, чем предполагалось ранее, и при создании условий, то есть при специальной методической организации обучения, младший школьник может усваивать абстрактный теоретический материал.

Вообще, что касается понятия «мышление», то следует отметить несколько взглядов.

Во-первых, как указывает толковый словарь С.И.Ожегова, мышление - это “способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях”. Разберем это понятие.

Человек очень мало знал бы об окружающем мире, если бы его познание ограничивалось лишь показаниями его анализаторов. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление. То, что у фигуры четыре угла доказывать не надо, так как мы это видим с помощью анализатора (зрения). А вот, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, мы не можем ни увидеть, ни услышать, ни почувствовать. Такого рода понятие является опосредованным.

Таким образом, мышление есть опосредованное познание.

Так же мышление есть познание отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Для того чтобы выявить эти связи, человек прибегает к мыслительным операциям - сравнивает, сопоставляет факты, анализирует их, обобщает, делает умозаключения, выводы.

И, наконец, мышление есть обобщенное познание действительности, процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений.

И этот процесс вполне доступен детям. Как показывают исследования В.В.Давыдова, дети младшего школьного возраста вполне могут овладевать элементами алгебры, например, устанавливать отношения между величинами. Для выявления отношений между величинами оказалось необходимым моделирование этих отношений - выражение их в другой материальной форме, при которой они выступают как бы в очищенном виде и становятся ориентировочной основой действий.

(ЧЕРЕЗ ТУМАННОСТИ РУССКОГО СЛОВЕСНОГО ЯЗЫКА)

Русскому словесному языку можно посвятить множество комплиментарных отзывов, но коль есть в нём недостатки, то для их устранения о них и нужно говорить. Враждебного отношения к языку в этом нет, есть стремление разобраться в туманностях, вольно или невольно внесённых специалистами в словари при толковании некоторых понятий, и по возможности исправить недостатки.
Не секрет, что туманности языка превращаются при его применении в туманности речи и затрудняют возможность формирования правильной мысли, что, в свою очередь, мешает взаимопониманию общающихся людей и принятию правильных решений.

Современная наука настойчиво исследует таинство образования человеческой мысли и приближает нас к новой эре – эре создания и функционирования средств искусственного мышления. На этом пути в числе важнейших являются задачи по созданию языка, понятного как человеку, так и искусственно мыслящему средству, а также методов формирования искусственной мысли, соответствующей при отражении человеческой речи. Трудность задачи усугубляется тем, что искусственные интеллектуальные средства могут работать только в среде стандартизованных понятий. Контекст, для выяснения того или иного понятия применённого термина, на который часто опирается человеческая мысль, если даже он будет когда-либо реализован для искусственно мыслящего средства, всегда будет фактором, снижающим и производительность, и надёжность, и качество его работы.
В настоящее время в словарях часты случаи, когда термин толкуется множеством понятий, когда его понятие туманно или замещается одним или несколькими иными терминами, также не имеющими чётких определений. Например: термин "жизнь" имеет 14 толкований, а термин "измышление" поясняется через четыре других термина: вымысел, выдумка, изобретение, ложь.
В названии статьи четыре термина. Кажется, они хорошо известны, по каждому из них читатель может дать пояснения и не поверить, что в словарях определения понятий этих терминов туманны. Но, к сожалению, это так.
Прежде чем начать знакомиться со статьёй, прошу читателя записать на листе бумаги своё представление о языке, речи, мысли, мышлении.
«Словарь русского языка» С.И. Ожегова эти термины поясняет так:
Язык – это система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая мышление и являющаяся орудием общения.
Язык – это речь, способность говорить, а также – система знаков, передающих информацию.
В других словарях в дополнение к этому находим, что язык – это средство хранения информации.
Речь – это способность говорить (говорение); стиль языка; звучащий язык; разговор, беседа, публичное выступление; один из видов коммуникационной деятельности человека, использующий средства языка.
Мысль – это мышление; идея; то, что заполняет сознание; убеждения и взгляды.
Мышление – это способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
«Стилистический энциклопедический словарь русского языка», Москва, изд. «Наука», 2003 г. даёт следующие толкования терминам язык и речь:
Язык – это система языковых и внеязыковых средств выражения того или иного содержания (текста), их речевая организация.
Речь – это функционирование языка в процессе общения.
Речевой акт – это целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принятыми в данном обществе нормами коммуникации; элементарная единица языкового общения.

Вероятно, читатель, Ваши представления о терминах оказались не столь исчерпывающими, но цель статьи не в том, чтобы огорчить Вас. Напротив, предлагаю интересно провести время, погрузившись в исследование понятий указанных терминов. А для этого необходимы не только словарные толкования, но важны и Ваши представления о них. Далее я предложу свои определения языка, речи, мысли и мышления. А это значит, что Вы сможете осуществить критический анализ понятий терминов на основе трёх суждений: своего, словарного и моего. Уверен, что итогом Вашей исследовательской работы станет интеллектуальное возвышение.
Думайте, я же буду «раскачивать лодку».
Начну с описания того, как мы воспринимаем, ощущаем и отражаем реальность (действительность).
Мир, окружающий нас, представлен объектами и явлениями. Под объектами понимаются физические тела от галактик до частиц излучения энергии. Под явлениями понимаются события, признаки которых выявляются нашим мышлением. Например, электромагнитное поле вокруг проводника, по которому движется электрический ток, дождь, ветер, снегопад, ночь, день, небо, сила, движение и многое другое.
У человека, как известно, шесть органов восприятия внешней информации: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и ощущение направления силы тяжести, создаваемое вестибулярным аппаратом. Учитывая, что итогом их «работы» является сигнал или электрический импульс, который по нервному волокну передаётся от них в мозг, можно ограничить рассмотрение процесса наших ощущений в рамках принципиальной схемы: информация об образах и явлениях реальности – органы восприятия – рассудок – разум – память. При поступлении электрического импульса на нейрон головного мозга в нём происходит, как предполагает наука, изменение биохимического состава. Информация, поступившая к нам, например, в виде фотонов света, отраженных от предметов, преобразуется в электрический импульс, а затем в биохимическое изменение клетки мозга. Совокупность нейронов с изменённой биохимической структурой хранит сформированные нами представления как образы и признаки объектов и явлений реальности. Они же, с учётом взаимных связей между нейронами, составляют комплекс познаний или совокупность понятий о реальности.
Для чего я это пишу? – для того, чтобы читатель вспомнил, как эти представления формировались в его мозге, когда он был ещё совсем маленьким и не умел говорить. Спустя год, два, он, сначала неуверенно, неумело, неточно начал применять слова – коды тех понятий, которые у него уже сформировались: мама, папа. Эти коды, до применения, он формировал, слушая голоса родных людей, постепенно соединяя их зрительные образы со слуховыми. Этот метод познания и кодирования реальности человек сохраняет всю жизнь. Первичны понятия, вторичны их коды и словесные описания понятий – определения.
При восприятии словесной информации рассудок слушающего или читающего человека поставляет разуму коды (слова). Разум по кодам устанавливает связи с понятиями, которые составляют его познания. Если понятия имеются и находятся в памяти – принятая информация становится человеку понятной; если нет, то информацию он не понимает. Если в базах познаний по принятому коду находятся иные понятия, то человек принятую информацию понимает по-своему. В подтверждение этому вспомните, как выглядят туркисайды и мурмисайды.
Примечание:Туркисайды и мурмисайды придуманы в 1964 году студентом Московского государственного института культуры Фёдоровым Иваном Макаровичем при подготовке этюда по режиссуре и актёрскому мастерству.
Не можете? А как выглядит Чебурашка? Можете. Услышав слово, понятие которого отсутствует в памяти человека, он воспринимает его как набор фонем.
Код понятия – это искусственно созданный разумом заголовок информационного блока, каким является понятие. Именно процесс кодирования понятий предоставил человеку возможность передавать информацию (совокупность понятий) в сжатом виде. Если бы этого изобретения не случилось, у человека для передачи информации была бы только возможность копирования образов и признаков объектов и явлений реальности, что в ряде случаев крайне затруднительно. Но успех кодирования понятий при их передаче от одного человека к другому зависит от того, имеется ли в памяти у принимающей стороны поступивший код и то понятие, которое он озаглавливает. Отсутствие одного из указанных факторов исключает возможность понимания поступающей информации.
Надеюсь, что этим описанием я не вызвал раздражения у читателя.
Далее предлагаю свои определения заявленных терминов.
Мышление – это процесс последовательного формирования разумом мыслительных категорий.
Мыслительная категория – это совокупность импульсов от активированных разумом нейронов, образующих тематический блок информации для её последующего отражения.
Мышление может быть только понятийным, основанным на реальности, на том, что составляет основу познания. Его исходным качеством является поток импульсов от активированных нейронов памяти к комплексам обработки информации.
Процесс мышления нами не ощущается и первой фазой его объективирования является образование мысли.
Мысль – это последовательность кодов понятий мыслительной категории.
С образованием мысли мы ощущаем появление последовательности кодов понятий, образующей тематический блок информации о ком-то или чём-то, возможности её критического анализа, редактирования и принятия решения на отражение во внешнюю среду выбранным способом. Особенностью мысли является её связь с понятиями, которые, точно призрак, следуют за кодами мысли.
Примечание: С определениями терминов: мышление, мысль, и словосочетания – мыслительная категория, читатель уже мог встретиться в ранее опубликованной статье «Рассудок, разум, мышление».
Понятие – это совокупность представлений человека об объекте или явлении действительности, сформированная его разумом.
Когда возникает задача отражения мысли во внешнюю среду, разум передаёт мысль структуре мозга, управляющей биологическими органами человека, для её отражения. После этого мысль отражается посредством голоса, письма, пантомимы, танца, жеста, живописи, скульптуры и других средств. Эти средства именуются языком.
Откроем толковый словарь, в нём мы увидим термины (коды) со словесными определениями или толкованиями понятий, систематизированными в алфавитном порядке. Это словарь национального языка. Откроем топографическую карту местности, и мы встретимся с языком карты – условными знаками, каждый из которых связан с определённым толкованием, отнесённым к какому-то понятию элемента местности. Язык жестов нам тоже знаком: мы им или владеем, или видели, как им владеют другие люди.
Является ли язык хранителем информации? Конечно, нет. Он не в состоянии осуществлять функции памяти. Существующая связь между кодами и понятиями, прежде всего, существует в памяти человека там и храниться. Опубликование её в книгах или документах, опять же, не является достоинством языка, а является достоинством этих книг и документов. Язык также не является носителем культуры нации и только позволяет судить о её интеллекте на основании состава кодов и определений понятий, отражающих область познанной (востребованной) действительности. Язык не имеет стиля и не может называться речью. Он – инструмент, одним из признаков качества которого является правильность и однозначность толкования кодируемых понятий.
Язык человека – это средство объективирования мышления (представления мысли), основанное на кодировании понятий реальности, посредством словесных, знаковых, цветовых, грамматических, ассоциативных и других построений, отражаемое и воспринимаемое при коммуникации (общении) с помощью световых и звуковых волн.
А что же такое речь? Говорение, разговор, беседа? Но первое, второе, третье и публичное выступление – это звучание слов (кодов) или проявление словесного языка в последовательности мыслей. А тексты, которые не звучат? Разве они не являются речью до их озвучивания? В приведенных из «Словаря русского языка» С.И. Ожегова толкованиях термины речь и язык являются синонимами. Но какое-то несовершенство ощущается в этом. Собрание условных знаков для картографического описания местности невозможно считать картой какой-то местности. Язык карты и её речь различны по существу. В отношении словесного языка и словесной речи это различие между ними также существует. Словесная речь называется словарями «звучащим языком», но в грамматике русского языка имеется перечень частей речи (существительное, прилагательное, глагол и т.д.). Возникает недоумение: разве существительное перестаёт им быть, если оно не является нам в виде звучащего языка? Скорее всего, надо сделать заключение о некорректности определения в словарях понятия термина речь (словесная).
Вспомните словосочетание родная речь. Что для нас оно обозначает? Верно! – правильно установленное соотношение слов и понятий, которые за ними, точно призрак, скрываются. Но это не один код с понятием, а совокупность кодов с понятиями, построенная мышлением по правилам грамматики в предложения, выражающие событие. А что значит неродная речь? Это когда за кодами у нас нет понятий или когда ни коды, ни понятия нам не известны, или когда нарушены правила грамматики, или когда представленная совокупность кодов со своими понятиями, являясь произвольным набором информации, не выражает события.
Речь - это совокупность мыслей, построенная по установленным правилам, представленная средствами языка.
Словесная речь – это совокупность мыслей, построенная по правилам грамматики в предложения, представленная средствами словесного языка.
Словесная речь может быть мысленной, текстовой, разговорной. Она строится на основе словесного языка. Использование иных средств языка, порождает иной вид речи, которые могут быть преобразованы на основе понятий в словесную речь. Так речь топографической карты может быть представлена в виде текстовых словесных описаний, речь на основе языка жестов, также может быть переведена в словесную разговорную или текстовую речь. Речь балета, представляется либретто. Речь – это сущность того, о чём размышляет, говорит, пишет или что представляет человек.
Как в этом случае понимаются части словесной речи: существительное, прилагательное и так далее? – как коды классификации в структуре этого вида речи. Я бы назвал их кодами классификации первого порядка. Далее, ввёл бы понятие кодов классификации второго порядка для частей речи в предложении. Так код первого порядка существительное в предложении может кодироваться как подлежащее, а может быть дополнением. В современной грамматике части предложения представляют самостоятельный раздел и не соотнесены с речью. Но именно предложения определяют понятие словесной речи – мысли, отражающей сущность кого-то или чего-то. Исходя из сказанного, целесообразно словосочетание части предложения именовать как части речи в предложении.
Речь, и только она, является носителем культуры или интеллекта нации, отражая качество мышления её людей. Речь имеет стиль, и только посредством её образуются информационные базы в нашей памяти и в памяти технических запоминающих средств. Бытующее суждение о том, что эти качества речи принадлежат языку ошибочно.
На этом всё. Я выдохся «раскачивать лодку» и оставляю читателя на гребне раздумий.