Гиппократ что сделал. История жизни




Краткая биография Гиппократа насчитывает совсем мало подробностей жизни этого врача и философа, а вот его научное наследие в медицине, наоборот, огромно и неоценимо. Скромный человек, сделавший величайшие открытия в мире медицины продолжает жить в своих идеях, которые поддерживают врачи всего мира и поныне.

Краткая биография

Гиппократ Хиосский (460 -377 до н. э.) - потомственный врач: его отец, всемирно известный Гераклид, был прямым (восемнадцатым по счету) потомком Асклепия (Эскулапа), прозванного богом медицины, благодаря которому наука врачевания передавалась от деда и отца к сыну. По версиям некоторых историков, мать врачевателя была потомком самого Геракла.

С малых лет будущий отец медицины Гиппократ впитывал знания, как губка, а возмужав, отправился путешествовать, чтобы расширить объем знаний, периодически оставаясь надолго в некоторых местах, чтобы лечить людей и еще при жизни достигнув мировой славы и всеобщего признания его гения.

Он обучался у Демокрита и Горгия, познавая с их помощью философию и софизм, попутно работая над "Гиппократовским корпусом" - сборником медицинских научных трактатов самого разнообразного содержания, общей численностью более семидесяти сочинений. Как утверждает его краткая биография, Гиппократ принадлежал к Косской школе, в которой считали, что болезнь покинет человека сама, если создать для этого необходимые условия.

Почил с миром знаменитый ученый в городе Лариссе, в 377 году до н. э., там же был и захоронен с великими почестями, оставив после себя троих детей: двух сыновей и дочь, муж которой стал его преемником и последователем, продолжая линию асклепиады.

Вклад Гиппократа в медицину

Создав комплексный метод лечения болезней, состоящий из сбалансированной диеты, физических упражнений, правильного мышления и отношения к жизни, климата, а также благотворного воздействия свежего чистого воздуха и условий проживания, великий ученый перевернул примитивное представление людей о болезнях, подарив им освобождение от религиозных верований и ритуалов, мало влияющих на лечение больного.

Существует масса уникальных для того времени открытий в исторической биографии Гиппократа, краткий перечень самых весомых приведен ниже:

  1. Основные принципы и правила диетологии: неведомой ранее ветви медицины. Было доказано и признано другими врачами, что больному необходима специальная диета для скорейшего выздоровления.
  2. Правила поведения при операциях: шапочки, маски на лицо, корректное освещение и расположение медицинских инструментов - это все нововведения Гиппократа.
  3. Классификация типов человека по темпераменту и характеру.
  4. Гиппократ впервые ввел термин "кризис болезни" и подробно изложил, как с этим бороться.
  5. Протезирование зубов.
  6. Вправление вывихов и переломов.
  7. Новейшая и более точная методика обследования больных, включающая в себя пальпацию, перкуссию и подробнейший опрос больного.

За годы своей практики отец медицины открыл более трехсот видов лекарств и препаратов, некоторые из них и поныне применяются современными врачами.

Научные труды, написанные потомком Эскулапа

В отличии от скупых сведений краткой биографии, Гиппократовы сочинения намного многочисленнее и включают в себя очень широкий спектр тем, связанных с медициной:

  • "О женской природе, болезнях и бесплодных женщинах".
  • "О природе костей и суставов".
  • "О диете при острых болезнях".
  • "Афоризмы" (один из самых популярных его трудов).
  • "О ранах и язвах".

Врач, гуманист и философ

Проанализировав годы жизни Гиппократа, можно отследить его отношение к болезни, как к совокупности многих факторов, а не следствию одной-единственной причины, как считалось в те времена. Он полагал, что окружающий мир, ранее перенесенные заболевания, питание и образ жизни в общем существенно влияют на человека, создавая благоприятные условия для развития болезней. Влияние богов и потусторонних сил на человека и его физическое состояние он категорически отвергал, за что и был прозван отцом медицины. Он был первым, кто открыто решился противостоять жрецам храмов, священнослужителям и их суевериям.

Также Гиппократ был ярым сторонником морали среди медиков того времени и сформулировал клятву, которую впоследствии окрестили "кодексом чести врачевателей".

Клятва Гиппократа

Считалось, что впервые торжественное обещание медика произнес Асклепий: предок отца медицины, а Гиппократ его слегка доработал и записал в бумажном варианте (до этого клятва имела только передаваемую из уст в уста версию).

К сожалению, этот великий вклад Гиппократа в медицину был многоразово искажен и переписан, в последний раз в Женеве в 1848 году, потеряв несколько существенных пунктов:

  • Обещание никогда не делать абортов.
  • Обещание пожизненно отдавать малую часть своих доходов своему учителю.
  • Клятву никогда не иметь сексуальной или любовной связи с пациентом.
  • Клятву ни при каких обстоятельствах не делать эвтаназию больному.

Изначально клятву древнегреческого врача Гиппократа (годы жизни: примерно с 460-го по 370 год до н. э.) произносили на латыни, но впоследствии перешли на родной язык, видимо, для большего понимания смысла данного обещания.

Легенды о врачевателе

Несмотря на довольно известные факты краткой биографии, о Гиппократе ходило множество легенд, историй и притч, а после его смерти некоторое время благодарные люди даже приносили жертвоприношения богам в его честь.

Говорят, что на его могиле пчелы основали пчелиный рой, из которого женщины осторожно брали мед для лечения больных кожными заболеваниями детей. Легенды гласят, что мед действительно обладал целебными силами и не раз спасал страждущих.

У историков сохранились записи спутника Гиппократа, сделанные во время проживания на греческой земле, который описал занимательный случай: великий врачеватель и его спутник дважды за несколько месяцев встретили одну и ту же молодую женщину, и Гиппократ по секрету поведал своему спутнику, что та потеряла невинность.

Как вы узнали, не говоря с ней? - удивленно воззвал спутник.

Философ улыбнулся в бороду и произнес.

Гиппократ (около 460 до н. э. – около 370 до н. э.) – историческая личность, древнегреческий целитель, философ и врач. Его называют «отцом медицины», ведь именно Гиппократу удалось очистить её от ложной философской теории, вывести из тёмного эмпиризма и поставить на научные основы. Его трактаты имели огромное влияние для развития медицинской науки и практики. Для медиков он определил этику поведения и высокий моральный облик. Традиционно, получая диплом и начиная медицинскую практику, врачи дают клятву Гиппократа.

Происхождение

Гиппократ появился на свет около 460 года до нашей эры на греческом острове Кос, расположенном в Эгейском море. Сколько бы ни пытались биографы воссоздать реальную картину жизненного пути Гиппократа, сделать это не получается из-за давности лет. Существуют лишь предположения, версии, неточные данные.

Согласно произведениям римского врачевателя греческого происхождения Сорана Эфесского отец Гиппократа по имени Гераклид тоже трудился в медицине. О матери достоверных сведений нет, даже не известно её точное имя – Пракситея или Фенарета.

Существует легенда о том, что по отцовской линии Гиппократ – потомок древнегреческого бога медицины и врачевания Асклепия, который при рождении был смертным, но за выдающиеся успехи и открытия в медицине получил бессмертие. Также предполагается, что мать Гиппократа была потомком Геракла (древнегреческого мифологического героя, сына богов Зевса и Алкмены).

Византийский филолог Иоанн Цец даже привёл генеалогическое дерево, из которого видно, что Гиппократ является пятнадцатым поколением после бога Асклепия. Информация эта не достоверна, можно лишь предполагать, что действительно Гиппократ был из рода врачевателей Асклепиадов (семейной врачебной династии, берущей начало от самого бога медицины).

Образование

Начальные знания по врачеванию Гиппократ получил в асклепионе на острове Кос (так назывался древнегреческий храм, посвящённый богу медицины Асклепию). Свой опыт ему передавали отец Гераклид и дедушка, которого тоже звали Гиппократом. Затем он получал образование у древнегреческого софиста Горгия и философа Демокрита.

Чтобы усовершенствовать полученные знания, Гиппократ достаточно много времени проводил в путешествиях. В различных странах он изучал медицинские основы и практиковался у местных врачевателей.

Учение корпуса Гиппократа

Медицинские сочинения, работы и трактаты великого врачевателя объединены в Гиппократовский корпус.

Он одним из первых опроверг, что причиной заболеваний является вмешательство богов и заявил, что возникновение болезней имеет природный характер. Долгое время люди считали, что заболевания являются божьей карой. Гиппократ доказывал, что боги здесь не причём, люди болеют из-за того, что нарушили свои здоровые привычки, режим питания и правильный образ жизни. Из его учений следует, что любое заболевание имеет природное происхождение, а не мистическое. Таким образом, он полностью выделил медицину из религиозных канонов и классифицировал как отдельную науку, за что и получил звание «отца медицины».

Гиппократ был первым, кто стал описывать течение заболеваний, в современной медицине этот термин получил название «история болезни».

Конечно, в сочинениях Гиппократа имелись ошибки и неверные предположения, потому что не было в его практике достаточно информации об анатомии и физиологическом строении человека. Ведь в Древней Греции в те времена было запрещено вскрытие человеческих тел.

Гиппократу удалось систематизировать психофизиологические особенности личности в трактат о человеческих темпераментах. Согласно его учению в человеческом теле происходит непрерывная циркуляция четырёх соков (жидкостей) – чёрной желчи, слизи (флегмы и лимфы), желчи и крови. В зависимости от того, какая жидкость преобладает, определяется темперамент и человеческое поведение:

  • Желчи больше у холериков (людей импульсивных и «горячих»).
  • Большое количество крови свойственно подвижным и весёлым сангвиникам.
  • Грустные и боязливые меланхолики имеют в организме избыток чёрной желчи.
  • У спокойных и медлительных флегматиков преобладает слизь.

Такое разделение людей по типу душевного склада принесло большое значение для медицинской практики. Каждый тип имеет предрасположенность к определённым болезням, поэтому медикам легче было производить диагностику и выбирать методы лечения.

Несомненная заслуга Гиппократа в том, что он описал, какими способами можно обследовать больных:

Естественно, что на тот период оба этих метода проводились в самой примитивной форме.

В сочинениях Гиппократа расписаны различные способы наложения повязок (простой, ромбовидной, спиральной). Он описывал, как с помощью специальных аппаратов и вытяжки лечить вывихи и переломы костей. У целителя много трудов о том, как лечить эмпиемы, раны, свищи, геморрой.

Гиппократ был первым, кто описал, как при хирургической операции размещать инструменты, оборудовать освещение и каким должно быть положение рук врача.

Ему принадлежат первые изложенные принципы диетологии. Он писал в своих трактатах, что любым больным, даже лихорадочным, обязательно нужно питание. Также Гиппократ определил, что для различных заболеваний требуются отдельные диеты.

Медицинская этика и клятва Гиппократа

Гиппократ утверждал, что поведение врача и его моральный облик всегда должны быть на самом высоком уровне. Медицинский работник должен быть серьёзным, чутким и трудолюбивым, иметь опрятный и приличный вид. Излишне весёлый врач не вызовет уважения, а к суровому не будет необходимого доверия от больного, здесь нужна «золотая середина». Врач должен суметь завоевать доверие пациента, хранить врачебную тайну и постоянно совершенствоваться в своей профессии.

Самое первое сочинение в Гиппократовском корпусе – это клятва. В ней описаны принципы, которыми всегда должен руководствоваться медицинский работник в своей профессиональной деятельности и в жизни.

  • Первое обязательство в этой клятве перед наставниками, учителями и коллегами. Врач должен почитать так же, как своих родителей, того, кто научил его медицинскому искусству. При необходимости помогать учителю в нуждах, делиться с ним средствами, а если его потомки пожелают обучаться медицинскому делу, то передать им свои знания безвозмездно.
  • Самый главный принцип в работе врача – «Не навреди».
  • При любых обстоятельствах отказывать в абортах и эвтаназии.
  • Чтобы не услышал медик от больного и не увидел на его теле, об этом следует всегда умалчивать, считая врачебной тайной.
  • В какой бы дом ни вошёл врач, он делает это только для пользы больного. Все пагубные, неправедные, особенно любовные мысли, недопустимы.

В клятве ничего не сказано о вопросе оплаты врачебного труда. В Гиппократовском корпусе есть несколько фраз, по которым можно судить об отношении великого врачевателя к этому вопросу. Оплата труда должна иметь место, но никогда не следует начинать с неё, первым делом необходимо помочь больному, особенно если это острая болезнь, не терпящая промедления. Заговорив сразу об оплате, можно навести пациента на мысль, что тебя интересуют только деньги.

Гиппократ писал, что лучше искать не выгоды, а приобретения славы. А иногда можно лечить и даром, ведь благодарная память превыше минутной славы.

Интересные факты и знаменитые афоризмы Гиппократа

Один раз Гиппократ прибыл в Афины, где на тот момент разразилась жуткая эпидемия чумы. Он провёл несколько медицинских мероприятий, тем самым остановил развитие смертельной болезни и уберёг город от большого количества умерших.

Однажды довелось Гиппократу лечить царя Македонии Пердикки II, врач диагностировал у правителя аггровацию, это когда больной неумышленно преувеличивает своё болезненное состояние.

Был случай, когда Гиппократ дважды увидел одну и ту же девушку-пастушку, но через определённый интервал времени. Когда он видел её второй раз, то по походке определил, что с того момента, когда он встретил красавицу впервые, она лишилась девственности.

Многие фразы Гиппократа стали крылатыми, его вообще признают родоначальником афоризмов:

  • «Лечит врач, а исцеляет природа». Великий врачеватель этой фразой давал понять, что медик лишь назначает лечение, а жизненные силы и исцеление может дать только природа.
  • «Жизнь коротка, искусство медицины вечно». Этим выражением Гиппократ подчёркивал, что не хватит и целой жизни, чтобы полностью постичь науку врачевания.
  • «Медицина – благороднейшая среди всех наук». Здесь и так всё понятно, только эта наука направлена на спасение человеческой жизни, дороже которой ничего не может быть на земле.
  • «Противоположное излечивается противоположным». Исходя из этого принципа Гиппократа, спустя два тысячелетия основатель гомеопатии Самюэль Ганеман сформулировал фразу: «Подобное лечится подобным».

Медицинские термины, связанные с именем Гиппократа

Прошло более двух с половиной тысячелетий после смерти Гиппократа, но в медицине до сих пор используются термины, названные его именем:

  • Шапочка Гиппократа. Вращающаяся повязка на голову с особенной техникой наложения, когда используется двуглавый бинт или одновременно два скреплённых между собой бинта шириной 10 см. Применяется при ожогах и ранениях теменной части головы для остановки кровотечения.
  • Пальцы (или ногти) Гиппократа. Когда ногтевые пластины деформируются и становятся выпуклыми, словно часовые стёклышки. Это не самостоятельное заболевание, а симптом других патологий и хронических болезней печени, лёгких, сердца.
  • Маска Гиппократа. Так называют описанное им изменение лица человека, долгое время страдающего истощением, хронической бессонницей или тяжёлым заболеванием органов брюшной полости. При отсутствии подобных заболеваний маска Гиппократа является признаком скорой смерти. Сейчас этот термин стал крылатым и означает лицо умирающего человека, которое много веков назад чётко описал в своём сочинении Гиппократ: «Нос становится острым, кожа на лбу твёрдой, сухой и натянутой, цвет лица бледным, зелёным, чёрным или свинцовым. Глаза впадают, виски вдавливаются. Уши становятся стянутыми и холодными, мочки отворачиваются».
  • Шум плеска Гиппократа. Это звук, который слышится, если в полости плервы одновременно присутствуют газы и жидкость. Чтобы его услышать, необходимо двумя руками обхватить больного за плечи и энергично, быстро встряхивать верхнюю часть тела.
  • Скамья Гиппократа. Впервые в сочинениях врачевателя было описано медицинское оборудование для лечения вывихов и переломов. Оно представляло собой деревянную скамью с наклонной поверхностью, это был первый прообраз современного ортопедического стола.
  • Метод Гиппократа для вправления вывихнутого плеча. Травматолог садится лицом к больному, двумя ладонями берёт повреждённую руку, а пяткою упирается в подмышечную впадину пострадавшего. Используется правило двустороннего рычага, врач постепенно наращивает силу тяги по оси руки, за счёт чего головка плечевой кости становится на место.

Целитель прожил достаточно долгую жизнь и покинул этот мир в почтенном возрасте (на момент смерти ему было около 83-104 лет). Произошло это в греческом городе Ларисса в Фессалийской долине, захоронили великого врачевателя в районе Гиртона.

Потомкам досталось огромное философское и медицинское наследие.

В 1970 году на обратной стороне Луны открыли кратер, Международным астрономическим союзом было принято решение присвоить ему имя Гиппократа.

Введение

Развитие медицины одной из Древних стран Средиземноморья - Греции связано с мифологией, таящейся в тысячелетней истории народов бассейна Эгейского моря. Вопросом религиозного врачевания интересовались многие ученые, связавшие науку и представления людей, чья родина связана с эпидаврийским оракулом Асклепияем и оропским оракулом Амфиараем.

Древняя страна имела несколько медицинских школ, отличавшихся своей философской идеей.

Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI в. до н. э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах:

1. организм есть единство противоположностей,

2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил,

3. противоположное излечивается противоположным.

Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врач Алкмеон из Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.

Книдская медицинская школа:

1. заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение - есть причине большинства болезней,

2. продолжая традиции вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках болезней и диагностике.

Выдающимся представителем этой школы был Эврифон и Книда - современник Гиппократа, автор многих сочинений.

Косская медицинская школа - главная медицинская школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с о. Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Расцвет косcкой школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, который вошел в историю как Гиппократ. Косская медицинская школа:

1. рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой,

2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного,

3. развивала основы врачебной этики.

1. История жизни «отца медицины»

Гиппократ родился на острове Кос за 460 лет до н. э. Цивилизация и язык этого колонизованного дорийцами острова были ионийскими. Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов -- династии врачей, притязавшей на то, что она ведёт своё происхождение от Асклепия -- бога медицины. Гиппократ был потомком бога в 18-м поколении.

Семья Асклепиадов, которую также именуют Косской школой, сохраняла в V веке до н. э. религиозные формы и обычаи; так, например, у них была принята клятва, тесно связывавшая учеников с учителем, с собратьями по профессии. Однако этот религиозный характер корпорации, если он и требовал условных норм поведения, ни в чём не ограничивал поисков истины, которые оставались строго научными. Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца -- врача Гераклида. С целью научного усовершенствования в молодости Гиппократ много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые вывешивались в стенах храмов Эскулапа.

История его жизни малоизвестна, даже точно не известно, сколько лет прожил Гиппократ. Одни историки утверждают, что 83 года, а другие -- 104. Существуют предания и рассказы, относящиеся к его биографии, но они носят легендарный характер.

2. Труды Гиппократа

Имя Гиппократа, подобно Гомеру, сделалось впоследствии собирательным именем, и многие сочинения из примерно семидесяти приписываемых ему, как выяснено в новейшее время, принадлежат другим авторам, преимущественно его сыновьям, врачам Фессалу и Дракону, и зятю Полибу. Гален признавал за Гиппократом подлинными 11, Галлер -- 18, а Ковнер -- несомненно подлинными только 8 сочинений из Гиппократова кодекса.

Это трактаты -- «О ветрах», «О воздухах, водах и местностях», «Прогностика», «О диете при острых болезнях», первая и третья книги «Эпидемий», «Афоризмы» (первые четыре раздела), наконец -- хирургические трактаты «О суставах» и «О переломах», являющиеся шедеврами «Сборника».

К этому списку главных работ нужно будет добавить несколько сочинений этического направления: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления», которые в конце V и начале IV века до нашей эры превратят научную медицину Гиппократа в медицинский гуманизм.

Наследство Гиппократа настолько велико, что известный издатель его сочинений Charterius потратил на составление и печатание его трудов 40 лет и все свое немалое состояние, исчисляемое в 50 тыс. лир. То же самое, хотя и в меньшем размере, сделал историк медицины земский врач Ковнер, оставивший три тома истории медицины, в которой более 400 страниц посвящено Гиппократу.

3. Представления о причинах болезни

Во времена Гиппократа верили, что болезни насылаются злыми духами или с помощью колдовства. Поэтому сам его подход к причинам болезней был новаторским. Он полагал, что болезни людям посылают не боги, они возникают по разным, причем вполне естественным, причинам.

Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы, выведя ее из темного эмпиризма, и очистил от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытной, экспериментальной стороной дела. Смотря на медицину и философию как на две неразрывные науки, Гиппократ старался их и сочетать и разделить, определяя каждой свои границы.

Во всех литературных произведениях ярко высвечивается гениальная наблюдательность Гиппократа и логичность умозаключений. Все выводы его основаны на тщательных наблюдениях и строго проверенных фактах, из обобщения которых как бы сами собою вытекали и заключения. Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное на изучении аналогичных случаев и примеров, составило Гиппократу при жизни широкую славу. Последователи учения Гиппократа образовали так называемую Косскую школу, которая очень долгое время процветала и определяла направление современной медицины.

Сочинения Гиппократа содержат наблюдения над распространением болезней в зависимости от внешних влияний атмосферы, времен года, ветра, воды и их результат -- физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. В этих же сочинениях приведены и данные по климатологии разных стран, в последнем более обстоятельно изучены метеорологические условия одной местности острова и зависимость болезни от этих условий. Вообще Гиппократ делит причины болезней на два класса:

1. общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности,

2. личные -- условия жизни и труда, питания (диеты), возраст и пр.

Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков, что для него и есть здоровье.

В этих сочинениях в первую очередь поражает неутомимая жажда познания. Врач, прежде всего, приглядывается, и глаз у него острый. Он расспрашивает и делает заметки. Обширное собрание из семи книг «Эпидемий» представляет собой не что иное, как ряд заметок, сделанных врачом у изголовья больного. В них изложены случаи, обнаруженные в процессе врачебного обхода и еще не систематизированные. В этот текст нередко вкраплено какое-нибудь общее соображение, не касающееся изложенных рядом фактов, словно врач записал мимоходом одну из мыслей, которыми голова его занята беспрерывно.

Вот одна из этих пытливых мыслей коснулась вопроса о том, как надо осматривать больного, и тут же возникает окончательное, все открывающее, точное слово, показывающее гораздо больше, чем простое наблюдение, и рисующее нам метод мышления ученого: «Осмотр тела -- целое дело: он требует знания, слуха, обоняния, осязания, языка, рассуждения».

А вот еще рассуждение об осмотре больного из первой книги «Эпидемий»:

«Что касается до всех тех обстоятельств при болезнях, на основании которых должно устанавливать диагноз, то все это узнаем из общей природы всех людей и собственной всякого человека, из болезни и из больного, из всего того, что предписывается, и из того, кто предписывает, ибо и от этого больные или лучше, или тяжелее себя чувствуют; кроме того, из общего и частного состояния небесных явлений и всякой страны, из привычки, из образа питания, из рода жизни, из возраста каждого больного, из речей больного, нравов, молчания, мыслей, сна, отсутствия сна, из сновидений, какие они и когда появляются, из подергиваний, из зуда, из слез, из пароксизмов, из извержений, из мочи, из мокроты, из рвоты.

Должно также смотреть на перемены в болезнях, из каких в какие происходят, и на отложения, ведущие к гибели или разрушению, далее -- пот, озноб, похолодание тела, кашель, чиханье, икота, вдохи, отрыжки, ветры беззвучные или с шумом, истечения крови, геморрои. Исходя из всех этих признаков и того, что через них происходит, -- следует вести исследование».

Следует отметить обширный круг требований. При осмотре врач принимает во внимание не только состояние больного в данный момент, но и прежние болезни и последствия, которые они могли оставить, он считается с образом жизни больного и климатом места обитания. Врач не забывает о том, что, поскольку больной такой же человек, как и все остальные, для его познания надо познать и других людей, он исследует его мысли. Даже «умолчания» больного служат для него указанием!

Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков -- здоровье. Сочинение «Praenotiones s. Prognosticon» является доказательством замечательной наблюдательности Гиппократа и содержит длинный ряд признаков во время течения болезни, на основании которых можно делать благоприятное или неблагоприятное предсказание относительно исхода заболевания.

Гиппократ знал уже и тогда очень многие симптомы, являющиеся важными для прогноза и диагноза и в настоящее время, обстоятельно изучал характер выделений (мокрота, экскременты и пр.) при разных формах болезней и при исследовании больного пользовался уже такими приемами как постукивание, выслушивание, ощупывание, хотя, конечно, в самой примитивной форме. Строго наблюдая за течением болезней, Гиппократ придавал особенное значение различным периодам болезней, особенно лихорадочных, острых, устанавливая определенные дни для кризиса, перелома, болезни, когда организм, по его учению, сделает попытку освободиться от несваренных соков.

болезнь гиппократ медицина человек

4. Вклад в различные отрасли медицины

В других сочинениях Гиппократа -- «О суставах» и «О переломах» подробно описываются операции и хирургические вмешательства. Из описаний Гиппократа явствует, что хирургия в глубокой древности находилась на очень высоком уровне, употреблялись инструменты и разные приемы перевязок, применяющиеся и в медицине нашего времени.

В сочинении «О диете при острых болезнях» Гиппократ положил начало рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных (что впоследствии было забыто), и с этой целью установил диеты применительно к формам болезней -- острых, хронических, хирургических и т. д.

Он описал тяжелое заболевание, называемое в честь открывателя. «Маска Гиппократа» -- описана Гиппократом как признак тяжелых заболеваний органов брюшной полости: запавшие глаза, заострившийся нос, синевато-бледная кожа, покрытая каплями холодного пота. Характерна при тяжелых заболеваниях органов брюшной полости, таких как перитонит, перфорация язвы желудка и двенадцатиперстной кишки и т. д.

5. «Гиппократов сборник»

Первый сборник сочинений древнегреческих врачей, «Гиппократов сборник», был составлен через много лет после смерти Гиппократа, в III в до н.э. Точно неизвестно, какая часть этих трудов принадлежит ученикам Гиппократа, какая -- ему самому: по традиции того времени врачи не подписывали своих сочинений. Труды, в которых отражены медицинские представления греков, объединены именем Гиппократа. По свидетельству античных историков, «книги, написанные Гиппократом, всем соприкасающимся с врачебной наукой известны и ценятся как глас бога, а не как исходящие из уст человеческих».

Большинство исследователей считают, что самые выдающиеся работы «Гиппократова сборника» принадлежат самому Гиппократу. Назовем некоторые из них:

1. «Афоризмы» (от греч. «aphorismos» -- законченная мысль). В них собраны наставления по лечению болезней. Начинаются «Афоризмы» известными словами:

«Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности».

2. «Прогностика» (от греч. «prognosis» -- предвидение, предсказание). В этом сочинении подробно описаны элементы, составляющие прогноз заболевания (наблюдение, осмотр и опрос больного), изложены основы наблюдения и лечения у постели больного.

3. «Эпидемии» (от греч. «epidemia» -- повальная болезнь). Под словом «эпидемии» в древней Греции понимали не инфекционные, заразные заболевания, а такие, которые были широко распространены и особенно часто встречались в той или иной местности.

4. «О воздухах, водах и местностях». Это первое дошедшее до нас медицинское сочинение греков, в котором рассматриваются причины возникновения болезней в зависимости от конкретных свойств окружающей природы. Считалось, что место проживания человека (юг, восток, высокогорье, плодородная долина, болотистая местность и т.д.) определяют его характер и телосложение, а также склонность к определенным болезням.

6. «Клятва Гиппократа»

Первоначальный вариант был написан Гиппократом в V в. до н. э. на ионийском диалекте древнегреческого языка, передавался из поколения к поколению, из уст в уста.

С тех пор текст клятвы многократно переводился на новые языки, подвергался редактированию, существенно меняющим его смысл.

Сегодня в каждой стране существует «Клятва», которую приносят врачи после окончания обучения врачебному искусству. В Древней Греции она, с одной стороны, была гарантией высоких нравственных качеств врача, а с другой -- обеспечивала содействие богов (Аполлона, Асклепия и его дочерей -- Гигиеи и Панакеи) в случае необходимости наказания врача, нарушившего клятву:

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать в его нуждах...

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла...В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всего намеренного, несправедливого и пагубного...

Что бы при лечении -- а также и без лечения -- я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему эту клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

7. Последние годы великого человека

Гиппократ при жизни познал высоты славы. Платон, который был моложе его на одно поколение, но его современником в широком смысле этого слова, сравнивая в одном из своих диалогов медицину с другими искусствами, проводит параллель между Гиппократом с Коса и самыми великими ваятелями его времени -- Поликлетом из Аргоса и Фидием из Афин.

Умер Гиппократ около 370 года до нашей эры в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник.

Заключение

Гиппократ не был «отцом медицины», которая в течение тысячелетий существовала до него, но он был главой выдающейся врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой медицины классического периода.

Ему принадлежат афоризмы, некоторые из них являются заповедями для каждого исцелителя тела и души:

«Исцеление -- это дело времени, но иногда это также дело возможности»;

«Старики болеют меньше, чем молодые, но их болезни кончаются лишь вместе с жизнью»;

«Первая заповедь врача: не навреди»;

«Некоторые больные, несмотря на сознание обречённости, выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача»;

«Врач -- философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной»;

«Во всякой болезни не терять присутствия духа и сохранять вкус к еде -- хороший признак; противоположное -- дурной».

Какое бы мы не выбрали направление во врачевании, мы, несомненно, будем помнить основной вклад этого великого человека.

Литература

1 Архангельский Г.В., О « Гиппократовом Сборнике » клиническая медицина.1991 г. № 3

2 Жебелевъ С. Религiозное врачеванiе въ Древней Грецiи С-Петербургъ 1893г.

3 http://bibliotekar.ru Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории

4 http://www.libbooks.ru

5 Шойфет М.С. Сто великих врачей

6 Самин Д.К. 100 великих ученых

7 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

13

Позитивная психология 29.11.2017

Дорогие читатели, сегодня мы поговорим с вами о Гиппократе. О его клятве наслышаны все, и нередко пациенты призывают врачебное сообщество быть верными ее постулатам. Но вот кто такой сам Гиппократ, что он сделал для развития науки о здоровье? Почему его называют «отцом медицины»? И был ли он реальной личностью или персонажем красивой древней легенды?

В последние годы активировались дискуссии по поводу медицинской этики. Врачей и иных работников здравоохранения обвиняют то в халатности, то в нарушении моральных норм. От них требуют полной самоотдачи, чуть ли не подвигов на ниве спасения нашего здоровья. Которое, чаще всего, мы сами же изрядно подкосили.

«Обличители» апеллируют к «Клятве Гиппократа», хотя большинство из нас ее никогда не читало и не знает, что именно она провозглашает. Но есть и обратная сторона проблемы: отношение общества, государства, к врачам. Нынешний вал сокращений штатов и «оптимизации» медицинских учреждений приводит к ухудшению качества врачебных услуг.

Не редкость – случаи нападений на сотрудников скорой помощи, врачей приемных покоев и стационарных отделений. Были и трагические ситуации, как недавняя история с акушером из Ангарского перинатального центра, которая ушла из жизни после «рабочей смены», что длилась около 30 часов.

Оппоненты ответят, что есть и немало шокирующих историй с виновными «по ту сторону баррикад». И тоже будут правы.

Даже интересно, как бы себя повел в некоторых нынешних особых обстоятельствах великий Гиппократ? Чтобы хотя бы приблизиться к ответу, вспомним, что нам известно о его личности и судьбе. Поговорим мы и о трудах Гиппократа и немного коснемся фактов его биографии.

В анналах истории

Когда современники говорят о Гиппократе, многим кажется, что это исключительно легендарная, не реальная личность. Но это не так: такой целитель действительно жил в Древней Греции около двух с половиной тысячелетий назад. Мы можем это утверждать, ссылаясь на труды философов того времени – Аристотеля и Платона. Дошли до нас и некоторые сочинения, автором которых наука считает «отца медицины».

А через пять веков первую его официальную краткую биографию составил римский историк Соран Эфесский. Помимо упоминаний именитых современников, исследователь опирался в своих изысканиях и на редкие крупицы автобиографических сведений, что оставлял в своих трудах сам Гиппократ.

Датами жизни древнегреческого эскулапа считаются 460 - 377 годы до новой эры. То есть, прожил он по тем временам весьма долго: 83 года. Современники относили его к асклепиадам, то есть, последователям и даже продолжателям рода Асклепия, древнегреческого бога медицины. Они проповедовали максимально приближенные к человеческой природе методики оздоровления, в совокупности с привлечением религиозных обрядов.

Это была достаточно закрытая «корпорация», где огромное внимание уделялось преемственности поколений. У асклепиадов культивировалась семейственность в хорошем смысле слова. Знания в области врачевания рекомендовалось передавать ближайшим родственникам.

Ученики со стороны тоже были, но такая практика не особо поощрялась: ведь это ремесло было достаточно доходным, и передавать его секреты в чужие руки было просто нерационально. Хотя за отдельную плату могли обучить азам профессии любого желающего и достаточно способного претендента. Очень похоже на теперешнюю корпоративную политику с ее коммерческими тайнами, не правда ли?

Вот и у нашего героя сложилась своя трудовая династия: он свои навыки получил от отца, Гераклида, а затем и его сыновья Фессал и Дракон, и зять Полиб тоже занялись целительством. Сам Гиппократ совершенствовался в этом непростом искусстве, путешествуя по разным странам, присматриваясь к особенностям работы местных знахарей.

В те времена было принято вывешивать в храмах, посвященных Асклепию (в римском варианте — Эскулапу) обетные таблицы, где формулировались основы подхода к лечению. Их тоже повсеместно изучал пытливый врачеватель, прежде чем стать признанным авторитетом в этой области знаний и умений.

Помимо этих профессиональных знаний, он стремился совершенствоваться и в области красноречия, и в постижении философских основ бытия. Брал уроки у выдающихся философов - Демокрита и Горгия.

Основы учения Гиппократа

Чем же так ценно наследие этого ученого и практика древности? Его теоретические выкладки и обобщенный опыт собраны в ряде медицинских трактатов. Существует так называемый «Гиппократовский корпус» из 60 сочинений. Сколько из них принадлежит самому «отцу медицины», до сих пор точно не известно, разные аналитики называют цифры от 8 до 18. Остальные трактаты приписывают его ученикам, в первую очередь, сыновьям.

Большинство биографов великого эскулапа и гуманиста достаточно обоснованно считают принадлежащими перу Гиппократа такие сочинения как: «О суставах», «Прогностика», «О переломах», «О воздухах, водах и местностях», «О диете при острых болезнях», «О ветрах», сюда же относят первую и третью книгу «Эпидемий», четыре первых раздела «Афоризмов», а также этические наставления «Закон», «Наставления», «О благоприличном поведении», «О враче», «Клятва».

Новаторским и даже революционным был сам подход к лечению, обоснованный в данных исследованиях и подтвержденный десятилетиями успешной врачебной практики.

Тогда, за несколько веков до нашей эры, недуги объясняли влиянием злых духов, колдовством и прочими мистическими причинами. Гиппократ же заявил, что сбои в работе организма человека возникают по вполне естественным причинам. Если их вовремя выявить, то и справиться с болезнями будет вполне возможно.

Врачеватель был очень наблюдательным. Многие годы, десятилетия он отслеживал, систематизировал, записывал признаки разных заболеваний, из анализа подробных бесед с пациентами делал выводы о причинах недугов.

Этот научный подход уже при жизни сделал Гиппократа настоящей легендой, истинным наследником Асклепия. А его последователи объединились в Косскую школу, слава которой не померкла и до сих пор. Вместе они создали надежный фундамент для современной медицины.

Основными факторами, влияющими на здоровье людей, наблюдательный исследователь назвал окружающую среду и наши повседневные привычки.

Природные условия – это климат местности, преобладающие ветра, общее состояние воздуха, воды, почвы – все это наш мир, с которым мы не просто соприкасаемся, а постоянно взаимодействуем.

Великий реформатор понимал и важность наследственных факторов, того багажа, что человек получает уже по праву рождения. Наконец, надо брать во внимание и условия, в которых мы живем – что едим, насколько интенсивно трудимся, крепок ли и достаточно продолжителен сон и пр.

Вот как Гиппократ размышляет о роли осмотра больного: «Осмотр тела — целое дело: он требует знания, слуха, обоняния, осязания, языка, рассуждения». Сам он действительно пытливо всматривается, вслушивается, и постоянно что-то записывает. Его трактаты – это и описания особенностей отдельной местности с их влиянием на здоровье жителей, и краткие заметки-рассуждения, и зарисовки об особенно интересных случаях из практики, и гениальные прорывы обобщений.

Позволю себе привести еще одну цитату из первой книги «Эпидемий». Хотя она и обширная, но многое скажет о тщательности подхода к диагностике, который проповедовал наш герой.

«Что касается до всех тех обстоятельств при болезнях, на основании которых должно устанавливать диагноз, то все это узнаем из общей природы всех людей и собственной всякого человека, из болезни и из больного, из всего того, что предписывается, и из того, кто предписывает, ибо и от этого больные или лучше, или тяжелее себя чувствуют; кроме того, из общего и частного состояния небесных явлений и всякой страны, из привычки, из образа питания, из рода жизни, из возраста каждого больного, из речей больного, нравов, молчания, мыслей, сна, отсутствия сна, из сновидений, какие они и когда появляются; из подергиваний, из зуда, из слез, из пароксизмов, из извержений, из мочи, из мокроты, из рвоты. Должно также смотреть на перемены в болезнях, из каких в какие происходят, и на отложения, ведущие к гибели или разрушению, далее — пот, озноб, похолодание тела, кашель, чиханье, икота, вдохи, отрыжки, ветры беззвучные или с шумом, истечения крови, геморрои. Исходя из всех этих признаков и того, что через них происходит, — следует вести исследование».

Обратите внимание, дорогие читатели, сколь широк подход врачевателя: он считает нужным учесть и манеру говорить, и даже молчание пациента. Стремится заглянуть в ход его мыслей, а уж набор тонкостей физиологических проявлений просто поражает. При отсутствии в те времена клинических исследований эти наблюдений действительно моги стать решающими в борьбе с опасными недугами.

В сочинениях, касающихся основ хирургии, он рассказывает о довольно обширном арсенале операционного инструментария того времени, а помимо этого, описывает разные способы перевязок и лекарственные средства, которые при этом применялись. Не оставил он без внимания и лечебные диеты, и вопросы гигиены, и другие аспекты комплексного подхода к здоровью.

И на «солнце медицины» есть пятна?

Когда мы говорим «легендарная личность», это не только дань уважения к великому человеку. Надо понимать, что истории, рассказанные о нем, это отчасти легенды, достоверность которых мы не в силах подтвердить.

Вот и о Гиппократе немногое мы можем сказать уверенно. Рассказывают, как однажды он остановил эпидемию чумы в Афинах, собрав в кулак весь организационный и медицинский ресурс столицы. Потом, как уверяют биографы, целитель спас правителя Македонии, у которого развилась тяжелая фобия на основе повышенной мнительности, страха перед болезнями.

Часто в разных источниках упоминается эпизод с мыслителем Демокритом. Жители Абдера считали философа безумцем, и призвали медицинское светило, дабы он официально подтвердил их «народный диагноз». Основания для столь серьезных выводов, казалось, лежали на поверхности: Демокрит нередко смущал окружающих громким беспричинным смехом.

Гиппократ после тщательного обследования и продолжительной беседы с мудрецом пришел к выводу, что тот абсолютно вменяем. А смех философа был вызван человеческими поступками, ничтожными делами, которыми мы постоянно озабочены, не замечая вокруг ничего высокого, вечного, не ценя минут истинного счастья, не стремясь к познанию мировой гармонии.

Но особо въедливые биографы находят в его послужном списке и другие факты. Они не укладываются в пасторальную картину абсолютной «благости» врачевателя. Зато прекрасно вписываются в реалии того непростого времени.

Однажды он отказался лечить некоего пациента, которого историки называют Цезарем Светонским. Тот страдал от гипертонии, но Гиппократ отказал родственникам бывшего воина в курсе лечения травами. Причина была тривиальна: семейство оказалось неспособным заплатить за его чудодейственные настои и отвары. И ладно бы, если б отказ был честным. Но из уст в уста, из века в век передается некрасивая история, что целитель якобы назвал неверный диагноз – мигрень. В итоге пациент не стал обращаться к другим врачам, и после нового гипертонического криза умер.

Был и еще один случай, когда Гиппократ прибег, фактически, к эвтаназии, предложив тяжелому и неплатежеспособному больному яд. Там ответственность за принятие решения разделили родные бедолаги, но сути этого не меняет.

Были ли эти и подобные им истории реальностью или их придумали завистливые конкуренты Гиппократа? Наверное, мы этого уже никогда не узнаем. Но соперничество за богатых клиентов было, это неоспоримый факт. Оно и теперь существует, и мы не можем быть уверены в полной беспристрастности тех, в чьи руки вверяем свое здоровье. Но все это не умаляет заслуг великого врачевателя, который всю жизнь посвятил святому делу изучения человеческой природы и разработал основополагающие методики поддержания здоровья.

Предлагаю вам посмотреть небольшой документальный фильм о жизни Гиппократа.

Клятва Гиппократа

Текст этой присяги, что принимают медики в разных странах мира, существует в несколько отличающихся друг от друга вариантах. Но эти отличительные детали малозначительны. В наследии Гиппократа есть много страниц, посвященных профессиональной этике докторов. Современный вариант текста «Клятвы Гиппократа» базируется на этих постулатах, но это не авторские формулировки известнейшего эскулапа древности. Текст явно был написан позже, уже после его смерти, учениками, последователями великого Наставника. И правильнее говорить, не клятва, а присяга Гиппократа.

А в наши дни, практически в том виде, в каком она существует и поныне, Врачебная заповедь увидела свет в Женеве в 1848 году. По сравнению с наставлениями, которыми пользовались врачи в предыдущие столетия, это более компактный, сокращенный вариант.

Текст клятвы (присяги) Гиппократа на русском языке

«Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями. Это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Поясню, что Гигеея (Гигиея) и Панакея (Панакия, Панацея) – это дочери бога врачевания Асклепия. От имени первой произошло название раздела медицины «гигиена», а от имени второй – термин «панацея», то есть, идеальное лекарство широкого спектра действия. Абортивный пессарий – это лекарство, чаще всего, в форме травяного настоя, вызывающее кровотечение и выкидыш.

Гиппократ (др.-греч. Ἱπποκράτης, лат. Hippocrates) (около 460 года до н. э., остров Кос - между 377 и 356 годами до н. э., Ларисса). Знаменитый древнегреческий врач. Вошёл в историю как «отец медицины».

Гиппократ является исторической личностью. Упоминания о «великом враче-асклепиаде» встречаются в произведениях его современников - и . Собранные в т. н. «Гиппократовский корпус» 60 медицинских трактатов (из которых современные исследователи приписывают Гиппократу от 8 до 18) оказали значительное влияние на развитие медицины - как науки, так и специальности.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Произнесение клятвы (которая на протяжении веков значительно видоизменялась) при получении врачебного диплома стало традицией.

«Клятва Гиппократа» (хотя на самом деле она совсем не принадлежит Гиппократу). После того, как Гиппократ умер в 377 г до н.э., этой клятвы еще не было. Существовали «Наставления» Гиппократа, также потомкам достались различные варианты текстов «клятв».

«Клятва Гиппократа», или Врачебная заповедь, опубликована в 1848 г. в Женеве и опускает большие куски исходного текста.

"Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями. Это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного кессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому" .

Каждый врач, начиная свой профессиональный путь, непременно вспоминает Гиппократа.

Когда он получает диплом, то произносит клятву, освященную его именем. Кроме другого греческого врача - Галена, жившего несколько позже Гиппократа, никто другой не смог оказать такого влияния на становление европейской медицины.

Гиппократ родился на острове Кос за 460 лет до нашей эры. Цивилизация и язык этого колонизованного дорийцами острова были ионийскими. Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов - корпорации врачей, притязавшей на то, что она ведет свое происхождение от Асклепия, великого врача гомеровских времен. (Асклепия стали считать богом только после Гомера.) У Асклепиадов чисто человеческие медицинские познания передавались от отца к сыну, от учителя к ученику. Сыновья Гиппократа, его зять и многочисленные ученики были врачами.

Корпорация Асклепиадов, которую также именуют Косской школой, сохраняла в V веке до нашей эры, как и всякая культурная корпорация того времени, чисто религиозные формы и обычаи; так, например, у них была принята клятва, тесно связывавшая учеников с учителем, с собратьями по профессии. Однако этот религиозный характер корпорации, если он и требовал условных норм поведения, ни в чем не ограничивал поисков истины, которые оставались строго научными.

Первоначальное медицинское образование получил от отца - врача Гераклида - и других врачей острова; затем с целью научного усовершенствования в молодости много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые всюду вывешивались в стенах храмов Эскулапа.

История его жизни малоизвестна; существуют предания и рассказы, относящиеся к его биографии, но они носят легендарный характер. Имя Гиппократа, подобно Гомеру, сделалось впоследствии собирательным именем, и многие сочинения из примерно семидесяти приписываемых ему, как выяснено в новейшее время, принадлежат другим авторам, преимущественно его сыновьям, врачам Фессалу и Дракону, и зятю Полибу. Гален признавал за Гиппократом подлинными 11, Галлер - 18, а Ков-нер - несомненно подлинными только 8 сочинений из Гиппократова кодекса.

Это трактаты - "О ветрах", "О воздухах, водах и местностях", "Прогностика", "О диете при острых болезнях", первая и третья книги "Эпидемий", "Афоризмы" (первые четыре раздела), наконец - хирургические трактаты "О суставах" и "О переломах", являющиеся шедеврами "Сборника".

К этому списку главных работ нужно будет добавить несколько сочинений этического направления: "Клятва", "Закон", "О враче", "О благоприличном поведении", "Наставления", которые в конце V и начале IV века до нашей эры превратят научную медицину Гиппократа в медицинский гуманизм.

Во времена Гиппократа верили, что болезни насылаются злыми духами или с помощью колдовства. Поэтому сам его подход к причинам болезней был новаторским. Он полагал, что болезни людям посылают не боги, они возникают по разным, причем вполне естественным, причинам.

Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы, выведя ее из темного эмпиризма, и очистил от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытной, экспериментальной стороной дела. Смотря на медицину и философию как на две неразрывные науки, Гиппократ старался их и сочетать и разделить, определяя каждой свои границы.

Во всех литературных произведениях ярко высвечивается гениальная наблюдательность Гиппократа и логичность умозаключений. Все выводы его основаны на тщательных наблюдениях и строго проверенных фактах, из обобщения которых как бы сами собою вытекали и заключения. Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное на изучении аналогичных случаев и примеров, составило Гиппократу при жизни широкую славу. Последователи учения Гиппократа образовали так называемую Косскую школу, которая очень долгое время процветала и определяла направление современной медицины.

Сочинения Гиппократа содержат наблюдения над распространением болезней в зависимости от внешних влияний атмосферы, времен года, ветра, воды и их результат - физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. В этих же сочинениях приведены и данные по климатологии разных стран, в последнем более обстоятельно изучены метеорологические условия одной местности острова и зависимость болезни от этих условий. Вообще Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности и личные - условия жизни и труда, питания (диеты), возраст и пр. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков, что для него и есть здоровье.

В этих сочинениях в первую очередь поражает неутомимая жажда познания. Врач, прежде всего, приглядывается, и глаз у него острый. Он расспрашивает и делает заметки. Обширное собрание из семи книг "Эпидемий" представляет собой не что иное, как ряд заметок, сделанных врачом у изголовья больного. В них изложены случаи, обнаруженные в процессе врачебного обхода и еще не систематизированные. В этот текст нередко вкраплено какое-нибудь общее соображение, не касающееся изложенных рядом фактов, словно врач записал Мимоходом одну из мыслей, которыми голова его занята беспрерывно.

Вот одна из этих пытливых мыслей коснулась вопроса о том, как надо осматривать больного, и тут же возникает окончательное, все открывающее, точное слово, показывающее гораздо больше, чем простое наблюдение, и рисующее нам метод мышления ученого: "Осмотр тела - целое дело: он требует знания, слуха, обоняния, осязания, языка, рассуждения".

А вот еще рассуждение об осмотре больного из первой книги "Эпидемий": "Что касается до всех тех обстоятельств при болезнях, на основании которых должно устанавливать диагноз, то все это узнаем из общей природы всех людей и собственной всякого человека, из болезни и из больного, из всего того, что предписывается, и из того, кто предписывает, ибо и от этого больные или лучше, или тяжелее себя чувствуют; кроме того, из общего и частного состояния небесных явлений и всякой страны, из привычки, из образа питания, из рода жизни, из возраста каждого больного, из речей больного, нравов, молчания, мыслей, сна, отсутствия сна, из сновидений, какие они и когда появляются; из подергиваний, из зуда, из слез, из пароксизмов, из извержений, из мочи, из мокроты, из рвоты. Должно также смотреть на перемены в болезнях, из каких в какие происходят, и на отложения, ведущие к гибели или разрушению, далее - пот, озноб, похолодание тела, кашель, чиханье, икота, вдохи, отрыжки, ветры беззвучные или с шумом, истечения крови, геморрои. Исходя из всех этих признаков и того, что через них происходит, - следует вести исследование" .

Следует отметить обширный круг требований. При осмотре врач принимает во внимание не только состояние больного в данный момент, но и прежние болезни и последствия, которые они могли оставить, он считается с образом жизни больного и климатом места обитания. Он не забывает о том, что, поскольку больной такой же человек, как и все остальные, для его познания надо познать и других людей; он исследует его мысли. Даже "умолчания" больного служат для него указанием! Задача непосильная, в которой запутался бы любой ум, лишенный широты.

Как сказали бы сегодня - эта медицина отчетливо психосоматическая. Скажем проще: это медицина всего человека (тела и души), и связана она с его средой и образом жизни и с его прошлым. Последствия этого широкого подхода отражаются на лечении, которое будет в свою очередь требовать от больною, чтобы он, под руководством врача, весь - душой и телом - участвовал в своем выздоровлении.

Строго наблюдая за течением болезней, он придавал серьезное значение различным периодам болезней, особенно лихорадочных, острых, устанавливая определенные дни для кризиса, перелома болезни, когда организм, по его учению, сделает попытку освободиться от несваренных соков.

В других сочинениях - "О суставах" и "О переломах" подробно описываются операции и хирургические вмешательства. Из описаний Гиппократа явствует, что хирургия в глубокой древности находилась на очень высоком уровне; употреблялись инструменты и разные приемы перевязок, применяющиеся и в медицине нашего времени. В сочинении "О диете при острых болезнях" Гиппократ положил начало рациональной дие-тологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных (что впоследствии было забыто), и с этой целью установил диеты применительно к формам болезней - острых, хронических, хирургических и т. д.

Гиппократ при жизни познал высоты славы. Платон, который был моложе его на одно поколение, но его современником в широком смысле этого слова, сравнивая в одном из своих диалогов медицину с другими искусствами, проводит параллель между Гиппократом с Коса и самыми великими ваятелями его времени - Поликлетом из Аргоса и Фидием из Афин.

Умер Гиппократ около 370 года до нашей эры в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник.