Навыки правильного и осознанного чтения. Формирование навыков осознанного, выразительного, правильного чтения у младших школьников через индивидуальные, групповые, коллективные формы работы




Чтение служит основным проводником человека в информационной среде, во многом определяя его образовательные возможности и успешность дальнейшей социальной адаптации. Этим важнейшим навыком дети, как правило, овладевают в начальной школе. Можно сказать, что младшие школьники учатся читать для того, чтобы обеспечить себе в дальнейшем возможность учиться.

Чтение входит в один из видов речевой деятельности: в письменную речь. Как и любая деятельность, чтение невозможно без мотива, ясного понимания цели этой деятельности.

Первой операцией чтения является зрительное восприятие графически представленной информации (букв, слогов, слов).

Ребенок, обучаясь читать, впервые попадает в ситуацию, когда движения глаз должны контролироваться и подчиняться топологическим свойствам текста: нужно уметь выделить начало текста, проследить строку слева направо, точно перейти от одной строки к другой без пропусков и повторов. Именно сложностью этих операций для ребенка объясняется прослеживание читаемых слов пальцем или указкой. В исследованиях Ю.Б. Гиппенрейтер и др. ученых показано, что взаимодействие глаз и руки образуют особую функциональную систему, внутри которой рука и глаза могут вступать в различного рода взаимодействия. В одних случаях рука является ведущей, а глаза лишь обеспечивают слежения за рабочей точкой руки, в других глаз ведет руку, то есть задает параметры движения руки. Возможна взаимная передача функций, когда рука и глаз вносят равноценный вклад в решение задачи. Именно этот третий вид взаимодействия имеет место при обучении чтению, когда слова представляют собой ряд однородных объектов с большой плотностью, который нужно просканировать. В начале обучения чтению некоторым детям достаточно трудно сделать это одними глазами, и они подключают прослеживание текста пальцем.

Сначала ребенок овладевает звукобуквенными отношениями в изолированном положении: за буквой закрепляется типовое звучание. Ребенок учится устанавливать связь между звуком устной речи и его графическим обозначением - буквой. Эта операция составляет суть первого этапа овладения навыком чтения. Однако в слове буквы обозначают несколько иные звуки, отличные от тех, которые они обозначают в изолированных позициях. Поэтому основная задача обучения технической стороне чтения - овладение ребенком навыком слогослияния. При чтении опорой для звукослияния служит гласный звук, который выполняет функцию слогообразования и определяет произношение предшествующего согласного звука. В этом процессе важную роль играет и фонематическое восприятие - выделение смыслоразличительных признаков фонем. Ребенок, для того чтобы точно установить связь между видимой буквой и тем звуком, который она обозначает, должен уметь в устной речи дифференцировать акустико-артикуляционно сходные звуки (например, [г] - [к], [б] - [п], [ч] - [т"] и т. д.).

Овладение навыком слогослияния - суть второго этапа обучения чтению. На третьем этапе овладения чтением аналитически выделенные в слове слоги ребенок синтезирует в целое слово. Ребенок прочитывает простые частотные слова целиком, синтетически, а встречая многосложные или незнакомые слова, переходит на послоговое чтение. При синтетическом чтении ребенок оперирует целыми словами и группами слов, бегло и правильно прочитывает целые предложения. Этапы последовательного укрупнения оперативных единиц чтения, связанные с овладением ребенком различными способами (ступенями) чтения, подробно описаны Т.Г. Егоровым.

Рассмотренные нами механизмы чтения обеспечивают его техническую сторону, которая создает условия для формирования смысловой стороны чтения. Понимание смысла письменного сообщения - основная задача чтения.

В понимании письменного сообщения, по мнению Н. Г. Морозовой, можно выделить два плана. Один из них выражается в значениях слов, словосочетаний, предложений и связях (лексико-грамматических и лексико-семантических) между ними. Это план значений, в котором содержится основное фактическое содержание текста. “Другой план..., лежащий за этим фактическим содержанием, отражает личностное, так или иначе мотивированное отношение к тому, что говорится или описывается. Он отражает человеческие побуждения, отношения к фактам как к событиям, играющим ту или иную роль в жизни”. Этот план понимания обеспечивает осмысление содержания (план смысла). Формирование смысловой стороны у ребенка, овладевающего чтением, начинается с плана значений, и лишь постепенно, по мере автоматизации технических операций чтения происходит развитие смыслового плана содержания.

Смысловая сторона чтения формируется параллельно с технической. На этапе овладения слогослиянием понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, то есть техническая сторона предшествует смысловой. По мере овладения синтетическим способом чтения, смысловая сторона начинает опережать техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения. Чтение опытного читателя - это антиципирующее чтение, которое опирается на предвосхищение смысла. В этом случае смысловая сторона ведет за собой техническую, создавая для нее наиболее благоприятные условия, положительно влияющие на правильность и скорость чтения.

В. Г. Горецкий, Т. Г. Егоров, Л. И. Тикунова, Л. С. Цветкова и другие ученые выявили ряд условий, от которых зависит развитие смысловой стороны чтения. Исследователи отмечают роль лексической стороны речи, влияющей на степень овладения прямым и переносным значением слов и словосочетаний. Сформированность словаря позволяет понять фактическое, предметное содержание, установить смысловые связи между различными частями письменного сообщения. Овладение грамматическими представлениями языка является условием целостного понимания предложения. Учет признаков, указывающих на причинно-следственные, временные и пространственные отношения в тексте (падежные окончания, союзы и предлоги), - важнейший инструмент понимания текста.

Для понимания прочитанного большое значение имеет знакомство читателя с тем предметом, о котором идет речь, развитый кругозор и читательский опыт. Л. И. Переслени пишет по этому поводу: “Прошлый опыт способствует накоплению вероятностных связей между отдельными явлениями. Чем больше объем накопленной информации, тем выше вероятность не только адекватной и своевременной реакции на события окружающей среды, но и готовность к восприятию явлений, следующих в определенной последовательности, с опорой на память об этой ранее встречавшейся последовательности”. Не менее важен для понимания текста и объем оперативной памяти, позволяющий удержать все композиционные элементы текста, сохранить последовательность событий.

Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, – одна из самых актуальных дидактических задач.

Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей не мотивирована и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.

Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской.

На материале текстов учебника строится развитие умений слушать и читать текст, формирование правильной читательской деятельности.

Выделяют 3 этапа работы с текстом.

Внутри каждого этапа существует определённая последовательность “шагов”.

I этап. Работа с текстом до чтения.

Работа над пониманием текста начинается ещё до его чтения. Дети рассматривают иллюстрацию, соотносят её содержание с заглавием произведения, читают ключевые слова, предполагают, о чём будет текст, который им предстоит читать. Этап завершается постановкой цели. Детям предлагается прочитать текст и проверить предположения.

II этап. Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение текста. Самостоятельное жужжащее чтение.

Первичное знакомство с текстом доверяем детям. Они читают текст про себя, проверяют свои предположения.

Если текст сложный, допускается первичное чтение учителем.

После прочтения выясняем, совпали ли первоначальные предположения с содержанием.

Повторное чтение текста.

Медленное “вдумчивое” повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

По ходу чтения задаем вопросы, уточняющего характера. Параллельно идёт работа над выразительностью чтения, объясняется и уточняется значение слов.

Интерпретация текста

Задача интерпретации – извлечение из текста максимума заложенных в него смыслов.

III этап. Работа с текстом после чтения

Данный этап позволяет углубить первоначальное понимание, и достичь понимания на уровне смыла (понимание основной мысли, чтение между строк).

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.

Вопросы по иллюстрации:

Но такая технология продуктивного чтения применима и на других уроках в начальной школе.

Такой подход действительно является обоснованным и рациональным, и позволяет добиваться высоких результатов обучения.

Дети учатся:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально “проживать” текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст.

Предлагаем Вашему вниманию задания, которые способствуют развитию правильности и осознанности чтения, развитию интереса к чтению. На начальном этапе обучения дети с интересом выполняют следующие задания:

1. Бросаемся слогами.

В игре используем мяч. Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово.

Примеры: ко-…(мар), ло…(шадь), ска…(ла), мо…(локо), де…(рево), кни…(га) и т.д.

Важно! Дети должны соблюдать правила орфографии: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся. КО - ляс - ка. Но не ка - ля – Ска

2. Ребенку предлагается соединить картинку со слогом, на который начинается ее название.

В другом варианте задания под каждой картинкой подписаны различные слоги, ребенку нужно выбрать правильный первый слог названия предмета, изображенного на картинке.

3. След в след.

Вы читаете текст. Дети пальчиком идут след в след за вашим голосом. Начните с небольшой скорости - чтобы вначале каждый ребенок наверняка был успешен в том, что вы ему сейчас предложите.

Вы говорите: "СТОП!" – и предлагаете некоторым детям показать пальцем в тексте слово, которое прозвучало последним перед СТОП, и просите это слово еще раз прочесть. Ребенку легко узнать слово, даже если оно трудное - он же только что его слышал! Но он делает вид, что читает его.

Если вы видите, что детям чересчур легко следить за вами, ускоряйте темп чтения, старайтесь "замести следы" периодической сменой голоса, интонации или темпа. Угадал очередной ребенок - очко "следопытам" (группе), не угадал - вам. Игра идет до пяти (десяти?) победных очков. Но постарайтесь все же не так часто выигрывать.

Такое совместное чтение снимает страх перед быстрым чтением - пусть пока вашим. Вам тоже будет чему удивиться: как это с вашей точки зрения тот или иной "плохо читающий" ребенок умудряется не отставать от вашего голоса своими глазенками и пальчиком.

4. Эхо в горах.

Читаете текст опять вы. Дети храбро читают вместе с вами, только чуть (на полшага) поотстав - эхом. И им уже не так страшно пробираться в дебрях текста - потому что они не одни, а вместе с вами.

Ребенок, конечно, слышит текст и наполовину его повторяет. Но и видит тоже! Узнает слова! Учится реагировать на знаки препинания! Глаз ребенка привыкает не бояться длинных слов и предложений, а голос - их преодолевать.

5. Диктор.

Эта работа - тоже парная. Но, в отличие от предыдущей, пары складываются произвольно и от них требуется некоторая подготовка (репетиция). Некоторые (ну очень) творческие личности предпочитают экспромт. Что ж, извольте!

На сцену выходят двое чтецов. Один из них - диктор телевидения, и через несколько минут ему предстоит прочитать выпуск последних новостей. Он садится за стол (хорошо бы, чтоб на столе стоял импровизированный телевизионный экран!) и берет газету в руки. Звучит сигнал "Прямой эфир!", и диктор принимается за работу.

Читать ему следует не торопясь, четко проговаривая слова. Он может читать медленно, лучше сказать: весомо, но вот уж что точно не предусматривает жанр работы диктором телевидения - так это запинаться, заикаться и надолго замолкать. Речь его должна быть гладкой, словно "реченька журчит". И в этом непростом деле диктору будет помогать "заплечник" (это слово осталось от "заплечного чтения", придуманного Л.Филякиной).

Заплечник становится за спиной сидящего диктора и из-за его плеча следит за процессом чтения. Ему надо быть особенно начеку. Только диктор замешкался, еще не успел сделать ошибку - заплечник тут как тут. Громким голосом (не перепутайте эту работу с работой суфлера!) штопаете образовавшуюся в новостях брешь, до тех пор, пока диктор не пришел в себя. И его речь полилась дальше - ровная, гладкая, не омраченная спотыканьем.

Предложите ученикам поменяться ролями. Даже самый успешный в технике чтения ребенок может представлять опасность для эфира - например, приступами кашля. Который, конечно, он изо всех сил подавляет, но читать в эти моменты не может. Тут-то его и выручает своим голосом бдительный заплечник.

6. Составь рассказ.

Что вам понадобится: любой текст (из "Букваря" или "Азбуки"), бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

Подберите текст из З-6 предложений. В каждом предложении количество слов не должно превышать 6. Напишите цветными фломастерами или карандашами предложения из текста на отдельных полосках бумаги. Или сначала напишите весь текст, а затем разрежьте его на предложения.
Попросите ребенка прочитать отдельно каждое предложение, догадаться, о чем весь рассказ, и разложить предложения в правильном порядке. Такой вид работы помогает формировать понимание причинно-следственных связей событий.

7. Сочинялки.

Цель: учиться понимать прочитанное, развивать мышление, развивать речь.

Что вам понадобится: любой текст (из "Букваря" или "Азбуки"), бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Предварительно для игры выберите текст из 4-6 простых предложений. Окончание рассказа закройте непрозрачной бумагой и предложите ребенку прочитать рассказ. Ребенку нужно придумать, чем может закончиться рассказ. Потом дайте ребенку дочитать текст до конца и тем самым проверить его предположения.

Представьте себе, сколько вариантов продолжения сможет придумать ваш ребенок к такому рассказу!

8. Название для рассказа.

Цель: учиться читать текст, учиться понимать прочитанное, развивать речь. Предварительно для игры выберите текст из 4-6 простых предложений. Прочитайте его сами, придумайте название. На листе бумаги напишите 3-4 варианта названия рассказа, причем только один из них должен подходить к его содержанию. Например, к приведенному ниже рассказу вы можете предложить следующие названия: На море / За ягодами / Хорошо в лесу / Заблудились.

ОДНАЖДЫ КАТЯ ХОДИЛА С ДЕДУШКОЙ В ЛЕС. ТАМ ОНА НАРВАЛА ЦВЕТОВ И ЛИСТЬЕВ. КАТЯ СДЕЛАЛА КРАСИВЫЙ БУКЕТ. А ДЕДУШКА НАШЕЛ МНОГО ОПЯТ. ДОВОЛЬНЫЕ ОНИ ВЕРНУЛИСЬ ДОМОЙ.

Что вам понадобится: бумага, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.

Для игры вам понадобятся загадки разного рода, по 2 на одну отгадку. Вы можете использовать стихотворные авторские загадки из сборников, русские народные загадки или загадки народов мира.

На карточках из картона напишите разные загадки. Пусть ребенок читает тексты, отгадывает загадки и находит их пары. За одну игру можно использовать 2-5 пар загадок.

10. Расставь точки.

Цель: учиться определять границы предложений в тексте, учиться понимать прочитанное, развивать речь.

Для проведения игры напишите на листе бумаги или распечатайте на принтере текст, состоящий из 3-6 предложений. Знаки препинания не расставляйте (желательно, чтобы в тексте встречались только точки). Расскажите ребенку, что из этого рассказа убежали все точки, поэтому стало невозможно понять его смысл. Предложите ребенку прочитать "странный" рассказ и попытаться определить, где заканчивается одна фраза и начинается следующая, то есть расставить правильно точки.

Например:

Выберите текст, состоящий из 4-8 предложений. Перепишите его на лист бумаги, но в обратном порядке - первым напишите последнее по смыслу предложение, а последним - первое предложение текста.

Например: МАМА СВАРИЛА ИЗ НИХ СУП. МАЛЫШИ СОБРАЛИ МНОГО ГРИБОВ. ОНИ ВЫСОКИ И СТРОЙНЫ. ТАМ РАСТУТ СОСНЫ И ОСИНЫ. МАЛЬЧИКИ ВЗЯЛИ КОРЗИНКИ И ПОШЛИ В РОЩУ. БОРЯ И ГРИША ВСТАЛИ РАНО.

12. Кто больше спросит?

Задавать вопросы к тексту - большая наука. Предложите ребенку прочитать текст, а потом задать как можно больше вопросов к нему. Можете устроить соревнование: задавайте вопросы к одному и тому же тексту по очереди, за поставленный вопрос - берите фишки. Выиграет тот, кто наберет больше всего фишек.

Часто ребенку трудно бывает сформулировать вопрос, можно ему помочь в этом. Сделайте плакат-подсказку. Крупными буквами на листе бумаги напишите вопросительные слова: КТО? ЧТО? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? КОГДА? У КОГО? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? СКОЛЬКО? КАКАЯ? КАКИЕ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СКАЗАЛ? и т. п.

Дети проще придумывают тему вопроса и правильнее задают его, если у них есть возможность выбрать первое слово

13. Слово потерялось.

Цель: учиться понимать прочитанное, развивать речь.

Использование этих упражнений на уроках повышает мотивацию обучающихся, активизирует мыслительную деятельность, способствует достижению понимания текста на уровне смысла, развивает интерес к чтению.

Осознанное и беглое чтение - залог успеха ребенка в постижении окружающего мира

В нашем современном мире народы отстаивают свое право на свободный созидательный труд и спокойную счастливую жизнь. Приобщение новых поколений к умственным и нравственным ценностям - дело первостепенной важности. В этом деле не обойтись без книги, без искусство слова. Настоящая литература, прежде всего, учить любить людей. Книги, по выражению М.А. Горького, возвышают душу, учат доброму, а в трудные минуты дают силы, чтобы не пасть духом, выстоять, победить. Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он овладел умением читать, так как образовательно-воспитательный эффект - чтение книг - всегда прямо пропорционален результатам читательской обученности, желанию и умению читателя взять из книги все, что она может дать. [ 1]

От умения читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависит их успехи в обучении на протяжении всех школьных лет. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению и какую ответственность он несет перед учеником, его родителями, учителями среднего звена. Зачастую именно среднее звено упрекает начальную в том, что учащиеся перешедшие в 5 класс, читает медленно, не умеют пересказывать, рассуждать и оценивать прочитанное.

Чтение - это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. И этому столь необходимому умению ребенка учит учитель начальной школы. Как сделать, чтобы урок чтения стал любимым? Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее их развитие? [ 9]

Поэтому перед учителем начальной школы, в первую очередь, стоит цель научить учащихся беглому и осознанному чтению текста. Чтобы достичь этой цели нужно у учащихся сформировать интерес к книгам, вызвать положительное отношение к самостоятельному чтению;

Чтение, как вид речевой деятельности, имеет две разновидности: чтение вслух и чтение про себя. Качество чтения характеризуется с разных сторон. Чтение вслух должно быть сознательным, беглым, правильным и выразительным, а чтение про себя - сознательным и беглым.

Сознательность - ясное и точное понимание читаемого. Сознательность - это самое главное, ведущее качество чтения. [ 1]

Беглость - правильное, плавное чтение, без деления на слоги, с пониманием содержания читаемого. [ 8]

Правильность - одно из необходимых качеств громкого чтения. Она предполагает:

  • чтение без искажений, пропусков и перестановок звуков и слогов, без повторений слов, без проглатывания окончания;
  • правильную постановку ударения;
  • соблюдение основных правил литературного произношения. [ 1]

Если в первых, вторых классах, исходя из задач научения технике чтения, основное место занимает громкое чтение, то в третьих, четвертых классах, в связи с возрастанием роли самостоятельного чтения, больше внимания уделяется чтение про себя.

По данным измерения техники чтения, при переходе чтению про себя наблюдается снижение темпа и осознанности.

Сознательность чтения тесным образом связана с беглостью чтения. Замедленное чтение затрудняет понимание смысла читаемого. При слишком быстром чтении ученик не успевает увязать смысл произнесенных слов с предыдущим. Следовательно, беглость чтения должна сочетаться с сознательностью, с пониманием содержания читаемого. [ 1]

Причинами снижения беглого и осознанного чтения учащихся могут быть:

  • недостаточное внимание со стороны учителя на работу над техникой чтения;
  • расширение круга интересов учащихся;
  • низкий уровень, контроля за чтением со стороны родителя;
  • социальные факторы.

Из всех выше названных проблем под силу учителю начального класса первая. Поэтому в нашей практике были использованы различные виды работ по развитию умений и навыков техники чтения.

Нами выбраны наиболее эффективные виды работ:

  • метод динамического чтения;
  • чтение цепочкой;
  • чтение в парах, групповое чтение;
  • чтение с убыстрением темпа;
  • ежеурочные пятиминутки чтения;
  • самозамер скорости чтения.

Успешность в обучении чтению во многом зависит от мотивации деятельности ученика. И наоборот, именно успех рождает мотив: "У меня получается, поэтому я хочу!". При развитии интереса к процессу чтения важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха.

Для посильного самостоятельного чтения (особенно при низкой скорости) предлагается детям перечитывать любимые стихи и сказки. Это стимулирует у них развитие антиципации (смысловую догадку), способствует чтению целыми словами, приносит радость от общения с книгой. Немалое значение в развитии интереса к чтению и повышении скорости чтения имеют каждодневные упражнения в аудировании.

Материал для чтения должен быть близким к субъективному опыту ребенка, личностно-значимым для него, эмоционально насыщенным или иметь яркую познавательную направленность. Следует предоставить ученику право выбора материала для чтения зависимости от его интересов, настроения, даже самочувствия. Можно предлагать детям на выбор чтение произведений, разных по тематике, объему, стилю, жанру, трудности содержания и другие. Возможность такого выбора быстрее развивает у младшего школьника индивидуальный читательский вкус.

С этой целью в классе организована библиотека. Для расширения материала для чтения учащиеся приносит книги в библиотеку. Прочитанные книги заменяются другими, с первого класса заведена тетрадь наблюдения за техникой чтения.

Правильному восприятию и воспроизводству звуковых явлений русского языка учащимися с родным языком обучения необходимо целенаправленно и умело обучать, для чего могут быть использованы следующие методические приемы:

  • демонстрация (показ) образцового произношения (звука, слога, слова, предложения, текста) учителем или диктором;
  • подражание (имитация) образцовому произношению. Прием состоит в том, что учащиеся слушают, как произносится звук (слог слова) и повторяет его сначала хором, а затем каждый в отдельности;
  • объяснение артикуляции. Объяснение органов речи при произнесении того или иного звука русского языка. Объясняя способ образования звука, учитель показывает детям, какое положение при этом занимает тот или иной орган речи (губы, рот, язык, зубы): демонстрирует его сам и применяет специальные рисунки, схемы, таблицы по артикуляции звуков. Объяснение и демонстрация звука сопровождается имитацией образцового произношения учителя.

Кроме того, раннее устранение логопедических нарушений, усиление работы над техникой чтения, где учитывается индивидуальные особенности учащихся, и пропаганда семейного чтения играют немаловажную роль, в решении проблемы беглого и осознанного чтения.

Использованная литература.

  1. Анисимов В.Н. Методика обучения русскому языку в саха начальной школе - Якутск, 2000
  2. Завуч начальной школы 2001, №5
  3. Каратаев И.И. Саха тыла 3 кыл. - Якутск, 2000
  4. Китаева А.В. Развитие беглости чтения начальных классов. Начальная школа 1996, №9
  5. Левкина Т.С. Хотим еще читать. Начальная школа 2000, №1
  6. Матвеева С.И. Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения. Начальная школа 2000, №11
  7. Положенцева В.В. Пути становления механизма чтения в начальной школе. Начальная школа 1999, №10
  8. Программа по русскому языку для 1-4 классов якутской школы с родным языком обучения. Якутск, 1996
  9. Яшина Н.П. Учить читать трудно, но интересно. Начальная школа 2001, №6


Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:


Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Развитие навыка осознанного чтения

Для того чтобы ребёнок мог успешно учиться в школе, в первую очередь, ему необходимо овладеть основными учебными навыками: чтением, письмом и счётом. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания и использовать их на практике. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Недостаточное овладение учащимися техникой чтения, а главное умением понять прочитанное, будет сопровождаться серьёзными трудностями в учебной работе, которые могут привести к неуспеваемости.

Культура чтения, умение извлекать максимум информации из прочитанного - главные факторы, определяющие успешность развития личности в целом.

Нет такого учителя, который не заинтересован в том, чтобы всех детей научить хорошо читать. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. По мнению психологов - скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.

Чтение - сложный процесс, требующий умения узнавать буквенный состав слова, устанавливать связь с другими словами, интонационно верно передавать смысл читаемого. В процессе формирования полноценного навыка чтения у учащихся должны быть выработаны такие качества, как правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Проблема обучения чтению является одной из актуальных в современной педагогической и психологической литературе. Это вызвано её большой практической значимостью.

Для успешного обучения чтению у ребёнка должны быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринимать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать несложные произведения, определять своё отношение к героям. У детей эти качества и умения начинают формироваться и совершенствоваться в дошкольном возрасте.

Чтение – это один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации. Отсюда следует, что чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И, наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.

В процессе чтения можно выделить 2 стороны:

Техническую (соотнесение зрительного образа с его произношением);

Смысловую, которая является основной целью процесса чтения.

Понимание осуществляется на основе звуковой формы слова с которым связано его значение. Между этими сторонами существует тесная связь. Понимание читаемого определяется характером восприятия. С другой стороны зрительное восприятие испытывает на себе влияние смыслового содержания ранее прочитанного.

Одним из эффективных приёмов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения, способствующие правильному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызывать затруднения при чтении текста.

Конкретными их задачами являются: установление связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, накопление в памяти слогов и слов, читаемых глобально, слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова.

Несомненно, что предварительные упражнения в правильном чтении решают и такую задачу, как совершенствование произносительных навыков учащихся, так как прочтение слогов и слов предполагает четкость их артикулирования. Однако в противоположность артикуляционной гимнастике с ее нацеленностью на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на четкость произношения звуков эти упражнения, прежде всего, готовят детей правильному прочтению слов текста.

В процессе проработки связного текста учителю рекомендуется показать учащимся образец правильного чтения и затем неоднократно читать материал вместе с детьми.

Тренировка в чтении должна занять большую часть урока. Во избежание быстрого утомления школьников при однообразной работе, когда (особенно в младших классах) к одному и тому же тексту приходится возвращаться многократно, учитель, планируя повторное обучение, каждый раз модифицирует задания.

Учащиеся читают по цепочке (предложения текста прочитываются поочередно), абзацами (учитель называет ученика, который будет читать), по эстафете (сами дети называют товарища, который продолжает чтение), выборочно. Прием выборочного чтения дает возможность варьировать: школьники почитывают отрывок, ориентируясь на иллюстрацию, на вопрос учителя, на конкретное задание. Повторное чтение можно проводить при делении текста на части или озаглавливании их, при чтении по ролям, при подготовке к выразительному чтению и т. д.

Заинтересованность учащихся при повторном чтении достигается за счет постоянной вариативности заданий и подчеркнутого интереса учителя к новому виду деятельности детей. Актерские данные (эмоциональность, выразительность, умение играть роль заинтересованного участника всего происходящего) необходимы педагогу.

Не менее важно для формирования навыка правильного чтения организовать наблюдение учащихся за чтением своих товарищей. Только при активности всего класса можно добиться такого положения, когда школьники читают текст на протяжении всего урока либо вслух по вызову учителя, либо про себя, следя за чтением одного из учеников класса.

Для организации таких наблюдений можно использовать приемы предварительно спланированного чтения или контроля за чтением товарищей с последующим сообщением количества и характера допущенных ими ошибок. Причем каждый ребенок должен читать не более одного - двух предложений, так как в противном случае школьники забывают ошибки и начинают придумывать их, добиваясь поощрения учителя.

    Звуко-буквенный анализ слов. Работа с классной разрезной азбукой. Трудное слово произносится по слогам, анализируется, составляется из букв разрезной азбуки и затем плавно прочитывается. Иногда трудное слово записывается на доске по слогам и прочитывается.

    Чтение таблиц с трудными словами и предложениями. Их учащиеся сначала читают по слогам, затем слитно.

    Чтение небольших текстов, написанных на доске. В текст включаются слова, в которых учащиеся чаще всего делают ошибки (слова со стечением согласных, с твердым и мягким знаками, слова с буквой ё и т. д.).

    Самостоятельное выделение учащимся из текста слов, прочтение которых требует помощи учителя.

    Своевременное объяснение значения слова.

    Хоровое чтение трудной части рассказа. В след за этим данную часть читают слабые учащиеся.

    Применение указок при чтении. Указка облегчает ориентировку на странице, помогает целостному, а поэтому правильному восприятию слова, мобилизует учащихся с неустойчивым вниманием, с нарушением зрительных восприятий.

    Распределение частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого.

    Коллективное обсуждение правильности чтения отдельных учеников. Все учащиеся по своим книгам следят за чтением товарищей. После прочтения соответствующей части идет обсуждение качества чтения каждого ученика.

А.К.Аксёнова отмечает, что не менее важно для формирования навыка правильного чтения организовывать наблюдения учащихся за чтением друг друга. Только при активности всего класса можно добиться того, чтобы школьники читали текст в течение всего урока либо вслух по вызову учителя, либо про себя, следя за чтением одноклассника. Для организации таких наблюдений можно использовать различные приемы:

    медленное чтение учителя;

    комбинированное чтение, когда в тексте выделяются предложения для чтения их хором;

    сопряженное чтение;

    контроль детей за чтением товарищей с последующим сообщением количества и характера допущенных ошибок.

В развитии навыка сознательного чтения огромное значение имеют те виды занятий, которые проводятся в условиях школы, а именно: подготовка учащихся к восприятию текста, словарная работа, выразительное первоначальное чтение произведения учителем, чтение текстом учащимися, анализ прочитанного при повторном чтение, составление плана, пересказ, работа над выразительными средствами художественного произведения, характеристика героя, творческая деятельность школьников.

Подготовительная работа в младших классах часто требуется создания наглядной конкретной ситуации, которая лежит в основе текста. Экскурсия в природу, на производство, демонстрация натуральных предметов, картинок, изготовление макетов имеют первостепенное значение для правильного понимания читаемого. В ряде случаев эта подготовка может осуществляться в виде беседы, в процессе которой актуализируется, и уточняются имеющиеся в опыте детей представления, понятия, устанавливаются связи уже знакомого материала с предлагаемого в данный момент.

Не менее важной для понимания читаемого является словарная работа, которая может проводиться на различных этапах урока. Значения слов, совершенно незнакомых детям, несущих большую смысловую нагрузку в тексте, учитель объясняет в процессе подготовительной работы.

Значение других слов и образных выражений разбираются во время чтения или анализа текста. К объяснению привлекаются сами учащиеся. Более того, необходимо приучить детей самостоятельно выбирать из текста незнакомые слова и спрашивать учителя или своих товарищей об их смысле. Проведение подобной работы требует от педагога последовательности и терпения, так как младшие школьники часто не замечают непонятных для них слов. Вместе с тем развитие их самостоятельности способствует повышению уровня осознанности в работе над текстом.

Учитывая важность первого знакомства с текстом, все художественные произведения в 1 - 2 классах читает учитель, а дети слушают, закрыв книги. Открытый учебник отвлекает внимание ребенка: темп чтения учителя ему недоступен и следит за ним по книге он не может. Пытаясь найти слово, прочитанное педагогом, ученик теряет нить рассказа, не видит мимики и жестов читающего.

Анализ текста идет в процессе повторного чтения. В 1-2 классах текст, анализируется чаше всего индуктивным путем, т. е. от частного к общему. Этот путь для детей легче, так как в результате последовательного разбора содержания обращается внимание на отдельные существенно важные моменты читаемого материала и учащиеся подводятся к пониманию всего произведения в целом.

В некоторых случаях, когда основная мысль статьи дана в готовом виде, при разборе произведения можно использовать метод дедукции.

Закрепление содержания прочитанного текста ведется не только в виде выборочного чтения и сравнения с материалом других текстов, диа- и кинофильмов на эту тему, но и с помощью иных приемов и средств: соотнесение отдельных мест текста с иллюстрациями, помещенными в книге; изготовление макетов, лепка и зарисовка героев; установление сходства и различия прочитанного произведения и конкретной жизненной ситуации. Такой характер работы помогает учащимся образно представить сюжет рассказа, четко установить связи явлений и действующих лиц, соотнести читаемый материал с собственным жизненным опытом.

Чтобы повысить работоспособность детей на всех этапах урока, можно использовать приемы, о которых говорится в методике М. Ф. Гнездилова]:

    соответствующие задания учителя;

    предварительное спланированное чтение;

    коллективное комбинированное чтение.

Дети с нарушением работоспособности нуждаются в дополнительных стимулах, мобилизующих внимание: поощрении (если ученику удалось сохранить внимание хотя бы на небольшой промежуток времени), частых вызовов для ответа, проведении занятий в игровой форме.

На уроках чтения нужно специально заботиться о приёмах организации мыслительных процессов, помогать учащимся в осознании смысловой структуры текста.

Наибольшие возможности для развития сознательности чтения заложены в следующих видах работ:

    предварительная беседа;

    беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа в целом;

    работа над планом и пересказом прочитанного;

    словарная работа.

Способствует сознательности чтения также работа по составлению плана, которая помогает осознать отдельные части произведения и охватить его в целом, понять, в какой последовательности ведется рассказ.

Учащиеся прочитывают тексты по частям для детального анализа; читают выборочно, отвечая словами автора на вопросы учителя; читают по ролям, про себя, отыскивая ответ на один или несколько вопросов, и т. д. Вся эта работа способствует более полному пониманию читаемого и одновременно развитию техники чтения.

Самым распространенным видом чтения во вспомогательной школе является чтение вслух. Только чтение вслух даёт возможность учителю выработать у детей умение читать выразительно, показать красоту, ритм и напевность стиха, выявить особенности речи действующих лиц.

Развитие навыка выразительного чтения осуществляется на уроках и во внеклассное время как на материале текстов в книгах для чтения, так и на основе специально подобранных упражнений.

Виды и приемы работы по развитию этого навыка могут быть следующими:

    Отчетливое произнесение звуков, слогов, слов, скороговорок, четверостиший во время артикуляционной гимнастики.

    Хоровое чтение - для отработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить мелодику и темп речи учителя.

    Подражание образцу выразительного чтения.

4. Чтение по ролям, драматизация текста.

5. Упражнения на формирование умения сознательно пользоваться некоторыми видами интонационных средств.

Большое значение для выработки навыка выразительного чтения имеет участие всех школьников класса в художественной самодеятельности. Привлечение детей к коллективной декламации для выступлений перед родителями, учениками других классов создает у них заинтересованность, помогает осознать роль работы над интонационной выразительностью.

В развитии навыка осознанного чтения огромную роль играют следующие виды занятий, а именно: подготовка учащихся к восприятию текста, словарная работа, выразительное первоначальное чтение произведения педагогом или детьми, вторичное чтение текста школьниками, анализ прочитанного при повторном чтении, составление плана, пересказ, работа над выразительными средствами художественного произведения, характеристика героя, обобщение прочитанного материала.

Формирования навыка чтения учащихся начальной школы важна та среда, в которой они воспитываются и обучаются. Задачей педагогов и родителей является создание дружеской, комфортной для ребёнка обстановки в классе и дома. Обучение и воспитание ребёнка должно происходить с учётом особенностей его личности. Нельзя заставлять ребёнка читать. Есть множество способов увлечь его чтением. Ребёнка надо окружить интересным материалом для чтения. Пополнять словарный запас детей. Поддерживать уверенность учащихся в себе, в своих силах. Важными педагогическими условиями также являются игровая форма проведения уроков, взаимодействие семьи, школы и работников библиотек. Важен профессионализм учителя, т. к. от того насколько он владеет методикой преподавания предмета, знает психологические особенности учащихся, грамотно проводит работу с родителями учеников, своим личным примером прививает любовь к чтению, зависит эффективность обучения

Список литературы

    Анисимов В.М., Андреева К.Е., Сокорутова Л.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Якутск: 2001.

    Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах. // Школа, 1999. № 18.

    Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: 2000.

    Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников – М.: 1997.

    Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005, №2.

    Чечерина Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям. // Я-мама, 2006, №2.

    Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М., Педагогика, 1997.

    Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38.

    Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г.

    Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Книга для учителя. – М., «Педагогика»,1990.

    Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. // Вопросы психологии. – 1995. –№5 – с. 44-54.

    Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. – 2001. - №5. – с. 99 - 101.

    Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль. ТОО «Гринго», 1995.

    Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – Киев, 1980.

    Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. –1989 - №7 – С. 24-27.

    Юшкова Л. М. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа. – 1989 - №5 – с. 15-17

    Яковлева В. И. пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. – 1996 г. - № 6 – с. 12- 16.

Никто кроме нас.

Луканина Н. Ю.

ГБОУ ВЛГ № 1389 г. Москва

Аннотация

Эта статья посвящена проблемам осознанного чтения у детей и возможному пути их решения посредством создания информационно-учебных сред.

Ваня, прочитай еще раз.

У Кати было два яблока и три груши, сколько всего фруктов было у девочки?

Хорошо. Как будешь решать?

Нуууу…. Мммм….

Делай краткую запись.

На тетрадном листе мучительно вырастают каракули, намекающие на то, что где-то во вселенной есть три «г» и два «я».

А какой вопрос у задачи?

Ясные серые глаза начинают медленно наливаться слезами, в предчувствии седьмого прочтения ужасной задачи. Учительское сердце дрожит, но пока не сдается:

Ваня! Ну только что же решал такую же задачу!

Слеза побежала по щеке, а следом и вторая…

Стоп, одну минуточку. На этом месте хотелось бы задержаться, а может быть даже и остановиться. Есть кто-нибудь, коллеги, кто не знает продолжения этой истории, во всем многообразии его проявлений? Почему мне так и слышится хоровое нестройное «Нет!», и видятся задумчивые взгляды, где с морщинками на лбу, где с полуулыбкой, где с сердитой складкой губ. У каждой из нас есть, был и будет такой Ваня, а то и два, и три… И вроде бы все понятно, если ребенок «слабый», с кучей проблем вокруг, неполной семьёй, алкоголиками родителями и прочими причинами и поводами не понимать и (что уж там!) плохо соображать. Но что это? Вот милая девочка, с очаровательными родителями и бабушкой педагогом на пенсии, вычитает «я» из «г»! Почему, чёрт возьми? Выскажу свою теорию на этот счёт, нет, скорее поделюсь на этот счет практикой.

Многократно прокручивая эту ситуацию мысленно и практически, я пришла к неутешительному выводу. Технически ребёнок читает условие задачи бегло и четко, но вот смысл её ускользает. Где же причина? Почему именно математика становится камнем преткновения? Мои поиски привели к следующему: множество детей не понимает смысла целого ряда слов. Нет, не потому, что они глупые, а потому, что они просто их не знают. Как говаривал некогда Козьма Прутков: «Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что эти вещи не входят в круг наших понятий». Тогда почему же математика? Да потому, что на «чтении» или «окружающем мире», разъяснение непонятных слов, собственно и является одной из задач учителя, а математика должна этим уже вовсю пользоваться, вдруг, оп! А у ребенка в словаре нет слова «всего», а слово «вместе» он понимает исключительно применительно к собственной компании. Что ж, причина есть, да не единственная, очевидно, но сильно мешающая. Остается, как всегда, впрочем, ответить на два вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?»

Что делать, когда не знаешь, что делать? Видимо искать помощи, или хотя бы опоры. Чем не повод обратиться к основополагающим документам. Читаем 11 пункт ФГОС :

«11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

…8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; …

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;…»

Насколько я понимаю, это значит, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает новую систему требований к школьному образованию: «…современному развивающемуся обществу нужны хорошо образованные, инициативные и самостоятельные люди, способные принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать последствия и нести за них персональную ответственность. Современный выпускник школы должен быть оснащен не столько конгломератом сведений из разных областей знаний, сколько умением добывать необходимые ему знания, пользуясь самыми разнообразными источниками информации. Если раньше подобное требование предъявлялось к выпускнику вуза, то возросшие темп жизни и скорость обмена информации, достигшая гигабита в секунду, выдвинули эти требования, даже не к выпускнику школы, но к ученику».

Опять что-то не срастается. Скорость распространения информации растет, компьютерная эпоха наступает с ужасающей скоростью. Наши бабушки вытирали руки о передник, перед тем как торжественно включить в надвигающейся ночной тьме «лампочку Ильича», а наши дети свободно ориентируются в Internet, ворочая объёмами информации равными целым библиотекам за считанные секунды. Сидят, уткнувшись носами в телефоны и планшеты, что-то читают, переписываются между собой, обмениваются фото и видео, смеются и плачут, дружат через тысячи вёрст, порой даже не зная, кто из какой страны родом. Хорошо? Да просто замечательно! Вспомните, ну, кто может, конечно, каких усилий и времени стоила переписка лет 30 назад. Вспомнили? А переписка с «иностранным другом»? Современным детям эта ситуация неизвестна и непонятна. Нет затяжной паузы в общении со сверстниками, которая неизбежно заполнялась бы другими видами общения: со взрослыми, чтение книг etc, и, в результате, круг общения замыкается, теряется внешняя подпитка словарного запаса, читательский опыт накапливает не образцы грамотности и правильных речевых форм, а формирует сленг, достаточный для междусобойного общения детей, но не годный для серьёзной работы.

Пример вырос сам собой, пока я писала эту статью. Цитируя Пруткова, я поленилась стучать по клавишам и «копипастнула» фразу из Сети. Вставив её в текст, я обнаружила четыре ошибки (!).

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «…извлечь из мертвой буквы живой смысл, - говорил К.Д.Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное» . Спорить с этим высказыванием не просто трудно, а еще и вредно.

Так к чему же привели все мои рассуждения, возможно несколько путанные и эмоциональные? Проще всего было бы объявить Internet и компьютеры-смартфоны врагами, начать, топая ногами, требовать отобрать их у детей, да и у взрослых то же. Можно еще сетовать на то, что государственный контроль за современными виртуальными СМИ недостаточен, что необходимо законодательно требовать присутствия на Internet-ресурсах профессиональных корректоров и редакторов. Всё это, разумеется, верно, и, я верю в это, когда-нибудь так и будет, но откуда взяться тем самым редакторам и корректорам из будущего, если мы не воспитаем их сейчас?

Как говорили древние китайцы: «выигранное сражение – это сражение, которое не началось». Врага необходимо сделать другом и союзником. Вот только как этого добиться? Неожиданная помощь пришла со стороны ФГОС, на его многочисленных страницах есть упоминание о необходимости создания «информационных обучающих сред». Возможно, это и есть лекарство, не панацея, конечно, но вполне качественный антибиотик.

Финансово и аппаратно это не так уж и сложно, попытки создания подобных сетевых образований уже есть и всем хорошо известны, за нами остается «немного» - привлечь в этот круг общения детей. Создать в Сети этакие оазисы грамотности, создавать интересные ресурсы, модерировать их, поддерживать образцы речевой грамотности, агитировать (да-да! Именно агитировать!) читать те или иные книги (тех издательств, где еще работают редакторы и корректоры). Создавать ту самую внешнюю подпитку словарного запаса в процессе общения, а не в рамках сорокапятиминутного конкура под названием «урок».

Скажете мечтательница? Трудно? Даже невозможно. У моего мужа валяется множество всяческих армейских сувениров, с одним и тем же девизом. Мне кажется, здесь он будет уместен как никогда и нигде: «Никто, кроме нас!».

Список использованных источников


Проработав в школе учителем начальных классов больше 20-ти лет, я убедилась, что чтение-основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребёнка.

Всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок овладеет техникой чтения, устной и письменной речью, если он полюбит уроки чтения, то он хорошо будет усваивать программный материал на всех этапах обучения, сможет овладеть грамотным письмом, научиться правильно решать задачи.

Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. А в стандарте начального общего образования сказано, что к концу 4-го класса учащиеся должны овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, хранения информации в словарях, уметь представить материал в табличном виде.

Изменилось наше общество, изменилась структура свободного времени детей: всё более заметное место в нём занимают сегодня аудиовизуальные средства информации.

Телевидение, компьютеризация не способствуют мотивации чтения художественной литературы. Поступая в первый класс, дети отличаются разноуровневой подготовкой к школе: одни читают по слогам, другие – бегло, а третьи – не читают совсем. Поэтому, беседуя с родителями, посещая квартиры, я интересуюсь наличием детской библиотеки в доме. Удивляет то, что детских книг во многих семьях достаточно, но родители читают их с детьми редко.

Поэтому, у меня возникла потребность попытаться привить своим ученикам интерес к чтению вообще, а затем – к чтению определённой литературы.

В межаттестационный период, взяв за основу новаторские идеи В.Н.Зайцева по совершенствованию общеучебных умений в начальной школе, я разработала технологию, направленную на формирование навыков осознанного, выразительного правильного чтения у младших школьников через индивидуальные, групповые, коллективные формы работы.

Цель обучения мне видится в следующем: активизация познавательной деятельности учащихся через уроки чтения.

Исходя из этого, поставила задачи:

  • развитие навыков чтения: осознанность, выразительность, беглость;
  • развитие общеучебных умений и навыков: самостоятельность, умение работать в группе, паре;
  • развитие речи учащихся;
  • развитие познавательного интереса младших школьников.

Концептуальной основой моего опыта являются следующие положения:

– обучение должно идти впереди развития;
– системность и целостность содержания учебного материала;
– включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы обучаемого;
– особая доверительная атмосфера между учителем и учеником.

Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребёнка открывать мир книг, или говоря научно, мотивация . Мотивация побуждает ребёнка к чтению, создаёт некий стимул. Я не учу ребёнка любить книгу. Он сам начинает видеть в ней друга и собеседника. Ему с ней интересно, она будит в нём любопытство, желание узнать ещё больше.

Чтобы дети с желанием, интересом учились, помогает атмосфера на уроках, в которой дети не боятся высказать своё мнение по поводу чтения своего товарища, его ответа, могут дать советы.

Даже изучению новой буквы у детей должно предшествовать ощущение праздника, радостного, волнующего ожидания. Дети на уроках отгадывают с помощью загадок, ребусов, шарад, какой звук предстоит им изучать, отрабатывают его в скороговорках, пословицах, придумывают слова сами с этим звуком. Они встают, поднимают руки, хлопают в ладоши, если услышат нужный звук в словах. Играем на уроках в разные игры, например, “Буква заблудилась”, “Доскажи словечко”. Интересные игры “придумывают” для ребят и сказочные персонажи – Айболит, Вини-пух, Мурзилка и др. Приходит в гости и Весёлый карандаш, умеющий рисовать картинки, оживающие с помощью детей.

Занимательный материал на уроках я даю в виде сюжетных картинок, поэтических минут, игровых и проблемных ситуаций: игр, связанных с перестановкой букв в слове, с прибавлением к слову или исключением из него буквы или слова. Игра словом, “воспитание словом”, по выражению С.Маршака, помогает раскрывать в ребёнке творческие начала, воспитывает чувство юмора и развивает его всесторонне.

Набирая 1-й класс, я на подготовительных занятиях выявляю для себя уровень подготовки ребёнка к школе. И уже, начиная учебный год, готовясь к урокам, учитываю индивидуальную подготовку ребят. Нечитающих детей беру на особый контроль, много занимаюсь с ними индивидуально, и когда ребёнок, преодолев трудности, наконец, начинает правильно по слогам читать, у него появляется радость успеха. Чувство своей силы рождает интерес к предмету, к чтению.

Для меня очень важно, работая с детьми нечитающими, не упустить тех детей, которые хорошо читают. Для них я готовлю задания посложнее, они каждый вслух читают перед классом карточки (на них печатаю отрывки из рассказов, небольшие стихотворения, загадки), книжки-малышки, рассказы из детских книжек (сами приносят), что вызывает восхищение у остальных. Некоторые становятся моими помощниками, они учатся слушать своих одноклассников, помогая им овладевать навыками чтения.

Для развития фонетического слуха и артикуляции провожу “речевую зарядку”, используя пословицы, поговорки, скороговорки.

Чтение невозможно без звуко-буквенного анализа – ему уделяю большое внимание. На всех уроках чтения обязательно провожу работу над трудными словами и сочетаниями. Я их выписываю перед уроком на доске или карточках. Значение слов объясняют сами дети, если же они не могут объяснить, учу пользоваться толковым словарём, объясняю сама. Эта работа помогает детям приобрести навыки уверенного чтения.

В своей практике использую резервы обучения чтения, предложенные В.Н.Зайцевым. Это ежеурочные пятиминутки чтения, режим щадящего чтения, чтение в темпе скороговорки, самозамер скорости чтения, работа с деформированным текстом, чтение слов справа налево.

Я стремлюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ребёнок был занят чтением и читал с удовольствием: это участие в комбинированном чтении, в чтении по ролям, в выборочном чтении и других видах чтения.

Если это опрос, значит, вопросы и задания подбираю такие, чтобы ученику пришлось сравнивать, доказывать. Ведь бывает достаточно одного вопроса, который побудит детей к активной работе мысли.

Навык чтения характеризуется не только выразительностью, но и такими качествами, как сознательность, беглость, правильность.

Для формирования правильности чтения обеспечиваю на уроках предварительное чтение многосложных слов, постановку ударения в этих словах и неправильно произносимых словах, предварительное произношение слов, в которых возможна орфографическая ошибка.

Для формирования беглости чтения обеспечиваю многократное обращение к тексту с использованием различных видов работ:
– чтение текста про себя, комментирование его;
– чтение текста про себя, разделение его на логически связанные части;
– чтение жужжащее;
– чтение хором;
– чтение в темпе скороговорки;
– “прыжки” (чтение через слово)
– круговое чтение (небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз)

Для формирования выразительности использую такие упражнения:
– артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов;
– чтение труднопроизносимых слов;
– выделение голосом то одного, то другого слова в предложении;
– чтение одного предложения с разной интонацией;
– “эхо”: учитель читает 1–2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией;
– чтение по ролям.

Для формирования осознанности чтения использую группы упражнений, связанные с развитием речи (точные объяснения прочитанного, значения слов подбор синонимов, антонимов), вопросы и задания, направленные на обобщение полученных знаний, на обучение различным видам пересказа.

Вместе с библиотекарем школы проводим библиотечные уроки с целью формирования у учащихся умения самостоятельно пользоваться различной литературой.

Начиная со 2-го полугодия 3-го класса все учащиеся имеют тетради для записей, рисунков, составляют план к текстам, вопросы к прочитанному. Также дети делают зарисовки к отдельным моментам (чаще всего это домашнее задание). Записи вызывают творческий интерес к изучаемому, заставляют быть внимательными к чтению текста, к предложению, обогащается словарный запас детей.

Самые активные книголюбы “творят” свои книжки, сочиняют свои рассказы о животных, стихи о своих семьях.

Чтобы организовать учебную деятельность учащихся, направленную на развитие познавательного интереса к чтению, я пользуюсь следующими формами организации учебной деятельности:

  • Урок-игра;
  • Урок-викторина;
  • Урок-путешествие;
  • Урок-зачёт;
  • Урок-тестирование;
  • Интегрированные уроки: в 1 классе чаще всего “Обучение грамоте и письмо”; в 3 классе– урок чтения и изобразительное искусство, например: по теме И.А.Крылов “Ворона и лисица” (иллюстрирование басни).

Использование межпредметных связей положительно сказывается на идейно-тематическом анализе произведения.

  • Кружковая работа – инсценируем сказки, провожу конкурсы на лучшего чтеца. В 1-х классах веду кружок “Литературное слушание”. Умение слушать художественное произведение позволяет ребёнку эмоционально воспринимать произведение, задуматься о нравственных категориях– добре и зле, дружбе и вражде, а также испытывать радость, веселье, печаль и другие чувства.

Одним из главных звеньев в обучении детей беглому и выразительному чтению, привитию детям любви к книге являются уроки внеклассного чтения. Цель этих уроков – руководство самостоятельным чтением учащихся разнообразной и доступной по содержанию литературы.

В 4-м классе активно работаем с детьми с книгой “Родничок” (сост. М.Барабанов, Г.Губанов). дополнительно читаем рассказы Н.Носова, .Пришвина, сказки А.С.Пушкина. На внеклассных занятиях провожу КВН по сказкам А.С.Пушкина, конкурсы по русским народным сказкам, литературные игры по произведениям Маршака, Михалкова и т.п.

Большое место отвожу работе с родителями. Практикую на родительских собраниях анкетирование. Родители отвечают на такие вопросы:

  • Где ребёнок берёт книги?
  • Какую книгу читает он сейчас?
  • Как вы помогаете ребёнку полюбить книгу?
  • читайте вслух маленькими порциями по 5 минут 3 раза в день;
  • читайте с ребёнком в темпе скороговорки;
  • читайте перед сном.

Быструю оперативную связь между мной и детьми обеспечивают такие формы организации учебной деятельности, как фронтальная и индивидуальная.

Парную применяю при проверке домашнего задания – в 3–4-х классах (взаимопроверка), при проведении занимательных упражнений, при кратком пересказе, при чтении диалогов, стихотворений.

Групповую форму применяю при проведении познавательных игр, при работе над большим текстом (у каждой группы своё задание, своя часть), в минитеатре у каждой группы – свой герой, учащиеся дают ему характеристику, изображают его. С целью повышения интереса к чтению, воспитания толерантности, развития речи учащихся, кроме традиционных форм использую элементы драматизации и театрализации.

Периодически посещаем спектакли в драматическом театре “На окраине” и другие спектакли в учреждениях культуры города. Считаю, что очень полезно сравнивать результаты, достигнутые учеником, с его прежними достижениями. У всех ребят есть личный листок учёта скорости чтения. В нём отмечается дата проведения проверки и количество слов, прочитанных в минуту. Каждый ребёнок видит рост, убеждается, что труд приносит успехи.

С первых уроков я знакомлю детей с требованиями к урокам обучения грамоте, урокам чтения. Проверяя технику чтения, обязательно выясняю понимание прочитанного, умение излагать мысли о прочитанном. Итоговую проверку обычно провожу в конце учебной четверти, учебного года.

Формирование познавательной деятельности младших школьников не может проходить на одинаковом уровне, т.к. каждый ребёнок индивидуален.

Выделяю три уровня формирования познавательной деятельности учащихся– ученический, алгоритмический, эвристический.

Используя условные обозначения, составляю диагностическую карту Мои ученики являются активными участниками международного конкурса игры “Кенгуру” (2007 г. – два ученика заняли 2–3 место в школе), всероссийского конкурса “Русский медвежонок– 2007”– 2 место в школе, участие в этих конкурсах принял практически весь класс.

В 2007 г. моя ученица заняла 3-е призовое место в районной олимпиаде по русскому языку. Учащиеся моего класса являются активными участниками всех общественных дел, конкурсов (“Мисс очарование”– 2006 г., 2007 г. – 1 место в школе, в городском конкурсе-2 место), спортивных мероприятиях (2006 г. – 1–2-е место в городской спартакиаде младших школьников, 2008 г. – 3-е место в вольном стиле по плаванию на открытом первенстве ДЮСШ р.п. Краснозёрск).

Анализируя результаты, достигнутые мною, а также, учитывая позитивные данные о том, что мои выпускники подтверждают высокий уровень знаний по всем предметам при дальнейшем обучении в среднем звене, полагаю, мне удаётся достаточно эффективно формировать навыки осознанного, выразительного правильного чтения; учащиеся самостоятельно умеют работать в группе, участвуют в районных конкурсах исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

Таким образом, цель, поставленная в начале моей работы, достигнута.

Критерии формирования познавательной деятельности учащихся.

1-й уровень навык чтения не сформирован;
(ученический)

  • речь развита слабо;
  • работает с помощью учителя;
  • не умеет работать в группе, паре: возникают частые конфликты;
  • интерес к учебной деятельности на уровне любопытства, привлекает занимательный, яркий материал;
  • неустойчивое внимание.

2-й уровень – навык чтения на стадии формирования;
(алгоритмический)

  • хорошо развита устная речь;
  • проявляет навыки самостоятельной деятельности с подсказкой учителя;
  • умеет работать в паре, а в группе-чаще слушатель, любознателен, но требует постоянной помощи учителя.

3-й уровень – сформированы навыки чтения;
(эвристический)

  • хорошо развита устная и письменная речь;
  • проявляет самостоятельную деятельность;
  • лидер в паре и группе;
  • слышит другого, планирует свою деятельность;
  • познавательная активность, переходящая в познавательную деятельность.

Приложение 1 . Итоговая таблица по формированию навыков чтения.

Приложение 2. Диагностическая карта познавательной деятельности учащихся.