Чтение как средство развития мышления у учащихся младшего подросткового возраста. Смысловое чтение и стратегии его реализации




Чтение - вот лучшее учение!
Пушкин А. С.

Вначале было слово. Словами мы думаем, словами говорим и пишем, словами обозначаем действия и словами же характеризуем результаты наших действий. Мы воспринимаем как единицу информации слова, из набора которых составляются предложения, набор предложений определенного смысла формируют текст, из которого, соответственно, состоят книги. С помощью книг мы получаем информацию.

Если взять 5 наших основных чувств, с помощью которых наш мозг получает информацию: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание, то проценты информации, получаемые мозгом от органов восприятия, распределятся так – 2% от обоняния, вкуса и осязания; 8% приходит через слух и 90% дают нам глаза.

Можно сделать вывод, что глаза для нас – самый быстрый и удобный способ восприятия информации. А поскольку информацию люди научились передавать через слова, текст и книги, то самым удобным и комфортным для нас способом познания информации, закодированной словами, является чтение.

Именно о значении чтения в развитии человека пойдет речь в этой статье. Если точнее – о значении регулярного чтения.

Из книги Джима Лоэра и Тони Шварца «Жизнь на полной мощности» я узнал, что человек может быть максимально продуктивен и эффективен длительное время, когда он постоянно развивает в себе четыре базовых вида энергии – физическую, эмоциональную, умственную и духовную. И о пользе регулярного чтения я расскажу в контексте его влияния на развитие в людях этих четырех основных видов энергии.

Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела.
Аддисон Д.

Джим Лоэр и Тони Шварц определили физическую энергию как самую основную энергию человека. Но как может книга помочь в развитии нашей «физики», кроме как служить вместо гантелей? Еще как может!

Читающие люди часто более развиты физически. Исследования показывают, что читающие люди чаще предпочитают заниматься физическими нагрузками, чем те, кто читает редко. При этом читающие тратят в тренажерном зале больше времени и лучше прорабатывают упражнения.

Так же чтение улучшает функционирование мозга. Ученые из Университета «Эмори» доказали, что после прочтения книги у человека в течение нескольких дней немного повышается уровень интеллекта. Авторы исследования утверждают, что чтение увеличивает число нервных связей в мозге человека на физиологическом уровне – а значит, это способствует развитию физической энергии мозга.

Кроме того, чтение снижает стресс

В современном мире избавление от стресса - основная забота многих людей. Богатство и ритмика книжного текста имеет свойство успокаивать психику и освобождать организм от стресса. Особенно помогает в этом регулярное чтение перед сном – человек засыпает тогда проще и спокойнее. Думаю, очевидно, что качество нашего сна напрямую влияет на уровень нашей физической энергии.

Любить чтение - это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения.
Монтескье

Гораздо более очевидным является использование регулярного чтения для развития эмоциональной энергии, второй по значимости силе в нас.

Чтение делает нас более чуткими

Во время чтения интересной книги мы с азартом сопереживаем ее героям. Исследования показывают, что, проникаясь художественным произведением, человек учится сочувствию и эмоциональному пониманию другого человека в реальной жизни. Периодично переживая и проживая богатую гамму чувств и эмоций, мы становимся богаче в эмоциональном плане.

А еще чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы демонстрируем высокую эрудицию и глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более уверенно и собранно. А признание окружающими наших богатых познаний положительно сказывается на самооценке.

Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить.
Вольтер

Бесспорно, самым большим влиянием чтение обладает на развитие нашей умственной энергии. Вот основные причины тренировки мышления с помощью регулярного чтения книг.

Чтение книг гарантирует увеличение словарного запаса

Когда мы читаем произведения разных жанров, то сталкиваемся со словами, которые обычно не используются нами в повседневной речи. Если какое-то слово нам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре его определение. Иногда о значении термина можно понять по содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает нашу общую грамотность.

Чтение развивает память и мышление

Одно из важных преимуществ чтения книг - это тот положительный эффект, который оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения. Мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Это тренирует память и логику.

Чтение улучшает концентрацию

При чтении необходимо сконцентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.

Чтение помогает общаться с людьми

За счет чтения повышается не только грамотность, но и наши речевые навыки - способность четко, ясно и красиво формулировать свои мысли. Уже после прочтения нескольких классических произведений в нас повысится талант рассказчика. Мы станем более интересным собеседником, производя особенно большое впечатление на тех людей, которые не читают вообще.

Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник.
Павленко П.А.

Развитие духовной энергии человека у подавляющего большинства людей ассоциируется с чтением духовной литературы. Что далеко ходить – все основные мировые религии основаны на определяющих их книгах – «Библия», «Тора», «Коран». И именно регулярное их чтение (и не только их) дает духовную пищу почитателям и служителей религий.

Но чтение помогает развитию духовной энергии не только у религиозных людей. Известно, что творчество напрямую связано с духовностью человека, а чтение делает нас более творческими. Креативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, мы можем почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии можно воплотить в жизнь.

Кроме того, я считаю признаком высокой духовности и проявлением морали человека наличие у него важной миссии, мечты и больших жизненных целей, способствующих его непрерывному развитию! А чтение помогает определяться с жизненными целями и справляться с трудностями на пути к ним.

Ученые из Университета штата Огайо обнаружили, что чем больше человек читает, тем больше он идентифицирует себя с персонажами книги, перенося их модель поведения в собственную жизнь. Так книга может помочь встретить любовь всей жизни, преодолевать препятствия или просто следовать хорошему примеру.

Более того, чтение помогает справляться с финансовыми трудностями. Согласно статистике, 43% взрослых людей с низким уровнем навыков чтения живут в бедности. Среди читателей с высоким уровнем грамотности таких всего 4%.

Когда я вижу вокруг себя, как люди, не зная, куда девать свое свободное время, изыскивают самые жалкие занятия и развлечения, я разыскиваю книгу и говорю внутренне: этого одного довольно на целую жизнь.
Ф.М. Достоевский

К сожалению, на сегодняшний день все меньше людей осознает необходимость чтения художественной и научной литературы, заменяя ее тормозящими развитие мозга телепередачами и компьютерными играми.

Между тем, учеными из Университета Суссекса было доказано, что 6 минут чтения более чем в 2 раза снижает уровень стресса. И этот процесс идет быстрее, чем от прослушивания музыки или от пешей прогулки. Поэтому читайте книги и прививайте здоровую привычку к знаниям посредством книг своим детям. Не зря говорят ученые, что люди делятся на две категории: тех, кто читает книги и тех, кто слушает тех, кто читает.

На мой взгляд, я привел очень много аргументов в пользу регулярного чтения. Я написал эту статью с особенным удовольствием – с того момента, как я научился читать (моя мама, учитель русского языка и литературы, педагог от Бога, научила меня в 5 лет читать и писать), чтение для меня любимое занятие!

Я люблю книги, читал их много, читаю и буду читать! Я не помню периода своей жизни без чтения книги. И все аргументы, приведенные мною здесь, я прочувствовал лично и проверил на своем опыте.

Так что читайте много и постоянно, читайте качественно, читайте с удовольствием и развивайтесь духовно, умственно, эмоционально и даже физически – более высокий уровень богатства и счастья вам будет обеспечен, особенно по сравнению с теми людьми, кому не повезло полюбить чтение!


текст и выполните задания С1 – С6.

Как обширная, но не приведенная в порядок библиоте­ка не может принести столько пользы, как хотя бы весьма умеренное, но вполне устроенное книгохранилище; так точно и огромнейшая масса познаний, если они не перера­ботаны собственным мышлением, имеет гораздо меньше ценности, чем значительно меньшее количество сведений, но глубоко и многосторонне продуманных... Продумать можно только то, что знаешь; потому-то нужно чему-нибудь учиться; но знаешь также только то, что продумал. Но к чтению и к учению можно себя добровольно прину­дить; к мышлению же, собственно, нет.

Ученые - это те, кто начитался книг; но мыслители, гении, просветители мира и двигатели человечества - это те, кто читал непосредственно в книге вселенной .

В сущности, только собственные основные мысли име­ют истинность и жизнь, потому что, собственно, только их понимаешь вполне и надлежащим образом. Чужие, вычи­танные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя. Чужая вычитанная мысль относит­ся к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению...

Если иногда случается, что медленно и с большим тру­дом, путем собственного размышления и соображения, при­ходишь к истине и выводу, которые можно было бы с удобствами найти готовыми в книге, то все-таки эта исти­на будет сто раз ценнее, если достигнешь ее посредством собственного мышления...

А. Шопенгауэр. Афоризмы и максимы
С1. Выделите основные смысловые части текста. Оза­главьте каждую из них (составьте план текста).

СЗ. Найдите в тексте два объяснения того, почему «толь­ко собственные основные мысли имеют истинность и жизнь».

С4.Какие образные сравнения использует А. Шопен­гауэр для характеристики процесса мышления? На­зовите любые три образа. Объясните любое из на­званных вами образных сравнений.

С5. С давних времен известен принцип: «Чтение - вот лучшее учение». Соответствует ли эта фраза основной, идее текста? Приведите фрагмент текста, помогаю­щий ответить на этот вопрос.
С6. Как вы понимаете отношение А. Шопенгауэра к чте­нию? Согласны ли вы с отношением философа ? С опорой на текст и обществоведческие знания приве­дите аргумент (объяснение) в защиту своей позиции.

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них(составьте план текста).



к оцениванию

Балл

1) познание и мышление;

2) значение собственных мыслей; Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текста, и. выделение дополнительных смысловых блоков.


Выделены основные смысловые части текста, их названия (пунк­ты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных

частей может быть различным



2

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты

плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержатель­но и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию



1



0

Максимальный балл

2

С2. Как, по мысли автора, связаны чтение и мышление? С опорой на текст приведите два объяснения.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

С опорой на текст могут быть приведены следующие объясне­ния:

1) «огромнейшая масса познаний, если они не переработаны собственным мышлением, имеет гораздо меньше ценности, чем значительно меньшее количество сведений, но глубоко и многосторонне продуманных;

2) «продумать можно только то, что знаешь; потому-то нужно чему-нибудь учиться; но знаешь также только то, что продумал»;

3) «к чтению и к учению можно себя добровольно принудить; к мышлению же, собственно, нет». Могут быть приведены другие объяснения.



2

Приведены два объяснения

Приведено одно объяснение

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

СЗ. Найдите в тексте два объяснения того, почему «только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь».

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

В ответе могут быть даны следующие объяснения:

1) «потому что, собственно, только их понимаешь вполне и надлежащим образом;

2) «чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя»;

3) «чужая вычитанная мысль относится к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению».



Найдены два объяснения

2

Найдено одно объяснение

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

С4. Какие образные сравнения использует А. Шопенгауэр для характери­стики процесса мышления? Назовите любые три образа. Объясните лю­бое из названных вами образных сравнений.



Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

1) образные сравнения, например:


  • масса познаний сравнивается с библиотекой, книгохранилищем;

  • чужие мысли сравниваются с остатками чужой трапезы, сброшенными одеждами чужого гостя;

  • чужая мысль сравнивается с оттиском на камне растения первобытного мира;

  • самостоятельная мысль сравнивается с цветущим весенним растением;
2) объяснени е образного сравнения, например:

самостоятельная мысль сравнивается с весенним цветущим растением , так как она нова, находится в процессе обогаще­ния и развития, может принести определенные плоды (как появившееся весной растение, которому предстоит пройти весь жизненный цикл). Может быть дано другое объяснение.




3

Названы три образных сравнения, приведено объяснение

2

Названы два образных сравнения, приведено объяснение

1

Названо одно образное сравнение, приведено объяснение, ИЛИ названы три образных сравнения без объяснения Названы одно-два образных сравнения без объяснения, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

3

С5. С давних времен известен принцип: «Чтение - вот лучшее учение». Соответствует ли эта фраза основной идее текста? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на этот вопрос.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) дан ответ на вопрос, например: данный принцип не соответ­ствует основной мысли текста; Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

2) приведен фрагмент текста; например:

- «Как обширная, ко не приведенная в порядок библиотека не может принести столько пользы, как хотя бы весьма уме­ренное, но вполне устроенное книгохранилище; так точно и огромнейшая масса познаний, если они не переработаны соб­ственным мышлением, имеет гораздо меньше ценности, чем значительно меньшее количество сведений, но глубоко и многосторонне продуманных»;

- «В сущности, только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что, собственно, только их по­нимаешь вполне и надлежащим образом».

Могут быть приведены другие фрагменты текста.


Дан правильный ответ на вопрос, приведен фрагмент текста

2

Дан правильный ответ, ИЛИ приведен фрагмент текста

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

С6. Как вы понимаете отношение А. Шопенгауэра к чтению? Согласны ли вы с отношением философа? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите аргумент (объяснение) в защиту своей позиции.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл;



Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) дано собственное понимание отношения Шопенгауэра:

Философ полагает, что чтение необходимо, но гораздо более важно осмысление человеком прочитанного; Может быть дано иное понимание позиции А. Шопенгауэра.

2) выражено мнение, учащегося: согласие или несогласие с позицией А.Шопенгауэра;

3) приведен аргумент (объяснение), например:

в случае согласия может быть указано, что

Знания, которые не осмыслены человеком и не реализуют­ся в познавательной, творческой или практической деятель­ности, являются, по существу, «мертвым грузом», не прино­сящим пользу ни человеку, ни обществу;

в случае несогласия может быть указано, что

– чтение и новые знания развивают интеллект и кругозор человека. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).



Дано понимание позиции философа, выражено мнение учащегося, приведен аргумент

2

Дано понимание позиции философа, выражено мнение учащегося, ИЛИ дано понимание позиции философа, мнение учащегося явно не выражено, но понятно по контексту, приведен аргумент, ИЛИ выражено мнение учащегося, приведен аргумент, свидетельст­вующий о понимании позиции философа

1

Дано понимание позиции философа, мнение учащегося и аргу­мент отсутствуют, ИЛИ выражено мнение учащегося, аргумент отсутствует, понимание позиции философа не выражено, ИЛИ приведен аргумент, понимание позиции философа и собственное отношение не выражено, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

Прочитайте текст и выполните задания С1 - С6

Семейный кодекс РФ

Глава 8. Договорный режим имущества супругов.

Статья 41.


  1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака . Брачный договор, заключенный до
    государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.

  2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.
Статья 42.

1. Брачным договором супруги вправе изменить уста­новленный законом режим совместной собственности (ста­тья 34 настоящего Кодекса), установить режим совмест­ной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.

Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов...<...>

3. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав ; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.


С2. Когда может быть заключен брачный договор?

С4. Выпишите из текста документа любые два условия, которые не могут быть включены в брачный договор, и проиллюстрируйте каждое из них примером .
С5. При обсуждении условий брачного договора возник спор. Одна сторона утверждала, что в договор необходимо вносить все имущество супругов, другая сторона - что можно оговорить только часть имущества. Как, по-вашему, разрешить этот спор? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на этот вопрос.
Сб. В нашем обществе существует как положительное, так и негативное отношение к брачному договору. Какой точки зрения на необходимость заключения брачного договора придерживаетесь вы? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).



Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Могут быть выделены следующие смысловые части:

  1. условия заключения брачного договора;
2) требования к содержанию брачного договора

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текста, и выделение дополнительных смысловых блоков.



Выделены основные смысловые части текста, их названия (пунк­ты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным

2

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержатель­но и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

С2. Когда может быть заключен брачный договор?


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

В правильном ответе должны быть названы следующие возмож­ные моменты заключения брачного договора:

1) до государственной регистрации брака;

2) в любое время в период брака.


Названы два момента

2

Назван один момент

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

СЗ. Найдите в тексте и выпишите три условия, без соблюдения которых брачный договор не имеет юридической силы.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

В ответе должны быть указаны следующие условия:

1) наличие государственной регистрации брака;

2) договор заключается в письменной форме;

3) договор нотариально удостоверен. Условия могут быть приведены в иных, близких по смыслу фор­мулировках.



Указаны три условия

2

Указаны два условия

1

Указано одно условие, ИЛИ ответ неверный или отсутствует
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2

Понятие смыслового чтения

Чтение - вот лучшее учение.

Следовать за мыслями великого человека -

есть наука самая занимательная»

А.С. Пушкин

Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин). Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин) или перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова).

У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения (А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая).

Осмысленное чтение связано с пониманием

Уровни понимания текста

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

определением основной и второстепенной информации;

формулированием проблемы и главной идеи текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:

различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;

распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие;

собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.

По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия - это план-программа совместной деятельности, в которой очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя.

К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников. Критическое мышление означает процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом возникают ситуации, когда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новым знаниям.

Методологические основы критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление). Последовательная реализация базовой трехфазовой модели на уроках способствует повышению эффективности педагогического процесса.

Технологии развития критического мышления, как и стратегии развития смыслового чтения направлены на формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию.

Следует отметить, что работая над формированием функционально грамотного читателя, следует учитывать современные условия, в которых живут наши ученики. Речь идет о технологизации всех сфер жизнедеятельности. Международные исследования показывают тесную связь между качеством чтения в электронной среде и качеством чтения текста, представленного на бумажном носителе. То есть если учащиеся показывают высокий или низкий уровень грамотности, читая на бумажном носителе, то они показывают аналогичные результаты, читая в электронной среде.

Тем не менее, обучение экранному чтению требует как теоретического переосмысления понятия чтения, так и создания новых методик обучения (новых технологий).

1. При экранном чтении увеличивается значимость просмотрового, поискового видов чтения, а также роль отбора информации при повторном чтении.

2. Сама структура электронного текста может быть представлена в виде гипертекста. В гипертексте направление чтения не обязательно линейно, как в тексте печатном. Экранное чтение производит переворот в широкой сфере коммуникации, ставя образ в один ряд с письмом, а экран со страницей письменного текста.

Отсюда делаем вывод: школе необходимо научить детей работать не только с печатными, но и с электронными и аудио изданиями. Все это связано с таким понятием как функциональная грамотность – способность человека использовать умения чтения и письма в условиях получения информации из текста и в целях передачи такой информации. Это отличается от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия. В этом плане интересны слова Алвина Тофлера: «В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать».

Чтение является важнейшим средством социализации учеников . В настоящее время мы наблюдаем засилие поп-культуры через все каналы и средства массовой информации. Окружающая среда не всегда формирует у ребенка потребность думать, переживать. Практически исчезли радио- и телепостановки, нет такой культурной среды, в которой ребенок имел бы возможность погрузиться в мир качественной литературы. Решающее влияние на качество чтения, по выводам экспертов, оказывает досуговое чтение. Учащиеся, которые читают каждый день для удовольствия, показывают значительно более высокие результаты по грамотности чтения, чем их нечитающие сверстники.

Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится доступ к информации, умение эффективно ее переработать, мы, педагоги, особо нуждаемся в развитии тех качеств, которые еще вчера казались естественными и не требующими специального внимания. Именно сейчас умение быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей, а также формирование навыков стратегиального чтения могут стать залогом успеха каждого учителя.

Место смыслового чтения в ФГОС

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.

Ведущей целью общего образования является развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности учащегося в условиях системно-деятельностного подхода к организации обучения.

мотивационные ресурсы – это ценностные ориентации, образовательные потребности и интересы, которые определяют мотивы деятельности;

операциональные ресурсы включают в себя освоенные универсальные и специальные способы деятельности;

когнитивные ресурсы – это, прежде всего, знания, составляющие основу научного представления о мире, предметные умения и навыки.

Развитию мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности соответствуют личностные, метапредметные и предметные результаты образования.

На схеме представлены группы метапредметных результатов, относящихся к смысловому чтению.

Системно-деятельностный подход определяет форму организации обучения: учебная деятельность.

Ключевыми понятиями учебной деятельности являются «мотивация» и «действие».

Первым этапом в организации учебной деятельности является создание условий для мотивации учащихся к деятельности.

Мотивы выражаются через познавательный интерес учащихся. Мотив подразумевает особую избирательную направленность личности на учебную деятельность. Критериями познавательного интереса являются: активное включение в учебную деятельность, сосредоточенность на этой деятельности, появление у учащихся вопросов, которые они задают друг другу и учителю или на основании которых формулируют информационный запрос.

Под учебными действиями понимают конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий.

Учебное действие является целостным элементом деятельности, преобразующим не только форму информации, но и переводящим ее во внутренний план, вызывающий изменение самого учащегося, его понимания процессов и явлений, смысла изучаемого материала.

Действие выполняется на основе операций, соотносимых с конкретными условиями и средствами. Действие – совокупность операций, подчиненных цели.

Задача учителя состоит в том, чтобы выделить соответствующие учебные действия и создать условия для их освоения учащимися и определить средства деятельности.

В примерных программах предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся в учебной деятельности по освоению предметного содержания.

Выделяют универсальные (УУД) и предметные учебные действия.

Инструментальной основой учебной деятельности являются универсальные учебные действия, носящие надпредметный характер.

К ним относятся действия целеполагания, поиска и выделения необходимой информации, моделирования, исследования, проектирования, взаимодействия, самоконтроля и другие.

Универсальные учебные действия – совокупность способов действий учащегося и связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия выявляют внутренние существенные связи объектов и явлений, дают истину во всей конкретности и объективности, составляют основу научного мировоззрения и практической деятельности, обладают свойством широкого переноса.

Универсальные учебные действия выступают в качестве основы достижения образовательных результатов, поскольку способствуют развитию теоретического мышления: обобщение, анализ, синтез, оценка, рефлексия и другие.

Предметные действия – это особый вид практической деятельности, существующий внутри науки и обслуживающий ее.

Предметные действия – непосредственно связаны с целью учебной деятельности, имеют определенное предметное содержание. В предметных действиях проявляется отношение к действительности.

Предметные действия обеспечивают практическую деятельность - в данном случае собственно чтение.

Содержание образования рассматривается как единство знаний, деятельности и развития учащихся.

Фундаментальное ядро содержания общего образования представляет собой:

система научных знаний, пронизаннных мировоззренческими идеями. Основными элементами научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенными для обязательного изучения являются: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы.

универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс.

Конкретизация, дифференциация и индивидуализация инвариантного содержания образования обеспечивается в оболочке, являющейся вариативной частью, представленной дополнительным, вспомогательным, альтернативным учебным материалом и специальными предметными действиями.

Навыки смыслового чтения являются основой для освоения основного содержания образования.

Что такое смысл

Смысл – с-мысль, т.е. с мыслью. Говоря упрощенно, означает какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины, здания и т.п.

Мысль, в свою очередь всегда привязана к действию.

Любая мысль означает определенные действия, ведущие к конечной цели, состоянию, образу. Это не поток информации, а именно намек на действия и результат.

Смыслом применительно к тексту и, в частности, к минимальной единице этого текста понимается целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения.

Смысл актуализирует в системе значений слова ту его сторону, которая определяется данной ситуацией, данным контекстом.

Необходимо понимать разницу между понятиями «смысл» и «значение». Л.С. Выготский («Мышление и речь», 1934) отмечал что «если «значение» слова является объективным отражением системы связей и отношений, то «смысл»– это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации».

Этапы в восприятии текста, декодирование информации, содержащейся в тексте.

Первый этап – собственно восприятие информации, содержащейся в тексте (непосредственное восприятие значений, прием сообщения).

На этом этапе важно понимание значение встречающихся в тексте слов, высказываний, фрагментов. Они служат средством выражения смысла. Для разного контекста он может быть разным. И осмыслить языковые средства текста (т.е. вскрыть их значения) еще не значит понять смысл текста.

Второй этап – понимание (осмысление сообщения через анализ внешней формы). Понять текст означает:

выбрать в словах контекстуально актуализированные значения

выявить поверхностный смысл на базе этих значений.

Третий этап – интерпретация. Чтобы разобраться в тексте, требуется активный анализ, сличение элементов текста друг с другом. Мало понять непосредственное значение сообщения в тексте, необходим процесс перехода от текста к выделению того, в чем состоит внутренний смысл – интерпретации. Осознание внутреннего смысла происходит с учетом контекста и мотивации читателя.

Степень и глубина восприятия внутреннего смысла зависит от многих причин, связанных с личностью читателя:

эрудированность,

уровень образования,

интуиция,

чуткость к слову,

интонации,

умение эмоционально переживать,

духовная тонкость.

«Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта» (Л. Выготский).

Способность оценивать внутренний подтекст, которая может совершенно не коррелировать со способностью к логическому мышлению.

«Эти обе системы – система логических операций при познавательной деятельности и система оценки эмоционального значения или глубокого смысла текста, – пишет А.Р. Лурия, – являются совсем различными психологическими системами».

Понимание текста - это сложный процесс, состоящий из трех стадий:

выбор в словах контекстуально актуализированных значений;

выявление поверхностного смысла на базе этих значений;

интерпретация – постижение внутреннего смысла с учетом контекстуальной мотивации.

Методика работы с текстом

1 этап. Восприятие

Работа с первичным восприятием (формирование смысловых установок).

Формирование эмоциональной оценки текста с помощью вопросов: Что понравилось? (Не понравилось?) Почему? О чем текст? (первичная работа с названием)

2 этап. Структурно-функциональный анализ

Работа с частями текста. Применение схем, таблиц, других приемов визуализации.

В художественных текстах также идет анализ сюжета, композиции, охарактеризовываются герои (их внешность, речевая характеристика, мироощущение, поступки, мотивация поступков), анализируется система образов, простраивается хронотоп. Работа над смыслом эпизода или ключевой сцены.

3 этап. Реконструкция смысловых структур

Вычленение эпизодов, построение альтернативных моделей.

В художественных текстах: прерывание действия на кульминации и выдвижение гипотез относительно сюжета, судьбы героев, смысла произведения в целом. Работа над художественной деталью. Анализ языка произведения (средства выразительности). Как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею?

4 этап. Смысловая компрессия

Понимание текста – процесс перевода текста на другой язык (прием смысловой компрессии), в результате которого образуется минитекст, воплощающий в себе основное содержание исходного текста – реферат, аннотация, резюме, сочинение-закладка.

Построение образа, предмета или ситуации, наделенного определенным смыслом. Т1 → Т2 (перекодировка), где Т – текст

Построение сообщений, несущих альтернативные смыслы. Соотнесение нескольких текстов, сочинение по проблемам, отраженных в авторских текстах.