Шри-Ланка. Канди: храм Зуба Будды и кандийские танцоры. Храм Зуба Будды: история реликвии. Что означают названия




Официально называющийся Wat Pho (или просто Ват), а в народе слывущий как Temple of the Reclining Buddha, – это самое древнее культовое сооружение Бангкока. Его начали строить при короле Раме I, который перенес столицу с западного берега реки Чаупхрая на восточный, туда, где находилась деревня Банг Маког (Сливовый Сад). Территорию столицы отгородили искусственным каналом, а получившийся остров назвали Раттанокосин – это аборигенное название королевства Сиам с 1782 по 1932 год.

Храм Ват в Бангкоке находится в двух шагах от Королевского дворца – места, которое во всех путеводителях по тайской столице преподносится как "must see". Поэтому не заглянуть на лежащего Будды будет непростительным упущением. Тем более что пройти мимо него практически невозможно – его площадь 80 тыс. кв. метров, а приметности ему добавляют стены, длина периметра которых больше километра, а высота три метра.

Главной «фишкой» и целью посещения храма лежащего Будды в Бангкоке является знакомство с самой большой статуей Будды в Тайланде – фигура в традиционной позе «полулежа» имеет в длину 46 метров и 15 в высоту. Но и других чудес там тоже немало, а еще на территории Wat Pho можно приобщиться к тайнам настоящего тайского массажа, зародившегося именно в его стенах.

Что посмотреть?

– это территория древнего монастыря, расширенного по приказу короля Рамы I. Его архитектурной доминантой являются четыре ступы – зеленая, белая, желтая и голубая. Площадь храмового комплекса разделена улицей Thanon Chetuphon на две части – южную, хозяйственную и жилую, а также северную, которая собственно и является приманкой для туристов.

Статуя лежащего Будды находится в северо-западном вихарне храма. Обратите внимание на то, что ее ступни покрыты 108-ю перламутровыми орнаментами, имеющими сакральное значение и отражающими разные реинкарнации Верховного Божества.

Не ограничивайте экскурсию только Буддой. Посмотрите на картины, которыми украшены стены храма и мраморные барельефы балюстрады храма – сцены из эпоса «Рамаяна». И на странные бородатые существа в шляпах – хранителей храма. Эти статуи привезены в XIX веке из Китая. Еще на территории храмового комплекса есть парк и традиционный для ландшафтов Юго-Восточной Азии пруд, украшенный водопадом.

Лежащий Будда в Бангкоке – это действующий сакральный центр Тайланда. Поэтому при его посещении выказывайте должное уважение его стенам и соблюдайте дресс-код. Обязательно снимайте обувь, когда входите в помещения. Откажитесь от маек, шорт, мини-юбок и пляжной обуви.

Тайский массаж в храме

Появился в стенах монастыря, где сейчас находится Wat Pho. Там работает школа мануальной терапии и центр традиционной тайской медицины. В нем вы можете получить сеанс массажа, а при желании – обучиться некоторым секретам древнего мастерства. Разумеется, что за это надо заплатить.

Стоимость часового сеанса традиционного массажа 420 бат, во столько же вам обойдется экзотический фут-массаж (ногами). При использовании целебных трав стоимость массажа повышается до 520 бат.

Курс обучения массажу состоит из пяти (по одному в день) уроков продолжительностью шесть часов каждый. Начинаются они в 9 утра и заканчиваются в 4 часа вечера. Окончившим курсы, выдают сертификат. Стоимость обучения традиционному (руками) массажу 9500 бат, а вот знание тонкостей фут-массажа обойдется дешевле – в 7500 бат.

Храм зуба Будды (Sri Dalada Maligawa) находится практически в центре города Канди. Сюда каждый день приезжает множество людей, чтобы своими глазами увидеть зуб священного Будды. история гласит, что примерно в 540 году до нашей эры после того как кремировали Будду, из костра достали его 4 зуба, которые были увезены в разные точки земного шара. На Шри-Ланку, того еще остров Цейлон, зуб Будды был привезен в прическе дочери правителя Калинги. Первоначально зуб хранился в городе Анурадхапура, далее его перевезли в город Полоннарува, а в начале 17 века зуб был перевезен в горд Канди, где находится и по сей день. Специально для него был возведен храм Далада Малигава. Много раз зуб Будды пытались уничтожить, так как если зуб будет уничтожен, то будет уничтожена буддийская вера Шри-Ланки. В 1988 году исламисты пытались взорвать храм с зубом Будды, им это удалось, храм был поврежден, но зуб Будды не пострадал. С тех пор для того, чтобы пройти на территорию храма, где хранится зуб Будды, вам нужно будет пройти через досмотр и металлоискатели. Женщины и мужчины проходят контроль отдельно.

Если вы едете из Коломбо, вы можете доехать на поезде или на автобусе , в направлении Коломбо-Канди часто ходит и тот и другой транспорт.

Поезд Коломбо-Канди, примерная стоимость билетов на человека: 1 класс — 500 рупий, 2 класс — 250 рупий, 3 класс — 100 рупий. Время поездки — 4 часа.

На автобусе вы доедете примерно за это же время.

Если вы едете с другой стороны, с юга Шри-Ланки вы также можете доехать до Канди на общественном транспорте.

Также до Канди вы можете добраться на такси практически из любой точки острова.

Хорошие отели в Канди на Booking:

В Канди мы остановились в прекрасном небольшом тихом отеле Linwood Bungalow на окраине города, так как мы путешествовали самостоятельно на мопеде. Отель небольшой, находится в очень живописном месте, а хозяин отеля очень добрый и отзывчивый человек. Мы останавливались здесь на 2 ночи и на утро получили в подарок завтрак на двоих от хозяина отеля.

Поэтому, если вы ищете недорогой и хороший вариант на пару-тройку ночей, могу вам его порекомендовать.

Итак, мы доехали до центра Канди, к тому самому прямоугольному озеру Bogambara lake, хотя оно не такое уж и прямоугольное, как оказалось 🙂 Здесь же поблизости находится и храм зуба Будды.


Наше посещение Храма Зуба Будды

Для девушек необходимо прикрыть плечи и колени, а на территории вас также попросят и обувь снять, да еще и заплатить за это! Но, начнем сначала. Мы подошли к огороженной территории храма зуба Будды. Здесь стояли 2 металлических прохода и проверяли абсолютно всех, а тех, кто был с рюкзаками или сумками — проверяли и их содержимое. Все серьезно, 2 кабинки — женщины и мужчины отдельно проходят осмотр. Мы без проблем прошли этот пункт досмотра и подошли к самому храму зуба Будды. Здесь нужно было снять обувь. Мы специально взяли с собой полупустой рюкзак, чтобы в него положить свою обувь, а не сдавать ее за деньги. Но! К нам подошла местная женщина и сказала, что обувь нужно обязательно сдать, хотя такого не было написано в правилах. Пришлось нам все-таки сдать обувь за 100 рупий — это с одной пары такая цена, нам сначала отказывались класть нашу обувь вместе и хотели заставить платить дважды, мы возмутились и в итоге ланкиец согласился положить их вместе. Честно говоря, мы привыкли, что везде в Шри-Ланке местные пытаются нас обмануть и заработать на этом. Конечно, не очень приятно, но что делать 🙂 Итак, мы сняли и сдали нашу обувь и прошли ко входу, вокруг нас было множество школьников, я уже как-то писала, что мы попали в местные школьные каникулы, поэтому по всем популярным местам нас сопровождали школьники.

Мы прошли на второй этаж, здесь местные кладут цветы лотоса, которые можно было купить у входа в храм. И оставить денюжку на нужды храма.

Там вдалеке, где деревянные постройки есть окно, где в коробочке находится зуб Будды. Его выносят ближе к верующим во время службы — пуджи трижды в день в 5.30-6.45, 9.30-11, 18.30-20.00. Выносят то его конечно выносят, но коробочку не открывают, поэтому так и непонятно есть там он на самом деле или нет. 🙂

Местные сидят на полу и что-то шепчут при этом кланяюсь.

Мы прошли весь второй этаж, стали спускаться по лестнице и в наших головах витали недопонимание ситуации. И это все? То, ради чего мы заплатили по 1000 рупий за вход с человека. Все были слишком маленьким, мы провели в храме минут 10-15. Но, спустившись, мы увидели, что местные идут куда-то вглубь территории храма зуба Будды. Мы решили пойти за ними и вошли в еще одно помещение. В центре сидел большой золотой Будда.

А в самом помещении по сверху под потолком висит несколько картин и что-то написано под ними.

Как оказалась там была написана история с самого рождения Будды и до его смерти и того, каким именно образом его зуб попал на остров Цейлон. Довольно-таки интересно, мы все прочитали. Написано по-английски.

На самом деле, здесь еще много различных помещений, но мы так и не поняли, можно ли туристам туда ходить, а если можно, то скорее всего за отдельную плату. Мы же не захотели больше никуда идти. Честно говоря, ожидали большего от этого знаменитого храма зуба Будды. Сама территория храма очень ухоженная и красивая. Мы обнаружили здесь также вот такой колокол.

Сам храм снаружи нам тоже понравился, по бокам он окружен водой.

Внутри же, если честно, не очень впечатлил. Если вы очень хотите посетить храм зуба Будды, то конечно же посещайте, если вы сомневаетесь идти или нет, и у вас есть другие варианты как провести время, то тогда лучше выберите другой вариант. Хотя я не жалею, что мы его посетили, так как у нас было свободное время и мы не знали куда недалеко и ненадолго сходить.

Здравствуйте, уважаемые читатели! В этот раз поговорим о буддийских культовых заведениях разных направлений. Каковы же особенности буддийских храмов?

Пропитанные историей, интригующие, с впечатляющими архитектурными изысками и резными рельефами, многие храмы – это настоящие чудеса для исследования.

Обычно умиротворённое и безмолвное, блуждание по территории храма, погрузившись в свои собственные мысли – это незабываемый опыт, вне зависимости от религиозных предпочтений.

Правила поведения

Азиатские буддийские храмы живут в двух реальностях: они являются священным местом поклонения и туристической достопримечательностью. Во время путешествия туристы посещают, как минимум, один, а то и несколько храмов.

Путешествующие подчас допускают характерные бестактности по отношению к послушникам и их святыням: приходят с оголёнными ногами и плечами, хвастаются тату с Буддой, взбираются в обуви на пагоды и т. д.

Но тех из них, кто следует простым, легко запоминаемым , приветливо встречают в святилищах. Нужно лишь проявлять уважение:

  • Выключить мобильный телефон
  • Вытащить из ушей наушники
  • Говорить тише
  • Избегать ненужных разговоров
  • Снимать головной убор и обувь
  • Не курить
  • Не употреблять жевательную резинку

Ведь они ступают на действительно священную территорию, куда местные приходят пообщаться с божественным. Любой намёк на неуважение может причинить им глубокую обиду.

Обувь следует всегда снимать и оставлять снаружи главной территории поклонения. Где это сделать, подскажет сложенная обувь других посетителей. В некоторых буддийских странах это закон, за несоблюдение которого могут арестовать.


Плечи должны быть прикрыты, брюки – быть длинными. В некоторых храмах на входе предложат за небольшую плату саронг или другую накидку, если служитель посчитает одежду недостаточно закрытой.

В других местах проявляют бо̒льшую снисходительность. Но скромность в любом случае оценят.

Внутри никогда не следует касаться, сидеть рядом, взбираться на статую Будды или возвышение. Нужно получить разрешение фотографировать и никогда этого не делать во время поклонения.

Выходя, нужно пятиться лицом к Будде и лишь затем повернуться к нему спиной.

Крайней грубостью считается показывать пальцем на убранство помещения или людей. Указывать на что-то можно правой рукой ладонью вверх.

Сидя, не следует протягивать ноги в направлении людей или будд. Если в это время войдёт монах, нужно встать, чтобы выразить уважение, и подождать, пока он закончит простирания, и тогда только снова сесть.

Монахи – это дружелюбнейшие люди. Когда вы видите их подметающими у входа, знайте, что они больше беспокоятся, чтобы кто-то из входящих не наступил случайно на насекомое, чем о чистоте.


Они не едят после полудня. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы не есть в их присутствии. Если монах сидит, нужно тоже присесть, прежде чем начать разговор, чтобы не быть его выше. Давать ему и брать у него что-то можно только правой рукой.

Для женщин правила ещё суровее. В этих краях не принято, чтобы женщина касалась или вручала что-нибудь послушнику. Даже случайное касание рясы приведёт к тому, что ему нужно будет поститься и выполнять очищающий ритуал.

Если нужно сделать пожертвование, деньги передаются мужчине. Только он может отдать их члену монашеской общины.

И напоследок несколько советов, которые покажут, что вы изучали обычаи буддистов перед визитом сюда:

  • Подходя к алтарю, ступайте сначала левой ногой, а отходя — правой.
  • Традиционное приветствие – сложить руки в молитвенном жесте перед грудью и слегка поклониться. Чтобы выразить глубокое уважение членам общины, руки поднимают выше, на уровне лба.
  • Почти возле каждого храма есть металлический ящик для пожертвований. Они поддерживают работу святилища, особенно малобюджетного. После визита жертвуйте сюда около доллара.

Что означают названия

Буддийские храмы называются «дацан», но могут иметь в названии имя собственное в сочетании со словами «тэра», «дэра», «гаран», «дзи». Каждое из этих слов указывает либо на географическое положение, либо на имя жертвователя, на прославление определённого божества или рода.

Внешнее и внутреннее устройство

Храм, как правило, является комплексной постройкой. Дацан наглухо отгораживается от внешнего мира прочным забором, с южной стороны которого располагаются ворота.


Они бывают внешние и внутренние, защищаемые изображениями или статуями животных, свирепых божеств и воинов, чтобы отогнать злых духов.

Постройки могут быть в несколько этажей со скошенными крышами. Их поддерживают тщательно украшенные карнизы с живописной росписью.

Внутри главного зала – кодо – вдоль стен есть особые устройства – молитвенные барабаны, которые непрерывно вращаются.

Туда можно положить свою молитву на листочке. Считается, что она будет прочитана столько раз, сколько оборотов совершит барабан. В храме перемещаются по часовой стрелке. В прямоугольном помещение алтарь находится напротив входа.

Центральное место на нём занимает Будда, окружённый дымящимися благовониями, зажжёнными свечами, образами других знаменитых будд, бодхисаттв и дэвов, подношениями. Как выглядит Учитель, зависит от течения, которому принадлежит храм.


На алтаре есть ящички, в которых хранятся старые священные описания. Для поклоняющихся и монахов в кодо тоже отведено пространство.

Танки на стенах изображают божества. Они выполнены в ярких тонах на шёлковой основе.

Центральный зал часто соединён с лекционным, где послушники собираются, чтобы изучать и декламировать сутры, слушать музыку для медитаций. В других зданиях комплекса располагаются библиотека, жилье членов общины, их столовая.

Структура дацана всегда отражает «три драгоценности» буддиста: Будду, закон и общину его учеников.

При входе нужно мысленно поздороваться с божествами и затем, подходя к интересующему образу, складывать руки в молитвенном жесте и кланяться по желанию столько раз, чтобы число поклонов было кратно трём.

При этом, поднося руки ко лбу, просить ясного разума, ко рту – совершенной речи, к груди – любви ко всему живому. Во время посещения нужно позитивно настроиться и усиленно желать избавления от страданий всем в этом нуждающимся.


Заключение

Поклонение Будде стирает грани между мирянами и членами монашеской общины и является основой для единения всех буддистов и укрепления духовных связей между ними.

На этом мы прощаемся с вами. Если вы узнали что-то новое для себя – поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Wat Phra Thaew
- одна из самых известных буддийских святынь традиции Тхеравада расположена в историческом центре столицы Тайланда - Бангкоке, на территории Гранд Паласа -королевской резиденции, построенной еще в 18 веке Рамой I - первым королем Бангкокского периода в истории Тайланда, которого звали Будда Йодфа Чулалоке. Именно при его правлении Бангкок стал новой столицей. И в этот период началось строительство знаменитого на весь мир буддийского храма в конце 18 века. Храм Изумрудного Будды получил свое название благодаря прекрасной буддийской реликвии, которая хранится на его территории. Полное официальное название Храма - Ват Пхра Шри Раттана Сатсадарам. Он обладает статусом самого священного места в Тайланде.
Храмовый комплекс находится рядом с Дворцовым комплексом, и отделен от него одними только воротами, поскольку он предназначен для религиозных ритуалов королевских династий Тайланда. В храм ведут три входа, центральные ворота открыты только для короля и королевы, никому другому въезжать через них на территорию храма не дозволено. Прочие посетители, паломники, туристы могут попасть в храм через боковые ворота.
Входы в храм оберегают статуи Хуфа -грозных хранителей.

Помимо них есть и другие блюстители порядка, которые следят за соблюдением местных традиций. В храмах Тайланда действует дресс-код: войти на их территорию можно только босиком и в длинных брюках, какой бы жаркой ни была погода.

Еще снаружи вход в Храм Изумрудного Будды охраняют два бронзовых льва, которых специально для этого храма привез из Камбоджи король Рама I.
Храмовый комплекc включает множество традиционных буддийских сооружений: здесь есть и статуи, и ступы , и здание библиотека. А вот монастырких уединенных жилых помещений там не найти, монахи никогда не селились на территории Ват Пра Кео. Это одна из характерных отличительных особенностей храма от других культовых сооружений Тайланда. Другой особенностью стало наличие огромного количества священных построек, многочисленных ступ-пагод и огромного разнообразия статуй. У основания храма расположились гаруды .

Храмы Тайланда очень богато декорированы, а Храм Изумрудного Будды - особенно. Многоступенчатый резной купол его украшен инкрустациями из золота,бронзы и китайской глазури. Белые снаружи стены изнутри расписаны фресками с сюжетами, взятыми из жизни Будды Шакьямуни и тайской "Рамаяны". Возле самого храма расположены статуи, иллюстрирующие древнеиндийское "Путешествие Рамы": гигантская фигура яка высотой 5 метров, короли-обезьяны и великаны.

Главная святыня, вокруг которой был возведен весь храмовый комплекс - 75 сантиметровая фигура Изумрудного Будды. Образ Просветленного высечен из цельного куске сине-зеленого жадеита. Будда сидит в позе лотоса на золотом престоле. В зависимости от времени года статую переодевают: у него есть три богато украшенных наряда, а переодевание статуи - важный ритуал, который выполняет собственноручно сам монарх!

Эта статуя чрезвычайно свята для каждого буддиста в Тайланде и для всей тайской культуры.

Со статуей связана удивительная история: неизвестно когда и кем она была создана, самое раннее упоминание о ней относится к 1434 году, когда молния поразила буддийскую ступу и в ее обломках обнаружилась небольшая статуя из зеленой породы, со временем скрывавшие ее куски известняка откололись и тайцам предстала во всей своей красе статуя Будды. Чудесную статую мечтали увидеть буддисты со всего Тайланда и других стран, поэтому Изумрудный Будда веками путешествовал по всей Азии, он побывал в Лаосе и Камбодже . Только в 1778 году священная статуя вернулась в Тайланд. А в 1784 году Изумрудный Будда занял свое постоянное место в специально для него выстроенном храме Wat Phra Thaew.

Этот величественный столичный придворный храмовый комплекс - часть истории никем никогда не покоренной империи, чем тайцы очень гордятся.
Храм подвергался не раз многочисленным нападениям завоевателей, и даже был однажды сожжен дотла, но как Феникс возродился из пепла в 1820 году, благодаря королю Анвонгу, приказавшему отстроить его заново.

Сегодня речь в статье пойдет об одной из наиболее значимых и величественных достопримечельностей Шри-Ланке. Действующий действующий Храм Зуба Будды. Попадаю сюда, сразу понимаешь насколько ценен и важен данный храм в масштабах государства. Исторически так сложилось, что на острове доминируют в основном две религии, индуизм и буддизм.

Предистория

Проникновение индуизма в страну связанно со временами колониальной эпохи, когда остров находился под властью Британии. Британское колониальное правильтельство, перевозило из близлежащей Индии, из штата Тамил людей для работы на чайных плантациях. По наблюдениям британских ставленников, буддийское население Шри-Ланки, довольно скептически, а точнее сказать философски, относилось ко всякого рода необходимости работать. Для ланкийцев, работа с самого утра и до позднего вечера не являлась необходимостью, очень часто они опаздывали и уходили по своим делам, да и работать длительно на плантациях не хотели. Тогда было принято решение, завозить людей из Индии, которые уже зарекомендовали себя как качественная, пунктуальная рабочая сила. Таким образом, в течении довольно длительного времени, Шри-Лака наполнялась, фактически, людьми которые ланкийцами небыли. Переезжая на Шри-Ланку, они приносили свою культуру и религию - Индуизм. Переезд и пополнение ресурсов длился вплоть до конца 19 века. Таким образом на териитории Шри-Ланки, со временем появилась довольно значительная диаспора, фактически индусов, которые родились на Шри-Ланке. Со временем, уже в довольно современной истории, на Шри-Ланке возник религиозный конфликт, которы длился почти 20 лет, который сопровождался взрывами людей и религиозных сооружений.

Храм Зуба

Не будет громким, заявить что Храм зуба Буды находящийся в бывшей столице Шри-Ланки - городе Канди, является самым главным культовым сооружением для буддистов. Как я писал в предистории выше, из-за гражданского противостояния, которое довольно часто переростало в вооруженные столкновения, Храм Будды - несколько раз пытались взорвать во время церемоний. По этой причине, в отношении этого храма были предприняты беспрецендентные меры по охране и защите. Что в свою очередь привело к тому, что даже сейчас, несмотря на то, что гражданская война закончилась в 2009 году, вход на территорию, а так же в помещения где якобы храниться зуб Будды, осуществляется с контролем, подобным тому, как сделано в аэропорту и даже больше.

История возниконовения

Как известно, Буддизм едва ли не самая древняя религия, древнее которой является лишь Индуизм. Буддизм - монобожественная религия, в которой верующие следуют учениям Сиддхартхы Гаутамы - наследника одного из непальских королей, который добровольно отказался от короны, и отправился с пешими проповедями исповедуя добро, смиренность, самодостаточность. Как таковую, религию Сиддхартха не создавал, она образовалась в последствии, благодаря систематизации его изречений и отображенных в письменах его отношений к тем или иным вещам и явлениям отношений между людьми, между человеком и природой. Существование Сидхарты - впролне доказанный исторических факт, имеющий документальное происхождение.

После смерти Сиддхарты - Будды, его прах был сожжен, по старинной традиции, все что осталось после его сожжения это было 4 зуба. Его последователи, возсриняли это как знак свыше, решили оптравить по 1 зубу по всем четырем сторонам света. Один из таких зубов довольно долго находился в Индии. В 371 году нашей эры, один из правителей Калинги - области Индии, стремительно теряя свое могущество, отправиль свою дочь на Шри-Ланку, в ее косу была вплетен ныне известный зуб будды. С тех пор, данная буддийская реликвия, находится в Шри-Ланке. За всю историю зуб пытались похищать множество раз, однако сделать это никому не удалось. Как правило эта реликвия охранялась коралями, которые очень бережно хранили данную реликвию в течении столетий.

Постройка Храма Зуба Будды

Сам храм, был построен относительно недавно, всего навсего в 18 веке. Построили его на берегу красивейшего озера в центре города Канди - который больше 1000 лет был столицей острова, благодаря рельефу местности защищавший королей от гибели ои рук, то и дело приплывавших на Шри-Ланку завоевателей из Индии.

Церемония демонстрации зуба

Как мне говорили, раз в 2 или 3 часа, начинается церемония демонстрации зуба верующим. Мне довелось посетить храм, как раз во время этого мероприятия. Появляется куча танцеров, которые беспощадно лупят в барабаны. В какой то момент верующих становится не много, а очень много. Открываются специальные ворота, где на столике стоит коробочка, в которой якобы находится зуб. Пускают к ней по одному человеку, демонстрируют ее всего 15 минут, так что посмотреть на нее могут не все. Я даже и не пытался заглянуть, потому как там довольно некислая давка.

Храм сегодня

Сегодня храм является действующим. Работает он днем и ночью. Я был в нем в ночное время, когда не так много туристов. Однако, как оказалось это никоим образом не сказывается на его посещаемости. Дело в паломниках- буддистах. Сам зуб Будды почитается не только верующими Шри-Ланки, сюда приезжают верющие со всех концев мира.

Как уже говорилось выше, меры по охране здесь беспрецендентные. С рюкзаком вас внутрь не пустят. Обувь нужно снимать и сдавать в камеру хранения.

  • В шортах и юбке выше колен в храм войти не получится. В принципе там есть люди которые за деньги предлагают "сароны".
  • Фотографировать в храме можно, но нельзя стоять спиной к статуям будды.
  • Вход не бесплатный, но можно войти бесплатно, если отправиться туда не с турфирмой, а самостоятельно.
  • рекомендую погулять вокруг озера, довольно красивое место, да и сам храм Зуба, весьма гармоничное сооружение.

Добраться к храму

Если вы находитесь на пляжах юго-запада, таких как , - самым экономичным для Вас будет поездка оттуда в на поезде через жд вокзал Коломбо, где вам нужна будет пересадка на другой поезд. Вам придется заночевать в Канди. Старайтесь искать жилье вдоль озера. Отсюда и до храма близко и вокруг озера погулять можно. Лучше приехать сюда на пару дней, потому как рядом с Канди, находится национальный парк Виктория, на осмотр котторого вам понадобится не менее одного дня.