Основные формы и методы терапевтического воздействия, применяемые в социальной работе. Методы лечения




Одной из самых интересных, сложных и востребованных наук на сегодняшний день можно смело считать медицину. Зародившись в незапамятные времена, она не перестаёт развиваться, и по сей день. Медицина как общая наука с течением времени разделилась на множество самостоятельных и сложных наук. Среди таковых можно назвать следующие: кардиология – наука о строении и заболеваниях органов сердечнососудистой системы; пульмонология – наука о строении и заболеваниях органов дыхательной системы; офтальмология – наука о строении и заболеваниях органов зрения; эндокринология – наука о строении и заболеваниях органов внутренней секреции; гинекология – наука о строении и заболеваниях женских половых органов; андрология – наука о строении и заболеваниях мужских половых органов; педиатрия – наука, изучающая особенности детских организмов; отоларингология – наука о строении и заболеваниях ужа, горла, носа. Собственно, перечислять обособленные отрасли медицины можно ещё очень долго, но суть нашей сегодняшней темы совсем в другом. Если рассматривать медицину только как клиническую дисциплину, то главная задача всех отраслей, входящих в общее понятие этой обширной науки, это лечение разнообразных болезней. А в медицине есть специальный термин, который в переводе с греческого языка означает именно лечение. Этот термин – терапия. Вот об этой медицинской отрасли и пойдёт сегодняшний разговор.

Что такое терапия?

Выше уже упоминалось, что терапия - это медицинский термин, который в буквальном смысле обозначает лечение. Терапия - это обособленный раздел клинической медицины, занимающийся изучением и лечением частных случаев патологии и соматических заболеваний. До середины девятнадцатого века именно к терапии относились все клинические формы врачебного вспоможения. Исключение составляли только специфические медицинские отрасли хирургия, акушерство, диагностика. С течением времени в связи с накоплением практических навыков и теоретических знаний от терапии отделились такие медицинские отрасли как:

Неврология;

Ларингология;

Физиотерапия;

Эндокринология.

Эти отрасли медицины, позднее определились как самостоятельные и, в свою очередь, многосложные науки. Однако, не смотря на такое разделение, и сегодня терапия остается одной из самых сложных, многослойных, ведущих клинических медицинских дисциплин. Если говорить другими словами, терапия - это сложный процесс, главная задача которого - облегчение тяжёлого состояния здоровья людей, устранение симптоматики заболеваний, результатом подобных действий должно быть полное выздоровление человека. Основными задачами ее является восстановление здоровья и нормализация всех жизненно важных соматических процессов. Терапию применяют в самых разных областях медицины:

Неврологии;

Психологии;

Психиатрии;

Гинекологии.

Здесь следует заострить внимание на том, что нет практически ни одной медицинской дисциплины, где не применялись бы различные методы терапии .

Терапевтическая методология

Физические методы;

Химические методы;

Биологические.

Каждый из этих обособленные разделы. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Биологические и химические методы

Эти два способа терапии являются консервативными методами вспоможения больному организму. Ожин из главных методов здесь выступает фармакотерапия – неинвазивный, консервативный метод врачебного вспоможения при помощи медикаментозных средств. К фармакотерапии относят такие методы:

Этиотропная терапия – лечит заболевания при помощи противомикробных или противотоксических средств;

Симптоматическая терапия - устраняет или ограничивает некоторые симптомы заболеваний. Здесь имеется в виду устранение болевых ощущений при помощи обезболивающих препаратов, снижение повышенной температуры при помощи жаропонижающих средств и т.д.; Патогенетическая терапия – устраняет механизмы развития той или иной болезни;

Заместительная терапия – борется с заболеваниями при помощи поступающих извне (перорально или иньекционно) ферментативных или гормональных препаратов;

Профилактическая терапия - помогает бороться с возникновением некоторых заболеваний при помощи противовирусных средств и дезинфицирующих медикаментов.

К биологическим и химическим методам относят фитотерапию, которая использует для лечения лекарственные травы или препараты, изготовленные на их основе. Фитотерапия - самый древний метод терапии, однако сегодня он переживает второе рождение. Многие из потенциальных пациентов уверены, что применение лекарственных трав и растений - это наилучший способ оздоровления и профилактики большинства недугов. Травами лечились с давних практически доисторических времён. И если такие методы терапии дожили до наших дней и, мало того, пользуются уникальной популярностью, значит, в этом есть глубокий смысл. Фитотерапия позволяет лечить множественные болезни соматического плана без уколов, без таблеток, без химии.

Еще одна разновидность этой группы - иммунотерапия. Это относительно новая отрасль терапии. Главная цель ее - это лечение инфекционных заболеваний при помощи различных иммуномодулирующих сывороток, вакцин или гамма-глобулинов. Подобные средства стимулируют укрепление собственных защитных сил организма, чем повышают сопротивляемость к различным инфекционным заболеваниям.

Физические методы терапии

К ним смело можно относить знакомые всем:

Массаж;

Физиотерапевтические процедуры;

Лечебную физкультуру;

Гидромассаж;

Электромагнитные процедуры;

Звуковую терапию.

В большинстве своём физические методы являются лишь вспомогательными процедурами. Но следует заметить, что существуют такие заболевания, которые можно устранить или, в крайнем случае, приостановить их развитие только при помощи физических методов терапии. К таким заболеваниям относят:

новообразования доброкачественного и злокачественного плана, дерматологические заболевания, недуги опорно-двигательной системы.

К физическим методам терапии относится следующее:

Радиотерапия. По-другому ее называют лучевая терапия. Здесь применяются ионизирующие лучи, которые эффективно борются с раковыми новообразованиями.

УВЧ-терапия – способ воздействия на больной организм при помощи электромагнитного поля высокой частоты. При таком воздействии в структурах с высокой электропроводностью (крови, лимфе, моче, в тканях с хорошим водоснабжением) образуется ток высокой проводимости. В результате ток поглощается больными органами и выделяется в виде большого количества тепла. При помощи УВЧ-процедур лечат: воспаления кожи, воспаления в опорно-двигательном аппарате, воспаления ЛОР-органов, воспаления гинекологического плана, заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания периферической нервной системы.

Лазеротерапия – метод лечения при помощи узконаправленного светового пучка. Такой установкой способной обеспечить тонкий световой луч называют лазером. Отсюда и название терапевтического метода. При помощи лазерных лучей легко устраняются проблемы со зрением, проблемы с варикозным расширением вен. Эффективен такой метод терапии и при ишемической болезни сердца, при гипертонии, при заболеваниях суставов и двигательной системы.

Перечислить все методы общей терапии в одной статье очень трудно. Мы обозначили лишь основные из них.


Разработке собственно технической, или методической, стороны терапевтического процесса Роджерс не уделял самостоятельного внимания, и по принципиальным соображениям: ведь если изменения есть следствие экзистенциальной встречи, своего рода инсайта в отношениях между людьми, то ни в каком техническом оснащении подобная встреча не нуждается. В определенном смысле в качестве терапевтических методов можно рассматривать сформулированные Роджерсом необходимые и достаточные условия терапевического процесса, а именно: искренность (генуинность, конгрунтность), безусловное позитивное отношение и эмпатическое по ниманне. На наш взгляд, именно такое понимание отношения к
методам терапии более всего было созвучно внутренней логике движения от клиенто-центрированной терапии к терапии; центрированной на человеке, как стали наименовать эту систему сподвижники Роджерса в последние годы его жизни и профессиональной деятельности. Трудность, однако, заключалась в том, что, если Роджерсу каким-то неуловимым образом, самой атмосферой отношений, огромным обаянием его личности удавалось реализовывать на практике свои методы, то вопрос об обучении им будущих терапевтов не мог решаться автоматически по принципу «делай, как я». Первые исследования группы Роджерса в области психотерапии, проведенные еще в 1940-1950-х гг., отчасти пытались найти решение этой задачи в рамках анализа «вкладов» в терапевтический диалог терапевта и пациента, а также соотнесения вербального и невербального поведения участников с целью определения критериев их конгруэнтности-неконгруэнтности. Результаты этих иссле-дований и являлись эмпирическим доказательством предположения, что для осуществления конструктивных личностных изменений необходимо и достаточно наличие шести терапевтических условий.
Таким образом, основными (и, по сути, единственными конгруэнтными «духу» теории Роджерса) методами терапии, центрированной на человеке, мы можем считать эти шесть фундаментальных принципов, рассмотренных в предыдущих разделах этой главы, а также некоторые вытекающие из них следствия.
Еще раз выделим их:
искренность и подлинность терапевта;
безусловное позитивное отношение;
эмпатическое понимание;
фасилитация все более полного опыта переживаний;
фасилитация все более полного осознания происходящего*
подтверждение уважения и безусловной ценности клиента путем отказа от советов и рекомендаций;
передача эмпатического понимания внутренней системы координат клиента путем «зеркального отражения», как вербального, так и невербального.
Закончить эту главу мне бы хотелось строчками стихов Б.Л.Пастернака; они как нельзя более точно отражают мое личное впечатление о Карле Роджерсе, оставленное им после проведенной в 1986 г. в Москве «группы встреч»:
И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только. Живым, и только до конца.

Еще по теме Терапевтические методы:

  1. Содержание терапевтического процесса: стратегия и методы
  2. ХИРУРГИЧЕСКИЕ И ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ГЕРМАФРОДИТИЗМА
  3. Методы терапевтического воздействия на процессы апоптоза

В содержательном аспекте социальный работник, использующий терапевтические методы, опирается на достижения психологии, психиатрии, психотерапии. Этот междисциплинарный характер методов воздействия на клиентов обусловливает сложность технологии социальной терапии.
Умение расположить к себе подопечного, доброжелательность, искреннее сочувствие и сопереживание входят в число качеств, от которых, наряду с профессионализмом социального работника, зависит терапевтический успех.
Любой из методов терапевтического воздействия включает два компонента: интеллектуальный, связанный с информационным воздействием слова, и эмоциональный - выражение лица, тембр и интонации голоса, характер и особенности жестов социального работника. Он должен быть для клиента авторитетом, образцом поведения, экспертом и эмоционально близким человеком через «связь», возникающую в рамках терапевтического процесса.
В целом методы социальной (психологической) терапии основываются на двух формах работы - индивидуальной и групповой, каждая из которых предполагает определенную технологию построения взаимодействия между социальным работником (психосоциальным терапевтом) и клиентом. Целью такого взаимодействия может быть решение каких-то эмоциональных проблем, обмен информацией, развитие социальных и ремесленных навыков, изменение ценностных ориентации, направление асоциальных ориентации в конструктивное русло и др. Приемы вмешательства включают контролируемые терапевтические дискуссии, беседы и т.д.

Индивидуальная терапия применяется к тем клиентам, решение проблем которых требует конфиденциальности (изнасилование, семейные неурядицы и т.п.), кто не хочет участвовать в коллективной терапии или нуждается в решении таких проблем, как сексуальная жизнь, общественно неодобряемое или унижающее клиента поведение. В таких случаях необходимо стремиться не оказывать давления на клиента и обсуждать эти вопросы, не травмируя его. В некоторых случаях также возможно приглашение родителей, членов семьи, родственников, установление связи с общественными организациями, с администрацией учреждения и т.д. Обычно после двух-трех сеансов индивидуального применения терапии клиент переводится на коллективную терапию, которая более действенна, что нередко отмечают сами подопечные.
Существуют различные варианты технологического решения проблем в индивидуальной социальной работе. Так, еще в 1928 г. на Милфордской конференции были определены следующие факторы, обусловливающие правильный выбор технологического решения социальных проблем:
- знание типичных отклонений от общепринятых норм социальной жизни;
- изучение подробностей жизни конкретного человека, оказавшегося в затруднительном положении;
- применение соответствующих методов изучения ситуаций людей, нуждающихся в социальной поддержке, с целью оказания им адресной помощи;
- использование средств и ресурсов местных органов (общественных организаций);
- применение знаний и накопленного опыта в сочетании с требованиями индивидуального подхода;
- знание теоретических основ, определяющих цели, этику и особенности адресной помощи в социальной работе.

Групповая терапия во взаимодействии с индивидуальной обогащает и дополняет терапевтическое воздействие, позволяет клиенту взглянуть на себя глазами группы, скорректировать поведение, углубить и тщательно разработать эффективную программу индивидуальной терапии.
Для формирования и активизации групповых процессов в решении социальных проблем большое значение имеют психотерапевтические процедуры. Это могут быть общие упражнения (например, релаксация, пантомимические сцены, участие в «конструктивном споре», разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории болезни, описание содержания сновидений, фантазий и ассоциаций, использование гештальттерапии и т.д.). Участие в процедурах подобного типа позволяет членам группы одновременно выступать в ролях активного участника и наблюдателя, предоставляет возможность для эмоционального переживания, проведения интеллектуального анализа, тренировки определенных типов поведения.
Состав группы может быть разнообразен как по характеру, так и по целям:
- учебные группы. Здесь, помимо получения знаний, есть возможность высказать свое мнение или обсудить личностные проблемы;
- группы совместной деятельности. Занятие общим делом всегда было эффективным методом установления надежного контакта, развития способностей к сотрудничеству, общению, разрешению конфликтов и принятию решений. Например, занятия спортом, посещение театра с последующим обсуждением и др;
- группы для родителей. Являются разновидностью учебной группы, но только имеют более широкие цели. Например, воспитание детей, анализ темы «Секс и совместная жизнь» и др.;
- мужские и женские группы. Например, для решения проблемы роли женщины в современном обществе, освобождения от гнета, развития солидарности. Кризисные моменты: изнасилование, жестокое обращение, развод, возрастные проблемы.
Технология работы в группе решает следующие задачи:
- исправление, корректировка цели, когда дело касается поведения одного или нескольких ее членов;
- предупреждение дисфункций (в случае такой опасности);
- обеспечение нормального развития членов группы, особенно в критические периоды роста;
- утверждение личности;
- воспитание чувства гражданственности.
Состав группы может меняться в зависимости от поставленных и решаемых целей. Рассмотрим некоторые наиболее важные терапевтические общие и частные методы.

Трудовая терапия. Она основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизическую сферу человека. Работа поднимает жизненный тонус. Как метод восстановительного лечения имеет важное значение для постепенного возвращения больных к обычному жизненному ритму, повышает социальный статус человека. Эта проблема особенно остро встает в пенсионном возрасте - периоде, иногда ошибочно понимаемом как бессрочный отпуск, на фоне которого может развиться комплекс «никчемности существования». Терапия посильной занятостью должна в качестве обязательного компонента входить в комплекс социально-терапевтических мероприятий с лицами пожилого возраста.
Особое значение трудовая терапия приобретает при психических расстройствах. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания. В целом трудовая терапия является универсальным видом социального развития, поддержки и помощи различным категориям населения.

Терапия самовоспитания. Самовоспитание - это активный процесс формирования человеком себя как личности в соответствии с поставленной целью на основе социально обусловленных представлений об идеале собственного «я».
Метод самовоспитания наиболее успешен, если применять его на базе аутогенной тренировки. В технологическом аспекте этот метод включает следующие приемы: 1) самоизучение, самооценка; 2) переоценка собственной личности; 3) самоанализ, переоценка прошлого, выявление индивидуальных «психологических барьеров»; 4)создание желаемого образа «Я»; 5) формирование индивидуальных формул намерения; 6) использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; 7) сюжетная сенсорная репродукция поведения «Я-образа» в различных ситуациях деятельности и общения; 8) «наложение» стереотипов «Я-образа» на реальное поведение в процессе повседневной жизни и деятельности.
Исследования показывают, что уже через месяц систематического применения метода самовоспитания отмечаются положительные перемены в личности клиентов. При этом происходит трансформация таких глубоко индивидуальных особенностей, как мимика, речь, походка, стиль общения, руководства и т. д.
Методы поведенческой терапии в группе используются достаточно широко и касаются тренинга социальных навыков. К обучению навыкам социального функционирования относятся следующие методы:
- выполнение клиентом разных функций в терапевтическом сообществе, в частности таких, как функции подчинения, наведения порядка, дежурство по уборке; руководящие функции в самоуправлении и связанные с этими функциями ответственность и умение руководить другими, а также сотрудничество с коллективом (дежурство в группе, отчет об активности группы);
- организация свободного времени, своего и других, инициатива в общих развлекательных мероприятиях;
- терапия занятостью, самостоятельность, сотрудничество, инициатива, заинтересованность;
- беседы о профессии, рассказ на собрании клиентов о своей профессии, занимаемой должности, своих стремлениях, достоинствах работы, публичное выступление.
Важную роль здесь играют различные виды тренинговых занятий, такие как тренинг преодоления робости, тренинг активности, выражения собственного мнения, преодоления повышенной чувствительности к критике и оценкам окружающих, проведение дискуссии на определенную тему в группе или упражнения в навыках конструктивного спора. Используются различные поведенческие тренинги, в основе которых лежат разнообразные упражнения, например, создание ситуаций возрастающих трудностей или различные методики оценки реакций пациента группой и др.

Дискуссионная терапия является основным методом социального работника и используется регулярно с различными клиентами. На практике активность группы бывает разной; в дискуссии могут быть затронуты как актуальные проблемы, так и темы, связанные с биографическими данными клиентов.
На основании опыта психотерапевтов можно выстроить технологическую цепочку групповой дискуссии, которая связана преимущественно с фазами развития группы. Назовем основные содержательные моменты групповой дискуссии:
1) знакомство членов группы;
2) обсуждение ожиданий клиентов, их опасений;
3) переживание и обсуждение группового напряжения, связанного с рассогласованием между ожиданиями клиентов и групповой реальностью;
4) нарастание сопротивления и агрессии в отношении руководителя группы, соотношение этих переживаний с прошлым жизненным опытом;
5) вскрытие истинных чувств к руководителю, их переработка, выработка групповых норм в отношении руководителя;
6) вскрытие проблем, связанных с самостоятельностью, ответственностью и активностью;
7) формирование адекватного отношения к проблеме, которую необходимо решить, активной мотивации к участию в работе группы, норм и традиций группы;
8) анализ групповой динамики с выходом на проблематику отдельного человека - собственно «рабочая фаза» групповой терапии, в ходе которой решаются ее основные задачи: коррекция отношений, неадекватных эмоциональных реакций и форм поведения, закрепление и генерализация достижений;
9) обсуждение результатов терапии, подведение итогов.

Социотерапия — воздействие на социальное окружение клиента с помощью государственных и общественных организаций. Например, применяется в отношении родителей асоциального поведения и т.д.

Музыкотерапия - один из старейших методов воздействия на психику человека, который может использоваться и в лечебных целях. Групповые, индивидуальные музыкотера-певтические занятия включают в себя, с учетом актуальной ситуации в группе, музыкальную тему, вызывающую у слушателей переживания, связанные с их прошлым, настоящим и будущим. Отмечено, что этот метод наиболее эффективен, если музыкальное произведение исполняет сам терапевт, так как это способствует возникновению обстановки спонтанного взаимодействия, большей аутентичности, доверительности. Вместе с тем, возможны здесь и отрицательные моменты, - у клиентов возникает повышенная тревожность, утомляемость, раздражительность и т.д. Составление музыкальной программы требует определенной режиссуры, знания потребностей, уровня культуры подопечных, участвующих в данном терапевтическом действии. Для некоторых клиентов метод музыкотерапии является трудной формой, особенно если подопечный ощущает недостаточность музыкального образования или не имеет музыкального слуха.

Ритмотерапия тесно связана с музыкотерапией и другими средствами искусства, ритмом природы, присущими человеку естественными биоритмами жизни. Например, красивая ритмичная музыка способствует гармоничному эмоциональному развитию человека в труде, быту и т.д. В целом ритмотерапия дает возможность клиентам выполнять различные социальные роли и удовлетворять потребности в эмоциональных связях, развивает эстетические потребности и обогащает новыми средствами эмоционального выражения.

Арттерапия - лечение искусством. Существует несколько вариантов этого метода:
- использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами;
- побуждение клиентов к самостоятельному творчеству;
- использование произведений искусства и самостоятельное творчество клиентов;
- творчество самого специалиста - лепка, рисование и др., направленное на взаимодействие с клиентом.

Цветотерапия. Психологи давно заметили влияние цвета на производительность труда: например, производительность труда (физического) при красном свете на короткий срок увеличивается, при синем - снижается. Такое влияние наблюдается и при умственном труде. Воздействие цвета на человека постоянно учитывается профессиональными дизайнерами.
Известно, что у каждого человека имеется более или менее отчетливое собственное отношение к тому или иному цвету и их различным сочетаниям. Это позволяет использовать цветовые предпочтения в качестве диагностического метода. В плане диагностики существенное значение имеет отношение к тем или иным цветам самих клиентов, информацию о котором можно получить не только путем тестирования или расспроса, но и наблюдения (цвет одежды, галстука и т.д.) В отдельных случаях «социализированные» (и потому приобретающие знаковый характер) цвета могут оказывать такое же сильное воздействие, как и слова (например, портрет близкого человека в черном обрамлении, цвет флага и т.п.).
Иногда следует обратить внимание клиента на целесообразность специального выбора цвета одежды (рубашки, платья, костюма, галстука и т.д.) в зависимости от необходимости моделировать то или иное настроение. При всех спорах о действии того или иного конкретного цвета на эмоциональное состояние человека имеются некоторые общие закономерности: длинноволновая часть видимого спектра (наибольшая длина волны у красного спектра, затем у оранжевого, желтого и т.д.) действует возбуждающе (мобилизует, стимулирует), а коротковолновая (начиная с голубого цвета) успокаивает или угнетает. Эти сведения также целесообразно сообщать клиентам и рекомендовать им учиться самостоятельно подбирать необходимый цвет как в целях стимуляции, так и коррекции своего состояния.

Психогимнастика - одна из форм психотерапии, при которой взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции участников группы, а также выработку умения выражать чувства, желания, - свои и другого человека. Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений: я иду по воде, по горячему песку, спешу на работу, возвращаюсь с работы и т.п. Соединение мимики, жеста, движения и осязания создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов. Для клиента это является необходимым переживанием и познанием того, что своим телом можно выразить мысль чаще убедительнее, чем словом.

Натурпсихотерапия, или лечение природой. Иногда этот метод называют ландшафттерапией. Значение этого метода будет возрастать вследствие урбанизации социальной среды, ухудшения экологической обстановки, роста отчужденности человека от природы.

Логотерапия, или разговорная психотерапия. Специалист беседует с клиентом, стремясь вербализировать для него его эмоциональное состояние, чтобы с помощью этого клиент сам справился с трудной ситуацией. В личности клиента должна произойти перестройка, которую он самостоятельно обнаруживает как конструктивные изменения в самом себе. Это приносит удовлетворение, повышает степень самоуважения, способствует становлению зрелой личности.

Библиотерапия. В процессе чтения книги клиент ведет записи, анализ которых помогает объективно оценить его состояние. Список книг психотерапевт подбирает в соответствии с проблемой клиента.

Имаготерапия - использование в целях терапии игры образами (лат. imago - образ). Человек создает динамический образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле.

Вышеназванные методы являются наиболее общими для всей психосоциальной работы.
В технологии социальной работы не рекомендуется отдавать предпочтение какому-либо одному терапевтическому методу, считая его панацеей. Воздействие наиболее эффективно, если оно применяется с учетом условий и ситуации, приобретенного опыта, факторов, усиливающих мотивацию подопечного. Клиент, нуждающийся в целенаправленной терапевтической помощи, должен осознавать, что терапия является одним из важнейших методов решения его проблем. При понимании этого клиентом терапевтическая помощь наиболее результативна. Социально-терапевтическое воздействие зависит от организационной структуры социального учреждения, его кадровых возможностей и личных предпочтений персонала.
В настоящее время система специальной подготовки кадров в области социальной терапии еще не сложилась, хотя потребность в специалистах данного профиля постоянно растет. Поэтому каждому социальному работнику необходимо овладеть знанием и технологическими навыками ведения так называемой «врачебной» беседы, установления психотерапевтического контакта с пациентами.
Обучение терапевтическим методам - процесс непрерывный, зависящий от меняющихся социокультурных условий, уровня знаний о функционировании человека. Важное значение имеет самообразование, прослушивание лекций, размышления и дискуссии на темы практической психотерапевтической помощи и др.
Вместе с тем хорошим социальным работником является не тот, кто просто изучает различные терапевтические методы и методики, а тот, кто благодаря глубоким контактам с каждым клиентом будет все лучше понимать другого человека и обогащать свой собственный мир переживаний, ибо понимание другого человека зависит не столько от метода, сколько от человеческих качеств социального работника.

Умение расположить к себе подопечного, доброжелательность, искреннее сочувствие и сопереживание входят в число качеств, от которых, наряду с профессионализмом социального работника, зависит терапевтический успех.

Любой из методов терапевтического воздействия включает два компонента: интеллектуальный, связанный с информационным воздействием слова, и эмоциональный - выражение лица, тембр и интонации голоса, характер и особенности жестов социального работника. Он должен быть для клиента авторитетом, образцом поведения, экспертом и эмоционально близким человеком через «связь», возникающую в рамках терапевтического процесса.

В целом методы социальной (психологической) терапии основываются на двух формах работы - индивидуальной и групповой, каждая из которых предполагает определенную технологию построения взаимодействия между социальным работником (психосоциальным терапевтом) и клиентом. Целью такого взаимодействия может быть решение каких-то эмоциональных проблем, обмен информацией, развитие социальных и ремесленных навыков, изменение ценностных ориентации, направление асоциальных ориентации в конструктивное русло и др. Приемы вмешательства включают контролируемые терапевтические дискуссии, беседы и т.д.

Индивидуальная терапия применяется к тем клиентам, решение проблем которых требует конфиденциальности (изнасилование, семейные неурядицы и т.п.), кто не хочет участвовать в коллективной терапии или нуждается в решении таких проблем, как сексуальная жизнь, общественно неодобряемое или унижающее клиента поведение. В таких случаях необходимо стремиться не оказывать давления на клиента и обсуждать эти вопросы, не травмируя его. В некоторых случаях также возможно приглашение родителей, членов семьи, родственников, установление связи с общественными организациями, с администрацией учреждения и т.д. Обычно после двух-трех сеансов индивидуального применения терапии клиент переводится на коллективную терапию, которая более действенна, что нередко отмечают сами подопечные.

Существуют различные варианты технологического решения проблем в индивидуальной социальной работе. Так, еще в 1928 г. на Милфордской конференции были определены следующие факторы, обусловливающие правильный выбор технологического решения социальных проблем:

Знание типичных отклонений от общепринятых норм социальной жизни;

Изучение подробностей жизни конкретного человека, оказавшегося в затруднительном положении;

Применение соответствующих методов изучения ситуаций людей, нуждающихся в социальной поддержке, с целью оказания им адресной помощи;

Использование средств и ресурсов местных органов (общественных организаций);

Применение знаний и накопленного опыта в сочетании с требованиями индивидуального подхода;

Знание теоретических основ, определяющих цели, этику и особенности адресной помощи в социальной работе.

Групповая терапия во взаимодействии с индивидуальной обогащает и дополняет терапевтическое воздействие, позволяет клиенту взглянуть на себя глазами группы, скорректировать поведение, углубить и тщательно разработать эффективную программу индивидуальной терапии.

Для формирования и активизации групповых процессов в решении социальных проблем большое значение имеют психотерапевтические процедуры. Это могут быть общие упражнения (например, релаксация, пантомимические сцены, участие в «конструктивном споре», разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории болезни, описание содержания сновидений, фантазий и ассоциаций, использование гештальттерапии и т.д.). Участие в процедурах подобного типа позволяет членам группы одновременно выступать в ролях активного участника и наблюдателя, предоставляет возможность для эмоционального переживания, проведения интеллектуального анализа, тренировки определенных типов поведения.

Состав группы может быть разнообразен как по характеру, так и по целям:

Учебные группы. Здесь, помимо получения знаний, есть возможность высказать свое мнение или обсудить личностные проблемы;

Группы совместной деятельности. Занятие общим делом всегда было эффективным методом установления надежного контакта, развития способностей к сотрудничеству, общению, разрешению конфликтов и принятию решений. Например, занятия спортом, посещение театра с последующим обсуждением и др.;

Группы для родителей. Являются разновидностью учебной группы, но только имеют более широкие цели. Например, воспитание детей, анализ темы «Секс и совместная жизнь» и др.;

Мужские и женские группы. Например, для решения проблемы роли женщины в современном обществе, освобождения от гнета, развития солидарности. Кризисные моменты: изнасилование, жестокое обращение, развод, возрастные проблемы.

Технология работы в группе решает следующие задачи:

Исправление, корректировка цели, когда дело касается поведения одного или нескольких ее членов;

Предупреждение дисфункций (в случае такой опасности);

Обеспечение нормального развития членов группы, особенно в критические периоды роста;

Утверждение личности;

Воспитание чувства гражданственности.

Состав группы может меняться в зависимости от поставленных и решаемых целей. Рассмотрим некоторые наиболее важные терапевтические общие и частные методы.

Трудовая терапия. Она основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизическую сферу человека. Работа поднимает жизненный тонус. Как метод восстановительного лечения имеет важное значение для постепенного возвращения больных к обычному жизненному ритму, повышает социальный статус человека. Эта проблема особенно остро встает в пенсионном возрасте - периоде, иногда ошибочно понимаемом как бессрочный отпуск, на фоне которого может развиться комплекс «никчемности существования». Терапия посильной занятостью должна в качестве обязательного компонента входить в комплекс социально-терапевтических мероприятий с лицами пожилого возраста.

Особое значение трудовая терапия приобретает при психических расстройствах. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания. В целом трудовая терапия является универсальным видом социального развития, поддержки и помощи различным категориям населения. Терапия самовоспитания. Самовоспитание - это активный процесс формирования человеком себя как личности в соответствии с поставленной целью на основе социально обусловленных представлений об идеале собственного «я».

Метод самовоспитания наиболее успешен, если применять его на базе аутогенной тренировки. В технологическом аспекте этот метод включает следующие приемы: 1) самоизучение, самооценка; 2) переоценка собственной личности; 3) самоанализ, переоценка прошлого, выявление индивидуальных «психологических барьеров»; 4) создание желаемого образа «Я»; 5) формирование индивидуальных формул намерения; 6) использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; 7) сюжетная сенсорная репродукция поведения «Я-образа» в различных ситуациях деятельности и общения; 8) «наложение» стереотипов «Я-образа» на реальное поведение в процессе повседневной жизни и деятельности.

Исследования показывают, что уже через месяц систематического применения метода самовоспитания отмечаются положительные перемены в личности клиентов. При этом происходит трансформация таких глубоко индивидуальных особенностей, как мимика, речь, походка, стиль общения, руководства и т. д.

Методы поведенческой терапии в группе используются достаточно широко и касаются тренинга социальных навыков. К обучению навыкам социального функционирования относятся следующие методы:

Выполнение клиентом разных функций в терапевтическом сообществе, в частности таких, как функции подчинения, наведения порядка, дежурство по уборке; руководящие функции в самоуправлении и связанные с этими функциями ответственность и умение руководить другими, а также сотрудничество с коллективом (дежурство в группе, отчет об активности группы);

Организация свободного времени, своего и других, инициатива в общих развлекательных мероприятиях;

Терапия занятостью, самостоятельность, сотрудничество, инициатива, заинтересованность;

Беседы о профессии, рассказ на собрании клиентов о своей профессии, занимаемой должности, своих стремлениях, достоинствах работы, публичное выступление.

Важную роль здесь играют различные виды тренинговых занятий, такие как тренинг преодоления робости, тренинг активности, выражения собственного мнения, преодоления повышенной чувствительности к критике и оценкам окружающих, проведение дискуссии на определенную тему в группе или упражнения в навыках конструктивного спора. Используются различные поведенческие тренинги, в основе которых лежат разнообразные упражнения, например, создание ситуаций возрастающих трудностей или различные методики оценки реакций пациента группой и др.

Дискуссионная терапия является основным методом социального работника и используется регулярно с различными клиентами. На практике активность группы бывает разной; в дискуссии могут быть затронуты как актуальные проблемы, так и темы, связанные с биографическими данными клиентов.

На основании опыта психотерапевтов можно выстроить технологическую цепочку групповой дискуссии, которая связана преимущественно с фазами развития группы. Назовем основные содержательные моменты групповой дискуссии:

1) знакомство членов группы;

2) обсуждение ожиданий клиентов, их опасений;

3) переживание и обсуждение группового напряжения, связанного с рассогласованием между ожиданиями клиентов и групповой реальностью;

4) нарастание сопротивления и агрессии в отношении руководителя группы, соотношение этих переживаний с прошлым жизненным опытом;

5) вскрытие истинных чувств к руководителю, их переработка, выработка групповых норм в отношении руководителя;

6) вскрытие проблем, связанных с самостоятельностью, ответственностью и активностью;

7) формирование адекватного отношения к проблеме, которую необходимо решить, активной мотивации к участию в работе группы, норм и традиций группы;

8) анализ групповой динамики с выходом на проблематику отдельного человека - собственно «рабочая фаза» групповой терапии, в ходе которой решаются ее основные задачи: коррекция отношений, неадекватных эмоциональных реакций и форм поведения, закрепление и генерализация достижений;

9) обсуждение результатов терапии, подведение итогов.

Социотерапия - воздействие на социальное окружение клиента с помощью государственных и общественных организаций. Например, применяется в отношении родителей асоциального поведения и т.д.

Музыкотерапия - один из старейших методов воздействия на психику человека, который может использоваться и в лечебных целях. Групповые, индивидуальные музыкотерапевтические занятия включают в себя, с учетом актуальной ситуации в группе, музыкальную тему, вызывающую у слушателей переживания, связанные с их прошлым, настоящим и будущим. Отмечено, что этот метод наиболее эффективен, если музыкальное произведение исполняет сам терапевт, так как это способствует возникновению обстановки спонтанного взаимодействия, большей аутентичности, доверительности. Вместе с тем, возможны здесь и отрицательные моменты, - у клиентов возникает повышенная тревожность, утомляемость, раздражительность и т.д. Составление музыкальной программы требует определенной режиссуры, знания потребностей, уровня культуры подопечных, участвующих в данном терапевтическом действии. Для некоторых клиентов метод музыкотерапии является трудной формой, особенно если подопечный ощущает недостаточность музыкального образования или не имеет музыкального слуха.

Ритмотерапия тесно связана с музыкотерапией и другими средствами искусства, ритмом природы, присущими человеку естественными биоритмами жизни. Например, красивая ритмичная музыка способствует гармоничному эмоциональному развитию человека в труде, быту и т.д. В целом ритмотерапия дает возможность клиентам выполнять различные социальные роли и удовлетворять потребности в эмоциональных связях, развивает эстетические потребности и обогащает новыми средствами эмоционального выражения.

Арттерапия - лечение искусством. Существует несколько вариантов этого метода:

Использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами;

Побуждение клиентов к самостоятельному творчеству;

Использование произведений искусства и самостоятельное творчество клиентов;

Творчество самого специалиста - лепка, рисование и др., направленное на взаимодействие с клиентом.

Цветотерапия. Психологи давно заметили влияние цвета на производительность труда: например, производительность труда (физического) при красном свете на короткий срок увеличивается, при синем - снижается. Такое влияние наблюдается и при умственном труде. Воздействие цвета на человека постоянно учитывается профессиональными дизайнерами.

Известно, что у каждого человека имеется более или менее отчетливое собственное отношение к тому или иному цвету и их различным сочетаниям. Это позволяет использовать цветовые предпочтения в качестве диагностического метода. В плане диагностики существенное значение имеет отношение к тем или иным цветам самих клиентов, информацию о котором можно получить не только путем тестирования или расспроса, но и наблюдения (цвет одежды, галстука и т.д.) В отдельных случаях «социализированные» (и потому приобретающие знаковый характер) цвета могут оказывать такое же сильное воздействие, как и слова (например, портрет близкого человека в черном обрамлении, цвет флага и т.п.).

Иногда следует обратить внимание клиента на целесообразность специального выбора цвета одежды (рубашки, платья, костюма, галстука и т.д.) в зависимости от необходимости моделировать то или иное настроение. При всех спорах о действии того или иного конкретного цвета на эмоциональное состояние человека имеются некоторые общие закономерности: длинноволновая часть видимого спектра (наибольшая длина волны у красного спектра, затем у оранжевого, желтого и т.д.) действует возбуждающе (мобилизует, стимулирует), а коротковолновая (начиная с голубого цвета) успокаивает или угнетает. Эти сведения также целесообразно сообщать клиентам и рекомендовать им учиться самостоятельно подбирать необходимый цвет как в целях стимуляции, так и коррекции своего состояния.

Психогимнастика - одна из форм психотерапии, при которой взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции участников группы, а также выработку умения выражать чувства, желания, - свои и другого человека. Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений: я иду по воде, по горячему песку, спешу на работу, возвращаюсь с работы и т.п. Соединение мимики, жеста, движения и осязания создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов. Для клиента это является необходимым переживанием и познанием того, что своим телом можно выразить мысль чаще убедительнее, чем словом.

Натурпсихотерапия, или лечение природой. Иногда этот метод называют ландшафттерапией. Значение этого метода будет возрастать вследствие урбанизации социальной среды, ухудшения экологической обстановки, роста отчужденности человека от природы.

Логотерапия, или разговорная психотерапия. Специалист беседует с клиентом, стремясь вербализировать для него его эмоциональное состояние, чтобы с помощью этого клиент сам справился с трудной ситуацией. В личности клиента должна произойти перестройка, которую он самостоятельно обнаруживает как конструктивные изменения в самом себе. Это приносит удовлетворение, повышает степень самоуважения, способствует становлению зрелой личности.

Библиотерапия. В процессе чтения книги клиент ведет записи, анализ которых помогает объективно оценить его состояние. Список книг психотерапевт подбирает в соответствии с проблемой клиента.

Имаготерапия - использование в целях терапии игры образами (лат. imago - образ). Человек создает динамический образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле.

Вышеназванные методы являются наиболее общими для всей психосоциальной работы.

В технологии социальной работы не рекомендуется отдавать предпочтение какому-либо одному терапевтическому методу, считая его панацеей. Воздействие наиболее эффективно, если оно применяется с учетом условий и ситуации, приобретенного опыта, факторов, усиливающих мотивацию подопечного. Клиент, нуждающийся в целенаправленной терапевтической помощи, должен осознавать, что терапия является одним из важнейших методов решения его проблем. При понимании этого клиентом терапевтическая помощь наиболее результативна. Социально-терапевтическое воздействие зависит от организационной структуры социального учреждения, его кадровых возможностей и личных предпочтений персонала.

В настоящее время система специальной подготовки кадров в области социальной терапии еще не сложилась, хотя потребность в специалистах данного профиля постоянно растет. Поэтому каждому социальному работнику необходимо овладеть знанием и технологическими навыками ведения так называемой «врачебной» беседы, установления психотерапевтического контакта с пациентами.

Обучение терапевтическим методам - процесс непрерывный, зависящий от меняющихся социокультурных условий, уровня знаний о функционировании человека. Важное значение имеет самообразование, прослушивание лекций, размышления и дискуссии на темы практической психотерапевтической помощи и др.

Вместе с тем хорошим социальным работником является не тот, кто просто изучает различные терапевтические методы и методики, а тот, кто благодаря глубоким контактам с каждым клиентом будет все лучше понимать другого человека и обогащать свой собственный мир переживаний, ибо понимание другого человека зависит не столько от метода, сколько от человеческих качеств социального работника.

28-10-2013, 23:21

Описание

Термин «терапевтические методы» применим к любому типу активных процедур, направленных на коррекцию нарушений в зрительной системе (иногда их называют ортоптическими упражнениями для глаз, зрительными упражнениями, методами разработки зрения). Упомянутые нарушения могут приводить к косоглазию, амблиопии, затруднениям при чтении, к недостаточной согласованности движений глаз, искаженному восприятию глубины пространства и так далее. Активное вмешательство иногда может сводиться лишь к назначению очков, а в других случаях может потребоваться сочетание различных методов - использование призматических линз, бифокальных очков, наложение на глаз повязки, стимуляция светоощущения и применение специальных упражений для глаз.

Мы используем слово «упражнение» за неимением более подходящего выражения, но не стоит воспринимать его как некую гимнастику. Глаза никогда не отдыхают, они всегда находятся в движении, так что двенадцать глазных мышц получают достаточную физическую нагрузку. Даже во сне наблюдаются периоды усиленной глазодвигательной активности. Вместо того чтобы воспринимать эти упражнения в качестве гимнастики для мышц, рассматривайте их как способ изменить и улучшить прохождение нервных импульсов по отделу головного мозга, отвечающему за движения глаз. Говоря «компьютерным» языком, воспринимайте их как отладку некой программы. (Нужно сказать, что в некоторых редких случаях, когда глазодвигательная активность ограничена наличием парализованной или «захваченной» мышцы, простые физические усилия не могут привести к восстановлению подвижности глаза.)

Для большей ясности можно использовать аналогию с обучением работе на пишущей машинке. При тренировках вы не просто упражняете свои пальцы. На самом деле вы приучаете мозг отсылать нужному пальцу правильно синхронизированную команду на нажатие той или иной клавиши. Поначалу вы постоянно следите за каждым пальцем, но по мере совершенствования процесс становится почти автоматическим. Возможные опечатки делаются по причине отсылки мозгом неправильно синхронизированной команды, а не вследствие плохой работы ваших пальцев.

В отличие от таких ошибок, головной мозг может посылать «неправильный» сигнал не случайно, а намеренно - во избежание конфликта подсистем, отвечающих за остроту зрения, фокусировку и движение глаз. В результате получается некоторое отклонение от нормального зрения, и наиболее острые формы такое отклонение приобретает при амблиопии с косоглазием.

Несмотря на то, что косоглазие является довольно не-приятным косметическим дефектом и лишает человека нормального восприятия глубины пространства, с точки зрения головного мозга оно представляется весьма элегантным решением для предотвращения раздвоения изображения. Более того, косоглазие не вызывает таких раздражающих при нарушениях бинокулярности зрения симптомов, как головные боли, усталость, трудности при чтении и так далее. Они проявляются только при очень сильном косоглазии, при почти полном подавлении зрения одного глаза, тогда как способность к согласованной фокусировке обоих глаз находится почти в норме.

Принимаемая нами как сама собой разумеющаяся способность к нормальному стереоскопическому зрению обусловлена наличием нескольких десятков сложных, взаимодействующих между собой процессов, которые мы просто не осознаем. Точно так же мы не замечаем работу хорошо отлаженного автомобильного двигателя при езде по гладкому шоссе.

Если забарахлят один-два цилиндра, двигатель все равно будет работать, но с большим напряжением и меньшей мощностью. При поломке еще нескольких цилиндров мотор умолкнет. Что касается зрительной системы, небольшие нарушения в ее работе приводят к появлению головных болей или ощущению усталости, а более серьезные - к косоглазию или амблиопии.

Чтобы вы лучше представили себе всю сложность этой проблемы, мы приводим небольшой перечень наиболее существенных условий, необходимых для получения нормальной, стерескопической картинки.

  1. Каждый глаз должен обладать соответствующей остротой зрения.
  2. Каждый глаз должен иметь возможность свободно перемещаться в любом направлении.
  3. Каждый глаз должен давать сравнимые между собой картинки.
  4. Каждый глаз должен быть направлен на один и тот же объект.
  5. Головной мозг должен сливать отдельные картинки, поступающие от глаз, в одну, создавая целостный образ объекта.
  6. Это слияние должно вызывать стереоскопичность - четкое ощущение глубины пространства.
  7. Системы фокусировки и «наведения» глаз должны работать согласованно.
  8. Согласованность работы систем должна поддерживаться в течение длительных периодов времени.

У косоглазого ребенка, например, могут выполняться только два первых условия. Чтобы заставить его зрительную систему выполнить все вышеперечисленные условия, предстоит большая и сложная работа.

Бухгалтер же, страдающий от головной боли в пиковый период подачи налоговых деклараций, может испытывать трудности только по отношению к последним двум моментам - помочь ему гораздо легче. Другие типы зрительных расстройств находятся как бы посередине этих двух крайних случаев, и перспективы лечения их тоже разные.

Родители часто очень беспокоятся по поводу косоглазия их ребенка, и правильно делают, но обычно их волнение вызвано совсем не той причиной.

Они рассматривают косящий глаз с точки зрения внешнего вида, подобно неправильному прикусу или выступающему вперед зубу. Если подходить к косоглазию только как к проблеме внешнего вида и провести хирургическую операцию на мышцах глаза, глаз сможет смотреть прямо, но видеть прямо он скорее всего не будет. Сама по себе операция (конечно, при наличии положительного косметического результата) крайне редко восстанавливает бинокулярность зрения. Довольно часто этот глаз через какое-то время снова начинает косить. С другой стороны, если с помощью терапевтических методов удается восстановить согласованность работы обоих глаз, то они будут и смотреть прямо, и видеть прямо (имеются примеры получения прекрасных результатов при сочетании хирургических и терапевтических методов).

Независимо от того, в чем заключается собственно проблема, будь то амблиопия или ощущение дискомфорта, разработка зрения и упражнения для глаз начинаются с того уровня, на котором зрительная система находится в настоящее время, и постепенно они усложняются - по мере перехода зрительной системы на более высокие уровни. Успех здесь в большой мере зависит от мотивации пациента и его настойчивости в период всего процесса разработки зрения. И хотя не во всех случаях достигается успех, пациенту все равно следует предпринять такую попытку, иначе он будет обречен на инвалидность по зрению.

В ходе подобных терапевтических упражнений стараются улучшить работу пяти подсистем зрения:

  1. остроты зрения;
  2. фокусировки глаз на всех расстояниях;
  3. перевода глаз на определенный объект;
  4. «слияния» двух картинок в одну;
  5. согласованности глазодвигательной активности с фокусировкой.

На каждом этапе такой терапии применяются самые разнообразные инструменты, причем для одного и того же могут использоваться десятки различных средств - они чередуются специально, чтобы пациенту занятия не показались слишком нудными (рис. 40). Некоторые из них мы опишем в самом общем виде.


С целью лучшего понимания, что же такое терапевтические методы улучшения зрения, мы разбили их на группы, но в реальной медицинской практике эти методы часто перекрывают друг друга, а тренировка разных навыков может проходить одновременно.

Стимуляция зрения

Как правило, амблиопийный глаз требует гораздо более сильных линз, чем здоровый. Прописанные очки нужно носить постоянно. Одного этого, тем не менее, скорее всего недостаточно для восстановления зрения, и поэтому нужно поискать дополнительные средства побудить глаз видеть. Самое простое, традиционное и сравнительно эффективное средство - это наложение на глаз повязки. Прикрывая глаз, который видит лучше, мы тем самым приводим в действие глаз с амблиопией и вынуждаем его смотреть. Однако из-за того, что зрение этого глаза не централизовано и изображение попадает на менее чувствительный участок сетчатки, прикрытие здорового глаза повязкой может в отдельных случаях закрепить дефект, и наши усилия пропадут понапрасну.

Чтобы обойти это препятствие, большинство врачей чередуют наложение повязки - сначала на один глаз, потом на другой, причем накладывают ее по особому графику. Иногда не нужно даже прикрывать глаз полностью - неплохо срабатывает и частичная блокировка поля зрения одного или двух глаз.
Более динамичный способ преодолеть амблиопию и стимулировать глаз к работе - это подвергнуть его воздействию интенсивного белого света определенного типа, цветных лучей или их чередованию. Белый свет имеет то преимущество, что он лучше воспринимается головным мозгом, так как не вызывает зрительных противоречий и не требует поэтому подавления «картинки».

Некоторые врачи предпочитают метод, при котором с помощью разных капель парализуется способность здорового глаза к фокусировке, что вынуждает глаз с амблиопией работать при чтении. Относительно этого метода существуют свои «за» и «против», но мы не будем углубляться в подробности, так как этот метод распространен не слишком широко.

Фокусировка

Нормальная фокусировка глаз - это автоматический рефлекс, он не подлежит тренировке. Тем не менее с помощью различных упражнений (рис. 41) можно успешно влиять на скорость и гибкость фокусировки, а также на ее взаимосвязь со сходимостью глаз.

Движение глаз

Чтобы обеспечить хорошее зрение, необходимы несколько типов движений глаз. Каждый глаз должен уметь следить за движущимся объектом, легко и точно менять фиксацию, причем оба глаза должны действовать согласованно. Поскольку способность к слежению зависит от четкости изображения видимого объекта, то глаз с амблиопией обычно неважный наблюдатель. Упражнение на улучшение этой способности включает в себя рассматривание чередующихся образцов с применением иногда специального устройства для координации действий «глаз-рука». Эти устройства используются в различных упражнениях - они помогают усилить обратную связь между двумя этими органами (иногда вместо одного из них используется звуковой сигнал). Кроме того, применяются упражнения на фиксацию глаза - чтобы он мог быстро «перескакивать» с одного объекта на другой.

Фузия - слияние двух изображений в одно

На первый взгляд в нашей зрительной системе имеется существенное противоречие - там должны бы присутствовать два отдельных плоских изображения, которые уже потом мозг использует для формирования одной трехмерной картинки. На самом деле так оно и есть. Эти почти совпадающие изображения, формируемые каждым глазом, приводят в действие особые клетки головного мозга, которые «сливают» их в одно и формируют понятия глубины и вещественности. Эти два изображения также одновременно «стираются», чтобы не было наложения изображений одного на другое.

У ребенка с косоглазием головной мозг игнорирует (подавляет) картинку, формируемую косящим глазом, и работа этих специализированных клеток не стимулируется. Вместе с тем, плохое слияние двух изображений в одно и подавление одной из картинок может иметь место и при кажущемся отсутствии косоглазия. Нашей первой задачей поэтому является воспрепятствовать такому подавлению и заставить головной мозг одновременно воспринимать оба передаваемых глазами изображения.

Указанное подавление и/или косоглазие обычно развивается как способ избежать видения двух объектов там, где реально имеется один. В ходе тренировок мы обходим это препятствие с помощью небольшого трюка: сначала каждому глазу предъявляются крупные разрозненные объекты. Головному мозгу нет необходимости игнорировать какую-либо картинку, так как они не вступают в противоречие, различаясь по цвету или форме. Через несколько недель различия в этих объектах постепенно уменьшают - их располагают ближе, они становятся более похожими и сложными. И наконец, когда мозг сможет воспринимать две почти совпадающие картинки, он начинает формировать трехмерное изображение. Сначала восприятие глубины пространства будет слабым, но оно может быть усилено в ходе последующих упражнений.

Сочетание движений глаз с их фокусировкой

Если при чтении вы будете держать эту книгу сначала в 40-50 сантиметрах от глаз а потом начнете придвигать ее ближе, то ваши глаза:

  1. увеличивают силу рефракции - для того, чтобы продолжать видеть текст ясно, и
  2. увеличивают сходимость глаз - чтобы удержать центральную фиксацию каждого глаза (если немного расслабиться и смотреть как бы сквозь книгу вдаль, то вы увидите два изображения).

В этом случае определенная степень фокусировки соответствует определенной величине сходимости глаз. Иногда это оптимальное сочетание не достигается.

К счастью, две эти взаимосвязанные системы обладают достаточной гибкостью, что позволяет при необходимости менять соотношение фокусировка/сходимость. Эта гибкость является важным фактором в поддержании остроты зрения, особенно при продолжительной работе зрения на близких расстояниях - например, при работе с компьютером. Если это необходимо, то для смягчения ощущения дискомфорта гибкость и резервные возможности зрительной системы могут быть расширены как за счет использования сочетаний различных призм и линз с одной стороны, так и различных упражнений (с поляризованными картинками, зеркалами и некоторыми другими устройствами) - с другой.

Завершение программы тренировок

Успешное завершение курса с применением терапевтических методов улучшения зрения отнюдь не означает, что все уже сделано. Как любой футболист, прошедший предсезонную подготовку, не перестает для поддержания спортивной формы тренироваться перед каждой игрой, так и сформированные зрительные навыки требуют периодических тренировок для их поддержания. Еще одной причиной для тренировок может оказаться смена профессии, влекущая за собой предъявление новых требований к зрению. Хорошо то, что такой повторный курс занимает по сравнению с основным гораздо меньше времени и требует меньших усилий. Кроме того, для минимизации отрицательных последствий от такой смены можно носить очки, прописанные для выполнения тех или иных задач.