Зрение малыша на первом году жизни. Образ жизни при заболевании. Паралитическое косоглазие у детей




Некоторые молодые родители считают, что организм малыша, только что появившегося на свет, представляет собой полную копию организма взрослого человека, только несколько уменьшенную. На самом деле это не так. Многим органам и системам предстоит проделать долгий путь развития и совершенствования. Среди них - орган зрения малыша.

Как устроен глаз новорожденного?

Около 80% информации о внешнем мире человек получает посредством органов зрения. В человеческом организме за зрение отвечает структура, которая называется зрительным анализатором. Глаз воспринимает изображение и переводит его в нервные импульсы, которые по зрительным нервам проводятся к коре головного мозга, где происходит их обработка и формирование образа. Взаимодействие этих составляющих частей зрительного анализатора и дает зрение.

Однако зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение органов зрения, обеспечивающее зрительные функции, в процессе созревания организма претерпевает значительные изменения. Зрительная система еще несовершенна, и ей предстоит бурное развитие.

Во время роста малыша глазное яблоко изменяется весьма медленно, Наиболее сильное его развитие приходится на первый год жизни. Глазное яблоко новорожденного короче глаза взрослого человека на 6 мм (т.е. имеет укороченную переднезаднюю ось). Это обстоятельство - причина того, что глаз недавно родившегося ребенка обладает дальнозоркостью, то есть малыш плохо видит близкие предметы. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко, у новорожденного сформированы не полностью, Такая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т.е. совершенно нормальное для периода новорожденности .

Размер роговицы также увеличивается очень медленно. Роговица - передняя часть фиброзной оболочки глазного яблока, которая обусловливает форму глаза, выполняет защитную функцию и является преломляющей средой глаза, обеспечивающей зрение. У новорожденных она имеет относительно большую толщину, чем у взрослого человека, резко отграничена от белковой оболочки и выступает сильно вперед в виде валика, Отсутствие в роговице глаза кровеносных сосудов объясняет ее прозрачность. Однако у детей первой недели жизни роговица может быть не полностью прозрачной из-за временного отека - это нормальное явление, но если оно сохраняется после 7 дней жизни, то это должно настораживать.

Наблюдение
С первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Такой овал соответствует человеческому лицу.

Хрусталик - линза, которая способна сжиматься и расправляться, фокусируя наш взгляд на разные расстояния вблизь и вдаль. Хрусталик не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервов, У детей и взрослых людей до 25-30 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. У новорожденных хрусталик имеет целый ряд характерных особенностей: он почти круглой формы, радиусы кривизны передней и задней его поверхностей почти одинаковы, С возрастом хрусталик плотнеет, вытягивается в длину и приобретает форму чечевичного зерна. Особенно сильно он растет в течение первого года жизни (диаметр хрусталика глаза ребенка в возрасте 0-7 дней составляет 6,0 мм, а в возрасте 1 года -7,1 мм).

Радужная оболочка имеет форму диска, в центре которого находится отверстие (зрачок). Функция радужной оболочки - участие в световой и темновой адаптации глаза. При ярком освещении зрачок суживается, при слабом - расширяется. Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много - глаза темно- или светло-карие, а когда мало - серые, зеленоватые или голубые. Радужная оболочка у новорожденных содержит мало пигмента (цвет глаз, как правило, голубой), выпуклая и имеет воронкообразную форму. С возрастом радужка становится толще, богаче пигментом и теряет свою первоначальную воронкообразную форму.

Сетчатка - самая сложная по устройству и выполняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчатка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные клетки. Палочки и колбочки под воздействием света образуют электрические импульсы, которые передаются в нервные клетки. Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а также помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и из-за того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, они играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, образующие зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг. Сетчатка новорожденных обнаруживает признаки неполного развития. Об особенностях и развитии цветного зрения у малышей будет сказано далее.

Специфика зрения новорожденного - мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.

Анатомия глаза
Орган зрения представлен глазным яблоком и вспомогательным аппаратом. Глазное яблоко включает в себя несколько составляющих: светопреломляющий аппарат, представленный системой линз: роговицей, хрусталиком и стекловидным телом; аккомодационный аппарат (радужная оболочка, цилиарная область и ресничный поясок), обеспечивающий изменение формы и преломляющей силы хрусталика, фокусировку изображения на сетчатке, приспособление глаза к интенсивности освещения; и световоспринимающий аппарат, представленный сетчаткой. К вспомогательному аппарату относятся веки, слезный аппарат и глазодвигательные мышцы.

Развитие зрения малыша

Внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожденный на реагирует на яркий свет. Малыш, родившийся на , закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (на ) поворачивает глаза, а чуть позже и головку к источнику света и движущимся предметам.

Наблюдение
Одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Процесс совершенствования зрения начинается сразу после рождения. В течение первого года активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения (они расположены в затылочной части), получающие информацию об окружающем мире. "Оттачивается" содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется "библиотека" зрительных образов. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. Младенцы, которым несколько дней от роду, видят вместо лиц неясные силуэты и размытые контуры с пятнами на месте глаз и рта. В дальнейшем острота зрения растет, увеличиваясь в сотни раз, и к концу первого года жизни составляет 1/3-V2 от взрослой нормы. Максимально быстрое развитие зрительной системы происходит в первые месяцы жизни малыша, При этом сам акт зрения стимулирует ее развитие. Только глаз, на сетчатку которого постоянно проецируется окружающий мир, способен развиваться нормально.

Первая-вторая недели жизни. Новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы: под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают. Однако было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого "лица", а если при этом с ним разговаривают, он моргает. Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени. На первой-второй неделе жизни зрение малыша пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения у новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0 - т.е. 100%) еще даже не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное - это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь. Поле зрения малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Вторая-пятая недели жизни. Младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике. Приблизительно на пятой неделе жизни появляются координированные движения глаз в горизонтальном направлении. Однако эти движения еще не совершенны - опускание и подымание глаз начинается позже. Малыш способен только на короткое время фиксировать взглядом медленно движущийся предмет и следить за его перемещением. Поле зрения ребенка в возрасте около месяца все еще является резко суженным, малыш реагирует только на те объекты, которые находятся от него на близком расстоянии и в пределах всего 20-30°. Кроме того, острота зрения остается еще очень слабой.

Световой режим и выбор игрушек

Основное условие развития глаз - солнечный свет. А поскольку при рождении зрение ребенка намного слабее зрения взрослого человека, то и потребность в свете у него больше.

При организации детской комнаты необходимо помнить, что световой спектр искусственного освещения, как правило, бывает желтого или синего свечения. Желтый свет мягче и спокойнее для восприятия (именно его лучше использовать для основного освещения комнаты), а синий создает более яркое и насыщенное дневное освещение (такой свет больше подходит для зоны игр или рабочего стола). В качестве основных тонов для оформления детской комнаты должны быть выбраны нежные, природные оттенки: бежевый, золотисто-желтый, нежно-зеленый, нежно-голубой, нежно-розовый, абрикосовый, сиреневый. Пастельные тона успокаивают малютку и не раздражают глазки. Однако психологи не советуют в качестве I основного тона для поверхностей стен, пола, потолка выбирать белый. Это негативно влияет на психику детей. Чтобы привнести в детскую радость и тепло, можно сделать яркими элементы декора, некоторую мебель. Это важно и для развития малыша. Можно повесить над кроваткой яркие игрушки, светильник, покрасить дверь или оконную раму, развесить на стенах картинки в рамочках или панно, а на кресло или кровать положить яркие подушки, прикрепить на занавески разноцветных бабочек.

Значительную роль при обустройстве детской комнаты играет освещение. Правильное освещение очень важно для развития зрения и здоровья глаз ребенка. Хорошо, если основное количество света попадает в детскую через окно. В детской комнате должно быть комбинированное освещение (дневной и электрический свет). Искусственных светильников должно быть как минимум три: основной - потолочная люстра; кроме нее - настенное бра, торшер или настольная лампа и ночник. Хотя настенный светильник может одновременно исполнять роль ночника.

Когда ребенок бодрствует, ему необходим естественный солнечный свет; если его недостаточно, можно добавить электрическое освещение. Спит ребенок лучше не в полной темноте, а при сумеречном свете (возможно, это связано с освещенностью, имевшей место, пока малыш находился в утробе мамы), который можно создать с помощью ночника, имеющий регулятор интенсивности света. Нежелательно резко включать и выключать свет в детской. Это вредит зрению малыша и просто пугает его. Достаточное освещение особенно важно в комнатах с не очень большими окнами и в пасмурную погоду. Рекомендуется освещать комнату лампами накаливания. Источники света, которые устроены по другому принципу (люминесцентные лампы), могут моргать с частотой электрической сети, что не очень благоприятно для глаз ребенка.

Распространенные заблуждения о зрении новорожденного
Бытует мнение, что новорожденный видит все вверх ногами. Однако современные данные это не подтверждают. Ошибочное мнение основывается на том, что глаз человека - инвертивный, т.е. светочувствительные клетки глаза - палочки и колбочки - направлены не навстречу световым лучам, а в обратную сторону. Изображение на сетчатке перевернуто (верх меняется на низ, левая сторона - на правую), и таким оно якобы может осознаваться новорожденным. Опыты, основанные на кратковременном слежении, опровергают это. Установлено, что кора головного мозга, анализирующая изображение, "приспособилась" переворачивать картинку. К суевериям относятся и мнения о том, что малыша нельзя держать перед зеркалом. Небьющееся зеркало, прикрепленное к боковой стенке кроватки или к подвеске, станет для него неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в зеркало, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд собственного отражения и улыбается ему.

Очень важны прогулки на открытом воздухе. Во время прогулки, особенно в парке, малыш будет пристально рассматривать движение листьев. Ему нравится наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра.

Развитие зрительной системы возможно только при постоянном присутствии адекватных раздражителей из внешней среды, т.е. ярких и цветных предметов. Цветные игрушки способствуют нормальному развитию цветоощущения и остроты зрения вашего малыша. Острота зрения - функция, тесно связанная с ощущением цвета. За обе эти функции отвечают одни и те же клетки глаза -колбочки. Цветовое зрение развивается вместе с остротой зрения, и поэтому желательно, чтобы ребенка окружали яркие цветные объекты. Колбочки, которые отвечают за восприятие красного цвета, в самом большом количестве представлены в центре сетчатки, а вот "синих" колбочек там почти нет. Именно центр сетчатки, развиваясь, обладает самой большой разрешающей способностью (зоркостью). У новорожденного малыша этот центр находится в неразвитом состоянии. Поэтому глаз нуждается в большей степени в красных, желтых, зеленых цветах и их оттенках.

Наблюдение
Поле зрения, малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Подбирать игрушки для малыша нужно исходя из его умений на определенном этапе жизни. Так, для новорожденного самой "любимой" игрушкой будете вы сами: ничто ему не нужно сейчас так, как общение с родителями. Даже играть игрушками поможете ему только вы.

Уже на первом месяце жизни нужно начать знакомство ребенка с красками окружающего мира, используя разноцветные пеленки или привязывая к решетке кроватки пестрые лоскутки или цветные ленточки. Можно повесить перед малышом гирлянду. Ее элементы должны быть расположены исходя из особенностей зрения ребенка. Они должны быть не очень мелкими. В центре лучше поместить красный элемент, затем оранжевый (или желтый), зеленый и по краям - синий, Погремушку-гирлянду лучше вешать над кроваткой так, чтобы основные элементы ее располагались над животиком малыша примерно в 30 см.

Родителям следует помнить, что при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных, движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша будет развиваться быстрее.

Итак, орган зрения новорожденного имеет особенности, знание которых дает возможность выявить существующие отклонения, а своевременное обращение к офтальмологу позволит не только диагностировать заболевание, но и предупредить его развитие.

Наталья Фирсова,
Аспирант Института биологии развития
им. Н.К. Кольцова РАН

Комментировать статью "Глазами младенца..."

Косоглазие – это такое положение глаз, при котором зрительные оси не сходятся на рассматриваемом предмете. Внешне это проявляется тем, что глаз отклоняется в ту или иную сторону (вправо или влево, реже вверх или вниз, встречаются и различные сочетанные варианты). Если глаз приведен к носу, косоглазие называют сходящимся (встречается чаще), а если к виску – расходящимся. Косить может один глаз или оба. Чаще всего родители обращаются к детскому офтальмологу, заметив, что глаза ребенка...

Пятилетний Саша, сын читательницы Psychologies Ольги Журавской, ходит в подготовительный класс американской школы. Через месяц после начала занятий Ольга получила памятку от учительницы, написанную от лица ребенка. Она удивилась, перевела и прислала нам. Мы думаем, что здесь сформулированы главные принципы воспитания, пусть и таким неожиданным образом. А вам есть что добавить? *** Тема перенесена из конференции "Детская психология"

Нормы сна имеют большое значение в полноценном развитии детей. Эта статья ознакомит вас с рекомендуемыми нормами сна для детей в разные возрастные периоды. Каждое живое существо должно спать. Это является основой раннего развития мозга. Циркадные ритмы, или циклы сон-бодрствование, регулируются светом и тьмой, и эти ритмы требуют времени для формирования, в результате чего режим сна новорожденных становится нерегулярным. Ритмы начинают развиваться примерно в шесть недель, и от трех до шести...

Вопрос, которым задаются очень многие родители. Однако, ответить на этот вопрос однозначно невозможно, поскольку ответ на 90 % зависит от генетической предрасположенности и на 10% от случая. Тут ясно только одно - кроха будет рождён с мутновато-серо-голубыми или темно-карими глаза. Какого цвета будут глаза у моего ребёнка? Практически всегда глаза новорожденных имеют именно голубой цвет, который впоследствии, начиная месяцев с 6, начинает меняться и темнеет по мере воздействия на него...

Очень интересный конкурс нашла - «Интернет глазами детей» для продвинутых детишек! Там они тааакиииее милые на видео! там тааакие призы! и xbox и полароид и планшет. Мы даже уже с малышом уже сняли видео почти с перого дубля =)) хахах

Увидев этот конкурс, я сразу подумала о Маше Трауб =)Ее книги о детях, семье, отношениях и все это так знакомо =))) К тому же написано с юмором =) Совершенно случайно наткнулась на этого автора и... залпом прочитала практически все, что ею написано. С тех пор совету всем мамам (да и не только мамам:)) почитать книги Маши Трауб =) Маша Трауб пишет о прошлом и настоящем. О будущем, как правило, остаётся задумываться читателю. Пишет о людях и судьбах, в основном, небольшие семейные саги. В...

У многих детей в первые недели или месяцы жизни начинают слезиться глаза, в них появляется гной, ресницы слипаются. Это состояние – воспаление слезного мешка (дакриоцистит), обычно оно проходит за несколько недель. Воспаление слезного мешка возникает из-за того, что канал, соединяющий глаз и нос (носослезный канал), не открывается у ребенка сразу после рождения, слеза застаивается в глазу, и в ней развиваются микробы. За несколько недель носослезный канал, чаще всего, открывается без...

Лежа на спине, поднимает руки вперед (с 2 месяцев) и вверх – выше плеч (в 2,5 месяца). Ладони чаще раскрыты, реже – сжаты в кулаки. В положении на животе произошли определенные изменения. Ягодицы плоские, а не приподняты кверху, как в возрасте 1 месяца. Ребенок опирается на предплечья (часть руки между кистью и локтевым суставом). Именно за счет опоры на предплечья к 3,5 месяца малыш может поднимать голову почти до угла в 90 градусов, держать ее прямо и пытаться смотреть перед собой, а пальцами делать попытки царапать поверхность перед собой (рис. 5).

Постепенно ребенок начинает поворачиваться со спины на бок. Если он не делает это самостоятельно, поиграйте и помогите ему. Показывайте малышу яркие предметы или звучащие игрушки немного в стороне, но в пределах края зрения ребенка. Ребенок повернет голову, а вслед за головой развернет сначала плечи, а затем и туловище. Некоторые дети могут перекатываться и с живота на спину.

Тест

    Тяните ребенка из положения лежа в положение сидя. Поместите свои большие пальцы поперек ладоней ребенка и захватите своими кистями его руки. При таком подтягивании в 2,5 месяца ребенок только немного запрокидывает голову назад (рис. 6).

В 3 месяца значительная часть детей держат голову несколько лучше, чем изображено на рисунке, а именно по оси тела. Переведенный в положение сидя, ребенок держит голову прямо несколько секунд, перед тем как она заваливается вперед. Спина еще круглая (рис. 7).

Находясь на руках у взрослого в вертикальном положении, ребенок достаточно хорошо держит голову и туловище.

Тест

    Если поставить ребенка ногами на твердую поверхность и поддерживать под мышки, то он может периодически по несколько секунд упираться в нее ногами. Но ноги пока что еще согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Использовать это моторное умение ребенка в качестве физического упражнения не следует, потому что опорно‑двигательный аппарат еще не готов к стоянию и ходьбе.

Внимание! Если ребенок при этом тесте сильно упирается выпрямленными ногами, становится на носки, а при наклоне верхней части тела вперед делает повторные и быстрые шаговые движения, необходимо немедленно обращаться к детскому неврологу. Такое стояние и походка не являются признаками ускоренного развития ребенка. Наоборот, это признак отставания и поражения мозга. Ведь такое «стояние» и «хождение» являются нормальными только для первых недель жизни. Это так называемая автоматизированная походка новорожденного, доставшаяся нам еще от обезьян. Некоторые модные методики ускоренного развития детей злоупотребляют этим и другими «обезьяньими» рефлексами. Их авторы утверждают, что дети с рождения уже умеют ходить и ползать. Не обладая необходимыми научными знаниями, они не понимают, что эти рефлексы лишь внешне напоминают настоящие двигательные акты человека.

В этот период становятся разнообразными мелкие движения рук, можно даже говорить о сознательности многих движений.

К 2,5–3 месяцам малыш не только тянет руки в рот и сосет палец, но и потирает ими глаза, теребит свою одежду, перебирает пальцами край пеленки или одеяла, ковыряется в одежде. Ребенок часто рассматривает свои ручки. С 3,5 месяца сводит кисти вместе и играет своими пальчиками. Ближе к 4 месяцам прижимает ладошки одну к другой, а затем разводит их (рис. 8).

Тест‑игра

    При появлении в поле зрения ребенка яркой и тем более новой игрушки можно наблюдать движения обеих рук в направлении этой игрушки с попыткой ее потрогать и захватить. Так проявляется хватательная функция.

Тест‑игра‑упражнение

    Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Все время разговаривайте с ребенком, называйте свои действия. Ближе к 4 месяцам наряду с названием действий произносите и те звуки, которые слышали ранее от малыша: «абу», «агу», «бу‑бу», «а‑а‑а», «о‑о», «га‑га» и т. п. Это будет способствовать развитию речи малыша.

Продолжайте использовать специальное коромысло‑трапецию‑турничок с игрушками, прикрепляемое к кроватке или манежу. С возрастом меняется использование этих игрушек. От простого разглядывания (в 1 месяц) и касания (в 2 месяца) ребенок с 3 месяцев переходит к захвату игрушки. Расстояние до игрушки – вытянутые руки ребенка или ниже. Качающиеся игрушки хватать трудно: они отталкиваются от рук ребенка, – поэтому они начинают его раздражать. Игрушки должны быть хорошо зафиксированы и почти неподвижны. Если они подвижны, то должны быть хотя бы удобны для захвата, поэтому не надо подвешивать шары, гладкие округлые предметы и т. д. Лучше подвешивать кольца, колокольчики и т. д. Еще до того, как ребенок научится хорошо захватывать игрушку и тянуть ее в рот, надо позаботиться о безопасности малыша. Перекладина (коромысло) должна быть надежно прикреплена к кроватке или манежу, чтобы ребенок не стянул ее на себя вместе с игрушкой. Сама игрушка должна быть достаточно крупной и надежно фиксированной к коромыслу, чтобы ребенок не мог ее проглотить. В 3 месяца ребенок уже сознательно бьет ручками по висящим игрушкам. Если игрушки подвешены на разных уровнях, то ребенок сознательно бьет по нижним игрушкам, потом останавливается и наблюдает, как двигаются и издают звук игрушки, подвешенные вверху.

Полезно также приобрести специальный развивающий коврик с неровностями и пришитыми к нему предметами для их захвата и ощупывания ребенком, лежащим на животе.

Во время кормления малыш начинает придерживать своими руками бутылочку или грудь матери.

В возрасте 3–4 месяцев у здорового ребенка во время активного бодрствования иногда может наблюдаться беспокойство языка: его периодическое высовывание, движения вперед и назад.

Внимание! Если подобное беспокойство остается и при приеме пищи и тем более мешает еде или сопровождается другими отклонениями в развитии, необходимо обратиться к неврологу.

Психическое развитие

Зрение. Малыш самостоятельно фиксиpует взгляд сначала на находящихся вблизи неподвижных предметах, позднее рассматривает предметы в комнате. Несколько минут он может рассматривать один объект, переводит взгляд с одного предмета на другой.

Фиксирует взгляд на вашем лице, когда кто‑нибудь другой держит ребенка на руках в вертикальном положении напротив вас. Вспомните, что в 1–2 месяца ребенок мог фиксировать взгляд на вашем лице только в положении лежа. Четкая и устойчивая реакция «глаза в глаза» при кормлении грудью или общении со взрослым.

Следит взглядом за перемещениями и крупными движениями взрослых, попавших в ближнее поле зрения ребенка, смотрит вслед уходящему.

Тест

    Ребенок уверенно npослеживает глазами и поворотом головы за тем, как вы перемещаете игрушку по всем направлениям: не только горизонтально – вправо‑влево, но и вертикально – вверх‑вниз. Расстояние до яркой игрушки, за которой может следить взглядом, увеличивается до двух метров.

Сходящееся косоглазие проявляется все реже и реже – только при очень близком рассматривании предмета. При сходящемся косоглазии линии взгляда и зрачки расположены не параллельно, а смещены внутрь – к средней линии лица. То есть при этом ребенок «косит» к носу.

Внимание! Косоглазие только со стороны одного глаза (больной глаз может косить то внутрь, то наружу) или стойкое двухстороннее сходящееся косоглазие при взгляде вдаль является основанием для визита к окулисту.

К концу 3‑го месяца жизни появляется так называемый комплекс оживления – позитивная эмоциональная реакция ребенка в ответ на ласковое обращение к нему взрослого. Для того чтобы вызвать этот комплекс, надо наклониться над лежащим на спине бодрствующим ребенком так, чтобы он зафиксировал взгляд на вашем лице. Минуту‑другую ласково разговаривайте с ребенком и улыбайтесь. Вначале ребенок будет присматриваться и прислушиваться, а затем он улыбнется, задвигает ручками и ножками и даже, возможно, произнесет несколько коротких звуков.

Слух. Если мать или хорошо знакомый человек подходит сзади к ребенку, лежащему или находящемуся на руках, и заговаривает с ним, находясь вне поля его зрения, то малыш поворачивает глаза или голову в сторону говорящего и иногда находит его своим взглядом (рис. 9).

В этом возрасте ребенок часто отвечает улыбкой на разговор, начинает отличать по внешнему виду ухаживающего за ним взрослого, мать от других: улыбается ей больше, чем другому взрослому. Если к кроватке ребенка подходит мать и наклоняется над ним, он смотрит на нее внимательно и выжидающе. При ее разговоре с ребенком тот радостно улыбается, иногда гулит. Если подходит малознакомый взрослый, малыш смотрит на него спокойно, без улыбки. Если тот молчит, то ребенок переводит взгляд в сторону. Если мать уходит и сразу после матери к ребенку наклоняется «чужой», ребенок выражает недовольство, не сразу переводит взгляд на «чужого».

Некоторые дети уже по достижении 3 месяцев начинают различать интонации голоса и по‑разному на них реагировать. Если с ребенком говорят ласково, то он улыбается и оживляется. В случае упрека, раздраженного голоса появляется отрицательная реакция.

Предречевое развитие

Интонации и различия крика, описанные на этапах 1 и 2 месяцев, становятся ярче выраженными и лучше различаются не только матерью, но и другими близкими. Звуковое выражение эмоции недовольства созревает и становится более развитым – вместо крика чаще отмечается хныканье и плач. В отличие от крика, эти звуки прерывисты и в меньшей степени сопровождаются двигательным беспокойством.

Ребенок начинает смеяться и повизгивать в ответ на радостное общение взрослого с ним: заигрывание, щекотание шеи или груди и т. д. Во время комплекса оживления при заигрывании взрослого и во время комфортного бодрствования после еды характерны агуканье или гуление. При гулении продолжают преобладать гласные звуки, но все чаще в сочетании с нечетко произносимыми согласными: «б‑у», «в‑и», «а‑а‑бм‑бм», «бль», «у‑гу», «бу» и т. д.

Смотрите так же:

Razvitie_rebenka_v_3_mesjaca.txt · Последние изменения: 2012/11/14 10:05 (внешнее изменение)

Косоглазие у ребёнка - патология, распознать которую родители способны и без помощи специалиста. Нарушения зрительного восприятия встречаются у каждого 50 малыша. Современная медицина предлагает множество методов лечения. Залогом успеха является своевременное обращение к офтальмологу.

Описание заболевания

Косоглазие (страбизм) – это неспособность фокусировать взгляд на интересующем предмете обоими глазами одновременно. В норме глазные мышцы должны двигаться совместно, что позволяет сосредоточить взгляд в одном месте. При страбизме работа мышц нарушена, один или оба глаза отклоняются от центральной оси, то есть смотрят в разные стороны, а мозгу не удаётся объединить две видимых картинки в одно целое.

При косоглазии работа глазных мышц нарушена, один или оба глаза отклоняются от центральной оси

Незначительные отклонения отмечаются почти у всех младенцев. Новорождённые и груднички до 2–3 месяцев ещё не могут фиксировать взгляд из-за слабости глазных мышц и недостаточного контроля над ними, поэтому небольшое косоглазие в таком возрасте является вариантом нормы. К 3–6 месяцам кроха начинает координировать движения глаз.

Если у полугодовалого ребёнка глазки продолжают «плавать», смотреть в разные направления, нужно показать малыша специалисту.

В возрасте двух-трёх лет, когда происходит формирование содружественной работы глаз, возникает опасность развития настоящего косоглазия. Первые признаки заболевания, на которые родители должны обратить внимание - блуждающий взгляд, неестественный наклон головы малыша. Иногда можно заметить аномалию на фотографиях ребёнка, сделанных со вспышкой.

В старшем возрасте спровоцировать возникновение патологии могут перенесённые травмы, инфекционные болезни, воспалительные глазные заболевания. Иногда косоглазие развивается повторно. После перенесённой в детстве операции по устранению дефекта, мышцы, которые были вовлечены в патологический процесс, ослабевают снова и заболевание возвращается.

Косоглазие негативно отражается на психике и характере ребёнка. При отсутствии бинокулярного зрения (восприятия окружающего мира двумя глазами) малыш не может определить расположение окружающих предметов, а это часто провоцирует задержку физического и умственного развития.

Детское косоглазие - видео

Классификация косоглазия: расходящееся, вертикальное, сходящееся, паралитическое, содружественное и пр.

По времени возникновения разделяют врождённый и приобретённый страбизм. Врождённая патология встречается редко. Приобретённым считается заболевание, возникшее у ребёнка в возрасте 1–3 года.

По стабильности проявления отличают постоянное (75–80%) и периодическое косоглазие. При периодической форме признаки заболевания проявляются при определённых условиях, например, во время болезни малыша, при эмоциональных переживаниях. Иногда периодическое косоглазие переходит в постоянное.

В зависимости от вовлечённости глаз патология может быть монолатеральной (односторонней) и альтернирующей (малыш косит двумя глазами).

По типу отклонения страбизм бывает:

  • сходящимся (эзотропия) – глаза косят к носу;
  • расходящимся (экзотропия) - взгляд отклоняется к вискам;
  • вертикальным (отклонение книзу или кверху);
  • смешанным.

По причине возникновения различают страбизм содружественный и паралитический. В первом случае глаза в одинаковой степени отклоняются от положения прямо, движения глазных яблок не ограничены, нарушена бинокулярность зрения, двоение не появляется. Паралитическая форма возникает в результате травм, инфекций или сосудистых заболеваний, при этом нарушается или вовсе отсутствует подвижность больного глаза, возникает двоение.

Кроме вышеописанных видов аномалии, которые являются истинными, существует и мнимое (ложное) косоглазие. Патология встречается в младенческом возрасте, причина заключается в неумении и неспособности малыша сосредотачивать взгляд на определённом объекте. Основное отличие мнимой формы заболевания от истинной - сохранение бинокулярного зрения. Ребёнок воспринимает окружающий мир в полной мере, без искажений.

Виды косоглазия - галерея

Расходящееся косоглазие - взгляд отклоняется к вискам
Вертикальное косоглазие - глаз косит кверху или книзу Сходящееся косоглазие - глаза косят к носу

Причины развития заболевания у новорождённых, грудничков и детей старшего возраста

Установить причину возникновения косоглазия у малыша возможно после проведения специального офтальмологического обследования.

Причиной врождённого заболевания могут быть:

  • тяжёлые роды;
  • перенесённые заболевания во время беременности;
  • употребление будущей мамой некоторых лекарств и наркотических средств;
  • генетические отклонения (синдром Дауна);
  • наследственность;
  • недоношенность;
  • врождённые аномалии глаз;
  • детский церебральный паралич;
  • гидроцефалия.

Приобретённое косоглазие развивается остро или постепенно. Этому способствуют такие факторы:

  • дальнозоркость, близорукость. Чтобы разглядеть предметы, находящиеся далеко или близко, ребёнку приходится перенапрягать глаза, в результате чего со временем возникает косоглазие;
  • перенесённые инфекционные болезни (корь, скарлатина, грипп);
  • травмы;
  • стресс, сильные психологические потрясения;
  • высокие нагрузки на глаза;
  • болезни нервной системы, которые приводят к нарушению связи между мозгом и глазами.

Симптомы заболевания у малышей и подростков

  1. Основной признак патологии - это видимое косоглазие, когда нарушение определяется визуально.
  2. Ребёнок непроизвольно наклоняет головку под определённым углом, рассматривая что-либо, прищуривает один глаз.
  3. У крохи нарушено восприятие глубины пространства, он натыкается на предметы, падает.

Дошкольники и подростки могут жаловаться на нечёткое изображение, головные боли, ощущение напряжения в глазах, непереносимость света, двоение предметов. Эти признаки возникают периодически, усиливаются во время болезни или при переутомлении.

Методы диагностики: как можно определить врождённый и приобретённый страбизм

Для определения причин заболевания может понадобиться консультация других специалистов, в частности невропатолога.

Методы лечения в стационаре и в домашних условиях

В зависимости от причин развития заболевания и тяжести его протекания, доктор назначит соответствующее лечение. Его проводят как в условиях стационара (если косоглазие сопровождается другими патологиями глаз), так и в домашних условиях.

Консервативная терапия

Начинать лечение патологии необходимо как можно раньше, потому что отклоняющийся в сторону глаз со временем начинает видеть всё хуже и хуже. При лёгкой форме косоглазия можно попробовать устранить проблему с помощью консервативной терапии.

Для исправления траектории взгляда пострадавшего глаза в некоторых случаях достаточно усилить нагрузку на него. С этой целью временно закрывают здоровый глаз специальной заслонкой (окклюдер), чтобы малыш начал активнее пользоваться косящим. При двухстороннем страбизме заклеиваются оба глаза попеременно.

Суть метода окклюзии - заставить работать поражённый глаз

С этой же целью могут быть назначены и специальные глазные капли. Такие препараты при закапывании ухудшают зрение в здоровом глазу, и поражённый начинает усиленно работать. Но в большинстве случаев такого лечения недостаточно, поэтому нужно сочетать его с другими методами.

Специальные очки

Если причиной заболевания является дальнозоркость, близорукость или астигматизм, необходимо ношение специальных очков. При правильном их подборе можно будет полностью решить проблему.

Ношение очков необходимо при дальнозоркости, близорукости и астигматизме

Лекарственные препараты

В комплексной терапии косоглазия специалисты часто используют лекарства на основе черники с витаминами и минералами. Кроме того, нужны ноотропные средства, которые питают и активизируют клетки головного мозга. Назначать такие медикаменты должен невролог.

Аппаратное лечение

Существует несколько методов аппаратного лечения, которые подбирают в индивидуальном порядке. Терапию проводят курсами по 5–10 процедур.

Чтобы закрепить положительный эффект, стоит провести повторный курс лечения через несколько месяцев.

Такая терапия подходит даже для самых маленьких пациентов.


Упражнения для глаз

Косоглазие на ранней стадии можно лечить с помощью специальных упражнений, которые способствуют укреплению глазных мышц:

  1. Указательный пальчик поднятой руки медленно приближать к носу. При этом глазами нужно внимательно наблюдать за движением пальца.
  2. Выписывать глазами восьмёрки, рисовать круги, перемещать взгляд со стороны в сторону, вверх-вниз.
  3. Посмотреть некоторое время в окно, затем сфокусировать взгляд на объектах, расположенных рядом.
  4. Хорошей тренировкой для мышц глаз являются подвижные игры с мячом. Во время игры малышу приходится наблюдать глазами за приближающимся и отдаляющимся предметом.
  5. Можно расчертить лист бумаги на клетки, нарисовать животное или предмет в каждой ячейке. Изображения должны периодически повторяться. Задача крохи - найти и вычеркнуть одинаковые картинки. Можно использовать специальные рисунки, на которых изображено одно и то же, но в одном из изображений не хватает некоторых деталей. Ребенок должен их отыскать. Также полезны занятия с карточками типа «Найди 10 отличий».
  6. Самым маленьким будут полезны занятия с погремушкой. Завязав один глаз повязкой, перед лицом ребёнка водят игрушкой, при этом малыш, не поворачивая головку, должен удерживать взгляд на предмете. Через минуту закрывают другой глазик. Для поддержания интереса крохи игрушку время от времени нужно менять. Заканчивая упражнение, повязку следует снять, приблизив игрушку к лицу ребёнка. Оба глазика должны сойтись на переносице.
  7. В пластмассовой пластине проделать десять отверстий. Ребёнку дают шнурок и предлагают продеть его сквозь дырочки.
  8. Чтобы улучшить остроту зрения в поражённом глазу, рекомендуется выполнять упражнение с лампочкой. Для занятия понадобится светильник с матовой лампочкой. В пяти сантиметрах от лампы крепится шарик из пластилина. Включают лампу, малышу закрывают здоровый глазик и предлагают ему смотреть на шарик в течение 30 секунд. Ребёнок должен видеть тёмный круг со светлым центром. После того как светильник будет выключен, малыш рассматривает картинки лото, пока не исчезнет образ.

При регулярных тренировках положительный эффект наблюдается уже на 2–3 месяце занятий, но продолжать их необходимо до полного выздоровления.

Глазная гимнастика - видео

Хирургическое лечение: особенности, показания к проведению операции, реабилитация после вмешательства

Если консервативное лечение не даёт результатов, врач может предложить оперативное вмешательство. Операция показана деткам, которые достигли трёхлетнего возраста.

Если зрение у крохи слишком слабое, до 12 лет хирургическое вмешательство не проводится, так как плохо видящий глаз может опять начать косить.

Суть оперативного вмешательства заключается в воздействии на глазные мышцы, подрезая и перешивая которые врач добивается симметричного расположения глаз. Процедура занимает 1 день. Маленьким детям манипуляцию проводят, используя мягкий наркоз, для детей постарше рекомендуется местная анестезия.

Оперативное вмешательство бывает ослабляющее и усиливающее. В первом случае целью операции является ослабление действия сильной мышцы, в сторону которой отклоняется глаз. Для этого пересаживают её дальше от роговицы. При усиливающей операции укорачивают слабую мышцу путём удаления её части. После хирургического лечения необходимо восстановить глубинное зрение, бинокулярные функции глаз.

Противопоказаниями к проведению операции являются инфекционные заболевания органов дыхания, болезни зубов, тяжёлые соматические патологии, вирусные поражения глаз.

В послеоперационном периоде необходимо придерживаться некоторых рекомендаций:

  • в глаза закапывать капли, обладающие противовоспалительными свойствами. Процедуру проводить трижды в день на протяжении двух недель;
  • не посещать бассейн, не плавать в открытых водоёмах в течение месяца после проведения вмешательства;
  • не допускать загрязнения глаз;
  • в течение двух-трёх недель воздерживаться от тяжёлых физических нагрузок;
  • посещать детские учреждение можно через 14 дней.

Прогноз лечения и возможные осложнения

Для достижения положительного эффекта лечение патологии необходимо начинать как можно раньше, иначе возможно необратимое снижение зрения. Самый благоприятный прогноз наблюдается при содружественной форме косоглазия, поздно выявленное паралитическое косоглазие наиболее сложно поддаётся корректировке.

При отсутствии лечения кроме косметического дефекта возможно развитие и более серьёзных осложнений, в частности амблиопии - резкого снижения зрения в косящем глазу, без признаков органических поражений глазного дна. Такой процесс может быть необратимым. Кроме того, существует вероятность полной дисфункции больного глаза.

Доктор Комаровский о косоглазии - видео

Образ жизни при заболевании

  1. Ребёнку с косоглазием противопоказаны избыточные нагрузки на глаза. Не стоит разрешать детям до пяти лет смотреть телевизор дольше получаса в день, детям до восьми лет можно увеличить время просмотра до 40 минут. Не спешите знакомить малыша с компьютером слишком рано.
  2. Нагрузка на глаза обычно возрастает с началом посещения школы. Важно следить за правильной осанкой ребёнка, не разрешать ему низко наклоняться над тетрадями или книгами. Во время чтения лучше класть книгу на подставку. Выполняя домашнее задание, нужно делать перерывы каждые полчаса.
  3. Малышу полезно заниматься настольным теннисом и бадминтоном, при этом происходит тренировка глазных мышц. Не стоит заниматься силовыми видами спорта, борьбой, так как полученная во время тренировки травма головы может усугубить ситуацию.

Профилактика

Несложные правила помогут защитить глазки малыша от косоглазия:

  • нельзя вешать над кроваткой игрушки, привлекающие лишнее внимание ребёнка, так как его взгляд будет сосредоточен на одной точке;
  • погремушки в коляске подвешивают на расстоянии вытянутой руки крохи;
  • в лежачем положении оба глазика ребёнка должны испытывать одинаковую нагрузку, иначе мозг утратит способность принимать сигналы от обоих глаз;
  • знакомство с телевизором должно состояться не раньше 3-х лет, с компьютером - не ранее 8. Время просмотра телепередач должно быть ограничено;
  • необходимо следить за правильной осанкой малыша, особенно за рабочим столом.
  • оберегайте кроху от стрессов и эмоциональных потрясений;
  • регулярно проходите осмотры у офтальмолога.

Во время лечения косоглазия у ребёнка родители должны проявить огромную выдержку и терпение, так как этот процесс может длиться несколько месяцев и даже лет. Главное, не останавливаться на полпути и придерживаться всех рекомендаций офтальмолога.

Первый год жизни малыша считается самым интересным временем, вы наблюдаете, как растут его ручки, как изменяется и крепнет крохотное тельце. Но кроме явных внешних признаков, меняются и органы чувств ребенка, в первую очередь это глаза.

Путь становления зрительной системы малыша один из самых сложных процессов. У новорожденных зрение ниже, чем у взрослого человека более чем в два раза! При этом глазки начинают развиваться уже на третьей неделе жизни плода. До трех месяцев ребенок может видеть на расстоянии лишь 40-50 сантиметров, для него этого вполне достаточно, чтобы увидеть грудь и лицо кормящей мамы.

Почему косят глазки…

Первые недели глазки малыша «блуждают», от чего создается впечатление, что ребенок немного косит. На самом деле, это происходит из-за того, что на первых неделях все малыши дальнозорки, глазное яблоко новорожденного намного меньше, чем у взрослого человека. Причиной младенческого «косоглазия» может стать также несформировавшиеся черты лица, например, слишком большая переносица. Через несколько недель, когда начнет расти носик, пропорции исправятся. Первое время малыш может косить, точнее сводит глаза к переносице, рассматривая какие-то предметы вблизи. Со временем физиологические особенности придут в норму, и косоглазие уйдет само собой.

Врачу виднее

Реально установить, нет ли у ребенка проблем, может только офтальмолог. Плановые осмотры у врача проходят в первый месяц, в шесть месяцев и в год. На первом осмотре врач устанавливает, может ли малыш фиксировать взгляд, осматривает веки, слезные пути, слизистую глаза и проверяет прозрачность роговицы глаза. В первую неделю жизни она, как правило, не совсем прозрачная из-за небольшой отечности. В шесть месяцев врач уже может обнаружить косоглазие, дальнозоркость или близорукость.

Если вдруг у вас появились какие-то подозрения на проблемы с глазками, сводите малыша к офтальмологу, лучше перепроверить, чем запустить болезнь. Не забывайте и про наследственность, если в семье кто-то из родителей имеет проблемы со зрением, проверяйте малыша чаще и не забудьте предупредить об этом врача. Скорректировать зрение гораздо проще в еще раннем возрасте. Одна из моих знакомых, имея плохое зрение, была уверена, что у дочки оно идеальное, пока та не пошла в школу. Проблемы стали заметны, только когда девочка – одна из лучших учениц – стала переписывать задания с доски с ошибками. Ребенку пришлось надеть очки, а офтальмолог возмутился тому, что мама привела дочь слишком поздно. На данном этапе восстановить зрение можно было уже только с помощью хирургического вмешательства.

Обязательно отправляйтесь ко врачу, если вы заметили, что у ребенка:
— часто краснеют глаза,
— появляются выделения в уголках,
— в течение нескольких месяцев не пропадает косоглазие,
— глазки совершают частые (ритмичные) маякообразные колебания (нистагм).

Иногда у малышей встречается дакриоцистит – воспаление слезного мешка, который находится между носом и внутренним углом век. Происходит это из-за недоразвитости слезных путей у деток. Бывает, что мембрана, которая во время внутриутробного развития ребенка закрывает проток носослезного канала, не исчезла после рождения самостоятельно. Избавиться от нее можно в течение недели с помощью массажа.

Если в глазки что-то попало, ни в коем случае не пытайтесь промыть их, что называется «по-старинке» — грудным молоком или слюной. Немедленно обращайтесь к врачу или вызывайте скорую помощь.

Помогаем глазкам

С трех месяцев зрение у ребенка значительно улучшается, он уже может фокусировать взгляд на предметах и даже брать их в руки. Но развивать зрение у малышей рекомендуется уже с первого месяца. Для этого существуют совсем несложные способы:

— Кроватка должна находиться в самой светлой комнате, желательно, чтобы освещение было комбинированным – дневным и электрическим, свет будет заставлять глазные мышцы двигаться. Но это не значит, что там круглосуточно должно быть яркое освещение. Желательно, чтобы в комнате стоял ночник с регулятором света.
— Комнату лучше оформлять в пастельных тонах – бежевый, персиковый, светло-зеленый, светло-голубой, нежно-розовый отлично для этого подойдут. Не стоит раздражать ребенка ядовито-яркими цветами.
— Игрушки, которые вы вешаете над кроваткой, должны находиться на расстоянии около 30 сантиметров и иметь разную форму и цвет. Предпочтительнее голубой, зеленый, желтый, синий цвета.
— Не приучайте малыша к телевизору. Это яркая машина с постоянно меняющейся картинкой и цветами дает на зрение ребенка сверхнагрузку.

После 12 месяцев ребенок не просто видит, он способен воспринимать жесты взрослого человека и начинает копировать их, например, махать ручкой прощаясь. Но только после трех лет зрение ребенка становится практически таким же, как у взрослого.

Катя Федорова

3672 06.03.2019 6 мин.

Глядя на маленьких деток, часто возникает ощущения, будто глазки немного косят. Не всегда этому нужно пугаться. В медицине такое состояние называют (страбизм) и возникает из-за неумения младенца полностью контролировать свои глазные мышцы. Из-за слабости этих мышц глазные яблоки двигаются немного несогласованно, когда малыш пытается рассмотреть движущийся или же статичный предмет. еще полностью не сформировано, и глазки окрепнут к трём-четырём месяцам жизни. Если же у ребёнка осталась эта проблема, то необходимо обратится к врачу.

Чтобы контролировать правильное развитее ребёнка, необходимо регулярно посещать врача.

Что это такое

Косоглазием (страбизмом, гетеротропией) называют нарушенное положение глаз, выявляющее отклонение одного или обоих глазных яблок, как при взгляде прямо, так и поочерёдно. Когда положение глаз симметрично – сетчатки обоих глаз получают изображения предметов в центральную часть. Самым первым признаком косоглазия является несимметричный взгляд.

Любое нарушения положения глазных яблок может диагностировать только офтальмолог.

В медицине есть несколько типов этого недуга:

  • Горизонтальное косоглазие – встречается наиболее часто. Может быть двух видов: Сходящееся или же эзотропия. В этом случае глаза смотрят друг на друга, словно съезжаясь к переносице. Расходящееся или экзотропия. При таком косоглазии глаза расходятся в разные стороны, к внешнему уголку глаз.
  • Вертикальное косоглазие – встречается реже. Также разделяется на два вида: Гипертропия – когда глазки направлены кверху. Гипотропия – в этом случае глазки направлены книзу.

В зависимости от того, косит один глаз или оба косоглазие может быть альтернирующим или монокулярным.

  • Монокулярное косоглазие – нарушено положение только одного глаза. В этом случае косящий глаз практически не функционирует. ЦНС защищает мозг от «двоящегося» изображения и глазик «включается» лишь когда здоровый глаз прищурен или закрыт. Из-за этого со временем начинает развиваться дисбинокулярная амблиопия и зрение на косящем глазу падает.
  • Альтернирующее косоглазие – нарушено положение обоих глаз. Косят они поочерёдно, но это даёт возможность пользоваться ими обоими. При таком косоглазии зрительные функции сохранятся дольше и проявляются в более лёгкой форме.

Ложное и истинное косоглазие

Многих родителей очень пугает, когда они замечают детей.

До четырёхмесячного возраста это не является медицинской проблемой. Скорее это связано с особенностями развития малыша: особенное к этому возрасту строение черепа, а самому малышу ещё сложно правильно управлять своим телом.

В том числе и глазками. Для успокоения родительских нервов достаточно сходить к доктору, который сможет опровергнуть или подтвердить опасения. Чаще всего все страхи развеиваются после проведения нескольких специальных тестов и родители снова смогут спать спокойно. Только после выявления каких-либо глазодвигательных нарушений, можно диагностировать истинное косоглазие.

Ложное косоглазие не опасно и с возрастом проходит самостоятельно, не требуя никакого вмешательства.

Причины

Зрение очень чувствительный орган и исключая некоторые факторы можно обезопасить малыша от дальнейших проблем со здоровьем. Или же внимательнее относиться к его глазкам, если есть такая предрасположенность.

Причинами могут быть:

  • Генетическая предрасположенность. Если у ближайших родственников уже есть такая проблема, то лучше чаще посещать офтальмолога.
  • Различные патологии при беременности и перенесенные заболевания во время беременности.
  • Родовые травмы головного мозга или шейного отдела позвоночника. Это может привести не только к косоглазию, но и другим проблемам со зрением.
  • Тяжёлые болезни в первые месяцы жизни малыша. Если иммунитет ребёнка был сильно снижен из-за болезни, то это может привести к проблемам со зрением и даже косоглазию.
  • Слишком близкое расположение игрушек, висящих над детской кроваткой. Малыш сразу учится неправильно фокусировать зрение, что и приводит к дальнейшим проблемам.
  • Сильная травма головы может привести к косоглазию.
  • Психологическая травма, психические нарушения.
  • Иногда причинами могут быть скарлатина, корь или сильная форма гриппа.
  • Уже имеющаяся аметропия.

В чем отличия лечения конъюнктивита у беременных женщин читайте .

Детский организм очень чувствителен. Так сильный стресс для него может привести к непредвиденным последствиям. Так реакция на прививку может стать причиной косоглазия.

Симптомы

Явное нарушение положения глаз видно сразу, однако бывают случаи скрытой формы этого недуга. Это проявление дисбаланса мышечного напряжения глаз – глазное яблоко движется за счёт шести мышц и каждая находится в определённой степени напряжённости. Дисбаланс между ними имеют практически все. Редко кого беспокоит, но если это подстёгивается быстрым утомлением зрения, то малыш может попасть под фактор риска. Напряжение достигает высокой точки, развивается близорукость и тогда косоглазие становится явным.

Когда и почему возникает ложная близорукость расскажет данный .

Давайте возможность глазкам Вашего ребёнка отдыхать. Это может обезопасить его от многих проблем со зрением в будущем.

Диагностика

Самую простую диагностику можно провести дома. Нужно попросить кого-то привлечь внимание малыша игрушкой и прикрыть глазик кусочком плотного картона. Потом прикрыть второй глаз, внимательно следя за первым. Положение первого глаза не должно поменяться – ребёнок должен продолжать смотреть на игрушку. Тоже самое нужно пронаблюдать и за вторым глазом. Если положение не сдвинулось. То нет причин для беспокойства.

В медицинских учреждениях диагностика будет сложной и займёт немало времени. В первую очередь врач . Процедура проводится в начале без использования корректирующих линз, а затем с ними . Сейчас для этой процедуры может быть использованы компьютерные технологии. Они более точно выявляют проблемы.

Необходимо определить объём движения, угол косоглазия и положение глаз. Также необходимо обследовать передний отрезок, проводящих сред глаза, глазное дно. Необходимо определить рефракцию глаз у ребёнка. Эта процедура делается на узкий и широкий зрачок. Следующим этапом будет бинокулярное исследование зрения.

Как подбираются контактные линзы смотрите в этой .

После получения всех данных и консультации с офтальмологом можно приступать к лечению.

Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением. Это лишь навредит Вашему чаду!

Лечение

Очень важным фактором в лечении косоглазия, является именно своевременность. Запущенные варианты сложнее поддаются исправлению, так что с визитом к врачу лучше не затягивать.

Истинное косоглазие не проходит само. Для его устранение необходимо комплексное лечение, а потерянное время лишь усугубит положение ребёнка.

Ничего опасного в хирургическом вмешательстве нет, а исправить может даже самые сложные косоглазия. Более того, ещё до начала процедуры будет возможность посмотреть, какими глазки станут после процедуры. Хирургическое вмешательство позволяет достичь полного исправления любого косоглазия.

После операции врачи не оставляют малыша на произвол судьбы и полностью контролируют процесс его выздоровления. Составляют различные комплексы для тренировки глазных мышц и полностью восстанавливают малышу зрение.

Полезные упражнения для глазных мышц смотрите по этой .

Важно понять, что система зрения ребёнка формируется до трёх-четырёх лет. После этого возраста очень сложно восстановить положение глаз, а мозг ребёнка будет тяжелее адаптироваться к новому видению мира.

Осложнения

Не вовремя начатое лечение может перерасти в серьёзную патологию. Ведь косящий глазик не работает в полную силу, а со временем и полностью отключается. Собрать потом единую картину будет очень сложно. Ещё с одной проблемой можно столкнуться в будущем – малыш перестанет воспринимать пространственный объём. Для него мир всегда будет видеться плоским.

Профилактика

Самой важной профилактикой будет своевременное посещения офтальмолога. Для малышей – 3 месяца, 6 месяцев и 1 год. Далее не реже одного раза в год. Обязательно выполнять все рекомендации врача и не забывать об гимнастике для глаз.

Может проявиться на ранних этапах развития, особенно в младенческом возрасте.

Что такое гиперметропия слабой степени обоих глаз: .

Мультифокальные линзы для очков: как создавались и почему так популярны читайте в этой .

Видео

Выводы

И еще раз хотелось бы напомнить о том, что косоглазие у детей причины имеет самые различные – поэтому очень важно установить истинную. Ниже мы в общих чертах описали наиболее часто встречающиеся из них, однако помните о том, что ни в коем случае нельзя пытаться ставить диагнозы самостоятельно – это может привести к самым непредсказуемым последствиям. Информация в данной статье дается только лишь для общего введения родителей в курс дела и не может быть использована как руководство к самостоятельному лечению.

Не пропускайте плановые осмотры у педиатра!