Методы воздействия врача на пациента. Тема: Методы воздействия на пациента с лечебной целью магнитным полем. Виды и методы психотерапии: характеристика




Переписка Календарь Устав Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Отец Олег Моленко

О СВОБОДНОЙ ВОЛЕ ЧЕЛОВЕКА, БЛУДНОМ СЫНЕ И ПРОЧЕМ…

Истинно то, что Бог создал человека со свободой волей и свободой выбора. То, что это дарование совершенное, а не ограниченное нам доказывает возможность нами выбора небогоугодного, вредного себе и даже полностью противного Богу! Если бы этого выбора не было, то мы бы были своего рода положительными «программами», имеющими возможность выбирать лишь богоугодный спектр. Такая полу-свобода не есть свобода. Вот почему Господь Бог из любви к нам и для обезпечения нам дальнейшего обожения пошел на драматическое решение – даровать нам полную свободу нашей воле! Еще раньше, до создания человека, Он создал Ангельский мир и даровал каждому Ангелу свободную волю. К чему это привело мы знаем. Примерно одна треть Ангелов, воспользовавшись этой свободой, выступили против своего Создателя и Благодетеля Господа Бога. Это выступление было обречено на провал, ибо никто, как Бог наш. Однако Богу пришлось решать вопрос с Его разумно-вечными творениями, которые сделали злой выбор и ввели во вселенную зло и духовную смерть, которая заключается в удалении от Бога. Сущности сделавшие такой злой и самоубийственный выбор не могли быть оставлены во Вселенной в их свободном существовании, ибо их злое волеизъявление непременно бы сказывалось насилием с их стороны на тех разумно-вечных созданиях, которые еще не сделали своего выбора между «с Богом» или «против Бога», а также на тех, кто этот выбор сделал в пользу Бога. Если Сам Господь Бог не делает никакого насилия или принуждения в волезъявлении Его разумно-вечных творений, то как Он мог попустить это менее совершенным и уклонившимся ко злу творениям? Никак! Рассотворить разумно-вечные сущности означало бы признать Свою ошибку в их сотворении, чего Бог никак не мог! Он не ошибся в создании разумно-вечных творений, но создавал их с любовью и для любви, в надежде, что они с благодарностью Богу за их сотворение, свободу и совершенство ответят Ему любовью, являемую ПОСЛУШАНИЕМ Ему. Это послушание было бы добровольным выбором благодарных творений богоугодного спектра отношений. Другими словами, благоразумные творения использовали свою свободу так, что избранием только Божьего, а значит благого и доброго, они как бы вернули Богу свою способность делать и возможность выбирать небогоугодное и противное Ему, или иначе – злое! Теперь, после такого их благого выбора, они стали добрыми и благолюбивыми сущностями, но не программами, а свободными личностями, связавшими себя с сотворившим их Господом Богом любовью и благопослушанием, основанном на смирении!

Итак, благопослушание творений Богу и есть их благое волеизъявление! Такое послушание основано на смиренномудрии и смирении. Смиренномудрие – это благое восприятие нашим разумом истин в отношении нашего сотворения, наших отношений с нашим Творцом и Богом, происходящее от осознания того, кто мы, а Кто наш Творец Бог. От этого осознания и видения всего так, как оно есть на самом деле и принятия этой истины, как основы для своих решений и действий, мы и приходим к смирению пред Богом. Этим смирением мы сохраняем мир в себе, мир с Богом и себя в благом Божьем мире. От смирения наш дух мирствует и устремляется в любви к Богу, Который есть Дух!

Злые духи, избрав гордостную ложь, т.е. несогласие с той истиной, что Бог сильнее и совершеннее их, и что они зависят от Него, безумно восстали на Него. Проиграв в битве с верными Богу Ангелами, они не оставили своего зла, но утвердились в нем, решив отомстить Богу своей пакостью другим Его творениям – людям. После искушения людей и вовлечения их ложью в богопротивный выбор и непослушание Богу, они стали необратимыми от своего зла и окончательно утвердились в нем. Ради их изоляции Богу пришлось создавать для них особое место для их помещения – ад.

Появившееся в результате злоупотребления творениями своей свободной волей зло в его конкретных проявлениях стало именоваться грехом или грехами. Зло это лишение блага или добра, отсутствие добра, как тьма это лишение света. Оно противоборствует Богу и всему Божьему, стремится к разрушению, хаосу и, в конечном счете, к несуществованию его носителя. Грех это такое деяние, которое стремится ко злу, чаще всего в виде противления Богу и всему тому, что от Бога и для Бога, а также в мести Богу в лице Его творений, во вреде им и в погибели их, заключающейся в навязывании им своего злого выбора, выбора «не Бога»!

Итак, грех есть деятельное проявление зла или злодеяние (злое деяние), а также нарушение Божьего закона, который сохраняет Божий мир от носителей зла тщетно пытающихся его разрушить, а потому называется еще беззаконием. Так как часто грех заставляет человека переступать через Божью заповедь или запрет, то он еще называется преступлением. Соответсвенно этому и люди выбравшие богопротивление именуются грешниками, злодеями, беззаконниками и преступниками.

К сожалению, сотворенный Богом человек и его жена злоупотребили своей волей и выбрали, по причине лукавого обмана их сатаной, противное Богу непослушание, в ложной надежде обрести независимое от Бога «благо», причем посредством воровского вкушения Божьего творения (плодов дерева)! Это было их злое обольщение, несуразность, безумие, нерасчетливость и неопытность. Как можно было поверить в такую нелепую нелепость, что отказавшись от Источника всякого блага Бога, ослушавшись Его, можно вкушением Им же созданного творения (плодов дерева) стать независимыми от Него «Богами» равными Создателю? Оставив Источник своего подлинного блага, они безумно устремились к одному из Его творений (дереву) в ложной надежде стать Богами от этого несравненно меньшего чем Бог и зависимого от Бога творения (плода)! В этом была насмешка сатаны над неопытными и неискушенными первыми людьми.

После падения Денницы и его с ним Ангелов Господь Бог предусмотрительно облегчил выбор первых людей – Адама и Евы, установив им одну запрещающую заповедь и предупредив их о всех последствиях ее нарушения. Такой льготы Ангелы по их сотворении не имели. Люди же сразу были поставлены в их выборе в послушание Богу через веру и доверие к Своему Творцу и Благодетелю. Проявив недоверие и неверие Богу и доверие клевещущему на Бога змею (сатане), люди легко преступили заповедь Бога, но вместо ложно ожидаемого ими легкого обожения от вкушения твари (запрещенного Богом плода дерева) они сразу после вкушения плода духовно умерли и потеряли то блаженное состояние и положение, которое имели по сотворении. Вместо того, чтобы стать Богами, они стали падшими творениями и уподобились скотам безсмысленным. В результате вся их природа сильно исказилась и извратилась на худшее! После заботливой любви Бога они попали под злое владычество ненавидящих их тиранов – бесов. Они обрекли себя на изгнание из рая на землю, где должны были временно проживать в скорбных трудах, скорбях, болезнях и ожидании физической смерти, за которой их тело ждало разрушение, а душу заключение в адские узилища на мучения.

Итак, самым страшным в бытии разумно-вечных творений, в частности нас людей, является то, что мы выбираем для себя не Бога, а значит против Бога, и не благо, а значит зло, которое заканчивается для нас не прекращением нашего существования, а вечным пребыванием в выбранном нами ограниченном, мертвом, темном, безрадостном и изоляционном мире (аде), где «смыслом» избранного нами самими лжебытия становятся ощущаемые нами неперестающие и не изменяющиеся мучения.

Почему же человек очень часто избирает себе такую злую участь? До конца понять этот выбор человека невозможно. Можно было бы подумать, что человек делает свой злой выбор по неведению и неверию, ибо якобы он не знает или не верит, что его ждут вечные адские мучения. На самом деле это не так, ибо есть много случаев, когда человек знает об адских мучениях нераскаянным грешникам и даже видел их лично, но тем не менее избирает для себя грех и наследование этих нескончаемых мучений. И все ушедшие и уходящие из Церкви Христовой лица прекрасно знали, что есть ад и вечные мучения в нем, но тем не менее безстрашно покинули единственное на земле пристанище своего спасения и блага.

Если нам не дано понять глубинные причины этого их злого выбора, то посмотрим хоть на то, что лежит на поверхности. Чаще всего носители зла действуют обманом, своим примером и своим бесовским безстрашием. Обман состоит в том, что предлагаемое ими нам на выбор их злое и вредное преподностится нам, как благое и полезное, а главное – легко и быстро достижимое. По сути повторяется в различных вариантах первая ложь, на которую попались Адам и Ева в раю. В основе попадания людей в обольщения лежит их неверие Богу, их гордость, проявляемая в дерзости и безстрашии, и их нетерпеливость. Человек не хочет терпеть, а тем более долго, все скорбное и неприятное для получения в свое время (т.е. отложенное время) истинного блага и соглашается на получение мнимого «блага» (которое на самом деле есть зло) немедленно, здесь и сейчас.

По сути все сводится к нашей оценке предлагаемого нам блага и к нашему согласию потерпеть ради его получения нечто неприятное и скорбное. Желание получить благо легко и быстро, пагубно само по себе. Оно не дает человеку времени на рассмотрение, размышление и исследование предлагаемого нам “блага”, но движет человека сразу заглотить наживку вместе со скрытым в ней бесовским крючком. Например, церковный человек из-за своей лености, неумения и нежелания тяжело трудиться (напрягаться) в добыче для себя самого и своей семьи необходимых для жизни средств начинает искать легкого их приобретения. Бесы, заметив этот его интерес или уклонение, подсовывают ему лукавую мысль: «Съэкономь на десятине! Перестань ее давать – и сразу появятся недостающие деньги на твои проблемы и желания». Когда человек находится в здравом устроении он видит ложь бесов и ложь предлагаемого ими «блага» и отвергает ее. Но если он омрачен какой-то страстью или комплексом страстей, то он уже не видит обмана и принимает бесовскую логику за свою. Ему рисуется материальный успех в его жизни более ценным и важным, чем духовная составляющая его жизни. Он забывает о пережитой им благодати, о чудесной Божьей помощи явленной ему в Церкви, о всем том истинном благе, которое он получал от Бога. Он забывает то, сколько раз его хранил Господь за молитвы Его угодника от смерти, увечья, ранений, болезней, напастей, душевного разлада, вреда и различных потерь. Он забывает и не хочет знать, что - то, что он сегодня имеет – он имеет от Бога или благодаря Ему. Отказывая Богу в отдавании Ему десятой части, он теряет и остальные девять частей! Конечно, Бог дает в этой жизни жизнеобеспечивающее добро, и добрым, и злым. Так, что часто грешник и злодей имеют для этого все необходимое, а то и просто добытое грехом. Но, приобретенное злыми действиями материальное добро не утешает человека, не дает его душе мира и спокойствия. Вот почему часто оно и спускается грешником в угаре запоя, безудержных гуляний и азартных игр. Добытое злом и грехом не удовлетворяет и не может удовлетворить человека. Часто он, как Иуда Искариотский, разочаровывается в обладании неправедно приобретенным достатком или богатством и гонится бесом в губящее его отчаяние. Приобретая уходом из Церкви свою ворованную у Бога десятину, грешный отступник напрасно думает ею поправить свое положение. В лучшем случае он может лишь номинально приобрести на 10% больше своего обычного дохода, которые он или пропьет, или пустит на ненужные ему вещи. Однако взамен он потеряет Божье благоволение, Божью помощь и Божью защиту. Оставшись один на один со злобным и крайне жестоким миром, где каждый из прочих грешников и злодеев ищет и желает обобрать его, обмануть, а то и лишить жизни, отступник должен брать на себя все заботы по своему обезпечению и своей защите. И в том, и в другом случае его ждут огромные трудности и неудачи. В поле добычи полно конкурентов, которым отступнику надо все время давать отпор самыми злодейскими средствами. Насчет личной безопасности дело обстоит еще хуже. Ее нет от невидимых или не признаваемых отступником бесов. Среди людей же всегда находится тот, кто сильнее, подлее и хитрее отступника. Так что жизнь отступника проходит в непрерывных попытках договориться с демонами об относительном покое (понятно, что ценой греха и своей души) и в постоянной необходимости бороться порочными средствами с прочими грешниками за временное и тленное «благо». Понятно, что с точки зрения вечности все это есть жалкая, тщетная и безсмысленная возня, обреченная на ее пресечение в любой момент. Как понять, почему люди выбирают эту безсмысленную и безперспективную возню ради краткого сегодняшнего своего похотения, которое сегодня же может и оборваться? Итак, ради мнимого приобретения тщетного материального добра, чтобы человеку было сейчас и сегодня чуть сытнее, чуть пьянее и чуть комфортнее, он отказывается от реального, вечного и недомыслимого ему блага в Царстве Небесном, от защиты Бога и от Его помощи здесь! Он остается одиноким и беззащитным, а потому жалким посмешищем для обманувших его демонов. И потому советую вам прежде, чем потерять свет и разум, сядьте и разсудите, что вы теряете и что вы приобретаете своим уходом из Церкви, и своим непослушанием Богу. Послушание Богу и Церкви Его это благоразумное отдание себя в самое выгодное, самое удобное, самое комфортное, самое обезпеченное, самое сохранное, самое надежное, самое благое и самое защищенное положение!

Притча о блудном сыне показывает нам не только любовь к нам и заботу о нас нашего Отца Небесного, но и весь путь падения и восстания заблудившегося человека. Блудный сын тоже был уловлен бесовскими мечтами и ложными посулами о «благе», которое якобы ожидает его вдали от отцовского дома. Он купился на это обольщение, на ложную надежду, что можно не прилагая труда жить легко, безпечно и комфортно. Для начало у него на такую жизнь была причитавшаяся по закону человеческого общежития часть имущества. Он сначала воспользовался законом любви, чтобы получить свою часть, а затем переступил законы любви и ушел из дома любви, чтобы жить вдали по звериным законам. Пока у него были средства, были у него «друзья» и «покровители», которые помогали ему съесть и прогулять его деньги. Когда деньги у него закончились, все эти ложные «друзья» оставили его в нищете, ибо нищий им был не нужен! Ради скудного пропитания он пытался пристроиться к самой унизительной и низкооплачиваемой работе – пасении свиней и уходом за ними. Но ему издевательски запрещали брать для еды даже рожки подаваемые свиньям в корм. Настрадавшись таким положением и отношением, он пришел в себя, и только после этого своим горьким опытом он пришел к тому же размышлению, которое мог иметь еще тогда, когда только зародилась в нем вредная мысль об уходе из дома на «легкую» жизнь на чужбине. А размышление это состояло в том, что лучше: то, что ты имеешь в любящем тебя доме или то, что ты можешь иметь на чужбине с ограниченным твоим запасом. Мы знаем, что последовало дальше. В данном случае через скорбные обстоятельства сын этот покаялся, ожил и вернулся к Отцу, Который принял Его с радостью, устроив праздник. Но почему же Отец отдал сыну его часть? Разве Он не знал, как ее употребит Его сын, живя блудно? Знал! Это нужно было ради сохранения свободы воли и выбора этого сына, ради сохранения закона любви и ради надежды на обращение его посредством скорбных обстоятельств, что и сработало в данном случае. Однако в жизни нашей не всегда и далеко не все блудные сыновья возвращаются к своим отцам! Многие гибнут на стороне далече. Так, что не будем, ложно уповая на благой исход данной притчи, искушать Бога в надежде, что и с нами будет подобный благой финал! С нами может быть совсем иначе, и, если мы изначально лукавим, сознательно действуя по сценарию данной притчи, то мы непременно погибнем!

Помоги вам Господь Бог милосердный правильно понять, принять и усвоить изложенное мной ради вашего истинного и подлинного блага!

Санкт-Петербург


Введение…………………………………………………………………..3

1. История развития магнитотерапии……………….……………………..4

2. Механизм воздействия магнитотерапии на организм человека………5

3. Противопоказания для магнитотерапии…………………………..........6

4. Показания к применению……………...………………………………...7

5. Сеанс магнитотерапии…………………………………………………...8

6. Аппараты, применяемые для проведения магнитотерапии…………...9

Список литературы……………………………………………………...11


Введение

Магнитотерапия представляет собой лечение заболеваний при помощи магнитных полей. Методы магнитотерапии в нашей стране признаны медицинскими. Они достаточно широко используются в государственных и частных лечебных учреждениях России. Эти методы комфортны для пациента и приносят ощутимый положительный эффект.



Можно сказать, что магнитотерапия является безопасным и недорогим методом. Она не вызывает привыкания у пациента и не имеет побочных эффектов. Очень часто этот метод оказывается способен достойно заменить различные лекарства. Важно, что эту методику могут применять люди любого возраста, ее легко переносят даже ослабленные больные. В настоящее время метод магнитотерапии успешно используется для лечения и профилактики различных заболеваний. Особенно широко он применяется в Японии, Китае и Америке.

Сегодня лечиться магнитотерапией люди могут не только в медицинских учреждениях. Разработаны приборы и для домашнего применения.

1. История развития магнитотерапии

Люди с древних времен знакомы с явлением магнетизма. Оно было названо в честь города Магнессии, расположенного в Малой Азии. В этом месте были найдены залежи магнитного железняка.

Китайские медики в древние времена использовали магнитные камни. Они прикладывали их к определенным точкам на теле пациента с лечебными целями.

Царица Египта Клеопатра постоянно носила магнитный амулет. Она считала, что это помогает сберечь молодость и красоту.

Знаменитый швейцарский врач Парацельс широко применял магниты для лечения различных заболеваний. Можно предположить, что именно он впервые начал использовать различные полюсы магнита для достижения различных целей.Он лечил магнитами воспаления, эпилепсию, поносы и кровотечения.

В конце 18-го века магнетизм получил широкое распространение.

В Париже «Королевское медицинское общество» исследовало возможности использования магнитов в медицинских целях. Была открыта эффективность магнитов при лечении нервных заболеваний, судорог и болей. Своим пациентам врачи начали назначать ношение магнитных браслетов, амулетов и поясов.

В Америке эти методы обрели большую популярность после окончания гражданской войны. Тогда ощущалась острая нехватка врачей, и людям приходилось заниматься самолечением.

Тибетские монахи даже в настоящее время прикладывают магниты к голове особым образом. Это позволяет улучшить концентрацию внимания и повысить способности к обучению.

Во всем мире сегодня предлагается широкий ассортимент магнитной продукции: пояса, стельки, подушки, украшения и т.д.

2. Механизм воздействия магнитотерапии на организм человека

Магнитотерапия основана на воздействии переменного магнитного поля низкой частоты на весь организм пациента или на его часть. Под воздействием этого поля ткани человеческого организма не намагничиваются. Но такие составные элементы ткани, как вода и элементы крови, могут получать магнитные свойства.

Для лечения используются переменные (высоко- или низкочастотные) или постоянные магнитные поля. Их можно применять в непрерывном или в импульсном (прерывистом) режимах. Импульсы, в зависимости от метода, могут обладать различной частотой, длительностью и формой.

Магнитотерапия является единственным видом физиотерапевтических процедур, который можно применять даже во время острой формы заболевания, при сильных болях и температуре. Он используется с целью рассасывания гематом и снятия воспалений. Основной целью магнитотерапии можно назвать борьбу с болевыми ощущениями, особенно, с хронической болью.

В организме человека магнитные поля приводят к изменениям таких биологически активных веществ, как: ферменты, протеины и нуклеиновые кислоты. Они также оказывают воздействие на свободные радикалы.

Можно сказать, что методы магнитотерапии воздействуют на организм на очень глубоких уровнях: субмолекулярном, молекулярном и субклеточном.

3. Противопоказания для магнитотерапии

Методы магнитотерапии имеют ряд противопоказаний. Их нельзя применять пациентам, страдающим гипертонической болезнью 3 стадии, системными заболеваниями крови, эпилепсией с частыми припадками, кровотечениями или склонностью к ним. Противопоказана магнитотерапия при резком общем истощении пациента, в случае его общего тяжёлого состояния, при резко выраженном атеросклерозе сосудов головного мозга. Нельзя применять данную методику при заболеваниях сердечно-сосудистой системы в стадии декомпенсации, а также при повышении температуры свыше 38 С. Не используется магнитотерапия при индивидуальной непереносимости.

Магнитотерапия может применяться для лечения детей. Однако абсолютным противопоказанием является возраст до 1,5 лет. Детям до 18 лет чаще всего назначается только локальное воздействие.

4. Показания к применению

Магнитотерапия назначается обычно при очень многих заболеваниях. Основными ее лечебными эффектами являются: сосудорасширяющий, катаболический, лимфодринирующий, трофостимулирующий, гипокоагулирующий, а также гипотэнзивный.

Показанием к применению служат: заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, мягких тканей, вегетососудистая дистония с нарушением сна, артрозы и полиостеоартрозы, трофические язвы голени. Эффективна методика при лечении патологий желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, опорно-двигательного аппарата, остеохондроза, бронхиальной астмы нетяжёлой формы, воспаления придатков, а также гнойно-воспалительных заболеваний. Помогает магнитотерапия пациентам, имеющим проблемы с нервной системой, страдающим токсикоманией и алкоголизмом, циститом и цисталгией, хроническим неспецифическим простатитом. Используется при лечении кожно-аллергических заболеваний, сосудистых заболеваний и таких глазных патологий, как: герпетический кератит и язва роговицы.

5. Сеанс магнитотерапии

Для проведения физиотерапевтических сеансов магнитной терапии используют специальные аппараты, которые применяются в комплексе с индукторами в форме соленоида, а также с индукторами-аппликаторами. Индукторы, имеющие форму соленоида, подвергают воздействию практически все ткани человеческого тела, находящегося внутри соленоида. При применении индукторов-аппликаторов глубина магнитного поля составляет 3 – 4 сантиметра.

Необходимо отметить, что выбор глубины воздействия является сугубо индивидуальным и определяется специалистом для каждого конкретного случая.

Очень активной методикой магнитной терапии является методика вращающегося магнитного поля. Для проведения данной процедуры пациента помещают в специальный аппарат, вокруг которого создаётся магнитное поле, постоянно меняющее свое направление.

Дозировка и длительность курса также подбирается индивидуально. Как правило, для полного лечения рекомендуется пройти 10 – 15 процедур (каждый день или через день по 25 минут). Такие курсы повторяют через полтора месяца для закрепления эффекта, а после – ещё раз через полгода.

Лечебный эффект после одной процедуры магнитотерапии сохраняется до шести суток, а после прохождения всего курса – до полутора месяцев.

6. Аппараты, применяемые для проведения магнитотерапии

Для проведения физиотерапевтического лечения остеохондроза с помощью магнитной терапии, разработано большое количество различных приборов, с помощью которых пациенты могут осуществлять лечение как в стационаре, так и в домашних условиях.

Для лечения остеохондроза, в том числе осложнённого корешковым или рефлекторным синдромом, используется портативный аппарат российского производства “МАГ – 30”. Принцип действия данного устройства заключается в генерации низкочастотного переменного неоднородного магнитного поля, оказывающего лечебный эффект на человеческий организм.

“АМО – АТОС” – это аппарат, который вырабатывает бегущее магнитное поле. В процессе его использования наблюдается противовоспалительный, рассасывающий, противоотёчный, иммуномодулирующий, сосудорасширяющий и регенеративный эффект. Данный прибор разрешён к применению в стационарах и для амбулаторного лечения. Практически у 92% пациентов, страдающих остеохондрозом, наблюдается положительный клинический эффект. Необходимо отметить, что при применении аппарата “АМО – АТОС” имеется возможность сочетать магнитотерапию и электорофорез, так как под электроды разрешается подкладывать пропитанные лекарственными препаратами марлевые повязки.

Аппарат “АЛИМП – 1” – это суперсовременное устройство, с помощью которого появилась возможность воздействовать на достаточно большую площадь тела пациента. Его использование при относительно невысоких значениях магнитной индукции позволяет добиваться стойкого лечебного эффекта.

Необходимо заметить, что это далеко не все магнитотерапевтические приборы, которые на современном этапе успешно внедрены в клиническую практику.

Магнитотерапия – это абсолютно безболезненная процедура, очень хорошо переносимая пациентами. Она не требует больших затрат или применения сложной техники. Их всех физиотерапевтических методов лечение магнитным полем является наиболее мягким и щадящим. Оно прекрасно переносится даже пожилым и ослабленным больным, которым другие процедуры противопоказаны. Также необходимо отметить, что магнитные поля способны проникать практически через любую среду и поверхность, в связи с чем, их применение разрешается даже при наличии гипса, наложениях мази или других медицинских приспособлений.

Список литературы

1. http://mz-clinic.ru/methods/magnitoterapiya.html;

2. http://refdb.ru/look/1087768.html;

3. Магнитотерапия // Малая медицинская энциклопедия;

4. Оржешковский В. В., Оржешковский Вас. В. Бишофитотерапия // Вестник физиотерапии и курортологии, 2005. № 3, С.62-71.

Деонтология и этика врачебной деятельности. Искусство беседы и психологическое воздействие врача на пациента. Залог успешного лечения - взаимоотношения между врачом и пациентом, основанные на доверии, поддержке, понимании, сочувствии, уважении.

Не секрет, что сейчас участились случаи судебных процессов, в том числе с финансовыми претензиями, где в качестве ответчика выступают медицинские работники. Статистика подтверждает, что в большинстве своем судебные иски вызваны конфликтными ситуациями во взаимоотношениях с пациентом. Жалобы, как правило, возникают не на качество медицинской помощи, а на бездушие, на формализм медиков. Это нельзя объяснить унизительной зарплатой медицинских работников: ведь такая ситуация складывается не только в нашей стране. В прошлом году Ассоциация американских медицинских колледжей провела среди пациентов опрос, выясняя, каким критериям они бы руководствовались, выбирая себе врача. На первом месте оказались коммуникабельность и умение разъяснить пациенту сущность сложных медицинских процедур. То, что врач вышел из стен престижного учебного заведения, было на последнем месте. За тысячелетия существования медицины искусство общения врача и пациента по-прежнему сохраняет большую значимость, если не первостепенность.

В прошлых столетиях роль врача нередко сводилась к простому наблюдению за естественным течением болезни. Стиль взаимоотношений до недавних пор заключался в том, что пациент доверял врачу право принимать решения. Врач же “исключительно в интересах больного” поступал так, как считал нужным. Казалось, такой подход повышает эффективность лечения: пациент избавлен от сомнений и неуверенности, а врач полностью берет на себя заботу о нем. Врач не делился с больным своими сомнениями, скрывал от него неприятную правду.

Моделей общения врача и пациента несколько:

  • информационная (бесстрастный врач, полностью независимый пациент);
  • интерпретационная (убеждающий врач);
  • совещательная (доверие и взаимное согласие);
  • патерналистская (врач-опекун).

Для малообразованных людей больше подходит интерпретационная модель, для образованных людей, вникающих в суть проблем со здоровьем, - совещательная модель. Патерналистская модель, распространенная ранее, предполагает нарушение прав пациента и в наши дни не применяется, за исключением ситуаций, представляющих непосредственную угрозу жизни больного, когда речь идет об экстренной операции, реанимационных мероприятиях.

Однако доверие, основанное на слепой вере, следует отличать от доверия заслуженного. В настоящее время врач и пациент сотрудничают, делятся сомнениями, говорят друг другу правду, поровну делят ответственность за исход лечения (). Такое сотрудничество строится на поддержке, понимании, сочувствии, уважении друг к другу.

Одно из важнейших условий для установления взаимопонимания между врачом и пациентом - ощущение поддержки . Если больной осознает, что врач намерен помогать, а не заставлять, то он, вероятно, активнее будет участвовать в лечебном процессе. Когда врач проявляет понимание , человек уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании врача, и тот их обдумывает. Это чувство укрепляется, когда врач говорит: “Я Вас слышу и понимаю” - или выражает это взглядом или кивком головы. Уважение подразумевает признание ценности человека как личности. Особенно важно это на этапах сбора анамнеза (), когда врач знакомится с обстоятельствами жизни пациента. Сочувствие - ключ к установлению сотрудничества с пациентом. Нужно суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами. Важно понимать и учитывать внутреннюю картину заболевания - все то, что испытывает и переживает пациент, не только его местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах.

Строгих правил общения с пациентом нет, хотя во всем мире врачи пользуются общими принципами деонтологии (от греческого deon - должное и logos - учение) - профессиональной этики медицинских работников. Состояние душевного комфорта пациента - вот главный критерий деонтологии, тест на ее эффективность. Клятва, которая лишь условно называется гиппократовой, уходит корнями в очень далекое прошлое. Позднее она была оформлена как документ и содержала несколько основных требований к врачу, в частности:

  • сохранение врачебной тайны;
  • запрещение действий, способных причинить моральный или физический ущерб больному или его родственникам;
  • преданность профессии.

Любопытно, что в разных странах античная клятва оставалась практически неизменной на протяжении 17 веков. Претерпев у нас в стране несколько “редакций”, она лишь называлась по-разному - “Факультетское обещание” в дореволюционной России, “Присяга советского врача” - позднее.

Одним из наиболее важных в деятельности врача является запрещение действий, способных нанести вред больному, или принцип “не навреди” . Старейшее и, вероятно, самое главное положение медицинской этики в латинской формулировке звучит так: primum nоn nosere (“прежде всего - не навреди”). Любой врач, наверное, согласится с утверждением Е. Ламберта, что “есть больные, которым нельзя помочь, но нет таких, которым нельзя навредить”. Ведь известно, что, порой, лечение может быть тяжелее болезни. Речь идет о побочных действиях лекарств (подробнее об этом сказано в главе 2.6), негативных эффектах при одновременном применении большого числа препаратов (глава 2.7), о несоответствии между прогнозируемой пользой и возможным риском от медицинского вмешательства.

Но хороший врач - это не только профессионализм, энциклопедические знания, взвешенные решения и совершенное владение техникой медицинских манипуляций, но и умение говорить с больным.

Кстати, слово “врач” происходит от всем известного “врать”, которое, правда, в старину имело совсем другое значение - “говорить”, “заговаривать”. Наблюдения показывают, что опытные врачи большее внимание уделяют общению с пациентом, сбору анамнеза и физикальному обследованию, а данные инструментальных и лабораторных исследований ставят рангом ниже. Доказано, что правильный диагноз по данным анамнеза ставится у 45-50% больных, на основании опроса и физикальных методов обследования - у 80-85% больных. Лишь у 15-20% пациентов для постановки диагноза требуется углубленное лабораторное и инструментальное исследование.

К сожалению, навыками общения врачи овладевают “стихийно”, это приходит с годами и приобретенным опытом. Специально в медицинских вузах этому практически не обучают. Горько видеть, если врач пренебрегает беседой с пациентом, становясь слепым заложником лабораторно-инструментальной диагностики или безвольным исполнителем схем лечения и директив, спущенных сверху. Искусство беседы с больным, умение вести с пациентом диалог требует не только желания врача, но и, в определенной степени, таланта. Врач должен уметь не только слушать, но и слышать пациента.

Отметим еще один непреложный факт: беседа с пациентом должна идти “один на один”, присутствие третьих лиц исключается. Сведения о пациенте старше 15 лет не могут быть сообщены посторонним лицам и даже родственникам без его согласия. Сохранение врачебной тайны - это, как вы помните, одно из положений клятвы Гиппократа.

Согласно действующему законодательству (“Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан”), пациент имеет право получать информацию о своем здоровье, соглашаться на лечение или отказываться от него (положение об информированном согласии пациента), требовать и получать материальное возмещение при нанесении ущерба здоровью. Пациент должен быть осведомлен о характере болезни, существующем риске, перспективах и способах лечения, возможности и степени участия семьи в реализации лечебных программ. Врачу всегда сложно говорить о неблагоприятном прогнозе заболевания или большом риске какой-либо манипуляции. Человеку надо давать положительную информацию, настраивающую на перспективу пусть даже минимального улучшения. Ведь 60%-я вероятность неблагоприятного исхода операции одновременно означает 40%-ю вероятность выздоровления.

Врач, сообщая больному правду, должен внушить ему и надежду. Однако правду говорить необходимо: только взвесив все “за” и “против”, человек сможет согласиться или отказаться от предложенного лечения. Пациент имеет право знать, какие симптомы должны исчезнуть полностью, какие - частично, а какие останутся, и с их существованием необходимо будет смириться. Спокойные, вдумчивые, сочувственные слова врача, даже если тот сообщает о вероятностных и негарантированных результатах, могут обнадежить больного. Хочется процитировать Б. Сейгела: “Никогда нельзя говорить, что вы больше ничего не можете сделать, даже если единственное оставшееся у вас средство - быть рядом и помогать больному надеяться и молиться”.

Давно известно, что врачи могут воздействовать на болезнь без всяких лекарств. Авторитетное слово врача может оказывать влияние на самочувствие пациента: уверенность врача передается пациенту.

Однажды на даче, во время летнего отдыха, одного известного врача попросили осмотреть соседа, который почувствовал боль в левой части грудной клетки. Мысль о том, что это инфаркт, вызвала панический страх. Когда врач вошел в комнату пациента, тот лежал на диване. В его глазах просматривалась тревога, растерянность, морально он был готов к худшему. После нескольких детализирующих вопросов и осмотра врач отметил, что, вероятно, боль является симптомом обострения остеохондроза. По мере того, как доктор спокойно, с уверенностью в голосе, рассказывал о своих наблюдениях, самочувствие больного улучшалось на глазах. Прошла тревога, эмоциональная подавленность сменилась готовностью бороться за улучшение своего самочувствия. Осталось только некоторое болезненное ощущение.

Как сделать общение с пациентом максимально эффективным? Можно ли научить общению? Некоторые рекомендации уже прозвучали, еще несколько таких советов приведены ниже.

  • Попытайтесь узнать причины подсознательной тревоги пациента. Помогите разобраться в них, переводя проблему на уровень сознания.
  • Попробуйте дать пациенту конкретные инструкции о том, что делать, к чему стремиться, как себя вести.
  • Беседуя с пожилыми людьми, не напоминайте им о возрасте. Разговор должен быть неспешным, вопросы следует задавать конкретные, требующие однозначного ответа.
  • Постарайтесь избегать одних лишь устных советов, запишите рекомендации по режиму, диете, медикаментозной терапии на листе бумаги.
  • Попробуйте разъяснить необходимость ограничения, по возможности, контакта с разрушающими психику факторами (избыточная информационная нагрузка, стрессы и так далее).
  • Постарайтесь убедить пациента, что для сохранения и улучшения здоровья необходим комплексный подход, в том числе немедикаментозные меры. Свежий воздух, лес, солнце - вот лишь некоторые из факторов, способных повлиять на самочувствие.

Без сомнения, взаимоотношения врача и пациента многогранны. Это большой комплекс психологических и морально-этических проблем, с которыми врачу приходится постоянно сталкиваться. Порой возникают вопросы немедицинского характера. Например, известно, что медицина до сих пор находится в сложном финансовом положении. В государственных медицинских учреждениях зачастую не хватает лекарств, перевязочных материалов, оплата труда персонала низкая... И в то же время газеты и сайты пестрят объявлениями о так называемой рецептурной подработке для врачей, и потенциальный работодатель не скупится, указывая возможный заработок. Соблазн велик! А суть таких предложений проста: врач должен убедить, уговорить своего пациента купить препарат, а чаще - биологически активную добавку, за некое вознаграждение - процент от стоимости лекарства, который и будет составлять заработок врача. Принцип “больше продал - больше получил”, хоть и удачно вписывается в систему рыночных отношений, но, на наш взгляд, в медицине неприемлем - это тупиковый путь, ведущий к отказу пациента от лечения и понижению авторитета врача. Но есть и другой путь: применение новейшей информации, касающейся квалифицированной синонимической и аналоговой замены препаратов, а также использование современных лекарственных средств и форм (раздел 2.2.1), улучшающих самочувствие, здоровье и качество жизни пациентов, приводит к укреплению авторитета врача и, как следствие, росту его социального положения. Так не лучше ли оставаться в ладу со своей совестью и достигать материального благополучия честным путем?

Врач должен владеть тонким психологическим чутьем, и здесь необходима постоянная работа сознания. Успех в лечении возможен при сочетании доверительных человеческих отношений и научных достижений. А для этого технически оснащенный врач должен не только лечить, но и уметь разговаривать со своим пациентом.

Влияние слова врача на процесс выздоровления пациента. Влияние слова врача на процесс выздоровления пациента. Действительно трудно переоценить силу слова во взаимоотношениях врача и пациента. Неумение пациента наладить контакт с врачом столь так же опасно как нежелание врача установить эффективный контакт с любым пациентом.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ЛЕКЦИЯ 7. СЛОВО ВРАЧА, ОТКРОВЕННОСТЬ С БОЛЬНЫМ, ЯТРОГЕНИИ.

  1. Влияние слова врача на процесс выздоровления пациента.

Действительно, трудно переоценить силу слова во взаимоотношениях врача и пациента. Оно играет исключительно важную роль, действует поистине волшебно. Словом можно вызвать не только функциональные изменения в организме, но и убить человека в буквальном смысле. Слово может иметь огромное психотерапевтическое значение, и слово может вызвать тяжелую ятрогению. Значение слова врача в лечении больного хорошо понимали еще в древние времена и часто использовали это. Прошли века, много методов забыты, многие из них потеряли свое значение, а слово в его целебном значении осталось в арсенале наиболее эффективных лекарственных средств. Ведь каждый лечащий врач независимо от специальности, хочет он того или нет, занимается психотерапией. Вряд ли нужно доказывать, какое уважение и доверие чувствуют пациенты к врачу, владеющему методом словесного убеждения. Однако в устах умелого врача слово лечит, в устах небрежного - ранит. Сила словесного убеждения не может сравниться с действием даже самых эффективных медикаментозных средств. Однако пользоваться словом надо осторожно, доброжелательно. Необходимо знать, что, кому и когда говорить. При этом стоит учитывать психологические особенности личности больного, его состояние, диагноз заболевания, о которых уже говорилось ранее.

Коммуникативная компетентность является профессионально значимой характеристикой врача, медицинской сестры, психолога или социального работника. Однако, несмотря на то, что в условиях клиники пациент вынужден обращаться за помощью к врачу, коммуникативная компетентность важна для обеих сторон. Это связано с тем, что некомпетентность в общении хотя бы с одной стороны способна нарушить диагностический и лечебный процесс и не привести к желаемым результатам. Неумение пациента наладить контакт с врачом столь так же опасно, как нежелание врача установить эффективный контакт с любым пациентом.

Интерес участников диагностического и лечебного общения формируется, как правило, на негативном эмоциональном фоне, вызванном тем, что поводом для встречи врача и пациента становится проблема или симптом. Отрицательные эмоциональные переживания входят в структуру любой проблемы или симптома, поскольку они сигнализируют о неких отклонениях или нарушениях в деятельности личности или организма.

Мотивы обращения к врачу бывают разными. Во-первых, человек может быть нацелен на обследование у врача с целью «исключить наличие расстройств и заболеваний». Он рассчитывает подтвердить собственную версию о том, что симптом обусловлен какими-либо внешними причинами и не требует медицинского вмешательства. Во-вторых, мотивация может быть противоположной – «проявление симптомов и подтверждения диагноза заболевания».

  1. Понятие психологической установки и ее типы.

Важную роль в процессе взаимодействия медицинского работника и пациента играют восприятие и понимание участников коммуникации друг друга. На эти процессы влияет, прежде всего, психологическая установка. Различают три типа установки на восприятие человека человеком: позитивная, негативная и адекватная.

При положительной установке происходит переоценка положительных качеств и способностей человека, что проявляется в повышенной степени доверия данному лицу, готовность принять на веру все его советы и разделить взгляды на то, что происходит. Часто позитивная установка на того или иного врача связана с мнением окружающих, его профессиональным статусом (профессор, врач высшей категории, народный целитель и др.).

Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека. Это выражается в недоверчивости, подозрительности.

Адекватная установка принимает во внимание возможность совмещения в одном человеке положительных и отрицательных качеств и свойств («Хирург-грубиян, но руки – золотые»).

Известны типичные искажения (эффекты) представлений о другом человеке, формирующихся под воздействием различных факторов.

  1. Эффект «ореола» характеризуется формированием мнения о личных свойствах и качествах человека на основании общих впечатлений о нем. Так, квалификация врача может восприниматься пациентом в зависимости от его "солидных манер", использование в языке научных терминов, которые фактически не могут быть признаками оценки его профессиональных знаний и умений.
  2. Эффект «последовательности» выводит зависимость суждений о человеке от сведений, предъявленных о нем в первую очередь. В рамках клинической психологии восприятие врача нередко строится на основании тех сведений, которые были получены пациентом, например, от соседей по палате.
  3. «Плацебо-эффект». Известно, что позитивная установка может быть связана с некоторыми внешними факторами. Так, она может быть обусловлена размеренной манерой врача говорить, неторопливо делать обход или манипуляции. Во время оценивания эффективности действия тех или иных лечебных препаратов позитивная установка основывается, иногда, на стоимости препарата («дорогостоящий - значит эффективный»), оформлении его упаковки, цвета и консистенции таблеток и др. На таком психологическом механизме построен так называемый «плацебо-эффект». Плацебо - это лекарства-пустышки, которые не имеют действующего вещества способного оказать терапевтический эффект. При назначении его в сопровождении с соответствующими инструкциями для формирования положительной психологической установки результаты терапии оказываются существенными даже по сравнению с подобным по форме, виду и консистенции лекарственным препаратом.
  4. Конфликты в системе врач-пациент.

Барьеры, которые иногда могут возникать при взаимодействии врача с пациентом, вызывают немало конфликтов.

Суть конфликтов в системе врач (медицинский работник) - пациент заключается в столкновении мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и ожиданий участников взаимодействия.

Л. Коузер распределяет конфликты на реалистичные (предметные) и нереалистичные (беспредметные).

Реалистические конфликты вызваны недовольством требований и ожиданий участников, а также несправедливым, по их мнению, распределением каких-либо обязанностей, преимуществ и направлены на достижение конкретных результатов. Такой тип конфликта часто связан с несовпадением ожиданий пациента с реальностью. Поводом может быть: неправильное представление о должном поведении медицинского персонала (грубость, дерзость), проведение процедур (нерегулярность, непунктуальность, халатность), санитарно-гигиенические условия пребывания в стационаре (грязь, шум, запах), неправильную диагностику или неправильное назначение терапии.

Нереалистичные конфликты имеют целью открытое выражение негативных эмоций, накопившихся обид враждебности, когда острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью. Данный конфликт нередко обусловлен предвзятым отношением пациента к медицинской службе в целом или к отдельному врачу в частности.

Важной стороной взаимодействия медицинского работника и пациента есть этика и деонтология - учение о моральных основах поведения человека, в том числе в условиях диагностического и лечебного взаимодействия. Кроме них, важнейшими считаются проблемы: врачебной тайны, эвтаназии, сообщение пациенту правильного диагноза его заболевания, патернализма, реконструкции личности при психотерапии и др.

Квалификация врача содержит в себе, как минимум, два качества. Во-первых, это уровень знаний и навыков, которыми обладает он; во-вторых, использование им в профессиональной деятельности моральных принципов. Ни в какой другой специальности нет такой взаимообусловленности этических и профессиональных качеств человека.

  1. Виды общения в системе врач-пациент.

Выделяют такие виды общения (С. И. Самыгин, Л.Д. Столяренко):

«Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, сопереживания и др.) - набор жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции и отношение к собеседнику. В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он оказывается в случаях малой заинтересованности врача или пациента в результатах взаимодействия. Это может происходить, например, при проведении обязательного профилактического осмотра, в котором пациент чувствует себя несамостоятельным, а врач не имеет необходимых данных для проведения объективного и всестороннего обследования и вынесения обоснованного заключения.

Примитивное общение может происходить в рамках манипулятивного общения врача и пациента в случаях, когда целью обращения к врачу становится получение каких-либо дивидендов (листка нетрудоспособности, справки, формального экспертного заключения и др.). С другой стороны, формирование примитивного вида общения может происходить по желанию врача - в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть благополучие врача (например, руководитель). Интерес к участнику контакта в подобных случаях пропадает сразу после получения желаемого результата.

Формально-ролевое общение, когда регламентированными оказываются и содержание, и средство общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Подобный выбор вида общения со стороны врача может быть обусловлен профессиональной перегрузкой (например, у участкового врача на приеме).

Деловое общение - это общение, учитывающее особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные различия. При общении врача с пациентом такой вид взаимодействия становится неровным. Врач рассматривает проблемы больного с позиции собственных знаний и склонен директивно принимать решения без согласования с другим участником общения и заинтересованным лицом.

Манипулятивное общение так же, как и примитивное, направленное на выгоду от собеседника с использованием специальных приемов. В медицине известен способ, названный «иппохондризацией пациента». Суть его заключается в подъеме заключения врача о состоянии здоровья пациента в русле явного преувеличения веса выявленных нарушений.

Основным видом общения врача с пациентами была, есть и остается беседа, которая несет диалогическую функцию при сборе анамнеза. Она подчиняется определенным характеристикам.

Семь основных аспектов беседы:

  1. уважение личности пациента;
  2. предоставление пациенту психологической поддержки в трудных ситуациях;
  3. предоставление ему необходимой информации о состоянии здоровья и предлагаемых медицинских мероприятий);
  4. возможность выбора из альтернативных вариантов;
  5. самостоятельность пациента в принятии решений;
  6. возможность осуществления контроля за ходом исследования и лечения (со стороны пациента);
  7. включение пациента в процесс оказания ему медицинской помощи («терапевтическое сотрудничество»).

Построение терапевтического сотрудничества начинается уже на этапе беседы врача с пациентом, которая должна строиться, несмотря на такие психологические условия: изучение проблемы пациента закончить кратким резюме, в котором сформулировать эту проблему или жалобы, чтобы удостовериться, насколько правильно его поняли. Часто пациент при этом вносит весьма существенные дополнения или уточняет симптомы, обстоятельства, которыми он взволнован;

чтобы предотвратить недовольство пациента, нужно обязательно уточнить, что он ожидает от врача в отношении решения его проблемы. Иногда для этого достаточно объяснить пациенту, почему его беспокоят те или иные симптомы, насколько опасно его заболевание для жизни, оценить его прогноз. В других случаях пациенту необходимо, чтобы его состояние правильно оценивали его родные, и для него очень важно, чтобы врач переговорил с родственниками и тем обеспечил ему существенную психологическую поддержку;

для получения сведений во время беседы с пациентом и выяснения жалоб и анамнеза заболевания важно предоставить ему инициативу в разговоре, что создаст атмосферу доверия и улучшит контакт с пациентом.

  1. Приемы построения разговора с пациентом.

Задача врача сводится в направлении разговора в нужное русло, уточнении, детализации жалоб. К приемам, которые позволяют правильно строить разговор с пациентом для получения наибольшей информации, относятся: поощрения, рефлексия, объяснения, сопереживание, конфронтация, интерпретация и выяснения переживаний пациента.

Поощрение. Этот прием заключается в том, что врач своей мимикой, поведением, словами побуждает пациента сообщить больше, не конкретизируя сказанное.

Рефлексия. Повторяя слова, сказанные больным, врач побуждает его сообщить дополнительные подробности.

Объяснение. Иногда слова пациента и ассоциации, которые описываются ним, носят неконкретный характер. И если врачу сложно понять их суть, он может попросить пациента их уточнить.

Сопереживание. Врач словами, мимикой, поведением (может предложить пациенту воды, подать платочек, если он плачет) должен выражать свое сочувствие больному, его проблемам. Если во время беседы с врачом пациент излагает информацию, которая его смущает, которую он скрывает от других, врачу следует вести себя так, чтобы пациент смог почувствовать себя спокойнее и продолжить беседу. Эта информация иногда может сыграть решающую роль в понимании причины заболевания и планировании лечения.

Конфронтация (противопоставление). Если рассказ пациента или оценка им своих жалоб непоследовательны, то врач обращает на это внимание, выделяет и уточняет эти моменты.

Интерпретация (толкование). Врач делает выводы из слов пациента, чтобы уточнить, правильно ли он его понял.

Выяснение переживаний пациента. Кроме выяснения конкретных жалоб пациента, можно уточнить, как он относится к тому, или иному симптому или событию. Если пациент почувствует, что вы интересуетесь его чувствами так же, как и фактами, то он сможет сообщить полезную дополнительную информацию.

Сочувствие, сопереживание, терпимость - эти качества врача, как правило, оцениваются пациентом на одном уровне или выше, чем профессиональные. Взаимоотношения с больным углубляются, врач становится помощником в интенсивной работе пациента над его внутренним миром.

На заключительном этапе врач вновь усиливает свою активность, и даже директивность в испытании и закреплении пациентом новых способов переживания и поведения.

Для эффективной реализации любых внушений необходимы:

  1. Глубокий контакт с больным, приобретаемый не только в процессе общения, но и многостороннего использования материалов самооценок больного;
  2. Клинический анализ, ознакомление с социально-психологическим портретом пациента;
  3. Отдельные психотерапевтические методы и приёмы в процессе перестройки системы отношений личности;
  4. Изменение отношения не только к конфликтным переживаниям, но и к конкретным текущим житейским ситуациям;
  5. Координация личных и общественных интересов, нормализация межличностных отношений, взаимодействия с семьёй, людьми, обществом.

Основные принципы простого психотерапевтического лечения:

  1. Не переубеждать пациента в том, что «у него не могут быть те признаки, на которые он жалуется», а наоборот, ободряюще и понятно объяснить ему механизм возникновения этих признаков.
  2. При объяснении использовать легко понятные примеры из повседневной жизни.
  3. Подводить больного к решению конфликтной ситуации так, чтобы он сам, без подсказок и видимой помощи, но всё-таки незаметно руководимый, решил их.
  4. Проводить внимательное воздействие на личность пациента, прежде всего, в том смысле, чтобы вселить уверенность, что у него нет серьёзного заболевания, а всего лишь функциональное нарушение.
  5. Там, где это необходимо, привлекать к решению участвующих лиц, например, жену, детей, родственников, сотрудников и т.д.
  6. При необходимости направлять к психиатру.
  7. Не допускать ятропсихогений.

Ятропсихогения - это не кратковременная реакция больного на неправильное высказывание или действие врача, а зафиксированное невротическое расстройство, имеющее обычно истинные причины в личности пациента и характере их отношений с врачом. Она представляет своего рода отрицательный плацебо-эффект, связанный с определёнными ожиданиями, опасениями и установками пациента в отношении болезни, врача и лечения.

Ятропсихогению могут вызвать:

  • Отсутствие доверительного контакта
  • Промахи в речи врача, особенно при первой встрече
  • Необоснованное употребление медицинской терминологии.

За многие века пациенты приучили врачей соблюдать обязательный ритуал: выписывать рецепт. Врачи знают, что зачастую один лишь бланк рецепта действует сильнее, чем прописанное лекарство, именно он может помочь больному избавиться от мучений. Лекарства обязательны не во всех случаях, а вера в выздоровление необходима всегда. Поэтому врач может выписать плацебо, когда поддержка и подбадривание принесут больше пользы больному, чем самые знаменитые и дорогие пилюли.

Плацебо - это имитация лекарства, безвредные таблетки молочного сахара, расфасованные и упакованные так же, как настоящее лекарство.

Исследования показали, что 90% людей, обращающихся за помощью к врачам, страдают от недомоганий, подвластных целительным силам организма. Врач видит, что его опыт и поддержка важнее прописанных лекарств, и он старается не мешать естественному процессу выздоровления. Чтобы пациенту было спокойнее и для некоторого терапевтического воздействия, врач может назначить плацебо.

Плацебо, следовательно, не столько таблетка, сколько процесс от зарождения веры во врача до полного включения в работу иммунной системы организма и всех его защитных сил. Процесс этот происходит не потому, что таблетка обладает каким-то магическим действием, а потому, что человеческий организм - лучший лекарь и аптекарь: самые удачные рецепты он «выписывает» себе сам.

Если пациент знает, что ему дают плацебо, то оно не окажет никакого физиологического эффекта. Это лишний раз подтверждает: организм человека способен трансформировать надежду на выздоровление в осязаемые биохимические изменения.

Плацебо доказывает, что нельзя разделять психику и физиологию. Болезнь может поразить психику и повлиять на физическое состояние, или, наоборот, ухудшение физического состояния отразится на психическом равновесии.

Но плацебо эффективно не всегда. Считается, что успех применения плацебо прямо зависит от взаимоотношений врача и пациента.

Как доктор относится к больному; может ли он убедить пациента, что серьёзно воспринимает его заболевание; Есть ли доверие и взаимопонимание - всё это существенно не только для лечения, но и значительно усиливает действие плацебо. Когда нет хороших человеческих взаимоотношений между врачом и пациентом, применять плацебо бесполезно. В этом смысле врач является, пожалуй, самой важной фигурой в процессе под названием «плацебо».

Самая серьёзная проблема в наше время - это влияние на здоровье стресса. Нас угнетает не обилие идей, разногласий, мнений, а неумение разобраться, отделить важное от второстепенного. Мы страдаем от избытка информации, которую просто не в состоянии усвоить. В результате - хаос и неразбериха, множество сильных ощущений и недостаток настоящих чувств. «Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь, распинаться перед тем, что не любишь, радоваться тому, что приносит тебе несчастье. Наша нервная система не пустой звук, не выдумка. Она - состоящее из волокон физическое тело. Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас, как зубы во рту. Её нельзя без конца насиловать безнаказанно» (Б. Пастернак «Доктор Живаго»). С этой точки зрения сомнительно, что плацебо (или какое- то другое лекарство) окажет эффект, если не будет у человека страстного стремления жить. Воля к жизни - окно в будущее. Она настраивает пациента на восприятие лечения.

Деонтология – совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей. В более узком смысле Деонтологией стали называть профессиональную этику медиков: соблюдение врачебного этикета, нравственные отношения «врач-врач, врач-пациент» и т. п.

Медицинская деонтология включает в себя:

  1. Вопросы соблюдения врачебной тайны
  2. Меры ответственности за жизнь и здоровье больных
  3. Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе
  4. Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками
  5. Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации:
  • интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны;
  • интимная связь с бывшим пациентом может в определенных ситуациях признаваться неэтичной;
  • вопрос об интимных отношениях между врачом и пациентом следует включить в программу обучения всех медицинских работников;
  • врачи должны непременно докладывать о нарушении врачебной этики своими коллегами.

Биоэтика (от др.-греч.  – жизнь и  — этика, наука о нравственности) - учение о нравствен ной стороне деятельности человека в медицине и биологии.

В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.

В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включенных в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.

5. Реализация этических начал в медицине включает:

  • информирование пациента о его правах;
  • информирование пациента о состоянии его здоровья;
  • гуманнее отношение к пациенту;
  • уважение человеческого достоинства пациента;
  • недопущение морального и физического ущерба пациенту (не навреди);
  • уважение права пациента на проведение медицинского вмешательства или отказа от него;
  • уважение автономии пациента;
  • уважение права пациента на качественную и своевременную медицинскую помощь;
  • проявление бережного отношения к умирающему больному (дистрибутивная справедливость);
  • хранение профессиональной тайны;
  • поддержание на высоком уровне своей профессиональной компетентности;
  • защиту пациента от некомпетентного медицинского вмешательства;
  • поддержание уважения к своей профессии;
  • уважительное отношение к своим коллегам;

уровнем эмпатии, которые имели контакт в течение двух недель с больными, положительное отношение к больным возросло по сравнению с первым впечатлением, в то время как у 50% низкоэмпатичных отношение не менялось, либо наблюдалось ухудшение отношения к больному (Василькова, 2000).

  1. Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов.

Это модели врачевания, основанные на специфике клинического состояния больного, т.е. модель острого, хронического и терминального состояния (инженерная (техническая), пасторская, коллегиальная, контрактная и договорная модели отношения врачей и пациентов по Р. Витчу). К ним относятся принципы современной биоэтики:

  • Принцип «делай благо!» - категория блага в контексте различных форм оказания медицинской помощи, нравственная миссия медицины. Цели врачевания. Содержание блага врачевания с точки зрения врача и пациента.
  • Принцип «не навреди!» - ответственность за бездействие и за неправильные действия. Намеренные и ненамеренные последствия действия. Прямой и косвенный вред. Правило двойного эффекта. Классификация разновидностей "вреда", вызываемого действием врача. Различные формы злоупотребления со стороны врачей в отношении пациента. Проблема ятрогений. Правило пропорциональности цели и средств.
  • Принцип уважения автономии личности (автономия личности и автономия действия; автономия как свобода выбора и свобода действия, рациональность действия автономии).

Уважение автономии пациента:

  • получение согласия на медицинское вмешательство;
  • уважение права отказа от получения медицинской помощи;
  • обеспечение возможности выбора из альтернативных методов лечения ("терапевтическое сотрудничество" врачей и пациентов);
  • традиционный медицинский патернализм, «суррогатное» принятие решения и его правила.
  • Принцип справедливости. Аристотелевская формула справедливости. Справедливость создания и справедливость распределения (дистрибутивная справедливость). Проблема справедливости в русской философской тр адиции (Вл. Соловьев, Ив. Ильин). Современные теории справедливости (Дж. Ролус, Р. Нозик).
  1. Основные правила биомедицинской этики
  2. Правило добровольного информированного согласия в клинической и исследовательской практике . Элементы информированного согласия; компетентность пациента и испытуемого; понимание им информации; добровольность информирования и ее нарушения (принуждение, манипуляция, убеждение). Добровольность в принятии решения. Понятие компетентного и некомпетентного больного. Право пациента на отказ от медицинского вмешательства. «Суррогатное согласие» для некомпетентного пациента. Информированное согласие некомпетентных пациентов.
  3. Правило конфиденциальности - врачебная тайна. Клятва Гиппократа и обещание сохранения врачебной тайны. Этические аспекты проблемы конфиденциальности в современной медицине. «Естественная», «обещанная» и «профессиональная» тайна. Правило конфиденциальности в условиях специализации и компьютеризации современной медицины. Правила работы с историями болезни. Конфиденциальность и общение с родственниками больного. Анонимность медицинской информации в научных демонстрациях й публикациях. Ответственность медиков за нарушение принципа конфиденциальности. Допустимые ограничения конфиденциальности.
  4. Правило правдивости. Право, долг, возможность и целесообразность всегда быть правдивым в отношениях врачей с пациентами. Правдивость и инкурабельные больные. «Святая ложь». Плацебо. Право пациента на получение правдивой информации.
  5. Правило уважения неприкосновенности частной жизни. Признание впечатление, если размышляет вслух, говорит больному обо всех возможных диагнозах, оставляет больного вследствие размышлений без лечения.

Л. А. Цветкова (1994) показала, что дам неуспешных врачей характерны следующие отрицательные особенности: низкая эмпатийность, заниженное отношение к людям как ценности, отрицательная направленность интеракции, игнорирование психологического состояния пациента, отсутствие отношения к пациенту как активному соучастнику лечения, отсутствие готовности прийти на помощь.

3. Ятрогения (от греч. iatros  врач, gennao  делать),  это такой способ обследования, лечения и проведения профилактических мероприятий, в результате которого врач причиняет вред здоровью больного.

Врач должен ответственно относиться к своим словам, которые не должны приводить к возникновению у людей психической ятрогении или психогении, неосторожными высказываниями или поведением медицинских работников, которые создают у больного представление о наличии у него какого-либо заболевания или особой тяжести болезни. Психогения означает психогенный механизм травматизации психического состояния человека, либо усугубления течения имеющегося заболевания, либо приводящей к заболеванию, обусловленному внешними влияниями и впечатлениями в результате неправильно проводимого медицинского просвещения, профилактических обследований и выявления симптомов различных заболеваний. Например, сказанная врачом фраза «это наследственное» вызывает у больного безнадежность, опасение, что и других членов семьи постигнет то же самое. Поэтому Карл Краус афористически выразил это так: «Наиболее распространенным заболеванием является диагноз». Иногда источником ятрогении бывают неясные высказывания врача. Присоединение ятрогении осложняет течение основной болезни, повышает вероятность развития новых, внутрибольничных заболеваний.

Расс тройства здоровья, возникающие в результате воздействия на пациента слов и действий врача, были известны уже медикам древности. Однако термин «ятрогения» получил широкое распространение лишь после опубликования в 1925 г. работы немецкого психиатра Бумке «Врач как причина душевных расстройств». Многие специалисты, особенно за рубежом, относят к ятрогениям нарушения, возникающие в результате не только неосторожных слов, но и любых действий врача (от осложнений неправильно проведенной манипуляции или процедуры до возникновения так называемой лекарственной болезни), т.е. любые отрицательные последствия медицинского вмешательства.

4. Медицинская этика (медицинская деонтология) раздел этики, изучающий проблему взаимоотношений медицинских работников с пациентами и коллегами.

Профессиональная этика  это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека. Считается, что основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ (Клятва Гиппократа).

Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного. Для замены понятия «врачебная этика», выдающийся хирург Н. Н. Петров, в 1944 г., ввел в русский язык термин «медицинская деонтология» (deon - долг; logos - наука, учение), распространив ее принципы на деятельность медицинских сестер. Теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов.

Предмет исследования деонтологии объемнее предмета этики, поскольку, наряду с изучением собственно морали, занимается исследованием и регламентацией взаимоотношений врача с обществом (государством), с больными и их родственниками, с другими врачами и медработниками.

неприкосновенности частной жизни как основы уважения человеческого достоинства пациентов и испытуемых медико-биологических экспериментов. Конфликты общественных и личных интересов и ценностей в связи с проблемой неприкосновенности частной жизни.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

5585. Помощь психически больным и их лечение. Стратегия помощи психически больным 25.31 KB
Способность понять и оценить проблемы целенаправленной и всесторонней помощи, в которой нуждаются психически больные; знание положения о психиатрической помощи в ФРГ и ее наиболее серьезных недостатков; знание основ новой организации психиатрической и психотерапевтической помощи.
7736. ОБЩЕНИЕ И МАНЕРА ПОВЕДЕНИЯ ВРАЧА 30.06 KB
Психологические аспекты общения врача и пациента. Социально-психологический портрет личности врача. Известно что профессия врача имеет определенные психологические особенности. Психологизация труда врачей связана также с индивидуальными особенностями как пациентов так и самого врача с его личными качествами опытом авторитетом.
2875. Иларион Киевский. Слово о законе и благодати. Похвала князю Владимиру 25.41 KB
Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона представляет собой интереснейший памятник отечественной религиознофилософской мысли т. Жданов обратил внимание на противопоставление Иларионом Нового Завета Ветхому как Благодати Закону и русской Церкви Византии. Кожинов попытался иначе интерпретировать мнение митрополита Илариона считая что весь пафос Слова направлен против Хазарского каганата.
1171. Лингвокультурологическая энциклопедия слова «товарищ». Русское слово в пространстве российской культуры 5.72 MB
Мир слов, окружающий нас, яркий, разнообразный, постоянно меняющийся. Нам сложно сейчас представить нашу жизнь без слова. Лев Успенский считает, что «всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими
4991. Вопросы медицинской этики в Записках врача В.Вересаева 13.99 KB
Записки врача это автобиография написанная от первого лица. Врачебное сообщество в массе своей не одобрило Записки врача Вересаева. О праве врача на клинический эксперимент нововведения О целесообразности публикации Записок Начиная с поступления на медицинский факультет а особенно в клинике перед героем Записок становились вопросы касающиеся медицинской этики которые не освещались классической врачебной этикой того времени.
20228. Разработка модуля для автоматизации работы школьного врача предприятия МОУ СОШ №2 г. Катав-Ивановска 362.85 KB
Используя диаграмму прецедентов и классификацию субъектов определить типы пользователей системы и для каждого типа пользователя определить доступные ему операции над объектами (т.е. описать какой пользователь какую информацию может просматривать, менять, удалять и при каких ограничениях).

Любая поступающая к “слушающему” информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки с целью их частичного или полного изменения. Принято выделять два типа коммуникативного воздействия - авторитарный и диалогический, различающиеся характером психологической установки, возникающей у “говорящего” по отношению к “слушающему”. В большинстве случаев установка не осознается автором сообщения, однако определяет стиль его коммуникативного воздействия. В случае авторитарного воздействия это - позиция “сверху”, в случае диалогического - “рядом”. Как врач, так и пациент могут занимать в диалоге позиции “сверху”, “рядом”, “снизу” - это зависит от типа лечебного учреждения, взаимоотношений медицинского персонала между собой, индивидуальных особенностей общающихся.

В случае равноправной установки оба партнера воспринимаются как активные участники коммуникативного процесса, имеющие право отстаивать или формировать в процессе общения собственное мнение.

При авторитарном воздействии “говорящий” предполагает подчиненное положение “слушающего”, воспринимает его как пассивный объект воздействия, без учета его особенностей. Например, врач в данном случае полагает, что пациент должен внимать и некритически впитывать информацию, что у пациента нет устойчивого мнения по определенному вопросу, а если и есть, он может изменить его в нужном врачу направлении.

Манипулирование пациентом в процессе передачи информации, с одной стороны, противоречит принципам и этическим нормам но, с другой стороны, является основной формой воздействия на пациента в наших лечебно-профилактических учреждениях.

Это связано с традиционной моделью взаимоотношений медицинских работников с пациентами в нашей стране, незнанием законодательных актов и нежеланием основной массы работающих врачей внедрять их в практику

Так каким же образом врач может стремиться к достижению взаимопонимания в беседе с пациентом? В частности, исследования Susan E.Brennan показывают, что лексический консенсус, или lexical entrainment (понятие предложено S. Brennan) достигается, если говорящий использует в беседе те паттерны, применение которых во время предыдущих встреч помогало найти общий язык, даже если в данном случае можно было выразить свою мысль гораздо проще и яснее.

В данном контексте особое значение приобретает первая встреча врача с пациентом, результат которой зависит от ее установки на достижение взаимопонимания. Именно принятый врачом при первой встрече стиль общения в дальнейшем определит конструктивность общения в целом.

Влияние врача на самосознание больного

Задачей терапии с точки зрения влияния врача на самосознание больного является улучшение его способности к сознательному целенаправленному управления психической саморегуляцией, активному противодействию болезни.

Врач как педагог при общении с пациентом наиболее полно реализует принцип "исцеление через осознание" и то известное многим клиницистам положение, что больного часто надо не только лечить, но ещё и учить и воспитывать.

Учить – означает прибавить человеку знаний, которые избавляют от большого масштаба переживаний, высокого уровня тревоги и чувства страха.

Воспитание предусматривает многократное, терпеливое, доброжелательное повторение ряда положений, с помощью которых дольные избавляются от слабостей, ошибок, вредных привычек, от предрассудков, тенденциозности, предубеждений и суеверий.

Роль и значение педагогической психотерапии были отмечены ещё В.М. Бехтеревым. В.Н. Мясищев, его ученики и последователи успешно применяли и применяют этот метод на практике.

Педагогическая психотерапия является естественным продолжением рациональной психотерапии, отвечая полностью современным задачам психоневрологической и соматической клиник. Она стимулирует гибкость и оперативность клинического мышления врачей, обогащает принципы комплексной психотерапии, позволяя в форме индивидуальной или коллективной психотерапии решать самые актуальные вопросы интенсивного лечения и профилактики.

С помощью этого метода, который может успешно применяться в лечебном учреждении любого профиля, решаются следующие задачи:

─ Избавление больных от неведения и ошибок суждения

─ Коррекция большого масштаба переживаний, высокого уровня тревоги и чувства страха

─ Обоснование и внушение оптимистической лечебной перспективы

─ Социальное активирование заболевшей личности

Во время сеансов педагогической психотерапии практикуются взаимное ободрение и поощрение к выздоровлению, использование так называемого "психотерапевтического зеркала", анонимное обсуждение рисунка поведения переживаний больных, соучастие, сопереживание и доброжелательное стимулирование.

В настоящих условиях врач должен быть непременно психологом потому, что это позволит ему точнее ориентироваться в характерологии, личностных реакциях людей, поможет изучить особенности мышления пациента, а также выяснить его морально-этические и социальные установки. Врач должен быть ещё и педагогом, свободно владеющим дидактикой, потому что многие положения психогигиены требуют от людей устойчивых навыков, выполнения обязательных правил, рекомендаций, без которых эта деятельность становится абстрактной и даже эфемерной. Культура людей формируется и достигает больших высот только тогда, когда объединяются 4 следующих аспекта: воспитание, обучение, знание и постоянное совершенствование личности. Воспитание опирается на преемственность человеческого опыта, который развивается и совершенствуется от поколения к поколению. Врач, занимающийся врачебной педагогикой, постоянно использует коллективный опыт и в плане своей профессии, и в области смежных наук.

Для успешной работы в области врачебной педагогики, психогигиены, психопрофилактики и психотерапии необходимо воспитать в себе некоторые профессионально важные качества личности:

─ Умение отдавать себя людям, сохраняя при этом доброжелательность, соучастие, искреннее быть полезным, чувство человеческого достоинства;

─ Быть великодушным, снисходительным, готовым к спокойному повторению фундаментальных положений (воспитание-это спокойное, многократное, доброжелательное повторение);

─ Занимать позицию незаметного руководителя и заметного помощника, избегать менторства, поучительного тона, начетничества, помнить и выполнять правило: "Помогая, не унижайте";

─ Быть всегда и во всём пунктуальным, так как волевые качества личности начинаются с пунктуальности. Воля формируется через преодоление трудностей, и поэтому надо научиться радоваться трудностям, препятствиям, не избегать их, а встречать и преодолевать.

─ Быть добрым, снисходительным, уметь прощать бестактность в словах и действиях больных, ибо доброта нужна для души, точно так же, как и здоровье для тела.

─ Быть по-хорошему недовольным собой, совершенствовать себя, свои знания, свои характерологические качества, неустанно находить новые, более эффективные пути в своей работе.

─ Делиться своим опытом с коллегами. Уметь слушать, развивать в себе не только речь, но и "искусство молчания".

Сеансы врачебной педагогики – это, конечно, не просто лекции, занятия, просветительные беседы врача с больными. Это синтез упомянутых выше форм общения врача, психолога и педагога со слушателями. Это такое высокоэмоциональное и интеллектуальное общение, когда внимание слушателя захватывается целиком, так как сообщаются такие сведения, которые жизненно необходимы.

Основой хорошей сопротивляемости болезни, по мнению Н.И. Рейнвальда (1978), являются не сами по себе свойства организма, нервной системы, а их конкретное преломление в присущих данной личности потребностях, стремлениях и в побуждаемой ими деятельности. Активная жизненная позиция и, сответственно, интенсивное противодействие болезни, как правило, основаны на учёте интересов общества. Пациенты, для которых характерны значительные социальные интересы, активно взаимодействуют с врачом в процессе лечения. При их отсутствии перед врачом, параллельно с лечебными, встают и медико-педагогические проблемы. Важнейшей предпосылкой успешного лечения является выработка сознательной мотивации на активное преодоление болезни.

Многие исследователи рассматривали различные аспекты проблемы "личность и болезнь", выдвигая понятия, связанные с эмоционально-личностным реагированием пациента на заболевание: "переживание болезни". При этом Е.А. Шевалев в понятие "переживание болезни" включал отношения к самому себе, к своему болезненному состоянию, к окружающим, к той форме деятельности, которая была до болезни и так или иначе изменилась в связи в ней.

Проблема "больной-болезнь", познание больным своей болезни представляет большой интерес, однако при этом нельзя не учитывать влияния психогенных факторов, эмоционального состояния больного, постоянную взаимную индукцию больных, обсуждающих каждый симптом и болезни друг друга, возможные осложнения, характер лечения, прогноз и т.д. На формирование оценки болезни оказывают влияние контакт с тяжелобольными, сведения, почерпнутые из бесед с родными и знакомыми, с персоналом и другими лицами. Нередко при этом больные тенденциозно интерпретируют "случаи из практики", сведения, полученные из научно-популярных фильмов и журнала "Здоровье". Отрицательное влияние оказывают и больничные условия, своеобразная изоляция от привычной социальной среды, отрыв от трудовой деятельности, нарушение прежних контактов с семьёй, различные жизненные впечатления.