«Менины» Веласкеса. О картине с двойным дном. О чем говорит мне эта картина? «Менины» Диего Веласкеса




Менины (или семья Филиппа IV) - Диего Веласкес. 1656. Холст, масло. 318 х 276 см



Наверное, «Менины» - это наиболее известная и узнаваемая картина художника, которую знают практически все. Это крупное полотно - одно из лучших произведений художника. Оно отличается виртуозным мастерством исполнения и интересным сюжетом, а также некоторыми необычными приемами, которые выделяют ее среди множества подобных портретов представителей правящих классов.

Картина впечатляет своими масштабами и многоплановостью. Во-первых, это очень крупное полотно, а во-вторых, для расширения пространства в нем использовалось сразу несколько мастерских художественных приемов. Художник разместил персонажей в просторной комнате, на заднем плане которой видна дверь со стоящим на освещенных ступеньках господином в черной одежде. Это сразу указывает на наличие за пределами комнаты еще одного пространства, визуально расширяя ее размеры, лишая двухмерности.

Все изображение немного смещено в сторону из-за полотна, обращенного к нам задней стороной. Слегка отстранясь назад, перед полотном стоит художник - это сам Веласкес. Они пишет картину, но не ту, которую мы видим перед собой, так как основные персонажи обращены к нам лицом. Это уже три разных плана. Но и этого показалось мало мастеру и он добавил зеркало, в котором отражается царственная чета - король Испании Филипп IV и его супруга Марианна. Они с любовью смотрят на свое единственное на тот момент дитя - инфанту Маргариту.

Хотя картина называется «Менины», то есть фрейлины при испанском королевском дворе, центром изображения оказывается маленькая принцесса, надежда всего рода испанских Габсбургов на то время. Пятилетняя Маргарита не по возрасту спокойна, самоуверенна и даже надменна. Они без малейшего волнения и изменения выражения лица взирает на окружающих, а ее крохотное детское тельце буквально заковано в жесткий панцирь пышного придворного туалета. Ее не смущают знатные дамы - ее менины - присевшие перед ней в глубоком поклоне согласно суровому этикету, принятому при испанском дворе. Ее даже не интересует дворцовая карлица и шут, положивший ногу на лежащую на переднем плане большую собаку. Эта маленькая девочка держится со всем возможным величием, олицетворяя собой многовековую испанскую монархию.

Картина написана в приятных серебристых тонах без кричащих красок. Дальний план комнаты словно растворяется в легкой сероватой дымке, зато все детали сложного наряда маленькой Маргариты выписаны с мельчайшими подробностями. Не забыл художник и себя. Перед нами предстает импозантный мужчина средних лет, с пышными вьющимися локонами, в черной шелковой одежде и с крестом Сант-Яго на груди. Из-за этого символа отличия, которое мог получить только чистокровный испанец без капли примеси еврейской или мавританской крови, возникла небольшая легенда. Так как крест художник получил только через три года после написания полотна, считается, что его дорисовал сам король .

При близком рассмотрении полотна удивляешься количеству использованных в работе художественных приемов. Для написания лиц использовались тончайшие лессировки, при которых краски накладывались тончайшими полупрозрачными слоями. Детали одежды же, наоборот, выписаны мелкими изящными мазками. Они удивительно точно передают фактуру кружевов и бархата, тончайшее шитье и сложную текстуру платья инфанты. Окружение же словно выполнено акварелью или пастелью, растворяясь в легчайшей расплывчатой атмосфере.

Одна из самых известных картин мастера находится в музее Прадо, где она до сих пор привлекает пристальные взгляды множества посетителей.

Сюжет картины: однажды Диего писал портрет испанского короля Филиппа IV с королевой в галерее Cuarto Bajo del Principe
королевского дворца, беспокойная малышка инфанта, в нетерпении ожидавшая родителей, ворвалась в комнату, окруженная
свитой, и стала наблюдать за его работой.


Диего Веласкес Менины (Фрейлины), 1656 Музей Прадо, Мадрид

На картине слева направо без учета перспективы:

Диего Веласкес - художник
Донья Мария Сармиенто - фрейлина
Филипп IV и его жена Марианна - король и королева Испании (в зеркале)
Маргарита Тереза Испанская - инфанта
Хосе Нието Веласкес - гофмаршал (в проходе на заднем плане)
Донья Изабелла де Веласко - фрейлина
Донья Марсела де Уллоа - монашка
Собака
Гвардадамас - придворный, обязанный везде сопровождать инфанту
Мария Барбола и Николас Пертусато - карлики-шуты

До 1965 года эта картина считалась изображением счастливой жизни королевской семьи.

Но в 1965 на рентгеновских снимках под фигурой художника обнаружилась другая фигура, и никто не знал почему этот
человек там оказался и зачем его поменяли.
Неоспоримая интерпретация принадлежит Мануэле Мене, куратору музея Прадо, изучившей картину вдоль и поперек. Ее
записал и опубликовал Джонатан Литтел.

Так вот, первоначально, там где сейчас Веласкес, был паж в итальянском костюме, который протягивал инфанте предмет,
похожий на палочку, а точнее маршальский жезл. Даже на хорошей фотографии, прямо над правым рукавом инфанты видны
замаскированные пальцы девочки, тянущиеся, чтобы взять жезл.
Но разве могла женщина притронуться к жезлу главнокомандующего? Это было совершенно неприемлимо!

Однако, именно в этом первоначально состояла первоначальная цель картины: помочь неприемлимому сделаться приемлимым.
В 1656 году, когда картина была написана, у короля Филиппа не было наследников. Его сын умер, шла опасная война с
Францией. И тогда король решил сделать Маргариту наследницей престола. Это был очень трудный и политически рискованный
выбор. Король пошел к Веласексу и дал задание - ему нужна была картина, которая показала бы всем, что они обязаны
принять решение короля, и что это в порядке вещей.

Веласкес долго думал и создал это полотно. Все, что на нем написано - написано с одной целью: дать понять, что эта
девочка, которую все считали хулиганкой и сумасбродкой, будет следующей королевой Испании, и в этом нет ничего
страшного, совсем ничего.
На картине зеркало излучает королевскую власть, в лучах ее отражения купается вся комната. Дочь короля в позе,
призванной демонстрировать самообладание, принимает символы власти на глазах собрания, взирающего на все тихо,
спокойно, счастливо. Даже собаку это переломное событие до того не волнует, что она заснула, а карлик игриво
толкает ее ногой, пытаясь разбудить и заставить взглянуть.

Через год после написания картины, у короля родился сын. Полотно Веласкеса сразу не только устарело, но сделалось
опасным! Веласкес не мог примириться с тем, что его следует уничтожить. Он попросил у короля разрешения изменить
полотно. Картина стояла отвернутой к стене у него в студии, пока он не придумал решение. И это решение можно в
деталях рассмотреть в музее Прадо. Паж с символом власти исчез, на его месте стоит художник с красным крестом "Ордена
Сантьяго", полученным лишь три года спустя, после написания первого варианта полотна, кисть зависла над палитрой.
Вот-вот он начнет писать этот замечательный вымысел, именуемый "Портрет семьи Филлипа IV", впоследствии названного
"Менины", а точнее, вот-вот начнет вписывать в картину себя, долженствовавшего преобразовать устарелый династический
портрет в блистательную игру-забаву.


инфанта Маргарита

Есть в истории живописи полотна, загадки которых на протяжении веков пытаются постичь потомки, и которые во многом так и остаются непостижимы. Одним из таких произведений является картина Веласкеса «Менины». Основная загадка этого масштабного полотна, составляющего гордость коллекции живописи музея Прадо в Мадриде, заключается в композиционном построении. Что же мы видим, глядя на картину?

В центральной ее части изображена пятилетняя дочь испанской королевской четы - инфанта Маргарита. Светлая, хрупкая фигурка маленькой девочки окружена почтительной свитой - фрейлинами-менинами, которые послужили названием картины, придворной карлицей и шутом, большой дремлющей, весьма равнодушной собакой. Все это важные и необходимые персоны свиты испанского королевского двора, которых очень правдиво изобразил Веласкес. «Менины» - известны даже имена всех изображенных на ней. Но не это главное в полотне. Загадка заключается в другом. Обратим внимание на изображение самого художника с левой стороны, который стоит перед большим мольбертом с кистями и палитрой. Он занят работой - пишет портрет королевской четы, изображение которой можно заметить, если приглядеться и заглянуть в зеркало, висящее над головой инфанты. Таким образом, получается, что королевская пара находится непосредственно перед картиной - там, куда смотрят придворные и сам Веласкес. «Менины» - полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Действительно, зрители, смотрящие на картину, становятся ее непосредственными участниками, ведь они располагаются рядом либо позади королевской четы. Подобная иллюзия достигается и определенными которые использует Веласкес. «Менины» написаны очень точно и реалистично, игра света и тени создает объем и глубину.

Итак, необычность и загадочность композиции заключается в том, что не художник стоит перед создаваемым им полотном. Он является частью изображения и рисует того, кто стоит перед ним. В свою очередь, тот, кого он рисует, отражается в зеркале, висящем на противоположной стене, и оказывается как бы вне художественного мира, за рамками полотна. Зрители, рассматривающие картину, находятся в реальности, но также являются частью художественного плана, иллюзорно присутствуя при происходящем.

Подобную многоплановую композицию «картина в картине» часто использовал Веласкес. «Менины» яркий пример тому. Что же хотел донести художник до зрителя? До сих пор нет точного объяснения этому.

Зеркальное изображение, введенное композиционно в картину, - прием, который высоко ценился в Столь точное, реалистичное изображение картины-перевертыша подчеркивало степень мастерства художника.

Возможно, включив себя в рамки полотна, художник хотел показать тем самым свою зависимость, скованность, несвободу. Он как придворный живописец мог творить только в мрачных стенах королевского замка.

Что же хотел сказать «Менины» - художественное творение, которое до сих пор не разгадано. Его тайный смысл является источником для множества различных предположений и изысканий не только художников, искусствоведов, но и историков.

Мадрид

Диего Веласкес (1599-1660 гг.) – один из величайших художников всех времён.

Самое удивительное, как ему вообще удалось это доказать потомкам.

Он был придворным художником испанского короля. Написав бесчисленное количество его портретов, а также портретов его семейства и придворных.

Как правило, талант в таких условиях чахнет. Ведь нужно писать то, что понравится узкому кругу людей.

Шедевры же создаются по-другому. Гораздо чаще вопреки вкусам окружающих.

Но Веласкесу удалось невозможное. И яркое тому подтверждение – его главный шедевр «Менины».

«Менины» – портал в другой мир

Сюжет «Менин» Веласкеса сложный. Но он поддаётся расшифровке.

5-летняя инфанта (испанская принцесса) пришла в мастерскую художника в сопровождении своей свиты. Она захотела посмотреть, как создаётся портрет её родителей, королевской четы.

Сложность сюжета в том, что Веласкес изобразил эту сцену очень неординарно.

Половина персонажей смотрят на нас. Но на самом деле они смотрят на короля с королевой, которых рисует Веласкес. Поэтому он и стоит рядом с холстом.

О том, что это именно так, мы понимаем благодаря зеркалу за спиной художника.

В зеркале отражается пара. Это Король Филипп IV и его жена Марианна Австрийская.

Для меня эта задумка художника очевидна по одной простой причине.

В верхнем правом углу зеркала отражается красный занавес. Такой же оттенок красной краски мы видим и на палитре художника.

Несмотря на размытость изображения, нам нетрудно определить, что изображены именно Филипп IV и Марианна Австрийская. Слишком уж у них характерные черты. Достаточно посмотреть на другие их портреты.

Портреты Диего Веласкеса. Слева: Марианна Австрийская, Королева Испании. 1655-1657 гг. Музей Тиссен-Борнемисы, Мадрид. Справа: Филипп IV, Король Испании. 1644 г. Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Веласкес сделал невообразимое. Он показал не тех, кого рисуют. А то, что видят те, кого рисуют. А видят они это нашими глазами. Ведь мы стоим на их месте.

Тем самым художник максимально вовлекает зрителя в пространство картины. И значительно это пространство расширяя. За счёт того, что мир картины виртуозно соединен с нашим миром.

Можно даже выразиться в фантастическом ключе. Два мира: тот, что за дверью и наш мир, соединены происходящим в картине. «Менины» – это портал между двумя мирами.

Невообразимый эксперимент Веласкеса

Сразу возникает вопрос, как Веласкесу удалось осуществить такой эксперимент?

На картине он изобразил испанскую принцессу. Это, конечно, одобрялось.

Но ещё и её свиту. В том числе карликов. Никому до Веласкеса не позволялась такая дерзость.

Задача придворного художника – прославлять короля и его подданных. Изображать доблесть, отвагу и иные качества его Величества. Которых вовсе могло не быть.

Настоящему мастеру это было скучно. К коим Веласкес и относился. И он пытался самовыражаться по мере возможности. А так как Филипп IV ему очень доверял, то художнику это позволялось.

Поэтому Веласкесу удалось создать серию портретов карликов, служивших шутами при дворе. На этих портретах – это не шуты, а обычные люди. Художник не делал различий между ними и людьми из высших сословий.

Диего Веласкес. Дон Себастьян де Морра. 1645 г. Музей Прадо, Мадрид.

Другому художнику это бы не сошло с рук. Ведь карлики были по сути рабы, люди без прав. Часто их покупали за деньги, чтобы они служили в господском доме.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»

Ещё одну дерзость себе позволил Веласкес. Рядом с семьей короля он изобразил себя.

Диего Веласкес. Менины (фрагмент с автопортретом). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

Известно, что Веласкес был честолюбив. Он выходец из небогатой еврейской семьи, мог позволить себе написать самого себя рядом с принцессой. Для того времени это было величайшим достижением.

Такого себе не мог позволить ни один придворный художник. До Веласкеса.

А после него это сделал лишь . Ему тоже было можно. Вот он стоит у холста позади семьи Карла IV. 150 лет спустя.


Франсиско Гойя. . 1800 г. Музей Прадо, Мадрид.

О том, что Веласкес честолюбив, нам говорит ещё пару деталей. На момент написания картины мастеру было 57 лет. Но он явно написал себя моложе, лет на 15. Конечно, чтобы соответствовать окружению.

А ещё мы видим на его груди красный крест – это орден Сант-Яго, высшая награда в Испании в 17 веке. Но Веласкес получил его после написания картины.

Считается, что дорисовал орден другой художник по приказу короля уже после смерти Веласкеса. Но я больше склоняюсь к версии о том, что художник сделал это сам.

Слишком уж оттенок креста гармонирует с другими красными оттенками на картине. Особенно сочетается с украшениями на платьях инфанты и фрейлин.


Диего Веласкес. Менины (центральный фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

Кто же главный герой картины

Кто главный герой картины, сразу понятно. Инфанта Маргарита.

Именно ее Веласкес выделяет светом. Вернее более светлыми красками, создающими у нас иллюзию того, что девочка больше всех освещена.

Диего Веласкес. Менины (фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

Видно, что Веласкес рисует ее с особой нежностью. Розовые щечки, губки. Белокурые, по-детски жиденькие волосы.

Мы знаем, что художник искренне любил девочку. Она не могла не нравится. Несмотря на близкородственный брак ее родителей (ее мать была племянницей ее отцу), каким-то чудом девочка родилась здоровой и миловидной. К тому же имела необременительный для окружающих характер.

Также освещены светом фрейлины инфанты (по испански – менины). Они тоже миловидны. Картина называется в их честь. Но я не думаю, что так Веласкес назвал картину.

Долгое время она числилась в каталогах под названием «Семья Филлипа IV”. Видимо, название «Менины» закрепилось позднее, с лёгкой руки одного из хранителей картины.

В более приглушенном свете мы видим карлицу, няню инфанты. К ней относились при дворе благосклонно. Ведь она ухаживала за Маргаритой с рождения. Которая была на тот момент единственным выжившим ребёнком королевской четы.

Возможно, карлице ставили это в заслугу. Поэтому и наградили орденом. На картине она трогает его рукой и как бы демонстрирует нам.


Диего Веласкес. Фрагмент картины «Менины» (карлики). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

А рядом с ней ещё один карлик-ребёнок. Он играюче поставил ногу на придворного пса. Дело в том, что лишь карлики могли вести себя раскованно при дворе. Обычный придворный себе такого позволить не мог, обижать пса инфанты.

Интересный факт. Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который якобы Веласкес пишет в «Менинах», в реальности не существовало. Веласкес его выдумал.

А вот отдельный портрет инфанты Маргариты в этом же платье есть. На фоне того самого красного занавеса.Вопрос, почему? И вот мы приблизились к главной загадке картины…

Главная загадка «Менин»

Почему главные люди, влияющие на жизнь Веласкеса, на картине играют явно второстепенные роли?

Король с королевой лишь отражаются в дальнем зеркале. Маршал стоит в самой дали на лестнице, его черты еле различимы. Ещё один придворный и вовсе в тени.


Диего Веласкес. Менины (деталь). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

На этот счёт мне очень импонирует гипотеза замечательного искусствоведа Паолы Волковой.

Все дело в положении Веласкеса при дворе. Со стороны может показаться, что оно было завидным.

Король назначил художника главным постельничим. Его мастерская примыкала к покоям короля. И он не только писал портреты, но и следил за порядком вещей и чистотой ночных горшков.

Для нас это кажется унизительным. Но тогда – нет. Ведь люди искренне верили, что Король – посланник божий. И мытьё за ним горшка – это привилегия, а не унижение.

Может Веласкес в это тоже хотел верить, но подсознательно догадывался о своём унизительном положении.

Да и другие придворные его не жаловали. Как раз за его приближенность к королю. Против него плели интриги.

«Менины» – это скрытый протест. И стремление задвинуть на второй план тех, кто его унижает.

А вот девочка-инфанта была ему близка и мила. Она в силу возраста и характера не желала ему зла. Более искренними были и карлики. И фрейлины. Поэтому они на первом плане.

(1656)
318 x 276 см
Музей Прадо, Мадрид

Этот шедевр Веласкеса - одна из самых загадочных картин в истории европейской живописи. Что же, в конце концов, происходит на этом полотне? Быть может, Веласкес писал портрет инфанты Маргариты, когда в его мастерскую заглянули король с королевой? Или он «портретировал» королевскую чету, когда в мастерскую вбежала инфанта со своими фрейлинами и карликами? А не был ли замысел художника еще более тонким: изобразить самого себя в момент творчества? Большинство искусствоведов склонно считать, что «Менины» - это своеобразный «творческий отчет» Веласкеса, «живопись о живописи». Художник стремился утвердить статус живописца, подчеркнув творческую составляющую его труда, многим казавшегося элементарным ремесленничеством. И все-таки, по большому счету, вопрос остается открытым, провоцируя на создание «интерпретационных» текстов и бесконечных творческих «повторений» -реплик-цитат. Особенно много их появилось в XX веке. Яркий пример - «Менины» послужили основой для большой серии картин Пикассо, созданных в 1950-е годы. Об этой работе Веласкеса не однажды писал великий испанский философ Ортега-и-Гассет. Мишель Фуко включил текст «Придворные дамы» (с подробным описанием шедевра Веласкеса) в книгу «Слова и вещи» - своеобразное «евангелие» всякого последовательного постмодерниста.

Королевский двор: «от и до»

Крест Сант-Яго
После смерти Веласкеса король Филипп IV распорядился
дописать на груди художника рыцарский крест Сант-Яго.
В момент создания «Менин» наш герой еще не был посвящен в рыцари этого ордена (это случилось тремя годами позже).

Отражение в зеркале
Королевскую чету мы видим отраженной в зеркале,
но именно этот «удаленный» образ обусловливает весь характер сцены, собирая ча себе нити всеобщего внимания.
Показывать чье-то присутствие с помощью подобных зеркальных отражений придумал Ян ван Эйк.
Этот прием он использовал в «Портрете четы Арнольфини», находившемся в коллекции испанского короля.

Свободный мазок
О том, насколько свободно Веласкес обращался с кистью,
говорят его элегантно согнутые пальцы,
написанные несколькими легкими мазками светлого и темного тонов.

В дверном проеме
В проеме дальней двери мы видим силуэт гофмаршала двора.
Его взгляд направлен в сторону короля и королевы,
а согнутый локоть руки обозначает точку, в которой сходятся линии перспективы.
Согласно ее законам, король и королева должны располагаться строго напротив него.

Взгляд инфанты
Веласкес буквально «сфотографировал» лицо пятилетней инфанты в тот момент,
когда она повернула его к стоящим перед ней родителям.
Тут схвачено само движение - очевидно, что в предыдущее мгновение она наблюдала за собакой,
которую поддразнивает стоящий в правом углу картины карлик