История картины незнакомка крамского. Самая загадочная из всех незнакомок: кем была «Неизвестная» художника Ивана Крамского. Описание картины Ивана Крамского «Неизвестная»




Крамской очень знаменитый художник, у которого известные и необычные произведения искусства. К примеру, одним из самых знаменитых его шедевров является картина под названием « Портрет неизвестной». Это произведение полно таинственности и загадочности, в этом его особенность.

Портрет таит в себе некую интригу. До наших времен сохранилась таинственность этого полотна, и никто не может разгадать до конца идею портрета неизвестной. Очень часто можно услышать, как эту картину Крамского называют – Картина Незнакомка. Все же нельзя считать такое название верным и правильным. Потому что, именно художник может устанавливать правила, связанные со своим произведением. А Крамской назвал эту работу – Портрет Неизвестной. Хоть слова неизвестная и незнакомка довольно близки по своему значению, тем не менее, есть определенная разница.

Во все времена были художники, писавшие портреты женщин, о которых они не хотели открывать всю правду общественности. Героинь произведений они старались скрыть. Но все таки, через время правда становилась явной. Долго не получалось удержать все это в тайне. А вот, что касается портрета Крамского, здесь все иначе. Крамской так и не открыл имя своей героини никому, за всю свою жизнь.

Видимо, он поставил себе такую цель, породить множество вопросов у своих современников. Какими же были догадки, построенные людьми того времени? Некоторые предполагали, что девушка, которую изобразил художник, была не привлекательной внешне, и поэтому Крамской ее скрывал. Кто – то думал, что героиня была дамой из высших чинов, и ожидала от Крамского молчания. А другие узнавали в натуре, знаменитую актрису того времени из богемы театра. Но это только догадки, которые не являются фактами.

Кого бы ни изобразил художник, портрет был так великолепен, что Крамского понесли на руках, от восторга, когда увидели это его произведение. Работа была просто обворожительной и необычайной красоты. Когда Крамского стали засыпать вопросами, он не ответил ни на один из них. Кто эта дама, с натуры ли он ее писал, может быть, героиня выдумана? Нет, писатель не посчитал необходимостью отвечать.

Портрет неизвестной художник сотворил в 1883 году. Изобразил он героиню в открытом экипаже, и на фоне красивого города, Петербурга. Незнакомка имела вид властной, неприступной дамы. Смуглая красавица, кокетливо прищурила глаза, гордо бросая свой взор, на прогулке по Аничкову мосту. Таинственная героиня смотрит на посетителей Третьяковской галереи, величественным и загадочным взором. Она очаровывает собой всех ценителей прекрасного и великого.

ПОЛИЦИЯ НРАВОВ!!! ПОЗВОЛЬТЕ ВАШ ЖЕЛТЫЙ ПАШПОРТ, МАДАМ БЕЛЛА?!

О картине Крамского "Неизвестная" написано много литературы, которая раскрывает тайну этого шедевра. На полотне изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Невскому проспекту у павильонов Аничкова дворца. Справа за её спиной виднеется Александринский театр. Она одета по последней моде 1880-х годов. На ней бархатная шляпка с перьями, украшенное мехом и лентами пальто, муфта и тонкие кожаные перчатки. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный и даже загадочный. Во всяком случае так утверждают ценители творчества Ивана Крамского.

Однако старые опера из группы комиссара Катара, решили разобраться с этой дамой и не полагаться на мнения возвышенных ценителей. Мы пересмотрели множество портретов прошлого и пришли к поразительному выводу. Итак, начнем с одежды: её наряд - на голове шляпа „Франциск“, отделанная изящными легкими перьями, „шведские“ перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто покроя „Скобелев“, украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет. Все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность. Однако, они не означали принадлежности к высшему свету, скорее наоборот - кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества.

В 19 веке, светская дама относилась иначе к моде, чем сейчас и ее одежду определяли правила императорского двора, но никак не французских кутерье. Последние умельцы обслуживали совсем иных дам, не имеющих отношения к высшему свету.

Итак, раскрываем тайну "Незнакомки" Крамского. На этой картине изображена дама, которых именовали камелиями, высший ранг женщин свободного поведения, самая обычная проститутка, находящаяся в поиске. На картине видно свободное место слева в коляске, которое было положено занимать либо мужу, либо прислуге. Приличные дамы сами никогда не ездили, поскольку это был знак "ищу богатого любовника". Камелии отдавали себя на содержание богатым любовникам и нередко получали от них целые состояния. Сегодня, искусствоведы утверждают, что никто не может установить личность этой дамы, поскольку Крамской не оставил никакой информации о ней. Нам совершенно не понятна такая постановка вопроса, поскольку едва начав разбираться с этим портретом, стоящим на грани тематической картины, мы нашли свидетельства самого художника и его приятелей, называвших эту даму "графиней Залётовой".

Конечно, никакой такой графини не существовало в Российской империи, а была Белла Куперфильд, дочь портного Соломона Куперфильда из украинского местечка Жмеринка. Белла однако себя называла Мари и одно время подвизалась на театральных подмостках. Однако, карьера актрисы не задалась, а купец 1 гильдии Мишка Хлудов, миллионер и гуляка, сразу оценил прелести "графини". С его легкой руки и пошла по рукам сия дама, поменяв много богатых кавалеров. Кстати, сидит она в хлудовской коляске, а картина писана в 2 этапа, наложением одного изображения на другое. Вы знаете, господа, создается впечатление, что в российской истории нет ни одного правдивого места, а искусствоведами в Третьяковской галерее, работают исключительно шарлатаны.

Мы уже рассказывали про картину Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" и поясняли, что известная картина это просто дружеский шарж, на украинизированное общество при киевском губернаторе. Настоящая картина висит в Днепропетровском музее и на ней нет никаких шаровар или кривых сабель с "оселедцами". Там вполне приличные казаки, похожие по одежде на донских казаков того времени. Возникает вопрос, чему вообще можно верить в пояснениях искусствоведов, не знающих правил приличного поведения для женщины 19 века? Мы не спорим в эстетической ценности этой картины, но хотим сказать, что пора наукой заниматься людям не стремящимся в ней достичь карьеры академика, а вернуться к самородкам типа Ломоносова, Столетова, Менделеева, Фоменко и прочих порядочных людей, способных на подвиг. А не слепо доверяться тем, кто просто переписывает друг у друга откровенный бред псевдо-научных рефератов.

Нехорошо, господа искусствоведы, очень нехорошо! А вам дорогие читатели настоятельно советуем, перед посещением музеев, сначала разобраться в их экспозиции дома, а уж потом, имея свое мнение осматривать раритеты. Как правило смотрители не в состоянии ответить на элементарные вопросы, не говоря уже о тонкостях.

Например, осматривая Колизей в Риме, наш коллега задал вопрос, что за табличка расположена у его входа с правой стороны. Совершенно не привлекательная табличка, наличие которой было открытием для маститого гида. И лишь когда его подвели к ней, он прочитал изумленно: «PIVS.VII.P.M.ANNO.VII». Еще бы, ведь если перевести это на русский язык, то возникает текст вот такого содержания «СЕДЬМОЙ ГОД ПАПЫ ПИЯ VII». Поскольку этот папа правил в 1800–1823 годах, то речь идет о 1807 годе н. э. Римский Колизей это реконструкция, якобы на месте древних развалин, а ход этого строительства руины изображен на фресках залов Борджиа в Ватикане.

Перед вами новодел, господа, постройка начала 19 века, выполненная в таком виде, как вы ее сегодня видите. Не разрушенная варварами, а так и построенная. Причем полностью содранная с настоящего Коллизея в Стамбуле, который и есть НАСТОЯЩИЙ РИМ. Прочитав это, многим захочется выругаться, как этого хотелось нам. Иногда мы страшно жалеем, что Катар нам это запрещает делать в общении с читателями. А так бы хотелось грохнуть тяжелыми сапогами, да рассказать всю правду про Ивана Крамского и его даму из института "еврейских жен".

ОСГ комиссара Катара

«Неизвестная» — картина русского художника Ивана Крамского, признанного далеко за пределами родины автора. Шедевр, созданный малоизвестным портретистом, стал известен всему миру.

Картина «Неизвестная»

Сомнений, кто написал картину «Неизвестная», нет. Автором произведения является художник Иван Николаевич. Загадкой остается информация относительно девушки, изображенной на полотне. Создатель не оставил комментариев, записей дневника, любой другой информации. Одна из версий гласит, портрет неизвестной Ивана Крамского – прототип горячо любимой дочери художника Софии. Девушка погибла в юном возрасте. Событие стало причиной душевных терзаний талантливого создателя.

История создания картины Крамского «Неизвестная» включает несколько теорий относительно персоны женщины. Матрена Саввишна, работавшая горничной графа Бестужева, возможно, стала натурщицей мастера. Другая версия – мастер создал портрет, вдохновившись трагической судьбой грузинской княжны Варвары Туркестановой.

Мир увидел загадочную леди на холсте 2 марта 1883(открытие 11 выставки Товарищества художественных передвижных выставок). Полотно стало настоящим фурором, вызвав неподдельный восторг широкой публики. Третьяков был несколько другого мнения. Владелец галереи отказался приобретать холст.

Пик популярности приходится на период СССР. Во время демократизации портрет выставляется обозрению посетителей Третьяковской галереи. Автор картины «Неизвестная» впоследствии стал популярным благодаря этому произведению.

Интересные факторы о картине «Неизвестная» Крамского следующие:

  • обладает плохой мистической славой;
  • долгое время находилась в частных коллекциях;
  • временные владельцы обзавелись проблемами личного характера после приобретения (бросила жена, сгорел дом, банкротство, смерть);
  • автор пострадал от полотна(после завершения работы таинственным образом скончались 2 сына художника);
  • до 1925 полотно находилось заграницей (приватные коллекции).

Описание картины

Художественное описание картины Крамского «Неизвестная» лучше начать портретом мистической незнакомки. Взору открывается молодая прекрасная женщина, сидящая в коляске. Дама выглядит изыскано, элегантно.

Голову украшает бархатный берет, именуемый «Франциск». Головные уборы подобного рода можно увидеть на портретах дворян 16-17 века. Под шапкой видим большую копну темных волос. Пальто пошито с дорого сукна, украшено мехом соболя, шелковыми лентами темно-синего цвета. Верхняя одежда ассоциируется с генеральской шинелью, которые носили тогдашние аристократы. Отсюда можно предположить высокое происхождение женщины.

Смуглое лицо красавицы слегка покрыто румянцем. Большие ресницы, пухлые губи, игривая полуулыбка передают женственность героини. Фактически работа является эталоном женственности.


Взор привлекает муфта, которую держит незнакомка. Изделие украшено соболиным мехом, пестрыми синими лентами. Руки покрывают перчатки, дополняя гаму темно-синих цветов одеяний дамы. Левая рука украшена бижутерией. Видим огромный золотой браслет.

Фоном служат очертания Аничкова Дворца, окутанного легким туманом морозным зимним утром. Можно предположить, что коляска находится на мосту, ведущему к дворцу. Изображение (подобно кадру фильма, отснятому крупным планом)довольно необычно для работ той эпохи. Лицо героини выходит на первый план, привлекая внимание зрителя. Отчетливо видны глаза, взгляд далекий, грустный, немного высокомерный.

Критики, опровергающие факт изображения Иваном Николаевичем своей дочери, склонны утверждать, что прекрасная леди имеет свойства «Дамы с камелиями». Предположительно женщина является богатой содержанкой или актрисой, имеющей покровительство влиятельных личностей. Тогдашнее дворянство переживало глубокий упадок. Чистокровные дамы не позволяли себе столь дорогих нарядов в силу экономии. Одеваться по последним модным тенденциям было отличительной чертой женщин, попавших в высший свет благодаря большим деньгам.

Игра теней, падение дневного света, тона одежды, очертания фигуры говорят о том, что произведение создавалось несколькими этапами. Образ главной героини писался с натурщицы в ателье. Экспозиция зимнего Петербурга изображена также с натуры.


Образ таинственной незнакомки имеет мистические свойства. Владельцев, кому принадлежало полотно, ждали горечи, потери. В свое время Третьяков отказался приобретать холст, поскольку счел картину неинтересной для зрителя. С тех пор началась полоса неудач в жизни владельцев произведения искусства. Все закончилось, когда полотно обрело свое постоянное место, попав в Третьяковскую галерею.

Категория
Русская Джоконда

Одна из самых выдающихся работ Ивана Крамского - картина «Неизвестная» , написанная в 1883 году и являющаяся частью собрания Государственной Третьяковской галереи.
Когда этот портрет был представлен на 11-й выставке Товарищества передвижников (1833 г.), вдруг разгорелся скандал. И что в ней могло вызвать возмущение передовой русской интеллигенции? Изображена всего лишь дама, сидящая в открытом экипаже. Да, она роскошно одета и словно сошла с модной картинки своего времени. Эта шикарная женщина, имеющая явно немалые средства, чтобы быть не просто благополучной, но смелой и независимой, чтобы несколько свысока смотреть на публику вокруг себя.
Это интригующее, остающееся и по сей день непонятым и неразгаданным, полотно. Назвав свою картину “Неизвестная”, Крамской закрепил навеки за ней ореол таинственности. Современники буквально терялись в догадках. Ее образ вызывал беспокойство и тревогу, смутное предчувствие удручающего и сомнительного нового – появление типа женщины, не вписывавшейся в прежнюю систему ценностей. “Неизвестно: кто эта дама, порядочная или продажная, но в ней сидит целая эпоха”(из высказываний современников о картине).
Вокруг этой картины еще при жизни художника ходило много слухов, возникло множество интересных версий относительно прототипа самой известной «Неизвестной».

Да и мы, потомки, не перестаем удивляться этой красавице, пытаться разгадать тайну картины. И мы продолжаем задаваться прежними вопросами, разглядываем мельчайшие детали картины.

На полотне изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Невскому проспекту у павильонов Аничкова дворца. Справа за её спиной виднеется Александринский театр. Она одета по последней моде 1880-х годов. Словно царица она возвышается над туманным белым холодным городом, проезжая в открытом экипаже по Аничкову мосту.

Вот примерно это место тогда:


Аничков мост в XIX веке

И сейчас:


Аничков мост


Александринский театр (он же Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина) На картине - справа за спиной Незнакомки.


Аничков дворец, один из императорских дворцов Санкт-Петербурга, у Аничкова моста на набережной реки Фонтанки (Невский проспект, 39). Парадный вход (2012 г.)
На картине Незнакомка у павильонов Аничкова дворца

Далее рассматриваем наряд неизвестной. Он был подробно описан современниками: шляпа “Франциск”, отделанная изящными легкими перьями, “шведские” перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто “Скобелев”, украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет - все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность.
Кто сейчас вспомнит, какой могла быть шляпка “Франциск” и пальто “Скобелев”? А “шведские” перчатки почему шведские?

Да, и самое главное: наимоднейший наряд не означал тогда принадлежности к высшему свету, скорее наоборот - кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества. Каково? Могут себе такое представить обитательницы нынешней Рублевки, одевающиеся по последнему писку заграничной моды?
Каков вывод? Только один - что девушка все же не принадлежала к высшему обществу?
Современники видели в образе своеобразную вульгарность, то есть излишнюю чувственность, не вязавшуюся с представлениями о светской даме.

Может быть как сравнение - женский портрет аристократки кисти Крамского.


Портрет леди, 1881 Екатеринбург Музей изобразительных искусств

Все эти детали являются ниточкой к разгадке тайны, но не дают ответа.
Автор не раскрыл этой тайны, Ни в письмах, ни в дневниках Ивана Крамского нет упоминаний о личности этой женщины.

А кстати, сам художник Крамской, какой личностью был он?

Крамской Иван Николаевич (годы жизни - 1837-1887 гг.) известен как талантливый портретист и исторический живописец. Его родным городом является Острогожск Воронежской губернии. Там, в семье мелкого чиновника и родился маленький Ваня. Живописью он увлекался с самого детства. При каждой возможности он брал в руки перо или карандаш и старался зарисовывать все то, что видел вокруг себя. Очень любил читать.
13-летним Ваня уже начал свой трудовой путь. Работал он и поначалу писцом, а после и ретушером у знакомого фотографа, вместе с которым они объездили практически всю Россию. В 1857 году они прибыли в Петербург, где будущий художник и принял решение остаться, нанявшись на работу в фотоателье А. И. Деньера. В том же году Иван Крамской и реализовал свою мечту – поступил на обучение в Академию художеств.


И.Н. Крамской
Таким он был в 1882 г. примерно во время написания "Неизвестной"

Еще во времена учебы художник постарался объединить вокруг себя всю активную академическую молодёжь. А закончив обучение, вместе с другими выпускниками Академии, создал Петербургскую артель. Говорят, что атмосфера дружелюбия и взаимопонимания, царившая там, является полностью его заслугой. Когда Петербургская артель медленно начала распадаться, он выступил организатором объединения художественных передвижных выставок - «Товарищество передвижных художественных выставок» - передвижников.Таким образом, можно без преувеличения сказать, что Иван Крамской был выдающейся фигурой в культурной жизни России 60-80 гг. позапрошлого века

Существует версия, что художнику для этой картины позировала его дочь, Софья Крамская. Если сравнить «Неизвестную» с картиной «Девушка с кошкой» – портретом дочери, то внешнее сходство действительно бросается в глаза.


портрете дочери «Девушка с кошкой» (1882, Киевский музей русского искусства)

О трагической судьбе дочери Ивана Крамского Софьи
Портрет дочери художника

Но конечно Софья могла быть (и вероятно была) только моделью, а не самой героиней картины.
А может ли быть портрет "Неизвестной" иллюстрацией литературной героини?

Кто? Настасья Филипповна Достоев­ского («Идиот») или Анна Каренина Тол­стого? Содержанка, осмелившаяся подняться духовно над своим положением падшей женщины, или аристократка, спустившаяся с высоты своего социального положения? Образ сродни обеим: в нем видна свобода, независимость, гордость женщины наступившего времени перемен и в то же время есть что-то удивительно простодушное, оставшееся в характере русской женщины прошлого.

За несколько лет до появления "Неизвестной" была опубликована «Анна Каренина» Л. Толстого, что дало повод некоторым исследователям утверждать, что Крамской изобразил главную героиню романа. Может быть прототипы Анны Каррениной будут близки к истине.
Как известно,Анна Каренина повторила трагическую судьбу Анны Степановны Пироговой, которую несчастная любовь привела к гибели, в 1872 году (из-за А. И. Бибикова)
Из воспоминаний Софьи Андреевны, супруги Л.Н.Толстого:
Она уехала из дома с узелком в руке, вернулась на ближайшую станцию Ясенки, (близ Ясной Поляны), там бросилась на рельсы под товарный поезд. Л. Н. Толстой ездил в железнодорожные казармы, чтобы увидеть несчастную.

В 1868 году в доме генерала А. А. Тулубьева Л. Н. Толстой повстречал Марию Александровну Гартунг, дочь Пушкина. Анне Карениной Толстой придал некоторые черты её внешнего облика: тёмные волосы, белые кружева и маленькая лиловая гирлянда анютиных глазок.


Мария Александровна Гартунг

Большинство исследователей все же склонно думать, что прототип имеет не литературное, а вполне реальное происхождение.

Якобы внешнее сходство заставило говорить о том, что художник изобразил красавицу Матрену Саввишну – крестьянку, которая ставшую женой дворянина Бестужева, с которым был знаком Крамской.

Многие утверждают, что «Неизвестная» – собирательный образ женщины, которая не могла служить примером для подражания. Якобы Крамской написал картину с целью изобличения моральных устоев общества – накрашенные губы, модная дорогая одежда выдают в женщине богатую содержанку. Критик В. Стасов называл эту картину «Кокотка в коляске», другие критики писали, что Крамской изобразил «дорогую камелию», «одно из исчадий больших городов».


Собрание доктора Душана фридриха. Прага. Неизвестная. этюд 1883 г.

Позже в одной из частных чешских коллекций был обнаружен этюд к этой картине. Женщина на нем выглядит высокомерной и грубой, она с вызовом смотрит на проходящих. Это дало повод утверждать, что художник действительно вынашивал замысел создать обличительный портрет. Однако в окончательном варианте Крамской смягчил черты незнакомки, облагородив ее внешность.
В картине усматривали обличительный смысл. Однако в лице героини можно увидеть не только надменность, но и грусть, затаённую драму.

Содержать любовницу в высшем свете столицы Российской империи XIX века считалось хорошим тоном. Но чаще всего это были красавицы балерины. Многие великие князья из династии Романовых, нисколько не считаясь с законными женами, на протяжении многих лет практически открыто имели вторую семью. У Великого князя Николая Николаевича (брата Александра) роль второй жены исполняла известная балерина Екатерина Числова. Родила князю четверых детей. Князь Константин Николаевич жил с балериной Анной Кузнецовой, родившей ему пятерых детей. Носить фамилию Романовых дети, по понятным причинам, не имели права. Однако заботливые отцы не оставили отпрысков без своего внимания. Все они получили дворянское достоинство: первая семья носила титул и фамилию Николаевы; вторая – Князевы. Примеры можно продолжать...

Скандальным оказался сам факт появления дамы без имени среди прочих «своих» портретов выставки Товарищества передвижников: людей с именами – деятелей культуры и науки; или «идейных» полотен с героями – простыми гражданами-тружениками (крестьянами, купцами, студентами). А неподписанный лик публика выставки почему-то сразу «записала» в дорогие содержанки-куртизанки.
И даже больше,в портрете разглядели черты Екатерины Долгорукой могущественной аристократки – фаворитки императора Александра II.
Поэтому мол, Крамской и хранил тайну портрета.


Княжна Е.М. Долгорукая

Император Александр старел. Ему было уже за шестьдесят. А его любимая Катенька и после рождения детей находилась в полном блеске своей красоты, в последние годы жизни Александра она жила в Зимнем дворце, и ее покои находились прямо над комнатами супруги Александра II Марии Александровны, этажом выше. Долгорукой хотелось царить и в искусстве, а не только в сердце государя. Потому император и решил заказать ее портрет одному из самых популярных художников того времени – Ивану Крамскому (он уже писал портреты его детей от первого брака). Екатерина пожелала быть изображенной в коляске, едущей по Невскому. Она хотела выглядеть гордой и независимой на фоне Аничкового дворца, где проживал наследник престола Александр Александрович с семьей.
Долгорукая позировала Крамскому урывками, и художник вынужден был приглашать других натурщиц. Это и вводит искусствоведов в замешательство: порт­рет написан с использованием эскизов и набросков с разных женщин. Работа тянулась долго. Крамской искал обобщения, и портрет отдалялся от оригинала все дальше. И все равно изображенная очень похожа на сохранившиеся фотографии княгини. Вот такая версия...


Варвара Ильинична Туркестанова

Одна из самых интересных версий принадлежит автору книги «Судьба красоты. Истории грузинских жен» Игорю Оболенскому.
Он утверждает, что прототипом незнакомки стала княжна Варвара Туркестанишвили (Туркестанова) – фрейлина императрицы Марии Федоровны, фаворитка Александра І, которому она родила дочь. Император после рождения дочери потерял интерес и к матери, и к ребенку, а Варвара после этого покончила с собой. В 1880-х гг. камею с портретом княжны, которую ей когда-то подарил император, увидел Крамской. Он был поражен красотой и трагической смертью грузинки и решил написать ее портрет.


Здесь похоронена Княжна Варвара Ильинична Туркестанова (1775-1819), фрейлина императрицы Марии Фёдоровны, возлюбленная императора Александра I, "Неизвестная" Крамского.
(Некрополь Александро-Невской лавры)

Впрочем, все версии так и остаются на уровне предположений, а "Неизвестная" - незнакомкой, и
именно "Незнакомкой", как у Блока.

Незнакомка

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

http://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/92464/russkaya-dzhokonda/
http://www.kulturologia.ru/blogs/220815/25927/
http://rodon.org/art-071104184243
http://melanyja.livejournal.com/644092.html
http://www.stihi-rus.ru/1/Blok/90.htm

Оригинал записи и комментарии на

Одним из наиболее выдающихся произведений русской школы живописи второй половины XIX столетия является картина "Незнакомка". Крамской написал её в 1883 г. Впервые картина была представлена общественности в том же году на выставке передвижников в Санкт-Петербурге. Оригинальное её название - "Неизвестная". После того как ее увидела публика, сразу же появилось множество слухов. Кто та барышня, которую Иван Крамской изобразил на картине? Точного ответа на этот вопрос не удалось получить до сегодняшнего дня. Изучение дневников и личной переписки художника также не смогло прояснить ситуацию: Крамской нигде не упоминал о личности женщины, ставшей главной героиней его самого известного произведения.

Поиски прототипа неизвестной девушки

Существует несколько версий о том, чей образ передаёт картина "Незнакомка". курской красавицы крестьянки Матрёны Саввишны, ставшей женой дворянина Бестужева, наиболее всего подходит к героине холста. Некоторые исследователи творчества Крамского полагали, что моделью, позирующей ему при написании картины, была его дочь София. Одни искусствоведы придерживались мнения, что прообразом девушки с полотна является Анна Каренина, другие приписывали ей сходство с Барашковой - героиней романа В начале XX столетия барышня с картины стала ассоциироваться с нежной и таинственной блоковской "Незнакомкой".

Оценка критиков

Многие современники Крамского полагали, что картина "Незнакомка" была написана с целью изобличения моральных устоев общества, которые никак не могли служить примером для подражания. Художественный критик В. Стасов назвал красавицу на холсте "кокоткой в коляске". По мнению Н. Мурашко, на полотне была изображена "дорогая камелия", то есть женщина легкого поведения. Характеризуя "Незнакомку", критик П. Ковалевский назвал её "одним из исчадий

Описание барышни

Что же представляет собой картина "Незнакомка"? Крамской изобразил на ней красивую молодую женщину, проезжающую в открытой коляске по Аничковому мосту. Барышня, царственно выглядящая на фоне заснеженного Петербурга, одета дорого и модно. Все детали элегантного гардероба незнакомки художник прописывает с особой тщательностью. Роскошное пальто с синими отороченное соболиными мехами, шляпка с перьями, перчатки из золотой браслет - всё это выдаёт в ней обеспеченную женщину.

Взгляд красавицы, обрамлённый пушистыми ресницами, надменный, в нём скользит презрение к окружающим. Но вместе с тем в её глазах можно прочитать неуверенность, свойственную всем людям, зависящим от мира, в котором они живут. Несмотря на пренебрежительное отношение, девушка очень красива, грациозна, она привлекает к себе восторженные взгляды. Неизвестная барышня явно не принадлежала к высшему свету. Манера одеваться по последней моде, а также накрашенные губы и обильно насурьмленные брови указывают на то, что она, вероятней всего, являлась содержанкой какого-нибудь знатного господина.

Чешская находка

Приблизительно через 60 лет после написания "Незнакомки" в одной из частных чешских коллекций был случайно обнаружен этюд к этой картине. На нём барышня одета в тёмное закрытое платье, волосы у неё собраны в Женщина, изображённая на этюде, поразительно похожа на "Незнакомку", однако в её взгляде ещё больше просматривается презрение к окружающим. Крамской изобразил красавицу наглой и самодовольной, придав выражению её лица некую карикатурность. По этюду видно, что мастер давно вынашивал идею создать обличительный портрет, высмеивающий пороки общества.

Слухи о проклятии картины

Не только загадочностью образа главной героини привлекает любителей искусства картина "Незнакомка". Художник создал поистине мистическое произведение, ведь на протяжении десятилетий оно притягивало к своим владельцам беды и неудачи.

Написав полотно, Крамской предложил Третьякову купить его для своей галереи, однако тот отказался, будучи уверенным, что портреты красивых женщин способны вытягивать силы из живого человека. "Незнакомка" находила приют в частных коллекциях сначала в России, затем за рубежом, однако всем своим владельцам она приносила несчастья. Проклятье нависло и над самим Крамским: спустя несколько месяцев после того, как картина увидела свет, у него один за другим ушли из жизни 2 сына.

После долгих путешествий в 1925 году загадочная "Незнакомка" вернулась в Россию и всё-таки заняла своё место в Третьяковской галерее, где находится и по сей день. С тех пор она перестала приносить несчастья окружающим. Поклонники творчества Крамского уверены, что если бы полотно изначально попало в коллекцию Третьякова, тогда за ним не потянулась бы дурная слава, ведь именно там оно должно было находиться с самого начала.