О внутреннем эндогенном алкоголе врач и священник григорий григорьев. Психиатрия в церковной ограде. Протоиерей Григорьев Григорьев об окормлении душевнобольных




Дорогие братья и сестры, сегодня первая в этом Великом посту Литургия Преждеосвященных Даров Григория Двоеслова. Для нас это большая радость − мы в первый раз причащаемся на первой седмице поста. Установкой, с которой мы входили в пост, было то, что пост − это самое радостное и самое светлое время в жизни человека. А все искушения, которые в нас пребывают, в посту материализуются оттого, что с этими искушениями мы в него вошли.
Одно из главных искушений, о котором сказано в молитве Ефрема Сирина, что мы сегодня читали: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми» − праздность и празднословие. До поста мы с вами говорили об осуждении ближнего, а сегодня говорим о праздности и празднословии. В чем же состоит этот грех? В том, что праздность − это состояние ничегонеделания, когда к человеку подключаются духи злобы поднебесной. Праздный ум − мастерская дьявола, говорили святые отцы. Когда мы проводим время в праздности, то вольно или невольно открывается дверь в адскую бездну и демоны в виде мыслей приходят в нашу голову. Поэтому крайне важно, чтобы во время Великого поста у нас не было праздности. Это единственный грех в молитве Ефрема Сирина, который повторяется дважды: празднословие − это та же праздность, заполненная пустословием.
Казалось бы, празднословие, праздность − это мелкий грех, извинительный. Но в течение жизни по песчинке собираются огромные мешки таких грехов. Когда люди делят грехи на смертные, тяжелые и малозначимые, то совершается очень большая ошибка: любой грех удаляет человека от Бога. И понятия «малый бес» и «малый грех» весьма ошибочны. Это как в сказке про лисичку и зайчика. Была у зайчика избушка лубяная, а у лисички ледяная. И когда лисичка замерзла, она попросила зайчика, чтобы он пустил ее левую переднюю лапку погреться, потом правую переднюю, и в конце концов зайчик оказался на улице, а лисичка в избушке. Так и малые грехи: вроде бы они незаметны для нас, но постепенно заполняют всю праздность нашей души. Поэтому, дорогие братья и сестры, помните, что пост − это самое радостное, самое светлое время для православного человека, но праздности быть не должно.

Дорогие братья и сестры, сегодняшний день крайне важен для вхождения в Великий пост. Как я уже говорил сегодня на Божественной литургии, Великий пост может быть временем великих искушений и может быть временем великой радости. Именно от нас зависит, каким мы хотим его видеть, от нашего состояния: нашего раздражения, наших обид, от наших сомнений. Ведь на самом деле все обиды − это дорога саморазрушения. Наши обиды вредят только нам самим и никому другому. И если перед началом поста мы обратимся к Богу за молитвенной помощью, чтобы Он помог нам избавиться от всех обид, чтобы в души наши сошел великий покой Царствия Небесного, чтобы оказаться в начале поста как у Христа за пазухой, тогда и весь пост пройдет как у Христа за пазухой. А если мы войдем в пост в состоянии великой скорби, в ожидании того, что нас ждут многие искушения, то так оно и будет. То есть сегодня день, когда мы программируем свой пост: как мы настроимся, так он и пойдет.

Я предлагаю вам настроиться на пост как на самое светлое, самое благодатное, самое радостное время жизни. Но кто-то, возможно, хочет настроиться на пост как на время скорбей и страданий, это тоже не возбраняется, потому что дорога страданий в конечном счете заканчивается, и она тоже может быть дорогой к Богу. Путь любви и радости и путь скорбей и страданий − каждый человек выбирает то направление движения, тот вектор, который лично ему по душе. Я вам уже говорил о том, что мне по душе дорога радости, но это не значит, что если кому-то по душе дорога скорби, то это плохо.

Дорогие братья и сестры, сейчас хочется кратко напомнить вам историю изгнания Адама и Евы из рая. Когда Адам был создан по образу и подобию Божию, у Бога на него был особый план − Адам должен был быть садовником в этом саду. Садовник − это образ. Читавшие Библию помнят, как Господь водил Адама по раю, показывая разные деревья, как хозяин показывает сад садовнику. Понятно, что тогда такого понятия, как садовник, тогда не было, но для нас это наиболее подходящее слово. Адам должен был ухаживать за деревьями, общаться с Богом, и в процессе богообщения и труда должен был приблизиться к Богу − достичь состояния обожения. И дальше он должен был перейти на новый уровень духовной эволюции, не в смысле эволюции теории Дарвина, а эволюции дальнейшего приближения к Богу.

Я говорил вам, что в современной физической теории струн существует гипотеза о том, что наша Вселенная десятимерна. Когда Адам жил в раю, он был в полноте вселенной Божественной любви. И Бог попросил его только об одном: не вкушать плодов от древа познания добра и зла. Не потому, что древо это было плохое, а потому что оно было особое. Оно называлось древом вечной жизни. Возможно, этот плод Господь предложил бы Адаму, когда тот закончил школу райского сада. То есть Бог просил Адама своевольно эти плоды не срывать − всему свое время.

Лукавый, конечно, не мог подействовать на Адама, который был ему не подвластен, но он мог подействовать на змея, который нашептал Еве: «Зачем так долго учиться в этой школе? Если вы сорвете этот плод и съедите его, то будете как боги». Он предложил как бы сразу получить диплом, не теряя времени попусту. И когда Адам вкусил этот плод без Божьего благословения, он получил такие знания, которые не мог вынести, и от этого повредился его разум − он стал прятаться от Бога в райском саду, хотя мы с вами понимаем, что от Бога нигде не спрячешься, тем более в раю. И Адам это понимал, но при этом стал прятаться, значит, можно сказать, что у него наступило некое духовное безумие.

Однажды в день Прощеного воскресения один священник сказал такую проповедь: «Знаете, почему надо прощать обиды другим людям? Потому что ваши обиды, кроме вас, никому не вредят». Помните это. Все обиды вредят только нам, и когда мы прощаем обиды, то делаем лучше себе. А когда не прощаем, то живем с этими обидами. Я понимаю, что иногда человек не в силах простить обиду другим людям: больно глубоко вошли обиды в его душу. Но невозможное для человека возможно для Бога. Никто не может нам запретить просить у Бога благодать прощения тех, кто обидел нас. При этом когда мы прощаем обиды, то не только делаем хорошо самим себе, но и Господь прощает нам наши грехи. Мы всегда можем провести связь между обидами и грехами. Если мы на кого-то обижаемся, то уподобляемся лицемерам, которые постятся напоказ. Ведь обиды − это всегда наше человекоугодие. Насколько нам дорого мнение о нас людей, насколько мы пытаемся угождать другим, настолько и обидчивы.

Обидчивый человек всегда угождает людям, и понятно, что получает от них одни лишь скорби. А надо угождать Богу, тогда сокровище сердца нашего будет на Небе и никакие обиды не будут нас касаться. Поэтому помните, что сказано в сегодняшнем Евангелии (Мф. 6, 14−21): где душа ваша, там и сокровище ваше. Где же душа человека, живущего в обидах? В державе обид, державе смерти, державе лукавого духа, т.е. человек, обижающийся на других людей, воистину живет в аду и сам себя разрушает. А когда в душе наступает Прощеное воскресенье, то приходит рай и человек воскресает. Каждый из нас, кто прощал других людей милостью Божьей, знает, какая благодать бывает при этом. Наверное, это одно из самых благодатных и радостных духовных состояний, когда милостью Божьей мы прощаем тех, на кого обижены.

Дорогие братья и сестры, сегодня праздник Первого и Второго обретения главы Иоанна Предтечи. Те, кто вернулся со Святой Земли, в мыслях находятся в тот месте, где мы служили Божественную литургию, − Себастии, на развалинах древнего храма времен царицы Елены, на месте темницы, где было совершено усекновение главы Иоанна Крестителя. Себастия, где находилась резиденция Ирода, − место довольно труднодоступное, это самая жесткая часть Палестинской автономии, где часто бывают закрытые территории. В резиденции Ирода проживают практически одни мусульмане и только одна православная арабская семья − единственные хранители этих святых мести, они причащались вместе с нами и все плакали, когда мы служили Литургию. Погода была удивительная: шли сплошные ливневые дожди, никогда так не разливался Иордан и горные потоки. Когда мы служили Литургию в пещере разбойника в лавре святого Харитона, то поток внизу так разлился, что мы не могли выйти: он смыл дорогу. Во время службы была гроза и ливень, все ущелье грохотало, но когда мы выходили, над нами светило солнце, садились в автобус, и опять шел ливень. Во время этой службы дождь был где-то рядом, и как только мы завершили служение, сразу пошел дождь.

Сегодняшнее Евангелие (Мф. 6, 1−13) было посвящено человекоугодию, и усекновение главы Иоанна Предтечи − это тоже человекоугодие. Ведь царь Ирод Антипа четвертовластник (управляющий четвертой частью империи своего отца, Ирода Великого) очень почитал Иоанна Предтечу, хотя и держал его в темнице. Он любил с ним побеседовать, почитал за пророка и выполнял многие рекомендации и указания, за исключением того, что, вопреки ему, взял в жены жену брата своего. Иродиада была очень обидчивой и затаила на Иоанна Предтечу обиду. Когда во время праздника ее дочь Саломия плясала и угодила царю Ироду и возлежащим с ним правителям, то, будучи в достаточном подпитии и благодушном состоянии духа, Ирод сказал ей: что попросишь, дам тебе, даже до половины царства. Не думаю, конечно, что он дал бы Саломии половину царства, но по крайней мере он так сказал. Мать ее тоже, наверное, понимала, что вряд ли Ирод отдаст половину царства и решила использовать ситуацию для того, чтобы попросить на блюде голову Иоанна Предтечи. Когда царь услышал это, то очень опечалился, но, как сказано в Евангелии, выполнил ради клятвы и возлежащих рядом с ним: что они подумают, как к этому отнесутся, не осудят ли, не будут ли смеяться, не потеряют ли уважение? То есть он был одержим человекоугодием в такой степени, что отсек голову пророка.

В сегодняшнем Евангелии (Мф. 6, 1−13) сказано, что когда мы делаем какие-то добрые дела, то крайне желательно не людям угождать, а угождать Богу, т.е. речь идет о неких демонстративных поступках, которые показывают благочестие данного человека, или, говоря иначе, о человекоугодии. Господь говорит, что любое дело, совершаемое из человекоугодия − угождения другим людям и демонстративно, приносит меньше благодати, чем дело, которое делается тайно, когда как говорит Христос, твоя левая рука не знает, что делает правая.

Преподобный Серафим Саровский говорит, что всякое добро можно разделить на три категории. Добро ради ответного добра: ты − мне, я − тебе. Добро ради гордыни, когда мы делаем доброе дело в ожидании похвалы. И добро во имя Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, когда правая рука не знает, что делает левая. Иногда мы делаем добрые дела и в ответ нередко получаем наказания. Говорят: никогда не делай добра, добрые дела наказуемые. Чтобы добрые дела не были наказуемы, надо стремиться делать их так, чтобы нас не могли за них наказать. Когда делаешь добрые дела втайне, никто и не накажет, при этом мы получим благодать от Бога. То есть если мы получаем похвалу от людей, мы не получаем ее от Бога и терпим в этом большой духовный убыток.

Человеческая похвала нередко бывает лицемерной: когда нам говорят одно, а про себя думают другое, иначе говоря, держат в кармане фигу (вам всем, наверное, известно это выражение). Конечно, бывает искренняя похвала, тогда это тоже дает человеку благодать, но лицемерная похвала является формой духовного рабства, и от такой похвалы человек иногда готов провалиться сквозь земля, а потом его за это еще и накажут.

«Точка опоры. Беседы с доктором медицинских наук священником Григорием Григорьевым» (Санкт-Петербург)

Сегодня тема нашей передачи «Клевета как точка опоры». Мы много читали про святых отцов, которые переносили немало клеветы. В житиях святых есть такой эпизод, когда два отца встречаются друг с другом и спрашивают: «Ну как, отче, прошел день?» - «Плохо, отче, никто не оклеветал, не полил грязью, плохо молимся». В другой раз встречаются радостные и счастливые и говорят: «Нас обильно унавозили, теперь мы расцветем пышным цветом. Господи, мы простили тех, кто нас оклеветал, по Твоему примеру. Прости и Ты нам прегрешения наши и “остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим”».

Хочу прочитать изречения святых о клевете, чтобы нам обсудить наиважнейшую духовную тему о том, как святые отцы это воспринимали. Все мы слышали об исцеляющей силе клеветы. Но когда порой она нас лично затрагивает, нам бывает не очень комфортно и не очень приятно. Итак, обратимся к изречениям святых отцов.

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Григорий Григорьев, доктор богословия, заслуженный врач РФ, профессор, д.м.н., психотерапевт-нарколог, преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, настоятель храма Рождества святого Иоанна Предтечи в деревне Юкки.

Мы вступаем во время подготовки к Великому посту, была неделя о мытаре и фарисее, начинается неделя о блудном сыне. Духовная задача этих дней − провести внутри своей собственной души разницу между ветхозаветным и новозаветным человеком. Задача в том, чтобы обнаружить в себе признаки ветхозаветного человека, который во многом был хорош и, несомненно, лучше нас с вами. Ветхозаветные евреи гораздо лучше нас с вами выполняли все правила, все заповеди. Они много молились, выполняли все, что предписывает закон, но при этом они превращались в фарисея, который, возвышаясь над другими людьми, начинал их презирать, или в старшего сына из евангельской притчи о блудном сыне, который презирал своего младшего брата и даже братом его не считал.

Всем нам следует заглянуть в свою душу и внутренне ответить себе на вопрос: а во мне какого больше человека − ветхого или нового?

Евангельская притча о блудном сыне (Лк. 15, 11-32) − одна из центральных в Новом Завете. Именно здесь вы видите образ Бога Отца, который более нигде не выводится, а здесь представлен под образом любящего отца. Особая ценность этой притчи в том, что ее рассказывает Бог Сын, Господь наш Иисус Христос. Я говорил вам, что Новый Завет является неким духовным отражением Завета Ветхого. Основные линии есть в Ветхом Завете, и там тоже есть образ блудного сына и образ Бога Отца. Когда ветхозаветный блудный сын приходит к ветхозаветному отцу, тот выгоняет его со словами: свиней ты возлюбил, к ним и уходи. Мы видим, что восприятие Бога людьми происходит в меру того сердечного окаменения и жестокосердия, которое присуще данным поколениям. Рассказывая эту притчу, Господь показывает нам: Бог не таков, как вы Его представляете, Бог − это любящий Отец...

Моя задача - строить мост между Церковью и медициной. Это очень непростая задача, потому что до революции этой работой, отрезвляющей общество, занимались священник, врач и учитель. Это были три столпа, на которых стояло общество, три составные части единого каната. Сейчас, когда Церковь отделена от государства, это сложно соединить. На последних Рождественских чтениях в Москве мне пришлось вести секцию, связанную с реабилитацией и адаптацией людей с алкогольной зависимостью. Моей задачей было объединение разных направлений. Когда православные люди собираются в большом количестве, как правило, происходит выяснение отношений друг с другом, всевозможные наезды, высказывание претензий. И впервые в этом году мы предложили объединить разные пути. Как сказал апостол Павел «...надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19). Мы должны объединиться вокруг Чаши, вокруг приведения ко Христу наших пациентов. А дороги, которыми они идут, находятся на совести врачей, психологов, учителей.

Смысл совместной работы врача и священника в следующем: в лечении любой зависимости существует три основных этапа помощи. Первый этап - это неотложная медицина, когда человек находится в состоянии острого отравления, интоксикации, ему проводится медикаментозное лечение. Можно сказать, неотложная медицинская помощь, своего рода реанимация, когда человек выводится из состояния запоя и приводится в состояние физиологической нормы. После того, как физиология восстанавливается, у человека появляется проблема с перепадами настроения, т.е. с одной стороны физиология восстанавливается, но с другой стороны душа праздника просит, у человека нет радости жизни, появляется тяга. Снятием тяги и восстановлением радости жизни занимается психология и психотерепия. Третья часть помощи - духовная. У зеленого змия три головы: психическая, физическая и духовная зависимость.

Психическая зависимость - это потеря радости жизни. Для того чтобы человеку помощь преодолеть психическую зависимость, надо помочь человеку вернуть радости жизни, чтобы ощущение праздника, которое было в детстве, а потом исчезло, опять вернулось. Физическая зависимость - это тяга. Духовная зависимость - это в первую очередь, мысли, которые лезут в голову. Человек может не пить, может в нормальном состоянии идти по улице, вдруг у него появляется мысль «Пивка попить», и сам не зная почему, пойдет пить пиво. Когда он выпивает один глоток, внутренний голос говорит: «Надо добавить». Я говорю про больных людей, тех, у которых есть зависимость. Не у всех пьющих людей может быть такое состояние. Получается по тому же апостолу Павлу «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7:19). Как будто волей человека кто-то управляет. Это именно та зона, где медицина абсолютно бессильна. Человек может не пить много лет, но ему снится сон, в котором он пьет. Вот эта зона для медицины недосягаема. Это называется зона подсознания, для нас это — зона духовной жизни. И здесь Церквь с ее таинствами, в первую очередь Таинством Исповеди и Причастия, оказывает неоценимую помощь. Зарок — это добровольное обращение человека к Богу за помощью. Кто обращается за помощью? Кто сам не может преодолеть зависимость. Если человек считает, что он может обойтись сам, то смысла обращения к Богу нет. Но когда человек осознает, что сам он не может остановиться, он обращается за помощью к Богу. Конечно, прежде чем это произойдет, с человеком надо провести большую подготовительную работу по объяснению, почему самому человеку не удается преодолеть эту зависимость. По сути провести начальную катехизацию, дать начальные знания в области православия.

Зарок - это обращение человека к Богу за помощью: «Господи, я обещаю не пить, если Ты дашь мне для этого силы. Моих сил не хватает». Фактически это форма покаяния, я бы даже сказал, это покаянный вопль, когда человек кричит: «Господи, помоги! Я хочу переменить свою жизнь, свой ум, но своих сил для этого не хватает».

Иногда те, кто занимаются в обществе трезвости, принимают обеты . Тут принципиальной разницы нет. Но если эту проблему обозначить исторически, то обеты обычно приносили родственники тех, кто давал зарок - их жены, дети. Обет - это обещание сделать во Славу Божию доброе дело. Например, болеет ребенок, мать молится и говорит: «Господи, поправится ребенок - я построю часовню». Она принимает на себя обет сделать доброе дело. Зарок - это обет, но в другую сторону, не делать злого дела. Но принципиального расхождения здесь нет.

Метод зарока - это метод любви , который помогает человеку восстановить отношения с Богом. На личность человека воздействовать против его воли невозможно. Но все, что связано с подавлением и уничтожением личности и оскорблением человеческого достоинства, это все неприменимо.

Вылечить алкоголизм , именно вылечить, а не приостановить на некоторый промежуток Вам помогут

Мы знаем, что многие профессора Военно-медицинской академии были глубоко верующими людьми. Например, Николай Иванович Пирогов , основоположник всей хирургической науки, в Дневнике хирурга («Вопросы жизни. Дневник старого врача» - ред.) написал: «Всякий человек, до 37-ми лет являющийся атеистом, есть подлец. Этаким подлецом я был до 37-ми лет».

Иван Петрович Павлов был старостой Знаменской церкви у Московского вокзала в Петербурге, где сейчас площадь Восстания. Однажды, будучи лауреатом Нобелевской премии и заведующим кафедрой физиологии в Военно-медицинской академии, он стоял и крестился перед входом в храм. К нему подошел рабочий Путиловского завода и говорит: «Дед, темнота! Что ты крестишься? Академик Павлов доказал, что Бога нет. Дурья твоя башка!» Тот отвечает: «Это ты дурья башка. Я, академик Павлов, говорю, что Бог есть!» Поразительно, но все атеистическое учение базировалось на теории Павлова и как бы опровергало Бога. А Павлов-то как раз другое доказывал.

Профессор Иван Михайлович Сеченов был верующим ученым.

Но они никогда не декларировали себя как православных врачей. Он был профессор Боткин. Или академик Павлов. Он не декларировал себя как православного физиолога, он был физиолог. Но он был православный человек. И Павлов мог позволить себе в советское время то, что никто другой не мог: когда он в составе партийно-правительственной делегации в каком-то городе встречал священника, он мог подойти и взять благословение.

Опыт священника Алексия Мороза


Священник Алексий Мороз - кандидат педагогических наук, гранд. доктор психологии, профессор богословия, член правления Союза Писателей России, практикующий православный психолог с 30-и летним стажем работы, духовник Православной школы психологии и медицины, а также духовник Международной ассоциации православных психологов.
О. Алексий является автором книг: «Основы православной психологии», «Люди и демоны», «Исповедую грех батюшка», «Преодоление патологических зависимостей», «Образ жизни православный» и многих других работ по психологии и педагогики.
Психосоматические проблемы (заболевания, связанные с психическими проблемами, ложными духовными и психическими установками)
На сегодняшний день около 80% заболеваний носит психосоматический характер. Прежде всего, поражение происходит в духовной, затем психоэмоциональной сфере, а затем уже проявляется в виде различных соматических (телесных) заболеваний.
Если лечить только симптомы болезней, их телесные проявления, то болезни никогда не пройдут. Например, можно сколько угодно фармакологическим (лекарственным) образом подлечивать болезни печени, но если человек гневлив и раздражителен, то болезнь так и останется с человеком. Значит, прежде всего, нужно искоренять страсть гнева и ее психоэмоциональные проявления и только после этого расстаться с приобретенной болезнью.
В своей докторской диссертации, я как раз и исследовал связь греховных страстей, их психоэмоциональных проявлений и соматических болезней. Мною был разработан и проверен на практике (в стационарных и амбулаторных условиях антинаркотического центра, Православной школы психологии и медицины) методика лечения, основанная на подходе к человеку как микрокосмосу (духу, души и телу) с учетом воздействия на него светлых и демонических сил, а также окружающей его среды. В начале нашего курса, мы ищем духовные причины заболевания, затем рассматриваем его психофизические проявления, и затем телесную составляющую. Поэтому и рекомендации носят духовный характер, параллельно используется современные эффективные (но безвредные для человеческой личности) психотехники, а также даются необходимые телесные рекомендации.

Опыт священника Григория Григорьева


Священник Григорий Григорьев - профессор, доктор медицинских наук, доктор богословия, заслуженный врач Российской Федерации, эксперт Госнаркоконтроля, директор Международного института резервных возможностей человека, сопредседатель экспертного совета при Координационном центре по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Русской Православной Церкви, председатель Всероссийского Александро-Невского общества трезвости (занимается лечением уже три с половиной десятилетия, за это время через его программы были пролечены свыше 100 тысяч человек).
Григорий Григорьев родился в 1956 году. В 1979 году окончил Военно-медицинскую академию, служил на Тихоокеанском флоте. Участник дальних походов на подводных лодках и ликвидации трех аварийных ситуаций. Майор медицинской службы.
В 1984 году демобилизовался. Работал в Ленинграде в Клинической больнице Управления Делами Академии наук СССР. В 1988 году организовал Всероссийское Александро-Невское общество трезвости.
В 1993 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Лечение алкоголизма методом массовой эмоционально-эстетической психотерапии (разработка метода и оценка его эффективности)». В 2004 защитил докторскую по теме «Кризисно-реабилитационная помощь при наркоманиях на основе стрессовой (духовно-ориентированной на православной основе психотерапии)».
В 2006 году ему было присвоено ученое звание профессора по кафедре медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.

Защита докторской диссертации иерея Григория Игоревича Григорьева.


8 сентября 2015 года в Общецерковном докторском диссертационном совете состоялась защита диссертации на соискание ученой степени доктора богословия «Грех как аддиктивное поведение: богословские основания и медико-психологический опыт исследования» иерея Григория Игоревича Григорьева.
Научные консультанты:
Рыбников Виктор Юрьевич, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, доктор психологических наук, профессор
Шмонин Дмитрий Викторович, доктор философских наук, профессор СПбПДА, проректор РХГА, зав. каф. педагогики и теологии образования ОЦАД

Опоненты:
Протоиерей Олег Скоморох, доктор богословия, председатель отдела по тюремному служению Санкт-Петербургской митрополии, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии
Брюн Евгений Алексеевич, профессор, доктор медицинских наук, главный психиатр-нарколог Минздрава России, директор Московского научно-практического центра наркологии Минздрава России
Петрова Елена Алексеевна, профессор, доктор психологических наук, декан факультета психологии Российского государственного социального университета
Онлайн-трансляция

Алкоголизм, курение и наркомания - очень связанные между собой понятия. Стоит заметить, что алкоголизм - это наркотическая зависимость, характеризующаяся болезненным пристрастием к употреблению алкогольных напитков (психическая и физическая зависимость) и алкогольным поражением внутренних органов. Алкоголик- это тот же наркоман.
Современное лечение алкоголизма давно уже отличается от терапии этого заболевания несколько десятилетий назад. Основу верного лечения алкоголизма составляет общая диагностика состояния человека, обратившегося за помощью. Очень важно понять стадию алкоголизма и верно остановиться на типе лечения, поэтому перед лечением алкоголизма диагностика необходима.
На вечный вопрос - является ли определенный объем употребления спиртного признаком алкоголизма, сложно ответить абстрактно. Легче определить конкретные стадии развития заболевания.
Первая стадия алкоголизма - встречается чаще всего. Это психологическая зависимость от алкоголя. Обнаруживается просто - в предвкушении выпивки улучшается настроение, но в процессе выпивки приятно общение, а не возможность много выпить. На этой стадии необходимая для опьянения доза алкоголя начинает расти, но похмелья и запоев еще нет.
Вторая стадия алкоголизма - теряется контроль над количеством выпитого алкоголя - выпив немного, человек уже не может остановиться. Формируется физическая зависимость. Человек «знакомится» с похмельем. Плохое самочувствие во время похмелья снимается небольшим количеством алкоголя. На этой стадии алкоголизма появляются запои.
Третья стадия алкоголизма. Организм слабеет и разрушается. Снижается устойчивость к алкоголю - для опьянения уже достаточно около 50 грамм. Становится явной деградация личности.
Безусловно, чем раньше человек осознает проблему с алкоголем, тем легче с ней справиться. При этом надо понимать, что любой метод лечения алкоголизма основан на полном отказе от спиртного.
Сейчас в сфере медицинских услуг по излечению алкоголизма можно найти более 500 различных препаратов, которые помогут на начальных стадиях алкоголизма.
Обратите внимание, что обязательным условием положительного результата в лечении алкоголизма является наличие у больного доверия к лечащему врачу. Необходимо, чтобы лечащий врач-нарколог обладал большим опытом в лечении алкоголизма, и на профессиональном уровне владел методами психотерапии.
Широко известна профилактика алкоголизма. Под профилактикой алкоголизма подразумевают психологические способы, направленные на формирование отрицательного отношения к алкоголю. Задача методов состоит в формировании образа жизни человека без возникновения у него тяги к алкоголю. Выделяют три основных этапа профилактики алкоголизма.Первичная профилактика алкоголизма включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение причин возникновения алкоголизма. Оптимальным периодом с точки зрения формирования антиалкогольных установок является возраст ниже среднего. Пояснительная работа должна быть направлена на отрицание потребления алкоголя как символа престижа. Необходимо рассказать о пагубных свойствах алкоголя и возможных последствиях его употребления, сформировать в сознании альтернативу стилю жизни, который включает потребление алкоголя.
Доказано, что самым действенным способом профилактики является метод, направленный на формирование такой смысловой ориентации личности, для которой алкоголь не может являться ценностью в жизни.
В данный момент, ведущее место в лечение алкоголизма занимает психотерапевтический метод. Психотерапевтический метод направлен на работу с личностью больного. Существует множество разных психотерапевтических подходов и методов для лечения алкоголизма. Широко применяются гипносуггестивные, когнитивно- поведенческие и психодинамические методики. Психотерапия алкоголизма проводится как индивидуально, так и в группе, особое внимание отводят семейной психотерапии.
Гипносуггестивная психотерапия:
При гипносуггестивной терапии используется внушение, направленное на запрет употребления алкоголя, с закреплением страха перед возможными неприятными и даже тяжкими для пациента последствиями при нарушении этого запрета.
Когнитивно-поведенческая психотерапия:
Терапия направлена на помощь больному алкоголизмом в изменении образа жизни, формировании более адекватных представлений о себе и окружающей действительности. В процессе лечения пациента обучают рациональному мышлению. Результаты терапии чаще всего зависят от решимости больного бросить пить. Обращает на себя внимание то, что наибольшая часть выздоровлений наблюдается у тех, кто признает свою болезнь.
Групповая психотерапия:
Большинство методов психотерапии больных алкоголизмом применяется в группах, что, как считается, способствует повышению эффективности лечебного воздействия. Существует мнение, что групповые занятия имеют преимущества перед индивидуальными, так как группа гораздо лучше, чем один терапевт противостоит попыткам одного из членов группы оправдать пьянство. Примеры тех, кто смог преодолеть тягу к спиртному и ведет трезвый образ жизни, вселяет надежду в собственное выздоровление.
Семейная психотерапия:
На современном этапе большое внимание в лечении алкоголизма отводят семейной психотерапии (психотерапия супружеских пар, в группах жен, мужья которых страдают алкоголизмом, и др.) При этом задачами психотерапии является выявление основных конфликтов супругов, реконструкция семейных отношений, адаптация семьи к режиму трезвости, укрепление установок больного на трезвость. Существуют организации родственников больных алкоголизмом (например, «Дети алкоголиков»). Члены этих организаций признают, что родственники больного бессильны перед его влечением и только упование на Бога может спасти от этого пагубного пристрастия. Что же касается самих родственников, то их задача — добиться независимости от больного (что, конечно не означает ни равнодушия, ни враждебности).
Умелое применение докторами клиники МИРВЧ того или иного психотерапевтического метода, а если необходимо, то и сочетания различных методик, в зависимости от клинической картины болезни, личности больного и его социальной ситуации, позволяет добиться максимальной эффективности терапии алкогольной зависимости. Более чем за 20 лет работы в МИРВЧ под руководством Заслуженного врача РФ, доктора медицинских наук, профессора Григорьева Григория Игоревича было создано свое, принципиально новое направление духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока, ставящее своей задачей полное исцеление человека: его тела, души и духа.
Лечение алкоголизма включает в себя тщательный анализ тех ситуаций, в которых возможен срыв или рецидив алкоголизма. Вы можете оказать помощь при алкоголизме больному, сформировав иммунитет к ситуациям риска, обучив его самостоятельно снимать тягу к алкоголю, эмоциональную напряженность, чувство дискомфорта. Лечение алкоголизма требует не только индивидуальной, но и групповой, и что особенно важно семейной помощи. Семья должна понимать как правильно вести себя с больным алкоголизмом.
В настоящее время стало абсолютно ясно, что лечение алкоголизма невозможно за одну, две и даже три встречи с врачом. Лечение должно проходить в клинике по борьбе с алкоголизмом, а не в кустарных условиях, ведь вылечить алкоголизм не так просто.
Биохимические исследования последних лет показали, что бесконтрольное пьянство часто может быть следствием нарушения обмена веществ, которое можно лечить, используя диетическую терапию.

Некоторые ученые утверждают, что ни один из тех, кто придерживается правил рационального питания, никогда ещё не стал алкоголиком. Опыт многочисленных клубов здоровья, оздоровительного бега, ритмической гимнастики и моржевания, где “сухой закон” обязателен и практически все питаются здоровой пищей, подтверждает это. Врачам, конечно, известно, что алкоголики часто страдают от неправильного питания, но неправильное питание клеток мозга до сих пор просто не рассматривалось как одна из существенных причин, вызывающих алкоголизм
Духовно ориентированная психотерапия патологических зависимостей / Под ред. проф. Г.И. Григорьева. — СПб.: ИИЦ ВМА, 2008. — 504 с.
В учебном пособии прослеживаются истоки и излагаются концептуальные основы метода духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока (ДОП ЦЗ) на православной основе, разработанного в Международном институте резервных возможностей человека и Свято-Александро-Невском братстве трезвости. Данный метод применяется сегодня для медико-психологической помощи больным патологическими зависимостями в России, Белоруссии и Литве. Описаны концептуальные основы практической работы Школы трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре. Пособие предназначено для врачей-психотерапевтов, психиатров, психиатров-наркологов и медицинских психологов, а также для клириков и мирян Санкт-Петербургской епархии, ведущих работу по отрезвлению людей в своих приходах.

31 декабря 2015 г. в 20.00 на телеканале "Союз" будет показана передача из цикла "Беседы с батюшкой" с участием настоятеля нашего Храма протоиерея Григория Григорьева. Тема передачи: "Праздники Божии и человеческие".

Жил с родителями в Ленинграде, между церковью Воскресения Христова у Варшавского вокзала и Измайловским собором. Вместе с мамой мы часто рисовали эти и другие храмы. В пять лет родители отвезли меня к дедушке с бабушкой в Витебскую область, где я и окончил среднюю школу. Детство мое прошло в «храме природы» — белорусских рек, озер и лесов. В 1973 году я поступил на военно-морской факультет Военно-медицинской академии в Ленинграде. Образование наше было атеистическое, но сами стены древних зданий были напитаны верой великих русских врачей. После окончания академии я был направлен врачом подводной лодки на Тихоокеанский флот. В 1980 году за два календарных месяца у меня было три выхода в море, на трех разных кораблях, которые неизменно попадали в тяжелые аварии, но мы чудом спасались. В то время я был некрещеным, но со мной всегда была икона Николая Чудотворца и бабушкино Евангелие, которое я читал понемногу практически каждый день. Тут поневоле задумаешься о Боге.

Медицинская работа изначально сочеталась у меня со служением: занимаясь лечением патологических зависимостей, мы всегда стремились привести людей в храм. Врач помогает преодолеть психическую и физическую зависимость (исцеление тела и души), но зависимость духовную (исцеление духа) можно преодолеть только с помощью церковных Таинств. Так что священство для меня — естественное продолжение дела, которым я занимался всю жизнь.

Разговоры о моем рукоположении велись еще в 1990‑е. Но в этом вопросе я всегда полагался на Божий промысл, благословение духовника и решение священноначалия.

В 2004 году в деревне Юкки Всеволожского района было принято решение о строительстве церкви. По благословению митрополита Владимира, под духовным окормлением я начинал строить как председатель Приходского совета. Во время строительства и возникла необходимость в моей хиротонии — меня рукоположили во диакона 8 августа 2010 года, два с половиной года назад. Сейчас, когда меня рукоположили во пресвитера, я стал настоятелем. В штате храма есть еще один священник, пока мы вдвоем.

Среди наших прихожан много мужчин, и довольно молодых: в соседнем поселке Осиновая Роща была воинская часть. Служим мы минимум три-четыре раза в неделю, так что вскоре придется расширять штат священников: вдвоем мы уже не справимся.

Как профессор психиатрии и медицинской психологии могу сказать, что многие великие врачи — Пирогов, Сеченов, Павлов, Боткин, Бехтерев, не говоря уже о святителе Луке (Войно-Ясенецком), — были глубоко верующими людьми. Современный атеизм связан в первую очередь с невнимательностью — если бы люди хоть немного наблюдали за собой, то заметили бы, что с ними регулярно происходят события, которые невозможно объяснить только с помощью человеческой логики и здравого смысла.

Все зависимости — это неудачная человеческая попытка обрести внутреннее равновесие без помощи Бога, своего рода попытка обрести Царствие Небесное в царствии подземном. Преподобный Серафим Саровский говорил, что есть три вида капитала — денежный, чиновный и духовный, и если для человека главным является духовный капитал, то он не попадет в зависимость ни от денег, ни от чинов, ни от наркотиков, ни от алкоголя. «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6, 33).

Подготовила Татьяна Кириллина

23 декабря 2006 г. исполнилось 50 лет выдающемуся ученому-медику нашей страны, признанному авторитету в области эмоционально-эстетической и духовно ориентированнной психотерапии на православной основе профессору, доктору медицинских наук Григорьеву Григорию Игоревичу.

Григорьев Г. И. - известный российский психотерапевт, психиатр-нарколог и медицинский психолог, ученик доктора медицинских наук доцента О. Н. Кузнецова и Народного врача СССР, Заслуженного врача Украинской ССР, старшего научного сотрудника А. Р. Довженко.

В 1993 г. в ученом совете Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева защитил кандидатскую диссертацию (специальность 14.00.45 - наркология) по теме: «Лечение алкоголизма методом массовой эмоционально-эстетической психотерапии (разработка метода и оценка его эффективности)».

В 2004 г. в ученом совете Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России защитил докторскую диссертацию (специальность: 05.26.02 - безопасность в чрезвычайных ситуациях и 19.00.04 - медицинская психология) по теме: «Кризисно-реабилитационная помощь при наркоманиях на основе стрессовой психотерапии».

В 2005 г. ВАК Минобразования России присвоил ему ученую степень доктора медицинских наук, а в 2006 г. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки - ученое звание профессора по кафедре медицинской психологии. Действительный член Петровской академии наук и искусств (1997), член Союза писателей России (1998). Награжден медалью «В память о народном враче СССР А.Р. Довженко» (1998), а также Орденами «За медицинские заслуги» II степени (2005) и I степени (2006), и Орденом Признания (2007).

После окончания средней школы в 1973 г. поступил, а в 1979 г. закончил военно-морской факультет Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова в Ленинграде. В 1979-1984 гг. проходил службу на Краснознаменном Тихоокеанском флоте во Владивостоке в должностях: начальника медицинской службы большой дизельной подводной лодки, начальника кабинета психоневрологии, психотерапии и наркологии поликлиники флота, старшего психоневролога флота. Участник дальних походов и ликвидатор трех аварийных ситуаций на подводных лодках. Один из первых на Военно-морском флоте СССР организовал службу психологической защиты Краснознаменного Тихоокеанского флота. Награжден нагрудным знаком «За дальний поход на подводной лодке» (1980), медалями «За безупречную службу в Вооруженных Силах СССР» (1984), «Тихоокеанскому флоту 275 лет» (2004), «Ветерану холодной войны на море» (2005) и «Подводному флоту России 100 лет» (2007).

Профессиональную и научную деятельность продолжил в Ленинграде в должности врача-психотерапевта, психиатра-нарколога Клинической больницы Управления Делами Академии Наук СССР (1985-1989). В 1988 г. на базе Центра научно-технической деятельности и социальных инициатив при АН СССР, выступил одним из инициаторов по созданию в России международной общественной организации - Международного института резервных возможностей человека (МИРВЧ), с филиалами в Белоруссии и Литве; Клиникой ассоциации наркологов и Психотерапевтическим наркологическим реабилитационным центром, тем самым заложил основы современной общественной инфраструктуры кризисно-реабилитационной психотерапевтической наркологической помощи населению на духовно-нравственной православной основе.

С 1988 г. по настоящее время является директором МИРВЧ и главным специалистом врачом-психотерапевтом, психиатром-наркологом, психиатром высшей квалификационной категории, председателем ученого совета Международного института резервных возможностей человека. При его личном участии прошли высокоэффективное лечение более 120 тысяч больных алкоголизмом, никотинизмом, наркоманиями, игроманиями, болезненным влечением к пище и другими нервно-психическими заболеваниями, что принесло обществу немалый экономический и духовно-нравственный эффект.

Для научной систематизации, обобщения, обработки и анализа имеющихся данных, а также информационного обеспечения лечебного процесса под его непосредственным руководством была создана уникальная по объему информации автоматизированная система учета больных (АСУ ПЗ), прошедших лечение в системе МИРВЧ. В результате глубокого научного анализа существующей базы данных в Международном институте резервных возможностей человека были выполнены и защищены в ученых советах психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова и Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России три диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук и шесть диссертаций на соискание ученой степени кандидатов медицинских и психологических наук. В результате проведенной большой научно-практической работы в МИРВЧ появилась собственная духовно ориентированная на православной основе психотерапевтическая школа.

С 1991 г. по настоящее время является председателем Общества трезвости и милосердия Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, продолжающего традиции дореволюционного (1897) Всероссийского Общества трезвости, созданного на базе Международного института резервных возможностей человека по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II (1991), а также по благословению приснопамятного Владыки Иоанна (Снычева) и ныне здравствующего Владыки Владимира (Котлярова), Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского (1996). И сегодня, в Свято-Александро-Невском обществе трезвости под духовным окормлением священников Собора Феодоровской иконы Божией Матери (настоятель - кандидат богословия протоиерей Александр Сорокин) происходит исцеление людей от пьянства, наркоманий, других нервно-психических и психосоматических заболеваний.

Исполнял обязанности Первого вице-президента Санкт-Петербургской ассоциации наркологов (1990-1995), много внимания уделял повышению качества наркологической помощи в своем регионе, являлся членом лицензионно-аккредитационной комиссии по наркологии Комитета здравоохранения Администрации Санкт-Петербурга (1993-1995), членом Межведомственной Комиссии по противодействию злоупотреблению наркотиками (1994-1995).

Проявил себя и как талантливый организатор образовательной деятельности в сфере медицинской психологии и психотерапии патологических зависимостей. С 1990 г. по 2000 г. работал по совместительству асистентом кафедры реабилитации в Ленинградском ГИДУВе (ныне Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Росздрава). В 2005 г. был избран по конкурсу на должность профессора кафедры медицинской психологии СПб МАПО, где преподает по настоящее время курс «Психотерапия патологических зависимостей».

Основным направлением научных исследований и практической лечебной деятельности является разработка направления эмоционально-эстетической стрессовой и духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока на православной основе при лечении патологических зависимостей. Впервые в научной литературе описал синдром духовной зависимости при героиновой наркомании в 1994 году. Автор концепции психологического «ключа» психофизической саморегуляции эмоциональной памяти (система «манков» К. С. Станиславского), при неврозах и других психосоматических заболеваниях, путем мобилизации резервных возможностей человеческого организма в условиях психоэмоционального стресса. Данные методы подробно описаны в «Психотерапевтической энциклопедии», изданной под редакцией главного психотерапевта России, заслуженного деятеля науки РФ, профессора Б. Д. Карвасарского (1999, 2000, 2005, 2007).

Является членом редколлегии Всероссийского научно-практического рецензируемого журнала «Вестник психотерапии» (издается с 1990 г.), в котором публикуются статьи по медицинским, духовным, психологическим, социологическим, биологическим и смежным наукам в области психиатрии, наркологии, психотерапии, коррекционной психологии и психоанализа. Является руководителем ряда международных психотерапевтических программ, конференций и семинаров.

Автор более 250 научных работ, семь из которых опубликованы за рубежом (Норвегия, Швеция, Литва, Белоруссия); автор и соавтор четырех патентов Российского патентного ведомства; альбома «Психофизическая саморегуляция»; трех художественных книг («На древней земле», 1989; «Накануне чуда», 1991; «Сказка про Алю и Аля», 1991); четырех учебно-методических работ, пяти монографий («Клинические аспекты психопатологии, психофармакологии и эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии», 1999; «Кризисно-реабилитационная помощь (методом эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии) при героиновой наркомании: концепция, принципы, эффективность и механизмы воздействии», 2003; «Духовно ориентированная психотерапия в форме целебного зарока: теоретические основы, организационная структура и информационно-аналитическое обеспечение», 2004; «Психодиагностика и психокоррекция», 2007; «Духовно ориентированная психотерапия», 2007).

Соредактор девяти тематических сборников научных трудов по проблемам неврозов, психотерапии патологических зависимостей и медицинской психологии.

Под его руководством защищены пять кандидатских диссертаций, подготовлены к защите еще пять кандидатских и две докторские диссертации.