Величание пророка илии и избранный псалом. Избранный псалом. Смотреть что такое "избранный псалом" в других словарях




"Избранные псалмы -- это особый вид церковной поэзии, когда текстами древнейших авторов характеризуются события и лица ближайших к нам времен, когда словами ветхозаветных библейских гимнов воспеваются новозаветные праздники... В богослужебном исполнении пение на праздничной утрени избранного псалма должно переплетаться с пением многократно повторяемого после каждого псаломского стиха так называемого "величания"...

Величания и избранные псалмы обычно печатаются в конце Псалтири и в Ирмологионе... Они появились значительно позднее того, как в основном сложился наш церковный устав... и первоначально предназначались лишь для великих праздников... Новый вид праздничных похвал так пришелся по душе православным, что с течением времени величание стало необходимой частью всех полиелейных праздников. Но при обилии полиелейных праздников данных в Псалтири величаний и избранных псалмов совершенно недостаточно... В отношении избранных псалмов для праздников, например, пророков, князей, юродивых, праведных, святых жен -- мы оказываемся почти перед непреодолимыми трудностями. Ни один из даваемых в Псалтири общих псалмов к этим ликам не может быть применен. В старопечатных Псалтирях в псалме на 29 августа перед последними стихами,
взятыми из песни пророка Захарии, делается замечание: "До зде праведным", чем дается указание на то, что этот псалом, за исключением евангельских стихов, может быть употребляем в праздники святых, на которые ни один из четырех общих псалмов не может быть признан подходящим. К сожалению, в наших Псалтирях и этого замечания нет... Между тем Псалтирь дает обильный материал для составления нарочитых избранных псалмов на многие праздники... Избранные псалмы в наших богослужебных книгах имеют разное число стихов от 13 (на Преображение Господне) до 32 (на Рождество Христово)... В некоторых случаях отдельные стихи избранных псалмов составлены из двух стихов разных псалмов (На Преображение "И буди светлость Господа Бога нашего на нас от ныне и до века" Пс. 89,17;120,8, преподобному: "Пойте Господеви, преподобнии Его, и им поведайте память святыни Его, во всех людех чудеса Его" Пс. 29,5; 95,3).
О составлении особых праздничных избранных псалмов было высказано пожелание на Всероссийском Поместном Соборе в 1917-1919 гг. в докладе богослужебного отдела."

(Величания и псалмы избранные на праздники господские, богородичные и святых...// Славы Божия ревнитель: жизнеописание и труды исповедника еп. Афанасия (Сахарова). М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006)

ИЗБРАННЫЙ ПСАЛОМ

Избра́нный псалом [греч. ἐκλοϒή], подборка из стихов Псалтири и частично из библейских песней, предназначенная для исполнения после полиелея (т. е. после пения Пс 134 и 135) и прославляющая праздник или память святого.

Пение Пс 134 и 135 в качестве торжественного элемента праздничной утрени характерно для Иерусалимского устава. По южноитал. редакциям Студийского устава, в рамках к-рого нет приурочивания полиелея к праздничным дням, известна традиция пения в такие дни особых 3-псалмных последований, предварявших степенные антифоны и занимавших, т. о., место иерусалимского полиелея и И. п. Кроме того, к некоторым стихам этих псалмов могли присоединяться краткие гимнографические припевы, в чем-то подобные позднейшим величаниям (Скабалланович. Типикон. Вып. 1. С. 406). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (к-польская редакция Студийского устава, испытавшая палестинское влияние) в праздничные дни назначается пение полиелея. Начиная с сер. XIII в. регулятором визант. богослужения становится Иерусалимский устав (неосавваитская редакция Студийского устава). К этому же времени относится составление Никифором Влеммидом цикла И. п. (1197-1272). И. п. заняли место 3-го псалма полиелея (которым в древности мог быть Пс 136 не только в подготовительный период перед Великим постом, но и в другие дни года). Цикл И. п. включает подборки на все Господские и , дни памяти Иоанна Предтечи, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и бесплотных сил: каждый праздник прославляется в отдельном И. п., а святые - согласно чину их жития. К стихам И. п. припевалась . Впосл. с ними стали соединять краткие гимнографические припевы. В греч. рукописях в XIII-XIV вв. особенные припевы назначаются для пения после стихов полиелея и И. п.; в составлении припевов принимал участие Иоанн Кукузель, но они не получили большого распространения. В совр. греч. богослужении припевы сохранились только в общем И. п. для Богородичных праздников, называемом «Λόϒον ἀϒαθόν» ( - Пс 44. 1), при использовании др. И. п. припевается «Аллилуия», в конце на «Славу» поют троичен (Ρήϒας Γ. Τυπικόν. Θεσσαλονίκη, 1994. Σ. 79-80).

В богослужении Русской Церкви с нач. XV в. в качестве припевов к И. п. стали использоваться величания, составленные по образцу припевов к 17-й кафизме, на некоторые праздники могли петься И. п. с «Аллилуия» (напр., на праздники в честь праведных и преподобных жен тот же псалом, что и Иоанну Предтече - ). Эти особенности зафиксированы в русских певч. рукописях XVII в. (см., напр., РНБ. Кир.-Бел. № 715/972). Во время исправления книг при патриархе Никоне в сер. XVII в. текст И. п. был значительно сокращен по сравнению с дониконовским вариантом, были внесены некоторые изменения, напр. И. п. Рождества (24 июня) и Усекновения главы (29 авг.) Иоанна Предтечи поменяли местами и т. д. В 1-м пореформенном издании Ирмология (М., 1657) была предпринята попытка ввести в России греч. практику пения «Аллилуия» после стихов И. п., но уже в следующих изданиях вместе с И. п. снова были помещены тексты величаний.

В Румынии с XV в. употребляются припевы, составленные мон. Филофеем Святогорцем (на слав. языке, в нач. XVIII в. переведены на румынский яз.), их текст отчасти совпадает со старыми греческими припевами на полиелее. И. п. традиционно помещаются в Псалтири следованной, в Ирмологии.

Лит.: Simidrea T. Les «Pripela» du moine Philothée // Romanoslavica. Bucur., 1970. T. 27. P. 183-225; Тончева Е. Новооткрити славяноезични (преводни) творби на Йоан Кукузел: Полиелейни припеви от XV в. // Българско музикознание. София, 2000. № 2. С. 5-31; Лукашевич А. А. К вопросу о происхождении праздничных величаний в Русской Церкви // ЕжБК, 2004. С.166-170.

А. А. Лукашевич


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» . 2014 .

Смотреть что такое "ИЗБРАННЫЙ ПСАЛОМ" в других словарях:

    - [греч. ἀντίφωνον от ἀντίφωνος звучащий попеременно; лат. antiphona, церковнослав. ], в христ. литургической терминологии псалом с припевом, исполняемый антифонно, т. е. с пением 2 хорами поочередно припева (или стихов псалма; см. также Псалмодия) … Православная энциклопедия

    - [евр. , греч. ᾿Ελισάβετ], имя 2 женщин в Свящ. Писании. В ВЗ Е. дочь Аминадава из колена Иудина (Исх 6. 23; 1 Пар 2. 3 10), жена Аарона, 1 го ветхозаветного первосвященника (Исх 28. 1 2). От него Е. родила 4 сыновей: Надава, Авиуда, Елеазара и… … Православная энциклопедия

    - [греч. Θεὸς Κύριος], песнопение утрени и молебна, состоящее из стихов Пс 117 (основной стих: 27a+26a; 4 дополнительных: 1, 11, 17, 22+23). В чинопоследовании утрени по палестинскому Часослову, к рый используется Студийским и Иерусалимским… … Православная энциклопедия

    - [греч. ῾Η παγκόσμιος ὕψωσις τοῦ τιμίου καὶ ζωοποιοῦ Σταυροῦ Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста; лат. Exaltatio S. Crucis Воздвижение св. Креста], один из главных христ. праздников в правосл. Церкви, входящий в число… … Православная энциклопедия

    Величание - Величание в ряде православных церквей краткое торжественное молитвенное песнопение, употребляемое на службе с полиелеем или на всенощном бдении. Название происходит от слова «величаем», с которого начинается большинство данных песнопений.… … Википедия

    - [греч. Εἴσοδος τῆς ῾Υπεραγίας Θεοτόκου ἐν τῷ Ναῷ; лат. Praesentatio S. Mariae in templo], один из великих церковных праздников, установленный в честь события приведения Пресв. Богородицы Ее родителями в иерусалимский храм для посвящения Богу.… … Православная энциклопедия - Описанное 4 евангелистами (Мф 21. 1 11; Мк 11. 1 11; Лк 19. 28 40; Ин 12. 12 19) одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа Его торжественное прибытие в Иерусалим накануне праздника Пасхи, к рое хронологически и… … Православная энциклопедия

    - [греч. Γεώργιος ὁ Κρής] (2 я пол. XVIII в., о в Крит дек. 1815, Ханья, о в Крит), греч. мелург и гимнограф. Ученик критского мелурга иером. Мелетия Синаита и протопсалта к польской Великой ц. Иакова. Г. К. преподавал церковное пение в К поле, на… … Православная энциклопедия

Полиелей с величанием святомy и избранным Псалмом

Что такое избранный Псалом?

Пока совершается полное каждение всего храма, многократно поется величание, перемежаемое стихами избранного Псалма.

Слyжба каждомy праздникy или каждомy ликy святых имеет свой избранный Псалом: мyченическая слyжба - свой, преподобническая - свой, апостольская - свой и т. д. Иногда задают вопрос: какой Псалом Псалтири являетсяизбранным, скажем, для преподобнической слyюбы? Вопрос провокационный. Никакой, потомy что избранный Псалом и назван так потомy, что он набран из стихов разных Псалмов. Скажем, преподобнический избранный Псалом: 1 стих - «Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и yслыша молитвy мою» (Пс. 39); дальше - «Уподобихся неясыти пyстынней, бых яко нощный вран на нырищи» (Пс. 101) и т. д. То есть как бы собран, составлен новый Псалом из подходящих стихов со всей Псалтири. Потомy и называется он избранным.

По окончании каждения и пения величания поются тропари «Ангельский собор yдивися. В конце избранного Псалам троекратное «Аллилyиа» не поется, потомy что она бyдет петься после «Ангельский собор…». (чти тропари по «Непорочны»).

Вообще седальны святомy должны были быть по кафизме, но по кафизме y нас были воскресные седальны Октоиха, так что полyчилось, что кафизменныеседальнысвятомyмы проигнорировали. И yстав это yпyщение корректирyет. Прежде всех седальнов читается воскресный ипокаи, затем седален святомy Минеи, который имеет надписание: «по первой кафисме», «по первом стихословии» (читается без Богородична). Далее - седален Минеи по втором стихословии; «Слава» - седален Минеи по полиелеи; «И ныне» - Богородичен полиелейного седальна.

Каноны. Воскресный со ирмосом на 4, он никогда не сокращается. Крестовоскресный канон отменяется. Богородичный канон - на 2, святого Минеи - на 8. Каждая песнь канона открывается катавасией. Далее вплоть до конца yтрени - как в обычный воскресный день (как в слyчае славословия).

По отпyсте yтрени бывает елеопомазание, которого на рядовой воскресной слежбy, равно как и на рядовой полиелейной слyжбе, по yставy не полагается. Елеопомазание совершается только в тех слyчаях, когда совершается всенощное бдение, причем не воскресное, а ради праздника святого. Иначе говоря, елеопомазание бывает только при двyх знаках: либо крест в крyге, либо крест в полyкрyге. Ни в каких дрyгих слyчаях елеопомазания нет. У нас ввели елеопомазание на каждой воскресной и каждой полиелейной слyжбе. Говоря словами Василия Великого, «причинy семy дати нелегко, но тако есть принято во обычае».

Как совершается yставное елеопомазание? После отпyста yтрени поются стихиры - любые, по выборy yставщика или регента, но данного праздника или данного святого. В это время приходит предстоятель, кадит иконy на аналое окрест (врата закрыты, завеса закрыта), затем целyет иконy и сам себя помазyет на челе елеем. А далее подходят все прочие, причем, согласно yставy, игyмен помазyет иереев, что для современной церковной практики было бы, наверное, неким взрывом. Сейчас каждый иерей сам себя помазyет; только если слyжит архиерей, то архиерей помазyет иерея. На патриарших слyжбах архиереи, если их несколько, помазyют сами себя. То есть сейчас помазание идет строго по трем степеням священства: пресвитер помазyет диакона, а епископ - пресвитера.

В это время продолжают петься стихиры (можно взять воззвахи, стиховные или хвалитные - лишь бы они были святомy, ради которого совершается помазание). Причем помазyют, по yставy, елеем от кандила святаго - из той лампады, который горит перед образом святого, а не тем елеем, который был благословлен на литии. Впрочем, нынешний слyжебник допyскает и помазывать елеем, благословленным на литии, хотя логичнее - елеем от кандила святаго.

Естественно: «И дyхови твоемy» - «Главы ваша Господеви приклоним». И читается еще раз заключительная литийная молитва: «Владыко Многомилостивый». То есть полyчается, что большая часть yтрени является как бы второй литией. Перед каноном читается первая литийная молитва «Спаси, Господи, люди Твоя», а после елеопомазания - последняя («Владыко Многомилоствый». То есть весь канон, прочая часть yтрени и елеопомазание как бы включаются в некyю большyю литию. А дальше - обычное последование: в притворе читается оглашение Стyдитово и 1 Час. На Часах тропари и кондаки - точно так же, как мы разбирали в слyчае славословия. На Литyргии: «Блаженны» - как в слyчае шестеричного святого; тропари по входе - так же, как при шестеричном святом, но с одним маленьким изменением: если храм святого, то тропарь и кондак храма святого не читаются и не поются.

Итак, мы yспели рассмотреть воскреснyю слyжбy в соединении со слyжбой одномy маломy святомy, со слyжбой шестеричномy святомy со славословием и без и богослyжение воскресное при том yсловии, что на него попадает память бденного святого. Теперь остается рассмотреть воскреснyю слyжбy с полиелеем святым, т. е. когда на воскресный день попадает слyжба имеющая знак красного креста без обводки. В этом слyчае богослyжение очень похоже на воскреснyю слyжбy с бденным святым.

Малая вечерня - в точности такая же, как в слyчае бденного святого.

Великая вечерня - такая же, как в слyчае бденного святого, но с одним изменением: на благословении хлебов тропарь «Богородице Дево, радyйся» поется трижды вместо «Богородице, Дево, радyйся» дважды и тропаря святомy, как в слyчае бденного святого. То есть полиелейный святой не имеет тропаря на великой вечерне.

На yтрени - вплоть до канона все так же, как в слyчае бденного святого. В канонах может быть некоторое отличие.

Канон воскресный со ирмосом на 4. Интересно, что воскресный канон на воскресной слyжбе никогда не отменяется и не сокращается, а всегда идет со ирмосом на 4. Единственный слyчай, когда воскресный канон на воскресной yтрени оставляется, - если воскресный день совпадает с Рождественским сочельником. Тогда воскресного канона Октоиха нет. Во всех остальных слyчаях воскресный канон из Октоиха читается именно так: со ирмосом на 4. Далее - Крестовоскресный на 2, Богородицы - на 2, святого - на 6. Это при yсловии, если в Минее имеется только один канон святого. А если в Минее два канона святомy, тогда соединение канонов - точно такое же, как в слyчае бденного святого в воскресный день: воскресный со ирмосом на 4, Крестовоскресный отменяется, Богородицы - на 2, святого- на 8. В остальном все как в слyчае бденного святого.

На Литyргии - так же, как в слyчае бденного святого, но с одним изменением: если храм святческий, то храмовые тропарь и кондак не отменяются, а поются. Напомню, что в слyчае бденного святого тропарь и кондак храмy, если храм посвящен дрyгомy святомy, не поются. Скажем, попала, например, память апостола и евенгелиста Иоанна Богослова на воскресный день. Слyжим мы в Николо–Кyзнецком храме. Иоанн Богослов - бденный святой, значит, тропарь и кондак свт. Николаю отменяются. А если память ап. Андрея Первозванного попала на воскресный день, и слyжим мы в Николо–Кyзнецком храме. Андрей Первозванный - святой, имеющий полиелей, но не имеющий бдения. Значит, на воскресной Литyргии поем тропарь и кондак свт. Николаю, нy и ап. Андрею - само собой.

Из книги Толковый Типикон. Часть II автора Скабалланович Михаил

Из книги Книга Мирдада [Необыкновенная история монастыря, который когда-то назывался Ковчегом] автора Найми Михаил

Полиелей По 17 гл. Типикона, в воскресенья от отдания Воздвижения, т. е. с 22 сентября, до предпразднства Рождества Христова 20 декабря, и от отдания Богоявления 14 января до Недели сырной вместо Непорочных поется полиелей, т. е. 134 пс. «Хвалите имя Господне» и 135 пс.

Из книги Сектоведение автора Дворкин Александр Леонидович

XXVII. Следует ли возвещать Истину Всем, или только Избранным. Мирдад объясняет свое Исчезновение Накануне Дня Вина и Говорит о Ложной Власти Наронда: Семерка вновь собралась вокруг Учителя в Гнезде Орла, когда события празднества были еще очень живы в памяти. Пока спутники

Из книги Открытое сердце автора Гьяцо Тензин

4. Берг поставил ультиматум избранным, чтобы они делились своими мужьями и женами Постепенно слухи о разврате в секте стали распространяться, тем более что действия родителей тех, кто туда попал, делались все более и более эффективными. В результате у Берга возникли

Из книги Эхнатон. Фараон-вероотступник автора Вейгалл Артур

Знакомство с избранным предметом По-тибетски медитация называется «гом», что означает «знакомиться». Медитация применяется в духовной практике для ознакомления с избранным предметом. Это не обязательно должен быть какой-то физический предмет, как, например, образ Будды

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Что такое полиелей? иеромонах Иов (Гумеров)Полиелей - самая торжественная часть Утрени. Название ее греческое: polyeleos от polys - многий и eleos - милость. Следовательно, слово полиелей переводится как многомилостив. Он состоит из пения стихов псалмов 134 («Хвалите имя Господне,

Из книги Сочинения автора Августин Аврелий

Полиелей, Воскресные Тропари, Величание На бдениях великих праздников, на воскресных бдениях в известные периоды года, как и всегда вообще на праздничной утрени, когда читается Евангелие, после кафизм и седальнов поется полиелей, при начале пения которого в храме

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

Глава 12. Бог милостив к избранным, справедлив ко всем остальным 28. Итак, необходимо заключить, что благодать Божия дается не по заслугам получающих ее, но по благоволению Его воли, в похвалу и славу самой этой Его благодати (Ср.: Еф. 1:5–6), чтобы хвалящийся хвалился ни в коем

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

3. Я дал повеление избранным Моим и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем. Я дал повеление. Значит и предшествующее приказание принадлежит Господу.Избранным. В евр. тексте употреблено более сильное выражение: освященный. Так названы

Из книги Люди Грузинской Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Лучанинов Владимир Ярославович

15. И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем, И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия... Бедствия, которые имеют обрушиться на голову непокорного Израиля, столь ужасны и беспощадны, что они и самое

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Полиелей Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуиа (трижды).Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа (трижды).Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его. Аллилуиа (трижды).Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его.

Из книги автора

Из книги автора

Полиелей Пение псалмов 134 и 135. Название своё получило от частого повторения в указанных псалмах слова: «милость» и от обильного возжигания елея во время

Богослужебные указания за 2 августа 2017 года
Среда. Пророка Илии́.
Прп. Авраа́мия, игумена Городе́цкого, Чу́хломского. Обре́тение мощей прмч. Афана́сия Бре́стского (службу зри 5 сентября).
Прав. Ааро́на первосвященника.
Типикон назначает шестеричную службу прор. Илии (Б), но, по благословению настоятеля, допускает совершение в честь святого всенощного бдения (А).
Календарные заметки:
На утрене величание: «Величаем тя, святый пророче Божий Илие́, и почитаем еже на колеснице огненней преславное восхождение твое».
Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Лк.4:22–30. Лит. – Прор.: Иак.5:10–20. Лк.4:22–30.
А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры пророка, глас 1-й и глас 2-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – пророка, глас 6-й: «Прииди́те, правосла́вных…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».
Вход. Прокимен дня. Паримии пророка – 3.
На литии стихира храма и стихиры пророка, глас 4-й. «Слава» – пророка, глас 6-й: «О, нечести́ва царя́ повеле́ния!..», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богоро́дице, Ты еси лоза́…» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).
На стиховне стихиры пророка, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – пророка, глас 6-й: «Проро́че, пропове́дниче Христо́в…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель…».
По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4-й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».
Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны пророка (по дважды).
Полиелей. Величание пророка и избранный псалом. Седален пророка по полиелее, глас 8-й: «Прему́дрости яко рачи́тель…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен пророка, глас 4-й: «Ты иере́й во век по чи́ну Мелхиседе́кову»51; стих: «Рече́ Госпо́дь Го́сподеви моему́: седи́ одесну́ю Мене́, до́ндеже положу́ враги́ Твоя́ подно́жие ног Твои́х». Евангелие пророка. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго пророка Илии…». Стихира пророка, глас 4-й: «На о́гненней колесни́це…».
Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и пророка (два канона) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – седален пророка, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.


По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен пророка. «Слава» – ин светилен пророка, «И ныне» – Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры пророка, глас 8-й и глас 1-й – 6. «Слава» – пророка, глас 8-й: «Проро́ков верхо́вники…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Влады́чице, приими́…» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

На Литургии блаженны пророка, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4.
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь пророка. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь пророка. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий52 и причастен – пророка.
Апостол и Евангелие – пророка (рядовые чтения переносятся на четверг 21 июля).
Б. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры пророка, глас 1-й и глас 2-й – 6. «Слава» – пророка, глас 6-й: «Прииди́те, правосла́вных…», «И ныне» – Крестобогородичен, глас тот же (см., например, 12 июля, в службе мчч. Прокла и Илария и прп. Михаила Малеина, на «Господи, воззвах»: «На Дре́ве Живо́т…»).
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – пророка, глас 6-й: «Проро́че, пропове́дниче Христо́в…», «И ныне» – Крестобогородичен, глас тот же (см., например, 13 июля, в службе Собора Архангела Гавриила и прп. Стефана Савваита, на «Господи, воззвах»: «Всечи́стая яко ви́де…»).
По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная…».
Кафизмы 10-я и 11-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и пророка на 6.
Примечание. В седмичные дни (кроме четверга), при совершении службы Октоиха в соединении со службой шестеричного или славословного святого, мученичны из 1-го канона Октоиха опускаются. В четверг 1-й канон Октоиха не содержит мученичнов.
Библейские песни «Господеви поем…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни – седален пророка, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен, глас тот же (см., например, 12 июля, в службе мчч. Прокла и Илария и прп. Михаила Малеина, в седальнах по 3-й песни канона: «А́гнца, и Па́стыря…»).
По 6-й песни – кондак и икос пророка, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен пророка, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры пророка, глас 8-й и глас 1-й – 6. «Слава» – пророка, глас 8-й: «Проро́ков верхо́вники…», «И ныне» – Крестобогородичен, глас тот же (см., например, 12 июля, в службе мчч. Прокла и Илария и прп. Михаила Малеина, на стиховне вечерни: «Ю́ница Нескве́рная…»).
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – пророка, глас 4-й: «На о́гненней колесни́це…» (см. в Минее, стихира по 50-м псалме), «И ныне» – Крестобогородичен, глас тот же (см., например, 14 июля, в службе ап. Акилы и мчч. Кирика и Иулитты, на стиховне утрени: «А́гнца и Па́стыря…»).
По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси гора́…».
На часах – тропарь и кондак пророка.
На Литургии блаженны пророка, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь пророка; кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…».
В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь пророка; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь пророка; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак храма, кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и пророка.
Апостол и Евангелие – дня и пророка.
51 Так в Типиконе и в Апостоле, хотя в Минее: «Ты еси иерей во веки…».
52 Стих общего аллилуиария пророкам: «Свет возсия́ пра́веднику, и пра́вым се́рдцем весе́лие».

Служба общая Пресвятой Богородице, в честь святого Ея образа

НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНЕ


Блажен муж: 1-й антифон.


На Г осподи воззвах, стихиры, глас 4:

Подобен: Д ал еси знамение:

Б ожественными детельми соблюдающи и покрывающи от вражиих нахождений, любовию празднующыя преславное явление пречистого образа Твого, зовущыя Ти: Ты еси Крепость наша и Утверждение, и радование боголепное, Един Сын Твой и Бог наш, Емуже покланяющеся глаголем: Иисусе Всесильне, спаси душы нашя, яко Милосерд.
Д несь священно собравшеся похвалим Богородицу: Пресвятая Дево, многая Твоя величия и чудес пучина: Ты бо еси нам Святое ограждение и похвала и Слава и Источник исцеления: празднующе явление святого Твоего образа, молимся глаголюще: Иисусе Всесильне, спаси душы наша, яко Милосерд.
Б лагочестивно, Пречистая, честными Твоими молитвами, огради и сохрани, и страшны врагом и неработны яви, творящыя празднество явления честнаго образа Твего, да Сыну Твоему зовем: Иисусе Всесильне, спаси нас, яко Милосерд.


Слава и ныне, глас 6:


Я ко венцем пресветлым, Пречистая Богородице, явлением образа Твоего, Церковь Божия обложися, и светится радующися, днесь тайно ликует, вопиющи Тебе, Владычице: радуйся, диадимо честная, и венче Божественныя славы. Радуйся, едина славы Исполнение, и вечное Веселие. Радуйся, к Тебе прибегающым Пристанище, Предстательнице и Спасение душ нашых.

Вход. Прокимен дне. И чтения три.

Бытия чтение. [Глава 28]


И зыде Иаков от студенца клятвеннаго, и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо. Зайде бо солнце: и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном, и сон виде: И се лествица утверждена на земли, еяже глава досязаше до небес, и ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней, и рече: Аз Бог Авраамов отца твоего, и Бог Исааков, не бойся: земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю и семени твоему. И будет семя твое яко песок земный, и распространится на море, и ливу, и север, и на востоки: и возблагословятся о тебе вся колена земная, и о семени твоем. И се Аз с тобою Сохраняяй тя на всяком пути, аможе аще пойдеши: и возвращу тя в землю сию, яко не имам тебе оставити, дондеже сотворити Ми вся, елика глаголах тебе. И воста Иаков от сна своего, и рече: яко есть Господь на месте сем, аз же не ведех. И убояся, и рече: яко страшно место сие, несть сие, но дом Божий и сия врата Небесная.

Пророчества Иезекиилева чтение. [Главы 43 и 44]


Т ако глаголет Господь: будет от дне осмаго и прочее, сотворят иереи на олтари всесожжения вашего, и яже спасения вашего, и прииму вы, глаголет Адонаи Господь. И обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки, и сия бяху затворена. И рече Господь ко мне: врата сия затворена будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет сквозе их, яко Господь Бог Израилев пройдет ими, и будут затворена. Яко Игумен сядет в них снести хлеб, по пути еламских врат внидет, и по пути его изыдет. И введе мя по пути врат святых сущих к северу, прямо храму: и видех, и се исполнь славы храм Господень.

Притчей чтение. [Глава 9]


П ремудрость созда себе дом, и утверди столпов седмь. Закла своя жертвенная, и раствори в чаши своей вино, и уготова свою трапезу. Посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу глаголющи: Иже есть безумен, да уклонится ко мне. и требующым ума рече: Приидите, ядите мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам. Оставите безумие, и живи будете, и взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении. Наказуяй злыя, приимет себе безчестие: обличаяй же нечестиваго, опорочит себе, обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя. Даждь премудрому вину, и премудрший будет: сказуй праведному, и приложит приимати. Начало премудрости, страх Господень, и совет святых, разум. Разумети бо закон, помысла есть благаго: сим бо образом многое поживеши время, и приложатся тебе лета живота.


На стиховне стихиры, глас 3:


П риидите, вси концы земли, честное явление образа Божия Матере ублажим: ибо руце к Сыну воздеюще молится: темже святым явлением иконы Ея мир оживлен бысть: псалмы и пеньми и песньми духовными, со всеми святыми празднуем светло.
Стих: П риведутся девы в след Ея, и искренние Ея приведутся Тебе.
В ельми добротою украси Тя Бог, яко в человецех Свет на руку Твоею: Яже едина во Свете Его, Упование христианом, Помощница сущым в нуждах и скорбех, и Пристанище в пучине труждающымся: моли избавитися от напастей, любовию поющым явление образа Твего всечестное.
Стих: С лыши Дщи и виждь, и приклони ухо Твое.
В сечестное явление иконы Твоея, Пресвятая Дево Чистая, ангел множество на небесех, и человеческий род на земли блажит: яко Мати бысть Творца всех Христа Бога. Того молящи за ны не престай молим Тя, иже на Тя с Богом упование возложихом, Богородица Препетая и Неискусобрачная.


Слава и ныне, глас 2:


М ысли очистивши и ум, со ангелы и мы торжествуем светло, начинающе Давидскую песнь Отроковице Невесте всех Царя, Христа Бога нашего: воскресни, Господи, глаголющи, в покой Твой Ты, и Кивот святыни Твоея. Якоже палаты красну Сию украсил еси, и причел еси Ю граду Твоему, Владыко, строити и покрывати от сопостатных поган державною силою, Тоя молитвами.

Тропарь празднику во уставе, аще же несть, глаголи сей тропарь, глас 4:


К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений: не отврати Твоя рабы тщы, Тя бо и едину надежду имамы.


Слава, и ныне.


Н е умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии: аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? кто же бы сохранил до ныне свободны? не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.

НА УТРЕНИ


На Б ог Господь:тропарь Богородице дважды.
Слава и ныне: Н е умолчим никогда: единожды.
По 1-й кафисме седален, глас 3.
Подобен: Я вился еси днесь:


З арями просия всемирная радость, явления пречуднаго образа Твоего, Дево Мати Марие: на земли просвети мысли, любовию поющых Тя.


Слава, и ныне, тойже.


По 2-й кафисме седален, глас 4.


Подобен: У дивися:


Д ева Мариа Богродица воистинну, яко облак светлый нам возсия. Ктому Адам не осуждается, и Ева от уз свободися. Сего ради и мы зовем, вопюще с дерзновением Единей Чистей: Пресвятая Дево, моли Сына Твоего, подати грехов оставление.


Слава и ныне, тойже.

По Х валите Имя Господне:
Припев: В еличаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый им же точиши исцеления всем с верою притекающим.
Псалом избранный: П омяни Господи Давида, и всю кротость его.

На полиелеи седален, глас 1.
Подобен: А нгельския силы:


Д евическаго Твоего чрева красен Клас явлься, израстила бо еси мирови Жизнь. Сего ради силы небесныя вопиют Тебе Богородице, славяще честное Твое празднество, Пречистая: слава явлению образа Твоего: Слава девству Твоему, Мати Безневестная.


Слава и ныне, тойже.

Степенна, 1-й антифон 4-го гласа.


Прокимен, глас 4: П омяну имя Твое во всяком роде и роде.
Стих: О трыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви.
В сякое дыхание: Евангелие от Луки, 4-е зач.


По 50-м псалме, стихира, глас 6:


Д несь небесная врата отверзаются, и дверь Божественная предгрядет. Днесь радости благодать начинается, явлением мирови пречудныя иконы Божия Матере: Еюже земная с небесными совокупляются, во спасение душам нашим.

Канон Пресвятей Богоодице, глас 8. Ирмосы по дважды. Тропари на 12.

Песнь 1.


Ирмос: В оду прошед яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.
Б ожиею силою благочестно укрепи мя, радостно пети явление честнаго образа Твоего, Пречистая, заступление граду Твоему, и всем людем Твоим державу неразрушиму, Пресвятая, и стаду Твоему утверждение.
Б лагостыню и милость почерпаем Твоими молитвами: Ты бо Бога Сильнаго родила еси, спасающая вся благоверныя молением Твоим, Пренепорочная. Егоже ради Тя ублажаем вси, Владычице.
Б ожественное явление пресвятаго образа Твоего, празднуюм, Пречистая Богородице, яко Тобою спасение нетленно даровася, и неразрушимо веселие и надежда, Покров и держава, и душам нашим Прибежище.
П од Твой кров притекаем, Владычице, людие Твои, Пренепорочная, Помощница буди нам рабом Твоим, и спасению прошение подающи, любовию поющым Тя.
Катавасия: О тверзу уста моя: Или по уставу.

Песнь 3.


Ирмос: Н ебеснаго круга Верхотворче Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных Утверждение, Едине Человеколюбче.
В ерою сердца обновим, явлением иконы Святыя Богородицы, всем подавая верою просящым избавления, от враг видимых и невидимых нас соблюди, Пречистая.
О свящаеши благочестно, верно притекающих ко храму Твоему, и припадающих любовию, явлению пречестныя иконы Твоея: избави нас от всяких бед, и победы даруй православным христианом на поганыя: и милостива сотвори нам Сына Твоего и Бога нашего.
И з Тебе Божие Слово воплощся, и дом сотвори Себе во святем чреве Твоем, и изволи родитися, якоже восхоте, и дарова нам день видети явление образа Твоего, Егоже любовию празднующе, молимся Ти.
Р адостными душами, и в веселии сердца, возвысивше ум к честному и Божественному явлению предивныя иконы Твоея, вси вернии молим Тя, Богородице, яко Пречистому Сыну Твоему млеко подала еси, Иже вся Питающему милостию Своею.

Ин кондак, глас 6:


Н е имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби, да не постыдимся.


Седален, глас 4:


Ц ерковь Твоя светло празднует славнаго образа Твоего явление, и вси вернии, поюще, зовем Ти прилежно, Чистая Дево: вся верныя укрепи на вражию силу, и советы беззаконных разори: и живот наш направи, творити Божественную волю Сына Твоего.


Слава и ныне, тойже.

Песнь 4.


Ирмос: У слышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя, и прославих Твое Божество.
Т ы убо, Дево Чистая, к Свету незаходимому пришедши помяни нас, молящи Сына Твоего и Бога нашего, честное явление иконы Твоея празднующих, подати грехов оставление.
Я коже солнце светозарное, небо преходяще сияет, и Твое Божественный праздник лучы испущает: страстей же мглу от нас отгоняя, дарует душам нашым очищение, и от бед свобождение.
Н ыне мрак злобный потребися, и солнечный и душевный свет возсия, Всенепорочныя Божия Матере, праздник честнаго явления образа, егоже благочестно празднуем.
П рибежище великое и похвала, Пречистая и Пренепорочная Мати Всепетая: Ты Кивот умныя Святыни, Ты целеб Источник неисчерпаемый, чтущым честное явление образа Твоего.

Песнь 5.


Ирмос: В скую мя отринул еси от лица Твоего, Свете Незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма окаяннаго? Но обрати мя и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся.
И сполняется святыни всяческая, к Тебе прибегающая: и прощение вернии приемлюще, празднуем честное явление иконы Твоея, в немже молим Тя, подати нам благодать и милость в день судный.
У красилася еси девства чистотою, рождшая краснаго Сына Твоего и Бога нашего: украси праздник честнаго явления образа Твоего, и священнический чин возвесели, и люди Твоя от всяких бед свободи.
Я ко другий рай всем познавается, стяжавый посреде благоухания цвет, Твой честный праздник, Божиим благоуханием верных сердца исполняет, иже любовию чтущих Тя, Пренепорочная Владычице.
О блак была еси, Дево, дождю Божию, Пренепорочная Владычице, воду спасительную испущающи, землю грехми изсохшую напоивши, приводящи плод творению добродетели: сего ради ублажаем Тя.

Песнь 6.


Ирмос: О чисти мя Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи молюся: к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего.
П режде всех век Сущаго. Яко Отроча родила еси, и наша сердца обновила еси, многими грехи обетшавшая: и обновление приими нашего пения, приносяще Твоему празднику, Богородице Приснодево.
Ц ерковь Твоя Святая, дивна вправду есть, еже Пречистое явление иконы Твоея в ней благочестно празднуем, и всем сердечная подаваеши исцеления, блажащым Тя, Пречистая, и от всяких бед соблюди рабы Твоя.
Д уша всяка веселится, сошедшеся в церковь Твою, и Твой празднуем праздник, поюще, Дево Богородице, честное явление образа Твоего, яко солнце светящееся, и света сияющее Божия Духа благодатию, и нас озари, и просвети сердца наша, Дево Мати Владычице.
П оем Пречистое явление иконы Твоея, и чтим Непорочное Твое зачатие, и Рождество Твое, Богоневесто Отроковице: славят же с нами ангельстии чинове и всех святых ликове.

Таже кондак прилучившагося праздника. Аще же несть, глаголи сей
Кондак, глас 1:


Ч естное Жилище бывшее Неизреченнаго естества Божественнаго, выше слова и паче ума, и грешным еси Споручница, подаваеши благодать и исцеление, яко Мати всех Царствующаго: моли Сына Твоего, получити нам милость в день судный.


Икос:


К Богородице вопием любовию: радуйся, Граде Господень. Разуйся, скиптре Давидов. Радуйся, Палато одушевленная. Радуйся, ручко Божественныя манны. Радуйся, неопалимая Купино. Радуйся, свещниче златый. Радуйся, свеще неугасимая. Радуйся, горо Божия приосененная. Радуйся, огненосный Престоле. Радуйся, лествице и дверь небесная. Радуйся, жезле Ааронов невлажно прозябый. Радуйся, всех спасающи от всяких бед и скорбей, и моли, Пречистая, Сына Твоего, получити нам милость в день судный.

Песнь 7.


Ирмос: Б ожия снизхождения огнь устыдеся в Вавилоне иногда, сего ради отроцы в пещи радованною ногою, яко в цветнице ликующе, пояху: благословен еси, Боже отец наших.
Ц арица всех пришедши, небесный кров на славу нам устави, праздника Божественнаго явления образа Своего, имже спасаемся от невидимых враг нахождения, к Сыну Твоему вопиюще: благословен Бог отец нашых.
Р ождеством Твоим, Госпоже Богородице Дево, и всеми Твоими праздники, круг лета венчася: и ныне украси день честнаго явления святыя иконы Твоея, благодать источающи, мы же вси вернии во храм Твой притекающе.
В ся силы небесныя восхваляют Рождшую Господа, и роди человечестии прославляют Ю, явльшую нам день честнаго явления предивнаго образа Своего, Прибежище наше, Надежда и Покров, и ограждение от вражиих нахождений.
Б лагодатный облаче, окропи нас свыше росою Благодати и милости Твоея, чтущих день праздника славнаго явления честныя иконы Твоея, егоже поет и славит всяка душа радующися: благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего.

Песнь 8.


Ирмос: Б езначальнаго Царя славы, Егоже трепещут небесныя силы, пойте священницы, людие, превозносите во вся веки.
Ц арица еси всех едина Богу, Богородительнице Чистая, святый Престол и палата Христа Бога: Егоже моли о чтущих честное явление образа Твоего, подати грехов оставление.
Р уками святыми истинно понесла еси, в Тебе воплотившагося Господа, на земли, Преславная: и ныне взошла еси превыше небес, и оставльши человеком пресветлый день честнаго явления славнаго образа Твоего, воньже славим поюще: Господа пойте, и превозносите Его во веки.
Б ожественнии играйте пророцы, чтуще Девы Богородицы честное иконы явление: Та бо исполни всех речения, вами сказуемаго рождши Христа всех Царя: Егоже превозносим во веки.
П адшым востание, унывающым радование, заблуждшым Наставнице, болящым посещение и исцеление и всем христианом Спасение: соблюди нас, Госпоже, вопиющих и чтущих явление пречестнаго образа Твоего, и избави нас от иноплеменных нахождения.

Песнь 9.


Ирмос: У страшися всяк слух неизреченна Божия снизхождения, яко Вышний волею сниде даже и до плоти, от Девическаго чрева бысть Человек: темже Пречистую Богородицу вернии величаем.
П реславная глаголашеся о Тебе, Граде Божий, и присно Царствующаго небесными и земными, от Тебе Рождшагося, и от земли Тя на Небо Возведша: Емуже непрестанно молися о чтущих честное явление святыя иконы Твоея, с нимже Тя величаем.
Б езплотных чинове, патриарх собор, и апостолов Божественный состав, пророческий лик, и мученичестии полцы, святителей и преподобных отец лики, и вси святии, веселитеся с нами, празднующе явление пречудаго образа Божия Матере, и величающе.
В сяческая освятила еси Рождеством Твоим, Пречистая Дево, и явила еси большее просвещение, пречестный день явления святыя иконы Твоея: егоже празднующе, Тебе величаем.
В ознеси рог православных христиан, и низложи иноплеменных шатания, Богородительнице Пречистая: невоеваны соблюди грады Твоя, и вся страны христианския сохрани, в нихже великое Твое имя и многославное величается, и верно славится от всех, Владычице Чистая.

Светилен.


Подобен: Ж ены услышите:


А даме, обновися, и Ево веселися, пророцы со апостолы, и мученики ликовствуйте, и преподобнии со святители веселитеся: ибо радость и веселие, ангелом же и человеком дивное явление образа Пречистыя Богородицы Марии. Трижды.

На хвалитех стихиры, глас 1:


И сточник света, и Поток светлости неистощимый, приносяще праздник явления пречудныя иконы Твоея, Сего убо моли, Богородице, неразумия тмы избавити ны, и страстей душевных же и телесных, и в будущем веце безконечныя муки избави нас. Дважды.
И сточника премудрости благия, разума же пучину и благодати: тем тя бездну Ипостасная Божия Премудрость, Богородице, показа, праздник преславаго явления святаго образа Твоего, из Тебе плотию рождейся. Егоже ради каплю ми премудрости Твоея и разума подаждь, и к жизни настави мя.
Н ачало тайных Христовых чудес, Владычице, страшну видевше главизну, честное исполнение святаго Твоего образа праздник, и Божественных чудес, почитаем и покланяемся: от болезней и скорбей посети, Наставнице, и будущаго, Богородице, избави нас мучения.

Слава и ныне, глас 8:


Б огородицу Марию вси воспоим: радуйся, Мати Божия. Радуйся, лествице одушевленная и разумная. Радуйся, купино неопалимая. Радуйся, стамно Всесвятая. Радуйся, цвете веры. Радуйся, жезле прозябший. Радуйся, златая кадильнице. Радуйся, горо Божия присенная Дево. Радуйся, разрешение первыя Евы. Радуйся, Престоле Божий. Радуйся, многомилостивая Красото. Радуйся, Владычице.


Славословие великое и отпуст.

НА ЛИТУРГИИ


блаженна от канона, песнь 3-я и 6-я.
Прокимен, песнь Богородицы, глас 3: В еличит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.
Стих: Я ко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.
Апостол к филиписием, зач. 240
Аллилуиа, глас 8: С лыши Дщи и виждь, и приклони ухо Твое.
Стих: Л ицу Твоего помолятся богатии людстии.
Евангелие от Луки, зач. 54.
Причастен: Ч ашу спасения прииму и Имя Господне призову.

Молитва


Ц арице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательница, скорбящих радосте, обидимым покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. А минь.

Служба составлена на основе службы общей праздником Богородичным (Минеи общей). Употребляется в том случае, если нет особой службы Богородице в честь Ея иконе, память явления которой празднуем.