Тревожный синдром у детей. Все о тревожных расстройствах и их лечении. Нормальное тревожное состояние




Тревожные расстройства очень часто встречаются у детей, и мы начнем с небольшой истории, которую рассказали родители одной моей пациентки.
«Таня постоянно тревожилась. Каждое утро она волновалась, что опоздает в школу, хотя ни разу не опаздывала в течение всего учебного года. Ежедневно она беспокоилась, что на большой перемене ее любимый столик в школьном буфете будет занят, а на уроке объявят самостоятельную работу, и она не будет к ней готова. После возвращения из школы Таня переживала, не забыла ли выполнить все домашние задания и о том, не будет ли она плохо выглядеть в той одежде, которую приготовила себе на завтра».
Сначала родители Тани думали, что такое поведение типично для взрослеющей девочки-подростка, но когда классный руководитель сказала, что у Тани ухудшилась успеваемость и возникают проблемы в общении с одноклассниками, родители решили обратиться к врачу-психотерапевту.

Общие сведения о тревожных состояниях (кликните, чтобы открыть)

Что такое тревожное состояние?

Тревога на самом деле – одна из форм стресса. Она может выражаться по-разному: физически, эмоционально или как изменение восприятия окружающей действительности. Тревожное состояние обычно заставляет испытывать страх по поводу того, что может произойти, если события будут развиваться «не так» или концентрирует человека на какой-то опасности.
Беспокойство и тревога — естественные человеческие реакции, играющие важную биологическую роль. Это защитный механизм, который активизируется всякий раз, когда мы чувствуем угрозу.
Когда наше тело и разум реагируют на опасность, мы физически ощущаем это в виде головокружения, учащенного сердцебиения, затрудненного дыхания, потения и дрожания конечностей. Эти ощущения называются механизмом — «борьба/бегство» и вызваны приливом адреналина и других гормонов стресса, предназначенных для подготовки нашего организма к действиям на «максимуме» его возможностей для борьбы с опасностью или для бегства от нее.

Обычно на принятие решения затрачивается несколько секунд, чтобы мозг смог обработать и оценить, насколько угроза реальна, и если да, то какие следует предпринимать действия – «борьба или бегство». Когда мозг передает сигнал «отбой», механизм «борьба/бегство» переходит в нерабочее состояние и нервная система начинает успокаиваться.

Нормальное тревожное состояние

Каждый человек время от времени испытывает чувство тревоги. Эти ощущения могут варьироваться от легкого беспокойства до полномасштабной паники, в зависимости от особенностей самого человека и ситуации.

Вполне естественное явление для незнакомых и сложных ситуаций – возникновение чувства тревоги и беспокойства, вне зависимости от возраста человека. Вы можете почувствовать это перед предстоящим выступлением на совещании или когда за короткое время вам нужно решить множество бытовых вопросов.

Дети в подобных ситуациях чувствуют то же самое – перед экзаменом, контрольной работой, при смене школы и т.д. Все эти события могут вызвать нормальное тревожное состояние, потому что они заставляют сосредоточиться на вопросах — «а что, если…?», «что делать, если я что-то испорчу?» или «как себя вести, если все пойдет не по плану?».

Некоторый объем тревоги является вполне нормальным и даже может служить мотивацией поведения, помогая сохранить бдительность, целеустремленность и готовность сделать все возможное для достижения намеченного. Но слишком сильные и часто возникающие опасения могут повлиять на способность трезво мыслить, добиваться результата, а в тяжелых случаях приводят к «разрушению» нормального положительного восприятия повседневной жизни.

Тревожные расстройства и их типы

Тревожные расстройства являются одними из наиболее распространенных психических заболеваний. Отчасти так сложилось потому, что все люди в той или иной мере переживают стрессы и испытывают волнение. Есть много различных типов тревожных расстройств и каждое со своей симптоматикой. Но все они имеют одну общую черту — длительное, интенсивное беспокойство, неадекватное текущей ситуации, влияющее на повседневную жизнь человека и его ощущение психического комфорта.

Симптомы тревожных расстройств могут появиться внезапно, но могут нарастать и постепенно. Иногда они ощущаются как чувство обреченности, или дурное предчувствие, появившееся вроде бы ниоткуда. Дети, страдающие тревожными расстройствами, обычно не понимают, чем вызваны глубокие и тяжелые переживания, которые они испытывают. Тревожные расстройства, наиболее характерные для детей, могут быть следующими:

  • Общее тревожное расстройство. При общем тревожном расстройстве дети чрезмерно беспокоятся о многих вещах, таких как школа, здоровье, безопасность членов семьи или будущее в целом. Они всегда думают о худшем, и из всех возможных сценариев развития событий выбирают самый ужасный. Наряду с чувством беспокойства и страха, у детей могут проявляться физические симптомы, такие как головные боли, боли в желудке, напряжение мышц или общая усталость. Их беспокойство может привести к пропуску занятий в школе и попытках избежать любой общественной деятельности. При общем тревожном расстройстве, ребенок может чувствовать себя обузой для родных и окружающих, что подавляюще сказывается на его моральном состоянии.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) . Для ребенка с ОКР, беспокойство принимает форму навязчивости (чрезмерно тревожных мыслей) и принуждения (повторяющихся действий с целью попытаться снять тревогу).
  • Различные фобии. Это интенсивная боязнь конкретных вещей или ситуаций, которые не представляют реальной опасности. Например, боязнь высоты, темноты, собак или полетов на самолете. Фобии обычно заставляют ребенка избегать того, чего он боится.
  • Социальная фобия (социальное беспокойство). Это беспокойство вызвано социальными ситуациями, связанными с необходимостью говорить в присутствии других людей. Менее распространенная форма социальной фобии называется «избирательный мутизм», когда ребенку вообще страшно говорить в определенных ситуациях.
  • Паническая атака. В этом случае тревога может возникнуть без видимой причины. Во время паники, у ребенка, как правило, проявляются внезапные и интенсивные физические симптомы: учащенное сердцебиение, одышка, головокружение, онемение или покалывание в различных органах. Агорафобия – один из наиболее сильных страхов панических атак, что заставляет ребенка избегать (по его мнению) «опасных мест», как правило, открытых пространств или больших скоплений людей.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Этот тип тревожного расстройства возникает в результате травматического события, которое выходит за рамки обычного человеческого опыта: авария, нападение, стихийное бедствие и т.п. Симптомы ПТСР включают в себя: неожиданные воспоминания, ночные кошмары, страхи и стремление ребенка всячески избежать любых напоминаний о самом травматическом событии.

Причины тревожных расстройств

Специалисты до сих пор не знают точно, что именно вызывает тревожные расстройства. Как кажется исследователям, важную роль в этом играют: генетика, биохимия мозга, гиперактивность механизма «борьба-бегство», жизненные стрессовые обстоятельства и поведенческая память.

Если кто-либо из кровных родственников страдает тревожным расстройством, велика вероятность развития одного из типов расстройств и у ребенка. Генетическая связь может повлиять на химические процессы в мозге и регуляцию химических веществ (нейротрансмиттеров).

На развитие тревожного расстройства у ребенка могут оказать воздействие жизненные обстоятельства: потери (например, смерть близкого человека или развод родителей), перемены в жизни (например, переезд в другой город) – все это может послужить триггерами (переключателями). Причем, совсем не обязательно расстройство разовьется немедленно после события. Может пройти даже несколько лет до того момента, когда расстройство обретет внешние проявления.

Ребенок, выросший в семье, члены которой пребывают в страхе, может «научиться» смотреть на мир как опасное место. Кроме того, ребенок, который растет в среде, где на самом деле опасно (например, семейное насилие) тоже будет бояться и всегда ожидать худшего.

Признаки и симптомы тревожных расстройств

Несмотря на «тревожный опыт» во многих жизненных ситуациях, у большинства детей (даже у тех, кто пережил травматические события) далеко не всегда развиваются тревожные расстройства. Однако если ваш ребенок проявляет один или несколько из нижеперечисленных признаков, возможно, у него развивается (или уже развилось) тревожное расстройство:

  • чрезмерное беспокойство, которое проявляется большинство дней в неделю или длится несколько недель подряд;
  • проблемы со сном ночью или сонливость в дневное время;
  • беспричинная усталость;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • раздражительность.

Все эти проблемы могут повлиять на повседневную жизнь ребенка, особенно когда речь идет о концентрации внимания в школе, сне и приеме пищи.
Обычно дети не рассказывают о своем психическом самочувствии, потому что обеспокоены тем, что другие люди (особенно родители) могут их не понять. Они могут опасаться, что их осудят, будут считать «слабаками», трусами или «еще маленькими». И если девочки еще могут, в конце концов, выразить свое беспокойство словами, мальчики, испытывая те же чувства, очень тяжело идут на разговор и предпочитают молчать. Это приводит к тому, что ребенок чувствует себя одиноким и не таким как все – «неправильным.

Хорошей новостью является то, что сейчас врачи-психотерапевты и психологи намного лучше осведомлены о тревожных расстройствах, быстрее и точнее распознают их, чем несколько лет тому назад. Это дает весомую надежду на то, что помощь вашему ребенку будет оказана, и он обязательно почувствует облегчение.

Лечение

Тревожное расстройство ребенка должны лечить профессионалы. Психотерапевт на основании симптомов поставит диагноз, а затем составит план, чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией.

Для лечения тревожных расстройств обычно применяется когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). При когнитивно-поведенческой терапии, дети попробуют научиться по-новому мыслить и по-новому действовать в ситуациях, которые вызывают беспокойство, а также управлять и справляться со стрессом. Терапевт обеспечит поддержку и руководство всем процессом лечения, обучит ребенка новым навыкам, например, методам релаксации и дыхательным упражнениям. Иногда, но не всегда, могут быть применены медикаменты.

Как помочь ребенку справиться с тревожными расстройствами?

Самый лучший способ — помочь вашему ребенку признать существование проблемы и в благоприятной обстановке обсудить пути ее решения. Вам необходимо откровенно поговорить о симптомах, которые есть у ребенка, и помочь ему понять, как они влияют на повседневную жизнь. Дополнительно можно пообщаться с другими взрослыми, с которыми ребенок активно контактирует, например, учителями и тренерами.

Проявляйте терпение и доброжелательность в то время пока ваш ребенок проходит курс лечения и ищет новые способы для того чтобы справиться с ситуацией. Очень часто рассказ о вашем собственном жизненном опыте и истории преодоления страхов, оказывает неоценимую помощь в лечении тревожных расстройств. Постоянно напоминайте ребенку, что избавление от беспокойств и волнений позволит ему наслаждаться жизнью, снова быть счастливым и веселым.

Будьте уверены, что при правильном уходе, ваш ребенок сможет преодолеть болезнь и научиться с уверенностью и без страха смотреть в будущее.

2012-03-09

Тревожное расстройство – это определенное психопатическое состояние, характеризующееся специфической симптоматикой. Тревогу испытывает периодически каждый субъект, вследствие различных ситуаций, проблем, опасных или тяжелых условий труда и т.д. Возникновение тревожности можно считать своеобразным сигналом, который сообщает индивиду об изменениях, происходящих в его организме, теле или во внешней среде. Отсюда выходит, что чувство тревоги выступает в роли приспособительного фактора при условии того, что оно не выражено чрезмерно.

Среди наиболее часто встречаемых сегодня тревожных состояний выделяют генерализованное и адаптивное. Генерализованное расстройство характеризуется выраженной устойчивой тревожностью, которая направлена на различные жизненные ситуации. Адаптивное расстройство характеризуется ярко выраженной тревожностью или иными эмоциональными проявлениями, которые зарождаются в сочетании со сложностями в адаптации к определенному стрессовому событию.

Причины тревожного расстройства

Причины образования тревожных патологий сегодня полностью не изучены. Для развития тревожных нарушений имеют значение психические и соматические условия. У некоторых субъектов данные состояния могут появляться без наличия четких пусковых механизмов. Чувство тревоги может быть ответной реакцией на внешние стрессовые раздражители. Также отдельные соматические заболевания являются сами по себе причиной тревожности. К таким заболеваниям можно отнести сердечную недостаточность, бронхиальная астму, гипертиреоидизм и др. Так, например, органическое тревожное расстройство может наблюдаться вследствие кардиоцеребральных и кардиальных нарушений, гипогликемии, сосудистой патологии головного мозга, эндокринных нарушений, черепно-мозговых травм.

К физическим причинам можно отнести прием лекарств или наркотических препаратов. Может вызывать тревожность отмена приема седативных препаратов, алкоголя, некоторых психоактивных средств.

Сегодня научные деятели выделяют психологические теории и биологические концепции, которые объясняют причины образования тревожных расстройств.

С точки зрения психоаналитической теории тревожность является сигналом образования недопустимой, запретной потребности, или посыла агрессивного либо интимного характера, которые мотивируют индивида к бессознательному предотвращению их выражения.

Симптомы тревожности в таких случаях рассматриваются в качестве неполного сдерживания или вытеснения недопустимой потребности.

Бихевиористические концепции рассматривают тревогу, а в частности, различные фобии изначально зарождаются в качестве условно-рефлекторной ответной реакции на пугающие или болезненные стимулы. В последующем тревожные реакции могут возникать и без посыла. Когнитивная психология, которая появилась позднее, акцентирует внимание на искривленных и неверных мысленных образах, которые предшествуют развитию симптомов тревоги.

С позиций биологических концепций тревожные нарушения являются результатом биологических отклонений, с резким повышением продуцирования нейромедиаторов.

У многих индивидов, у которых наблюдается тревожно паническое расстройство, отмечается также чрезвычайная чувствительность к небольшому увеличению концентрации в воздухе углекислого газа. В соответствии с отечественной систематикой тревожные нарушения причисляются к группе функциональных расстройств, другими словами к психогенно детерминированным болезненным состояниям, которые характеризуются осознанием заболевания и отсутствием трансформаций в личностном самосознании.

Тревожное расстройство личности также может развиваться вследствие наследственных особенностей темперамента субъекта. Часто данные состояния разных типов имеют отношение к поведению наследственного характера и включают в себя следующие черты: пугливость, замкнутость, стеснительность, необщительность, если оказывается в неизвестной ситуации.

Симптомы тревожного расстройства

Признаки и симптоматика данного состояния может значительно отличаться в зависимости от индивидуальных характеристик субъекта. Некоторые страдают от сильнейших приступов беспокойства, появляющихся внезапно, а другие – от возникающих навязчивых беспокойных мыслей, например, после выпуска новостей. Одни индивиды могут бороться с различными навязчивыми страхами или неконтролируемыми мыслями, другие живут в постоянном напряжении, которое их не тревожит абсолютно. Однако, несмотря на разнообразные проявления, все это вместе будет являться тревожным расстройством. Основным симптомом, которым считается постоянное присутствие или беспокойство в ситуациях, при которых большинство людей чувствуют себя в безопасности.

Все симптомы патологического состояния можно разделить на проявления эмоционального и физического характера.

К проявлениям эмоционального характера, кроме иррационального, безмерного страха и тревожности, относят также ощущение опасности, нарушение в концентрации внимания, предположение худшего, эмоциональную напряженность, повышенную раздражительность, чувство опустошенности.

Тревога является чем-то большим, чем простое ощущение. Ее можно рассматривать в качестве фактора готовности физического тела индивида к бегству или борьбе. Она содержит в себе широкий диапазон физических симптомов. Вследствие множества симптомов физического характера субъекты, страдающие тревожными состояниями, часто принимают свою симптоматику за болезнь тела.

Симптоматика тревожного расстройства физического характера включает ускоренное сердцебиение, диспепсические расстройства, интенсивное потоотделение, учащение мочеиспускания, головокружение, одышку, тремор конечностей, мышечное напряжение, быструю утомляемость, хроническую усталость, головные боли, нарушение сна.

Также была отмечена взаимосвязь между тревожным расстройством личности и . Так как множество индивидов, страдающих тревожным нарушением, имеют в анамнезе депрессию. Депрессивные состояния и тревожность тесно взаимосвязаны между собой психоэмоциональной уязвимостью. Именно поэтому они довольно часто сопровождают друг друга. Депрессия способна усугубить тревогу и, наоборот.

Тревожные расстройства личности бывают генерализованного, органического, депрессивного, панического, смешанного типа, вследствие чего симптомы могут отличаться. Так, например, органическое тревожное расстройство характеризуется клиническими проявлениями качественно идентичными симптомам тревожно-фобического расстройства, но для диагностирования органического тревожного синдрома необходимо наличие этиологического фактора, который вызывает тревожность как вторичное проявление.

Генерализованное тревожное расстройство

Расстройство психики, характеризующееся общей постоянной тревожностью, не связанной с конкретными событиями, предметами или ситуациями носит название генерализованное тревожное расстройство личности.

Лицам, страдающим расстройствами данного вида, присуща тревожность, для которой характерна устойчивость (продолжительность не менее 6 месяцев), генерализованность (т.е. тревожность проявляется в выраженной напряженности, беспокойстве, ощущении будущих неприятностей в событиях повседневности, наличии различных страхов и дурных предчувствий), не фиксированностью (т.е. тревога не ограничивается какими-либо конкретными событиями или условиями).

Сегодня выделяют три группы симптомов данного вида расстройства: беспокойство и опасения, моторное напряжение и гиперактивность. Опасения и беспокойство обычно довольно трудно контролируются, а их длительность дольше, чем у людей, не страдающих генерализированным тревожным расстройством. Беспокойство не фокусируется на специфичных проблемах, например, таких как вероятность возникновения панического приступа, попасть в затруднительное положение и др. Моторное напряжение может выражаться в напряжении мышц, головной боли, треморе конечностей, неспособности расслабиться. Гиперактивность нервной системы выражается в повышенном потоотделении, ускоренном сердцебиении, ощущении сухости во рту и дискомфорта в эпигастральной области, головокружении.

Среди типичных симптомов генерализованного тревожного расстройства личности также можно выделить раздражительность и повышенную чувствительность к шуму. Другими симптомами со стороны моторики считается наличие ноющих мышечных болей и ригидности мышц, в особенности мышц плечевой области. В свою очередь вегетативные симптомы можно сгруппировать по функциональным системам: желудочно-кишечные (ощущение сухости во рту, затрудненность глотания, дискомфорт в эпигастральной области, повышенное газообразование), дыхательные (затрудненность вдоха, чувство сжатия в грудной области), сердечнососудистые (дискомфорта в сердечной области, учащенное сердцебиение, пульсация шейных сосудов), урогенитальные (частое мочеиспускание, у мужчин – исчезновение эрекции, снижение либидо, у женщин – менструальные нарушения), нервная система (пошатывание, ощущение расплывчатости зрения, головокружение и парестезия).

Тревожное состояние также характеризуется нарушением сна. Люди с таким расстройством могут испытывать трудности в процессе засыпания и ощущать беспокойство при пробуждении. У таких больных сон характеризуется прерывистостью и наличием сновидений неприятного характера. Пациентам с генерализованным тревожным нарушением часто снятся кошмары. Они часто просыпаются с ощущением усталости.

Индивид с таким расстройством часто имеет специфический внешний вид. Лицо и поза его выглядят напряженными, брови нахмуренные, он беспокоен, нередко наблюдается дрожание в теле. Кожные покровы такого больного бледные. Пациенты склонны к плаксивости, что отражает подавленность настроения. Среди других симптомов данного расстройства следует выделить быструю утомляемость, депрессивные и обсессивные симптомы, деперсонализацию. Перечисленные симптомы являются второстепенными. В случаях, когда эти симптомы являются ведущими, нельзя ставить диагноз генерализованное тревожное расстройство личности. У некоторых пациентов была отмечена периодическая гипервентиляция.

Тревожно-депрессивное расстройство

Заболеванием современности можно назвать тревожно-депрессивное расстройство, которое существенно понижает качество жизни индивида.

Тревожно-депрессивное расстройство следует отнести к группе невротических расстройств (неврозы). Неврозами называют психогенно детерминированные состояния, характеризующиеся значительным разнообразием симптоматических проявлений, отсутствием трансформаций личностного самосознания и осознанием заболевания.

В течение жизни риск развития тревожно-депрессивного состояния составляет около 20%. При этом, всего лишь одна треть заболевших обращается к специалистам.

Основным симптомом, определяющим наличие тревожно-депрессивного расстройства является устойчивое ощущение неотчетливой тревоги, объективных причин для возникновения которой не существует. Тревогой можно назвать неизменное ощущение близящейся опасности, катастрофы, аварии угрожающей близким людям или самому индивиду. Важно понимать, что при тревожно-депрессивном синдроме индивид испытывает страх не перед определенной угрозой, которая реально существует. Он только ощущает смутное чувство опасности. Данное заболевание опасно тем, что постоянное чувство тревоги стимулирует производство адреналина, который способствует нагнетанию эмоционального состояния.

Симптомы данного расстройства делятся на клинические проявления и вегетативные симптомы. К клиническим проявлениям относят устойчивое снижение настроения, повышенное беспокойство, постоянное чувство тревоги, резкие колебания эмоционального состояния, стойкое расстройство сна, навязчивые опасения различного характера, астению, слабость, постоянную напряженность, беспокойство, быструю утомляемость; понижение концентрации внимания, работоспособности, скорости мышления, усвоения нового материала.

К вегетативным симптомам относят учащенное или интенсивное сердцебиение, тремор, ощущение удушья, повышенную потливость, приливы, влажность ладоней, болевые ощущения в области солнечного сплетения, ознобы, расстройства стула, учащенное мочеиспускание, боль в животе, напряжение в мышцах.

Подобные дискомфортные ощущения испытывает множество людей в стрессовых ситуациях, но для диагностирования тревожно-депрессивного синдрома у пациента должны быть выявлены несколько симптомов в совокупности, которые наблюдаются на протяжении нескольких недель или месяцев.

Существуют группы риска, которые чаще подвержены тревожным нарушениям. Так, например, женщины гораздо чаще мужской половины населения подвержены тревожно-депрессивным расстройствам. Так как прекрасная половина человечества характеризуется боле выраженной эмоциональностью, по сравнению с мужчинами. Поэтому женщинам нужно научиться расслабляться и сбрасывать накапливаемое напряжение. Среди факторов, способствующих возникновению неврозов у женщин, можно выделить гормональную перестройку организма в связи с фазами менструального цикла, беременностью или послеродовым состоянием, менопаузой.

Люди, которые не имеют постоянного места работы, гораздо чаще подвержены возникновению тревожно-депрессивных состояний, чем работающие индивиды. Ощущение собственной несостоятельности в финансовом плане, постоянный поиск места работы и преследующие неудачи на собеседованиях ведут к появлению чувства безысходности. Наркотики и алкоголь также являются факторами, способствующими развитию тревожно-депрессивных состояний. Алкогольная или наркотическая зависимость разрушает личность индивида и ведет к возникновению психических расстройств. Постоянно сопутствующая депрессия принуждает искать счастья, удовлетворения в новой порции спиртного или дозе наркотического препарата, которая лишь усугубит депрессию. Неблагоприятная наследственность часто бывает фактором риска развития тревожно-депрессивных расстройств.

Тревожные расстройства у детей, чьи родители страдают психическими расстройствами, наблюдаются чаще, чем у детей со здоровыми родителями.

Пожилой возраст также может являться предпосылкой к возникновению расстройств невротического характера. Индивиды в таком возрасте теряют социальную значимость, дети их уже выросли и перестали зависеть от них, многие друзья умерли, у них наблюдается депривация в общении.

Низкий уровень образования ведет к появлению тревожных расстройств.

Тяжелые соматические заболевания образуют самую тяжелую группу больных тревожно-депрессивными расстройствами. Ведь многие люди часто страдают неизлечимыми заболеваниями, которые могут вызывать сильнейшие боли и дискомфорт.

Тревожно-фобические расстройства

Группу расстройств, возникающих вследствие совокупности психологических факторов воздействия и внешних причин, называют тревожно-фобическими расстройствами. Возникают они вследствие воздействия психотравмирующих раздражителей, семейных неприятностей, потери близких, крушений надежд, проблем, связанных с работой, предстоящего наказания за совершенное ранее правонарушение, опасности для жизни, здоровья. Раздражитель бывает однократного сверхсильного воздействия (острая психическая травма), или многократного слабого действия (хроническая психическая травма). Черепно-мозговые травмы, различного рода инфекции, интоксикации, болезни внутренних органов и заболевания желез внутренней секреции, длительное недосыпание, постоянное переутомление, нарушение в режиме питания, длительное эмоциональное напряжение являются теми факторами, которые способствуют возникновению заболеваний психогенного характера.

К основным проявлениям фобического невротического нарушения относят , панические атаки и фобии ипохондрического характера.

Могут выражаться в виде всепоглощающего ощущения страха и чувства приближающейся смерти. Они сопровождаются вегетативными симптомами, такими как ускоренное сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, потливость, тошнота, головокружение. Приступы панической атаки могут продолжаться от пары минут и до часа. Часто больные во время таких атак боятся утратить контроль над поведением или опасаются сойти с ума. В основном, панические атаки появляются самопроизвольно, но временами их возникновение могут спровоцировать резкие перемены в погодных условиях, стресс, недосыпание, физическое перенапряжение, чрезмерная половая активность, злоупотребление алкогольными напитками. Также некоторые соматические заболевания могут спровоцировать появление первых панических атак. К таким заболеваниям можно отнести: гастрит, остеохондроз, панкреатит, некоторые заболевания сердечнососудистой системы, заболевания щитовидной железы.

Психотерапия тревожных расстройств личности направлена на устранение тревожности и коррекцию неадекватного поведения. Также в ходе терапии больных обучают основам расслабления. Для лечения индивидов, страдающих тревожными расстройствами, может применяться индивидуальная или групповая психотерапия. Если в анамнезе заболевания превалируют фобии, то пациенты нуждаются в психоэмоциональной поддерживающей терапии, позволяющей улучшить психологическое состояние таких пациентов. А ликвидировать фобии позволяет поведенческая психотерапия и применение гипноза. Также может применяться при лечении навязчивых страхов и рациональная психотерапия, при которой пациенту объясняется суть их заболевания, вырабатывается адекватное понимание пациентом симптомов заболевания.

Смешанное тревожно-депрессивное расстройство

В соответствии с международной классификацией болезней тревожные состояния подразделяются на тревожно-фобические расстройства и другие тревожные расстройства, которые включают в себя смешанное тревожно-депрессивное расстройство, генерализованное и тревожно паническое расстройство, обсессивно-компульсивные нарушения и реакции на серьезный стресс, нарушения адаптации, включающие в себя посттравматическое стрессовое расстройство.

Постановка диагноза смешанного тревожно-депрессивного синдрома возможна в тех случаях, когда у пациента наблюдаются приблизительно в одинаковой степени выраженности симптомы тревоги и депрессии. Другими словами наряду с тревожностью и ее вегетативными симптомами наблюдается также снижение настроения, потеря прежних интересов, снижение мыслительной деятельности, двигательная заторможенность, исчезновение уверенности в собственных силах. Однако при этом состояние больного невозможно непосредственно связать с какими-нибудь психотравмирующим событием и стрессовыми ситуациями.

К критериям смешанного тревожно-депрессивного синдрома относят временное или устойчивое дисфоричное настроение, которое наблюдается с 4-мя и более симптомами в течение не менее месяца. Среди таких симптомов выделяют: трудности концентрации внимания или заторможенность мышления, нарушения сна, усталость или быстрая утомляемость, плаксивость, раздражительность, беспокойство, безнадежность, повышенная настороженность, заниженная самооценка или наличие чувства никчемности. Также перечисленные симптомы должны вызывать нарушения в профессиональной сфере, социальной или другой важной области жизнедеятельности субъекта либо провоцировать клинически значимый дистресс. Все названные выше симптомы не обусловлены приемом каких-либо препаратов.

Лечение тревожных расстройств

Психотерапия тревожных расстройств и медикаментозное лечение препаратами, обладающими противотревожным действием, являются основными методами лечения. Применение когнитивно-поведенческой терапии в лечении тревожности позволяет идентифицировать и изжить отрицательные шаблоны мышления и алогичные воззрения, которые подпитывают тревогу. Для излечения повышенной тревожности обычно применяется от пяти до двадцати ежедневных сеансов.

Для терапии также применяется десенсибилизация и конфронтация. В ходе лечения пациент противостоит собственным страхам в неопасной среде, которая контролируется терапевтом. Посредством повторяющегося погружения, в воображении или реальности, в ситуацию, провоцирующую возникновение страха, пациент приобретает большее ощущение контроля. Непосредственно посмотреть в лицо своему страху, позволяет постепенно уменьшить беспокойство.

Гипноз является надежным и быстрым механизмом, использующимся в лечении тревожных расстройств. Когда индивид находится в глубокой телесной и умственной релаксации, терапевт применяет различные терапевтические приемы, помогающие пациенту взглянуть в лицо собственным страхам и их преодолеть.

Дополнительной процедурой в лечении данной патологии является физическая реабилитация, которая основывается на упражнениях, взятых из йоги. Исследования показали эффективность снижения тревожности после выполнения тридцатиминутного специального комплекса упражнений от трех до пяти раз в неделю.

В лечении тревожных расстройств используются различные лекарственные средства, включающие в себя антидепрессанты, бета-адреноблокаторы и транквилизаторы. Любое медикаментозное лечение показывает свою эффективность только в сочетании с сеансами психотерапии.

Бетта-адреноблокаторы применяются с целью снятия вегетативных симптомов. Транквилизаторы уменьшают выраженность проявлений тревожности, страха, содействуют снятию мышечного напряжения, нормализации сна. Недостаток транквилизаторов заключается в способности обуславливать привыкание, по причине которого возникает зависимость у пациента, следствием такой зависимости будет синдром отмены. Именно поэтому их следует назначать только по серьезным показаниям и недлительным курсом.

Антидепрессантами называются лекарственные препараты, которые нормализуют патологически измененное депрессивное настроение и способствуют редукции соматовегетативных, познавательных, двигательных проявлений, вызванных депрессией. Наряду с этим множество антидепрессантов обладают также и противотревожным эффектом.

Тревожные расстройства у детей также лечат при помощи когнитивно-поведенческой терапии, лекарственных препаратов или их сочетанием. Среди психиатров распространено мнение, что для терапии детей наибольшим эффектом обладает поведенческая терапия. Ее методы базируются на моделировании устрашающих ситуаций, обуславливающих навязчивые мысли, и принятии комплекса мер, которые предупреждают нежелательные реакции. Применение же лекарственных препаратов оказывают менее продолжительный и менее позитивный эффект.

Большинство тревожных нарушений не требует назначения лекарственных препаратов. Обычно индивиду с тревожным расстройством достаточно разговора с терапевтом и его уговоров. Беседа не должна быть длительной по времени. Пациент должен ощущать, что он всецело занимает внимание терапевта, что его понимают и ему сочувствуют. Терапевту необходимо предоставить больному четкое объяснение любых соматических симптомов, которые имеют связь с тревогой. Необходимо помочь индивиду преодолеть или примириться с любой социальной проблемой, относящейся к заболеванию. Так неопределенность только может повысить тревожность, а четкий план терапии помогает ее снизить.

Известно, что депрессия – это актуальная проблема у людей XXI века. Развивается она из-за высоких психоэмоциональных нагрузок, связанных с ускоренным ритмом жизни. Депрессивные расстройства существенно снижают качество человеческой жизни, поэтому нужно научиться соблюдать личную психогигиену.

Причины тревожного расстройства

Относится тревожно-депрессивный синдром к группе неврозов (МКБ-10), и сопровождается различного рода физическими и психическими расстройствами. Самыми распространенными причинами депрессии являются следующие факторы:

  • наследственная предрасположенность к депрессии;
  • множество стрессовых ситуаций;
  • органические изменения состояния мозга (после ушибов, травм);
  • длительная тревожно-депрессивная симптоматика;
  • дефицит в организме серотонина и незаменимых аминокислот;
  • прием барбитуратов, противосудорожных и эстрогенных препаратов.

Симптомы заболевания нервной системы

Основной симптом тревожно-депрессивного расстройства – это постоянная беспочвенная тревога. То есть, человек ощущает надвигающуюся катастрофу, угрожающую ему или близким. Опасность тревожно-депрессивного состояния заключается в замкнутом круге: тревога стимулирует выработку адреналина, а он нагнетает негативное эмоциональное напряжение. Пациенты, у которых наблюдается такое расстройство личности, жалуются на отсутствие настроения, систематическое нарушение сна, снижение концентрации внимания, сопровождающееся ознобами и болями в мышцах.

Послеродовая депрессия у женщин

Многие женщины сразу после родов испытывают тревожно-депрессивную симптоматику, которую называют детской грустью. Состояние длится от нескольких часов до недели. Но иногда депрессия и тревога у молодых мам принимает тяжелую форму, которая может длиться месяцами. Этиология тревожного­ состояния до сих пор точно не известна, однако врачи называют основные факторы: генетику и гормональные изменения.

Виды депрессивных расстройств

От истинного страха тревога отличается тем, что является продукцией внутреннего эмоционального состояния, субъективного восприятия. Расстройство проявляется не только на уровне эмоций, но и реакциями тела: повышенным потоотделением, учащенным сердцебиением, расстройством пищеварения. Существуют несколько видов этой болезни, различающихся между собой симптоматикой.

Генерализованное тревожное

При таком синдроме пациент хронически испытывает беспокойство, не зная причины состояния. Проявляется тревожная депрессия усталостью, нарушением работы ЖКТ, двигательным беспокойством, бессонницей. Нередко депрессивный синдром наблюдается у людей с паническими атаками или алкогольной зависимостью. Развивается генерализованное тревожно-депрессивное расстройство в любом возрасте, но женщины болеют им чаще, чем мужчины.

Тревожно-фобическое

Известно, что фобия – это медицинское название преувеличенного или нереалистичного страха объекта, не представляющего опасности. Проявляется расстройство по-разному: боязнь пауков, змей, полетов на самолете, нахождения в людской толпе, острых предметов, купания, сексуальных домогательств и прочее. При тревожно-фобическом синдроме у пациента возникает стойкий страх перед такой ситуацией.

Смешанное

Когда у человека в течение месяца и более наблюдаются несколько симптомов депрессии, то врачи ставят диагноз «смешанное тревожно-депрессивное расстройство». Причем, симптоматика не обусловлена приемами каких-либо препаратов, но ухудшает качество социальной, профессиональной или любой другой сферы жизни пациента. Основные признаки:

  • заторможенность мышления;
  • плаксивость;
  • нарушение сна;
  • заниженная самооценка;
  • раздражительность;
  • трудности концентрации внимания.

Диагностика депрессивных расстройств

Основным методом диагностики депрессии у пациента остается его расспрашивание. Выявлению симптоматики депрессий способствует доверительная атмосфера, чувство сопереживания, умение врача слушать больного. Также в практике психотерапии используется специальная шкала депрессии и тревоги HADS для определения уровня патологии. Тест не вызывает у пациента затруднений, не занимает много времени, но дает специалисту возможность поставить правильный диагноз.

Лечение тревожно-депрессивного синдрома

Общая стратегия лечения тревожно-депрессивных расстройств заключается в назначении комплекса лекарственных препаратов, гомеопатических средств, фитопрепаратов и народных рецептов. Немаловажное значение имеет и поведенческая психотерапия, которая во много раз усиливает эффект медикаментозной терапии. В состав комплексного лечения тревожно-депрессивного синдрома входят и физиопроцедуры.

Препараты

Избавиться от депрессивно-тревожного расстройства помогает медикаментозное лечение. Препаратов с психотропным воздействием существует множество видов, каждый из которых влияет на свою клиническую симптоматику:

  1. Транквилизаторы. Мощные психотропные лекарства, применяемые, когда другое лечение депрессии не оказало действия. Помогают избавиться от внутреннего напряжения и паники, снижают агрессию, суицидальные намерения.
  2. Антидепрессанты. Нормализуют эмоциональное состояние человека с обсессивно-компульсивным расстройством (навязчивые состояния), предотвращают обострение.
  3. Нейролептики. Назначают при неадекватных эмоциях пациента. Препараты воздействуют на участок мозга, который отвечает за способность воспринимать информацию и разумно мыслить.
  4. Седативные средства. Успокоительные лекарства, которые используют для устранения нервного напряжения, нормализации сна, снижения уровня возбудимости.
  5. Ноотропы. Воздействуют на участки головного мозга для повышения работоспособности, улучшения кровообращения.
  6. Альфа- и бета-адреноблокаторы. Способны выключать рецепторы, реагирующие на адреналин. Повышают уровень глюкозы в крови, резко суживают просвет кровеносных сосудов, регулируют вегетативные процессы.

Света была очень мнительной и беспокойной, каждое утро, она переживала за то, что опоздает на автобус до школы, что он приедет раньше, хотя она и не опаздывала на него ни разу за целый учебный год. Каждый вечер она обеспокоена тем, что не получит любимое место за обеденным столом, или что в классе организуют научную викторину, а она не будет готова. Ночью, она беспокоилась о том, чтобы ее домашнее задание сделано не так, и о том, как она будет выглядеть завтра в школе.
Родители Светы считали, что такое поведение было типичной частью процесса взросления. Но когда учитель сказал, что тревога Светы начинает влиять на ее оценки в школе и отношения с одноклассниками, тогда родители и решили, что пришло время поговорить с врачом о том, как Свете справиться со своими опасениями.

Что такое тревожность?

Тревога-это просто форма стресса, которая может провялятся в самых различных вариантах - физически, эмоционально, в восприятии окружающего мира. Беспокойство в первую очередь, относится к тому, что может произойти - это чувство того, что все происходит неправильно, ощущение того, что вы в некоторой опасности.
Тревога-это естественная человеческая реакция, и она выполняет важную биологическую функцию: активизация сигнальной системы организма, активизация начинается каждый раз, когда мы воспринимаем ситуацию как опасную или угрожающую. Когда тело и мозг отреагируют на угрозу, мы можем почувствовать головокружение, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, дрожание рук и ног, появление пота. Эти ощущения вызваны адреналином и другими гормонами стресса, которые подготавливают организм к защите или к уклонению от опасности.
Оценка ситуации происходит почти мгновенно, обычно на это требуется несколько секунд для части мозга, отвечающей за мыслительные процессы (коры) чтобы проанализировать ситуацию и определить, является ли угроза реальной, и если да, то, как с ней обращаться. После этого, когда кора посылает сигнал отбоя тревоги, бегство или самооборона исключены, и нервная система начинает успокаиваться.
Нормальная тревога
Каждый испытывает чувство тревоги, время от времени, это чувство может варьироваться по своей интенсивности: от легкого чувства неловкости до полномасштабной паники (или где-нибудь между ними), в зависимости от человека и ситуации. Это естественно для незнакомой или сложной ситуации у людей всех возрастов, вы можете почувствовать тревогу, когда у вас презентация на работе, или во время собеседования, экзамена.
У детей такой тревога перед важным мероприятием нормальна, такая тревога способствует тому, что дети задают себе и окружающим вопросы: «Что будет если…?».
Некоторое количество беспокойства является нормальным и может даже быть мотивирующими - это помогает нам оставаться начеку, сосредоточиваться, и быть готовым сделать все возможное. Но тревога, которая возникает слишком часто и является слишком сильной, часто кажется непреодолимой, она мешает проявлению способностей и лишает радости жизни - это часть патологического процесса, тревожного расстройства.

Тревожные расстройства

Тревожные расстройства являются одними из самых распространенных психических заболеваний, это происходит отчасти потому, что каждый человек в своей жизни переживает стресс и беспокойство. Есть много различных типов тревожных расстройств, с различными симптомами, но всех их объединяет одна общая черта - длительная, напряженная тревога, что влияет на человека в повседневной жизни и лишает ощущения счастья.
Симптомы тревожного расстройства могут прийти внезапно или возникать постепенно и испытываться длительное время. Иногда переживания создают ощущение обреченности и предчувствие чего-то негативного, которые кажется, приходят из ниоткуда. Дети с проблемами тревожности могут даже не знать, что вызывает эмоции, переживания и чувства, которые они испытывают.

Расстройства, которые могут возникнуть у детей, подразделяются на:
. Генерализованное тревожное расстройство. Характеризуется общей тревожностью - чрезмерно беспокоиться о многих вещах, таких как школы, здоровье или безопасность членов семьи или будущего в целом. Они могут всегда думать о худшем, что может произойти, вместе с беспокойством и страхом, дети могут иметь физические симптомы, такие как головная боль, боли в животе, мышечное напряжение или усталость. Их беспокойство может привести к изоляции и избеганию социальной деятельности. Дети с генерализованной тревогой могут постоянно ощущать себя обузой для других, воспринимать жизнь как подавляющую их и вышедшую из-под контроля.
.
. Обсессивно-компульсивное расстройство (OCD). Для человека с обсессивно-компульсивного расстройством, тревога принимает форму навязчивости (слишком тревожат мысли) и принуждения (повторяющиеся действия, как попытка облегчить беспокойство).
. Фобии. Эти сильные страхи конкретных вещей или ситуаций, которые сами по себе не опасны, например, высота, собаки, полета на самолете. Фобии обычно заставляет людей избегать вещей, которых они боятся.
. Социальная фобия (социальная тревожность). Это беспокойство вызванное социальными ситуациями, например, выступление пред аудиторией. Менее распространенная форма называется селективный мутизм - нарушение, которое проявляется в неспособности вступить в обсуждение, неспособностью говорить в определенных ситуациях.
. Панические атаки. Эти эпизоды тревоги могут возникать без видимых причин, во время приступа паники, ребенок, как правило, имеет внезапные и сильные физические симптомы, которые могут включать в себя частое сердцебиение, одышка, головокружение, онемение или покалывание конечностей. Агорафобия это сильный страх, приступы паники, которые возникают в открытых местах и местах скопления людей.
. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Этот тип тревожного расстройства в результате травмирующего события, ситуации. Симптомы: галлюцинации, ночные кошмары, чувство страха, избегание некоторых ситуаций, которые могут расцениваться как травматические.

Причины тревожных расстройств

Эксперты не знают точно, что вызывает тревожные расстройств, но определенную роль играют несколько пунктов: генетика, биохимия мозга, сверхактивная реакция сигнальной системы, постоянный стресс и выученное поведение.
Ребенок, в семье которого есть кто-либо с тревожным расстройством имеет больше шансов развития такого расстройства.. Это может быть связано с генами, которые влияют на химию мозга и регулирование химических веществ, называемых нейротрансмиттерами.
Также в семье, где у кого-то сильная тревожность, ребенок может научиться смотреть на мир как на опасное место, всего опасаться и тревожиться, ожидать худшего или испытывать страх.
Некоторые события, происходящие в жизни ребенка, могут быть катализаторами тревожности, например, смерть близкого человека, развод родителей, изменения в жизни - смена места жительства.
Признаки и симптомы
Все дети испытывают беспокойство в определенных ситуациях, в том числе и те, кто пережил травмирующую ситуации, но она не повлекла за собой тревожные расстройства, но большинство (даже те, кто пережить травмирующие события не развиваются тревожные расстройства. У детей, которые страдают тревожными расстройствами будет проявляться 1 и более следующих проявлений:
. чрезмерное беспокойство большинство дней в неделю, в течение многих недель подряд;
. проблемы со сном, или сонливость в течение дня;
. чрезмерная энергия или усталость во время бодрствования
. проблемы с сосредоточением
. раздражительность
Эти проблемы могут повлиять на ребенка в течение, в особенности, когда дело доходит до концентрации в школе, обеда и сна. Общим для детей с тревожным расстройством может быть то, что они избегают разговоров о своем самочувствии, потому что переживают о том, что другие могут их не понять.
Хорошей новостью является то, что врачи и терапевты сегодня могут излечивать тревожные расстройства лучше, чем раньше.

Лечение

Психотерапевт может распознать симптомы, поставить диагноз, выделить конкретный вид тревожного расстройства, составить план лечения.
Одним из вариантов терапии является когнитивно-поведенческая терапия, в результате которой дети пробуют новые способы действий и мышления в ситуациях, которые вызывают беспокойство, учатся справляться со стрессом. Терапевт обеспечивает поддержку и руководство и обучение новым навыкам, например, методам релаксации или дыхательным упражнениям, иногда выписывается седативный препарат.
Помочь ребенку справиться
Лучший способ помочь вашему ребенку - это обсуждать его проблему только в позитивном свете, говорить открыто о симптомах тревожного расстройства и пытаться помочь ребенку понять то, как эти симптомы влияют на его повседневную жизнь.
Будьте терпеливы и позитивны, поговорите с ребенком о ваших собственных тревогах и о том, как вам удалось их преодолеть.

Число тревожных и беспокойных детей неуклонно растет. Как растет и число тревожных взрослых, годами накапливающих свое недовольство всем и вся - работой, материальным положением, жильем, автомобилем или его отсутствием. Дети, которых воспитывают такие взрослые, и попадают в группу риска. Они тревожны. Им трудно и страшно жить в этом мире. Им нужна срочная помощь.


Детки с повышенной тревожностью нуждаются в помощи родителей

Что это такое?

Тревожность – это устойчивое состояние длительного эмоционального дискомфорта. Человеку тревожному свойственны частые или постоянные плохие предчувствия, ощущение неопределенности. Тревожными чаще всего становятся дети - астеники, склонные к пессимизму. Такой взгляд на мир, как правило, копируется ими у родителей.

Тревожность подстерегает и грудных детей. Замечали, что один младенец спокоен, а другой часто плачет, тревожно ведет себя во время кормления, отличается беспокойным сном? Грудные дети, как правило, тревожатся по физиологическим причинам – они голодны, у них промокли пеленки, что-то болит. Если во время кормления ребенок сосет грудь нервно, часто теряет ее, скорее всего, его беспокоят колики. К 3 месяцам жизни они отступают.

Психологические причины для тревожности у ребенка могут появиться только к 7 месяцам жизни, когда психика будет развита должным образом и готова к этому.


Только когда ребенку исполнится 1 год, можно делать выводы по поводу повышенной тревожности ребенка

Первые психологические беспокойства ребенка обычно связаны с отсутствием мамы. Если она даже ненадолго отлучается, кроха демонстрирует эмоциональное возбуждение. К 8 месяцам малыш «осваивает» другую тревогу - он начинает бояться посторонних людей. Именно в возрасте от 7 до 9 месяцев и решается, будет ли ребенок склонен к повышенной тревожности. В это время он очень восприимчив к музыкальным звукам, и способен отличать все интонации в голосе мамы. Одно неосторожное слово – и кроха может быть напуган, а эмоциональная связь с матерью окажется под угрозой.


Говорить о возможной стабильной тревожности можно только тогда, когда малышу исполнится 1 год.

Виды тревожности

Тревожность бывает разная. Она вызвана различными причинами, а, значит, нуждается в разных способах коррекции.

  • Врожденная тревожность обусловлена генетически. Для детей - меланхоликов это наследственная врожденная черта. Такие ребята с самого младенчества медленно адаптируются к любым изменениям во внешнем мире, почти всегда испытывают дискомфорт психологического рода, их легко «выбить из колеи». Их психика крайне неустойчива.


Врожденная тревожность передается ребенку на генетическом уровне

  • Ситуативная тревожность – связана с конкретной ситуацией, в которой ребенок пережил сильный эмоциональный всплеск. После громкого лая соседской собаки, к примеру, он начинает бояться всех без исключения собак. После прививки - боится всех врачей. Уровень тревожности при этом повышается задолго до наступления «страшной» ситуации, если ребенок проинформирован о ней заранее.


Приступ ситуативной тревожности наступает перед каким-то событием, которое запечатлелось у ребенка в памяти, при котором ребенок пережил вплеск эмоций

Такая тревожность подлежит коррекции, но до конца от нее избавиться нельзя. У каждого из нас есть такие знакомые взрослые, которые в свои 30-40 лет боятся летать на самолете или посещать стоматолога. В первом случае мы имеем дело с «подросшими» детскими страхами высоты и смерти, во втором – с детской боязнью боли и врачей.

Очень часто тревожность «по ситуации» бывает учебной. Это состояние сложное и длительное. Ребенок испытывает дискомфорт в преддверии событий, связанных со школой: он боится отвечать у доски, сдавать экзамены, писать контрольные работы. Причем наиболее страшен не сам экзамен, а его ожидание. Эта тревожность тоже «взрослеет» вместе с ребенком, и сохраняется (пусть даже в минимальных проявлениях) у всех взрослых. Вспомните, как вы нервничаете в преддверии ответственных событий! Больше других от учебной тревожности страдают ученики начальной школы. Потом, по мере приобретения опыта, взрослея, они чувствуют себя более компетентными, и страх уменьшается.

В общении с такими ребятами важно их выслушать, чего бы это ни стоило. Нельзя заострять внимание на их соматических нарушениях. Требуется ощущение комфорта, они должны чувствовать себя в полной безопасности, и знать, что их принимают такими, какие они есть.

В следующем видеоролике можно узнать больше о детях с неврозами. Автор ролика расскажет о причинах детских неврозах и о том, как вести себя с таким ребенком.

Из корректирующих игр невротикам показаны рисование, ролевые игры, в которых они каждый раз будут побеждать свои страхи. Пример: ребенок боится идти к врачу, начинает плакать и заикаться. Попросите его нарисовать доктора, разыграйте сценку «В кабинете у врача». Делайте это вместе, побуждайте кроху как можно подробнее «проговаривать» свои страхи.

  • Расторможенные дети. Это активные, очень чувствительные ребята, но у них масса страхов, которые запрятаны в глубине души. Они искренне стараются быть хорошими, вести себя примерно, получать хорошие оценки. Но если это по каким-то причинам у них не получается, резко меняют тактику и начинают откровенно хулиганить. Их не смущают даже ситуации, в которых они становятся посмешищем перед группой в садике или классом в школе. Им даже нравятся такие ситуации, потому что в этот момент все внимание приковано к их персоне. Внешне расторможенные дети абсолютно равнодушны к критике и замечаниям.


Расторможенные дети внешне кажутся очень активными и веселыми ребятами, но в душе у них масса страхов

С точки зрения медицины, могут иметь органические нарушения легкого характера: проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой. Таким ребятам нужно создавать атмосферу успеха, чаще их хвалить и доброжелательно поддерживать в их начинаниях. Если они смогут поверить в себя, то перестанут бояться, и их поведение выровняется. Им пойдут на пользу занятия спортом, так как повышенная активность, за которой они прячут свои страхи, нуждается в выходе.

  • Закрытые дети. Малыши, которых можно отнести к категории замкнутых. Они вообще не реагируют на критику, избегают участия в жизни коллектива. Не хотят участвовать в общих играх и развлечениях. Предпочитают роль наблюдателя. Трудно идут на контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. Могут вообще отказываться от общения. Имеют проблемы в обучении, потому что мотивации учиться у них практически нет.


Закрытые дети очень замкнуты и плохо адаптируются в коллективе

С такими детьми важно найти точки соприкосновения - интересующую их тему. Это может быть что угодно – от динозавров до самолетов времен Первой Мировой, и через нее потом строить общение.

  • Застенчивые дети. Милые тихони, которые, как пресловутый медный пятак, нравятся всем без исключения. Они теряются, когда нужно публично прочитать стихи или ответить на вопросы учителя при всем классе, не проявляют инициативу, при это очень исполнительны, старательны и обязательны. Имеют определенные коммуникативные проблемы. Боятся общения с незнакомыми и малознакомыми людьми, испытывают сильные (вплоть до панических) приступы страха, когда слышат, как кто-то повышает голос, даже если ругательства звучат не в их адрес. Плаксивы. Любая мелочь может довести их до слез.


Застенчивые дети боятся общения с новыми, незнакомыми им людьми

Застенчивым малышам будет легко и комфортно в компании сверстников со схожими хобби и интересами. Со стороны взрослых нуждаются в похвале, поощрении их достижений и постоянных подсказках - как найти выход из той или иной ситуации. Самостоятельно им трудно разобраться, как поступить.

Специалисты в детской психологии давно обратили внимание на интересную особенность: в дошкольном возрасте и вплоть до 11-12 лет наиболее тревожными бывают мальчики, а после 12 лет – повышенной тревожностью страдают девочки. Причем девочек-подростков больше волнуют отношения с людьми, а мальчиков беспокоят перспективы быть наказанными. Совершив нехороший поступок, вторые боятся, что родители, учителя или подруги подумают о них плохо и откажутся общаться. Совершив точно такой же некрасивый поступок, мальчики боятся физического наказания как со стороны родителей, так и со стороны ровесников.

Признаки тревожности

Вашего ребенка можно признать тревожным, если у него есть хотя бы три из перечисленных ниже особенности:

  • Нежелание идти в школу или детский сад, особенно после болезни или каникул.
  • Боязнь всего неизвестного. Ребенок снова и снова смотрит один и тот же мультик, читает одну и ту же книгу. Он редко соглашается посмотреть или прочесть что-то другое. Он не любит новое. Ему комфортно только с тем, кто хорошо известно.
  • Чрезмерная любовь к порядку. По нескольку раз в день ребенок маниакально перекладывает ручки и карандаши в пенале, переставляет книги на своем рабочем столе. Он не терпит, когда кто-то берет его школьные принадлежности или игрушки и уже тем более ставить потом их не на свое место.
  • Хроническое волнение. Ребенок сильно нервничает в преддверии экзаменов, конкурсов, важных событий в жизни семьи. По многу раз переспрашивает новую для себя информацию, требует подробных разъяснений каждой детали.
  • Повышенная утомляемость.
  • Отсутствие настойчивости и целеустремленности. Если что-то не получилось с первого-второго раза, ребенок вообще забрасывает это дело.
  • «Комплекс вины». Малыш считает, что всех бедах и проблемах близких виноват именно он.


У тревожности есть и физические признаки. Присмотритесь к малышу более внимательно:

  • У тревожных детей есть мышечные зажимы в области шеи и лица.
  • У них влажные и холодные ручки.
  • Часто тревожные дети жалуются на страшные сны и плохой аппетит.
  • Частые «гости» беспокойного чада - диарея, расстройство желудка .
  • Тревожные дети сильно потеют, когда появляется минимальный повод для волнения (им поручили какое-то дело, предстоит разговор с учителем и т.д.).
  • У тревожных мальчиков и девочек, как правило, тихий голос и напряженный взгляд.
  • Тревожные ребята чрезвычайно плаксивы.

Причины детской тревожности

  • Противоречивые требования (родители говорят одно, учитель - другое. В школе выдвигают одни требования, дома- другие).
  • Врожденная особенность характера.
  • Завышенные неадекватные ожидания родителей, которые дети не могут удовлетворить.
  • Тревожные родители.
  • Неблагополучная обстановка в семье – развод , ссоры, смерть кого-то из близких, сложное материальное положение.


Плохая атмосфера в доме также может послужить причиной повышенной тревожности у ребенка

Бороться с повышенной тревогой ребенка силовым путем ни в коем случае нельзя. Это еще больше испугает его, усилит дискомфорт, и подорвет ваши доверительные отношения. Аккуратно, ненавязчиво расспрашивайте его о страхах, пусть научится облекать свои «кошмары» в слова. Тревожного ребенка нужно научить искать положительное даже в отрицательном: «Случилась неприятность? Да, это печально. Но подумай, чему хорошему она нас научила? Какой опыт ты получил? Какие знания на будущее?».

Нельзя высмеивать (даже в шутку) его страхи и сомнения. Ваш беспокойный карапуз должен быть уверен, что вы серьезно воспринимаете его проблемы, понимаете всю их значимость, и всегда готовы дать дельный совет.

Обо всех значимых и кардинальных событиях и переменах в жизни тревожному беспокойному малышу лучше сообщать заранее. Он нуждается в том, чтобы вы подготовили его, настроили на правильное восприятие.


Очень тревожных детей ни в коем случае нельзя высмеивать

Самое сложное для взрослых, воспитывающих тревожных деток, - научиться маскировать собственные тревоги. Это непременное условие успешной коррекции поведения ребенка. Не показывайте чаду, что вас что-то волнует, сохраняйте тибетское спокойствие. Но о своей тревоге вы должны рассказывать, причем исключительно в прошедшем времени: «Я боялась, что у меня не получится, но все удалось как нельзя лучше!».

Беспокойного ребенка нужно научить ставить цели и идти к ним. В том числе и личным примером. Обязательно хвалите их за сделанное в присутствии других. Это поможет повысить самооценку.

В следующем видеоролике детский психолог расскажет как правильно всети себя с тревожным ребенком.

Если речь идет о беспокойном ребенке в возрасте до 1 года, важно помнить несколько родительских «хитростей», которые помогут крохе успокоиться:

  • Нельзя оставлять плач тревожного малыша без внимания. Он не всегда связан с физиологическими причинами. Возможно, крохе одиноко или страшно.
  • Тревожные карапузы часто нуждаются в совместном сне с родителями. Причем, в относительной безопасности они чувствуют себя только с мамой.
  • Не нужно торопиться отправлять ребенка в большое плавание - пусть купается в маленькой ванночке как можно дольше. Обливания, уроки плавания оставьте на потом.

В коррекции поведения тревожных детей от 1 до 15 лет тоже есть некоторые нюансы:

  • Режим дня и его неукоснительное соблюдение, чтобы события в жизни ребенка были хотя бы приблизительно предсказуемы.
  • Беспокойные ребята, независимо от возраста, не любят переодеваться, поэтому их одежда должна быть максимально простой. Что легко и удобно, а главное – быстро, можно было снимать и надевать ее.
  • Постарайтесь не готовить тревожным отпрыскам сложные блюда, состоящие из множества ингредиентов. Им сложно понять, что именно в составе вашего кулинарного шедевра, и есть такую пищу, скорее всего, откажутся.
  • Тревожным детям будет полезно освоить технику лечебного глубокого дыхания, легкой медитации. Да и родителям это не помешает.
  • Тревожным детям нужен массаж, он позволяет снимать мышечные зажимы. После массажа можно проводить водные процедуры и сеансы ароматерапии. На пользу пойдет игровая терапия.


При детских неврозах стоит использовать различные техники, описанные в видео клинического психолога Вероники Степановой.