Св. Императрица Мария Александровна в воспоминаниях. Крым, Ливадийский дворец, жизнь династии Романовых: Александр III и Мария Федоровна




3 сентября вернулась из-за границы императрица с принцессою. Государыня в сопровождении всего семейства привела принцессу в приготовленные для нее комнаты в верхнем этаже. Императрица сняла с шеи батистовую косынку, подала ее мне и спросила как моя фамилия, где я воспитывалась, давно ли кончила курс. Потом она прибавила: - Я вас прошу с принцессой всегда говорить по-русски.

Сентября 7 -го был торжественный въезд высоконареченной невесты в столицу. Погода была превосходная; царская фамилия выехала из Царского Села в экипажах, остановилась в загородном путевом дворце Четыре Рогатки; тут был завтрак и небольшой отдых, после которого императрица, великие княжны и принцесса переоделись в русские платья. По церемониалу все разместились в золоченые кареты и торжественный поезд двинулся шагом к столице.

Принцессе отведены были комнаты в нижнем этаже окнами на Неву, на ряду с комнатами великих княжен Ольги и Александры Николаевн. После приема, принцесса вернулась в свои покои, где мне пришлось снимать с ее головы и шеи драгоценнейшие бриллиантовые уборы, какие я видела в первый раз в жизни. На принцессе был голубого цвета шлейф весь вышитый серебром и белый шелковый сарафан, перед которого тоже был вышит серебром, а вместо пуговиц нашиты были бриллианты и рубины; повязка, темно-малинового бархата, обшитая бриллиантами, с головы спадала серебром вышитая вуаль.

Сентября 9-го, был парадный спектакль, а вскоре за тем Царская фамилия снова вернулась в Царское село, где и провела всю осень в больших развлечениях. Непременно каждое воскресенье был парадный обед у императрицы, туалеты были почти бальные: нарядные платья с открытыми лифами, короткими рукавами, белые башмаки, цветы и бриллианты. Французские спектакли давались на маленьком Царскосельском театре. Великая княгиня Елена Павловна, отличавшаяся большим вкусом, устраивала изящные праздники в честь невесты и жениха. Иногда ездили в Петербург слушать оперу или посмотреть новый балет.

К сожалению, принцесса не всегда могла участвовать в празднествах и удовольствиях. Вероятно, от непривычки к суровому климату, у нее на одной щеке под глазом образовалось красное пятно величиной с голубиное яйцо. Хотя оно не очень беспокоило ее, доктора не советовали ей выезжать на мороз. Вообще она каталась мало и то, в закрытом экипаже, большей частью она прогуливалась или в залах Зимнего дворца или в Зимнем саду.

5-го декабря был день миропомазания принцессы. В этот день на ней был надет белый атласный сарафан и шлейф; последний был весь опушен лебяжьим пухом; волосы были убраны очень просто: их сбили спереди в длинные, почти прозрачные локоны; эта прическа была ей очень к лицу, весь туалет отличался простотою: на ней не было никаких драгоценных украшений. На следующий день было обручение цесаревича с великой княжной Марией Александровной.

Квартира, предназначенная молодым в Зимнем дворце, выходила окнами частью на Адмиралтейство, частью на площадь Александровской колонны. Первая комната была большая приемная, вторая - кабинет, за колоннами в алькове - спальня, потом - комната, где цесаревич принимал по утрам ординарцев. Дальше начиналась половина цесаревны. Первая комната была уборная, вторая - ванная, третья - очень большая спальня. Четвертая комната - кабинет, пятая - парадный кабинет, шестая - золотая комната, седьмая - огромное белое зало.

1841 года, 16-го апреля в 8 часов утра пятью пушечными выстрелами возвестили столице, что высочайшее бракосочетание имеет быть сегодня. Мы были в белых платьях и надели только что полученные от цесаревича в подарок бриллиантовые фермуары. При одевании невестой венчального туалета присутствовали статс-дамы и фрейлины.

Белые сарафан ее был богато вышит серебром и разукрашен бриллиантами. Через плечо лежала красная лента, пунцовая бархатная мантия, подбитая белым атласом и обшитая горностаем, была прикреплена на плечах. На голове - бриллиантовая диадема, серьги, ожерелье, браслеты - бриллиантовые. В сопровождении своего штата великая княжна пришла в комнаты императрицы, где ей надели бриллиантовую корону. Императрица сознавала, что не драгоценные алмазы должны в этот день украшать невинное и чистое чело молодой принцессы; она не удержалась от желания украсить голову невесты цветком, служащем эмблемой чистоты и невинности. Императрица приказала принести несколько веток живых померанцевых цветов и сама воткнула их между бриллиантов в корону; маленькую ветку приколола на груди; бледный цветок не был заметен среди регалий и драгоценных бриллиантов, но символический блеск его умилял многих.

В церкви уже заняли места приглашенные иностранные гости, посланники и представители иностранных дворов в блестящих придворных костюмах, дамы в богатых парадных придворных платьях своих дворов. На хорах тех зал, по которым должно было пройти шествие, толпилась масса публики. На хорах публика была в самых богатых туалетах, случилось, однако, что у одной дамы была надета черная кружевная накидка, тотчас является скороход и просит от имени гофмаршала Олсуфьева снять черную накидку. Дама конечно моментально исполняет желание гофмаршала, сбрасывает накидку и держит ее на руках; вторично появляется скороход, прося унести или так спрятать, чтобы вовсе не было видно ничего черного.

Звон колоколов не умолкал весь день. Когда стемнело, весь город был залит огнями великолепной иллюминации. Вечером был бал, к которому были допущены только первые три класса чинов, первые две гильдии купцов и иностранные купцы.

Июня 25, в день рожденья государя Николая Павловича, обыкновенно был раут. После свадьбы цесаревича императрице вздумалось устроить этот раут в виде сельского праздника под открытым небом в саду Монплезира, при чем она пожелала, чтобы туалеты соответствовали своей простотой. Дамы преимущественно были в легких белых платьях. Белое платье императрицы было украшено букетами из васильков (ее любимый цветок), голова убрана такими же цветами. Белое платье цесаревны было вышито соломой, голова убрана красным маком и колосьями, платье украшено такими же цветами, в руках букет из таких же цветов. Костюмы остальных лиц более или менее носили характер простоты. За то украшению драгоценностями не полагалось границ. Масса белых платьев производила большой эффект, но главную красоту им придавали бриллианты. У императрицы, у цесаревны, и у других великих княгинь и княжен, цветы были усеяны бриллиантами: в средину каждого цветка на серебряной проволочке был прикреплен бриллиант; он изображал как бы росу и эффектно колебался на своем гибком стебельке.

Платье расшитое соломкой. Российская Империя, 1840 гг.

Дамы, гулявшие в саду Монплезира и на его платформе, выходящей на залив, в белых нарядах, блестевших всеми цветами радуги драгоценных камней, казались нимфами, особенно на платформе берега, где последние лучи заходящего солнца еще несколько минут освещали эти блестящие движущиеся существа и придавали им какую-то розовую прозрачность. В залах и в саду играла музыка. Масса публики окружала сад Монплезира и любовалась истинно великолепным зрелищем.

В первых числах августа царская фамилия переехала в Царское Село, которое было любимым местоприбыванием великой княгини Марии Александровны. Великая княгиня вставала обыкновенно часов в 8-9 и затем кушала чай в Екатерининской спальне с великим князем, который к этому времени возвращался с прогулки вокруг озера. Утренний ее туалет был весьма прост: легкое батистовое или жаконетовое платье с белым вышитым воротничком, соломенная шляпа с лентами под цвет соломы, коричневая вуаль, коричневый зонтик, шведские перчатки и клетчатый, пестрый манто. Так одетая, она каждое утро отправлялась с цесаревичем в пролетке к императрице.

Великий князь часто уезжал работать к государю, а великая княгиня в это время в сопровождении одной из своих фрейлин, княжны Евгении Долгоруковой или Софии Дашковой, отправлялась гулять пешком; это прогулки иногда длились часа два. Бывало, она вернется с прогулки усталая, разгоряченная, торопится переменить платье на шлюмпер (а белье на ней хоть выжми) в то же время торопит, чтобы подали скорее сельтерскую воду. Кувшин воды подавали буквально ледяной, его едва можно было держать в руке. В стакан выжимали пол-лимона и треть стакана всыпали мельчайшего сахара; она держала стакан в руке и быстро мешала ложкой, пока вливали воду; от лимона с сахаром вода сильно пенилась, и великая княгиня залпом выпивала стакан холодной сельтерской воды, после чего уходила в кабинет и ложилась на кушетку отдыхать. Вот может быть причина начала ее болезни и преждевременной кончины. Меня крайне удивлял подобный режим, но я не имела права говорить об этом. Часто, возвратясь из собрания разгоряченная, она находила ночь такой соблазнительно-прохладной, что отправлялась кататься. Случалось даже зимой, что, сменив наряд на простое неглиже, она в открытых санях каталась с великим князем. Великий князь иногда уезжал в Петербург, в государственный совет с 10 часов утра и возвращался обедать к 7 часам; а великая княгиня не завтракала без него и таким образом не принимала пищи более 10 часов. Едва ли это могло не вредить ее нежному организму.

Осенью царская фамилия жила более трех месяцев в Царском Селе; август и сентябрь проводили в летних развлечениях: в долгих прогулках, в катаниях и т.п. Иногда вечером ездили в английских экипажах в Павловск на музыку.

Из Царского Села предположено было дней на 10-12 ехать в Гатчино. Первым делом была прогулка по дворцу; великой княгине показывали все достопримечательности дворца, потом были прогулки по паркам, которые действительно хороши. Объявили, что будет спектакль, пройдет водевиль «Ложа первого яруса». Назначены были ежедневные репетиции. Тотчас после завтрака, с веселыми возгласами, смехом, все общество спешило в зал, где устроен театр. Великая княгиня возвращалась с репетиций веселая, пела, старалась говорить нам что-нибудь забавное, чтобы рассмешить нас. Снимая перчатки, и с усмешкою показывая их нам, говорила:

Vous vous-etonnez? (Вы удивляетесь?) и действительно было чему удивляться: перчатки в первый раз надетые были буквально изодраны, как оказалось, вследствие усердных аплодисментов. На правой руке, на четвертом пальце великая княгиня носила множество колец; это были воспоминания ее детства, юности, тут были кольца ее матери, все недорогие и даже не имевшие особенного наружного достоинства. На левой руке она носила очень толстое обручальное кольцо и другое, такое же толстое, с узорчатой чеканкой, поперечник такой же толщины был прикреплен большим рубином. Это - фамильное кольцо, подаренное государем всем членам царской семьи. Эти-то кольца помогли при аплодировании так изорвать перчатки.
Великая княгиня Мария Александровна неохотно оставляла более или менее спокойную жизнь в Царском Селе, чтобы снова погрузиться в жизнь столичную этикетную с беспрестанными аудиенциями, представлениями новых лиц, необходимыми выездами на балы, концертами, спектаклями, строго соблюдаемыми визитами и поздравлениями между царскими особами. Немыслимо было не являться на ежедневные собрания к императрице. Когда собрание состояло из небольшого кружка приглашенных, то дамы занимались рукоделием; они вышивали по канве шерстями полосу шириною ½ аршина, а длиною около 6-7 аршин, на конце каждой полосы вышивалось имя вышивавшей. Мы в дежурный день вышивали по рисунку половину стежка, так что великой княгине приходилось только застилать полувышитые стежки. Эта вышивка предназначалась для одной из комнат Гатчинского дворца. Между каждой вышитой полосой была вставлена такой же ширины полоса отполированого орехового дерева.

На масленице государь пригласил все свое семейство и несколько избранных лиц на блины, а после блинов предполагалось танцевать. Это было совершенно новое удовольствие: днем танцевать у государя в маленьких тесных комнатах! Оно было принято с восторгом! В видах тесноты было решено одеться очень просто: белые кисейные платья, бантик или цветок на голове, зато драгоценные украшения пополняли собою туалет и вознаградили простоту. К 12 часам все собрались на блины, после которых тотчас стали танцевать во всех комнатах. Теснота и толкотня были ужасные, но тем было веселее. Протанцевав до 6-ти часов все пришли домой усталые, раскрасневшиеся, с оборванными платьями, и с восторгом утверждали, что еще никогда так не веселились как в этот день и называли его «Folle journee» (шальной день).

Императрица Александра Федоровна знала, что государь большой знаток дамских нарядов и любит что-нибудь оригинальное; она придумала для всех дам царской семьи платья одинакового цвета и покроя. Однажды был назначен фамильный обед; на такой обед никого не приглашали: государь обедал в своей семье.

К этому дню сюрпризом были приготовлены фамильные платья. Сшиты были они из синей шелковой материи (gros d’Afrique) очень просто, но оригинально: юбка из 6-7 полотнищ собрана и пришита к поясу; лиф с мысом. Начиная с мыса сделаны три складки, которые на мысе и до половины талии пришиты плотно, так что они почти незаметны; с половины талии они начинают расходиться и уже у самого ворота, т.е. на груди образуют три, трубочками сложенные, складки, которые своей внутренней стороной слегка прикреплены к белой шелковой подкладке лифа; край отстающих складок обшит узенькой бархатной ленточкой, а вокруг ворота белого лифа пришита в вершок ширины белая кисейная буффа; в верхнюю часть ее вдета узенькая бархатная ленточка, чтобы можно было на плечах и груди немного стянуть буффу. Из-под синих коротеньких рукавчиков в виде эполетки спускаются длинные широкие белые кисейные рукава, зашитые только до сгиба локтя, оставляя остальную часть руки обнаженной. На руках фамильный браслет. На голове два золотых обруча в ½ вершка ширины: первый на лбу, у самых волос, второй окружал косу, из которой выпадали 3-4 длинных локона.

Государь подарил совершенно одинаковые браслеты всем дамам семейства. Браслет шириною в ½ вершка состоял из разных драгоценных каменьев в форме параллелограммов одинаковой величины, каждый камень был оправлен отдельно и мог быть отстегнут от другого. Государь, войдя в комнаты императрицы и увидав всю свою семью в античной прическе и в платьях насколько возможно близко подходящих к греческому покрою, был приятно поражен этой метаморфозой.

Однажды, войдя в уборную, я совершенно неожиданно застала там великую княгиню Марию Александровну и великую княгиню Елену Павловну; обеони сидели в креслах. Мне надо было пройти мимо великой княгини Елены Павловны. Она тревожно обратилась ко мне, видимо, оберегая что-то на полу и сказала: - Je vous en prie, ne marches pas sur mon chapeau! (Пожалуйста, н наступите на мою шляпу). Я увидала на полу ее шляпу и поспешно хотела ее поднять, но великая княгиня не допустила, прибавив: - Non, non, laissez le, ou il est. (Нет, нет, оставьте ее, где она лежит). Оказалось, что она из почтения к великой княгине не сочла возможным положить шляпку на стул, стол или диван, а положила возле себя на пол.

Раз великая княгиня вернулась из церкви раньше окончания обедни - с нею сделалось дурно. Великая княгиня Мария Николаевна, проводив ее в ее комнаты, обратилась к нам с радостным поздравлением.

Поздравляю, поздравляю… перешивайте платья.

С этого времени великая княгиня стала чаще оставаться дома. Принц Александр и фрейлина Гранси проводили с нею время.

С первыми лучами весеннего солнца, великая княгиня спешила покинуть душную столицу, чтобы снова зажить на просторе, на чистом воздухе, который был еще очень свеж, но великая княгиня очень любила гулять по несколько часов в день. Нежная кожа ее на руках и лице покрывалась какой-то перхотью и грубела, на руках даже лопалась; доктора советовали ей вместо воды для умывания рук употреблять отвар овсяных круп, а для лица миндальные отруби. Весною, когда наставала жара, великая княгиня загорала не столько от солнца, сколько от воздуха. По возвращении с прогулки ей тотчас подавали свежий огурец, она его разрезала во всю длину пополам и внутренней стороной обтирала себе лицо; это очень освежало ее.

Чтобы не оставались на ночь комары в спальне, так как великая княгиня не ложилась в постель, если слышала писк комара, употребляли следующее средство: откроют все окна, потушат все огни, лакей внесет умывальную чашку, наполненную водою и зажигает ветку можжевельника, держа ее над чашкой, чтобы искры не падали на ковер. Комната наполняется можжевеловым дымом и комары вместе с ним стремятся в открытые окна. Когда воздух более или менее очистится, тогда закрывают окна и вносят снова огонь.

В то время императрица была за границей, а великие князья Николай и Михаил Николаевичи оставались в Царском Селе; они почти ежедневно во время своей утренней прогулки, заходили к великой княгине. Они шутили, шалили, болтали, смешили великую княгиню и нас. Однажды они стали представлять, как будут выбирать себе невест (им было тогда 10-11 лет). Зеленые ширмы у кровати изображали целый ряд иностранных принцесс, а они, проходя мимо, обозревали их и, указывая на каждую рукой, приговаривали: «Laide, laide, passable, passable, laide!» («Безобразная, безобразная, посредственная, посредственная, безобразная»). Великая княгиня смеялась и дразнила их, что таким образом они рискуют остаться холостяками.

Платье цесаревны Марии Александровны

Из Царского Села императорская фамилия переехала в Петергоф; в это лето великая княгиня должна была отказаться от парадных выходов, обедов и балов, чему впрочем она была очень рада, потому что предпочитала более спокойную жизнь. Зато она очень усердно гуляла пешком; дурная, дождливая погода ее нисколько не удерживала. Ноги ее очень опухали вследствие ее положения; надо было заказывать ботинки и калоши огромных размеров; калоши были ей невыносимы, тяготили и жали ноги. M-me Брюно (башмачница) умудрилась ей делать калоши из перчаточной кожи на очень легкой и мягкой подкладке; конечно, гуляя в дождь и по топким дорожкам, не окорачивая платья и юбок, великая княгиня возвращалась с прогулки в таком виде, что надо было не только переодеться, но снятые платья и юбки (она носила белые шелковые юбки) оказывались негодными для дальнейшего употребления; калоши размокали и представляли нечто мягкое и неуловимо скользкое, а красная подкладка окрашивала и ботинки, и чулки; всю эту обувь едва можно было стянуть с ноги. Вследствие всего этого ботинки и калоши заказывались дюжинами; калоши служили только на одну прогулку.

В начале августа все перебрались из Петергофа в Царское Село. Наконец настал день родин. Государь Николай Павлович с утра был у великой княгини, позднее приехала императрица. Когда акушер мог с достоверностью определить близость родов, государь ушел в Екатерининскую спальню, где на столе был приготовлен образ и теплящаяся лампадка; тут Николай Павлович усердно молился о благополучном разрешении. Когда он случайно зашел в дежурную комнату, где мы все, дежурные и свободные, находились, то посмотрел на нас и сказал камер-фрау, чтобы нас освободили на несколько дней от службы, так как таким молоденьким девочкам тут делать нечего.

Когда на другой день нас допустили поздравить великую княгиню, новорожденная лежала в корзинке, обтянутой зеленой тафтой, в изголовье и в ногах были откидывающиеся кибиточки; корзинка стояла на постели возле великой княгини.

На девятый день великая княгиня встала; к этому дню великий князь подарил ей утренний капот, серый кашемировый, на голубой шелковой подкладке и чепчик с голубыми лентами. Когда она совершенно оделась, пришел великий князь, обнял, поцеловал ее и под руку повел в ее кабинет, где она принимала великих княгинь и великих князей, приезжавших с поздравлением, тут она оставалась до 8 часов, после чего ее снова уложили в постель.

С этого дня ребенка поместили в приготовленные для него комнаты. Великая княгиня выразила желание самой кормить, но государь воспротивился этому. Августа 30-го в Царскосельской церкви совершились крестины.

Как-то раз великая княгиня, вернувшись из французского театра, сказала камер-фрау, что она в этот вечер видела у мадам Аллан (знаменитая французская актриса) очень красивую ленту, надетую вместо кушака. Великая княгиня описала ленту и прибавила:

Посмотрите в магазинах, не найдете ли что-нибудь подобное.
Через несколько дней камер-фрау приносит ленту длиною около 4 аршин, совершенно такую, как описала великая княгиня, и говорит, что более таких лент нет, все раскуплено. Великая княгиня удовлетворилась и приказала и приказала сделать кушак с длинными концами, и надевала его на белые платья. А нам камер-фрау призналась, что она ездила к м-м Аллан и упросила ее уступить эту ленту великой княгине.

Как государь, так и великий князь очень обращали внимание на туалеты. Государь питал антипатию к черным галстучкам. Тогда галстучек был необходимой принадлежностью туалета; в угоду государю можно было носить только цветные. Когда государю случалось проходить через дежурную комнату и заметить на ком-нибудь из нас черный галстучек, он непременно спрашивал:

Давно овдовели?
А если был в дурном расположении духа, то говорил:
-Что за ворона!

В Дармштадте есть обыкновение к Рождеству печь анисовые пряники. Великая княгиня их очень любила. Луиза Бегер подносила великой княгине их каждый год к Рождеству. Впоследствии их стали печь в придворной кондитерской, но великая княгиня находила, что их не так хорошо приготовляют.

В один из больших праздников, перед переездом в Царское Село, при дворе был выход. Императрица надела драгоценное жемчужное ожерелье, состоявшее из четырех ниток крупного жемчуга; крупнейшие зерна находились на середине, менее крупные к концам и замыкались большим фермуаром из жемчуга же.

Вскоре опять был выход и императрица пожелала снова надеть то же ожерелье. Надо заметить, что жемчуг был так математически верно подобран по величине, и нитки лежали так плотно одна к другой, что составляло как бы нечто сплошное. В этот же день, к крайнему изумлению всех, ожерелье ни коим образом не могли уложить ровно: верхняя нитка постоянно падала на следующую; как ни поправляли, ожерелье было невозможно надеть. Императрица, конечно, этим осталась очень недовольна; она надела длинную нитку крупного жемчуга, спускавшуюся ниже пояса.

Как только государыня ушла в церковь, камер-фрау послала тотчас же за придворным ювелиром и таксиром - Кеммерером. Он знал все бриллианты и драгоценности государыни. Придя, Кеммерер уложил ожерелье в ящик, в котором были сделаны четыре желобка, куда всыпаются зерна, когда их нанизывают. Сейчас же обнаружилось, что тут не все зерна; но симметрическое распределение жемчуга по величине не было нарушено, поэтому и было трудно тотчас определить, сколько и каких зерен не хватает. По весу и справке в книге, ювелир объявил, что не хватает 8 жемчужин, стоимостью в 800 рублей. Несчастная камер-фрау пришла в отчаянье; она не находила покоя, измученная и озабоченная невозможностью найти виновного и узнать, каким способом и когда могли извлечь из замкнутой витрины жемчуг.

Тотчас дано было знать о пропаже обер-полицмейстеру: конечно, за всеми был учрежден строгий секретный надзор.

На другой день неожиданно приходит к камер-фрау женщина, бросается перед нею на колени, умоляя не погубить ее, и объявляет, что она может указать кем похищен жемчуг.
Камер-фрау успокаивает ее, обещая не только не погубить, но даже наградить, если показания ее окажутся верными. Тогда эта женщина, оказавшаяся крепостной горничной камер-юнгферы О…ниной, называет виновницу и рассказывает как было дело.

В дежурной комнате по очереди ночевали: камер-фрау и старшая камер-юнгфера. Когда О. была дежурная ночью и горничная пришла в дежурную комнату слать постель и помочь раздеться, то увидала в руках О. ожерелье. О. принуждала свою горничную помочь ей перенизать бусы; у нее заранее было подготовлено несколько ниток белого тамбурного шелку, какой обыкновенно употребляют ювелиры для нанизываения бус; на каждом конце нитки были всучены тонкие золотые проволочки, служившие вместо иголки.

Горничная умоляла свою госпожу не трогать жемчуга. О. ничего не хотела слышать и продолжала приводить в исполнение свое намерение. Горничная сообщила, что жемчуг где то заложен. Камер-фрау запретив горничной рассказывать кому бы то ни было о том, что она сообщила, написала и показала императрице анонимное письмо, будто сейчас полученное ею, в котором названа преступница. Тотчас дано было знать об этом обер-полицмейстеру. Уже по первому заявлению о пропаже, полиция объездила всех ростовщиков и напала на след. О..ну поджидал сыщик у одного ростовщика, рассчитав совершенно верно, что она поторопится выкупить жемчуг. Выкупив жемчуг она возвращалась домой, но ее арестовали у дверей квартиры и отвезли в полицию, где ей отвели комнату с одним окном за железною решеткой и крошечным отверстием в дверях, в которое постоянно наблюдал часовой с ружьем. Ее несколько раз допрашивали, но она не сознавалась.

Наконец, к ней в комнату вошел молодой человек приятной наружности; он стал с большим участием расспрашивать и жалеть ее, советовать лучше самой сознаться, чем ждать пока все будет раскрыто полицией; но виновница стойко поддерживала свою невиновность. Тогда, с видом участия, он стал говорить, что совершенно понимает, что любящая женщина на все готова решиться и жертвовать собою для любимого человека; он знает, что для этого она заложила жемчуг за 800 рублей, знает, что она его выкупила, как только разнесся слух о пропаже, но что не успела его вернуть обратно. Она все еще упорствовала и не сознавалась.
Наконец, он сказал, что такого-то числа в таком то доме она позвонила и ей открыл дверь лакей, который видел как она выкупала жемчуг, а этот лакей был он сам, и что в эту минуту жемчуг лежит у нее в сак-вояже. Гораздо лучше, если она сейчас ему его отдаст; тогда он найдет возможность вернуть жемчуг по принадлежности, и никто не будет знать, где он его нашел.
Видя, что все открыто и больше запираться нельзя, она, рыдая, во всем созналась, отдала ему жемчуг и отвечала на все его вопросы, а тем временем за стеною все ея ответы записывались.

Государь приказал ей в 24 часа оставить Петербург с запрещением когда-либо в него вернуться. Кажется, ей было указано жить в Новгороде. Государыня ассигновала ей 400 рублей пенсии.
Года через два, три, она все таки решилась приехать в Петербург и даже показаться в Царском Селе, неподалеку от дворца. Государь, возвращаясь с прогулки, издали ее узнал и тотчас велел полицейскому, стоящему у дворца, немедленно отправить ее обратно на местожительство и повторить ей запрещение показываться в Петербурге и его окрестностях.

В день серебряной свадьбы покойного государя, явилось множество желавших принести свои верноподданические поздравления царской чете. Между поздравляющими находились бывшие камер-юнгферы покойной императрицы Александры Федоровны, давно вышедшие замуж. Они любопытствовали видеть, что государь подарил государыне пару бриллиантовых запонок к рукавичкам и еще две или три безделушки, тогда как государь Николай Павлович подарил государыне Александре Федоровне к серебряной свадьбе бриллиантовый эсклаваж с семью по числу детей грушеобразными крупными подвесками.

Императрица Мария Александровна имела огромное количество драгоценностей, которые редко надевала. Она давно отказалась от дорогих подарков, а принимала их от государя деньгами, много золотых и драгоценных вещей превращала в деньги; во время войны она даже отказалась шить себе новые платья, и все эти сбережения отдавала на пользу вдов, сирот, раненых и больных.

Портреты 50-60-х годов привлекают одухотворенностью облика императрицы Марии. На одном из лучших, работы художника Ф. Винтерхальтера(находится в экспозиции Массандровского дворца-музея), прекрасно передано подмеченное современниками то "высшее изящество всего ее существа, которое гораздо лучше красоты".

В истории русской императорской фамилии имя Марии Александровны отмечено трагизмом и некоторой загадочностью. Мало кто из Романовых заслужил столь единодушное признание высокого ума и нравственных качеств, как супруга Александра II. Даже ярый критик самодержавия- известный анархист князь П. А. Кропоткин воздавал должное образованности, доброте, искренности и благотворной роли, которую Мария Александровна сыграла в судьбе многих выдающихся людей России.

Из свидетельств современников более всего нам представляются близкими к раскрытию характера этой необыкновенной женщины воспоминания и дневники фрейлины А. Ф. Тютчевой, пользовавшейся исключительной благосклонностью и доверием Высочайших Особ. Человек объективный и наблюдательный, она дала удивительные по глубине психологические портреты Александра II и Марии Александровны.

Касаясь, например, появившегося в западной печати вскоре после вступления на престол Александра II пророчества о том, что высокий интеллект его супруги дает России надежду "найти в ней вторую Екатерину", Тютчева пишет: "Нужно очень мало знать императрицу, чтобы приписывать ей какое бы то ни было сходство с Екатериной II... Императрица Мария не обладает ни одним из качеств и ни одним из недостатков Екатерины II. Она создана гораздо более для внутренней жизни, душевной и умственной, чем для активной деятельности и для внешних проявлений. Честолюбие свое она обращает не на искание власти или политического влияния, но на развитие своего внутреннего существа". И далее в дневниках мы находим свидетельство, которое, возможно, является ключом к пониманию драмы, разыгравшейся в царской семье, начиная с 1867 года, и, без сомнения, повлиявшей на исход болезни императрицы. Тютчева с тревогой отмечала, что в придворных кругах имелись лица, "которые ставят себе целью внушать императору недоверие к императрице и подозрение, что она может воспользоваться своим умственным превосходством над ним (подчеркнуто нами. - Авт.), чтобы подчинить его и оказывать влияние на дела".

Не с осознания ли этого превосходства началось постепенное охлаждение Александра II к ранее нежно любимой супруге, что, в конце концов, и привело его к ставшей вскоре известной всему Двору связи с княжной Е. М. Долгорукой (см. раздел Княгиня Юрьевская). Трудно полностью согласиться с версией М. Палеолога о внезапно вспыхнувшей романтической страсти уже немолодого императора к юной княжне: Александр Николаевич всегда обладал завидной выдержкой и волей.

С другой стороны, это превосходство вполне осознавала и Мария Александровна, которая "употребляла всю свою силу воли и свою энергию на то, чтобы снизить себя до ничтожестве окружающего ее уровня". Человек выдающихся способностей и здравого смысла, она подчеркнуто демонстрировала пассивность в государственных делах, а если и участвовала в них, то старалась это делать, не привлекая к себе особого внимания. При жизни императрицы мало кто знал, например, о ее непосредственном участим в освобождении крестьян, а такие важные события в жизни России, как реформа женского образования или создание общества Красного Креста, состоявшиеся по личной инициативе и во многом на личные средства Марии Александровны, обставлялись как некая благотворительная деятельность.

Мы остановились столь подробно именно на этих страницах жизни супруги Александра II, чтобы читателю стало более понятно, почему Ливадия заняла в ее судьбе особое место. В имении, сначала очаровавшем Марию Александровну только красотой, экзотичностью окружающей природы, она вскоре стала находить облегчение и физических страданий, и тяжких душевных мук.

Вдали от столичного официоза она вела простой, замкнутый образ жизни, занимаясь детьми, чтением, благотворительностью, совершая прогулки к морю. Чтобы избежать встреч с Долгорукой, которая во время высочайших приездов останавливалась в своем небольшом имении Биюк-Сарай неподалеку от Ливадийской слободки, императрица под предлогом советов врачей уединялась в Эриклике.

Обычно Мария Александровна приезжала в Крым вместе с младшими сыновьями - великими князьями Сергеем и Павлом, дочерью - великой княжной Марией и небольшой свитой весной либо в августе и старалась пробыть в Ливадии до последних теплых дней. Напоминания о необходимости возвращения в Петербург вызывали у нее раздражение и явное неудовольствие. В этой связи характерен эпизод, описанный В. X. Кондараки.

В 1870 году пребывание императрицы на Южном берегу затянулось настолько, что министр Двора вынужден был несколько раз телеграфировать сопровождавшим ее лицам с требованием ускорить возвращение в Зимний дворец. Поскольку никто из свиты не решался обратиться к Марии Александровне с вопросом о времени отъезда из Крыма, последовала телеграмма от самого императора. Но на нее был дан сухой ответ: "О времени выезда моего сообщу заблаговременно.

Весной 1879 года состоялся последний кратковременный приезд смертельно больной, задыхающейся до обморочного состояния Марии Александровны в свое южнобережное имение. Без всякой надежды на выздоровление она вскоре выехала отсюда за границу, а 3 июня 1880 года скончалась в Зимнем дворце.

По завещанию Ливадия после ее смерти должна была перейти "в пожизненное распоряжение и владение" Александру Николаевичу, а в случае его кончины - наследнику цесаревич

Примечания:

Эриклик - "долина слив" (тат.), созвучно шотландскому "воздушный звон". Дача в горном сосновом лесу на северной окраине имения "Ливадия", построенная по проекту архитектора А. И. Резанова в 1873 г. Не сохранилась. Ныне - территория санатория "Горная здравница".-вернуться-

ПАЛОМНИЧЕСТВО В НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ

Дочь поэта А.Ф. Тютчева - о посещении монастыря императрицей Марией Александровной

Всем истринцам, интересующимся историей нашего края, известно о свидетельствах посещения Новоие­русалимского монастыря представи­телями царской семьи. Среди них, например, императрицы Елизавета Петровна, Екатерина II, императоры Павел I, Александр I, Николай I. Их денежные, земельные и имуществен­ные вклады во многом способствова­ли благосостоянию обители.

В 1858 году монастырь посетила императрица Мария Александровна, жена Александра II. Но подробности этого посещения мне (полагаю, и не только мне) не были известны. Их я обнаружила в книге «При дворе двух императоров», в которой опубликова­ны воспоминания и дневник Анны Федоровны Тютчевой - старшей дочери знаменитого поэта Федора Тютчева.

В 1853 году А.Ф. Тютчева была на­значена фрейлиной цесаревны Ма­рии Александровны, жены будущего царя Александра II. 13 лет она служи­ла при дворе, была воспитательни­цей детей царской четы: великой княжны Марии и великих князей Сер­гея и Павла. В 1866 году вышла за­муж за известного славя­нофила Ивана Сергееви­ча Аксакова и без сожа­ления удалилась от дво­ра.

В своих воспоминани­ях и дневнике А.Ф. Тют­чева отразила перелом­ный этап в жизни петер­бургского двора - смену венценосцев. Оценка происходивших событий, характеров и поступков первых лиц государства и их ближайшего окруже­ния отразили ум, искрен­ность и проницательность Анны Федоровны Тютчевой.

Среди описаний многочисленных реалий России 2-й половины XIX века - и любопытные строчки о Воскресенском Новоиеруса­лимском монастыре. Царская чета - Александр II и Мария Александровна - не раз совершали паломничество по святым местам России. В сентябре 1858 это было паломни­чество в Воскресенский Новоиерусалимский мо­настырь, однако без Александра II, ввиду пре­бывания его в это время в Варшаве, где происхо­дила его встреча с Напо­леоном III. В свите, сопро­вождавшей Марию Алек­сандровну и ее малень­кую дочь Марию, была и А.Ф. Тютчева, воспита­тельница княжны Марии. Итак, вот строки дневника А.Ф. Тютчевой о посеще­нии монастыря: "Мы выехали из Мо­сквы 1 сентября. На станции Крюково оста­вили железную дорогу и прямой дорогой поехали в Воскресенский мона­стырь. Мы подъезжали к нему при яр­ком солнечном свете, в лучах которо­го сияли чудные купола церквей. Императрица пригласила генерал-адъютанта Исакова, ездившего в про­шлом году во Святую землю, сопро­вождать нас, с тем чтобы подробно объяснить нам разницу и сходство этого храма с храмом гроба Господ­ня, по образцу которого он построен. В течение двух часов мы осматрива­ли этот огромный собор с его сорока приделами, из которых некоторые расположены под сводами на хорах, как гнезда ласточек. Купол, построен­ный Растрелли в царствование импе­ратрицы Елизаветы, поражает своей красотой и размерами. Как жаль, что его так испортили скверными фреска­ми. Великая княжна хотела все ви­деть, но при выходе из церкви я предпочла повести ее побегать на солнце в монастырском огороде, чем дольше подвергать ее сырому и хо­лодному воздуху церквей. Мы пообе­дали постным обедом с игуменом, лу­кавая мина которого мне совсем не понравилась, и сели на поезд с тем, чтобы переночевать в Твери".

Имение «Ливадия» было приобретено у дочерей графа Л.С.Потоцкого после его смерти. Наследницы согласились навсегда расстаться с любимым имением, только учитывая высокую личность покупателя. Александру II ещё в юношеские годы понравилось прекрасное Южнобережье, когда он с отцом в 1837 году совершал детальное знакомство с империей, которой ему предстояло управлять.Перед первым приездом с семьёй в Ливадию Александр II направил указ: «Купленное недвижимое в Крыму имение Ливадия со всеми строениями и принадлежностями…, предоставляя в дар Любезнейшей супруге Моей Государыне Императрице Марии Александровне, повелеваю Департаменту Уделов зачислить это имение в собственность Ея Императорского Величества». На основании чего Мария Александровна стала первой из Романовых владелицей одного из самых крупных на Южном берегу Крыма имения «Ливадия».
По наблюдениям известного крымского общественного деятеля тех лет, историка и писателя В.Х.Кондараки, новая владелица прекрасного имения характеризуется следующим образом: «Ея Величество постоянно подает собою пример скромности и простоты. В нарядах этой в полном смысле слова святой матери никогда не замечали ничего резко отличительного, никаких дорогих безделушек, которыми так любили тщеславиться в то время приезжие из высшего круга». В дальнейшем Мария Александровна покажет свои эстетические взгляды при создании прекрасного дворцово-паркового ансамбля.
В конце августа 1861 года состоялся первый приезд Августейшей семьи в приобретённое имение. Задолго до этого Департамент Уделов развернул подготовку к Высочайшему приезду. Удельному архитектору В.С.Есаулову вместе с ялтинским городским архитектором К.И.Эшлиманом было поручено привести все здания имения в надлежащий вид, а садовнику Потоцких С.Гейслеру - осмотреть парк и сделать его удобным для прогулок и отдыха. Марию Александровну совершенно очаровал этот прелестный уголок Южнобережья. Царская чета осталась в восторге от нового приобретения. Во время пребывания в Крыму они знакомились с Ялтой и её окрестностями. Посетили древнюю греческую церковь в Аутке, знакомились с разными сословиями населения, их бытом, были даже на татарской свадьбе.
У Марии Александровны в возрасте 37 лет врачи определили все признаки беспощадной болезни ХIХ века - чахотки. Они надеялись, что Южнобережье с его уникальным климатом поможет в лечении. Бывшее имение графа Потоцкого решено было основательно реконструировать с целью более удобного проживания и лечения. По желанию хозяйки реконструкция имения была возложена на архитектора Высочайшего Двора и Царскосельских дворцов И.А.Монигетти, которому был «известен вкус Их Величеств». Ипполит Антонович Монигетти - выдающийся зодчий России, академик, автор многих выдающихся проектов оригинальных построек в Петербурге, Москве и загородных императорских резиденциях. Он с энтузиазмом откликнулся на предложение императрицы. В планах обновления имения Мария Александровна и сама стремилась принимать активное участие. Было решено увеличить Большой дом, с обязательным отделением церкви в отдельное здание, построить Малый дом для великих князей, дома для свиты, садовника и новую кухню. Перед отъездом в Крым Монигетти разработал планы и фасады предполагаемых построек в Ливадии в стиле «татарской избы», проявив себя как талантливый интерпретатор мотивов архитектуры народов Крыма. Архитектурный стиль ансамбля дворцовых зданий, предложенный зодчим, нашёл полное одобрение Марии Александровны и отвечал всем её требованиям простоты и утончённой изысканности. Проект же дворцовой церкви основывался на синтезе архитектуры культовых сооружений Закавказья и Византии. Императрица пожелала назвать будущий храм в честь Воздвижения Креста Господня.
Зодчий отдал четыре года напряжённой работе в имении Её Величества «Ливадия». В самом начале строительства дали о себе знать её отдалённость от России, от основных поставщиков, сложности с доставкой материалов и подбором рабочей силы. В начале сентября 1862 года наконец торжественно отметили закладку фундаментов церкви и Малого дворца, а с октября стали перестраивать дом Потоцкого в Большой дворец, обновлять старую оранжерею, дом управляющего имением и строить дома для свиты, военно-походной канцелярии, кухни, дома садовника, бани, госпитали и конюшни. Монигетти ездил на три месяца в заграничную командировку для размещения заказов для Ливадийского имения. 1862-63 годы были самыми сложными для архитектора и его помощника, так как пришлось следить за ходом строительства и реконструкцией более 20 объектов, и, кроме того, стали прибывать заказанные материалы из–за границы, Одессы и других городов России.
Во время строительства зима оказалась холодной и снежной, дороги обледенели. Ливадия оказалась отрезанной от путей сообщения. С горечью тогда писал Монигетти управляющему Департаментом Уделов: «Работы останавливались подчас из-за неимения самых простых материалов, как, например, гвозди, кровельное железо и прочее…Одно только меня поддерживает и побуждает к новой деятельности, что мои труды и заслуги будут оценены».
Для написания и оформления 36 икон в Крестовоздвиженской церкви приехал из Петербурга известный художник Александр Егорович Бейдеман, но из–за недоставка мраморных украшений из Италии ему пришлось вернуться назад. Интересен его отрывок из отчёта о поездке: «Церковь снаружи совершенно окончена и представляет счастливое решение задачи в византийском стиле: необыкновенно изящного небольшого храма, но внутри надо бы работать еще 4 ½ недели, если не более. Нельзя пройти молчанием и не изумляться тому, что господином Монигетти здесь произведено в десять месяцев его пребывания! Дворец совершенно готов снаружи и внутри, для того чтобы принять Государыню Императрицу».
И.А.Монигетти не ошибся, что его труд будет по достоинству оценён владельцами имения. Очередной Высочайший приезд состоялся в 1863 году. «Ея Императорское Величество, - писал он, - по-видимому, была поражена успехом и исполнением работ и благодарила меня в самых лестных выражениях. Государь Император …по осмотре работ изволил поблагодарить меня словами: «Все, что сделано до сих пор, сделано превосходно, надеюсь, что такое же будет и окончание». За этот период был создан прекрасный дворцово–парковый ансамбль. Выдающийся садовник Клементий Гекель значительно расширил розарий, устроил перголы, увитые плетистыми сортами роз, по рекомендации врача С.П.Боткина сделал крупные посадки разных хвойных деревьев, испускающих фитонциды, помогающие в лечении императрицы.
Под руководством Монигетти было построено на территории имения более 70 зданий разного назначения, к настоящему времени по различным причинам их сохранилось немного. Одной из главных потерь был Малый дворец (иначе «дворец наследника»). Дворец сгорел 7 ноября 1941 года, перед оккупацией Ялты фашистами. А вот дворцовая церковь до сих пор вызывает общее восхищение изяществом форм и красотой орнамента.
Архитектор придавал большое значение малым архитектурным формам. Он удачно решил построение беседок (турецкая беседка сохранилась до сих пор), пергол, подпорных стен, изящных фонтанов. Многогранность таланта И.А.Монигетти проявилась и в художественном оформлении интерьеров дворцов и церкви. Он выполнил чертежи мебели и убранства Большого дворца в стиле Людовика ХVI и в восточном стиле для Малого дворца, сделал рисунки посуды и эскизы церковной утвари, одеяний.
В 1866 году сделан приём всех построек комиссией, которую возглавлял архитектор Высочайшего Двора А.И.Резанов. Комиссия высоко оценила качество произведённых строительных работ, гидротехнических сооружений для достаточного водоснабжения имения с его уникальным парком. Состоялось награждение орденами и ценными подарками лиц, особо отличившихся на работах в императорском имении. И.А.Монигетти был представлен к ордену Св. Анны 2-й степени, т. е. со знаком «возвышенного достоинства» - алмазным украшением в виде императорской короны; академик, художник А.Е.Бейдеман, выполнивший основные иконописные работы в храме дворца, награждён орденом Св. Станислава 2-й степени. Среди участников строительства награждны ценными подарками были и иностранные подданные.
Император Александр II женился в 1841 году, познакомившись со своей будущей женой принцессой Марией Гессенской, в православии Марией Александровной, в Дармштадте. У него и Марии Александровны было 8 детей. Их рождение сильно подорвало и без того слабое здоровье императрицы. Наделённый огненной натурой, Александр начинает охладевать к своей жене, а затем, страстно влюбившись в Екатерину Долгорукову, вообще покидает чахоточную супругу. Рождение внебрачных детей, появление у Александра Николаевича второй семьи было жестоким ударом для императрицы и обожающих её детей. С этих пор болезнь лёгких стала необратимо прогрессировать. И в Ливадии, сначала очаровавшей Марию Александровну, она теперь находила облегчение и физических страданий, и тяжких душевных мук от сознания своего унижения. Вдали от столицы она вела простой, замкнутый образ жизни. Строгий придворный этикет вынуждал доверенных лиц царской семьи хранить молчание и не обсуждать, кроме как с близкими людьми и за закрытыми дверьми, положение императрицы и её законных детей. Она могла только с горечью наблюдать, какое разлагающее действие на мораль высшего общества оказала эта многолетняя любовная связь монарха. С некоторых пор Долгорукова стала сопровождать Александра Николаевича в Крым, открыто появляться и в Ялте. Мария Александровна распорядилась построить на северной окраине имения, в горном сосновом лесу дачу «Эреклик» и, начиная с 1873 года, приезжая в Ливадию, старалась большую часть времени проводить теперь в «Эреклике». 3 июня 1880 года императрица Мария Александровна тихо скончалась в Зимнем дворце. Спустя 40 дней после её кончины император женился на Е.М. Долгоруковой, получившей титул светлейшей княгини Юрьевской.

Будущая российская императрица Мария Александровна, жена императора , появилась на свет 27 июля (по старому стилю) 1824 года в Дармштадте. Ее родителями были герцог Людвиг II Гессенский и великая герцогиня Мария Вильгельмина Баденская. Девочке дали длинное имя Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская и Прирейнская.

При дворе распространялись слухи, что дочка была рождена от внебрачной связи матери и барона Августа Сенарклен де Гранси. Но для предотвращения слухов герцог Гессенский признал незаконнорожденных девочку Марию и мальчика Александра своими наследниками и дал им свою фамилию. Поселились дети вместе с матерью во дворце в Хайлигенберге.

Воспитанием Марии занимался священник протестантской церкви Циммерман, так как ее родительница скончалась, когда девочке было всего 12 лет. Из близких у Марии остался только родной брат. Номинальный отец не посещал небольшой полупустынный замок и детьми не интересовался. Отроческими годами, проведенными в уединении, объясняется спокойный и нелюдимый характер принцессы. Она не любила пышных балов и многолюдности светского общества, как в молодости, так и в зрелом возрасте.

Личная жизнь

В 14 лет биография принцессы Марии изменилась навсегда. На одном из посещений местного оперного театра ее встретил проезжавший через Дармштадт российский цесаревич Александр. Несмотря на то, что принцесса Гессенская не входила в список европейских невест для русского наследника, он проникся искренним чувством именно к ней. Мария ответила ему взаимностью. Долгое время его родители были против кандидатуры принцессы из-за ее происхождения. Но сын был непреклонен.


Мать Александра, даже приезжала для личной встречи с Марией в Германию. Милая серьезная девушка неожиданно понравилась будущей свекрови, и она согласилась на брак. На два года решено было отложить венчание в связи с юным возрастом невесты. В это время она успела освоиться в России. Немецкая принцесса приняла православие, сменив свое настоящее имя на русское - Мария Александровна, после чего сразу же обручилась с цесаревичем. Весной 1841 года Мария и Александр повенчались в Соборной церкви Царскосельского дворца.

Ее императорское величество

В 1856 году в возрасте 32 лет Мария Александровна вместе со своим супругом вступила на престол. Коронация прошла в Соборе Успения Богородицы Московского Кремля. Но и после восшествия на трон новая императрица семьи Романовых сторонилась шумных мероприятий. Она предпочитала общество приближенных, а также много общалась с духовенством.


Противоречиво отнеслись к ее правлению многие представители высшего общества. Некоторые осуждали Марию Александровну за малое участие в императорских делах внешней и внутренней политики. Но многие современники по праву оценили ее роль в развитии русского общества. По словам близкой фрейлины императрицы Анны Тютчевой, Мария Александровна несла тяжелый крест служения русскому народу.

Достижения императрицы

Нельзя недооценивать результаты деятельности царицы Марии Александровны и, прежде всего, ее роль в развитии благотворительной медицинской организации Красный Крест, который начал широкую деятельность в период русско-турецкой войны.


Императрица, экономя на выездах в Европу и на количестве нарядов, вкладывала средства царской семьи в пользу строительства госпиталей для лечения солдат, а также на поддержку сирот и вдов. По ее поручению было отправлено большое количество медиков на Балканы для помощи братьям-славянам во время турецкого нашествия. Под ее управлением по всей стране открывались новые богадельни и приюты.

Большую роль Мария Александровна сыграла в проведении реформы образования. При ней заработало 2 высших учебных заведения, около 40 гимназий, более 150 образовательных учреждений низшей ступени. Царица поспособствовала новому витку в организации женского образования, которое в основном финансировалось на средства благотворительности.


Под ее покровительством ученым К. Д.Ушинским был разработан ряд педагогических методов, которых придерживались все гимназии того периода. В обязательную программу начального образования стали входить предметы Закона Божьего, русского языка, географии, истории, чистописания, арифметики, гимнастики. Девочкам дополнительно преподавалось рукоделие и ведение домашнего хозяйства. На высшей ступени добавлялись основы физики, алгебры и геометрии.


Покровительствовала императрица и высокому искусству. При ней было построено здание ныне всемирно известного Мариинского театра, труппа которого всегда поддерживала высокий профессиональный уровень и достойно представляла Россию на международной арене. При театре была основана балетная школа, во главе которой через несколько лет встала легендарная балерина Агриппина Ваганова. Эти заведения содержались на личные деньги Марии Александровны.

Большой вклад внесла царица в освобождение крестьян, всячески поддерживая реформы своего мужа.

Семья

Самым главным достижением императрицы стало то, что она подарила России большое количество наследников. В браке с Александром II Мария Александровна родила шестерых сыновей и двух дочек. В самом начале замужества императорская семья пережила тяжелую трагедию - в возрасте 7 лет от менингита умерла их старшая дочка Александра. Молодые супруги долго оплакивали потерю.


Другим ударом для матери стала кончина горячо любимого сына Николая, которого готовили в наследники престола. В 1865 году в возрасте 22 лет цесаревич скончался от туберкулезного поражения позвоночника. Случилось это внезапно, и после его похорон Мария Александровна уже навсегда потеряла интерес к жизни. Второй сын Александр в спешном порядке был подготовлен на трон, и в конечном итоге ему удалось стать одним из самых мудрых и миролюбивых правителей на российском престоле.


На посту генерала-губернатора Москвы отличился предпоследний сын Сергей, который женился в свое время на княжне Елизавете Федоровне. Впоследствии они пали от рук большевиков: Сергей в 1905 году, а Елизавета - в 1918. Княжна также принадлежала Дармштадскому двору, а ее родная сестра стала супругой , последнего царя дома Романовых. Еще трое сыновей Марии Александровны, Владимир, Алексей и Павел, занимали высокие военные должности. Дочь Мария вышла замуж за принца Эдинбургского, сына королевы Виктории, тем самым несколько укрепив российско-британские отношения.

Религия

Мария Александровна была набожным человеком. Она соединила в себе лучшие черты протестантского служения людям и глубины православной веры. Императрица изучала труды святых отцов, жития святых. Она почитала Святую Марию Магдалену и Святого Серафима Соровского. С биографией русского подвижника веры Марию Александровну познакомила ее фрейлина Анна Тютчева.


Вскоре в царской семье появилась полумантия праведника, которую родные Марии Александровны бережно сохранили среди прочих святынь семейства. Царица вела богословские беседы с Парфением Киевским, Филаретом Московским, Василием Павлово-Посадским. После ее смерти в память о матери сыновья построили в Иерусалиме храм Марии Магдалены, в котором покоятся ныне мощи Елизаветы Федоровны.

Смерть

Последние годы жизни Марии Александровны были омрачены болезнью, смертью любимого сына, а также многочисленными изменами любвеобильного мужа. Царица никогда внешне не показывала своего недовольства поведением супруга и ни в чем не упрекала его.

Известно, что главная фаворитка Александра II, княжна Екатерина Долгорукова, жила вместе с незаконнорожденными детьми этажом выше покоев венценосной императрицы. Во многом это было сделано из соображений безопасности: на царя-реформатора было совершено 7 покушений, последнее из которых оказалось фатальным.


Царица тяжело переживала все террористические акты, с каждым разом ее состояние ухудшалось. Личный врач Марии Александровны, Сергей Петрович Боткин, заботясь о ее самочувствии, рекомендовал ей периодически жить в Крыму. Но последние полгода своей жизни Мария Александровна, вопреки предписаниям врача, провела в Санкт-Петербурге, что негативно сказалось на ее здоровье.


Саркофаг императрицы Марии Александровны

Императрица скончалась в начале лета 1880 года по причине осложнений туберкулеза. Усыпальница царицы находится в Петропавловском соборе Петербурга.

Память

Память императрицы Марии Александровны увековечена потомками наименованием городов, улиц и учебных заведений. В Мариинском театре недавно был установлен бюст царицы с памятной доской. Мариинский храм на сегодня является главным собором женского монастыря в Гефсимании.

В кинохронике имя Марии Александровны запечатлено в документалистике и в художественном кино. Роли жены Александра II в свое время играли такие актрисы, как , Татьяна Корсак и Анна Исайкина. Особенно большого визуального сходства с императрицей достигла , что видно на фото кадров ленты с участием российской актрисы.


Ирина Купечнко в роли императрицы Марии Александровны в сериале "Любовь императора"

Зрительской любовью пользуются фильмы «Роман императора», «Любовь императора» и сериал «Бедная Настя». В кинокартине «Матильда, которая посвящена эпохе заката Дома Романовых, снялись российские актеры , и зарубежные звезды игрового кино - , .

Будущая императрица Мария Александровна родилась в 1824 году в Дармштадте - столице Гессена. Младенца назвали Максимилианой Вильгеминой Августой Софией Марией.

Происхождение

Ее отцом был немец Людвиг II (1777-1848) - великий герцог Гессенский и Рейнский. Он пришел к власти после Июльской революции.

Матерью девочки была Вильгельмина Баденская (1788-1836). Она была родом из баденского дома Церингенов. При дворе ходили слухи, что ее младшие дети, в том числе и Максимилиана, были рождены от связи с одним из местных баронов. Людвиг II - официальный муж - признал ее своей дочерью, чтобы избежать позорного скандала. Тем не менее девочка со своим братом Александром стала жить отдельно от отца и его резиденции в Дармштадте. Этим местом "ссылки" стал Хайлигенберг, который был собственностью матери Вильгельмины.

Встреча с Александром II

У Романовых были популярны династические браки с немецкими принцессами. Например, предшественница Марии - Александра Федоровна (жена Николая I) - была дочерью прусского короля. Да и супруга последнего русского императора тоже была из Гессенского дома. Так что на этом фоне решение Александра II жениться на немке из небольшого княжества не кажется странным.

Императрица Мария Александровна встретилась со своим будущим мужем в марте 1839 года, когда ей было 14 лет, а ему - 18. В это время Александр в качестве наследника престола совершал традиционное европейское турне для знакомства с местными правящими домами. Дочь Гессенского герцога он встретил на спектакле «Весталка».

Как согласовывался брак

После знакомства Александр начал в письмах уговаривать родителей, чтобы те дали разрешение на брак с немкой. Однако мать была против такой связи цесаревича. Ее смущали слухи о незаконном происхождении девушки. Император Николай, напротив, решил не рубить с плеча, а рассмотреть вопрос внимательнее.

Дело в том, что его сын Александр уже имел неудачный опыт в личной жизни. Он влюбился в фрейлину двора Родители были резко против такой связи по двум принципиальным причинам. Во-первых, эта девушка была простого происхождения. Во-вторых, она была еще и католичкой. Так что Александра с нею насильно разлучили и отправили в Европу, как раз для того, чтобы он смог найти себе подходящую партию.

Так что Николай решил не рисковать и не разбивать сыну сердце в очередной раз. Вместо этого он стал подробно расспрашивать о девушке попечителя Александра Кавелина и поэта Василия Жуковского, сопровождавших наследника в его путешествии. Когда император получил положительные отзывы, сразу же последовал приказ по всему двору о том, что впредь запрещено распространять какие-либо слухи о гессенской принцессе.

Этому повелению пришлось подчиниться даже императрице Александре Федоровне. Тогда она решила сама съездить в Дармштадт, чтобы заранее познакомиться с невесткой. Это было неслыханное событие - подобного еще не случалось в российской истории.

Внешность и интересы

Будущая императрица Мария Александровна произвела на свою предшественницу прекрасное впечатление. После очной встречи согласие на брак было получено.

Что же так привлекало окружающих в этой немецкой девушке? Самое детальное описание ее внешности оставила в своих мемуарах ее фрейлина Анна Тютчева (дочь знаменитого поэта). Согласно ее словам, императрица Мария Александровна имела нежный цвет кожи, чудесные волосы и кроткий взгляд больших голубых глаз. На фоне этого немного странно выглядели ее тонкие губы, которые часто изображали ироническую улыбку.

У девушки были глубокие познания в музыке и европейской литературе. Ее образованность и широта интересов производили впечатление на всех окружающих, и многие люди потом оставили свои восторженные отзывы в форме мемуаров. Например, писатель Алексей Константинович Толстой говорил, что императрица своими познаниями не только выделяется на фоне остальных женщин, но даже заметно обыгрывает многих мужчин.

Появление при дворе и свадьба

Свадьба состоялась вскоре после того, как были улажены все формальности. Невеста прибыла в Петербург в 1840 году и больше всего была потрясена блеском и красотой российской столицы. В декабре она приняла православие и в крещении получила имя Марии Александровны. Уже на следующий день произошло обручение между ней и наследником престола. Свадьба же состоялась через год, в 1841-м. Она прошла в Соборной церкви, находившейся в Зимнем дворце Петербурга. Сейчас это одно из помещений Эрмитажа, где проводятся регулярные выставки.

Девушке было тяжело вклиниться в новую жизнь из-за незнания языка и боязни не понравиться свекру и свекрови. Как потом она сама признавалась, каждый день Мария проводила как на иголках, чувствовала себя «волонтером», готовым ринуться куда угодно по внезапной команде, например на неожиданный прием. вообще была обузой для цесаревны, а потом и императрицы. Она в первую очередь была привязана к мужу и детям, старалась заниматься только тем, чтобы помогать им, а не тратить время на формальности.

Коронация супругов произошла в 1856 году после смерти Николая I. Тридцатилетняя Мария Александровна получила новый статус, который пугал ее все то время, что она была невесткой императора.

Характер

Современники отмечали многочисленные достоинства, которыми обладала государыня-императрица Мария Александровна. Это доброта, внимание к людям, искренность в словах и поступках. Но самым важным и заметным было то чувство долга, с которым она пребывала при дворе и несла титул через всю свою жизнь. Каждый ее поступок соответствовал императорскому статусу.

Она всегда соблюдала религиозные догматы и была крайне набожной. Эта черта настолько сильно выделялась в характере императрицы, что ее гораздо проще было представить монахиней, чем царствующей особой. Например, Людовиг II (король Баварии) отмечал, что Мария Александровна окружена ореолом святой. Такое поведение во многом не сходилось с ее статусом, так как во многих государственных (пусть даже формальных) делах требовалось ее присутствие, вопреки ее отстраненному от мирской суеты поведению.

Благотворительность

Больше всего императрица Мария Александровна - жена Александра 2 - была известна своей широкой благотворительностью. По всей стране за ее счет открывались больницы, приюты и гимназии, которые получали эпитет «мариинские». Всего она открыла и следила за 5 больницами, 36 приютами, 12 богадельнями, 5 благотворительными обществами. Не обделила государыня вниманием и сферу образования: были построены 2 института, четыре десятка гимназий, сотни небольших училищ для ремесленников и рабочих и т. д. На это Мария Александровна тратила как государственные, так и собственные средства (ей выдавалось 50 тысяч серебряных рублей в год на персональные расходы).

Здравоохранение стало особой сферой деятельности, которой занималась императрица Мария Александровна. Красный Крест появился в России именно по ее инициативе. Его волонтеры помогали раненым солдатам во время войны в Болгарии против Турции 1877-1878 гг.

Смерть дочери и сына

Большой трагедией для царской семьи стала смерть наследника престола. Императрица Мария Александровна - жена Александра 2 - подарила супругу восьмерых детей. Старший сын Николай родился в 1843 году, спустя два года после свадьбы, когда царем был еще его дедушка-тезка.

Ребенок отличался острым умом и приятным характером, за который его любили все члены семьи. Он был уже помолвлен и получил образование, когда в результате несчастного случая повредил спину. Есть несколько версий случившегося. Либо Николай упал с лошади, либо ударился о мраморный стол во время шуточной борьбы со своим товарищем. Сначала травма была незаметной, но со временем наследник становился все бледнее и чувствовал себя хуже. Кроме того, врачи лечили его неправильно - прописывали лекарства от ревматизма, которые не приносили пользы, ибо не была выявлена истинная причина недуга. Вскоре Николай оказался прикован к коляске. Это стало ужасным стрессом, который терпела императрица Мария Александровна. Болезнь сына шла вслед за смертью первой дочери Александры, умершей от менингита. Мать постоянно находилась при Николае, даже когда было решено отправить его в Ниццу на лечение от туберкулеза позвоночника, где он и скончался в 22 года.

Охлаждение отношений с мужем

И Александр, и Мария по-своему с трудом переживали эту утрату. Император винил себя за то, что заставил сына много заниматься физической подготовкой, отчасти из-за чего и произошел несчастный случай. Так или иначе, но трагедия отдалила супругов друг от друга.

Беда заключалась в том, что вся их дальнейшая совместная жизнь состояла из одних и тех же ритуалов. По утрам это был дежурный поцелуй и рядовые разговоры о династических делах. Днем супруги встречали очередной парад. Вечер императрица проводила с детьми, а муж постоянно пропадал по государственным делам. Он любил семью, но его времени просто не хватало на родственников, чего не могла не заметить Мария Александровна. Императрица пыталась помочь Александру в делах, особенно в первые годы.

Тогда (в начале царствования) царь с радостью советовался с супругой о многих решениях. Она всегда была в курсе последних докладов министров. Чаще всего ее советы касались системы образования. Это во многом было связано с благотворительной деятельностью, которой занималась императрица Мария Александровна. И развитие образования в эти годы получило закономерный толчок вперед. Открывались училища, доступ к ним появился у крестьян, которых, помимо всего прочего, еще и освободили от крепостничества при Александре.

Сама императрица имела на этот счет самое либеральное мнение, которым делилась, например, с Кавелиным, говоря ему о том, что горячо поддерживает мужа в его желании дать самому многочисленному сословию России свободу.

Однако с появлением Манифеста (1861 год) императрица все реже касалась государственных дел из-за некоторого охлаждения отношений с мужем. Это было связано и со своенравным характером Романова. Царя все чаще настигал шепот во дворце о том, что он слишком часто оглядывается на мнение супруги, то есть находится у нее под каблуком. Это раздражало свободолюбивого Александра. Кроме того, сам титул самодержца обязывал его принимать решения только своей волей, без советов с кем-либо. Это касалось самой природы власти в России, которая, как считалось, давалась от Бога единственному помазаннику. Но настоящий разрыв между супругами был еще впереди.

Екатерина Долгорукова

В 1859 году Александр II проводил маневры в южной части империи (территория нынешней Украины) - отмечалось 150-летие битвы под Полтавой. Государь остановился с визитом в усадьбе знаменитого дома Долгоруковых. Этот род являлся ветвью от князей Рюриковичей. То есть его представители были далекими родственниками Романовых. Но в середине XIX века родовитая семья была а у ее главы князя Михаила осталось только одно имение - Тепловка.

Император вошел в положение и помог Долгорукову, в частности устроил его сыновей в гвардию, а дочерей отправил в Смольный институт, пообещав оплатить расходы из царского кошелька. Тогда же он встретился с тринадцатилетней Девочка удивила его своим любопытством и жизнелюбием.

В 1865 году самодержец по традиции побывал с визитом в Смольном институте благородных девиц. Тогда-то он после долгого перерыва вновь увидел Екатерину, которой исполнилось уже 18 лет. Девушка отличалась удивительной красотой.

Император, который обладал влюбчивым нравом, начал присылать ей подарки через своих помощниц. Он даже стал наведываться в институт инкогнито, однако было решено, что это слишком, и девушку под предлогом плохого здоровья отчислили. Теперь она жила в Петербурге и виделась с царем в Летнем саду. Ее даже сделали фрейлиной хозяйки Зимнего дворца, коей являлась императрица Мария Александровна. Жена Александра Второго тяжело переживала слухи, роем вьющиеся вокруг молодой девушки. Наконец Екатерина уехала в Италию, чтобы не вызывать скандала.

Но Александр был настроен серьезно. Он даже пообещал фаворитке, что женится на ней, как только представится такая возможность. Летом 1867 года он прибыл в Париж по приглашению Наполеона III. Туда же из Италии отправилась Долгорукова.

В конце концов император попытался объясниться со своей семьей, желая, чтобы его в первую очередь услышала Мария Александровна. Императрица, супруга Александра II и хозяйка Зимнего дворца, попыталась соблюсти приличия и не позволяла конфликту выйти за пределы резиденции. Однако ее старший сын и наследник престола взбунтовался. Это было неудивительно. Будущий отличался крутым нравом даже в совсем молодом возрасте. Он ругал отца, а тот, в свою очередь, приходил в ярость.

В итоге Екатерина все же переехала в Зимний дворец и родила от царя четверых детей, которые потом получили княжеские титулы и были узаконены. Это случилось после смерти законной супруги Александра. Похороны императрицы Марии Александровны дали возможность царю заключить брак с Екатериной. Она получила титул светлейшей княгини и фамилию Юрьевская (как и ее дети). Однако император недолго был счастлив в этом браке.

Болезнь и смерть

Здоровье Марии Александровны было подорвано по многим причинам. Это частые роды, измена мужа, смерть сына, а также сырой климат Петербурга, к которому коренная немка была не готова в первые годы переезда. Из-за этого у нее началась чахотка, а также нервное истощение. Согласно рекомендации личного врача, женщина каждое лето отправлялась на юг в Крым, климат которого должен был помочь ей побороть болезни. Со временем женщина почти отошла от дел. Одним из последних эпизодов ее участия в государственной жизни было посещение военных советов во время противостояния с Турцией в 1878 году.

В эти годы на Александра II постоянно совершались покушения революционерами и бомбистами. Однажды взрыв произошел в столовой Зимнего дворца, но императрица была настолько больна, что даже не заметила этого, лежа в своих покоях. А ее муж выжил только потому, что задержался в своем кабинете, вопреки привычке обедать в установленное время. Постоянный страх за жизнь любимого мужа съедал остатки здоровья, которым еще владела Мария Александровна. Императрица, фото которой в то время показывают явную перемену в ее внешности, крайне исхудала и походила, скорее, на свою тень, нежели на человека в теле.

Весной 1880 года она окончательно слегла, в то время как муж переехал в Царское Село с Долгоруковой. Он наносил супруге короткие визиты, но ничего не мог поделать, чтобы хоть как-то улучшить её самочувствие. Туберкулез стал причиной, по которой скончалась императрица Мария Александровна. Биография этой женщины гласит, что жизнь её оборвалась в том же году, 3 июня по новому стилю.

Последнее пристанище супруга Александра II нашла по династической традиции в Петропавловском соборе. Похороны императрицы Марии Александровны стали траурным событием для всей страны, искренне ее любившей.

Александр ненадолго пережил первую супругу. В 1881 году он погиб после ранения в результате взрыва бомбы, брошенной ему под ноги террористом. Император был похоронен рядом с Марией Александровной.