С. Л. Рубинштейн. Самосознание личности и ее жизненный путь. Защитные механизмы личности




САМОСОЗНАНИЕ - высший уровень развития психики человека, заключающийся в осознании и оценке человеком своих психологических особенностей, на основе чего формируется целостная система представлений о себе.

Самосознание предполагает выделение себя из окружающего мири, познание своего внутреннего мира, переживание его и определенное отношение к себе. Важным фактором формирования отношения человека к самому себе являются другие люди. Каждый новый социальный контакт может изменить представление человека о себе, сделать его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся во многом на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций, способна оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности подтверждается непрерывностью его переживаний во времени: человек помнит о прошлом, переживает настоящее, надеется на будущее.

Самосознание выполняет важные функции в жизни человека:

функция самопознания – главная функция самосознания заключа­ется в том, чтобы сделать доступным для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле;

функция самоопределения - для человека наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), оставаться самим собой в любых ситуациях;

защитная функция - благодаря осознанию своей индивидуальности возникает стремление защитить ее от угрозы разрушения, поддержать себя в трудных состояниях;

функция самосовершенствования - осознание своих сильных и слабых сторон помогает человеку строить программу собственного совершенствования.

Самосознание личности выражается в ее «Я-концепции».

«Я-КОНЦЕПЦИЯ» - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Известный исследовать «Я-концепции» Р. Бернс выделяет в ней три состовляющие: «образ-Я», самооценку и потенциальную поведенческую силицию. Исходя из этого, структура самосознания может быть представлена следующими компонентами:

когнитивный (познавательный)компонент - «образ-Я» - представления человека о себе, о своих способностях, качествах личности, внешности, отношениях с окружающими и т.п.;

эмоционально-оценочныий компонент- отношение человека к себе в целом, к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. д. Этот компонент выражается в чувствах собственного достоинства или недостоинства,в самоуважении или самоунижении, самокритичности или самовосхвалении;

поведенческий компонент - выражает представления человека о способности к саморегуляции, самоуправлению и самоконтролю. В нем отражаются представвления и переживания человека относительно того, способен ли он решить задачи, которые ставит перед ним жизнь, и те, которые сам он ставит пред собой, может ли он справиться с трудностями, сумеет ли достичь своих целей, что выражается в его уверенности или неуверенности в себе. Поведенческий аспект «Я-концепции» обеспечивает возможность саморазвития, творения себя.

Говоря о самосознании человека, следует отметить, что оно формируется в результате общения с другими людьми, в результате сравнения себя с другими. В результате установления сходства или различия с той или иной группой возникают такие образования самосознания, как профессиональное самосознание, национальное самосознание, религиозное самосознание.

Жизненный путь личности – это процесс её развития в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчиво-пластичной структуры личности.

Анализ проблемы жизненного пути ведётся в психологии с помощью понятий: стратегия жизни, жизненный план, жизненный сценарий, жизненные тактики и пр.

Жизненный план – это структурное воплощение жизненного пути. Одновременно он отражает стратегию жизни и жизненный сценарий, который является совокупностью жизненных тактик. Жизненный план возникает в результате генерализации целей, мотивов и ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления личности.

Одновременно идёт процесс конкретизации целей. Из мечты или абстрактного идеала как заведомо недосягаемых целей постепенно вырисовывается более или менее реалистический план деятельности и поведения.

Существует два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью его планирования и сценарного воплощения.

Согласно первому подходу (С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев) человек сам сознательно определяет своё отношение к жизни, осознанно выбирает и регулирует свой жизненный путь. При этом подчёркивается важная роль родителей в формировании представления ребёнка о жизненных целях и структуре жизненного пути.

Второй подход (Адлер, Роджерс, Берн) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и его сценарного воплощения, что происходит на ранних стадиях развития ребёнка. На выбор жизненного сценария при этом влияют следующие факторы:

Порядок рождения ребёнка в семье;

Действия, оценки, эмоциональная поддержка родителей;

Влияние дедушек и бабушек;

Имя и фамилия ребёнка;

Случайные экстремальные события и другие факторы.

САМОСОЗНАНИЕ - высший уровень развития психики человека, заключающийся в осознании и оценке человеком своих психологических особенностей, на основе чего формируется целостная система представлений о себе. Самосознание предполагает выделение себя из окружающего мири, познание своего внутреннего мира, переживание его и определенное отношение к себе. Важным фактором формирования отношения человека к самому себе являются другие люди. Каждый новый социальный контакт может изменить представление человека о себе, сделать его более многогранным. Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций, способна оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности подтверждается непрерывностью его переживаний во времени: человек помнит о прошлом, переживает настоящее, надеется на будущее. Самосознание выполняет важные функции в жизни человека: функция самопознания – главная функция самосознания заключа­ется в том, чтобы сделать доступным для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле; функция самоопределения - для человека наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), оставаться самим собой в любых ситуациях; защитная функция - благодаря осознанию своей индивидуальности возникает стремление защитить ее от угрозы разрушения, поддержать себя в трудных состояниях; функция самосовершенствования - осознание своих сильных и слабых сторон помогает человеку строить программу собственного совершенствования. Говоря о самосознании человека, следует отметить, что оно формируется в результате общения с другими людьми, в результате сравнения себя с другими. В результате установления сходства или различия с той или иной группой возникают такие образования самосознания, как профессиональное самосознание, национальное самосознание, религиозное самосознание. Жизненный путь личности – это процесс её развития в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчиво-пластичной структуры личности. Анализ проблемы жизненного пути ведётся в психологии с помощью понятий: стратегия жизни, жизненный план, жизненный сценарий, жизненные тактики и пр. Жизненный план – это структурное воплощение жизненного пути. Одновременно он отражает стратегию жизни и жизненный сценарий, который является совокупностью жизненных тактик. Жизненный план возникает в результате генерализации целей, мотивов и ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления личности. Одновременно идёт процесс конкретизации целей. Из мечты или абстрактного идеала как заведомо недосягаемых целей постепенно вырисовывается более или менее реалистический план деятельности и поведения. Существует два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью его планирования и сценарного воплощения. Согласно первому подходу человек сам сознательно определяет своё отношение к жизни, осознанно выбирает и регулирует свой жизненный путь. При этом подчёркивается важная роль родителей в формировании представления ребёнка о жизненных целях и структуре жизненного пути. Второй подход построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и его сценарного воплощения, что происходит на ранних стадиях развития ребёнка.

Основы общей психологии Рубинштейн Сергей Леонидович

Глава XX САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

Из книги Лидер как мастер единоборства (введение в психологию демократии) автора Минделл Арнольд

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Развитие личности и ее жизненный путь. Н. А. Логинова Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой – социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии

Из книги Кризисные состояния автора Юрьева Людмила Николаевна

Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования. И. С. Кон С каких бы позиций мы ни описывали развитие человека, это описание молчаливо предполагает три автономные системы отсчета.Первая система – индивидуальное развитие, описываемое в таких терминах, как

Из книги Сценарии жизни людей [Школа Эрика Берна] автора Штайнер Клод

Глава 4. Техногенные катастрофы и жизненный путь личности Мы привыкли измерять тяжести потери тех, кто вместе с нами шел и трудился, мерой достигнутого ими, сделанного, завершенного. И это верно. Но верно и обратное: измерять тем, что осталось неосуществленным. Варшава Б.Е.,

Из книги Прорыв! 11 лучших тренингов по личностному росту автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Жизненный путь То, что делает человек, или стратегия его жизни. Часто можно сформулировать стратегию в виде лаконичной фразы: «упиться до смерти», «почти достигать успеха», «убить себя», «сойти с ума» или «никогда не отдыхать». Формулировать нужно в первом лице

Из книги Психология личности [Культурно-историческое понимание развития человека] автора Асмолов Александр Григорьевич

День 14. Жизненный путь Поговорим о формулировке жизненного пути, миссии. Начнем с примеров, хотя для каждого это будет своя фраза. «Моя миссия – создавать организации, в которых люди могли бы развиваться», «Заряжать энергией организацию и людей, которых люблю».

Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)

Глава 14 Индивидуальность личности и ее жизненный путь Жизненный путь личности – это путь становления ее индивидуальности (С.Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев). Чтобы понять закономерности развития индивидуальности личности, полный противоречий процесс персоногенеза,

Из книги Семейная педагогика автора Азаров Юрий Петрович

Творческая личность и ее жизненный путь Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Глава 5 Самосознание личности До сих пор мы говорили о двух сферах отношений: отношении ребенка к предметному миру (учение, труд, искусство) и отношении ко всему живому, и прежде всего к человеку.Но есть еще и третья сфера, которая не всегда учитывается в воспитании, – это

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Глава 8 Жизненный путь Заключительная глава этой книги посвящена вопросам развития человека. Мы неоднократно возвращались к одному из главных вопросов психологии: что в человеческой личности запрограммировано генетически, а что приобретается с опытом?Как вы помните,

Из книги Работа и личность [Трудоголизм, перфекционизм, лень] автора Ильин Евгений Павлович

Самосознание личности Психология, которая является чем-то большим, чем поприщем для досужих упражнений ученых книжных червей, психология, которая стоит того, чтобы человек отдал ей свою жизнь и силы, не может ограничиться абстрактным изучением отдельных функций; она

Из книги Без революций. Работаем над собой, оставаясь в гармонии автора Стивенс Майкл

Жизненный путь личности 221 Личностью, как мы видели, человек не рождается; личностью он становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личностинаходит

Из книги Правила Рамсфелда [Как выиграть в бизнесе, политике, войне и жизни] автора Рамсфелд Дональд

3.5. Профконсультация и профотбор как путь реализации возможностей личности В связи с изложенными выше данными встает вопрос о необходимости профконсультации, а в ряде профессий – и профессионального отбора с учетом способностей и особенностей личности человека, хотя

Из книги Психологический практикум для начинающих автора Барлас Татьяна Владимировна

Глава 1 Самосознание Мы все находимся здесь и сейчас. Все за пределами этого знания – фантазия. Г. Л. Менкен, американский журналист и сатирик (1880–1956) Осознанность против знания Являетесь ли вы человеком сознающим? Если вы считаете, что да, спросите, насколько хорошо вы

Из книги автора

Приложение 1: Жизненный путь Рамсфелда 1932 год Родился в Чикаго, штат Иллинойс1946–1950 годы Учащийся старших классов школы в Новом Трире 1950–1954 годы Студент Принстонского университета (бакалавр)1954 год Женится на Марион Джойс Пирсон1954–1957 годы Служба в ВМС США в качестве

Из книги автора

Жизненный путь и кризисы На протяжении жизненного пути нас всех ждет немало переломных моментов, меняющих ход событий и дальнейшую жизнь. Их называют «уроками жизни» (термин введен Б. М. Тепловым). Подобным уроком может стать очевидное для других изменение –

Процесс становления человеческой личности включает в себя, как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к «Я», то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о ее самосознании, о личности как «Я», которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки, сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца.

Реальная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями его жизненного пути.

Первый этап в реальном формировании личности как самостоятельного субъекта, выделяющегося из окружающего, связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений, которые вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий.

Дальнейшей ступенькой на этом пути является начало ходьбы, самостоятельного передвижения. Здесь важна не только техника передвижения, сколько то изменение во взаимоотношениях индивида с окружающими людьми, к которому приводит важность самостоятельного передвижения, так же как самостоятельного овладения предметом, посредством хватательных движений. Одно, как и другое, одно вместе с другим порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. Ребенок реально начинает становиться относительно самостоятельным субъектом различных действий, реально выделяясь из окружающего. С осознанием этого объективного факта связано зарождение самосознания личности, первое представление ее о своем Я. При этом человек осознает свою самостоятельность, свое выделение в качестве самостоятельного субъекта из окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного Я через познание других людей. Не существует Я вне отношений к ТЫ, и не существует самосознания вне осознания другого человека как самостоятельного субъекта. Самосознание является относительно поздним продуктом сознания.

Существенным звеном в истории самосознания является и развитие речи. Развитие речи, являющееся формой существования мышления и сознания в целом, играет значительную роль в развитии сознания ребенка, и вместе с тем увеличивает возможности ребенка, изменяя таким образом взаимоотношения ребенка с окружающими. Вместо того, чтобы быть лишь объектом, направляющихся на него действий окружающих его взрослых, ребенок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия, окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействовать на мир. Все эти изменения в поведении ребенка и в его взаимоотношениях с окружающими порождают, осознаваясь, изменения в его сознании, в свою очередь, ведут к изменению его поведения и его внутреннего отношения к другим людям. В развитии личности и ее самосознания существует целый ряд ступеней. В ряду внешних событий жизни личности сюда включается все, что реально делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни, как-то: сначала у ребенка развивающаяся способность к самообслуживанию и, наконец, у юноши, у взрослого, начало собственной трудовой деятельности, делающей его материально независимым; каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее изменение человека взаимоотношений с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям и к самому себе.

Однако этими внешними событиями и теми внутренними изменениями, которые они вызывают, не исчерпывается процесс становления личности и её развития. Они закладывают лишь фундамент, создают лишь основу личности, осуществляют лишь первую, грубую её формовку; дальнейшие достройки и отделка связаны с другой более сложной внутренней работой, в которой формируются личность в её самых высших проявлениях.

Самостоятельность субъекта не исчерпывается способностью выполнить задания, она включает ещё более существенную способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой задания, цели, определять направления своей деятельности. Это требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить и связано с выработкой цельного мировоззрения. Лишь у подростка, у юноши совершается эта работа; вырабатывается критическое мышление формируется мировоззрение; к тому же приближение поры вступления в самостоятельною жизнь невольно с особой остротой ставит перед юношей вопрос о том, к чему он пригоден, и к чему у него есть особые склонности и способности; это заставляет серьёзно задуматься над самим собой и приводит к значительному развитию у подростка и юноши самосознания. Развитие самосознания проходит при этом через ряд ступеней - от наивного неведения в отношении самого себя ко всё большему углублённому самопознанию, соединяющемуся затем со всё более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития самосознания центр тяжести для подростка все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от отражения более или мене случайных черт к характеру в целом. С этим связаны осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате этого человек самоопределяется как личность в более высоком плане.

В широком смысле все переживаемое человеком, все психическое содержание его жизни входит в состав личности.

Но в более специфическом смысле своим, относящимся к его Я, человек признает не все, что отразилось в его психике, а только то, что было им пережито в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутренней жизни. Не каждую мысль, посетившую его самосознание, человек в равной мере признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, то есть такую, которая явилась результатом собственной его деятельности.

Точно так же и не всякое чувство, мимолетно коснувшееся его сердца, человек в равной мере а только такое, которое определило его жизнь и деятельность. Но все это – и мысли, и чувства, и желания – человек в большей части признает своим, в собственное Я он включает лишь свойства своей личности – свой характер и темперамент, свои способности – и к ним присоединит он разве мысль, которой отдал все свои силы и чувства, с которыми срослась вся его жизнь.

Реальная личность, которая отражаясь в своем самосознании, осознает себя как Я, как субъекта своей деятельности, является общественным существом, включенным в общественные отношения и выполняющим те или иные общественные функции. Реальное бытие личности существенно определяется ее общественной ролью, поэтому, отражаясь в ее самосознании, это общественная роль тоже включается человеком в его Я. Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это – как и сознание вообще – не пассивно, а зеркально.

Представление человека о самом себе, даже о собственных своих психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. В ходе этого развития, по мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни.

Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно вспыхнувших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем – это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство – мудрость.

С.Л.Рубинштейн. Теоретические вопросы психологии и проблема личности. Из кн. Проблемы общей психологии. М. 1976.

Процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к Я, то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о ее самосознании, о личности как Я, которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца.

Прежде всего, это единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени, как называют его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как Я является, таким образом, результатом развития.

Единство организма как единого целого и реальная самостоятельность его органической жизни являются первой материальной предпосылкой единства личности, но это только предпосылка. И соответственно этому элементарные психические состояния общей органической чувствительности ("синестезии"), связанные с органическими функциями, являются, очевидно, предпосылкой единства самосознания, поскольку клиника показала, что элементарные, грубые нарушения единства сознания в патологических случаях так называемого раздвоения, или распада личности (деперсонализации), бывают связаны с нарушениями органической чувствительности. Но это отражение единства органической жизни в общей органической чувствительности является разве только предпосылкой для развития самосознания, а никак не его источником. Подлинный источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими.

Не сознание рождается из самосознания, из Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она реально становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, Я само формируется в ней. Реальная, не мистифицированная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути.

Первый этап в реальном формировании личности как самостоятельного субъекта, выделяющегося из окружающего, связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений. Эти последние вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий.

Дальнейшей ступенькой на этом же пути является начало ходьбы, самостоятельного передвижения. И в этом втором, как и в первом случае, существенна не только сама по себе техника этого дела, сколько то изменение во взаимоотношениях индивида с окружающими людьми, к которому прто^т возможность самостоятельного передвижения, так же как и самостоятельного овладения предметом посредством хватательных движений. Одно, как и другое, одно вместе с другим порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. Ребенок реально начинает становиться относительно самостоятельным субъектом различных действий, реально выделяясь из окружающего. С осознанием этого объективного факта и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее о своем Я. При этом человек осознает свою самостоятельность, свое выделение в качестве самостоятельного субъекта из окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного Я через познание других людей. Не существует Я вне отношений к ТЫ, и не существует самосознания вне осознания другого человека как самостоятельного субъекта. Самосознание является относительно поздним продуктом развития сознания, предполагающим в качестве своей основы реальное становление ребенка практическим субъектом, сознательно выделяющимся из окружения.

Существенным звеном в ряде основных событий в истории становления самосознания является и развитие речи. Развитие речи, являющейся формой существования мышления и сознания в целом, играя значительную роль в развитии сознания ребенка, вместе с тем существенно увеличивает возможности ребенка, изменяя таким образом взаимоотношения ребенка с окружающими. Вместо того чтобы быть лишь объектом направляющихся на него действий окружающих его взрослых, ребенок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействовать на мир. Все эти изменения в поведении ребенка и в его взаимоотношениях с окружающими порождают, осознаваясь, изменения в его сознании, а изменения в его сознании, в свою очередь, ведут к изменению его поведения и его внутреннего отношения к другим людям.

В развитии личности и ее самосознания существует целый ряд ступеней. В ряду внешних событий жизни личности сюда включается все, что реально делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни, как-то: сначала у ребенка развивающаяся способность к самообслуживанию и, наконец, у юноши, у взрослого, начало собственной трудовой деятельности, делающей его материально независимым; каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе.

Однако этими внешними событиями и теми внутренними изменениями, которые они вызывают, никак не исчерпывается процесс становления и развития личности. Они закладывают лишь фундамент, создают лишь основу личности, осуществляют лишь первую, грубую ее формовку; дальнейшие достройка и отделка связаны с другой, более сложной внутренней работой, в которой формируется личность в ее самых высших проявлениях.

Самостоятельность субъекта никак не исчерпывается способностью самостоятельно выполнять те или иные задания. Она включает еще более существенную способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задания, цели, определять направление своей деятельности. Это требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить и связано с выработкой цельного мировоззрения. Лишь у подростка, у юноши совершается эта работа; вырабатывается критическое мышление, формируется мировоззрение; к тому же приближение поры вступления в самостоятельную жизнь невольно с особой остротой ставит перед юношей вопрос о том, к чему он пригоден, к чему у него особые склонности и способности; это заставляет серьезно задуматься над самим собой и приводит к значительному развитию у подростка и юноши самосознания. Развитие самосознания проходит при этом через ряд ступеней - от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития самосознания центр тяжести для подростка все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом. С этим связаны осознание - иногда преувеличенное - своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность в более высоком плане.

В каком-то очень широком смысле все переживаемое человеком, все психическое содержание его жизни входит в состав личности. Но в более специфическом смысле своим, относящимся к его, человек признает не все, что отразилось в его психике, а только что было им пережито в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутренней жизни. Не каждую мысль, посетившую его сознание, человек в равной мере признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, т. е. такую, которая явилась результатом какой-то собственной его деятельности. Точно так же и не всякое чувство, мимолетно коснувшееся его сердца, человек в равной мере признает своим, а только такое, которое определило его жизнь и деятельность. Но все это - и мысли, и чувства, и точно так же желания - человек по большей части в лучшем случае признает своим, в собственное же Я он включит лишь свойства своей личности - свой характер и темперамент, свои способности - и к ним присоединит он разве мысль, которой он отдал все свои силы, и чувства, с которыми срослась вся его жизнь.

Реальная личность, которая, отражаясь в своем самосознании, осознает себя как Я, как субъекта своей деятельности, является общественным существом, включенным в общественные отношения и выполняющим те или иные общественные функции. Реальное бытие личности существенно определяется ее общественной ролью: поэтому отражаясь в ее самосознании, эта общественная роль тоже включается человеком в его Я.

Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это - как и сознание вообще - не пассивно, не зеркально. Представление человека о самом себе, даже о собственных своих психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая то или иное отношение к себе, тесно связано и с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, - это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство - мудрость.