Пример хорошо воспитанных людей в советском союзе. Воспитание в Советском Союзе: «Что такое хорошо, что такое плохо. О хлебе насущном




Глава 1. ВОСПИТАНИЕ В СОВЕТСКОЙ СЕМЬЕ

В настоящей главе излагаются как наблюдения самого автора, так и сведения, почерпнутые из книг по уходу за ребенком. Книги, отрывки из которых мы в дальнейшем будем неоднократно цитировать, хорошо известны в Советском Союзе и переведены на многие языки народов этой страны. К сожалению, в своих наблюдениях автор вынужден был ограничиться семьями, говорящими большей частью на русском языке и живущими в столичных центрах или поблизости от них. Мы начнем с рассмотрения вопроса об уходе родителей за детьми младшего возраста.

Типы материнской заботы о ребенке

Здесь различия между американской и советской практикой явственно проступают в трех сферах.

Физические контакты . В Советском Союзе мать позволяет себе тесный физический контакт с грудным ребенком. Прежде всего в СССР настоятельно рекомендуется и повсеместно распространено кормление грудью. Когда же ребенка не кормят, его подолгу держат на руках; в этом проявляется, с одной стороны, материнская любовь, с другой - стремление несколько сдерживать инициативу младенца. Многие инструкции по уходу за ребенком, подготовленные Академией педагогических наук СССР, категорически протестуют против подобного обращения с детьми. Приведу следующую выдержку из книги «Родители и дети» :

«Матери, которые все время, когда дети не спят, держат их на руках, тем самым приучают их к такому положению, и дети начинают кричать, как только их укладывают в кроватку… Такое положение вредно для ребенка, т. к. оно ведет к искривлению позвоночника».

И все же вопреки инструктивным указаниям советские малыши в сравнении с американскими получают от матери значительно больше поцелуев, ласк, нежных шлепков, хотя свобода их движений весьма ограничена.

Тревога за жизнь детей . В дальнейшем родители совместными усилиями продолжают сдерживать активность ребенка, дабы оградить его от неудобств, болезней и телесных повреждений. Каждая мать хлопочет о том, чтобы ребенку было тепло - сквозняки считаются особо вредными для его здоровья. Когда ребенок начинает ползать, а затем и ходить, у взрослых появляются дополнительные поводы для волнения - как бы он не ушибся или не добрался до «опасной зоны». Полагается, например, чтобы в парке дети гуляли рядом с сопровождающими их взрослыми. Когда мои дети - девяти и четырех лет - бегали в Москве по дорожкам городского парка, даже не исчезая из поля зрения, добрые граждане всех возрастов незамедлительно приводили их к нам, крепко держа за руку. При этом многие говорили нам, что мы слишком уж легкомысленно относимся к жизни своих детей.

«Перепоручение» материнских обязанностей . Случай, о котором я расскажу, демонстрирует еще одну особенность, свойственную советскому воспитанию, - готовность посторонних лиц принимать на себя роль матери. Эта черта характерна не только для родственников семьи, но и для людей совершенно посторонних. Нередко можно увидеть, как в переполненном общественном транспорте няни или родители сажают своего ребенка на колени незнакомому человеку, и все воспринимают это как должное. На улице прохожие запросто заводят знакомство с детьми, а дети (и, как ни странно, сопровождающие их взрослые) тут же принимаются называть этих посторонних людей «дядями» и «тетями».

Роль воспитателей охотно берут на себя не только старшие. Подростки обоих полов проявляют к маленьким детям живейший интерес и обращаются с ними до такой степени умело и ласково, что жителям Запада остается только удивляться. Вот что однажды с нами произошло на московской улице. Наш младший сын - ему тогда было четыре года - бойко шагал впереди нас, а навстречу двигалась компания подростков. Один из них, заметив Стиви, раскрыл объятия и, воскликнув: «Ай да малыш!» - поднял его на руки, прижал к себе, звучно расцеловал и передал другим; те совершили над ребенком точно такой же «обряд», а потом закружились в веселом детском танце, осыпая Стиви нежными словами и глядя на него с любовью. Подобное поведение американского подростка вызвало бы у его родителей беспокойство, и они наверняка бы обратились за советом к психиатру.

Не удивительно, что при наличии столь широкого круга людей, стремящихся участвовать в воспитательном процессе, советские малыши в отличие от американских не очень-то волнуются, когда мать оставляет их на попечение постороннего человека или отдает в ясли. «Перепоручение» материнских обязанностей в СССР общепринято, и это естественно в стране, где значительная часть трудоспособных женщин работает.

Итак, мы установили, что советские дети с младенческого возраста подготовлены к общественной заботе о них. Но, прежде чем говорить о воспитании детей обществом, рассмотрим дисциплинарные меры, практикуемые в семье.

Эталоны дисциплины и дисциплинарные меры

Было бы ошибкой считать, что любовь, которой советские люди, и особенно советские матери, окружают своих детей, подразумевает снисходительное и всепрощающее отношение к поведению ребенка. Напротив, родители так же, как и педагоги, придают огромное значение развитию у ребенка послушания и дисциплинированности.

Что конкретно означают эти термины? За ответом еще раз обратимся к авторитетному руководству «Родители и дети», подготовленному группой специалистов Академии педагогических наук РСФСР с целью «помочь родителям правильно воспитывать детей, чтобы они выросли достойными гражданами нашего социалистического государства». В главе, посвященной дисциплине, читаем:

«Что нужно и можно требовать от маленьких детей?

Во-первых, ребенок должен слушаться своих родителей, взрослых с уважением к ним относиться… Ребенок должен внимательно слушать взрослого, когда тот к нему обращается, - к этому в первую очередь надо его приучить. Ребенок должен выполнять требования старших. Выполняя распоряжения, указания, советы взрослых, он проявляет послушание. Привыкнув с детства слушаться - принимать требования взрослых как нечто обязательное, - ребенок с большим успехом станет выполнять и дальнейшие требования, предъявляемые ему в семье и в школе».

Но одного послушания мало: ребенок должен выработать в себе дисциплинированность. Об этом в книге говорится следующее:

«…Надо как можно раньше образовать у ребенка активное, положительное отношение к требованиям взрослых, желание поступать согласно им, выполнять необходимое. В этом заключается огромный смысл нашей работы по воспитанию сознательной дисциплины (даже ее начатков). Всякий человек, в том числе и маленький дошкольник, гораздо лучше, скорее и радостнее выполнит требование, правило, если у него будет к тому желание».

Выражаясь языком западной психологии, дисциплинированность - это осмысленное послушание; иными словами, ребенок выполняет требования взрослых так, будто они являются не приказаниями извне, а его собственными, внутренне мотивированными желаниями. Подобная мысль развивается и в более поздней работе, принадлежащей перу известного педагога И. А. Печерниковой .

«Послушание маленьких детей - это начало развития у них драгоценнейшего качества: дисциплинированности. Послушание подростков и старших школьников - действенное выражение любви, доверия и уважения к родителям, другим старшим членам семьи, сознательное желание воспринять их опыт, мудрость. Это - важная сторона подготовки молодежи к жизни в коммунистическом обществе».

«Нас спросят: а как же быть с воспитанием у детей самостоятельности? Ответим: если ученик непослушен и ни с кем не считается, то его самостоятельность неизбежно примет уродливые формы. Обычно это анархическое поведение, которое никак не сообразуется с законами жизни советского общества. Где нет послушания, нет дисциплины, там не может быть нормального развития самостоятельности. Воспитание послушания - непременное условие развития у детей способности и к самодисциплине».

Столь пространное цитирование современных советских педагогов необходимо по следующим причинам.

Во-первых, советские книги о воспитании широко распространены; родители, преподаватели и все те, кто работает с детьми, относятся к таким книгам с уважением и серьезностью. Эти руководства вызывают у советских людей большой интерес еще и потому, что воспитание в СССР - любимое национальное занятие. О воспитании печатаются многочисленные статьи в ежедневных газетах, читаются публичные лекции, о воспитании рассуждают как родители, так и люди, детей не имеющие.

Во-вторых, эти цитаты подтверждают наблюдения автора и в сжатой форме выражают те идеи и мысли, которые нередко высказывали родители, преподаватели и работники воспитательных учреждений в беседах с нами. В-третьих, профессиональные воспитатели и большинство встречавшихся нам людей обращались с детьми именно так, как того требуют инструкции, стараясь развить у ребенка черты послушания и дисциплинированности.

Как мы в дальнейшем увидим, их старания небезуспешны: многие советские дети действительно обнаруживают в своем поведении качества, развитие которых настоятельно рекомендуется профессиональными педагогами.

Какими методами добиваются от ребенка послушания и дисциплинированности? Еще раз обратимся к рекомендациям педагогов. Точка зрения Печерниковой (ее книга была самой свежей из тех, что имелись в нашем распоряжении) по этому вопросу совпадает с мнением авторов ранее изданных руководств. В главе «Как воспитывать послушание» Печерникова советует родителям следующее:

«Очень хорошо помогает воспитанию послушания краткое и точное разъяснение детям, почему нужно себя вести так, а не иначе. В педагогике это называется методом убеждения».

На втором месте по силе воздействия стоит метод поощрения. Но, как предупреждает Печерникова, им «следует пользоваться только в тех случаях, когда это необходимо». Если ребенок всегда хорошо учится в школе и примерно себя ведет, то хвалить его за это уже не стоит.

«Метод поощрения надо использовать главным образом в тех случаях, когда под влиянием учителей, родителей или товарищей ученик стремится исправить недостатки своего характера, быть более организованным, начинает слушаться старших».

Наконец, Печерникова объясняет, за что и как надо наказывать непослушных. Она подчеркивает основополагающий принцип советского воспитания: «недопустимость физических наказаний». Физические наказания считаются в Советском Союзе не только бесполезными, но даже вредными. После критики этой дисциплинарной меры Печерникова предостерегает и от другой крайности - «отрицания вообще каких бы то ни было наказаний, от либерализма и стихийности в воспитании». Эмпирический путь познания действительности (ребенок дотрагивается до горячего, обжигается и делает для себя соответствующие выводы) категорически отвергается.

«Нельзя воспитание молодого поколения предоставить самотеку, стихии, нельзя рисковать нашими детьми. Школа и родители должны держать нити воспитания в своих руках, принимать все меры к тому, чтобы дети слушались старших».

Что же представляют собой эти меры? На первый взгляд ничего особенного. «Замечание», «выговор», «лишение удовольствий» - слова, знакомые всем рассерженным родителям. Однако, читая внимательно, мы заметим, что взрослым рекомендуют придерживаться при разговоре с провинившимися детьми особого эмоционального тона, который давно не применяется в американской воспитательной практике и лишь напоминает о минувших днях. Приведем пример.

«Выговор не должен носить форму бесконечного ворчания, не следует «пилить» ребенка. Это не даст положительного результата. Рекомендуется дать краткую, но резкую оценку поведения непослушного ребенка, высказать свое возмущение таким поведением. Причем не следует после выговора по-прежнему ласково относиться к школьнику, если даже родители и чувствуют, что он искренне раскаялся. Нужно некоторое время держать себя по отношению к нему подчеркнуто сдержанно и холодновато, показывая тем самым, что его непослушание огорчило старших. Эта мера является очень сильной и в большинстве случаев дает ощутимый результат…

Например, мать заявляет сыну: «Ты вновь не послушался меня и поздно пришел домой. Я теперь не хочу доигрывать вчерашнюю партию в шахматы. Мне неприятно даже смотреть на тебя». В течение вечера она ограничивается лишь сухими ответами на вопросы сына. Примерно так же держится с мальчиком и отец.

Иногда родители могут воспользоваться еще более строгой мерой наказания: на некоторое время совсем прекратить разговаривать с ребенком. Например, дочь не только не послушалась мать и не захотела изменить нелепую прическу, но позволила себе обидеть ее жестким словом. Та ей ничего не сказала, но бросила укоризненный взгляд, всем своим видом показала, что она глубоко оскорблена, и перестала разговаривать с девочкой на несколько часов».

Западные студенты, изучающие проблему взаимоотношений родителей и детей, несомненно, узнают в этом примере классическую модель дисциплинарной меры. Она называется «наказание нарочитой холодностью». Позднее, на основании имеющихся у нас фактов, мы проанализируем ее плоды. А пока попытаемся разобраться в вопросе не менее важном: до какой степени советские родители следуют инструкциям профессиональных педагогов. Опираясь на собственные наблюдения, неофициальные интервью и беседы с различными семьями - из интеллигенции и рабочих, - мы пришли к такому заключению: в большинстве случаев практика с теорией не расходится. Только в среде не очень культурной иногда прибегают к физическому наказанию. Но более всего советских родителей от американских отличает повышенная эмоциональность - как положительная, так и отрицательная - в их отношениях с детьми. Родители и дети в Советском Союзе менее сдержанны в проявлении своей любви друг к другу. В то же время за любое нежелательное отклонение в поведении ребенка и отец, и мать наказывают его нарочитой, демонстративной холодностью. Выражением лица, интонацией или красноречивым молчанием они показывают, что оскорблены в лучших чувствах - вина ребенка не столько в том, что он плохо себя вел, сколько в его неблагодарности по отношению к родителям.

Та же дисциплинарная мера - лишение провинившегося ребенка морально-эмоциональной поддержки - действует и в детском коллективе.

Из книги Средство от усталости автора Курпатов Андрей Владимирович

Хорошо в стране советской... что?! Прошедшие 10-15 лет стали для россиян серьезнейшим испытанием. То, что нам довелось пережить, когда-нибудь историки сравнят с тяжелейшими социальными потрясениями – падением римской империи, великими эпидемиями, мировыми войнами,

Из книги Психология масс и фашизм автора Райх Вильгельм

«Введение советской демократии» В 1919 году VIII съезд Российской коммунистической партии ввёл советскую демократию. В январе 1935 года VII съезд советов объявил о «введении советской демократии». Что означает это вздор?Для иллюстрации процесса, который привёл к «введению

Из книги Может ли человек преобладать? автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Основы Науки думать. Кн.1. Рассуждение автора Шевцов Александр Александрович

Из книги Ради любви к жизни. Может ли человек преобладать? автора Фромм Эрих Зелигманн

Глава II. Природа советской системы Для большинства американцев советская система является неким мифическим существом; вероятно, не в меньшей степени, чем капиталистическая система для большинства русских. В то время как русские видят капитализм как систему, в которой

Из книги Власть. Элита, народ [Подсознание и управляемая демократия] автора Зыкин Дмитрий

2.9 «Странности» советской пропаганды Как видим, используя теорию элит, мы смогли получить адекватные и логичные ответы на вопросы, не разрешимые в рамках марксизма. Причем теория элит способна не просто объяснять события прошлого, но и обладает прогностической силой.

Из книги Тайны мозга вашего ребенка [Как, о чем и почему думают дети и подростки от 0 до 18] автора Амодт Сандра

Из книги Воспитать ребенка как? автора Ушинский Константин Дмитриевич

Воспитание и обучение в семье Осмотрев множество заграничных школ для малолетних детей, я вынес из этого осмотра полное убеждение, что первоначальное воспитание и учение детей, по крайней мере до 8-летнего и даже до 10-летнего возраста более на месте в семье, чем в

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Взаимное воспитание в семье Если вы избежали духовного «воспитания» на стадии создания семьи, то, скорее всего, это воспитание вы получите уже в ходе семейной жизни.Как вы знаете из личного опыта, семья является тем самым местом, где в полной мере проявляются все наши

Из книги Трансперсональная психология. Новые подходы автора Тулин Алексей

История советской и западной психологии В начале XX столетия психология в России заявила о себе, заняв достойное место в системе наук. Уходя своими корнями в две главные области научной мысли – философско-историческое и естественнонаучное знание, – в конце XIX – начале XX

Из книги Нежные мальчики, сильные девочки… автора Гусева Юлия Евгеньевна

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

Из книги Большая война автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 5 Конец советской угрозы Я хату оставил, Пошел воевать, Чтоб землю Гренады Крестьянам отдать М.Светлов Земшарная республика Советов Давайте начнем с признания, которого очень не хочется делать части наших соотечественников: что «советская опасность» – вовсе не

Из книги Впечатления о Советской России. Должно ли государство управлять экономикой автора Кейнс Джон Мейнард

При советской власти Признавая в теории право наций на самоопределение вплоть до выхода из советской республики, большевики приняли решение развивать областную автономию всех живших в России народов.Процесс национально-государственного строительства в СССР описывали

Из книги Плаха. 1917–2017. Сборник статей о русской идентичности автора Щипков Александр Владимирович

Детство… Оно у каждого свое, неповторимое. Но все же есть общие моменты, объединяющие несколько поколений в одно понятие: советский человек. И все они – родом из детства.

Независимо от национальности, советские дети воспитывались на одинаковых ценностях. Малышей с детского сада учили различать хорошее и плохое, ставили в пример знаменитых исторических персонажей и известных современников: героев войны и труда, лучших представителей различных профессий. Приводили детям и негативные примеры, причем преподносились они настолько педагогически верно, что вызывали у маленьких граждан СССР неприятие на подсознательном уровне.


Игры и игрушки советских детей как средство воспитания

Про разнообразные мы уже писали, повторяться нет смысла. Остается добавить, что в целом они были просты и незамысловаты, изготавливались из качественных материалов (за этим в СССР следили строго: лозунг «Все лучшее – детям!» был не просто красивой фразой) и стоили недорого. Так что даже в многодетных семьях с небольшим достатком игрушек было много.

Воспитание в коллективе - основа основ

О том, что человек – существо коллективное, рассказывалось советским детям чуть ли не с рождения. И не только рассказывалось, но и подкреплялось общепринятой схемой «ясли – детский сад – школа», благо, особого дефицита с местами в детских дошкольных учреждениях не было: постулат «Все лучшее – детям!» работал и здесь.


Другое дело, что результаты этого коллективного воспитания имели две стороны медали. Вроде, детские садики были эффективным инструментом для реализации доктрины, обозначенной государством: воспитание подрастающего поколения в духе коммунизма, где на первый план ставились общественные интересы. К тому же, режим дня, который надлежало беспрекословно соблюдать, дисциплинировал и готовил дошколят к успешному обучения в школе. С другой стороны, в тех же детских садах малышей приучали быть «такими как все», не выделяться, делать не то, что хочется, а что скажут. Личные желания каждого отдельно взятого ребенка при этом не учитывались: манная каша – значит, всем; на горшок – всей группой, строем; дневной сон, так не любимый большинством детей – обязателен для всех. Но и это было частью государственной программы: «винтики» для страны были важнее личностей.

Радует, что все же были в детских садах такие воспитатели, которые могли обратить минусы в плюсы: умели убеждать, а не заставлять; обладали способностью не вдалбливать знания, а вызвать желание научиться. Малышам, у которых были такие воспитатели, несказанно повезло: в них воспитывали личность в теплой, доброжелательной атмосфере без тени авторитаризма.


Полученные в детском саду навыки «будущего строителя коммунизма» успешно развивались и в школе. Идеологией в те годы были пропитаны практически все уроки: такова была методика преподавания. Советские школы встречали вчерашних детсадовцев портретами Ленина, а едва научившись читать, первоклашки могли самостоятельно прочесть предисловие к букварю: «Ты научишься читать и писать, впервые напишешь самые дорогие и близкие для всех нас слова: мама, Родина, Ленин…». Современным детям даже представить невозможно, что слово «мама» когда-то ставилось рядом с именем революционного вождя. А тогда это было нормой, в которую детей учили свято верить.

Не обходилось и без массовых детских организаций: октябрятами и пионерами в СССР за редчайшим исключением были практически все. Тем не менее, стать октябренком, а затем и пионером, было почетно. Значимости этим событиям добавляла атмосфера, в которой происходила церемония принятия в октябрята и пионеры: на торжественной линейке детей, одетых в парадную школьную форму, поздравляли учителя, родители, приглашенные на мероприятие гости. Немалую роль играла и атрибутика: нагрудные значки, пионерский галстук, флаг отряда, знамя дружины.

Приучали школьников и к будущему ударному труду: дежурство в классе по графику, сбор макулатуры и металлолома, обязательные субботники по уборке пришкольной территории – все это воспитывало если не любовь, то хотя бы уважение к коллективной трудовой деятельности. Надо сказать, все эти мероприятия не только не напрягали советских детей, но и воспринимались ими позитивно, как возможность внести разнообразие в школьный быт.

Отдых советских школьников: ни дня без патриотизма


За хорошую учебу и активное участие в делах школы дети награждались почетными грамотами, а классы – переходящими вымпелами. Правда, были и более интересные поощрения. Например, лучший по каким-либо промежуточным показателям класс награждался билетами в кино, театр или цирк, а по итогам года лучшие ученики и даже целые классы оправлялись в бесплатное путешествие по городам Советского Союза. Лучшим из лучших вручали путевки в «Артек» – это было для советских школьников высшей наградой. Правда, менее удачливые одноклассники также не были обделены летним отдыхом: путевки в пионерские лагеря стоили копейки, а зачастую вообще оплачивались из профкома предприятия, где работали родители. Однако идеологическое воспитание продолжалось: ежедневные линейки, разучивание патриотических песен, хождение строем – все это было обязательным и во время организованного отдыха.

Детский досуг также был под пристальным вниманием советских идеологов. Разнообразные кружки, творческие студии и спортивные секции не только развивали детей, но и вкупе со школой и другими детскими общественными организациями вели активную идеологическую работу. Которая, впрочем, ничуть не мешала творческому развитию юных талантов.

«Искусство – детям»: в чем оно выражалось


Духовной пище для детей советское правительство уделяло особое внимание. Прежде чем посеять «разумное, доброе, вечное» в неокрепших детских умах, чиновники минкульта пропускали книгу, песню или фильм через жесткую цензуру. Не менее строго фильтровались и «взрослые» произведения искусства, ведь возрастных ограничений в СССР не было. Даже фильмы «до шестнадцати», которые пронырливая ребятня все же умудрялась посмотреть, были подчищены, обрезаны и подогнаны под идеологическую платформу.

В то же время писатели, поэты, режиссеры и композиторы старались творить для детей «как для взрослых, только лучше». И не только из-за боязни цензуры. Творческим людям хотелось, чтобы их произведения воспитывали в подрастающем поколении такие качества, как доброта, сострадание, уважение к старшим, любовь ко всему живому. Благодаря детским журналам и газетам, повестям и приключенческим романам, фильмам, мультфильмам и музыкальным спектаклям те, чье детство прошло в СССР, вспоминают его как самое счастливое время. Это был огромный и светлый мир, наполненный верой в добро, справедливость и всеобщее счастье. Мир что ни на есть реальный. Это потом, много позже, он превратился в иллюзорный…

А тогда дети действительно были счастливы.

Советская педагогика в понимании цели воспитания исходила из марксистско-ленинского учения о классовом характере воспитания и подчёркивала зависимость цели воспитания от политики господствующего класса.

Коренное отличие в общественном устройстве социалистического и буржуазного обществ, противоположность их политике и идеологии определяет и идеал воспитания, который находит свое воплощение прежде всего в целях. Эту разницу целей воспитания буржуазной и пролетарской школы пыталась показать Н.К.Крупская. В статье "Идеалы социалистического воспитания" она писала: "И буржуазия, и рабочий класс ставят школе определенные цели, но буржуазия смотрит на школу, как на средство классового господства, а пролетариат смотрит на школу, как на средство воспитать поколение, способное положить конец классовому господству. Цели буржуазного государства ведут к подавлению личности громадного большинства детей, цели, которые ставит школе рабочий класс, ведут к расцвету каждого ребенка"(38). В связи с этим Н.К.Крупская настаивала на более точном определении цели воспитания с учетом задач развития социалистического общества.

В.И.Ленин указывал, что вопросы воспитания и образования в советском государстве необходимо решать в неразрывной связи с задачами организации народного хозяйства и социалистического строительств, развития науки и культуры, определил цель воспитания. В работе "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" он пишет, что необходимо перейти к подготовке "всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, которые умеют делать все. К этому коммунизм идет, должен идти и придет".

В речи на 3 съезде комсомола перед молодежью В.И.Ленин ставил такие задачи: овладение научными знаниями, в тесной связи знаний с жизнью, трудом, с практикой коммунистического строительства, воспитание коммунистической морали, сознательной дисциплины и сознательного отношения к труду.

В.И.Ленин пишет: "Наша школа должна давать молодежи основы знаний, умение вырабатывать самим коммунистические взгляды, должны делать из них образованных людей". Таким образом он ставит такие задачи:

Вооружить молодежь научными знаниями о природе и обществе.

Выработать у нее научное материалистическое мировоззрение, коммунистические взгляды и убеждения.

В неразрывной связи с образованием он считал необходимым осуществить воспитание подрастающего поколения в духе коммунистической нравственности, сформировать у него высокие моральные качества. В.И.Ленин вносит определенный смысл в содержание морали: "В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма". Он призывал воспитать у молодежи организованность, умение подчинить свои интересы интересам коллектива, воспитать "всех с малых лет в сознательном и дисциплинированном труде".

Важную роль в деле воспитания всесторонне развитых людей В.И.Ленин отводил политехническому образованию. Он требовал увязать задачи и содержание работы советской школы с организацией народного труда, с актуальными запросами народного хозяйства, промышленности и сельскохозяйственного производства.

Сознательно усвоенные и глубоко продуманные знания молодежь должна уметь применять на практике.

Большое значение он придавал и физическому воспитанию. В "Задачах союзов молодежи" он пишет: "Физическое воспитание подрастающего поколения является одним из необходимых элементов общей системы коммунистического воспитания молодежи, направленных к созиданию гармонически развитого человека, творца-гражданина коммунистического общества". Цели физического воспитания были распределены так: подготовка к трудовой (производственной) деятельности и вооруженной защите социалистического отечества.

То есть, В.И.Ленин обогатил идею всестороннего развития личности коммунистическим содержанием и выразил идею ее практического претворения в жизнь в новых условиях. Он понимал, что всестороннее развитие личности должно стать идеалом воспитания. И достичь этого можно не сразу. Для осуществления задачи всестороннего развития личности нужны как специальные, так и определенные материальные условия. Так в первые годы Советского государства могла стоять задача только ликвидация неграмотности (важно было вовлечь всех детей в школу), распрастранение элементарных и практических знаний среди взрослого населения, использование полученных знаний для дела восстановления разрушенного хозяйства, ввести всеобщее- сначала начальное, позже- семилетнее обязательное образование.

В 30-х годах 20 века необходимо было в кратчайший срок подготовить сотни тысяч молодых специалистов для развития всех отраслей народного хозяйства и культуры. Необходимо было поднять образовательный уровень населения, подготовить молодежь к поступлению в техникумы и высшие учебные заведения. Решение всех этих задач способствовало подъему культурного уровня широких масс трудящихся, развитию науки, техники, культуры. Большую роль в решении этой задачи сыграла школа. В эти годы большое внимание уделялось идейному и нравственному воспитанию молодежи, ее физической закалке, приобщению к искусству и культуре.

И, как предполагалось, на первом этапе развития социализма- условиями, благоприятствовавшими значительному повышению культурного и образовательного уровня людей, были: освобождение трудящихся от эксплуатации; предоставление широких возможностей для получения образования в очных и заочных заведениях, а также и путем самообразования; создание сети культурно-просветительских учреждений: клубов, дворцов культуры, лекториев с помощью которых велась борьба с пережитками в сознании людей, а также осуществлялась пропаганда коммунистической идеологии и новой социалистической культуры: улучшение жилищно-бытовых условий и повышение материального благосостояния. Это были годы проведения культурной революции. Вырос образовательный уровень населения. Была проведена определенная работа по разностороннему развитию людей. Но несмотря на все это, проблема всестороннего развития личности не была еще решена. Причиной этого было прежде всего ее недостаточное развитие материально-технической базы.

После 20 и 21 съездов КПСС, когда начала выдвигаться задачи практического вступления в фазу строительства коммунизма, вопросам всестороннего развития человека стали придавать особое значение.

Была усилена работа по трудовому воспитанию и политехническому обучению, которая способствовала лучшей подготовке учащихся к жизни, расширено эстетическое и физическое воспитание. В программе КПСС принятой на 22 съезде партии, были указаны три основные задачи, от решения которых, якобы, зависит построение коммунизма: создание материально-технической базы коммунизма, формирование коммунистических общественных отношений и воспитание человека. Новый человек был охарактеризован как человек, гармонически сочетающий в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Как видим, формирование всесторонне и гармонически развитой личности было одной из центральных задач.

Всесторонне развитие личности предполагает умственное и нравственное развитие, политехническое образование и профессиональную подготовку, богатую духовную жизнь, физическое и эстетическое развитие. Эта задача на каждом историческом этапе должна была конкретизироваться и уточняться, принимать черты планомерное работы, реально осуществляться как обществом в целом, так и соответствующими социальными институтами по воспитанию нового человека.

Сама по себе проблема всестороннего развития важна и волновала людей во все исторические эпохи, но решить ее искусственно, как бы того ни хотели отдельные люди или партии, невозможно.

«Нас воспитывали по-другому», - говорят представители старшего поколения. И они правы. Представления обо всём, что касается детей, меняются с каждым годом, не говоря уже о десятилетиях. Особенно это касается постсоветских стран, которые долгое время были под «колпаком», защищающим их граждан от «чужих» форм жизни. Что же изменилось за каких-то 20-30 лет?

Гендерный вопрос

Стереотип «тыжедевочки» и «тыжемальчика» не был столь выраженным, как сейчас, хотя и имел кое-какие проявления. Сегодня же сам факт женского пола детей стал аргументом во многих спорных вопросах. Научная любознательность, равнодушие к розовому цвету и спортивным играм, к примеру, для девочки 80-90-х не были чем-то необычным. Сейчас же на девочке нередко затягивают такой себе «социальный корсет».

Здоровье

Среднестатистический родитель в нынешнее время стал более настойчивым, когда речь идёт о здоровье ребёнка. Он уже начитался в Интернете о симптомах и даже рискует сам поставить диагноз. Почему так? Многие мамы боятся, что если запустят болезнь, то шансов вылечиться без последствий будет мало. Вот и воспитывается установка на то, что чуть что - надо сразу к доктору. Вроде и правильный подход, однако зачастую он основан на неуверенности в качестве современной медицины.

Мотивация

Старшее поколение в принципе не очень-то и задумывалось о том, как мотивировать ребёнка. Всё просто, если понимаешь значение слова «надо». Если будешь получать двойки в школе, останешься на следующий год, а вырастешь - станешь дворником. А вот как станешь отличником, будешь учителем, инженером, врачом. Не слушаешься родителей? Это как так вообще? А по попе не хочешь? Так вот, теперь чтобы мотивировать детей на учебу или спорт, родители стремятся показать лучшие стороны этих процессов, поощряют и внушают, что их отпрыск самый умный и самый талантливый.

Личное мнение

Мы справедливо полагаем, что до определенного периода в ряде вопросов дети не могут самостоятельно принимать решение. Но с обретением независимости тот же третьеклассник стремится сам решить, хочет ли он заниматься спортом или играть на гитаре. В советские времена об этом речь не шла. «Ты ещё маленький, какое мнение, слушай родителей - они лучше знают», - примета детства в СССР, но не наших отпрысков.


Образование

80-е и 90-е - это времена, когда люди были уверены, что школа все даст. Ну разве что иностранный надо будет подтянуть или подготовиться к экзамену по профильному предмету для поступления в вуз. Вот тогда могли прибегнуть к репетиторству. Сейчас же дополнительные занятия по обычным школьным дисциплинам перестали кого-либо удивлять. Более того, за образование детей мы начинаем браться чуть ли не с пелёнок: методики раннего развития, билингвизм (параллельное осваивание двух языков) стали модными и весьма практикуемыми.

Хуже стало или лучше? Стало по-другому в силу доступности технологий, перехода из более суровых в комфортные условия быта, прихода совершенно иных педагогических принципов. Конечно, в сегодняшних вузах будущие учителя все ещё конспектируют произведения советских «мэтров» педагогики. Тем не менее, вряд ли даже через несколько эпох человечество сможет признать какой-либо подход к воспитанию детей правильным и универсальным.

Нашла занимательную статью об отличиях советского и российского воспитания.
Девочки, согласны ли вы с ее тезисами?

Многие родители озадачены воспитанием своих детей. Методика претерпела значительные изменения, советская система сменилась до, так называемой, российской. Многие люди, как специалисты, так и родители, считают эти изменения пагубными. В чем же различия между советскими методами воспитания и российскими?

Ничто так не говорит о методике воспитания, как реальное состояние дел в современном обществе. Нужно признать, что проблем с детьми, их поведением, здоровьем, успеваемостью в школе, не убавилось, а наоборот стало больше. Связывают это как раз с резким качественным изменением воспитания детей.

Как известно, воспитание начинается из семьи. Семья в Советском Союзе была ячейкой общества, стабильной нерушимой единицей, надёжной опорой для подрастающего поколения. Конечно, она была не идеальна, но в целом семьи были прочнее, чем в наше время. Сегодня количество разводов превосходит количество заключаемых браков, растет число неполных семей, что влияет и на воспитание детей. Мальчики не имеют перед собой примера мужчины, которому хотелось бы следовать, и ищут для себя героев в мультфильмах и кино, далеко не всегда соответствующих роли воспитателя настоящего мужчины.

Огромную роль на формирование личности влияет и детский сад. В советское время все здоровые дети посещали детский сад, и, соответственно, воспитывались в одинаковых условиях. Сегодня часть детей не посещают детские сады, некоторые малыши ходят в частные дошкольные учреждения, поэтому нет единой системы воспитания детей. Да и качество дошкольного образования упало. Раньше профессия «воспитатель детского сада» была почетной и достойной, требовала специального образования и навыков работы с детьми. Сегодня социальный престиж профессии упал, соответственно снизилось и количество квалифицированных специалистов.

Воспитание детей в школе также претерпело изменения. В Советском Союзе учителя и воспитатели взращивали в ребенке определенный набор качеств – трудолюбие, взаимопомощь, ответственность, дисциплинированность, патриотизм. В современных школах упор делается на развитие интеллектуальных способностей, творческое мышление, развитие воображения. Разумеется, это тоже необходимо детям, но без дисциплины развитие детей идет в неверном направлении, а без патриотизма невозможно нормальное развитие общества и страны. Работники сферы образования постепенно осознают это, появляются кадетские классы, где детей учат любить родину и своих соотечественников.

Конечно, в новой системе воспитания есть и свои плюсы. Так, в наше время больше внимания уделяется раннему развитию детей, появились специализированные центры для обучения и развития малышей. Это дает детям ранний старт для успешной жизни. Современная система воспитания учит детей приспосабливаться к капиталистической обстановке конкуренции и соперничества, развивать уникальные таланты и дарования, показывать себя, а это действительно необходимо в наше время.