От каких проверок освободили малый бизнес. Опять каникулы: почему решили продлить мораторий на проверки бизнеса




Верховная Рада приняла во втором чтении депутатский закон о моратории на проведение государственных плановых проверок малого и среднего бизнеса до 31 декабря 2017 года.

За принятие законопроекта №3153 «Об особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» во втором чтении и в целом проголосовали 235 народных депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов.

Глава Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк, докладывая по законопроекту, отметил, что принятие документа позволит снизить давление на предпринимателей со стороны контролирующих органов.

При этом он подчеркнул, что в период действия моратория могут проходить внеплановые проверки бизнеса, если на это есть весомые причины.

«Это четыре основания: решение суда, по заявлению субъекта хозяйствования при аварии на производстве, при обоснованном обращении физического лица и согласовании компетентного органа Государственной регуляторной службы», - сказал он.

Под действие моратория не подпадают госорганы, работа которых не влияет на малый и средний бизнес. Речь идет, в частности, о Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Национальном банке Украины, Антимонопольном комитете.

Кроме того, под действие закона не подпадают Государственная фискальная служба и Государственная финансовая инспекция, ограничения на проверки которых регламентируются изменениями в Налоговый кодекс от 28 декабря 2014 года (ограничение на проверки предприятий, доход которых за предыдущий год составил менее 20 млн грн).

Как сообщал УНИАН, также сегодня, 3 ноября, Верховная Рада «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования законодательства в сфере государственного надзора», который предполагает создание единой открытой электронной базы государственных проверок бизнеса и ограничение количества плановых проверок до одной в год.

Закон предполагает формирование списка проверок на год вперед с 1 декабря этого года и запрещает проведение более одной плановой проверки в год.

Также документ вводит материальную ответственность чиновников за внесение недостоверной информации в автоматизированный реестр всех проверок субъектов хозяйствования государственными органами. Кроме того, госорганы будут информировать компании о проверках по электронной почте.

13.10.2016 «Генеральный Директор» №10, 2016

Деятельность бизнеса контролируют 37 госорганов. О том, какие проверки запланированы в Вашей компании, узнайте на сайте proverki.gov.ru. Однако стоит помнить, что внеплановая проверка может произойти когда угодно, тем более что с 2017 года для этого появятся новые основания.

Восемь основных изменений

Уведомление о плановой проверке с 1 января 2017 года контролеры направят компании по электронной почте (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ). Но только если компания предоставит электронный адрес или укажет его в ЕГРЮЛ. Рассмотрим другие поправки.

1. Ввели мораторий на проверки.

Малый бизнес освободили от неналоговых проверок до 31 декабря 2018 года. Льгота не действует, если за последние три года:

  • компании выписывали административные штрафы за грубое нарушение законодательства;
  • приостанавливали ее деятельность или дисквалифицировали руководителя;
  • аннулировали или приостанавливали действие лицензии.

Еще мораторий не распространяется на компании из сферы здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, экологической, радиационной и атомной безопасности, социальной сферы (ст. 8.1 и 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

2. Потребуют меньше документов.

С 1 июля 2016 года на проверках не вправе требовать разрешения, выписки из ЕГРГ1 и другие документы, которые есть в распоряжении надзорного органа. С 1 января 2017 года у компаний не вправе запрашивать документы до начала проверки (пп. 8,9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

3. Будут меньше штрафовать.

С 4 июля 2016 года малый и средний бизнес не будут штрафовать за нарушение, выявленное в ходе проверки впервые. Вместо штрафа вынесут предупреждение. Льгота не действует для ряда нарушений (Федеральный закон от 03.07.2016 № 31б-ФЗ):

  • непредставление сведений в ФАС России;
  • подделка документов и печатей;
  • недобросовестная конкуренция;
  • неповиновение сотрудникам полиции.

4. Начнут предупреждать компании.

С 1 января 2017 года надзорные органы начнут агитировать компании соблюдать обязательные требования. Например, ФАС России — по размещению рекламы, Росалкогольрегулирование — по лицензиям. Госорганы разместят на сайтах методички по соблюдению правил, проведут семинары и конференции, напечатают разъяснения в СМИ. Будут собирать информацию и обращения граждан о нарушениях со стороны бизнеса. Если обнаружат, что компания допускает нарушения, ее руководителю вынесут предупреждение. Правда, это касается компаний, которых ранее не привлекали к ответственности за нарушения (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ).

5. Появятся новые основания для проверки.

Законодатели утвердят «индикаторы риска нарушений обязательных требований». Если индикаторы будут отклоняться от нормативов, то это повод для внеплановой проверки. Таким индикатором, например, может быть частота поступления жалоб на действия компании. Если по данному параметру бизнес превысит определенный процент, его проверят. Еще законодатели прояснили ситуацию, когда в назначенную дату проверка срывается: директор отсутствовал, офис заперт и т. п. В этих случаях контролеры составят акт о невозможности проведения проверки. В течение трех месяцев надзорный орган вправе назначить новую плановую или внеплановую проверку (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ).

6. Появятся новые виды проверок — без взаимодействия с компанией.

С 1 января 2017 года появятся проверки, при которых контролеры вправе не общаться с директором и представителями компании. К таким проверкам относятся:

  • рейдовые осмотры территорий, акваторий, транспортных средств;
  • обследование земельных объектов;
  • измерение параметров воздуха, вод, почвы;
  • измерение параметров функционирования сетей, средств связи, объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
  • контроль за распространением рекламы;
  • другие мероприятия по контролю.

По итогам проверки компании вправе выдать предупреждение о недопустимости нарушений. Вместе с тем ничто не мешает контролерам впоследствии назначить внеплановую выездную проверку (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ).

7. Появятся проверочные листы.

При проверке контролеры будут использовать проверочные листы, которые сами и разработают. Проверочный лист включает контрольные вопросы, ответы на которые показывают, соблюдает ли компания законы. Если контролеры будут применять проверочные листы, они обязаны приложить их к акту проверки. Добавлю, что пока проверочные листы не утверждены.

8. Начнут применять риск-ориентированный подход на проверках.

Нововведение действует С 3 сентября 2016 года (постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806). Компанию отнесут к определенной категории риска, и это повлияет на количество плановых проверок. Компании с низким риском освободят от плановых проверок. Каждый надзорный орган сам определяет категорию риска и класс опасности компании, исходя из того, насколько вероятны нарушения со стороны компании и насколько негативными будут последствия. При этом будут учитывать информацию о ранее проведенных проверках, назначенных штрафах. Если предприятию не присвоена категория риска, то его отнесут к самому низкому, 6-му классу опасности. Компания может узнать, какую категорию риска ей присвоили, направив запрос в надзорный орган. Информацию предоставят в течение 15 рабочих дней. Предприятие может попросить изменить категорию. Надо написать заявление и представить необходимые документы.

С 1 января 2018 года риск-ориентированный подход будут применять ко всем видам надзора. Пока его применяют:

  • Государственная противопожарная служба МЧС России;
  • Роспотребнадзор и Федеральное медико-биологическое агентство при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора;
  • Роскомнадзор.

Изменения в проверках отдельных органов

Законодатели приняли поправки, которые следует учесть, чтобы пройти проверку. Напомню, что любой контрольно-надзорный орган вправе назначить внеплановую проверку при следующих нарушениях:

  • неисполнение ранее выданного предписания;
  • жалоба физлица или компании (работника, конкурента, недовольного клиента);
  • угроза жизни и здоровью людей и окружающей среде;
  • грубое нарушение законодательства.

1. Государственная противопожарная служба МЧС России

Служба проверяет соблюдение требований пожарной безопасности в зданиях и строениях, принадлежащих компании на праве собственности или аренды. Периодичность проверок:

  • через три года с даты ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства;

Изменения-2016. С 16 апреля 2016 года на эвакуационных путях и аварийных выходах запрещается устанавливать устройства, препятствующие эвакуации людей. Это раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии. Кроме того, это вращающиеся двери и турникеты (постановление Правительства РФ от 06.04.2016 № 275).

За нарушение требования директора оштрафуют на 15-20 тыс. руб., а компанию — на 150- 200 тыс. руб. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ). С 3 сентября 2016 года пожарный надзор начал применять риск-ориентированный подход (за основу они возьмут классы пожарной опасности). Компании с высоким риском проверят раз в 3 года, со значительным риском — раз в 4 года, со средним риском — раз в 7 лет, с умеренным риском — раз в 10 лет. Компании с низким риском проверке не подлежат (п. 21 постановления Правительства РФ от 12.04.2012 № 290).

Как подготовиться. Проверьте главные и запасные выходы из офисов, торговых залов, производственных помещений, складов. Эвакуационными являются выходы на улицу, выходы из кабинетов в коридор, на лестницу, переходы в смежную секцию здания и т. п. Если в помещении находится 50 и более человек, должно быть не менее двух эвакуационных выходов.

2. Федеральная служба по труду и занятости

Роструд проверяет оформление трудовых отношений, выплату зарплаты, соблюдение гарантий работников. Периодичность проверок:

  • через три года с даты государственной регистрации компании;
  • через три года с даты последней проверки.

Изменения-2016. Налоговики организовали горячую линию для жалоб работников на «серую» зарплату. Осенью начнут вести пропаганду среди сотрудников российских компаний. Еще контролеры проводят комиссии с участием инспекторов Роструда. А поводов для проверок стало больше. Так, с 3 октября задержка и неполная выплата зарплаты обойдется директору в 10-20 тыс. руб. вместо 1-5 тыс. руб. За повторное нарушение директора дисквалифицируют на 1-3 года (п. 6 ст. 5.27 КоАП РФ). Пени за просрочку выплат посчитают исходя из 1/150 ключевой ставки вместо 1/300 (ст. 236 ТК РФ). Еще стоит помнить, что 1 июля 2016 года МРОТ повысили с 6204 до 7500 руб.

Как подготовиться. Проверьте, не ниже ли новых лимитов зарплата Ваших сотрудников. Оклады должны быть увеличены с 1 июля 2016 года. Уточните у директора по персоналу, в какие даты Ваша компания платит зарплату. С 3 октября 2016 года платить нужно в течение 15 дней после окончания месяца. Поручите отделу кадров привести трудовые договоры в со-ответствие с новыми нормами.

3. Лицензирующие органы

Проверку проводит орган, который выдал лицензию. Так, это могут быть Росалкогольрегулирование, Роскомнадзор, Ростехнадзор, Минстрой и т. д. Периодичность проверок:

  • через год после получения или переоформления лицензии;
  • через три года с даты предыдущей проверки.

Изменения-2016. С 3 августа 2016 года появился новый вид лицензии на алкоголь. Производство вина и шампанского в России обойдется в 65 тыс. руб., лицензия на остальной алкоголь по-прежнему стоит 800 тыс. руб. В Госдуму внесен законопроект об увеличении штрафа за деятельность без лицензии. Для директора он вырастет в 10 раз: с 4-5 тыс. до 40-50 тыс. руб.

С 31 января 2017 года появится новый вид проверок. Это контроль за использованием технологического оборудования для производства этилового спирта.

Как подготовиться. Проверьте срок действия лицензии. Убедитесь, что на момент оплаты госпошлины налоги были уплачены. Если у компании есть долги по налогам, то в продлении лицензии откажут, госпошлину не вернут. Если было предписание — исполните его.

4. Роспотребнадзор

Служба контролирует, соблюдает ли компания санитарно-эпидемиологические требования, правила торговли и права потребителей. Периодичность проверок:

  • два и более раза в год — для компаний сферы здравоохранения и социальных услуг;
  • раз в три года — для остальных организаций.

Изменения-2016. С 1 января 2017 года Роспотребнадзор будет проводить контрольные закупки. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц...» дополнили статьей 16.1 «Контрольная закупка». Контролеры организуют искусственную сделку по приобретению товаров, работ или услуг. Предупреждать о проверке компанию не будут. Сделку зафиксируют на фото- и видеокамеру или привлекут двух свидетелей. По окончании мероприятия составят акт, один экземпляр отдадут директору. Информацию о закупке занесут в единый реестр проверки. За выявленные нарушения компанию и директора оштрафуют на сумму до 50 тыс. руб. (ст. 14.4-14.8 КоАП РФ).

Второе нововведение касается жалоб потребителей. Внеплановая проверка компании по жалобе потребителя будет возможна, если выполнены два условия. Клиент, чьи права нарушили:

  • обратился с жалобой к самой компании, но там его требования проигнорировали;
  • в жалобе Роспотребнадзору указал все свои данные (анонимную жалобу госорган рассматривать не будет).

Как подготовиться. Проверьте, соответствует ли Ваша продукция санитарным нормам, в порядке ли разрешительные документы. Удостоверьтесь, что в описании товара есть сведения об изготовителе: фирменное наименование, адрес, режим работы. В договоре с покупателем не должно быть «навязывающих» условий. Например, когда при покупке услуги нужно за что-то доплатить или приобрести дополнительный товар. Проведите работу со службой, которая отвечает на жалобы клиентов. Поручите им реагировать на все письма покупателей. Объясните, что в противном случае в компанию могут прийти проверяющие, что, вероятно, обернется штрафами. Введите для сервисных сотрудников соответствующий KPI.

5. Ростехнадзор

Надзорный орган проверяет строительные и промышленные объекты на соблюдение требований экологической, технологической и атомной безопасности. Периодичность проверок:

  • раз в год — для владельцев объектов I и II классов опасности;
  • раз в три года — для владельцев объектов III класса опасности;
  • по окончании строительства — для застройщиков.

Изменения-2016. С 1 января 2016 года на производственных объектах I и II классов опасности не могут работать сотрудники по договору заемного труда (приказ Минтруда России № 858н и Ростехнадзора № 455 от 11.11.2015). С 1 сентября 2016 года к опасным производственным объектам не относятся объекты электросетевого хозяйства, а также сети газораспределения и газопотребления, которые работают под сниженным давлением (Федеральный закон от 02.Об.2016 № 170-ФЗ). С 6 сентября 2016 года перечень опасных объектов дополнили пассажирскими конвейерами (движущиеся пешеходные дорожки). Владельцы опасных объектов, оборудованных системами видеонаблюдения, обязаны хранить видео- и фотоматериалы. А в случае аварии — пе-редать их комиссии по техрасследованию.

Как подготовиться. Проверьте проектную, разрешительную документацию. Ростехнадзор регулярно обновляет требования к промышленным и строительным объектам. Поручите сотрудникам отслеживать изменения. Обеспечьте хранение фото- и видеоматериалов.

Как оттянуть время, если к Вам внезапно нагрянули с проверкой

  1. Попросите проверяющих предъявить служебные удостоверения.
  2. Перепишите все данные из удостоверений.
  3. Поручите охране задержать проверяющих и попросить их собственноручно зафиксировать дату, время, цель и основание своего визита.
  4. Поинтересуйтесь, не устали ли контролеры с дороги, предложите им чай, кофе.
  5. Потребуйте копию приказа руководителя надзорного органа о назначении проверки.
  6. Попросите контролеров ознакомить Вас с административным регламентом проведения проверок, внимательно изучите его.
  7. Попросите номер телефона начальника надзорного органа. Позвоните ему, чтобы выяснить, действительно ли этих инспекторов направили в Вашу организацию.

(No Ratings Yet)

Государство контролирует все процессы происходящие внутри него. Не является исключением и бизнес сфера. Любая предпринимательская деятельность подчинена строгим правилам ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности. Периодически, налоговыми органами проводятся различные типы проверок налогоплательщиков. В данном тексте вы узнаете основные правила проведения различных видов проверок, а также самые важные нюансы моратория на налоговые проверки 2017-2018 годов.

Предприниматели, в процессе своей деятельности, неизбежно взаимодействуют с государственными контролирующими органами. Зачастую, это взаимодействие происходит в результате осуществления каких-либо проверок на соответствие деятельности предпринимателя действующим законодательным нормам. Федеральная налоговая служба уполномочена осуществлять различные проверки предпринимательской деятельности, с целью контроля и надзора за ее законностью и правильностью осуществления. В данной статье вы найдете всю необходимую информацию по налоговым проверкам, а также узнаете нюансы моратория на налоговые проверки в 2017-2019 годах.

Налоговая проверка – что это?

Налоговый орган наделен правом проведения налоговой проверки. Это закреплено п. 2 ст. 31 (далее – НК РФ), а регуляция данного процесса осуществляется 14 главой НК РФ «Налоговый контроль».

Исходя из норм п. 1 ст. 82 НК РФ можно сформировать определение понятия «налоговая проверка» — форма налогового контроля, которая осуществляется должностными лицами уполномоченных органов строго в рамках определенной компетенции, в отношении налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, осуществляющих деятельность с применением норм законодательства о налогах и сборах.

Любая налоговая проверка осуществляется с целью контроля за правильностью исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов.

Процесс проверки представляет собой сравнение фактических данных предпринимательской деятельности, которые получаются во время осуществления налогового контроля, с данными которые были поданы в виде налоговых деклараций во время сдачи отчетности.

В зависимости от вида налоговой проверки, изменяется объем полномочий должностных лиц налоговых органов во время ее проведения, а также объем ограничений на некоторые процессуальные действия, например: доступ на объекты предприятия, выемка документов, инвентаризация, истребование документов и так далее.

Виды налоговых проверок

В соответствии со ст. 87 НК РФ, существует 2 вида налоговых проверок:

  • Камеральные налоговые проверки;
  • Выездные налоговые проверки.

Статья 88 НК РФ регламентирует проведение камеральной налоговой проверки . Исходя из ее норм, можно дать определение понятию «камеральная налоговая проверка» — проверка, осуществляемая по месту нахождения соответствующего органа ФНС, используя данные налоговых деклараций и документов, которые были предоставлены налогоплательщиком, а также иных данных о налогоплательщике, имеющихся у налогового органа.

Для проведения проверки такого вида, специальное решение руководителя налогового органа не требуется. Камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев с момента предоставления налоговой декларации налогоплательщиком.

Если декларация предоставлена не была, то налоговые органы вправе провести камеральную проверку используя имеющиеся у них данные о налогоплательщике, а также данные о других налогоплательщиках имеющих аналогичные показатели. В этом случае, проверка проводится в течение 3 месяцев с момента истечения срока предоставления декларации. Если камеральная проверка уже началась, но в ее процессе была предоставлена налоговая декларация, то данная проверка прекращается и начинается новая, которая основана на данных предоставленной декларации. Все данные, которые были получены в ходе первичной камеральной проверки, могут быть использованы в новой камеральной проверке.

Обо всех ошибках и противоречиях в данных, которые были выявлены в ходе проверки, сообщается налогоплательщику. В течении 5 дней с момента получения налогоплательщиком сообщения от налоговых органов, он должен предоставить пояснения или сделать соответствующие исправления.

Ст. 89 НК РФ регламентирует проведение выездной налоговой проверки . Для проведения такой проверки необходимо специальное решение руководителя (его заместителя) налогового органа. Выездная проверка происходит на территории налогоплательщика.

Если налогоплательщик не может предоставить место для проведения проверки, то она осуществляется по месту нахождения налогового органа.

В решении о проведении выездной проверки содержатся следующие сведения:

  • Наименование налогоплательщика (полное и сокращенное, либо ФИО);
  • Налоги, в отношении которых осуществляется проверка правильности исчисления и уплаты (по одному налогоплательщику могут проверяться сразу несколько налогов) – предмет проверки;
  • Периоды деятельности налогоплательщика, за которые будет осуществлена проверка;
  • ФИО и должности сотрудников налогового органа, ответственных за проведение проверки.

Выездная налоговая проверка, может затронуть период не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором было издано решение о ее проведении.

По одному и тому же предмету проверки, за один и тот же период, налоговые органы не могут провести более 1 проверки (кроме случаев вынесения решения о проведении повторной выездной проверке). Один налогоплательщик, за один календарный год не может быть проверен более 2 раз посредством выездной проверки. Исключением является вынесение специально уполномоченным органом, решения о проведении дополнительных проверок. Для этого нужны веские основания.

Такой вид проверки не может длиться более 2-х месяцев, но может быть продлен в определенных случаях от 4 до 6 месяцев. Срок проверки исчисляется с момента вынесения соответствующего решения и заканчивается днем составления справки о проверке.

13 июля 2016 года был принят закон, который направлен на значительное упрощение деятельности некоторых предпринимателей и юридических лиц, путем освобождения их от проведения плановых проверок на период с 2016 до 2019 года.

Мораторий на проверки 2017-2019

Судя по заявлениям официальных лиц государства, решение о введении данного моратория было принято для снижения давления на определенные предпринимательские сферы и их стимуляцию в условиях геополитического и экономического кризиса.

От 13.07.2015 года были внесены изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 года №294-ФЗ (далее – закон 294 ФЗ).

В частности, в закон 294 ФЗ была добавлена статья 26.1, которая определяет, что на протяжении 3-х лет (2017, 2018 и 2019 годы) от плановых проверок освобождаются ИП и юридические лица, относящиеся к субъектам малого предпринимательства. Кроме ИП и юридических лиц, занимающихся видами деятельности, которые указаны в ч. 9 ст. 9 закона 294 ФЗ (деятельность в сферах: образования, здравоохранения, теплоснабжения, социальной, энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности), а также лиц указанных в ч. 6 ст. 26.1 закона 294 ФЗ.

ИП и юридические лица, попадающие под действие моратория, могут быть включены в план проверок в следующих случаях:

  • Если, ранее, для них было вынесено постановление, предусматривающее административное наказание за грубое нарушение законодательства РФ, и оно вступило в силу, либо административное наказание предусматривающее дисквалификацию или приостановление деятельности;
  • Если в их отношении было принято решение об аннулировании или приостановлении лицензии на основании результатов проверки, с окончания которой прошло менее 3-х лет.

К «арсеналу» методов оценки налоговыми органами налогоплательщиков был добавлен риск-ориентированный подход, который начнет применяться с 1 января 2018 года. Однако Правительство РФ может устанавливать отдельные виды контроля, в которых уже заложен нововведенный подход и до 1 января 2018 года.

Риск-ориентированный подход предполагает определение зависимости между частотой проведения мероприятий контроля (проверок и т.д.) и законодательных нарушений в деятельности ИП и юридических лиц, а также потенциальной возможности совершения нарушений и несоблюдение обязательных требований.

Чем выше будет установленный уровень риска для того или иного налогоплательщика – тем чаще он будет подвергаться проверкам. Соответственно, чем ниже уровень риска – тем реже будут проверки и контрольные мероприятия. Отсюда следует вывод – любой налогоплательщик должен стремиться к минимизации уровней риска.

Несмотря на явный положительный акцент внесенных изменений, некоторые эксперты опасаются, что органы осуществляющие определение уровня риска, могут использовать это право в собственных интересах, таким образом, ущемляя права «избранных» налогоплательщиков. Что будет на самом деле, покажет время, и результаты интеграции системы риск-ориентированного подхода.

Мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлят до 2022 года и расширят его действие на средние предприятия. Внести соответствующие поправки в закон поручено Минэкономразвития и Генеральной прокуратуре

Фото: Александр Коряков / «Коммерсантъ»

Министерству экономического развития (МЭР) совместно с Генпрокуратурой поручено подготовить поправки, которые продлят мораторий на проведение плановых проверок в отношении малого бизнеса и распространят мораторий на средний бизнес, следует из поручения вице-премьера, главы аппарата правительства Сергея Приходько (копия есть у РБК). Подлинность документа подтвердили в аппарате министра по вопросам «открытого правительства» Михаила Абызова, курирующего реформу контрольно-надзорной деятельности. РБК направил запрос в Минэкономразвития.

Для продления «надзорных каникул» необходимо подготовить поправки ко второму чтению законопроекта (.pdf) об изменениях в 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при осуществлении госконтроля и в статью 19 закона о лицензировании, который находится сейчас в Госдуме. В соответствии с поручением Сергея Приходько сделать это предстоит в двухнедельный срок со дня принятия этого законопроекта в первом чтении.

Риск-ориентированная реформа

Минэкономразвития и Генпрокуратура в течение двух недель после принятия законопроекта в первом чтении должны представить в правительство проект поправок, предусматривающих введение моратория на период 2019-2022 годов на проведение плановых проверок в отношении предприятий малого и среднего бизнеса, проводимых без применения риск-ориентированного подхода, говорится в поручении Приходько. Риск-ориентированный подход пока применяется не по всем видам контроля и надзора, и продление моратория нужно, чтобы не ухудшалось положение предпринимателей.

«Эта мера позволит не только сохранить общий положительный эффект от моратория, но и еще больше снизить административную нагрузку на бизнес начиная с 2019 года. Таким образом, будет сделан еще один важный шаг к улучшению положения предпринимателей, который дополнит проводимую с 2016 года по поручению главы государства комплексную реформу контрольно-надзорной деятельности», — рассказал РБК Михаил Абызов. Важно, что планируется распространить действие «надзорных каникул» и на средний бизнес, считает вице-президент «Опоры России» Марина Блудян, после введения моратория в 2016 году именно на них фактически пришелся основной «удар» со стороны надзорных органов. Некоторые надзорные органы, по словам Блудян, уже отказались от плановых проверок и теперь реагируют только на факты нарушений.

Итоги первого моратория

Мораторий на проведение плановых проверок бизнеса был введен с 1 января 2016 года и продлится до конца 2018 года. «Надзорные каникулы» не коснулись предприятий, работающих в сфере надзора промышленной, пожарной, радиационной и экологической безопасности, а также аудиторских организаций и компаний, управляющих многоквартирными домами.

Режим «надзорных каникул» для малого бизнеса доказал свою эффективность, отмечалось , подготовленном в аппарате бизнес-омбудсмена. В некоторых регионах мораторий помог снизить число плановых проверок почти вдвое, отмечалось в докладе. Впрочем, надзирателям за бизнесом легко обойти мораторий за счет роста числа внеплановых проверок и административных расследований, указывали авторы доклада. По данным «Опоры России», за 2017 год число плановых проверок бизнеса сократилось в среднем на 40%.

Правительству неоднократно предлагали продлить мораторий: в частности, в марте 2017 года МЭР предлагало сделать его бессрочным, а бизнес-омбудсмен Борис Титов ввести мораторий на проверки всех малых и средних предприятий без исключения, если речь не идет об угрозе жизни или здоровью.

Проверки вне плана

Внеплановые проверки представляют собой серьезную нагрузку для бизнеса, констатирует Михаил Абызов. Зачастую они являются инструментом недобросовестной конкуренции и надуманного давления на бизнес — важно принять закон (соответствующее поручение президента сейчас находится на исполнении в правительстве), закрепляющий соотношение внеплановых проверок в объеме не более 30% от плановых, ранее подчеркивал министр.

В октябре прошлого года Минэкономразвития представило разработанный на площадке «открытого правительства» о государственном и муниципальном контроле и надзоре, который предусматривает значительную реформу надзорной деятельности. Согласно прошедшему первое чтение в Госдуме законопроекту, власти не смогут проводить проверки в отсутствие руководителей компаний и в случаях, если установить нарушение можно и без личного присутствия проверяющего на предприятии. Кроме того, документ закрепляет переход от «палочной» системы, согласно которой работа надзорных органов оценивалась только по количеству проверок и объему штрафов, к риск-ориентированному подходу. Предприятия будут делиться на шесть классов опасности, от низкого до чрезвычайно высокого, и именно этот критерий станет основанием для определения периодичности надзора (так, для шестого, то есть самого низкорискового класса, плановых форм контроля вообще не предусмотрено).

При участии: Петр Канаев

  • Какие внеплановые проверки бизнеса участились в 2017 году, а каких стало меньше
  • Почему 94% проверок не проходят согласование прокуратуры
  • Как изменились размеры штрафов за нарушения
  • От каких проверок бизнеса пострадает Генеральный Директор в 2017 году

Размеры штрафов по итогам проверок бизнеса в 2017 году (по сравнению с 2016 годом) выросли, а количество проверок фактически осталось прежним, несмотря на обещание властей в будущем сократить их число.

Эксперты объясняют рост размеров штрафов макроэкономическими условиями: снизились доходы бюджетов, некоторые муниципалитеты и вовсе обанкротились. Выход из такой ситуации – назначать как можно более высокие штрафы и пени.

Срочно проверьте своих партнеров!

Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное - перечень выявленных нарушений!

Вторая причина: штат сотрудников в контрольных органах не сокращается. Армия контролеров вынуждена доказывать свою эффективность. Один из показателей – объем выявленных нарушений и наложенных санкций.

Итак, тенденции в сфере проверок малого бизнеса, которые актуальны в 2017 году.

  • Проверки бизнеса: памятка генеральному директору на 2017 год

Проверки бизнеса в 2017 году: к чему готовиться генеральным директорам

Тенденция 1. Чаще всего с проверками бизнеса приходят четыре ведомства

В лидерах остались те же контролирующие органы, что и в 2015–2016 годах.

  1. Роспотребнадзор. Проверяет соблюдение компаниями санитарно-эпидемиологических требований, правил торговли и прав потребителей.
  2. МЧС России. Проверяет соблюдение требований пожарной безопасности в зданиях и строениях, принадлежащих компании на праве собственности или аренды.
  3. Роструд. Проверяет соблюдение требований трудового законодательства.
  4. Ростехнадзор. Проверяет соблюдение требований экологической, технологической и атомной безопасности на строительных и промышленных объектах.

В 2016 году существенно снизилось количество внеплановых проверок, проводимых МЧС России (на 44%). Ростехнадзор и Роструд стали приходить с проверками чаще – на 16,8 и 6,3% соответственно. Активность Роспотребнадзора практически не изменилась: 174 тыс. проверок в 2015 году и 171 тыс. – в 2016-м.

Цитаты чиновников

Борис Титов, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей: «Контрольно-надзорная деятельность растет. Если плановая снижается, то внеплановые проверки растут, и мы считаем, что не менее восьми миллионов проверок было в прошлом году, хотя Минэкономразвития говорило о 2,3 млн. Не верим мы в эту статистику».

Владимир Пучков, министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: «Внеплановые проверки малого и среднего бизнеса необходимо отменить, оставив только те проверки, которые проходят при участии представителей прокуратуры. Надзорные мероприятия должны осуществляться с учетом всех имеющихся рисков. Необходимо переходить к облику такой надзорной деятельности, которая будет обеспечивать не только пожарную, но и комплексную безопасность».

Михаил Мишустин, руководитель ФНС, действительный государственный советник: «Положительная тенденция в том, что количество судебных дел с бизнесом за минувший год уменьшилось на 32%. Налоговикам следует поддержать курс на снижение количества выездных проверок, чтобы бизнес не стремился уйти в «серые» зарплаты».

Тенденция 2. Контролеры все чаще признают вред или угрозу причинения вреда во время проверок бизнеса

Подобные действия позволяют наложить на компанию солидный штраф, к примеру, за возникновение угрозы загрязнения почвы или создание риска техногенной катастрофы.

Случаи признания вреда или угрозы причинения вреда в правонарушении участились со стороны:

  • Ростехнадзора – на 131,6%;
  • МЧС России – на 22%;
  • Роструда – на 12,6%;
  • Роспотребнадзора – на 1,6%.

С января 2017 начали проводить проверки, при которых контролеры могут не общаться напрямую с директором или представителями компании. Это касается:

  • рейдовых осмотров территорий, акваторий, транспортных средств;
  • обследования земельных объектов;
  • измерения параметров воздуха, вод, почвы;
  • измерения параметров функционирования сетей, средств связи, объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

По результатам этих проверок компания получает всего лишь предупреждение. Однако ничто не мешает правоохранителям отправить следом внеплановую проверку, выявить нарушения по горячим следам, а затем наложить штраф.

Цитаты чиновников

Михаил Абызов, министр РФ по вопросам Открытого правительства: «Нам надо переориентировать контрольно-надзорную деятельность с простой фиксации нарушений и наложения санкций на систему предотвращения рисков и причинения вреда и ущерба. В этой связи с 2018 года плановые проверки должны будут осуществляться прежде всего по высокорискованным объектам».

Тенденция 3. Суммы штрафов за нарушения, выявлениые в ходе проверок бизнеса, растут

Средний размер штрафа Ростехнадзора вырос вдвое по сравнению с 2015 годом и составил 90 тыс. руб. Штраф Роструда за аналогичный период увеличился до 67 тыс. руб., а Роспотребнадзора – до 24,7 тыс. руб.

С 2017 года налоговики ввели штраф за непредставление пояснений о декларации по НДС. Ранее налоговое законодательство не предусматривало ответственности за данное нарушение.

Теперь же несвоевременное представление пояснений грозит компании штрафом в размере 5 тыс. руб. А за повторное нарушение в течение календарного года компанию оштрафуют на 20 тыс. руб. (п. 13 ст. 1 Федерального закона от 01.05.2016 №130-ФЗ).

Цитаты чиновников

Анатолий Аксаков, председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству: «Больших возможностей для налогового маневра, снижения налогового бремени в текущих непростых условиях нет, поскольку доходную часть бюджета тоже надо формировать. Но при этом очень важно следить за тем, чтобы налоговое и неналоговое бремя не увеличивалось».

Сергей Нарышкин, председатель Госдумы: «В условиях нынешнего кризиса малый бизнес оказался наиболее уязвим. Оценка регулирующего воздействия властных решений должна гарантировать неухудшение условий для предпринимательской деятельности в стране, особенно для малого бизнеса».

Тенденция 4. Проверки бизнеса проходят без согласования с прокуратурой

Большинство внеплановых проверок бизнеса проводится по основаниям, не требующим согласования с прокуратурой. Доля согласованных проверок составляет:

  • 6% – Роспотребнадзор;
  • 4,9% – МЧС России;
  • 2,7% – Ростехнадзор;
  • 1,6% – Роструд.

Контролирующие органы избегают обращаться за согласованием, так как прокуратура часто отклоняет решение о проведении внеплановой проверки. К примеру, с января текущего года Роспотребнадзор проводит контрольные закупки (ст. 14.4–14.8 КоАП РФ). Контролеры организуют искусственную сделку по приобретению товаров, работ или услуг.

Проверку не согласовывают с прокуратурой и не предупреждают о ней компанию. Сделку фиксируют на камеру или привлекают двух свидетелей. При нарушении компанию штрафуют на сумму до 50 тыс. руб.

Но не всем госорганам удается обойти согласование. С 4 июля 2016 года ФАС может проверять предприятия лишь с разрешения прокуратуры. Узнав о нарушениях, контролеры подают ходатайство прокурору, который одобряет или не одобряет проверку. Внимание: правило не действует, если информация о нарушениях поступила от правоохранительных органов либо истек срок ранее выданного предписания.

Цитаты чиновников

Михаил Абызов, министр РФ по вопросам Открытого правительства: «Важнейшую роль в процессах по совершенствованию контрольно-надзорной работы должны играть органы прокуратуры. Только за прошлый год прокуратурой было отклонено более 300 тыс. проверок, которые планировалось проводить с очевидным нарушением законодательства. Общий объем плановых проверок, заявленных на 2017 год, на 250 тыс. единиц меньше, чем годом ранее».

Александр Буксман, первый заместитель генерального прокурора РФ: «Генпрокуратура готова играть по новым правилам. Генеральный прокурор подписал указание об усилении прокурорского надзора при осуществлении государственного и муниципального контроля. Этот документ уникален по своему содержанию, он содержит никогда ранее не включавшиеся требования к прокурорам о том, чтобы их работа соответствовала требованиям сегодняшнего дня».

Тенденция 5. Налоговики ищут компромат в интернете

Сотрудники федеральных ведомств используют шесть источников в Сети для поиска компрометирующей информации.

  1. Официальный сайт компании. Контролеры в первую очередь обратят внимание на разделы «О компании», «Новости», «Услуги» и «Контакты». Сотрудники налоговой службы проверят, не занимается ли компания деятельностью, которая не указана в ЕГРЮЛ, не продает ли товары или услуги по заниженным или завышенным ценам, совпадает ли юридический адрес с фактическим и т. д.
  2. Социальные сети. Налоговики изучат маркетинговые акции, отзывы клиентов.
  3. Рекламные объявления.
  4. Сайты поставщиков. Контролеры могут сравнить цены, заявленные на сайте у поставщика, с отчетными данными проверяемой компании.
  5. Панорамы «Яндекс-карт». Если владелец офиса перепродал помещение незаконно, нарушение могут выдать панорамные снимки (например, на здании поменялись вывески).
  6. Сайт «Почты России». Если компания проигнорировала предписание госорганов, ссылаясь на то, что не получила уведомление по почте, налоговики могут обратиться на сайт «Почты России» и доказать, что письмо в организацию приходило.

Цитаты чиновников

Владимир Путин, президент РФ: «Предприниматели пока не видят качественных подвижек в деятельности контрольных и надзорных ведомств. Все поручения на этот счет давно и не единожды даны. Уж сколько мы говорим на этот счет, все сокращаем и сокращаем эти полномочия. Где-то сокращаем, они опять вырастают. Целая армия контролеров по-прежнему мешает работать добросовестному бизнесу. Контрольные органы сначала должны предупреждать нарушителей, а лишь потом штрафовать их».

Сергей Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ: «Специальных массовых кампаний по прочесыванию интернета налоговые органы не проводят, методики для этого на уровне ФНС России пока отсутствуют. Но налоговые органы могут обратить внимание на ассортимент и масштаб интернет-магазина. Также они могут выйти на магазин на основании информации от его контрагентов, например транспортной компании, обеспечивающей доставку товаров».


От четырех проверок бизнеса в 2017 году пострадает лично Генеральный Директор

Данила Богомолов, Адвокат компании «Селютин и партнеры», Москва

Руководителя могут привлечь к ответственности по результатам любой проверки, поскольку он отвечает за деятельность компании в целом и за организацию работы по различным направлениям. Поэтому целесообразно назначить приказами ответственных за отдельные участки работы либо прописать соответствующие положения в должностных инструкциях сотрудников.

Например:

  • возложить обязанности по на главного бухгалтера. В этом случае директор избежит уголовной ответственности при крупных налоговых доначислениях;
  • ответственным за пожарную безопасность можно назначить любого сотрудника из числа руководящего состава, а при большой численности предприятия создать комиссию по пожарно-технической безопасности. Аналогично можно назначить любого сотрудника специалистом по охране труда.

Ниже приведены четыре вида проверок, опасных для Генерального Директора.

Полицейская проверка бизнеса

Полицейская проверка никогда не проходит без изъятия документов компании. Продолжать работу в таких условиях непросто.

до десяти лет лишения свободы.

Совет. При проверке инспекторы стремятся не допустить директора к электронным носителям информации, на которых хранятся документы компании. Чтобы самим получить доступ к ним, контролеры просят включить устройство и ввести пароль. Делать это Вы не обязаны. Если хотите сохранить важные файлы, а какие-то данные скрыть от инспекторов, скопируйте информацию в облаке.

Налоговая проверка бизнеса

Ознакомьтесь с приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333. В документе содержатся двенадцать критериев для самостоятельного определения риска внеплановой налоговой проверки.

Ответственность Генерального Директора: до семи лет лишения свободы.

Совет. Избежать налоговой проверки бизнеса невозможно. Тщательно выстраивайте схему налоговой оптимизации, чтобы правоохранители не могли предъявить претензии. Внимательно читайте акты по окончании проверки. Фиксируйте возникшие замечания. Не подписывайте документы, не прочитав, требуйте копии актов. Если вы не согласны с выводами налогового органа, обжалуйте результаты проверки в вышестоящей организации.

Проверка пожарной безопасности

Уголовное дело возбуждают в случае причинения вреда здоровью средней тяжести или смерти одного или более человек.

Ответственность Генерального Директора: до семи лет лишения свободы, штраф в размере 1 млн руб.

Совет. Компания избежит проверки, если проведет аудит пожарной безопасности.

Проверка трудовой инспекции

Инспекция проверяет трудовые договоры, трудовые книжки, табели учетного времени, приказы и документы на оплату труда. Уголовная ответственность наступает при причинении тяжкого вреда здоровью или гибели двух и более лиц.

Ответственность Генерального Директора: до семи лет лишения свободы, штраф в размере 200 тыс. руб.

Совет. Внимательно изучите постановление Правительства РФ от 01.09.2012 №875, чтобы определить риски прихода трудовой инспекции. В конце проверки вы имеете право внести в итоговый акт замечания о недочетах в работе инспектора. Это поможет впоследствии оспорить результаты проверки бизнеса в случае несогласия с ними.