Ориентировка на местности. Ориентирование в пространстве Направление на плане




На этом видеоуроке изучению представлена тема «Ориентирование на местности по плану». Все желающие смогут научиться пользоваться планом местности. Учитель расскажет, какие бывают основные и второстепенные стороны горизонта, что такое азимут, как его определить, как правильно производить ориентирование на местности по плану и какие существуют методы определения сторон горизонта.

Тема: План и карта

Урок: Ориентирование на местности по плану

1. Введение

Цель урока: выяснить, какие бывают стороны горизонта, что такое азимут и как его определять, научиться определять стороны горизонта.

В географии стороны горизонта (света) - основные направления из четырех (север, юг, запад, восток).

Направления «север» и «юг» определяются полюсами Земли, а «восток» и «запад» связаны с вращением планеты вокруг своей оси.

Кроме разбиения горизонта на четыре направления - север, юг, запад, восток, - по мере развития задач ориентирования вводились дополнительные разбиения с промежуточными направлениями: северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток; всего направлений стало восемь.

Позже вводились следующие промежуточные разбиения: северо-северо-запад (ССЗ), запад-северо-запад (ЗСЗ) и т. д. с доведением числа направлений до 16.

Рис. 1. Стороны горизонта

3. Ориентирование

Ориентирование - умение определять стороны горизонта; определение своего местоположения относительно сторон горизонта.

Ориентироваться можно по Солнцу, по звездам, по местным признакам, по объектам природы. Сначала определяется направление на север.

Рис. 2. Определение сторон горизонта по полуденному Солнцу (тень падает на север)

Наилучший способ ориентирования - с помощью компаса. Чтобы определить по компасу стороны горизонта (приблизительно, без учета магнитного склонения), нужно отпустить тормоз магнитной стрелки и установить компас горизонтально. Затем повернуть его так, чтобы северный конец магнитной стрелки оказался против буквы С, которая обозначает север. При таком положении компаса буквы В, 3 и Ю укажут соответственно направления на восток, запад и юг. В любом из этих направлений можно выбрать на местности какой-либо ориентир, который в дальнейшем будет использован для ориентирования в движении.

Рис. 3. Компас

Это угол между направлением на север и направлением на изучаемый предмет, отсчитываемый по часовой стрелке. Измеряется в градусах.

Рис. 4. Азимут

5. Направление на плане

Планы и карты ориентированы на север, т. е. сверху северное направление, снизу - южное. Кроме того, направление сторон горизонта часто показывается стрелками.

Рис. 5. План с направлением «cевер-юг»

6. Способы ориентирования

Существуют различные способы ориентирования:

В северных широтах в летние ночи от близости зашедшего Солнца к горизонту северная сторона неба - самая светлая, южная - более темная. Самое высокое положение Солнца определяется по длине самой короткой тени, что соответствует полудню, а ее направление в северном полушарии указывает на север (см. рис.). Это соответствует действительности только между Северным полюсом и Северным тропиком.

Правило применимо в следующих случаях:

а) когда Солнце находится в зените (тень в основании предмета);

б) на экваторе, где полуденная тень полго-да направлена на север (с 24 сентября по 20марта) и полгода на юг (с 21 марта по 23 сен-тября);

в) в широтах между экватором и тропика-ми, где тень также меняет направление. В южном полушарии, наоборот, тень указывает на юг.

Рис. 6. Ориентирование по Солнцу

С относительной точностью стороны горизонта можно определить по Солнцу с помощью часов. Для этого, держа часы горизонтально, нужно повернуть их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. В этом случае биссектриса угла между часовой стрелкой и направлением на цифру 12 на циферблате покажет на юг. Следует помнить, что до полудня надо делить угол на циферблате, который часовая стрелка должна пройти до 12 часов после полудня - тот угол, который она прошла после 12 часов.

Рис. 7. Ориентирование по Солнцу с помощью часов

Безоблачной ночью стороны горизонта легче всего определить по Полярной звезде, всегда указывающей направление на север с точностью до 1°.

Солнце восходит на востоке, а садится на западе.

Рис. 8. Различные способы ориентирования

При отсутствии компаса стороны света можно определить следующим образом: кора большинства деревьев грубее и темнее на северной стороне; на деревьях хвойных пород смола более обычно накапливается с южной стороны; годовые кольца на свежих пнях с северной стороны расположены ближе друг к другу; с северной стороны деревья, камни, пни и т. д. раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками; муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов, южный скат муравейников пологий, северный - крутой; летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны; у отдельно стоящих деревьев кроны пышнее и гуще с южной стороны; алтари православных церквей, часовен и лютеранских кирок обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны; приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращен на север.

Рис. 9. Мох на дереве с северной стороны

Домашнее задание

Параграф 6.

1. Какие основные стороны горизонта вы знаете?

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2011. - 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. - М.: ДИК, Дрофа, 2012. - 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А. П. Горкин. - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 144 с.


Ориентирование на местности - способность определить собственное местонахождение по стороне света, а также объектам, которые нас окружают. Это способность определить правильное направление и следовать ему.

Знания ориентирования на местности - одни из самых полезных навыков человека. Их точно не нужно носить за плечами, однако они наверняка не раз пригодятся. Поэтому, мы хотим ознакомить вас с простейшими правилами ориентирования.

Существует три главных способа определения положения (а также направление движения)тела: при помощи компаса, неба (солнца, луны и звезд), а также по характерным местным признакам.
Ориентировка с помощью небесных тел.
Начнем с Солнца. После 12:00 тень от предметов указывает на север. Стороны света можно определить и до полудня, если стать лицом к солнцу, то справа будет юг. А если сделать это после полудня, то слева.

Полярная звезда, еще один хороший ориентир. Так, ночью, она показывает направление на север. Этим фактом пользовались наши предки издавна, когда отправлялись в долгий путь.

Но, бывают такие ситуации, когда по погодным причинам мы не можем ориентироваться по Солнцу, луне или звездам. Тогда для ориентирования стоит обратится к объектам на местности.
Ориентировка с помощью объектов на местности
Общеизвестно, что мхов и лишайников больше с северной стороны ствола дерева. А вот, в деревьях, которые производят смолу, ее больше с южной стороны. Если внимательно посмотреть на склоны муравейника, то северный будет круче южного.

Если вы окажетесь поздно вечером в лесу и не сможете определить стороны света при помощи муравейников или мхов, то помните, что просеки в лесу (большинство из них) прорубаются в направлении с севера на юг, и с запада и восток.

Если вы заблудитесь в горах, то посмотрите на склоны и определите, какой из них сухой и теплый. И если вам удастся это сделать, то вы найдете южную сторону горы. А зимой снег тоже скорее тает с южной стороны. Это правило можно использовать как на склонах, холмах и буграх, так и в ямах, балках и оврагах.

Поэтому, знания по ориентированию действительно полезны. И овладев ими, не страшно будет заниматься кемпингом и бекпекингом.

Дорогие ребята! Сегодня я хочу побеседовать с вами о том, как найти дорогу к дому, если вы отправились в лес на прогулку за грибами, за ягодами и оказались в незнакомом месте.
Знаете ли вы немецкую сказку «Гензель и Гретель»?
Если нет, то я вам ее напомню. Жила-была семья дровосека. И ей нечем было кормить детей - Гензеля и Гретель, и тогда родители решили завести детей в глухую лесную чащобу и оставить там. Но Гензель случайно услышал вечером разговор родителей, встал, надел свою курточку, отворил дверь в сени и тихонько выбрался на улицу. На ту пору ярко светила луна и белые камешки, лежавшие перед избушкой, блестели, словно груды серебряных монет. Гензель нагнулся и набил полный карман. Когда утром детей повели в лес, Гензель бросал на дорогу камешки. По этим камешкам дети смогли вернуться домой поздним вечером. Мама и папа были очень рады видеть своих малышей, ведь они уже раскаивались, что поступили с ними так жестоко! Что было с детьми дальше, вы узнаете, если прочтете немецкую сказку «Гензель и Гретель».
Охотники, грибники, ягодники, оказавшись в лесу, стараются запомнить дорогу, делая зарубки на деревьях, примечая различные ориентиры - глубокие овраги, ручьи, речки, большие камни-валуны, одиноко стоящие деревья. Знают они и особенные приметы, которые помогают ориентироваться в лесу.
Люди еще в глубокой древности разделили все пространство, окружающее человека, на четыре части и назвали их сторонами света. Это север, юг, запад и восток. На востоке всегда восходит солнце, а на западе оно заходит, там в вечер¬ний час пылает закат. Существует специальный прибор, в давние времена изобретенный в Китае, с помощью которого можно определить, где находятся север и юг, запад и восток.
У компаса есть намагниченная стрелка, которая может вращаться вокруг оси. Один ее конец окрашен в красный цвет. Он указывает на юг, другой - в синий цвет. Он указывает на север. Если встать лицом на север, то по правую руку у вас будет восток, а по левую - запад.
* Можно принести на занятие и показать детям компас.
Если у путешественника не оказалось с собой компаса, то определить стороны света можно по некоторым приметам природы. Какие же это приметы? Например, мхи и лишайники, которые покрывают северную сторону деревьев и камней.
Если вы оказались в сосновом или еловом бору, внимательно присмотритесь, где больше выступает смолы. Обычно смолы больше на южной части ствола дерева.
* * *
Дремлют сосны молчаливо.
С теплой, южной стороны
На сосне блестят красиво
Капли крупные смолы.

Постарайтесь запомнить, что муравьи строят свои муравейники к югу от ближайших деревьев или кустов и делают южный склон муравейника более пологим.

Муравьиный терем
Сладко пахнут сосновой смолою
Разогретые старые пни.
Из иголочек высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Расторопно, с рабочей сноровкой
Ставят балки и бревна несут,
Дело спорится быстро и ловко -
Будет в доме тепло и уют!
Будут в тереме малые дети
Мирно спать под напевы дождей,
Для того и встает на рассвете
Работящий лесной муравей.

Если вы оказались в лесу ранней весной, когда еще не сошел снег, то обратите внимание на склоны оврагов. Более подтаявшим снег будет на южном склоне.
В овраге
В глубоком овраге проходит граница:
На солнечном склоне растет медуница.
На северном склоне - горою
Сугробы под льдистой корою.
На южном - оттаяли комья земли,
Проснувшись, из гнезд вылетают шмели.
И ветер тихонько шепнул медунице,
Что нынче к полудню пора распуститься.

Весной вокруг больших деревьев образуются темные лунки, похожие на блюдца. С южной теплой стороны лунка всегда больше!

В древности путешественники и мореплаватели определяли путь по особым картам, на которых изображались звезды и созвездия. Звезд в небе очень много! Запомнить их трудно. Поэтому их разделили на группы, соединив линиями. Такие группы звезд называют созвездиями.
В полночном небе хорошо заметны созвездия Большой и Малой Медведицы. Такие названия дали созвездиям древние греки. Прошли многие сотни лет, звезды переместились в небесах, и сейчас они, пожалуй, больше похожи на Большой и Малый Ковши.
Большая Медведица
Мерцает и светится

Созвездие это похоже на ковш,
А ковш на медведя совсем не похож!
С помощью этого созвездия можно определить стороны света: юг, север, восток и запад.
Давайте попробуем это сделать. Сначала разыщем в небе Большую Медведицу - Ковш из семи ярких звезд. Увеличим боковую сторону Ковша (которая напротив ручки) в 6 раз, и она укажет на Полярную звезду. Станем лицом к Полярной звезде - впереди у нас будет север, сзади - юг, по правую руку - восток, по левую - запад.
Попробуйте отгадать загадку:
Какая звезда Путь нам на север Укажет всегда?
(Дети отвечают.)
Верно! Это Полярная звезда.
Дорогие ребята! Теперь вы знаете немало примет, по которым можно определять стороны света и найти дорогу к дому, если вы оказались в незнакомой местности.
Вопросы и задания
1. Какие вы знаете стороны света?
2. Какой прибор поможет путешественникам найти верный путь?
3. Нарисуйте компас.
4. Какие приметы помогают путешественникам определить стороны света? Расскажите подробно о них.
5. Куда указывает Полярная звезда?
6. Попробуйте отыскать ее ночью на небе.

Прочитав эту статью, вы познакомитесь с таким понятием, как ориентирование. Что такое понятие подразумевает, какие имеются его способы и виды, история спортивного ориентирования - все это мы затронем в нашем рассказе. Прежде всего необходимо определиться с ключевым термином. Расскажем о таком понятии, как ориентирование. Что такое понятие существует, знает каждый из нас. А многие даже могут пояснить его: это способность правильно определить стороны света, а также представить себе расположение населенных пунктов и направление дорог к тому месту, где вы находитесь. Можно всегда отыскать дорогу, если знать о расположении четырех сторон света. Это юг (S), север (N), запад (W) и восток (E). Поговорим теперь подробнее о таком понятии, как ориентирование.

Что такое ориентирование на местности

Это очень широкое понятие. Можно ориентироваться по компасу, карте, солнцу, звездам, часам, природным явлениям и признакам, а также различным подсказкам. К примеру, если вы выглянете утром в окно и увидите, что люди идут с зонтиками, вы поймете, что на улице дождь. Если же вы заметите снег, то оденетесь теплее. Это, если можно так выразиться, "бытовое" ориентирование.

Что такое ориентирование, для чего оно необходимо? Оно представляет собой одно из самых важных условий, обеспечивающих человеческую жизнедеятельность, а также необходимых для успешного решения поставленных задач. Использовать для или карту несложно. Однако иногда необходимо действовать, не имея при себе ни компаса, ни карты. Поэтому следует знать и другие способы ориентирования на местности.

Готовясь к походу, нужно уделить особое внимание привитию соответствующих навыков, способов, правил и приемов, которые помогут вам обходиться без использования компаса и карты.

Ориентирование по Солнцу

Возможно, вы знаете, что места его восхода и захода различаются в зависимости от времени года. Солнце зимой восходит на юго-востоке, а садится на юго-западе. В летний период оно встает на северо-востоке, а заходит на северо-западе. Осенью и весной Солнце встает на востоке, а садится на западе. Необходимо помнить о том, что в полдень оно всегда расположено в направлении к югу, вне зависимости от времени года. В 13 часов наблюдается наиболее короткая тень от предметов. В это время ее направление от предметов, расположенных вертикально, указывает на север. В случае если Солнце скрывают облака, можно поставить нож на ноготь пальца. Появится тень, хотя бы небольшая, и будет понятно, где оно находится.

По Солнцу и часам

Следует направить на Солнце часовую стрелку. Угол, который образуется между цифрой 1 (13 часов) и направлением часовой стрелки, нужно разделить пополам с помощью воображаемой линии. Она укажет вам направление: сзади - север, впереди - юг. Нужно помнить, что делить следует левый угол до 13 часов и правый - во второй половине дня.

По Полярной звезде

Способы ориентирования на местности многочисленны. Один из самых известных - по Полярной звезде. Эта звезда всегда на севере. Для того чтобы ее найти, следует сначала отыскать созвездие Большой Медведицы. Это созвездие напоминает ковш, который образуется из 7 звезд, довольно ярких. Далее через 2 крайние правые звезды следует мысленно провести линию. На ней необходимо отложить расстояние между ними, умноженное на пять. В конце линии мы обнаружим Полярную звезду. Она расположена в хвосте Малой Медведицы, еще одного созвездия. Если встать лицом к этой звезде, мы будем стоять по направлению к северу.

По Луне

Для того чтобы хорошо ориентироваться на местности, необходимо помнить о том, что Луна в первую четверть в 20 часов виднеется на юге, на западе она находится в 2 часа ночи. Если же речь идет о последней четверти, то на востоке Луна будет в 2 часа ночи, а на юге - в 8 утра. Стороны горизонта ночью при полнолунии определяются таким же образом, как по Солнцу и часам. В этом случае вместо Солнца используется Луна. Нужно помнить, что когда она полная, она противостоит Солнцу. Другими словами, расположена против него.

Способ ориентирования по таянию снега

Продолжаем рассказывать о том, что такое ориентирование в географии. Мы описали еще далеко не все его способы. В этой статье говорится лишь об основных из них. Одним из самых распространенных способов является ориентирование по таянию снега. Южная сторона всех предметов, как известно, нагревается сильнее, чем северная. Это означает, что с этой стороны таяние снега также происходит быстрее. Хорошо заметно это ранней весной, а также зимой, во время оттепелей, по прилипшему к камням снегу, лункам у деревьев, склонам оврагов.

По тени

В полдень тень максимально короткая, и ее направление указывает на север. Чтобы не дожидаться ее появления, можно действовать следующим образом. В землю необходимо воткнуть палку, длина которой составляет примерно 1 м. Далее нужно отметить конец ее тени. Затем следует подождать около 10-15 минут, после чего повторить процедуру. От первой до второй позиции тени необходимо провести линию, а затем продлить ее дальше второй отметки примерно на шаг. Носком левой ноги станьте напротив 1-й отметки, а носок правой расположите в конце начерченной вами линии. Сейчас вы стоите в направлении к северу.

По постройкам

Определенный тип построек ориентирован строго по сторонам света. К ним относятся церкви, синагоги, мечети. Часовни и алтари лютеранских и крестьянских церквей всегда обращены на восток, а колокольни этих построек - на запад. Ориентироваться можно и по куполу православной церкви, вернее, по кресту на нем. Край его нижней перекладины, который опущен, обращен к югу, а к северу - приподнятый. На западной стороне находятся алтари католических костелов. Двери мусульманских мечетей и синагог обращены приблизительно на север.

Обыкновенно выход из юрт делают на юг. В селах в домах больше окон делается с южной стороны. Еще одна важная примета - с южной стороны окраска на стенах зданий выцветает больше и приобретает жухлый цвет.

Просеки в лесу

Определить стороны света в массивах культурного леса можно по просекам. Обычно они прорубаются по линиям восток-запад и север-юг. Можно сориентироваться и по надписям номеров кварталов, которые делаются на столбах, помещенных на пересечении просек. В верхней части каждого такого столба и на каждой из 4 граней ставятся цифры. Направление на север показывает ребро между двумя гранями, на которых указаны наименьшие цифры.

без часов

Если вы потеряли или сломали часы, местное время можно узнать с относительной точностью, используя компас. Для этого применяется ориентирование по азимуту. Что это такое? Необходимо измерить азимут по Солнцу. После того как вы определите его, необходимо разделить полученное значение на 15. Это величина, на которую поворачивается Солнце за час. Число, которое окажется в итоге, будет указывать время. К примеру, азимут по Солнцу - 180°. Следовательно, время - 12 часов.

Спортивное ориентирование

Наверняка вам знакомо словосочетание "спортивное ориентирование". вид спорта основан на том, что участники должны пройти расположенные на местности КП (Контрольные пункты) при помощи компаса и спортивной карты. Как правило, результаты определяются по времени, затраченному на прохождение дистанции (иногда учитывается штрафное время). Также может использоваться метод расчета по количеству очков, которое набрали участники.

Сегодня соревнования по этому виду спорта проводятся в различных группах. Они могут быть как по уровню мастерства, так и по возрасту. Длина дистанции и ее сложность определяются по сложности местности и возрастной группе. Маршрут (дистанция) при этом должен быть неизвестен всем участникам, а также содержать определенные трудности, которые необходимо преодолеть, имея хорошую физическую форму и умение ориентироваться.

История спортивного ориентирования

Еще с древних времен люди знали, что такое ориентирование на местности. Известно, что еще тогда они использовали навыки и умения, связанные с ним. Однако обзор исторических фактов обычно начинают с военных состязаний, которые проводились в северных государствах Европы. Считается, что ориентирование как вид спорта появилось в конце 19-го века. Именно тогда были организованы первые соревнования между рядом военных гарнизонов Норвегии, Швеции, Великобритании. 31 октября 1897 г. были проведены первые массовые соревнования среди граждан. Так, множество людей узнало о том, что такое ориентирование, определение которого в наше время может дать каждый школьник. Однако настоящее рождение этого вида спорта состоялось в 1918 году. Именно тогда майор Э. Килландер из Стокгольма решил использовать окружающую среду сельской местности Швеции для организации Во время соревнований, придуманных им, бегуны не только бежали, но также должны были выбрать свои собственные маршруты, используя компас и карту.

Ориентирование как спорт к 1934 году распространилось в Швейцарии, Венгрии и СССР. Национальные первенства для женщин и мужчин начали проводиться ежегодно в Швеции, Финляндии и Норвегии к началу Второй мировой войны. В 1960 году состоялись Открытые международные соревнования в районе Стокгольма. В них участвовали представители 7 стран. Сегодня этот вид спорта очень популярен. Существует несколько его бегом, на лыжах, на велосипедах, трейл-ориентирование и др. По каждому из них проводятся соревнования.

Теперь и вы сможете рассказать о том, что такое ориентирование. И туризм, и спорт, и выживание в экстремальных условиях совмещает в себе это понятие. Ориентирование позволяет отыскать дорогу, находясь в любой точке нашей планеты в незнакомой местности. Зная его основы, вы не будете бояться заблудиться в лесу или в любом другом месте.

Светлана Романова
Занятия с детьми старшей возрастной группы по ознакомлению с пространственными отношениями «Одаренный ребенок»

Тема «Школа картографов»

Программное содержание :

Систематизировать знания детей о пространственных отношениях и способах ориентирования при помощи компаса, глобуса и географической карты, дать детям понятие «части света» : север, запад, восток, юг :

Повысить уровень познавательной активности у детей через организацию поисковой деятельности с компасом, географической картой. Продолжать развивать заинтересованность детей в получении новых знаний об использовании умения ориентироваться на местности в повседневной жизни, людьми разных профессий.

Продолжать работу по развитию интеллектуальной сферы дошкольников : учить детей планировать и координировать действия для получения желаемого результата, а так же анализировать полученный результат совместной работы с использованием имеющихся навыков в экспериментально- опытной работе.

Продолжать развивать коммуникативные навыки детей через совместную поисковую деятельность.

Ввести в словарь детей названия и термины : компас, магнит, север, запад, восток, юг, стороны света, картограф. Объяснить значение выражения : «сориентироваться» , «графический план» .

Материалы к занятию :

Технические средства обучения : ТВ, компьютер, интерактивная доска.

Демонстрационный : видеозапись отрывка из мультфильма «Смешарики» , «Картография» ; рисунок карты Смешариков; мерки (лента, полоска бумаги, шнурок, деревянная палочка, фишки; презентация «История изобретения компаса» ; чертеж «роза ветров» , глобус, географический атлас.

Раздаточный : на каждого ребенка карандаши , карточки, компасы, 5 кружков из плотного картона диаметром около 1,5 см, 5 намагниченных иголок, емкость для воды.

Предшествующая работа : знакомство детей с географическим атласом, природными зонами; организация сюжетно- ролевых игр с использованием различных конструкторов по теме «Путешественники- мореплаватели» ; ориентирование по графическим планам помещений, выполненных на бумаге в разных масштабах, по помещениям второго этажа детского сада; использование компьютерных игр по ориентировке в пространстве и ознакомлению с окружающим ; знакомство дошкольников с различными видами транспорта и средствами передвижения.

Ход занятия:

Воспитатель входит в группу с игрушкой «Смешарики. Нюшей» , обращается к детям :

Воспитатель : - Ребята, сегодня к нам в гости пришла Нюша. Вы знаете, Нюша очень хотела сегодня с вами увидеться , у нее есть к вам какая-то просьба . С ней еще осенью приключилась одна не очень приятная история, да что ее рассказывать, давайте вместе вспомним.

(Просмотр отрывка мультипликационного фильма «Смешарики» , «Картография» )

Воспитатель : - Ребята, карту, которую нарисовал Нюше Ёжик я вам сейчас еще раз покажу, а вы мне скажите : почему же Нюша не нашла грибную поляну по нарисованной карте? Давайте посмотрим и выясним, что не было указано на карте? Правильно ли был указан маршрут?

Нюша :- Да, ребята, расскажите почему?

(На экране появляется изображение карты Ежика. Дети высказывают свои предположения, почему так трудно пользоваться такой неточной картой : по такой карте трудно сориентироваться (соотнести ее с участком) ; на карте не указаны направления; не точно указаны ориентиры (ручей, родник, утес) ; непонятны условные обозначения предметов ; не указано расстояние от одного предмета до другого)

Воспитатель : - Ребята, если не владеешь навыком пользования взрослых измерительных приборов (линейка, метр, рулетка, то как можно измерить расстояние между ориентирами?

Нюша : - Вы знаете, ребята, после такого неудачного поиска грибов и «помощи» друзей Смешариков в рисовании карты, я хочу сама научиться составлять карты. Пожалуйста, научите меня правильно обращаться с картой, указывать направления движения, передвигаться по указанным направлениям, измерять расстояния. А главное, я хочу научиться находить выход из сложной ситуации так, как умеете вы, и делать все это обдуманно, обсудив решение вопроса с друзьями .

Воспитатель : - Ребята, вы согласны помочь Нюше? Давайте сначала расскажем Нюше о последовательности составления маршрута на примере карты Ёжика.

(Воспитатель предлагает детям присесть на ковер в центре групповой комнаты , посмотреть на карту и рассказать Нюше :

Есть ли на карте Ёжика указание начала маршрута Нюши? (дом Нюши) - воспитатель ставит на карте в указанном месте точку.

До какого первого указателя должна была дойти Нюша? (до 2 дубов)

Какое расстояние между началом маршрута и первым поворотом? (оно не указано)

Указал ли Ёжик, в какую сторону повернуть Нюше у дубов? (налево)

Какие еще ориентиры называл Ёжик Нюше? (родник, ручей, утес, грибная поляна)

Указывал ли Ёжик между ними расстояния? (не указывал)

Что обозначают рисунки на карте на пути движения Нюши? (елки, деревья,

Воспитатель : - Ребята, как вы думаете, можем ли мы помочь Нюше исправить неточности на карте? Что вы можете предложить Нюше? (ответы детей)

Воспитатель : - Ребята я хочу предложить вам смоделировать карту Ёжика у нас на ковре, мы можем расставить в группе все ориентиры указанные Ёжиком, измерить все расстояния, зарисовать карту на бумаге, а Нюше останется повторить все действия, но уже на местности, у себя в лесу.

(Воспитатель расставляет указанные ориентиры на ковре (дом, 2 дуба, родник, утес, грибную поляну)

Воспитатель : - Ребята, проверьте, все ли мы расставили и скажите, какими мерками мы можем пользоваться при измерении расстояний между ориентирами? (лента, полоска бумаги, шнурок, палка и т. д.) .

Воспитатель : - Я хочу предложить сегодня вам использовать такую мерку, как шаги человека : «короткие и длинные» .

Воспитатель : - Скажите, пожалуйста, какими шагами удобнее пользоваться нам при измерении расстояний между ориентирами и почему? (короткими, у нас очень маленькие расстояния между ориентирами)

Воспитатель : - Какими шагами удобнее будет пользоваться Нюше в лесу? (длинными, там расстояния между ориентирами длиннее)

Воспитатель : - Я предлагаю вам объединиться по парам, Договоритесь, кто у вас в паре будет измерять расстояние, а кто – откладывать фишки. Зачем нам понадобятся фишки, что может быть фишками? (фишки нужны чтобы зафиксировать, сколько мерок было отмерено на данном отрезке пути; фишками могут быть любые мелкие предметы.) И не забудьте, правило : фишка ставиться в конце каждой отложенной мерки – сегодня это будет носок вашей обуви. (Воспитатель расставляет пары детей между указанными ориентирами на ковре (дом - 2 дуба,2 дуба - родник, родник - утес, утес – грибная поляна. Дети взяв с собой фишки) приступают к работе)

Воспитатель : - Какое расстояние пути прошла первая пара от начала пути до 2 дубов? (ответ детей) - Какое количество мерок было отмеряно у второй пары от 2 дубов до родника? (ответы детей) - Какое количество мерок было отмеряно у третьей пары от родника до утеса? (ответы детей) - Какое количество мерок было отмеряно у четвертой пары от утеса до грибной поляны? (ответы детей)

Воспитатель :- Нюша, ребята узнают каждый раз что-то новое и полезное, чтобы стать настоящими картографами. Ты знаешь, кто такие «картографы» ? Ребята, а вы догадались что обозначает слово «картограф» ?

(Профессия взрослых, связанная с рисованием карт)

Воспитатель :- Правильно, картография - (от греческого - «карта» и– «рисовать» ) наука об исследовании, моделировании и отображении пространственного расположения , сочетания и взаимосвязи объектов и явлений природы и общества.

Предметами изучения картографии являются Земля, небесные тела, звёздное небо и Вселенная. Результатом труда картографов являются образно-знаковые модели пространства в виде : плоских карт, рельефных и объёмных карт, глобусов. Они могут быть представлены на твёрдых, плоских или объёмных материалах (бумага, пластик) или в виде изображения на видеомониторе.

Картография появилась, вероятно, ещё до появления письменности в первобытном обществе. Об этом свидетельствует, например, то, что у народов, не имевших письменности в момент их открытия, имелись развитые картографические навыки. Путешественники, расспрашивавшие эскимосов северной Америки о расположении окрестных островов и берегов, получали от них сравнительно внятные описания, в виде карт, нарисованных на кусочках коры, на песке или на бумаге (если она была) . Сохранились карты в форме наскальных рисунков. Первые известные карты относятся к небу , а не к земле. Точки (наскальный рисунок, найденные на стенах пещеры в Турции изображают часть ночного неба, три яркие звезды Вега, Денеб и Альтаир (созвездие Летний треугольник) .

Самые ранние карты в Китае были найдены во время археологических раскопок гробниц, это были шелковые карты, и карты, нарисованные черными чернилами на деревянных блоках.

(Показ древнейших карт на доске : Туринская папирусная карта - древнейшая бумажная карта в мире; Вавилонская карта мира.)

Воспитатель :- Ребята, вы хотели бы узнать секреты картографов при составлении карт? Если не знать этих секретов, то у нас с вами получится карта очень похожая на карту Смешариков. Я приглашаю вас с Нюшей в «Школу картографов» .

(Детям предлагается сесть за стол)

Воспитатель :- Для точного изображения карт еще с древности человек определял стороны света (запад, север, восток, юг) : примерное южное направление по положению солнца в зените, восточное - по месту восхода, а западное - по месту заката солнца. Старинные карты , в отличие от современных карт, ориентировались на юг. Я предлагаю вам зарисовать все 4 стороны света так, как показано на экране.

(Детям предлагается карточка для обозначения сторон света . Показ слайда «роза ветров)

Воспитатель : - Знание сторон света – было одним из секретов картографов.

А вот изобретение одного загадочного предмета позволило морякам и путешественникам прокладывать курс в открытом море. Вооружившись этим предметом, испанские и португальские моряки в конце XV века отважились на далекие плавания. Они оставили морские берега (к которым мореплавание было привязано на протяжении нескольких тысячелетий) и пустились в плавание через океан. Послушайте загадку :

На ладонь он ляжет весь. Не часы, а стрелка есть.

Он в дороге пригодиться - С ним нигде не заблудиться.

(Дети отгадывают загадку (компас) . Воспитатель предлагает послушать историю изобретения компаса и посмотреть его иллюстрации.)

(Рассказ воспитателя об истории компаса, показ слайдов)

1. Первый компас, в переводе с китайского языка назывался “ведающий югом” и имел вид разливательной ложки из магнетита с тонким черенком и шарообразной, тщательно отполированной выпуклой частью. Этой выпуклой частью ложка устанавливалась на отполированной медной или деревянной пластине, так что черенок не касался пластины, а свободно висел над ней, и при этом ложка легко могла вращаться вокруг оси своего выпуклого основания. На пластине были нанесены обозначения стран света в виде циклических зодиакальных знаков. Подтолкнув черенок ложки, ее приводили во вращательное движение. Успокоившись, компас указывал черенком (который играл роль магнитной стрелки) точно на юг.

2. В Китае установлен памятник первому компасу.

3. Следующим изобретением считался намагниченный компас в виде железной рыбки. Рыбка нагревалась докрасна и опускалась в сосуд с водой. В воде она свободно плавала, указывая своей головой в ту сторону, где находился юг. (При вторичном нагревании рыбка теряла свои магнитные свойства.)

Далее ученые попробовали намагнитить о природный магнит обычную швейную иглу, прикрепить ее с помощью воска в центре корпуса к свободно висящей шелковой нити. Этот компас указывал направление более точно, чем плавающий, так как испытывал гораздо меньшее сопротивление при своем повороте. Другая конструкция компаса, предложенная китайским ученым Шэнь Гуа, была еще ближе к современному компасу : намагниченная иголка здесь насаживалась на шпильку.

Воспитатель :- Ребята, а вы хотели бы сегодня поучавствовать в роли изобретателей компаса? (Воспитатель предлагает детям пройти к столу и посмотреть первый опыт)

ОПЫТЫ С НАМАГНИЧЕННЫМИ ИГОЛКАМИ

Воспитатель :- Ребята, а теперь вы возьмите 5 кружков картона с проколотыми точно по центру намагниченными иголками. На поверхность воды в своей тарелке (не железной) опустите 2 кружка с иголками острием вверх. Расположите их рядом на расстоянии 1 см. Что произошло с иголками?

(Иголки отплыли друг от друга на некоторое расстояние и замерли.)

Магнитные силы уравновешены. Опустите на воду поплавок с третьей иголкой. В форме какой фигуры расположились ваши поплавки? (В форме треугольника)

Добавляйте по одному поплавку и каждый раз рассматривайте образовавшиеся фигуры. Три иголки образуют треугольник, 4 – квадрат, 5 - пятиугольник или квадрат с одной иголкой в центре. (показ слайда)

(Если степень намагниченности иголок и сами картонные кружочки будут одинаковыми, то получатся симметричные фигуры.)

Воспитатель : - Ребята, вот вы и стали настоящими изобретателями. Я предлагаю вам рассмотреть современный компас и сравнить его показания с показаниями нашего «водного компаса»

(Дети получают каждый по компасу, рассматривают его. Взрослый рассказывает об устройстве и назначении компаса. Рассказывает, что стрелка компаса всегда указывает в одну и ту же сторону, ее нельзя повернуть в другую сторону (если она свободна и ее не зажимает специальный затвор, называет направления указанные на компасе : север, юг, восток, запад. Указывает, что стрелка всегда указывает на север, а противоположный конец стрелки указывает на юг, если встать лицом к северу, то справа будет находиться восток, а слева - запад, за спиной - юг.

На экране появляется изображение «розы ветров» .

Детям предлагаются карточки, воспитатель просит ребят зарисовать стороны света) Встать лицом на север, куда указывает стрелка компаса, рассказать, что будет сзади, справа, слева. (юг, восток, запад)

Воспитатель :- Ребята, как вы думаете, кому компас необходим в работе?

(Ответы детей : путешественникам, морякам, летчикам, туристам.)

Воспитатель :- Ребята, в настоящее время существует разнообразное количество компасов, давайте на них посмотрим.

(Показ слайдов с изображением разных видов компаса.)

Воспитатель : - Ребята, как хорошо мы с вами поработали, а заодно и Нюша узнала много нового. Нюша, ты действительно была хорошей ученицей.

Нюша : – Ребята, большое спасибо от меня и от всех Смешариков за то, что вы научили меня пользоваться компасом, я узнала о существовании 4 основных сторон света, узнала, как нужно измерять расстояния, как правильно наносить условные обозначения и обязательно использовать эти знания при рисовании карты.

Воспитатель : - Ребята, что еще мы сегодня успели рассказать Нюше? (Пользоваться условной меркой и масштабом для изображения разных размеров и расстояний, использовать для фиксации количества мерок фишками)

Нюша :- Я хочу сказать Вам большое спасибо за то, что вы были такими внимательными, активными и дружными, без вашей помощи я не смогла бы научить Нюшу.

(Воспитатель благодарит каждого ребенка за участие ) .