Иван Алексеевич Бунин. «Седое небо надо мной…. «Седое небо надо мной…» И. Бунин




И.А. Бунин — великий мастер стихии русского языка. Он является первым русским лауреатом Нобелевской премии. Он рос в семье, принадлежащей известному, но обедневшему дворянскому роду. Но его главным богатством было то, как он понимал и любил природу, как он мог прощать судьбе все несчастья, его мелкие жемчужины языка, умение выражать богаче эмоциональную содержательность в его эпитетах. В каждом своем произведении он передавал через лирические образы состояние души и оставлял очерки о периодах его жизни.

Стихотворение «Седое небо надо мной» написано И.А. Буниным в 1889 году, в раннем периоде его творчества.

При чтении стихотворения мы сразу же можем заметить уникальный и характерный только И.А. Бунину стиль написания стихотворения. Поэт олицетворяет предметы, совершающие действие, а также дополняет их эпитетами, которые излагают красочно, доступно читателю и внятно широкий и глубокий смысл, казалось бы, в обыкновенных словосочетаниях. Мы видим, что в лице лирического героя выступает сам автор в период скитаний и осмыслений дум. Он по-своему описал, как золотые листья заметаются грязью («Чернеет грязь в листве лимонной»), как падают сверху холодные капли дождя («Вверху идет холодный шум»). Подобное мышление я пока что не замечал ни у кого из поэтов. Бунин глубоко знал и «радость одиноких дум», счастье самонаблюдений. Это он пишет в свои молодые годы, когда еще неясно на что мы способны и что находится в глубинах нашего подсознания. Это говорит о том, что у него были к себе вопросы. Мы видим, что Бунин употребляя художественные тропы, показывает нам свою искреннюю любовь к природе, которая несмотря на его одиночество всегда с ним. Момент, когда И.А.Бунин погружается в раздумья наблюдается на второй строке второго четверостишья. Здесь многоточие является знаком раздумья, недосказанности, воспоминаний.

Стихотворение изложено в двух четверостишьях. Автор использует характерную для многих поэтов самую удобную рифмовку — перекрестную, т.е. объединяются в пары нечётные и чётные строки.

И.А. Бунин написал маленькое стихотворение, которое носит в себе большой смысл. Он выделяет в нём тему одиночества. Поэт смог предельно доступно и интересно передать нечто самое живописное в природе. Он показал нам нам, что в одиноких думах человек духовно обогащается, познает себя и находит радость.

«Седое небо надо мной…» Иван Бунин

Седое небо надо мной
И лес раскрытый, обнаженный.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.

Вверху идет холодный шум,
Внизу молчанье увяданья…
Вся молодость моя — скитанья
Да радость одиноких дум!

Анализ стихотворения Бунина «Седое небо надо мной…»

«Седое небо…» отличается четким композиционным делением: первая часть произведения посвящена пейзажной зарисовке, вторая - размышлениям героя, в которых дается оценка очередному жизненному этапу.

Поздняя осень, предстающая перед лирическим субъектом, безрадостна, темна и молчалива. На небе, плотно затянутом серыми тучами, нет просветов. Эта картина разительно отличается от нарядной гармоничной осени, изображенной поэтом в «Листопаде», где присутствуют яркие краски, свет и блеск, а небо подобно «лазури голубой». Здесь же монохромному небу соответствует черная штриховка пустого леса. В пейзаже есть только одно цветовое пятно - «лимонная листва», но она не трепещет на ветру, как живая, а лежит на земле, смешавшись с грязью. Реалистичная и выразительная зарисовка говорит о застывшей, мертвой природе.

Вторая строфа начинается с антитезы «вверху - внизу»: абсолютному молчанию противопоставляется невнятный шум холодного ветра, вероятно, качающего верхушки деревьев. «Природная» часть стихотворения заканчивается задумчивой паузой, синтаксически обозначенной многоточием.

Две финальные строчки, резко сменяющие тему лирического повествования, содержат афористичный вывод, который подытоживает прожитое. Оценка неутешительна: молодые годы не дали юному герою надежного жилища, не обогатили дружескими связями.

Темы бесприютности и одиночества, возникающие в раннем произведении Бунина, имеют автобиографические истоки. Поступив в Елецкую гимназию, будущий поэт покинул родную усадьбу в 11-летнем возрасте и провел вдали от дома долгие пять лет.

Несмотря на грустный итог, у лирического героя есть источник радости - «одинокие думы». Подобный мотив характерен для романтической лермонтовской лирики, к которой не раз обращался юный Бунин. Однако в этом случае произведение звучит самостоятельно, и лермонтовское начало присутствует в тексте в качестве реминисценции, а не подражания. Если у Лермонтова герой, сторонник активного действия, побеждает одиночество, сливаясь с природой, то у Бунина ощущается созерцательная позиция лирического «я», наблюдающего за статичным пейзажем. Безрадостная картина находит отклик в душе, но тема замирает, не получая дальнейшего развития.

Иван Алексеевич Бунин

Седое небо надо мной
И лес раскрытый, обнаженный.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.

Вверху идет холодный шум,
Внизу молчанье увяданья…
Вся молодость моя — скитанья
Да радость одиноких дум!

«Седое небо…» отличается четким композиционным делением: первая часть произведения посвящена пейзажной зарисовке, вторая — размышлениям героя, в которых дается оценка очередному жизненному этапу.

Поздняя осень, предстающая перед лирическим субъектом, безрадостна, темна и молчалива. На небе, плотно затянутом серыми тучами, нет просветов. Эта картина разительно отличается от нарядной гармоничной осени, изображенной поэтом в «Листопаде», где присутствуют яркие краски, свет и блеск, а небо подобно «лазури голубой». Здесь же монохромному небу соответствует черная штриховка пустого леса. В пейзаже есть только одно цветовое пятно — «лимонная листва», но она не трепещет на ветру, как живая, а лежит на земле, смешавшись с грязью. Реалистичная и выразительная зарисовка говорит о застывшей, мертвой природе.

Вторая строфа начинается с антитезы «вверху — внизу»: абсолютному молчанию противопоставляется невнятный шум холодного ветра, вероятно, качающего верхушки деревьев. «Природная» часть стихотворения заканчивается задумчивой паузой, синтаксически обозначенной многоточием.

Две финальные строчки, резко сменяющие тему лирического повествования, содержат афористичный вывод, который подытоживает прожитое. Оценка неутешительна: молодые годы не дали юному герою надежного жилища, не обогатили дружескими связями.

Темы бесприютности и одиночества, возникающие в раннем произведении Бунина, имеют автобиографические истоки. Поступив в Елецкую гимназию, будущий поэт покинул родную усадьбу в 11-летнем возрасте и провел вдали от дома долгие пять лет.

Несмотря на грустный итог, у лирического героя есть источник радости — «одинокие думы». Подобный мотив характерен для романтической лермонтовской лирики, к которой не раз обращался юный Бунин. Однако в этом случае произведение звучит самостоятельно, и лермонтовское начало присутствует в тексте в качестве реминисценции, а не подражания. Если у Лермонтова герой, сторонник активного действия, побеждает одиночество, сливаясь с природой, то у Бунина ощущается созерцательная позиция лирического «я», наблюдающего за статичным пейзажем. Безрадостная картина находит отклик в душе, но тема замирает, не получая дальнейшего развития.

Седое небо надо мной
И лес раскрытый, обнаженный.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.

Вверху идет холодный шум,
Внизу молчанье увяданья...
Вся молодость моя - скитанья
Да радость одиноких дум!

Анализ стихотворения И.А.Бунина «Седое небо надо мной»

Когда у человека впереди еще много лет жизни, он не ставит ее для себя как наивысшую ценность. Будучи молодым, он, конечно, задумывается о старости, о закате своих дней, но пока все кажется таким неприкасаемым и посторонним, хотя и неизбежным.Так в стихотворении И.А. Бунина «Седое небо надо мной… » лирический герой растрачивает свою молодость на скитания и радость одиноких дум, тем не менее осознавая неизбежность старости на своем пути, куда бы он не пошел. Лирическое произведение было написано в 1889 году, когда поэту было 19 лет. Казалось бы, возраст для любви и вкушения удовольствий и прелестей этой жизни в полной мере, но лирического героя, как и поэта на тот момент, волнует то, что рано или поздно жизнь начнет подводить свои итоги, а иная молодость, наполненная скитаниями и думами его вполне удовлетворяет.: «Да радость одиноких дум!» .Чуть позднее, в 1891 году выйдет первая книга Бунина со стихотворениями, поэтому мотив осознанного одиночества души поэта проскальзывает в этом лирическом произведении, в его последних строках. Такая « сладость одиночества» в молодости перекликается с обречением на это существование до конца жизни. Тема одиночества роднит Бунина с М.Ю. Лермонтовым, который был одним из его ориентиров в поэзии. Очевидна в этом стихотворении и философичность лирики Бунина, которая также свойственна и Ф.И. Тютчеву.

Описания природы параллельны чувствам, ощущениям, обстоятельствам лир. героя и играют важную роль в хронотопе: «седое небо и лес раскрытый, обнаженный»- над лирическим субъектом явно элементы картины поздней осени, которая символизирует осмысленный завершающий период в жизни человека, который неизбежен, несмотря на то, что лирический герой еще молод. «Внизу, просеки лесной чернеет грязь в листве лимонной» - цветопись, свежая ассоциативность, свойственная поэтике Бунина: эпитет «листве лимонной», сочетается с чернотой грязи. Словно в светлой и свежей жизни медленно стираются годы, приближая к концу, так же как чернеет в листве свежего лимонного цвета грязь. Там же, внизу,- «молчанье увяданья» противопоставлено предыдущей строке: « Вверху идет холодный шум»-в седом небе.(антитеза) Лирический герой оказывается посредине двух сторон, пока что не испытывая на себе их столкновение., но наблюдая за ними. Ожидаемое одиночество не пугает его, потому что сейчас он также одинок. Психологизм пейзажа, свойственный лирике Бунина заключается в гармонии этого самого одиночества и холодности и в душе лирического героя, и в природе, которая является для поэта источником мудрости, истинного познания мира.

Использование высокой, традиционно-поэтической лексики: «увяданья», «дум», «скитанья» также характерно для творчества Бунина, но в этом стихотворении она возвышает ужасный пейзаж, мрачные чувства. Стихотворение написано традиционной силлабо-тонической системой версификации, четырехстопным ямбом, который задает спокойный темп и при этом четкий ритм, однако пиррихий при помощи пунктуации создает некоторые паузы, обозначая акцент на нужных словах.. Использование перекрестной рифмовки чередование мужской и женской рифмы, начиная именно с мужской придает лаконизма, законченности, завершенности каждому катрену. Аллитерация звука «с» на протяжении всего стихотворения как прием звукописи придает тихое плавное звучание, словно вытекающее. Ассонанс звуков «е», «и» в первой строфе придает мрачную, печальную эмоциональную окраску, а ассонанс звуков «о», «у» во второй строфе возвышает эту печаль одиночества, придает открытость, своеобразную напевность стихотворению.

Мотивы поэтического одиночества выделяются также с помощью иронического модуса художественности, указывающего на непричастность лирического «я» к внешнему миру, к миру людей с иными ценностями. Стихотворение сочетает в себе жанры элегии и думы, поскольку природа неразрывно связана с переживанием лирического субъекта, и философичность также в лирическом произведении присутствует. Медитативность лирики, несмотря на небольшой объем стихотворения, прослеживается исходя из особенностей сочетаемых друг с другом жанров.

Своеобразие поэтики Бунина связано с тем, что эпоха его творчества пришлась на рубеж веков, и поэтому в его произведениях можно найти черты романтизма, реализма, символизма. В данном лирическом произведении мы наблюдаем особенности символизма: метафизичность лирики,отсутствие у лирического героя стремления быть общепонятым, символику как основной прием восприятия (поздняя осень- символ одиночества, грусти, осмысленности) . Импрессионистические мотивы, свойственные Бунину, также нашла свое отражение в стихотворении – лирический герой молод, но его молодость пусть и особая, наполненная одиночеством, также быстротечна, как миг, и лирическом произведении поэту удается запечатлеть это мгновение.

Постижение мира с помощью красок и звуков поэту удалось отобразить и в этом стихотворении. Изобразительность, точность, живописность его поэзии(эти черты отличают и прозу Бунина) не остались не замеченными в русской литературе.

Иван Бунин великий поэт, он написал большое количество различных стихотворений. В одном из его произведения "Седое небо надо мной" можно разглядеть мысль то, как сложен сам стиль написания. Автор блуждает в своих фантазиях и не видит реального окружающего мира. Он одинокий путник, который потерялся в лесной чаще. Заблудился не только в ней, но и в своих мыслях. Поднимая голову вверх, он слышит шум ветра, капли холодного дождя обжигают кожу. На улице прохладная погода, по всей видимости, наступила осень. Все листья уже давным-давно опали, и погода готовится к долгому сну. На второй строке видно, что писатель погрузился в свой мир. Он хочет показать людям, что такое природа и как она прекрасна. В любое время года она умеет очаровывать своей красотой и невинностью.

Проблемы одиночества, образующиеся в преждевременном творении Бунина, обладают автобиографическими корнями. Попав в гимназию, будущий писатель оставил свою усадьбу в 11-летнем возрасте и проложил вдалеке от жилища длительные пять лет. С тех времен мальчишка знал, что такое одиночество и как нужно ценить каждый час и каждую минуту своего времени.

Стих изложено в двух четверостишиях. Писатель применяет двойственность и подходящую рифмовку, которая сливается в пары строчек. Бунин составил небольшое стихотворение, что вынашивает в себе огромное значение. Он акцентирует в нём проблему одиночества. Писатель сумел максимально общедоступно и любопытно предоставить нечто великолепное в природе. Он продемонстрировал нам, что в сиротливых думах человек религиозно обогащается, узнает себя и обретает удовольствие. Любопытно, что спустя 15 лет писатель целиком переосмыслил стиль юности.

Картинка к стихотворению Седое небо надо мной

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Есенина Голубая да веселая страна

    Стихотворение Есенина написано после революции в России. Он наблюдал, как все изменилось в его родной стране. Люди стали совсем другими и перестали радоваться мелочам. Никому не нужны красоты полей и рек все заняты своими

  • Анализ стихотворения Некрасова Вор

    Когда у человека есть все необходимое для жизни – пища, кров, одежда, работа, он не задумывается о хлебе насущном, начиная выискивать недочеты и недостатки в своей жизни. Такова уж наша земная натура, получая что-то,

  • Пускай мечтатели осмеяны давно анализ стихотворения Некрасова

    Все творчество этого знаменитого русского поэта, можно отнести к пейзажной лирике, так как он достаточно тонко чувствует все прелести природы, которая его окружает. Большинство его стихов и поэм, посвящены России и ее сложной судьбе, судьбе ее народа.

  • Анализ стихотворения Маяковского Тучкины штучки

    В. В. Маяковский был одним из крупнейших отечественных поэтов XX века. Считается одним из основоположников футуризма в советской литературе. Кроме поэзии он ярко проявлял себя как художник, сценарист, редактор и драматург.

  • Анализ стихотворения Некрасова Тишина

    Много прекрасных произведений о народе принадлежат перу одному из самых талантливых русский поэтов 19 века Николаю Алексеевичу Некрасову. Он с невероятной точностью и искренними эмоциями передавал страдания и тяжелую народную жизнь.