Исторический очерк: Министерство обороны Российской Федерации. История вдв




Сегодня российские десантники и ветераны Воздушно-десантных войск России отмечают свой профессиональный праздник.

История наших Воздушно-десантных войск началась 2 августа 1930 года. В этот день на учениях ВВС Московского военного округа, которые проводились под Воронежем, с воздуха в составе спецподразделения lбыло десантировано 12 человек. Эксперимент показал огромные возможности и перспективы парашютно-десантных частей.


С этого момента в СССР идет быстрое развитие новых войск, в своих задачах на 1931 года Реввоенсовет Красной Армии определяет: «…воздушные десантные операции должны быть всесторонне изучены с технической и тактической стороны Штабом РККА с целью разработки и рассылки соответствующих указаний на места». Что и было сделано.

В 1931 году в Ленинградском военном округе формируется авиамотодесантный отряд, насчитывавший 164 человека. Для десантирования при этом используют самолет ТБ-3& который брал на борт по 35 десантников, а на внешнюю подвеску - или легкий танк, или бронеавтомобиль, или две пушки калибра 76 мм. Замысел проверен экспериментом.


11 декабря 1932 года принимается постановление Реввоенсовета СССР о создании массовых Воздушно-Десантных Войск. На базе авиадесантного отряда Ленинградского военного округа, котрый десантировался весь год, формируются целая бригада. Главной задачей cтановится подготовка инструкторов-десантников плюс отработка оперативно-тактических нормативов. Уже к марту 1933 года инструкторы были подготовлены, нормативы рассчитаны и в Белорусском, Украинском, Московском и Приволжском военных округах начали формировать авиационные батальоны особого назначения.


Впервые сброс массированного парашютного десанта в присутствии иностранных делегаций был выполнен На маневрах в Киевском военном округе в сентябре 1935 года. Десантировались 1200 cпециально обученных военнослужащих, которыйе быстро захватили аэродром. Это впечатлило наблюдателей. На следующих крупных учениях в Белорусском военном округе был произведен сброс уже 1800 парашютистов. Это впечатлило немецких военных наблюдателей, Геринга в том числе. который был «в теме». Весной того же года он отдал приказ сформировать первый немецкий воздушно—десантный полк. Опыт советских ВДВ был с самого начала по заслугам оценен за рубежом.


Вскоре у войск, впервые появившихся в составе наших вооруженных сил, появляется возможность проверить свои возможности в реальных боевых условиях. В 1939 году в боях японскими войсками на реке Халхин-Гол принимает участие 212-я воздушно-десантная бригада. Во время советско-финляндской войны (1939-1940 гг.) сражаются 201, 204 и 214-я воздушно-десантные бригады.


К лету 1941 года комплектуют пять воздушно-десантных корпусов каждый численностью 10 тысяч человек. С началом Великой Отечественной войны все пять воздушно-десантных корпусов участвуют в ожесточённых боях на территории Латвии, Белоруссии, Украины. В ходе контрнаступления под Москвой в начале 1942 года проходит Вяземская воздушно-десантная операция с десантированием 4-го воздушно-десантного корпуса. Это крупнейшая операция ВДВ в годы войны. Всего в тыл немцев сброшено около 10 тысяч десантников.


В годы войны все воздушно-десантные соединения получают звание гвардейских. 296 десантников — звание Героя Советского Союза.

Исходя из опыта войны в 1946 году, ВДВ выводят из состава ВВС и включают в состав войск резерва ВГК и в непосредственное подчинение министру ВС СССР. Тогда же учреждается должность командующего ВДВ ВС СССР.


Первый командующий ВДВ — генерал-полковник В. В. Глаголев.

В 1954 году командующим ВДВ становится В.Ф. Маргелов (1909-1990), который остается в этой должности с коротким перерывом до 1979 года. С именем Маргелова связана целая эпоха в истории отечественных воздушно-десантных войск, недаром ВДВ получили неофициальное название «Войска Дяди Васи».


В 50-е годы на учениях воздушно-десантных частей особое внимание стало уделяться новым способам обороны в тылу противника, действиям десанта в условиях применения ядерного оружия. Части ВДВ начинают получать тяжелое вооружение - артиллерийские установки (АСУ-76, АСУ-57, АСУ-85), гусеничные боевые машины десанта (БМД-1, БМД-2). Военно-транспортная авиация оснащается самолётами Ан-12, Ан-22, которые были способны доставлять в тыл противника бронетехнику, автомобили, артиллерию, боеприпасы. 5 января 1973 года впервые в истории на парашютно-платформенных средствах в комплексе «Кентавр» с военно-транспортного самолёта Ан-12Б десантируется гусеничная БМД-1 с двумя членами экипажа на борту. Командир экипажа — сын Василия Филипповича Маргелова старший лейтенант Александр Маргелов, механик-водитель — подполковник Зуев Леонид Гаврилович.


ВДВ участвуют в чехословацких событиях 1968 года. Части 7-й и 103-й гвардейских воздушно-десантных дивизий захватывают и блокируют аэродромы Рузина (под Прагой) и г. Брно, подготовки их к приему военно-транспортных самолетов выполняли десантники. Через два часа десантники захватывают четыре моста через Влтаву, здания ЦК КПЧ, издательства, здания МВД, главпочтамта, телецентра, банков и другие важные объекты Праги. Это происходит без единого выстрела.


В дальнейшем части ВДВ участвуют в войне в Афганистане, военных конфликтах на территории бывшего СССР — Чечне, Карабахе, Южной и Северной Осетии, в Оше, Приднестровье и в зоне грузино-абхазского противостояния. Два десантных батальона выполняют задачи

Миротворческих Сил ООН в Югославии.


Сейчас ВДВ — одни из самых боеспособных подразделений Российской Армии. Они составляют основу Сил специальных операций. Ряды ВДВ насчитывают около 35 тысяч солдат и офицеров.


Мировой опыт



ВДВ США имеют богатые традиции и обладают большим боевым опытом. В отличие от России в США ВДВ не являются отдельным родом войск, американцы рассматривают ВДВ как специальный компонент сухопутных войск. Организационно ВДВ США объединены в 18-й воздушно-десантный корпус, в который также входят танковые, мотопехотные, авиационные подразделения. Корпус был сформирован в 1944 году на Британских островах и принимал участие в боевых действиях на территории Западной Европы. Соединения и части из его состава участвовали в боевых действиях в Корее, во Вьетнаме, на Гренаде, в Панаме, в зоне Персидского залива, на Гаити, в Ираке и Афганистане.


В настоящее время в состав корпуса входят четыре дивизии и разнообразные части и подразделения поддержки. Общая численность личного состава составляет 88 тысяч человек. Штаб корпуса находится в Форте-Брэгг, Северная Каролина.


ВДВ Великобритании


В британской армии ВДВ также не образуют отдельный род войск, а входят в состав Сухопутных сил.


На сегодняшний день Вооруженные силы Великобритании имеют одну — 16-ю десантно-штурмовую бригаду в составе 5-й дивизии Британской армии. Она была сформирована 1 сентября 1999 года, включив в свой состав части 5-ой воздушно-десантной бригады и 24-ой воздушной бригады. В ее состав входят воздушно-десантные, пехотные, артиллерийские, медицинские и инженерные части.


Основной упор в британской военной доктрине применения ВДВ делается на воздушный десант при поддержке вертолетных частей.


Свое название бригада получила в наследство от 1-ой и 6-ой воздушно-десантных дивизий, времён Второй Мировой войны. Эмблема «Нападающий орел» была позаимствована у Центра Специальной подготовки, который находился в Лохайлоте, в Шотландии.


16-ая бригада — основное ударное подразделение Британской армии, поэтому она принимает участие во всех военных операциях, проводимых Великобританией: Сьерра-Леоне, Македония, Ирак, Афганистан.


Личный состав бригады насчитывает 8000 служащих, что делает ее самой большой по численности из всех бригад британской армии.


ВДВ Франции


ВДВ Франции входят в состав Сухопутных войск и представлены 11-ой парашютной дивизией. Дивизия делится на две бригады и состоит из семи подразделений, по численности соответствующих батальону: 1-го парашютного полка морской пехоты, 2-го иностранного парашютно-десантного полка Иностранного легиона, 1-го и 9-го полков парашютистов-коммандос (легкая пехота), 3-го, 6-го и 8-го парашютных полков морской пехоты.


Штаб дивизии находится в Тарбе, в провинции Верхние Пиренеи. Личный состав насчитывает около 11 000 человек.


Французские десантники участвовали во всех военных конфликтах Франции последнего времени от войны в Индокитае до миротворческой операции в Мали.


ВДВ Германии


Немецкие десантники составляют основу сил специальных операций бундесвера. Организационно воздушно-десантные войска представлена в виде Дивизии специальных операций со штабом в Регенсбурге. В состав Дивизии входят: отряд специального назначения КСК («Kommando Spezialkrafte»), сформированный на базе бывшей 25-й парашютно-десантной бригады; 26-я парашютно-десантная бригада; 31-я парашютно-десантная бригада; а 4-й полк управления и связи; зенитно-ракетная батарея; 310-я отдельная рота разведки; 200-я разведывательно-диверсионная рота. Личный состав насчитывает 8 тысяч человек.


Десантники бундесвера принимают активное участие во всех миротворческих и войсковых операциях ООН и НАТО, проводимых в последнее время.


ВДВ Китая


В Китае воздушно-десантные войска входят в состав ВВС. Они сведены в 15-й воздушно-десантный корпус (штаб в г. Сяогань, провинция Хубэй), который состоит из трёх воздушно-десантных дивизий - 43-ю (Кайфын, провинция Хубэй), 44-ю (Иншань, провинция Хубэй) и 45-ю (Хуанпи, провинция Хубэй).


В настоящее время в воздушно-десантных войсках ВВС НОАК насчитывается, по разным оценкам, от 24 до 30 тыс. человек личного состава.

Воздушно-десантные войска РФ – это отдельный род войск российских ВС, который находится в резерве Главнокомандующего страны и непосредственно подчиняется Командующему ВДВ. В настоящий момент эту должность занимает (с октября 2016 года) генерал-полковник Сердюков.

Предназначение воздушно-десантных войск – это действия в тылу противника, совершение глубоких рейдов, захват важных объектов неприятеля, плацдармов, нарушение работы вражеских коммуникаций и управления противника, проведение диверсий в его тылу. ВДВ были созданы в первую очередь как эффективный инструмент наступательной войны. Для охвата противника и действий в его тылу ВДВ может использовать десантирование как парашютное, так и посадочное.

Воздушно-десантные войска России по праву считаются элитой вооруженных сил, чтобы попасть в этот род войск кандидаты должны соответствовать очень высоким критериям. В первую очередь это касается физического здоровья и психологической устойчивости. И это естественно: десантники выполняют свои задачи в тылу противника, без поддержки своих основных сил, подвоза боеприпасов и эвакуации раненых.

Советские ВДВ были созданы в 30-е годы, дальнейшее развитие этого рода войск было стремительным: к началу войны в СССР было развернуто пять воздушно-десантных корпусов, с численностью 10 тысяч человек каждый. ВДВ СССР сыграли важную роль в победе над гитлеровскими захватчиками. Десантники активно участвовали в Афганской войне. Воздушно-десантные войска России официально были созданы 12 мая 1992 года, они прошли обе чеченские кампании, участвовали в войне с Грузией в 2008 году.

Флаг Воздушно-десантных войск – это голубое полотнище с зеленой полосой в нижней части. В его центре находится изображение золотого раскрытого парашюта и двух самолетов такого же цвета. Флаг Воздушно-десантных войск был официально утвержден в 2004 году.

Кроме флага воздушно-десантных войск, существует еще и эмблема этого рода войск. Эмблема воздушно-десантных войск – это пламенеющая гренада золотого цвета с двумя крылышками. Существует также средняя и большая эмблема ВДВ. На средней эмблеме изображен двуглавый орел с короной на голове и щитом с Георгием Победоносцем в центре. В одной лапе орел держит меч, а в другой – пламенеющую гренаду ВДВ. На большой эмблеме гренада помещена на голубой геральдический щит, обрамленный дубовым венком. В ее верхней части находится двуглавый орел.

Помимо эмблемы и флага Воздушно-десантных войск, существует еще и девиз ВДВ: «Никто, кроме нас». У десантников есть даже свой небесный покровитель – святой Илия.

Профессиональный праздник десантников – День ВДВ. Он отмечается 2 августа. В этот день в 1930 году было впервые произведено парашютное десантирование подразделения для выполнения боевой задачи. 2 августа День ВДВ празднуют не только в России, но и в Белоруси, Украине и Казахстане.

Воздушно-десантные войска России имеют на вооружении как обычные виды военной техники, так и образцы, разработанные специально для этого рода войск, с учетом специфики задач, которые он выполняет.

Назвать точную численность ВДВ РФ сложно, данная информация является секретной. Однако по неофициальным данным, полученным из российского Министерства обороны, она составляет около 45 тыс. бойцов. Иностранные оценки численности этого рода войск несколько скромнее – 36 тыс. человек.

История создания ВДВ

Советский Союз, без сомнения, является родиной ВДВ. Именно в СССР была создана первая авиадесантная часть, это произошло в 1930 году. Сначала это был небольшой отряд, который входил в состав обычной стрелковой дивизии. 2 августа было успешно проведено первое парашютное десантирование во время учений на полигоне под Воронежем.

Однако первое применение парашютного десанта в военном деле произошло еще раньше, в 1929 году. Во время осады таджикского города Гарм антисоветскими повстанцами туда на парашютах был сброшен отряд красноармейцев, что позволило в кратчайшие сроки деблокировать населенный пункт.

Через два года на базе отряда была сформирована бригада особого назначения, а в 1938 году она была переименована в 201-ю воздушно-десантную бригаду. В 1932 году решением Реввоенсовета были созданы авиационные батальоны особого назначения, в 1933 году их количество достигло 29 штук. Они входили в состав ВВС, и их основной задачей была дезорганизация тыла противника и проведение диверсий.

Следует отметить, что развитие десантных войск в Советском Союзе было очень бурным и стремительным. На них не жалели средств. В 30-е годы страна переживала настоящий «парашютный» бум, парашютные вышки стояли практически на каждом стадионе.

Во время учений Киевского военного округа в 1935 года впервые была отработана массовая высадка десанта парашютным способом. В следующем году было проведено еще более массовое десантирование в Белорусском военном округе. Иностранные военные наблюдатели, которые были приглашены на учения, поражались масштабностью десантов и мастерством советских парашютистов.

Согласно Полевому уставу РККА от 1939 года, подразделения ВДВ находились в распоряжении главного командования, их планировали использовать для нанесения ударов в тылу противника. При этом предписывалось четко координировать такие удары с другими родами войск, которые в этот момент наносили фронтальные удары по противнику.

В 1939 году советские десантники сумели приобрести первый боевой опыт: в боях с японцами на Халхин-Голе принимала участие и 212-я бригада ВДВ. Сотни ее бойцов были отмечены правительственными наградами. Несколько частей ВДВ участвовали в советско-финской войне. Десантники были задействованы и во время захвата Северной Буковины и Бессарабии.

В канун начала войны в СССР были созданы воздушно-десантные корпуса, в состав каждого из них входило до 10 тыс. бойцов. В апреле 1941 года по приказу советского военного руководства в западных областях страны было развернуто пять корпусов ВДВ, уже после нападения Германии (в августе 1941 года) началось формирование еще пяти корпусов ВДВ. За считаные дни до немецкого вторжения (12 июня) было создано Управление воздушно-десантных войск, а в сентябре 1941 года подразделения десантников были выведены из подчинения командующих фронтов. Каждый корпус ВДВ был весьма грозной силой: кроме отлично подготовленного личного состава, он имел на вооружении артиллерию и легкие плавающие танки.

Информация: Помимо десантных корпусов, в состав РККА также входили мобильные десантные бригады (пять единиц), запасные полки ВДВ (пять штук) и учебные заведения, которые готовили десантников.

Подразделения ВДВ внесли значительный вклад в победу над гитлеровскими захватчиками. Особенно важную роль сыграли воздушно-десантные части в начальном – самом тяжелом – периоде войны. Несмотря на то что воздушно-десантные войска предназначены для ведения наступательных действий и имеют минимум тяжелого вооружения (по сравнению с другими родами войск), в начале войны десантников часто использовали для «латания дыр»: в обороне, для ликвидации внезапных немецких прорывов, для деблокирования окруженных советских войск. Из-за такой практики, десантники несли неоправданно высокие потери, снижалась эффективность их применения. Зачастую и подготовка десантных операций оставляла желать лучшего.

Воздушно-десантные подразделения принимали участие в обороне Москвы, а также в последующем контрнаступлении. 4-й корпус ВДВ зимой 1942 года был десантирован в ходе проведения Вяземской десантной операции. В 1943 году во время форсирования Днепра в тыл противника были выброшены две бригады ВДВ. Еще одна крупная десантная операция была проведена в Маньчжурии, в августе 1945 года. В ее ходе посадочным способом были десантированы 4 тыс. бойцов.

В октябре 1944 года советские ВДВ были преобразованы в отдельную гвардейскую армию ВДВ, а в декабре того же года – в 9-ю гвардейскую армию. Дивизии ВДВ превратились в обычные стрелковые дивизии. В конце войны десантники участвовали в освобождении Будапешта, Праги, Вены. 9-я гвардейская армия закончила свой славный боевой путь на Эльбе.

В 1946 году десантные подразделения были введены в состав Сухопутных войск и подчинялись министру обороны страны.

В 1956 году советские десантники участвовали в подавлении Венгерского восстания, а в середине 60-х сыграли ключевую роль в усмирении еще одной страны, которая хотела покинуть социалистический лагерь – Чехословакии.

После окончания войны мир вступил в эпоху противостояния двух супердержав – СССР и США. Планы советского руководства отнюдь не ограничивались только обороной, поэтому воздушно-десантные войска в этот период развивались особенно активно. Упор был сделан на повышение огневой мощи ВДВ. Для этого был разработан целый ряд авиадесантируемой техники, включая бронетехнику, артиллерийские системы, автомобильный транспорт. Был значительно увеличен парк военно-транспортной авиации. В 70-е годы были созданы широкофюзеляжные транспортные самолеты большой грузоподъемности, позволяющие перевозить не только личный состав, но и тяжелую боевую технику. К концу 80-х годов состояние военно-транспортной авиации СССР было таково, что она могла обеспечить выброску парашютным способом почти 75% личного состава ВДВ за один вылет.

В конце 60-х годов был создан новый вид подразделений, входящих в состав ВДВ, - десантно-штурмовые части (ДШЧ). Они мало чем отличались от остальных частей ВДВ, однако подчинялись командованию групп войск, армий или корпусов. Причиной создания ДШЧ стало изменение тактических планов, которые готовили советские стратеги на случай полномасштабной войны. После начала конфликта вражескую оборону планировали «ломать» с помощью массированных десантов, высаженных в ближайшем тылу противника.

В середине 80-х годов в составе Сухопутных сил СССР было 14 десантно-штурмовых бригад, 20 батальонов и 22 отдельных десантно-штурмовых полка.

В 1979 году началась война в Афганистане, и советские ВДВ приняли в ней самое активное участие. Во время этого конфликта десантникам пришлось заниматься контрпартизанской борьбой, ни о каком парашютном десантировании, конечно же, речи не было. Доставка личного состава к месту боевых операций происходила с помощью бронетехники или автотранспорта, реже применялось десантирование посадочным способом с вертолетов.

Десантников часто использовали для несения охранения на многочисленных заставах и блокпостах, разбросанных по всей стране. Обычно десантные части выполняли задачи, более подходящие для мотострелковых подразделений.

Следует отметить, что в Афганистане десантники использовали боевую технику сухопутных войск, которая больше подходила для жестких условий этой страны, чем их собственная. Также части ВДВ в Афганистане были усилены дополнительными артиллерийскими и танковыми подразделениями.

Информация: После распада СССР начался раздел его вооруженных сил. Эти процессы коснулись и десантников. Окончательно разделить ВДВ смогли только к 1992 году, после этого были созданы Воздушно-десантные войска России. В их состав вошли все подразделения, которые находились на территории РСФСР, а также часть дивизий и бригад, которые ранее располагались в других республиках СССР.

В 1993 году в состав ВДВ РФ входили шесть дивизий, шесть десантно-штурмовых бригад и два полка. В 1994 году в подмосковной Кубинке на базе двух батальонов был создан 45-й полк специального назначения ВДВ (так называемый спецназ ВДВ).

90-е годы стали серьезным испытанием для российских десантных войск (впрочем, как и для всей армии). Численность ВДВ была серьезно сокращена, часть подразделений расформировано, десантники вошли в подчинение Сухопутных войск. Армейская авиация СВ была передана военно-воздушным силам, что значительно ухудшило мобильность ВДВ.

Воздушно-десантные войска РФ принимали участие в обеих чеченских кампаниях, в 2008 году десантники были задействованы в Осетинском конфликте. ВДВ неоднократно принимали участие в миротворческих операциях (например, в бывшей Югославии). Подразделения ВДВ регулярно участвуют в международных учениях, они охраняют российские военные базы за рубежом (Кыргызстан).

Структура и состав войск

В настоящее время ВДВ РФ состоят из структур управления, боевых подразделений и частей, а также различных учреждений, которые обеспечивают их.

  • Структурно Воздушно-десантные войска имеют три основных компонента:
  • Воздушно-десантный. В него входят все воздушно-десантные подразделения.
  • Десантно-штурмовой. Состоит из десантно-штурмовых частей.
  • Горный. В него входят десантно-штурмовые подразделения, предназначенные для действия в горной местности.

В настоящий момент в состав ВДВ РФ входит четыре дивизии, а также отдельные бригады и полки. Воздушно-десантные войска, состав:

  • 76-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия, место дислокации Псков.
  • 98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия, расположена в Иваново.
  • 7-я гвардейская десантно-штурмовая (горная) дивизия, место дислокации – Новороссийск.
  • 106-я гвардейская воздушно-десантная дивизия - Тула.

Полки и бригады ВДВ:

  • 11-я отдельная гвардейская воздушно-десантная бригада, место дислокации – город Улан-Удэ.
  • 45-я отдельная гвардейская бригада специального назначения (г. Москва).
  • 56-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада. Место дислокации – город Камышин.
  • 31-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада. Расположена в Ульяновске.
  • 83-я отдельная гвардейская воздушно-десантная бригада. Место расположения – Уссурийск.
  • 38-й отдельный гвардейский полк связи ВДВ. Находится в Московской области, в поселке Медвежьи Озера.

В 2013 году было официально объявлено о создании 345-й десантно-штурмовой бригады в Воронеже, но затем формирование подразделения было перенесено на более поздний срок (2017 или 2018 год). Есть информация о том, что в 2017 году на территории Крымского полуострова будет развернут десантно-штурмовой батальон, а в будущем на его базе будет сформирован полк 7-й десантно-штурмовой дивизии, которая ныне дислоцируется в Новороссийске.

Кроме боевых частей, в состав российских ВДВ входят еще и учебные заведения, в которых готовят кадры для ВДВ. Основным из них и наиболее известным является Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, которое в том числе готовит и офицеров для ВДВ РФ. Также в структуру этого рода войск входят два Суворовских училища (в Туле и Ульяновске), Омский кадетский корпус и 242-й учебный центр, расположенный в Омске.

Вооружение и техника ВДВ

Воздушно-десантные войска РФ используют как общевойсковую технику, так и образцы, которые были созданы специально для этого рода войск. Большинство видов вооружения и боевой техники ВДВ было разработано и изготовлено еще в советский период, но существуют и более современные образцы, созданные уже в новейшее время.

Наиболее массовыми образцами бронетехники ВДВ в настоящее время являются боевые машины десанта БМД-1 (около 100 единиц) и БМД-2М (около 1 тыс. единиц). Обе эти машины выпущены еще в Советском Союзе (БМД-1 в 1968 году, БМД-2 в 1985 году). Их можно использовать для десантирования как посадочным, так и парашютным способом. Это надежные машины, которые были испытаны во многих вооруженных конфликтах, однако они явно устарели, как морально, так и физически. Об этом открыто заявляют даже представители высшего руководства российской армии.

Более современной является БМД-3, эксплуатация которой началась в 1990 году. В настоящее время на вооружении находится 10 единиц этой боевой машины. Серийное производство прекращено. БМД-3 должна заменить БМД-4, которая была принята на вооружение в 2004 году. Однако ее производство идет медленно, сегодня на вооружении находится 30 единиц БМП-4 и 12 единиц БМП-4М.

Также на вооружении подразделений ВДВ есть небольшое количество бронетранспортеров БТР-82А и БТР-82АМ (12 штук), а также советский БТР-80. Наиболее многочисленным бронетранспортером, которые в настоящее время использует ВДВ РФ, является гусеничный БТР-Д (более 700 штук). Он был принят на вооружение в 1974 году и является весьма устаревшим. Его должен сменить БТР-МДМ «Ракушка», но пока его производство движется очень медленно: сегодня в строевых частях от 12 до 30 (по разным источникам) «Ракушек».

Противотанковое вооружение ВДВ представлено самоходной противотанковой пушкой 2С25 «Спрут-СД» (36 единиц), самоходными противотанковыми комплексами БТР-РД «Робот» (более 100 единиц) и широким спектром различных ПТРК: «Метис», «Фагот», «Конкурс» и «Корнет».

Есть на вооружении ВДВ РФ и самоходная, а также буксируемая артиллерия: САУ «Нона» (250 штук и еще несколько сотен единиц на хранении), гаубица Д-30 (150 единиц), а также минометы «Нона-М1» (50 единиц) и «Поднос» (150 единиц).

Средства противовоздушной обороны ВДВ состоят из переносных ракетных комплексов (различные модификации «Иглы» и «Верба»), а также ЗРК ближнего радиуса действия «Стрела». Отдельное внимание следует уделить новейшему российскому ПЗРК «Верба», который только недавно был принят на вооружение и сейчас он поставлен на опытную эксплуатацию только в несколько частей ВС РФ, в том числе и в 98-ю дивизию ВДВ.

Информация: На эксплуатации в ВДВ также находятся самоходные зенитные артиллерийские установки БТР-ЗД «Скрежет» (150 единиц) советского производства и буксируемые зенитные артиллерийские установки ЗУ-23-2.

В последние годы в ВДВ начали поступать новые образцы автомобильной техники, из которых следует отметить бронеавтомобиль «Тигр», вездеход Снегоход А-1 и грузовой автомобиль КАМАЗ-43501.

Воздушно-десантные войска достаточно укомплектованы системами связи, управления и радиоэлектронной борьбы. Среди них следует отметить современные российские разработки: комплексы РЭБ «Леер-2» и «Леер-3», «Инфауна», систему управления комплексами ПВО «Барнаул», автоматизированные системы управления войсками «Андромеда-Д» и «Полет-К».

На вооружении войск ВДВ стоит широкая номенклатура стрелкового оружия, среди которого есть как советские образцы, так и более новые российские разработки. К последним относится пистолет Ярыгина, ПММ и бесшумный пистолет ПСС. Основным личным оружием бойцов остается советский автомат АК-74, однако уже начались поставки в войска более совершенного АК-74М. Для проведения диверсионных заданий десантники могут использовать бесшумный автомат «Вал».

На вооружении ВДВ находятся пулеметы «Печенег» (Россия) и НСВ (СССР), а также крупнокалиберный пулемет «Корд» (Россия).

Среди снайперских комплексов следует отметить СВ-98 (Россия) и «Винторез» (СССР), а также австрийскую снайперскую винтовку Steyr SSG 04, которая была закуплена для нужд спецподразделений ВДВ. На вооружении десантников стоят автоматические гранатометы АГС-17 «Пламя» и АГС-30, а также станковый гранатомет СПГ-9 «Копье». Кроме этого, используются целый ряд ручных противотанковых гранатометов как советского, так и российского производства.

Для проведения воздушной разведки и корректировки артиллерийского огня войска ВДВ используют беспилотные летательные аппараты «Орлан-10» российского производства. Точное количество «Орланов», находящееся на вооружении ВДВ, неизвестно.

Воздушно-десантные войска РФ используют большое количество различных парашютных систем советского и российского производства. С их помощью проводится десантирование как личного состава, так и военной техники.

Появление в Советском Союзе особого рода войск как ВДВ и целого семейства авиадесантных боевых машин было продиктовано логикой развития этого рода войск в СССР с начала 1930-х годов, опытом боевого применения воздушно-десантных частей, а также взглядами военного руководства страны тех лет на их место и роль в возможной будущей войне.

Советские парашютисты из особого авиадесантного отряда номер 3 рядом с ТБ-1 перед прыжком. 1932 год.

Итак, все началось 2 августа 1930 года под Воронежем, на учениях ВВС Московского военного округа, когда с самолета "Фарман-Голиаф" был высажен первый в мире воздушный десант. Его подготовкой и выброской руководил инспектор ВВС РККА по парашютному делу летчик Л.Г.Ми-нов. Десант состоял из двенадцати парашютистов-добровольцев из личного состава 11-й авиабригады. Так как самолет "Фарман-Голиаф" не мог поднять сразу всю группу, решено было десантировать ее за два рейса.

В первый рейс пошли семь человек, в том числе и сам Л.Г.Минов. Прилетев к месту выброски, десантники за пять секунд покинули самолет с высоты 500 метров. Вторая группа парашютистов выбросилась с высоты 300 метров. Затем три биплана Р-1 сбросили парашютистам оружие и боеприпасы в специальных контейнерах. Десантники были вооружены револьверами, карабинами и гранатами, а в комплект сброшенного груза входили два ручных пулемета. Все парашютисты быстро вышли на исходные позиции в полной боевой готовности.

Инициатива Минова привлекла к себе внимание на самом верху. В приказе Реввоенсовета СССР от 24 октября 1930 года говорилось: "В качестве достижений необходимо отметить удачные опыты по организации воздушных десантов...» По решению штаба РККА в марте 1931 года в Ленинградском военном округе создали опытный нештатный воздушно-десантный отряд численностью 164 человека со специальным вооружением и автотранспортом. Отряду придали авиаэскадрилью, состоявшую из двенадцати тяжелых самолетов ТБ-1 и десяти самолетов Р-5. Командиром отряда назначили ЕДЛукина. В задачу отряда входила отработка всех элементов по проведению посадочных десантных операций. Имелся и так называемый парашютный эшелон, который должен был в тылу противника захватывать посадочные площадки или аэродромы для последующего приземления самолетов основных сил. Парашютной подготовкой бойцов руководил все тог же неутомимый Л.Г.Минов.


Тяжелый бомабрдировщик ТБ-1 с грузовым контейнером для авиадесанта.

15 августа 1931 года в районе Красного Села с двух самолетов АНТ-9 произвели выброс девятнадцати парашютистов с оружием, боеприпасами и двумя динамореактивными пушками (ДРП). После "Захвата» посадочной площадки они организовали круговую оборону и обеспечили посадку эскадрильи тяжелых бомбардировщиков ТБ-1. Затеи операция была повторена на Гатчинском аэродроме. В сентябре того же года по просьбе командующего Киевским военным округом И.Э.Якира парашютно-десантный и посадочный отряды провели еще две операции на маневрах Киевского военного округа. С трех самолетов ДНТ-9 сбросили воздушный десант в составе 229 бойцов под командованием Л.Г.Минова. Начало созданию массовых воздушно-десантных войск положило постановление Реввоенсовета СССР, принятое 11 декабря 1932 года. Для подготовки соответствующих кадров и подразделений Реввоенсовет постановил развернуть на базе авиадесантного отряда Ленинградского военного округа бригаду, возложив на нее обучение инструкторов по воздушно-десантной подготовке и отработку оперативно-тактических нормативов. Одновременно намечалось сформировать к марту 1933 года по одному авиадесантному отряду в Белорусском, Украинском, Московском и Приволжском военных округах. Эти планы были реализованы - в 1933 году в вышеназванных округах сформировали авиационные батальоны особого назначения. К 1934 году в десанте уже служило 8 тыс. человек. Начался новый этап в развитии воздушно-десантных войск.


Советский самолет Р-5 с парашютными мешками Г-6. 1934 год.

Десанту было необходимо легкое, но достаточно мощное оружие. Поэтому в его вооружении для начала решили значительно увеличить долю ручных пулеметов. Для разрушения опорных пунктов врага и борьбы с танками парашютисты могли использовать динамореактивные (безоткатные) орудия, весившие не намного больше станкового пулемета. Думали и об обеспечении десанта классической артиллерией - противотанковыми и полковыми пушками. Кроме того, нужны были боеприпасы, средства связи, медикаменты, продовольствие. Все это предполагалось сбрасывать вместе с людьми. Разработкой специальной тары занимался конструкторский отдел при НИИ ВВС. развернутый затем в Особое конструкторское бюро (Оскон бюро) ВВС. Его руководителем назначили П.И.Гроховского. Из гладенькой группы энтузиастов Осконбюро быстро превратилось в крупную проектную организацию со своими мастерскими и летным отрядом. Сами конструировали, сами делали и сами испытывали. При этом Гроховский зачастую проверял свои устройства лично. За необычность экспериментов группу испытателей прозвали "цирком Гроховского». В "труппу цирка» в разное время входили знаменитые летчики В.П.Чкалов и М.С.Каминский. В марте 1934 года Осконбюро передали Наркомату тяжелой промышленности, где его переименовали в Экспериментальный институт НКТП, но направленность его работы не изменилась.


Вариант кабины для десантников для сброса.

В первой половине 1930-х годов в Осконбюро создали целую гамму сбрасываемых мешков и коробов, а также парашютов для них, рассчитанных на вес до 1250 кг. Работы по грузовым парашютам и специальным упаковкам начали вести еще с апреля 1929 года, когда в НИИ ВВС выработали основные требования к ним. Согласно первоначальным планам все это предназначалось для снабжения партизанских отрядов, разведгрупп и. в духе времени, для организации восстаний". О воздушных десантах тогда еще не думали, однако позже эти разработки очень пригодились. Под руководством Гроховского еще в 1931 году создали «картонажный авиасбрасыватель». Это был сделанный из картона сигарообразный контейнер, в один из концов которого укладывался перкалевый парашют Г-2 диаметром 3,5 м. В "авиасбрасыватель» можно было загрузить до 30 кг груза (например, шесть винтовок или 5000 патронов). В том же году его приняли на вооружение под обозначением ПГ-2к. Самолет Р-5 мог нести десять таких «сигар». В мягкий «воздушный мешок» Г-3 укладывались три 76-мм артиллерийских снаряда, или три ручных пулемета ДП, или три ящика пулеметных лент. Он также сбрасывался с парашютом Г-2.


Подвешенная полковая пушка обр.1927 года под бомбардировщик ТБ-1

В октябре 1932 года приняли на вооружение мягкий мешок Г-4 и жесткий фанерный короб овального сечения Г-5 Они оба были рассчитаны на 150 - 160 кг груза. В том же году представили короба: Г-6 - на 80 кг и Г-7 - для крупногабаритных грузов, а также картонный цилиндр Г-8 для продовольствия. Мешки, короба, а позже специальные баки для горючего ПДББ подвешивались на бом-
бодержателях и сбрасывались как обычные бомбы с помощью ручки бомбосбрасывателя. Позднее для больших самолетов стали делать гак называемые "Грузовые мосты- - съемные конструкции с большим количеством бомбодержателей.
Сброс небольших грузов осуществляли по традиционной схеме: сначала отделение от машины, потом открытие купола. Крупные пробовали сбрасывать методом срыва: сначала раскрывался купол, который вытягивал груз из самолета. Это позволяло уменьшить как динамический удар, гак и высоту сброса. Вся сбрасываемая тара комплектовалась специальными грузовыми парашютами. Диаметр купола варьировался от трех до 30 м. Купола могли быть одинарными или тандемными - подвешенными один над другим. 8 основном их шили из перкаля. Но в Оскон-бюро работали и над другими материалами. После долгих мучений гам научились делать купола из марли. В 1935 году ВВС РККА приняли на вооружение семейство марлевых парашютов - Г-39, Г-40 и Г-41. По размерам они были больше, чем перкалевые для такого же груза, но стоили оченьдешеео. Мешки и короба могли обеспечить десант стрелковым оружием, включая разобранные пушки ДРП и станковые пулеметы, а также боеприпасами, взрывчаткой, продуктами и многим другим. Позднее создали специальную тару для беспарашютного сбрасывания грузов с малых высот и упаковки для хрупкого оборудования, в частности для радиостанций. В Осконбюро ее опробовали, загружая электрические лампочки.


Сброс полковой пушки произведен. 1932 год

В 1932 году успешно испытали парашютную систему ПД-0 для сброса 76-мм горной пушки обр. 1909 г. Пушка подвешивалась между стойками шасси бомбардировщика ТБ-1, а парашют в коробе цилиндро конической формы крепился на бомбодержателе Дер-13 под фюзеляжем. В том же году на вооружение ВВС приняли систему Г-9. Два мотоцикла «Харлей-Дэвидсон» подвешивались на бомбодержателях под крыльями биплана Р-5. Каждый мотоцикл был заключен в специальную раму и снабжен двумя парашютами, которые связывались через отверстие в центре купола первого и раскрывались один за другим. Позднее в Осконбюро сделали подвеску ПД-М2 для двух «харлеев" с колясками. Ее мог нести под фюзеляжем бомбардировщик ТБ-1. В расчете на этот же носитель спроектировали парашютную подвеску ПД-А для легкового автомобиля -Форд» (или ГАЗ-А). Машина была не совсем обычная. Во-первых, в Осконбюро ее переделали в пикап, в кузове которого монтировалась на треноге ДРП. Во-вторых, автомобиль получил усиленные рессоры, колпаки на колеса и обтекатель перед радиатором. От мотоциклов и автомобилей перешли к бронетанковой технике. В 1932 году изготовили образец системы Г-43 (ПД-Т) для сброса с парашютом английской танкетки "Карден-Ллойд* или ее советского варианта Т-27. Поскольку масса танкетки значительно превышала предельно допустимую нагрузку бомбардировщика ТБ-1, ее облепили на 344 кг, сняв все, что можно и даже слив воду из системы охлаждения. Самолет тоже пришлось облегчить. В частности, демонтировали одну из задних турелей и все пулеметы. Кроме того, значительно уменьшили запас горючего. В декабре 1932 года систему ПД-Т испытывали в НИИ ВВС- Она стала прообразом большого количества подобных устройств, предназначенных для десантирования легких танков, бронемашин и автомобилей.


Подвешенные мотоциклы Харлей-Дэвидсон под самолет Р-5

К середине 1930-х годов воздушно-десантные войска превратились в реальную боевую силу. Батальоны особого назначения развернули в воздушно-десантные бригады (сначала они именовались бригадами особого назначения), включавшие артиллерию и танки (по роте легких танков-амфибий). Первой из них стала АБОН (авиабригада особого назначения), расквартированная под Ленинградом, которую начали формировать с января 1933 года.

Каждой бригаде придавались транспортная эскадрилья (12 ТБ-3) и разведывательный отряд на самолетах Р-5-
Был создан широкий ассортимент специального снаряжения, включая подвески для перевозки и сброса тяжелой техники. В 1935 году приняли на вооружение подвеску ПГ-12. Она серийно выпускалась на заводе № 47 в вариантах ПГ-12 (для посадочного десанта) и ПГ-12П (для сбрасывания с парашютом). Всего заказали ЬООта-ких подвесок, но фактически сделали 150. В округа эти подвески поступили к октябрю 1936 года. К ПГ-12 крепи-пась грузовая платформа II1-1 ферменной конструкции, которая позволяла перевозить и сбрасывать с парашютами автомобили, бронемашины, легкие танки или артиллерийские орудия массой до 3 т. К примеру, на платформе можно было закрепить пикап (на базе ГАЗ-А или М-1), -полуторку ГАЗ-АА (с обрезанной верхней частью кабины) или одновременно четыре пушки -две 76-мм полковые образца 1927 г. и две 45-мм противотанковые с передками. Из бронетехники пробовали грузить танк-амфибию Т-37 и броневик Д-12. Скорость ТБ-3 с наружной подвеской уменьшалась на 10 - 20 км/ч. 8 1937 году ПГ-12 модернизировали, приспособив к поздним модификациям ТБ-3. В октябре 1936 года на Медвежьих озерах под Москвой испытали систему по сбросу танков на воду.


Подвешенная танкетка Т-27 под бомбардировщик. Высокое военное начальство осматривает машины.

Проектирование подвески ТВД-2 и механизма сброса велось в проектно-конструкторском секторе научно-испытательного отдела ВАММ имени Сталина под руководством военного инженера 3-го ранга Ж.Я.Котина. Танк Т-37А сбрасывали на озеро с высоты 5 - 6 м на скорости 160 км/ч. После касания поверхности воды машина прыгала 25 - 30 м. Для предохранения танка при ударе о воду под днищем машины монтировались специальные амортизирующие приспособления. Все они были просты и незатейливы: окованный железом деревянный брус под днищем танка, стальной лист (между ним и днищем наложили еловый лапник) и, наконец, просто связки веток под танком. В первом случае у амфибии промяло днище и вырвало часть заклепок. Около 20 минут она держалась на воде, а потом затонула. Во втором и третьем - танки тонули сразу из-за трещин в корпусе. Идею сочли бесперспективной, и работы по ТВД-2 прекратили. В декабре 1938 года завод "Подьемник» изготовил первую партию подвесок ДПТ-2. Эту конструкцию разработали инженеры Троицкий, Рогов и Зуев. Крепить ее было проще, чем ПГ-12, и на загрузку техники уходило меньше времени. В ассортимент нагрузки вошли танк Т-38, бронеавтомобили БА-20 и ФАИ, бронированный гусеничный тягач -Комсомолец", передвижная радиостанция БАК на шасси пикапа ГАЗ-А. Новая подвеска позволяла перевозить по воздуху грузовик ГАЗ-АА с обычной кабиной и даже трехосный ГАЗ-AAA. В отчете об испытаниях указали, что ДПТ-2 "Обладает большими преимуществами по сравнению со старой подвеской ПГ-12». В 1939 году ДПТ-2 приняли на вооружение.


Произведен сброс автомобиля "Форд-А" 1932 год

Между тем рейд воздушно-десантных войск слабо сочетался с возможностями транспортной авиации. Основная ставка по-прежнему делалась на самолеты ТБ-3. которые к тому времени явно устарели. Уже на учениях МВО в 1936 году возникли сомнения в ценности ТБ-3 для высадки воздушных десантов. Поэтому специально для ВДВ разработали военный вариант "Дугласа" - ПС-84К, с дополнительной дверью в левом борту. В коде войсковых испытаний 17 - 18 июня с ПС-84К проводилось десантирование бойцов 201-Й вдбр на аэродроме Рельбицы под Ленинградом. Бойцы покидали самолет через обе двери - левую и правую; на все уходило 12 - 14 секунд. Посадка десанта занимала около полуторы минуты. В выводах отчета записано: -Самолет ПС-84К в десантном варианте значительно лучше самолета ТБ-3..." Из сохранившихся документов следует, что ПС-84К планировали строить специально для ВВС (как с вооружением, так и без) или же переоборудовать в них при необходимости обычные пассажирские машины, заранее предусмотрев такую возможность. Но реально изменения, свойственные модификации "К", внедрили на серийных ПС-84 уже после начала Великой Отечественной войны. Поэтому в последних крупных предвоенных маневрах воздушно-десантных войск в августе 1940 года участвовали только устаревшие ТБ-3. На учениях имитировался захват аэродрома Мигалово под Калинином [ныне Тверь). Привлекались два авиационных полка - 3-й и 7-й тбап. Сначала 26 ТБ-3 высадили батальон па-сашютистое. затем им сбросили грузы с трех Р-5 Один ТБ-3 выбросил на парашютах также два мотоцикла и два грузовых мешка. Парашютисты «захватили» аэродром и начали принимать посадочный десант. С самолетов выгрузили девять танков Т-37А и две артбатареи - 76-мм и 45-мм пушек. Возможно, именно отставание нашей военно-транспортной авиации привело к тому, что, несмотря на накопленный опыт, в Великой Отечественной воине воздушные десанты Краской Армией использовались редко, так же как и переброска по воздуху тяжелого вооружения. В то же время разработанная в 1930-х годах тара для сброса грузов с парашютом широко применялась для снабжения окруженных частей и партизанских отрядов.


Легкий плавающий танк Т-41 на подвеске ПГ-12


К лету 1941 года закончилось укомплектование личным составом пяти воздушно-десантных корпусов численностью 10 тыс. человек каждый. Правда, воздушно-десантными они являлись только номинально, поскольку для их функционирования не хватало ни средств доставки, ни снаряжения, ни даже парашютов! Поэтому зачастую ВДВ использовались в качестве разведывательно-диверсионных подразделений, своего рода спецназа сухопутных войск. Так, в сооруженном конфликте на ХалхинТоле
приняла участие 212-я воздушно-десантная бригада. Во время советско-финляндской войны вместе со стрелковыми частями сражались 201, 204-я
и 214-я воздушно-десантные бригады. Десантники совершали рейды в глубокий тыл противника, нападали на гарнизоны, штабы, узлы связи, нарушали управление войсками, наносили удары по опорным пунктам.
Первый же настоящий боевой десант советские ВВС высадили во время вступления Красной Армии в Прибалтику. В Литве и Латвии действовала 214-я воздушная бригада. 16 июня
1940 года 63 ТБ-3 перебросили на аэродром под Шяуляем первую волну десанта - 720 человек. Каждый самолет брал от 16 до 24 человек плюс два-три мешка ПДММ. Перевезли также 160 пулеметов и 36 минометов. От Шяуляя десантники двинулись на броне танков в Латвию.


Грузовые автомобили ГАЗ на подвесках ПГ-12

С началом Великой Отечественной войны все пять воздушно-десантных корпусов участвовал» в ожесточенных боях с захватчиками на территории Латвии, Белоруссии, Украины. В ходе контрнаступления под Москвой для содействия войскам Западного и Калининского фронтов в окружении и разгроме вяземско-ржевско-юхновской группировки немцев в начале 1942 года была проведена Вяземская воздушно-десантная операция с десантированием 4 вдк (командир - генерал-майор А.Ф.Левашов, затем - полковник А.Ф.Казанкин). Эта операция вошла в историю как самая длительная операция такого рода. Ее началом считают 27 января, окончанием - 28 июня 1942 года. Выброска отрядов парашютистов производилась на Вяземском направлении и проходила в несколько этапов. С 27 января по 2 февраля, за шесть суток, удалось сбросить чуть более двух тысяч человек. Однако из-за больших потерь во время сброса и ошибок с местами высадки к решению боевой задачи смогли приступить только 1320 человек. Следующий десант высадили в ночь на 23 февраля, на этот раз удалось сбросить более 7 тыс. человек. Правда, в результате обстрела немецким истребителем прямо в самолете погиб командир 4-го воздушно-десантного корпуса генерал-майор В.Ф.Левашов. Парашютисты должны были вести наступление с тыла на немецкие части, с целью захвата рокадной железной дороги Вязьма - Киров и выхода к Вязьме, Дорогобужу, Юхнову. Им противостояли не менее пяти пехотных полков противника, занимавших укрепленные позиции, у них имелась артиллерия и авиационная поддержка.


Подвешенный танк Т-37А. Обратите внимание на подвешенный под танк стальной лист с досками. Он защищал танк от удара при приводнении.

Без тяжелого вооружения, не имея численного превосходства, части корпуса продвинулись в ряде направлений на 20 - 22 км к линии фронта. Но поскольку советские войска не смогли развить успешное наступление с другой стороны, с 1 марта десантники. понесшие к тому времени значительные потери, вынуждены были перейти к обороне. Фронт обороны составлял примерно 35 км, в строю оставалось около трех тысяч человек. Жестокие бои шли с переменным успехом с марта по коней апреля. В мае остатки корпуса начали прорываться к своим войскам, что им и удалось осуществить 21 - 28 июня.

Вяземская и другие воздушно-десантные операции показали, что шансы на успех при высадке в тылу врага имеют только небольшие диверсионные подразделения. Чем крупнее десант, тем труднее ему решать оперативно-тактические задачи. Поэтому летом 1942 года все 10 воздушно-десантных корпусов были преобразованы в гвардейские стрелковые дивизии.

До конца войны имела место еще только одна попытка высадки крупного парашютного десанта - в ходе Днепровской наступательной операции. В период с 25 по 28 сентября 1943 года между Черкассами и Ржищевом десантировались 4,5 тысячи человек. Вследствие ряда ошибок район их сброса составил по площади 40x70 км вместо планировавшихся 7x10 км. В боях, но не наступательных, а оборонительных, оказались задействованы лишь 2,3 тысячи человек, действовавших несколькими десятками разрозненных групп (самая большая - около 600 человек). Примерно 1,2 тысячи ушли к партизанам, остальные либо погибли, либо попали в плен. Этот десант провалился еще в большей мере, чем Вяземский.


Производится сброс танка Т-37А на Медвежье озеро, Московский военный округ, 1936 год.


___________________________________________________________________________________

Источник данных: Журнал "Бронеколлекция"

История российских Воздушно-десантных войск (ВДВ) началась в конце 1920-х гг. прошлого века. В апреле 1929 г. у поселка Гарм (территория нынешней Республики Таджикистан) на нескольких самолетах была высажена группа красноармейцев, которая при поддержке местных жителей разгромила отряд басмачей.

2 августа 1930 г. на учении Военно-воздушных сил (ВВС) Московского военного округа под Воронежем впервые на парашютах для выполнения тактической задачи десантировалось небольшое подразделение численностью 12 человек. Эту дату официально принято считать «днем рождения» ВДВ.

В 1931 г. в Ленинградском военном округе (ЛенВО) в составе 1-й авиабригады был создан опытный авиамотодесантный отряд численностью 164 человека, предназначенный для десантирования посадочным способом. Затем в той же авиабригаде сформировали нештатный парашютно-десантный отряд. В августе и сентябре 1931 г. на учениях Ленинградского и Украинского военных округов отряд десантировался и выполнял тактические задачи в условном тылу противника. В 1932 г. Реввоенсовет СССР принял постановление о развертывании отрядов в авиационные батальоны особого назначения. К концу 1933 г. уже имелось 29 авиадесантных батальонов и бригад, вошедших в состав ВВС. На ЛенВО была возложена задача подготовки инструкторов по авиадесантному делу и выработке оперативно-тактических нормативов.

В 1934 г. на учения Красной Армии привлекалось 600 парашютистов; в 1935 г. на маневрах Киевского военного округа было десантировано парашютным способом 1188 десантников. В 1936 г. в Белорусском военном округе было десантировано 3 тысячи парашютистов, высажено посадочным способом 8200 человек с артиллерией и другой боевой техникой.

Совершенствуя выучку на учениях, десантники приобретали опыт в реальных боях. В 1939 г. в разгроме японцев у Халхин-Гола приняла участие 212-я воздушно-десантная бригада (вдбр). За проявленные мужество и героизм 352 десантника были награждены орденами и медалями. В 1939-1940 гг., в период советско-финляндской войны, вместе со стрелковыми частями сражались 201-я, 202-я и 214-я вдбр.

На основе полученного опыта в 1940 г. были утверждены новые штаты бригад в составе трех боевых групп: парашютной, планерной и посадочно-десантной. С марта 1941 г. в ВДВ стали формироваться воздушно-десантные корпуса (вдк) бригадного состава (по 3 бригады в корпусе). К началу Великой Отечественной войны было завершено комплектование пяти корпусов, но только личным составом из-за недостаточного количества боевой техники.

Основное вооружение воздушно-десантных соединений и частей составляли преимущественно ручные и станковые пулеметы, 50- и 82-мм минометы, 45-мм противотанковые и 76-мм горные пушки, легкие танки (Т-40 и Т-38), огнеметы. Личный состав совершал прыжки на парашютах типа ПД-6, а затем ПД-41.

Малогабаритные грузы десантировались в парашютно-десантных мягких мешках. Тяжелая техника доставлялась десанту посадочным способом на специальных подвесках под фюзеляжами самолетов. Для десантирования использовались в основном бомбардировщики ТБ-3, ДБ-3 и пассажирский самолет ПС-84.

Начало Великой Отечественной войны застало воздушно-десантные корпуса, дислоцированные в Прибалтике, Белоруссии и на Украине, в стадии формирования. Тяжелая обстановка, сложившаяся в первые дни войны, вынудила советское командование использовать эти корпуса в боевых действиях в качестве стрелковых соединений.

4 сентября 1941 г. Управление ВДВ было преобразовано в Управление командующего ВДВ Красной Армии, а воздушно-десантные корпуса выведены из состава действующих фронтов и переданы в непосредственное подчинение командующего ВДВ.

В контрнаступлении под Москвой создались условия для широкого применения ВДВ. Зимой 1942 г. проведена Вяземская воздушно-десантная операция с участием 4-го вдк. В сентябре 1943 г. применен воздушный десант в составе двух бригад для содействия войскам Воронежского фронта в форсировании реки Днепр. В Маньчжурской стратегической операции в августе 1945 г. было высажено для десантных действий посадочным способом более 4 тысяч человек личного состава стрелковых подразделений, которые успешно выполнили поставленные задачи.

В октябре 1944 г. ВДВ были преобразованы в отдельную гвардейскую воздушно-десантную армию, вошедшую в состав авиации дальнего действия. В декабре 1944 г. эта армия была расформирована, создано управление ВДВ с подчинением командующему ВВС. В составе ВДВ остались три вдбр, учебный воздушно-десантный полк (вдп), курсы усовершенствования офицерского состава и воздухоплавательный дивизион.

За массовый героизм десантников в годы Великой Отечественной войны всем воздушно-десантным соединениям присвоены почетные наименования «гвардейских». Тысячи солдат, сержантов и офицеров ВДВ были награждены орденами и медалями, 296 человек - удостоены звания Героя Советского Союза.

В 1964 г. ВДВ были переданы в состав Сухопутных войск с непосредственным подчинением их министру обороны СССР. После войны наряду с организационными изменениями происходило перевооружение войск: в соединениях увеличивалось количество автоматического стрелкового оружия, артиллерии, минометов, противотанковых и зенитных средств. На вооружении ВДВ появились гусеничные боевые десантные машины (БМД-1), десантируемые самоходно-артиллерийские установки (АСУ-57 и СУ-85), 85- и 122-мм орудия, реактивные установки и другое вооружение. Для десантирования были созданы военно-транспортные самолеты Ан-12, Ан-22 и Ил-76. Одновременно с этим разрабатывалась специальная воздушно-десантная техника.

В 1956 г. две воздушно-десантные дивизии (вдд) принимали участие в венгерских событиях. В 1968 г. после захвата двух аэродромов под Прагой и Братиславой были высажены 7-я и 103-я гвардейские (гв.) вдд, которые обеспечили успешное выполнение задачи соединениями и частями Объединенных вооруженных сил стран - участниц Организации Варшавского договора во время чехословацких событий.

В 1979-1989 гг. ВДВ участвовали в боевых действиях в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. За мужество и героизм более 30 тысяч воинов-десантников были награждены орденами и медалями, а 16 человек стали Героями Coветского Союза.

Начиная с 1979 г. в дополнение к трем воздушно-штурмовым бригадам в военных округах были сформированы несколько десантно-штурмовых бригад и отдельных батальонов, которые вошли в боевой строй ВДВ к 1989 г.

С 1988 г. соединения и воинские части ВДВ постоянно выполняли различные специальные задачи по разрешению межнациональных конфликтов на территории СССР.

В 1992 г. ВДВ обеспечили эвакуацию российского посольства из Кабула (Демократическая Республика Афганистан). На базе ВДВ был сформирован первый российский батальон миротворческих сил Организации Объединенных Наций в Югославии. С 1992 по 1998 г. пдп выполнял миротворческие задачи в Республике Абхазии.

В 1994-1996 и 1999-2004 гг. все соединения и воинские части ВДВ участвовали в боевых действиях на территории Чеченской Республики. За мужество и героизм 89 десантников были удостоены звания Героя Российской Федерации.

В 1995 г. на базе соединений ВДВ были сформированы миротворческие контингенты в Республике Боснии и Герцеговине, а в 1999 г. - в Косово и Метохии (Союзная Республика Югославия). 10-летие беспрецедентного марш-броска парашютно-десантного батальона отмечалось в 2009 г.

К концу 1990-х гг. в составе ВДВ остались четыре вдд, вдбр, учебный центр и части обеспечения.

С 2005 г. в ВДВ сформированы три компонента:

  • воздушно-десантный (основной) - 98-я гв. вдд и 106-я гв.вдд 2-полкового состава;
  • десантно-штурмовой - 76-я гв. десантно-штурмовая дивизия (дшд) 2-полкового состава и 31-я гв.отдельная десантно-штурмовая бригада (одшбр) 3-батальонного состава;
  • горный - 7-я гв. дшд (горная).

В соединения ВДВ поступает современное бронетанковое вооружение и техника (БМД-4, бронетранспортер БТР-МД, автомобили КамАЗ).

С 2005 г. подразделения соединений и воинских частей ВДВ принимают активное участие в совместных учениях с подразделениями вооруженных сил Армении, Белоруссии, Германии, Индии, Казахстана, Китая, Узбекистана.

В августе 2008 г. воинские части ВДВ приняли участие в операции по принуждению Грузии к миру, действуя на осетинском и абхазском направлениях.

Два соединения ВДВ (98-я гв. вдд и 31-я гв. одшбр) входят в состав Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности (КСОР ОДКБ).

В конце 2009 г. в каждой дивизии ВДВ на базе отдельных зенитных ракетных артиллерийских дивизионов были сформированы отдельные зенитные ракетные полки. На первоначальном этапе на вооружение поступили системы противовоздушной обороны Сухопутных войск, которые в дальнейшем будут заменены на десантируемые системы.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 2013 года № 776 в состав Воздушно-десантных войск включены три десантно-штурмовые бригады, дислоцированные в Уссурийске, Улан-Удэ и Камышине, ранее входившие в состав Восточного и Южного военных округов.

В 2015 году на вооружение ВДВ принят переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК) «Верба». Поставки новейших средств ПВО осуществляются комплектами, включающими ПЗРК «Верба» и автоматизированную систему управления «Барнаул-Т».

В апреле 2016 года на вооружение ВДВ приняты боевая машина десанта БМД-4М «Садовница» и бронетранспортер БТР-МДМ «Ракушка». Машины успешно прошли испытания и хорошо показали себя в ходе войсковой эксплуатации. 106 вдд стала первым соединением в ВДВ, на вооружение которого стала поступать новая серийная боевая техника.

Командующими ВДВ в разные годы были:

  • генерал-лейтенант В. А. Глазунов (1941-1943 гг.);
  • генерал-майор А. Г. Капитохин (1943- 1944 гг.);
  • генерал-лейтенант И. И. Затевахин (1944- 1946 гг.);
  • генерал-полковник В. В. Глаголев (1946- 1947 гг.);
  • генерал-лейтенант А. Ф. Казанкин (1947- 1948 гг.);
  • генерал-полковник авиации С. И. Руденко (1948- 1950 гг.);
  • генерал-полковник А. В. Горбатов (1950- 1954 гг.);
  • генерал армии В. Ф. Маргелов (1954- 1959, 1961- 1979 гг.);
  • генерал-полковник И. В. Тутаринов (1959- 1961 гг.);
  • генерал армии Д. С. Сухоруков (1979- 1987 гг.);
  • генерал-полковник Н. В. Калинин (1987- 1989 гг.);
  • генерал-полковник В. А. Ачалов (1989 г.);
  • генерал-лейтенант П. С. Грачев (1989- 1991 гг.);
  • генерал-полковник Е. Н. Подколзин (1991- 1996 гг.);
  • генерал-полковник Г. И. Шпак (1996- 2003 гг.);
  • генерал-полковник А. П. Колмаков (2003- 2007 гг.);
  • генерал-лейтенант В. Е. Евтухович (2007- 2009 гг.);
  • генерал-полковник В. А. Шаманов (2009-2016 гг.);
  • генерал-полковник А. Н. Сердюков (с октября 2016 г.).

Воздушно-десантные войска России предназначены для выполнения различных боевых задач в тылу противника, уничтожения боевых точек, прикрытия различных частей и многих других задач. Дивизии ВДВ в мирное время часто играют роль сил быстрого реагирования в случае возникновения внештатных ситуаций, требующих военного вмешательства. Свои задачи Воздушно-десантные войска России выполняют незамедлительно после десантирования, для которого используются вертолёты или самолёты.

История появления воздушно-десантных войск России

История ВДВ началась ещё в конце 1930 года. Именно тогда, на базе 11 стрелковой дивизии, был создан отряд принципиально нового типа – авиамотодесантный. Этот отряд являлся прототипом первой советской десантной части. В 1932 году данный отряд стал называться авиационной бригадой особого назначения. С этим названием части ВДВ просуществовали до 1938 года, в котором их переименовали в 201-ю воздушно-десантную бригаду.

Первое в СССР применение десанта в боевой операции прошло в 1929 году (после чего и было принято решение о создании подобных частей). Тогда советские красноармейцы были десантированы в районе таджикского города Гарм, который захватила банда бандитов-басмачей, пришедших на территорию Таджикистана из-за границы. Несмотря на превосходящую численность противника, действую решительно и смело, красноармейцы полностью разбили банду.

Многие спорят, стоит ли считать данную операцию полноценным десантированием, так как отряд красноармейцев был высажен после посадки самолёта, а не десантировался с парашютами. Так или иначе, день ВДВ не приурочен к этой дате, а отмечается в честь первого полноценного десантирования группы возле хутора Клочково под Воронежем, которое проводилось в рамках военных учений.

В 1931 году, специальным приказом под номером 18, был создан опытный десантный отряд, задачей которого являлось выяснить сферу применения и предназначения воздушно-десантных войск. Данный внештатный отряд состоял из 164 членов личного состава и включал в себя:

  • Одну стрелковую роту;
  • Несколько отдельных взводов (связи, сапёрного и взвода лёгких машин);
  • Эскадрильи тяжёлых бомбардировщиков;
  • Один корпусный авиационный отряд.

Уже в 1932 все подобные отряды были развёрнуты в специальные батальоны, а к концу 1933 года подобных батальонов и бригад было 29 штук. Задача по подготовке авиаинструкторов и разработке специальных нормативов была поручена ленинградскому военному округу.

В довоенное время десантные войска использовались высшим командованием для нанесения ударов по тылам противника, для помощи бойцам, попавшим в окружение и так далее. В 30-е годы красная армия очень серьёзно относилась к практической подготовке десантников. В 1935 году на маневрах был высажен десант в общем количестве 2 500 человек вместе с боевой техникой. Уже в следующем году количество десантируемых было увеличено более чем в три раза, что произвело огромное впечатление на военные делегации иностранных государств, которые были приглашены на маневры.

Первый настоящий бой с участием советских десантников произошёл в 1939 году. Хотя данный инцидент советскими историками описывается как обычный военный конфликт, японские историки считают его настоящей локальной войной. В боях за Халхин-Гол участвовала 212 бригада ВДВ. Так как применение принципиально новой тактики десантников оказалось для японцев полной неожиданностью, войска ВДВ блестяще доказали, на что они способны.

Участие ВДВ в Великой Отечественной войне

Перед началом Второй Мировой войны все бригады воздушно-десантных войск были развёрнуты в корпуса. В каждом корпусе было более 10 000 человек, вооружение которых являлось самым передовым на тот момент. 4 сентября 1941 года все части ВДВ были переданы в непосредственное подчинение командующему воздушно-десантными войсками (первым командующим ВДВ являлся генерал-лейтенант Глазунов, который пробыл в этой должности до 1943 года). После этого были сформированы:

  • 10 корпусов ВДВ;
  • 5 маневренных воздушно-десантных бригад ВДВ;
  • Запасные полки ВДВ;
  • Воздушно-десантное училище.

Перед началом ВОВ военно-десантные войска были самостоятельным родом войск, которые были способны решать широкий круг задач.

Полки ВДВ широко задействовали в контрнаступлении, а так же различных боевых операциях, включающих в себя помощь и поддержку других видов войск. На протяжении всех лет Великой Отечественной войны войска ВДВ доказали свою эффективность.

В 1944 году войска ВДВ были реорганизованы в гвардейскую воздушно-десантную армию. Она вошла в состав авиации дальнего действия. 18 декабря этого же года данная армия была переименована в 9-ю гвардейскую армию, в неё вошли все бригады, дивизии и полки ВДВ. В это же время создали отдельное управления ВДВ, которое подчинялось командующему военно-воздушных сил.

Военно-десантные войска в послевоенный период

В 1946 году все бригады и дивизии ВДВ были переданы сухопутным войскам. Они подчинялись Министерству обороны, являясь резервным видом войск Верховного главнокомандующего.

В 1956 году ВДВ снова пришлось принять участие в вооружённой стычке. Вместе с другими видами войск, десантники были брошены на подавление венгерского восстания против просоветского режима.

В 1968 году две дивизии ВДВ участвовали в событиях в Чехословакии, где обеспечили полную поддержку всем соединениям и частям данной операции.

После войны все части и бригады воздушно-десантных войск получили новейшие образцы огнестрельного оружия и множество единиц боевой техники, сделанной специально для ВДВ. За эти годы были созданы образцы авиадесантируемой техники:

  • Гусеничная бронетехника БТР-Д и БМД;
  • Автомобили ТПК и ГАЗ-66;
  • Самоходные орудия АСУ-57, АСУ-85.

Кроме этого, были созданы сложнейшие системы для парашютного десантирования всей перечисленной техники. Так как новая техника нуждалась в больших транспортных самолётах для десантирования, были созданы новые модели крупно фюзеляжных самолётов, которые могли осуществлять парашютное десантирование бронетехники и автомобилей.

Воздушно-десантные войска СССР первые в мире получили свою собственную бронетехнику, которая разрабатывалась специально для них. На всех крупных учениях осуществлялось десантирование войск вместе с бронетехникой, что постоянно приводило в изумление представителей иностранных государств, присутствующих на учениях. Количество специализированных транспортных самолётов, способных производить десантирование, было настолько велико, что всего за один боевой вылет можно было десантировать всю технику и 75 процентов личного состава целой дивизии.

Осенью 1979 года 105 дивизия ВДВ была расформирована. Данная дивизия была обучена воевать в горах и пустынях, и дислоцировалась в Узбекской и Киргизской ССР. В этом же году советские войска были введены на территорию Афганистана. Так как 105 дивизия была расформирована, вместо неё отправили 103 дивизию, личный состав которой не имел ни малейшего понятия и подготовки для ведения боевых действий в горных и пустынных районах. Многочисленные потери среди десантников показали, какую огромную ошибку совершило командование, опрометчиво приняв решение о расформировании 105 дивизии ВДВ.

Воздушно-десантные войска во время Афганской войны

Афганскую войну прошли следующие дивизии и бригады ВДВ и десантно-штурмовых формирований:

  • Дивизия воздушно-десантных войск номер 103 (которая была послана в Афганистан вместо распущенной 103 дивизии);
  • 56 ОГРДШБР (отдельная десантно-штурмовая бригада);
  • Парашютно-десантный полк;
  • 2 батальона ДШБ, которые находились в составе мотострелковых бригад.

Всего в Афганской войне участвовало около 20 процентов десантников. В связи с особенностью рельефа Афганистана, использования парашютного десантирования в горной местности было неоправданно, поэтому доставка десантников осуществлялась посредством посадочного метода. Глухие горные районы часто были недоступны для бронетехники, поэтому весь удар афганских боевиков приходилось принимать на себя личному составу частей ВДВ.

Несмотря на разделение частей ВДВ на десантно-штурмовые и воздушно-десантные, всем частям приходилось действовать по одной схеме, причём воевать нужно было в незнакомой местности, с противником, для которого эти горы были родным домом.

Около половины состава воздушно-десантных войск было рассредоточено по различным заставам и контрольным точкам страны, чем должны были заниматься другие части армии. Хотя это сковывало передвижение противника, но было неразумно использовать не по назначению элитные войска, обученные совершенно другой манере боя. Десантникам приходилось выполнять функции обычных мотострелковых частей.

Самая крупная операция с участием советских десантных частей (после операции времён Второй Мировой войны) считается 5 Панджшерская Операция, которая проводилась в период с мая по июнь 1982 года. Во время данной операции было высажено с вертолётов около 4 000 десантников 103 Гвардейской ВДД. За три дня советские войска (которых было около 12 000, включая десантников) практически полностью установили контроль над ущельем Панджшер, хотя потери были огромными.

Поняв, что специальная бронетехника ВДВ малоэффективна в Афганистане, так как большинство операций приходилось выполнять вместе с мотострелковыми батальонами, БМД-1 и БТР-Д начали планомерно заменять штатной техникой мотострелковых подразделений. Лёгкая броня и невысокий ресурс облегчённой техники не приносил никаких преимуществ в Афганской войне. Данная замена происходила с 1982 по 1986 годы. Вместе с этим, десантные подразделения были усилены артиллерией и танковыми подразделениями.

Десантно-штурмовые формирования, их отличия от парашютно-десантных частей

Наряду с парашютно-десантными частями, в военно-воздушных войсках имелись и десантно-штурмовые части, которые находились в непосредственном подчинении командующих войсками военных округов. Их отличие состояло в выполнении различных задач, подчинённости и организационно-штатной структуре. Форма, вооружение, подготовка личного состава ни чем не отличалась от парашютно-десантных соединений.

Главной причиной создания десантно-штурмовых соединений во второй половине 60-х годов 20 века стала разработка новой стратегии и тактики ведения полномасштабной войны с предполагаемым противником.

Данная стратегия строилась на использовании массированных десантированиях в тыл противника, с целью дезорганизации обороны и внесения паники в ряды противника. Так как армейский авиапарк был укомплектован к этому времени достаточным количеством транспортных вертолётов, появилась возможность проводить масштабные операции с использованием больших групп десантников.

В 80-е годы на всей территории СССР было размещено 14 бригад, 2 полка и 20 батальонов десантно-штурмовых батальонов. Одна бригада ДШБ приходилась на один военный округ. Главная разница между парашютно-десантными и десантно-штурмовыми частями состояла в следующем:

  • Парашютно-десантные формирования были обеспечены специализированной авиадесантируемой техникой на 100 процентов, а десантно-штурмовые формирования имели только 25 процентов укомплектованности подобной бронетехникой. Объяснить это можно различными боевыми задачами, которые должны были выполнять эти формирования;
  • Части парашютно-десантных войск подчинялись только непосредственно командованию ВДВ, в отличие от десантно-штурмовых частей, которые были в подчинении у командования военных округов. Это было сделано для большей мобильности и оперативности в случае необходимости внезапной выброски десанта;
  • Поставленные задачи данных формирований тоже значительно отличались друг от друга. Десантно-штурмовые части должны были использоваться для операций в ближайшем тылу врага или на территории, занятой прифронтовыми частями противника, чтобы своими действиями внести панику и нарушить планы противника, в то время, как основные части армии должны были ударить по нему. Парашютно-десантные подразделения предназначались для высадки в глубоком тылу противника, а их высадка должна была производиться беспосадочным методом. При этом военная подготовка обоих формирований практически ничем не отличалась, хотя предполагаемые задачи парашютно-десантных частей были намного сложнее;
  • Парашютно-десантные части ВДВ всегда были развёрнуты по полному штату и укомплектованы авто и бронетехникой на 100 процентов. Многие десантно-штурмовые бригады были неполного состава и не носили звание «Гвардейские». Исключением были лишь три бригады, которые были сформированы на базе парашютно-десантных полков и носили наименования «Гвардейские».

Отличие полков от бригад состояло в наличии в полку только двух батальонов. Кроме того, состав полкового комплекта в полках был часто уменьшен.

До сих пор не утихают споры о том, были ли в советской армии части специального назначения, или данную функцию исполняли войска ВДВ. Дело в том, что в СССР (как и в современной России) никогда не было отдельных войск специального назначения. Вместо них были части специального назначения ГРУ генерального штаба.

Хотя данные части существовали с 1950 года, их существование оставалось в секрете до конца 80-х годов. Так как форма частей специального назначения ничем не отличалась от формы других частей ВДВ, то зачастую не только обыватели не знали об их существовании, но даже солдаты срочной службы узнавали об этом только в момент принятия в личный состав.

Так как основными задачами частей специального назначения являлась разведывательно-диверсионная деятельность, с ВДВ их объединяла только форма, воздушно-десантная подготовка личного состава и возможность использования частей специального назначения для операций в тылу противника.

Василий Филиппович Маргелов – «отец» ВДВ

Огромная роль в развитии воздушно-десантных войск, разработке теории их применения и развитии вооружения принадлежит командующему ВДВ с 1954 по 1979 года – Василию Филипповичу Маргелову. Именно в его честь ВДВ шутливо называют «войсками дяди Васи». Маргелов заложил основу позиционирования воздушно-десантных войск как высокомобильных подразделений, обладающих высокой огневой мощью и укрытых надёжной бронёй. Именно такого рода войска должны были наносить быстрые и неожиданные удары по противнику в условиях ядерной войны. При этом в задачу ВДВ ни в коем случае не должно было входить длительное удержание захваченных объектов или позиций, так как в этом случае десант непременно будет уничтожен регулярными частями армии противника.

Под влиянием Маргелова для подразделений ВДВ были разработаны специальные образцы стрелкового оружия, позволяющие эффективно вести огонь даже в момент десантирования, специальных моделей авто и бронетехники, создание новых транспортных самолётов, предназначенных для десанта и бронетехники.

Именно по инициативе Маргелова была создана особенная символика ВДВ, знакомая всем современным россиянам – тельняшка и голубой берет, которые являются гордостью каждого десантника.

В истории воздушно-десантных войск существует несколько интересных фактов, которые знают немногие:

  • Специализированные десантные части, которые являлись предшественниками ВДВ, появились во время Второй Мировой войны. Подобными частями на то время не располагала ни одна армия в мире. Воздушно-десантная армия должна была выполнять операции в немецком тылу. Увидев, что советское командование создало принципиально новый род войск, англо-американское командование также создало свою воздушно-десантную армию в 1944 году. Однако этой армии так и не удалось поучаствовать в боевых действиях во время Второй Мировой войны;
  • За время ВОВ несколько десятков тысяч человек, служивших в воздушно-десантных частях получили множество орденов и медалей различных степеней, а 12 человек были удостоены звания Героя Советского Союза;
  • После завершения ВОВ воздушно-десантные войска СССР являлись самыми многочисленными среди подобных частей во всём мире. Более того, по официальной версии, воздушно-десантные войска РФ являются самыми многочисленными во всём мире, и по сей день;
  • Советские десантники единственные, кому удалось десантироваться в полном боевом снаряжении на Северном полюсе, причём эта операция была осуществлена ещё в конце 40-х годов;
  • Только в практике советских десантников было десантирование с многокилометровой высоты в боевых машинах.

День ВДВ – главный праздник воздушно-десантных войск России

2 августа отмечается день воздушно-десантных войск России, или как его ещё называют – день ВДВ. Данный праздник отмечается на основании указа президента РФ и пользуется огромной популярностью среди всех десантников, которые служили или служат в воздушно-десантных войсках. В день ВДВ проходят демонстрации, шествия, концерты, спортивные мероприятия и праздничные гулянья.

К сожалению, день ВДВ считается самым непредсказуемым и скандальным праздником России. Часто десантники устраивают массовые беспорядки, погромы и драки. Как правило, это те люди, которые давно уже отслужили в армии, но им хочется разнообразить свою гражданскую жизнь, поэтому в день воздушно-десантных войск традиционно проходит усиление патрульных нарядов МВД, которые следят за порядком в общественных местах городов России. В последние годы наметилась устойчивая тенденция снижения числа драк и погромов в день ВДВ. Десантники учатся отмечать свой праздник цивилизованно, ведь буйства и погромы позорят имя защитника Родины.

Флаг и эмблема воздушно-десантных войск

Флаг воздушно-десантных войск, наряду с эмблемой, является символом ВДВ Российской Федерации. Эмблема ВДВ бывает трёх видов:

  • Малая эмблема ВДВ представляет собой золотую пламенную гренаду с крыльями;
  • Средняя эмблема ВДВ представляет собой двуглавого орла с раскрытыми крыльями. В одной лапе у него меч, а в другой – гренада с крыльями. Грудь орла закрывает щит, с изображением Георгия Победоносца, поражающего дракона;
  • Большая эмблема ВДВ представляет собой копию гренады на малой эмблеме, только она находится в геральдическом щите, который окаймлён круглым венком из листьев дуба, при этом верхнюю часть венка украшает эмблема Вооружённых Сил РФ.

Флаг воздушно-десантных войск РФ был учреждён 14 июня 2004 года приказом Министерства обороны. Флаг воздушно-десантных войск представляет собой прямоугольное голубое полотнище. В его нижней части находится зелёная полоса. Центр флага воздушно десантных войск украшает изображение золотого парашюта с парашютистом. По обе стороны парашюта — самолёты.

Несмотря на все трудности, которые испытала российская армия в 90-х годах, она сумела сохранить славные традиции ВДВ, структура которых на сегодняшний момент является примером для многих армий мира.