Хоперский полк. Рязанские казаки – Гребенские казаки. Терское казачество. Аграханское Войско. Терско-Кизлярское Войско. Хоперский полк Казаки Терские и Гребенские. Атаман Ермак




К сожалению, история из науки все чаще становится инструментом в руках разного рода идеологов. Правда людей интересует все меньше. Неудобные факты часто отметаются, а на основе догадок и непроверенных данных выстраиваются целые теории. Прошлое проецируется на настоящее и применяется как оружие в информационной борьбе. Современные реалии требуют исторического объяснения и находят его в умах пропагандистов.

История на службе

Не обошли стороной «исторические трактовки» и религиозный вопрос. В борьбе за умы и души в ход идут разные средства. 12 января в Нальчике закончил работу «объединительный Совет Атаманов всех терских казаков по Тереку и Сунже». В нем участвовало 59 атаманов из Осетии, Кабардино-Балкарии, Чечни, Дагестана, Кавминвод. Среди прочих вопросов казаки рассматривали и духовные. В информационном сообщении говорится:

«Старообрядцы гребенских казаков выразили свою позицию по духовным вопросам и заявили, что на Гребне церквей не было. Мы казаки-беспоповцы давали присягу светским властям… Старый гребенской казак заявил, что отталкивать от себя молодых казаков, исповедующих дохристианские культы, недальновидно для дела Терека, пагубно для дела казачества».

Очевидно, «старый гребенской казак» некорректно трактует значения слов «старообрядцы», «беспоповцы», «гребенцы», вплетая в этот ряд неведомую религиозную окраску. Цель понятна - подвести историческую основу под неоязычество, приравняв старообрядчество к «дохристианским культам». Поскольку творения Асова и славянское государство «Русколань» со столицей в Приэльбрусье, якобы существовавшее 16 веков назад , все больше вызывают смех не только у профессиональных историков, но и у обывателей, неоязычники решили искать более прочное основание. А если оно отсутствует, позаимствовать у других. Межу тем изучение корней, быта и духовной жизни гребенцов представляет сегодня живой интерес как для самих казаков, так и для сторонних исследователей.

Кто такие гребенцы?

Гребенцами называют казаков, издревле проживающих в долинах рек Терек и Сунжа. Точное время их появления неизвестно, как и то, из какого народа они происходили. Об истоках казаков существует множество версий: хазарская, донская, северорусская, чекресская, и прочие.

Фото: Казачка станицы Червлёной Аксинья Федюшкина (худ. Г. Г. Гагарин, 1842 г.)

С появлением у старообрядцев своей иерархии, религиозная жизнь несколько изменилась. Гребенцы приняли священство «белокриницкой» (австийской) церкви, и к концу XIX века к данному старообрядческому толку принадлежали почти все коренные старожилы. Переход в официальную Православную Церковь при этом осуждался, казаки говорили «отступнику спасения нет». Тем не менее удельный вес старообрядцев постепенно сокращался благодаря переселенческой политике властей и непрекращающимся военным действиям. Крупнейшим центром старообрядчества на Тереке продолжительное время оставалась ст. Червленная, казаки которой долго не допускали поселения в станице православных.

Казаками с конца 15 века называли вольных людей, работавших по найму или несших военную службу на пограничных окраинах России. Казаки, служившие на Кавказе на нынешней территории Чеченской республики, получили по месту службы имя «гребенских» (от старого казачьего слова гребень – гора), а позднее «терских» (по названию реки Терек).

Впервые казаки появились на Северном Кавказе в 1578-1579 гг., когда по требованию Турции русская крепость на реке Сунже была снесена. Чтобы вести наблюдение за ситуацией в регионе, власти направили сюда казачьи отряды с Волги. Московские цари в то время признавали эти земли «вотчиной кабардинских князей». Поэтому русский казачий отряд существовал здесь многие годы без прямой поддержки метрополии. Согласно документам 16 века, казаков взял под свое покровительство чеченский правитель Ших-Мурза Окуцкий – верный союзник Москвы. Они находились на временной службе, поэтому жили без хозяйства и без семей. Число казаков в то время на Северном Кавказе, по данным военных реестров, колебалось от 300 до 500 человек.

Задолго до появления на Тереке крепостей и казачьих городков, горцы теснили ордынские кочевья в степях за Тереком. К 16 веку они контролировали территорию от устья Терека (по обоим его берегам) и до Дарьяльского ущелья. Тем не менее, постепенно Москва наращивала присутствие в этом районе казачьих отрядов. Складывание постоянного казачьего войска, оседлость русского населения здесь относится к середине 17 века. Именно этим периодом датированы первые сведения о земледельческих занятиях терско-гребенских казаков, о наличии такой организации как «войско», своеобразной самоуправляемой общины, имевшей выборного атамана и «войсковой круг», подобный общинному совету.

Население казачьих городков постоянно пополнялось за счет беглых крепостных крестьян и посадских людей из Центральной России, Поволжья, Украины. Приток беглого русского люда на Терек увеличивался в период крупных крестьянских войн и восстаний в 17 -18 вв. В терское казачество вливались и выходцы из горской среды, беглые и пленные разных национальностей. В казачьи городки, как в безопасное убежище, бежали кабардинцы, чеченцы, кумыки, грузины, армяне, закубанские черкесы – все, кому по тем или иным причинам (в том числе и из-за нарушения закона) нельзя было оставаться в родных местах. Многонациональность формировала своеобразный быт и нравы казачьих поселений.

Бесконечные вражеские набеги препятствовали прочной оседлости гребенских и терских казаков, селившихся в 16-17 веках на правом и левом берегах Терека. Укрепленные городки подолгу не существовали, разрушенные после очередного набега, они восстанавливались в другом, стратегически более удобном месте. И население не было постоянным: так уж повелось, что и казаки, и горцы беспрепятственно перемещались из своих поселений к соседям. Вот, например, как горцы уходили к казакам. «…Случалось, – пишет русский историк 19 века В.А. Потто в своей работе «Два века терского казачества», – что какой-нибудь Гассан похищал в соседнем селе красавицу Фатиму, и оба на одном коне, спасаясь от погони, являлись ночью в гребенской городок. А наутро Гассан превращался в казака Ивана, а Фатима становилась Марией, или, по-гребенски, Машуткой».

Казаки, также как и горцы, занимались земледелием и скотоводством. В то же время они вместе с горцами, в том числе чеченцами и ингушами, охраняли рубежи русского государства, вместе строили военные укрепления, а при переговорах выполняли роль переводчиков.

В 1721 году терско-гребенские казаки, как и все прочие «вольные» казаки, были определены в ведение военной коллегии России, оформлены как военное сословие. К этому времени казачьи поселения окончательно переместились на левый берег Терека, где воссоединились в несколько крупных станиц, существующих и поныне. Линия поселения казачьего Гребенского войска по левому берегу Терека состояла из пяти станиц, из которой самой западной являлась Червленная. В 60-80 годы 18 в. правительство Екатерины II создает новую казачью линию казачьих поселений между Моздоком и Червленной путем переселения сюда донских казаков. Это шаг вызвал недовольство чеченцев, ибо тем самым у них отнимали левый берег Терека, вплоть до границ Кабарды. Недовольство выражали и гребенские казаки, разделявшие с чеченцами и кабардинцами степи за Тереком в хозяйственных целях. Но если казаки глухо роптали, то чеченские отряды, численностью порой до 3 тыс. человек, открыли настоящую войну. В 70-80 годы 18 в. они неоднократно атаковали левобережье Терека, стремясь ликвидировать здесь новые крепости и станицы.

В 1785 году началась антиколониальная война горцев Северного Кавказа под руководством имама Мансура. Под его удар попали крепости Кизляр, Владикавказ, Григориполис и многочисленные станицы. Окончательно же вопрос о левобережье Терека был решен в пользу России в 1859 году с разгромом и пленением Шамиля.

Быт и культура терско-гребенских казаков

Домашний быт казаков складывался под влиянием обычаев местного горского населения: чеченцев, ингушей, кабардинцев, кумыков. В сельской местности казаки строили избу, саклю и кладовую, так называемую «хатку». В станицах, прилегавших к Грозному, Владикавказу или к железной дороге, дома казаков приближались к городскому типу. Внутреннее устройство домов казаков и горцев мало отличалось. Сакля обычно делилась на две части, и казачья изба имела две комнаты. Убранство комнат было также схожим. Л.Н. Толстой, живший в молодости в Чечне, писал о гребенских казаках, что они «устраивают свои жилища по чеченскому обычаю».

Традиционно в каждом казачьем, так же как и в горском доме, имелся арсенал оружия. На одной из стен висели кобура для пистолета и кинжал в кожаной или серебряной оправе, тут же - шашка с серебряными бляхами, револьвер, берданка или двустволка и несколько штук кинжалов в простой оправе. Оружие для казака, так же как и для чеченца, ингуша, кумыка, кабардинца было неотъемлемой частью жизни. Казаки высоко ценили мастерство чеченских оружейников, поэтому о знаменитых атагинских клинках говорится даже в старинных казачьих песнях.

Горская одежда, приспособленная к укладу местной жизни, была принята и освоена казаками, как мужчинами, так и женщинами. Мужчины носили кавказскую бурку, бешмет, папаху, башлык, черкеску. Украшали себя кавказским поясом, кинжалом и газырями с металлическими или серебряными наконечниками. Праздничная одежда казака висела в избе на видном месте: несколько черкесок разных цветов, украшенных простыми и серебряными газырями, мягкая праздничнаяобувь - сапоги, ноговицы и чувяки с чулками, обшитыми галуном или бархатом.Чеченцы, ингуши, кумыки, черкесы, ногайцы в свою очередь, многое из одежды переняли у русских. «Последствия сближения с русскими, – отмечал в 1859 году современник, – были очевидны». Детей стали одевать в рубашки. А с течением времени и взрослые стали пробовать носить одежду европейского покроя.Терские казаки ввели в свою кухню ряд чеченских национальных блюд: лепешки с начинкой из сыра и овощей, пресный хлеб–пасту, дат-кодар – смесь творога с топленым маслом многое другое. Горцы тоже оценили некоторые чисто русские продукты, в том числе удобные для кухни в зимние месяцы воблу и квашеную капусту.

Горские музыкальные инструменты и танцы естественно вошли в жизнь терских казаков. На зурне, свирели, пондуре играли мужчины, а на гармошке играли женщины-казачки. А круговой и темпераментный танец Наурская лезгинка стал национальным танцем терских казаков.

Так же естественно неотъемлемой частью жизни казаков стало участие в состязаниях по джигитовке, во время которых они демонстрировали смелость, находчивость и искусство верховой езды. А казачки, так же как и женщины-горянки, любовно и заботливо ухаживали за конями.

Многонациональность региона неизбежно сказалась на взаимных языковых заимствованиях. В процессе общения и казаки, и горцы расширяли свой словарный запас. Благодаря этому сегодня мы можем, например, описать чеченскую одежду и обычаи.

Смешанные семьи

Терские казаки еще с середины 16 века установили добрососедские отношения с чеченцами. На протяжении длительного времени горцы и казаки жили мирно то рядом, то вместе, помогали друг другу во всем и роднились между собой. Среди многих свидетельств об этом - рассказ чеченского историка Умалата Лаудаева о своих сородичах из станицы Червленной. В эту станицу бежали чеченцы из селения Гуни, нынешнего Веденского района. Прожив там довольно долго, гуноевцы породнились с казаками, хотя никогда не забывали своей прародины и всегда были рады встрече с земляками. Один из любителей старины писал: «Среди терских казаков… даже в типе их наружности проглядывают черты, общие с горцами; особенно характерны эти черты у казачек: наряду с лицом великорусской красавицы, круглым, румяным, мы встречаем продолговато-бледное, овальное личико с чеченской кровью».

Еще одно наблюдение о результатах соединения русской и кавказской крови оставил в 1915 году местный краевед Ф.С. Гребенец: «Новогладковская женщина – местного происхождения. Она приобрела легкий стан от кавказского горца, а от казака заимствовала рост, мускульную силу и трезвый характер русской женщины. Таким образом, в каждой новогладовской казачке течет кровь чеченца, кабардинца или ногайца и многих других народностей Кавказа, которые так или иначе соприкасались с ними, входили в семью гребенцов и становились ее членами».

Многие терские казаки были кунаками (друзьями) чеченцев. Они гордились этой дружбой и верность ей передавали от поколения к поколению. А кунаки всегда роднились между собой. Читаем у Толстого: «Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченцами... Дедушка Ерошка говорил Оленину: - Вся наша родня – чеченская, у кого бабка, у кого тетка чеченка была».

Смешанные семьи возникали не только в казачьих станицах, но и в горных аулах. Так, во время Кавказской войны русские солдаты порою в силу определенных обстоятельств уходили в горы. Там они женились на чеченках, ингушках, черкешенках, кумычках, обзаводились хозяйством и начинали новую, мирную жизнь.

ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ - на современном языке «Горские Казаки», название сохранявшееся до недавно за теми Казаками, которые в XVI в. пришли на Нижний Терек из гор-гребней. В средине XVIII в. русский генерал А. И. Ригельман записал с их слов, что до переселения они жили, «по объявлению гребенских сторожилов, за Терском в самой нынешней Кабарде и в части Кумыцкого владения, в Гребнях, в урочище Голого Гребня, в ущелье Павловом и в ущелье Кошлаковском и при Пименовом Дубе»; другая их часть «в Черкасах были, по объявлению тамошних, и жительство ямеля двумя деревнями, а именно, одна в большой Кабарде при устье реки Газы, впадающей в реку Урюф, а оная впадает в Терек с левой его стороны, и назывались Казаровцы; другая - в Малой Кабарде ж, в самом ущелье Татар Туповом, которое урочище состоит близ реки Терека и ниже, впадающей во оной, речки Акс с левой же ее стороны» (А. Ригельман, Летописное повествование о М. России). Польский монах Матвей Меховский в начале XVI в. писал о горных местах С. Кавказа, которые «у Русских называются по имени народа Пятигорские Черкасы, то есть, приблизительно, Черкасы Пяти гор. Среди этих же гор живут хазарские племена, которые по словам (...) моравской легенды, обратещены были в веру Христову святыми братьями Кириллом и Мефодием». О тех же Казарах в пространных Российских Четьи Минеях говорится, что это «был народ скифский языка славянского, страна же их была близ Меотического озера». В одной из ранних публикаций Российской Императорской Академии Наук - «Краткое описание всех случаев, касающихся до Азова», которое перевел с немецкого языка Академии Наук адъюнкт И. К. Тауберт и которое в 1782 г. вышло уже третьим изданием, говорится о Мстиславе Храбром и Кавказских Казаках: «Покорил он себе в 1021 г. соседственных, до Кавказских гор распростанившихся Козаков и отправил их в 1023 году вместе с Козарами против своего брата». Летописцы этих Казаков обычно называют Касогами, но в некоторых (Никаноровская и Вологодско-Пермская), действительно, их имя очень близко к нашему: «И поиде Мстислав с Козары и с Казягь на великого князя Ярослава». Раньше этого времени (X в.) персидская география (Гудуд ал Алэм) указывает в Приазовье, т. е. в будущих владениях Мстислава Храброго, Землю Касак. О тех же горских Казаках или Пятигорских Черкасах писал, современник Матвея Меховского, Сигизмунд Герберштейн: «Русские утверждают, что это христиане, что живут они независимо по своим законам, а церковную службу выполняют на славянском языке, которым они, собственно говоря, и пользуются главным образом в жизни». Речь, очевидно, идет о Гребенских и Азовских Казаках, хотя часть последних к 1503 году перекочевала уже в Северщину. У Донцов существовало предание, записанное тем же Ригельманом (Повествование о Донских Казаках), «будто бы они от некоих вольных людей, а более от Черкес и городских народов взялися». Ранний историк Болтин вспоминал Пятигорских Казаков или Черкасов от 1282 г. В 1380 г. после битвы на Куликовом Поле Казаки поднесли Московскому князю Дмитрию Донскому икону, принесенную ими с гор, (Гребенская Божия Матерь). Все эти свидетельства дают основание для утверждения, что Г. К.- Казаровцы находились на Сев. Кавказе и уже во время Хазарской империи; что они одно время, вместе с Азовскими Казаками и Пятигорцами Герберштейна состояли в союзе горских племен, занимавших Чсркасию, и усвоили там не только многие черты особой горской культуры, но и общегорское территориальное имя Черкасы; что Г. К. некогда принадлежали к числу жителей Земли Касак и оставались там во время существования Державы Томаторканской; что после ее падения они ушли в горы и там пережили века господства Золотой Орды; что в отдельные эпохи Кавказские горы служили убежищем почти всех казачьих племен.

Когда по Кавказу распространились Турки и магометанство, Г. К. ушли из гор на равнину за нижний Терек и на западный берег Ахтубы (дельты Волги), где они указаны в 1702 г. на карте Делиля. В 1732 г. Г. К. с Ахтубы зачислены в служилый состав Царицынской Линии Волгского каз. Войска. В 1770 г. отсюда переселилось на левый берег Терека 517 семей, которые дали первые кадры Горско-Моздокского полка. Остальные вместе с Астраханским каз. Войском до 1786 г. несли службу на Азовско-Моздокской Линии, после чего переселились на Терек и положили начало Первому Волгскому каз. полку.

Коренные Терские Гребенцы начали службу Ивану Грозному в 1577 г. От этого года в Русской армии считалось старшинство Кизляро-Гребенского полка. Тогда же царь признал за ними право на берега реки Терека. От 1860 г. Г.К. стали числиться в составе Терского казачьего Войска.

А.И. Скрылов, Г.В.Губарев «КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК».

Евграф Савельев

Племенной и общественный состав казачества.

(исторические наброски)

Донские областные ведомости № 180/20.08.1913 г. стр. 2-3-4-5

Рязанские казаки – Гребенские казаки. Терское казачество. Аграханское Войско. Терско-Кизлярское Войско. Хоперский полк.

Первое появление казаков на Кавказе теряется в седой древности. По крайней мере, есть много оснований думать, что предки их, составлявшие часть многолюдного племени Азов или Узов, оттесненные волной монгольского нашествия, из родных равнин, укрылись на Кавказских неприступных гребнях гор и поселились там навсегда. Что древние Черкасы были христианами, указывает и чеченская легенда о Кара-Иване (Черном Иване), под видом которого на самом деле скрывается целое воинственное племя. Племя это в лице „сына Кара-Ивана – молодого Ураза” (то есть, небольшой отрасли племени) вошло в сношения с своими сородичами на Дону и Рязани, чем и объясняется уверенное переселение Рязанских казаков на Кавказ после завоевания Москвой Рязанского княжества.

Чеченцы рассказывают, что Кара-Иван жил на реке Сунже, впадающей в Терек, на самом Тереке занял места при бродах через реку и брал за перевоз плату. Он был воинственен и силен, и горские народы не могли с ним справиться; когда же озлобленные горцы собирались против него большими силами, Кара-Иван искусно прятался от врагов в диких зарослях и ущельях гор, улучшая удобный момент для нападений. У Кара-Ивана был сын, которого звали Ураз. Сын этот собрал храбрую дружину и с нею отправился на север, (то есть к казакам Донским и Рязанским); он не возвратился более в родные места.

Если читатель сравнит эту легенду с старыми казачьими преданиями и с описаниями историков, то найдет много интересного. Действительно, старинные казаки селились большей частью при бродах и всегда держали на откупе переправы (сравнить с казачьей песней о „перевозчичках”), при неравных силах казаки, всегда благоразумные и осторожные, редко вступали в бой; они никогда не жаждали кровопролития, и если сражались, то лишь с строго обдуманной практической целью, старательно взвешивая последствия. Способность же укрыться от взоров неприятеля и до сих пор сохранилась у казаков в изумительной степени, причем, прячась, казаки каждую минуту готовы с сокрушительной энергией налететь на врага.

Интересно также и то обстоятельство, что древние казаки грабили и разоряли на Кавказе только чеченцев и других народцев тюркского происхождения, своих же, правда отдаленных, сородичей – Кабардинцев и Грузин – не трогали, находились с ними в дружбе, роднились браками и воевали плечо с плечом против врагов. Заслуживает также внимания и то обстоятельство, что Кабардинцы в старину назывались Пятигорскими Черкасами (потому что жили на пяти горах: Беш-тау, Машуке, Верблюжей, Змеиной и Развале), исповедовали православную веру и по обычаям и типу лица имели много общего с Запорожцами. Даже в самом языке, очевидно, потерпевшем много изменений, часто попадаются слова, особенно военного обихода, очень похожие на классические Запорожские выражения.

В 1520 году Москва, окрепнув от разорительного и унизительного татарского рабства, начала завоевательную политику по отношению соседних княжеств и покорила, между прочим, своей власти обширное и вольное Рязанское княжество, населенное в южной части преимущественно казаками, потомками оттесненных с Дона на север татарскими полчищами Черкас.

Казаки эти наиболее густо селились в местности, называемой Червленным Яром, и, видимо, находились в постоянном общении с Донцами, Гребенцами и Волжцами, с которыми нередко соединялись для речных и даже морских разбоев.

Удивительно, что население теперешней Рязанской губернии, находящейся от Москвы всего в 200 верстах, сохранило до сих пор резкие особенности в говоре, обычаях, одежде и быте, не в пример соседним губерниям, совершенно слившимся в одно целое с москвичами. В песнях рязанцев, некоторых обычаях и особенно в фамилиях наблюдается удивительное сходство с Донцами и Гребенцами. Это обстоятельство тем более поразительно, что между Рязанью и Доном, не говоря уже про Кавказ, лежат целых две губернии, население которых ничего общего, по приведенным признакам, не имеет с казаками.

Из этого можно смело вывести заключение, что древнее население Рязани главным образом состояло из казаков, известных впоследствии под именем Рязанских.

Казачество не могло примириться с подчинением княжества Москве, как в силу воинского самолюбия, так и по причине немедленного разрушения старых порядков и заведения новых, несовместных с обычаями народа.

Поэтому, решив бросить свои пепелища, пожитки, а некоторые даже семейства, часть Рязанских казаков, преимущественно из Червленного Яра пробралась на Волгу и по ее течению спустилась на низ, минуя татарские города Казань и Астрахань, после чего выплыла на Каспийское, или как тогда его звали, Хвалынское море. Держась морского берега, казаки скоро достигли устья Терека, поднялись по реке вверх на 150 верст и соединившись с коренными обитателями гребней – Кабардинцами, Черкасами и Кумыками, осели прочно на Кавказе, построив по старому обычаю укрепленные городки, развалины которых видны и до настоящего времени по левому берегу Терека.

Впрочем, сделавшись гребенскими казаками, Рязанцы не могли забыть своих родных мест и их всегда тянуло к единоверному Московскому государству, завладевшему старой Рязанью. Переселенцы постоянно поддерживали связь с Донцами и особенно с Волжцами, а через них – и с Москвой.

В то же время казаки без зазрения совести разбойничали по Каспийскому морю, пряча добычу в неприступных горских гнездах и наводя панический ужас на татар, лишенных даже возможности защищаться от внезапного налета отчаянно храбрых и ловких ушкуйников-казаков.

Так, по всем вероятиям, в 1550 году казаками была взята и основательно разграблена

Донские областные ведомости № 180/20.08.1913 г. стр. 3

богатая Астрахань, о чем свидетельствует собственноручное письмо турецкого султана к ногайцам. Удержать долго за собой этот город так же, как и наши Донцы под Азовом, казаки не имели сил и потому, вывезя, сколько было можно добычи и разорив, что могли, они покинули Астрахань и скрылись в своих Гребнях, притихнув на некоторое время.

Казаки много рассказывали своим друзьям кабардинцам и кумыкам о силе и богатстве Московского Белого Царя и о том, что он – единственный защитник христианской веры. Рассказы эти производили на горцев большое впечатление, а так как в то время они начали терпеть большие притеснения от соседей магометан, то мало-по-мало и решились под руководством казаков искать защиты и справедливости у прославленного Белого Царя.

Так, в 1552 году явились в Москву с просьбой о принятии в русское подданство князья Жаннейские с Северного Кавказа, а в 1555 году было снаряжено настоящее большое посольство от Пятигорских Черкас (то есть Кабардинцев) и от Тюменьского княжества. В состав этого посольства вошли многие Гребенские атаманы и казаки. Посольство прибыло после долгого и трудного пути в Москву, было милостиво принято Грозным Царем, пожаловавшим казакам реку Терек с притоками и потеклинками и принявшим в свое подданство Пятигорских Черкас и Гребенских казаков.

В следующем году пала взятая казаками и царскими стрельцами и окончательно покоренная Москвою Астрахань, после чего по Волге открылся свободный путь торговым людям из Москвы на восток. Вместе с этим многие удалые казацкие головы стали частенько предпринимать набеги на торговые караваны и тем нарушать правильную торговлю, дававшую немалые доходы казне. Главную роль здесь играли конечно, казаки Волжские, к которым приставали и Донцы, и Гребенцы, остававшиеся еще на прежних местах Рязанцы, и казаки Яицкие. Особенно большое развитие разбои получили при известном атамане Ермаке, который навел такой страх на купцов, объединив под своим атаманством все волжские казачьи шайки, что почти совершенно прекратил сношения Москвы с Астраханью. Тогда, чтобы положить конец разбоям Царь послал на Волгу сильную стрелецкую рать под начальством стольника Мурашкина, который с успехом выполнил возложенное на него Царем поручение, разбил и рассеял во все стороны казачьи ватаги и очистил Волгу от разбойников. Ермак принужден был уплыть на север к Строгоновым, атаман Нечай основался в Яицком городке. Волжские казаки спаслись в своих непроходимых лесах, где у них были станы. Донцы рекою Иловлею скрылись на Дон, а некоторые Гребенцы с Рязанцами и разными вольными людьми, бросившись вниз по Волге, тайно прошли мимо Астрахани и выплыли в Каспийское море. Проблуждав по морю, они с трудом достигли устья Терека, где пристали и высадились. Казаками предводил атаман Андрей, Рязанский казак. Он был, видимо, человеком умным и находчивым и задумал основать из своей ватаги на Тереке поселение навсегда. Он сумел войти в дружелюбные отношения с Кумыками и поселился с казаками в их области на берегу реки Акташа в основанной им Андреевской деревне, причем многие казаки поженились на сестрах и дочерях Кумыков и таким образом с ними породнились.

В 1560 году на Тереке появилась русская рать, посланная Грозным Царем для помощи Кабардинцам против притеснявшего их Дагестанского властителя Шамхала Тарковского. Вместе с ратью пришли и казаки Волжские и Яицкие, которые частью после похода вернулись на свои места, частью остались в качестве городовых казаков в построенном воеводою укреплении.

Когда в 1561 году Иоанн Грозный женился на дочери Кабардинского князя Гуаши Темрюковне, его симпатии к Кавказу значительно усилились и он послал туда для защиты своего зятя Темрюка особое войско в 1563 году, состоявшее из 500 стрельцов под командой воеводы Плещеева.

Плещеев, прибыв к царскому зятю князю Темрюку Айдаровичу в Кабарду, построил при впадении реки Сунжи в Терек первый русский городок на Кавказе Терку и остался в ней гарнизоном.

Впрочем, русское оружие прочного успеха на Кавказе не имело, и вследствие нерешительности воеводы, построившего Терку, городок был оставлен русскими войсками, удалившимися с Кавказа.

В 1571 году сильная русская рать с многими артиллерийскими припасами снова появилась на Кавказе и по близости бывшей крепости в том же устье Сунжи был построен новый городок Терка.

Удержать этого места русским не удалось, так как турецкий султан настойчиво требовал ухода русских с Кавказа, а Царь Грозный, по непонятной слабости, ему уступил и приказал воеводе очистить городок.

Но и туркам также не удалось завладеть Теркой; в ней засели на свой риск и страх вольные казаки с Волги и Гребней и отстояли городок от неприятелей. Отсюда казаки производили свои разорительные набеги.

Так продолжалось до 1588 года, когда в четвертый раз пришли на Терек царские войска и снова построили в низовьях Терека у моря город Терку, где и окончательно утвердилось русское господство.

Таким образом, к царствованию Михаила Феодоровича на Кавказе образовались два самостоятельных вольных казачества, – Гребенское, издавна живущее по Гребням, и Терское, обселившееся при городке Терки и при морском устье Терека.

К 1606 году Терских казаков насчитывается уже до 4 000 душ, причем они часто выказывают неповиновение царским воеводам, требуют жалованья, угрожают перейти на службу к персидскому шаху и в конце концов, собравшись всем войском, решают итти на Москву с самозванным царевичем Петром, роль которого взял на себя беглый крестьянин из Мурома Илья Коровин, или попросту Илейка. Пройдя мимо Астрахани и поднявшись вверх по Волге, подступили они к Москве, где, смешавшись с Донцами и другими казаками, приняли общее участие в смуте. По окончании мятежа и смуты многие казаки возвратились на свои места и снова повели полную приключений и опасностей ратную жизнь, отстаивая царские крепости и свои городки от натиска горцев и персов.

В 1651 году для связи города Терки с Гребенскими

Донские областные ведомости № 180/20.08.1913 г. стр. 4

городками был построен острог на Сунже, вскоре, впрочем, разоренный через два года горскими народами.

Гребенские казаки поселились пятью городками, претерпевшими впоследствии тягости переселения: Червленым, названным так по памяти о Червленом Яре, Старо-Гладковским, Ново-Гладковским, Курдюковским и Щедринским.

Терские казаки, усиленные выходцами с Дона, Яика, Волги, Малороссии и Польши, укрепились на морском берегу, и главным поселением их был Трехстенный городок, из которого в 1668 году вследствие большого наводнения все Терское Войско было переселено на реку Копай, где основало Старый городок.

В 1707 году на Старый городок напал пришедший с Кубани султан Каиб, но, храбро отраженный казаками, потерпел неудачу, сам попался им в плен, а войско его было рассеяно и побито. Но и сами защитники городка сильно пострадали и людьми и имуществом, почему переселились на морской берег в редут князя Бековича-Черкасского.

В 1712 году Гребенцы, которых сильно теснили Кумыки и Чеченцы, по предложению воеводы Апраксина бросили свои прежние поселения и перешли с гребней на правый берег Терека, где и осели вышепоименованными пятью станицами.

В 1716 году Гребенцы, часть Терцев, Яицких казаков и Волгцев приняли участие в знаменитом походе на Хиву князя Бековича Черкасского, причем в числе погибших злой смертью членов экспедиции было до 500 Гребенцов.

В 1722 году Император Петр Великий, прибыв лично на Кавказ, признал за нужное построить на реке Аграхани крепость для обороны учрежденной Сулакской линии. Крепость была построена и названа крепостью Святого Креста. Кроме регулярного гарнизона в ее окрестности были переселены остатки Терских казаков, 1 000 семейств с Дона и некоторые инородцы Кавказа. Новое Войско было названо Аграханским и разместилось в пяти станицах, выставляя на службу 500 конных и 300 пеших казаков, управлявшихся головами, переименованными в скором времени по указу Петра Великого в ротмистры. Место для Аграханского Войска было выбрано очень неудачно, как по стратегическому положению, так и по климату, насыщенному убийственной лихорадкой.

К 1729 году Аграханское Войско, постоянно тревожимое нападениями горцев, особенно пострадало от лихорадки, которая положительно косила казаков и грозила в самом скором времени обратить войсковую территорию в пустыню.

Наконец, после неудачного мирного трактата с Персией, которой Россия уступила некоторые земли на Кавказе, и в числе их территорию Аграханского Войска, было повелено перевести остатки Аграханского Войска с Сулакской линии на Терек, где и поселить.

В 1735 году была построена новая крепость Кизляр, возле которой и поселились входившие в состав упраздненного Аграханского Войска бывшие Терские казаки, получившие название Терско-Кизлярского Войска и выставлявшие на службу всего 200 казаков. Остальные Аграханцы, из числа уцелевших от лихорадки и войн Донцов, поселились между Кизляром и Гребенскими казаками в трех городках: Дубовском, Каргалинском и Бороздинском. Эти поселенцы выставляли на службу около 400 конных казаков и получили название Терско-Семейного Войска, так как получали пропитание от казны на мужчин и женщин по причине бесплодия почвы в местах поселения.

Терское Семейное и Гребенское Войска управлялись выборными атаманами и прочим войсковым чином, а Кизлярские казаки управлялись атаманом по назначению правительства.

В 1745 году Гребенское и Терское Семейное Войска были соединены в одно Войско – Гребенское и подчинены войсковому атаману Гребенцов. Но это продолжалось лишь до 1755 года, после чего правительство признало более удобным старый порядок разделения на два Войска.

В 1765 году на урочище Мыз-догу, что означает „дремучий лес”, была построена сильная крепость, названная Моздоком. Для усиления гарнизона была образована из Кабардинцев Горская Моздокская команда, а затем в 1770 году с Волги были переведены 517 семейств Волгских казаков и поселены в пяти станицах по берегу Терека от Моздока к Гребенским станицам.

Таким образом составились станицы: Наурская, Мекенская, Галюгаевская, Ищерская и Калиновская.

В то же время с Дона были переведены для артиллерийской прислуги при орудиях 100 семейств Донских казаков, которые затем поселены около Моздокской крепости в Луковской станице и соединены с Горской командой.

Моздокский полк, состоявший из пяти сотен и управлявшийся своим полковым командиром, был впоследствии усилен причислением к нему калмыков, Саратовских казаков милиционной команды, Донцов, казаков Московского легиона, причем была поселена новая станица Стодеревская.

В 1774 году для заселения открытой набегам кочевников и хищных кавказских горцев территории правительство по проекту князя Потемкина устроило от Моздока до Азова 10 крепостей: Св. Екатерины, Св. Андрея, Св. Павла, Св. Марии, Св. Георгия, Св. Александра, Ставрополь, Донскую Московскую и Владимирскую.

В 1777 году в видах усиления обороны были переселены с Волги остальные Волгские казаки в числе 700 семейств и образовали пять станиц по линии крепостей: Екатериноградскую, Павловскую, Мариинскую, Георгиевскую и Александровскую.

Тогда же был переведен из Новохоперской крепости на линию Хорперский казачий полк, поселившийся от Волгцев к Азову в станицах Северной, Ставропольской, Московской и Донской.

С 1786 года, когда на Кавказе стали появляться русские крестьянские слободы, Астраханское гражданское начальство стало часто вмешиваться во внутренний уклад казачьей жизни- Благодаря тому обстоятельству, что наместник Кавказа за неимением точных, определяющих казачьи права данных, затруднялся препятствовать иногда неуместным распоряжениям астраханского губернского начальства, казачье хозяйство терпело непоправимый ущерб и приходило в упадок.

Кроме того, Кабардинцы, до тех пор жившие с казаками в мире и дружбе, озлобившись захватом своей земли под русские поселения, сделались заклятыми врагами русских и в первую голову казаков,

На современном языке «Горские Казаки», названое сохранявшееся до недавно за теми Казаками, которые в XVI в. пришли на Нижний Терек из гор-гребней. В средине XVIII в. русский генерал А. И. Ригельман записал с их слов, что до переселения они жили, «по объявлению гребенских сторожилов, за Терском в самой нынешней Кабарде и в части Кумыцкого владения, в Гребнях, в урочище Голого Гребня, в ущелье Павловом и в ущелье Кошлаковском и при Пименовом Дубе»; другая их часть «в Черкасах были, по объявлению тамошних, и жительство ямеля двумя деревнями, а именно, одна в большой Кабарде при устье реки Газы, впадающей в реку Урюф, а оная впадает в Терек с левой его стороны, и назывались Казаровцы; другая - в Малой Кабарде ж, в самом ущелье Татар Туповом, которое урочище состоит близ реки Терека и ниже, впадающей во оной, речки Акс с левой же ее стороны» (А. Ригельман, Летописное повествование о М. России). Польский монах Матвей Меховский в начале XVI в. писал о горных местах С. Кавказа, которые «у Русских называются по имени народа Пятигорские Черкасы, то есть, приблизительно, Черкасы Пяти гор. Среди этих же гор живут хазарские племемена, которые по словам (...) моравской легенды, обратещены были в веру Христову святыми братьями Кириллом и Мефодием». О тех же Казарах в пространных Россииских Четьи Минеях говорится, что это «был народ скифский языка славянского, страна же их была близ Меоти-ческого озера». В одной из ранних публикаций Россий­ской Императорской Академии Наук - «Краткое описание всех случаев, касающихся до Азова», которое перевел с немецкого языка Академии Наук адъюнкт И. К. Тауберт и которое в 1782 г. вышло уже третьим изданием, говорится о Мстиславе Храбром и Кавказских Казаках: «Покорил он себе в 1021 г. соседственных, до Кавказских гор распростанившихся Козаков и отправил их в 1023 году вместе с Козарами против своего брата». Летописцы этих Казаков обычно называют Касогами, но в некоторых (Никаноровская и Вологодско-Пермская), действительно, их имя очень близко к нашему: «И поиде Мстислав с Козары и с Казягь на великого князя Ярослава». Раньше этого времени (X в.) персидская география (Гудуд ал Алэм) указывает в Приазовье, т. е. в будущих владениях Мстислава Храброго, Землю Касак. О тех же горских Казаках или Пятигорских Черкасах писал, современник Матвея Меховского, Сигизмунд Герберштейн: «Русские утверждают, что это христиане, что живут они независимо по своим законам, а церковную службу выполняют на славянском языке, которым они, собственно говоря, и пользуются главным образом в жизни». Речь, очевидно, идет о Гребенских и Азовских Казаках, хотя часть последних к 1503 году перекочевала уже в Северщину. У Донцов существовало предание, записанное тем же Ригельманом (Повествование о Донских Казаках), «будто бы они от некоих вольных людей, а более от Черкес и городских народов взялися ». Ранний историк Болтин вспоминал Пятигорских Казаков или Черкасов от 1282 г. В 1380 г. после битвы на Куликовом Поле Казаки поднесли Московскому князю Дмитрию Донскому икону, принесенную ими с гор, (Гребенская Божия Матерь). Все эти свидетельства дают основание для утверждения, что Г. К.- Казаровцы находились на Сев. Кавказе и уже во время Хазарской империи; что они одно время, вместе с Азовскими Казаками и Пятигорцами Герберштейна состояли в союзе горских племен, занимавших Чсркасию, и усвоили там не только многие черты особой горской культуры, но и общегорское территориальное имя Черкасы; что Г. К. некогда принадлежали к числу жителей Земли Касак и оставались там во время существования Державы Томаторканской; что после ее падения они ушли в горы я там пережили века господства Золотой Орды; что в отдельные эпохи Кавказские горы служили убежищем почти всех казачьих племен. Когда по Кавказу распространились Турки и магометанство, Г. К. ушли из гор на равнину за нижний Терек и на западный берег Ахтубы (дельты Волги), где они указаны в 1702 г. на карте Делиля. В 1732 г. Г. К. с Ахтубы зачислены в служилый состав Царицынской Линии Волгского каз. Войска. В 1770 г. отсюда переселилось на левый берег Терека 517 семей, которые дали первые кадры Горско-Моздокского полка. Остальные вместе с Астраханским каз. Войском до 1786 г. несли службу на Азовско-Моздокской Линии, после чего переселились на Терек и положили начало Первому Волгскому каз. полку. Коренные Терские Гребенцы начали службу Ивану Грозному в 1577 г. От этого года в Русской армии считалось старшинство Кизляро-Гребенского полка. Тогда же царь признал за ними право на берега реки Терека. От 1860 г. Г.К. стали числиться в составе Терского казачьего Войска.

  • - Тулунский р-н, - селение основано казаками, призванными в XVIII в. нести пограничную службу в южных районах Восточной Сибири - в Саянах...

    Географические названия Восточной Сибири

  • - с. Елецкого района, центр Казацкого сельсовета, на р. Ворголе. Основаны елецкими казаками в конце XVI в. «С своим настоящим именем село Казаки упоминается в первый раз в письменных документах под 1628 годом...

    Липецкая топонимия

  • - 500 казачьих семей, принудительно переселенных за Терек на реку Аграхань. В Полном Своде Законов Рос. Имп. под № 4452, 5. 2...

    Казачий словарь-справочник

  • - народность, образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей между Туранскими племенами скифского народа Кос-Сака и Приазовских Славян Меото-Кайсаров с некоторой примесью Асов-Аланов или...

    Казачий словарь-справочник

  • Политология. Словарь.

  • - По мнению историков, опирающихся, главным образом, на свидетельство книги "Большому Чертежу" и сказания о Гребенской иконе, приписываемого рязанскому митрополиту Стефану, Г. произошли от донских казаков, живших в XVI...
  • - военное сословие русских и некоторых других народов - народность общей численностью 5000 тыс. чел. Проживают на территории Российской Федерации. Язык - русский. Религиозная принадлежность верующих: православные...

    Современная энциклопедия

  • - потомки беглых крестьян, обосновавшихся в 1-й пол. 16 в. на р. Сунже, и казаков, переселившихся с Дона в 1582 в урочище Гребни, древнейшая часть терских казаков. Рус. пр-во снабжало их вооружением и припасами и...

    Советская историческая энциклопедия

  • - этносословныс группы в составе русского и некоторых др. народов. Общая численность в Российской Федерации около 5 млн. человек. Язык русский, распространено двуязычие...

    Русская энциклопедия

  • - составляют одно из состояний Российской Империи, обладающее особыми правами и преимуществами...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - потомки беглых крестьян, обосновавшихся в 1-й половине 16 в. на р. Сунжа, и казаков, переселившихся с Дона в 1582 в урочище Гребни, часть терских казаков. Русское правительство снабжало их вооружением и...

    Большая Советская энциклопедия

  • - потомки беглых крестьян и донских казаков, переселившихся в 16 в. на Сев. Кавказ. С нач. 18 в. отдельное иррегулярное войско...
  • - этносословные группы в составе русских и некоторых других народов. Общая численность в Российской Федерации ок. 5 млн. человек Язык русский, распространено двуязычие...

    Большой энциклопедический словарь

  • - казаков, ед. казак, казака, муж. Одна из тюркских народностей, населяющая Закаспийские степи и составляющая большинство жителей Казакской АССР, киргизы, киргизкайсаки...

    Толковый словарь Ушакова

  • - каз`аки, казак`и мн. то же, что...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - тур. kazak, легко вооруженный солдат. а) Иррегулярное конное войско в России. b) Род женской верхней одежды, похожей на казакин...

    Словарь иностранных слов русского языка

"ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ" в книгах

«Казаки»

Из книги Лев Толстой автора Шкловский Виктор Борисович

«Казаки» Замысел «Кавказской повести» десятилетие сопровождал жизнь Толстого. К замыслу он возвращался по разным поводам.В Женеве 14 (2) апреля 1857 года он записывает: «Приходится все переделать. Мало связи между лицами».15 апреля: «Буду писать наикратчайшим образом самое

Казаки

Из книги Сербский закат автора Поликарпов Михаил Аркадьевич

Казаки Казаков, оставшихся в Вишеграде, в отсутствие Загребова тоже постиг раскол. Из них выделилась группа во главе с лихим Геннадием Котовым, записав на свой счет несколько дерзких и удачных операций. Но история котовского отряда получилась недолгой.29 января Котов

КАЗАКИ

Из книги Походы и кони автора Мамонтов Сергей Иванович

КАЗАКИ Приходится слышать, что казаки плохо ездят верхом и посадка их ненормальна. Но тот, кто видел их в деле или присутствовал на джигитовке, этого утверждать не будет. Мнение это вызвано неудачей казаков на конкурах, где главным образом прыжки, забава. Может, тут они

Казаки

Из книги Любимец Гитлера. Русская кампания глазами генерала СС автора Дегрелль Леон

Казаки Это было, если мне не изменяет память, 26 января 1942 года.Мы не знали точно, на какую глубину прорвались сибирские части, скользя на своих собачьих нартах, и казаки на невысоких быстрых конях, очень выносливых.Враг должен быть где-то близко. Это все, что мы смогли

КАЗАКИ

Из книги Этнографическое описание народов России автора Паули Густав-Теодор

КАЗАКИ Казаки окружают всю азиатскую часть Российской империи наподобие крепостного вала, образуя почти неразрывную линию длиной 10000 верст, от Охотского моря до Кавказа и Дона. Они представляют собой особую, крайне специфическую часть русской народности. Стечение

Казаки

Из книги Огнестрельное оружие XIX-XX веков [От митральезы до «Большой Берты» (litres)] автора Коггинс Джек

Казаки Ни одно описание русского солдата не может быть полным без упоминания казаков, чьи подвиги воспламеняли воображение столь многих русских юношей. Первоначально казаки (само слово имеет татарское происхождение и значит «свободные люди» или «кочевники») были

1. Казаки - кто они?

Из книги автора

1. Казаки - кто они? Само слово «казак» тюркского происхождения, что означает «удалец», «вольный человек».Это определение наиболее верно отражает смысл понятия «казак», хотя у разных народов существовало много вариантов его трактовки. Спор между историками о

Казаки

Из книги Идишская цивилизация: становление и упадок забытой нации автора Кривачек Пол

Казаки «Год 1647 был год особенный, ибо многоразличные знамения в небесах и на земле грозили неведомыми напастями и небывалыми событиями». Так начинается книга «Огнем и мечом», первая из исторической трилогии Генрика Сенкевича (1846–1916), польского нобелевского лауреата,

Казаки

Из книги Война и мир Ивана Грозного автора Тюрин Александр

Казаки Первое упоминание о русских казаках относится к зиме 1443–1444, когда они помогли Рязани и московским воеводам отбиться от нашествия татарского царевича Мустафы на речке Листани - причем действовали они не на конях, а на лыжах.Вопреки общепринятому мнению,

19. 1. Мамелюки – это черкесы-казаки. Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

19. 1. Мамелюки – это черкесы-казаки. Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет. Мамелюки считаются черкесами , с.745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие кавказские горцы , с.745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в Египте в 1250 году

Казаки Терские и Гребенские. Атаман Ермак

Из книги Древняя история казачества автора Савельев Евграф Петрович

Казаки Терские и Гребенские. Атаман Ермак По летописным сказаниям второй половины XVI в. казаки принимали весьма деятельное участие во всех войнах, которые вела Москва с своими соседями: казанцами, астраханцами, крымцами, Польшей и Ливонией. Цитируя эти летописи, многие

13.1. Мамелюки - это черкесы-казаки Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

13.1. Мамелюки - это черкесы-казаки Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет Мамелюки считаются ЧЕРКЕСАМИ , с. 745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие КАВКАЗСКИЕ ГОРЦЫ , с. 745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в Египте в 1250 году ,

Глава XVII. Расстройство финансов. - Казаки морочат панов надеждой на мир. - Пышность панского лагеря под Пилявцами. - Борьба между собой трех русичей на гибель Польши. - Два триумвирата. - Удачная проба панского оружия под Пилявцами и перевес паники. - Бегство панов из-под Пилявцев. - Казаки осажда

Из книги автора

Глава XXIX. Результат казацких бунтов. - Неизбежность отпадения Малороссии от Польши. - Казаки переселяются в московские владения. - Казацкая интрига в Турции. - Поход в Волощину. - Битва под горою Батогом. - Казаки побиты в Волощине. - Финансовая и нравственная несостоятельность панской республики.

Из книги автора

Глава XXIX. Результат казацких бунтов. - Неизбежность отпадения Малороссии от Польши. - Казаки переселяются в московские владения. - Казацкая интрига в Турции. - Поход в Волощину. - Битва под горою Батогом. - Казаки побиты в Волощине. - Финансовая и нравственная

Гребенские казаки

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ