Форум Муссолини – самая необычная достопримечательность Рима. Сотворение Рима. Как Муссолини перестраивал вечный город Обелиск муссолини транспортировка




Mussolini-Obelisk или итал. Mussolini-Monolith ) - монолит из каррарского мрамора , расположенный в центре Итальянского форума в Риме . Его вес составляет 300 т, высота - 17,4 м. По замыслу Бенито Муссолини , обелиск должен был стать не просто памятником, а символом государства и начала эры фашизма .

Описание

Обелиск расположен на Итальянском форуме - монументальном спортивном комплексе Рима, возведённом в 1928-1938 годах. Форум использовался для привлечения к занятию спортом членов в молодёжной организации фашистской партии Opera Nazionale Balilla . Как и многие другие построения на форуме, обелиск сделан из каррарского мрамора и опирается на классические модели построения .

Добывать мрамор для строительства монолита в Апуанских Альпах , расположенных в Карраре , начали в 1928 году . Транспортировка горной породы общим весом 300 т была осуществлена с помощью специального метода перемещения мраморных глыб на бревенчатых катках . В ней были задействованы 50 человек . Строительство продолжалось 8 месяцев. На обелиске имеется надпись MUSSOLINI DVX (Муссолини вождь).

Напишите отзыв о статье "Обелиск Муссолини"

Примечания

Литература

  • Ibario Bessi (фотографии), Romano Bavastro, Rosario Bertolucci, Vittorio Prayer (текст). Luci di Marmo. - Pisa: Pacini Editore, 1989. - ISBN 1135687684 .

Ссылки

  • (нем.) на сайте медиакомпании Deutsche Welle

Отрывок, характеризующий Обелиск Муссолини

Но когда, в воскресенье после обедни, лакей доложил в гостиной, что приехал граф Ростов, княжна не выказала смущения; только легкий румянец выступил ей на щеки, и глаза осветились новым, лучистым светом.
– Вы его видели, тетушка? – сказала княжна Марья спокойным голосом, сама не зная, как это она могла быть так наружно спокойна и естественна.
Когда Ростов вошел в комнату, княжна опустила на мгновенье голову, как бы предоставляя время гостю поздороваться с теткой, и потом, в самое то время, как Николай обратился к ней, она подняла голову и блестящими глазами встретила его взгляд. Полным достоинства и грации движением она с радостной улыбкой приподнялась, протянула ему свою тонкую, нежную руку и заговорила голосом, в котором в первый раз звучали новые, женские грудные звуки. M lle Bourienne, бывшая в гостиной, с недоумевающим удивлением смотрела на княжну Марью. Самая искусная кокетка, она сама не могла бы лучше маневрировать при встрече с человеком, которому надо было понравиться.
«Или ей черное так к лицу, или действительно она так похорошела, и я не заметила. И главное – этот такт и грация!» – думала m lle Bourienne.
Ежели бы княжна Марья в состоянии была думать в эту минуту, она еще более, чем m lle Bourienne, удивилась бы перемене, происшедшей в ней. С той минуты как она увидала это милое, любимое лицо, какая то новая сила жизни овладела ею и заставляла ее, помимо ее воли, говорить и действовать. Лицо ее, с того времени как вошел Ростов, вдруг преобразилось. Как вдруг с неожиданной поражающей красотой выступает на стенках расписного и резного фонаря та сложная искусная художественная работа, казавшаяся прежде грубою, темною и бессмысленною, когда зажигается свет внутри: так вдруг преобразилось лицо княжны Марьи. В первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу. Вся ее внутренняя, недовольная собой работа, ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование – все это светилось теперь в этих лучистых глазах, в тонкой улыбке, в каждой черте ее нежного лица.
Ростов увидал все это так же ясно, как будто он знал всю ее жизнь. Он чувствовал, что существо, бывшее перед ним, было совсем другое, лучшее, чем все те, которые он встречал до сих пор, и лучшее, главное, чем он сам.
Разговор был самый простой и незначительный. Они говорили о войне, невольно, как и все, преувеличивая свою печаль об этом событии, говорили о последней встрече, причем Николай старался отклонять разговор на другой предмет, говорили о доброй губернаторше, о родных Николая и княжны Марьи.
Княжна Марья не говорила о брате, отвлекая разговор на другой предмет, как только тетка ее заговаривала об Андрее. Видно было, что о несчастиях России она могла говорить притворно, но брат ее был предмет, слишком близкий ее сердцу, и она не хотела и не могла слегка говорить о нем. Николай заметил это, как он вообще с несвойственной ему проницательной наблюдательностью замечал все оттенки характера княжны Марьи, которые все только подтверждали его убеждение, что она была совсем особенное и необыкновенное существо. Николай, точно так же, как и княжна Марья, краснел и смущался, когда ему говорили про княжну и даже когда он думал о ней, но в ее присутствии чувствовал себя совершенно свободным и говорил совсем не то, что он приготавливал, а то, что мгновенно и всегда кстати приходило ему в голову.

Планируя посещение вечного города Рима, удивительным образом, я очень мало интересовался стандартными достопримечательностями из путеводителя. Мне был глубоко скучен какой-нибудь Фонтан Треви, или Испанская лестница; безусловно, я много читал про Ватикан и Колизей, но почему-то абсолютно не рвался попасть туда, оставив чуть ли не на последний день. Зато я увлекся малоизвестной массовому туризму тематикой "Фашистского Рима", иными словами монументального архитектурного стиля эпохи Бенито Муссолини. В период с 1936 по 1943 годы в южной части города активно создавался самый настоящий "новый" Рим, эдакий сюрреалистический город в футуристических тонах, символизировавший возрождение новой Римской империи вкупе с величием и главенством арийской расы. Самым символичным зданием всего этого комплекса является "Квадратный Колизей" (Colosseo Quadrato) - памятник фашистской архитектуры, построенный по приказу Бенито Муссолини в 1938 по проекту неоклассического архитектора Марчелло Пьячентини. Знаю, что найдутся те, кто скажут, мол, негоже восторгаться памятниками фашизма, принесшего столько зла людям. На это отвечу так: тот, кто не готов анализировать свое прошлое - не будет иметь будущего. А посему - добро пожаловать в фашистский Рим!

Поездка начинается с конечной станции красной линии метро Batistini, здесь я снял аппартаменты. Относительно далеко от центра, зато дешево и сердито -

До Ватикана ехать минут 20, до Roma Termini (главный ж.д вокзал) 30 минут -

По пути пересадка на Roma Termini -

Не правда ли, окраинные станции римского метрополитена выглядят весьма пустынно?

Между прочим, народ массово ездит на метро зайцами, попросту перепрыгивая через турникеты. Невольно вспомнил, как сам в свое время ездил на подмосковных электричках -

Сразу по выходу из метро возвышается громадный комплекс заброшенных высоток -

Но первое впечатление обманчиво, примерно через 10 минут ходьбы вы оказываетесь в том самом "Новом Риме" -

Здание по периметру огорожено высоким забором, перелезая через который я едва не порвал себе брюки -

Знаменитое в определенных кругах кафе "Palombini", где в конце 30-ых каждый уважающий себя фашист считал правильным перекусить круассаном с кофе. Сейчас там отдыхают работники близлежащего офисного здания, вышедшие на обеденный перерыв -

Еще один шедевр, Дворец конгрессов -

Чуть поодаль целый музейный комплекс -

Поразительно, но на фоне забитого туристами под завязку центра Рима, здесь вообще ни одной живой души. Меж тем, музей великолепные! Скажите, почему люди склонны перемещаться исключительно строем и туда, куда идут все? Здесь так классно -

Прадедушка "Запорожца" -

Между прочим, полиция сидит в этом здании с 1937 года -

По всему комплексу расставлены карты с указанием интересных объектов "Фашистского Рима", вообще говоря, место огромное, реально словно отдельный город. Я гулял тут часа два и не успел посмотреть и половины -

А потом пошел дождь и пришлось сократить программу. вернувшись в метро -

Забавные объявления на русском и украинском возле метро -

Кстати!

Самый известный фашистский памятник Рима это всем известный "Витториано", возведенный в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II. Располагается на Венецианской площади в Риме, на склоне Капитолийского холма. Проект был разработан Джузеппе Саккони в ампирном духе древнеримской архитектуры. Строительство продолжалось с 1885 по 1935 годы. Это здание, по правде говоря, не является фашистским, ибо было построено еще до прихода Бенито Муссолини к власти в 1925-ом. Но именно на площади перед этим монументом Дуче любил обращаться к народу с призывом выступить единым фронтом на стороне Гитлера, стоя на балконе в здании напротив, имею в виду так называемый "

Рим прекрасен своими историями и удивительными памятниками истории, достойными внимания всего человечества. Я здесь побывал впервые в ноябре прошлого года. Город поразил меня своими контрастами, но одной из главных целей этого путешествия был не Ватикан и не мегапопулярный Колизей. Меня влекли истории совсем другого характера. Именно поэтому первым же ранним утром в вечном городе я отправился посетить Итальянский форум (Foro Italico) , более известный как форум Муссолини.

Этот комплекс строений, построенный всего 80 лет назад, почему-то мало интересен стандартному туристу, которых в городе миллионы. А зря, здесь есть на что посмотреть, а ещё можно узнать захватывающие истории совсем недавнего и весьма неоднозначного прошлого Италии.

Итак, давайте я расскажу и покажу Вам несколько другой, непривычный нам Рим времён фашизма и оголтелого национализма!

Этот комплекс монументальных строений был построен в промежутке между 1928 и 1938 годами несколько в стороне от центра Рима у подножия горы Монте-Марио.


3.

Его цель была пропагандировать физическое воспитание среди молодёжи, а также он строился для проведения Олимпийских игр 1940 года.

Те игры были отменены в связи с начавшейся Второй мировой войной, но всё же форуму нашли применение. Как и положено для того времени весь комплекс был возведён в монументальном стиле и назван в честь Бенито Муссолини. В центре комплекса и по сей день высится гранитная стела с именем вождя итальянских фашистов, а путь к стадионам украшен многочисленными мозаичными надписями, прославляющими Дуче (именно так называли Муссолини в народе).


5.

Удивительно, но после окончания войны этот комплекс просто переименовали в Итальянский форум и более ничего здесь не меняли. Даже наоборот, без каких-либо комплексов вины перед жертвами той войны в этом форуме проводили и проводят многочисленные спортивные мероприятия, чемпионаты по футболу и Олимпийские игры 1960 года.

Со временем рядом построили различные другие спортивные сооружения, среди которых наиболее известным считается стадион Олимпико, но при этом сам форум не затронули, сохранив его в идеальном состоянии. Форум остаётся важной достопримечательностью Рима для знающих людей и продолжает служить своему изначальному предназначению – спортивному воспитанию молодёжи.


7.

Как же так получилось, что родина фашизма как-то совсем не парится из-за своего фашистского наследия? Наверное, стоит вспомнить кем был для Италии Бенито Муссолини. Фигура эта, без сомнений, стоит в одном ряду тогдашних диктаторов Сталина, Гитлера, Франко и Салазара.

Будущий родоначальник фашизма родился в небогатой семье, которая тем не менее смогла ему дать неплохое образование. Его отец был по профессии кузнецом и социалистом по убеждениям. Его политические взгляды перенял и старший сын Бенито. Позже карьера будущего итальянского диктатора складывалась по-разному. Он работал учителем, сначала косил от армии, затем служил два года в армии, был талантливым политическим журналистом и даже получил со временем звание профессора.


9.

Во время Первой мировой войны он добровольцем пошёл на фронт, был несколько раз ранен, переболел тифом и дослужился до звания капрала. После войны его политические взгляды резко поменялись и из страстного социалиста Муссолини превратился в ярого националиста.

Ещё до начала карьеры Гитлера он возглавляет партию фашистского толка и стремительно рвётся к власти. С его подачи организуются отряды чёрнорубашечников из ветеранов войны для борьбы с коммунистами и анархистами. Число сторонников фашизма тогда росло стремительно и уже в 1922 году Муссолини становится премьер-министром Италии с практически неограниченной властью.

Итальянский король Виктор Эммануил III становится марионеткой фашистской верхушки во главе с Дуче. Надо сказать, несмотря на расистские взгляды и политические репрессии, власть фашистов сделала для Италии много полезного. Успешная экономическая политика, ликвидация сильнейшей сицилианской мафии, модернизация общественного транспорта – одним словом большинство итальянцев любили и верили в своего Дуче.

Хорошо об итальянском вожде высказывались и многие сильные мира всего, в том числе Ленин, Черчилль и Рузвельт. Сгубила же Муссолини дружба с Германией и утопическая мечта возродить величие Римской империи.

Кстати, вплоть до захвата немцами Франции, Дуче колебался и вполне мог стать на сторону Великобритании и США в начавшейся войне. К концу войны итальянский диктатор растерял всю власть и поддержку народа и стал марионеткой в руках немцев. В итоге, его поймали и расстреляли партизаны за два дня до самоубийства Гитлера.

Что же, можно сказать, что Муссолини искренне любил свою Родину, но имперские замашки и фашистская идеология сгубили его лучшие устремления. Тем не менее, итальянцы не забыли его заслуги перед страной и не стали стирать его имя из своей истории. Итальянский форум лучший тому пример.


13.

В этот комплекс строений кроме стеллы Муссолини входит мост, фонтан, стадион Олимпико, бассейн, теннисные корты и несколько других зданий. Наиболее знаменитым объектом форума является Мраморный стадион.


14.

Именно он меня и привлёк, в первую очередь. Вход сюда абсолютно свободный, а само строение не может не впечатлить.


15.

Вокруг открытого стадиона над трибунами возвышаются 64 статуи спортсменов в древнеримском стиле. Все они, как и обелиск Муссолини, были сделаны из дорогущего каррарского мрамора.


16.

Их изготавливали в разных провинциях Италии и эти фигуры, действительно, впечатляют. Все они разные, мужского пола и демонстрируют тело молодых атлетов со всеми анатомическими деталями.


17.

Большинство статуй представляют традиционные древние виды спорта, но есть здесь и фигура хоккеиста, например.


18.

Было вполне понятно увидеть среди них боксёра мощной комплекции с типично арийским выражением лица. Но среди фигур я разглядел и раскосый взгляд атлета явно азиатского происхождения.


19.

Несколько фигур борцов были выполнены из чёрного мрамора, видимо, для разнообразия. На трибунах здесь могло разместиться до пяти тысяч человек, а на специальном помосте могла восседать фашистская верхушка Италии.


20.

Уверен здесь не раз бывал и сам Бенито Муссолини, который, кстати, неплохо фехтовал, занимался плаванием, лыжами, конной ездой и был страстным футбольным болельщиком.

Кроме самого Итальянского форума неподалёку можно обнаружить ещё несколько необычных строений.


22.

Особенно интересен так называемый Паллацо делла Фарнезина – огромное девятиэтажное здание из белого известняка. Когда-то в нём планировали разместить штаб-квартиру фашисткой партии. Теперь же здесь располагается министерство иностранных дел.


23.

В округе ещё множество кажущихся слегка заброшенными строений. Скорей всего все они заселяются спортсменами во время очередных соревнований.


24.

Вообще, данный район необычайно красив. Здесь много зелени и практически нет мусора. Гулять во форуму сущее удовольствие.


25.

А исторические, пусть и не всегда однозначные акценты лишь добавляют свой шарм.


26.

Как вы понимаете, я настоятельно рекомендую сюда заглянуть всем, кто устанет от столпотворений возле фонтанов Треви и очередей Ватикана. Только надо понимать, что словосочетания итальянский фашизм и Бенито Муссолини здесь не воспринимаются как нечто противозаконное, о чём надо забыть, как о страшном сне. Всё это такая же часть истории Рима, как то же семейство Борджиа или кровавый император Нерон.


27.

P.S. Подписывайтесь на мою страницу

В США воюют с памятниками Конфедерации, Франция лишилась всех улиц, названных в честь нациста-коллаборациониста маршала Петэна, Германия, согласно закону 1949-го года, который запретил "салюты" Гитлера и другие публичные ритуалы, смогла подавить символы Третьего Рейха, Украина лишилась всех Ленинов и запрещает пропаганду нацизма и коммунизма... В то же время в Италии до сих пор много фашистских памятников, а также чувствуется ностальгия по праворадикальному прошлому. приводит перевод статьи The New Yorker о том, почему в Италии так берегут свои фашистские реликвии.

В конце 30-х годов 20-го века Бенито Муссолини готовился принимать в Риме Всемирную выставку 1942-го года. Он руководил строительством нового квартала Esposizione Universale Roma (квартал Всемирной выставки) на юго-западе столицы Италии, который должен был продемонстрировать новое имперское величие страны.

Центральным элементом квартала был Palazzo della Civiltà Italiana (Дворец итальянской цивилизации), гладкое прямоугольное чудо с фасадом из абстрактных арок и рядами неоклассических статуй в его основе.

Выставка была отменена из-за войны, но дворец, известный как "Квадратный Колизей", до сих пор стоит в Риме, а на его экстерьере отчеканена фраза из речи Муссолини 1935-го года, в которой анонсировано вторжение в Эфиопию. В ней он назвал итальянцев "народом поэтов, художников, героев, святых, мыслителей, ученых, мореплавателей и переселенцев". Вторжение и последующая кровавая оккупация Эфиопии привели к обвинениям итальянской власти в военных преступлениях. Получается, что это здание - Palazzo della Civiltà Italiana - является реликвией мерзкой фашистской агрессии. Но в Италии дворец не вызывает отвращения и не познал забвение. Наоборот, он является иконой модернизма. В 2004-м государство признало дворец местом "культурного интереса".

В 2010-м году также была завершена частичная реставрация. А через пять лет модный дом Fendi разместил там свою глобальную штаб-квартиру.


У Италии, первого фашистского государства, давние отношения с правой политикой. С избранием Сильвио Берлускони в 1994 году страна также стала первой, кто привел к власти неофашистскую партию. Но одного этого факта недостаточно для того, чтобы объяснить комфортное существование итальянцев рядом с фашистскими символами и достопримечательностями. Потому что Италия, в конце концов, была домом крупнейшего антифашистского сопротивления в Западной Европе и прочной послевоенной Коммунистической Партии.

До 2008 года центрально-левые коалиции поддерживали это наследство, часто получая более 40% голосов на выборах. Так почему в то время, как Соединенные Штаты начали спорный процесс демонтажа памятников конфедератам, а Франция изменила названия улиц, которые носили имя маршала Петэна, Италия разрешила "выжить" фашистским памятникам?

Одна из причин - это большое количество этих реликвий. Когда Муссолини пришел к власти в 1922 году, он возглавлял новое движение в стране с огромным культурным достоянием. И он знал, что ему требуется большое количество маркеров, чтобы вырезать фашистскую идеологию на ландшафте страны. Общественные проекты, такие как спортивный комплекс Форо Муссолини в Риме, должны были конкурировать с Медичи и Ватиканом, в то время как портреты "Il Duce" (как известно, Муссолини), подавались и окружали итальянцев в виде статуй, фотографий в офисах, плакатов на трамвайных остановках и даже принтах на купальных костюмах. Было легко ощутить, как говорил итальянский журналист и писатель Итало Кальвино, что фашизм колонизировал общественное пространство страны. "Я провел первые двадцать лет своей жизни с лицом Муссолини, которое всегда было в поле зрения", - вспоминал он.

Германия благодаря закону 1949-го года против официального "оправдания нацизма", который запретил "салюты" Гитлера и другие публичные ритуалы, смогла подавить символы Третьего Рейха. В Италии не было подобной программы перевоспитания. Освобождение Италии от тысяч фашистских памятников было нецелесообразным для сил Альянса после войны. У них была другая приоритетная цель - стабилизировать не совсем стабильную страну и ограничить растущую власть Коммунистической партии.

После войны, в соответствии с бюллетенями и отчетами Союзной контрольной комиссии, рекомендовалось уничтожить лишь самые очевидные и "неэстетичные" памятники и декорации, такие как бюсты Муссолини. Другие могли быть перемещены в музеи или просто накрыты тканью и фанерой.

Такой подход создал прецедент. В 1953-м году Scelba Law (закон, который определяет и запрещает фашизм в любых его проявлениях) был разработан для того, чтобы блокировать восстановление фашистской партии, но в то же время он был слишком расплывчатым. Правящий Христианский демократический блок, в котором было много бывших фашистов, не видел никакой проблемы в "материалах режима" (символах и памятниках). Поэтому более активная политика относительно этого никогда не проводилась.

Когда Берлускони привел к власти правую партию "Итальянское социальное движение" (партия вступила в коалицию с силой Берлускони "Вперед Италия" и была сильной во время премьерства Сильвио в начале и в середине 90-х), реабилитации фашизма способствовала большая сеть существующих в стране памятников и мест паломничества. Наиболее известное из них - Предаппио, место рождения Муссолини, где находится его могильный склеп и где продаются футболки и другие сувениры с нацистской символикой.



Закон Манчино, принятый в 1993 году и запрещающий распространение фашистской идеологии, придерживался недостаточно. В 1994-м году в Риме довольно часто можно было услышать даже кричалки "Хайль Гитлер" и "Вива Дуче ил".

В то время, как Берлускони показательно ездил на велосипеде в офис, в Италии становились популярными подобные Предаппио места, а представители разных политсил создавали альянсы и защищали фашистские памятники, которые рассматривались как неотъемлемая часть итальянского культурного наследия.

"Итальянский форум Муссолини", как и "Квадратный Колизей", является предметом особого восхищения.

В 2014-м году премьер-министр Италии Маттео Рензо объявил о заявке Рима на Олимпиаду 2024-го года в комплексе, который теперь известен как "Foro Italico" и который стоит перед "Апофеозом фашизма". Картиной, которая была закрыта союзниками в 1944 году, потому что на ней "Иль Дуче" изображен богоподобной фигурой. Было бы трудно представить Ангелу Меркель, которая стоит перед картиной Гитлера при подобных обстоятельствах.

В последние годы были попытки изменить отношение к фашистским символам в Италии. В 2012 году Этторе Вере, правый мэр Аффили, открыл мемориал генералу Родольфо Грациани, нацистскому сотруднику и военному преступнику, в парке, построенном на средства, утвержденные центральным левым региональным правительством. После публичного протеста правительство отменило выделение средств. Недавно Вере обвинили в "оправдании фашизма", но мемориал остается на месте.

В Предаппио строится новый Музей фашизма. Некоторые видят в музее, который сооружают по образцу Мюнхенского центра документации истории национал-социализма, важную миссию для публичного образования. Другие опасаются, что его расположение в родном городе Муссолини еще больше подтолкнет правую ностальгию. Лаура Болдрини, президент нижней палаты парламента, лоббирует уничтожение наиболее вопиющих фашистских памятников Италии. В 2015-м году ее предложение удалить надпись имени Муссолини с обелиска "Форо Италико", вызвала шквал критики, мол - это испортит "шедевр".

Болдрини в качестве примера для Италии часто указывала на запрет нацистской символики в Германии. Но даже эта модель вскоре может быть поставлена под сомнение. "Альтернатива для Германии" стала первой ультраправой партией, которая получила места в парламенте Германии с 1945 года. Правое крыло в Германии, которое сегодня лишено преимущества эмоционально заряженных достопримечательностей, организовало свои собрания вокруг событий, например, концертов "правого года". На мероприятиях "Альтернативы", таких, как марш в Йене в сентябре, начали звучать нацистские песни. Если партия не примет жесткую линию против фашистских символов, их появление может быть лишь вопросом времени. В Италии, где эти памятники никуда не делись, существуют значительные риски. Если памятники рассматриваются исключительно как деполитизированные эстетические объекты, правые могут воспользоваться этим для идеологии, пока ситуация не изменится.