Что читать? Советуют священники. О духовном чтении




Ниже мы изложили списки книг, которые как мы уверены, принесут большу пользу для Истинно-Православного Христианина. Посольку сегодния очевидным явлается невиданная никогда прежде доступность святоотеческой литературы, то это как раз должно способствовать успеху «жизни по духовному совету», которую по мнению о. Серафима (Роуз) дает эта литература. Не знаем как долго будет дано нам радоваться столь болшым количеством этой лиературы, которую можно повсюду найти. Возможно однакож, что это кратковременное явление, которое нам дано Богом для подготовки нас к ожидающим будущим испытаниям во имя Христа. Здесь мы не должны обманываться. Не надо искать современных старцев с их современными проблемами, надо вернутся к духоносным отцом древних времен. Мы, Православные Христиане, последних времен должны имеет своими настоящими друзями всех тех кто угодил Богу в прошлые времена, тем самым мы сможем тогда удержатся нашей Св. Православной Веры. - Сост.

ДРЕВНИЙ ПАТЕРИК , изложенный по главам.

ЛАВСАИК, ИЛИ ПОВЕСТВОВАНИЕ О ЖИЗНИ СВЯТЫХ И БЛАЖЕННЫХ ОТЦОВ - Епископ Палладий Еленопольский.

ЖИЗНЬ ПУСТЫННЫХ ОТЦОВ . - Пресвитер Руфина.

ЛУГ ДУХОВНЫЙ . - Блаженный Иоанн Мосх.

ЖИТИЯ ПАЛЕСТИНСКИХ ОТЦОВ (V-VI вв.) - Монах Кирилл Скифопольский.

ДИАЛОГИ. СОБЕСЕДОВАНИЯ О ЖИЗНИ ИТАЛИЙСКИХ ОТЦОВ И О БЕССМЕРТИИ ДУШИ. Творение святитель Григорий Великий (Двоеслов)

VITA PATRUM. Житие отцов древней Галлии VI века. - Свт. Григорий Турский. Переиздано иеромонахом Серафимом (Роуз).

КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК. Полное собрание житий святых в Киево-Печерской лавре подвизавшихся. - Составлен тремя Печерскими святыми: Нестором, летописцем российским, Симоном, епископом Владимерским и Суждалским, и Поликарпом, архимандритом Печерским. Издание второе, в новом полном переводе Е. Поселянина. М. 1900.

КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК ПО ДРЕВНИМ РУКОПИСЯМ. - В переложении на современный русский язык Марии Викторовой (В типографии Киево-Печерской лавры, 1870).

ГРЕШНИКОВ СПАСЕНИЕ . Составлена общедоступной речью Агапием, иноком Критском, подвизавшемуся на Святой Горе Афон (1641 год).

ТЕРАТУРГИМА (ΤΕΡΑΤΟΥΡΓΗΜΑ) , или чудеса, которые были как в самом свято-чудотворном монастыре Печерском Киевском, так и в обеих святых пещерах [его]. - Лаврский иеромонах Афанасий Кальнофойский (Киев 1638).

НОВЫЙ ЭКЛОГИОН . - Преп. Никодим Святогорец.

НОВЫЙ МАРТИРОЛОГ . - Сост. преп. Никодимом Святогорцем и св. Макарием Коринфским.

ХРИСТИАНСКИЕ МУЧЕНИКИ, ПОСТРАДАВШИЕ НА ВОСТОКЕ, СО ВРЕМЕНИ ЗАВОЕВАНИИ КОНСТАНТИНОПОЛЯ ТУРКАМИ . - Перевод с новогреческого свящ. П. Соловьева (СПб. 1862 г.).

АФОНСКИЙ ПАТЕРИК , или жизнеописание святых, на святой Афонской горе.

ЧЕТЬИХ-МИНЕЙ - Свт. Дмитрия Ростовского.

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПОДВИЖНИКОВ БЛАГОЧЕСТИЯ 18 И 19 ВЕКОВ в 12 томов - по месяцам и два дополнительных.

ЖИТИЯ СВЯТЫХ ПОДВИЖНИЦ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ . Архиепископ Филарет (Гумилевский)

РУССКИЕ СВЯТЫЕ, ЧТИМЫЕ ВСЕЙ ЦЕРКОВЬЮ ИЛИ МЕСТНО . Опыт описания жизни их. т. 1-3. - Архиепископ Филарет (Гумилевский) (СПб. 1865).

ЖИТИЯ СВЯТЫХ, ЧТИМЫХ ПРАВОСЛАВНОЮ РОССИЙСКОЮ ЦЕРКОВЬЮ, А ТАКЖЕ ЧТИМЫХ ГРЕЧЕСКОЮ ЦЕРКОВЬЮ, ЮЖНОСЛАВЯНСКИХ, ГРУЗИНСКИХ И МЕСТНО ЧТИМЫХ В РОССИИ , кн. 1-10. - Д. И. Протопопов (М. 1884-1885).

ОТЕЧНИК - Свт. Игнатий (Брянчанинов).

ЮРОДСТВО О ХРИСТЕ И ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВЫЕ ВОСТОЧНОЙ И РУССКОЙ ЦЕРКВИ . Исторический очерк и жития сих подвижников благочестия. - Сост. свящ. Иоанн Ковалевский (М. 1902).

НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССИЙСКИЕ в 2 томах - Сост. Протопресвитер М. Польский. (Jordanville 1949-1957).

ОПТИНА ПУСТЫНЬ И ЕЕ ВРЕМЯ. - И. М. Концевич (Jordanville 1970).

II. СВЯТООТЕЧЕСКИЕ ТРУДЫ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРАВОСЛАВНОМУ ХРИСТИАНИНУ:

НРАВСТВЕННЫЕ ПРАВИЛА - Свт. Василий Великий († 379).

ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ - Преп. Макарий Египетский († 391).

РУКОВОДСТВО К ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ - Препп. Варсонофий Великий († VI в.) и Иоанн Пророк († VI в.).

ДУШЕПОЛЕЗНЫЕ ПОУЧЕНИЯ - Авва Дорофей († кон. VI в.).

ЛЕСТВИЦА и СЛОВО К ПАСТЫРЮ - Преп. Иоанн Лествичник, игумен Синайской горы († VII вв.).

ПУТЕВОДИТЕЛЬ и ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА РАЗНЫЕ ТЕМЫ - Преп. Анастасий Синаит, игумен Синайской горы († после 701).

СЛОВА ПОДВИЖНИЧЕСКИЕ - Преп. Исаак Сирин, еп. Ниневийский († 1-й пол. VIII в.).

БЛАГОЛЮБИЕ (ЕВЕРГЕТИН) - Павел, игумен монастыря Пресвятой Богородицы Евергетиды (Благодетельницы) в Константинополе († 1054), изданное преп. Никодимом Святогорцем.

АЛФАВИТНЫЙ АЛФАВИ Т - Преп. Мелетий Галийский, Исповедник († 1286).

СЕМЬ СЛОВ О ЖИЗНИ ВО ХРИСТЕ - Св. прав. Николай Кавасила († 1392).

ЦАРСКИЙ ПУТЬ КРЕСТА ГОСПОДНЯ и ИЛИОТРОПИОН - Свт. Иоанн (Максимович), Митр. Тобольский и всей Сибири († 1715).

ОБ ИСТИННОМ ХРИСТИАНСТВЕ и СОКРОВИЩЕ ДУХОВНОЕ ОТ МИРА СОБИРАЕМОЕ - Свт. Тихон Задонский († 1783).

АВТОБИОГРАФИЯ - преп. Паисий Величковский, архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии († 1794).

ВОСТОРГНУТЫЕ КЛАССЫ В ПИЩУ ДУШИ - Перевод свв. отцов не вошедших в Добротолюбие преп. Паисия Величковского.

НЕВИДИМАЯ БРАНЬ (1796), переиздана преп. Никодимом Святогорцем

БЛАГОНРАВИЕ ХРИСТИАН - Преп. Никодим Святогорець († 1809).

ДОБРОТОЛЮБИЕ (ФИЛОКАЛИЯ) - составлено преп. Никодимом Святогорцем и свт. Макарием митр. Коринфским († 1805).

ПРИНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННОМУ МОНАШЕСТВУ - Свт. Игнатий (Брянчанинов) († 1867).

ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ - Свт. Феофан Затворник († 1894).

МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ в 4-х томах (1905) - Св. прав. о. Иоанн Кронштадтский († 1908).

В ОБЪЯТИЯХ ОТЧИХ. ДНЕВНИК ИНОКА в 11-и выпусках (1905-1914) - под псевд. А. I. = Свщч. Иосиф (Петровых), митрополит Петроградский († 1937).

***

Преп. Иоанн Пророк: «Привяжи обремененную ладью твою к кораблю отцов твоих, и они управят тебя к Иисусу, могущему даровать тебе смирение и силу, разум, венец и веселие» (Руководство к духовной жизни. Ответ 258).

***

Святой Цезарий, епископ Арльский: «В наши дни как мы можем предстать перед святыми отцами древности, если мы пренебрегаем передавать нашим детям то, что находим в составленных ими бесчисленных трудах на благо всех церквей, которые писались с таким большим рвением и благочестивым усердием? Если у нас нет силы составить наши собственные книги, должны ли мы, по крайней мере, нерадеть о том, чего не мы сами, ни наши сослужители не излагаем публично для спасения душ, но что находим мы в уже написанном святыми отцами? Я говорю правду вашему благочестию: я очень боюсь, что проповеди и бесчисленные труды святых отцов, которые они сочиняли с большим старанием, и подготовили для распространения всеми священниками, будут свидетельствовать перед судом вечного Судьи. Если мы не можем собрать духовные плоды собственным трудом, то просто передадим со святой ревностью и самозабвенным милосердием то, что было собрано другими» (Духовное увещание епископа, или Смиренная просьба грешника ко всем верным служителям Божьим и епископам).

***

Прп. Паисий Величковский: «Егда же удалитеся от внимания и чтения отеческих книг, то ниспадете от мира Христова и любве, сиречь от делания заповедей Христовых и внидет в вас мятеж, молва и неустроение, душевное смущение, колебание и безнадежие, друг же на друга роптание и осуждение: за умножение сих изсякнет любы многих… и аще сия тако будут, разоритися имать вскоре и собор сей, первее душевне, по времени же и телесне». (Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского)

***

Свт. Феофан Затворник: «Упражнения или делания, сюда относящиеся, суть: чтение и слышание слова Божия, отеческих писаний, житий святых отцов, взаимное собеседование и вопрошение опытнейших. Хорошо - читать или слушать, лучше - взаимное собеседование, а еще лучше - слово опытнейшего. Плодоноснее - слово Божие, а за ним - отеческие писания и жития святых. Впрочем, нужно знать, что жития лучше для начинающих, писания отеческие - для средних, Божие же слово - для совершенных . Все эти - и источники истин, и способы почерпать их, очевидно, способствуют и напечатлению их в уме, и, вместе, поддержанию духа ревности. Часто один текст возгревает дух не на один день; есть жития, о коих одно воспоминание восставляет жар ревности; есть места у святых отцов всевозбудительные. Посему есть доброе правило: выписывать такие места и хранить, на случай нужды, для возбуждения духа» (Путь ко спасению. III. 2. Указание упражнений. А.).

***

«Творения святителя Тихона стали основой всей моей пастырской жизни. Еще в 1921 году, благословляя меня на пастырство, старец Оптинский Анатолий сказал мне: „Возьми "Истинное христианство" Тихона Задонского и живи по его указанию”». (Архиеп. Андрей (Рымаренко). Православие, большевизм и наша эмиграция. // «Православный Путь» за 1987 г.)

***

Иеромонах Серафим Роуз: «Из литературы могу порекомендовать вам те книги, которые специально предназначены для живущих в миру, и те, где изложены основы духовной жизни, как, например, "Моя жизнь во Христе" прав. Иоанна Кронштадтского, "Невидимая Брань" преп. Никодима Святогорца, Жития святых, и упомянутое выше "Приношение современному монашеству": эта книга, в той части, которая составляет "духовную азбуку", адресована также и мирянам. Большую пользу духовному росту и трезвому взгляду на жизнь приносит дневник (подойдет обычная общая тетрадь), куда хорошо записывать как выдержки из прочтенных книг, на которые вы по той или иной причине обратили особенное внимание, так и свои собственные заметки, в том числе и о своих недостатках, требующих исправления. О том, насколько это важно, ясно свидетельствует "Моя жизнь во Христе" прав. Иоанна Кронштадтского» (Совет современникам. // Living Orthodoxy, Jan.-Feb., 1984).

***

Оптинский Старец преп. Макарий сделал важную заметку относительно того, какие творения Свв. Отцов надо читать рядовым Православным Христианам. Это тем более важно, что и ныне многие «ревностные не по разуму» (Рим. 10:2), вместо поучаться в творениях Свв. Отцов сугубо им предазначенному, беруться за святоотеческие труды срого высокого уровня, которые заводят их в своего рода тупик. Простые миряне начинают богословстовать, хотя не каждому это дано и спасительно, как об этом поучал свт. Григорий Богослов. Преподобный Макарий зная все эти трудности дает своим духовных чадам такое поучение: «Читайте отеческие книги, но более деятельные , потому что при вашем устроении умозрительные могут принести больше вреда, чем пользы. А из деятельных вы будете познавать свою немощь и смирять свое сердце, и тогда Бог призрит на вас и пошлет Свою помощь к исполнению Его воли» (Письмо 6). В другом месте развивает еще подробнее этот совет: «Чтение отеческих книг очень нужно и полезно к познанию воли Божией, ибо отцы исполнили Слово Божие, переданное нам в Писании и прошли его деятельной жизнью и оставили пример в своих учениях. Если вы читаете только слово Божие, не читая отцов, то, не зная образа жизни и борьбы, думаете, что можете его исполнить и не смиряетесь. А читая отцов, вы стремитесь исполнить написанное, но не достигая их меры, познаете свою немощь и смиряетесь и получаете милость Божию, которая особенно на смиренных простирается. В Отечнике написано: «Брат вопроси старца, глаголя: что сотворю, яко чту писания отец и не творю? Отвеща старец: Чтя словеса отеческия и не творя, смиряется и получает милость Божию, а не чтя не смиряется и не получает милости Божией». Посему не малая польза читать деятельные их поучения . Исполняемые вами телесные делания, «сами не зная для чего» - неверно, а совершаете это из любви к Богу, но несовершенной, но как зародыш малый в сердце имея, от веры происходящей. Читая слово Божие и примеры жизни отцов, победивших страсти и достигших любви Божией, веруем сему и понуждаемся исполнять прежде деяния телесные и показать делом любовь к ближнему. Когда совершаем это правильно, со смирением, то переходим к видению, получаем душевное утешение и любовь Божия (к Богу) показывается нам явственней» (Письмо 7. // И. М. Концевич. Оптина Пустынь и ее время. Jordanville 1970.).

***

«Но если современный подвижник уже не может найти опытного руководителя, и это не по своей вине, а по причине полного отсутствия таковых, он все-таки не должен падать духом и оставлять свой подвиг. По совету Нила Сорского инок последних времен должен руководствоваться Священным Писанием и творениями Св. Отцов, но не один, а "при совете преуспевших братии, с осторожной и благоразумной поверкой этого совета Писанием"» (И. М. Концевич. Стяжание Духа Святого в путях древней Руси. Париж, 1952.).

***

Cамо чтение Свв. Отцов не достаточно для духовного совершенстования, оно должно отображаться в живом воспрятии читателя. О. Серафим (Роуз) учил, что для узнания истины не нужны никакия возвышенныя состояния; нужно только любящее сердце, сокрушенное и смиренное страданиями (болезнование сердца). В своей статье «Святые Отцы Православия» он показал, что они вдохновители и верные проводники к истинному христианству в последние времена, т.е. что их творения являются для нас вместо иссякшего старчества, также о. Серафим дал советы относительно чтения творений свв. отцов, а также предостерегал перед неправильным их чтением. (Издано первоначально на английским языке (Святые Отцы Православия).

Сост. Священнопроповедник Михаил М. Джега

Я понял для себя простую истину. Мне гораздо интереснее читать книги и статьи "про людей", нежели "лекцию про правильное поведение". Когда я читаю про жизнь святых людей, я получаю куда больше информации, нежели когда мне предлагается некий готовый вывод. Я люблю изучать людей и всем моим братьям и сестрам тоже рекомендую изучать жизнь верующих людей. Это дает и навык раздумий над чужой святостью, и дарит благодатные переживания. Да и читается намного легче...

"Моя жизнь со старцем Иосифом". Книга написана Ефремом Филофейским, игументом монастыря в Аризоне, США. Старец Ефрем в книге описывает свой опыт послушничества у легендарного афонского старца Иосифа Исихаста (его еще называют Иосифом Пещерником). Что понравилось в книге? Простой разговорный язык обычного греческого юноши, рассказывающего, как он захотел стать монахом на Афоне и жил в горной келье в послушниках у старца. Какие видел чудеса. Как молился, как его смирял старец. Книга просто пропитана здоровым православным духом. Где под здоровым духом я подразумеваю такую жизнь христианина, при которой он живет как бы двумя мирами - этим и небесным. Мечтает о том мире, размышляет, думает, жаждет туда попасть, да и при жизни сподобляется удивительных посещений. Во второй части книги представлено житие Иосифа Исихаста.

"Всемирный светильник. Серафим Саровский". Вот есть святые, про которых хочется читать и читать. Почему? А потому что они как-то святы от колыбели. И весь их путь интересен. Про их юношество хочется жадно читать под одно настроение. Про их зрелость - под другое. Про светоносную старость - под третье. Вот благочестивый юноша Прохор (так звали о. Серафима до пострига) с друзьями идет в Саровский монастырь как паломник. Воображение рисует благостные картины. О чем говорили между собой эти чистые души по дороге? Какие удивительные разговоры они вели? Сегодня нет такой дружбы.

А что чувствовали монахи, живя рядом с о. Серафимом? Когда человек глубок как небо, когда сама Богородица называет его "любимцем" и считает его "нашего рода", то есть, небесного - какие впечатления он производил на людей? Какое вообще это было чудо - жить рядом с добрым волшебником, к которому 12 раз (!) приходила Богородица, который видел Христа (!), который в середине зимы мог иметь в келье необычные свежие фрукты... Эта книга передает эти чувства. Эта книга - благоуханная фруктовая гроздь посреди духовной зимы...

"Флавиан". Эта книга состоит из четырех томов. Точнее, есть четыре книги, связанные одним главным героем - Алексеем, бывшим бизнесменом, а теперь живущим при храме со своей семьей пономарем и послушником у вымышленного о. Флавиана. Эта книга превосходна тем, что очень быстро может "катехизировать" любого начинающего христианина, проводя его через всю суть христианства, через всю радость, что есть в православном христианстве в принципе. Протоиерей Александр Торик как будто бы взял, да и вписал в сюжет весь смак христианской веры, разделил на главы и предложил испить. Получилось, на мой взгляд, вкусно.

Иногда эту книгу упрекают в излишней картинности. Да, персонажи очень конкретны. Их роли прописаны. о. Флавиан - гениальный духовный пастырь, из недостатков имеющий разве что 140 кг веса. Пономарь Алексей - добросовестный кающийся грешник, сразу и навсегда принимающий тезисы о. Флавиана и "растущий в небо" как на дрожжах. Бабушки при храме - идеал верующего, добрыми натруженными руками готовящие вкуснейшую окрошку и борщи. Да, картина идеализирована. Ну а я считаю - пусть! В этом есть дерзновение мечты, мечты о том, "какова должна быть жизнь христианина на земле".

"Красная Пасха". Три Оптинских монаха-новомученика, заколотых психически нездоровым человеком в Пасхальную ночь. Три жития. Письма и воспоминания. Книга напоминает тебе, что ты еще умеешь плакать. И даже не поймешь от чего. То ли от горя, то ли от радости. То ли от печали за себя, теплохладного. Потому что автор тебе рассказывает про "таких простых", но отчего-то столь цельных людей. Людей, достойных неба. Ты то про себя знаешь все, знаешь, что ты на такое не способен. А там, у обычных ребят, оставивших мир и ставших монахами, было кровавая борьба со своими страстями, с таким страшным после советского безбожия наследием. И Господь их труд заметил. И возлюбил их сугубо, попустив мученическую смерть. Чтобы и наградить наградою великою, увенчать славой нетленной...

"У Троицы окрыленные". Превосходная, восхитительная, пробуждающая веру книга. В ней тонкие поучительные моменты умело сменяются монашескими судьбами, отчего ты и вероучительные и нравоучительные моменты усваиваешь, и на примерах учишься и вообще, вспоминаешь о радости Неба. В этой книге много того, что я бы назвал "консервированным сокрушением". Читаешь страницы, доходишь до определенного места и слезы ручьем... от осознания собственной греховности, от красоты чужих душ, от красоты покаяния и чуда чужой самореализации в Боге.

Автор умело зашил в слова эту божественную тайну - взять человеческую судьбу и превратить ее в сокровище, во вселенную смысла, в неотмирную звучащую тишину. Вот был обычный человек, да к Богу пришел, в монастырь пришел... и придя, стал Человеком. Тихим, глубоким, исполненным внутри чего-то внушительного, как тайный монарх. Был бомж - стал принц, был в лохмотьях - облекся в славу вечную, нетленную. Был калекой, но обрел ангельские крылья... и полетел в небеса. Название книги соответствует содержанию.

"Несвятые святые". Похоже на "У Троицы окрыленные", но немного в ином стиле. Больше про простых людей, больше юмора, более легкое в чтении, но тоже имеющее в себе духовное наполнение. Эта книга учит жить не по-книжному, а как-то естественно. Часто верующие люди подвергают себя некой стилизации. Видимо, автор счел должным показать, как самые обычные люди, служащие Богу на своем месте, обретают святость.

"Силуан Афонский". Прекрасная книга в двух частях. Первая часть - глубоко прочувствованное житие преподобного Силуана, написанное очень филигранно и тонко. Автор книги был келейником у преподобного Силуана. Вкупе с даром слова автор изложил все в богатых полутонами и красками произведении. Здесь много о психологических переживаниях святого Силуана, о его поисках и духовных страданиях, о его радости и духовных победах. Вторая часть книги - это мысли самого преподобного Силуана, записанные им в разное время жизни.

Книга ценна тем, что показывает святого не с высоты птичьего полета "родился от благочестивых родителей, не брал грудь в постные дни, отошел ко Господу", а детально раскрывает жизнь, которая богаче полутонами, взлетами и падениями. Побольше бы таких житийных историй!

"Отец Арсений". Литературно обработанные рассказы про реального священника, истинного доброго пастыря. Данная книга очень любима православными христианами. Я сам ее читал, и могу свидетельствовать, что книга наполнена живым духом. Добрая часть книги посвящена жизни о. Арсения в лагерях Сталинского ГУЛАГа, его духовным мыслям, его реакции на жизненные вызовы. А вообще книга рассказывает о той любви, которая возможна между истинным пастырем и его духовными чадами. Наверное, эта книга наглядно показывает, что такое истинная церковь. Это не камни, это - люди.

Страница 1 из 7

В помощь новоначальному: как выбирать православную литературу?

Если что-то и препятствует современному человеку идти путем спасения, то уж точно не отсутствие православной литературы. Новоначального христианина скорее дезориентирует обилие брошюр и книг. Кажется, на изучение опыта, накопленного Церковью, жизни не хватит. С чего начинать? Выбирая книги самостоятельно, новообращенный рискует купить некачественное, необъективное издание, выпущенное без благословения Церкви.

Даже хорошая книга, но прочитанная не вовремя, может принести вред душе человека… Как и в любой сфере, здесь нужны советы специалиста – священнослужителя, духовного наставника. Какие книги в первую очередь нужны новоначальному христианину, а с какими стоит повременить? Как лучше использовать аудио- и видеоисточники? Какими принципами руководствоваться при чтении? На эти и другие вопросы нам помогли ответить настоятель Храма в честь иконы «Споручница грешных» протоиерей Вячеслав Бондарь и ключарь Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Андрей Коробчук.

Православному христианину, в первую очередь новоначальному, обязательно следует свои изыскания, вопросы согласовывать с опытным человеком, а лучше всего – с духовником. Узнавая характер, жизненные обстоятельства человека, священник определяет, что ему предложить для прочтения. Выбор литературы зависит от пола, возраста, образования, социального положения и других факторов.

«Множество духовных советов старцев и подвижников, на которых мы сегодня ссылаемся, адресовались конкретному человеку, – поясняет протоиерей Андрей Коробчук. – Соответственно учитывались его бытовые, социальные и другие условия жизни».

«Любая книга, за исключением Священного Писания, несет в себе нечто субъективное, личный духовный опыт ее автора, – говорит протоиерей Вячеслав Бондарь. – Классические творения святых отцов не для всех христиан могут быть одинаково полезными и одинаково понятными. Кто-то хочет узнать больше об истории, кого-то больше вдохновляют повествования о чудесах, жизнеописания подвижников. К примеру, «Флавиан» прот. Александра Торика или «Несвятые святые» архимандрита Тихона – книги, которые некоторых действительно «трогают», а кого-то оставляют равнодушными».

От букваря к высшей математике

На первом месте должно быть познание Христа, и без знания Священного Писания здесь христианину не обойтись. Это – духовная пища, пища для алчущей души. Как без еды человек слабеет, так и без Евангелия он со временем начнет гаснуть в своем желании идти путем веры и в результате вовсе потеряет интерес. Священнослужители советуют начинать изучение Священного Писания с Нового Завета. Люди, впервые взявшие Библию и начинающие ее прочтение с книг Ветхого Завета, встречаются со многими вопросами.

«Ветхий Завет – это в основном история распространения греха в мире. Многие ветхозаветные предписания, особенно обрядового характера, имели временный характер и утратили свое значение в новозаветное время, – поясняет отец Вячеслав. – Это понимает воцерковленный человек, но может не понять начинающий христианин, не знающий обрядовой стороны богослужения Православной Церкви. В целом ветхозаветный Закон готовил человечество к принятию Мессии – Христа Спасителя, и поэтому до конца понять его можно только сквозь призму новозаветного Евангельского учения. Нужно детально знакомиться с Евангелием и хотя бы с книгой Деяний Святых Апостолов. Можно начинать с детской Библии и в дальнейшем перейти непосредственно к оригинальному тексту».

«Я бы советовал читать Евангелие как часть молитвенного правила – это фундамент и подпитка, – говорит отец Андрей. – На первых порах будет очень много непонятного, поэтому рекомендую толкование, которое легко читается и в то же время в котором собраны «самые сливки», – архиепископа Аверкия (Таушева). Все должно быть постепенно – от букваря и до высшей математики».

Практика показывает, что в первую очередь полезным для новообращенных будет Закон Божий прот. Серафима Слободского. Украинская Православная Церковь переиздала Закон Божий, в основу которого также положена редакция протоиерея С. Слободского, но текст адаптирован ко многим вопросам современности. В этих книгах кратко изложена и священная история, и понятие о литургике (богослужении), о Церкви, о правильном поведении в храме. Если новоначальный поймет и усвоит Закон Божий, тогда можно переходить к Катехизису и Уставу Церкви.

Для человека, который действительно хочет изменить свою жизнь, будет полезна книга «Современная практика православного благочестия» Н. Е. Пестова. Также есть замечательные периодические издания, помогающие человеку согласовать свою жизнь с верой: журнал «Фома» (православный журнал для сомневающихся), журнал «Отрок» (православный журнал для молодежи).

С чего начать, а с чего – не стоит?

«Сначала нужно научиться молитве и покаянию, – поясняет отец Вячеслав. – Нельзя читать Исаака Сирина, не узнав о борьбе со страстями. Нельзя говорить о мистическом богословии, не познав практику борьбы с грехом. Новоначальным рекомендую святых отцов, которые говорят о борьбе с грехом: Авва Дорофей, второй том «Добротолюбия» или «Добротолюбие» для мирян, архимандрит Иоанн Крестьянкин – письма и «Опыт построения исповеди», письма старца Паисия Святогорца, «Нам оставлено покаяние» игумена Никона (Воробьева), «Загляни в свое сердце» – письма Валаамского старца (схиигумен Иоанн Алексеев) – книга, повествующая о духовной жизни, святой Иоанн Кронштадтский «Моя жизнь во Христе», святитель Феофан Затворник «Путь ко спасению», святитель Игнатий Брянчанинов «Аскетические опыты». Примерно в этой последовательности их и нужно изучать».

«Не стоит начинать чтение православной литературы с узкобогословских книг, к примеру, «О непрестанной Иисусовой молитве», «О нетварном свете», – предостерегает отец Андрей. – Возможно, новоначальный христианин ударится в мистику или неправильно истолкует прочитанное, может запутаться, испугаться. Или, наоборот, начнет практиковать и впадет в прелесть.

При выборе брошюр также нужно обращаться к своему духовнику, священнослужителю. Человек купит, к примеру, брошюру «В помощь кающемуся», а там такой список грехов, что начинающего христианина может вообще оттолкнуть от Церкви! Может потеряться суть покаяния – перемена мысли и образа жизни. Нужно быть аккуратным в выборе таких брошюр, их чтение может привести человека не ко Христу, а к законничеству или обрядам. Не говоря уже о книгах о «последних временах», кодах и неизвестных старцах».

Чтобы случайно не купить еретическое или протестантское издание, нужно смотреть, кем оно благословлено и где издано – действительно ли в церковной ограде, к примеру, указано: «издание Киево-Печерской лавры» , «издание Сретенского монастыря» , «Издательский отдел при Патриархии» . В первую очередь следует покупать литературу в храмах или церковных лавках. Хотя, к сожалению, это тоже не всегда защитит от некачественной продукции, почему и необходимо руководство духовника.

Какими еще источниками можно пользоваться?

Кроме периодики и книг есть аудиоматериалы – их можно слушать по дороге на работу или учебу, к примеру Светлану Копылову (исполнительницу авторских православных песен). Слабовидящим помогут так называемые «аудиомолитвословы».
Дома можно просматривать видеолекции, их сейчас очень много. Интересны лекции профессора Московской духовной академии А. И. Осипова, протоиерея Ильи Шугаева, монахини Нины Крыгиной.

Для поиска литературы можно пользоваться интернет-ресурсами. Есть официальные сайты епархий, обителей, приходов. Например, pravoslavie.ru (сайт Сретенского монастыря) – один из ведущих сайтов, который помогает разобраться в различных вопросах церковной жизни, сделать первые шаги в храме. На нем есть рубрика «вопросы священнику», очень полезная тем, у кого еще нет духовного наставника. На сайте «Азбука веры» (azbyka.ru) размещено много статей известных богословов, церковных публицистов. Predanie.ru – здесь размещаются творения святых отцов, другие духовные книги, как правило, выдержавшие критику и проверенные временем. Будет полезен и сайт bogoslov.ru – научный богословский портал.

Чтобы чтение не было во вред…

«Читайте осмысленно, постепенно разрешая возникающие вопросы. Бывает, человек читает Священное Писание, не понимает трудные места, но ищет ответ в Церкви – это одна сторона вопроса. Но совсем другое дело, когда в толковании священных текстов человек опирается исключительно на свое понимание, не учитывая 2000-летнего опыта Церкви в осмыслении Священного Писания. Это очень опасный подход к изучению священных текстов.

Очень важно жить в Церкви, а не просто «накапливать знания» , – говорит отец Вячеслав. – Следует применять прочитанное к себе лично , а не по отношению к ближним, особенно то, что касается грехов, изобличения страстей. Чтение не должно служить поводом к осуждению других людей. Если при чтении духовной литературы будет замечена гордость, то кроме опустошения оно ничего человеку не принесет.

Не спешите делать выводы, прочитав одну или две книги. Невозможно узнать все о православной вере по нескольким книгам. Человек стремится познать Бога через молитву, покаяние, участие в Таинствах, чтение Священного Писания и духовной литературы. Это настроение нужно сохранять и поддерживать всю жизнь. Если что-то смущает сердце: книга или сайт, следует сразу выяснять этот вопрос с духовником, искать ответ в соборном разуме Церкви. И многие вещи, которые на первых порах кажутся непонятными, не отвергать и не высмеивать. Все, что есть в Церкви, – полезно и проверено опытом многих поколений христианских подвижников».

Я исполнил просьбу юноши. А потом давал эту памятку другим людям. И кому-то она очень помогла.

Сразу предупреждаю: это субъективное пособие. Не нужно придираться, если кого-то из достойнейших авторов я упустил из виду. Но все же, по-моему, эта памятка дает представление, что читать человеку, желающему познакомиться с Православием.

Самой главной книгой для христианина должно быть, несомненно, Священное Писание . Начинать читать Библию нужно с Нового Завета. Затем можно знакомиться с Ветхим Заветом. В отношении Нового Завета есть масса замечательных комментариев , да и сам он не труден для понимания. А вот Ветхий Завет без пояснений читать сложно. Самым лучшим пособием в этом вопросе будет прекрасный трехтомник протоиерея Александра Меня “Как читать Библию”. Отец Александр сделал подборку самых важных ветхозаветных текстов (своего рода антология) и прокомментировал их. Эта работа доступна и в Интернет варианте.

В последнее время на книжном рынке появилось очень много различных книг православных авторов. И, конечно, нужно помнить, что не все они одинаково ценны. Среди этих книг есть совершенно неправославные по сути, есть те, в которых подлинное православное учение перемешано с оккультными или псевдонаучными представлениями. Об этом советую почитать прекрасную работу диакона Андрея Кураева: Второе пришествие апокрифов, или проповедь о порче вместо проповеди о Христе .

Некоторые верующие люди руководствуются таким принципом: они смотрят, есть ли на книжке надпись: Издано по благословению

Но этот гриф – Издано по благословению – не защищает от подделки. Я лично знаю издателей, которые цинично ставят этот гриф на всех своих изданиях, мол, все равно никто проверять не будет. Но должен сказать: есть гриф, который ставится на книгах, прошедших настоящую церковную цензуру на самом высоком уровне. Это надпись на титульном листе: Издательский Совет Русской Православной Церкви . Вот таких книг можно не бояться.

Я предлагаю вам список лучших православных авторов.

Для удобства я оцениваю по пятибалльной системе произведения авторов на предмет богословской сложности:

  • 1-2 – очень простые, доступные сочинения;
  • 3 – работы, написанные для массового читателя;
  • 4 – нужно читать внимательно, сосредоточенно, что-то может показаться непонятным;
  • 5 – сложные богословские работы, без некоторой подготовки читать тяжело.

Из русских подвижников веры и благочестия рекомендую святителя Феофана Затворника ( , ), святителя Тихона Задонского, св. прав. Иоанна Кронштадтского ( , ), преподобного Серафима Саровского (), святителя. Игнатия Брянчанинова ( , ).

Арсеньев Владимир. Богослов. 2,3,4.

Афанасьев Николай, протопресвитер ( , ). Литургист, богослов, историк. 3-4.

Булгаков Сергий, протоиерей. Богослов. Из его работ я рекомендую прежде всего книгу Православие -3-4. В других его работах есть неправославные мысли.

Василий (Кривошеин), архиепископ (). Богослов. 3-4.

Вознесенская Юлия. Современный писатель, автор замечательных популярных художественных романов. 2,3.

Глубоковский Николай. Библеист. 4, 5.

Дворкин А. Специалист по сектам ( , ). 2,3,4.

Ельчанинов Александр, священник. Особенно рекомендую его книгу Записи. 3.

Иоанн (Шаховской), архиепископ ( , ). Богослов. 3.

Иустин Попович, архимандрит ( , , ). Прекрасный сербский богослов и писатель. 3,4.

Каллист (Уэр), епископ. ( , , , ). Богослов. 3-4.

Карташев Антон. Церковный историк. 3-4.

Кассиан (Безобразов), епископ (). Библеист. 4, 5.

Киприан (Керн), архимандрит (). Богослов, патролог. 3-4.

Клеман Оливье. Богослов. 3,4.

Концевич И. М. Исследователь русского старчества и святости. 2.

Кураев Андрей, диакон. Церковный публицист, богослов ( , ,

Вопросы и ответы, часто задаваемые начинающими христианами.

35 коротких часто задаваемых вопроса начинающих христиан о храме, свечах, записках и т.д.

1. Как человек должен готовиться к посещению храма?

К утреннему посещению нужно готовиться следующим образом:
Встав с постели, возблагодари Господа, даровавшего тебе возможность провести ночь в мире и продлившего тебе дни для покаяния. Умойся, встань перед иконой, зажги лампаду (от свечи), чтобы она вызывала в тебе молитвенный дух, приведи свои мысли в порядок, всех прости и только тогда приступай к чтению молитвенного правила (утренние молитвы из Молитвослова). Затем вычитай одну главу из Евангелия, одну из Апостола и одну кафизму из Псалтири или один псалом, если мало времени. При этом надо помнить, что лучше прочесть одну молитву с искренним сокрушением сердца, чем всё правило с мыслью, как бы все это поскорее закончить. Начинающим можно пользоваться сокращенным молитвословом, постепенно прибавляя по одной молитве.

Перед выходом скажи:
Отрицаюсь тебе, сатана, гордыне твоей и служению твоему и сочетаюсь Тебе, Христе Иисусе, Боже наш, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Перекрестись и спокойно иди в храм, не боясь, что сделает тебе человек.
Идя по улице, перекрести дорогу перед собой, говоря про себя:
Господи, благослови пути мои и сохрани меня от всякого зла.
По дороге в храм читай про себя молитву:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

2. Как должен быть одет человек, решивший идти в церковь?

Женщины не должны приходить в церковь в брюках, коротких юбках, с яркой косметикой на лице, недопустима помада на губах. Голова должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчины перед входом в церковь должны снять головной убор.

3. Можно ли принимать пищу перед посещением храма в утренние часы?

По уставу нельзя, это делается натощак. Отступления возможны по немощи, с укорением себя.

4. Можно ли входить в храм с сумками?

Если есть необходимость, можно. Только когда верующий подходит к Причастию, сумку надо отставить в сторону, так как во время Причащения руки крестообразно складываются на груди.

5. Сколько поклонов надо класть перед входом в храм и как вести себя в храме?

Перед входом в храм, предварительно перекрестившись, поклонись трижды, смотря на образ Спасителя, и молись к первому поклону:
Боже, буди милостив мне, грешному.
Ко второму поклону:
Боже, очисти грехи моя и помилуй мя.
К третьему:
Без числа согреших, Господи, прости мя.
Затем проделай то же самое, войдя в двери храма, поклонись на обе стороны, сказав про себя:
Простите меня, братья и сестры, встань благоговейно на одном месте, никого не толкая, и внимай словам молитвы.
Если человек пришел в храм впервые, то ему надо осмотреться, заметить, что делают более опытные верующие, куда направлены их взоры, в каких местах Богослужения и каким образом они накладывают на себя крестное знамение и совершают поклоны.
Недопустимо во время богослужения вести себя будто в театре или музее, то есть, задрав голову, рассматривать иконы и священнослужителей.
Во время молитвы стоять надо благоговейно, с покаянным чувством, слегка опустив плечи и голову, как стоят провинившиеся перед царем.
Если не понимаешь слов молитвы, то произноси про себя с сокрушением сердца Иисусову молитву:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ную).
Крестное знамение и поклоны старайся совершать со всеми одновременно. Помни, что Церковь — это земное Небо. Молясь Творцу своему, не помышляй ничего земного, но только воздыхай и молись о грехах своих.

6. Сколько времени надо находиться на службе?

Службу надо отстоять от начала до конца. Служба — это не повинность, а жертва Богу. Разве будет приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания праздника?

7. Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять?

На этот вопрос святитель Филарет Московский ответил: «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя». Однако во время чтения Евангелия необходимо стоять.

8. Что важно в поклонах и молитве?

Помни, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Можно все молитвы проговорить и все означенные поклоны положить, а о Боге совсем не вспомнить. И, следовательно, не молясь — исполнить молитвенное правило. Такая молитва — грех перед Богом.

9. Как правильно целовать иконы?

Лобызая св. икону Спасителя, следует целовать ноги, Божией Матери и святых - руку, а Нерукотворенный Образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя - во власины.

10. Что символизирует поставленная перед образом свеча?

Свеча, как и просфора, — это бескровная жертва. Огонь свечи символизирует вечность. В древности, в ветхозаветной Церкви, человек, приходящий к Богу, приносил ему в жертву внутренний жир и шерсть закланного (убитого) животного, которые возлагались на жертвенник всесожжения. Теперь же, приходя в храм, мы приносим в жертву не животное, а символически заменяющую его свечу (лучше восковую).

11. Имеет ли значение, какого размера свечи ставишь перед образом?

Все зависит не от размера свечи, а от искренности твоего сердца и твоих возможностей. Конечно, если обеспеченный человек ставит дешёвые свечи, то это говорит о его скупости. Но если человек беден, а сердце его горит любовью к Богу и состраданием к ближнему, то его благоговейное стояние и горячая молитва угоднее Богу, чем самая дорогая свеча, поставленная с холодным сердцем.

12. Кому и сколько свечей надо ставить?

В первую очередь ставится свеча к Празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, а уже потом за здравие или за упокой.
За умерших свечи ставят на канун у Распятия, мысленно произнося:
Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное.
О здравии или в какой нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеймону, а также тем святым, коим Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах.
Поставив свечку перед избранным тобой угодником Божиим, мысленно произнеси:
Святый Угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне, грешном (ой) (или имя, за кого просишь).
Затем надо подойти и приложиться к иконе.
Надо помнить: чтобы молитвы достигли успеха, молиться святым угодникам Божиим надо с верою в силу их ходатайства перед Богом, со словами, идущими от сердца.
Если ставишь свечу к образу Всех святых, обрати ум свой ко всему сонму святых и всему воинству Небесному и молись:
Вси святии, молите Бога о нас.
Все святые о нас всегда Бога молят. Он же Один всех милует, а к просьбам святых Своих всегда снисходителен бывает.

13. Какие молитвы надо творить перед образами Спасителя, Божией Матери и Животворящего Креста?

Перед образом Спасителя моли про себя:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ную) или Без числа согреших, Господи, помилуй мя.
Перед иконой Божией Матери произноси кратко:
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Перед образом Животворящего Креста Христова твори такую молитву:
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.
И после этого поклонись Честному Кресту. И если стоишь перед образом Христа Спасителя нашего или Богородицы, или святых Божиих со смирением и теплою верою — то получишь то, что просишь.
Ибо где образ, там и благодать первообразная.

14. Почему именно у Распятия принято ставить свечи за упокой?

Крест с Распятием стоит на кануне, то есть на столе для поминания усопших. Христос взял на Себя грехи всего мира, грех первородный — Адамов грех — и через Свою смерть, через Кровь, которая пролилась безвинно на кресте (поскольку Христос не имел греха), примирил мир с Богом Отцом. Помимо этого, Христос - это мост между бытием и небытием. Можно увидеть на кануне, кроме догорающих свечей, еще и еду. Это очень давняя христианская традиция. В глубокой древности были так называемые агапии — трапезы любви, когда христиане, которые приходили на богослужение, после его окончания все вместе потребляли то, что приносили с собой.

15. С какой целью и какие продукты можно положить на канун?

Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар, все то, что не противоречит посту (так как может быть и постный день). Также можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор, который потом пойдет для причастия верующих. Всё это приносится и оставляется с той же целью, с какой ставится на канун свеча - помянуть своих умерших родственников, знакомых, друзей, еще не прославленных подвижников благочестия.
С этой же целью подается и записочка о поминовении.
Следует твёрдо помнить, что приношение должно идти от чистого сердца и искреннего желания принести жертву Богу за упокой души поминаемого человека и должно быть добыто от своего труда, а не похищено или приобретено обманом или иным лукавством.

16. Какое самое важное поминовение для усопших?

Самое важное — поминовение усопших на проскомидии, ибо вынутые из просфоры частицы погружаются в Кровь Христову и очищаются сею великою жертвою.

17. Как подать записку о поминовении на проскомидии? Можно ли на проскомидии поминать болящих?

До начала богослужения, надо подойти к свечному прилавку, взять лист бумаги и написать следующим образом:

Об упокоении

Андрея
Марии
Николая

Заказная

Таким образом оформленная записка будет подана на проскомидию.

О здравии

Б. Андрея
мл. Николая
Нины

Заказная

Таким же образом подаётся записка о здравии, в том числе и болящих.

Записку можно подать с вечера, указав дату, на которую предполагается поминовение.
Сверху записки не забудь нарисовать восьмиконечный крест, а внизу желательно приписать: «и всех православных христиан». Если хочешь помянуть духовное лицо, то его имя ставится первым.

18. Что делать, если стоя на молебне или другом богослужении не услышал имени, которое подал на поминовение?

Бывает, что священнослужителей упрекают: дескать, не все записки прочитали или не все свечи поставили. И не знают, что этого делать нельзя. Не судите, да не судимы будете. Вы пришли, принесли — всё, ваш долг выполнен. А уж как священник сделает, так с него и спросится!

19. Для чего совершается поминовение усопших?

Все дело в том, что покойники сами за себя молиться не могут. За них это должен сделать кто-то другой из живущих ныне. Таким образом, души людей, покаявшихся перед смертью, но не успевших принести плоды покаяния, могут получить освобождение только по ходатайству за них перед Господом от живущих родственников или друзей и в силу молитв Церкви.
Святые Отцы и учители Церкви согласно признают возможность для грешников освобождения от мучений и благотворное значение в этом отношении молитв и милостыни, особенно церковных молитв, и преимущественно бескровной жертвы, то есть поминовения на Литургии (проскомидии).
«Когда весь народ и Священный Собор, — вопрошает св. Иоанн Златоуст, — стоят с простертыми к небу руками и когда предлежит страшная жертва, как не умилостивим мы Бога, молясь за них (умерших)? Но это о тех только, которые в вере умерли» (Св. Иоанн Златоуст. Беседа на посл. к Флп. 3, 4).

20. Можно ли вписать в поминальную записку имя самоубийцы или некрещеного?

Нельзя, так как лица, лишенные христианского погребения, обыкновенно лишаются и молитв церковных.

21. Как нужно себя вести при каждении?

При каждении нужно преклонить голову, словно Дух Жизни принимаешь, и творить молитву Иисусову. При этом нельзя поворачиваться спиной к алтарю — это ошибка многих прихожан. Надо лишь слегка развернуться.

22. Какой момент считается окончанием утреннего богослужения?

Окончанием, или завершением, утреннего богослужения является выход священника с Крестом. Такой момент называется отпустом. Во время отпуста верующие подходят к Кресту, целуют его и священническую руку, держащую Крест, как его подножие. Отойдя, нужно поклониться иерею. Кресту же помолиться:
Верую, Господи, и поклоняюсь Честному и Животворящему Кресту Твоему, яко на Нем соделал ecu спасение посреде Земли.

23. Что нужно знать об употреблении просфоры и святой воды?

По окончании Божественной литургии, придя домой, приготовь на чистой скатерти трапезу из просфоры и святой воды.
Перед употреблением трапезы сотвори молитву:
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Просфору принимают над тарелкой или чистым листом бумаги, чтобы крошки святые не упали на пол и не были попираемы, ибо просфора — хлеб святой Небесный. И принимать его надо со страхом Божиим и смирением.

24. Как празднуются праздники Господни и святых Его?

Праздники Господни и святых Его празднуются духовно, чистою душою и неоскверненной совестью, обязательным посещением церкви. По желанию верующие заказывают благодарственные молебны в честь Праздника, приносят цветы к иконе Праздника, раздают милостыню, исповедуются и причащаются.

25. Как заказать молебен поминальный и благодарственный?

Молебен заказывается путем подачи записки, оформленной соответствующим образом. Правила оформления заказного молебна вывешиваются у свечного прилавка.
В разных церквях существуют определенные дни, когда совершаются молебны, в том числе водосвятные.
На водосвятном молебне можно освятить крестик, икону, свечи. По окончании водосвятного молебна верующие с благоговением и молитвою берут святую воду и ежедневно натощак ее принимают.

26. В чем состоит таинство покаяния и как готовиться к исповеди?

Господь Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам Своим: Истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18). И в другом месте Спаситель, дунув, сказал апостолам: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22—23).
Апостолы же, исполняя волю Господа, передали эту власть своим преемникам — пастырям Церкви Христовой, и по сей день каждый, верующий православно и исповедующий чистосердечно перед православным священником свои грехи может получить через его молитву разрешение, прощение, полное отпущение их.
В этом и состоит суть таинства покаяния.
Человек, привыкший следить за чистотой своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Он ждёт и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждёт живительной влаги.
Представьте себе на минуту человека, по смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь! Вот и душа требует омовения, и что было бы, если не было бы таинства покаяния, этого целительного и очистительного «второго крещения». Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят ее так, что человек начинает чувствовать какой-то необычный страх, ему начинает казаться, что с ним должно произойти что-то дурное; то вдруг он впадает в какие-то нервные срывы, раздражения, ощущает общее беспокойство, не имеет внутренней твердости, перестает владеть собой. Часто причины всего происходящего сам он не понимает, а она в том, что на совести человека — неисповеданные грехи. По милости Божией эти скорбные ощущения и напоминают нам о них, чтобы мы, озадаченные таким бедственным положением души своей, пришли к сознанию необходимости исторгнуть из нее весь яд, то есть обратились к св. таинству покаяния и этим бы избавились от всех тех мук, которые ожидают после Страшного Суда Божия всякого грешника, не очистившегося здесь, в этой жизни.
Очень полезно перед исповедью прочитать подробное житие преподобной Феодоры Цареградской (память 30 декабря по ст. ст.). Она приняла монашество и проходила свой подвиг под руководством прп. Василия Нового (память 26 марта). Скончалась в 940 году. Ученик св. Василия, Григорий, по смерти Феодоры с мольбой просил старца открыть ему загробную участь старицы. И вот по святым молитвам святого отца было его ученику чудесное видение: он беседовал с преподобной Феодорой, и она поведала Григорию о том, что происходило с ней в момент смерти и после, когда душа ее проходила страшные испытания. (Рассказ о мытарствах преподобной Феодоры см. в IV-м разделе этой книги.)
Практически все таинство покаяния совершается так: вначале священник молится со всеми желающими исповедоваться. Затем он делает краткое напоминание о наиболее распространенных грехах, говорит о смысле исповеди, об ответственности исповедующегося и о том, что он стоит перед Самим Господом, и священник — лишь свидетель таинственной беседы его с Богом, и что умышленное сокрытие каких-либо грехов усугубляет вину кающегося.
Затем уже исповедующиеся по одному подходят к аналою, на котором лежат Святое Евангелие и Крест, делают поклон ко Кресту и Евангелию, становятся перед аналоем, склонив голову или на колени (последнее не обязательно), и начинают исповедоваться. Полезно при этом составить приблизительный план для себя — какие грехи исповедовать, чтобы не забыть потом на исповеди; но надо будет не просто прочитать с листка бумаги о своих язвах, а с чувством вины и раскаяния открывать их перед Богом, вынимать их из души своей, как каких-нибудь гадких змей, и с чувством отвращения избавляться от них. (Сравни этот список грехов с теми списками, которые будут держать злые духи на мытарствах, и заметь: чем тщательнее ты сам обличишь себя, тем меньше страниц обнаружится в тех демонских писаниях.) При этом, конечно, каждое извлечение такой мерзости и выведение ее на свет будет сопровождаться некоторым чувством стыда, но ты знай твердо: Сам Господь и служитель Его — исповедующий тебя иерей, как бы ни был отвратителен твой внутренний греховный мир, только радуются, когда ты от него решительно отрекаешься; на душе священника только радость о покаявшемся. Любой священник после искренней исповеди еще более располагается к исповедующемуся, гораздо ближе и заботливее начинает относиться к нему.

27. Изглаживает ли покаяние воспоминание о совершенных ранее грехах?

Ответ на этот вопрос дается в очерке на Евангельскую тему — «Блудный сын».
«...Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и перед тобою и уже не достоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его, и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться!» (Лк. 15, 20—23.)
Кончается пир в доме благого, милосердного отца. Затихают звуки ликования, расходятся званые гости. Вчерашний блудный сын выходит из чертога пира, еще полный сладостного чувства любви и всепрощения отца.
За дверями он встречается со стоящим вне старшим братом. В его взоре — осуждение, почти негодование.
Замерло сердце младшего брата; исчезла радость, заглохли звуки пира, перед взором встало недавнее, тяжелое прошлое...
Что он может сказать брату своему в оправдание?
Разве его негодование не справедливо? Разве заслужил он этот пир, эту новую одежду, этот золотой перстень, эти поцелуи и прощение отца? Ведь еще недавно, совсем недавно...
И низко склоняется голова младшего брата перед суровым, осуждающим взором старшего: заныли, заболели еще совсем свежие раны души...
Со взором, просящим милосердия, блудный сын бросается на колени перед старшим братом.
«Брат... Прости меня... Не я устроил этот пир... И не просил я у отца этой новой одежды, и обуви, и этого перстня... Я даже не называл себя более сыном, я просил лишь принять меня в наемники... Твое осуждение меня справедливо, и нет мне оправдания. Но выслушай меня и ты, может быть, поймешь милосердие нашего отца...
Что прикрывает теперь эта новая одежда?
Вот, посмотри, следы этих страшных (душевных) ран. Ты видишь: на моем теле не было здорового места; здесь были сплошные язвы, пятна, гноящиеся раны (Ис. 1, 6).
Они сейчас закрыты и «смягчены елеем» милосердия отца, но еще мучительно болят при прикосновении и, мне кажется, будут болеть всегда...
Они будут постоянно напоминать мне о том роковом дне, когда я с черствой душой, полной самомнения и горделивой уверенности в себе, порвал с отцом, потребовав свою часть имения, и ушел в ту ужасную страну безверия и греха...
Как счастлив ты, брат, что у тебя нет воспоминаний о ней, что не знаешь того смрада и тления, того зла и греха, которые царят там. Ты не испытал духовного голода и не познал вкуса тех рожков, которые в той стране надо красть у свиней.
Вот ты сохранил свои силы и здоровье. А у меня их уже нет... Только остатки их я принес обратно в дом отца. И это сейчас разрывает мое сердце.
Для кого я работал? Кому я служил? А ведь все силы можно было бы отдать для служения отцу...
Ты видишь этот драгоценный перстень на моей грешной, уже слабой руке. Но что бы я не отдал за то, чтобы на этих руках не было следов той грязной работы, которую они выполняли в стране греха, за сознание, что они всегда работали только для отца...
Ах, брат! Ты всегда живешь во свете и не будешь никогда знать горечи тьмы. Ты не знаешь тех дел, которые там совершаются. Ты не встречался близко с теми, с кем там приходится иметь дело, ты не касался той грязи, которой не могут избежать живущие там.
Ты не знаешь, брат, горечи сожалений: на что ушли силы моей юности? Чему посвящены дни моей молодости? Кто вернет мне их? О, если бы жизнь можно было начать сначала!
Не завидуй же, брат, этой новой одежде милосердия отца, без нее были бы нестерпимы муки воспоминаний и бесплодных сожалений...
И тебе ли завидовать мне? Ведь ты богат богатством, которого, может быть, не замечаешь, и счастлив счастьем, которого, возможно, не чувствуешь. Ты ведь не знаешь, что такое невозвратимая утеря, сознание растраченного богатства и загубленных талантов. О, если бы все это было возможно вернуть и вновь принести отцу!
Но имение и таланты выдаются лишь один раз на всю жизнь, и сил уже не воротишь, а время ушло безвозвратно...
Не удивляйся же, брат, милосердию отца, его снисхождению к блудному сыну, его стремлению прикрыть жалкое рубище грешной души новой одеждой, его объятиям и поцелуям, оживляющим опустошенную грехом душу.
Сейчас пир окончен. Завтра я вновь приступлю к работе и буду трудиться в отчем доме рядом с тобой. Ты, как старший и беспорочный, будешь господствовать и руководить мною. Мне же подобает работа подначальная. Мне ее и надо. Эти опозоренные руки не заслуживают иной.
Эта новая одежда, эта обувь и этот перстень также снимутся до времени: в них неприлично будет исполнять мне чёрную работу.
Днем мы будем работать вместе, затем ты можешь со спокойным сердцем и чистою совестью отдыхать и веселиться со своими друзьями. А я?..
Куда я уйду от моих воспоминаний, от сожалений о растраченном богатстве, загубленной юности, потерянных силах, рассыпанных талантах, запачканных одеждах, о вчерашнем оскорблении и отвержении отца, от мыслей об ушедших в вечность и навсегда утерянных возможностях?..»

28. Что означает Причащение Святых Таин Тела и Крови Христовых?

Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53).
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем (Ин. 6, 56).
Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в таинстве Евхаристии. Самое таинство было установлено Господом на Тайной вечери.
«...Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал:
Приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И взял чашу и, благодарив, подал им и сказал: Пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28).
Как учит Святая Церковь, христианин, принимая св. Причастие, таинственно соединяется с Христом, ибо в каждой частице раздробленного Агнца содержится Весь Христос.
Неизмеримо значение таинства Евхаристии, постижение которого превосходит наш разум.
Оно зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение на нас темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу, возвращает добродетели — восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения.
В размышлениях о Божественной литургии еп. Серафима Звездинского имеется описание видения одного старца-подвижника, ярко характеризующее значение для христианина Причащения Св. Таин. Подвижник видел «...огненное море, волны которого вздымались и бурлили, представляя из себя страшное зрелище. На противоположном берегу стоял прекрасный сад. Оттуда доносилось пение птиц, разливалось благоухание цветов.
Подвижник слышит голос: «Перейди через это море». Но перейти не было возможности. Долго стоял он в раздумье, как перейти, и слышит снова голос: «Возьми два крыла, которые дала Божественная Евхаристия: одно крыло — Божественная Плоть Христова, второе крыло — Животворящая Кровь Его. Без них, как бы ни велик был подвиг, достигнуть Царствия Небесного нельзя».
Как пишет о. Валентин Свенцицкий: «Евхаристия — это основа того реального единства, которое чаем во всеобщем Воскресении, ибо и в преосуществлении Даров и в нашем Причащении залог нашего спасения и Воскресения не только духовного, но и телесного».
Старец Парфений Киевский однажды в благоговейном чувстве пламенной любви к Господу долго повторял в себе молитву: «Господи Иисусе, живи во мне и дай мне в Тебе жити», — и услышал тихий, сладкий голос: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем.
Итак, если покаяние очищает нас от скверны нашей души, то Причастие Тела и Крови Господних напояет нас благодатью и преграждает возвращение в нашу душу лукавого духа, изгнанного покаянием.
Но следует твердо запомнить, что, как бы ни было для нас необходимо Причастие Тела и Крови Христовых, не должно к нему приступать без предварительного очищения себя исповедью.
Апостол Павел пишет: «Кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей.
Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27-30).

29. Сколько раз в году нужно причащаться?

Преподобный Серафим Саровский заповедовал Дивеевским сестрам:
«Неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше — не мучая себя мыслию, что недостойна, и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин.
Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».
Очень хорошо причащаться и в дни своих именин и в дни рождения, а супругам — в день их бракосочетания.

30. Что такое соборование?

Как бы тщательно мы ни старались запоминать и записывать свои грехи, может случиться, что существенная часть их не будет сказана на исповеди, некоторые будут забыты, а некоторые просто не осознаны и не замечены, в силу нашей духовной слепоты.
В этом случае Церковь приходит на помощь кающемуся с таинством Елеосвящения, или, как его часто называют, «соборования». Это таинство основано на указании апостола Иакова — главы первой Иерусалимской Церкви:
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит больного, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).
Таким образом, в таинстве Елеосвящения прощаются нам грехи, не сказанные на исповеди по незнанию или же по забывчивости. А поскольку болезни есть следствие нашего греховного состояния, то освобождение от греха часто ведет и к исцелению тела.
В настоящее время, Великим постом, все ревнующие о спасении христиане принимают участие сразу в трех таинствах: исповеди, Елеосвящения и Причащения Святых Таин.
Тем же христианам, которые по какой-либо причине не смогли принять участия в таинстве Елеосвящения, Оптинскими старцами Варсонофием и Иоанном дается такой совет:
«Какого заимодавца можешь найти вернее Бога, знающего и то, чего не было?
Итак, возложи на Него счет забытых тобою прегрешений и скажи Ему:
«Владыко, поскольку и забыть свои согрешения есть грех, то я во всем согрешил Тебе Единому Сердцеведу. Ты и прости меня за все по Твоему человеколюбию, ибо там-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по грехам, ибо Ты препрославлен вовеки. Аминь».

31. Как часто следует посещать храм?

В обязанности христианина входит посещение храма в субботние и воскресные дни и обязательно в праздники.
Установление и соблюдение праздников необходимо для нашего спасения, они учат нас истинной христианской вере, возбуждают и питают в нас, в наших сердцах любовь, благоговение и покорность Богу. Но в церковь ходят также и для отправления треб, обрядов, для того, чтобы просто помолиться, когда позволяют время и возможности.

32. Что означает для верующего посещение храма?

Каждое посещение храма для христианина — это праздник, если человек действительно верующий. По учению Церкви, при посещении храма Божия происходит особое благословение и успех во всех добрых начинаниях христианина. Поэтому и следует сделать так, чтобы в этот момент был мир в душе и порядок в одежде. Ведь мы не просто идем в церковь. Смирив себя, свою душу и сердце, мы приходим к Христу. Именно к Христу, дающему нам в отношении нас благо, которое мы должны заслужить своим поведением и внутренним расположением.

33. Какие богослужения ежедневно совершаются в Церкви?

Во имя Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа — Святая Православная Христианская Церковь ежедневно совершает в храмах Божиих вечерние, утренние и дневные богослужения, по примеру святого Псалмопевца, свидетельствующего о себе: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он (Господь) услышит голос мой» (Пс. 54, 17—18). Каждое из этих трех богослужений слагается, в свою очередь, из трех частей: вечернее богослужение — оно состоит из Девятого часа, Вечерни и Повечерия; утреннее — из Полунощницы, Утрени и Первого часа; дневное — из Третьего часа, Шестого часа и Божественной литургии. Таким образом, из вечернего, утреннего и дневного богослужений Церковных образуются девять служб: Девятый час, Вечерня, Повечерие, Полунощница, Утреня, Первый час, Третий час, Шестой час и Божественная литургия, подобно тому, как, по учению святого Дионисия Ареопагита, из трех чинов Ангельских образуются девять ликов, день и ночь славословящих Господа.

34. Что такое пост?

Пост — это не только некоторые изменения в составе пищи, то есть отказ от скоромной пищи, но, главным образом, покаяние, воздержание телесное и духовное, очищение сердца через усиленную молитву.
Преподобный Варсонуфий Великий говорит:
«Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста (если ты немощен телом)».
О том же говорит и св. Иоанн Златоуст:
«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».
Как пишет о. Александр Ельчанинов: «В общежитиях существует коренное непонимание поста. Важен не сам по себе пост как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания — пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов — через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу.
Пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говорится о посте изолированном в нашем обычном смысле, то есть как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: «Постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный зоологически благополучный человек недоступен влияниям внешних сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение».
По словам еп. Германа, «пост есть сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями».

35. Какие молитвы совершаются перед и после вкушения пищи?

Молитвы перед вкушением пищи:
Отче наш, Иже ecu на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших.

Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Молитвы после вкушения пищи:
Благодарим Тя, Христе Боже наш, о насытил ecu нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел ecu, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

36. Для чего нужна смерть тела?

Как пишет митрополит Антоний Блюм: «В мире, который грех человеческий сделал чудовищным, смерть является единственным выходом.
Если бы наш мир греха был зафиксирован как неизменный и вечный, это был бы ад. Смерть — единственное, что позволяет земле вместе со страданием вырваться из этого ада».
Епископ Аркадий Лубянский говорит: «Смерть для многих есть средство спасения от духовной гибели. Так, например, дети, умирающие в раннем возрасте, не знают греха.
Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы — Каины, предатели Господа — Иуды, люди-звери — Нероны и другие?»
Поэтому смерть тела не «нелепа», как про нее говорят люди мира, а необходима и целесообразна.

Смотрите где вы найдете ответы на многие вопросы.

Диакон Алексий (Щуров), Санин Евгений. От ворот до царских врат (советы идущему в церковь).