Виды освещения в фотографии. Основные схемы света в студийной съемке




В этом уроке, на практических примерах, мы рассмотрим виды источников света, применяемых при съемке портретов. Начнем с одного источника и будем постепенно добавлять другие.

Первый, самый главный - это источник рисующего света. Бывает, что для съемки портрета достаточно его одного. Есть даже целое направление в фотографии, приверженцы которого снимают только с одним источником, мотивируя это тем, что "солнце у нас одно". Утверждение бесспорно, конечно, но все же в реальности мы имеем дело более чем с одним источником света. Ведь всевозможные отражения также можно рассматривать как источники! А если взять съемку в помещении? Искусственный свет плюс свет, льющийся из окон - это уже множество источников!

И, тем не менее, главный источник, определяющий всю картину, всегда один, остальные являются вспомогательными и служат для коррекции и акцентов.

В качестве источника рисующего света будем использовать софтбокс 80х120 см. Установим его немного сбоку и сверху

В результате мы получим вот такой портрет.

Как видим, тени получились достаточно глубокие. Для смягчения теней добавим еще один источник, разместив его фронтально, ближе к камере. В качестве светоформирующей насадки также используем софтбокс. Этот источник называется заполняющим. Как правило, используют насадки, смягчающие свет.


Варьируя мощность источника заполняющего света, можно получить тени различной глубины, от практически черных до едва уловимых.

Для того, чтобы подчеркнуть форму, контур, а также визуально отделить объект съемки от фона, используют источник света, направленный сбоку и сзади. Такой свет называют моделирующим или модуляцией. Свет, направленный точно сзади, называется контровым, это частный случай моделирующего освещения. Особенно хорошо эффект моделирующей подсветки проявляется при съемке на темном фоне. Мощность моделирующего света обычно ниже, чем рисующего. Источник моделирующего света может быть как жестким так и мягким.


И, наконец, для подсветки фона также используют источник света. Его так и называют - фоновый свет. Подсветка фона также позволяет "оторвать" от него объект съемки и создать определенное настроение. Для ограничения светового пятна на фоне часто используют различные светоформирующие насадки, дающие пучок разной ширины - соты, снуты, линзы с масками Гобо и другие. В данном случае использованы соты на рефлектор и красный светофильтр.

Наши друзья из проекта «Постановочное освещение » сняли интересную серию видеоуроков с теорией и практикой работы со светом.

1. Рисующий свет

Буквальный перевод слова «фотография» — «рисование светом». Поэтому красивый свет является основой удачного снимка. Рисующий свет, его еще называют key light, что в переводе с английского языка означает ключевой свет, является основным источником освещения в схеме постановки света. Именно он рисует основные объемы, форму и фактуру объекта. В качестве рисующего классически используют боковой свет поднятый выше объекта освещения.

2. Выравнивающий и заполняющий света

Выравнивающий свет освещает теневые части объекта съемки и никогда не создает теней на участках, освещенных рисующим светом. Ставится с противоположной стороны от рисующего света.

Заполняющий свет используется для равномерного освещения всей сцены. Обычно его используют либо для подсветки теней, либо для общего выравнивания освещенности в кадре. Ставится заполняющий свет со стороны камеры и как правило выше неё.

И выравнивающее и заполняющее освещение реализуется с помощью рассеивателей, для создания безтеневого рисунка.

3. Контровой, моделирующий и фоновый света

Моделирующий свет применяется для создания подчеркивания бликов или же смягчения отдельных теней на объекте съемки.

Контровой свет создается при помощи источника, расположенной за моделью. Обычно он используется для отделения модели от фона, для создания акцентов (подчеркивание бликов) и художественной подсветки контуров фигуры. Схемы с использованием контрового света – наиболее красивые. Кстати, именно благодаря контровому свету снимки, сделанные на закате, кажутся такими красивыми!

Фоновый свет используется для подсветки фона. По причине того, что фон, находясь на расстоянии от модели при использовании, например, одного источника освещения, оказывается затемненным и его обязательно нужно подсвечивать.

4. Эффектный свет

Эффектный свет – это схема, воспроизводящая эффект какого-либо реального источника освещения, например: солнца, неоновой вывески, экрана монитора и т.д.

5. Рембрандтовский свет (треугольник)

Рембрандтовский свет определяется наличием светового треугольника от рисующего света на теневой щеке модели. Для создания правильной схемы следует убедиться, что в глазу на теневой стороне присутствует блик от источника света, иначе глаза будут «мертвыми», без приятного блеска. Рембрандтовский свет даёт драматичный рисунок, и создаёт беспокойное настроение портрета. При его создании используется два источника света: рисующий и выравнивающий.

6. Схемы с одним источником света

Считается, что лучшим источником света является естественное освещение, так как само солнце - одиночный источник прекрасно дополненный рассеивателем в виде атмосферы. В студийных условиях можно легко и бюджетно экспериментировать с одним источником света дополняя его отражателями, рассеивателями и затенителями. А также можно перемещая единственный источник света во время сцены, добиться дополнительных драматических эффектов. Главный секрет работы с одиночным источником заключается в выделении границы между светом и тенью, которая выразительно подчеркивает контуры.

Следите за новостями!

Данная статья написана фотографом Джимом М. Гольдштейном . Вы можете прочитать о нем больше в конце статьи.

В моей предыдущей статье « Получите лучшее от плохой погоды - 6 задач для фотографа » я отметил, что фотография полностью зависит от освещения. Звучит довольно просто, конечно, но на самом деле фотографы склонны фокусироваться скорее на объекте, чем на свете. Я имею в виду, что когда мы видим что-нибудь необычное и интересное, мы начинаем снимать, даже если освещение и итоговое экспонирование видоизменяют объект. Освещение может улучшить или испортить изображение, и в зависимости от этого кадр будет восприниматься или как любительский, или как настоящая фотография.

Так же как умение находить и видеть объект, выбор освещения необходим для создания ярких фотографий. «Золотой час» всегда считался идеальным временем для съемки, но кадры с ярким и драматичным освещением можно сделать и в другое время. Учитесь видеть интересный свет и различные его вариации.

Боковое освещение

Как нетрудно догадаться, боковое освещение - это когда свет падает сбоку. Оно обычно обеспечивает прекрасный контраст, создает длинные тени и придает фотографии ощущение глубины. Этот тип освещения может создать драматический эффект при съемке архитектуры и портретов.

Контровое освещение

Контровое освещение возникает тогда, когда источник его расположен позади объекта и прямо напротив вас и вашей камеры. При помощи этого типа освещения легко создавать силуэты. В сочетании с определенными атмосферными условиями, такими как туман или пыль в воздухе, вы можете получить потрясающие эффекты освещения.

Подсветка по краям

Когда свет падает на объект под острым углом, он может создавать эффект подсветки по краям объекта. Этот тип освещения обеспечивает сильный контраст, который подчеркивает форму объекта. Его имеет смысл использовать при съемке макро, дикой природы, пейзажей и художественной ню фотографии.

Окружающий свет

Окружающий свет мягкий, не имеет четкого направления и часто отражается от одной поверхности на другую. Поскольку он непрямой, яркость объекта будет ниже, чем при других типах освещения. На самом деле он довольно обманчив, поскольку мы редко сознательно его воспринимаем. Большинство фотографов просто игнорируют его и ищут другие виды освещения. Окружающий свет хорошо подходит для различных фотографических жанров, в особенности, для съемки пейзажей.

Мягкий или рассеянный свет

Рассеянный свет ровный. Он снижает контраст и минимизирует тени. Хорошо подходит для портретов, макро и съемки природы.

Жесткий свет

Жесткий свет направлен прямо и часто может быть очень интенсивным в отношении яркости. Он формирует глубокие тени и высокий контраст. При съемке в условиях такого освещения существует вероятность получения «пересветов», так что нужно внимательно относиться к настройке экспозиции. Жесткий свет может стилистически применяться почти к каждому фотографическому жанру, но многие считают его не настолько привлекательным, как иные типы освещения.

Точечный свет

Точечный свет возникает тогда, когда вы фокусируете определенное количество света на определенной части вашего объекта или сцены. Он может формировать глубокие тени и высокий контраст. Способен привнести драматическую составляющую в снимок практически любого фотографического жанра.

Искусственное освещение

Самый тривиальный вид освещения - искусственный свет. Он может быть создан различными студийными осветительными приборами, а также встроенными или внешними вспышками. В фотографии мало направлений, где искусственный свет не мог бы быть успешно применен. Он обеспечивает фотографу гибкость и дополнительные творческие возможности. Если вам интересно узнать больше об искусственном освещении, посетите наш веб-сайт Strobist.

Различные комбинации освещения

И наконец, вам вполне может повстречаться комбинация нескольких или всех перечисленных типов освещения. Не существует правила, обязывающего вас работать только с одной формой освещения. Креативное освещение вашего объекта - неотъемлемая часть фотографического процесса.

Теперь, когда мы обозначили различные типы освещения, держите в голове эту информацию, когда будете смотреть на снимки, которые вам нравятся или когда отправитесь на новую съемку. Спросите себя, что за свет делает вид, на который вы смотрите или собираетесь снять, столь привлекательным? Изучайте и анализируйте освещение, и вскоре вы обнаружите, что это знание сказывается на вашей работе, сознательно и бессознательно.

Создание и/или нахождение правильного света поможет вам подчеркнуть особенности вашего объекта и создать изображения с большей силой воздействия на зрителя.

Эта статья была написана Джимом М. Гольдштейном. Пейзажные фотографии Джима, его снимки природы, обзоры путешествий и репортажные снимки можно посмотреть на его веб-сайте JMG-Galleries.com, и в блоге. Помимо этого, через подкаст Джима “EXIF and Beyond”вы можете ознакомиться с интервью фотографа и хрониками создания некоторых из его изображений.

Джим М. Гольдштейн профессиональный фотограф, в настоящее время проводящий фототуры и мастер-классы. Также он недавно издал электронную книгу «Четвертое измерение фотографии - Время», в которой обсуждаются многочисленные техники съемки на длинных выдержках. Последние работы и статьи Джима можно найти в его блоге и через подкаст “EXIF and Beyond”. Вы можете найти Джима в Google+ | Twitter | Facebook.

Освещение – это один из основных и решающих компонентов в удачной фотографии. Свет способен прорисовать определённые участки фото композиции и придать особого колорита. Правильное освещение придаёт объекту на фотографии резкость, хорошее очертание. Научиться видеть и запечатлевать фото в выгодном свете – это целое искусство. При помощи свете и тени выдающиеся фото художники способны прорисовывать целые картины.

Боковое свечение

Боковой свет – один из самых распространенных типов освещения, применяемых современными фотографами. Такой тип освещения придаёт объекту на фото дополнительный объем и глубину. Часто применяется в портретной фотосъёмке, может быть выгодным при съемке архитектуры.

Контровое свечение



Это очень популярный вид освещения в наше время. Контровой свет – это свет который расположен за моделью или любым другим объектом фотографии, свет исходящий со всех сторон из-за объекта фото. При помощи такого освещения легко прорисовываются силуэты, видны лучи света, исходящие из-за модели, туман, пыль. Все мельчайшие объекты в воздухе попавшие в луч света приобретают четкое очертание.

Рассеянное свечение



Это мягкий свет, который формируется естественным образом в пасмурную погоду, ровный свет без бликов и жестких теней. При рассеянном освещении хорошо фотографировать портретные снимки, лицо модели выходит равномерно освещенным, исключаются провалы в цветах. Также мягкое свечение подходит для , фото на природе.

Жесткое свечение



Такой тип свечения формируется в естественных условиях при ярком свете солнца. Жесткий свет характеризуется с жесткими тенями, возможны пересветы. С таким типом света, особое внимание следует уделить настройке аппаратуры, в частности, следить за экспозицией. Большинство фотографов стараются избегать жесткого свечения, так как могут возникнуть большие провалы в цветах.

Точечное свечение



Довольно распространенное освещение в использовании современных фотографов. Такой тип освещения придаёт фотографии особой драматургии и глубины изображенной картины. Весь акцент направлен на объект преломления света. При точечном освещении формируется глубокий контраст между основной картиной и освещенным объектом. Такой приём широко распространён, в случаях, когда необходимо выделить определённый объект из всей картины.
Существует огромное количество различных типов освещения, они могут встречаться по отдельности, или комбинировано. Можно искусственно формировать разные типы освещения. В искусстве фотографии нет определенных правил освещения, вы можете в полной мере придаваться творчеству и сформировать свой стиль в освещении. Знание типов освещения поможет определить при каком освещении ваш снимок примет наиболее выгодный вид. В зависимости от желаемого эффекта, применяйте необходимый вид свечения, и ваши снимки приобретут неотразимый, желаемый стиль.

Известно, что любой удачный снимок можно разложить на несколько основных элементов. А именно: композицию, тему и свет. Последнее выступает главным компонентом в каждой фотографии. Как мы говорили об искусстве фотографии, снимок – это и есть свет.

Естественный свет и освещение в фотографии – это самый сложный, но вместе с тем, самый вдохновляющий вид освещения. Вам необходимо постоянно следить за солнцем - оно должно быть в центре внимания. Направление движения, количество и качество света, непрерывно меняющийся угол – все это нужно учитывать.

Виды освещения в фотографии

Каждому новичку (коими вы и являетесь) стоит запомнить давно существующие термины, которые классифицируют тип освещения объекта съемки, это:

  1. рисующий;
  2. заполняющий;
  3. и контровой свет.

Во время съемки на улице, в роли рисующего света зачастую выступает солнечный свет. Также источниками могут быть различные отражающие поверхности, обладающие с высоким КПД, к примеру: серебристый отражатель или зеркало. Заполняющий све т создает облачное небо, вдобавок это могут делать светлые поверхности, находящиеся вокруг объекта: белый отражатель, светлая стена, даже песок на пляже. Что касается контрового света - его можно получить, снимая на закате или рассвете, когда солнце находится за объектом.

Рисующий свет характеризуется общей контрастностью снимка, жесткими свето-теневыми переходами, а также высокой детализацией.

Заполняющий свет – это некое дополнение к рисующему свету, ибо он не обладает ни высокой контрастностью, ни фактурой, ни высокой детализацией, но зато такой свет имеет свои сильные стороны.Он мягкий, пластичный и сохраняет детали, как в светлых, так и в темных участках снимка.

Контровой свет отлично работает на объем. Он добавляет изображению глубины, отделяет предмет съемки от заднего фона, четко очерчивая силуэт.

Естественное освещение в фотографии

Если вы хорошо учили физику в школе, то вам известно, что свет распространяется по прямой линии. Только представьте, какую силу имеет освещенность! Это безграничная власть над тоном, формой и тенью. Снимая при естественном освещении важно помнить о том, что направление света всегда пропорционально движению солнца.

  • Рассеянный свет, без характера – это «плоское освещением». Оно зачастую бывает не очень благоприятным для создания шедевров, так как уничтожает все блики и создает некрасивые тени.
  • Если создать источник света прямиком за собой, то почти наверняка вы получите резко освещенный объект. Постарайтесь найти угол с источником освещения.
  • Если во время съемки экспериментировать с изменением угла направления между предметом съемки и источником освещения, то это позволит добиться хорошего результата.
  • Мечта любого фотографа – это освещение, которое исходит позади предмета под неким углом, а направление позволяло бы создать просто восхитительное изображение. Для воплощения этой мечты в большинстве случаев нужно использовать отражатели.
  • Трансиллюминация – это также довольно хороший метод освещения снимка. Свет пропускается сквозь полупрозрачные предметы, к примеру, волосы (особенно светлые) и листву. Такой прием добавляет объекту съемки нечто неземное!
  • Также не забывается про мягкий свет, исходящий из окна. Такой источник освещения способен пропускать внушительное количество света, которое очень легко поддается контролю. Достаточно слегка прикрыть окно, зашторить его и вуаля: вы добились результата. Также подобный прием помогает сохранять грамотное соотношение между темными и светлыми участками изображения.
  • Ежу понятно: там, где есть свет, там будет и тень. Если вы умеете создавать тень, контролировать ее, а также эффективно применять ее в фотографии – шедевр вам обеспечен.

Искусственное освещение в фотографии

Если съемках en plein air фотограф может лишь в незначительной степени повлиять на освещенность объекта, то фотостудия имеет все необходимое для создания желаемого характера освещения. К источникам студийного света относятся импульсные источники света (фотовспышки) и источники постоянного света (специальные лампы накаливания и люминесцентные лампы рассеянного и направленного света).

Фотовспышки дают спектр светового излучения, близкий к дневному. Их используют как при съемках на открытом пространстве, так и при студийных фотосъемках. Высокая интенсивность и кратковременность светового сигнала позволяют фотографировать движущиеся объекты и использовать фотоматериалы разной степени чувствительности. Импульсные источники света являются экономичными в плане энергопотребления.

К источникам постоянного света относятся мощные галогеновые или флуоресцентные лампы . Преимуществом галогенных ламп относится постоянная световая температура и большой радиус освещенности. К недостаткам – большое энергопотребление и высокий уровень нагрева. Флуоресцентные лампы хороши экономичностью и невысокой ценой, но уровня освещенности, который они могут обеспечить, хватит лишь на небольшую студию. К тому же, для таких ламп характерен большой разброс световой температуры, что может существенно повлиять на конечный результат фотосъемки.