Поиск работы по навыкам и умениям. Основы формирования и усвоения знаний, навыков, умений




Выполнение любой, даже несложной работы требует умения и сноровки. Они приходят с опытом и совершенствованием необходимых навыков. Различие между умениями и навыками отражает степень овладения конкретными действиями, необходимыми, чтобы справиться с поставленной задачей.

Определение

Умение – реализация способности осмысленно выполнять какую-либо работу, требующую теоретических знаний и практических навыков.

Навык – это сочетание стереотипных физических действий и мыслительных операций, которые выполняются в необходимой последовательности как часть определенного вида работы.

Сравнение

Навыки вырабатываются в результате многократного повторения последовательных операций, которые фиксируются в памяти на осязательном и мышечном уровне. Со временем их выполнение становится автоматическим и не требует дополнительной фиксации внимания.

Например, навыки чтения заключаются в способности распознавать языковые символы, вслух или молча воспроизводить состоящие из них слова, соединять минимальные фрагменты текста в предложения, фразы или высказывания и понимать смысл прочитанного. Обладающему такими навыками человеку не требуется каждый раз воспроизводить в памяти весь алфавит, вспоминать значение каждого слова и задумываться о правильном ударении. В его непосредственном опыте уже сложился алгоритм согласованных действий, связанных с техникой чтения.

Умение – более сложное понятие. Оно сочетает в себе возможность качественно, с максимальной эффективностью выполнять физическую, мыслительную, творческую работу и безошибочно находить для этого закрепленные личным или профессиональным опытом способы действия. Умение складывается из целого ряда приобретенных и усвоенных навыков.

Уметь читать – значит не только владеть техникой чтения, но и воспринимать сложные формы выражения авторской мысли, понимать метафорические образы и аллегории, интерпретировать содержание в соответствии с его идеей.

Если действие переходит в навык, оно становится не целью, а способом выполнения работы. Умение характеризует качество этого выполнения.

Выводы сайт

  1. Навык является закрепленным в сознании и автоматически выполняемым действием. Умение – это ряд выполняемых определенным способом действий, которые приводят к качественному результату работы.
  2. Навык приобретается при многократном повторении каких-либо операций. Умение формируется как устойчивое сочетание осознанной цели действий и применения необходимых для ее достижения навыков.
  3. Навык – начальная стадия овладения физическими упражнениями, трудовыми действиями и способами мышления. Умение – более высокий уровень выполнения действий, направленных на реализацию многоуровневых задач профессионального, интеллектуального или творческого плана.
  4. Приобретенный навык не требует концентрации внимания. Умение предполагает постоянное переключение внимания с одного вида выполняемых действий на другой.
  5. Навыки являются составной частью умений. Умение можно рассматривать как обобщенное понятие по отношению к навыкам.

Знания - это элементы информации, связанные между собой и с внешним миром.

Свойства знаний: структурируемостъ, интерпретируемость, связность, активность.

Структурируемость - наличие связей, характеризующих степень осмысления и выявленность основных закономерностей и принципов, действующих в данной предметной области.

Интерпретируемость знаний (интерпретировать - значит истолковывать, объяснять) обусловливается содержанием, или семантикой, знаний исо способами их использования.

Связность знаний - наличие ситуативных отношений между элементами знаний. Эти элементы могут быть связаны между собой в отдельные блоки, например, тематически, семантически, функционально .

Активность знаний - способность порождать новые знания и обусловливается побуждением человека быть познавательно активным.

Наряду со знаниями существует понятие данные. Хотя четкую грань между данными и знаниями можно провести не всегда, тем не менее, между ними есть принципиальные отличия.

Данные - это элемент знаний, т.е. изолированные факты, отношения которых с внешним миром и между собой в них самих не фиксированы.

Различают знания декларативные - утверждения об объектах предметной области, их свойствах и отношениях между ними и процедурные - описывают правила преобразования объектов предметной области. Это могут быть рецепты, алгоритмы, методики, инструкции, стратегии принятия решений. Различие между ними состоит в том, что декларативные знания - это правила связи, а процедурные знания - это правила преобразования.

· хранятся (запоминаются);

· воспроизводятся;

· проверяются;

· обновляются, в том числе переструктурируются;

· преобразуются;

· интерпретируются.

Под умением понимают освоенный человеком способ выполнения действия, обеспеченный некоторой совокупностью знаний. Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике.

Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

Прочность усвоения знаний - одна из целей обучения. Результатом прочного усвоения является образование устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда учащиеся умеют актуализировать и использовать полученные знания. Однако на практике эта цель достигается не всегда. Всем известен студенческий девиз – «Сдать (экзамен) и забыть, как страшный сон» .

Но если знания забываются, то зачем тратить время (и деньги) на их усвоение?

Целью обучения являются профессиональные умения и навыки.

Исследования психологов показали, что приобретенные навыки остаются навсегда, а умения – на годы, а теоретические (декларативные) знания быстро забываются. Тем не менее, во многих случаях именно прочность усвоения знаний является целью промежуточных этапов обучения.

Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет сформулировать ряд рекомендаций.

В современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует экономить силы учащихся, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению.

Препятствуйте закреплению в памяти неправильно воспринятого или того, что учащийся не понял. Запоминать учащийся должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное .

Материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды: то, что мы должны носить в своей памяти, не должно иметь обширных размеров. Из подлежащих запоминанию рядов исключайте все, что учащийся сам легко может прибавить.

Помните, что забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания. Наибольшее количество повторений требуется сразу же после ознакомления учащихся с новым материалом, т. е. в момент максимальной потери информации, после чего это количество повторений должно постепенно снижаться, но не исчезать полностью. Собственное воспроизведение материала учащимся целесообразно не приурочивать к моменту, непосредственно следующему за восприятием материала, а дать ему сначала несколько отлежаться. Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что наилучшее воспроизведение имеет по большей части место не непосредственно вслед за первым восприятием материала, а через некоторое время (2-3 дня) после него.

Интенсифицируя непроизвольное запоминание учащихся, не давайте прямых заданий или указаний: лучше заинтересуйте учащихся, время от времени «подогревайте» возникший интерес.

Не приступайте к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему.

Следите за логикой подачи учебного материала. Знания и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения.

Опирайтесь на установленный наукой факт: важной формой упрочения знаний является их самостоятельное повторение учащимися.

Следите за логикой обучения, ибо прочность знаний, логически увязанных между собой, всегда превышает прочность усвоения разрозненных, малосвязанных между собой знаний. Предоставьте возможность учащимся рассматривать материал с разных сторон, под разными углами зрения.

Так как прочность запоминания информации, приобретенной в форме логических структур, выше, чем прочность разрозненных знаний, закреплять следует знания, представленные в логически целостных структурах.

В практике обучения ещё нередко средством прочного усвоения знаний служит многократное повторение изложенного учебного материала. Однако опора преимущественно на механическое запоминание, без глубокого осознания внутренних закономерностей и логической последовательности в системе усваиваемых знаний,- одна из причин формализма в обучении. Запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связей материала, но и от отношения личности к нему (например, заинтересованность ученика в знаниях). Важным условием прочного усвоения знаний является правильная организация повторения и закрепления знаний. Наиболее прочно усваиваются знания, добытые самостоятельно, при выполнении исследовательских, поисковых, творческих заданий.

Мы часто сталкиваемся с такими терминами, как «знание», «умение», «навыки». Но никто не задумывался о том, что они имеют разное значение, хотя имеют тесную взаимосвязь между собой. Поговорим о них, о формировании умений и многом другом.

Это реализация на практике какого-либо действия в новых условиях, на основе полученных знаний и приобретенных навыков, как правило, с эффективным результатом.

Что такое умение? Обычно считают начальным этапом навыка. Но это заблуждение, безусловно, навык является его частью, и именно на нем и на знании базируется умение.

Невозможно качественно выполнить работу без определенных навыков и знаний. К примеру, взять десятилетнего юношу, который никогда не занимался профессионально хоккеем, а только играл с мальчишками на озере, но выпусти его на ледовую арену на настоящий матч, сможет ли играть в новых условиях? Конечно, нет. Не хватает опыта.

Если же начнет посещать секцию и наловчится, тренер сможет его выпускать на лед во время игры. Тут, главное, запомнить, что без целенаправленной работы ни знания, ни тем более навыки не будут формироваться.

Вершиной развития умения является мастерство. В продолжение нашего примера, мастер - это человек, который качественно выполняет свою работу на высшем уровне. Чтобы стать таким выдающимся хоккеистом, как Александр Овечкин, нужно трудиться упорно и до изнеможения.

Итак, теперь мы знаем, что такое умение. Оно формируется только в процессе деятельности, целенаправленной с применением усердия. Чтобы развить умение плавать, необходимо идти в бассейн и учиться этому.

Плавно переходим к тандему навыка и умения

Навык - это действие, которое выполняется в автоматическом режиме, для достижения поставленной цели. Тут следует отметить, что навыки и умение выступают в тандеме.

Умение отличается способностью при помощи знания обдумывать конкретную ситуацию, продумывать дальнейший план действий для достижения цели, координировать и следить за процессом выполнения. Умение подключает в работу все относящиеся сюда навыки индивида.

Простые умения за счет качественных тренировок превращаются в автоматизированные действия, и плавно переходят в навыки. А последние, в свою очередь, это машинально выполняемые действия без детального контроля. В связи с этим бытует мнение, что навык - это автоматически воспроизводимое умение. Поговорим о создании последнего.

Этапы развития

Формирование умений и навыков - процедура длительная, занимает много времени. Понадобится не год, самосовершенствоваться можно в течение всей жизни.

Определить уровень владения какого-либо действия учеником можно при помощи следующей классификации:

· Нулевая ступень. Обучающийся, вообще, не владеет действием. Умения также отсутствуют.

· Первая. Имеет понятие о характере действия, но без помощи учителя его не выполнит.

· Вторая. В состоянии выполнить самостоятельно, но только по образцу, подражая преподавателю и коллегам.

· Третья. Уже без посторонней помощи выполняет действие осознанно.

· Четвертая завершающая. Произошло удачное формирование навыков, действие осуществляется на автоматическом уровне.

Итак, мы рассмотрели этапы развития навыков и умений.

А что такое знание?

Навыки, знания и умения - тесно взаимосвязанная троица. Все логично, чтобы осуществить игровой, трудовой или учебный процесс необходимо обладать определенными знаниями в соответствующей области. Это информация, которой человек владеет на теоретическом уровне. Но имея определенный умственный багаж, не значит, что его с легкостью можно реализовать на практике. К примеру, первоклашки к концу учебного года знают как, и могут писать, но не владеют навыком письма. Как уже говорили выше, навыки и умение тесно взаимосвязаны. Для формирования последнего, нужно знать, каким способом действовать и понимать, что для этого необходимо.

Теперь мы знаем, что такое умение и знание, а навыки - это действия, которые выполняются на подсознательном уровне, то есть автоматически. Для этого нужно много раз повторять одно и то же упражнение, чтобы сформировать привычку осуществления данного действия.

Напоследок поговорим о саморазвитии

Люди обучаются в процессе всей жизни. Но как оказалось, большинство владеют знаниями без понимания. Оценить уровень навыков, знаний и умений можно только по результатам совершенного действия.

Допустим, знания учеников посредством тестов-опросов, рефератов и докладов проверяется поверхностно. В отличие от профессиональных знаний и умений, потому что в этом случае, их качество будет влиять на результат работы. Допустим, медики, авиаконструкторы, сварщики, инженеры-атомщики и другие специалисты, в руках которых оказываются судьбы живых людей, должны владеть мастерством безупречно и многократно проверяться экзаменаторами дол начала профессиональной деятельности.

Итак, еще раз поговорим об отличиях понятий. Знание - это просто информация, которая получена человеком без осознания, куда ее применить, без глубинного понимания процессов, которые происходят с применением этих знаний. Мы можем много знать, но не все уметь.

Знания необходимо научиться применять. И чем больше будет умений приобретено, тем лучше человек станет проявлять свою приспособленность в любой ситуации. А навыки - это другой более качественный уровень знаний и умений. Добиться мастерства можно только при помощи упорного труда. И еще, важно не сколькими умениями ты обладаешь, а какие в состоянии применить.

В русском языке до сих пор нет строгого разграничения между понятиями навык и умение. В интеллектуальной среде принято считать, что навыки являются более низкой категорией по отношению к понятию умений. А вот те, кто сталкивается с педагогической практикой, напротив, придерживаются мнения о том, что навык – это улучшенная степень умения овладения некими действиями.

Чем отличается навык от умения?

Как и содержание самих понятий, это вопрос довольно спорный. Одни ученые полагают, что умения – это способность осуществления деятельности на профессиональном уровне, а навыки лишь дают базу для формирования умений. Другие же ученые расставляют приоритеты иначе: умение в их понимании – лишь способность осуществлять операцию, которая предшествует навыку – более совершенной стадии овладения каким-то конкретным действием.

Есть и другая разница в значениях: навык – это нечто приобретенное в результате труда, работы над собой, а умение в некоторых случаях рассматривается как развитие природных склонностей и способностей. В настоящее время разница между умением и навыком размыта и не имеет четких границ.

Формирование навыков и умений

Навыки и умения человека могут находиться в процессе формирования (например, когда девушка выполняет растяжку, чтобы ) или быть сформированными (когда эта же девушка уже освоила такое действие и умеет садиться на шпагат). Главное здесь – качество действия, ведь можно сформировать и ошибочное умение, повторяя неправильно выполняемое действие.

Таким образом, сформированное умение или навык представляет собой действие, которое выполняется конкретным способом и с определенным качеством.

Жизненно необходимые умения и навыки

Изначально практические умения и навыки, которые относят к жизненно необходимым, ограничивали списком физических операций – ходьба, руками и т.д. Однако в наше время основные навыки и умения, которые пригодятся в жизни, гораздо более обширны. В их список смело можно включать коммуникативные качества, умение обращаться с электронной техникой и многое другое, без чего жизнь в современном обществе если не невозможна, то весьма затруднена. Впрочем, социальные умения и навыки во все времена считались значимыми.

Методы формирования умений и навыков

Способности, навыки, умения, знания – все это может приобрести человек в процессе учебной и развивающей деятельности. Сейчас бытует мнение о том, что обучение навыкам и умениям должно быть основано на дидактических принципах, но при учете отдельных особенностей каждой конкретной дисциплины. Методика, по которой человек получает навык, считается эффективной в том случае, если позволяет обеспечить достаточную глубину усвоения знаний.

Если рассматривать теорию, в которой навык – есть часть умения, то методика формирования умений отличается от методики формирования навыков:

Таким образом, формирование навыка – это доведение до автоматизма одного конкретного действия, а обретение умения – это способность анализировать ситуацию и выполнять последовательность действий, привлекая при этом какой-либо навык при необходимости. Например, если человек научился заводить машину и переключать скорости – это навык, а уверенно чувствовать себя на дороге и хорошо водить машину в целом – это уже умение.

Ключевые навыки в резюме — это, как правило, отдельный блок в резюме. В нем указывается то, что не вошло в описание должностных обязанностей в опыте работы, но важно для будущего работодателя. Речь идет о профессиональных навыках, т.е. важных для выполнения профессиональных обязанностей навыков. По-другому их можно назвать компетенциями. Компетенция — это некий навык, который, возможно, Вы и не применяли, но который Вы можете актуализировать в нужный момент.

Навыки показывают, что Вы умеете , а не то, какой Вы человек. Важно различать ключевые навыки и личностные качества. Распространенная ошибка — мешать навыки с личностными качествами и указывать, например, наряду с навыками ведения переговоров стрессоустойчивость, ответственность и т.п.

Ключевые навыки в резюме можно разделить на группы:

  • Коммуникативные навыки, навыки ведения переговоров, деловое общение;
  • Организаторские способности, навыки планирования, распределения ресурсов, ведения проектов;
  • Лидерские качества, навыки управления людьми;
  • Аналитические способности, генерация идей, стратегическое мышление;
  • Прикладные навыки; Навыки, специфические для той или иной профессиональной деятельности.

Ключевые навыки в резюме

Коммуникативные навыки:

  • Умение вести переговоры
  • Навыки разрешения спорных ситуаций
  • Навыки улаживания конфликтов
  • Претензионная работа с клиентами, работа с возражениями
  • Навыки публичных выступлений
  • Умение убеждать
  • Грамотная устная и письменная речь

Организаторские навыки:

  • Ведение проектов
  • Умение работать в режиме многозадачности
  • Стратегическое планирование
  • Бюджетирование

Лидерские навыки:

  • Руководство людьми
  • Мотивация сотрудников

Прикладные навыки:

  • Опытный пользовать ПК, знание MS Office
  • Ведение деловой переписки
  • Делопроизводство, кадровое делопроизводство
  • Знание иностранных языков
  • Знание законодательства, умение работать с правовыми базами
  • Знание ГОСТов, СНИПов
  • «Слепая» печать (русский, английский)

Как и в целом при , при указании ключевых навыков в резюме необходимо придерживаться принципа релевантности . Ключевые навыки должны соответствовать цели резюме. Не нужно указывать все свои навыки, вне зависимости от вакансии, на которую Вы претендуете. Укажите только профессионально значимые для конкретной вакансии навыки.

Используйте формулировки из описания вакансии. Это необходимо для того, чтобы Ваше резюме хорошо искалось рекрутером по фильтрам.

Структурируйте навыки в удобный для чтения список. Не переусердствуйте с перечислением большого списка навыков. Это может создавать впечатление формального подхода к составлению резюме и говорить о Вашем неумении вычленить главное.

Ключевые навыки в резюме: примеры

Ниже приведем примеры указания ключевых навыков из резюме соискателей, с указанием должности:

Координатор проектов

  • Управление проектами
  • Организация мероприятий
  • Навыки работы в команде
  • Работа с большим объемом информации
  • Бюджетирование
  • Ведение переговоров
  • Работа в режиме многозадачности
  • Опыт международных контактов

Руководитель отдела продаж

  • Управление продажами
  • Управление персоналом
  • Поиск и привлечение клиентов, активные продажи
  • Навыки продаж
  • Ведение переговоров
  • Аналитика продаж
  • Организаторские навыки

Директор по логистике

  • Управление персоналом, мотивация, аттестация
  • Организаторские навыки
  • Складская, транспортная логистика, ответственное хранение
  • Управление затратами
  • Опыт взаимодействия с разрешительными органами
  • Опыт взаимодействия с государственными контролирующими органами
  • Управление проектами

Продавец-консультант

  • Навыки продаж
  • Знание кассовой дисциплины
  • Мерчандайзинг
  • Работа в команде
  • Умение обучать других людей
  • Опытный пользователь ПК

Главный бухгалтер

  • Опыт ведения нескольких юридических лиц одновременно;
  • Бухгалтерский и налоговый учет, отчетность
  • Валютные операции
  • Знание бухгалтерского, налогового, трудового законодательства
  • Опыт прохождения проверок (камеральные, выездные, встречные)
  • Опыт восстановления бухгалтерского учета

Специалист по ВЭД